Агроэкологический мониторинг — студенческий портал

Организаторы, руководители, партнеры, координаторы проекта

  • Научно-образовательный общественно-просветительский проект «Экологический патруль» разработан следующими организациями:
Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр»
ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»
  1. при участи:
Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (химического и биологического факультетов)
Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Фонда поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие»
Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Фонда технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий»
Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского

при поддержке:

Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Министерства просвещения Российской Федерации
Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Проект реализуется ФДГБОУ ДО ФДЭБЦ совместно с партнерами в научной, образовательной, педагогической, общественной и природоохранной областях::

Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Общероссийская общественная организация по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество»
Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество»
Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского
Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие»
Фонд технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий»

Кординаторы проекта: Севастьянов Никита Сергеевич, +7(985)078-30-04 Колобов Михаил Юрьевич, +7(903)765-53-80

E-mail для отправления заявок и решения вопросов: eco-patrol@ecobiocentre.ru

Актуальность проекта

  • Актуальность реализации Проекта обусловлена следующими факторами:
  • • продолжающееся ухудшение экологической ситуации как в России,так и во всем мире; • необходимость развития системы природоохранных мероприятий, проводимых государством и бизнесом;
  • • растущая заинтересованность молодежи школьного возраста в мероприятиях по сохранению состояния окружающей среды, развитию тенденций по его изменению, предотвращению нарушений экологической ситуации.

Цели и задачи проекта

Основные цели Проекта

• формирование экологически ответственного мировоззрения у подрастающего поколения, активной гражданской позиции, развитие навыков командного взаимодействия в области экологического мониторинга с одновременным освоением навыков использования современного научного оборудования; • формирование общероссийской высокоинтеллектуальной научно-педагогической среды, позволяющей получать современные достоверные и качественные знания в области экологии, навыки в работе с современным оборудованием, а также формировать экологически акцентированное мировоззрение; • повышение результативности контроля актуального состояния окружающей среды на местах проживания участников за счет вовлечения широких кругов молодежи школьного возраста в процесс экологического мониторинга.

Основные задачи Проекта

• повышение у обучающихся уровня знаний, умений и навыков пользоваться современным инструментарием в области экологических исследований; • объединение усилий молодежи школьного возраста, педагогического и научного сообщества, исполнительных органов власти (федерального и регионального уровней), органов местного самоуправления и общественности в решении проблем охраны окружающей среды; • организация систематического наблюдения за окружающей средой для определения ее изменений, а также степени влияния на нее деятельности человека в местах проживания участников; • получение информации первичного уровня о состоянии окружающей среды, которая может служить основанием для более тщательных исследований выявленной проблемы специалистами, • межведомственное и сетевое взаимодействие и партнерство между образовательными, научными, общественными и некоммерческими организациями, контрольно-надзорными организациями в области охраны окружающей среды, исполнительными органами власти регионального, федерального уровней и органами местного самоуправления; • выявление, информационная поддержка, обучение и продвижение детей и молодежи, проявляющих интерес к научно-исследовательской и общественно-просветительской деятельности в области экологии.

Сроки реализации, этапы проекта

Сроки реализации, этапы проекта

Название Содержание Сроки
Этап 1 Подготовительный Подготовка региональными операторами документов и подача заявок на участие в Конкурсе по определению пилотных регионов для участия Август-сентябрь 2019
в Проекте
Этап 2 Конкурсный Отбор пилотных регионов для участия в реализации Проекта сен.19
Этап 3 Первый этап реализации проекта Подготовка методическими коллективами региональных операторов образовательных программ по Проекту май.20
Подготовка набора оборудования авг.20
Этап 4 Второй этап реализации проекта Поступление оборудования региональным операторам в пилотных регионах сен.20
Подготовка региональными операторами документов (для регионов, не попавших список пилотных площадок реализации проекта) Осень 2020
Этап 5 Основной этап реализации проекта Реализация проекта на территории всех субъектов Российской Федерации сен.21

Функции федеральных операторов

Функции федеральных операторов

• Управление проектом на федеральном уровне; • Обеспечение взаимодействия участников Проекта с федеральными органами власти; • Организация консультаций и вебинаров для региональных операторов Проекта, подготовка методических коллективов РРЦ к реализации Проекта; • Формирование экспертного сообщества для обеспечения Проекта программно-методическим комплексом; • Разработка и производство универсального измерительного набора для проведения школьного экологического мониторинга для дальнейшего распространения и использования участниками для участия в Проекте; • Создание цифровой платформы Проекта; • Проведение итоговых всероссийских мероприятий для участников Проекта.

