Анализ налоговой отчетности — что учитывается в ходе налоговой проверки и зачем она нужна?

Проблема, которая рано или поздно возникает у многих: надежен ли мой будущий/нынешний контрагент.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

При заключении нового контракта, продлении отношений или во время переговоров об отсрочке платежей, нам нужно как можно больше информации.

Аналитический отдел по работе с просроченной задолженностью компании Легиум Бизнес Сервис провел исследование, установил, что идеального решения нет, и предложил свое собственное.Анализ налоговой отчетности - Студенческий портал

Во времена каменного века сформировалось устойчивое заблуждение — достоверную финансовую информацию можно получить только у самого контрагента.

К сожалению, реалии современного бизнеса таковы, что даже та финансовая отчетность, которая поступает в банки, выдавшие кредит, существенно отличается от той, которую компания направляет в налоговую.

Что уж говорить о достоверности информации, которой стороны делятся во время переговоров.

Госкомстат

Наиболее надежный источник информации — государственные органы. Юридические лица, которые обязаны вести бухгалтерский учет, сдают отчетность в налоговые органы (информация не раскрывается), а также в органы статистики (информация раскрывается на официальном портале Госкомстата).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ионы и ионные пары щелочных солей карбанионов - получение структуры

Оценим за полчаса!

Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, за исключением государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Федеральное государственное унитарное предприятие Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики (ФГУП ГМЦ Росстата) занимается создание, обслуживанием и предоставлением доступа к банку данных «Бухгалтерская отчетность организаций (БД БОО)».

Доступ к банку данных можно получить на Многофункциональное статистическом портале (Мультистат). На сегодняшний день, бухгалтерская отчетность организации за 2013 год на данном портале стоит 818 руб., бухгалтерский баланс за 2012 год — 328 руб.

Анализ налоговой отчетности - Студенческий портал

  • Полный же доступ к базе данных на один год будет стоить 19 000 руб.
  • При не самой демократичной цене, технологическое несовершенство и интерфейсное неудобство делают работу с ресурсом Госкомстат крайне некомфортной.
  • Проверь своего контрагента

Некоторое время назад обрели популярность сервисы проверки контрагентов, такие как, например, Контур-Фокус. Действительно полезные и очень “умные” такие ресурсы предоставляют в одном месте всю общедоступную информацию о компании вашего партнера.

Анализ налоговой отчетности - Студенческий портал

  1. Разумеется бухгалтерская отчетность, как элемент общедоступной информации, также представлена в открытом платном доступе.
  2. Отличительной особенностью уже упомянутого сервиса Контур-Фокус является возможность бесплатно получить финансовый анализ деятельности вашего контрагента, подготовленный на основе бухгалтерской отчетности, предоставленной в Госкомстат.

Простым языком расписаны показатели рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и других параметрах финансовой состоятельности контрагента. А для большей наглядности — проиллюстрировать выводы таблицами и диаграммами.

К недостаткам подобных сервисов контроля за контрагентами нельзя не отнести высокую стоимость. При всех плюсах — огромный, качественный и действительно нужный набор функций Контур-Фокуса уравновешен минусом в 57 500 руб. в год.

150 руб. за все

Множество сайтов, которые обещают через день предоставить бухгалтерскую отчетность контрагента за 500 руб. или 1100 руб. не вызывают никакого доверия, но наталкивают на мысль — информация должна быть доступна.

Стоимость бухгалтерской отчетности контрагента на сайте www.legium.ru — 150 руб. за компанию.

Не важно, один раз ваш контрагент сдал отчетность в “статистику” или несколько, цена будет одна — 150 руб. за компанию.

Анализ налоговой отчетности - Студенческий портал

Бухгалтерская отчетности, предоставляемая компанией Легиум Бизнес Сервис, содержит сведения о процентном снижении или увеличении той или иной строки баланса. Вы легко поймете, какие показатели компании выросли за отчетный период, а какие — проблема.

