Дэвид Юм — врожденных знаний не существует и учения философа

Философия — это дисциплина, которая пытается разгадать тайны жизни, нашего мира и причины нашего существования. До науки человечество пыталось ответить на определенные вопросы совершенно по-разному. Прежде всего, возник рост мифов и идей о творчестве. После этого в связи с появлением философии рассуждения стали немного более объективными.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Философия имела обыкновение искать причину существования и природу мира. Со временем философия была разделена на разные отрасли и дисциплины. Философы углубились в то, как люди воспринимают реальность.Дэвид Юм - Студенческий портал

Дэвид Юм был одним из великих философов. Он подчеркнул важность обучения и формирования привычек. Конечно, эта позиция значительно повлияла на философию того времени. Кроме того, это также повлияло на психологию, когда она консолидировалась около века спустя.

Цитата! Нет такой вещи, как свобода выбора, если нет свободы отказаться.

Чтобы понять философию Юма, важно взглянуть на его прошлое. В эпоху возрождения возникли два противоположных философских течения, связанных со знаниями. Одним из них был рационализм. Эта теория утверждала, что люди рождаются с определенными универсальными истинами, которые они используют для интерпретации реальности.

На противоположности стоит другой поток: эмпиризм. Эмпиризм установил, что у людей нет врожденных знаний. Поэтому они могли учиться только через опыт. На данный момент одним из максимальных представителей этого течения был, без сомнения, Дэвид Хьюм.

Жизнь Дэвида Юма

Дэвид Юм родился в Эдинбурге, Шотландия, в 1711 году в богатой семье. Его отец был адвокатом, хотя он умер, когда Юм был ребенком. По этой причине его семья ожидала, что он пойдет по стопам отца и пойдет в юридическую школу. Дэвид учился в Эдинбургском колледже. Некоторые из его профессоров были учениками Исаака Ньютона.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Законодательство Клисфена: организация полисной демократии

Оценим за полчаса!

Затем он решил удовлетворить желание своей семьи и отправился в Эдинбургский университет для изучения права. Однако ему это не понравилось, поэтому он решил отказаться от учебы. После этого он переехал в Бристоль, чтобы попытаться пробиться в мир торговли. Но после кризиса он решил, что хочет заниматься только философией.

Спустя годы он отправился во Францию ​​и жил там с 1735 по 1737 год. Сначала он жил в Реймсе, а затем в Сарте, ранее известном как Ла Флеш. В этих городах он написал «Трактат о человеческой природе», опубликованный по возвращению в Лондон. В нем он отражает свои убеждения и внутреннюю философию. Однако работа провалилась, что привело его к возвращению в Шотландию.

Важно! Проживая в Эдинбурге, он опубликовал первую часть своей работы «Очерки, моральные, политические и литературные». В отличие от его первой публикации, эта была действительно успешной. Позже он занимал различные должности: он был наставником маркиза Аннандейла, секретарем генерала Сент-Клера и библиотекарем Эдинбургской коллегии адвокатов.

В 1763 году он присоединился к парижскому посольству благодаря помощи лорда Хертфорда. В этом городе он установил отношения с Даламбером, Дидро и Жан-Жаком Руссо. Он продлил свое пребывание в Париже до 1769 года, а затем решил окончательно вернуться в Эдинбург, чтобы посвятить себя писательской деятельности. Он умер в 1776 году.

Дэвид Юм - Студенческий портал

Образ мыслей Дэвида Юма

Чтобы усвоить образ мыслей Дэвида Юма, первое, что мы должны сделать, это изучить его работу и попытаться определить теорию эмпиризма, которую он всегда защищал.

Эмпиризм основан на ряде принципов:

Дэвид Юм - Студенческий портал

Врожденных знаний не существует

Люди не рождаются с врожденными образцами мышления и знаниями, которые диктуют, как они должны интерпретировать реальность. Для эмпирического течения все, что мы знаем о реальности, происходит из нашего опыта.

Переживания могут быть внутренними или внешними, то есть они могут исходить из собственных размышлений и знаний о нашей внутренней жизни или, наоборот, из наших ощущений и восприятий мира. Для эмпириков ничто не предшествует опыту.  Для них мы учимся через разумный мир и больше ничего. Ум подобен чистому холсту, на котором мы иллюстрируем знания, которые получаем со временем.

Дэвид Юм и Джон Лок верили в эти идеи. Тем не менее, они различались в пределах опыта. С одной стороны, Локк считал, что можно получить доступ к знаниям о реальности за пределами практического. С другой стороны, Юм отметил, что знание сводится к нашему восприятию, принимая во внимание саму природу опыта.

Дэвид Юм - Студенческий портал

Есть два типа знаний

По мнению Юма, существует два типа знаний: впечатления и идеи. Впечатления — это мысли, возникающие в результате переживания вещей через чувства. Идеи абстрактны и неоднозначны, поскольку они не возникают из физических ощущений.

Все исходит из восприятия. Впечатления — это непосредственное знание, которое мы получаем от восприятия. Поэтому идеи основаны на впечатлениях, что означает, что они намного сложнее. Юм также говорил о концепции воображения, способности человека модифицировать и производить идеи.

