Немецкая классическая философия: кратко
Немецкая классическая философия: кратко
Немецкая классическая философия кратко – учение об универсальных способах познания бытия. Зародилась в 17 веке на территории феодальной Германии, до середины 19 века оказывала масштабное влияние на культуру и развитие западноевропейского общества. В чем ее суть, постараемся разобрать в этом посте. Материал этот вам будет крайне полезен при подготовке к олимпиадам по обществознанию.
Предпосылки для формирования немецкой классической философии
Знания немецких мыслителей эпохи формировались в сложных экономических и политических условиях.
Германия регулярно участвовала в различных военных кампаниях, что отрицательно сказывалось на развитии торговли, земледелия, ремесел и мануфактур.
Становление социальных институтов, науки и искусств в стране на пороге Века Просвещения происходило медленнее, чем в Англии и Франции, Швеции и Голландии.
Для понимания условий зарождения учения, приведем несколько фактов, характеризующих Германское государство того времени.
Многолетний убежденный милитаризм правителей, череда военных кампаний на протяжении двух столетий. Огромная, несоразмерная государственным нуждам численность армии – замедляли становление экономики в целом.
Существовало более 300 княжеств. Не имевшие внутренних связей, они только формально подчинялись центральным органам власти. Феодалы заботились о собственном процветании и накоплении капитала. Пользовались абсолютной властью, назначая непомерные налоги и угнетая крестьян и нанося урон земледелию и сельскому хозяйству.
Города переживали кризис. Военные кампании разрушали торговые связи и рынок внешнего сбыли. Пришло в упадок цеховое и мануфактурное производство, не выдерживавшее конкуренции высокоразвитой промышленности других стран.
Происходили деструктивные процессы в обществе – обострялись классовые противоречия в среде бесправных крестьян.
Задушенная налогами буржуазия не способна была продвигать экономический и культурной рост общества, обеспечить адекватный переход от цехового к мануфактурному производству.
Активно практиковавшаяся продажа солдат для участия в военных операциях в интересах других государств уменьшала процент трудоспособного населения.
Многие немцы покидали Родину в поисках лучшей доли. Чтобы уменьшить отток населения, Фридриху Второму пришлось создать паспортную систему, препятствующую миграции.
К началу 18 столетия в стране не существовало общегерманского литературного языка. Труды по естественным наукам, юриспруденции и философии писались на латыни, на ней же велось преподавание в университетах. Верхние сословия Германии использовали в повседневном обиходе французский язык, не изучая латынь.
Непродолжительное время Фридрих Второй покровительствовал писателям, ученым, философам. Но быстро вернулся к военной доктрине. Начав преследовать с помощью полиции мыслителей, приверженных к демократическим идеям обустройства общества.
Именно в таких сложных условиях на территории Германии, как во всей Европе, набирало обороты культурно-просветительское движение – прямой протест народа против разрушительных проявлений феодализма.
Менялось воззрение людей – пересматривались веками пестуемые духовные ценности и традиции. Человечество быстро взрослело и жаждало уже не утверждения Божественного начала всего сущего, и научных открытий, новых познаний в естественных областях. Во главу угла встала возможность практического применения знания на пользу общества.
В строительстве, прикладных искусствах и литературе набирали популярность бытовые, светские жанры. Что раньше создавалось во имя религии, стало воплощаться в жизнь во имя процветания человечества.
Основное значение в ученых трудах стало предаваться не упорядочиванию имеющихся знаний о Боге, как первопричине и основе всего сущего, но изучению личности, ее многообразных проявлений, ее места в мире и социуме.
Историки науки считают наиболее целесообразным выделять два этапа развития немецкой классической философии:
1. 17-18вв. Предтеча идеализма — философия Просвещения (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.) В это время начинается смещение акцентов с анализа симбиоза человека и природы, к анализу симбиоза человека и культуры сообщества.
Источник: https://ege59.ru/2017/04/13/nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya-kratko/
Немецкая классическая философия: представители и особенности
В лозунгах и идеалах во время революции во Франции 1789-1794 гг родилась философия Просвещения.
Немецкие писатели, мыслители и философы еще с начала 18 века своим творчеством помогли развитию данного этапа мыслительной науки об окружающем мире и взаимодействии с ним человека.
Немецкая классическая философия несет в себе учения и знания таких классиков, как Иммануил Канта, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.
Общая характеристика немецкой философии
Немецкая философия характеризуется следующими чертами:
- подчеркнутая роль науки в работе над проблемами гуманизма, а также её попытки переосмыслить жизненный путь человека;
- философы говорили, что данная наука должна быть голосом всей человеческой культуры;
- философия играла большую роль в истории человечества и развития культуры всего мира.
Человеком, который стал основоположником немецкой философии, был Иммануил Кант. Он говорил, что изучение природы, вещей и человека не играет собой роли в теоретических знаниях. Вместо этого нужно уделить внимание исследованиям, что способно стать познавательной деятельностью личности человека, а также установить законы познания и его границ.
Иммануил Канта
Во вторую половину 18 века и первой половины 19 века начала развиваться немецкая философия. Основателем данного течения стал Иммануил Кант. Его учения и творчество принято разделять на докритический и критический период.
В своей знаменитой работе во время докритического периода о всеобщей естественной истории и теории неба мыслитель создал идею, которая заключалась в том, что Вселенная была создана естественным способом, благодаря действию динамических сил из космического газа.
Эта же теория включает в себя общее устройство всего мира и наличие в нем всех физических законов между небесными телами, что послужило образованию одной системы. Благодаря этому предположению Кант высказал научное предсказание о том, что в Солнечной системе ещё есть нераскрытые планеты.
В период механицизма он стал в ряды первых философов, который стремился создать образ динамичного, подверженного эволюции, мира.
Во время докритического периода, который представляется как подготовительный этап критическому, философ создавал идеи, которые впоследствии стали бессмертными и вошли в мировую классику философии. В критические же период были созданы идеи, которые называют основными, поскольку они описывали работу человеческого разума и критику его работы.
В своих трудах Кант писал, если люди с их разумом начнут вести беседы о работе всего мира, не имея за плечами опыта, они придут в конце к противоречиям. А противоречивые утверждения должны вместе либо быть доказуемы, либо опровергнуты.
Кант указывал на то, что любая вещь или сила, оказывающая влияние на человека, не способна стать объектом для исследования, так как познание человека никак не связывается с основными целями познания. Так люди должны познавать в себе явления, а не вещи. Это утверждение сыграло против Канта: из-за него, философа обвинили в агностицизме, а именно в отрицании мирового познания.
Философия Иоганна Фихте
Философом, который воспринимал идеи и мысли Канта, которые оценивали способности человека в зависимости от согласования с человеческим долгом, был Иоганн Фихте. Он стал последователем Канта.
Для него философское течение выступало как практическая наука, которая распределяла цели и задачи действительности человечества в обществе и мире. Но в тоже время Фихте говорил, что философия Канта слаба из-за недостатка доказательств между теоретической и практической философией.
В своих трудах Фихте поставил перед собой задачу показать философию, как главу всей человеческой деятельности.
Фихте выделял принцип свободы, который способен объединить теорию и практику философский подход к миру. В теории говорилось, что свобода не дает постичь человеку признания существования вещей всего мира.
Именно поэтому человечеству необходима революция, которая преобразовала бы социальные отношения, и они были бы дополнены учением философов.
Такое учение Фихте называл «наукоучением», и оно выступало в роли целостного обоснования практической части философии.
В итоге философ отказался от изучения понятия Канта «вещи внутри человека» и посвятил себя иным понятиям и стал представителем идеи о том, что «вещь-это то, что внутри меня».
Стоит сказать, что был человек, который связал философию Канта и идеи Фихте, и это был Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Именно его учения повлияли на Гегеля, как на философа.
Философия Фридриха Шеллинга
Фридрих Шеллинг в своих размышлениях ставил перед собой задачу создать общую систему знаний с помощью изучения познаний истины в отдельных областях. Впоследствии, все это превратилось в «натурфилософию», выступающая как первая попытка объединения научных открытий под внимательным наблюдением философа.
Главной идей этой системы является образ «идеальной природы», которая основывается на идеи о духовном характере природной активности. Огромный труд, который сделал философа известным, включал в себя мысли и гипотезы о натурфилософской системе.
В итоге философ смог доказать, что каждую сущность можно охарактеризовать как единое целое противоположных сил. Это единение впоследствии будет названо Шеллингом «популярностью.
В своих трудах он смог точно объяснение жизни и организму, которые являются сложными процессами в природе.
В своем главной книге «Система трансцендентального идеализма» философ проводит границу между теоретической и практической философией, поскольку теоретическая часть выступает как объяснение высших принципов знания. Практическая же философия создана для поиска решения проблем свободы человека, которая создается с помощью создания правового государства, что связывает все принципы человеческого развития.
Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель стал философом, который подарил миру образ бытия во всех его уровнях, проявления и стадиях развития.
Гегель утверждал, что, описывая развитие идеи, нельзя самостоятельно достичь философского исследования.
Идея должна самостоятельно вырваться из круга абсолютности, если суть данного выражения выразить иными словами, то она должна покинуть себя и стать частью других сфер. Природа является одной из таких сфер.
Так природу можно объяснить идеей, которая в самом начале является её основой. А в любом предмете или явлении заложено особое качество, которое объединяет его стороны, приходящие в противоречие из-за накопленных противоречивых свойств внутри такого качества.
Гегель оказал огромное влияние на развитие социальной части глубокой и мыслительной науки. Именно он создал учение об обществе граждан, о человеческих правах и частной собственности. Большая часть его работ была направлена на выяснение механизма цены и денег, стоимости и товарном фетишизме.
Философия Людвига Фейербаха
Фейербах строил свою теорию на противостоянии религии и философского учения как мировоззрений, которые невозможно совместить друг с другом.
Из-за этого ученый пытался объяснить материалистическую форму духа и подвергал критике христианства как оду из религиозных форм.
В итоге в своих трудах ученый писал, что бог представляет из себя не божественное существо, а лишь образ, который был рожден в людском сознании, отображая человеческую сущность.
Фейербах отмечал, что в основе религии лежит страх человечества перед природными явлениями, из-за чего в сознании людей рождаются могущие образы.
По этой причине бог, который является не чем иным, кроме как создание человеческого разума, приобретает форму творца, которому подчиняется воля и судьба человека.
И из-за этого религия приобрела античеловеческие черты характера, поскольку она не дает человеку стремиться к лучшей жизни в реальном мире, а также его преобразованию, заменяя его покорному ожиданию будущего возданию от сверхъявственного существа.
Историческое значение философии
Уже в конце 18 века стало ясно, что действующая философия себя исчерпала. Она уже была не способна быть основой будущих научных открытий и знаний.
В это же время наука далеко шагнула, нежели во время учения Декарта. Практическая наука указывала на противоречивость действительности, как она постоянно изменялась.
Но именно благодаря немецким классическим философам эта наука обрела новые идеи.
Именно германским философским классикам пришлось доказывать противоречие природы, что послужило открытие нового пути к научным знаниям. Немецкая философия сыграло важную роль и в развитии философских мыслей и идей. Она стала причиной смены стиля мышления всего мира.
Философские понятий были подняты на высокий уровень, а главной заслугой немецких классиков является то, что они сделали человеческое мышление историчным, чего вполне хватает для того, чтобы назвать их философскими классиками.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/nemetskaya.html
Немецкая классическая философия — Философия
Место немецкой философии конца 18 -19 столетия в
истории философской мысли.
Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — этап развития
немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте,
Шеллинга и Гегеля, Фейербаха и др. Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант. Наиболее известными в России стали немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
С конца 18 в. стало очевидно,
что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она
уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого
познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний.
Наука этого
времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта,
Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала противоречивость
действительности, ее постоянную изменчивость.
Философски обобщить состояние и
уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым,
невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знания
легло на плечи немецких философов.
Немецкая философия конца 18 —
середины 19 столетия занимает исключительно важное место в истории развития
философской мысли. Это положение можно уподобить положению греческой философии
в античном мире.
Фридрих Энгельс, а за ним и весь марксизм и абсолютное
большинство исследователей и философов считают эту философию классической.
Такое название немецкой философии конца 18 — середины 19 столетия вполне
оправдано.
Историческое значение немецкой классической философии (конец XVII — первая половина XIX вв.
) состоит в
систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической
логики, учения о закономерностях процесса развития, переориентации философских
исследований на сущность человека, его разум, понимании истории как целостного
процесса, обосновании идеи социального прогресса и свободы и т. п.
Термин «классическая немецкая философия» был введен Ф. Энгельсом. Сам Энгельс специально не разъясняет, что он имеет в виду под «немецкой классической философией». Но под классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма. И после классики, как правило, идет снижение уровня.
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия.
По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения).
Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы.
Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок.
Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).
Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии.
«Вплоть до появления кантовской философии, — пишет в этой связи Гегель, — публика еще шла в ногу с философией; Она была доступна и ее желали знать; Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них опускаются крылья.
Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа сознания».Таким образом, одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на общественный неуспех.
Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука.
Преобладание идеализма в немецкой классике связано с развитием всей философии после Декарта.
В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта.
В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии перед онтологией). В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта и теории познания
- Также можно сказать, что характерной чертой немецкого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля)- максимальное сближение понятий бог и природа с тенденцией к их отождествлению.
- В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» (бюргерства, буржуазии) Германии и развитие социальных и либерально-политических идей Нового времени и Просвещения (в этом плане Кант и Гегель дают одни из лучших толкований «гражданского общества» и «правового государства»).
- Основные направления Немецкой классической философии:
- Все представители Немецкой классической философии рассматривали главный вопрос философии в сфере онтологии (онтология-учение о бытии) — Что является первичным — мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное?
1) Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи.
- Первично: сознание, дух, идея, идеальное.
- Вторично: материя.
- Существует 2 основные формы идеализма:
а) объективный идеализм — представители данного направления принимают за первичное некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей». Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие. Идеальное начало существует вне и независимо от материи, и от индивидуального начала.
Представители: Георг Гегель, Готфрид Лейбниц, Фридрих Шеллинг, Иммануил Кант.
б) субъективный идеализм — представители этого направления за первичное принимают сознание субъекта, мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Отсюда человек воспринимает не мир вещей и законы их изменения, а лишь свои собственные ощущения и идеи.
Представитель: Иоганн Фихте.
2) Материали́зм (от лат.
materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя как объективная реальностьявляется онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.
- Первично: материя, природа, бытие, материальное,
- Вторично: идеальное.
- Основные представители немецкой классической философии:
- 1) Иммануил Кант (1724-1804 гг.)
Источник: https://www.sites.google.com/site/filosofiaprimizt/home/razdel-i-predmet-filosofii-i-ee-istoria/nemeckaa-klassiceskaa-filosofia
Немецкая классическая философия кратко — Кант, Фихте, Гегель (Таблица)
- Эпоха Нового времени в истории философии завершается периодом классической немецкой философии, представленной учениями таких выдающихся мыслителей как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
- Задачами немецкой классической философии стали:
- — поиск путей преодоления противоречий философии Нового времени: крайностей как эмпиризма, так и рационализма, неоправданный оптимизм эпохи Просвещения;
- — критика естественнонаучной ориентации философии;
- — возрождение интереса к искусству, мифологии, истории, к проблеме человека.
- Значительную роль в становлении немецкой классической философии сыграла Реформация и, как ее следствие, протестантизм.
Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для КантаИ. этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания. Для ФихтеИ.Г. вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. ШеллингФ. возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для ФейербахаЛ. вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.
Немецкая Классическая Философия — философы и их труды
Немецкие философы | Их философия, вопросы, труды |
Иммануил Кант (1724-1804гг.) |
В 18веке Иммануил Кант опубликовал «Критику чистого разума», где он раскрывает понятие трансцендентального, то есть благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием его книги является гносеология. Сначала автор рассуждает о специфической классификации суждений, выделяя суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные. Синтетические суждения — это суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом. Аналитические суждения — это суждения, которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания. Априорные суждения не нуждаются в опытной проверке своей истинности, а для апостериорных необходима эмпирическая верификация. КантИ. подчеркивает, что синтетические суждения чаще всего апостериорные, а аналитические — априорные. Со времен опубликования его книги, Иммануил Кант был признан одним из величайших влиятелей всей западной философской школы. В конце 18века и в начале 19го появляется течение последователей учений Канта, называемое немецким идеализмом.
|
Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814гг) |
Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает ФихтеИ.Г. с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идеи Канта о «вещах в себе», указывая на ее противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет еще дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и другие.) за субъективность. Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами. Труды: «Критику всякого откровения», «Назначение человека», «Основа общего наукоучения», «Основные черты современной эпохи». |
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831гг.) |
Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает ГегельГ.В.Ф. Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в ее эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история. Труды: «теологические работы», «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии», «Об орбитах планет», «Феноменологию духа». |
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854гг.) |
Заметное место в немецкой классической философии занимает ШеллингФ.. Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества. В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге. В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств. ШеллингФ. утверждал единство природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога. |
Людвиг Фейербах (1804-1872гг.) |
Людвиг Фейербах — ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств ФейербахЛ. выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога». Труды: «История новой философии от Бэкона до Спинозы», «Мысли о смерти и бессмертии», «Философия и христианство», «Сущность христианства», «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии». |
Источник информации: http://ru.wikipedia.org/
Источник: https://infotables.ru/filosofiya/1132-nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya
5. Немецкая классическая философия о человеке
5. Немецкая классическая философия о человеке
Немецкая классическая философия начинает, в лице И. Канта, с того, что ставит человека в центр философских исследований. Для него вопрос «что такое человек?» является основным вопросом философии, а сам человек «самый главный предмет в мире»[368]. Подобно Декарту.
Кант стоит на позиции антропологического дуализма, но его дуализм – это не дуализм души и тела, а нравственно-природный дуализм. Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой – нравственной свободе и абсолютным ценностям.
Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности – он свободен. Но главная роль отводится Кантом нравственной деятельности человека.
Кант стремится утвердить человека в качестве автономного и независимого начала и законодателя своей теоретической и практической деятельности.
Его антропология призвана исследовать то, что человек «как свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого», в то время как антропология в «физиологическом» отношении призвана изучать, «что делает из человека природа»[369].
При этом исходным принципом поведения человека должен быть категорический императив – формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью, самодостаточна и поэтому не должна рассматриваться ни в коем случае как средство осуществления каких бы то ни было даже очень благих задач.
Человек, пишет Кант, «по природе зол», но вместе с тем он обладает и задатками добра. Задача нравственного воспитания и состоит в том, чтобы добрые задатки смогли одержать верх над изначально присущей человеку склонностью ко злу. Хотя зло изначально преобладает, но задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое овладевает людьми.
Поэтому нормальный человек, по Канту, «никогда не свободен от вины», которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, – такой человек по Канту, не может быть моральным. Основное отличие человека от других существ – самосознание.
Из этого факта вытекает и эгоизм как природное свойство человека, но философ выступает против эгоизма, в каких бы формах он ни проявлялся.
В своем учении Кант затрагивает проблему сознания и бессознательного. Он говорит о наличии у человека «темных представлений», не контролируемых разумом. И сфера этих неосознанных представлений гораздо больше, чем сфера сознания.