Функции региональных операторов

Функции региональных операторов

• Подача материалов заявки РРЦ на участие в конкурсе по определению пилотных регионов; • Содействие взаимодействию участников экологического мониторинга в регионах; • Проведение обучающих семинаров, вебинаров по вопросам организации реализации и содержания Проекта в целях подготовки педагогических коллективов; • Подготовка методическими коллективами региональных операторов проекта образовательных программ по проекту;

Целевые показатели

Целевые показатели

Вовлечение в Проект за 2 года в 2019-2021 гг.

не менее 50 000 молодежи школьного возраста, не менее 1000 педагогов из не менее 20 пилотных субъектов Российской Федерации с дальнейшим охватом не менее 83 субъектов в 2021-2022 годах реализации Проекта, а также их ознакомление с методиками современных экологических исследований с помощью: • знакомства с экспозициями экологической направленности (музеи, океанариумы, экологические лаборатории) — 50 000 молодежи участников школьного возраста; • участия в тематических образовательных программах, дистанционного прослушивания лекций и мастер-классов — не менее 20 000 молодежи школьного возраста; • участия в тематических экологических конкурсах — не менее 30 000 молодежи школьного возраста; • занятий в профильных эколого-биологических объединениях, в том числе на базе региональных ресурсных центров развития естественнонаучной направленности дополнительного образования (РРЦ) – не менее 10 000 молодежи школьного возраста; • участия в профильных тематических сменах по реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности в ВДЦ «Смена» и ВДЦ «Орленок» молодежи школьного возраста — не менее 500.

Читайте также:  Дизельный двигатель - как работает устройство и популярные производители

Источник: https://ecobiocentre.ru/monitoring/

Как стать агроэкологом? Агроэкология как наука, особенности её изучения

Профессия агроэколог становится все популярнее с каждым годом благодаря растущему спросу на фермерские продукты и здоровый образ жизни в целом.

По мере ухудшения показателей окружающей среды люди ищут возможности для сохранения флоры и фауны хотя бы в сегодняшнем состоянии, мечтая дышать чистым воздухом и употреблять в пищу здоровые фрукты и овощи.

Именно этот тренд на натуральность сделал данную профессию еще привлекательнее для абитуриентов, а получивших ее специалистов — в разы востребованнее.

Что представляет собой агроэкология?

Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал

В современном понимании агроэкология — это наука, основной целью которой является охрана и научное обоснование рационального использования земли и других природных ресурсов для сохранения почвы, воды и воздуха в чистоте.

Основные задачи науки:

  • · Рассмотрение вопросов экологизации земледелия;
  • · Поиск возможностей для рационального проведения мелиоративных и агротехнических мероприятий;
  • · Решение проблем ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
  • · Создание инструментов для получения качественной растениеводческой продукции;
  • · Совершенствование решений для воспроизводства плодородия почвы;
  • · Агроэкологический мониторинг и так далее.

Представители данной профессии обладают навыками для разработки рациональных систем воспроизводства плодородия почвы в разных природных и экономических условиях и как итог — получения качественной продукции растениеводства. Также дипломированные специалисты будут заниматься проведением агроэкологических экспертиз и даже формированием экологической политики в АПК.

Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал

Опыт работы и личные качества, необходимые специалисту, чтобы состояться в профессии

Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал

Опыт работы для агроэколога играет такую же роль, как и для представителей других профессий агропромышленного комплекса. Современные предприятия АПК с большим энтузиазмом сотрудничают с агроэкологами, имеющими внушительный стаж. Но это вовсе не означает, что новичок на рынке труда, только окончивший институт агроэкологии, не сможет найти себе работу. Большое внимание работодатели уделяют еще и личным качествам соискателей. Добиться успехов на этом поприще больше шансов имеют абитуриенты, обладающие следующими чертами характера:

  • · Аналитический склад ума;
  • · Наблюдательность;
  • · Хорошая долговременная память;
  • · Ответственность;
  • · Аккуратность;
  • · Работоспособность и внутренняя дисциплина;
  • · Умение работать в команде;
  • · Стрессоустойчивость.

Большое значение имеет для будущего студента увлеченность живой природой и понимание стоящих перед агроэкологами задач.

Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал

Получив диплом высшего учебного заведения, выпускники могут строить карьеру как в госудрственных структурах — Росприроднадзоре, Минсельхозе, Минлесхозе, так и на промышленных предприятиях.

Как изучить законы агроэкологии и стать дипломированным специалистом?

Получить необходимые для трудоустройства знания, изучить законы агроэкологии и попробовать себя в профессии в рамках производственной практики, можно в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии.

Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал

Поступить на факультет почвоведения, агрохимии и агроэкологии в НГСХА можно, набрав минимум 99 баллов по результатам ЕГЭ.

Также академия предоставляет возможность зачисления без вступительных испытаний победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, а также другим категориям абитуриентов.

Подробная информация о том, кто еще может быть приравнен к лицам, получившим за тесты ЕГЭ максимальное количество баллов, содержится на сайте вуза.

Источник: https://www.VgorodeN.ru/vuzy/professiya/sohranit-zemlyu-dlya-potomkov-i-nakormit-sovremennikov-chto-eshhe-mozhet-agroekolog

Агроэкологический мониторинг и геоинформационные технологии

Группа агроэкологического мониторинга и геоинформационных технологий

Подробности

Опубликовано: 28 января 2016

Просмотров: 2381

В Фаберлик я зарегистрировалась через этот сайт, а диеты для похудения беру отсюда

Отдел агрохимического, агроэкологического мониторинга почв Группа агроэкологического мониторинга и геоинформационных технологий
Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал

  • Начальник отдела
  • Павлюченко Владимир Васильевич
  • Тел: (8112) 67-30-91, каб. 22
Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Руководитель группы Трокачевский Илья Степанович Тел. (8112) 67-30-91, каб. 25 Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал Главный агрохимик Логинова Людмила Федоровна Тел. (8112) 67-30-91, каб. 25

Группа агроэкологического мониторинга и геоинформационных технологий входит в состав отдела агрохимического, агроэкологического мониторинга почв.

 Земли Псковской области сложены в основном разновидностями дерново-подзолистых и дерново-глеевых почв. Это определяет множество проблем, с которыми сталкиваются люди, работающие на этой земле.

Дерново-глеевые почвы нуждаются в грамотной мелиорации, без осушения на них сложно получить хороший урожай, а в сырой год поля могут стать недоступными для сельскохозяйственной техники.

Дерново-подзолистые почвы закисляются, легко промываются, бедны гумусом и, соответственно, слабо удерживают питательные вещества, особенно калий, невозможно заправить почву впрок. Эти земли необходимо заправлять органикой, производство и вывоз которой сейчас резко упали.

Их нужно известковать, эффект известкования долговременный: кроме прямого уменьшения кислотности почвенные кальций и магний помогают удержанию гумуса и, соответственно, общему повышению продуктивности земель.

В 70-80 годы Псковская область характеризовалась довольно высоким уровнем химизации, активно проводилось известкование и фосфоритование земель, было получено значительное улучшение агрохимических свойств полей. Это позволило после ухода государства из программ повышения почвенного плодородия избежать резкого падения продуктивности почв.

Однако сейчас, по результатам наших исследований ухудшение уже четко прослеживается, например, в Псковском районе по данным двух последних пятилетних туров обозначилось повышение площади кислых почв на пашне с 14,8% до 19,3 %, бедных калием площадей с 49% до 54,3%.

Наиболее тяжела ситуация по обеспечению пашни калием, так как он слабо удерживается нашими почвами и очень легко вымывается.

Сложность рельефа и гидрологических характеристик наших полей, пестрота почвенных разновидностей определяют и пестроту агрохимических характеристик.

На наших землях невозможно вести грамотное, экономное хозяйство, применяя удобрения и другие агромелиоранты по старинке, «на глазок».

При нынешней цене на удобрения агрохимическое обследование, которое может провести наша станция, окупается очень быстро, если хозяйство реально вкладывается в землю – за один год (стоимость обследования одного гектара Ваших полей — 5 кг азофоски).

По результатам обследования мы можем сделать для Вас расчет потребности в удобрениях для каждого поля под определенные культуры. Грамотное дозированное внесение удобрений гарантированно поможет Вам значительно сэкономить средства.

Знания реального состояния Ваших полей поможет выбрать оптимальный вариант размещения культур, например, выбрать под посев люцерны и клевера земли с высоким рН, что поможет избежать выпадения посевов и необоснованных трат на обработку исходно непригодных земель.

  1. Услуги группы:
  2. — Разработка проектов рационального использования удобрений.
  3. — Проведение консультаций по эффективному использованию земли для сельскохозяйственных предприятий и садоводов.
  4. — Разработка проектов известкования и фосфоритования сельскохозяйственных угодий.
  5. — Проведение почвенной и растительной диагностики минерального питания растений.
Читайте также:  Принципы воспитания - студенческий портал

Источник: http://agrohimpskov.ru/index.php/uslugi/laboratoriya-agroekologicheskogo-monitoringa-pochv

Агроэкологический мониторинг

Р Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал исунок 5. Курганская область на карте России

Р Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал исунок 6.Ульяновская область на карте России

Уменьшение площадей пашни в Курганской и Ульяновской областях, по-видимому, можно объяснить тем, что обе эти области расположены на территориях, где интенсивно происходит загрязнение почвы химическими поллютантами, внесение чрезмерного количества средств химизации и, как следствие, снижение почвенного плодородия (рис 5,6). В других областях, где продолжается, хотя и менее интенсивно, процесс уменьшения количества пахотных земель также связано, по-видимому, с острой экологической ситуацией.

Заключение

Агроэкологический мониторинг является важной составляющей частью ЕГСЭМ.

Благодаря сведениям, получаемых в результате работы этой системы, можно выявить негативные процессы и явления, протекающие в агроэкосистемах, установить их причины и своевременно остановить их дальнейшее развитие.

При слаженной работе системы агроэкологических наблюдений процесс выявления нарушения, принятия решения по его устранению и реализация мероприятий на практике дает хорошие и своевременные результаты.

В России на данный момент целостной системы наблюдения и контроля за состоянием агроценозов нет:

  • информация не всегда точна и своевременна;
  • несмотря на обилие всевозможной информации, отсутствует структура быстрого принятия решений и своевременного устранения источника негативного воздействия и самого воздействия;
  • отдельные этапы проведения агроэкологического мониторинга не всегда согласованы между различными структурами, осуществляющими их. Поэтому получаемые данные не всегда состыковываются.

В ходе работы было выявлено, что наиболее сложная экологическая обстановка — на территории юга России, в черноземной зоне.

Был проведен анализ изменения площадей пашни в южных регионах России. На его основе можно сделать вывод о том, что наблюдается связь между сокращением числа пахотных площадей и загрязнением окружающей среды.

В районах с острой экологической ситуацией загрязненные и нарушенные земли все меньше используются для нужд сельского хозяйства. Для черноземных почв юга России эта проблема имеет наиболее острый характер.

Поэтому именно этот регион нуждается в проведении наиболее тщательного контроля за состоянием агроценозов и почв в частности, в разработке мер по снижению антропогенной нагрузки на эти земли.

В этом регионе необходимо осуществлять не только стационарные наблюдения, но и маршрутный мониторинг периодичностью 1-3 раза за вегетационный период для наиболее репрезентативного отражения динамики и скорости развития негативных процессов.