Красота не является качеством самих вещей: она существует только в разуме, который их созерцает, и каждый разум воспринимает свою красоту.

Дэвид Юм

Дэвид Юм - Студенческий портал

Есть два типа дифференцированных утверждений

Дэвид Хьюм провел различие между вероятными утверждениями, основанными на факте, который может или не может произойти в определенном времени в природе. Например, «Однажды солнце может не взойти». Солнце встает каждый день.

Мы приобрели это знание через привычку, восприятие и убеждение. С другой стороны, он говорит о демонстративных утверждениях, которые благодаря своей логической структуре могут быть продемонстрированы. Например: 4 + 4 = 8.

Оба они строят наши привычки, привычки, которые позже определят наш образ жизни.

Важно! Его основные работы, такие как «Рассказ о человеческой природе» , «Очерки, моральные, политические и литературные» и «Исследование о человеческом понимании», отражают эти фундаментальные принципы.

Дэвид Юм - Студенческий портал

Дэвид Юм и психология

Короче говоря, Дэвид Хьюм является одним из самых важных эмпирических авторов. Эпистемология является одной из отраслей философии, которая больше всего связана с психологией. Вот почему Юм сильно повлиял на психологию.

Для Дэвида Юма ни один человек не рождается с мыслями и эмоциями. Вместо этого они приобретают и развивают их из своего опыта. Поэтому Дэвид Юм отбросил все виды врожденных идеи и укрепил идею человеческого обучения. Несомненно, этот автор предлагает нам задуматься о нашем восприятии и нашем понимании мира.

Ненавидеть, любить, думать, чувствовать, видеть; все это не что иное, как воспринимать.

Источник: https://poznanie-mira.ru/devid-yum/

Дэвид Юм, биография, история жизни, факты

Дэвид Юм родился в довольно обеспеченной и уважаемой семье. Его отец был небезызвестным адвокатом, имевшим в распоряжении небольшое семейное поместье, а мать являлась дочерью главы судейской коллегии сэра Дэвида Фальконе. У мальчика были старшие брат Джон и сестра Кэтрин.

После смерти главы семейства, мать вплотную занялась образованием детей, делая основной упор на религию. В 12 лет Дэвид стал посещать занятия в Эдинбургском университете, где обучался основам юриспруденции и штудировал древнегреческий язык.

Поручившись в университете три года, в 1726 году Юм покинул высшее заведение, предварительно согласовав решение с семьей.

Уже в это время его привлекала литература и философия, а позже он не раз говорил, что любая наука для него, корме философии и чтения, была совершенно неинтересна.

Юм с раненного возраста много размышлял, а главной темой его мозговых штурмов была нравственность человека.  Он искренне полагал, что одних таких размышлений вполне достаточно для перерождения нравственной природы человека.

Юноша регулярно углублялся в свои размышления, что в скорм времени привело к ухудшению его психологического здоровья.

Спустя некоторое времени Юм стал наблюдать за собой вялость, инертность и абсолютную отрешенность от дела, которое еще совсем недавно приносило столько удовольствия.

Тогда Дэвид, не найдя других путей решения, выбирает кардинальную смену рода деятельности и жизни в целом. В 1734 он оправился в Бристоль, но через некоторое время покинул его и обосновался на три года во Франции, два из которых провел в школе Ла-Флеш.

Дэвид Юм - Студенческий портал

Юношество и первые работы

Написанный им в то время «Трактат о человеческой природе» в полной мере раскрывает человечеству Юма как мыслителя. Но, к сожалению, тогдашний читатель не был готов к восприятию Юмовских реалий. Части этого произведения были опубликованы в 1739 и 1740 годах.

Сокращенное изложение вышеупомянутого трактата также осталось незамеченным. Тогда молодой человек возвратился в родные пенаты, где с новой силой начал работу над «Опытами, нравственными и политическими».

Две части, выпущенные им в 1741-4-х годах, были встречены также без восторга, но с умеренным интересом.

В 1745 году Дэвид Юм впервые попробовал себя в качестве наставника и репетира по совместительству. В роли ученика выступил маркиз Аннендель – юноша с психическими отклонениями, обучать которого каким-либо наукам совершенно не представлялось возможным.

Дэвид, проживавший в особняке ученика, то и дело стыкался с агрессией дяди маркиза, который, в конечном счете, спустя год, отказался платить ему обусловленное жалование.

Более поздняя деятельность

После не слишком удачной попытки передачи своих знаний маркизу, Юм решил испытать удачу в другой, — военной сфере.

В 1746-ом он без лишних раздумий отправился в экспедицию с Артуром Сент-Клером в роли его личного помощника и секретаря.

Пребывая заграницей, он анализировал и пересматривал свои работы, в том числе и «Трактат о человеческой природе». Переизданное творение снова не вызвало ожидаемого эффекта. Впрочем, как и несколько последующих его работ.

1950-е годы Юм был поглощен написанием истории Англии. Волна негодования, прокатившаяся после выхода первого тома в 1756 году, вскоре сменилась милостью.

Более того, дальнейшие тома издания нашли отклики в сердцах не только англичан, но и других жителей континента. Всего было напечатано шесть томов, два из которых позже были переизданы самим Дэвидом.

В 1752 году Дэвид Юм был избран хранителем Адвокатской библиотеки, и практически в то же время провалился на выборах в университет Глазго.

После окончания так называемой Семилетней войны между Англией и Францией в 1763 году, Юм был приглашен на должность секретаря британского посольства.

Он отправился в Париж, где проживал до 1766 года, ведя размеренный, даже немного светский образ жизни. После Юм вернулся на родину – в Англию, куда в скором времени помог перебраться Жану Жаку Руссо.

Последнему было любезно предложено убежище самим Георгом III.

Однако искреннее желание помочь было расценено страдавшим от паранойи Руссо как ловушка, и вскоре мир узнал о неком «заговоре» Юма и парижских философов. Руссо тут же принялся рассылать письма, содержащие сведения о заговоре по всей Европе.

Дэвиду же пришлось защищаться, и, в свойственной ему манере, он опубликовал «Краткое и истинное объяснение спора между г-ном Юмом и г-ном Руссо» (1766г.). Вскоре Руссо бежал из Англии.

В 1767 году Юм стал заниматься государственными делами, решая вопросы относительно отдельных те6рритрий, однако продержался на должности чуть менее года.

Дэвид Юм - Студенческий портал

В 1768 году философ вернулся в Эдинбург. На то время он уже был довольно состоятельным – его годовой доход исчислялся тысячами фунтов. Не теряя времени, он создал Философское общество, где определил для себя довольно скромную роль – роль секретаря.

Жизнь текла своим чередом, до того момента, пока здоровье Юма не стало резко ухудшаться. В 1775 году проявились первые симптомы – на первый взгляд совершенно безобидные. Тогда же он отправился в Лондон, где, по его мнению, находились лучшие врачи. Однако поездка не помогла определиться с диагнозом.

Прожив еще чуть больше года, Дэвид Юм скончался в своем доме на Сент-Дэвид-стрит.

Незадолго до кончины, Дэвид Юм опубликовал автобиографию, в которой он описал себя как открытого, честного и дружелюбного человека. При этом он не скрывал своей слабости к «литературной славе», которая, несмотря на все неудачи, все же не ожесточила его характер.

Философия Юма

Центром философского учения шотландского философа является человек. Абсолютно все науки, исходя из его суждений, должны опираться на философию, а потому них философская концепция человека является фундаментальной. Он считал, что любая наука, быть то математика или астрономия, в любом случае зависят от науки о человеке и все равно возвращаются к ней.

Читайте также:  Анализ налоговой отчетности - что учитывается в ходе налоговой проверки и зачем она нужна?

Дэвид Юм - Студенческий портал

Отдельного внимания заслуживает структура одной из самых значительных работ мыслителя – упомянутого выше «Трактата о природе человека». Начинается, он, как и полагается, с теории и познавательных составляющих.

Юм считал, что в основе науки о человеке лежит наблюдение и опыт, и первым делом стоит обратиться к  изучению человеческого познания, обоснованию опыта, и убедиться в достоверности познания. Далее необходимо исследовать человеческие аффекты, и лишь после обратиться к морали и добродетели.

В природу человека Юм включал разные признаки, среди которых особенно подчеркивал возможность человека находить «пищу» в науке, называя человека существом разумным, общественным  и признавая необходимость реализации потенциала в сферах, близких каждому по духу.

Источник: https://theperson.pro/dehvid-yum/

Политические воззрению давида юма

Дэвид Юм - Студенческий портал

Юм не отрицал те права, которые утверждали теории естественного права, он лишь утверждал, что эти права можно обосновать лучшим способом. Юм считал, что не существует вечных правил морали, не существует естественных законов, которые человек может обнаружить так как Бог наделил его разумом. Юм считал, что ни одно действие не может быть моральным или аморальным само по себе — действие морально, если подавляющее большинство согласны с ним, и аморально, если подавляющее большинство людей не согласны с ним.

Потребности и стремления к достижению прибыли — движущая сила развития общества. Юм считал, что все законы происходят из соглашения, так как опыт подсказывает людям, что необходимо заключить соглашение о том, что есть мораль и законы.

Эти законы становятся нормами права, когда они подтверждаются в результате совместной деятельности людей. Он утверждал, что общество развилось из семейных и родовых отношений на основе чувства симпатии.

Справедливость или уважение правил собственности и соблюдения обещаний Юм называл «искусственными ценностями» (virtues). От этих ценностей зависит стабильность общества.

Естественные ценности — ценности, исходящие из чувств, которые могут противоречить общественному благу. «Искусственные» ценности основаны на соглашении и направлены на достижение общественного блага.

Даже право на собственность у Юма относится к типу конвенционального права.

Обязательство следовать этим правилам предшествует созданию правительства. Таким образом, Юм различает между моральным и легальным.

Моральные правила не являются легальными, а появились в результате договора. Таким образом, человек уже был моральным существом, перед тем как стал объектом подчинения правительству.

Правительство создается для того, чтобы чувства человека не мешали ему преследовать свои цели.

Юм считал, что в интересах человека, находящегося у власти, постоянно поддерживать справедливость, иначе люди перестанут подчиняться ему. Он должен убедить всех, что правит, соблюдая интересы каждого.

Люди подчиняются правительству, так как осознают, что подчинение правительству входит в их интересы. Но Юм утверждал, что власть правительства должна быть ограниченна и на практике она всегда ограниченна.

Юм в эссе «First Principles of Government» различал долг подчиняться вообще от подчинения какой-либо личности, которая правит.

Юм также различал «оpinion of interest» — чувство людей, что правительство существует для блага народа и «opinion of rights» — предрассудок людей в пользу власти или договора, который существует длительное время среди них.

В том же духе, в эссе «Passive obedience» Юм различает пассивное подчинение (доктрина Тори) и подчинение, основанное на согласии.

Юм о балансе сил и политических партиях

Юм соглашается с аксиомой политического публициста-республиканца Джеймса Харингтона (Harington), о том, что баланс власти в государстве изменяется с балансом собственности.

По мнению Юма, существует взаимосвязь между соотношением власти и имущества. Концентрация имущества в руках одного человека дает ему также преимущества, связанные с властью пример Краса и Медичи.

Тем не менее, на распределение власти влияют и другие социальные критерии, как родовитость и образование.

Юм не был сторонником утверждения политика маркиза Савиля Джорджа Галифакса (Halifax) о партиях как «conspiracies against the nation». Юм считал, что партии нельзя отменить, не устранив саму свободу. Если вы стремитесь к свободному правительству, то нельзя не иметь партий, также как нельзя иметь детей и не иметь шума.

Несмотря на эти суждения против фракций, Юм не в полной мере осуждал каждый вид партий. Он пытается классифицировать партии и доказать, что одни виды партий наименее опасны и наиболее полезны, чем другие.

Некоторые фракции, утверждал Юм, основаны на лояльности по отношению к личности или семье (персональные фракции), некоторых сближают общие интересы, а некоторых совместные принципы (действительные фракции).

Фракции, основанные на совместных интересах наиболее полезные: люди объединяются с целью достичь определенные интересы. Фракции, основанные на общих принципах, иногда могут быть разумными, но часто являются опасными и абсурдными.

Юм утверждает, что конфликт людей обусловлен не тем, что люди отличаются друг от друга, а имеют разные мнения. Люди враждуют, так как для них неприемлемо, что другие имеют различные мнения. Эта вражда опасна и абсурдна.

Юм выступал против абсолютной монархии и «совершенной республики» (демократии), так как считал, что демократия приводит к анархии.

Представительская демократия, была по мнению Юма, гораздо предпочтительнее, чем прямая демократия, но в такой большой стране, как Британия, любая демократия опасна. Выборы в парламент могут перейти в гражданскую войну.

Юм также утверждал, что правительство должно быть свободным, тогда и люди будут подчиняться законам.

Источник: http://rustudents.com/polithistory/hume/

Дэвид Юм: философия, биография, факты и видео

Шотландский философ, социолог, историк и экономист Дэвид Юм появился на свет 7 мая 1711 года в Эдинбурге в богатой аристократической семье. По настоянию своих родителей он поступил изучать юриспруденцию. Дэвид довольно быстро забросил учебу, понимая, что юридические науки его особо не привлекают.

Спустя некоторое время, происходит неудачная попытка заняться коммерцией. Позже он полностью посвятил свою жизнь исследованиям в области философии.

В 1734 году Юм отправился во Францию. Увлеченный идеями французских энциклопедистов, он три года усердно трудится над своей первой трехтомной работой «Трактат о человеческой природе…». Работа не получила должного одобрения и Юм вернулся в родительский дом.

Дэвид Юм - Студенческий портал

Его методологию можно представить словом «скептицизм», но не в смысле «недоверия», а в смысле отказа от чрезмерной веры в видимость, традиции, власти, институты. Для этого отрицания есть трезвая и честная причина — думать самостоятельно.

А это значит — он не отказывается от самоутверждения. Иногда это может привести к «разумному эгоизму», который, однако, является более безопасным советником в жизни, чем «сентиментальный альтруизм». Жизненный путь философа показывает, что он всегда утверждал свои права и действовал самонадеянно.

Когда «Трактат …» столкнулся с постоянным непониманием традиционно образованной аудитории, Юм не отказался от своего видения философии. Он решил утвердиться в качестве мыслителя другими более понятными средствами: эссе.

Последние годы жизни

До 1768 г. Дэвид Юм работал в должности помощника госсекретаря по вопросам северных территорий. Затем он ушел в отставку и возвратился на родину достаточно обеспеченным человеком. Здесь он создает общество философов, куда вошли: А. Фергюсон, А. Смит, А. Монро, Дж. Блэк, Х. Блейр и др.

В конце жизни Юм написал «Автобиографию». Там он описал себя как общительного человека, но имеющего некоторую слабость к славе литератора. В 1775 г. у Юма появились симптомы болезни кишечника. Он скончался от онкологического заболевания 25 августа 1776 г. Ему было 65 лет.

На своей могиле Юм завещал сделать краткую надпись: «Дэвид Юм. Родился 7 мая 1711 г., умер… «. «Предоставляю потомству, — писал он, — добавить остальное».

Философия Дэвида Юма

Формы изменились, но цель остается, дополненная решающим условием: личное самоутверждение — самораскрытие разума.

Первая часть его эссе «Моральное и политическое эссе» тепло приветствуется научным обществом. Он был назначен библиотекарем в Эдинбургском юридическом колледже, где начал писать свою «Историю Англии».

Книга была опубликована по частям в период 1754 -1762 годов. Некоторые из частей были встречены полным неодобрением со стороны представителей либеральной буржуазии.

Юм ставил задачу ввести метод экспериментального анализа в гуманитарные науки. Он пытается освободить моральную философию от любых спекуляций. Ключевыми аспектами его этики являются следующие пункты:

  • моральные различия возникают из-за чувства одобрения или неодобрения с точки зрения боли или удовольствия;
  • чувство лежит в основе того, что мы воспринимаем как «хорошее» или «плохое», «добродетель» или «порок»;
  • в принципе, разум имеет теоретический характер;
  • чувства и страсти преобладают в построении морального суждения: «разум — раб страстей»;
  • мораль основывается на добродетелях, обязанностях и всеобщих естественных чувствах (благодарность, доброжелательность и симпатия);
  • правосудие — это искусственная добродетель, вытекающая из нашего отражения и желания удовлетворить наши естественные склонности.

Источник: https://damy-gospoda.ru/devid-yum-filosofiya/

Юм Дэвид

Дэвид Юм родился в 1711 году в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой, владельца небольшого поместья. Юм посещал Эдинбургский университет, где получил хорошее юридическое образование.

Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе. Уже в юности проявлял особый интерес кфилософии и литературе. После посещения Бристола в коммерческой цели, почувствовав неудачу, он отправился в 1734 года во Францию.

Юм начал философскую деятельность в 1738 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе», где он попытался определить основные принципы человеческого знания.

Юм рассматривает вопросы о определении достоверности какого-либо знания и убежденности в нем. Юм считал, что знание основано на опыте, которое состоит из восприятий (впечатления, то есть человеческие ощущения, аффекты, эмоции).

Под идеями разумеются слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении.[1]

Через год вышла третья часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной по— «Исследовании о человеческом познании».

С 1741 по 1742 год Юм опубликовал свою книгу «Моральные и политические очерки (эссе)». Книга была посвящена политическим и политико-экономическим темам и принесла автору известность.

В 50-х годах Юм занимался писанием истории Англии, хотя этим пробудил к себе ненависть со стороны англичан, шотландцев, ирландцев, церковников, патриотов и многих других.

Но после выхода второго тома «Истории Англии» в1756 году, общественное мнение резко изменилось и при появлении следующих томов, издание нашло значительную публику и не только в Англии но и на континенте.

В 1763 году, после окончания войны между Англией и Францией, Юм в качестве секретаря британского посольства при Версальском дворе был приглашен в столицу Франции, где он получил признание за свой труд по истории Англии. Критику Юма в адрес религиозных фанатиков одобрили Вольтер и Гельвеций.

Однако похвала со стороны других философов проявлялась из-за их интенсивной переписки с Юмом, ибо их интересы и взгляды во многом сходились.

Особенное впечатление на Гельвеция, Тюрго и других просветителей произвела «Естественная история религии» вышедшая в 1757 году в сборнике «Четыре диссертации».

В 1769 году Юм создал в Эдинбурге Философское общество, где он выступал в качестве секретаря. В данный кружок входили: Адам Фергюсон, Адам Смит, Александр Монро, Уильям Каллен, Джосеф Блэк, Хьюдж Блейр и другие.

Незадолго до смерти Юм написал «Автобиографию». В ней он описывал себя как кроткого, открытого, общительного и веселого человека, имевшего слабость к литературной славе, которая, правда, «никогда не ожесточала моего характера, несмотря на все частые неудачи»[2].

Юм скончался в августе 1776 года в возрасте 65 лет.

Философия

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального или умеренного скептицизма.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера. Однако на Юма повлияли также и рационалисты: Декарт, Лейбниц и др.

Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Однако Юм не отрицал возможности априорного (здесь — внеопытного) познания, примером которого является, с его точки зрения, математика, несмотря на то, что все идеи, по его мнению, имеют опытное происхождение — от впечатлений.

Опыт состоит из впечатлений, впечатления делятся на внутренние (аффекты или эмоции) и внешние (восприятия или ощущения). Идеи (воспоминания памяти и образы воображения) суть «бледные копии» впечатлений.

Всё состоит из впечатлений — то есть, впечатления (и идеи как их производные) суть то, что составляет содержание нашего внутреннего мира, если угодно — души или сознания (в рамках своей оригинальной теории познания Юм подвергнет сомнению существование двух последних в субстанциональном плане).

После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

  1. Существуют образы объективных предметов.
  2. Мир — это комплекс ощущений восприятия.
  3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом.

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней.

Значит, вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует.

Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В 1876 году Томас Генри Хаксли ввёл термин агностицизм для обозначения такой позиции. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен.

То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит названиефеноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии.

Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=74620

28 лекция: Дэвид Юм

Скептический вывод из эмпиризма Бэкона и Локка сделал Дэвид Юм (1711-1776). Вслед за Беркли он считал, что поскольку опыт состоит в воспринимании чего-то неизвестного нам, все возможные предметы знания есть лишь наши восприятия.

Эти восприятия, в зависимости от их живости и силы, Юм разделил на впечатления, или ощущения, непосредственно испытываемые нами, и идеи, или представления.

Идеи Юм считает более или менее яркими копиями ощущений, создаваемыми воображением и рассудком из материала, доставленного чувствами.

Согласно Юму, превращение ощущений идеи осуществляется благодаря способности мышления связывать (“ассоциировать”) ощущения друг с другом по принципам сходства, смежности во времени или пространстве и отношения причины и действия.

Так, идея Бога возникает у нас из представлений о нашем собственном уме и могуществе, которые мышление соединяет по принципу смежности и по принципу сходства возводит в превосходную степень.

Аналогичным образом из ощущений отдельных вещей наше мышление создает идеи их видов, родов, субстанции, числа, фигур и т.п.

Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка - характерные возрастные черты и советы родителям

Все содержание человеческого сознания составляют, по Юму, либо чистые отношения между идеями, либо факты опыта, в котором ощущения всегда смешаны с созданными нами представлениями. Предметами первого рода занимается математика, чьи суждения (напр., “квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов”) имеют интуитивную или демонстративную, т.е.

логически доказанную достоверность, не требующую опытного подтверждения. Предметы второго рода исследуются физикой и другими эмпирическими науками, чьи суждения, как и вообще все отношения, устанавливаемые опытным путем, основываются только на представлении о связи причины и действия.

Но на каком основании мы предполагаем, что два факта связаны между собой причинно-следственным отношением?

Поскольку следствие есть факт, совершенно отличный от причины, оно не может быть интуитивно усмотрено в причине и логически выведено из нее. Юм убедительно показывает, что никакое явление причинности нельзя знать a priori (лат.

), т.е. изначально, сразу, без всякого опыта. Прежде чем установить причинную связь фактов, мы непременно должны убедиться в ней на опыте – неоднократно испытать ее a posteriori (лат.), т.е. на основании  следующего из причины.

Но что мы всякий раз воспринимаем в чувственном опыте, прежде чем сделать заключение о причинной связи фактов между собой? Очевидно, что только постоянное следование одного факта за другим, не более того. Однако “после этого” вовсе не значит “по причине этого”.

Сколько бы раз прежде один факт не следовал за другим,  это отнюдь не доказывает, что он действительно вызывается тем, что ему предшествует, и всегда по необходимости будет следовать за фактом, считающимся его причиной.

На чем же тогда основываются все наши заключения из опыта, если не на том, что мы чувствуем, не на интуиции и не на логическом выводе следствий из причин? Согласно Юму, действительным основанием любого опытного знания, в т.ч. всех положений эмпирических наук, выступает не ощущение, а наша привычка.

Постоянно наблюдая повторение одних и тех же явлений после других, мы настолько привыкаем к этому, что начинаем считать ассоциируемые нами идеи за впечатления от реальных предметов.

Итак, констатирует Юм, опыт складывается не только из чувственных данных. Кроме них, в нем принимает участие и деятельность рассудка, опирающегося на привычку определенным образом сочетать представления друг с другом.

Эта привычка служит источником нашей веры в существование нас самих, внешней реальности и скрепляющих вселенную причинных отношений. Всеобщность и необходимость причинной взаимосвязи явлений есть, таким образом, порождение нашего духа.

Какова реальность сама по себе, мы не знаем, и знать не можем. Но поскольку источником всех наших представлений в конечном счете являются ощущения, та вера (belief. — англ.

), с помощью которой мы отличаем жизненно важные для нас идеи рассудка от досужих вымыслов, созданных воображением, есть условие всякого знания об объективной реальности. Согласно Юму, она есть один из основных инстинктов, коренящихся в природе человека.

Вера в существование всеобщей и необходимой связи между явлениями спасает людей от полного скептицизма и агностицизма, т.е. неверия в познаваемость мира, позволяя им действовать в мире внешней природы, а в обществе себе подобных вести себя как моральные существа. Благодаря этому практическому инстинкту существуют все эмпирические науки, а также религия и философия.

Последняя, однако, не должна быть догматической – трактующей о том, чего нельзя доказать математически или установить опытным путем. Удел философии – умеренный скептицизм, т.е. сознательное ограничение своих исследований теми предметами, которые по силам человеческому уму, весьма ограниченному даже тогда, когда он достигает своего совершенства.

Источник: https://philosophiya.ru/David-Hume

Давид юм (1711-1776)

Давид Юм – выдающийся английский философ-эмпирик. Основной задачей философии считал всестороннее изучение человека с позиции эмпиризма. Он видел в философии руководство для практической деятельности. Юм развил учение об опыте как потоке впечатлений.

Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Философии Юма присущи идеи сомнения и скептицизма.

Одно из центральных мест в его философии занимает проблема причинности.

Основные произведения Давида Юма

  • «Трактат о человеческой природе»
  • «Исследования о человеческом познании»
  • «Исследование о принципах морали»

Предмет и смысл философии по Юму

По мнению Юма, предметом философии должна быть человеческая природа.

В одном из главных произведений «Исследование о человеческом познании» Юм писал, что «философам следует сделать человеческую природу предметом умозрения и изучать ее тщательно и точно с целью открыть те принципы, которые управляют нашим познанием, возбуждают наши чувства и заставляют нас одобрять или порицать тот или иной частный объект, поступок или образ действий».

Он убежден, что «наука о человеческой природе» является более важной, чем физика, математика и остальные науки, потому что все эти науки «в различной мере зависят от природы человека». Если бы философия смогла бы полностью объяснить «величие и силу человеческого разума», то люди сумели бы добиться огромного прогресса и во всех других областях знания.

Юм считал, что предметом философского познания является человеческая природа.

Что включает в себя этот предмет? По Юму, это исследование, во-первых, познавательных способностей и возможностей человека, во-вторых, способностей к восприятию и оценке прекрасного (эстетическая проблематика) и, в-третьих, принципов морали. Так, главный труд Юма называется «Трактат о человеческой природе» и состоит из трех книг: «О познании», «Об аффектах», «О морали».

Давид Юм о познании

Исследуя процесс познания, Юм придерживался основного тезиса эмпириков о том, что опыт является единственным источником наших знаний. Однако Юм предложил свое понимание опыта. Опыт, считает философ, описывает лишь то, что непосредственно принадлежит сознанию.

Другими словами, опыт ничего не говорит об отношениях во внешнем мире, но относится лишь к освоению восприятий в нашем сознании, т. к., по его мнению, причины, порождающие восприятия, непознаваемы. Так, Юм исключил из опыта весь внешний мир и связал опыт с восприятиями.

По мнению Юма, познание основано именно на восприятиях. Восприятием он называл «все, что может быть представлено умом, пользуемся ли мы нашими органами чувств, или проявляем нашу мысль и рефлексию». Восприятия он делит на два вида – впечатления и идеи.

Впечатления – это «те восприятия, которые входят в сознание с наибольшей силой». К ним относятся «образы внешних объектов, сообщаемые уму нашими чувствами, а также аффекты и эмоции».

Идеи же являются слабыми и тусклыми восприятиями, поскольку образуются из размышлений о каком-либо чувстве или объекте, которого нет в наличии.

Также, Юм отмечает, что «все наши идеи, или слабые восприятия, выводятся из наших впечатлений, или сильных восприятий, и что мы никогда не можем помыслить о какой-либо вещи, которую никогда ранее не видели и не чувствовали в нашем собственном уме».

Следующим шагом в исследовании процесса познания Юмом является анализ «принципа соединения различных мыслей, идей нашего ума». Таким принципом он называет принцип ассоциации.

«Если бы идеи были совершенно разрозненными, только случай соединял бы их, одни и те же простые идее не могли бы регулярно соединяться в общие (как это обычно бывает), если бы между ними не существовало некого связующего начала, некого ассоциирующего качества, с помощью которого одна идея естественно вызывает другую».

Юм выделяет три закона ассоциации идей – сходство, смежность во времени или пространстве и причинность. При этом он отмечал, что законы сходства и близости являются вполне определенными и могут фиксироваться чувствами. Тогда как закон причинности не воспринимается чувствами, поэтому его необходимо подвергнуть строгому испытанию эмпиризмом.

Давид Юм и проблема причинности

Одно из центральных мест в философии Юма принадлежит проблеме причинности. В чем суть этой проблемы? Научное познание преследует цель объяснить мир и все в нем существующее. Объяснение это достигается через исследование причин и следствий; объяснить – это и означает познать причины существования вещей.

Уже Аристотель в «учении о четырех причинах» (материальной, формальной, действующей и целевой) зафиксировал условия, необходимые для существования всякой вещи. Убеждение в универсальности связи причин и следствий стало одним из оснований научного мировоззрения. Это прекрасно осознавал Юм, заметив, что все наши рассуждения относительно действительности основаны на «идее причинности».

Лишь с помощью нее мы можем выходить за пределы нашей памяти и чувств.

Однако Юм считал, что «если мы хотим удовлетворительно решить вопрос о природе очевидности, удостоверяющей нам существование фактов, нужно исследовать, каким образом мы переходим к познанию причин и действий».

Давайте предположим, писал Юм, что мы явились в мир неожиданно: в таком случае на основании текучести и прозрачности воды, мы не можем заключить, что в ней можно захлебнуться.

Поэтому он делает вывод: «ни один объект не проявляет в своих доступных чувствам качествах ни причин, его породивших, ни действий, которые он произведет».

Следующий вопрос, который ставит Юм, – что лежит в основании всех заключений о существовании причинно-следственных связей между вещами? Опыт в том, что касается причинности, свидетельствует лишь о связи явлений во времени (одно предшествует другому) и их пространственно-временной смежности, но ничего не говорит и не может сказать в пользу действительного порождения одного явления другим. Причину и следствие нельзя обнаружить ни в отдельно взятом объекте, ни во многих одновременно воспринимаемых объектах, а потому у нас нет «впечатления причинного отношения». Но если связь причин и следствий не воспринимается чувствами, то, по убеждению Юма, ее никак нельзя доказать теоретически.

Поэтому идея причинности имеет исключительно субъективное, а не объективное значение и обозначает собой привычку ума.

Итак, причинная связь, в понимании Юма, – это всего лишь представления о таких объектах, которые в опыте всегда оказываются соединенными вместе в пространстве и во времени.

Многократное повторение их соединения закрепляется привычкой, и все наши суждения о причинах и следствиях основаны исключительно на ней.

А вера в то, что в природе и впредь будет сохраняться тот же порядок, служит единственным основанием для признания причинной связи.

Социальные взгляды Юма

По мнению Юма, в самой природе человека заложено тяготение к социальной жизни, одиночество мучительно и невыносимо. «Люди не могут жить без общества, а вступить в состояние ассоциаций не могут помимо политического правления».

Юм выступил против теории «договорного» происхождения государства и учения о естественном состоянии людей в период их дообщественной жизни. Учению Гоббса и Локка о естественном состоянии Юм противопоставил концепцию, согласно которой людям органически присущи элементы общественного состояния, и, прежде всего, семья.

В одном из разделов «Трактата о человеческой природе», озаглавленном «О происхождении справедливости и собственности», Юм писал, что переход к политической организации человеческого общежития был вызван необходимостью образовать семью, которая «может быть рассмотрена именно как первый и первичный принцип человеческого общества. Эта необходимость есть не что иное, как естественное взаимное желание, соединяющее [разные] полы и поддерживающее их союз, пока не появятся новые узы, связанные с их отношением к своим отпрыскам. Новые отношения становятся, таким образом, принципом связи между родителями и потомством и образуют более многочисленное общество, в котором правят родители, опираясь на свое превосходство в силе и уме, но в то же время сдерживают себя в применении своего авторитета естественным аффектом родительской заботы».

Так, с точки зрения Юма, к возникновению общественных связей ведут родительские, родственные отношения между людьми.

Давид Юм о происхождении государства

Происхождение государства Юм связывал, во-первых, с необходимостью организованно защищаться или нападать в условиях военных столкновений с другими обществами. Во-вторых, с осознанием выгоды от наличия более прочных и упорядоченных социальных связей.

Юм предлагает такое понимание социального развития. На первой его ступени складывается семейно-общественное состояние, в котором действуют определенные нормы морали, но нет органов принуждения, нет государства.

Второй его ступенью является общественно-государственное состояние.

Оно возникает в результате «увеличения богатств и владений», которое вызывало столкновения и войны с соседями, что в свою очередь придало военным вождям особо важную роль и значение.

Правительственная власть возникает из института военных вождей и с самого начала приобретает монархические черты. Правительство, по мнению Юма, появляется как инструмент социальной справедливости, орган порядка и гражданской дисциплины. Оно гарантирует неприкосновенность собственности, упорядоченную передачу ее на основе взаимного согласия и исполнение своих обязательств.

Лучшей формой правления государством Юм считал конституционную монархию. При абсолютной монархии, рассуждает он, неизбежны тирания и обнищание нации, а республика ведет к постоянной нестабильности общества.

Соединение наследственной королевской власти с узкими прерогативами и буржуазно-дворянского представительства – это, по взглядам Юма, лучшая форма политического управления, которую он определяет как середину между крайностями (монархией и республикой) и как соединение деспотизма и либерализма, но с «преобладанием либерализма».

Специфика эмпиризма Юма. Значение его философии

Юм в своей философии показал, что знание, основанное на опыте, остается всего лишь вероятностным и никогда не может претендовать на необходимость и общезначимость.

Эмпирическое знание истинно лишь в границах прежнего опыта, и нет никаких гарантий, что будущий опыт не опровергнет его.

Всякое знание, по Юму, может быть лишь вероятностным, но не достоверным, а видимость его объективности и необходимости есть следствие привычки и веры в неизменность опыта.

«Нужно сознаться, – писал Юм, – что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов».

Общий итог философии Юма можно определить как скептицизм относительно возможности объективного познания мира, раскрытия его законов.

Философия Юма имела большое влияние на дальнейшее развитие европейской философии. Выдающийся немецкий философ Иммануил Кант со всей серьезностью воспринял многие из выводов Юма.

Например, что весь материал знания мы получаем из опыта и что методы эмпирического познания не в состоянии обеспечить его объективность и необходимость и тем самым обосновать возможность теоретических наук и философии.

Кант задался целью ответить на вопросы: почему вообще существует наука? как она может производить такое мощное и действенное знание? как возможно всеобщее и необходимое знание?

На скептицизме Юма основывались идеи Огюста Конта о задачах науки, которые связаны лишь с описанием явлений, а не их объяснением, а также ряд других позитивистских выводов.

С другой стороны, дальнейшее развитие науки и философии подтвердило опасения Юма относительно абсолютизации любых философских заключений. И, если выйти за рамки абсолютизаций самого Юма, то ясно, насколько важен разумный скептицизм и разумное сомнение для достижения истины.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/david-um

Ссылка на основную публикацию