Австрийская школа маржинализма — студенческий портал

Австрийская школа свое название получила от страны, в которой работали три наиболее известных представителя маржинализма – Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926), Ойген Бем-Баверк (1851-1919).

Австрийская школа маржинализма - Студенческий портал История этой школы начинается с 1871 г., когда была опубликована работа профессора политэкономии Венского университета К. Менгера «Основы политической экономии», в которой были сформулированы основные положения теории полезности.

Основатель австрийской школы первоочередное внимание уделяет обмену, который он сравнивает в хозяйственном плане с производительностью промышленной и сельскохозяйственной деятельности.

По мнению ученого, все, кто способствуют обмену, являются такими же производителями как земледельцы и фабриканты, поскольку цель любого хозяйствования состоит не в физическом увеличении благ, а в наиболее полном удовлетворении человеческих потребностей.

Человеческие потребности – цель исследования Менгера. Они рассматриваются ученым как неудовлетворенные желания или стремления, обусловленные нарушением физиологического равновесия человека. Определенные вещи или действия могут помочь удовлетворению наших потребностей.

Они называются благами. Блага, которые удовлетворяют непосредственные потребности называются потребительскими благами (благами первого порядка). Для их производства используют блага второго, третьего и более высокого порядков.

Потребительские блага сами придают ценность тем производственным ресурсам или факторам, которые используются для их производства. Блага первого порядка придают ценность благам более высокого порядка, которые необходимы для того, чтобы произвести первоочередные блага.

В этом и состоит знаменитая теория вменения австрийской школы.

Если представители классической школы исследовали экономические отношения между общественными классами, то Менгер сосредоточивается на анализе отношения человека к благу, которое проявляется в сфере личного потребления. Предметом его анализа являются прежде всего потребительские оценки и потребительский выбор.

Ценность любого блага определяется его способностью удовлетворять человеческие потребности. Она зависит не от количества полезности, которую приносит, а от важности потребности, которую это благо удовлетворяет.

Представители классической школы и марксисты рассматривали ценность как категорию объективную, которая определяется прошлыми затратами факторов производства, которые принимали участие в создании блага. По Менгеру, ценность обусловлена способностью блага в будущем удовлетворить потребность. Любые блага без их оценки субъектом не имеют ценности. Ценность вне сознания людей не существует.

Более того, Менгер считает, что «ценность субъективна не только по своей сути, но и по своему измерению». Разные виды благ им ранжируются не только в зависимости от важности потребностей, которые ими удовлетворяются, но и от значения последовательных актов удовлетворения каждой потребности, т. е. количества блага.

Первая единица потребляемого блага для индивида более ценна, нежели вторая, вторая более ценна, чем третья, и так до полного насыщения, когда степень удовлетворения следующей единицы нулевая.

Таким образом, ценность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и мерой удовлетворения потребностей.

Стремление к обмену, с точки зрения Менгера, наступает тогда, когда блага, которые есть у одного субъекта, для него менее желанны, нежели для другого, а у другого – то же самое, но относительно его собственных товаров. Исходя из этого, обмен не эквивалентный, как считали Аристотель и Маркс, а взаимовыгодный. Пропорции взаимного обмена двух благ определяются соотношением их предельных полезностей.

Таким образом, разрабатывая теорию ценности, которая определяется предельной полезностью, Менгер словно вновь открыл «законы Госсена».

Не признавая теории трех факторов Сея, Менгер считал, что только процесс последовательного обмена (на основе убывающей предельной полезности) устанавливает пропорции, в которых распределяется вознаграждение между факторами, которые принимают участие в производстве.

Из этого положения возникла такая теорема распределения: если доходы пропорциональны размерам изготовленной продукции, а оплата каждого фактора равна его предельному продукту, то общая сумма таких оплат равна совокупному продукту.

Эта теорема, как было доказано позже, является справедливой только при условии, что все факторы производства используются наиболее производительным образом.

К. Менгеру принадлежит ряд идей, которые позже были развиты другими учеными. Так, им было сформулировано положение о субституции производственных благ: один и тот же продукт может быть изготовлен с помощью разных комбинаций производственных факторов.

Менгер высказал идею «комплиментарности» благ, которые принимают участие в производстве, т. е. взаимозависимости их ценности. Если какого-нибудь элемента не хватает, обесцениваются и все другие производственные блага. Такого обесценивания не будет, если избыточные блага можно использовать для изготовления другого продукта.

Этот ученый ввел в экономическую науку такие понятия как «ликвидность», «цена спроса» и «цена предложения».

Австрийская школа маржинализма - Студенческий портал Ярким представителем австрийской школы стал Ойген Бем-Баверк. Его работы «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886) и «Позитивная теория капитала» (1889) способствовали не только популяризации, но и развитию и углублению идей австрийской школы.

Бем-Баверк различает субъективную и объективную (меновую) ценность. Субъективная ценность – это индивидуальная оценка блага продавцом и покупателем. Для ее оценки он предложил использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида. Она имеет приблизительно такой вид:

  • 1) потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти;
  • 2) потребности, неудовлетворение которых ведет к болезням;
  • 3) потребности, неудовлетворение которых ведет к временным страданиям;
  • 4) потребности, неудовлетворение которых ведет к небольшим неприятностям.

Определенные потребности, считает ученый, не могут удовлетворяться частями, порциями. Они или не удовлетворяются, или удовлетворяются сразу целиком.

Бем-Баверк расширяет представления о полезности. Под полезностью он понимает не только удовлетворение определенной потребности, но и освобождение от хлопот, тяжести и т.п. Поэтому полезность – это и экономия сил, и уменьшение затрат средств. К.

Менгер говорил только о ранжировании степеней удовольствия от потребления различных благ и разных единиц одного и того же блага. Используемые им числовые величины характеризуют соотношения, а не абсолютные величины полезности благ. Бем-Баверк считает возможным конкретное измерение, вычисление полезности благ.

Такой подход получил название кардиналистского.

Наименьшая полезность от данного блага называется предельной полезностью. Под ней он понимает полезность последней единицы в запасе блага. Чем меньше количество блага, тем ценнее последняя единица этого блага. Алмазов мало, поэтому их предельная полезность большая, хлеба много, и потому его предельная полезность небольшая.

