Философия в россии xviii века: а. радищев — студенческий портал

Начало XVIII века стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, освобождения от церковного влияния и становления светской философии. Их зарождению способствовали:

§ интенсивное воздействие западных идей. Началось интенсивное усвоение потенциала западноевропейской философии благодаря открытию Московского университета, преподаватели которого проявляли глубокий интерес к французскому и немецкому Просвещению, немецкой рационалистической философии. Многие увлекались идеализмом И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля;

§ преобразования Петра Первого, которые придали развитию российского общества особый динамизм (начало развиваться промышленное производство, наука, образование, кардинально изменился государственный аппарат, церковь оказалась под эгидой государства, исчезла ее идейная монополия).

Эпоха русского Просвещения создала светскую философскую культуру, которая добилась существенного прогресса в XVIII века. В этот период философия освобождается от богословия, опираясь на деистические представления о том, что Бог творит мир, но не вмешивается в ход развития.

Принципиальным положением философских взглядов Феофана Прокоповича (1681 – 1736) явилось утверждение о двойственном характере источников активности мира: как результат проявления в мире Бога и следствие саморазвития природы. Иными словами, традиционно находящаяся вне всяческих законов творческая энергия, которая в богословии сохранялась за Божеством, в системе Ф. Прокоповича присуща и природе.

Он также обосновал идею приоритета государства над церковью, инициировав процесс секуляризации общественного сознания.

Философия постепенно приобретает самостоятельность исследования. Основоположником «вольного философствования», то есть нерелигиозной трактовки философии, имеющей особый предмет исследования, стал великий русский мыслитель, ученый‑энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765).

Он отстаивал деизм, считал, что мир материален, развивается по внутренним законам, но его сотворил Бог, и придал ему первотолчок. В гносеологии М.В. Ломоносов следовал теории двух истин, полагая, что мир веры и мир знаний имеют собственные сферы и не должны противоречить друг другу.

«Вольное философствование» ученого выражалось в том, что он опирался на опытное знание, логику, здравый смысл, неутолимую любознательность, восприятие природы в ее цельности и единстве. Значение философии как науки наук в деле просвещения и борьбы с предрассудками отстаивал Василий Никитич Татищев (1686 – 1750).

Сподвижник Петра I считал, что под воздействием логики и диалектики рушатся крепостные стены невежества и застоя.

В русском просветительском движении наибольшее распространение получили социально-философские идеи, рассматривающие вопросы «совершенствования общества» и «разумного устройства государства». Этой проблеме уделял значительное внимание Яков Павлович Козельский (ок.

1728 – 1794) – философ, ученый-энциклопедист. Я.П. Козельский был озабочен растущей несправедливостью общественного устройства, при котором «одна часть народа едят, пьют, веселятся, другая часть народа работают и работают без отдыху…».

Мыслитель был сторонником просвещенного абсолютизма, не выступая в целом против крепостного права. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Я.П.

Козельский полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.

Традицию русской философской антропологии заложил Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802).

Человек, его сущность, место и роль в мире – основная тема его главного философского сочинения «О человеке, его смертности и бессмертии», которое было написано в ссылке.

Созданное Радищевым философское учение о человеке отличается самобытностью и оригинальностью трактовки духовной сущности человека, взаимосвязи в нем физических и нравственных начал:

§ он высказал ряд замечательных естественнонаучных представлений о единстве человека с окружающей средой. А.Н. Радищев различал «в природе два рода возможных существ»: материальные и духовные. При всех различиях материальная и духовная сущности составляют единство.

«Возможно, — писал он, — что жизнь, чувствование, мысль суть действование единого вещества, разнообразного в разнообразных сложениях». Исходя из этого, он полагал, что нет оснований резко разделять тело и душу человека.

Иными словами, человек выступает как «венец сложений вещественных», «брат не только всему живущему, но и растению, грибу, мху, плесни, металлу, стеклу, камню, земле». И потому чрезмерное подавление в человеке естественного, природного начала, по мнению А.Н. Радищева, недопустимо.

Данные представления лишь в ХХ веке доказал В.И. Вернадский в своих биохимических исследованиях, утверждая, что человек есть частичка и творение биосферы;

§ А.Н. Радищев высоко ставил специфические качества человека: обладание «умственной силой», способность к вертикальной походке, к речевому общению, орудийный характер трудовой деятельности, стремление к совершенствованию условий и самого себя. Однако А.Н.

Радищев не склонен был к традиционному антропоцентризму, отмечая, что «заблуждение ему почти сродно, прежде нежели истины досягнуть может, бродит во тьме и заблуждениях». И поэтому цель жизни заключается в стремлении к совершенству.

Для этого у каждого есть возможность, ибо человек «рожден с чувствованием, устремляющим его к великому и к совершенствованию себя».

§ А.Н. Радищев сформулировал идею бессмертия души.

В отношении души мыслитель рассуждал так: человека слагают «силы вещественные», которые прежде находились вне его; когда человек умирает, они не исчезают, а переходят в другие формы; душа также имеет возможность соединяться «с другими стихиями по свойству смежности», поскольку душа есть «существо само по себе от телесности отличное». Но Радищев не решил вопрос о форме существования души. Таким образом, бессмертие души А.Н. Радищев понимал как цель, «мечту жизни», которая необходима человеку для его непрерывного нравственного совершенствования.

Творчество А.Н. Радищева явилось связующим звеном дворянского просветительства с эпохой политического радикализма в русской философии, носителями которого выступали революционный демократизм, народничество и русский марксизм.

Таким образом, эпоха русского Просвещения не только способствовала становлению светской философии, проникнутой наукоцентризмом, но и отразила направленность общества к реформации, обновлению, что обеспечило быстрый взлет ее в XIX – ХХ веках.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/6785.html

Философия русского просвещения. в.н.татищев, ф. прокопович, а.н. радищев

«Русская философия XVIII-XIX вв. составляет важнейший элемент национального сознания россиян. В ней раскрывается богатство и своеобразие русского философского мышления. Ее становление и развитие, специфику и основные черты следует искать в динамике бытия России, в реальных процессах важнейшей эпохи нашего исторического прошлого, в духовной культуре страны. XVIII в.

расставил заметные вехи во всех сферах общественной жизни. По законам преемственности они еще долго служили точкой отсчета в последующих начинаниях. В политической стратегии были поставлены и успешно решались цели укрепления абсолютизма и европеизации России. Огромным изменениям подверглась правовая сфера.

И Петр I, и Екатерина II ставили целью в этой области полностью изменить устаревшее законодательство и много работали над этим. Наиболее заметными явлениями здесь стали «Духовный регламент» Петра, написанный Ф. Прокоповичем, подчинявший религиозную власть светской, и «Наказ» Екатерины.

Просветительская философия ярко проявляется в этот период в учениях российских философов самых различных, порой противоположных направлений. Одним из основных способов «обхода» теологических догм стал деизм.

С одной стороны, он позволял избежать обвинений в атеизме, ибо православную идеологию официально никто не отменял, более того, никто не мог отменить сложившуюся систему религиозного воспитания и вековые традиции. С другой стороны, деизм развязывал руки для свободного философствования. Наиболее ярко это проявилось в творчестве М. В. Ломоносова и А. Н.

Радищева, хотя нередко наблюдается и у других философов. Секуляризация философии, как любое сложное явление, конечно, имела и свою оборотную сторону. Религию принято отождествлять с духовными аспектами бытия. Поэтому при освобождении от религии всегда имеется опасность «освободиться» от духовного, впасть в приземленность, натурализм и вульгарный материализм.

Такие тенденции существовали и в XVIII в. в России, но на их пути встала сильная просветительская гуманистическая традиция в российской философии этого времени. Более определенно она проявилась в XIX в. Освобождение мысли позволило самореализоваться многим образованным людям.

Официально и стихийно создаются многочисленные общества, кружки, собрания, где происходит свободный обмен мнениями, дискутируются острые вопросы общественной жизни, формируются многообразные философские направления. Даже при Петре I существует «ученая дружина», в которую входят такие знаменитые мыслители XVIII в., как Феофан Прокопович, Василий Татищев, Антиох Кантемир.

Век XIX — век подлинного ренессанса России, высших ее достижений во всей ее истории, имевших и имеющих общемировое значение, ставших общечеловеческой классикой. XVIII в. имеет самостоятельную, но несопоставимую ценность и может рассматриваться как заложение основ для расцвета российской духовности.

Базовая, типичная черта любого Просвещения, без которой оно просто немыслимо, — гуманизм. Но в России он представлял собой, к сожалению, не объединяющую общество тенденцию, а поле борьбы, поскольку отношение к освобождению крестьян — а именно здесь основной пафос российского гуманизма — оказалось диаметрально противоположным у разных философских течений.

Внимание к проблеме человека, его освобождения неизбежно порождает антропологизм, который делает единичного человека точкой отсчета философских систем. На Западе антропологизм нашел высшее выражение в теориях Фейербаха; у нас в XVIII в. следует считать работы Радищева.

Развитие на Западе естественно-научных теорий вызвало в России пристальное внимание к сенсуализму и натурализму вообще. Почти все российские просветители, в том числе и религиозные, отдали дань этим направлениям, особенно если учесть, что в России XVIII в. естественно-научные изыскания достигли впечатляющих результатов — речь, прежде всего, идет о М. В. Ломоносове.

Такое внимание определялось стремлением понять естественные корни духовности человека, найти синтез естественно-научных и гуманитарных знаний. Оно же порождало крайности в виде утилитаризма и прагматизма.

В частности, в этом духе с позиций теории «разумного эгоизма» трактовались благородные, хотя и идеалистические западные теории «естественного права» и «общественного договора». Алгоритм естественно-научного обоснования гуманитарной проблематики оказался в России очень живучим. Это заметно и в философии XVIII в., но особенно ярко проявилось в философском антропологизме Н. Г.

Чернышевского. Еще одной особенностью Просвещения XVIII в. в России является сильное религиозное направление внутри него.

Российское самодержавие, претендующее на то, чтобы насаждать Просвещение «сверху», естественно, ради этого не могло пойти на отрицание религии и церкви, свойственное многим направлениям западного Просвещения, в частности Вольтеру и Дидро, которые были кумирами Екатерины II.

Православие хотя и было низведено до роли «служанки политики», все же имело огромное влияние в стране и поддерживалось государством. С другой стороны, в России, православной стране, имеющей корни в религиозной философии Востока, были сильны традиции философствования в рамках религии.

Кроме того, православной теологии было свойственно достаточно уважительное отношение к науке, а века сосуществования теологии и философии в России не могли не привести к их относительной толерантности.

Отдадим должное «прогрессивности» российских теологов: в своих охранительных системах они использовали просветительские идеи и идеалы, что сделало их взгляды если не прогрессивными, то по крайней мере современными. Завершая краткую характеристику Просвещения в России, необходимо со всей определенностью подчеркнуть: просветительская направленность есть обязательная составляющая и объединяющая черта всех направлений философствования XVIII в. в России, включая религиозные. Другими специфическими чертами этого периода, на наш взгляд, были антропологизм и стремление подвести естественно-научное обоснование под философские построения. Обзор философских направлений и взглядов их представителей в XVIII в. целесообразно разделить на две части, соответствующие эпохам Петра I (первая половина века) и Екатерины II (вторая половина). Это не формальное деление: пафос петровских реформ заключался в приобщении России к западной цивилизации; екатерининские времена, особенно после восстания Пугачева, наиболее точно характеризуются идеологической борьбой по поводу проблемы крепостного права. Эта разнонаправленность не могла не отразиться на философии. Наиболее яркое выражение новые научно-философские идеи петровских времен получили в кружке Феофана Прокоповича, в который входили В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, A. M. Черкасский, И. Ю. Трубецкой и др. На собраниях кружка обосновывался приоритет светской власти над духовной, говорилось о необходимости размежевания науки и религии, обсуждалась идея светской философии, свободной от опеки теологии.

Читайте также:  Виды выкладки товаров в торговом зале - основные правила и работы маркетолога

Вторая половина века характеризуется более резким размежеванием философских направлений. Этому способствовали демократизм Екатерины II в начале ее правления и обострение проблемы крепостного права. Можно выделить собственно просветительское направление (Д.С. Аничков, М.Т.

Болотов, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Н.И. Новиков, А.Я. Поленов, И.А. Третьяков) — дворянско-либеральная оппозиция, в основе которой лежала антикрепостническая идеология; патриархально-консервативное направление (виднейший представитель М.М.

Щербатов) с его враждебностью западничеству и сетованиями о повреждении нравов и забвении традиций; радикально-демократическое, представленное революционным гуманизмом А.Н. Радищева; материалистическое, имевшее базу в естественно-научных прозрениях М.В.

Ломоносова, и религиозно-просветительское (А. Байбаков, П. Величковский.

Материализм ломоносова

Начало материалистической традиции в русской философии положил М.В. Ломоносов. В силу своих пристрастий и склада ума в философских размышлениях Ломоносов ограничивался в основном проблемами онтологии. Однако отдельные гносеологические идеи, которые можно найти в его творчестве, представляют значительный интерес.

Началом знания он считал чувственное восприятие, которое перерабатывается затем разумом в понятия и идеи. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…» Сами идеи он делил на простые и сложные. Первые состоят из одного представления, вторые — из двух или многих между собою соединенных.

Вместе с тем он видел ограниченность опытного знания, когда оно не подкрепляется рациональным обобщением, теоретическими выводами.

В своей философской позиции он деист, исповедующий теорию двойственной истины. Его привлекала методология древних «отцов церкви» — каппадокийцев, строго различавших творение и Творца, Бога и природу.

В духе ренессансных взглядов Ломоносов писал, что человечество имеет две книги — природу и Священное Писание. При этом он разделяет компетенции науки и религии: «Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии».

Центральный пункт мировоззрения Ломоносова — атомно-молекулярная гипотеза. Он считал, что материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность, что все тела состоят из материи и формы, последняя зависит от первой. Материя понимается им как атомы, состоящие из них тела и заполняющий промежутки между частицами вещества эфир.

Понятие эфира должно объяснить сущность и передачу тепла, света, электричества и тяготения. Материю он характеризует как протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части. Протяженность — фундаментальное свойство тела, без которого оно не существует. Протяженность выражает пространственные свойства вещей.

Непроницаемость означает, по Ломоносову, что данная точка пространства может быть занята лишь одной частицей материи.

Кроме указанных свойств материи Ломоносов говорил о силе инерции и движении: природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением. Источниками движения являются внешние факторы. Никакого движения не может произойти естественным образом в теле, если это тело не будет побуждено к движению другим телом.

Движение Ломоносов разделял на внешнее и внутреннее, движение макротел и элементарных частиц, атомов. Мельчайшие частицы, по Ломоносову, находятся в движении трех видов: вращательном, колебательном и поступательном.

Важное теоретическое значение имело объяснение тепловых явлений: теплота тел состоит во внутреннем их движении вследствие вращения частиц и взаимного трения их поверхностей.

Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько ж сну отнимет. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, столько сообщает другому, которое от него движение получает».

В противовес догме о неизменности созданного Богом мира Ломоносов говорит о постоянном изменении природы: «Твердо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были сначала от создания, как ныне находим, но великие происходили в них перемены, что показывает история и древняя география».

Великий ученый не обходит вниманием проблему первичных и вторичных качеств: «Натуральные вещи рассматривая, двоякого рода свойства в них находим… Первого суть величина, вид, движение и положение целой вещи; второго — цвет, вкус, запах, лекарственные силы и прочие…

Первые чрез геометрию точно размерить и чрез механику определить можно; при других такой потребности просто употребить нельзя…» Таким образом, утверждается объективный характер тех и других качеств; они проявляются в связях и взаимодействиях предметов.

Изменение качества всегда означает прибавление или убавление материи.

Представление Ломоносова об атомарном строении тел, объяснение первичных и вторичных качеств из специфики и характера движения физических тел свидетельствуют о том, что он исходил из признания материального единства мира.



Источник: https://infopedia.su/16xaaa3.html

Философия а.н.радищева

Наиболее крупным среди русских философов конца XVII в. был Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802).

Он вошел в историю русской просветительской философской мысли, как смелый и решительный противник самодержавия и крепостничества.

Радищев, начав образование в России, продолжил его в Лейпцигском университете, где он основательно познакомился с идеями западных философов.

Вернувшись в Россию в 1771 г., он активно включился в идейную борьбу, сочетая ее со службой в Сенате и литературной деятельностью. В своих литературных произведениях Радищев критикует крепостной строй. Особенно наглядное выражение это получило в оде “Вольность” и в “Путешествии из Петербурга в Москву”.

“В трудах Радищева можно выделить три основные политические проблемы, поставленные им. Первая и основная — описание и анализ русских общественных отношений, критика крепостного права и абсолютизма.

Вторая — поиски путей и средств освобождения крестьян, обоснование и необходимость народной революции как естественного акта в тех случаях, когда социальный гнет становится нетерпимым, а власть узурпируется тиранией.

И третья, намеченная слабее других, — построение общества, действительно удовлетворяющего потребности трудящихся”.

“Критика крепостничества и абсолютизма ведется Радищевым с экономической, политической и моральной точек зрения.

Общественный порядок, при котором трудящееся население, обеспечивая все труды страны, влачит нищенское существование, а дворянство ведет паразитический образ жизни, он считал несправедливым”.

Крепостничество, по его мнению, экономически изжило себя ввиду незаинтересованности крестьян трудиться на помещиков. Радищев полагал, что интересы крепостных крестьян и их господ непримиримы.

Идеалы просвещенной монархии не были для Радищева реальным средством изменения положения крепостных.

И все же, будучи ограниченным господствующими представлениями и условиями, осознавая, что в России в тот период не было революционных сил, способных изменить общество, отменить крепостное право, ему оставалось лишь уповать на постепенное освобождение крестьян с помощью реформ сверху.

Возможность революции представлена в “Путешествии из Петербурга в Москву” и оде “Вольность” как относящаяся к весьма отдаленному будущему России.

Следует отметить, что идеи Радищева оказались связующим звеном в движении от философии дворянского просвещения к идеям дворянской революционности.

Радищев написал свой основной труд “О человеке, о его смертности и бессмертии” в ссылке. Он состоит из четырех книг. Все они подчинены решению вопроса о сущности человеческой души, т. е. о природе сознания и механизме познания. Изложение содержания трактата осуществляется как выражение полемики между материалистом и идеалистом.

Первые две книги посвящены рассмотрению материалистического понимания смертности человеческой души, а в третьей и четвертой книгах даются аргументы, которые используются идеалистами для доказательства ее бессмертия. В этом трактате сталкиваются диаметрально противоположные системы взглядов французских и английских материалистов XVIII в.

(Гельвеция, Гольбаха, Пристли) и немецких идеалистов XVII-XVIII вв. (Лейбница, Мендельсона, Гердера).

Сопоставляя доводы материалистов и идеалистов, Радищев показывает их неравноценность. Позиция идеалистов казалась ему противоречащей фактам. Однако недостаточность развития естествознания не позволила Радищеву, как это сделают материалисты после него, полностью отвергнуть бессмертие души. Хотя он признавал его недоказуемость с точки зрения науки, но допускал возможность веры в него.

Мыслитель считает понятие “бытие” наиболее общим философским понятием, без него не может быть никакого существования. Бытие, по Радищеву, распадается на формы. К ним он относит: а) “первичный хаос”, б) “земную природу”, в) “человека и человечество” , г) “Вселенную” (“Мироздание”).

Философ выводит сущность человека из единства материальной и духовной натур. Согласно Радищеву, органы чувств связывают человека с действительностью.

Мыслитель считал мозг особым орудием познавательной деятельности и в то же время вместилищем души. Человек, по его мнению, обладает активностью и познавательные усилия есть результат этой активности. В познающем разуме Радищев выделяет разум теоретический, исполнительный и общественный.

Теоретический разум способен “пронизать завесу неведомого”, ибо его активная сила всеядна. Исполнительный разум имеет своим началом “жизненные потребности”, соединяет разум с опытом, помогает человеку приспособиться к миру. Наконец, общественный разум всесилен, способен, по Радищеву “делать все”, ибо по своему происхождению связан с родовыми функциями человека.

Заблуждения, по его мнению, происходят чаще всего от неверного восприятия человеком предметов по причине отклонения чувств мышления от нормы, т. е. вследствие слабости зрения, слуха, обоняния, осязания человека.

Он вслед за Локком считал основой познания ощущения, чувственные восприятия. Однако Радищев стремился избежать крайностей эмпиризма. Мыслитель полагал, что представления о реальных вещах могут быть связаны, благодаря рациональному, абстрактному мышлению. Это делает познание богаче.

В своих рассуждениях о познании Радищев анализирует значение и чувственной и рациональной ступени познания, уделяя при этом внимание проблемам языка, логики в познании. Радищев отстаивал идею восходящего характера исторического процесса.

Он считал, что движение к совершенству осуществляется не одним поколением, но многими.

Движение общества от рыболовства и охоты к скотоводству и земледелию и даже к строительству городов, накоплению богатства вызывается к жизни согласно Радищеву: а) “по нужде”, имеющей тенденцию к росту; б) в связи с ростом “хозяйственного накопительства”; в) благодаря изобретательности.

Блага же обеспечиваются, по мнению Радищева, благодаря “общим усилиям” людей, которые наращивают взаимодействие между собой в экономических и моральных отношениях.

В этических воззрениях Радищев отстаивал идею моральной автономии личности. При этом он доказывал, что рабство, возведенное в жизненный принцип, разлагает души и рабов, и господ. Рабство лишает человека инициативы, заинтересованного отношения к труду.

Читайте также:  Как найти периметр квадрата, прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, эллипса, многоугольника?

Задача воспитания, по Радищеву, состоит наряду с прочим в формировании гражданственности, добродетельности, т. е. умения быть человеком среди других людей. Радищев высоко оценивал моральные качества русского народа: твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении намеченного.

Эстетический идеал Радищева — естественная красота, не испорченная модой, ибо “все украшения уродуют тело вместо усугубления его красоты”. Прекрасное в человеке он рассматривал как единство нравственного и эстетического.

Историческая ценность философии второй половины XVIII в. заключается не только в ее практической направленности, но и в постановке целого ряда вопросов, на которые искали ответ мыслители последующего времени. Особое значение для развития философии в XIX в. имело творчество названных философов в области языка отечественной гуманитарной науки.

Источник: https://studwood.ru/970673/filosofiya/filosofiya_anradischeva

Просвещение в России. Просветительские идеи М.В.Ломоносова (гражданская деятельность) А.Н.Радищева. Краткий ответ

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

Развитие педагогической мысли и школы в России 40-60-х годов XVIII в. неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) — ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения.

Положения народа по мнению Ломоносова можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования в плоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний.

Связывал формирования человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Ломоносов видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены.

Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Радищев раскрыл перед читателем картины чудовищной бесчеловечности помещиков, доведших крестьян до того, что они в отчаянии убивают своих тиранов. Он писал, что у помещиков — «всесилие», а у крестьян — лишь «помощь беззащитная», так как «помещик в отношении крестьян есть законодатель, судья, исполнитель своего решения».

На страницах радищевского «Путешествия» голодным, истерзанным, создающим богатство и мощь страны крестьянам противостоят отвратительные образы «вертопрахов, распутников, игроков, щеголей», грабителей крестьян и государства — дворян, гордящихся своей родовитостью, судей и чиновников.

Крепостное рабство должно быть полностью уничтожено — таков вывод автора.

Радищев показал всю нелепость и вред попыток масонов вместо борьбы за уничтожение антинародного строя заниматься определением «тайных связей веществ с веществами телесными», погружаться в суеверия и выяснять, «сколько на игольном острие может уместиться душ».

Широко используя просветительские идеи и критику крепостничества Новиковым, Фонвизиным и другими представителями просветительской мысли, Радищев в то же время убедительно показывал их слабые стороны, несостоятельность их надежд на «мудрого монарха».

Он подчеркивал, что произошло значительное развитие образования и науки, что многие уже понимают справедливость естественных прав и «равенства во всем между собою», но сохранился «зверский обычай порабощать подобного себе человека», крестьянин — кормилец всех — не имеет права распоряжаться ни тем, что обрабатывает, ни тем, что производит.

Надежды на нравственное воспитание помещиков, по мнению Радищева, бессмысленны: крестьян освободит только гибель угнетателей.

Источник: http://fevt.ru/load/prosveshhenie_lomonosov/30-1-0-891

Радищев александр николаевич

Русский писатель, поэт, философ. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» (1790).

Семья. Образование

Происходил из дворян. Дед  Афанасий Прокофьевич  служил денщиком у Петра Великого. Отец Николай Афанасьевич был крупным помещиком и блестяще образованным человеком, большую часть времени занимавшимся хозяйством. У Радищева, родившегося в семье первым, было семь братьев и четыре сестры.

Писатель был дважды женат. Первая жена – Анна Васильевна Рубановская (с 1775 по 1783 год). От нее Радищев имел четверых детей: Василия, Николая, Екатерину, Павла. Вторая супруга – Елизавета Васильевна Рубановская (с 1790 по 1797 год), младшая сестра первой жены Анны, последовавшая за Радищевым в Сибирь. От нее имел троих детей: Анну, Феклу, Афанасия.

Детство Александра Николаевича прошло в имении Немцово под Малоярославцем, а также в Верхнем Аблязове Саратовского наместничества. Начальное образование получил от своих крепостных няни и дядьки, последний научил мальчика чтению и письму.

Некоторое время его обучал некий француз, оказавшийся в итоге беглым солдатом. В возрасте семи лет Александра отвезли в Москву к родственнику, который был племянником директора Московского университета.

В его доме Радищев с восьми до тринадцати лет обучался по курсу университетской гимназии, а, кроме того, посещал экзамены и студенческие диспуты.

В 1762 году Радищева записали на службу в пажи. В 1764 году он среди прочих сопровождал императрицу Екатерину в поездке в столицу.

В Петербурге он оставался два года, после чего с другими юными дворянами был послан на учебу в Лейпцигский университет. В течение пяти лет Радищев изучал здесь языки, право, естественные науки, литературу и даже музыку.

Он был одним из лучших студентов. Блестяще окончив курс, Радищев в 1771 году вернулся на родину.

Служба. Начало литературной деятельности

Тогда же он получил чин титулярного советника и был принят на службу в Сенат в качестве протоколиста. Помимо службы Александр Николаевич занимался переводами («Размышления о греческой истории» Г.Б. де Мабли, военный трактат «Офицерские упражнения»).

В 1773 году он создал автобиографическую повесть «Дневник одной недели» (увидела свет только в 1811 году). Она считается первым в России сентиментальным произведением-исповедью.

В то же время Александр Николаевич написал «Историю Российского сената», впоследствии уничтоженную.

 С 1773-го Радищев служил полковым судьей в Финляндской дивизии. На этой должности он встретил известия о восстании Пугачева. Оно сильно повлияло на писателя, сделав его противником крепостничества.

Уйдя в отставку в 1775 году, Радищев возобновил службу через несколько лет, став юрис-консулом. С 1780 года занял должность помощника управляющего Петербургской таможни, в 1790 году став ее управляющим.

Литература и наука

В 1780-е-начало 1790-х годов Радищев активно писал. В 1780 году он создал «Слово о Ломоносове», в 1781-1783 годах – оду «Вольность». В 1782 году написал «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (им был С.Н. Янов), в котором рассуждал о роли Петра Великого. В 1788 году появилась вторая его автобиографическая повесть, рассказывавшая о годах учебы в Германии.

Во второй половине 1780-х Радищев вошел в Общество друзей словесных наук. На заседании общества им была прочитана  «Беседа о том, что есть сын Отечества», вышедшая в 1789 году в «Беседующем гражданине» и утверждавшая, что человек – «существо свободное».

Кроме литературы, Александр Николаевич уделял время и для написания научных трудов. Среди них созданные в 1780-е «Проект нового генерального таможенного тарифа», «О таможенных обрядах», «Описание Петербургской губернии», а также составленное в 1790-1791 годах «Описание Тобольского наместничества».

Главный труд

В 1790 году Радищев написал свое главное произведение – «Путешествие из Петербурга в Москву», за которое был назван Екатериной II «бунтовщиком хуже Пугачева».

Антикрепостническое и антисамодержавное содержание книги пугало издателей, боявшихся уголовной ответственности за подобную публикацию. В итоге Радищев устроил в своем доме собственную типографию, в которой и напечатал 650 экземпляров произведения. Вскоре «Путешествие» начало продаваться в Гостином дворе, писатель также дарил экземпляры друзьям и знакомым.

Описание жестокостей в обращении помещиков с крепостными и провозглашение бунта крестьян против хозяев справедливым взволновали и императрицу, обвинившую писателя в том, что тот «заражен французским заблуждением».

Арест и ссылка

В июне 1790 года Радищев был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость. После двух недель следствия Сенат приговорил его к смертной казни.

Однако Екатерина II, опасаясь реакции общества, заменила казнь десятью годами ссылки в Сибири. В сентябре он был отправлен в Илимский острог. Сама книга была запрещена (даже в 1905 году не удалось издать полный текст сочинения).

Некоторые экземпляры были уничтожены властями, большая же часть – самим Радищевым.

В остроге Александр Николаевич прожил пять лет. Здесь он лечил местных жителей, занимался наукой, в частности, проводил опыты по выплавке разных пород руды. Также он продолжал писать.

В ссылке Радищевым были созданы философский трактат «О человеке, его смерти и бессмертии», повесть о Ермаке «Ангел тьмы», «Письмо о китайском торге», труд по истории «Сокращенное повествование о приобретении Сибири».

Последние годы

С приходом к власти Павла I Радищев был освобожден с предписанием жить в своих деревнях. Он поселился в Немцове, где постоянно находился под полицейским надзором. Переписка Александра Николаевича все время перлюстрировалась. Помогала преодолеть трудности литература: в это время писатель создал поэму «Бова», «Описание моего владения».

Амнистию Радищев получил уже при Александре I в мае 1801 года, хотя  срок ссылки окончился еще в 1800-м. Он получил обратно дворянский титул и разрешение проживать в столице. Кроме того, новый государь назначил писателя членом Комиссии составления законов. Здесь Радищев работал над «Проектом гражданского уложения».

Александр Николаевич скончался 12(24) сентября 1802 года. Обстоятельства смерти писателя до сих пор неизвестны. По одной из версий, он покончил с собой с помощью яда, по другой, он умер от чахотки, по третьей, его смерть была следствием несчастного случая. 

Литература

  • Бабкин Д.С. А.Н. Радищев. М., 1966.
  • Блохин В.Ф. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева в сфере государственных интересов: «Радищев, рабства враг, цензуры избежал!» // Литература, язык, периодическая печать в жизни российского общества и государства: (XVIII — XX вв.): (сборник статей). Брянск, 2010.
  • Вацуро В.Э. Александр Радищев // Новое литературное обозрение. 2000. № 42(2).
  • Дановский А.В. «Вольность» у Радищева и у Пушкина // Русская речь. 2009. № 1.
  • Лобарева В.С. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева как поиск пути преобразований в России // Культура и текст. Миф и мифопоэтика: Сборник научных трудов. СПб., 2004.
  • Макогоненко Г.П. А.Н. Радищев. М., 1965.
  • Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 1-2. М.-Л., 1938, 1941.
  • Татаринцев А.Г. А.Н. Радищев. Ижевск, 1984.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/radishchiev_alieksandr_nikolaievich

Русская философия 18 в. Реформы Петра 1 коренным образом сказались на развитии философского мышления в России. Именно с этого периода начинается активное. — презентация

1 Русская философия 18 в. Реформы Петра 1 коренным образом сказались на развитии философского мышления в России.

Именно с этого периода начинается активное заимствование философских учений и уже можно говорить о единстве развития русской и западноевропейской философии. И в области философии при Петре 1 было прорублено «окно в Европу».

Сам Пётр, будучи за границей встречался с Ньютоном и Лейбницем, приглашал многих учёных в Россию. В 1725 г. Была основана Академия наук в Петербурге, ставшая центром научной исследовательской деятельности.

В 18 веке быстрыми темпами идёт секуляризация, обмирщение русской культуры, возникает и развивается светская, независимая от религии философия. Можно говорить о существовании русского Просвещения, в главных чертах сходного с Просвещением в Западной Европе.

2 Вокруг Петра 1 сформировалась «учёная дружина» (Ф. Прокопович, А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев), задачей которой было содействие реформам Петра 1 путём их идеологического обоснования. Вокруг Петра 1 сформировалась «учёная дружина» (Ф. Прокопович, А. Д. Кантемир, В. Н.

Читайте также:  Когнитивная психотерапия - студенческий портал

Татищев), задачей которой было содействие реформам Петра 1 путём их идеологического обоснования. Так, Феофан Прокопович был одним из немногих представителей духовенства, полностью поддержавших реформы Петра. Он составил «Духовный регламент», определивший деятельность св.

Синода, а также явился в России основоположником идей просвещённого абсолютизма. Свою работу «Правда воли монаршей» он посвящает обоснованию неограниченной власти императора, которой все должны безоговорочно повиноваться. Так, Феофан Прокопович был одним из немногих представителей духовенства, полностью поддержавших реформы Петра.

Он составил «Духовный регламент», определивший деятельность св. Синода, а также явился в России основоположником идей просвещённого абсолютизма. Свою работу «Правда воли монаршей» он посвящает обоснованию неограниченной власти императора, которой все должны безоговорочно повиноваться.

Василий Никитич Татищев, будучи разносторонней личностью, прилагал много сил для популяризации идей раннего просвещения, заявляя о необходимости введения широкой системы образования, в частности в труде «Разговор о пользе науки и училищ».

Василий Никитич Татищев, будучи разносторонней личностью, прилагал много сил для популяризации идей раннего просвещения, заявляя о необходимости введения широкой системы образования, в частности в труде «Разговор о пользе науки и училищ».

А. Д. Кантемир Феофан Прокопович В. Н. Татищев

3 Петербургская академия наук Наука в России появилась в результате реформ Петра 1. Наука в России появилась в результате реформ Петра 1. Находясь за границей Пётр 1 встречался с И. Ньютоном, А. Левенгуком, Г. Лейбницем. По просьбе Петра 1 Лейбниц разработал план устройства Петербургской академии наук, который и был реализован в 1725 г.

уже после смерти Петра. Находясь за границей Пётр 1 встречался с И. Ньютоном, А. Левенгуком, Г. Лейбницем. По просьбе Петра 1 Лейбниц разработал план устройства Петербургской академии наук, который и был реализован в 1725 г. уже после смерти Петра. Пётр 1 и его преемники активно приглашали европейских учёных в Россию.

Самыми известными иностранцами, работавшими в Петербургской Академии наук были математики Л. Эйлер и братья Даниил и Иоганн Бернулли. Пётр 1 и его преемники активно приглашали европейских учёных в Россию. Самыми известными иностранцами, работавшими в Петербургской Академии наук были математики Л. Эйлер и братья Даниил и Иоганн Бернулли.

Академия получала финансирование от казны. При Академии была основана гимназия, музей – Кунсткамера. Была типография, в которой издавались научные труды членов Академии. Академия организовывала экспедиции по изучению территории России, флоры и фауны (экспедиции Крашенинникова, Палласа). Академия получала финансирование от казны.

При Академии была основана гимназия, музей – Кунсткамера. Была типография, в которой издавались научные труды членов Академии. Академия организовывала экспедиции по изучению территории России, флоры и фауны (экспедиции Крашенинникова, Палласа). Одним из лучших президентов Академии наук была Екатерина Романовна Дашкова.

Одним из лучших президентов Академии наук была Екатерина Романовна Дашкова. Екатерина Романовна Дашкова Дашкова Л. Л. Блюментрост – первый президент Петербургской академии наук

4 Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) Первый русский учёный, приобретший европейскую известность. Учился в Славяно-греко –латинской академии в Москве, затем в гимназии при Петербургской академии наук. Был послан для обучения в Германию, где учился у Хр. Вольфа.

Был чрезвычайно разносторонним человеком и учёным. Занимался почти всеми известными в то время дисциплинами. В 1755 г. при активном содействии Ломоносова был основан первый в России университет – Московский.

Вывел закон сохранения вещества («что из одного места сбудется, то в другом месте прибудет с я»), позже открытый и Лавуазье. Защищал корпускулярную теорию материи. Был ярким представителем механистического материализма. При наблюдении прохождения Венеры по солнечному диску Ломоносовым была открыта атмосфера на Венере.

Интересовался минералогией, провёл ряд опытов с электричеством. Во время одного из подобных опытов погиб от электрического разряда помощник Ломоносова Г Рихман

5 Екатерина II в кабинете Ломоносова

6 Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца величественного и гармоничного мироздания. Созерцание величественных явлений природы наталкивало Ломоносова на мысль о наличии верховного Творца. Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца величественного и гармоничного мироздания.

Созерцание величественных явлений природы наталкивало Ломоносова на мысль о наличии верховного Творца. Однако Ломоносов выступал за строгое разграничение сферы действия науки и религии: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтыри можно научиться астрономии и химии».

Однако Ломоносов выступал за строгое разграничение сферы действия науки и религии: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтыри можно научиться астрономии и химии». Ломоносов также занимался гуманитарными дисциплинами: теорией поэтического искусства, историей России.

Также его перу принадлежит одна из первых работ по демографии «О приумножении народа Российского». Ломоносов также занимался гуманитарными дисциплинами: теорией поэтического искусства, историей России. Также его перу принадлежит одна из первых работ по демографии «О приумножении народа Российского». А. С.

Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом» за обширность его научных и художественных интересов. А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом» за обширность его научных и художественных интересов.

7 В эпоху Просвещения «философский дух стал духом времени». Просвещение в форме вольтерианства было наиболее распространено в России. Но иногда почитание Вольтера совмещалось с признанием полезности крепостного права. В этом состоит один из парадоксов русского Просвещения.

Сама Екатерина II, стремясь прослыть просвещённой государыней, переписывалась с ведущими философами, оказывала им поддержку. В своём «Наказе» Уложенной комиссии (1767 г.) Екатерина заимствовала многие идеи французских просветителей и обосновывала идеал правового государства с соблюдением прав и свобод подданных.

Однако это не мешало ей проводить ярко выраженную крепостническую политику, приравнивающую крепостных к положению рабов. Сама Екатерина II, стремясь прослыть просвещённой государыней, переписывалась с ведущими философами, оказывала им поддержку. В своём «Наказе» Уложенной комиссии (1767 г.

) Екатерина заимствовала многие идеи французских просветителей и обосновывала идеал правового государства с соблюдением прав и свобод подданных.

Однако это не мешало ей проводить ярко выраженную крепостническую политику, приравнивающую крепостных к положению рабов. Екатерина II

8 Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) Значительное воздействие на развитие общественной мысли России имела просветительская деятельность Николая Ивановича Новикова В журналах «Трутень» и «Живописец» Новиков критиковал крепостнические порядки и вступал в полемику с Екатериной II. Девизом журнала «Трутень» были слова: «Они работают, а вы их труд едите». Сам Новиков был близок к масонству. Масоны стремились к нравственному совершенствованию, поиску смысла жизни, к распространению грамотности, благотворительности – к установлению подлинной человечности в отношениях между людьми. Это было религиозное, мистическое направление внутри Просвещения, выступавшее против крайнего интеллектуализма французского Просвещения. Масонство выступало с позиций первенства нравственности над разумом. Однако масонство находилось в оппозиции церкви.

9 Новиков, будучи директором университетской типографии в Москве, издавал много литературы нравственно-религиозного и просветительского содержания. В частности впервые опубликовал памятники древнерусской литературы и религиозно- философской мысли в «Древней российской вивлиофике (библиотеке)».

Однако из-за подозрительности со стороны церкви и государства в 1792 г. Новиков был отстранён от заведования типографией, а затем арестован и без суда заключён в Шлиссельбургскую крепость, где находился в заточении 4 года. После освобождения в 1796 г. Новиков жил в подмосковном имении и участия в общественной жизни не принимал.

Издания Н. И.Новикова

10 Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) Известный писатель и философ. Известный писатель и философ. Радищев учился Пажеском корпусе, а затем был послан в Лейпцигский университет. Радищев учился Пажеском корпусе, а затем был послан в Лейпцигский университет. Испытал влияние французского и немецкого Просвещения.

Безвременная смерть его товарища по учёбё в университете заставила Радищева задуматься над проблемой смертности человека. Испытал влияние французского и немецкого Просвещения. Безвременная смерть его товарища по учёбё в университете заставила Радищева задуматься над проблемой смертности человека.

Вернувшись в Россию служил на таможне в Санкт-Петербурге. Вернувшись в Россию служил на таможне в Санкт-Петербурге. В 1790 г. за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», содержащую радикальную критику крепостного права и абсолютизма с гуманистических позиций, сослан в Сибирь. В 1790 г.

за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», содержащую радикальную критику крепостного права и абсолютизма с гуманистических позиций, сослан в Сибирь. Радищев – первый представитель революционной традиции в русской общественной мысли. Екатерина II заявила, что Радищев «бунтовщик хуже Пугачёва».

Радищев – первый представитель революционной традиции в русской общественной мысли. Екатерина II заявила, что Радищев «бунтовщик хуже Пугачёва».

11 Во время сибирской ссылки А. Н. Радищев начинает обстоятельно заниматься философией. Философские интересы Радищева сосредоточены на проблемах антропологии. Главным философским произведением Радищева можно считать его работу «О человеке, о его смертности и бессмертии».

Во время сибирской ссылки А. Н. Радищев начинает обстоятельно заниматься философией.

Философские интересы Радищева сосредоточены на проблемах антропологии. Главным философским произведением Радищева можно считать его работу «О человеке, о его смертности и бессмертии».

В этом произведении, состоящем из 4 частей, Радищев противопоставляет взгляды сторонников бессмертия души (в основном идеалистов) и их противников-материалистов, приводя все возможные аргументы за и против. Причём собственная философская позиция Радищева по решению этого вопроса остаётся неясной.

В этом произведении, состоящем из 4 частей, Радищев противопоставляет взгляды сторонников бессмертия души (в основном идеалистов) и их противников-материалистов, приводя все возможные аргументы за и против. Причём собственная философская позиция Радищева по решению этого вопроса остаётся неясной.

Человек, по мнению Радищева, отличается от всех других существ тем, что он «есть единое существо на земле, ведающее худое и доброе». Человек может безгранично совершенствоваться или развращаться. Человек, по мнению Радищева, отличается от всех других существ тем, что он «есть единое существо на земле, ведающее худое и доброе».

Человек может безгранично совершенствоваться или развращаться. В теории познания Радищев выступал с позиций сенсуализма, приоритета чувственного познания и опыта. В теории познания Радищев выступал с позиций сенсуализма, приоритета чувственного познания и опыта. В 1796 г. возвращён из ссылки, в 1802 г. А. Н. Радищев покончил жизнь самоубийством. В 1796 г. возвращён из ссылки, в 1802 г. А. Н. Радищев покончил жизнь самоубийством.

12 Итогом философского развития России в 18 веке было окончательное формирование светского мировоззрения независимого от религии. Русская философия начинает развиваться в общем русле с западноевропейской философией.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1060983/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector