Аморейские и арамейские племена и государства в Сирии: самые загадочные люди и история

Сирия — это государство на Ближнем Востоке. На юго-западе его соседями являются Ливан и Израиль, на юге Иордания, на востоке Ирак и на севере Турция. История сирийской цивилизации начинается, как минимум, в IV тысячелетии до нашей эры. Археологи доказали, что Сирия являлась колыбелью большинства древних цивилизаций мира.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Аморейские и арамейские племена и государства в Сирии - Студенческий портал

Глиняная табличка из архива Эблы

Сирия очень древняя страна, большую часть ее территорий занимали пустыни и полупустыни. Лишь на севере можно было найти небольшие полоски плодородной земли и оазисы на юге.

Бурная горная река Оронт играла большую роль в жизни населения. Она несла свои воды с юга на север, а благодатные земли ее долины были очень плодородными.

Именно в этом крае произрастало много виноградников, оливковых рощ, много было хлебных полей.

Древняя Сирия входило в число тех регионов, где впервые появилось скотоводство и земледелие. Ко всему прочему, именно через Сирию проходили караванные пути, которые соединяли Месопотамию, Египет, Малую Азию и Аравию. Страна постоянно подвергалась нападениям соседей, которые хотели перехватить пути международного торгового обмена.

Египет, Шумер, Аккад, Хеттское царство и Митанни периодически распространяли свою власть на Сирию. Эти государства выступали препятствием для образования здесь крупных самостоятельных государств. Замедлили развитие цивилизации в данном регионе и бесконечные вторжения кочевых племен из степей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Алгоритмизация: понятие алгоритма, свойства и способы описания

Оценим за полчаса!

Однако уже со второй половины III тысячелетия до нашей эры Северная Сирия была известна как один из самых цивилизованных очагов Восточного Средиземноморья.

Цивилизацию Древней Сирии составляли семитоязычные кочевые и полукочевые племена амореев и арамеев. Вперемешку с ними жили и несемитские племена хурритов, которые пришли в Сирию из Закавказья.

Аморейские и арамейские племена и государства в Сирии - Студенческий портал

Уже в VI веке до нашей эры жители Сирии выращивали ячмень, пшеницу, разводили коров, коз и овец. На этой территории изготавливали и темнолощеную и красную посуду. Украшали ее несложным орнаментом, подмешивая в глину песок или крупную солому.

В V веке до нашей эры на культуру северных областей Сирии оказала сильное влияние Месопотамская цивилизация. Начинает развиваться металлургия и обработка металла, появляются изделия из меди, золота и серебра: дротики, кинжалы, булавки.

Даже в изготовлении посуды местные гончары подражали месопотамским мастерам. В IV веке до нашей эры стали пользоваться гончарным кругом и печами для обжига. На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры в Северной Сирии активно развивалась торговля.

Именно это способствовало появлению поселений городского типа. Образовалась цивилизация.

Первые города-государства в Сирии появились в середине III тысячелетия до нашей эры. К середине II тысячелетия до нашей эры выделились такие значительные города как Ямхад, Эбла, Алалах, Картхемиш, Катна, Дамасское царство, Амурру.

Уже в 2400-2500 годах до нашей эры огромная Семитская империя с центром в Эбле простиралась от Красного моря до Закавказья. Маликум (правитель) Эблы, он же жрец богини плодородия, правил не единолично. Ему помогали 2-3 советника и чиновники-администраторы.

Жил царь-жрец во дворце, который был расположен на холме цитадели. Вход во дворец был с небольшой площади, которая была обнесена лоджиями. Под одной из лоджий находился постамент, предположительно, для кресла маликума. Именно здесь он принимал послов и иноземных купцов.

Эбла была крупнейшим центром международной торговли. В основном торговлю она вела с городами Месопотамской цивилизации. Хозяйство города полностью принадлежало государству.

Местные жители должны были поставлять во дворец все, что производилось на территории государства, включая скот, муку, зерно, виноград, бобы, шерсть, оливки, молочные продукты, кожу и т.д.

Кстати, язык Эблы считается самым древним из всех семитских языков. В библиотеке Эблы, которая была обнаружена в 1975 году, было найдено более 17 тысяч глиняных табличек.

Все они посвящены промышленности, сельскому хозяйству и искусству. Что касается ремесел Эблы, то ведущими считались такие как обработка дерева, слоновой кости, жемчуга.

До сих пор даже эти отрасли промышленности процветают в Сирии.

Примерно три века город Эбла был независим. Однако уже в XXIII веке до нашей эры Эблу разрушил Нарам-Суэн Аккадский. В результате Северная Сирия оказалась под властью Шумера и Аккада.

После того, как Эбла была разрушена, появилось сильное государство Ямхад. Расцвет Ямхада совпал с правлением знаковой фигуры древневосточных цивилизаций — вавилонского царя Хаммурапи. Господство Ямхада простиралось до северных выходов к Средиземному морю и перевалов, которые вели в Малую Азию.

Ямхад подчинил себе город Каркемиш, заключил мир с городом Кашной. Не совсем ясно, каковы были отношения Ямхада и племен гиксосов, которые вторглись в Сирию из районов Палестины в XVIII веке до нашей эры.

Однако гиксосы сравнительно недолго правили на этих территориях, но и могуществу Ямхада положили конец.

В Северной Сирии усилились племена хурритов, которые пришли на эту территорию с гор. Обычно местные правители из хурритов создавали военные отряды. Однако хурриты стали захватывать власть и создавать свои династии. В результате постоянных войн в Сирии широко распространилась колесница, запряженная конями. Кроме того, часто использовалась тактика колесничного боя.

Развитие Сирии было нарушено одним из величайших открытий финикийцев: окраска шерсти пурпуром, который добывался из моллюсков. В результате возрос спрос на некрашеную шерсть, которую как раз и поставляли скотоводческие районы Сирии.

Однако города Сирии так и не смогли достичь своего расцвета, потому что в 1600 году до нашей эры началось египетское завоевание, которое потом сменилось хеттским. В конце II тысячелетия до нашей эры из степей в Сирию стали продвигаться арамеи — западносемитские племена скотоводов.

Не прошло и двух столетий, как в Сирии поменялся язык. Коренное население стало переходить на арамейский язык, занявший место аморейского и ханаанского. Уже на протяжении I тысячелетия до нашей эры этот язык стал международным. На нем общался весь Ближний Восток, вплоть до Египта, Малой Азии и Индии.

В Сирии образовалось два центра развития: город-государство Каркемиш и Дамасское царство в Южной Сирии.

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevniy_mir/siriya.html

Арамеи — самые загадочные люди

Арамеи населяли территорию Сирии и Ирака до момента прихода арабов, которые были завоевателями и сумели установить свое господство. Сегодня арамеи являются потомками того древнего народа и живут в Израиле, Сирии и Турции. Этот народ относится к малочисленным.

Название

Слово арамеи, которое буквально звучало как арим, можно перевести как «кочевники». Впервые упоминание о них появилось в 3 тысячелетии до нашей эры.

Численность

В настоящий момент число арамеев трудно подсчитать. Дело в том, что их потомками являются также арамейцы. Большинство историков полагает, что количество арамеев не превышает 5000 человек.

История

Развитие арамеев пришлось на период упадка Месопотамии. Изначально арамеи представляли собой небольшие племена, совершавшие набеги на жителей Месопотамии и Ханаана. Из-за малого количества информации историкам приходится восстанавливать сведения об арамеях по косвенным источникам, в том числе клинописи и библейским текстам. В Библии рассказывается о взаимоотношениях арамеев и евреев. Больше точной информации об арамеях появляется со второй половины 2 тысячелетия до нашей эры. Ассирийцы писали, что образ жизни арамейских кочевников похож на тот, который характерен для бедуинов. Среди них было много воинственных племен, которые успешно захватывали все новые территории. Однако у них отсутствовали организаторские способности. Захватив земли, они не создавали новые структуры, не вводили регулирование. Им также с трудом удавалось держать контроль в собственных малых царствах. Это привело к дальнейшему усилению Ассирии, которая в 10 веке до нашей эры решила вернуть свои владения. Ассирийские воины с успехом зачищают территории Месопотамии, расправляясь с захватчиками. Царства арамеев одно за другим оказываются разгромлены ассирийскими царями. Затем пришел черед других арамейских государств. Царь Салманасар отправляет на территорию современной Сирии войска, которые уничтожают коалицию арамейцев, действующих вместе с войсками израильского царя.

Арамеи некоторое время властвовали в Вавилоне, выступая против Ассирийского царства. В конце концов Ассирия добралась и до Вавилона, что стало последним штрихом в подавлении их власти.

Язык

Арамейский язык имеет большую значимость и является основой, на которой сформировались языки других народов. Во многом его экспансию определила сравнительная простота и успешное завоевание арамейцев. Когда арамеи сумели захватить часть Месопотамии, их письменность, являющаяся более простой по отношению к местной, стала проникать в повседневную жизнь оккупированных народов. Арамейский язык использовали при составлении договоров, контрактов, причем чаще всего делали это ассирийцы и вавилоняне. Постепенно ассирийский язык вытеснил аккадский, который был языком дипломатов. Арамейским стали пользоваться даже финикийцы и египтяне, что было подтверждено в 1948 году опубликованным арамейским папирусом, датированным 605 годом до нашей эры.

Феномен популярности арамейского языка связан не только с завоеваниями арамейцев. Решающую роль в этом отношении сыграли персы. Они временно оставались союзниками арамеев, что позволило правящим тогда Ахеменидам использовать их язык для официальных переговоров.

Так арамейский постепенно вытеснил еврейский и финикийский языки на территории, прилегающей к Египту и Евфрату. Для евреев, в свою очередь, это стало большой проблемой. Когда они были освобождены от плена вавилонян, многие утратили родной язык, поскольку общение в основном велось на арамейском.

С расцветом персидского царства арамейский стал проникать в Сирию, Палестину, Лидию и Киликию, о чем свидетельствуют найденные в ходе раскопок надписи на плитах. Этот язык часто использовали в Аравии. Доказательствами популярности арамейского служат глиняные черепки, папирусы.

На период эллинизма (от смерти Александра Македонского и до становления Римской империи) арамейский язык утрачивает позиции. Однако с усилением власти римлян арамейский вновь начинает активно применяться во многих государствах. На нем вели общение арабы, а христиане воспринимали арамейский как язык Иисуса Христа.

Поэтому сирийская церковь признала его официальным, утвердив на долгие века. На арамейском написан Вавилонский Талмуд, сейчас его используют многие сирийские арабы, армяне.

Религия

Эль — Бог-творец

У арамеев культ богов был распространен не слишком широко. Некоторым богам поклонялись только в одном городе. Например, Хададу, олицетворяющему грозы и бури. Именно Хадад приносил дождь, так необходимый в засушливых регионах.

  1. По свидетельствам греческого писателя Лукиана, богу-громовержцу поклонялись в городе Иераполь. Позднее другие писатели и исследователи смогли выяснить, что Хададу поклонялись в Дамаске и Алеппо. Об этом свидетельствуют имена царей, которые восходят к имени божества.
  2. Хадада олицетворяли не только с небом, но и солнцем. Обычно его изображали в виде человека с молнией и топором, восседающим на быке. Считается, что именно Хадад стал прообразом Зевса и Юпитера.
  3. Другим важным божеством арамеев была богиня Атаргата. Ее традиционно осуществляли с плодородием.
  4. Сыном Атаргаты и Хадада был Симиос.
  5. Характерной особенностью религии арамеев в целом стала разнородица — в зависимости от города культ богов мог различаться. Например, в Самале поклонялись Элю, считавшемуся верховным богом, сотворившим Финикию.

Культура

В арамейской культуре можно выделить два пункта, а именно: литературу и изобразительное искусство. Известным литературным произведением, которое сохранилось еще с 5 века до нашей эры, является легенда об Ахикаре. Ахикар был мудрым и доброжелательным человеком, который служил ассирийским царям. Он не имел детей, поэтому решил усыновить мальчика по имени Надин. Ахикар обучал Надина с целью посвятить в мудрецы. Однако Надин оказался плохим человеком, который донес на своего приемного отца одному из царей, за что Ахикара приговорили к смерти. Но добродетельность его была настолько велика, что палач, назначенный Ахикару, помог ему сбежать. Это позволило Ахикару реабилитироваться. Значимость легенды оценить непросто, однако историки полагают, что именно легенда об Ахикаре стала основой для басен в греческой литературе. Изобразительное искусство арамеев было представлено рельефами, которые сумели обнаружить археологи при раскопках в Месопотамии. Рельеф изображает мужчин, занимающихся охотой. Интересно, что в некоторых рельефах обнаруживаются существа, неизвестные науке. Ученые предпочитают считать рисунки фантастическими.

В своих царствах арамеи возводили своеобразные дворцы, имеющие много колоннад. Перед входными воротами ставили фигуры львов, символизирующие охранников. Среди арамеев было много скульпторов, которые создавали скульптуры царей, животных и богов. Современные скульпторы воспринимают подобные шедевры снисходительно, ведь многие фигуры, сделанные арамеями, выглядят неуклюже.

Арамейцы изготавливали предметы из слоновой кости, которые служили подарками и объектами торговли. На них также изображены животные и люди. Причем животные получались намного лучше.

Еда

Арамеи во многом перенимали особенности вавилонской и ассирийской кухонь. Питались хрустящим пресным хлебом, изготовленным из пшеницы и ячменя. Наиболее распространенной едой в то время были:

  • чеснок
  • горох
  • бобы
  • латук
  • огурцы.

Распространение финиковых пальм позволило добывать финиковый мед, сироп. В пищу арамеи регулярно добавляли кунжутное масло и специи. В отличие от растительной, пищу животного происхождения могли позволить себе только представители знати. Исключением являлась рыба, водящаяся в Евфрате.

Отлов дичи зачастую был невозможен, ловить диких птиц могли только для приготовления царских блюд. Десертами для арамеев служили фрукты, финики, мед и инжир. Из фиников делали не только сироп и мед, но и сок, который получали посредством отжима.

Использование сока и сиропа было необходимо для подслащения пищи, ведь у арамеев не было тростникового сахара.

Главным напитком всех жителей Месопотамии, в том числе пришедших сюда арамеев, была вода. В Вавилоне они могли позволить себе вина, многие употребляли сикеру, приготовленную из ячменя и напоминающую пиво. Для праздника из фиников делали алкогольную настойку, по крепости приближающуюся к водке.

Источник: https://travelask.ru/articles/aramei-samye-zagadochnye-lyudi

АМОРЕИ

(Шумер. марту, аккад. амурру /досл. «северо-западные люди»/, др.-евр. эмори, самоназв. сутии, откуда в науке также сутии-амореи). Общность А. сформировалась в первой половине III тысячелетия до н. э. у юго-восточных рубежей Месопотамии и возводила себя к легендарному первопредку Суту (др.-евр. Шет/Сиф), откуда ее общее самоназвание — сутии (ср.: в месопотамской номенклатуре ок. 2400 до н. э.

их край фигурировал под названием Сутиум). С крушением Аккадской державы А. в XXII в. до н. э. расселились по всей Сирийской степи, Верхней Месопотамии и Северной Сирии, ассимилировав местные так называемые северосемитские племена, после чего месопотамцы перенесли на А. свои термины марту и амурру («амореи»), ранее обозначавшие вышеназванные племена. Центральным ареалом А.

стал район гор Джебель-Бишри («горная страна Амурру» в месопотамской терминологии). В результате этого расселения выделились три большие группировки племен А.: собственно сутии (они же сутии-диданы) на западе, ханеи в центре и бини-ямина (букв. «сыны Юга») на юге и юго-востоке (последние, вероятно, поддерживали конфедерацию с еще одной группой А. бини-сималь /«cыны Севера»/).  В конце XXI в.

до н. э. происходит великое переселение сутиев-«амореев»: они заселяют всю Месопотамию (где им удалось сломить шумеро-аккадскую державу III династия Ура), Сирию и Заиорданье, вторгаются в Финикию и Палестину, сокрушая богатые города по всему Плодородному Полумесяцу. Это нашествие (археологически — грань эпох ранней и средней бронзы) составляет важнейший рубеж истории древнего Ближнего Востока.

При этом в Сирии, Заиорданье и части Палестины расселились сутии-диданы (в том числе их ведущее племя — рефаимы-рапаиты, дословно «великие» сутии, в Библии имеющие славу великанов-мудрецов и героев), а в Месопотамии вперемешку жили представители всех трех основных гуппировок А.

; в ходе столь широкого расселения эти группировки распались на отдельные независимые племена, сохранившие лишь общую память о своем происхождении. Во второй половине XX — первой половине XIX в. до н. э. вожди аморейских племен Месопотамии захватывают власть в различных ее центрах и основывают там множество царств (в том числе царство Ларсы, созданное вождями племени ямутбала в 1932 до н. э.

, Вавилонское царство, основанное домом Хаммурапи — вождями бини-яминитского племени яхруру, и царство Мари, созданное вождями бини-сималь; эти три царства контролировали долину Евфрата), впоследствии объединенных Хаммурапи. К концу XIX в. сложились еще два крупных царства А. — Ямхад в Сирии со столицей в Халебе и верхнемесопотамская держава удачливого завоевателя-ханейца Шамшиадада.

Для всех царств А. характерен симбиоз скотоводов-амореев с городами, сохранившими (особенно в Месопотамии) старое население, богатое наследие племенных отношений, лишь постепенно замещаемое централизацией, и, отсюда, полуконфедеративный характер государственного строительства. Часть А. Месопотамии усвоила и сам термин «амореи» как самоназвание.  А.

Месопотамии почитали наряду со своими старинными богами шумеро-аккадские божества и рассматривались как часть народа «черноголовых» (т. е. собственно месопотамцев). Никаких признаков этнической вражды между амореями и потомками коренных жителей страны не возникало около полутысячелетия. В XVII в. жители Вавилонского царства официально делились на «аккадцев» и «амореев», причем А.

, поселившиеся в городах, включались, по-видимому, в первую категорию, а вторая охватывала только А., по-прежнему живших племенами вне оседлых поселений. Волна хурритcкого расселения в Сирии — Палестине и Верхней Месопотамии (конец XVIII–XVII вв. до н. э.) стала поворотным этапом в судьбе А. Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье.

Читайте также:  Законодательство Клисфена: организация полисной демократии

Тем не менее за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата с начала II тысячелетия закрепилось название «страна Амурру». В XIV — начале XX в. на территории современного Ливана существовало царство, основанное амореем Абди-Аширтой и также названное им «Амурру». У А. Заиорданья II тысячелетие до н. э. (шуту среднеегипетских источников, «сыны Шета» в Ветхом Завете) в XIII в. до н.

э. существовали царства Башан и Хешбон. По-видимому, в третьей четверти II тысячелетия до н. э. значительная часть месопотамских амореев при не вполне ясных обстоятельствах покинула Месопотамию и перешла в Сирийскую степь и к границам Сирии (в частности, ок. 1400 касситский царь Вавилонии Кадашман-Харбе I, подавляя мятежи А.

Вавилонии, изгнал их из страны и преследовал вплоть до «гор Хехе» в районе Тадмора, оттеснив на рубежи Сирии). Из среды этих переселенцев вышли древнееврейские племена. Библейское колено Вениаминово было, вероятно, связано по происхождению с А. племенами бини-ямина и удержало их этноним.

В результате следующего крупного передвижения в Сирийской степи — арамейского (ахламейского) расселения середины XIV в. до н. э. — арамейско-ахламейские племена вскоре сменили и ассимилировали А. в центральной части их ареала — в Сирийской степи и горах Джебель-Бишри (отныне — «Горы ахламеев»). В дальнейшем А. были ассимилированы соседями. В Ветхом Завете термин «А.

» иногда применяется в переносном, расширенном смысле слова, как обозначение всех доеврейских обитателей Палестины. Последние изолированные племена сутиев-А. в Месопотамии были поглощены арамейской средой в VII в. до н. э. Западносемитский язык А. известен прежде всего по письменным памятникам Месопотамии XIX–XVIII вв. до н. э. Племенная культура А.

