Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 30.04.2017 15:03 Просмотров: 2489
В первой половине XVIII в. в архитектуре и скульптуре Франции господствует рококо, во второй – неоклассицизм.
Архитектура рококо гораздо сильнее, чем барокко, стремилась к динамичности и декоративности, но без его торжественности.Архитектура неоклассицизмавоплощала идеи Просвещения и отталкивалась от античности.
Архитектура рококо
Рококо связано с правлением короля Людовика XIV (1643-1715), но не было придворным искусством. Большинство построек в стиле рококо – богатые городские особняки («отели») и загородные дворцы.
Частная жизнь владельцев особняка обычно пряталась за высокой оградой. Комнаты располагались асимметрично, они были небольшими и с более низкими потолками. Окна же были очень большими, почти от самого пола.
Интерьеры построек рококо оформлялись тщательно и изысканно: украшались скульптурами, живописью, зеркалами.
Отель Субиз (Париж)
Отель Субиз был построен для принца де Субиза в 1705-1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Деламера. Он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон в стиле рококо, созданный архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754).
В Овальном зале нет ни одной прямой линии, все углы закруглены, стены украшены резными панелями с позолоченными орнаментами и зеркалами, которые расширяют пространство, но в то же время делают его размеры неопределёнными.
Ансамбль трёх площадей в Нанси
Ансамбль трех площадей в городе Нанси построен в 1752-1755 гг. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского. Автор этого проекта – ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). По всему периметру площади тянется колоннада, которая включает в себя и портик Дворца.
Площадь Ла КарьерПлощадь Ла Карьер перед Дворцом завершается триумфальной аркой. Арка открывает вход на главную площадь ансамбля – прямоугольную Площадь Станислава.
- Площадь СтаниславаВ центре площади возвышается конный монумент герцога Станислава I.
Третья площадь ансамбля – Площадь альянса.Ансамбль в Нанси хронологически завершает эпоху рококо.
Архитектура неоклассицизма
Жак Анж Габриель (1698-1782)
Ж.-Б. Грёз. Портрет Ж.А. Габриеля
Жак Анж Габриель – французский архитектор, президент Академии архитектуры. Один из основоположников архитектурного классицизма XVIII в. Происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец был придворным архитектором короля. В 1741 г. это место занял сын. В творчестве Габриеля нашли отражение новые веяния неоклассицизма.
Он создал проект Военной школы в Париже (1751-1775). Военная школа была учреждена в XVIII в. для небогатых дворян. В 1777 г. это учебное заведение стало Высшей кадетской школой, где учился будущий Наполеон Бонапарт. Комплекс Военной школы занимает целый квартал.
Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле, Габриель преобразовал городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. В настоящее время в здании Военной школы размещается Военная академия.
В Версале Габриель создал ряд зданий: роскошное и богато украшенное помещение Оперы, Французский павильон и шедевр архитектуры XVIII в. – Малый Трианон.
Малый ТрианонНаиболее значительным произведением Габриеля в Париже стала Площадь Людовика XV, где была установлена конная статуя короля Людовика XV скульптора Э. Бушардона (ныне площадь Согласия).
Площадь Согласия
Творчество Габриеля повлияло на все последующее развитие французского неоклассицизма.А начало эпохе неоклассицизма положил проект фасада церкви Сен-Сюльпис в Париже архитектора Джованни Никколо Сервандони (1695-1766).
Церковь Сен-Сюльпис. Фасад и площадь перед церковьюЭто здание иезуитского стиля с незавершённым классическим фасадом. Жак Франсуа Блондель (архитектор, теоретик и педагог той эпохи) писал об этом фасаде: «Он полон античной красоты, он утвердил греческий стиль, в то время как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры».В этом проекте впервые в XVIII в. появляются строгие колоннады и арки.
Центром неоклассицизма во Франции был Париж. Здесь работали все крупнейшие мастера того времени, создавшие свои лучшие постройки. Одна из них — церковь св. Женевьевы архитектора Жака Жермена Суффло.
- Церковь св. Женевьевы (Пантеон) в Париже
Внутри ПантеонаВеличественное здание построено в стиле классицизма. Архитектор Суффло взял за образец римский Пантеон. Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство решило превратить церковь в мавзолей великих французов. Здесь похоронены Вольтер, Жан-Поль Марат, Жан-Жак Руссо, Жак-Жермен Суффло, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Александр Дюма (отец) и многие другие.
Театр Одеон (Париж). Архитекторы Шарль де Вайи и Мари Жозеф ПейрЗдание Одеона в Париже первоначально предназначалось для театра французской комедии, затем здесь устраивались не только спектакли, но и концерты и балы. Пирамидальная крыша и мощный портик с 8 колоннами украшают главный фасад.
- В Париже построено множество интересных зданий в стиле неоклассицизма: Рынок зерна с куполом (архитектор Никола Лекамю де Мезьер); огромных размеров Монетный двор (архитектор Жак Дени Антуан) с фасадом более 300 м; отель Сальм (архитектор Пьер Руссо), ныне дворец Почетного Легиона и др.
Самым знаменитым сооружением Парижа конца XVIII в. после церкви св. Женевьевы стала Школа хирургии (архитектор Жак Гондуэн). В здании интересен анатомический театр (помещение для препарирования трупов).