Бем-Баверк ввел понятие «субституционной предельной полезности». Ученый считает, что ценность блага для субъекта определяется предельной полезностью тех благ, от которых он отказывается, чтобы приобрести данное благо.

Таким образом, субъективная ценность определяется личностной оценкой блага потребителем, является производной от предельной полезности

Источник: https://zdamsam.ru/b20357.html

Австрийская школа маржинализма (стр. 1 из 2)

И. В. Розмаинский

Основные представители: Карл Менгер (1840-1921), Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914), Фридрих фон Визер (1851-1926)

1. Общая характеристика

Австрийская школа маржинализма в значительной мере отличается от других течений маржинализма. Это отличие обусловлено следующими особенностями австрийской школы.

  • а) Больший акцент — по сравнению с другими школами маржинализма — на субъективизме и психологизме.
  • б) Больший акцент на сфере потребления и большее пренебрежение сферой производства — по сравнению с другими школами маржинализма.
  • в) Следование «принципу исходной категории», характерному для классической политической экономии.
  • г) Понимание экономической науки как науки, исследующей причинно-следственные, а не функциональные связи.

д) Качественный характер экономического анализа. При этом представители австрийской школы маржинализма отрицательно относились к использованию графических и алгебраических методов анализа.

е) Трактовка экономических феноменов как результатов спонтанных процессов (это характерно для К. Менгера).

ж) Отказ от трактовки рыночного хозяйства как равновесной системы.

2. Основные элементы учения К. Менгера

Основная работа: «Основания народнохозяйственного учения» [«Grundsatze der Volkswirtschaftslehre»] (1871)

После издания в 1871 году книги с указанным выше названием, Менгер, наряду с У.С. Джевонсом и Л. Вальрасом, считается «творцом» маржиналистской революции. Также можно утверждать, что именно К. Менгер заложил основы самой австрийской школы.

2.1. Концепция экономического блага

Исходным пунктом экономического анализа К. Менгера является исследование соотношений между человеческими потребностями и способностями вещей удовлетворять эти потребности. К.Менгер выделяет ряд условий превращения вещи в благо:

  1. а) существование некоей человеческой потребности;
  2. б) наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;
  3. в) знание человеком указанных потенциальных свойств вещи;
  4. г) обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.

При этом если количество единиц данной вещи безгранично, то такая вещь является свободным благом. В противном случае — когда вещь является редкой — она представляет собой экономическое благо. При этом благо и товар — разные категории. «Товар — это экономическое благо, предназначенное для продажи»[1][11].

Учение К. Менгера об (экономическом) благе лежит в основе современной микроэкономической теории.

2.2. Концепция субъективной ценности

Субъективная ценность — это значение, которое имеет для индивида данное благо. Чрезвычайно важно то, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность — это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов.

  • Необходимыми условиями для обладания благом ценности являются следующие:
  • а) его полезность для данного индивида;
  • б) редкость.

Субъективная ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. К. Менгер иллюстрирует этот тезис на условном примере с десятью разными благами (см. табл. 3.1).

Таблица 1.

Б л а г а

Римские цифры в таблице иллюстрируют конкретные виды благ (чем меньше цифра, тем большую значимость для индивида имеет данное благо), а арабские цифры — числовое значение полезности, которая приносит индивиду конкретная единица блага.

Именно это значение и определяет субъективную ценность блага.

Анализ таблицы показывает, что субъективная ценность зависит не только от того, насколько в принципе важно для индивида данное благо, но и от количества единиц этого блага, которые имеются в распоряжении у индивида.

Например, предположим, что благо I — это пища, а благо V — табак. Ясно, что пища более важна для удовлетворения физиологических потребностей индивида, чем табак. Но, как следует из таблицы, субъективная ценность табака превысит субъективную ценность пищи, если, например, индивида обладает шестью единицами пищи и только одной единицей табака.

Это указывает на то, что в теории К. Менгера ценность (пусть и неявно) дана через идею убывающей предельной полезности блага.

2.3. Концепция ценности производственных благ (средства производства)

К. Менгер выделяет блага низшего и высшего порядка. Блага низшего порядка — это предметы потребления, блага высшего порядка — средства производства. Нововведение К.

Менгера в сфере анализа производственных благ состоит не в новой терминологии, а в идее, согласно которой их ценность определяется ценностью предметов потребления (благ низшего порядка), выпускаемых с помощью этих средств производства.

Точнее говоря, ценность блага высшего порядка определяется предельной полезностью блага низшего порядка, которое изготовляется благодаря этому средству производства. Это указывает на то, что ценность благ высшего порядка носит ожидаемый характер.

К. Менгеру принадлежит также идея о взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ высшего порядка. Эта идея получила дальнейшее развитие в современной микроэкономике.

2.4. Теория денег и способности к обмену

К. Менгер также является автором эволюционной теории денег. По его мнению, деньги представляют собой экономический феномен, возникающий спонтанно. Их появление не зависит от каких-либо сознательных действий отдельных хозяйствующих субъектов или групп таких субъектов.

Для описания фундаментальных причин возникновения денег К. Менгер обращается к анализу особенностей обменных отношений. В ходе осуществления обменных операций их участники склонны накапливать у себя те товары, которые обладают большей «способностью к обмену», «реализуемостью» [Absatzfahigkeit].

Ведь такие товары можно обменять на большинство всех остальных благ. В результате товары с большими «способностями к обмену» начинают играть роль посредников при осуществлении обменных сделок. Постепенно среди этих товаров выделяется товар с наибольшей способностью к обмену.

Такой товар как раз и представляет собой деньги.

Эта идея о спонтанном возникновении денег оказала огромное влияние на формирование взглядов Ф. А. фон Хайека, Л.

фон Мизеса и других представителей неоавстрийской школы — направления современного экономического анализа, развивающего традиции «старой» австрийской школы. В частности, предложенная Ф. А.

фон Хайеком концепция «расширенного порядка»[2][12] вряд ли появилась бы без теории денег К. Менгера.