Компания Легиум Бизнес Сервис давно и успешно предоставляет доступ к реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Стоимость одной выписки — 30 руб. Это также самый доступный сервис по предоставлению информации об объектах недвижимости в России.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/39097

Налоговый анализ

ФНС России рекомендует организациям периодически проводить налоговый анализ собственной деятельности.

В ходе него следует исследовать основные показатели уплаченных налогов за различные периоды (кварталы и годы), а также динамику этих показателей.

Это необходимо для выявления факторов и причин формирования налоговой базы и дальнейшего устранения причин их возникновения при необходимости.

  • Кроме того, анализ налоговой нагрузки на систематической основе позволяет отследить возникновение того или иного обязательства и актуальность его погашения, а также выявить все случаи просроченных задолженностей перед ФНС России, чтобы своевременно устранить их.
  • Налоговый анализ организации помогает компаниям осуществлять мониторинг за динамикой налоговой нагрузки и выявлять, насколько оптимальный режим налогообложения применяет организация в настоящий момент.
  • Налоговый анализ является гарантом, предупреждающим возникновение налоговых правонарушений, которые могут негативно сказаться на материальном состоянии компании и ее репутации.

Для проведения процедуры налогового анализа необходимы из бухгалтерского и налогового учета и соответствующих типов отчетности. Именно эти источники являются наиболее объективными поставщиками данных о состоянии дел на предприятии.

Что учитывается в ходе налогового анализа?

Результаты налогового анализа зависят от величин:

  • Долгосрочных и краткосрочных обязательств;
  • Бухгалтерского баланса;
  • Отчета о прибылях и убытках;
  • Оборотных и внеоборотных активов;

Анализ налоговой отчетности - Студенческий портал

Все вышеуказанные нормативы характеризуют величину конечного сальдо и оборотов в течение отчетного периода.

Во время проведения анализа налоговой нагрузки большую роль играет кредиторская задолженность организации перед любым государственным внебюджетным фондом или бюджетом по налогам и сборам.

Это обуславливается тем, что такие обязательства часто сопровождаются штрафами, санкциями и пени, которые, накапливаясь словно снежный ком, ведут к постоянному увеличению величины долга и, в конечном счете, к низкой платежеспособности предприятия.

А, как известно, именно такие трудности являются наиболее распространенной причиной, побуждающей проведение внеплановой налоговой проверки со стороны ФНС.

Комплексно изучая аналитическую информацию о том, какие налоговые обязательства есть у компании, руководство может своевременно дать оценку рискам, связанным с дальнейшей несостоятельностью, и, если они высоки, реализовать контрольные мероприятия.

Зачем нужен анализ состояния налогового учета?

Своевременное исследование основных налоговых и финансовых показателей позволяет менеджменту компании адекватно оценивать перспективы развития бизнеса и вовремя вносить в него коррективы.

Анализ налоговой отчетности можно проводить вручную, сопоставляя различные показатели деятельности организации.

Но это достаточно сложная и трудоемкая процедура, отнимающая много времени и требующая определенного уровня компетентности сотрудников, которые проводят его.

Анализ налоговой отчетности - Студенческий портал

Мы предлагаем современным компаниям автоматизировать данный процесс посредством внедрения специализированного программного продукта «СБИС Анализ финансов». Внедрение и дальнейшее использование этой системы позволяет современным предприятиям планировать стратегию развития компании на основе реальных показателей в результате анализа налогов и налоговой нагрузки предприятия.

Читайте также:  Крещение Руси и его историческое значение - отправная точка становления российской государственности

Налоговый анализ в «СБИС Анализ финансов» помогает также оценить, насколько велики риски, связанные с проведением налоговых проверок. Специальный функционал в данном ИТ-решении позволяет оценить кредитоспособность компании и подобрать идеальный режим налогообложения, который будет наиболее выгодным на основе данных о финансовом положении организации.

Если у вас остались вопросы о программном продукте «СБИС Анализ финансов» или о налоговом учете в принципе, тогда вы можете задать их нашим экспертам.

Если вы планируете купить электронную цифровую подпись, тогда загляните в наш Центр ЭЦП, на котором доступны самые выгодные продукты в области электронной аутентификации. Купите ЭЦП для своего бизнеса всего в один клик!

Источник: https://www.abt.ru/blog/nalogovyy-analiz/

Анализ налоговой отчетности

Анализ налоговых обязательств как составная часть анализа финансовой отчетности организации позволяет уточнить комплексную оценку ее финансового положения и результатов деятельности.

Сведения о начислении, оплате, а также наличии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам содержатся в налоговой отчетности, которая наряду с бухгалтерской и статистической входит в состав внешней финансовой отчетности организации.

Сравнительная характеристика указанных видов отчетности дана далее вгл. 11 (см. табл. 11.1).

Налоговая отчетность — это совокупность налоговых деклараций, передаваемых налогоплательщиком в налоговые органы, которые содержат данные об объектах налогообложения, налоговых базах, применяемых ставках и суммах налогов и сборов (далее — налоги), подлежащих уплате в бюджеты всех уровней или возмещению налогоплательщику.

Информация о налогах, плательщиком которых является организация, формируется в бухгалтерском учете, при этом налоги, установленные действующим законодательством, представляют собой сложную учетную категорию. В настоящее время Налоговым кодексом РФ для организаций установлено 7 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога, а также 4 специальных налоговых режима.

Каждая организация самостоятельно определяет, плательщиком каких налогов она является, в зависимости от наличия у организации объекта налогообложения, которым может быть реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику.

В отношении юридических лиц НК РФ предусмотрено более 30 возможных объектов налогообложения, из которых у крупнейших налогоплательщиков одновременно может подлежать учету до 25 объектов.

Кроме того, любая организация может являться налоговым агентом — выполнять обязательства по расчету, удержанию и перечислению в бюджет налога за другое лицо, что, в свою очередь, приводит к необходимости дополнительно определять еще три объекта налогообложения: налогом на прибыль организаций, налогом на добавленную стоимость (НДС) и налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Как правило, идентификация объекта налогообложения предусматривает несколько последовательных шагов, связанных с его выявлением и конкретизацией. Например, одним из объектов налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в то же время п. 2 ст. 333.9 НК РФ установлено 7 случаев, когда забор воды не приводит к возникновению объекта налогообложения.

Значит, организация должна не только выявить операции, удовлетворяющие критерию объекта налогообложения, но и проверить, имели ли место случаи забора воды в условиях, при которых он не будет признаваться объектом налогообложения.

Налог считается установленным, когда законодательно определены налогоплательщики и установлены все элементы налогообложения, к которым, кроме объекта налогообложения, относятся:

  • • налоговая база;
  • • налоговая ставка;
  • • налоговый период;
  • • порядок исчисления налога;
  • • порядок и сроки уплаты налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. По каждому налогу НК РФ устанавливаются налоговая база и порядок ее определения.

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы; отсюда, сумма налога, начисляемая к уплате в бюджет, рассчитывается как произведение налоговой базы на налоговую ставку.

Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи по налогу.

Порядок исчисления налога включает методику расчета суммы налога к перечислению в соответствующий бюджет с учетом налоговых льгот, вычетов и условий применения конкретных налоговых ставок, а также сроки уплаты налога и подачи налоговой декларации.

В тех случаях, когда налоговая база по какому-либо налогу представляет собой результат расчета объекта налогообложения, состоящего из многих компонентов, а сами эти компоненты не регистрируются в системе бухгалтерского и оперативно-технического учета, НК РФ устанавливает обязанность для организаций-налогоплатель- щиков вести налоговый учет. В современной России данная обязанность впервые возникла в 2002 г. в связи с введением в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ. Тем не менее сам термин «налоговый учет» значительно старше и был распространен в нашей стране в 20—40-х гг. XX в. Согласно определению, содержащемуся в ст. 313 НК РФ, налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных, содержащихся в первичных документах, сгруппированных в установленном порядке.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом руководителя. В соответствии с п. 2 ст.

11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых налоговым законодательством способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Данные, необходимые для расчета налога, подтверждаются:

  • • первичными учетными документами (включая справку бухгалтера);
  • • аналитическими регистрами налогового учета1;
  • • расчетом налоговой базы.

На их основании по каждому подлежащему уплате организацией налогу составляется отдельная налоговая декларация — основной документ налоговой отчетности[1] [2].

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения,

0 полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган в установленные НК РФ сроки за подписью налогоплательщика или его представителя, чем подтверждаются достоверность и полнота указанных в ней сведений.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения разрабатываются и утверждаются Минфином России на основе действующих с 2002 г. Единых требований к формам налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов и порядков заполнения (в ред.

от 20.12.2010 № ММВ-7-6/741@). Указанным нормативным актом установлено, что налоговая декларация включает:

  • • титульный лист, содержащий информацию о виде налоговой декларации; дате подтверждения достоверности и полноты сведений, указанных в декларации; налоговом периоде, за который она представлена; об основных учетных данных налогоплательщика и иные сведения общего характера;
  • • раздел (разделы) декларации с информацией о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет по данным налогоплательщика (с разбивкой по кодам бюджетной классификации), а также основные показатели, используемые для исчисления налога и формирования статистической отчетности налоговых органов;
  • • приложения, содержащие дополнительные данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).

Налоговая отчетность составляется с использованием балансового принципа: задолженность (переплата) по налогу на конец отчетного периода равна остатку задолженности (переплаты) на начало периода, увеличенному на величину задолженности, начисленной за период, и уменьшенному на величину погашенной и зачтенной за отчетный период налоговой задолженности.

В отечественной практике существует четыре способа формирования налоговых деклараций в зависимости от использования информации, создаваемой в системе определенного вида учета (рис. 10.1).

Первый способ (последовательность его реализации обозначена пунктирной линией и литерой «А») предполагает заполнение налоговой декларации без участия показателей бухгалтерского и налогового учета на основе данных первичных документов или регистров оперативно-технического учета. Таким способом формируется, например, налоговая декларация по транспортному налогу. Далее налоговая декларация, в свою очередь, служит первичным документом для записи о начислении данного налога в регистр бухгалтерского учета (жирная стрелка на рисунке).

Основой второго способа является информация, получаемая в системе налогового учета (штрихпунктирная линия, литера «Б») без использования данных бухгалтерского учета.

Примером применения данного способа могут служить налоговая отчетность по акцизам, а также налоговые декларации по налогу на прибыль организаций в случае, если налогоплательщиком организовано параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета.

Третий способ (мелкая пунктирная линия, литера «В») предполагает расчет показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерской информации. К декларациям, составляемым этим

Рис. 10.1. Способы формирования налоговых деклараций

способом, относятся отчетность большинства организаций по налогу на прибыль, а также налоговые декларации по НДС.

К четвертому способу (сплошная линия, литера «Г»), не предусматривающему создания системы налогового учета для исчисления налогов, относится последовательность заполнения деклараций по налогу на имущество организаций.

Следует отметить, что бухгалтерская отчетность организации содержит весьма ограниченный набор показателей о состоянии расчетов по налогам и сборам, который приведен в табл. 10.1.

Это объясняется тем, что бухгалтерская отчетность охватывает всю финансовохозяйственную деятельность организации, в то время как налоговая отчетность — только ту ее часть, которая связана с формированием налоговых баз, начислением налогов и расчетами с бюджетом.

  • Налоговые показатели, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой)
Наименование раздела формы отчетности Наименование показателя
Бухгалтерский баланс
Оборотные активы НДС по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность*
Наименование раздела формы отчетности Наименование показателя
Краткосрочные обязательства Краткосрочная кредиторская задолженность*
Отчет о финансовых результатах
Текущий налог на прибыль
Отчет о движении денежных средств
Денежные потоки от текущих операций Платежи налога на прибыль организаций
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Дебиторская и кредиторская задолженность Краткосрочная дебиторская задолженность (к возмещению из бюджета сумм налогов и сборов)
Краткосрочная кредиторская задолженность (недоимка по налогам и сборам)

* В случае существенности показателя он подлежит раскрытию (в его составе выделяется задолженность по налогам и сборам: дебиторская задолженность — переплата или кредиторская задолженность — недоимка) непосредственно в бухгалтерском балансе или в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

При формировании информационной базы анализа необходимо учитывать, что у налоговой отчетности имеется только два пользователя: налоговый орган и организация-налогоплательщик. Содержание налоговых деклараций в соответствии с положениями ст.

102 НК РФ составляет налоговую тайну и подлежит разглашению налоговым органом только с согласия налогоплательщика или в установленных законом случаях.

Таким образом, анализ налоговой отчетности может быть только внутренним, причем сами декларации по структуре и содержанию в первую очередь соответствуют информационным запросам налоговых органов, а налогоплательщики для обеспечения собственных потребностей, как правило, самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета и внутренней налоговой отчетности.

Источник: https://studref.com/440738/finansy/analiz_nalogovoy_otchetnosti

Сдача электронной отчетности бесплатно — миф или реальность

Последние несколько лет государство все активнее подталкивает организации к переходу на сдачу налоговой отчетности в электронном виде, которая осуществляется посредством специализированных операторов связи (не бесплатно).

Невольно прослеживается ассоциация с платными дорогами, где обязательно должна присутствовать бесплатная альтернатива платному участку. Так как основное направление моей деятельности — максимальное сокращение расходов организаций на ИТ, то в данной статье я попытаюсь рассмотреть возможность бесплатной сдачи электронной отчетности.

Сразу обозначу область — будет рассматриваться общая ситуация без углубления в операционные системы и прочее ПО, так как это тема других статей, готовящихся к пуликации.

Обязанность предоставления отчетности в электронном виде

Обязанность предоставлять отчетность в электронном виде устанавливается каждым контролирующим органом. Также позволительно добровольно перейти на электронный документооборот (ЭДО). Более подробную информацию можно узнать обратившись в контролирующий орган или на их официальных сайтах:

Полезные ресурсы и материалы:

Необходимое программное обеспечение

Для сдачи электронной отчетности должно выполняться, как минимум, три условия:

  1. Наличие программы для заполнения и составления отчетности в электронном виде;
  2. Наличие сервиса или программы для передачи отчетности в электронном виде;
  3. Наличие Квалифицированной электронной подписи (КЭП) и программы-криптопровайдера.
Читайте также:  А. Введенский и его философия - религиозно-философское мировоззрение и библиография

Неплохо было бы еще иметь толкового бухгалтера и системного администратора.

Краткий обзор рынка

Рынок продуктов для ЭДО представлен в основном четверкой спецоператоров: «Тензор», «Такском», ЗАО «ПФ «СКБ Контур» и ЗАО «Калуга Астрал». Есть ряд и более мелких игроков, например, ООО «Русь-Телеком» со своим флагманом под названием Фельдъегерь.

Помимо продуктов для передачи отчетности, есть программы для ведения бухгалтерского учета с возможностью передачи отчетности в контролирующие органы: 1С (для передачи используется Калуга Астрал), Контур.Эльба и Контур.Бухгалтерия, Мое дело, Кнопка, БухСофт-Онлайн, ImBoss, Небо.

Все решения представляют комплексный подход, предлагая заполнение отчетности, подгрузку готовых файлов из других систем бухгалтерского учета и их передачу, а также ряд сопутствующих услуг (нормативная база, ЭДО с контрагентами и пр.). Естественно, что все решения платные и их стоимость может значительно варьироваться в зависимости от типа организации и режима налогообложения.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ приведен список Организаций — операторов Электронного Документооборота.

Не стоит забывать, что каждый контролирующий орган дает возможность заполнять и сдавать электронную отчетность с помощью собственных программ и ресурсов. Об этом далее.

Заполнение и составление отчетности

Обычно отчетность выгружается из программ для ведения бухгалтерского учета (1С, Парус, SAP и т.д.).

Зачастую это сопряжено с рядом проблем, так как форматы электронной отчетности постоянно изменяются и не все программы успевают за этими обновлениями.

Иногда сами пользователи не удосуживаются вовремя установить очередное обновление, либо выгрузка невозможна по иным техническим причинам (отсутствие нужного формата, невалидные XML на выходе и т.д.).

  • В этом случае можно воспользоваться бесплатным ПО для подготовки электронной отчетности, которое предлагают сами контролирующие органы:
  • Также на сайтах контролирующих органов есть дополнительное ПО и сервисы, которые могут пригодиться несмотря на способ составления электронной отчетности.
  • Многие продукты спецоператоров связи (за которые платятся немалые деньги) напрямую обращаются к ресурсам контролирующих органов:

Вопреки расхожему мнению (что государственное ПО крайне несовершенно), все вышеперечисленные программы вполне приемлемого качества и свои функции выполняют. Многие из них построены по принципу отдельной подгрузки xml-шаблонов необходимых форм. Это требует некоторого контроля со стороны пользователя, так как шаблоны часто обновляются (особенно у Росстата).

Передача отчетности

Контролирующие органы предоставляют бесплатную возможность передачи отчетности через собственные сервисы:

Требования для работы с ресурсами стандартны. Необходимо иметь Квалифицированную электронную подпись (КЭП), программу криптопровайдер и может потребоваться плагин для работы криптопровайдера с браузером.

Минусом такого способа является необходимость отдельной регистрации на каждом из ресурсов, что не очень удобно при больших объемах данных. В отличии от платных решений, которые предлагают единый бесшовный интерфейс.

Квалифицированные электронные подписи (КЭП)

Перед отправкой, подготовленные файлы отчетов необходимо подписать электронной подписью. Это единственное узкое место, которое не поддается удешевлению, так как бесплатно подпись для юрлиц никто не делает (на самом деле можно получить бесплатно в рамках акции, об этом далее).

На официальных ресурсах приводятся списки аккредитованных удостоверяющих центров, в которых можно оформить электронную подпись. Там же приведены требования к ним. Если уже имеется какая-либо электронная подпись, то вполне возможно, что она подойдет для подписания отчетов.

Также необходимо наличие программы-криптопровайдера. На официальных ресурсах контролирующих органов в основном используется КриптоПро. Программа имеет пробную лицензию на три месяца.

Для экономии можно поставить версию КриптоПро 3.9, а потом установить КриптоПро 4.0 (подробнее о поддерживаемых ОС), выиграв 6 месяцев бесплатной работы.

Потом во избежание проблем и головной боли проще приобрести лицензию.

Ряд спецоператоров предлагают для своих сервисов облачные КЭП (КлаудКЭП), которые хранятся на сервере специализированного оператора связи. Для работы с КлаудКЭП не требуется наличие криптопровайдера. Но работать с КлаудКЭП на сторонних ресурсах невозможно.

Другие способы экономии

Есть еще один вполне простой способ экономить — всевозможные акции спецоператоров связи. На данный момент (10.05.2016 г.) действуют следующие акции:

При использовании программ и ресурсов контролирующих органов придется потратиться на приобретение КЭП. Средняя стоимость на текущий момент (10.05.2016 г.) составляет примерно 1500 р.

Отдельно отмечу, что КЭП и программы-криптопровайдеры используются не только для передачи отчетности, но и для интернет-банкинга, различных ресурсов (госулуги и т.д.).

Поэтому расходы на них нельзя относить исключительно к электронной отчетности.

Данный подход подойдет далеко не всем. Он не подходит крупным компаниям с большим объёмом данных (и совершенно другими бюджетами), им целесообразнее использовать платное решение. Но небольшие организации и ИП вполне могут использовать бесплатные аналоги.

Вариант с тест-драйвами подойдет всем, так как они дают доступ к полному функционалу программ, но временный. Конечно, если вы не собираетесь регистрировать новую компанию каждый год.

Многие спецоператоры предлагают минимальные тарифные планы начиная с 500 рублей (без учета акций). Дешевизна достигается благодаря тому, что многие операторы одновременно являются и удостоверяющими центрами, выпускающими КЭП.

При этом, подобные тарифы имеют множество ограничений и нюансов, поэтому перед приобретением нужно очень внимательно уточнять все подводные камни дешевых решений.

Например, они могут включать только возможность передачи отчетности, без возможности ее заполнения.

Через некоторых сепцоператоров можно сдать нулевую отчетность абсолютно бесплатно. При таком подходе не придется тратиться на КЭП. Это может оказаться оптимальнее, чем использование официальных каналов.

Ознакомиться с тарифами можно по следующим ссылкам:

  • СБиС;
  • Контур.Экстерн;
  • Такском;
  • Астрал;
  • Фельдъегерь.

Внимание! При выборе тарифного плана обязательно указывайте ваш регион, так как в разных регионах разная стоимость.

Отдельного внимания заслуживают решения для ведения бухгалтерской отчетности с возможностью ее сдачи. Совокупная стоимость владения подобными решениями может оказаться дешевле:

  • Небо;
  • ImBoss;
  • Эльба;
  • Контур.Бухгалтерия;
  • БухСофт-Онлайн.

Не проще ли купить комплексное решение?

Многие ошибочно полагают, что достаточно заплатить деньги и спецоператор будет делать все сам. Это заблуждение. Функции спецоператора определены достаточно четко, а договоры составлены грамотно. По большому счету, единственная обязанность оператора — взять отчет и доставить его до приемного комплекса контролирующего органа. За все остальное он никакой ответственности не несет.

По своему опыту скажу, что с купленными комплексными решениями проблем не меньше (а порой и больше), чем с описываемым подходом. Во многом проблемы связаны не столько с операторами, сколько с приемными комплексами госорганов и не очень грамотными инспекторами.

Бывают случаи когда спецоператоры попросту не успевают реализовать новые версии форм или случаются технические неполадки и приходится обращаться к бесплатным программам, а отчетность передавать по официальным каналам.

Также стоит иметь ввиду, что маркетологи отлично выполняют свою работу и грамотно навязывают дорогостоящие решения (от 6000 руб. и выше). Несмотря на то, что пользователю требуется сдавать всего два-три отчета.

Пресловутый человеческий фактор

За свою практику я встречал много различных бухгалтеров. Среди них были молодые девушки, впадающие в ступор при перемещении ярлыка в другой угол на рабочем столе. Были и пожилые матроны, умеющие чистить Cookies в браузере. Многое зависит от человеческого фактора, который тоже следует учитывать.

Порой целесообразнее выбрать готовое комплексное решение и перекинуть тугого бухгалтера на плечи официальной технической поддержки спецоператора связи, сэкономив свои нервы и время (это спорный момент).

Есть категория бухгалтеров, которые видят в спецоператорах некоторый гарант спокойствия или козлов отпущения, на случай неоднозначных ситуаций. Многие спецоператоры предоставляют официальные письма в случае каких-либо технических проблем.

Как видно, сдать электронную отчетность не заплатив ни рубля — можно. Но временно. Использование официальных бесплатных ресурсов требует определенных денежных затрат. С другой стороны, по рамкам этого бизнеса, 1500 рублей — смехотворная сумма.

К минусам бесплатных решений можно отнести их фрагментированность, что не является проблемой при небольших объемах отчетности.

При грамотном подходе со стороны системного администратора и адекватности бухгалтера, бесплатное решение можно настроить не хуже платного.

Дальнейшее сопровождение обоих вариантов все равно потребует периодического вмешательства со стороны системного администратора (обновление КЭП и корневых сертификатов, исправление xml, настройка криптопровайдеров и прочие сопутствующие проблемы).

Источник: https://habr.com/post/300732/

Как произвести разовую сдачу отчетности через интернет?

Разовая сдача отчетности через интернет: как сдать налоговую декларацию в электронном виде? В статье мы расскажем о том, что должен знать налогоплательщик при оформлении и сдаче разовой отчетности через Всемирную сеть.

  • Разовая отправка отчетности через интернет: способы подачи
  • Отправка отчетности через сайт ФНС
  • Отправка отчетности через операторов ЭДО
  • Сдача отчетности без привлечения операторов ЭДО
  • Как получить электронную подпись
  • Что нужно для отправки отчетности через интернет?
  • Итоги

Разовая отправка отчетности через интернет: способы подачи

Электронная отчетность через Всемирную сеть давно стала неотъемлемой частью деятельности бухгалтера. В Налоговом кодексе Российской Федерации прописана обязанность отправки в ФНС налоговых деклараций, в том числе в электронном виде, согласно установленным срокам.

Существует несколько способов сдачи электронной отчетности. Более подробно об этом читайте в статье «Электронная отчетность через интернет — что лучше?».

Осуществить отправку налоговой отчетности через интернет можно только при наличии электронной подписи. Приобретается она на платной основе у удостоверяющих центров либо при заключении договора с оператором ЭДО.

Разовую отчетность в налоговые органы можно подать двумя способами: через сайт ФНС и через операторов электронного документооборота (ЭДО). В свою очередь, сдача через сайт налоговой чаще применяется для разовой подачи отчетности и может быть выполнена либо с собственной электронной подписью плательщика либо по доверенности.

Отправка отчетности через сайт ФНС

Отправка разовой отчетности через каналы телекоммуникационной связи (ТКС) может проводиться непосредственно через официальный интернет-ресурс Федеральной налоговой службы РФ. С этой целью был разработан специальный сервис. Использовать его может любой налогоплательщик, имеющий электронную подпись и способный выполнить определенные технические требования.

Подробнее о данном варианте отправки отчетности читайте в статье «Порядок сдачи налоговой отчетности через Интернет».

Недостатком такого способа отправки отчетности является установка программного обеспечения и самостоятельное изучение налогоплательщиком инструкций. Файлы документов, сформированные в других программах, нужно перезагружать в специальную программу налоговой службы.

Отправка отчетности через операторов ЭДО

Сдача отчетности может быть осуществлена при помощи операторов электронного документооборота посредством каналов ТКС.

Согласно ст. 80 НК РФ налогоплательщик обязуется предоставить отчетность в электронной форме в следующих случаях:

  1. Если за прошедший календарный год количество сотрудников компании превысило 100 человек (согласно абз. 3 п. 3).
  2. Если была проведена реорганизация компании с численностью сотрудников более 100 человек (согласно абз. 4 п. 3).
  3. Если данная обязанность применима к конкретному типу налога (согласно абз. 5 п. 3).

Список операторов ЭДО можно узнать на официальном сайте ФНС.

Отправка отчетности через операторов ЭДО обладает следующими преимуществами:

  • не нужно посещать налоговые органы;
  • не нужно создавать и заверять бумажные версии отправляемых документов;
  • снижается число ошибок при оформлении деклараций;
  • налогоплательщик получает доступ к своим индивидуальным данным в ФНС (например, сведениям по лицевому счету);
  • налогоплательщик получает возможность электронного документооборота с ФНС (например, может запросить справки о состоянии задолженности перед бюджетом либо акт сверки такой задолженности).

Сдача отчетности без привлечения операторов ЭДО

Сдача отчетности по ТКС без использования услуг операторов ЭДО осуществляется двумя основными способами:

  1. Оформление личной ЭЦП. Данный способ наиболее удобен для ИП, поскольку не требует оформления нотариально заверенной дорогостоящей доверенности. Использование данного метода подразумевает отправку отчетности от имени ИП через сайт ФНС. Оформление ЭЦП осуществляется в течение 1–3 дней, после чего ИП может приступать к отправке отчетности.
  2. Оформление доверенности на организацию-представителя либо физическое лицо, имеющее ЭЦП. Для такой отправки, помимо подписания договора на оказание соответствующих услуг, необходимо оформление нотариально заверенной доверенности. Электронная копия доверенности прилагается к отправляемому отчету, а затем предоставляется в ФНС в бумажном виде.

Как получить электронную подпись

Удостоверяющий центр, аккредитованный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, может выдать электронную подпись. Согласно условиям приказа ФНС РФ от 08.04.2013 № ММВ-7-4/142 для правильной авторизации в системе применяется специальный сертификат ключа, которым проверяется электронная подпись.

Источник: https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kak_proizvesti_razovuyu_sdachu_otchetnosti_cherez_internet/

Ссылка на основную публикацию