Анатомический театрОн имеет форму античного амфитеатра с куполом и полукруглым окном вверху.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/701-frantsuzskaya-arkhitektura-xviii-veka
Архитектура Франции начала 19 века
1789 – 1799 года – великая французская революция. Но через 5 лет свобода обернулась деспотизмом. Идея равенства привела к казням. Во имя братства всех людей, развязали захватнические войны.
1804 год Наполеон становится императором. Господствующий стиль – неоклассицизм. Моделью мира становится жизнь древних греков и римлян. При этом архитектурные формы приобрели особую пышность и торжественность, величественный масштаб. Неоклассицизм времен Банапарта должен был символизировать могущество державы. Стиль получил название – ампир(в переводе с франц. – империя).
Пример, Триумфальная арка 1806 – 1837 года. На площади Шарля де Голля (ранее площадь Звезды). В честь победы при Аустерлице. Высота почти 50 м, ширина 45 м, длина пролета около 20 м. Ее пилоны украшены скульптурными рельефами. В числе знаменитых композиций под названием «Марсельеза». С 1921года под сводом арки находится могила Неизвестного солдата – участника Первой мировой войны.
Архитектура Древней Руси
10 век (988 год). Первым городом, принявшим крещение стал Киев. Христианскую веру русский народ принял от Византии. Главным идеалом для зодчего стало переживание красоты как святости.
Первый христианский храм – это церковь Успения Богоматери 991 – 996 года, построена греческими мастерами. За образец была принята церковь императорского дворца в Константинополе, но эта церковь больше известна под названием «десятинной» (для её постройки князь Владимир отдавал 1/10 часть своих доходов). Церковь была возведена из плинфы.
Плинфа – это плоский кирпич, квадратный, толщиною 2 – 3 см, светло – желтого цвета (в традициях Византийского зодчества). Церковь была разрушена в 1240 году во времена нашествия Батыя.
Позже был построен главный храм в Киеве — храм Святой Софии (30 – 50е года 11 века). Для храма характерна – триумфальность. Она связана с утверждением могущества молодого государства. Это был огромный пятинефный собор с большими хорами (балкон, где князь пребывал со своими приближенными).
13 куполов символизировали Иисуса Христа, остальные – 12 апостолов, среди которых выделяются четыре евангелиста. Внутри храм украшен мозаикой и фресками.
Храм Святой Софии в Новгороде Великом Новгорода 11 века.
В отличии от киевского, новгородский храм в 1.5 раза выше, суровее, монументальнее, имеет 5 мощных куполов, стены почти лишены украшений лишь прорезаны узкими окнами. Внутреннее пространство создает впечатление энергии вертикального движения. Является самобытным вариантом православного храма по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы.
Малые храмы Новгорода 14 – 15 века
С 13 века храмовое строительство переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства бояр, купеческих объединений и концов ( районов ) Новгорода.
Русь была вынуждена отказаться от сооружения каменных храмов, так как выплачивала ордынскую дань. В этот период сооружаются небольшие одноглавые храмы с почти кубическими формами.
В 14-15 веках разбогатевшие горожане стремились, чтобы их церкви отличались от других оригинальностью декора. Фасады зданий стали покрываться фигурными нишами, углублениями в виде розеток, крестиками. Барабаны (стены под куполом) опоясывались рядами маленьких арок и треугольников. Сама стена апсиды завершалась полукруглыми покрытиями – закомарами.
Схема типичного древнерусского храма (крестово-купольного храма)
Позже (14 век) апсиду опустили да половины высоты стены, а от закомар отказались в пользу трехлопастного покрытия (похоже на листок смородины).
В 14 – 15 веках данный прием стал излюбленным у новгородцев.
Новгородские зодчие перешли к другим строительным материалам: здания выкладывались в основном из грубо обтесанных известняковых плит, это лишало здание геометрической строгости, придавало изящество декора.
Город Владимир
«Золотые ворота». 12 – 18 века ворота были форпостом города, для бо жественной защиты на них поставили церковь (Положение Ризы Богоматери). Высота проема ворот около 14 м, поэтому ворота пришлось перекрыть на половине высоты арочной перемычкой.
Успенский собор. (12 век) Собор по размеру превосходит все соборы Святой Софии на Руси (Киевский, Новгородский и Полоцкий). В соборе на ф асадах: закомары, пилястры – плоские четырехгранные полуколонны, аркатурный пояс, резные рельефы и прочие украшения. Собор обладал легкостью и стройностью.
Храм Покрова на Нерли. (12век) Самая знаменитая церковь на Руси. Мировая слава объясняется удивительной гармоничностью, изящностью и идеальным вписыванием в пейзаж.
Фасады разделяются многослойными четырех уступчивыми лопатками (выступами) с приставленными к ним полу колонками.Полуколонки образуют пучки вертикальных линий, которые постепенно переходят в полукруглые очертания закомар.
В центре каждого фасада, кроме восточного, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птица – это древний символ человеческой души, лев – это символ Христа. В кладку вставлены загадочные маски.
Раньше холм, на котором стоял храм, был облицован белокаменными плитами, а с трех сторон к стенам была пристроена аркада, опирающаяся на столбы и украшенная резными украшениями барсов.
Источник: https://infopedia.su/1x2b77.html
Письмо № 105: из Высшей Школы Архитектуры Париж-Валь де Сен
— Как давно ты здесь учишься? И почему выбрал именно это учебное заведение и специальность?
— С сентября. Интерес к архитектуре у меня появился еще во время написания бакалаврского диплома по астрофизике в российском вузе.
И с тех пор он только рос, подпитываясь общением с увлеченными архитектурой друзьями, публичными и академическими лекциями.
А мечта изучать архитектуру именно во Франции появилась, когда я в первый раз поехал в Париж и Страсбург на летнюю школу по физике. Там я познакомился с французской культурой, проникся ею, узнал про специфику французской системы образования.
У меня были неплохие перспективы в физике — конференции, международные публикации, но я хорошо помню ощущение безнадежности перед будущим, когда отчетливо понимаешь, что совсем не хочешь заниматься тем, чему тебя упорно учили на протяжении шести предыдущих лет.
А абсолютное непонимание окружающими того, как можно вот так взять, все бросить и начать учиться заново, только усиливало это чувство. Но понемногу у меня появилась убежденность, что все возможно, главное — действительно захотеть и найти способ это реализовать.
— Как выглядел процесс поступления?
— Для поступления нужно было заполнить онлайн-форму через агентство Campus France и выполнить ряд формальностей, например перевести все дипломы и документы на французский язык.
С особым вниманием нужно было отнестись к написанию мотивационного письма, подготовке резюме и портфолио со своими творческими работами.
Для поступления также нужен был сертификат, подтверждающий знание французского языка, — DALF, DELF или TCF.
- После положительного ответа из вуза последовала достаточно запутанная процедура получения учебной визы, для которой помимо документов из вуза нужно было предоставить сведения о наличии жилья и средств, необходимых для проживания на территории Франции.
- — В каком российском вузе ты учился до этого?
— В течение шести лет я изучал физику, сначала в Санкт-Петербургском Политехническом Университете, а потом в Академическом Университете РАН. Воспоминания остались хорошие.
К счастью, преподавание технических дисциплин в России еще держится на высоком уровне, в основном благодаря советскому наследию.
Хотя иногда создавалось впечатление, что преподаватели приходят, чтобы учить гениев, которых и учить-то не надо.
Но отсутствие эволюции системы образования по сравнению с развитыми странами, мягко говоря, огорчает. Начнем с того, что во французских вузах списать не то чтобы невозможно, а просто очень опасно, потому что это автоматический ноль на экзамене без возможности пересдачи.
Сам экзамен — письменная работа или тест, который все студенты пишут одновременно, в установленное время и в определенном месте. Оценка работ происходит без влияния внешних факторов — тут нельзя получить оценку повыше, надев короткую юбку или «уболтав» профессора.
Отсутствие преподавателей на экзамене полностью компенсируется их доступностью и открытостью во время лекций и семинаров.
После экзаменов предметы одной категории (например, технические или гуманитарные) группируются и выводится средний балл в каждой категории. Такая система позволяет уделить больше внимания тому предмету, который вам интересен, и наверстать баллы за другой, который, по вашему мнению, является бессмысленным.
Конечно, грамотная система оценки знаний не гарантирует качественного образования, но она абсолютно точно создает благоприятные условия для его развития.
— Где ты живешь в Париже?
— Я живу в небольшом доме, который мы снимаем с тремя друзьями в ближайшем пригороде Парижа — такая форма аренды жилья называется collocation и очень распространена во Франции. Это выгоднее и комфортнее, чем большинство парижских общежитий. От дома до школы добираться не больше 30 минут.
Найти жилье в Париже — это отдельная проблема. Во Франции существует закон, который не позволяет выгонять из квартиры в период с 1 ноября до 15 марта, даже если съемщик не будет платить квартплату в течение всего этого периода.
Поэтому при съеме жилья требуется иметь гаранта-француза, несущего финансовую ответственность за тебя. Для иностранных студентов это часто становится проблемой. Но, конечно, всегда есть обходные пути — через друзей или знакомых.
Для общежития гаранта не надо, но их в Париже не хватает.
— Какие бонусы дает статус студента?
— Годовой проездной за полцены, бесплатное посещение постоянных коллекций государственных музеев. Возможность обедать в сети студенческих кафе, где крайне умеренные цены (комплексный обед с десертом — 3 евро 10 центов). Кроме того, существует целый ряд социальных пособий на жилье и стипендий на учебу, но на них нужно подавать отдельные заявки.
— Дорого жить и учиться?
— Во Франции большинство вузов — государственные, платить нужно только административный взнос при записи в начале учебного года. Его размер зависит от учреждения, но обычно составляет порядка 500 евро.
Жизнь в Париже довольно дорогая. Цены на продукты сильно завышены по сравнению с остальной Францией, хотя, как и везде, здесь можно найти хорошие места с умеренными ценами (bons plans, как говорят французы).
— Над каким проектом ты сейчас работаешь?
— В следующем году нужно будет писать бакалаврский диплом — это теоретическая работа на стыке архитектуры, социологии и философии. Так как задание достаточно серьезное, то я уже начал делать какие-то заметки. Меня особенно интересует четвертое (временное) измерение в архитектуре, а также связанный с ним феномен коллективной памяти, хорошо описанный в книге Альдо Росси «Архитектура Города».
— Кто из твоих профессоров вдохновляет тебя больше всего?
— Ксавье Мальверти — прекрасный публицист, в весеннем семестре он провел очень основательный курс по теории градостроительства. Его критический подход заставил серьезно задуматься над многими вещами, а остроумные замечания и комментарии сильно смешили. В школе много хороших преподавателей-архитекторов с успешными европейскими и международными практиками.
— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.
— Как и в большинстве архитектурных вузов, образование разбито на две составляющие: семестровые курсы, на которые выделяется три дня в неделю, и два дня на архитектурный проект.
Каждую неделю проходит презентация перед преподавателями по проведенной за неделю работе над проектом.
Здесь можно задать все беспокоящие тебя вопросы и получить (в зависимости от преподавателя) конструктивную критику.
Специфика моей школы — это разделение на пятнадцать ателье, в которых все курсы с первого по пятый работают вместе.
Это наследие традиций парижской Школы изящных искусств (École des beaux-arts) — прекрасная возможность знакомиться с новыми людьми и делиться опытом между разными курсами.
Преподаватели в каждом ателье обычно придерживаются своей определенной логики и философии в архитектуре, поэтому сохраняется своего рода преемственность. В принципе, каждый семестр можно менять ателье и, таким образом, менять свое окружение, атмосферу и стиль.
Обычного учебного дня как такого нет, каждый день проходит по-разному. Один день можно полностью провести в амфитеатре, слушая скучных и не очень лекторов, а в дни работы над проектом можно просидеть с 8 утра до 12 ночи в ателье, делая перерывы на еду и обсуждение новостей с коллегами за стаканчиком кофе.
— На каком языке проходит обучение?
— На французском. Поначалу казалось, что будет чудовищно сложно сдавать письменные экзамены и делать презентации своего проекта на неродном языке, но в конце концов получается как в старой русской пословице — «глаза боятся, а руки делают».
— Какое самое главное знание или умение, которое ты получил в процессе обучения?
— Это вполне очевидно, но только сейчас я понял, что интерес, мотивация, понимание предмета и продуктивность студента сильно зависят от уровня преподавателя. Конечно, большинство вещей можно изучить самому, просто на это уйдет намного больше времени. По этой причине я стал с большим вниманием относиться к выбору преподавателей, когда есть такая возможность.
Также я понял важность и преимущества работы в группах. Мне кажется, что в отечественной системе образования они недостаточно используются.
Общие дискуссии о проектах студентов, когда каждый может выразить свое мнение по поводу проекта своего одногруппника, групповое проведение архитектурного и городского анализа, совместная работа над курсовыми работами, да даже банальное изготовление общих учебных макетов позволяют наглядно понять, что такое синергия в действии.
— Планируешь вернуться?
— Я сильно эмоционально привязан к России и к Санкт-Петербургу. С большим интересом слежу за всем, что происходит у нас в стране, и искренне переживаю за ее будущее.
Меня радуют последние столичные инициативы, и, в принципе, я рассматриваю варианты для продолжения обучения, например, на Стрелке или в новой Московской архитектурной школе, которая работает совместно с Британской высшей школой дизайна и London Metropolitan University.
Кроме того, у нас в стране много работы, просто нужно как-то преодолеть период нездорового капитализма в строительстве. У нас много талантливых молодых архитекторов, которые могли бы значительно улучшить облик российских городов, а через это и состояние общества в целом.
— Где будешь работать, когда выпустишься?
— Выпущусь я нескоро и надолго загадывать не хочу. Пока планирую пройти несколько стажировок в различных европейских архитектурных бюро.
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/7343-pismo—105-iz-vysshey-shkoly-arkhitektury-parizh-val-de-sen
Французская архитектура середины 19 века
Середина 19 века ознаменована нарастанием демократического и пролетарского движения во Франции. Революционная волна 1830 года потрясла политическую систему государства.
Еще большее этапное значение имели революция 1848 года, когда впервые на историческую арену вышел рабочий класс, как огромная самостоятельная сила, и, наконец, Парижская коммуна 1871 года, по определению Владимира Ленина, «величайший образец величайшего пролетарского движения 19 века».
Гарнье, Казино
1861–1910, Монте-Карло
Гарнье, Гранд-Опера
1861–1875, Париж
Развернувшиеся классовые битвы, обострившиеся социальные проблемы вызвали рост новых тенденций во всех областях культурной жизни Франции.
В этот период создается теоретическая программа реализма, получившая практическое воплощение в произведениях графики и живописи, а несколько позже – в скульптуре.
Менее плодотворным оказалось это время для развития архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Французская архитектура 19 века. Концентрация капиталистического производства во второй половине 19 века сопровождалась ростом крупных городов, промышленных центров, путей сообщения. Увеличение городского населения вызвало расширение массового жилищного строительства и внесло ряд изменений в строительное дело.
Появляются новые виды технических и инженерных сооружений: заводы, фабрики, мосты, электрические станции, вокзалы, банки, биржи, институты, библиотеки. Возводятся «репрезентативные здания» – театры, музеи, правительственные и административные учреждения.
Стиль позднего классицизма с ордерной системой, тормозящей развитие новых тенденций, сменяется эклектическим использованием отдельных приемов и форм разных стилей прошлого.
Широкий размах строительства не создал, однако, благоприятных условий для развития архитектуры как вида искусства. С распространением частной капиталистической застройки городские ансамбли утрачивают художественную цельность. Резко снижается качество архитектурных композиций, их объемно-пространственное решение.
Промышленные предприятия, мастерские, склады внедряются в жилые кварталы, что приводит к ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни. Определяющим фактором планировки и застройки города становится все более развивающаяся сеть транспорта, которая связывает предприятия и жилые комплексы различных районов.