3. Основные элементы учения О. фон Бем-Баверка

Основные работы: «Основы теории ценности хозяйственных благ» [«Grundzuge der Theorie des wirtschaftlichen Guterwerts»] (1886); «Позитивная теория капитала» [«Positive Theorie des Kapitals»] (1889)

Многие теоретические аспекты, только намеченные К. Менгером, были развиты его учеником О. фон Бем-Баверком, известным, помимо всего прочего, своей жесткой критикой теории К. Маркса (см. раздел 4.4).

3.1. Теория рыночной цены блага

Если же К. Менгер больше интересовался определением субъективной ценности блага, то его последователь О. фон Бем-Баверк — определением «рыночной» ценности или цены. В концепции О. Бем-Баверка описывается рынок некоего блага.

При этом на данном рынке действуют покупатели и продавцы, каждый из которых имеет свои субъективные ценности этого блага.

Соответственно, субъективная ценность покупателя называется ценой спроса (этого покупателя), а субъективная ценность продавца — ценой предложения.

Торг на рынке начинается с минимально возможной цены спроса. Затем эта цена поднимается, и по мере ее роста с рынка уходит часть покупателей. Равновесная рыночная цена устанавливается тогда, когда число покупателей, чьи индивидуальные цены спроса выше этой цены, совпадает с числом продавцов, чьи индивидуальные цены предложения ниже этой цены.

Читайте также:  Этапы проектирования базы данных. концептуальный, логический и физический уровни проектирования - студенческий портал

По мнению О. фон Бем-Баверка, невозможно точно определить значение равновесной рыночной цены; можно лишь выявить границы диапазона ее колебаний. Эти границы лимитированы двумя факторами:

а) субъективной ценностью «предельной пары сверху»;

б) субъективной ценностью «предельной пары снизу».

Предельная пара сверху — это слабейший из вступивших в сделку покупателей и сильнейший из ушедших с рынка продавцов. Предельная пара снизу — это сильнейший из ушедших с рынка покупателей и слабейший из вступивших в сделку продавцов.

Итак, именно их оценки и формируют границы указанного диапазона.

3.2. Концепция общей полезности блага

Источник: https://mirznanii.com/a/247623/avstriyskaya-shkola-marzhinalizma

Австрийская школа маржинализма

Теоретики маржинализма, и в первую очередь австрий­ская школа, отходят от терминологии классической поли­тической экономии. Категории “стоимость” и “товар” они заменили понятиями “ценность” и “экономическое благо”.

Если теория трудовой стоимости сосредоточивает свое вни­мание на стоимости, то австрийская школа — на потреби­тельной стоимости, полезности.

Далее, если у классической школы единственным источником стоимости является труд, то у маржиналистов в создании ценности блага принимают участие три равноправных фактора производства — труд, ка­питал и земля.

Центральным пунктом маржинализма является теория ценности благ или что то же самое— теория предельной по­лезности. В основе этой теории лежит полезность того или иного блага. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. Она находится в функциональной зависимости от ко­личества (запаса) благ. С ростом запаса благ полезность их падает.

Блага обладают ценностью лишь тогда, когда ко­личество их меньше, чем потребность индивида. Такое благо маржиналисты назвали экономическим. Вода — благо, но не везде она является экономическим благом. Ценность вещи определяется величиной полезности последующей единицы из запаса. Последующая (добавоч­ная) полезность была названа представителем австрийской школы Ф.

Визером предельной полезностью.

Возникновение и развитие австрийской школы связано с трудамиК. Менгера (1840-1921),Ф. Визера (1851-1926) и Е. Бем-Баверка (1851-1919). Основателем школы, как уже отмечалось, является К. Менгер.

В 1871 г. Менгер опубликовал книгу «Основания поли­тической экономии». Целью его исследования выступают человеческие потребности. Они рассматриваются Менгером как неудовлетворенные желания или неприятные ощуще­ния, вызванные нарушениями физиологического равновесия человека. Такая постановка проблемы выдвигает на первый план задачу рационального распределения ограниченных ресурсов.

Основная работа Е. Бем-Баверка — «Основы теории цен­ности хозяйственных благ» (1886). Он использует понятия субъективной и объективной ценности.

Первая определяет­ся личной оценкой товара потребителем, вторая формирует­ся на рынке в ходе конкуренции и представляет собой ме­новые пропорции обмена. Цена зависит от субъективных оценок ценности благ. Субъективная ценность производна от предельной полезности, т.е.

полезности последнего блага в их запасе. Предельная полезность находится, в свою очередь, в зависимости от количества имеющихся благ и интенсивности их потребления индивидом.

Ф. Визер в 1914 г. опубликовал свою основную работу «Теория общественного хозяйства». В ней он ставит цель со­единить теорию предельной полезности с теорией трех фак­торов производства. В результате он выдвигает и обосновы­вает«теорию вменения».

Согласно этой теории определен­ная часть ценности предметов потребления должна быть вменена (отнесена) на счет того. или иного производитель­ного блага (труда, капитала, земли), которые участвуют в процессе производства.

В отличие от Менгера и Бем-Баверка Визер отстаивал вмешательство государства в экономику.

Австрийская школа при подходе к проблемам издержек производства, прибыли и процента исходит также из теории предельной полезности, т.е. из определения ценности благ их полезностью.

Австрийская школа считается самой старой в неоклас­сическом направлении, но она сегодня не является цент­ральной. Австрийцы слишком догматизировали свою тео­рию, оторвав ее от жизни. Австрийцы, следуя примеру К. Маркса, применили принцип монизма, т.е.

искали единое основание цены. Та­ким источником ценности у них является полезность.

Самое уязвимое место в учении этой школы — неувязка теории с хозяйственной практикой. Акцент на субъективные характеристики в исследовании затмил, отодвинул на задний план объективные процессы. Поэтому эту школу не­редко называют субъективно-психологической.

Однако у этой школы есть и положительные моменты -это акцент на взаимосвязь потребительского спроса с ценой товара, развитие рыночных отношений в целом. Без изучения этих проблем невозможно решить проблемы це­нообразования.



Источник: https://infopedia.su/17xe4f9.html

Начала маржинализма. Австрийская школа в экономической теории

Наиболее ранняя маржиналистская школа сформировалась в Австрии, и поэтому она была названа австрийской школой. Австрийская школа, пожалуй, без всяких оговорок может быть названа школой. Она имела, безусловно признанного лидера, сформулировавшего основные положения маржиналистской теории и последователей, разделявших и развивавших идеи лидера.

Возникла эта школа на кафедре Венского университета, которую долгие годы возглавлял основатель австрийской школы – Карл Менгер. Основными представителями австрийской школы помимо Менгера были его последователи Ф. Визер и Е. Бём-Баверк.

Если сравнивать ее с другими школами маржинализма, а именно с лозаннской и кембриджской (англо-американской), то она оказалась идейно наиболее сплоченной и поэтому самой долговечной.

К характерным особенностям австрийской школы относятся некоторые оригинальные черты.

Во-первых, это последовательный монический субъективизм, который предполагал, что все категории экономической теории выводятся только из отношения индивидуума к некоторому благу, через его субъективные ожидания, предпочтения и опыт.

По мнению Менгера, любое благо только тогда имеет ценность, когда к нему есть какое-то отношение экономического субъекта.

Например, издержки производства у австрийцев понимаются как упущенная польза от возможного альтернативного выбора, отвергнутого потребителем.

Во-вторых, экономический субъект у австрийцев не является априори застрахованным от возможных ошибок, возникающих в процессе экономического выбора. Эти ошибки у австрийцев играют свою конструктивную роль при определении рыночной цены блага.

В-третьих, в австрийской школе делается особый упор на неопределенности будущего и возможных в силу этого неверно принятых решений.

В-четвертых, австрийская школа преднамеренно отказалась от использования математических методов в экономической теории. Это было обусловлено тем, что применение математики требует принятия определенных допущений для построения экономико-математических моделей.

Например, чтобы функция была дифференцируемой, требуются: бесконечная делимость исследуемого блага, наличие касательной к кривой функции, а также выпуклость кривой, дабы производная в каждой точке была конечной.

Эти допущения соответствуют математической логике, но не экономической действительности и поэтому австрийцы не посчитали возможным далеко отходить от реальной действительности, принимая такие допущения.

В-пятых, австрийской школе присущ методологический субъективизм, выражающийся в том, что все экономические вопросы рассматриваются ими «глазами» отдельного человека, т.е. на микроуровне.

В-шестых, с методологической точки зрения австрийская школа тяготеет к казуальному методу, предполагающему поиск причинно-следственных связей в экономических явлениях. В этом плане австрийцы существенно отличаются от других маржиналистов, которые использовали в основном функциональный метод исследования.

В-седьмых, представители австрийской школы не использовали ключевую идею маржинализма – концепцию равновесия. В произведениях Менгера и других авторов австрийской школы нет рас- суждений ни об общем, ни о частичном равновесии.

В-восьмых, важную роль в австрийской экономической теории занимает исследование фактора времени.

Этим австрийский подход существенно отличается от других маржиналистских концепций, которые игнорировали временной аспект, что делало их теории статичными.

В силу того, что австрийцами рассматривался фактор времени и неопределенность будущего, их «атомарный человек» совершал ошибки, из-за которых установление равновесия было невозможным.

Карл Менгер (1840–1921) родился в Галиции, находившейся в то время в составе Австрийской империи, в семье, члены которой из поколения в поколение находились на гражданской или военной службе. Менгер изучал юриспруденцию в Пражском и Венском университетах.

Изучением экономической теории он занялся в 1867 г. В дальнейшем он работал журналистом и затем экономическим обозревателем при австрийском правительствен Вене. В 1871 г.

Менгер опубликовал работу «Основания политической экономии», которая послужила основанием для занятия должности приват-доцента в Венском университете. Это произведение является основной книгой в австрийской школе экономической теории. Его последователи Ф. Визер, О.

Бём-Баверк раскрывали в основном только те положения теории Менгера, которые в той или иной степени были у него отражены.

Учителей у Менгера не было, так как в немецких и австрийских университетах в то время господствовала немецкая историческая школа, негативно относившаяся не столько к идеям маржинализма, сколько к методам. Перу Менгера принадлежит немного произведений и к наиболее значимым из них можно отнести также «Исследование о методе общественных наук и особенно политической экономии» (1883).

Спустя два года после прихода в Венский университет Менгер получает звание профессора (1873) и спустя шесть лет возглавляет кафедру политической экономии. В целом он преподавал в университете в течение 30 лет, вплоть до 1903 г. Менгер был очень хорошим преподавателем, популярным среди студентов. Конспекты его лекций «пользовались спросом» спустя 20 лет после его отставки.

Экономические взгляды К. Менгера изложены в его основном труде «Основание политической экономии». Менгер очень тщательно готовил свою книгу к изданию. Им была четко выделена главная идея, чтобы сразу была понятна основная мысль автора.

Проблемы последовательно рассматривались, и исследование завершалось выводом, вытекавшим из общего хода рассуждений ученого. Для исключения двусмысленного толкования Менгер скрупулезно исследовал такие понятия, как «цена», «стоимость», «потребности», «деньги» и др.

Однако основную роль в его книге сыграл принцип предельной полезности.

Исходным пунктом исследования, как считал Менгер, являются потребности людей. Они появляются в результате приспособления человека к окружающей материальной среде. Если не возникает приспособления к окружающей среде, то возникают беспокойство и неопределенность.

Чувство беспокойства достигает различной степени интенсивности, что в конечном счете порождает новые потребности, необходимые для восстановления равновесия между человеком и окружающей средой. В итоге Менгер определял потребности как форму неудовлетворенных желаний или ощущений, проистекающих от нарушения физиологического равновесия.

Потребности должны быть осознаны, а не инстинктивны, хотя некоторые из них могут порождаться привычками и стереотипами, но от этого они не становятся менее осознанными.

Важным для определения субъективной теории ценности в концепции Менгера является учение о благе. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность.

Для того чтобы предмет стал благом, он должен отвечать ряду условий, а именно: 1) человеческая потребность; 2) свойство предмета, позволяющее ему удовлетворять потребности; 3) понимание человеком того, что предмет нужен ему; 4) возможность распоряжаться предметом для удовлетворения потребностей. Если выполняются все четыре условия, то предмет становится благом, но если хотя бы одно не выполняется, то предмет не может быть благом. Тем самым автор подчеркивает субъективный характер благ. Например, человек может ошибочно приписывать предмету способность удовлетворять его потребности и поэтому признавать его за благо (воображаемое благо).

Отличительной чертой теории Менгера, как и всей австрийской школы, является разделение всех благ на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т.д.).

Последние служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности опосредованно, т.е. косвенно.

Средство производства может быть благом и обладать ценностью только тогда, когда имеется полная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ данного порядка, достаточных для производства полезного продукта – блага низшего порядка.

Наделение благ высшего порядка свойством удовлетворять потребности людей, стало исходным пунктом теории вменения, согласно которой потребительские блага наделяют стоимостью производственные блага, участвующие в их изготовлении.

Менгер приводит гипотетический пример, когда почему- либо исчезает потребность в благе первого порядка (например, в табаке), в результате все плантации, станки, рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами.

Подобное будет происходить, если исчезает одно из комплементарных производительных благ. Вектор передачи ценности направлен от потребительских благ к производительным, а не наоборот, как у авторов классической школы.

Особо Менгер подчеркивает также, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, требует времени, что порождает неопределенность.

«Большая или меньшая степень неуверенности в предвидении качества и количества продукта, находящегося в распоряжении людей через посредство обладания нужными для его производства благами высшего порядка, зависит от более или менее полного познания элементов казуального процесса, состоящих в причинной связи с производством благ, и от более или менее полного подчинения их распоряжению людей»[1]. Именно в работе Менгера берет начало исследование феноменов неопределенности, ожиданий и ошибок как в рамках австрийской школы, так и других направлений экономической мысли.

Затем Менгер дает определение хозяйственных (экономических) благ, потребность в которых превышает доступное в данный период их количество.

Именно в этом случае человек делает экономический выбор между потребностями, подлежащими удовлетворению, и потребностями, которые он решает оставить неудовлетворенными, а также наиболее целесообразным способом употребляет имеющиеся у него блага.

Читайте также:  Денежный рынок - студенческий портал

Существование экономических благ у Менгера является необходимым условием для существования отношений распределения и собственности.

Кроме экономических благ существуют и неэкономические блага, к которым ученый относит блага, доступное количество которых в данных период превышает потребность в них.

Эти блага находятся в изобилии и, соответственно, не требуют существования отношений распределения и собственности. В работе Менгер подробно описывает возможности и закономерности перехода экономических благ в неэкономические, и наоборот.

Эти изменения объясняются такими динамическими факторами, как рост населения, изменение вкусов потребителей, истощение ресурсов, появление у отдельных товаров новых свойств, позволяющих удовлетворять другие потребности.

Однако в любом случае вопрос о том, относится ли данное благо к экономическим, определяется соотношением между его наличным предложением и количеством, нужным для удовлетворения потребностей.

Источник: https://studme.org/72002/politekonomiya/nachala_marzhinalizma_avstriyskaya_shkola_ekonomicheskoy_teorii

Австрийская школа

Основателем австрийской школы считается К.Менгер (1840 — 1921г.г.), профессор Венского университета. Он сформулировал главные положения теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена. Ф.

Визер развил идеи Менгера, используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Самым видным представителем австрийской школы признан Е.

Бем-Баверк — профессор Венского университета, который дал наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогатив ее маржиналистской концепцией процента.

Важнейшую роль в теоретических построениях австрийской школы играет субъективно — психологический подход. В противовес марксисткой теории трудовой стоимости австрийцы применили оригинальную теорию стоимости.

Согласной этой концепции, в основании цены товара (блага), лежит не стоимость, определяемая затратами труда, не потребительская стоимость или полезность самого товара (блага). Цена зависит исключительно от субъективных оценок данной полезности, точнее, предельной полезности, которые формируются участниками экономического процесса.

Под предельной полезностью здесь понимается субъективная оценка какого — либо индивидуума последней единицы наличного запаса определенного потребительского блага.

При разработке теории предельной полезности австрийцы использовали уже имевшиеся в научном обороте определения стоимости через полезность вещи (определения потребительской стоимости).

В частности, это законы, сформулированные в середине XIX в. Г.Госсеном и опиравшиеся на «гедонистическую» концепцию.

Госсен утверждал, что по мере удовлетворения данной потребности падает наслаждение от потребления каждой последующей единицы потребляемых благ, а следовательно, и ее полезность.

Менгер первым изложил теорию предельной полезности и попытался вскрыть зависимость полезности от редкости предметов потребления.

Обозначив в качестве исходного пункта анализа человеческие потребности, он утверждал, что предельная полезность некоего блага определяется двумя факторами: интенсивностью индивидуальной потребности и редкостью конкретного блага.

Следовательно, чем выше интенсивность потребности, тем выше оценка индивидуумом данного блага и предельная полезность последнего, и наоборот. Объем запаса блага действует в прямо противоположном направлении. Если он увеличивается, то при данной (фиксированной) интенсивности потребности предельная полезность блага уменьшается, и наоборот.

Специально отметим, что, рассматривая влияние предельной полезности на процесс ценообразования, Менгер имел в виду рынок с фиксированной величиной товара.

В этих условиях ценность того или иного товара (блага) ставится в зависимость исключительно от спроса, который изменяется в зависимости от предельной полезности этих благ.

Это послужило Менгеру основанием для формулирования принципа снижающейся полезности: согласно ему, стоимость однородного блага определяется той наименьшей стоимостью, которой обладает последняя единица запаса. Он полагал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы в запасе блага.

Если первые единицы блага удовлетворяют жизненно важные потребности индивида (это соответствует сильной степени наслаждения), то последняя единица блага из наличного запаса удовлетворяет наименее важную потребность. Эта предельная единица (полезность) и определяет действительную стоимость предыдущих единиц.

Важно отметить, что Менгер создал теорию, раскрывающую проблему отношения между благами (товарами) и людьми, где важную роль играет вопрос о месте конкретного блага (товара) внутри иерархии благ.

При этом принцип предельной полезности был разработан применительно к анализу индивидуального потребления в натуральном, изолированном хозяйстве (принцип «робинзонады»). Выделив факторы, определяющие предельную полезность, Менгер снимает вопрос о влиянии на нее со стороны цен.

Таким образом, его схема действовала в условиях существования совокупности натуральных хозяйств, обменивающихся излишками продукции, и не могла быть теоретической моделью, которая адекватно отражает реалии товарного капиталистического хозяйства.

Поэтому попытка Менгера использовать принцип предельной полезности в исследовании товарного производства оказалась безуспешной.

Несколько отличную концепцию ценообразования сформулировал Бем-Баверк. В попытке преодолеть противоречивость позиции Менгера он стал различать субъективную и объективную стоимости. Субъективная стоимость представляет собой личную оценку товара продавцом и потребителем.

Причем верхняя, максимальная граница изменений рыночной цены какого — либо товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем. Перейти за установленный предел она не может, т.к. покупатель тем самым подорвет свое благосостояние, что противоречит принципу рационального поведения хозяйствующего субъекта.

Нижняя минимальная граница цены определяется через субъективную оценку полезности данного товара его продавцом. В соответствии с принципом рационального поведения субъекта она также не может перейти своей границы.

Тем самым рыночная цена товара будет колебаться в пределах максимальной и минимальной цен и в результате установится в ходе столкновения и примирения интересов обоих сторон. Следует отметить, что модель Бем-Баверка вполне применима к покупателю, который в реальных условиях действительно руководствуется рациональными соображениями.

Однако она не работает по отношению к продавцу, находящемуся в реальных условиях развитого товарного хозяйства. Продавец, собственник товара и производитель его, может руководствоваться при определении цены принципом предельной полезности, сбывая на рынке лишь излишки товара. Следовательно, продавец должен вести натуральное хозяйство.

Объективная ценность, по Бем-Баверку — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке.

Введение данной категории поставило перед необходимостью объяснения механизма измерения, соизмерения цен в денежном выражении.

Поэтому Бем-Баверком вводится понятие предельной полезности денег, которое соизмеряется с суммой предельной полезности товаров, которые индивидуум может приобрести на последнюю единицу своего денежного дохода.

Логический переход австрийцев к анализу денежной формы обмена внес дополнительные противоречия. По существу, рассуждения австрийцев приводили к заключению: предельные полезности, объясняющие цены, сами зависят от последних. В большей степени это касается предельной полезности самих денег; ведь количество благ, купленных на одну денежную единицу, явно определяется их ценами.

Главным недостатком теоретических построений австрийской школы при определении ценности было полное абстрагирование от производства, одного из решающих факторов образования стоимости, и от труда — основного его источника.

Итак, австрийская школа не смогла создать абстрактную модель ценообразования, которая адекватно отражала бы реальные условия развитого товарного хозяйства.

Вместе с тем нельзя не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в процессе ценообразования, взаимосвязи потребительской стоимости (полезности) и стоимости.

Соотношения платежеспособного спроса и цен, которые были поставлены австрийцами, прочно вошли в сферу экономических исследований.

Игнорируя при разработке теории предельной полезности анализ процесса производства и труда, представители австрийской школы вынуждены были все-таки исследовать издержки производства, которые учитываются каждым предпринимателем в реальной жизни.

Поэтому возникла теория производительных благ; в основном она представлена работами Ф.Визера. в них предпринята попытка психологизировать издержки производства, объясняя их с позиций своеобразной полезности. Визер утверждал, что все блага можно разделить на потребительские, т.е.

удовлетворяющие личные потребности, и на производственные, к каковым он относил средства производства и труд.

Индивидуумы не способны оценить полезность далеких от них факторов производства, следовательно, их цены определяются не прямо, а опосредованно, через предельные полезности потребительских благ (товаров). Это, очевидно, соответствовало маржиналистскому принципу примата потребления над производством.

Исходя из этого, получалось, что не издержки производства придавали ценность продуктам, а, наоборот издержки производства приобретали ценность от своих продуктов, подобно тому, как луна светит отраженным светом солнца; так образно иллюстрировал свой тезис Бем-Баверк.

Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом.

Используя данное понятие, Визер сформулировал закон: предельная полезность предельного продукта обуславливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага (закон Визера).

Таким образом, если ранее австрийцы определяли цену блага (товара) через субъективные (плюс объективные, по Бем-Баверку) оценки его полезности, то теперь для этой весьма непростой операции потребовалось применение абстракции второго порядка — предельная полезность предельного потребительского блага.

На самом деле в создании предметов потребления участвуют совокупность производительных благ.

Австрийцы оказались перед необходимостью разрешить довольно трудный вопрос: какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена (или вменена) на счет того или иного производительного блага? По этому вопросу не сложилось единого мнения: представителями австрийской школы были созданы различные варианты теории вменения. На этой основе и решалась проблема распределения (вменения) — стоимости созданного продукта между трудом и капиталом. При этом была использована концепция Ж.-Б.Сэя о трех факторах производства (земля, труд и капитал) в сочетании с теорией предельной полезности. Австрийцы пришли к выводу, что ресурсы участвуют в создании стоимости, а каждому производительному благу (фактору) вменяется свой специфический доход. Таким образом, они обошли вопрос об отношениях эксплуатации и присвоении прибавочной стоимости.

Однако необходимо было дать ответ на вопрос о природе прибыли. Честь создания субъективно — психологической концепции прибыли принадлежит Бем-Баверку. В работе «Капитал и прибыль» он противопоставил свою теорию процента марксовой теории прибавочной стоимости.

Бем-Баверк выдвинул идею, что для субъекта с рациональным поведением, каковым является и собственник денежного капитала, определенное благо имеет большую ценность в настоящем, нежели в будущем.

Причина в том, что индивидуум предполагает возрастание в перспективе запаса данного блага, и следовательно, уменьшение предельной полезности этого блага в будущем по сравнению с настоящим. Тем самым происхождение процента связывается Бем-Баверком с влиянием фактора времени.

Процент выступает как результат «ожидания» капиталиста, хотя ни время, ни «ожидание» не могут сами по себе быть источником стоимости. Согласно логике Бем-Баверка, труд является «благом будущего», т.к. он создает продукт по истечении определенного времени.

Следовательно, рабочий предстает владельцем «будущего блага», а предприниматель, нанявший рабочего, дает ему «настоящее благо» в форме заработной платы. Таков процесс обмена благами между рабочим и предпринимателем. Блага, созданные трудом настоящим, по стоимости превысят размер выплаченного вознаграждения за труд. Это превышение составит процент или прибыль. Добровольный характер обмена отражает равноценность и справедливость отношений работодателя и рабочего.

Впрочем, Бем-Баверк не смог дать четкого ответа на вопрос, кто должен определять разницу в стоимости настоящих благ и благ будущих. Необходимо было найти сколь-нибудь объективный фактор — оценку, поскольку для этой роли не годились субъективные оценки ни рабочего, ни предпринимателя.

Поэтому Бем-Баверк включает в концепцию процента идею о косвенных методах ведения производства, подразумевая под ними удлинение периода производства (производственного цикла) на основе использования капиталоемких процессов.

Данное удлинение обосновано известным количеством звеньев производства промежуточного характера, что имеет место до момента создания блага. Если, например, Робинзон Крузо, рассуждает Бем-Баверк, использует часть времени на изготовление орудий труда в ущерб сбору необходимых продуктов питания, то его запас потребительских благ уменьшится.

Однако в будущем орудия труда позволят Робинзону значительно увеличить запас благ по сравнению с настоящим. Перенеся пример Робинзона на современное общество, Бем-Баверк выдвинул положение, что источником процента (прибыли) является удлинение периодов производства отдельных благ в результате развития косвенных методов производства.

Здесь ученый подошел к реальным вопросам процесса роста капиталоемкости и специализации. Но это не проясняло в целом проблему природы прибыли, а скорее затуманивало ее, ведь в экономической жизни именно сокращение производственного цикла, а не удлинение, служит положительным показателем динамики производства.

Однако сама постановка вопроса о роли фактора времени в развитии экономики явилась достижением австрийской школы, которое получило развитие в теории А.Маршалла. Помимо этого, идеи Бем-Баверк дали толчок к разработке различных вариантов теории ожиданий и лаговых концепций.

Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.

Источник: https://studwood.ru/1498231/ekonomika/avstriyskaya_shkola

Экономические взгляды представителей австрийской школы маржинализма

  • 21
  • Министерство образования Украины
  • Харьковская государственная академия городского хозяйства
  • Кафедра экономической теории

Реферат

  1. по курсу: «История экономических учений»
  2. на тему:
  3. «Экономические взгляды представителей австрийской школы маржинализма»
  4. Студентки
  5. 2 курса группы ЭСП – 1
  6. факультета ЭиМ

Дахно Н.В.

Преподаватель:

Тимофеева С.Б.

  • Харьков – 1999
  • Содержание
  • Введение 3
  • 1. Общая характеристика маржинализма 4

2. К. Менгер – основоположник австрийской школы маржинализма 6

3. Экономические воззрения О. Бем-Баверка и Ф. Визера 11

3.1. Ойоген фон Бем-Баверк (1851-1914) 11

3.2. Фридрих фон Визер (1851-1926) 15

  1. Заключение 18
  2. Список литературы 19
  3. Введение
Читайте также:  Психологические школы - студенческий портал

В течение последних тридцати лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.

Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства.

В данном контексте современный маржинализм включает в себя ныне и неоклассическую и кейнсианскую экономические концепции, а экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющие альтернативные возможности использования.

При этом следует иметь в виду, что альтернативная возможность предполагает использование ресурсов и затрат времени только для достижения какой-либо одной цели.

Переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей «классической школы», произошедшую в последней трети XIX в., в экономической литературе нередко характеризуют как некую «маржинальную революцию». Однако необходимо подчеркнуть, что факт начала «маржинальной революции» едва ли кем был замечен.

А о том, что она уже свершилась, впервые провозгласил в 1886 г. Л. Вальрас. Он исходил из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и имел претензии на первенство в этой «революции». Но поскольку в пределах трех лет, т.е. 1871-1874 гг., работы подобной направленности были опубликованы также У. Джевонсом и К.

Менгером, между этими тремя экономистами началась неразрешимая на первый взгляд тяжба о научном приоритете. И только в 1878 г. ее неожиданно прервал английский профессор Адамсон, случайно обнаруживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г.

Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.

Таким образом, случайно обнаруженная в 1878 г. книга Г. Госсена сняла вопрос о научном приоритете в маржинальной теории, т.е. о том, кто из троих – К. Меногер, У. Джевонсон или Л. Вальрас – является ее родоначальником.

Между тем выяснилось, что и среди предшественников маржинализма – первооткрывателе категории «предельная полезность», используемой для анализа поведения потребителей, и пионеров математического анализа функциональных зависимостей для выявления равновесия в хозяйственной системе – было сразу несколько авторов. Ими оказались наряду с Г.

Госсеном еще один немецкий ученый и практик И.-Г. фон Тюнен, два французских исследователя – Ж. Дюпюи, и О. Курно и некоторые другие.

Чтобы рассмотреть суть и особенности произошедшей «маржиналтной революции», отметим, что маржинализм (от слова «marginale», которое в переводе с англо-французского означает «предел») базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях.

В этом одно из его важнейших отличий от классической политической экономии. Так, например, по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. По концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т.е.

с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

«Революционное» отличие методологии маржинализма состоит в том, что, если «классики» подразделяли экономические явления тенденциозно, считая сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость – исходной категорией всего экономического анализа, то маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Поэтому благодаря маржинальной теории проблема равновесия и устойчивого состояния экономики стали предметом анализа результатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом. Далее, в сравнении с классической маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.

«Маржинальная революция» дала новые доказательства для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рикардо-Милля.

В результате «пришло время» неформального признания функций денег, как средства обращения; меры стоимости или единицы счета; средства сбережения, накопления или средства сохранения стоимости.

Но главное – отпала необходимость поиска среди разнообразных функций денег ведущей или основной функции, что всегда чревато преувеличением значения одних функций в ущерб другим, и стало возможным признать: «Деньги – это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги».

Наконец, «революционным» можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил, в конце концов, снять вопрос о первичности и вторичности экономических категорий, считавшийся столь важным у «классиков». Это произошло прежде всего благодаря предпочтению каузальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономическую теорию в точную науку.

В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют два этапа.

Первый этап охватывает 70 – 80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальрасса. на этом этапе среди представителей маржинальной теории большее признание получил К.

Менгер, ставший во главе «австрийской школы» маржинализма. Его школа, в которой активно сотрудничали также Ф. Визер, О. Бем — Баверк и другие ученые, выступала против исторического и социологического подходов в экономической теории, ратуя, как и «классическая школа», за «чистую экономическую науку».

При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.

Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е гг. XIX в. с этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на данном этапе – отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг.

, с тем, чтобы подтвердить, говоря словами Й. Шумпетера, что «целью чистой экономики… всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий».

В результате представители «новых» маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве приемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название «неоклассической».

На втором этапе «маржинальной революции» – этапе формирования неоклассической экономии – наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б.Кларк и итальянец В. Парето.

Карл Менгер (1840-1921) как ученый экономист с мировым именем и глава «австрийской школы» маржинализма занимает достойное место в ряду лучших представителей экономической науки второй половины XIX в.

несмотря на дворянское происхождение, он придерживался либеральных взглядов на проблему социально-экономического развития общества, которые, очевидно, сложились еще в годы учебы на юридических факультетах университетов в Вене и Праге.

Незначительный на первый взгляд опыт практической деятельности на поприще журналистики и государственной службы позволил талантливому исследователю К. Менгеру подготовить и издать в 1871 г. фундаментальный, как выяснилось впоследствии, труд под названием «Основания политической экономии». «Основания» К.

Менгера, вдохновившие его последователей в Венском университете на дальнейшие научные изыскания в соответствии с «новыми» методологическим принципами «учителя», способствовали в конечном счете тему, что на всем протяжении первого этапа «маржинальной революции» из трех общеизвестных родоначальников маржинальной экономической теории наибольшее признание имел именно он – основоположник «австрийской школы». Связанно это с тем, что в отличии от методологии У. Джевонсона и Л. Вальраса менгеровская методология исследования сохранила отдельные ключевые позиции методологии «классиков». Это, во-первых, отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций. Во-вторых, использование принципов исходной (базовой) категории, которой считается стоимость (ценность) с той только разницей, что последняя, по Менгеру, должна определятся хотя и по каузальному принципу, но не в связи с измерением издержек производства (или затрат труда), а в связи с субъективной характеристикой – предельной полезностью. И в-третьих, в отличие от «классиков» К. Менгер считает первичной не сферу производства, а сферу обращения, т.е. потребление, спрос.

Главным элементом в методологическом инструментарии К.

Менгера является микроэкономический анализ или индивидуализм, позволивший, с одной стороны, противопоставить учению «классиков» об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, но, с другой, — увлечься предвзятым положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.

В самой первой главе «Оснований» речь идет о делении экономических благ на порядки и обосновывается принцип комплиментарности (дополняемости) производительных благ.

Что же означают менгеровские «блага первого порядка» и «блага отдаленных порядков»? В чем содержание превращения «блага высшего порядка» в «блага низшего порядка»? Вполне исчерпывающий ответ на эти вопросы очевиден из следующего высказывания самого автора «Оснований»: «Если мы располагаем комплиментарными благами какого-либо высшего порядка, то сперва эти блага должны быть преобразованы в блага ближайшего низшего и так далее, пока мы не получим блага первого порядка, которые можно уже непосредственно применить к удовлетворению наших потребностей. Промежутки времени, лежащие между отдельными фазами этого процесса… все же вполне исчезнуть не могут». Итак, по Менгеру, непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а обладание благом второго, третьего и более отдаленных порядков требует, чтобы их «опосредованным образом» можно было бы «применить к удовлетворению наших потребностей». При этом ценно замечание ученого о том, что «мы ни в коем случае не в состоянии употребить единичное благо высшего порядка на удовлетворение наших потребностей, если в то же время не располагаем остальными благами высшего порядка», поскольку не имея, например, «в своем распоряжении… для производства хлеба… блага второго порядка … хлеб не может быть изготовлен даже при наличии… всех остальных необходимых благ». Существенно и то отличие, которое К. Менгер отмечает по поводу обладания субъектом благами высшего и низшего порядков. В этой связи автор «Оснований» аргументирует положение о том, что блага высшего порядка становятся употребимыми в соответствии с «законами причинности» и лишь по истечении промежутка времени, подвергаясь изменению, превращаются в блага первого порядка, т.е. в состояние, которое можно назвать удовлетворением человеческих потребностей.

Наконец, с точки зрения методологии небезынтересно мнение К. Менгера о том, что является критерием экономического характера благ.

Этим критерием, пишет он, не может быть затраченный на благо труд, так как его нужно искать исключительно в отношении между надобностью в благах и количеством благ, доступным распоряжению.

В развитие этой позиции ученый уточняет, что если предоставленные природой в распоряжение человека блага превышает потребность в них, то они могли бы сохранить для потребителей экономический характер, когда тот, кто обладает властью, устраняет остальных хозяйствующих субъектов от свободного распоряжения ими.

В третьей главе «Оснований», разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, К. Менгер как бы заново открыл «законы Госсена». Он убежден, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е.

тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага.

Кроме того, поясняет, что ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы прежде всего придаем удовлетворению наших потребностей. Чтобы подтвердить такого рода суждение, К.

Менгер приводит пример оазиса, где вода из источника, покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот – вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступление воды из источника сократится на столько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителя оазиса.

В итоге возникает менгеровская субъективистская трактовка ценности, ставшая впоследствии обшей исходной позицией «австрийской школы», а именно: «Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует». Но какова мера ценности, если она не существует вне сознания? Ответ К. Менгера лаконичен: «ценность субъективна не только по своему существу, но и по своей мере». Таким образом, автор «Оснований» посягнул на святая святых классической политической экономии – трудовую теорию стоимости. По его мнению, затраты труда и его количества или других благ на производство того блага, о ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с величиной ценности.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/143942-1-117178.html

Ссылка на основную публикацию