Тогда, возможно, меры по снижению конкретных антропогенных нагрузок на определенные агроландшафты будут приниматься быстрее и эффективнее, что в последствии действительно приведет к более эффективному управлению агроэкосистемами.

Список использованной литературы

  1. В. А. Черников, Р. М. Алексансин, А. В. Голубев и др. Агроэкология. Москва, Колос 2000.

  2. Защитное лесоразведение в Среднем Поволжье: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Поволжской агролесомелиоративной опытной станции, п. Березки Самарской обл., 23 – 24 июня 2005 г. / ВНИАЛМИ. – Волгоград, 2005

  3. Статистические материалы и результаты исследований развития АПК России, М., РАСХН, 2006

  4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году, Министерство экономического развития РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Москва, 2009

  5. журнал «Аграрное обозрение», июнь-июль 2009 г.

  6. http://science.viniti.ru

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/68906-5-169838.html

Основу системы наблюдений за состоянием почв в России составляют Государственная система наблюдений за состоянием окружающей среды  и агроэкологический мониторинг.

Базой Государственной системы наблюдений являются подразделения Росгидромета — сеть пунктов, проводящих следующие наблюдения, приуроченные преимущественно к городам и промышленным предприятиям: —приземные метеорологические;

Агроэкологический мониторинг - Студенческий портал —гидрологические; —аэрологические; —морские гидрометеорологические; —агрометеорологические; —за уровнем загрязнения атмос- феры, РІРѕРґ суши, РјРѕСЂСЃРєРёС… РІРѕРґ, В В В  почвы Рё снежного РїРѕРєСЂРѕРІР°; —метеорологические радиолокационные; —за атмосферным электричеством; —озонометрические; —радиометрические; —геомагнитные; — фоновый маниторинг РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды.

 Для  оценки  современного состояния  и прогноза изменения  уровня загрязнения природных сред  в  районах,  удаленных от  антропогенных  источников загрязнения  на расстояние более 100 км  (фоновые  районы),  в  80–90-х гг. прошлого  столетия  на  основе межведомственных  соглашений  на территории бывшего СССР  была  создана  система станций  комплексного  фонового мониторинга  в  Центральнолесном,  Приокско-Террасном,  Кавказском,   Сихотэ-Алинском,  Астраханском,  Воронежском, Баргузинском,  Саяно-Шушенском  и  Алтайском  заповедниках.  Сеть станций  комплексного  фонового мониторинга и региональные  аналитические лаборатории  Росгидромета выполняют определение  в  пробах  воздуха, осадков, почв,  вод и биоты,  содержания  тяжелых металлов, соединений серы и азота, хлорорганических соединений, канцерогенных полиароматических углеводородов, а также оценивают некоторые другие параметры, характеризующие фоновое состояние природной среды.

Система агроэкологического мониторинга включает закладку реперных участков в зоне земледелия с учетом всех природноклиматических и производственно-технологических условий для выявления многообразия факторов, определяющих степень плодородия и степень загрязнения почв сельскохозяйственных угодий и влияющих на сельскохозяйственное производство.

Реперный (контрольный) участок — это поле (часть поля) или отдельно обрабатываемый участок, площадью не менее 4 га и не более 40 га, типичный для данного региона.

Он отражает преобладающий почвенный покров, историю землепользования, интенсивность и характер применения средств химизации, проведения мелиоративных мероприятий.  

На реперных участках проводятся наблюдения по следующим направлениям: —агроклиматический мониторинг (9 показателей); —агрохимическое обследование (содержание макро- и микроэлементов — 19 показателей); —агроэкологический мониторинг (содержание тяжелых металлов, пестицидов — всего 29 показателей); —определение уровня урожайности и его качества (24 показателя); —радиологическое обследование; —мониторинг состава атмосферных осадков, грунтовых и поверхностных вод; —изучение миграции химических элементов и загрязняющих веществ по профилю почв до глубины 1 м.               

Все агрохимические и агроэкологические показатели определяются сразу после закладки реперного участка и в дальнейшем один раз в 5 лет. Ежегодно  собирается информация о внесении органических и минеральных удобрений и химических мелиорантов на участке.

Читайте также:  Социализация личности - студенческий портал

Источник: https://xn--80aaaa1bhnclcci1cl5c4ep.xn--p1ai/cd2/308/308.html

Агроэкологический мониторинг

Определение 1

Агроэкологический мониторинг – это комплексное наблюдение за состоянием среды и компонентами сельского хозяйства.

Цель – создание экологически сбалансированных агроценозов на основе правильного использования и последующего воспроизводства ресурсного потенциала в сельском хозяйстве.

Определение 2

Агроэкосистема – территориальная система включающая сельскохозяйственное производство.

К задачам агроэкологического мониторинга относятся:

  • Наблюдение за состоянием системы;
  • Получение своевременной информации по набору показателей, характеризующих основные компоненты системы;
  • Оценка и анализ выходной информации;
  • Прогноз изменений состояния агроценоза на будущее;
  • Разработка рекомендаций и проведение консультирования;
  • Предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  • Нацеленность на эффективность агросистем.

Принципы мониторинга:

  • Комплексность – контроль за базовыми показателями, отражающими особенности контролируемой системы (показатели ранней диагностики, сезонных изменений, краткосрочных колебаний);
  • Непрерывность – строгая периодичность наблюдений с учетом определенных темпов и интенсивности изменений;
  • Единство – взаимоувязка целей и задач разными специалистами;
  • Системность – параллельное исследование компонентов (воздух, вода, животное, человек);
  • Достоверность – высокая точность получаемых данных;
  • Одновременность – совмещение результатов наблюдения за системами различных экологических зон.
  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Структура агроэкологического мониторинга

  1. Почвенный мониторинг включает последовательное наблюдение за состоянием почвенного покрова, оценку изменений и прогнозирование, обоснованные рекомендации по регулированию почвенного режима. Исследования необходимо проводить каждые 5 лет. Почвенный мониторинг позволяет повысить плодородие сельскохозяйственных земель, исключить или снизить вероятность заболачивания, орошения и эрозии почвенного покрова.
  2. Мониторинг растительности позволяет фиксировать и анализировать сведения по производительности сельскохозяйственных культур: накопление биомассы, формирование поверхности листьев, оптическая характеристика и пр. Выращивание экологически безопасной продукции в условиях накопления тяжелых металлов в почве требует изучения их баланса и расходных показателей (вымывание фильтрующимися и поверхностными водами, вынос растениями и др.).
  3. Водный мониторинг позволяет проводить анализ воды как по химическим так и по биологическим показателям. В связи с повышенным антропогенным влиянием вода может накапливать нитриты, пестициды, тяжёлые металлы и пр., являясь основным фактором экологического риска. Так, наличие в водно-воздушной среде окислов серы и азота влияет на риск выпадения кислотных дождей.
  4. Микробиологический мониторинг опирается на изучение микрофлоры почвы, которая непосредственно связана с ее плодородием. Такой мониторинг нацелен на получение информации по основным параметрам биологических свойств почвы, проведение комплексной оценки соответствия отраслевым нормам и прогнозирование эволюционного развития микрофлоры под воздействием антропогенеза.
  5. Эколого-токсикологическая оценка агроэкосистем учитывает территориальные особенности, вероятностные метеорологические условия, возможность загрязнениями выбросами, химический анализ вышеперечисленных структурных элементов. Для ряда регионов обязательным требованием при определении набора показателей для проведения эколого-токсикологической оценки является гаммаспектрометрия и радиометрия образцов почв, вод и растений.

Источник: https://spravochnick.ru/ekologiya/ekologicheskiy_monitoring_ekologicheskaya_diagnostika_sostoyaniya_okruzhayuschey_sredy/agroekologicheskiy_monitoring/

Авторская магистерская программа: "Агроэкология"

  • Специализация:
  • «Агрохимия» (020710)
  • Руководитель программы:

Клавдий Георгиевич Крейер, к.б.н., доцент кафедры агрохимии E-mail: bityutskii@mail.ru

Авторы программы:

Клавдий Георгиевич Крейер, к.б.н., доцент кафедры агрохимии

Игорь Градиславович Лоскутов, д.б.н, профессор кафедры агрохимии

Аннотация программы

Агроэкология изучает закономерности функционирования агроэкосистем. Аннотируемая образовательная программа направлена на ознакомление слушателей с вопросами структурной организации и функционирования агробиогеоценозов, а также путей управления ими.

Основное внимание уделяется рассмотрению теоретических и практических аспектов адаптивно-ландшафтной стратегии интенсификации и экологизации земледелия, вопросов комплексного использования почвенного покрова и рационального осуществления мелиоративных, культуртехнических и агротехнических мероприятий.

Обсуждаются проблемы разработки ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур, способов получения качественной растениеводческой продукции, эффективных путей воспроизводства плодородия почвы, методов агроэкологического мониторинга. Затрагиваются вопросы использования для решения этих задач методов имитационного математического моделирования.

В реализации программы принимают участие сотрудники кафедры агрохимии и кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ, сотрудники ряда институтов РАСХН (Агрофизического Защиты растений, Растениеводства, Сельскохозяйственной микробиологии) и Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН.

Программа направлена на подготовку специалистов широкого профиля, способных для различных природных и экономических условий разрабатывать рациональные системы воспроизводства плодородия почвы и способы получения качественной растениеводческой продукции, внедрять и совершенствовать системы агроэкологического мониторинга, проводить агроэкологическую экспертизу, формировать экологическую политику в агропромышленном комплексе (АПК), решать задачи обеспечения устойчивого функционирования агроэкосистем. Вероятными местами трудоустройства выпускников магистратуры по данной программе могут быть: научно-производственные учреждения АПК, экологические и природоохранные организации, высшие и средние специальные учебные заведения, специализированные колледжи и лицеи.

  1. Максимальное количество студентов, принимаемых на данную программу, – пять(5) человек.
  2. Общие курсы и обязательные спецкурсы Программы
  • Методология современного почвоведения. Апарин Б.Ф. 34 ч.
  • Компьютерные технологии в науке и образовании. Чуков С.Н., Семенова Н.Н. 26 ч.
  • Математические модели в почвоведении и агрохимии. Семенова Н.Н. 60 ч.
  • Теория почвообразовательного процесса. Апарин Б.Ф. 52 ч.
  • Биологические процессы в почвах. Банкина Т.А. 26 ч.
  • Cовременные проблемы агроэкологии. Крейер К.Г., Лоскутов И.Г. 34 ч.
  • Биохимия гумусообразования. Чуков С.Н. 34 ч.
  • Основы агроэкологии. Крейер К.Г., Лоскутов И.Г. 34 ч.
  • Агрохимия азота (спецглавы). Банкина Т.А. 26 ч.
  • Агрохимия фосфора и калия (спецглавы). Крейер К.Г. 34 ч.
  • Почвенно-экологический мониторинг. Орлова Е.Е. 34 ч.
  • Агроэкологический мониторинг. Крейер К.Г. 16 ч.
  • Моделирование поглощения элемент. питания растениями.. Крейер К.Г., Семенова Н.Н. 34 ч.
  • Cельскохозяйственное ресурсоведение. Лоскутов И.Г. 26 ч.
  • Состояние и развитие АПКРоссии. Орлова Н.Е. 34 ч.
  • Процессы гумусообразования в окультуренных почвах. Орлова Н.Е. 34 ч.
  • Биотехнологии в сельском хозяйстве. Банкина Т.А. 26 ч.
  • Продуктивность агроэкосистем. Банкин М.П. 26 ч.
  • Оптимизация агрохимического состояния почв. Крейер К.Г. 16 ч.

Основные спецпрактики

  • Методы изучения органического вещества почвы. Орлова Н.Е. 34 ч.
  • Спецпрактикум по гидрохимии. Крейер К.Г. 34 ч.
  • Спецпрактикум по агрохимии. Крейер К.Г., Якконен К.Л., 26 ч.

Источник: https://bio.spbu.ru/education/magister/priem/id36_agro1.php

Ссылка на основную публикацию