Архитекторы руководствуются часто требованиями предпринимателей и заказчиков, соблюдая экономию, дешевизну и удобства.
Характерным становится тип доходного дома, в котором украшается только фасад. Облик здания утрачивает былую цельность, внешний вид перестает выражать его назначение. Безвкусная роскошь особняков имущих классов, населяющих центр города, вступает в резкий контраст с ужасающей бедностью и убогостью рабочих кварталов.
В этот же период делаются попытки создания архитектуры разумной и простой. Использование в архитектуре середины 19 века железа, стекла, позже железобетона и цемента открывает огромные возможности.
Промышленное строительство оказывает влияние на жилую архитектуру.
Однако на первых порах и в инженерных постройках проявляются тенденции эклектизма (яркий представитель эпохи эклектики французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье), новые конструкции сочетаются с элементами старых стилей.
Большое значение в формировании нового направления имел читальный зал Библиотеки святой Женевьевы в Париже, построенный в 1843–1850 годах архитектором Анри Лабрустом.
Его высокий свод опирается на железный каркас с тонкими чугунными колоннами посредине. Фасад отличается благородной простотой, но логически ясная конструкция сочетается с мотивами старых стилей.
Лишь постепенно вырабатывается специфический язык, основанный на применении инженерно-конструктивных форм.
История зарубежного искусства ►
Источник: http://smallbay.ru/article/architec_france_nineteenth_century_middle.html
Архитектура Франции периода революции и империи. Конец XVIII — первая треть XIX в. | Архитектурная классика
Конец XVIII и 1-я треть XIX в. во Франции — время больших исторических событий, время крушения феодальных порядков и утверждения капиталистического общества. Открывшая широкий путь для развития капитализма Великая французская буржуазная революция привела в движение силы, которым суждено было произвести переворот и в области архитектуры.
На годы консульства и Первой империи (1799—1814) приходится во Франции начало промышленного переворота, создавшего предпосылки для возникновения ряда новых типов зданий и изменений в старых.
С ростом городов острее становится необходимость перестройки средневековой уличной сети, более рационального размещения городских рынков, устройства складов, боен. Вопросы утилитарного благоустройства города постепенно выдвигаются на первый план.
Доходный многоквартирный городской дом становится основной единицей городской застройки. Изменяет свой характер отель, который эволюционирует от аристократического дворца к типу буржуазного особняка.
В архитектуре общественных зданий наряду с появлением отдельных новых типов происходит дифференциация существующих: более специфическими становятся функциональные требования, начинают вырабатываться планировочные приемы, отвечающие данному типу здания.
Существенным явлением в строительной технике было появление (с 1-го десятилетия XIX в.) железа в несущих конструкциях и деталях. Этому материалу предстояло сыграть значительную роль в сложении новых течений.
Рассматриваемый период является временем постепенного накопления в архитектуре черт, отвечающих, пока в утилитарном отношении, изменившимся требованиям жизни. Господствующей стилевой системой архитектуры первых лет революции, как и в начале XIX в., продолжает оставаться классицизм, сохраняющий преемственную связь с архитектурой XVIII в.
в разработке основных типов гражданской архитектуры, в постановке проблемы городского ансамбля. Этот классицизм не является однородным.
Он проходит сложный путь развития в предреволюционные десятилетия и меняет свое содержание: вначале республиканский, сопутствующий героическому периоду французской революции, он становится консервативным академическим течением в годы консульства и особенно Первой империи.
Раскрытие относительности существовавших представлений об античной архитектуре (возникшее во 2-й половине XVIII в.
в результате более близкого знакомства с античными памятниками, открывшего их во всем живом многообразии и индивидуальной неповторимости), было первой брешью в стройной системе правил, основанной на признании абсолютного значения форм, взятых вне их исторической обусловленности. Следствием расширения связей с внешним миром и возросшего интереса к зодчеству других стран и эпох была также множественность архитектурных образцов. Достойными подражания стали признаваться не только памятники Италии и Рима, но и стран Востока, Египта, не только античности, но и Ренессанса. Вновь начинают оживать готические традиции, особенно стойкие в церковной архитектуре и никогда полностью не исчезавшие в стране.
Все это создавало благоприятную почву для эклектического подхода к освоению архитектурных форм, подтачивавшего классицизм.
Конец XVIII в., отличительной чертой которого, казалось, был новый поворот к античности, отмечен появлением идей, направленных на развенчание классического идеала, освобождение от груза сложившихся на его основе канонов и, в конечном счете, от самих классических форм. Впервые под сомнение берется не та или иная интерпретация классики, а она сама, ее система и формы.
Возникает стремление установить новый порядок сочетания элементов в композиции, ведутся поиски новых форм вместо классических. Характерными для этих поисков были фантастичность предлагаемых решений, их «космический» масштаб, оторванность от практических требований повседневной жизни и обращение в далекое будущее.
Как ни утопичны были эти попытки совершить переворот в архитектуре, найти для нее новые формы в то время, когда для них еще не созрели предпосылки ни в функциональном, ни в конструктивном развитии типов зданий, они оказали влияние и на творчество консервативно настроенных архитекторов.
Эти попытки выявили тенденции, которые стали проявляться в классицизме 2-й половины XVIII в.
: стремление к геометризации, большему соответствию форм их назначению и материалу; обособление архитектурного мотива, приобретающего способность существовать самостоятельно в системе равнозначных элементов вне «иерархического» порядка; установление новых композиционных связей, основанных на мысленном соединении находящихся на расстоянии частей зданий, и т. д.
Однако этот переворот в архитектуре не получил непосредственного отражения в художественной политике времени буржуазной революции, которая, по словам Маркса, «драпировалась, то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи».
Новые архитектурные идеи явились выражением развивающегося кризиса классицизма; они были предвестниками назревающего конфликта между его омертвевшей системой и требованиями жизни, выдвинутыми промышленным переворотом начала XIX в.
Этот кризис был одним из признаков глубинного процесса приведения архитектуры в соответствие с требованиями утверждавшегося капиталистического общества — процесса, закончившегося более чем 100 лет спустя рождением новой архитектурной концепции.
В то же время отсутствие реальных условий для воплощения в жизни идей, подрывающих в корне идеологическую систему классицизма, приводило к тому, что новые приемы и формы в архитектуре выступают с конца XVIII в. и позже в XIX в. в тесном переплетении с приемами классицизма, с эклектическим заимствованием форм архитектуры других эпох и стран.
Внешне позиции классицизма кажутся непоколебимыми, и его поздняя стадия, или так называемый стиль Империи, отличается пышной репрезентативностью форм и определенностью художественной характеристики.
Но уже начинают проявляться противоречия между архитектурной формой и конструкцией, между формами и назначением здания, между возрастающими утилитарными требованиями и жесткостью классической схемы.
Упразднение в 1793 г. Академии архитектуры, сосредоточение ее функций (в урезанном виде) в одном из институтов Академии изящных искусств и почти одновременное открытие Политехнической школы лишило архитектуру питающей ее основы — соприкосновения с техникой строительства.
Это как бы узаконило ограничение архитектуры сферой декоративного убранства, сосредоточив решение практических задач в учреждении инженерного профиля. Все последующее развитие архитектуры в XIX в. идет по двум основным линиям — эклектики и рационализма. Приметы первой из них видны в умеренном классицизме Ш. Персье и П. Ф. Л.
Фонтена; второй — в школе профессора Политехнической школы Ж. Н. Л. Дюрана, поставившей во главу угла полезность и соответствие форм своему назначению.
***
В годы революции тяжелое экономическое состояние страны, военные расходы, защита революционных завоеваний не давали возможности развернуть строительство. Эмигрирует знать, духовенство. Не строятся больше дворцы, монастыри, церкви.
Вслед за национализацией больших владений (из которых лишь немногие остаются в ведении государства) происходит приспособление конфискованных зданий для новых целей.
С аукциона продаются или сдаются внаем (целиком или по частям) монастырские здания и большие отели, в которых размещается множество мелких и крупных предприятий, с необыкновенной быстротой растущих в годы Директории.
В них устраиваются меблированные комнаты, лавки, рестораны, бальные залы, склады товаров, общественные бани и т. п. Сюда водворяются мануфактуры, заведения промышленного характера, торговые дома. Для больших собраний приспосабливаются залы Тюильри, дворца Бурбонов.
Эти годы строительного затишья были в то же время периодом интенсивной работы архитектурной мысли. Архитектурная практика собственно революционных лет тесно связана с деятельностью якобинского Конвента, стремившегося демократизировать искусство, приблизив его к общественной жизни народа.
Своеобразным и ярким явлением художественной жизни того времени было оформление больших событий и революционных празднеств (среди которых первым был праздник Федерации на Марсовом поле 14 июня 1790 г.), архитектурно-декоративные мизансцены массовых шествий и действ, грандиозные проекты мемориальных сооружений.
Эти декорации, создававшие возвышенное обрамление революционных праздников и будней, были проникнуты эстетикой классицизма.
В них реализовались те же приемы и формы, что и в проектах французской Академии, представлявшихся на соискание Большой премии (Grand Prix) и отличавшихся преувеличенным масштабом сооружений, разрастанием здания в гигантский по протяженности комплекс, в котором неразрывная цепь корпусов образует различные комбинации из каре, кругов и полукружий.
Эта академическая линия классицизма была не единственной; наряду с нею в творчестве таких архитекторов, как Булле и Леду, отразились надвигающиеся перемены в архитектуре, признаки будущего перелома в ее развитии. Новые идеи и приемы проявились в рисунках и проектах Булле (1780—1790), представлявших собой грандиозные архитектурные композиции (рис. 1).
![]() |
![]() |
Рис. 1. Архитектурные композиции: цирк, городские ворота, 1780—1790-е годы. Э. Л. Булле |
Проекты Булле, в которых классицизм является лишь отправной точкой, поражают уверенностью и мастерством, с которыми он трансформирует традиционные формы, устанавливая между ними новые композиционные связи.
Среди приемов, применяемых Булле, характерны: объединение равнозначных элементов (без обязательного выделения центра) наряду с мощным противопоставлением геометрических форм, большие, гладкие поверхности стен (почти лишенные окон), верхний свет, горизонтальное завершение зданий, очень сдержанный декор (чаще всего ритмическое повторение какого-либо мотива), зелень как архитектурный компонент. В своем трактате «Архитектура» Булле берет элементарную геометрию как базис для архитектурного проекта. Средствами нахождения новых форм он считает распределение масс, освещение (светотень) — Булле особенно подчеркивает этот прием, монументальные размеры, выявление характера здания, «сдвиги» в масштабности. Таковы его гробница Ньютона, отличающаяся, предельной лаконичностью и смелостью в освоении чистой геометрической формы, городские ворота, цирк и другие композиции.
В творчестве Леду эти попытки вырваться за пределы очерченного классицизмом круга понятий и форм проявились с еще большей остротой.
В его постройках, и особенно в проектах, определился ряд таких приемов, как изолированность, замкнутость каждого архитектурного объема (когда нарушены связи, свойственные композиции классицизма, а новые находятся в процессе становления).
Нарушение привычных пропорций в классических формах, придающее зданию подчеркнутую экспрессивность, выявляющую его характер, нагромождение различных мотивов и форм (первая стадия разрушения классицистической композиции); попытка в практике заменить классическое расположение объемов геометрическим построением; включение скульптуры в виде отдельно стоящих статуй, выделяющихся на фоне гладкой стены, — эти черты ярко проявились в архитектуре парижских застав (Министров, ДенФурно, Ля-Вийетт и др.).
Одна из важнейших работ Леду — проект города Шо, который представляет собой открытый ансамбль, вписанный в круг («совершенную форму» по Леду), с радиальными улицами и центральной площадью. В проекте чувствуются отзвуки идеальных городов Возрождения.
Вместе с тем — это первый индустриальный город, задуманный в целом с мастерскими, магазинами, административными зданиями и жильем. Композиция города Шо основана на свободном сочетании равноправных элементов. Здесь Леду отказывается от дифференциации построек согласно их «рангу».
Общественные здания города призваны выражать идеи общественной морали, но не путем добавления символических атрибутов, а через воздействие самих архитектурных форм, которые Леду стремится сделать «говорящими».
Наряду с отвлеченными (геометрическими) формами архитектуры, порывающими с основами классицизма и часто фантастическими, в проектах Леду намечается ряд таких композиционных приемов и форм, которые укореняются в эклектической архитектуре XIX в. К ним относятся: постепенный отход от «иерархического» распределения объемов и деталей, от центрирования композиции, возросшая роль боковых ризалитов здания, равнозначность мотивов его центральной части.
Трансформация художественных идей наглядно прослеживается в творчестве Ж. Ж. Лекё, младшего из плеяды архитекторов революционной эпохи.
Для его композиции (чаще всего небольших сооружений) характерны множественность мотивов — египетских, турецких, персидских, готических — и фантастичность форм, нарушающих классический порядок группировки объемов, пропорций, взаимоподчинения частей и целого.
Им свойственны асимметричное расположение объемов, изобилие статуй, колонны причудливых форм, не относящихся ни к какому ордеру, экспрессивные линии крыш (рис. 2).
![]() |
Рис. 2. Рандеву Бельвиль. Ж. Ж. Лекё |
У Лекё ярче всего обнаруживается склонность к использованию композиционных возможностей, заложенных в непропорциональности. В его творчестве отход от классики проявился особенно заметно в усилении эклектической тенденции, которая становится преобладающим направлением в архитектуре XIX в.
Сочетание традиционных мотивов и новых приемов наблюдается в работах Л. А. Дюбю, в его увражах. Ученик Булле Ж. Н. Л. Дюран уже полностью развенчивает классические ордера, пытаясь найти им замену в геометрических формах.
Однако самая его позиция трезвого рационализма, базирующегося исключительно на критериях полезности, удобства и экономии, приводит его к компромиссу с классикой, поскольку чистый функционализм представляется ему утопичным.
***
Первой третью XIX в. завершается большой этап в развитии, французской архитектуры, которая в эти годы еще живет приемами и формами, выработанными классицизмом, и подчинена строгой дисциплине школы.
Эти приемы и эта безусловная дисциплина были настолько сильны, что период их отмирания охватывает весь XIX в.
Однако в первой трети столетия приемы классицизма еще являются определяющими в градостроительстве, его художественная система еще придает стилистическую общность произведениям этого времени, сдерживая эклектические тенденции, которые получают все большее распространение.
В то же время характерной чертой периода становится разделение строительства на монументальное и утилитарное, усиление различий в их стилистической характеристике и возрастающая роль второго из них в формировании тех типов зданий, которые были порождены требованиями развивающегося капиталистического общества, оказавшими определяющее влияние на все последующее развитие французской архитектуры.
Глава «Архитектура времени французской буржуазной революции и империи. Конец XVIII — первая треть XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. И.В. Эрн. Москва, Стройиздат, 1969
Источник: http://classic.totalarch.com/europe_17_19/france_republic
Готическая архитектура Франции
Франция справедливо считается одной из столиц мирового туризма. Миллионы туристов ежегодно стремятся побывать в этой прекрасной стране, дабы своими глазами увидеть, что же такое — знаменитая архитектура Франции. Уникальные здания, ставшие произведениями искусства, отражают в себе все эпохи архитектуры — от средневековья до наших дней.
Готическая архитектура Франции берет свое начало в 12 веке. Первые здания этого стиля начали появляться на севере страны, в 1140-1160х годах, а уже к первой половине 13 столетия готика получает широкое распространение по всей территории Франции.
За счет новой для той эпохи архитектуры каркасной системы, уменьшилась нагрузка на стены, вследствие чего они стали гораздо тоньше, изящнее, что дало возможность делать большие окна, которые украшались цветными витражами, фасады обогатились стрельчатыми арками и скульптурными композициями.
Красочными примерами французской ранней готики считаются соборы в Париже, Лане, Шартре. Самый первый образец готической архитектуры — церковь аббатства Сен-Дени, построенная в 1137-1144 годах, и в последствии определившая направление, в котором развивалась архитектура Франции и Западной Европы в следующие несколько столетий.
Архитектура Франции: ампир, барокко, классицизм
В первой трети 17 века во время правления Людовика XIII во Францию приходит барокко. В отличие от итальянского, французское барокко, попав под влияние ренессанса, отличается спокойствием и строгостью. Во французском барокко стиль всегда доминировал над полетом фантазии художника.
В семнадцатом столетии архитектура Франции претерпевает изменения — замки постепенно утрачивают оборонительные функции, приобретая черты загородных домов. Архитектура церквей и прочих религиозных строений отличается богатством и роскошью. Пожалуй, лучшими примерами французского барокко являются замки Мэзон-Лафитт и Во ле Виконт, поражающие воображение своим великолепием.
Началом развития классицизма во Франции принято считать вторую половину восемнадцатого века. Его связывают со строительством в Париже храма Святой Женевьевы, в последствие получившим название Пантеон. Яркие представители этой эпохи Франции — церковь Мадлен, колонна на Вандомской площади и Триумфальная Арка на площади Звезды.
Само название стиля ампир имеет стойкую ассоциацию — Франция. Памятники архитектуры этого периода связаны с именем Наполеона Бонапарта.
Ампир считается напыщенным, помпезным, высокомерным стилем, поскольку Наполеон считал, что искусство должно служить ради его прославления, любил блеск и показную роскошь.
Тем не менее, история архитектуры Франции была бы неполной без дворцовых интерьеров Шарля Персье и Пьера Фонтена.
Заказать экскурсию с русскоговорящим гидом, авто в аренду, услуги переводчика, свяжитесь со мной по почте:lanaservice34@gmail.com или по телефону: +33 (6) 43 56 84 47
Источник: https://russenfrance.com/stories/unikalnaya-arhitektura-francii
Архитектура Франции 19 века
Замечание 1
Французская архитектура занимает видное место среди многих достижений этой страны.
Классическая архитектура впервые появилась на юге Франции во время римских завоеваний.
Наиболее типичные здания $18$-го и $19$-го века были театры. Многие из них были построены в этот период не только во Франции, но и по всей Европе.
Архитектура Франции начала $19$ — го века
Архитектура Франции данного времени (так называемый стиль империи — «ампир») представляла собой новую страницу в развитии классицистической архитектуры.
Определение 1
Эта разновидность позднего классицизма возникла во Франции в период с $1800$ по $1815$ гг., которая проявляется в моде, архитектуре, живописи и декоративно — прикладном искусстве во время правления Наполеона.
Стиль непосредственно связан с военной диктатурой и личными амбициями Наполеона.
Империя Наполеона стремилась достичь величия Рима. Соответственно, архитекторы были вынуждены окружить императора блеском и великолепием, который присущ именно Риму.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 2
Создателями стиля ампир были французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Франсуа.
В архитектуре здания были оформлены в основном с использованием рельефных украшений, в которых доминируют военные доспехи, мечи, лавровые венки. В этот период строится и Триумфальная арка в Париже в честь Наполеона и его побед.
Характеристики ампира это строгая симметрия, монументальность и чрезмерная декоративность в сочетании с тяжестью архитектурных форм.
Художники не были удовлетворены ограничением их творческой свободы и искали новые средства выражения своих мыслей, также устраивали бунты против классицизма.
Стиль также широко использовался в царской России, где он был использован для того, чтобы отпраздновать победу над Наполеоном. Отражение этого стиля было найдено в таких мемориальных структурах как здание Главного штаба, Казанском соборе, Александровской колонне, и Нарвских триумфальных ворот.
Стиль выжил в Италии дольше, чем в большинстве стран Европы, отчасти из-за его имперских римских ассоциаций, и отчасти потому, что он был возрожден как национальный архитектурный стиль после объединения Италии в $1870$ г.
Архитектура Франции середины и конца $19$ — го века
Середина и конец $19 $века определен нарастанием демократического и пролетарского движения во Франции.
В этот период во Франции появляется стиль Наполеона $III$ или стиль второй Империи с $1848$ – $1870$ гг. Экономика Франции начала стремительно расти при его правлении и это привело к огромным изменениям в архитектуре и градостроительстве.
Парижскую оперу, Оперу Гарнье, можно считать вершиной стиля Наполеона $III$.
Стиль характеризуется высокими фасадами, мансардными крышами. Здания богато украшены, но с четко определенными очертаниями. Всегда использовали исключительное качество материалов, с большим количеством мебели и тканей. В комнатах появился камин, зеркало, канделябр, бра и люстра.
Это был период огромных инноваций: новые машины позволили очень тонко и точно вырезать шпон. В общем, стиль Наполеона $III$ характеризовался обильными формами, обилием декоративных мотивов, и натурализмом в представлении человеческих фигур — таких, как те, которые создавались Карпо, это известный французский скульптор, который создал танцевальную фигуру в Парижском оперном доме.
Объем инвестиций в недвижимость многоквартирных домов изменил городскую архитектуру и позволил архитекторам и декораторам свободно выражать свое воображение на радость буржуазного общества. Многие дома стали украшать парные колонны. Париж предстал перед жителями, как город с многоэтажными домами.
Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/arhitektura_francii_19_veka/