Философия древней греции о человеке — студенческий портал

Первопроходцами древнегреческой философии по праву считаются представители досократических школ, в частности, милетцы, их учение вошло в историю и наиболее известно как составляющая часть ионийской философской науки. Впервые такой термин был введен Диогеном Лаэртским, историком позднего периода античности, а к ионийцам им был причислен наиболее яркий представитель направления – Фалес, а также все его ученики и последователи.

Первая философская школа Древней Греции

Сама философская школа стала называться милетской по названию одноименного города – Милета. В древние времена это было самое крупное греческое поселение на западном побережье малоазиатской территории.

Милетская школа имела обширную научно-философскую направленность деятельности, значение которой трудно переоценить.

Накопленные знания дали значительной толчок в развитии большинства видов европейских наук, в том числе оказали колоссальное влияние на становление математики, биологии, физики, астрономии и прочих естественно-научных дисциплин. Именно милетцами была создана и введена в обиход первая специальная научная терминология.

Ранее абстрактно-символические понятия и представления, например, о космогонии и теологии поверхностно присутствовали в искаженном виде в мифологии и имели статус передаваемой традиции. Благодаря деятельности представителей милетской школы многие направления физики и астрономии стали изучаться и представлять уже не культурно-мифологический, а научно-практический интерес.

Философия Древней Греции о человеке - Студенческий порталОсновополагающим принципом их философского мировоззрения была теория о том, что ничто в окружающем мире не может возникнуть из ничего. Опираясь на эту теорию, милетцы считали, что окружающий мир и большинство вещей и явлений имеет бесконечное в пространстве и времени единое божественное первоначало, которое также является главенствующим источником жизни космоса и самого его существования.

Другой особенностью милетской школы является рассмотрение всего мира как единого целого. Живое и неживое, а также физическое и психическое имели крайне незначительное разделение для ее представителей. Все окружающие людей предметы считались одушевленными, разница заключалась только в том, что некоторым это было присуще в большей степени, а другим в меньшей.

Закат милетской школы пришелся на конец V века до нашей эры, когда Милет потерял свою политическую значимость и перестал быть независимым городом. Произошло это благодаря персам-ахеменидам, которые положили конец развитию философской мысли в этих краях.

Несмотря на это в других местностях у милетцев остались последователи их идей, наиболее известными были Гиппон и Диоген Аполлонийский.

Милетская школа не только создала геоцентрическую модель, но и оказала огромное влияние на становление и развитие материалистической философии в древнегреческих городах, хотя самих милетцев не принято причислять к материалистам.

Философия Древней Греции о человеке - Студенческий порталОсобенности философии Древней Греции

Философия Древней Греции оказала не только значимое влияние на европейскую мысль, но и задала направление развитию мировой философии. Несмотря на то, что с тех пор прошло огромное количество времени, она до сих пор вызывает глубокий интерес у большинства философов и историков.

Древнегреческой философии характерно в первую очередь обобщение первоначальных теорий различных научных знаний, наблюдений за природой и многих достижений в культуре и науке, которые были достигнуты коллегами с Востока. Другой характерной чертой является космоцентризм, следовательно, появляются понятия микрокосмоса и макрокосмоса.

К макрокосмосу относятся вся природа и ее явления, а также известные стихии, микрокосмос же является своеобразным отражением и повторением этого естественного мира, то есть человеком. Также у древнегреческих философов присутствует понятие судьбы, которой подчинены все проявления человеческой деятельности и ее конечный результат.

В период расцвета древнегреческой философии происходит активное развитие математических и естественно-научных дисциплин, а это вызывает уникальный и весьма интересный синтез научных знаний и теорий с мифологией.

Причина, по которой древнегреческая философия получила такое развитие и имела столько индивидуальных особенностей, заключается в отсутствие касты жрецов в отличие, например, от восточных государств.

Это привело к значительному распространению свободы мысли, что благоприятно сказалось на становлении научно-рационального движения. На Востоке же консервативные верования держали под контролем все социальные явления, что для Древней Греции было чуждым явлением.

По этой причине можно считать, что демократическое устройство античных полисов оказало наиболее значимое влияние на все особенности древнегреческой философской мысли.

Философия Древней Греции о человеке - Студенческий порталПериоды философии Древней Греции

Для удобства изучения древнегреческой философии историками была введена общепринятая система ее периодизации.

Так, ранняя греческая философия начала развиваться еще в VI-V веках до нашей эры. Это так называемый досократовский период, во время которого появился Фалес Милетский, признанный самым первым философом Древней Греции.

Он принадлежал к милетской школе, одной из первых, возникших в то время, уже после нее появилась школа элеатов, представители которой были заняты вопросами бытия.

Параллельно ей Пифагором была основана и его собственная школа, в которой по большей части подлежали изучению вопросы меры, гармонии и чисел.

Также отмечается большое количество философов-одиночек, не примкнувших ни к одной из существовавших школ, среди них были Анаксагор, Демокрит и Гераклит. Помимо перечисленных философов в этот же период появляются и первый софисты, такие как Протагор, Продик, Гиппий и другие.

Философия Древней Греции о человеке - Студенческий порталВ V веке до нашей эры можно наблюдать плавный переход древнегреческой философии к классическому периоду. Во многом благодаря трем гигантам мысли – Сократу, Аристотелю и Платону, город Афины стал настоящим философским центром всей Греции. Впервые вводится понятие личности и принимаемых ею решений, которые основываются на совести и принятой системе ценностей, философская наука начинает рассматриваться в качестве политической, этической и логической системы, а наука получает дальнейшее продвижение путем исследовательских и теоретических методик изучения мира и его явлений.

Философия Древней Греции о человеке - Студенческий порталПоследним периодом является эллинизм, который историки иногда разделяют на раннюю и позднюю стадии. В целом это самый длительный период в истории древнегреческой философии, который начался в самом конце IV века до нашей эры, завершился только в VI веке нашей эры. Эллинистическая философия также захватила и часть римского периода, в это время многие философские направления получили множество возможностей для своего развития, происходило это по большей части под влиянием индийской мысли. Основными направлениями, возникшими в это время, являются:

  1. Школа эпикуреизма, представители которой развивали уже существующие положения этики, признавали вечность окружающего мира, отрицали наличие судьбы и проповедовали получение удовольствий, на которых строилось все их учение.
  2. Направление скептицизма, последователи которого проявляли недоверие к большинству общепринятых знаний и теорий, считая, что они должны быть проверены научно-познавательным путем на предмет истины.
  3. Учение Зенона Китийского, получившее название стоицизм, наиболее известными представителями которого были Марк Аврелий и Сенека. Они проповедовали стойкость и мужество перед жизненными трудностями, что заложило основу раннехристианских моральных доктрин.
  4. Неоплатонизм, который является самым идеалистическим философским направлением античности. Является синтезом учений, которые создали Аристотель и Платон, а также восточных традиций. Мыслители-неоплатонисты изучали иерархию и устройство окружающего мира, первоначало, а также создали первые практические методики, которые способствовали достижения единения с Богом.

Источник: http://drevniy-egipet.ru/filosofiya-v-drevnej-grecii-osnovy/

Основные философские школы Древней Греции

Философские школы Древней Греции стали основой для современной цивилизации. Всего их насчитывали около трехсот.

Предполагается, что первым слово «философия» использовал в своих трудах Пифагор. Хотя годом появления философии можно считать 582 до н.э. Именно тогда, во время Пифийских игр, впервые проводилось соревнование в мудрости. Тогда же первый раз упоминаются и семь мудрецов.

Их звали: Фалес, Солон, Клеобул, Биант, Периандр, Хилон и Питтак. Эти мыслители почитались греками за свой ум и практичную мудрость, а их крылатые фразы ушли в народ. «Познай самого себя» – этот афоризм и сейчас на слуху и вполне актуален для нас.

Но кто догадывается, что автор данного высказывания, Хилон, жил в столь далеком от нас VI веке до н.э.?

Из всех мудрецов основателем древнегреческой и фактически всей европейской философии, считают Фалеса из Милета.

Милетская школа философии

Философия Древней Греции о человеке - Студенческий портал

Фалес заложил начало натурфилософии. Он выявил главные вопросы, которые лежат в основе этой науки: что было первой стихией, из которой возник мир? И каковы законы Всеобщего (Космоса)? О первоначале мира у философов милетской школы не существовало единого мнения. Фалес полагал, что началу мира положила вода. Другой ученый муж, Гераклит, считал, что в основе мира – огонь, все сущее рождается из него и спустя время в нем же и погибает. С ними не был согласен Анаксимен, которой назвал воздух первым элементом Космоса. По его мнению, разрежаясь или сгущаясь, воздух превращался в другие стихии такие, как огонь, земля или вода.

Последователи ионийской школы не только ввели такое понятие, как Космос, который они называли «Всеобщее». С их трудами еще связывают зарождение таких наук как математика, астрономия, физика, биология и география.

Пифагор и его последователи

Пифагор родом из города Регия. Тот находился на острове Самос вблизи полиса Милет, где и появились первые философские школы. Они развивались не только в Древней Греции, но и ее колониях.

Пифагор был учеником Анаксимандра, одного из философов милетской школы. Позднее Пифагор сам стал основателем своей школы, а его последователей стали называть пифагорейцы.

Само создание термина «философия» обычно приписывается Пифагору. В переводе с греческого языка это означает «любовь к мудрости».

В наше время Пифагор известен, как великий математик, но его знания этим не ограничивались. В своих научных изысканиях он развивал такие науки, как астрономия и философия.

В основу своей философской идеи выходец из Регии положил количественную концепцию бытия. В основе мира лежит математика, все в мире определено по качеству и количеству.

Этот тезис Пифагора прошел через тысячи лет и в наше время среди ученых является основой для проведения экспериментов и наблюдений.

Возведение математики в Абсолют создало и негативные последствия, учение Пифагора породило мистику чисел, основанную на суеверии.

Свою школу Пифагор открыл в городе Кротон, что располагался в Южной Италии. Пифагорейцы, вслед за своим учителем, считали, что все происходящее во вселенной можно свести к числу. Но их интерес не ограничивался только математикой. Последователи Пифагора считаются основателем точных, естественных и гуманитарных наук.

Философия Древней Греции о человеке - Студенческий портал

Софисты

Софистов называли учителями мудрости и красноречия. Самими известными из них были Протагор и Горгий. Протагор вывел краеугольный принцип всех софистов: «Человек есть мера всех вещей». Именно сам человек – в центре внимания софистов. Они старательно изучали психологию, чтобы познать принципы работы сознания и научиться влиять на него, используя убеждения.

Софисты признавали, что любое восприятие мира субъективно, ведь оно происходит через органы чувств. Из этого следует, что сознание наше относительно и истины человек познать не сможет. Это привело к тому, что софистика стала считать условными законы государства, правовые нормы или мораль.

Последователи данной школы были первыми, кто стал брать плату за обучение.

Взамен они предлагали свои услуги политикам: обучали их грамматике и стилистике, помогали обрести красноречие с помощью риторики и умения вести полемику.

Софисты странствовали по Греции и ее колониям и любого, кто мог заплатить, обучали искусству красноречия. Их целью было привлечение молодежи к активному участию в политической жизни.

Противником этой школы стали Сократ и его ученики.

Платон и его Академия

Платон основал свою Академию в окрестностях Афин около 385 г. до н.э. Свое название она получила потому, что сады, где проходили занятия, были посещены герою из мифов по имени Академ. Помимо философии, ученики Платона изучали математику, астрономию, естествознание и другие науки.

В своих трудах Платон старался объединить философию и политику. Его школа подготавливала мудрецов-правителей, которые должны были управлять своими людьми справедливо и опираться на принцип всеобщего блага.

Диалоги Платона со своими учениками дошли до нашего времени. В них философ учит размышлять над людскими проблемами, которые не изменились за более чем два с половиной тысячелетия. В основе их – представление о том, что есть Идея, Справедливость и Государство.

По Платону, в основе мира – идеи, когда они воплощаются, то становятся вещами. Материальный, мир вещей, меняется и способен исчезнуть. Он менее существенен, он не является истинным, в отличие от мира идей. Именно тот мир является истинным. Так говорил Платон.

Учеником, а впоследствии, и критиком Платона был Аристотель.

Учение перипатетиков

В 335 г. до н.э. Аристотель, ранее бывший членом платоновской Академии, не сошелся во взглядах с учителем и основал свою школу. В ней постигалась только одна наука – философия.

Название свое школа получила от греческого словосочетания «ходить вокруг». Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время его лекций.

Другое название этой школы – Ликей (искаженное – Лицей) появилось, потому что ученики постигали мудрость по соседству с храмом Аполлона Ликейского.

Платон и Аристотель не сошлись во взглядах на то, каким представляется идеальное государство. Аристотель поддерживал право частной собственности, в противовес идее общности имущества, которую выдвигал его учитель.

Человека Аристотель считал общественным животным, которое обладает разумом. Только находясь в обществе, люди способны взрастить в себе нравственность. Главной добродетелью для Аристотеля являлась справедливость.

Читайте также:  Строение и жизнедеятельность одноклеточных - клеточный центр и пищеварительная система

Воспитанником Аристотеля был Александр Македонский. Он опирался на идеи своего наставника и меньше чем за 10 лет смог стать правителем целой империи.

После Аристотеля основные, классические философские школы Древней Греции уступили свое место новой философии.

Эпикурейцы

Школа эпикурейцев была основана в Афинах в 306 г. до н.э. Цель человеческой жизни, по Эпикуру, это удовольствие. Но не простое бесконечное чувственное наслаждение. А – удовольствие покоя, отсутствия страданий.

Все понятия, принятые в философии, Эпикур и ученики рассматривали с точки зрения духовного наслаждения. В основе данной философской школы ощущения, связь с окружающим миром. Эпикурейцы занимались изучением чувственного мира. Их целью было постижение уравновешенного удовольствия, которое бы не скатывалось до упрощенного или даже вульгарного наслаждения.

Мир чувств, ощущений считался среди них по-настоящему реальным. Поэтому для Эпикура и последователей реальность – нечто изменчивое, множественное. По их мнению, высшее наслаждение – это душевный покой и безмятежность. Чтобы достичь этого, человеку необходимо подчинить разуму свои страсти и плотские побуждения.

Этот исторический период для Греции был непрост. И философия откликалась на злободневные темы через призму вечности. Эпикурейцы размышляли о комфорте отдельного человека с позиций поздней эпохи рабовладельческого строя.

Философия Древней Греции о человеке - Студенческий портал

Школа стоиков

Философское учение стоиков оказалось популярней в Риме, чем у себя на родине, в Греции. Его представителями были Сенека и Марк Аврелий, Плутарх и Цицерон.

Целью этого учения было освобождение от страстей и покорность судьбе, ее фатализм.

Ведь по учению стоиков, весь мир, Космос – это один организм, составленный из разных элементов, главным из которых является огонь. Главный вопрос философии стоиков: каково место человека в Космосе? Согласно их учению, человек и Космос неразделимы.

Космос – одновременно бог и мировое государство. И каждый человек – тоже часть этого организма. Космические законы влияют и на человека, поэтому судьба каждого из нас неизбежна и предопределена изначально.

А неминуемость судьбы должна вызвать состояние бесстрастности, чего добивались последователи этой школы.

Киники

Последователи учения киников не поддерживали принятые в обществе нормы и обычаи и призывали их отбросить. В основе существования общества киники хотели заложить добродетель, а не условные законы. А добродетель, по их мнению – это природа, естественное состояние человека, которое было искажено навязанными правилами.

Киники противопоставляли себя обществу, и отвергали принятые в нем приличия. Никогда ни в одном городе не открывались шоклы данного направления. Ее последователи не создавали филосовских трактатов. Самым известным представителем киников был Диоген.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/gretsii.html

Философия Древней Греции

Родоначальницей всей европейской философии считается древнегреческая философия. Со времени своего появления (VII в. до н.э.), она сразу отличалась от восточной.

Прежде всего, потому что последняя опиралась на идею деспотического правления, поддерживала культ предков, чтила их обычаи и совсем не способствовала развитию свободомыслия.

Какие же факторы сформировали древнегреческую философию? Какими школами, философами и идеями она была представлена? Рассмотрим подробнее в статье.

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение.

Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума.

Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь.

Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества.

Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Школы философии Древней Греции

Философия Древней Греции о человеке - Студенческий портал

Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.

Натурфилософы

К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей.

Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а Гераклит – огню.

Кстати, уже упомянутого Фалеса можно считать основоположником геоцентрической системы мира, поскольку он первым предположил, что наша планета находится в центре Вселенной. Его усилиями был введен первый календарь, разделенный на 12 месяцев.

Элеаты

Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить.

Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.

Атомистическая школа

Ее основоположником являлся Демокрит. Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.

Классическое направление

В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля.

  1. Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок:
  • он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага;
  • у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя. Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.
  1. Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм:
  • его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»;
  • философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей;
  • бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
  1. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи:
  • бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид;
  • составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы;
  • именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики.

Эллинистическое направление

Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период.

  1. Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
  2. Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем.
  3. Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.

Итоги

Таким образом, древнегреческая философия существовала и развивалась около 1200 лет.

В ней еще чувствуется сильное влияние мифологии, хотя она и считается первой концептуальной системой, в рамках которой мыслители пытались найти рациональное объяснение всем окружающим явлениям и вещам.

Кроме того, ее возвышению способствовало «свободное» мышление жителей древних городов-государств, или полисов. Их пытливый ум, интерес к природе и миру позволил античной философии Греции заложить основы для развития всей европейской философии в целом.

Источник: https://GreeceMagazine.ru/filosofiya-drevnej-grecii/

«Предфилософия» Древней Греции

как переход от мифологического понимания мира к философскому мировоззрению

«Предфилософские» идеи зарождаются в Древней Греции в VIII—VII вв. до н.э.

в эпоху патриархального рода, где с развитием «элементов будущей государственности, с начинающимся разделением управленческих и трудовых функций между членами социальной общности» происходило перерождение мифологического мировоззрения в религиозномифологическое [65. С. 16].

Путь становления «предфилософии» характерен тем, что она, унаследовав мифологическую традицию, предприняла попытку разорвать свои отношения с мифом, но, отойдя от него, до вершин философии не поднялась, поэтому философская проблематика «мир и человек» существует в «предфилософии», разрабатывающей вопросы теогонии и космогонии, на уровне мифологической картины мира, где бессмертные боги понимаются как космический принцип, лежащий в основе всего существующего, а смертный человек обречен на страдания. Данные представления передают образы мифологии, содержащиеся в парафилософии гомеровского эпоса:

  • «Все на земле изменяется, все скоротечно; всего же,
  • Что ни цветет, ни живет на земле, человек скоротечней;
  • Он о возможной в грядущем беде не помыслит, покуда Счастием боги лелеют его и стоит на ногах он;
  • Если ж беду ниспошлют на него всемогущие боги,
  • Он негодует, но твердой душой неизбежное сносит:
  • Так суждено уж нам всем, на земле обитающим людям,
  • Что б ни послал нам Кронион, владыка бессмертных и смертных».
  • (Гомер)

Официальная религия Древней Греции — олимпийская. На основании «предфилософских» и «парафилософских» текстов видится, что Океан является предком богов, а миром управляет Зевс и подчиненные ему олимпийские боги.

В греческой «пред- философии» сохраняет ведущее положение принцип антропоморфизма (боги телесны, ощущают боль, испытывают радость и гнев и т.п.).

Так, например, сходство между богами и людьми иллюстрирует гомеровский эпос, где повествуется о сердечных делах Зевса, о появлении многочисленных полубогов (героев), о ревнивом к этому отношении Геры.

Особое значение на формирование античного мировоззрения сыграло творчество Гомера (VIII в. до н.э.) и Гесиода (700 до н.э.). Мифологические образы наиболее ярко проявили себя в античной эпической поэзии.

Исследователи Античности отмечают, что в период становления ранних полисов, городов- государств, приходивших на смену традиционным ран негосударственным структурам, где правила знать (цари — «басилеи», «архонты»; сословие «эвпатридов», т.е.

Читайте также:  Программное обеспечение и технологии программирования - студенческий портал

тех, кто происходит «от благородных отцов»), в Греции, в отличие от государств Востока, «предфилософские» идеи концентрировались не в «свящепных книгах», а в виде гомеровского героического эпоса» [65. С. 42—43 ] и «Гомера греки вообще считали свом учителем во всех сферах жизни» [65. С. 43].

Более того, «именно по поводу Гомера мыслители эпохи Возрождения утверждали, что поэты-богословы являются творцами культуры своих народов, и в этом смысле “Илиада” и “Одиссея” по своей роли в воспитании древних греков как народа не менее значительны, чем Библия для древних евреев» [65. С. 43].

В гомеровском творчестве мифологизм выступает стилевой особенностью мировоззрения. Гомеровский космос полон божественных и демонических сил (Гефест, Афина Паллада, музы), олицетворяющих человеческие качества и общественные явления.

Искусство в представлении Гомера не отличается от жизни, по оно и не отличается и от природы, а космос, «будучи произведением искусства (как и природа)», понимается эпически 122. С. 153]. Представление о красоте связывается Гомером с тончайшей, прозрачной, светоносной материей: «Красота есть некоторого рода текучая сущность» [22. С. 154], что продолжает восточную линию (египетскую) эстетических представлений.

В поэмах Гомера отсутствует систематически изложенная космогония и космология.

Существующие отношения между богами и человеком находят отражение в космогонических историях Гесиода, где содержится идея о «самозарождении» богов, персонифицирующих бездну пространства, землю, подземный мир, ночь, подземную тьму, а также космическую стихию любви, и рассматривается вопрос «порождения» одних богов другими.

В тексте поэмы Гесиода «О происхождении богов», согласно исследованиям М.М. Шитикова, «мир богов и есть, с одной стороны, тот космос, с которым имеют дело люди, только представленный не в системе понятий, а в системе имен божеств, а с другой стороны, это — “племя” богов, родственный коллектив, включающий несколько их поколений, т.е.

своеобразная проекция родоплеменных отношений на мир как целое» [65. С. 44]. Данный «социоморфизм», где «Боги образуют иерархию, среди них есть “главные” и второстепенные. Подземный мир — царство Аида, моря — Посейдона, а Зевсу, который является верховным богом, принадлежит непосредственно воздушное пространство и наземный мир.

Он ведет себя, как земные цари, а главные олимпийские боги — как “эвпатриды” мира богов» [65. С. 441, показателен для греческой «предфилософ- ской» мысли, о чем свидетельствуют достижения современной литературе о мифе (В.И. Плотников, И.Я. Лойфман, А.Ф. Лосев, А.Н. Чапышев, М.М. Шитиков и др.)

Анализ поэм Гесиода и Гомера позволяет утвердиться в наличии мифологического представления о человеке как «существе, движимом богами, демонами, существе не целостном, а как бы “сложенном” из отдельных органов, телесных и психологических» [65. С.

45], который «способен па рациональное поведение, руководствуется общепринятыми ценностями и обычаями, стремится первенствовать в избранной (или унаследованной) сфере деятельности» [там же].

Человек в древнегреческом эпосе раскрывается как личность, по «мера этой “личностности”, мера осознания себя человеком как самодеятельного субъекта является предметом ожесточенных споров среди исследователей» [65. С. 45].

«Предфилософия» Греции нередко мыслится как начало длительного пути самопознания человека, что отражает генезис этики, источник которой исследователи древней философии видят в поэме Гесиода «Труды и дни», в частности М.М. Шитиков отмечает в ней своеобразную «пред-этику», где возникает представление о добродетели [65. С. 45].

«…Зла натворить, сколько хочешь, — весьма немудреное дело.

  1. Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко.
  2. Но добродетель от нас отделили бессмертные боги
  3. Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога
  4. И трудновата в начале. Но если достигнешь вершины,
  5. Легкой и ровною станет дорога тяжелая прежде»
  6. (Гесиод)

Среди моральных наставлений Гесиода содержатся руководства здравого смысла: «Не меряться с сильнейшим, любить тех, кто тебя любит, защищаться от нападающих, давать тем, кто дает, и ничего не давать не дающим, стремиться к накоплению» [65. С. 46].

Особая роль в формировании философской проблематики Античности принадлежит так называемой эпохе «семи мудрецов» (конец VII и начало VI в. до и.э.). Число мудрецов, составляющих данный блестящий список, является условным, так как в разные времена в него включались разные люди.

Среди максим культуры «Семи мудрецов» присутствуют мировоззренческие принципы и моральные нормы, что позволяет считать их началом становления этики — учении о нравственности, о благе.

Так, Хилон писал: «Знай себя» и советовал: «Не позволяй своему языку опережать твой разум», Биант отмечал, что «О богах говори, что они существуют» и «Говори к месту». Фалес учил, что «Учи и учись лучшему» и «Блюди меру».

У Солона говорится: «Ничего слишком», Клеобул же дополнил: «Мера — наилучшее», а Питтак утверждал, что «Знай меру» и «Нужно знать свое время». Периандр утверждал, что «Удовольствия смертны, добродетели бессмертны» т.п.

Все высказывания представляют собой житейскую мудрость, оформленную в виде афоризмов и свидетельствуют о формировании в античной «протофилософии» понятия о мере («ничего слишком», «ничего сверх меры»). Роль данных высказываний велика, они свидетельствуют о трансформации античного мировоззрения, где наметился уход от «мифологических теогоний к человеку» [64. С. 172 J».

Фалеса, входящего в список «Семи мудрецов», относят к основоположникам стихийного материализма Античности, его роль в истории философии велика, он, как отмечает А.Н. Чаны- шев, «первый древнегреческий, а тем самым древнезападный философ» [64. С. 173], который «распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута в гномах, на мировоззрение» [там же[.

Таким образом, олимпийская идеология «предфилософии» и «парафилософии» (культурной среды) Древней Греции способствовала формированию философского мировоззрения, которое достигло расцвета в эпоху классики Античности.

Источник: https://ozlib.com/818039/sotsium/predfilosofiya_drevney_gretsii

Философия Древней Греции

Что пыталась осознать философия Древней Греции? Переход от мифов к реальности, стихии, геометрия и математика и как не странно…переселение души. Какие загадки мироздания открывали великие философы? Что актуально и по сей день? Основы современной философии и диалектики были заложены много тысячелетий назад?

Философия древней Греции.

Греческая философия в VII — VI веках до н.э. и явилась, по сути, своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э.

— досократовская философия II V-IV века до н.э. — классический этап Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии III IV-II века до н.э.

— эллинистический этап.

Упадок Греческих городов и установление господства Македонии IV I век до н.э. — V, VI века н.э. — Римская философия. Греческая культура VII — V вв. до н.э. — это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

Платон однажды дал такое определение человека: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Диоген Синопский принёс в Академию ощипанного петуха и предъявил его в качестве человека. Тогда Платону пришлось добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода в основном сохранило те представления, которые имели место еще во втором тысячелетии до н.э.

Природа по-прежнему представлялась греку населенной и управляемой различными существами, о которых народная фантазия слагала красочные поэтические мифы.

Эти существа в основном можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов, ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины.

Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались старшие поколения богов, свергнутые их потомками.

Греки думали, что первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос — жизненное начало, любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран, который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли Геи.

Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов.

Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных явлений и особенно грома и молнии.

Посейдон был властителем влаги, орошающей землю, властителем моря, ветров и землетрясений. Аид, или Плутон, был владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое существование тени умерших. Супруга ЗевсаГера считалась покровительницей брака.

Гестия являлась богиней домашнего очага, наименование которого она и носила (Гестия по-гречески- очаг).

«Я знаю, что ничего не знаю», — широко известное изречение Сократа. Но историки поздних времен заметно сократили высказывание мудреца: «Я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки — эротики. А в ней я ужасно силён».

С возникновением нового классового общества и установлением полисов ряд богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств. Значение Аполлона еще более выросло в связи с основанием большого числа новых городов.

В результате культ Аполлона стал оттеснять на второй план культ Зевса; особенно он был популярен в среде греческих аристократов.

Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные явления природы, а также жизни человека и его общественных отношений, весь окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным многочисленными божественными существами.

О происхождении людей у эллинов существовал миф, согласно которому один из титанов — Прометей слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью.

Прометей был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена его существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес им огонь.

За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить Прометея к скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не освободил Геракл (сын Зевса и земной женщины).

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем, как принял смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно это делалось в благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков.

Местом почитания эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки. Культовые обряды у греков были связаны с общественной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось принесением в жертву животных на алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам. Особенными обрядами сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.

Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага.

В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно.

Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента.

Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины.

Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл («наилучшая слава»). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др.

В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична.

Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели).

Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей.

Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек.

В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве.

Читайте также:  Значение кишечнополостных в природе и жизни человека - структура органов

Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

Аристотель считал, что «знающим» человеком следует называть лишь того, кто может применять свое знание. Если человек знает одно, а поступает по-другому, — он обладает не знанием, а мнением. Ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.

Представители Элейской школы (конец VI — начало V в. до н.э.) -элеаты — сформулировали новые концепции сущности бытия и его познаваемости. Ксенофан (ок. 570-478 гг. до н.э.) считал, что бог — это весь космос, вечный и неизменный, обладающий абсолютным знанием. Парменид из г. Элей (ок. 540- 470 гг. до н.э.

) доказывал, что небытия нет, бытие же вечно, неизменно и неподвижно, а изменчивость видимого мира -лишь иллюзия, порожденная ощущениями. Его последователь Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.) подчеркивал противоречие между — разумом и чувствами: мир в ощущениях изменчив, а в мышлении неподвижен и целостен.

Это истоки диалектики.

Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.), познакомившись с египетскими и вавилонскими науками и таинствами, основал «Пифагорей.ский союз» — религиозно философское товарищество, разглашать тайны которого запрещалось. Известно, что Пифагор считал душу бессмертной и развивал идею переселения душ.

Полагая, что «самое мудрое — это число», он описывал мир через соотношения чисел и геометрические фигуры: земля — куб, огонь — пирамида, воздух — октаэдр.

Многие теории Пифагора оказали влияние на других греческих философов и не утратили своего значения до сих пор (например, иррациональные числа).

Источник: https://studwood.ru/980940/filosofiya/filosofiya_drevney_gretsii

Философы Древней Греции

«Первая и лучшая победа — это победа над самим собой!». Не правда ли, с данным изречением не поспоришь?! Во все времена люди старались познать самое себя и окружающий мир.

В Европе начало развития философии — учение о познании всего сущего и исследованию причин и принципов вещей, в VII-V вв. д.н.э. положила Эллада.

Философы Древней Греции стремились ответить на вопросы: «Из чего произошел мир?», «Зачем?», «Познаваем ли он?».

Ранняя греческая философия (VI-V вв. д.н.э.)

Древние философские школы включали в себя милетскую, пифагорейскую, элейскую, атомизм. Родоначальником греческой философии считают Фалеса Милетского — философа и математика, который рассматривал Воду, как начало всего и вся. По мнению Фалеса Вода — это Альфа и Омега, начало и конец Вселенной. Его концепцию «утвердили» Гераклит и Плутарх, которые отмечали, что Вода (Влага), испаряясь, обращается в воздух, выпадает в виде осадков, питает землю, то есть жизнь без нее невозможна. «Родителем» всего сущего считали Воду и древние египтяне.

Милетцы

Представители Милетской школы Анаксимандр и Анаксимен в качестве «первоначала» видели апейрон (нечто божественное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении) и воздух.

Кстати, Анаксимандр первым из мыслителей выдвинул предположение, что Земля имеет форму сферы. Милетцы полагали, что Единое Вечное имеет первовещество — некую субстанцию абстрактную, неопределенную, беспредельную и божественную.

Находясь у истоков греческой науки, они первыми ввели научную терминологию и стали писать прозой.

7 мудрецов

«Отец» философии Фалес возглавлял список «7 мудрецов», куда входили политики, мыслители, общественные деятели VII-VI вв. д.н.э. Кроме него неизменными в этом списке во всех источниках оставались:

  • Солон из Афин — поэт, политик, архонт по роду деятельности (гг.жизни 640-559 до н.э.); сыграл важную роль в становлении Афинского государства;
  • Биант из Приены — мудрец, общественный деятель (625-559 гг. до н.э.); автор крылатой фразы «Все свое ношу с собой»;
  • Питтак из Митилены — мудрец (д/р 650 – д/с 570 гг. до н.э.), автор изречения «С неизбежностью и боги не спорят».

Философия «7 мудрецов» — это и не наука, и не мифология, а сознание, которое достигается уровнем житейской мудрости и проявляется в изречениях, пословицах и поговорках. Так, профессор Шахнович М.И. отмечал, что «…изречения, приписываемые 7-ми древнегреческим мудрецам, восходят к фольклору». А Карл Маркс считал, что греческая философия «…начинается с «семи мудрецов».

Имена оставшихся трех мудрецов из семи в разных источниках отличались друг от друга. Но в одном из них, списке Диогена Лаэртского, значился Пифагор — философ, математик, мистик, основоположник собственной философской школы, получившей название Пифагорейской.

Школа Гераклита Эфесского

Одним из значимых философских учений раннего периода древнегреческой философии являлось учение Гераклита. Его считают основателем первой формы диалектики.

Гераклит из Эфеса принимал за первооснову Живой Огонь, воспламеняющийся и потухающий по законам Природы. Он полагал, что все явления рождаются из Огня, и, исчезая, преобразуются в него.

В этом Гераклит «перекликался» с милетскими философами, которые брали за первовещество природную стихию.

Мир, по мнению Гераклита, — это Вселенная, где все изменяется и движется, где невозможно пребывать все время в одном и том же состоянии. И в тоже время, противоположности связаны друг с другом и становятся тождественными, как «тепло-холод», «день-ночь», «избыток-нужда», «жизнь-смерть». Так, каждая пара противоположностей формирует единство и одновременно множественность.

Пифагорейская школа

Пифагор первый ввел в обиход понятие «Космос» — Вселенная, как единое целое, где все подчинено Гармонии и Соразмерности. Красота гармонична, если она «пропорциональна», но не чрезмерна. Таким образом, пифагорейцы выдвигали математическое объяснение происхождения мира и количественные закономерности его развития. Пифагор утверждал, что познать мир можно только, изучая числа и числовые отношения. С помощью чисел и пропорций можно познать душу человека и управлять ею до того самого момента, как она перейдет в другое — высшее состояние.

Одной из сфер деятельности Пифагора была мистика. Он создал мистическое учение о круговороте переселений души, где прослеживалась мысль о том, что Душа Вечна: она многократно переселяется в тела людей или животных до тех пор, пока не заслужит права вернуться вновь на Небеса.

Интересной и даже экзотической версией Пифагора было учение о Гармонии сфер, к которым якобы прикреплены планеты. Сферы эти двигаются и вместе с ними вращаются и планеты. Естественно, в те времена речь шла о видимых небесных телах: Луна, Солнце и т.д.

Правда, одну планету — десятую — пришлось «выдумать», так как Пифагор считал «10» совершенным числом. Придумал ее ярый последователь пифагорейцев Филолай и назвал Противоземля, считая, что она находится напротив Земли и заслонена «Центральным огнем».

Вращаясь, небесные сферы издают неповторимую музыку, но человек этого услышать не может, потому что созвучие их постоянно, ничем ненарушаемо. Человек родился, живет и умирает с этой мелодией и не улавливает ее, как нечто особенное для слуха. Это и есть Гармония сфер. Кстати, впоследствии Пифагор даже определил для небесной мелодии музыкально-математическую пропорцию.

Самосский мыслитель проповедовал лечение музыкой и достигал в этом больших успехов. В его учении ясно прослеживалось триединство математики, астрономии и музыки, и в дальнейшем усложнилось Платоном и использовалось другими последователями Пифагора, включая Шекспира и Гёте.

Элейская школа

Она была основана Ксенофаном примерно в 540 году д.н.э. Самый знаменитый ее представитель — Парменид, который предложил идею Бытия, как то, что оно Всегда есть, а Небытия нет. Элеаты утверждали, что какого-либо движения во Вселенной не существует, и это лишь обман чувств. Зато есть Одно лишь Материальное и Неподвижное Вечное. Элейская школа плотно подошла к вопросам бытия, отождествляя его с Богом, Космосом.

Атомизм

Ранняя древнегреческая философия совмещала философию и физическое начало, чтобы объяснить первооснову мира и всесущего. Учение об атомах — следующий этап развития этой концепции.

Демокрит рассматривал Бытие, как нечто абсолютно простое и неделимое.

Его учение, так называемая онтология, сводилась к двум положениям: все в мире соединяется и разделяется на атомы (1), которые движутся в пустоте и занимаемое ими место случайно (2).

Атомы, находясь в бесконечном движении, при столкновении образуют различные соединения. Более «плотные» частицы соединяются в середине — это Земля. Более «тонкие» устремляются во внешнюю часть пустоты — это Небо.

Человека тоже образуют атомы, но он еще и наделен Душой, которая «функционирует» за счет дыхания. Человек «познает» мир через органы чувств. Причем реакцию вызывают образы вещей — их тончайшие копии, которые «проникают» в Тело и соприкасаются с атомами Души. Так человек ощущает что-либо: видит, чувствует, осязает, постигает их природу.

Античная классика (V век — середина IV века д.н.э.)

Сократ

Постепенно философы подходят к изучению человека и его мироощущений. Родоначальником субъективно-антропологического направления в философии стал Сократ. Он был софистом — популярного в V-VI вв. д.н.э.

учения, обличающего окружающую действительность, но обратившего внимание людей к проблемам человека, его внутреннему «я», воспитанию и отношению к миру. Однако Сократ был больше, чем софисты, которые не желали учитывать опыт прошлых цивилизаций.

Мудрец с помощью логических приемов и вопросов к собеседнику, подводил его к самостоятельному поиску истины и верному ее нахождению. Он совершил переворот в философии, «перейдя» от натурфилософии к рассмотрению человека, как форме Бытия.

Философия Сократа отличалась высокой нравственностью. Он сам являл собой пример храбрости, мудрости, благородства. Сократ отличался красноречием, независимостью взглядов, добродетелью, жаждой помочь другим.

На поле боя, когда он помогал раненому Алкивиаду, воинам противоборствующей стороны ничего не стоило убить старца.

Но они находились под впечатлением от его храбрости, слов, авторитета, и просто разошлись в стороны.

Примером была не только жизнь Сократа, но и смерть. Когда его в родном городе Афины осудили за богохульство и развращение молодежи, он, как свободный гражданин, сам себе избрал способ казни, и принял сильный яд — спокойно, безропотно, с высоко поднятой головой. Он даже отказался от побега из тюрьмы, который ему организовали друзья, пошутив, что вряд ли на свете есть место, куда не могла бы заглянуть смерть.

Позже последний день жизни и суд над философом описывали в своих трудах ученики Сократа — Платон и Ксенофонт.

Кстати, благодаря им мир узнал о Сократе, как о великом ораторе, философе и мудреце, ведь он никогда не записывал свои мысли, но излагал их в форме беседы и спора.

Так он разработал диалектику, состоящую из иронии и рождения в споре истины. «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» — это крылатое выражение Сократа актуально в современном мире.

Продолжатель Сократа — Платон. Он впервые в философии обозначил различие между тем, что есть сущность и что — явление. Он предложил объяснить многообразие чувственного мира с помощью понятия «материя» — первичного материала, из которого «сделаны» все существующие вещи — и ее формы.

  • Платон развил учение о том, что все божественное произошло из Хаоса;
  • Он «разделил» Душу человека на три части: разумную, вожделенную и чувственную;
  • Он предложил создать совершенное государство со строгой системой воспитания и образования, где высшей властью обладали бы философы, второе сословие составляли бы стражи, третье — ремесленники и земледельцы.

Завершил объективистско-онтологическое учение Платона Аристотель. Правда, он не был согласен со своим учителем на счет идеального государства, состоящего из несчастных граждан, где каждый занимался бы не тем, что близко его душе, а тем, куда его определит общество.

Аристотель утверждал, что Душой наделены растения, животные и человек, но только Человек может заниматься интеллектуальной деятельностью и следовать определенным нравственным правилам жизни.

Аристотель — ученик Платона и воспитатель Александра Великого — был первым мыслителем, который «охватил» все аспекты человеческого бытия: социологию, политику, логику, этику, физику и, конечно, философию.

Его учение оказало огромное влияние на последующее развитие западной философии.

Эллинистическая философия

Аристотель был «последним» философом античного периода древнегреческой философии. После него начинается эра эллинистической системы взглядов, для которой первостепенными вопросами являются проблемы человеческого счастья и добродетели. Это время, когда жил Сенека, пропагандировавший следование судьбе, фатуму, Эпикур, считавший, что жизнь человека — это преодоление страхов, и основным из них является страх перед смертью.

Одним из направлений эллинистической школы стал скептицизм, и философ из Элиды Пиррон был основателем скептической школы, где поддерживалось мнение, что нет в мире ничего прекрасного и безобразного, плохого и хорошего — все ровно и одинаково. А значит, суждения на эту тему неуместны и недоступны для человеческого познания.

В целом, разнообразие философских школ Древней Греции определило основные тенденции для дальнейшего развития человеческой мысли.

Специально для Лилия-Тревел.РУ — Анна Лазарева

Источник: https://liliya-travel.ru/greece/istoricheskij-ekskurs/filosofyi-drevnej-greczii.html

Ссылка на основную публикацию