По его мнению, на «карте нашей души, так сказать, освещены только немногие пункты», но если бы какая-то высшая сила вдруг осветила всю карту, то «перед нашими глазами открылось бы как бы полмира»[370].
Кантовская философская антропология, таким образом, еще до Фрейда поставила вопрос о соотношении сознания и бессознательного в человеке.
При этом если, по Фрейду, основной принцип удовольствия был связан с удовлетворением биологических потребностей, то для Канта «работа – лучший способ наслаждаться жизнью». Человек прожил тем больше, чем больше он сделал, и получил тем больше удовольствия в жизни, чем больше его жизнь была заполнена деятельностью.
Антропологическая концепция Гегеля как и вся его философия, проникнута рационализмом. Само отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность[371].
Он с наибольшей силой выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного»[372].
В социальном плане его учение ярко выражает методологический и социологический коллективизм, т. е. принцип приоритета социального целого над индивидом.
В отличие от немецкого идеализма материалист Л. Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, эмпирического человека, которого он понимает, прежде всего, как часть природы, чувственно-телесное существо.
Антропологический принцип, являющийся стержнем всей его философии, предполагает именно такое понимание человека.
Антропологический монизм Фейербаха направлен против идеалистического понимания человека, против дуализма души и тела и связан с утверждением материалистического взгляда на его природу. Но самого человека Фейербах понимает слишком абстрактно.
Его человек оказывается изолированным от реальных социальных связей и деятельности. В основе его философской антропологии лежат отношения между Я и ТЫ, при этом особенно важными в этом плане оказываются отношения между мужчиной и женщиной.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://fil.wikireading.ru/8593
Человек и общество в зеркале немецкой классической философии
Важное место отводится теоретиками немецкой классической философии также вопросам исторического и общественного развития.
Интерес представляет учение Канта о роли антагонизмов в историческом развитии, а также о формировании правового гражданского состояния. И.Кант еще раз подтвердил, что философия — это эпоха, схваченная в мысли. Социальные противоречия Германии своеобразно отразились в философии Канта, предопределив противоречивость eго философии и последующую критику.
Дальнейшее развитие идеи диалектики и активности человеческого сознания получили в философии И.Фихте. Исходный принцип — сознание. Оно гарантирует и свободу, и самостоятельность нашего «Я».
В акте самосознания человек освобождается от природной зависимости, рождается дух человека, его свобода. Но всякая деятельность предполагает наличие не только ее носителя, но и предмета, ему противостоящего.
Отсюда второй принцип учения о науке гласит: «Я» безусловно противополагается некоторым «не-Я». И Фихте формулирует третий принцип своего учения о диалектическом единстве «Я» и «не-Я».
«Я» Фихте не эмпирическое, а метафизическое, и это спасает его от солипсизма, согласно которому мир есть продукт воображения, творчества моего «Я» [22, с. 137]. Так сложилась еще одна философская система субъективного идеализма.
Философия для Фихте система обеспечения человека в его нравственном и социальном мире. К сожалению, констатирует И.Фихте, люди в своем большинстве не созрели для осознания своей свободы, а посему стремятся к господству, не понимая, что каждый, считающий себя господином, есть раб [22, с. 142].
Дальнейший прогресс человеческого рода Фихте связывает с наукой. Человек порожден обществом и живет для общества. Назначение ученых — учить людей не столько словом, сколько делом [22, с. 145].
Особые надежды Фихте возлагает на государство. В 1796 г. он публикует работу «Основы естественного права согласно принципам учения о науке». Здесь указано, что природа человека — общественная. Право — необходимое условие существования свободных людей в обществе.
Если хочешь быть свободным, ты обязан ограничить свою свободу признанием и принятием свободы других. Так оформляется первичное правовое отношение, которое выше морали. Эта мысль наводит Фихте на размышление о том, что «свобода требует уничтожения свободы».
Решение этой антиномии Фихте усматривает в следующем:
а) законы должны содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла бы принять как свои собственные;
б) законы должны неукоснительно соблюдаться, ибо закон есть власть.
Подчеркивая приоритет права, Фихте определяет и свое отношение к собственности. Без собственности нет гражданина, а есть люмпен, нищий. Государство должно контролировать экономическую жизнь и имущественные отношения, не допуская появление ни бедных, ни тунеядцев. Каждый обязуется не только не посягать на собственность другого, но и защищать ее от возможных покушений.
В идеальном государстве все — слуги целого и каждый получает свою справедливую долю общественного богатства. Однако «до тех пор, пока люди не станут мудрее, — отмечает Фихте, — напрасны все их усилия стать счастливее. Вырвавшись из темницы деспота, они уничтожат друг друга обломками разбитых цепей. Свобода требует определенной культуры» [22, с. 155].
Направленность общественного прогресса И.Фихте видит в дальнейшем освоении природы, совершенствовании общества и самовоспитании человека в соответствии с нравственным законом Канта.
Л.Фейербах, исследуя проблему сущности человека, приближается к пониманию, что человеческая сущность определяется социальными «общественными» отношениями. Но этот вывод не стал определяющим для философии Фейербаха.
По его мнению, этапы человеческой истории отличаются всего лишь содержанием религии и морали общества, а сами чувства: религиозные, нравственные, эстетические и т.д.
заданы человеку его природой, имеют врожденный характер.
Основу объединения людей, их общения Фейербах видит в любви. Поскольку любовь есть универсальный закон природы, постольку она должна стать высшим и первым законом человека. Средством обеспечения этого закона должна быть не религия, а новая философия.
«В наше время… на место веры приходит неверие, на место Библии — разум, религию и церковь заменяет политика, небо заменяет земля, молитвы — труд, ад — материальная нужда, Христа — человек.
В этих условиях отрицание христианства открывает новую эпоху, которая нуждается в новой философии и рождает ее.
Это антропологическая философия как религия человека, основанная на принципе «человек человеку — Бог» — пишет Фейербах [21, с. 371].
Путь к устранению зла Фейербах видел не просто в просвещении, а в гуманистическом обновлении условий жизни людей путем применения достижений научно-технического прогресса и развития культуры. Последние должны сделать человека господином природы, а отношения людей коллективистскими.
Что касается его философии, замешанной на всеобщей любви, то, будучи надобщественным образованием, она претендовала быть моделью для всех народов на все времена, а поэтому и стала утопической моделью, исключающей ее применение где-либо, когда-либо и кем-либо. Выступая против идеализма, Л.Фейербах остался на позициях идеалистического понимания истории.
Источник: https://studbooks.net/912365/filosofiya/obschestvo_zerkale_nemetskoy_klassicheskoy_filosofii
Немецкая классическая философия. Иммануил Кант
Германию конца XVIII — начала XIX в. сравнивали с причудливой шахматной доской, называли просто «географическим понятием». Более трехсот владений, естественно, не могли поладить друг с другом. Наполеон сократил число государств до сорока, но не избавил побежденных от религиозного ханжества и духовного рутинерства, деспотизма и раболепия перед самым ничтожным правителем.
Но жизнь в Германских государствах не стояла на месте. Новое положение немецких мыслителей опиралось на богатейший материал английской и французской философии XVII — XVIII вв., творчество Лейбница.
Немецкая классическая философия от Канта до Фейербаха — порождение европейской истории второй половины XVIII — первой половины XIX в.
Математика и небесная механика, формирующиеся физика, химия, биология, прорыв в технической и технологической областях оказывали сильное влияние на социально-экономическое развитие.
Великая французская буржуазная революция, наполеоновские войны в высшей степени влияли на политические устремления немецкой интеллигенции. В последней трети XVIII в. широкое влияние приобрело литературное движение «Бури и натиска». Первая половина XIX в. — пик развития немецкой классической философии, учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, романтиков, Шопенгауэра, правых и левых гегельянцев, Маркса и Энгельса.
Открытия в естествознании стали источником диалектических идей в философии раннего Канта, а самое главное — исторический опыт французской революции питал концепцию человека и общества, концепцию развития в целом. В свое время французские материалисты противопоставили «неразумной» феодальной современности грядущее будущее общество — «царство разума».
Немецкие идеалисты высказали мнение, что уже существующая действительность реализует скрытую в ней разумность. Немецкая классическая философия в определенном смысле возродила принципы рационализма, доминировавшие в XVII и XVIII вв. Разум из природы переместился в историю.
Тем самым была переосмыслена и просветительская традиция, сохранилась вера в разумного человека, получив в исторической перспективе более глубокий смысл.
Иммануил Кант (1724— 1804) — основоположник немецкой классической философии. Почти всю жизнь провел в Кенигсберге. В 1755 г. как приват-доцент начал чтение лекций по метафизике и многим есте- ственно-научным предметам в Кенигсбергском университете. В 1797 г. Кант оставил преподавательскую деятельность.
Генрих Гейне писал: «Изложить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни, жизни, ни истории. Он жил механически-размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой, отдаленной улочке Кенигсберга — старинного города на северо-восточной границе Германии.
Не думаю, чтобы большие часы на городском соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свои ежедневные внешние обязанности, чем их земляк Иммануил Кант.
Вставание, утренний кофе, писание, чтение лекций, обед, гуляние — все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах — половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртучке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Философской дорожкой. Восемь раз проходил он ежедневно взад и вперед во всякое время года, а когда бывало пасмурно или серые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следовавший за ним, словно символ провидения, с длинным зонтом под мышкой.
Какой странный контраст между внешней жизнью этого человека и его разрушительной мыслью, сокрушающей мир».
Существенные этапы жизни Канта обозначились в меньшей степени внешними событиями, в большей — переломными моментами внутренней эволюции его творчества, в котором выделяются два периода — «докрити- ческий» (1746— 1770гг.) и «критический» (1770— 1797гг.).
«Докритический» Кант опирался на идеи Лейбница, сочетая естественно-научный материализм с метафизикой Вольфа, использовал идеи картезианской картины мира и механику Ньютона. В 1755 г. Кант опубликовал «Всеобщую естественную историю и теорию неба», где изложил свою гипотезу о возникновении, развитии и судьбе Солнечной системы.
По мнению Канта, рассеянные материальные частицы образовывали огромное облако, внутри которого притяжение и отталкивание породили шарообразные сгустки, нагревавшиеся от трения. Это были будущие Солнце и планеты.
Кант сумел, не прибегая к ссылкам на божественное вмешательство, выяснить ряд особенностей Солнечной системы (движение планет в одну сторону, расположение орбит в одной плоскости и др.). Для формирования философской концепции развития гипотез Канта имеет непреходящее значение.
Философ гордо провозгласил: «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир»2. Правда, Кант при этом апеллировал к богу как создателю материи и ее законов.
Переход к «критическому периоду» обычно датируют 1770 г., когда Кант защитил диссертацию «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира», написанную с целью получения должности ординарного профессора.
Истоки философского поворота Канта — в этике и философии истории. За ним стоит активизация социально-политической жизни в Германии. Натурфилософские увлечения Канта отодвинулись, на первый план вышла социальная проблематика.
На философском языке того времени социальные проблемы формулировались как проблемы человека, его природы.
Антропологическая направленность философии признается самим мыслителем: «Все интересы моего разума (и спекулятивные, и практические) объединяются в следующих трех вопросах:
- Что я могу знать?
- Что я должен делать?
- На что я могу надеяться?»
Кант полагал, что философские знания должны быть применимы к жизни, а «самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены, — это человек, что он для себя своя последняя цель»2. В конечном счете Кант полагал, что названные три вопроса можно отнести к четвертому обобщающему: «Что такое человек? »
Ответ на первый вопрос содержится в произведении «Критика чистого разума» (1781 г.), ответ на второй — в «Критике практического разума» (1788 г.). Связующим звеном между «Критиками» выступает «Критика способности суждения» (1790 г.).
Ответ на третий вопрос призвана дать «Религия в пределах только разума» (1793 г.), ответ на четвертый, обобщающий вопрос находим в «Антропологии» (1798 г.). Систематически разработанная философия Кан1-а в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую-(учение о познании) и практическую (учение о человеческом поведении).
С первой из трех «Критик» — «Критики чистого разума», писал Гейне, «начинается духовная революция в Германии, представляющая своеобразную аналогию материальной революции во Франции». Эта духовная революция связана с принятием проблемы человека в качестве центральной проблемы критической философии, с постижением становления человека в качестве родового существа.
В критической философии кроется догадка о надындивидуальной природе субъекта теоретической и практической деятельности. Это очевидно выступает в учении о познании — исходном пункте критической философии.
Понимая односторонность сенсуализма и рационализма, Кант создает гносеологическую концепцию, в которой центр тяжести перенесен на анализ условий достижения адекватного, всеобщего и необходимого знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы. Эта направленность философии фиксируется самим мыслителем термином «трансцендентальный» (отлат.
— «переступать»), что значит — выступающий в качестве условия всякого опыта. Соответственно, термин «трансцендентный» означает — выходящий за пределы всякого опыта.
Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т. е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Философ придерживается характерного для сенсуалистов понимания опыта. Однако, в отличие от сенсуалистов, он полагает, что, хотя познание начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком из него происходит.
По Канту, человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся некие доопытные (от лат. априорные) всеобщие и необходимые формы.
Формы чувственности — пространство и время, формы рассудка — категории (их двенадцать), разбитые на четыре группы: категории количества (единство, множественность, всеобщность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (принадлежность и самостоятельность, причина и действие, взаимодействие), модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Формы разума — идеи: космологическая, теологическая и психологическая.
С точки зрения Канта, предметы внешнего мира оказываются для нас запредельными и, в этом смысле, остаются «вещами в себе». То, что оказывается «вещью для нас», «объектом» — продукт априорного синтеза чувственных восприятий и рассудка.
Только в этом синтезе могут возникнуть суждения, расширяющие наше знание о действительности (синтетические суждения), всеобщие и необходимые суждения, которые опираются на всеобщие и необходимые априорные формы. Опыт же, который всегда незавершен, не может быть основой всеобщих и необходимых истин.
Тем более это касается знания разумного, обращенного к миру в целом, к постижению бога, попытке понять,
бессмертна иди смертна душа.
Философ приходит к выводу о том, что размышления заводят разум в тупик, порождают неразрешимые противоречия, а, следовательно, рациональные космология, теология и психология, преподававшиеся в нймецких университетах, могут рассматриваться не иначе, как догматические лженауки. Гейне нарисовал дружеский шарж: Кант убивает бога. На вопрос испуганного слуги: «Как же дальше жить будем?» — философ отвечает: «Ничего, обойдемся». Кант показал, что проблема бога — это не проблема рационального знания, это проблема веры.
Философ, обнаружив огромную познавательную активность человека, безмерно удивленный продуктивной силой его воображения, абсолютизировал эту активность.
Отсюда скептические нотки по поводу возможности отражения мира человеком, давшие повод упрекать Канта в агностицизме.
Между тем в качестве вывода из теоретической части философии Канта, скорее, можно извлечь не примитивное отрицание познаваемости мира (человека в мире), а признание символического характера познавательной деятельности.
Мир человеческой жизни предстал перед Кантор как совокупность ценностей, несущих смысл и поддающихся оценке. Символ выступает как знак, соединяющий познание и моральное действие, детерминированное свободной волей. Теоретическая философия Канта выливается в практическую, в специфическую философскую антропологию.
Критическая философия Канта в целом, с ее установкой на анализ условий, при которых возможно познание и практическое действие, обеспечивающее свободу человека, — ответ на кризис просвещенческого рационализма, его социальной онтологии, которая в природе вообще вычитывала неизбежность развития общества на пути к свободе, равенству и братству. Понятие естественных прав человека и необходимости общественного договора вытекают из натуралисти- чески-рационалистической концепции робинзонады. Уже Руссо существенно подорвал устои этой иллюзии, обнаружив несводимость общественного развития к рациональному прочитыванию будущего. Кант продолжил эту линию анализа.
Из критики (т. е.
анализа) разума вытекало признание человека как существа, принадлежащего двум мирам — природному, где господствует линейная механическая необходимость, и духовному, где человек оказывается самодостаточным существом, что принимается в качестве исходного пункта практической философии. Здесь детерминирует не естественная необходимость, а долженствование, полагание долга. Долженствование, порождение смысла, оценки коренятся в априорной структуре разума, который раскрывается как разум практический, волящий, всеобщая моральность.
Анализ теоретического разума — пропедевтика к исследованию разума практического — воления, нравственного деяния. Добрая воля, взятая в качестве чистой, априорной способности трансцендентального субъекта и его эмпирических проявлений, отдельных индивидов. Принципы воли — категорический императив, всеобщий и необходимый нравственный закон.
Воля мыслится как способность определять самое себя сообразно представлениям о законах природы и законах свободы. Законы природы — царство слепой необходимости, эти законы познаваемы, а наступающие события предсказуемы. Иное дело — законы свободы, разума, социальной жизни. Воля абсолютно автономна.
Абсолютно несвободный эмпирический субъект, включенный в цепь природных процессов, абсолютно свободен в качестве умопостигаемого субъекта. Каждое разумное существо, обладающее волей, обладает и идеей свободы.
Требование Канта, возведенное в ранг нравственного закона, — категорический императив жизни: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»1. Следование закону — долг, долг как таковой. Человек живет лишь из чувства долга, а не потому что находит какое-то удовольствие в жизни.
Теоретический дуализм кантовской философии завершается постулированием бога, бессмертия души как условий, при которых умопостигаемый субъект может мыслиться абсолютно свободным. Но нравственное поведение человека возможно постольку, поскольку он не имеет реального знания о бытии бога, о потустороннем воздаянии.
Таким образом, человек в качестве эмпирического природного существа не свободен, человек же как разумное существо свободен, если следует долгу из разумного принятия морального закона. Любимый афоризм Канта гласит: «То, что я говорю, должно быть истинно, но вовсе не всю истину я обязан высказывать».
Просвещение несло идею «разумной природы» человека. Онтология Просвещения таит призыв к революции: немногие, несущие «свет разума», должны переделать массу. Идеология Просвещения, в сущности, элитарна.
«Коперниканский переворот» Канта связан с принятием за исходное не природы, как большой машины, а человека в качестве самодостаточного духовного существа, которое руководствуется нравственными безусловными повелениями. Кант против просветительского элитаризма, он признает всеобщую изначальную моральность. Долг, по Канту, — не требование естественной необходимости, он коренится в априорной структуре практического разума.
Философия Канта ориентирована общечеловечески. Человек — автономный субъект, ему категорически разрешено все, что не запрещено. Эпоха ранних буржуазных революций породила идею примата права: кантовская антропология переходит в этику, этика — в философию права. Видимо, прав М.И.
Туган-Барановский, полагая, что в современном звучании социалистический идеал ведет свое происхождение от Канта: «Лучшим выразителем и обоснователем этого мировоззрения я считаю того, кто стоял в стороне от общественной жизни, но своей светлой и мощной мыслью глубже всех проник в тайны человеческого духа, — величайшего философа Нового времени Канта… Кант не был… социалистом. Однако только в идее равноценности человеческой личности, — а эта идея нашла свое самое систематическое выражение в философии Канта, — заключается теоретическое обоснование социалистического мировоззрения, поскольку таковое опирается на этические принципы».
Источник: https://magref.ru/nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya-immanuil-kant/