, а также элементы шумеро-аккадской культуры, усвоенные месопотамскими А., послужили фундаментом древнееврейской культуры. Библейские персонажи Адам и Суту-Шет фигурировали в племенных генеалогиях А. еще в начале II тысячелетия, а библейский Ной (Ноах) отождествляется специалистами с эпонимом-первопредком ханейского племени нумху (нуху). Согласно аморейскому мифу о происхождении людей, Первочеловека, по-видимому, создали бесплотный дух ‘Ар-‘ар и Мать-Земля Маддар.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/amoriei

Амореи — это… Что такое Амореи?

Амореи (амориты) (самоназвание «сутии», то есть потомки легендарного праотца Суту; он же Сиф в синодальном переводе Библии, Шет в еврейских текстах) — кочевой западносемитский народ древней Передней Азии.

Амореи в Библии

Согласно Библии, Аморей был сыном Ханаана и братом хеттов и иевусеев (Быт.10:15). В эпоху Авраама они участвовали вместе с армией Содома в отражении нашествия эламитов Кедорлаомера (Быт.14:7). Ко времени вторжения евреев, амореи владели восточным берегом реки Иордан (между землями Васан и Моав — Чис.21:13-25), а также рядом городов южного Ханаана, в том числе Иерусалимом, Лахишем и Хевроном (Нав.10:5). Иезекииль называет Иерусалим дочерью аморея (Иез.16:4)

Происхождение

На арену мировой истории амореи выходят в III тыс. до н. э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. Старейшим аморейским городом считается Угарит[1]. По одной из версий, амореи пришли из Аравии, куда они попали из Северной Африки через Красное море еще в V тыс. до н. э.

Помимо амореев (северо-западных семитов, предков евреев, хананеев и финикийцев) из прасемитов обособились аккадцы, протоарабы и савеяне[2]. Первоначально амореи жили патриархальными родами. Ок. начала 22 в. до н. э.

сутии широко расселяются вдоль Евфрата на северо-запад, занимая нагорье Джебель-Бишри (ставшее теперь их центром) и сопредельные области Сирии, где ассимилируют местный западно-семитский народ эблаитов, надломленных аккадскими (см. Аккад) походами предыдущего столетия; после этого на сутиев и переходит месопотамское название «амореи» (букв.

«западные люди»), как ранее называли именно эблаитов. В ходе этого расселения выделилось три племенных союза сутиев: собственно сутии (они же диданы) на северо-западе, ханеи в центре и бини-ямина на юге и юго-востоке (некоторые исследователи полагают, что от последних происходит библейское колено Вениамина).

История

Во второй половине XXI в до н. э. одна группа кочевых племен амореев вторгаются в Месопотамию (Аккад) с запада[3], а другая вторгается в Ханаан[4].

Цари III династии Ура построили стену вдоль края «гипсовой» пустыни от Евфрата до Тигра, которая была предназначена защитить Нижнюю Месопотамию с севера.

Но аморейские пастухи, не пытаясь прорваться на юг через эту пустыню и построенную царскими работниками стену, перешли Верхнюю Месопотамию поперек, с запада на восток, переправились через Тигр, затем через Диялу и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии с востока на запад.

Не нужно думать, что племена западных семитов (амореев) в Месопотамии образовали какое-то единство. Напротив, так называемые амореи разделились на множество совершенно независимых друг от друга и нередко враждовавших племён.

На реке Хабур обитала одна часть племени идамарац, на Среднем Евфрате пасли своих овец среди прочих — бини-сим’ала, ханейцы (‘анейцы) и бини-ямина, причём их ответвления под особыми названиями держались также и гораздо южнее; так, между Евфратом и Тигром в Южном Двуречье кочевали племена амнанум, яхрурум, рабабум, а может быть и ряд других и в то же время они составляли часть бини-ямина и ханейцев. Часть племени амнанум пасла скот даже далеко на юге страны, возможно, в степи Ан-эдена, между Уруком и Уммой, а севернее их в Центральном Двуречье, восточнее и западнее Ниппура держалось племя нумхум. Пастбища же вдоль Тигра и за Тигром были заняты ниже долины реки Диялы племенами мутиябаль и ямутбала, а выше Диялы, до гряды Джебель-Хамрин — второй частью племени идамарац.

Аморейские царства

Основная статья: Вавилонские цари

В XIX веке до н. э. амореи создают в Месопотамии три царства с центрами в Вавилоне (основатель династии Суму-абум), Иссин, Эшнунна и Ларса, которые были объединены в следующем столетии под началом царя Хаммурапи.

В дальнейшем месопотамские амореи отразили натиск касситов с востока. Серьезный удар по амореям в XVI веке до н. э.

нанесли хетты, которые захватили Вавилон и фактически отдали Месопотамию под власть старых врагов касситов[5].

Создание империи Хаммурапи и экспансия хурритов в 18—17 вв. до н. э. стали поворотным этапом в судьбе амореев.

Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье (царство Васан и союз «Сынов Шета»), в то время как в северной, уже заселенной преимущественно хурритами, части этого ареала, остаются только отдельные аморейские племена.

Тем не менее за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата закрепилось название «Амурру» (то есть страна амореев). Там создается союз Ямхад

В XVIII веке амореи создают племенной союз гиксосов, который осуществляет экспансию в Египет.

Упадок

В XVI в. до н. э. хетты совместно с касситами кладут конец аморейской Вавилонии. Одновременно территорию Палестины и Ливана берут под свой контроль египтяне, кладя конец господству гиксосов. Бежавшие в Сирийскую степь амореи формируют отряды хапиру. С очередным ослаблением Египта и началом арамейского расселения 14 в. до н. э., хапиру формируют союзы Аммон, Израиль, Моав и Эдом.

характерно, что Джебель-Бишри отныне именуется, уже не «Горами амореев», а «Горами ахламеев (арамейское племя)». В конце 13—12 вв. до н. э. (катастрофа бронзового века) древнееврейские племена уничтожили или ассимилировали амореев Ханаана и Заиорданья; последние изолированные племена сутиев в Месопотамии были поглощены арамейской средой в 7 в. до н. э.

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/247197

Амореи. Общество — Путеводитель по Израилю

Согласно Библии, Аморей был сыном Ханаана и братом хеттов и иевусеев (Быт.10:15).

В эпоху Авраама они участвовали вместе с армией Содома в отражении нашествия эламитов Кедорлаомера (Быт.14:7).

Ко времени вторжения евреев, амореи владели восточным берегом реки Иордан (между землями Васан и Моав — Чис.21:13-25), а также рядом городов южного Ханаана, в т.ч. Иерусалимом и Хевроном (Нав.10:5).

Происхождение

На арену мировой истории амореи выходят в III тыс. до н.э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. Старейшим аморейским городом считается Угарит.

Первоначально амореи жили патриархальными родами. Около начала XX в. до н.э.

сутии широко расселяются вдоль Евфрата на северо-запад, занимая нагорье Джебель-Бишри (ставшее теперь их центром) и сопредельные области Сирии, где ассимилируют местный западно-семитский народ эблаитов, надломленных аккадскими походами предыдущего столетия; после этого на сутиев и переходит месопотамское название «амореи» (букв. «западные люди»), как ранее называли именно эблаитов.

В ходе этого расселения выделилось три племенных союза сутиев: собственно сутии (они же диданы) на северо-западе, ханеи в центре и бини-ямина на юге и юго-востоке (некоторые исследователи полагают, что от последних происходит библейское колено Вениамина).

История

Во второй половине XXI в& до н. э. одна группа кочевых племен амореев вторгаются в Месопотамию (Аккад) с запада, а другая вторгается в Ханаан.

Цари III династии Ура построили стену вдоль края «гипсовой» пустыни от Евфрата до Тигра, которая была предназначена защитить Нижнюю Месопотамию с севера.

Но аморейские пастухи, не пытаясь прорваться на юг через эту пустыню и построенную царскими работниками стену, перешли Верхнюю Месопотамию поперек, с запада на восток, переправились через Тигр, затем через Диялу и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии с востока на запад.

Не нужно думать, что племена западных семитов (амореев) в Месопотамии образовали какое-то единство. Напротив, так называемые амореи разделились на множество совершенно независимых друг от друга и нередко враждовавших племён.

На реке Хабур обитала одна часть племени идамарац, на Среднем Евфрате пасли своих овец среди прочих — бини-сим’ала, ханейцы (‘анейцы) и бини-ямина, причём их ответвления под особыми названиями держались также и гораздо южнее; так, между Евфратом и Тигром в Южном Двуречье кочевали племена амнанум, яхрурум, рабабум, а может быть и ряд других и в то же время они составляли часть бини-ямина и ханейцев.

Часть племени амнанум пасла скот даже далеко на юге страны, возможно, в степи Ан-эдена, между Уруком и Уммой, а севернее их в Центральном Двуречье, восточнее и западнее Ниппура держалось племя нумхум. Пастбища же вдоль Тигра и за Тигром были заняты ниже долины реки Диялы племенами мутиябаль и ямутбала, а выше Диялы, до гряды Джебель-Хамрин — второй частью племени идамарац.

Аморейские царства

В XIX веке до н.э. амореи создают в Месопотамии три царства с центрами в Вавилоне (основатель династии Суму-абум), Иссин, Эшнунна и Ларса, которые были объединены в следующем столетии под началом царя Хаммурапи.

В дальнейшем месопотамские амореи отразили натиск касситов с востока.

Серьезный удар по амореям в XVI в. до н.э. нанесли хетты, которые захватили Вавилон и фактически отдали Месопотамию под власть старых врагов касситов.

Упадок

Создание империи Хаммурапи и экспансия хурритов в 18-17 вв. до н. э. стали поворотным этапом в судьбе амореев.

Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье (царство Васан и союз «Сынов Шета»), в то время как в северной, уже заселенной преимущественно хурритами, части этого ареала, остаются только отдельные аморейские племена. Тем не менее за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата закрепилось название «Амурру» (то есть страна амореев).

Около 1400 г. до н. э. вавилонский царь Кадашман-Харбе I изгоняет амореев из Месопотамии и частично Сирийской степи; от этих изгнанников, устремившихся к окраинам Ханаана, и происходят непосредственно древнееврейские племена.

В ходе арамейского расселения в середине 14 в. до н. э. часть амореев Сирийской степи, подхваченная арамеями, вернулась в Месопотамию, однако именно это расселение положило конец истории аморейского мира, так как на большей её части амореи были сменены или вытеснены арамеями; характерно, что Джебель-Бишри отныне именуется, уже не «Горами амореев», а «Горами ахламеев (арамейское племя)».

В конце XIII-XII вв. до н. э. (катастрофа бронзового века) древнееврейские племена уничтожили или ассимилировали амореев Ханаана и Заиорданья; последние изолированные племена сутиев в Месопотамии были поглощены арамейской средой в VII в. до н. э.

Источник: https://guide-israel.ru/country/24900-amorei/

Сирия в III – I тыс. до н.э.: Номовое государство Эбла, государство Ямхад, Дамасское царство

Древний семитский торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии, с середины III тыс. до н. э. Эбла располагалась к западу от излучины Евфрата в Сирии, в 53 км к юго-западу от современного Алеппо. Эбла является одной из старейших цивилизаций Сирии.

История

Основание и развитие

Основателями Эблы считаются эблаиты, древний народ семитского происхождения, переселившийся в Сирию из Юго-Восточной Аравии в середине IV тыс. до н. э. Эблаиты пользовались шумеро-аккадской клинописью.

В период расцвета Эблы её хозяйственное и политическое влияние распространялось от финикийского Библа на Средиземноморском побережье до города-государства Мари в среднем течении Евфрата.

Город имел оживлённые торговые и политические связи с шумерским населением Древней Месопотамии, Эламом и с Египтом.

Гибель первого города Эблы связана с разгромом города аккадским царём Шаррумкеном (Саргоном Великим) в XXIII веке до н. э. Его внук Нарам-Суэн окончательно подорвал её мощь и, возможно, присоединил бо́льшую часть территории Эблы к своей державе.

Как свидетельствуют записи третьей династии Ура, Эбла была вскоре отстроена. Вторая Эбла тоже была разрушена, что позволило аморитским племенам заселить опустевший город. Это последнее, третье царство Эблы, было союзником государства Ямхад (с центром в Алеппо), но было окончательно разгромлено хеттским царём Мурсили I ок. 1600 года до н. э.

Падение

Вероятно, именно благосостояние Эблы стало впоследствии причиной её падения: богатство города привлекло к ней внимание могущественной аккадской империи, основанной в Нижней Месопотамии Саргоном Древним.

В своих надписях Саргон сообщает, что Эблу отдал ему Даган, главный бог города, и он, Саргон, мог взыскать дань с его правителей. Подтверждённое археологическими раскопками разрушение Эблы большинство учёных датирует временем правления Нарам-Суэна (2236—2200 до н.э.), внука Саргона, по велению которого город был сожжён.

Спустя 250 лет территорию Эблы заняли аморейские племена, которые основали здесь свою династию и заново отстроили дворец и храмы. Однако город уже никогда более не поднимался до уровня, сравнимого с периодом его наивысшего расцвета в 24 в. до н. э.

Окончательное разрушение Эблы относится к середине 17 в. до н. э., то есть ко времени, когда большинство государств Ближнего Востока оказалось под властью касситов, вторгшихся на территорию Месопотамии и соседних с ней регионов из горных районов Загроса.

Экономика и торговля

Благосостояние Эблы основывалось на развитом сельском хозяйстве: почвы северной Сирии позволяли выращивать ячмень, пшеницу, оливки, финики, виноград, гранаты и другие культуры, разводить крупный и мелкий скот. В городе было налажено производство тканей и разнообразных металлических изделий, важная роль в экономике Эблы отводилась таким продуктам сельского хозяйства, как оливковое масло, вино, пиво.

Эблаиты ввозили золото, серебро, медь, олово, драгоценные камни, а также овец. Город процветал благодаря своему выгодному расположению на перекрёстке торговых путей, которые вели из Персии, Анатолии и Кипра в Шумер и Египет. Одежда и ткани, разнообразные ремесленные изделия, оливковое масло были основными статьями экспорта.

В тесной связи с экономикой находились политические отношения Эблы с соседями.

В государственном архиве хранились экземпляры договоров, заключённых с разными городами, среди которых многие признавали господство Эблы.

Против города Мари, который отказался подчиниться, был предпринят военный поход, закончившийся для Мари поражением, в результате которого он принуждён был выплатить Эбле дань серебром и золотом.

Политическая структура

Политическая история Эблы известна недостаточно хорошо. Возможно, что истинным правителем страны была олигархия богатых и влиятельных купцов. Управлял Эблой вождь-жрец, носивший титул «малликум».

Его власть не была наследственной и осуществлялась в течение определённого срока. В принятии решений участвовал также совет старейшин. Управление городом проводилось через администраторов, назначаемых вождём.

Эблаитский язык принадлежит к семитской группе и имеет много общего с аккадским, входя вместе с ним в восточносемитскую ветвь. Через аккадский язык в эблаитский впоследствии проникли слова шумерского происхождения. От второй половины III тыс. до н. э. известно большое количество клинописных документов, написанных на эблаитском языке.

Образование

Правители Эблы уделяли значительное внимание образованию, внимательно контролировали обучение, используя методы обучения, которые были распространены в шумерских городах Месопотамии. Найдены многочисленные ученические работы, которые показывают, что школы Эблы готовили своих студентов для должностей будущих государственных служащих.

Источник: https://students-library.com/library/read/38111-siria-v-iii-i-tys-do-ne-nomovoe-gosudarstvo-ebla-gosudarstvo-amhad-damasskoe-carstvo

Нашествие арамеев. Ассирия на переломе эпох

Нашествие арамеев. Ассирия на переломе эпох

При преемниках Тиглатпаласара Ассирия стремительно утрачивает могущество под натиском арамейско-ахламейских племен. В середине XI в. до н. э.

начинается грандиозное переселение арамеев из Южной Сирии: двигаясь на север, они проникают вверх по течению Евфрата вплоть до Верхнего Тигра, и ассирийцы принуждены с переменным успехом контратаковать их здесь, на северо-западе. В Сирии в результате этих событий возникает ряд арамейских царств.

В то же время одно из крупнейших арамейских племен Сирии — халдеи (собств. «касад»), оторвавшись от своих родичей, двинулось прямо на восток, разорило юг Вавилонии и осело там, образовав несколько племенных княжеств в болотистых низовьях Тигра и Евфрата. Вскоре они признали власть вавилонских царей.

Читайте также:  Виды выкладки товаров в торговом зале - основные правила и работы маркетолога

В итоге халдеи, по прежнему живя родами под управлением своих наследственных вождей, усвоили вавилонскую культуру и составили один из основных компонентов населения страны. С конца IX в. до н. э. халдейские правители фактически распоряжались большей частью территории Вавилонии, а в VIII–VI вв. до н. э. неоднократно давали ей правителей.

Около 1000 г. до н. э. арамейско-ахламейские племена прорывают с запада ассирийскую оборону по Евфрату и захватывают практически всю Верхнюю Месопотамию, поставив Ассирию на грань гибели; под властью ассирийских царей X в. до н. э.

(от них дошли одни имена) остались лишь бассейн Среднего Тигра и Харран. В течение недолгого времени арамеи Верхней Месопотамии образовывали обширный племенной союз — Арам Нахараим (Арамейское Двуречье), но уже во второй половине X в. до н. э. он распался на множество племенных княжений.

Это дало Ассирии передышку, позволившую ей постепенно накопить силы для реванша.

От описанной катастрофы, которую претерпела Ассирия под ударом арамеев, ученые отсчитывают новый, так называемый Новоассирийский период ее истории (X–VII вв. до н. э.). В результате миграций XI–X вв. до н. э.

подавляющее большинство населения Плодородного Полумесяца (Леванта) оказалось арамеизировано; уже к середине I тысячелетия до н. э. на аккадском, ханаанейском и древнееврейском говорили почти только в городах. Вплоть до арабского завоевания в VII в. н. э.

арамеи («сирийцы» античных источников) были одним из главных этносов Передней Азии.

Следующая глава

На переломе
Если бы события на Крымском фронте развивались по благоприятному сценарию и армии генерала Козлова освободили бы Крымский полуостров, то, вероятнее всего, дальнейшие события развивались бы по принципу «Победителей не судят», но у поражения другие законы.

§ 5. Воины и управители: российская знать и дворянство на переломе эпох Заголовок параграфа нуждается в небольшом пояснении. Уже говорилось о служилом боярстве эпохи Дмитрия Донского и Василия I, верностью и службой которого была обеспечена победа Василия Темного в

РОССИЯ НА ПЕРЕЛОМЕ
В тысячелетнем ряду носителей русской верховной власти Петр Первый занимает совсем особое положение. Носители этой власти, начиная с Олега и кончая Николаем Вторым, дали чрезвычайно немногих людей с ярко выраженной индивидуальной линией в политике.

На переломе
До Шестидневной войны сотрудники Шин Бет представляли собой своеобразную «большую семью», происходившую от общих корней: практически все они служили в «Хагане», затем в израильской армии, полиции. Идеологические мотивы были важнейшими в деятельности

НА ПЕРЕЛОМЕ
Итоги кампании 1915 года на Восточном фронте привели германских стратегов к мысли о том, что последующие наступления их армии, будь то на Петроград или на Украину, не может привести к весомым результатам и решительно переломить ход войны в их пользу. Без

1. На переломе
Почти всё это, наконец, стали понимать и члены Директории, всё ещё подменявшие Временное правительство. Потому и попытались скрыть свою беспомощность, бессилие очередным всероссийским совещанием. Призванным принять необходимые решения, взяв на себя

О переломе в войне
— Товарищ Сталин, как вы оцениваете в целом 1943 год? Был ли он переломным в Великой Отечественной войне?— Этот год был переломным прежде всего потому, что в этом году Красной Армии впервые за время войны удалось осуществить большое летнее наступление

НА РАКЕТНОМ ПЕРЕЛОМЕ
Ситуация стала немного меняться в 50-е годы. После смерти Сталина советское руководство стало уже по-другому оценивать военную мощь, созданную в предыдущие годы. Появление новых средств ведения войны, и в первую очередь ракетно-ядерного оружия,

§ 5. Воины и управители: российская знать и дворянство на переломе эпох
Заголовок параграфа нуждается в небольшом пояснении. Уже говорилось о служилом боярстве эпохи Дмитрия Донского и Василия I, верностью и службой которого была обеспечена победа Василия Темного в

7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян
Мост через реку, разделяющую противников
Поединок на мосту
1) Тит Ливии сообщает, что именно галлы напали на римлян. Говорится о «ГАЛЛЬСКОМ НАШЕСТВИИ», см. выше. В ответ на вторжение галлов римляне собирают войско,

Источник: https://history.wikireading.ru/224623

Читать онлайн «Мифы и легенды народов мира. Том 12. Передняя Азия»

Долгое время ученые были уверены, что общей арамейской религии не существует. В 1949 г. была опубликована книга видных французских исследователей Эдуара Дорма и Рене Дюссо, посвященная религиям Передней Азии, и в ней Дюссо поместил небольшую, но очень информативную третью часть — «Сирийцы».

Религиозные представления сирийцев, под которыми он подразумевал в особенности арамеев, рассматривались там по отдельным городам. Но дальнейшие исследования показали, что это не совсем так.

Как и о финикийцах, так и об арамеях, можно говорить, что, хотя они не образовывали одного государства и каждый город действительно имел свой вариант религии, все же об арамейских религии и мифологии как таковых говорить вполне можно.

Более того, выясняется, что религиозные представления арамеев были довольно близки представлениям угаритян (а те в конечном итоге восходят к амореям), финикийцев и даже древних евреев до перехода их к единобожию. Арамеи явно входили в общий культурный крут, хотя и со своими особенностями.

Найдены также черты сходства арамейских культов с арабскими, особенно южноарабскими. И это все позволяет представить религию арамеев и частично (очень частично!) их мифы и сказания.

Арамейские государства исчезли во второй половине VIII в. до н. э. Но жизнь во Внутренней Сирии не остановилась.

В Библии не раз упоминается город Тадмор, что означает Город пальм. Это местное название греки, а затем и римляне перевели как Пальмира и тоже не раз упоминали этот город. Где находился этот древний город, долгое время никто не знал. Только в 1625 г. до Пальмиры добрался итальянский миссионер и ученый П. делла Валле, а в 1678 г.

английский пастор Галифакс, который затем опубликовал свой рассказ и несколько найденных им надписей в «Философских записках» Британского Королевского общества. Но только через семьдесят с лишним лет эти руины были исследованы уже учеными — англичанами Р. Вудом и Г. Даукинсом. Даже в своих развалинах Пальмира поражала воображение. В середине XVIII в.

француз Ж. Бартелеми и англичанин Дж. Суинтон, действуя независимо друг от друга, расшифровали пальмирское письмо. После этого исследования Пальмиры шли почти непрерывно. Свой вклад в изучение Пальмиры внес российский исследователь С. С. Абамелек–Лазарев. В 1885 г.

он издал книгу «Пальмира, археологическое исследование», которая долгое время оставалась единственным научным трудом об этом городе на русском языке. Он сам побывал в Пальмире и среди прочего нашел там большой «Пошлинный тариф», который и опубликовал в своей книге. Эта большая пальмирская надпись хранится в Эрмитаже.

Позже она была внимательно исследована и в 1980 г. заново опубликована со всеми необходимыми ми И. Ш. Шифманом. Особенно активизировались раскопки и исследования Пальмиры после Второй мировой войны. Очень много для этого сделали польские археологи во главе с К. Михайловским. И до сих пор продолжается научное исследование Пальмиры.

Среди памятников, открытых в этом городе и вблизи него, имеются храмы, погребения, надписи, которые позволяют нам представить религиозную жизнь жителей Пальмиры.

К югу от Внутренней Сирии жили народы, родственные древним евреям. Собственно говоря, когда‑то они были частью единого этноса. Их предки перешли из Месопотамии в Сирию, а затем откочевали еще южнее.

Они и получили название «ибрим» — перешедшие (подразумевается — реку Евфрат), откуда и название — евреи. Еще позже часть еврейских племен оказалась в Египте, а затем покинула его.

Эти ушедшие из Египта двенадцать племен образовали союз Израиль, и именно за ними закрепилось название «евреи».

Те же, кто не добрался до Египта, кочевали к востоку от Иордана и Мертвого моря. Это были моавитяне и аммонитяне. Их уже евреями не называют, а современные ученые предпочитают именовать их народами еврейского круга. О них и их культуре известно очень мало. Столицей аммонитян был город Рабат–Аммон.

Этот город существует до сих пор и является столицей современной Иордании Амманом. В 1868 г. немецкий миссионер Клейн нашел на территории, где когда‑то существовало царство Моав, большую надпись, и за ее обладание стали соперничать немцы и французы.

Местные бедуины подумали, что если иностранцы так жаждут получить этот камень, значит, он обладает чудесными свойствами, и разбили его на мелкие кусочки. И все же знаменитый французский востоковед Шарль Клермон–Ганно, служивший в то время переводчиком во французской миссии в Иерусалиме, сумел приобрести часть осколков и соединить их.

Другие обломки оказались в руках англичанина Уоррена. Он сделал эстампаж и отослал его Клермон–Ганно, который и исследовал всю надпись. Она была составлена от имени моавитянского царя Меши, жившего в IX в. до н. э. и уже известного из Библии. В 1870 г. Клермон–Ганно опубликовал эту надпись.

Она тотчас вызвала огромный интерес во всем научном мире, в том числе и в России. Надпись Меши упоминает некоторых моавитянских богов и дает некоторое представление о местной религии. К сожалению, других подобных памятников древнего Моава до сих пор не обнаружено.

Труды ученых самых разных стран не пропали даром. Несмотря на все трудности, наука сумела приблизиться к пониманию религии и мифологии не только угаритян и финикийцев, но и народов Внутренней Сирии и Заиорданья.

Финикийцы и угаритяне почитали большое количество самых разных богов[1]. Многие из них были унаследованы от далекого первобытного прошлого. Некоторые являлись общими не только для аморейско–ханаанейского культурного крута, но и для семитов вообще, а для западных семитов особенно[2]. Поэтому в угаритской и финикийской религиях очень много схожего.

Имелись в них также представления о богах, которым поклонялись и населившие Сирию арамеи, и обитавшие в соседней Палестине евреи (до того времени, когда их религия была радикально изменена религиозными реформами и утверждением единобожия)[3].

Все это смешивалось с религиозными культами, возникшими в финикийских и аморейских городах уже в период государственности.

Ни Финикия, ни аморейский мир никогда не были едиными государствами.

Отсутствие политического единства, сложное взаимодействие старых и новых религиозных представлений, влияние других народов — все это не только увеличивало число почитаемых богов и богинь, но и способствовало тому, что их черты часто переплетались. Появлялись различные божества с одинаковыми или близкими функциями, однако совершенно самостоятельные и часто даже не связанные друг с другом.

Многие первобытные народы, и среди них предки финикийцев, считали, что имя является неотъемлемой частью человека и знание имени позволяет получить власть над его обладателем. Тем более это относилось к богам. Но бог может очень рассердиться на попытку человека подчинить его и сурово такого нечестивца наказать. А значит, нельзя произносить подлинное имя божества.

Этот страх перед подлинными именами богов унаследовали и финикийцы и угаритяне. Поэтому они часто использовали такие слова, как эл («бог»), баал или баалат («владыка» или «владычица»), адон или адонай («господь»)[4]. И порой очень нелегко разобрать, какое конкретно божество скрывается под тем или иным названием. Кроме того, те же слова служили и собственными именами некоторых богов.

И это создает дополнительную трудность.

На определенном, относительно высоком уровне своего развития религиозные представления разных народов переживают стадию многобожия, когда мир мыслится управляемым совокупностью обладающих сверхъестественной силой личностей — богов, каждый из которых проявляет свою силу в уделенной ему сфере бытия. Соответственно боги и их деяния становятся главными предметами мифов.

Совершенно естественно поэтому начинать рассмотрение утаритских и финикийских мифов и легенд именно с краткого обзора угаритского и финикийского пантеонов, т. е. всей совокупности богов, которым носители этих мифов поклонялись.

Разумеется, подробно остановиться на всех проблемах, связанных с историей аморейской (в данном случае — угаритской как ветви аморейской) и финикийской религий, здесь невозможно. Отметим лишь, что сам характер источников, до нас дошедших, и их фрагментарность не позволяют до конца постичь религию этих народов. К тому же нам, людям XX в.

, воспитанным в совершенно других условиях, бывает довольно трудно проникнуть в мышление народов древности, отраженное в их религии. Поэтому многое из сказанного остается на уровне гипотез, более или менее достоверных.

Понятия «семиты» и «западные семиты» в значительной степени условные. Речь идет о народах, говоривших на семитских языках, а в данном случае на языках, относящихся к их западной, или, как ее еще называют, северо–западной, ветви.

Конечно, такие понятия, как этнос (народ, нация), язык и раса, отражают разные стороны человеческого бытия и далеко не всегда совпадают друг с другом. Но, с другой стороны, определенная связь между народом и его языком все же существует.

Если же говорить о религии и мифологии, то в данном случае в них отразились особенности мышления народов, говоривших именно на семитских языках. Кроме того, поскольку некогда либо все эти народы произошли от одного, общего этноса, либо их предки жили очень близко друг от друга, они обладали общей культурой, в том числе общими религиозными представлениями.

В то же время, это было столь давно, что в мифологии общее достояние сохранилось довольно мало (хотя его следы и существуют в некоторых культах и в рассказах о некоторых божествах). Семиты, или, точнее, народы — носители семитских языков, жили в Передней Азии, вероятно, с VI — V тысячелетий до н. э. Часть их, амореи и ханаанеи, в III тысячелетии до н. э.

обитали на территории Сирии и Палестины. Многие аморейские племена оставались кочевыми и все ближе подходили к Месопотамии, чтобы в конце концов обрушиться на эту страну. Захватившие ряд месопотамских городов амореи скоро восприняли местную культуру и местный язык, тем более что он тоже был семитским.

Они полностью или, во всяком случае, в огромной степени утратили свои прежние культуру и язык, зато дали некоторым месопотамским городам свои династии. Другие амореи разрушили существовавшие ранее в Сирии города–государства и создали там свои, причем значительная часть сирийских амореев оставалась кочевниками. Еще одна группа амореев поселилась на берегу Средиземного моря.

Среди них были те, которые заняли уже ранее существовавший Угарит, превратив его в аморейский город. Ханаанеи, осевшие в Палестине и юго–западной части Сирии, создали преимущественно различные города–государства.

Поскольку ханаанеи и амореи были очень близки друг к другу, обладая в значительной степени общей культурой, принято говорить о существовании аморейско–ханаанейского культурного крута. Позже большую часть Сирии занял другой семитский народ — арамеи, которые практически полностью вытеснили амореев. К этому времени погиб Угарит.

Так что аморейская культура, включая религию и мифологию, в значительной степени ушла в прошлое. Арамеи вытеснили из Сирии и часть ханаанеев. Приблизительно в то же время другие ханаанеи были частично уничтожены, частично поглощены, частично вытеснены еще одним семитским народом (когда‑то входившим в состав аморейской этнической общности) — евреями. Так что в I тысячелетии до н. э. и в начале I тысячелетия н. э. только финикийцы, включая тех финикийцев, которые в результате колонизации поселились на берегах Африки и Европы, представляли собой остаток аморейско–ханаанейского культурного крута.

Наличие общих религиозных и мифологических представлений древнейших евреев и народов аморейско–ханаанейского культурного круга объясняется как общим происхождением, так и тем влиянием, которое оказали на поселившихся в Палестине евреев ханаанеи этой страны. Еврейская религия того времени имела много общего с религиями и финикийцев и арамеев.

Но уже в то время в ней особенно выделялся Иахве, который считался главным покровителем израильских племен, а затем и созданного в Палестине еврейского царства. В первой половине IX в. до н. э. _в еврейском обществе началось движение за признание Йахве не только верховным богом евреев, но и вообще единственным истинным богом, т. е. борьба за утверждение единобожия, монотеизма.

Окончательно еврейский монотеизм утвердился позже. И со времени его утверждения говорить об общности религиозных представлений евреев и финикийцев уже не приходится. Пути религиозного развития этих относительно родственных народов решительно разошлись. Одновременно произошла и своеобразная «чистка» еврейской мифологии.

Тем не менее в Библии находят следы прежних религиозных и мифологических представлений, что помогает глубже разобраться в этих последних. А с другой стороны, знание некоторых финикийских и угаритских представлений позволяет лучше понять те или иные библейские установления.

Поэтому неудивительно, что работа по сравнительному изучению двух религиозных систем, аморейско–ханаанейской и библейской, ведется весьма активно. Особенно она усилилась после открытия угаритских текстов.

Вероятно, между понятиями «эл», «баал», баалат», «адон», адонай» все же существовала определенная разница. Под словом «эл», т. е. «бог», по–видимому, понималось то высшее существо, власть которого носила космический характер.

Баал и баалат — «владыка», «владычица» были теми властителями, чья сфера власти была более ограничена; они властвовали не над космосом, а над землею, а зачастую над конкретной человеческой общностью — народом, городом, той или иной отраслью занятий и т. д.

«Адон» или «адонай» означали, скорее всего, лишь обращение к тому или иному божеству или его эпитет.

Источник: https://www.rulit.me/books/mify-i-legendy-narodov-mira-tom-12-perednyaya-aziya-read-386506-6.html

Ссылка на основную публикацию