Древнегреческая культура — студенческий портал

Данный урок посвящен греческой культуре. Грецию в разные исторические периоды населяли разные этносы и разные племена. Поэтому греческая культура с самого своего начала носила смешанный характер. Переплетались различные источники этой культуры – восточные традиции, индоевропейские пласты культуры – свой вклад внесли и догреческие племена.  

  • Рациональное мышление (серьезное влияние оказала греческая философия и наука). В отличие от Древнего Востока, где преобладало мистическое отношение к действительности, большинство греческих произведений искусства создавалось с оттенком рационализма.
  • Создание ценностей человеческой личности. Внимание в культуре проявлялось не только к божеству, но и к человеку, к его роли и достоинству.
  • Неразрывная связь гражданина и полиса. Гражданское воспитание занимало в Греции огромное место.

Понятие свободы как основной ценности человека. Человек сам определяет свою судьбу, сам делает выбор и принимает решения.

Если говорить о греческой культуре в целом, то одним из самых заметных ее элементов были многочисленные празднества, которые часто приобретали религиозный характер. Праздники были посвящены самым разным Богам, были праздники, посвященные главному божеству – Зевсу, а также богине Гере – покровительнице брака и семьи. В честь Аполлона проводились Пифийские игры.

Главными играми, которые проводились в Греции в эпоху архаики и классики, были Олимпийские. Считается, что они впервые состоялись в 776 году до н. э. Их значение в истории Греции сложно переоценить.

Это было мероприятие, в котором принимали участие все или практически все греческие государства. Только в более поздние времена от участия в играх отстранили спартанцев, видимо потому, что они были очень сильные и все время побеждали.

Олимпийские игры представляли собой не только зрелище спортивное, но и культурное мероприятие. Там ставились и читались пьесы, там выступали виднейшие ораторы.

На время проведения Олимпийских игр раз в 4 года по всей Греции объявлялось священное перемирие, которое требовалось соблюдать.

В противном случае полис, который нарушал этот священный мир, рисковал навлечь на себя не только недовольство всех греков, но и гнев богов.

Если говорить о греческой религии, то ученые делят ее на два основных периода: хтонический и олимпийский. Вслед за греческой религией на эти этапы стали делить очень многие религии, даже не имеющие никакого отношения к Греции и античному наследию.

Хтонический период (от греческого «хтон» – земля) – это время, когда главную роль в пантеоне богов играли темные силы, связанные с землей. Главной богиней этой эпохи была богиня земли – Гея. Многие культы, которые восходят к культу богини Геи, сохранились и в классическую эпоху.

Второй период – Олимпийский, связан с появлением так называемых культурных героев. Олицетворением этого периода в греческой истории был бог Зевс и Олимп, на котором он восседал (рис. 1). Это была новая, упорядоченная система богов. Каждый бог имел свои функции, эти функции друг с другом никак пересекаться не могли.

Нередко у греков было два бога, которые, вроде бы, отвечали за одно и то же: бог Арес (бог войны) и богиня войны Афина (рис. 2). Но Арес – это бог необузданной войны, жестокой и несправедливой. Богиня Афина – это богиня войны мудрой, справедливой и благородной.

В Олимпийскую эпоху появляются новые боги, им придаются новые функции, которые были не характерны для хтонической мифологии. Так, например, возникает богиня Деметра, которая отвечала за культурное земледелие. Появляется покровительница домашнего очага – Гестия, богиня брака и моногамии – Гера (рис. 3).

Появляется бог Аполлон в сопровождении своих муз, которые отвечали за искусство и науку. Например, муза Клио – это муза науки истории. Те богини, которые существовали до этого, меняют свои функции. Например, дикий бог морей – Посейдон, сменяется богом культурного мореплавания.

Такое развитие религии предполагало, что меняется само общество. Общество предъявляло к богам новые требования и боги должны были соответствовать. Религия отражала массовое сознание людей, война всех против всех, необузданная эпоха гомеровского периода сменялась архаикой и классикой.

Сотрудничество между полисами становилось главной задачей.

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 1. Статуя Зевса в Олимпии (Источник)

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 2. Богиня Афина (Источник)

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 3. Богиня Гера (Источник)

Что касается литературы, то это направление в Греции было не слишком развито. Греческую литературу принято начинать с Гомера (рис. 4), с его поэм «Илиада» и «Одиссея». До настоящего времени не до конца известно, когда и при каких обстоятельствах создавались эти поэмы.

Существует много теорий по этому поводу. Некоторые вообще отрицают сам факт существования Гомера как единого лица, которое свело вместе все многочисленные сюжеты и песни. Литература развивалась в основном в поэтическом направлении. Существовали произведения поэта Алкея, поэтессы Сафо, оды писал Пиндар.

Большого развития достигло ораторское искусство в речах таких политических деятелей, как Лисий, Демосфен, Исократ. Многие из речей этих авторов дошли до наших дней. Особая часть греческой литературы – это драматургия. Те пьесы, которые писали создатели греческих трагедий и комедий.

Отцом греческой трагедии, считался драматург Эсхил из Элевсина (рис. 5). Его произведения считаются первыми драматическими произведениями в истории человечества.

Два из них: «Прометей прикованный» и «Персы» являются самыми популярными произведениями древнегреческой драматургии, их продолжают ставить до сегодняшнего дня. Драматургия использовалась не только для развлечения людей, но и для того, чтобы придавать определенные черты характера, определенным образом воспитывать их.

Пьесы должны были носить воспитательный, патриотический характер. Преемниками Эсхила стали Софокл и Еврипид. До нас дошла небольшая часть пьес, написанных этими авторами. Например, из произведений Еврипида до нас дошло 18 пьес из 92 им написанных.

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 4. Поэт Гомер (Источник)

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 5. Отец греческой трагедии – Эсхил (Источник)

Существовал в Греции такой жанр драматургии, как комедия. Но комедия считалась жанром низким, недостойным.

Однако комедиограф Аристофан оказался настолько популярен, что его произведения дошли до наших дней.

2 с половиной тысячи лет назад греки смеялись над продажными политиками, над глупыми гражданами, над женщинами, которые пытались примерить на себя роли мужчин, над теми вещами, над которыми мы смеемся и по сей день.

Распространение грамотности в Греции было не всеобщим, но большинство свободных греков были грамотными. Это было обосновано тем, что алфавитное письмо было гораздо проще освоить, чем иероглифы. Греческий алфавит стал основой как для кириллицы, которую используем мы сегодня, так и для латиницы.

Именно в это время в Греции появляются первые библиотеки. Например, библиотекой обладал греческий тиран Писистрат, правивший в Афинах во второй половине VI в. до н. э. В конце IV века до н. э. появилась первая публичная библиотека.

Что касается древнегреческой архитектуры, то многое до нас не дошло. Но у греков была традиция изготавливать небольшие глиняные модели храмов.

Поэтому мы можем себе представить, как выглядел греческий храм IX или VIII века до н. э.

До наших дней, пусть даже и в полуразрушенном виде, дошел храм Геры, находящийся неподалеку от Коринфа, который датируют IX веком до н. э.

Греческая архитектура очень быстро приобрела стилевую направленность. В VII веке до н. э. возникает первый общегреческий стиль, получивший название дорический. Впоследствии возникает еще два архитектурных стиля: ионический и коринфский.

Если сравнить эти стили друг с другом, то можно заметить, насколько быстро развивается в Греции архитектурная мысль, как меняется пропорция зданий. Греки очень быстро начинают понимать, что такое золотое сечение и как нужно построить здание, для того чтобы оно казалось выше, даже если на самом деле оно не очень высокое.

К сожалению, основные памятники этой эпохи до нас не дошли полностью. На Афинском акрополе в центральной части города можно увидеть только руины Парфенона (рис. 6), Эрехтейона (рис. 7) и других храмов, которые были построены в V веке до н. э. между Греко-Персидской и Пелопонесской войной.

Но даже в таком варианте эти храмы производят неизгладимое впечатление.

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 6. Храм Парфенон (Источник)

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 7. Храм Эрехтейон (Источник)

Храмы было необходимо украшать. В Греции возникает такая отрасль культуры, как скульптура. Изначально ставились статуи богов.

Было принято изображать людей статичными, без движения, но очень быстро греки благодаря своему хорошему знанию анатомии, стали переходить к изображению человеческих фигур в динамике. До наших дней сохранилось далеко не всё, а только малая часть.

Многие скульптуры дошли только в римских копиях. Но даже обломкистатуй до сих пор ценятся искусствоведами, как великая ценность.

Далеко не всех создателей греческих статуй мы знаем по именам. Но многие имена до наших дней все-таки сохранились. Известен скульптор Мирон, самая известная его статуя – Дискобол (рис. 8). На Акрополе была установлена другая статуя работы Мирона – Афина и Марсий (рис. 9).

Если говорить о других скульпторах того времени, то известен Фидий, автор знаменитой Афины-девы для Парфенона. Огромная 12-метровая статуя, тело которой сделано из слоновой кости, а одежда и вооружение – из чеканных золотых листов на деревянной основе.

Ему же принадлежала Статуя Зевса, установленная в Олимпии, высота статуи – 14 метров. Эта статуя до наших дней не сохранилась, по одной из версий она затонула в то время, когда римляне перевозили ее на свою территорию. Из других статуй Фидия можно назвать скульптурный декор Парфенона.

Этот скульптурный декор иллюстрирует миф о рождении богини Афины и ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. До наших дней сохранилось около 500 фигур, которые были изначально на этом фронтоне изображены, правда, сохранились они фрагментарно.

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 8. Дискобол, скульптор Мирон (Источник)

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 9. Афина и Марсий, скульптор Мирон (Источник)

Говоря о других скульпторах, можно назвать Поликлета из Аргоса. Образ гражданина полиса воплощает в себе созданная им статуя Дорифора или копьеносца, которая была каноном и образцом для скульпторов более поздних эпох.

Также можно выделить скульптора Леохара, которому принадлежит бронзовая статуя Аполлона. Мраморная римская копия этой статуи, найденная в XV веке, хранится в Бельведере Ватиканского дворца.

Поэтому статуя получила название Аполлон Бельведерский.

Именно в Древней Греции зародилась наука история. Ее отцом считается Геродот (рис. 10), но и до него существовали люди, которые составляли небольшие описания жизни их государств. Такие историки – логографы – дали очень много материала для труда Геродота и для работ более поздних историков.

Также отцом истории считают Фукидида, он первым стал применять критический метод: отделять то, что соответствовало действительности, от явной выдумки.

Труды Геродота и Фукидида продолжил историк Ксенофонт, работа которого «Греческая история» описывает события, происходившие в Греции в самом конце Пелопонесской войны и в начале IV века до н. э.

Читайте также:  Огюст Конт и его философия - первые труды и проблемы со здоровьем

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Рис. 10. Отец истории – Геродот (Источник)

То, чем особенно цена для нас греческая культура, – это греческая философия. Именно в этом регионе родилась философия как особая форма знания, объединяющего в себе все отрасли наук, которые могли быть известны в то время грекам. Именно в Греции впервые появляется такая система, как обучение философии.

Людей, которые учили правильно мыслить и говорить, называли софистами. Подобные школы существовали во многих греческих городах. Из школ, которые существовали в V веке до н. э., особое значение имела школа Сократа, которая находилась в Афинах. Из этой школы вышел мудрейший грек своего времени – Платон.

Платона самого можно было назвать софистом, он был платным учителем философии. Та школа, которую создал он, получила название Академия (рис. 11). Именно платоновская академия была первым общим учебным заведением в древности. Оно было создано еще в начале IV века до н. э.

и пережило не только Древнюю Грецию, но даже Древний Рим и было закрыто только в VI веке н. э. в эпоху византийских императоров.

Рис. 11. Академия Платона (Источник)

Наследник и ученик Платона – Аристотель (рис. 12) – создал собственную школу, которая получала название ликей, иначе лицей. Он просуществовал недолго, но дал свое название учебным заведениям, которые существуют до настоящего времени во многих странах, в том числе и в России.

Аристотель важен и тем, что он стал отделять философию от знания научного, более точного и доказательного. С истории Аристотеля, с тех трудов, которые он писал, начинается историописание многих наук современности. Его можно считать не только основоположником биологии и физики, но и химии, климатологии, политологии, социологии.

Он написал труды по самым разным областям знаний, которые впоследствии развились в отдельные науки. Аристотель также известен своим трудом «Афинская полития», это труд по истории и государственному укладу Афин, но он дошел до нас в неполном виде. Но обобщающий труд Аристотеля, «Политика», до нас дошел.

Мысли и теории, который выдвигал Аристотель, были очень актуальны.

Рис. 12. Аристотель (Источник)

Сложно переоценить то значение, которое греческая культура имела в истории человечества. До сегодняшнего дня люди продолжают смотреть на статуи, созданные греческими скульпторами и стоящие во многих музеях мира.

Мы можем любоваться архитектурными памятниками, которые дошли до нас через века. До сегодняшнего дня в театрах ставят те произведения, которые были написаны 2 с половиной тысячи лет назад, и изучают научные труды, созданные греческими авторами.

До сегодняшнего дня продолжают проводиться и Олимпийские игры, который каждый из вас видел.

Список литературы

  1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. – СПб, «Азбука-классика», 2007.
  2. Бордмэн Дж. Материальная культура архаической Греции, в книге: Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. – М.: Ладомир, 2007.
  3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1971.
  4. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.
  5. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.:Вентана-Граф, 2013.
  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. – М.: Высшая школа, 1990.
  7. Ривкин Б.И. Античное искусство. – М., 1972.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

Домашнее задание

  1. Какие особенные черты свойственны греческой культуре эпохи архаики и классики?
  2. Расскажите о религии в Древней Греции.
  3. Какие памятники архитектуры и скульптуры вам больше всего запомнились?
  4. Расскажите про развитие научной мысли в Древней Греции.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/drevniy-mir/grecheskaya-kultura?block=player

Культура Древней Греции

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Культура Древней Греции прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.

Древнегреческая культура - Студенческий портал

Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.

Основоположные принципы древнегреческой культуры

В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.

Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.

Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.

Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.

Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями.

Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов.

Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.

Влияние на европейскую культуру

Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальному и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.

Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения.

Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия.

Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.

Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.

Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.

Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.

Древнегреческая экономика: отображение в современности

Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе.

Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан.

Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.

В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.

Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.

Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.

Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/kultura-drevnej-grecii.html

Древнегреческая культура

Древнегреческая культура — совокупность достижений в области материальной и духовной культуры древнегреческого общества. Древнегреческая культура в своём развитии прошла следующие периоды:

  1.  крито-микенский (3-2-е тыс. до н. э.);
  2.  гомеровский (XI—IX вв. до н. э.);
  3.  архаический (VIII-VI вв.до н. э.);
  4.  классический (V-IV вв. до н. э.);
  5.  эллинистический (IV-I вв.до н. э).

Древнегреческая культура на протяжении всего своего существования носила мифологический характер. Более того, она впитала и преобразовала разрозненные племенные мифы, объединив их в единую религиозно-мифологическую систему.

Древнегреческая культура - Студенческий порталДревнегреческая культура. Парфенон

Уже в VIII-VII вв. до н. э. в поэмах Гомера— «Илиада» и «Одиссея», а также Гесиода — «Теогония» и «Труды и дни», эта система приобретает тот законченный вид, в котором становится основой всего античного мировоззрения.

Сюжеты мифов стали основой греческого классического искусства. Мифы и легенды Эллады, на основе которых развивалось греческое искусство, совсем по-другому, нежели мифы, возникшие в других странах, изображали человека в борьбе за господство над природой.

Греческая мифология знаменует конец сил и стихий природы, имевших власть над человеком.

Природа воспринимается такой, какая она есть, с её тайнами и опасностями.

Человек борется с ними, как умеет, но не старается победить эти силы колдовством, магией и рабским обожествлением идолов. Жизнь для эллина — борьба, а за жизнью наступает смерть. Но жизнь не только борьба, главное в жизни — радость. А радость порождает улыбку. И греческое искусство озарено улыбкой, величественно спокойной улыбкой радости.

Поэтому греческая мифология и создала богов, воплотивших в прекрасных человеческих образах страсти и мечты, которыми живёт мир.

Главными областями греческой культуры становятся философия и искусство.

Первый древнегреческий философ Фалес Милетский, затронув вопрос о первооснове всех вещей, стал искать ответ не в деяниях богов, а в логическом обобщении фактов (Фалес приходит к выводу о том, что первоосновой всех вещей является вода). В дальнейшем этот вопрос получает другое решение у Анаксимена и Анаксимандра, у пифагорейцев и эллиатов, у Гераклита, Анаксагора и Демокрита, у Платона и Аристотеля.

  • Для обоснования своих идей греческие философы используют не мифологию, а факты и умозаключения (что не мешает им, тем не менее, оформлять свои мысли в образы языка мифологии).
  • Наряду с философией, которая становится независимой от мифологии, в Древней Греции развиваются и начальные формы научных знаний в области астрономии, математики, медицины.
  • Вершиной греческой философии стали учения Платона и Аристотеля, для которых характерны первые попытки объединения в единую систему всех представлений о мире, обществе, человеке, истине, добре и красоте.
  • Греческое искусство развивалось под влиянием трёх очень разных культурных направлений: Эгейского, ещё сохранявшего свою жизненную силу в Малой Азии (его влияние соответствовало духовным потребностям древнего эллина); дорийского, завоевательного (рожденного волной северо-дорийского нашествия), внёсшего существенные коррективы в традиции критского стиля; восточного, принесшего в молодую Элладу образцы художественного творчества Египта и Месопотамии.
  • Главная тема греческого искусства — человек.
  • Полностью отразить все возможности человека — такова была цель искусства, поэзии, философии и науки.
Читайте также:  Перпендикулярные прямые - студенческий портал

Никогда ещё в истории человечества так остро не возникало осознание того, что человек — высочайшее творение природы. И потому, вслед за мифотворчеством, искусство должно изображать человека, наделённого тем достоинством и той красотой, которые ему ещё надлежит проявить в самом себе.

Цель греческого искусства — создание красоты, отражающей физическое и духовное совершенство человека. Создаваемая искусством идеальная красота порождает в человеке благородное устремление к самосовершенствованию.

  1. Основными видами греческого искусства были: архитектура, скульптура, керамика и искусство вазописи, живопись, театр и др.
  2. Архитектура и скульптура составляли в Древней Греции единое органическое целое.
  3. Скульптурные произведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли перекрытия и конструктивные части здания.

Архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. При этом греческие храмы с самого начала имели особое назначение. Греческий храм использовался исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины).

Таким образом, храм был своего рода вместилищем, архитектурным обрамлением рукотворной красоты, которую не смогла создать сама природа, предоставив эту возможность человеку.

Кредо античной архитектуры — мера. В её основу положена гармония пропорций, возникшая в результате изучения законов окружающего мира, в том числе — строения человеческого тела (поэтому греческая архитектура была антропоморфной, подобной человеку, соотнесенной с его пропорциями).

В греческой архитектуре чётко выделяются два стиля (или ордера) — дорийский и ионийский, определявших структуру колонн и размещённой на них верхней части здания. Роль колонны в греческой архитектуре многообразна. Колонны окружали целлу (главное помещение храма, в котором располагалась статуя божества), определяли внешний вид храма.

Наивысший расцвет античной Греции приходится на 40-30-е годы V в. До н. э. — период возвышения Афин.

Слава Афин, их величественность и красота в истории мировой культуры неразрывно связаны с именем вождя афинской демократии — Перикла. Именно Перикл отстраивает Афинский акрополь (акрополем называли укреплённую часть древнегреческого города, которая строилась на самом высоком месте).

В ансамбль архитектурных сооружений Афинского акрополя классического периода входили следующие архитектурные памятники: Парфенон, посвященный заместительнице города Афин — Афине Парфенос (Афине Деве); храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы); храм Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.).

Древнегреческая культура сыграла огромную роль в культурном развитии всего человечества, что и определяет её непреходящую ценность и значение.

Источник: https://artap.ru/drevnegrecheskaya-kultura/

Культура Древней Греции

  1. Культура древней Греции
  2. Культура Эллады
  3. Выдающиеся личности периода

Древнегреческая культура охватывает XXVIII — середину II в. до н.э. Это уникальный феномен мировой истории. Он до сих пор не изучен, хотя исследования проводились многими великими научными деятелями. Культура Древней Греции достигла апогея в V−IV вв. до н.э.

В этот период народ Эллады (сами греки называли себя именно так) достиг наибольших вершин во всех областях культуры. Многое было позаимствовано греками у египтян и вавилонян. Но все это доведено до совершенного вида. Греция – это поистине колыбель республиканской и демократической форм правления.

Именно в Элладе было четкое разделение труда: умственный — для свободных людей и физический — для подневольных рабов.

Заслуга греков состоит в том, что они соединили государственную собственность с частной, индивидуальный интерес с коллективным. Ценности аристократии были распространены на всех жителей полиса.

Культурные ценности древних греков

Древние греки превозносили такие ценности, как правду, красоту и добро. Огромное значение для эллинов имело понятие меры. К примеру, если взять архитектуру, то греки не строили огромных сооружений, как это делали египтяне. А все потому, чтобы не подавлять человека.

Система образования и воспитания в Древней Греции включала 2 направления: гимнастическое и гуманитарное. Таким образом, формировался гармонически развитый человек.

Благодаря первому направлению человек достигал физического совершенства, второе способствовало обучению всевозможным видам искусств, изучению науки и философии, красноречию, ведению диалогов и споров.

Духовная культура Эллады

Современные формы духовной культуры своими истоками вытекают именно из Эллады. Это греки придумали слово «философия». Каждый человек в мире знаком с такими именами непревзойденных мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. При создании современной философии греки разделили религию и мифологию и объясняли мир, не вмешивая в это богов.

Таковым было философское понимание древними греками мира, что фундаментально изменило развитие человеческого разума. Евклид, Архимед и Пифагор заложили фундамент основных математических дисциплин. Аристарх Самосский первым озвучил идею относительно того, что Земля вращается вокруг Солнца, чем заложил фундамент астрономии.

Гиппократ заложил основы современной медицины, а Геродот стал «отцом» истории. Современное искусство своим многообразием жанров и видов тоже обязано Древней Греции, поскольку именно здесь произошло их зарождение и становление. Высот греки достигли как в архитектуре, так и в литературе.

Самые известные театры мира и сегодня на своих сценах ставят древнегреческие трагедии.

Религия древних греков была своеобразной. Изначально в греческой мифологии было много богов. Они пребывали в хаотичных взаимоотношениях, поэтому всегда это многобожие тяготело к конфликтам. В пантеоне третьего поколения богов уже видна определенная иерархия. Все боги собрались в одном месте – на горе Олимп.

Зевс-горомовержец был признан главным богом, отвечающим за порядок на небе и между богами. Особая небожительница – богиня мудрости Афина. Рядом с ней постоянно изображали сову. Эллины любили покровителя искусств Аполлона. Образ этого юноши стал эталоном красоты мужского тела. Сестра Аполлона Артемида считалась богиней охоты. Ника считалась богиней победы.

Богиней красоты и амурных дел была Афродита, Гермес отвечал за торговлю.

Вера греков в то, что миром управляют естественные законы, сделала религиозные представления о богах приземленными, лишив их могущества. Греческие боги – это те же люди, только наделенные сверхъестественными силами.

Эллины наградили богов бессмертием, сделав именно в этом их отличными от людей. Но все остальное в мире богов было совершенно таким же, как и в мире людей. Вера в богов подкреплялась жертвоприношениями, возведениями храмов, но все же, древние греки не верили в богов слепо, поскольку и осуждали их действия, и критиковали, а иногда даже бросали вызов.

Древнегреческая мифология славила больше человека, чем богов. Не зря великий философ Софокл изрек такие слова: «В мире много великих сил. Но сильнее человека нет в природе ничего».

Выдающиеся личности периода древней Греции:

  • Софокл
  • Пифагор
  • Евклид
  • Архимед
  • Сократ
  • Аристотель

Скачать готовый вариант

Культура древней Греции

Статьи на тему:

  1. Культура гомеровского периода
  2. Эллинистический период
  3. Эгейский или крито-микенский период
  4. Архаический период культуры Древней Греции
  5. Культура классического периода

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/kultura-drevnej-grecii/

Классическая древнегреческая культура

Характерные черты культуры Древней Греции. Древнегреческий полис: политика, правопорядок и законы. Боги греческого Олимпа. От религии к философии — Пифагор, Гераклит, Демокрит, софисты, Сократ, феномен греческого чуда: рождение научного знания и расцвет искусства. Повседневная жизнь в Афинах. Эллинизм. Великое наследие античной Эллады.

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, плняк-п прип^рр/тя новые черты и стала колыбелью европейской культуры.

Одной из важнейших черт древнегреческой культу-ры является ее интерактивный (о_т_слова интеракция — взаимодействие) характер. Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в. до н.э. с севера и северо-запада’ и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе и Фивах свои царства; а около XVI в. до н.э.

завоевали Крит. Именно на Крите и в Пилосе обнаружено и расшифровано линейное письмо В, которое является уже греческим письмом. Однако культура ахейцев все еще слишком была зависима от критской культуры, связанной с еще нерасшифрованным линейным письмом А, и от культуры Киклад.

В_ результате диффузии (взаимопроникновения) возникла культура, представлявшая собой своеобразную мешанину критской и

Завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык. Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов, также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке.

Иными словами, это был единый процесс расселения ариев с их прародины — Дона и Северного Причерноморья: ахейской культур, остатки которой еще можно увидеть в раскопанных. археологами руинах дворцов в Нилосе, микенах и Тиринфе.

именно из сокровищницы ахейской культуры с ее развитой мифологией черпа-ли сюжеты Гомер и древнегреческие трагики тысячи ле^ ПОЗ^кё, создавая прекрасные произведения европейской литературы.

Диффузия культур продолжалась в силу исторических причин^ Пр^кде всего сыграло свою роль вторжение дорийцев, имеющих более низкую культуру, однако это — внешняя причина. Большая роль в этом принадлежит ситуации, сложившейся в ^Средиземноморье.

Античная Греция не могла прокормить все свое населенней микенская культура рягттнрпя пттягппгяря пживлрннпи ^пргк-пи тпргпту^. Ь XIII—XII ВВ. ДО н.э.

бассейн Восточного Средиземноморья был ареной сложных мигра-ций, о чем свидетельствуют древнеегипетские документы, в которых неоднократно упоминается о нападениях морских народов. Эти напа-дения нарушили политическое равновесие На Ближнем Востоке: Хеттская держава рухнула, Египет потерял свои азиатские владения.

Все это привело к тому, что морская торговля замерла, вот тогда-то среди микенских царств, зажатых в тиски нужды, начались междоусобные воины, приведшие к их полному разрушению, а вместе с этим и к упадку высокоразвитой дворцовой культуры.

Сохранились обожженные огнем глиняные таблицы; из них известно, что завоеванные ахейцы вместо того, чтобы противостоять дорийцам, подчинились их культуре. бесь этот процесс взаимодействия двух культур является историчес-. ким основанием для воссоздания картины (зорющихся между соьой интерактивных элементов двух культур: искусства, морали и религии.

Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика. Благодарящему греки одерживали пооеды в оитвахи победоносно Свершили персидские войны; первым применил эту тех-нику афинянин Мильтиад под Марафоном, затем спартанец Леонид под Фермопилами.

Читайте также:  Лжедмитрий ii и его место в смуте - студенческий портал

Если в войнах Гомера главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа Ахилла, то греческая фаланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для отдельного воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но духовным выражением интерактивной культуры греческих городов-государств (полисов).

В этих полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демократия.

Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры. Государство не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека. Это определяло то чувство единства личного и

общественного, этического и эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального, которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Конечно, существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иной культурой.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины.

Таков и спор — агон двух полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата, разработанного как диалог.

Такой момент наличествовал и в постановках трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою классическую форму в Олимпийских играх.

И наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой культуры, кэ.клнтропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей», а в софокловской «Антигоне» лучше всего выражено удивление свершениями человека.

Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего создайного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками. Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи.

Антропоцентризм характерен и для других сфер классической греческой культуры.

Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) — человека, политическому и нравственно-духовному — гражданина.

В таких специализированных сферах культуры, как политическая и правовая культура, они видели разумное противодействие любого рода социальным конфликтам и потрясениям, угрожающим социальной и государственной целостности.

Заслуживает внимания тот факт, что широкими политическими и иными правами при относительном равенстве располагали свободные граждане, весьма политически организованные и сплоченные. Именно это и обеспечивало необходимую прочность полиса, его способность противостоять численно превосходящим рабам.

Так, в пору расцвета население Афин насчитывало 20 тыс. полноправных граждан, 10 тыс. свободных, но без политических прав, и 370 тыс. рабов. Афинское государство вело по отношению к рабам весьма деятель-

ную политику. Его органы не только осуществляли постоянный надзор и охрану рабовладельцев от каких бы то ни было посягательств со стороны рабов, но и сами широко применяли рабский труд, пользовались их услугами, практиковали не только меры наказания и принуждения, но и меры поощрения.

Каждый раб знал, что за особые заслуги, оказанные государству, он будет отпущен на волю и может получить вознаграждение.

Насколько государственный контроль и политика в отношении рабов были эффективны в интересах и государства и рабовладельца, можно судить по тому факту, что история Афин не знает восстаний рабов либо их активного участия в уличных беспорядках и столкновениях враждующих партий.

Картина афинской демократии будет неполной, если из нее исключить закон, способы и методы поддержания правопорядка.

Это была демократия, которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения строго установленных обычаем и законом процедур.

Все это обеспечивало внутреннюю защищенность гражданской общины и государства, стабильность правопорядка.

Структура органов государственной власти и управления, условия и порядок несения государственных и общественных обязанностей, включая службу в армии, права граждан, порядок их защиты, а также порядок отправления правосудия, как правило, были законодательно оформлены.

При этом п^авотворчество осуществлялось по принципу широкой гласности и активного участия всех граждан.

Обсуждение законов методом состязательного процесса, с обсуждением всех соображений «за» и «против» при принятии новых законов способствовало тому, что законодательство в возможно допустимых пределах отвечало интересам большинства граждан.

Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях (убийство, государственная измена, безбожие) назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда.

Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Во многих случаях осужденных продавали в рабство: так поступали с профессиональными разбойниками и грабителями. При кражах наказание зависело от того, был ли вор застигнут на месте кражи.

Вора, застигнутого на месте преступления, можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора — даже убить. Но известны были и случаи, когда виновный обязывался уплатить штраф в размере, вдвое превышающем стоимость украденного имущества.

Наказания для рабов и свободных людей были неодинаковы.

Правосознание грека-гражданина было в значительной степени гуманным к равному себе. Немалая заслуга в развитии правосознания

принадлежала философам, платным и бесплатным учителям софистам, чье искусство в условиях гласности было неотъемлемой частью просвещенной общественной жизни. Театр, поэзия, изобразительное искусство были в Афинах не мнимым, а подлинным достоянием народа, облагораживающим его нравы. Гуманности правосознания служило также и религиозное сознание, ориентированное на пантеон богов Олимпа.

Существенную, интегральную часть древнегреческой религии со-ставлялилщ^ы,^ыгравшие исключительную роль в античной_культу-ре~ Эллинам в принципе было чуждо понятие религии откровения, кодифицированной в повсеместно признанных священных книгах.

Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы.

Особенно обильно черпают из мифологической тематики эпос, трагедия и в значительной мере лирика. Представление богов и героев, иллюстрация мифологических мотивов всегда являлись важнейшими темами живописи и скульптуры.

Насколько Гомер и Гесиод способствовали определению личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев, настолько Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица.

В мифы о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые имеют свои аналоги в фольклоре почти всего мира.

Важнейшими из них являются битвы богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами, в которых награда для мужественного победителя — рука царевны или царский трон (мифы о Геракле, Тезее, Персее и Эдипе); чудесное омоложение (миф о Медее и Пелиадах); необычайное рождение (Афина родилась из головы Зевса, а Дионис из члена Зевса; люди возникли из камней, брошенных Девкалионом, и зубов дракона, посеянных Кадмо-сом) и превращения людей в животных или деревья.

Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску, могут также содержать аллюзии общественной и политической жизни.

Большинство мифологических повестей осуждает кровосмешение, даже бессознательное (миф об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в любви).

Зевс, младший сын Кроноса, согласно другим мифологическим версиям, был его старшим сыном; эта поправка введена, очевидно, после установления принципа первородства при наследовании. Миф об Оресте являет-

ся иллюстрацией спора о том, какое право важнее — материнское или отцовское. Наилучшим примером мифа политического характера, бесспорно, служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвозвестника демократического строя.

Особым, весьма существенным фактором, влияющим на формирование греческих мифов, были внешние культурные влияния. ^Многочисленные уже с микенских времен контакты греков с народами Египта, Малой Азии и других стран древнего Ближнего Востока не могли не сказаться на мифотворческой деятельности.

^ Кпстпкя ^р^схо^ят такие божества и герои, как Дионис, Данай и Кадм. Орфический миф о разодранном Загрее напоминает древнеегипетскую повесть о смерти изириса.

Распространенная тема битвы героя с чудовищами и дикими животными имеет многочисленные аналоги в культурах Ьостока_Не-сомненно восточное происхождение у таких фантастических существ, как сфинкс и гриф.

В классическую эпоху (480—300 гг. до н.э.) творчески развиваются старые мотивы и вводится много новых.

Жившие тогда знаменитые скульпторы — Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие — и художники, произведения которых безвозвратно погибли, полностью, преобразили пластическое видение богов древней Эллады. В V в. до н.э.

внимание акцентировалось на достоинстве и недоступном величии богов, в следующем веке художники постарались приблизить божество к человеку, жители Олимпа приобрели многие человеческие черты.

Отличительными чертами древнегреческой реди-гии являются обожествление природы и антропоморфизм. Как говорил Гиппократ, все божественно и все человечно. Мир греческих богов и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный — люди суть смертные боги, а боги — бессмертные люди (Гераклит).

Религиозные идеи получили свою интерпретацию в греческой философии, рациональной по своему характеру. Этот переход от религии к философии связан с интерактивной техникой, которая способствовала новому, рациональному видению мира.

В античной Греции человек живет как Ьог в двух мирах — мире культа и мире техники, именно техника стала подлинным предметом философии в форме теоретико-геометрических конструкций мира, в системах Анаксимандра, Парме-нида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля и других мыслителей.

Античная мифология сыграла определенную роль в становлении теоретической рефлексии, рационального философского мышления.

У истоков греческой философии стоит Пифагор; это не значит, что у него не было предшественников, но он считался по праву одним из мудрейших. К числу крупнейших натурфилософов Древней Греции, обращавшихся к нравственным идеям, следует отнести Гераклита и Демокрита. Пифагор много лет провел в странствиях, 30 лет из них — в

Египте, где познавал таинства и премудрости жречества. На родину он вернулся в зрелом возрасте и стал верховным жрецом храма Аполлона в Дельфах — главного храма греков: дельфийские жрецы, прорицатели и пифии, гадатели и предсказательницы судьбы славились по всей Элладе.

Источник: https://support17.com/cult-lecture-34/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector