Философия духа Гегеля — развитие, эволюция абсолютной идеи, некоторые аспекты жизни

Философия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем. Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.Философия духа Гегеля - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Сравнительная характеристика Философских идей Канта и Гегеля.

Кант говорит, что невозможно познать чистый разум без опыта. Окружающий нас мир не может быть познан человеком. Непознаваемое, или (вещь в себе), и явление — то, (как эта вещь является нам), не связаны между собой.

Читайте:Философия КантаГегель полностью опровергает, подобную идею, и говорит, что человек способен познавать окружающий мир, и вещь в себе и явление, не могут быть разорваны, они должны быть связаны. У Гегеля и Канта совершенно разное отношение к «противоречию».

У Канта; противоречие есть источник заблуждения, понятие очень негативное, а Гегель скажет, что именно противоречие есть критерий, истинны, а отсутствие противоречия, как раз и есть критерием заблуждения.

Любой предмет, начиная от самого простого, до самого сложного, как человеческий организм, содержат в себе взаимоисключающие моменты, но одновременно и взаимодополняющие друг друга.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Философские идеи Ф.М. Достоевского - основные мысли философии и биография

Оценим за полчаса!

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ.

Согласно Гегелю в основе мира лежит безличное, духовное первоначало, которое является условием и основой развития мира, человека и природы. Абсолютная идея – это система само разворачивающихся категорий, которые являются условием, для формирования мира.

Ключевая задача у абсолютной идеи — это, ни что иное, как самопознание.

Понятие; безличное первоначало и абсолютная идея – Природа не может быть основой всего существующего. По мнению Гегеля, природа есть пассивная субстанция. Природа сама по себе не содержит активных действий.

Творческим толчком для мира должна быть некая абсолютная, безличная, духовная сила (первоначало)

Развитие, эволюция абсолютной идеи:

Метод восхождения от абстрактного, к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.

Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».

Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.

Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.

Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира.

Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие.

Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.

ФИЛОСОФИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ

Существует три закона диалектики Гегеля:

1. Диалектика Гегеля : Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот – это первый закон, самый важный, основной закон. У Гегеля есть четыре ключевые термина, которые характеризуют этот закон:

Количество – внешнее определенность предмета, те показатели, которые фиксируют и демонстрируют нам нахождение предмета в пространстве и времени. Качество — эта категория фиксирует внутреннюю определённость предмета, тождественность с бытием. Именно эта категория, делает какой то предмет, именно тем чем он является. Мера – это показатель гармонии, упорядоченность количественных и качественных изменений. Мера – это временной интервал, в рамках которого, предмет может менять свои количественные характеристики, сохраняя при этом прежнее качество.Скачок – Скачок это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое. Пример: Температура кипения воды составляет 100 градусов.

Допустим изначально, мы имеем воду комнатной температуры 20 – 30 градусов, это и будет количество, (количественный показатель) Если мы начнём нагревать воду, её количественные показатели будут увеличиваться. Временной интервал, в котором вода будет сохранять свое жидкое состояние это и есть мера.

Пока вода будет сохранять свою жидкую форму, мера, будет не нарушена. Как только произойдёт переход, и температура воды достигнет 100 градусов, то есть, вода из жидкого состояния, перейдет в парообразное, она резко поменяет своё качество, тем самым изменив показатель меры.

Мы сможем наблюдать скачок, переход количественного в качественное.

2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.

Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.

Пример: Во многих учебниках по философии, закон двойного отрицания предлагают рассмотреть на примере колоса пшеницы.

Колос появляется, только благодаря тому, что погибает зерно пшеницы, то есть по закону диалектики, колос отрицает зерно. Но проходит время, и в колоске появляются новые зёрна пшеницы, а колос погибает.

Из этого следует, что отрицание зерна, стало причиной появления колоса, а отрицание колоса послужило появлению новых зёрен.

3. Диалектика Гегеля : Закон единства и борьбы противоположностей – Ключевые понятия в этом законе, это — понятие тождества, понятие различия, понятие противоположности и понятие противоречия.

Тождество – это категория, которая выражает равенство объекта или предмета самому себе, т. е. А = А. Если человек осознаёт себя, то он осознаёт себя собой, в любой момент своей жизни. Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышление и открываются нам, по этому, мы можем сказать о совпадении природы открытой нашему мышлению, и самого мышления.Различия – категория неравенства самому себе, А? А. Я осознаю себя, собой в любой момент жизни, но с другой стороны я не осознаю себя собой, потому, что я развиваюсь, меняюсь, соответственно меняется моё восприятия себя и окружающего мира. Противоположности – категория, которая выражает такие характеристики объекта, которые коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать. Противоречия – эта категория характеризует наивысший этап развития, это необходимое условие, для развития.

Источник: https://neo-humanity.ru/84-filosofiya-dostupnym-yazykom-filosofiya-gegelya-absolyutnaya-ideya-dialektika-gegelya.html

Конспект лекций по философии

Подробности Категория: Конспект лекции по философии

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

  • Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
  • • теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея — Мировой дух);
  • • диалектика как всеобщий философский метод.
  • К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
  • • «Феноменология духа»;
  • • «Наука логики»;
  • • «Философия права».

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля — отождест­вление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

  1. Абсолютная идея — это:
  2. единственно существующая подлинная реальность;
  3. • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
  4. • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
  5. Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение.
  6. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде:
  7. • окружающего мира;
  8. • природы;
  9. • человека;
  10. • а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю­щий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:
  11. • творение материи из воздуха;
  12. • сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
  13. • искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа.

  • Через человека Мировой дух:
  • • проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
  • • целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход истории;
  • • познает себя через познавательную деятельность человека;
  • • творит — в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

все — Мировой дух, «конечный дух» — человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы — содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

  1. • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
  2. • единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).
  3. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
  4. существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
  5. • данному тезису всегда находится антитезис — его противопо­ложность;
  6. • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
  7. • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.
  8. Например:

Философия духа Гегеля - Студенческий портал

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис — «небытие» («абсолютное ни­что»). Бытие и небытие дают синтез — «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме.

По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

  • • философию природы;
  • • философию духа;
  • • философию истории;
  • • а значит, и их сущность.
  • Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
  • • субъективный дух;
  • • объективный дух;
  • • абсолютный дух.
  • Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).

Объективный дух — следующая ступень духа, «дух общества в целом».

Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми.

Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нрав­ственность, гражданское общество, государство.

  1. Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина. Выражением Абсолютного духа являются:
  2. • искусство;
  3. • религия;
  4. • философия.

Искусство — непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и ото­бразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениаль­ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолют­ная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия — абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — фило­софами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью» — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

  • Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:
  • философию природы;
  • • антропологию;
  • • психологию;
  • • логику;
  • • философию государства;
  • • философию гражданского общества;
  • • философию права;
  • • философию истории;
  • • диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного

духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

  1. • восточную;
  2. • антично-средневековую;
  3. • германскую.

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой пе­риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

  • Антично-средневековая эра — период, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей.
  • Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
  • 5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:
  • государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог);
  • • право — наличное бытие (воплощение) свободы;
  • • общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
  • • богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
  • • противоречия, конфликты в обществе — не зло, а благо, двига­тель прогресса;
  • противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
  • • «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и
Читайте также:  Дизельный двигатель - как работает устройство и популярные производители

сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

Источник: https://studfilosed.ru/konspekt-lektsij-po-filosofii/218-filosofiya-gegelya-2.html

Олег Чернэ

Философия духа Гегеля - Студенческий портал

Не имеет значения, когда человек живет, если его творение находится в зоне пространственных величин. Только для линейных людей такие люди могут быть историей. Для тех же, кто мыслит и пытается познавать себя, они всегда в настоящем и даже в будущем.

Для меня Гегель — один из основателей теории развития сознания, где он сравнивает субъективный анализ с объективным не для решения вопроса в пользу одного из них, а для выявления абсолютного понятия, где дух и сознание едины. Это позволяет нам познать природно-пространственную связь сознания, что так необходимо для понимания концепции существования человека.

Один из величайших философов своего времени, Георг Вильгельм Фридрих Гегель оказал исключительное влияние на развитие философской мысли как в Западной Европе, так и в России в 40-60-х годах 19-го века.

Немецкий философ-идеалист противопоставил господствовавшей в 18-ом веке научной мысли (рассматривавшей объективный мир и его отражение в человеческой психике как систему неизменных и замкнутых в себе элементов) диалектический метод, требовавший изучения окружающей природы и человеческой истории в их движении и неразрывной связи.

С точки зрения Гегеля, нет ничего неизменного и постоянного, все течет, движется и изменяется… И суть этого движения — не законы эволюции, а путь диалектики, т. е. путь развития на основе противоречий. Основа всего существующего, для Гегеля, — это Абсолютный дух, развитие которого по имманентным законам и составляет диалектический процесс.

Биографическая справка

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 в протестантской семье.

После окончания гимназии Гегель поступил на богословское отделение Тюбингенского университета (1788–1793), где прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию.

Друзьями Гегеля здесь стали молодой Фридрих фон Шеллинг, будущий великий философ-идеалист, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. В университете Гегель также увлекался изучением работ Иммануила Канта и произведениями Ф.Шиллера.

В 1799, после смерти отца, Гегель, получив небольшое наследство, смог вступить на поприще академической деятельности, и в 1800 году возник первый набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).

На следующий год, представив в Йенский университет диссертацию «Планетные орбиты» (De orbitis planetarum), Гегель получил разрешение читать лекции. В университете Гегель сумел реализовать свой исследовательско-аналитический талант, параллельно получив статус профессора. Лекции Гегеля были посвящены обширному кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике.

В тот же период у Гегеля четко формируются положения и его первой из главных работ — «Феноменологии духа» (Phänomenologie des Geistes, 1807).

В этом труде Гегель разворачивает идею поступательного движения сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения к его восприятию и затем к познанию разумной действительности, что приводит человека к абсолютному знанию. Таким образом, для Гегеля единственно реальным является только разум.

В 1806 году Гегель покинул Йену, чтобы через два года принять пост ректора классической гимназии в Нюрнберге. Здесь, за восемь лет работы, Гегель получил богатейший опыт — и как преподаватель, и как ученый.

Он много общался с людьми, читал лекции по философии права, этике, логике, феноменологии духа, различным направлениям философии.

Ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии.

В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, которая была родом из семьи баварской знати. В этот довольно счастливый для себя период Гегель пишет наиболее важные произведения своей системы (например, «Наука логики» (Die Wissenschaft der Logik, 1812–1816)).

В 1816 году Гегель переезжает в Гейдельберг, получив приглашение от местного университета. Здесь он преподает на протяжении четырех семестров, на основе чего возникает учебник «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, первое издание 1817). А в 1818 году Гегель получает приглашение преподавать в Берлинском университете.

Лекции Гегеля в Берлине получили такую известность, что в университет устремились не только немецкие студенты, но и молодые люди из многих европейских стран.

Мало того, гегелевская философия права и государственного строя начала обретать статус официальной философии Пруссии, и целые поколения общественных и политических деятелей формировали свои взгляды на государство и общество на основе гегелевского учения.

Можно утверждать, что система Гегеля, как философа, обрела реальную силу в интеллектуальной и политической жизни Германии.

К сожалению, сам философ не смог в полной мере почувствовать все плоды своего успеха, так 14 ноября 1831 года он скоропостижно скончался (как предполагают, от холеры).

(Вскоре после смерти Гегеля его друзья и ученики подготовили полное издание его работ, которое было опубликовано в 1832–1845 гг., это были не только уже опубликованные работы философа, но и университетские лекции, рукописи, а также его студенческие записи на самым широкие темы (философия религии, эстетика, история философии)).

Философия Гегеля

Философская система Гегеля строится вокруг того, что реальность поддается рациональному познанию, ибо рациональна сама Вселенная. «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» («Философия права»).

Абсолютной реальностью для Гегеля является разум, который проявляет себя в мире.

Соответственно, если бытие и разум (или понятие) тождественны, то мы можем узнавать о строении реальности через изучение понятий, и в этом случае логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее сущности.

Диалектизм Гегеля заключается в том, что всякое понятие, реализованное до конца, неизбежно ведет к своему антагонистическому началу, то есть реальность «превращается» в свою противоположность.

Однако это не простое линейное противопоставление, так как отрицание противоположности приводит к согласованию понятий уже на новом уровне, что ведет к синтезу, где противостояние тезиса и антитезиса разрешается.

Но здесь же возникает и новый виток, ибо синтез в свою очередь также содержит в себе противополагающее начало, которое приводит уже к его отрицанию. Так рождается не имеющее конца чередование тезиса антитезисом, а затем синтезом.

Реальность Гегеля существует в трех стадиях: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Относительно разума, или духа, эта теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя три ступени. Вначале это дух в себе, затем, расширяясь в пространстве и времени, он превращается в свое «инобытие», т.е. в природу.

Природа в свою очередь развивает сознание, тем самым образуя свое собственное отрицание. Но здесь происходит уже не простое отрицание, а примирение предшествующих ступеней на более высоком уровне. В сознании возрождается дух.

В новом цикле сознание проходит три последующие стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

На основе этого же принципа Гегель производит и систематизацию философии, очерчивая место и значение различных дисциплин: логики, философии природы и духа, антропологии, феноменологии, психологии, морали и этики, включающей философию права и философию истории, а также искусства, религии и философии как высших достижений разума.

Довольно серьезное место в философии Гегеля занимает этика, теория государства и философия истории.

Вершиной его этики является государство как воплощение нравственной идеи, где божественное врастает в действительное.

По Гегелю, идеальное государство — это мир, который дух создал для себя, или божественная идея, воплощенная на Земле. В исторической же действительности имеются хорошие (разумные) государства и дурные государства.

Гегель полагает, что Мировой Дух (Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия — индивиды и народы, поэтому героев истории нельзя судить по обычным меркам.

Кроме того, реализация самого Мирового Духа может показаться обычному человеку несправедливой и жестокой, если она связана, например, со смертью и разрушениями, ибо индивиды полагают, что они преследуют свои собственные цели, но на самом деле они осуществляют намерения Мирового Духа, который решает прежде всего свои задачи.

Через призму исторического развития любая нация, как и индивид, переживает, по Гегелю, периоды юности, зрелости и умирания, реализуя свою миссию и затем покидая сцену, чтобы дать дорогу более молодой нации. Конечная цель исторической эволюции — это достижение истинной свободы.

Важная концепция в системе Гегеля — понятие свободы как фундаментального начала духа. Он полагает, что истинная свобода возможна только в рамках государства, ибо только здесь человек обретает достоинство как независимая личность. В государстве, говорит Гегель, правит всеобщее (т.е. закон), а индивид по своей свободной воле подчиняет себя его правлению.

Гегель считает, что только с распространением христианства человечество узнало настоящую свободу. Путь к этому знанию подготовила греческая философия: человечество начало сознавать, что человек свободен как таковой и что свободны все люди. Различия и недостатки, присущие индивидам, не затрагивают сущности человека, ибо свобода является частью самого понятия «человек».

Довольно парадоксальным является положение Гегеля о том, что философия не может поучать мир, каким ему следует быть, ибо она достигает своей вершины в тот момент, когда действительность уже закончила процесс формирования и достигла завершения.

Отправить эту страницу другу

  • 1227
  • Вопрос
  • Отправить эту страницу другу

Вид для печати

Источник: https://www.olegcherne.ru/ludi/9-gegel

Философия духа Гегеля – кратко

(Отдельные разделы философии духа Гегеля подробнее раскрыты в особых статьях нашего сайта: Гегель о субъективном духе и индивиде, Гегель – философия права, Гегель о браке и семье, Гегель о гражданском обществе и государстве, Гегель – философия истории, Гегель об абсолютном духе, Гегель об искусстве, Гегель — философия религии, Гегель — философия науки)

Философия духа, один из наиболее разработанных Гегелем отделов системы, разделяется на учение о субъективном духе, объективном и абсолютном. На определённой ступени развития природы появляется разумный человеческий индивид.

Живя вначале, как дитя, в естественном состоянии, в подчинении инстинктам эгоизма и разнообразным влияниям природы: различиям рас, народов, полов, возрастов, темпераментов, естественных способностей и пр., — он представляет собой субъективный дух.

Однако по мере развития разума, он признает в других индивидах равных себе, то есть духовные существа, которые он должен уважать. Индивид понимает, что его индивидуальная свобода ограничена свободой ему подобных.

Так начинается коллективная жизни людей — ступень объективного духа. В обществе человеческие влечения перестают быть слепыми инстинктами и превращаются в сознательные побуждения.

Свобода всех, признанная и принятая индивидом ради собственной свободы, обретает тем самым форму права, которое, по Гегелю, призвано путём наказуемости преступлений реализовать не грубую и сиюминутную пользу, а идею вечной справедливости. Поднявшись к уровню добровольного личного побуждения, право возвышается до нравственности.

Одним из главных нравственных институтов является семья — но лишь в том случае, когда она не основана на простом инстинктивном влечении, а одухотворена идеей служения обществу.

Из семей составляется гражданское общество. Его более высокой разновидностью является государство, которое преследует не одно только благо индивидов, а стремится к осуществлению требований разумного объективного духа. Монархический тип государственности консерватор Гегель ставил выше республиканского.

Республика, по мнению Гегеля, преувеличивает значение и роль индивида и из-за этого со временем неизбежно разлагается изнутри, переходя в свою противоположность — деспотизм.

Монарх же — это олицетворение великих духовных интересов, само государство, ставшее человеком, безличный разум, ставший разумом личным, общая воля, ставшая волей личной.

С появлением гражданских обществ и государств объективный дух переходит к историческому развитию. Ему посвящена философия истории Гегеля.

Третья ступень развития духа — абсолютный дух — есть единство субъективного и объективного. На этой ступени дух становится совершенно свободным от всяких противоречий и примиряется с самим собою.

Абсолютный дух достигает истинного, совершенного знания о себе самом, проходя, по мнению Гегеля, три ступени: 1) созерцания в искусстве, 2) деятельности чувства и представления в религии и 3) жизни чистой мысли в философии. Предмет искусства, прекрасное, есть абсолютное в чувственном явлении, идея в ограниченном существовании.

Смотря по соотношению этих двух элементов: внешнего образа и внутреннего содержания, их преобладанию или равновесию, искусство бывает или символическим (раздельное существование идеи и формы, эстетическая форма лишь как символ идеи, без точного и конкретного её воплощения – восточное искусство, архитектура) или классическим (ясная и непосредственная материализация идеи – греческое искусство, пластика) или романтическим (идеализация материальной формы – христианское искусство, поэзия). В религии абсолютная идея выражается не в грубом материале, а в духовных образах и чувствах. Гегель считает, что религия и философия, в сущности, тождественны: обе стремятся к единению конечного с бесконечным, и различаются только по формам. Религия изображает в образах, в представлениях то, что философия содержит в форме понятия. В философии абсолютный дух достигает высокой ступени самосознания, как бы возвращается к себе, обогащенный длинной историей саморазвития. Философия, согласно Гегелю, есть мыслящая самое себя идея, в ней дух стоит лицом к лицу с самим собой. В таком самопознании нет ничего внешнего, оно есть само мышление, вошедшее в себя и признающее себя сущностью вещей; вне такого абсолютного ничего не существует и, напротив, в нем все существует. Так как такое познание абсолютного есть высшая цель философии, то, следовательно, гегельянство есть абсолютная философия, превосходящая все другие философская системы, религии и искусства, оно дает разгадку вселенной.

Гегельянство

Гегель оставил после себя целую философскую школу, которая скоро распалась на отдельные направления. Яблоком раздора послужили преимущественно богословско-религиозные вопросы. Гегель считал свою систему «ортодоксальной», но в его же школе скоро раздались голоса о том, что он низвергает государственные и церковные формы, отвергает личного Бога и личное бессмертие.

Начались споры, и школа распалась, чему особенно содействовал Штраус своим сочинением «Жизнь Иисуса». В гегельянстве образовались левая сторона (Штраус), из которой потом выделилась крайняя левая (Фейербах, братья Бауэры и др.), правая консервативная (Гёшель, Габлер, Эрдман) и центр (Розенкранц, Батке, Конради).

Из левых гегельянцев (младогегельянцы) вышли знаменитые критики церковной истории и философы религии отрицательного направления (преимущественно Фейербах и Макс Штирнер). Крайние левые гегельянцы распространили свои исследования с религиозно-философской области и на социальные и политические вопросы.

Маркс и Энгельс, перетолковав философию Гегеля в материалистическом духе, построили на ней свою систему экономического материализма.

Гегельянство имела большое влияние на развитие науки. Особенно некоторые отрасли научных изысканий разрабатывались в духе системы Гегеля – философия религии, история философии, философия истории, эстетика.

Источник: https://cyberpedia.su/3xffde.html

Философия Гегеля. Насколько она доступна для понимания?

Гегель создал необычайно сложную философскую систему. Свое наследие он изложил в ряде почти не поддающихся для понимания трудов. Работы Гегеля изучало не одно поколение его почитателей.

Одни закончили свой путь марксистами, другие — экзистенциалистами. А третьи его так и не закончили и остались гегельянцами.

Очень сомневаюсь, что взгляды Гегеля нашли бы отклик у нынешнего поколения, но в то время, когда жил и творил сам философ, его учение имело необычайный успех.

Георг Вильгельм Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте. В этом году другой великий философ — Иммануил Кант, защитил в Кенигсбергском университете свою диссертацию. В этом же году родились будущие поэты Гельдерлин и Вордсворт. Европа стояла на пороге перемен — Великая французская революция была уже не за горами. В искусстве появилось новое движение романтизма.

Отец Гегеля был чиновником местного казначейства. А мать умерла от лихорадки, когда Георгу было всего 11 лет. Сохранились сведения о том, что и у самого Георга здоровье было довольно слабое. В детстве он перенес несколько тяжелых заболеваний и едва не умер от оспы.

Читайте также:  Тип первичнополостные или круглые черви: общая характеристика и сегменты тела

В студенческие годы его сразила малярия и он несколько месяцев был прикован к постели. Оставшись без матери, Георг сильно сдружился со своей младшей сестрой Христиной.

Впоследствии Гегель выскажет абстрактный тезис о том, что любовь сестры к брату — есть высшая форма любви.

В возрасте 18 лет Гегель поступает в Тюбингенгский университет на факультет богословия. Его страстно увлекает философия Канта и древнегреческая культура. Он восхищается французской революцией. Его окружение — молодой поэт Гельдерлин и начинающий философ-романтик Шеллинг.

Среди этих талантливых молодых людей Гегель выделяется своим маниакальным стремлением к самообразованию и энциклопедическим умом. Казалось, что всё происходящее интересует Гегеля с точки зрения упорядочивания. Ему во всем хотелось видеть систему.

Университетские товарищи называли Гегеля «стариком» по причине его излишней педантичности и занудства.

К моменту окончания университета, Гегель уже знал, что пастором он не будет. Его интересы были много шире одного лишь богословия, и он очень надеялся получить место в одном из университетов.

Однако, как ни странно, в его выпускном свидетельстве значилось, что его познания в философии весьма посредственны, а потому ему пришлось три года давать частные уроки в Берне, столице Швейцарии. В это время Гегель чувствовал себя крайне одиноко и его мучили приступы депрессии.

Утешение он находил в общении с природой. Благо, швейцарские Альпы не оставляли его равнодушным.

В 1799 году умирает отец Гегеля. Георгу достается небольшое наследство, которое ему пришлось весьма кстати. Позже он напишет своему другу Шеллингу письмо с просьбой порекомендовать ему какой-нибудь город с хорошей кухней и вкусным пивом, где он мог бы остановиться и найти себе место. Гельдерлин, на тот момент уже профессор Йенского университета, сразу же приглашает Гегеля к себе.

Гегель переезжает в Йену в 1801 году и наконец-то получает долгожданное место приват-доцента в университете. В то время жалованье преподавателя напрямую зависело от количества студентов, посещающих его лекции.

К счастью Гегеля, у него на первых порах были свои сбережения — к нему на лекции записалось всего четыре человека. К концу семестра численность студентов увеличилась до одиннадцати человек. Гегель оставался верен своему принципу — чем запутаннее и сложнее, тем лучше.

Ему и в голову не приходило сделать свои лекции понятными и интересными для слушателей.

По рассказам его верных учеников, у их учителя совершенно не было харизмы. Он выражался сложными придаточными предложениями. Казалось, что свои идеи он формулировал непосредственно перед аудиторией. Его мысль медленно двигалась вперед, потом останавливалась и повторялась снова — вновь и вновь.

Он мог так долго искать подходящее слово, что слушающим уже начинало казаться, что оно вообще никогда не найдется. И как раз в этот момент нужное слово появлялось.

Его мысль топталась на одном месте долго и упорно, но стоило только слушающему упустить её хоть на пару мгновений, суть суждений уже невозможно было восстановить.

В это время выходит его первое произведение — «Феноменология духа». В этом 800-страничном труде Гегель попытался изложить свою философскую систему. По мнению современных ученых, данное произведение Гегеля является наиболее сложным и законченным.

По многословности и пространности суждений он превзошел своего идейного вдохновителя — Канта. Нелегко придумать предложение из восьми строк, во всем содержании которого нет никакого смысла. Но у Гегеля это получалось довольно легко.

Он называл это «попыткой научить философию говорить по-немецки».

А вот другой, не менее известный философ того времени — Артур Шопенгауэр, имел на этот счет своё мнение: «Величайшая наглость в преподнесении чистой бессмыслицы, в наборе бессмысленных, диких сочетаний слов, которые до сих пор можно было услышать только в доме для умалишенных, нашла, наконец, свое выражение у Гегеля». Так писал Шопенгауэр, который своим острым умом не смог постичь величие мысли своего коллеги по университету.

В «Феноменологии духа» Гегель описал свой знаменитый диалектический метод. В основу метода положены такие философские категории, как «тезис», «антитезис» и «синтез». Свой диалектический подход Гегель именовал диалектической логикой и считал, что ею можно объяснить все явления.

Однако многие положения его системы иначе как произвольными назвать нельзя. В ней нет той строгой логики, как у Спинозы. А применительно к истории, его система становится питательной почвой для различного рода радикальных идей.

Создавая своё произведение, Гегель и предположить не мог, что в его философии ответы на свои вопросы будут искать не только марксисты, но и нацисты.

В 1812 году выходит первая часть его «Науки логики» — произведения, которое открыло ему дверь во все ведущие университеты Германии. Он выбирает сначала Гельдерберг, а затем становится профессором в Берлинском университете.

Прожив в Прусской столице 13 лет, Гегель становится в ней чем-то вроде местной достопримечательности. Его лекции теперь неизменно собирают полные залы. А его учение плотно проникает в умы студентов не только Берлинского и других университетов в форме гегельянства.

При всем при этом Гегель продолжает быть верным самому себе и не пытается стать хорошим оратором.

В 1831 г. в Германии началась эпидемия холеры. Берлин не остался в стороне. В ноябре этого же года Гегель два дня читает удивительные лекции. Все отмечают его красноречие и ясность мысли. Возможно, это было связано с начинающейся у него болезнью. 14 ноября 1831 г. Гегеля не стало — он умер во сне.

Его сверхсложная философия продолжает занимать умы отдельных людей до сих пор. Наверное, неслучайно, что среди тех, кому удалось разгадать необычайно трудный код Enigma, было сразу несколько специалистов по творчеству Гегеля.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/63715/

Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа читать онлайн, Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Труд Гегеля «философия духа» вышел в свет в 1817 г. в качестве третьей, заключительной части его «Энциклопедии философских наук», состоящей из трех частей: «Логики», «Философии природы» и «Философии духа».

Гегель, как известно, был объективным идеалистом.

В отличие от субъективного идеализма Беркли или Фихте, отождествляющего мир, природу с субъективными психическими переживаниями человека, объективный идеализм Гегеля как бы выводит субъективные психические переживания человека, его сознание, мысль, вообще всего человека с его телесностью и духовностью, из материальной природы, находясь во внешнем согласии с данными естествознания. Однако Гегель считает природу лишь по видимости материальной, сущностью же природы он полагает некое допри- родное абсолютное, идеальное начало, некую не только дочелове- ческую, но и доприродную мысль, или идею. Из этого исходил объективный идеализм Платона, на этом основывается и объективный идеализм Гегеля.

Согласно Гегелю, субстанцией, основой всего существующего в мире является так называемая «абсолютная идея». Какой смысл вкладывал Гегель в термин «абсолютная идея»? Прежде всего, Гегель говорил, что его «абсолютная идея» есть не что иное, как обычный христианский бог.

Согласно христианской религии бог есть бесплотное, стало быть, духовное существо, которое существует до природы, затем творит природу и человека.

Гегелевская система идеализма всячески пытается уложиться в эту религиозную схему: бог — природа — человек, придав ей более наукообразный вид.

  • Это согласование философского идеализма с христианской религией достигается Гегелем путем очень больших натяжек, что впоследствии привело даже к попыткам истолковать гегелевскую идеалистическую философию в духе атеизма (Бруно Бауэр). Дело в том, что Гегель в своих философских трудах настолько «испаряет» бога христианской религии, настолько «выжимает» и «обескровливает» его, что в итоге между христианским богом и
  • {6}
  • «абсолютной идеей» Гегеля обнаруживается большое различие.

«Абсолютная идея» — бог гегелевской философии — отличается от традиционного бога религии тем, что из него «выпарены» все чувственно-образные моменты и он сведен к одной абстрактной мысли. «…Божеской стала у Гегеля обыкновенная человеческая идея, раз ее оторвали от человека и от человеческого мозга» 1, — говорит Ленин.

Гносеологическим источником гегелевской «абсолютной идеи» была мысль об идеальности и первичности общего по сравнению с материальными единичными вещами, которая лежала и в основе идеализма Платона.

Как и Платон, Гегель полагал, что общее и всеобщее, которое вечно и непреходяще и которое человек постигает в понятиях, не может быть материальным, потому что материальное, чувственное не вечно, преходяще, текуче.

Всеобщее и общее, как непреходящее и вечное, идеально и первично по отношению к скоропреходящей материальной, чувственной действительности.

Так в идеалистической философии Гегеля возникла «абсолютная идея», так человеческое мышление, мышление в общих понятиях, было оторвано от человека и возведено в субстанцию мира, в «абсолютную идею», в абсолютную доприродную и дочеловеческую сущность.

Следовательно, «абсолютная идея» есть мысль. Но мысль есть нечто такое, что существует, лишь пока оно действует. Мысль, которая не действовала бы, мысль, которая не мыслила бы, просто не существовала бы. Поэтому Гегель утверждает, что его «абсолютная идея» есть начало, вечно находящееся в действии, т. е.

деятельная, действующая мысль. Таким образом, по Гегелю, в начале была не только мысль, но и деятельность этой мысли.

«Абсолютная идея» Гегеля — это «божественная» мысль и «божественное» мыслительное действие, существовавшие еще до природы и до человека.

Возникает вопрос: о чем мог мыслить бог в то время, когда еще не существовало природы, когда, следовательно, еще не было никакого объекта познания? Гегель отвечал на этот вопрос следующим образом: во-первых, абсолютная мысль вообще направлена только на самое себя.

Бог, как существо, которое есть мысль, которое мыслит и мысля действует, есть субъект. Тот же самый бог, поскольку он является тем, о чем он сам мыслит, есть в то же время и объект. Бог представляет собой единство субъекта и объекта. Бог есть деятельность, мысль, субъект и в то же время субстанция, объект, основа мира.

Значит, внутри бога есть объект для созерцания. Этот объект есть он сам. Бог смотрит на самого себя, мыслит самого себя, познает самого себя. Самопознание бога — вот источник мысли бога.

Всякое мышление есть преследование цели, разумно поставленной 1 В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 214.

{7}

себе мыслящим существом. Цель, которую ставит себе «абсолютная идея» (бог), состоит в стремлении познать самое себя. Это — источник жизнедеятельности «абсолютной идеи».

Во-вторых, согласно Гегелю, бог до сотворения мира имел внутри себя еще и другой источник самодеятельности. Мысль, по утверждению Гегеля, совпадает с тем, что называется диалектикой. Мысль по самому существу своему есть полагание диалектического противоречия и его разрешение.

В чистой мысли сами собой возникали и разрешались противоречия, и так протекала мыслительная деятельность бога тогда, когда еще не было природы, когда существовала только одна чистая, бесплотная мысль — абсолютная идея.

Мы видим, что Гегель обожествляет не только мысль, он обожествляет диалектическое противоречие, диалектику, диалектическую логику.

Согласно гегелевской идеалистической философской системе «абсолютная идея» диалектически саморазвивается и в своем саморазвитии проходит три главные ступени: 1) ступень логики, 2) ступень природы, 3) ступень духа.

Согласно диалектическому материализму логика (диалектика) есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Совершенно иначе толкует свою логику Гегель. По его представлению, логика есть деятельность бога как чистой мысли в ее домировом бытии, т. е. до природы и до человека.

Соответственно этому наука логики рассматривается Гегелем как «изображение бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа»1. «Логика есть наука о чистой идее, т.

е. об идее в абстрактной стихии мышления» 2.

Всякая логика представляет собой совокупность понятий, так называемых логических категорий.

Категории логики, говорит марксизм, — это понятия, в которых мы отображаем универсальные существенные взаимосвязи действительности. Иначе рассуждал объективный идеалист Гегель.

Для Гегеля логические понятия существуют до вещей, как ступени мышления бога, как чистые, бесплотные духи, как ступени развития «абсолютной идеи» в ее «домировом бытии».

По мысли Гегеля, бог в своем домировом бытии, в чистой стихии логического мышления, создает логические понятия — категории, являющиеся как бы столбами, устоями, на которых абсолютная идея воздвигает затем здание материальной природы. Как люди, строящие дом, закладывают раньше его фундамент, так и бог, строя мир, раньше закладывает его основы в виде логических категорий, понятий, на базе которых возникают потом материальные вещи и вся материальная природа.

Абсолютная идея проходит в логике определенный круг развития, этот круг на определенном этапе завершается, и после этого абсолютная идея переходит ко второму этапу, второму кругу своего развития — к природе. Логика есть первая часть философской системы Гегеля, природа — ее вторая часть.

Как идеалист, Гегель считает, что «абсолютная идея» существует раньше, а природа — потом. Так говорит религия, и ее взгляд философски обосновывает Гегель. Правда, Гегель в своей «Философии природы» до некоторой степени отмежевывается от шаблонного религиозного представления, будто когда-то бог существовал, а природы еще не было и раньше существовал бог, а потом появилась природа.

Гегель подчеркивает, что эти «раньше» и «потом» надо понимать не как определения различного существования во времени, а исключительно в смысле логической первичности. Формулу «идея раньше природы» надо понимать, по словам Гегеля, так, что идея имеет только логическое, философское первенство перед природой. Но это ничего не меняет в принципиально идеалистическом подходе Гегеля к природе.

Для Гегеля природа является воплощением «абсолютной идеи», природа есть «идея в форме инобытия», «идея в ее инобытии», «отчужденный от себя дух», «внешнее существование идеи», «созерцающая идея» 1.

По Гегелю, природа не самостоятельна, она не истинное существование, но лишь ступень в саморазвитии «абсолютной идеи», лишь инстанция на пути самопознания идеи. В идеалистической системе философии Гегеля роль природы чисто служебная, вторичная.

Природа нужна гегелевской «абсолютной идее» для того, чтобы «абсолютная идея» могла осуществить свою основную задачу — познать самое себя.

Ведь высшим результатом природы является человек, а в человеческом «духе» идея может найти свое истинное отображение и в нем окончательно познать себя. Природа нужна гегелевской «абсолютной идее» как орудие, как черновой материал для создания «духа».

Природа — это, по Гегелю, леса, которые возводятся вокруг строящегося здания и потом, по миновании надобности, снимаются, чтобы вновь выстроенное здание предстало во всей своей красе. Зданием же, по Гегелю, является дух.

В основе природы, по Гегелю, лежит идея.

Она прокладывает себе путь к человеческому духу сквозь многообразные материальные формы природы, начиная от самых низших, неорганических форм и кончая такими высокими, как формы органического мира, уже вплотную подводящие к человеку.

В низших формах неорганического мира идея почти совсем не чувствуется, но, чем более высокие формы природы мы рассматриваем, тем яснее видим, как сквозь них «просвечивает» лежащая в их основе идеальная сущ1 См. Гегель, Соч., т. II, стр. 20, 22, 21; т. I, стр. 344.

{9}

ность — «абсолютная идея». Под этим углом зрения Гегель рассматривает в своей «Философии природы» физические, химические и биологические явления. Биологические явления — высшая и последняя ступень природы. В них совершается уже переход от природы на ступень духа.

«В живом, — говорит Гегель, — природа завершается и достигает умиротворенности, переходя в высшее. Дух выходит таким образом из природы. Цель природы — умертвить самое себя и прорвать свою кору непосредственности, чувственности, сжечь себя, как феникс, чтобы, омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа» 1.

Когда «абсолютная идея» переходит к своему инобытию — природе, то дух как бы умирает в материальной вещи, чтобы потом, пройдя круг природных вещей и возвысившись до человека как завершения этого круга, прорвав кору материальности, выступить в новом виде и познать, что материальность, природа есть лишь кора, лишь внешняя оболочка, сущностью же …

Источник: https://knigogid.ru/books/85667-enciklopediya-filosofskih-nauk-chast-tretya-filosofiya-duha/toread

Ссылка на основную публикацию