Древний иран и средняя азия — студенческий портал

К VI в. до н. э. большинство племён Средней Азии и Ирана, по-видимому, ещё не знало письменности.

Лишь в западных областях Ирана древнейшее население ещё во II, а частично и в III тысячелетии до н. э. пользовалось эламской и аккадской письменностью.

Вероятно, на рубежеVII—VI вв. до н. э. мидийскими писцами под влиянием урартской клинописи была создана та клинописная слоговая письменность, которая затем была унаследована державой Ахеменидов.

Вместе с письменностью мидийские писцы, вероятно, переняли у урартов и некоторые стилистические приёмы при составлении своих надписей.

Эти приёмы были впоследствии ими переданы и персидским писцам. Подлинных мидийских надписей, однако, не сохранилось.

Подробнее »

Племена Восточного Ирана пребывали тогда еще в большинстве в условиях разлагавшегося первобытно-общинного строя.

В одной из персидских надписей конца VI в. до н.э. подчёркивается, что Персия и Мидия говорили на одном и том же языке; им противопоставляются «страны другого языка».

  • С точки зрения населения Западного Ирана — мидян и персов — племена Восточного Ирана говорили на другом языке, нежели они, хотя на самом деле эти языки не могли отличаться друг от друга коренным образом.
  • Даже языки племён Бактрии, Согдианы и Хорезма были близки к языкам западных иранцев.
  • Так, по мнению некоторых исследователей, древнейшие части Авесты — священной книги зороастрийской религии древних иранцев — были написаны на бактрийском языке; другие исследователи считают местом возникновения Авесты Хорезм.
  • В результате исследований советских археологов на древнем канале Чермен-Яб в Хорезме были открыты городища правильной формы и громадных размеров.
  • Подробнее »
  1. Мидяне оказались, таким образом, в подчинении у персов.
  2. Однако они вошли в состав нового государства как формально равноправная с персами народность.
  3. Если по сравнению с персидскими племенами мидяне были на втором месте, то по сравнению с прочими подчинёнными персам народностями и племенами они занимали привилегированное положение.
  4. В этом заключался известный компромисс между персами и господствовавшей в Мидии знатью.
  5. После победы персов прежние племенные вожди Мидии уже не являлись царьками в своих областях, а вошли в состав знати Персидского государства.
  6. Организованная Киром персидская армия включала первоклассную конницу, но особое значение имела пехота, представлявшая собой ополчение свободных общинников.
  7. Это делало персидскую армию чрезвычайно боеспособной, и она долго не знала поражений.
  8. Подробнее »
  • Столицей Мидии был город Экбатаны (ныне Хамадан).
  • Сохранившиеся у греческих писателей эпические сказания и исторические предания Ирана свидетельствуют о том, что Мидийская держава подчинила себе племена Восточного Ирана и пришла в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.
  • В этих областях господство мидян должно было содействовать усилению племенной знати, которая превращалась в класс рабовладельцев.

На западе Мидийское царство вступило в столкновение с малоазинеким государством Лидией. Война завершилась битвой на берегах реки Галиса в день полного солнечного затмения 28 мая 585 г. до н. э.

Обе воюющие стороны, не сумев одолеть одна другую, заключили мир, закреплённый браком между Астиагом, сыном Киаксара, и дочерью лидийского царя.

В конце 585 г. умер Киаксар и на престол вступил Астиаг (585—550).

Подробнее »

Древний Иран и Средняя Азия - Студенческий портал

Мидийский расписной сосуд из Тепе-Сиалка. Начало I тысячелетия до н.э.

В конце II — начале I тысячелетия до н. э. в Северном Иране появляются ирано-язычные племена, которые с IX в. под названием мидян начинают упоминаться в ассирипских надписях.

Но население наиболее развитых земледельческих областей Северо-Западного Ирана в то время не было ещё ираноязычным.

Ассирийцы в своих военных походах захватывали здесь большое число квалифицированных ремесленников в качестве военнопленных и использовали их на строительных работах.

В VIII в. до и. э. ассирийцы проникают дальше на восток и ведут грабительские походы против мидийских племён, большинство которых было ещё кочевыми и полукочевыми.

Подробнее »

Древний Иран и Средняя Азия - Студенческий портал

Деталь конского убора. Луристан. Вторая половина II тысячелетия до н.э. Бронза.

Впервой половине I тысячелетия до н. э. всё большую роль начинают играть страны, расположенные на обширных пространствах Ирана и Средней Азии.

Пустыни и полупустыни, находящиеся в середине Иранского плоскогорья, окаймляются на западе и юге горами Загра.

Горы Загра и север Ирана входили в Мидию, южный гористый район составлял Перейду. На северо-востоке и востоке от пустынь Внутреннего Ирана были расположены Парфия, Дрангиана и Арахосия, которые занимали юго-западные районы Средней Азии, восточные области современного государства Иран, а также большую часть современного Афганистана.

Подробнее »

Источник: https://www.istoriia.ru/category/iv-seredina-i-tysyacheletiya-do-nashej-ery/rabovladelcheskie-gosudarstva-drevnego-vostoka-i-evropy-v-pervoj-polovine-pervogo-tysyacheletiya-do-n-e/drevnejshij-iran-i-srednyaya-aziya-sozdanie-persidskoj-imperii-axemenidov

Глава 6. Древнейший Иран и Средняя Азия. Создание персидской империи Ахеменидов

Глава 6. Древнейший Иран и Средняя Азия. Создание персидской империи Ахеменидов

Ранняя история Средней Азии

В первой половине I тысячелетия до н. э. Среднюю Азию населяли многочисленные родственные племена. В большинстве среднеазиатских районов население занималось скотоводством и охотой, вело кочевой образ жизни. Историки древности оставили наиболее подробные сведения о кочевых племенах Средней Азии: саках, живших к югу от Аральского моря.

У этих племен существовало много пережитков первобытных отношений: групповой брак, обилие магических обрядов, большая роль в общественной жизни отводилась женщине, которые нередко занимали высокое общественное положение вождей племен или даже союзов племен.

История сохранила нам имена женщин-вождей крупных союзов племен: Томирис у массагетов, Зарина и Спаретра у саков.

Пережитки матриархата сохранились в кочевнической среде из-за специфических условий их жизни. Общество кочевников в Средней Азии в доахеменидский период шло по пути классообразования и стояло на пороге государственности.

Об этом свидетельствуют археологические данные, в частности, раскопки погребальных памятников-курганов Чиликтинской долины и данные священной Книги «Авесты», где общество кочевых и полукочевых среднеазиатских скотоводов подразделяется на социальные группы жрецов огня, воинов, рядовых общинников.

На территории Средней Азии имелись плодородные оазисы, население которых издревле занималось земледелием. Они занимали центральные и южные области Средней Азии. Именно этой части населения принадлежит ведущая роль в историческом и культурном развитии Средней Азии.

В земледельческих областях были созданы крупные ирригационные системы. В крупных оазисах Средней Азии они возникли уже к середине I тысячелетия до н. э.

Первоначально использовались только естественные протоки, а несколько позднее магистральные каналы стали прокладываться независимо от русла реки, по средней линии такыров (низменностей) с боковыми разветвлениями. Такие ирригационные системы прослеживаются в долине Зеравшана, в Мервском оазисе, Северной Бактрии.

Они снабжали водой крупные поселения — Афраснаб (Самарканд), Гяур-Кала и др. Поливное земледелие создало условия как для расширения и укрепления земледельческого хозяйства, так и для подъема культуры.

Ирригация стала важной отраслью общественного производства, и судьбы народов оказались самым тесным образом связаны с историей развития ирригационной техники и орошения, а значит, формирование древнеземледельческих оазисов и прогресс ирригации в Средней Азии были взаимосвязаны с развитием экономики, зарождением новых городских центров и сложением древних государственных образований в долинах среднеазиатских рек. Границы первоначальных государственных объединений в значительной мере совпали с границами ирригационных систем и орошаемых земель. Так оросительные сооружения древнего Хорезма были воздвигнуты в пределах государства, включавшего территории Хорезма, Согдианы и Парфии.

К VI в. до н. э. в связи с освоением производства железных изделий и созданием ирригационных систем, земледельцы образовали ряд государственных объединений. В низовьях Аму-Дарьи находился Хорезм. К юго-востоку от Хорезма располагалась Согдиана. Земли южнее Согдианы составляли Бактрию.

К западу от нее помещалась Маргиана, а юго-западнее — Ариана. Далее на запад простиралась Парфия, и на юго-восточном берегу Каспийского моря — Гиркания. На основе крупных оросительных систем начала складываться городская цивилизация и стали появляться города с цитаделями, возведенными на искусственной платформе.

Например, на территории древней Гиркании (юго-запад Туркмении) обнаружены поселения, площадью до 50 га, имевшие цитадели.

Город Мараканда, расположенный в Согдиане, имел укрепленную цитадель, окруженную стеной и рвом, причем цитадель и город были обнесены крепостной стеной, протяженностью около 13 км, а площадь города составляла 50–70 га.

Древний Иран и Средняя Азия - Студенческий портал

Деталь конского убора. Луристан. Вторая половина II тысячелетия до н. э. Бронза.

Следующая глава

ДРЕВНИЙ ИРАН: ОТ ЭЛАМА ДО ДЕРЖАВЫ АХЕМЕНИДОВ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАСЦВЕТ И ГИБЕЛЬ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ АХЕМЕНИДОВ
В 558 г. до н. э. Кир II стал царем персидских племен. В те времена на исторической карте Ближнего Востока оставались лишь четыре крупных государства: Мидия, Лидия, Вавилония и Египет. В 553 г. Кир поднял восстание

Лекция 19: Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине I тысячелетия до н.э.
Арийская проблема.В настоящее время почти весь Северный и частично Южный Индостан населяют народности, которые говорят на индоарийских языках (пенджаби, гуджарати, хинди, урду, маратхи, бенгали и

Глава 19
Иран и Средняя Азия в древности Источники и историография
Древнейшими источниками по истории Ирана являются эламские и месопотамские тексты III тыс. до н. э. и археологические памятники IV–III тыс. до н. э., отображающие существовавшую тогда развитую

Глава девятая. Средняя Азия и трагедия казахов Старое правительство, помещики и капиталисты оставили нам е наследство такие забитые народы… эти народы были обречены на неописуемые страдания.
И.Сталин
Советская Средняя Азия, состоящая из Узбекистана, Туркмении,

Глава 6. Сибирь и Средняя Азия. «Мы заложили основы нашего независимого суверенного государства. Все необходимые государственные институты уже имеются, и с каждым месяцем они нарабатывают опыт и знания. Но строительство нашего государства еще далеко до завершения.
Мы

Средняя Азия в I тыс. до н. э.
В начале I тыс. до н. э. завершилась иранизация населения в зоне оседло-земледельческой и городской культуры Средней Азии. Из Авесты известны названия первых государств этой огромной страны — Бахди (Бактрия), Гава Сугда (Согд), Харайва (Арея,

Средняя Азия
Усиление имперской политики в Средней Азии носило не столько ассимилятивный, сколько экономический характер. Во всей Российской империи, пожалуй, лишь этот регион можно рассматривать как настоящую колонию. Его статус заметно отличался от статуса других

Средняя Азия и восточный Иран в VI в. до н. э
К началу персидского вторжения Средняя Азия представляла собой относительно сильные государственные образования. Именно такие общества могли противостоять попыткам персов покорить массагето-сакские племена.Как рассказывает

Глава IX
Иран и Средняя Азия в древности Природа и население
В древности Ираном (от «Ариана», «страна ариев») именовалось географическое единство, включавшее совр. Иран, части Пакистана, Афганистана и юг Средней Азии. Оно было ограничено Загросом на западе, Армянским

Глава IX
ЗОЛОТАЯ ОРДА, ЗАКАВКАЗЬЕ И СРЕДНЯЯ АЗИЯ В XIV–XV ВЕКАХ 76. ИОСАФАТ БАРБАРО О БЫТЕ ТАТАР
Иосафат Барбар о, происходивший из дворянской венецианской фамилии, в 1436 г. предпринял путешествие в Тану (ныне Азов), бывшую одной из итальянских колоний на берегах Черного и

Глава XVI
КРЫМ, ЗАКАВКАЗЬЕ И СРЕДНЯЯ АЗИЯ в XVI–XVII ВЕКАХ 179. ГРАМОТА КРЫМСКОГО ХАНА ДЕВЛЕТ-ГИРЕЯ К ПОЛЬСКОМУ КОРОЛЮ СИГИЗМУНДУ-АВГУСТУ С ОБЕЩАНИЕМ ПОМОЩИ ПРОТИВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Грамота датируется 1562–1564 гг.; сохранилась в русском переводе. К грамоте приложена

Глава 11
Экспансия арийской идеи: Кавказ и Средняя

Источник: https://history.wikireading.ru/280924

Древний Иран и Средняя Азия

Дополнительный материал 1

История Средней Азии и Ирана древности привлекает исследователей на протяжении 25 веков, но, эта тема до сих пор остается мало изученнои̌. Впервые, европейские ученые открыли себя регион ещё в эпоху становления исторической науки — в Новое время. Тогда, исследованию и критическому анализу были подвергнуты библейские тексты и обстоятельные труды античных авторов. Но, ни дополнить, ни проверить эти данные ученые не могли на протяжении двух веков, до тех пор, пока не приступили к расшифровке клинописных текстов. И вот к первой половине XIX века, база знаний стала значительно расширяться. Но, к сожалению, ответы и в настоящее время найдены не на всœе вопросы. Имеющихся письменных источников, оказалось недостаточно составления полнои̌ картины, и в некоторых случаях мы можем только предполагать, как события происходили на самом деле.

Средняя Азия расположилась в Туранской низменности, большими террасами спускающаяся с востока к побережью Каспийского моря. Со всœех сторон она окружена горами и возвышенностями. Именно здесь протекают две мощные водные артерии – Амударья и Сырдарья.

Но освоение непокорнои̌ Амударьи оказалось достаточно трудным, гораздо труднее, чем освоение Нила, Ефрата или Тигра. Об ϶том свидетельствует тот факт, что земледелие здесь стало развиваться лишь в I тысячелетии до н.э.

Читайте также:  Национально-освободительная борьба русского народа и подъем земских учреждений в годы смутного времени - студенческий портал

, а, например в Приаралье первые очаги земледельческой культуры появились ещё в V тысячелетии до н.э. Также, наиболее богатые оазисы расположены по берегам реки Зеравшан, которая находится между Амурдарьей и Сырдарьей.

В Туранской низменности пролегают две крупные пустыни региона – Каракум и Кызылкум. И между ними, простирается узкая полоска равнины, орошаемая стекающими талыми горными водами.

Четвертую часть региона занимают горные районы, в том числе, высокогорная область Памир, расположенная на Юго-востоке и горные хребты Тянь-шань – на востоке. Большую часть пространства занимает иранское плато, на котором расположены жаркие, бесплодные, районы.

В древности территория под названием Иран (ʼʼАрианʼʼ, ʼʼстрана ариевʼʼ), выходила далеко за пределы современӊοго государства и включала земли современӊοго Западного Ирана, Пакистана, Афганистана и юга Средней Азии.

Она расположилась на высоком плоскогорье, где со всœех сторон защищена горными хребтами. На севере расположена система Эльбруса, к нему примыкают Туркмено-Хорасанские горы, северное их ответвление — Копетдаг, отделяет Иран от Средней Азии.

На Западе и юго-востоке Древний Иран отгорожен от Месопотамии горами Загрос и Южно-Иранскими горами. На северо-западе – Армянским нагорьем.

Климат Ирана и Средней Азии весьма разнообразен. На иранском плоскогорье – континентальный сухой с засушливым летом и дождливой зимой. Также, области характерны резкие перепады температуры. На Южных внешних склонах гор, выходящих в Персидский залив — мягкий и влажный. Но, в то время, внутренние склоны отличает резко континентальный климат с большими перепадами температуры. Центральная часть Ирана испытывает дефицит преснои̌ воды, так как состоит, преимущественно ᴎɜ соленых озер. Рек на территории крайне мало. Они маловодны, не удобны судоходства, и часто не доходят до стока в море, пропадая в степях и пустынях.

Древний Иран и Средняя Азия - Студенческий портал

Рисунок 1.

Хозяйство

На территории Средней Азии и Древнᴇᴦο Ирана, население, в I тысячелетии до н.э. вело кочевой образ жизни, занимаясь охотой и скотоводством.

Земледелие и культура развивались в многочисленных оазисах, расположившихся в долинах крупных рек Керхе, Карун, Сырдарья, Амударья, Зеравшан, МургабВажно заметить, что между реками Керхе и Карун находится одна ᴎɜ самых благоприятных областей земледелия — плодородная долина Сузиана (современный Хузестан). Практически повсœеместно в древнем мире орошения полей жителям Средней Азии и Ирана приходилось возводить систему сложных ирригационных сооружений. Отличие состояло в виде используемой воды. Следует отметить, что так как в районе наблюдался дефицит пресных водоемов, жители использовали орошения полей талую воду, текущую с гор, горных озер или подземных источников. Ирригация стала важнои̌ составляющей общественного производства. Она была тесно связана с развитием экономики и зарождением городских центров, а следовательно и зарождением первых государственных образований. Эᴛο подтверж тот факт, что границы первых государственных объединений совпали с границами ирригационных систем. К началу II тысячелентия до н.э. существовало у не только мотыжное, но и плужное земледелие.

Горные склоны, обращенные к Персидскому заливу с более мягким и влажным климатом, плодороднои̌ почвой и лесами, позволила жителям местности заниматься плодоводством. В сухих степях Центрального Ирана со скуднои̌ растительностью занимались разведением мелкого рогатого скота: козлов и баранов.

Дополнительный материал 2

Но горная местность имела и свое преимущество, а именно, богатство полезных ископаемых, что дало возможность жителям активно заниматься их добычей.

В частности, на Иранском плоскогорье находились залежи металлической руды и нефти.

Железную руду активно добывали на склонах Эльбруса, медную руду находили во многих районах, в частности в Карадаге (Иранский Азербайджан). Эта местность так богата оловом.

Добыча меди шла к югу от современӊοго Тегерана. Богат регион был золотом, серебром и свинцом и драгоценными камнямиСтоит отметить, особенно ценным на Древнем востоке считался добываемый здесь Лазурит. Эᴛο подтолкнуло к активному развитию ремесла, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, к началу I тысячелетия до н.э. успело отделиться от земледелия.

Население

Этнический состав Ирана и Средней Азии в древнейшие времена выяснить трудно. Доподлинно известно только население до II тысячелетия до н. э. не говорило на языках, принадлежащих к семитским, либо индо-европейским.

Известно только о существовании в ϶то время эламского языка, преобладающᴇᴦο в юго-западном Иране. Лишь к середине II началу I тысячелетия картина проясняется с приходом с севера индоиранских племен.

Они выделились ᴎɜ большой индоевропейской семьи, и распались на индийскую и иранскую группы.

Население в Древнем Иране было замкнуто в экономическом и культурном плане, из-за географических особенностей территории, естественно ограниченнои̌ от остального мира горами и горными хребтами. Только на севере к племенам проникала культура других, в особенности родственных им восточно-иранских племен, проживающих на территории Средней Азии.

Этим можно объяснить затянувшийся период первобытнообщинного строя, и позднее включение в мировой исторический процесс. Только Юго-восточная часть Ирана, благодаря близости к Месопотамии, была втянута в культурную жизнь древневосточного мира. Здесь особую роль сыграла международная торговля.

Караванные пути тянулись ᴎɜ Месопотамии в восточные области Ирана, а оттуда в Закавказье и Индию.

Ко II тыс. до н.э. в районе, находящимся между Месопотамией и Иранским плоскогорьем расселились касситы (косы, каспии). Данные племена были родственны эламитам, которые проживали в бассейне рек Карун и Керха. В северных горных областях жили племена Лулубеев, попавших под культурное влияние шумерских и аккадских племен. Все три группы составляют исконное население Средней Азии.

В восточнои̌ юго-западнои̌ Иранского плоскогорья, местами можно было встретить остатки темнокожᴇᴦο населения. Именно их, в своих трудах, отец истории Геродот, сближал с африканскими эфиопами.

К 9 в. до н.э., на территории западного Ирана, если верить ассирийским летописям, проживали большие союзы племен мидян и персов, которые принадлежали к большой группе западноиранских племен.

К восточноиранским племенам, греческие историки относили скифов и массагетов. Они проживали на огромном пространстве от берегов Каспийского моря до Гиндукуша и Тянь-Шаня.

Массагеты (Саки), населяли Среднюю Азию и прилегающие области, от восточного побережья Каспийского моря до Сырдарьи.

Они делились на три группы:

  1. саки — хаумаварка (саки с листьями культового растения — хаома), населявшие, районы Ферганы и Памира;
  2. саки — тиграхауда (саки в остроконечных шапках), расселившиеся в степных областях Киргизии и Казахстана;
  3. саки — тиай-тара-дарайя (заморские или заречные саки), проживавшие за какой-то ᴎɜ относительно крупных среднеазиадских рек. Античные историки говорят так о племенах даев и дахов. Они проживали к востоку от Каспийского моря, приблизительно в районе современӊοй южнои̌ Туркмении.

Дополнительный материал 3

Благодаря раскопкам С.П. Толстова, ученые выяснили, что к западу от Амударьи обитали хорезмийцыВажно заметить, что между нижним течением Амударьи и Сырдарьи в бассейне р.

Зеравшана проживали древние согдийцы, а несколько южнее на всœей территории современӊοго Северного Афганистана — бактрийцы.

Данные племена стали предками тюркоязычных народов, в том числе таджиков, издревле проживавших на территории Средней Азии.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/17149_drevniy_iran_i_srednyaya_aziya

Иран и Средняя Азия в древности

Источники и историография

Древнейшими источниками по истории Ирана являются эламские и месопотамские тексты III тыс. до н. э. и археологические памятники IV–III тыс. до н. э.

, отображающие существовавшую тогда развитую доиндоевропейскую цивилизационную ойкумену, охватывающую всю территорию Ирана и сопредельных районов Средней Азии и включающую множество ранних городов и государств.

Месопотамские и эламские тексты – важнейший источник по истории Ирана и для следующих полутора тысяч лет.

Крупнейшими письменными источниками более позднего времени являются клинописные надписи персидских царей из династии Ахеменидов. Всего известно более двухсот таких надписей, в том числе и Бехистунская надпись Дария и так называемая Антидэвовская надпись его сына Ксеркса.

Первая из них была написана на трех языках: древнеперсидском, аккадском и эламском – и рассказывала о смуте, разразившейся в Иране в 522 г. до н. э., и о приходе к власти в лице Дария новой, младшей ветви династии Ахеменидов.

Бехистунская надпись необычайно пространна и дает важнейшую информацию не только о политической истории, но и о политическом строе, идеологии и культуре Персидской державы. Другие надписи Дария найдены в скалах Накш‑и‑Рустама и отражают политическую концепцию Ахеменидов.

В «Антидэвовской надписи» Ксеркс запрещает одной из областей своей державы почитать неких богов, которых он объявляет «дайвами» (дэвами, т. е. злыми, не подлежащими почитанию богами в иранской терминологии). Что это была за область и какие боги имелись в виду, остается пока предметом дискуссии.

Тысячи клинописных табличек хозяйственного содержания на эламском языке найдены в Персеполе – столице державы Ахеменидов и дают развернутое представление об экономике, социальном строе, административной системе и организации царского хозяйства в Персидской державе. Аналогичное значение имеет архив персидского наместника в Египте Аршамы (V в. до н. э.) с документами на арамейском языке.

Однако большую часть информации по истории великих держав Ирана – Мидии и Персии – мы по‑прежнему получаем от античных авторов («История» Геродота, «История» Фукидида, «Греческая история» и «Анабасис» Ксенофонта, «Историческая библиотека» Диодора, сочинения Арриана, Курция Руфа и других авторов о походе Александра). Для изучения истории северо‑восточной (среднеазиатской) окраины Ирана важно также сочинение Юстина – Помпея Трога.

Особняком стоит священная книга зороастризма «Авеста» . Записанная гораздо позже своего создания, она включает в себя разнородные памятники, восходящие к разным эпохам, – от 2‑й четверти I тыс. до н. э. (Гаты – проповеди Заратуштры и Яшты – гимны иранским божествам) до первых веков I тыс. н. э.

«Авеста» зафиксировала исторические воспоминания и представления различных эпох истории иранцев, в том числе память об их степной прародине на территории современного Казахстана и о более позднем существовании оседлого общества так называемых авестийских ариев на юге Средней Азии (название их объясняется тем, что именно в их среде оформилась религиозно‑историческая традиция «Авесты»).

Активное изучение древней истории Ирана стало возможным после того, как в научный оборот, помимо античных источников, были введены письменные и археологические памятники Месопотамии и Ирана. Среди авторов обобщающих трудов можно назвать Ж. де Моргана (кон. XIX в.), Р. Гиршмана , Р. Фрая (XX в.

); выдающимися достижениями мировой иранистики являются первые, посвященные древности тома «Cambridge History of Iran» («Кембриджская история Ирана», 1970‑е гг.) и статьи в монументальной, издающейся в Иране при участии ведущих мировых специалистов по его истории «Encyclopaedia Iranica» («Энциклопедия Ирана», издание ее все еще продолжается).

Отечественная школа иранистики сформировалась в середине XX в. (В. И. Абаев, М. А. Дандамаев, И. М. Дьяконов, Э. А. Грантовский, В. Г. Луконин, Г. А. Кошеленко, И. В. Пьянков, В. М. Массон, В. И. Сарианиди и др.). Особое внимание уделяется социально‑экономической проблематике, а также истории и культуре Средней Азии.

Остановимся на наиболее сложных и спорных вопросах древней истории Ирана. Это прежде всего вопрос о локализации и времени распада индоиранской общности, о локализации выделившихся из нее индоарийской и ираноязычной общностей, о реконструкции маршрутов, хода и хронологии их расселения и проникновения в Иран и Индию.

В частности, многие отечественные археологи соотносят общеиндоиранский ареал с ареалом андроновской культуры на территории Казахстана (2‑я четв. – сер. II тыс. до н. э.).

Однако эта гипотеза очень спорна, так как в Северной Месопотамии того же времени уже присутствовали ярко выраженные митаннийские индо‑арии, и распад индоиранской общности нужно, таким образом, отнести к куда более раннему времени.

Дискуссионным остается вопрос и о локализации первичных ареалов индоариев и иранцев; лингвист О. Н. Трубачев доказывал, что первый из них находился в Предкавказье, однако другие иранисты (прежде всего Д. С. Раевский ) его аргументы оспаривали.

Что касается маршрутов расселения индоариев и иранцев, то распространенные ранее гипотезы об их прямом пути из степей через Среднюю Азию – на юго‑восток в Индию и на юго‑запад в Иран – представляются несовместимыми с археологическими данными, указывающими на совершенно иной путь – через Кавказ в Северный Иран и далее на восток к Индии и Амударье; существенных же миграций с территории Казахстана на юг, по‑видимому, не было.

Читайте также:  Виды слушания - студенческий портал

Дискуссии возникают и в ходе изучения «Авесты»: уточняется ее состав и хронология формирования. Спорным остается вопрос о том, в какой степени воспоминания «Авесты» о былой державе «авестийских ариев» отражают реальную историю.

Долгое время обсуждалась проблема локализации этой державы и ее областей, а также смежных областей, упоминаемых в «Авесте» (в общем, можно считать доказанным, что «Авеста» повествует прежде всего о событиях и народах ареала бассейна Амударьи и Хильменда, но более точные реконструкции остаются спорными).

Исключительно сложен вопрос о времени скифских набегов на Ближний Восток и формирования Мидийской державы (VII в. до н. э.): основная трудность здесь заключается в необходимости сопрягать подробные, но не всегда внятные (и кажущиеся многим недостоверными) рассказы Геродота с данными ассиро‑вавилонских текстов и археологии Ирана и Причерноморья.

Немало споров вызывает зороастрийская проблематика: время и место деятельности Заратуштры, формирования зороастрийского канона, включая «Авесту»; действительный характер оригинального учения Заратуштры («Авеста» содержит множество позднейших наслоений); идентификация «дайвов» – тех злых богов, чей культ Заратуштра призывал запретить; время и ход проникновения его учения в Мидию и Персию; соотношение учения Заратуштры о почитании Ахурамазды с тем почитанием Ахурамазды, которое зафиксировано в надписях Ахеменидов, начиная с Дария I (диапазон мнений тут может простираться от того, что Дарий принял зороастризм, до того, что указанная религия и зороастризм представляют собой независимые версии некоего общего почитания Ахурамазды – «маздеизма»).



Источник: https://infopedia.su/14x1582a.html

История Центральной Азии (персидский, турецкий, таджикский/узбекский языки) — Восточный факультет СПбГУ

В самом сердце гигантского евразийского континента лежит обширный, охватывающий территорию нескольких стран, регион — Центральная Азия. В более расширенном понимании его называют также Центральной Евразией, а в более узком — Средней Азией или Туркестаном.

Этот регион включает в себя зоны ковыльных степей, соленых полупустынь, барханных пустынь и высоких гор, поднимающихся до самой «Крыши Мира». Почти все реки в Центральной Азии не доходят до океана и либо заканчиваются в озерах, либо иссякают в песках.

Летом здесь жарко и сухо, зимой морозно и ветрено — царит резко континентальный климат.

Городская и оседло-земледельческая жизнь издревле тяготеет к оазисам, предгорьям и межгорным долинам, а на безбрежных просторах степей и пустынь еще сто лет назад, как и тысячу, и две, и три тысячи лет назад, не мог жить никто, кроме их хозяев — кочевников-скотоводов (сначала иранцев, а впоследствии тюрков).

История этого региона очень богата событиями и уходит корнями в глубокую древность.

Расположение между тремя древними цивилизациями — переднеазиатской, индийской и китайской — с давних пор определяло транзитный характер Центральной Азии: именно через ее территорию, по ее караванным тропам, фигурально определяемым как Великий Шелковый путь, шел между древними культурными центрами обмен товарами, идеями, изобретениями, формами искусства. Но это не мешало и собственному развитию: в оазисах Южной Туркмении еще во втором тысячелетии до нашей эры, а в зоне Среднеазиатского Междуречья, образованного великими реками Амударьей и Сырдарьей, в начале первого тысячелетия до нашей эры возникли города и появилась городская жизнь. Земледелие, ремесло и торговля процветали в Маргиане, Хорезме, Согде, Бактрии, Фергане и других областях. Постоянным был на протяжении тысячелетий и плодотворный оседло-кочевой диалог — диалог Ирана и Турана. О древней эпохе Центральной Азии мы знаем из древнеиранских, античных и китайских письменных источников, а также из данных археологии, эпиграфики, нумизматики и других вспомогательных исторических дисциплин.

В начале Новой Эры началась эпоха Великого Переселения Народов, и иранский культурный ландшафт стал постепенно, хотя и не повсеместно, вытесняться тюркским: волны тюркских кочевников, век за веком прибывавшие из глубин континента, привели к тому, что центральноазиатская степь получила к рубежу I и II тысячелетий имя Кипчакской (Дашт-и Кипчак, по имени одного из тюркских племен), т. е. Поля Половецкого русских источников. Тогда же возникло и название Туркестан в значении «страна обитания тюрков»; с течением времени оно распространилось почти на весь регион. Так называли Центральную Азию арабы и персы после того, как она была включена в состав мусульманской империи — Халифата — и начался процесс ее исламизации. Свое название дали мусульмане и Среднеазиатскому Междуречью, назвав его Заречьем — Мавараннахр. Средневековая история Мавараннахра хорошо известна благодаря изобилию письменных источников на восточных языках, главным образом на персидском. 

В Раннем Средневековье древние культурные центры региона — Хорезм, Согд, Балх (Бактрия), Мерв (Маргиана) — обрели второе дыхание, стали не только центрами оседло-земледельческой и торговой жизни, но и центрами исламской религии, культуры и искусства. С этим регионом, в эпоху существования Государства Саманидов (X в.

) связан подъем иранской культуры и начало классического периода персидской литературы. На особое место выдвинулись к этому времени главные города Согда, Бухара и Самарканд, став на целую тысячу лет стольными городами Мавараннахра.

Храня многочисленные архитектурные шедевры, эти древние города являются сегодня притягательными пунктами для туристов разных стран. 

В XIII в.

и Мавараннахр, и Дашт-и Кипчак вошли в состав величайшей в истории человечества континентальной империи — Великого Монгольского Улуса, а после ее распада — в разные монгольские и тюркские государства, бывшие наследниками империи Чингисхана.

Завершилась же монгольская эпоха возникновением в Центральной Азии, со столицей в Самарканде, могущественной империи Тамерлана (эмира Тимура), прославленного завоевателя и государственного деятеля, имя которого известно каждому школьнику.

Позднесредневековый период истории Центральной Азии, начавшийся в XVI в., характеризуется постепенным экономическим и культурным упадком региона. Это было связано с утратой того транзитного статуса, который на протяжении не только веков, но и тысячелетий поддерживал огонь в этом очаге.

После открытия морского пути в Индию и Великий Шелковый путь, и внутриконтинентальная караванная торговля перестали играть важную роль.

Центральноазиатские государства (Бухарское ханство/Бухарский эмират, Хивинское ханство, Кокандское ханство), погрязнув в междоусобных войнах, стали в буквальном смысле мельчать, порой «до размера арка (цитадели)», и отставать в военно-техническом отношении от ведущих держав мира.

Это обусловило их поражение в борьбе с более сильным и могущественным противником и вхождение в состав Российской империи (Бухарского и Хивинского ханств — в качестве протекторатов) в XIX в., а затем и ее наследника — СССР. 

В 1924 году советское правительство провело т.н. «национально-территориальное размежевание» Советского Туркестана/Средней Азии, в результате чего на политико-административной карте СССР появились новые республики — Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизия.

По конституции 1936 года все они обрели статус союзной республики, что позволило им обрести полную государственную независимость после распада СССР в 1991 году. В 1990-х годах новые независимые государства региона предпочитают именовать его Центральной, а не Средней Азией.

История изучения региона

Интерес к Туркестану/Средней Азии в молодой русской востоковедной науке проявился в первой трети XIX в.

Санкт-Петербург стал ведущим центром туркестанистики благодаря богатым коллекциям восточных рукописей и монет, собранным на нашем факультете — факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского Университета, а также в Азиатском музее Академии наук (ныне — Институт восточных рукописей РАН).

Среди пионеров изучения Средней Азии были такие выдающиеся ориенталисты, как Х. Д. Френ (1782–1851), П. Савельев (1814–1859), Б. Дорн (1805–1881), В. В. Григорьев (1816–1881) и В. Вельяминов-Зернов (1830–1904).

Во второй половине XIX. интерес к Средней Азии и Туркестану значительно возрос в связи с колониальной экспансией России и включением региона в состав империи. Расцвет этого направления отечественного востоковедения связан с именем академика В. В.

Бартольда (1869–1930), чьи многочисленные труды, охватывающие почти все области центральноазиатских (среднеазиатских) исследований, сформировали петербургскую школу туркестанистики и являются доказательством ее неразрывной связи с иранистикой и тюркологией.

В советское время изучение Центральной Азии в нашем университете было практически прекращено. Основные учебные программы и курсы стали преподаваться в университетах союзных республик — Казахстана и Средней Азии, где возникли собственные востоковедные школы.

Что касается петербургско-ленинградской научной школы, то в последние десятилетия существования СССР среднеазиатские исследования (часто достигавшие выдающихся результатов) были сосредоточены на археологии (В. Массон, А. Мандельштам, Б. Маршак, Евгений и Тамара Зеймаль), этнографии (Н. Кисляков, А. Розенфельд, В. Курылев) и лингвистике (В. Лившиц, И.

Стеблин-Каменский), тогда как изучение средневековой, новой и новейшей истории считалось прерогативой национальных республик. 

В условиях новой геополитической реальности, возникшей в связи с распадом СССР и появлением независимых государств в Центральной Азии и на Южном Кавказе, в России возникла потребность в подготовке высококвалифицированных экспертов по Центральной Азии и Кавказу. Поэтому в 1996 г. изучение Центральной Азии и Кавказа в Санкт-Петербургском университете было возобновлено.

Процесс восстановления бартольдовских исследовательских и преподавательских методов, базирующихся на глубоком знании классических восточных языков и истории региона, происходит параллельно процессу изменений в историографии новых независимых государств Центральной Азии и Кавказа, где восстановлению и переоценке подвергаются национальные ценности, культуры и традиции.

О кафедре

В настоящее время на кафедре Центральной Азии и Кавказа, наряду с курсом всемирной истории и другими общими дисциплинами по специальности «историк-востоковед», читаются курсы по истории, географии, этнографии, культуре и литературе, религии, современному политическому и экономическому положению стран Центральной Азии.

Основной упор делается на изучение истории, однако география и культурная антропология (этнография) рассматриваются как важные дисциплины, без которых понимание истории невозможно.

Построение курсов основано на представлении о том, что Центральная Азия — это цельный регион с общей историей, причем тесно связанный с соседними цивилизациями (Передняя Азия, Россия, Китай).

Таким образом, кафедра предпочитает региональный подход рассмотрению отдельно взятых местных «историй». Следуя этому подходу, восходящему к идеям академика Бартольда о фундаментальной востоковедной подготовке историка-среднеазиатоведа, студенты отделения истории Центральной Азии изучают, прежде всего, классические языки мусульманского Востока, т. е.

персидский, турецкий и арабский (в разных комбинациях, с обязательным изучением двух из этих языков), и получают широкие знания по истории региона.

Под руководством преподавателей студенты знакомятся с важнейшими письменными источниками по истории Центральной Азии, Кавказа и Ирана и учатся читать и понимать средневековые восточные тексты. Кроме того, преподаватели Кафедры предлагают студентам разнообразные специальные курсы и семинары.

В связи с повышенным интересом студентов к новейшей истории и современному положению в Центральной Азии введено изучение дополнительных восточных языков — таджикского и узбекского (в перспективе — казахского).

Преподаватели кафедры

Возглавляет центральноазиатское направление на кафедре кандидат исторических наук, доцент Заринэ Алиевна Джандосова. Доцент Джандосова читает базовые курсы по географии, новой и новейшей истории региона и специальные курсы по проблемам новой и новейшей истории, а также преподает персидский и таджикский языки.

  • Крупнейший специалист по средневековой истории региона, доктор исторических наук, профессор Турсун Икрамович Султанов, долгие годы руководивший кафедрой,  читает базовые (введение в специальность, древняя и средневековая история) и специальные курсы, проводит семинары по истории монгольских и тюркских государств средневековья, по книжной культуре народов Туркестана.
  • Старший преподаватель Татьяна Владиславовна Моносова читает курсы по культуре и этнографии, а также литературе Центральной Азии, а также является ведущим преподавателем персидского языка.
  • Ассистент Екатерина Александровна Болашенкова (выпускница кафедры) читает специальные курсы и преподает персидский язык.

Преимущества обучения

Турецкий и узбекский языки студентам кафедры преподают преподаватели кафедры тюркской филологии, арабский язык — преподаватели кафедры арабской филологии. 

Сложность обучения такой комплексной специальности, как востоковедение, а также специфика изучения восточных языков обуславливают малое число студентов в учебных группах. Набор на отделение Центральной Азии (в группу из 5–7 человек) проводится обычно раз в два года. После четырех лет обучения в бакалавриате лучшие студенты поступают в кафедры магистратуры по избранным им направлениям.

За 23 года существования кафедры Центральной Азии и Кавказа (первый выпуск магистрантов — 2001 г.) центральноазиатское отделение окончило около 40 человек.

Выпускники кафедры работали и продолжают работать в таких научных учреждениях Санкт-Петербурга, как Институт восточных рукописей, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Государственный Эрмитаж и Восточный факультет СПбГУ. 

Немало выпускников кафедры связали свою судьбу с т. н. практическим востоковедением, став переводчиками с персидского, турецкого или арабского языков, причем некоторые из них в настоящее время работают в странах изучаемых языков.

Источник: http://orient.spbu.ru/ru/abiturientu/bakalavriat/programmy-bakalavriat-2019/item/156-istoriya-tsentralnoj-azii-persidskij-turetskij-tadzhikskij-uzbekskij-yazyki.html

Иран и Средняя Азия

— 1219—1221 гг. –
завоевание Средней Азии монголами


середина Х
III
в. – завершение монгольского завоевания
Ирана


конец ХIV в. завоевание
Ирана Тимуром.

1.
Население и
его занятия
.
Климат Средней Азии и Ирана жаркий и
засушливый. В Средней Азии – немало
больших пустынь и степей. Но уже в
древности в Иране и Средней Азии
существовало искусственное орошение
земли, и там возникли первые государства.
Крупнейшим из них была Персия.

Когда Иран и Средняя
Азия входили в состав Арабского халифата,
большинство их населения занималось
замледелием. Среднеазиатские города
Бухара и Самарканд были крупнейшими
центрами ремесла и торговли.

Красивые
и мягкие персидские ковры, легкие и
прочные ткани, разукрашенная посуда,
прочное оружие – все это пользовалось
большим спросом во многих странах мира.

Местные купцы торговали с Китаем, Индией,
Византией, Древней Русью.

Значительная часть
населения Ирана и особенно Средней Азии
занималась кочевым скотоводством.

Арабское завоевание
привело к распространению ислама и
арабского языка, но не был забыт и
персидский язык. Многие ученые, поэты
и писатели Ирана и Средней Азии писали
как по-арабски, так и по-персидски.

2.
Нашествия
завоевателей
.
После распада Арабского халифата на
территории Ирана и Средней Азии возникли
несколько независимых государств во
главе с местными правителями. В ХI
в. большинство
из них было захвачено кочевниками
турками-сельджуками.

В
ХII—ХIII
вв. господство сельджуков было свергнуто.
Правители плодородной среднеазиатской
области Хорезм объединили под своей
властью почти всю Среднюю Азию и Иран.
Государство шахов (царей) Хорезма в
начале ХIII в. было
крупнейшим из мусульманских государств.

Богатства Хорезма
привлекали к себе алчные взоры многих
захватчиков. Правители Хорезмийского
государства успешно отражали их
нападения. Но они не смогли противостоять
монгольскому нашествию.

В 1206 г. в далеких
монгольских степях местные племена
были объединены Чингисханом. Под его
предводительством кочевники-монголы
сразу же приступили к разорению и захвату
соседних стран. К 1219 г. монголы вышли к
границам Хорезма. В 1219—1221 гг. они
захватили среднеазиатские земли этого
государства.

Монголы
действовали с необычайной жестокостью.
Если осажденный ими город долго не
сдавался, то монголы, взяв его, устраивали
«всеобщую резню» — убивали всех от мала
до велика. Так они поступили с жителями
города Ургенча (столица Хорезма). А сам
город затопили, разрушив плотину на
реке.

Цветущий край после нашествия
монголов был разорен, погибло или было
уведено в рабство множество людей.

Один
из путешественников так описывал
увиденное им в Средней Азии после
завоевания ее монголами: «Дворцы стерты
с лица земли, как строки письма бывают
стерты с бумаги, и эти обиталища стали
жилищем сов и ворон; в этих местах
перекликаются зловещие совы, и ветры
стонут в залах, вторя самуму».

Самумом
жители пустынь называли страшный ветер,
который приносил с собой тучи раскаленного
песка, закрывавшие солнце, и при котором
людям было даже трудно дышать. В середине
ХIII
в. монголы захватили и весь Иран.

В отличие от арабов,
старавшихся не разрушать города,
оросительные сооружения, монголы все
это разрушили, обрекая местное население
на голод. При этом монгольские правители
намного увеличили налоги.

Население
целых деревень бросало свои дома и поля
и убегало, едва завидев приближающихся
монгольских сборщиков налогов.

Никогда
население Ирана и Средней Азии не
испытывало такого гнета и разорения,
как при монгольском владычестве.

В
середине ХIV
в. монгольское
иго в Иране было свергнуто. Но к концу
ХIV
в. Средняя Азия и Иран оказались в составе
огромного государства, созданного
завоевателем Тимуром. Этот завоеватель
родился в Средней Азии, но считал себя
потомком Чингисхана.

Столицей своего
государства он сделал Самарканд, Туда
сгоняли тысячи пленных ремесленников,
которые отстроили этот город с небывалым
великолепием. Тимур был не менее жестоким
и кровавым завоевателем, чем Чингисхан.

Когда жители одного из иранских городов
восстали, то Тимур устроил страшную
расправу с ними – по его приказу были
сложены пирамиды из 70 тысяч отрубленных
человеческих голов.

Но
как только Тимур умер в 1405 г., собираясь
идти в поход на Китай, его огромная
держава распалась. В новых государствах,
образовавшихся на территории Ирана и
Средней Азии правили его потомки и
кочевая знать.

3.
Культура Ирана и Средней Азии
.
Несмотря на разорительные завоевания,
постоянные войны, сопровождавшиеся
гибелью многих людей и голодом, народы
Ирана и Средней Азии в эти тяжелые годы
добились величайших успехов в развитии
науки и культуры. Расцвет средневековой
культуры Ирана и Средней Азии приходится
на Х—ХII
вв.

Именно тогда жили
и творили великие ученые, писатели и
поэты Бируни, Ибн Сина, Фирдоуси, Омар
Хайям и многие другие.

Среднеазиатский
астроном Бируни еще в ХI
в. высказал мысль, что не Солнце движется
вокруг Земли, а Земля вращается вокруг
Солнца. В средневековой Европе это
поняли лишь через несколько веков.

Знаменитым
врачом и ученым был уроженец Бухары Ибн
Сина. Он написал книгу «Канон», которая
стала на много веков главным справочником
и учебником для врачей многих стран
мира.

Ибн Сина изучил и описал признаки
многих болезней, способы их лечения,
приготовления лекарств.

В Европе Ибн
Сину называли Авиценной, а после
изобретения книгопечатания его «Канон»
по количеству изданий уступал только
Библии.

Мудрецом
называли за глубокие знания иранского
поэта Фирдоуси. Главным его произведением
была большая поэма «Шахнамэ» («Книга
царей»), которую он писал много лет. В
ней описана история Ирана с древнейших
времен до арабского завоевания. Среди
главных героев поэмы – не только цари,
но и богатыри – борцы за свободу своего
народа.

Омар
Хайям в наше время больше известен как
великий иранский поэт.

В своих коротких
стихах (всего из четырех строк) он
воспевал радости человеческой жизни,
осуждал жадность, стремление к власти
над другими людьми, глупость и подлость
в людях.

Но в средние века Омар Хайям
был не менее известен и как выдающийся
математик и астроном. Первую славу
принес ему труд по алгебре, написанный
им в возрасте 27 лет, а созданный им
календарь был самым точным в мире.

Иранские
и среднеазиатские ученые, поэты, писатели
создали научные труды и произведения,
которые стали достоянием всего
человечества.

Источник: https://studfile.net/preview/7409104/page:2/

Средняя Азия в древности

Термин «Средняя Азия» был введен российскими учеными XIX в. для обозначения региона, лежащего в бассейне рек Амударья и Сырдарья.

В зарубежной науке он практически не применяется, и для обозначения этой и сопредельных территорий используется термин «Центральная Азия». Начиная с 1990-х гг.

такое словоупотребление проникает и в отечественную историографию, хотя оно и не смогло пока вытеснить сложившуюся традицию.

Вплоть до 1930-х гг. о древней истории этого региона было известно главным образом из скудных и отрывочных сообщений античных авторов (Юстин). Лишь незадолго до Второй мировой войны в этом регионе начались систематические археологические раскопки, особенно активизировавшиеся в 1950—1960-х гг.

В древности на территории Средней Азии располагались несколько исторических областей: Бактрия, Согдиана, Маргиана и Хорезм. Появление производящего хозяйства в этом регионе относится к VI тыс. до н. э. (неолитическая джейтунская культура). Джейтунцы выращивали пшеницу и ячмень, а также разводили мелкий рогатый скот. В V— IV тыс. до н. э.

население Средней Азии осваивает выплавку меди. В этот период появляется ирригационное земледелие, начинается разведение крупного рогатого скота и верблюдов. Численность населения увеличивается, и появляются крупные поселки с населением 1000—2000 человек.

В культуре этого периода прослеживаются связи с археологическими памятниками Центрального Ирана, Элама и даже Шумера.

Описанные выше процессы привели к тому, что на рубеже III—II тыс. до н. э. в южной части Средней Азии сформировалась собственная раннегородская цивилизация — культура Алтын-депе (название дано по имени лучше всего изученного поселения).

Это была уже цивилизация бронзового века, поддерживавшая постоянные контакты с высокоразвитыми соседями: Месопотамией, Эламом, долиной Инда.

При раскопках были обнаружены вещи с надписями, напоминающими хараппскую письменность, а также протоэламскую и протошумерскую пиктографию. Был обнаружен также величественный культовый комплекс, посвященный божеству луны. По неизвестной причине в середине II тыс. до н. э.

культура Алтын-депе приходит в упадок, и главные цивилизационные центры Средней Азии смещаются на восток, на территорию современных Северного Афганистана и Южного Узбекистана.

На рубеже II—I тыс. до н. э. в северной части Средней Азии расселяются племена индоиранской языковой группы индоевропейской семьи, занимавшиеся кочевым скотоводством.

Именно они принесли в регион искусство разведения лошадей, которое ранее не было здесь известно. Эти племенные объединения древние источники именуют саками и массагетами[1].

Пришлые ираноязычные кочевники, проникая на юг, смешиваются с местным земледельческим населением, частично ассимилируют его и сами оседают на землю.

В X—VII вв. до н. э. на юге Средней Азии начинает использоваться железо, что способствует дальнейшему развитию земледелия. Именно в этот период здесь появляются сложные ирригационные системы. С VI—IV вв. до н. э. железные орудия труда широко распространяются по всей территории региона.

Главным источником по истории Средней Азии этого периода, помимо данных археологии, служат древнейшие части священной книги зороастризма — «Авесты». Соответственно, оседлые ираноязычные племена, в среде которых сформировалось ядро «Авесты», принято называть авестийскими ариями.

Появление зороастрийской религии связано с деятельностью пророка Заратуштры (древнегреч. Зороастр). По мнению большинства ученых, он был реальным историческим лицом и жил скорее всего в VII в. до н. э.

Деятельность Заратуштры разворачивалась, по всей видимости, в Бактрии (область в верхнем течении реки Амударья, на территории современных Узбекистана, Таджикистана и Афганистана).

Пророк пользовался покровительством местного князя Виштаспы.

Центральное место в учении Заратуштры занимает идея дуализма, борьбы в мире двух начал — добра и зла, правды и лжи. Доброе начало олицетворяет Ахура-Мазда (древнегреч. Ормузд), злое — Анхра-Манью (древнегреч. Ариман).

Человек должен всячески помогать победе добра, и за это он будет вознагражден в потустороннем мире. Очень рано идеи Заратуштры проникают далеко на запад и распространяются среди расселившихся там иранских племен.

В конце концов при царе Дарии I зороастризм становится официальной религией Персидской державы Ахеменидов.

В VII — первой половине VI в. до н. э. в Бактрии формируется первое крупное политическое образование во главе с царем. Сохранились упоминания о том, что против этого государства совершали походы ассирийцы. Столицей его был город Бактры (современный город Балх в Северном Афганистане).

В середине VI в. до н. э. оседлые области Средней Азии вошли в состав Персидской державы Ахеменидов. Около 545 г. до н. э. персидский царь Кир II завоевал Бактрию. Однако его попытки подчинить ираноязычных кочевников-массагетов на севере региона закончились неудачей. В 530 г. до н. э. войско Кира II было разгромлено, а сам он погиб.

На территории покоренных областей были образованы несколько сатрапий. Особенно важное место среди них по-прежнему занимала Бактрия. Сатрапами в нее по традиции назначались наследники персидского престола либо другие ближайшие родственники царя.

Среднеазиатские сатрапии всегда отличались склонностью к сепаратизму и требовали особого внимания со стороны персидской центральной власти.

После падения империи Ахеменидов Средняя Азия вошла в состав державы Александра Македонского, а затем — Селевкидов. В 248— 247 гг. до н. э. сатрап Бактрии Диодот объявил о своей независимости. Образовалось самостоятельное Греко-Бактрийское царство, существовавшее до середины I в. до н. э.

Источник: https://studme.org/131213/istoriya/srednyaya_aziya_drevnosti

Ссылка на основную публикацию