- Гендерная психология — раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.
- ÷Отличия мужского и женского видны с детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают.
- В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.
Мужское и женское
Мужское и женское — есть. Это не пол, это гендер. Есть мужской и женский стиль решения вопросов, есть мужской и женский стиль воспитания, есть мужские и женские развлечения. Мы — разные. Женщины имеют право быть Женщинами, а не мужчинами, и отличаться от мужчин. Женское начало не лучше и не хуже Мужского, это просто совершенно другой подход к жизни и взгляд на жизнь. См.→
Гендерные особенности в восприятии — есть!
Фил Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Эксперимент состоял в следующем.
«Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.
) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию.
Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.
После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»
Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша.
На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство (Шон Бурн. Гендерная психология.
Прайм-Еврознак, 2008. С.3.)»!» См.→
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/gendernaya-psihologiya
Гендерная психология: курсовые, дипломные, магистерские работы; особенности написания, примеры и темы
-
Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты. Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате. Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами. Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи. Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.
Главная / Разделы психологии / Гендерная психология
К гендерной психологии относится множество тем выпускных квалификационных работ по психологии, в которых исследуются испытуемые, разделенные на группы по признакам биологического или социального пола.
Например, сравнительные исследования между мужчинами и женщинами.
Примерные темы курсовых и дипломов: «Проявления макиавеллизма у руководителей разного пола»; «Сравнительный анализ представлений о счастье у мужчин и женщин ранней взрослости».
Социальный пол – гендер – в отличие от биологического, предполагает три градации: маскулинность (выраженность типично мужских черт); феминность (выраженность типично женских черт); андрогинность (выраженность в равной мере мужских и женских черт).
Соответственно эмпирические исследования могут быть направлены на сравнительный анализ показателей в группах с феминной, маскулинной, андрогинной гендерной идентичностью. Например, «Взаимосвязь стрессоустойчивости с гендерной идентичностью стюардесс».
Строго говоря, гендерные исследования предполагают анализ психологических особенностей именно в связи с социальным полом, то есть с феминностью, маскулинностью и андрогинностью. В то же время темы, в которых предполагается исследование половых различий, часто также относятся к гендерной психологии.
Примеры и образцы дипломных работ по гендерной психологии
Гендерные различия в агрессивном поведении
Темы курсовых, дипломных и магистерских по гендерной психологии
- Особенности гендерной социализации детей разного возраста.
- Исследование содержания гендерных представлений и стереотипов (на примере конкретной социальной группы)
- Детско-родительские отношения как фактор гендерной социализации (конкретно указать возрастную категорию детей)
- Исследование семейных и гендерных установок (представителей разных возрастных и социальных групп)
- СМИ как фактор гендерной социализации современных детей и подростков (конкретно указать возрастную категорию детей)
- Исследование гендерных предпочтений (представителей разных возрастных и социальных групп)
- Гендерная социализация детей в современной российской семье.
- Межполовые различия в мотивации достижения в юношеском возрасте.
- Межполовые различия в переживании вины в подростковом (юношеском, зрелом, пожилом) возрасте.
- Гендерные аспекты управленческой деятельности в контексте развития коммуникативной компетентности менеджеров нижнего звена.
Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать
Источник: http://dip-psi.ru/diplomnyye-raboty-po-gendernoy-psikhologii
Все, что необходимо знать о гендерных исследованиях
Гендерные исследования (gender studies) – это сравнительно молодая междисциплинарная программа, нацеленная на изучение гендерной идентичности. Если в российских вузах данную дисциплину можно встретить как профильную или как предмет по выбору на факультетах социологии, психологии или политологии, то в североамериканских или европейских высших учебных заведениях она все чаще стала встречаться как отдельная магистерская или PhD-программа. Чем же так привлекательно данное направление и что именно здесь можно исследовать?
Что такое gender studies?
На сегодняшний день большинство ученых считает, что понятие «гендер» (gender) отлично от понятия «пола» (sex).
Впервые об этом заговорил американский психоаналитик Роберт Столлер, который утверждал, что изучение пола является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера должен быть рассмотрен как предметная область исследований в психологии, социологии и других гуманитарных направлениях. Так как гендерные роли не определяются генами, т.е.
не являются врожденными, к 70-80-м годам прошлого века, одновременно с нарастанием «второй волны» феминизма в США и странах Западной Европы, назрела необходимость исследовать этот социально-культурный феномен отдельно и более детально. Многие считают гендерные исследования феминистским проектом, однако, это не совсем так.
В целом, гендерные исследования включают в себя не только женские, но и мужские исследования (women’s/men’s studies), а также исследования, связанные с половой и гендерной принадлежностью.
Да, здесь предлагается изучить историю и развитие феминистского движения, но еще узнать все о маскулинности и фемининности, равенстве и равноправиии даже проанализировать женские образы в фильмах Хичкока. Специалисты в области гендерных исследований активно дебатируют об эксплуатации женской сексуальности в рекламе, о навязывании гендерных ролей обществом, о дискриминации по половому признаку, а также поднимают другие не менее актуальные вопросы.
Недавно на сайте ЮНИСЕФ была опубликована довольно интересная статья Кортни Янг «10 things women’s studies taught me», в которой девушка, получившая две степени в области женских исследований, делится десятью важными суждениями, к которым она пришла благодаря этой программе. Например, она утверждает, что обучение на данном направлении помогло ей понять важность собственного мнения и умения его отстаивать. «Женские исследования открыли для меня множество способовдостижения равноправия в современном обществе», — пишет Кортни.
О стереотипах
На программах или курсах по гендерным исследованиям наблюдается сильная диспропорция: на них обучается подавляющее количество девушек и совсем небольшое количество парней (или они отсутствуют вовсе).
В 2012 году в Лондонской школе экономики (LSE) из 85 студентов, поступивших на магистерскую программу «гендерные исследования», было только 8 парней. В независимой американской студенческой газете The GW Hatchetтакже сообщается, что совсем немного парней решаются посещать курсы женских исследований. Обычно в классе присутствует 1-2 смельчака.
Однако как пишет TheGuardian, парни не выбирают для обучения данную программу не из-за отсутствия интереса к ней. Часть студентов полагает, что практически все представители мужского пола, посещающие курсы по гендерным исследованиям, являются членами ЛГБТ-сообщества, другие испытывают определенный страх перед феминизмом.
Есть также такие студенты, которые считают гендерные исследования несерьезными, говоря о том, что нужно бороться за права женщин, но совсем не обязательно углубляться в эту тему.
К сожалению, как мы видим, эта научная область не лишена стереотипов. Но стоит отметить, что многие курсы по гендерным исследованиям читают именно мужчины, и любой новый специалист-мужчина в этой сфере особо ценен. Студенты мужского пола не испытывают давления во время обучения со стороны девушек и не воспринимаются как типичные представители патриархального мира.
Перспективы трудоустройства
Возможности обладателей степени в сфере гендерных исследований практически безграничны. Как правило, эти специалисты знакомы с информацией о современных социальных проблемах, обладают развитым критическим мышлением и имеют широкий взгляд на мир.
По статистике, около половины всех европейских студентов, завершивших обучение на магистерской программе «гендерные исследования», в течение 6 месяцев находят работу. Примерно 20% решают продолжить свое обучение, чтобы получить степень PhD.
Остальные студенты начинают заниматься волонтерством, устраиваются на работу на неполный рабочий день или же находят для себя иные занятия.
Недавние выпускники активно занимаются исследовательской деятельностью, т.к. потребность в изучении гендерных вопросов существенно растет.
Зачастую недавние магистры или аспиранты строят карьеру в неправительственных организациях, политических партиях и фондах.
Выпускникиоказывают помощь жертвам домашнего или сексуального насилия, борются за права меньшинств и занимаются преподаванием различных гуманитарных дисциплин. Безусловно, это далеко не весь перечень возможностей.
Где изучать gender studies?
В целом, на сегодняшний день можно найти массу магистерских и PhD-программ по гендерным исследованиям в университетах США, Канады и Великобритании. Здесь они представлены практически в каждом крупном вузе. В этих странах изучением гендера занимаются давно и достаточно успешно. Для примера:
San Francisco State University (США, Сан-Франциско)
- Master of Arts in Women and Gender Studies
Факультет, выпускающий магистров в области женских и гендерных исследований, существует с 1976 года и фактически является одним из самых первых подобныхцентров в этой области в США. Студенты могут пройти стажировку в таких организациях как Amnesty International, LGBT Community Center, Global Fund for Women, California Women Lead и многих других.
University of Toronto (Канада, Торонто)
Основной упор в этих программах делается на феминистские исследования. Однако исследования отличаются обязательным междисциплинарным подходом в изучении. Институт по изучению женских и гендерных исследований Торонтского университета гарантирует финансовую поддержку своим магистрантам и аспирантам (как канадцам, так и иностранцам).
University of Sussex (Великобритания, Брайтон)
Университет Сассекса входит в 4-ку лучших исследовательских университетов Великобритании и отличается целым спектром программ по гендерным исследованиям.
Первые три программы, представленные выше, нацелены на исследование взаимосвязи между гендером и средствами массовой информации, гендером и насилием, гендером и окружающей средой и здоровьем.
Gender Studies является классической программой, где изучается феминизм, гендерные и половые вопросы в современном мире. Докторские программы отличаются в подходах к изучению дисциплин: Humanities – аналитический подход, Social Sciences – научный.
Помимо вышеуказанных стран, некоторые европейские высшие учебные заведения стали открывать англоязычные программы по гендерным исследованиям. Например:
Central European University (Венгрия, Будапешт)
Центрально-Европейский университет организован по образцу американских университетов и аккредитован в США и Евросоюзе.
Факультет гендерных исследований университета также отличается широким разнообразием предложенных магистерских программ, а также предлагает получить степень PhDв этой области.
Более того, ЦЕУ предоставляет стипендии. Узнать подробнее о факультете и программах можно из специального видеоролика.
Utrecht University (Нидерланды, Утрехт)
- Master of Arts & Culture in Gender Studies
Образование в Утрехтском университетев области гендерных исследований – это сочетание теоретических знаний и практики (стажировка занимает 25% образовательного процесса). Здесь читаются такие интересные курсы как «феминистские подходы к искусству», «постколониальные трансформации в обществе» или «власть в эпоху цифровых технологий». Есть возможность получить стипендию.
University of Oslo (Норвегия, Осло)
- Master of Arts in Gender Studies
Университет Осло является одним из ведущих университетов Скандинавии и всей Европы.
Структура программы состоит из теоретических курсов о феминизме, равноправии и самостоятельной работы над своим проектом.
Двухгодичная программа по гендерным исследованиям в этом университете предполагает обучение в течение семестра в вузе-партнере. Иностранные студенты могут выбрать элективный курс норвежского языка.
University College Dublin (Ирландия, Дублин)
- Master of Arts in Women, Gender & Society
Университетский колледж Дублина – это крупнейшее высшее учебное заведение Ирландии. Магистерская программа предполагает изучение общества с позиции гендерной теории, а также знакомит с методами достижение социальной и экономической справедливости в мире. В рамках данной программы можно выбрать курсы о маскулинности и об истории феминистского движения.
Гендерные исследования стали неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук.
Помимо соответствующих факультетов в университетах, открываются научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики.
Если в России данная дисциплина еще находится на стадии становления, то на Западе она уже бурно развивается и с каждым годом привлекает большое количество абитуриентов, несмотря на преследующие ее стереотипы.
Источник: https://studyqa.com/articles/611
Читать
Ирина Сергеевна Клецина
Гендерная психология
Предисловие ко второму изданию
Впервые эта книга вышла в 2003 г. Это было первое отечественное учебное пособие, с помощью которого вузовские преподаватели проводили практические и семинарские занятия в процессе чтения курсов по гендерной психологии и другим дисциплинам гендерной направленности.
Появлению 2–го издания «Практикума по гендерной психологии» способствовали следующие обстоятельства. Во–первых, 1–е издание в целом было положительно оценено преподавателями и пользовалось спросом у специалистов, интересующихся гендерной проблематикой.
Однако авторами были получены и некоторые критические замечания, связанные с содержанием некоторых разработок. Поэтому появилась необходимость скорректировать и доработать ряд тем.
Еще одним обстоятельством, побудившим авторов к подготовке 2–го издания практикума, явилось приращение знания в сфере гендерных исследований.
За прошедшие пять лет опубликованы новые научные и учебно–методические работы; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Следовательно, содержательную часть практикума необходимо было дополнить и обновить с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной психологии.
Данное издание практикума по гендерной психологии существенно отличается от своего первого варианта. Хотя общее количество текстов практически не изменилось, 15 методических разработок являются совершенно новыми, а остальные обновлены и дополнены в теоретической и в практической частях.
Новые методические разработки посвящены весьма актуальным темам, которые ранее не были включены в практикум в силу неразработанности в методическом плане.
Эти темы раскрывают такие проблемы, как роль феминизма в развитии гендерных исследований в психологии, гендерный аспект родительства, роль художественной литературы в воспитании детей и взрослых и др.
Достаточно широко представлена проблема сексуальности с позиций гендерного подхода, обсуждается также такая актуальная для гендерного направления тема, как насилие в семье.
В методических разработках использованы ссылки практически на все отечественные работы по гендерной проблематике, которые появились в последние годы; немало использовано также и зарубежных источников.
Изменился и состав авторов практикума, почти третья их часть – новые авторы. Некоторые преподаватели не смогли принять участие в работе над новым изданием в силу различных обстоятельств, однако основной состав авторов остался прежним. В работе над 2–м изданием практикума приняли участие восемь новых авторов.
Неизменной осталась общая концепция практикума, которая определяется, как и в прежнем издании, идеями гендерного подхода.
Не изменилась и общая структура практикума, включающая четыре раздела: «Введение в гендерную психологию», «Гендерная социализация», «Гендерные характеристики личности», «Прикладные аспекты гендерной психологии». Эти разделы в общих чертах отражают сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.
В первом разделе рассматриваются самые общие вопросы гендерной психологии: содержание понятия «гендер», обыденные гендерные представления, психофизиологические и психологические различия между полами, психологические характеристики гендерных групп, роль феминизма в развитии гендерных исследований.
Во втором разделе представлены методические разработки практических занятий, которые помогут студентам осознать способы и механизмы влияния основных институтов социализации (семья, школа, художественная литература) на формирование у участников социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений.
Третий раздел практикума помогает раскрыть содержание таких ключевых тем гендерной психологии, как гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные установки и предубеждения личности, гендерная идентичность. Особое внимание уделено такой характеристике личности, как гендерная компетентность.
В четвертом разделе представлены работы, рассматривающие гендерную проблематику в ее практическом приложении.
Сохранилась структура каждой методической разработки, которая включает следующие части: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы и приложения. Все формы проведения занятий относятся в группе интерактивных методов обучения.
- Хочется поблагодарить всех тех, кто высказал свои оценки и критические суждения по поводу содержания методических разработок в практикуме.
- Авторы надеются, что переработанный и дополненный практикум окажется полезен как преподавателям, и студентам, так и всем, кто интересуется психологией, а также будет способствовать развитию гендерного направления в психологической науке.
- И. Клецина
Раздел I
Введение в гендерную психологию
Глава 1
Что такое гендер
Д. В. Воронцов
Вводные замечания
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих [2].
На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма.
Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические.
Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.
Как указывает французский историк Т. Лакер, в Европе до XVII в. базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо–физиологические особенности [6].
Телесное несходство мужчин и женщин не ставилось под сомнение, однако суть различий между ними люди усматривали отнюдь не в биологии. Длительное время в европейской культуре существовала однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II в. н. э. Согласно этой модели организм женщины рассматривался как биологически несовершенный мужской организм.
В галеновской схеме структурно–морфологических соответствий репродуктивных органов женский организм имеет точно такие же половые органы, что и мужской. Единственное отличие между ними усматривалось в том, что у женщины в силу «недостаточной жизненной энергии» эти органы находятся внутри, тогда как у мужчины они располагаются снаружи. Женские гениталии вплоть до 1700–х гг.
не имели собственного названия. Для их обозначения использовались термины, обозначающие мужские половые органы, и только контекст определял то, о каком теле – мужском или женском – идет речь. Собственно половые различия фиксировались не онтологическими, а социологическими категориями.
Природное тело рассматривалось как подчиненное социальному бытию человека, потому что телесное считалось временным, нестабильным образованием, выполняющим только вспомогательные функции в человеческой жизни.
Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошедшие в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Оно стало считаться единственной реальной, объективно существующей характеристикой индивида – в противоположность условности и произвольности социальных определений различных человеческих качеств, в том числе и сексуальных.
Если в античной и средневековой Европе психологические и социальные различия мужчин и женщин соотносились с различиями в их социальном статусе, то после XVII в. корни социальных и психологических различий стали усматривать в анатомии мужчин и женщин.
А точнее, в способности женщины к деторождению и связанными с ней физиологическими процессами: менструацией, лактацией, гормональными сдвигами и т. п. Таким образом, к XIX в.
вопрос о сексуальных различиях между мужчинами и женщинами был подменен вопросом о репродуктивных функциях организма, что в конечном счете привело к возникновению в европейской культуре двуполой модели человека, в которой мужское и женское представляли собой два антагонистических полюса.
Новая модель позволяла рассматривать социально обусловленные сексуальные различия в поведении личности как биологически детерминированные, возникающие на основе неодинакового анатомического, клеточного строения, эндокринных, психофизиологических и иных телесных функций. Так в европейском сознании утвердилось представление о том, что пол человека является биологическим феноменом и что полов у человека только два.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112144&p=1
Особенности гендерной идентичности обучающихся
Обучающаяся молодежь всегда находится в центре внимания исследователей различных областей психологии. Современная культура, общество в целом оказывает сильное влияние на личность обучающихся и в особенности на гендерную идентичность молодежи. Термин «гендер» был введен американским исследователем Робертом Столлером в конце 60–х годов ХХ века.
В широком понимании определяется как социальный пол, результат социальзации, сфоримировавшийся под воздействием культуры, то есть являющийся продуктом культуры. [4] «Гендер это любые психические и поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин». [2, с.
13] Гендер передставляет собой социокультурный конструкт пола, который является комплексом заданных признаков и характеристик женского и мужского поведения, образа жизни, особенностей предпочтений.
Пол же представляет собой биологически заданные особенности анатомо – физиологических признаков, определенные генотипом, и соответственно пол является продуктом эволюции.
Пол является основой для формирования и становления гендера, он задает вектор по которому человек может развиватся, и на это развитие также оказывает огромное влияние культурно – историческая среда в которой идет развитие психики человека и формирование личности. Таким образом гендер, то есть наш социально – психологический пол не всегда совпадает с биологическим полом.
Гендерная идентичность – это и отождествление себя с определенным полом, и отношение к себе как к представителю определенного пола, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик. В связи с формированием гендерной идентичности у человека возникает и целостное представление о себе. [2, с.
200] Традиционно исследователи выделяют три типа гендерной идентичности: маскулинный, фемининный и андрогинный. «Маскулинность и фемининность являются нормативными предствавлениями о психических, соматических и поведенческих качествах, характерных для мужчин и женщин соответственно». [6, с.
249] С начала исследователи в области гендерной психологии рассматривали маскулинность и фемининность как альтернативные понятия, но в связи с таким пониманием возникли проблемы, в том что не все качества можно отнести к свойственным только женщинам и мужчинам.
Позже другими авторами маскулинность и фемининность стали рассматриватся как самостоятельные, независимые друг от друга качества. Андрогинность характеризует обладание одновременно маскулинными и фемининными чертами.
Большая часть ученых придерживается идее о том, что целостную, единую личность нельзя характеризовать маскулинностью или фемининностью, целостность обеспечивается андрогенией которая интегрирует в себе женское и мужское, соединяет женский эмоциональный стиль деятельности с мужским инструментальным.
Человек имеющий андрогинную гендерную идентичность совмещает в себе маскулинные и фемининные черты, например общительность и отзывчивость, характерные для фемининного типа, а уверенность и независимость, характерные для маскулинного типа, и тем самым становится универсальным носителем качеств. Эти интегрированные качества помогают ему осваивать новые социальные роли, андрогины более адаптивны в межличностных отношениях, и обладают широким спектром поведенческих реакций. [3, с. 210]
Андрогинность изучали многие исследователи, одним из первых был Юнг К.Г., он рассматривал идею единства двух противоположностей, муского и женского как архитипический образ. Мужское начало определяется как анимус, которое присутствует в женском бессознательном и женское анима в мужском бессознательном.
Предусматривается что в человеке присутствуют элементы анимы и анимуса, и их соотношение не зависит от биологического пола. Он рассматривал эти архетипы как наиболее важные, которые регулируют поведение человека, они проявляются в фантазиях и снах или иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.
Эти архетипы находятся между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Как считал Юнг К.Г. архетип «анима – анимус» состоит из непрожитых, вытесненных черт личности, содержащий в себе огромный потенциал и силу для наиболее полной реализации возможностей личности.
Крайне важен процесс осознания женщиной своей внутренней мужественности, а мужчиной – женственности, это ведет к обретению и объединению подлинной сущьности, что является признаком личностного роста.
Сандра Бем является создателем теории андрогинности, она полагала, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. [2, с. 135]
В психологических трудах ряда отечественных психологов «гендерная идентичность определяется как базовая структура социальной идентичности которая формируется в результате интериоризации мужских и женских черт в процессе взаимодействия Я и других в процессе социализации». [5, с.
154] Клецкина И.С., Кириллова И.А., Флотская Н.Ю. и ряд других авторов выделяют в структуре гендерной идентичности три компонента: когнитивный, эмоционально – оценочный и поведенческий.
Когнитивный компонент представлен знаниями и убеждениями индивида о себе самом как о представителе конкретной группы и о существовании своей и чужой групп.
Эмоционально – оценочный помпонент включает в себя совокупность индивидуальных эмоциональных значений, через которую происходит восприятие окружающей действительности. Поведенческий компонент содержит возможные поведенческие реакции индивида, конкретные действия.
«Становление гендерной идентичности – это отождествление себя с определенным полом, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик». [1, c. 135] «С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом.
У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определенные характеристики личности – маскулинные или фемининные. При этом они могут не совпадать с полом – мужчина может обладать фемининными чертами, а женщина – маскулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт.
Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины». [2, с. 44]
Кон И.С.
выделяет несколько тенденций современной культуры относительно гендерных отношений: в первую очередь наблюдается радикальная ломка традиционной половой стратификации, ослабление половых различий в поведении, вследствие совместного обучения и общей трудовой деятельности. Следующей главной тенденцией является переход во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами от иерархического соподчинения к равноправию, изменение культурных стереотипов маскулинности – фемининности. Современная молодежь не столь ограничена рамками социальных стереотипов и представлениями о чисто мужских и чисто женских профессиях. Обучающиеся не боятся овладевать профессиями не свойственными своему поло–ролевому статусу, девушки на ровне с юношами стремятся занять руководящие должности и высоко статусные роли.
Исследование особенностей гендерной идентичности обучающихся проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ).
В исследовании приняли участие 53 студента института машиностроения и автомобильного транспорта и института малого и среднего бизнеса. Из них: студенты юноши – 24 человека, студенты девушки – 29 человек. Возраст испытуемых от 18 – 22 лет. В исследовании была использована психодиагностическая методика: опросник С. Бэм «Маскулинность – фемининность» по изучению гендерной идентичности.
По результатам исследования была выявлена гендерная идентичность студентов в процентном соотношении 76 % (40) испытуемых соответствует андрогинная гендерная идентичность, 13 % (7) фемининная и 11 % (6) испытуемых соответствует маскулинная гендерная идентичность, результаты, представленные на Диаграмме №1.
Диаграмма №1. Гендерная идентичность студентов
По половой принадлежности в группе студентов с фемининной гендерной идентичностью представлены 86 % (6) испытуемых женского пола и 14 % (1) мужского пола. В группе с маскулинной гендерной идентичностью 67 % (4) студента женского пола и 33 % (2) мужского. Группу испытуемых с андрогинной гендерной идентичностью составили 53 % (21) студентов мужского пола и 48 % (19) женского.
Среди юношей отмечено большее преобладание андрогинного типа личности, чем среди девушек. Данный факт снижает количество юношей, соответствующих своему гендерному типу, но позволяет им оценивать себя с точки зрения своего и противоположного пола.
Результаты исследования показали, что девушек маскулинного типа больше, чем юношей фемининного. Это свидетельствует о том, что изменение гендерной идентичности в современном обществе больше характерно женскому полу.
Как мы видим данная ситуация способствует укоренению андрогинного типа гендерной идентичности у обучающихся, маскулинизации девушек и феминизации юношей.
Таким образом, гендерная идентичность является базовым конструктом в формировании целостного представления человека о самом себе. Субъективное благополучие обучающегося также находится в прямой зависимости от сформировавшейся гендерной идентичности.
То насколько человек гармонично развит, насколько социальные роли, стереотипы и нормы поведения влияют на личность обучающегося зависит его успешное обучение, и такой важный показатель как уровень сформированности профессиональных компетенций.
В современном мире, с нестабильной экономической, политической и социальной областью человеческих взаимоотношений, обучающемуся важно иметь целостное представление о себе. Которое станет для него точкой опоры в дальнейшем развитии, а именно профессиональном.
Зная особенности своей личности обучающемуся легче будет ориентироваться в профессиональном мире, выбор сферы обучения и последующей трудовой деятельности является главной и одной из сложнейших задач. Зная особенности гендерной идентичности обучающихся можно сформировать качества необходимые для выбранной профессии.
Список литературы:
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 131-143.
- Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2008. – 431 с.
- Берн Ш. Гендерная психология / Шон Берн. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
- Воронова А.В. Гендерная психология как новое направление науки / А.В. Воронова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 1 – Т. 2 (Психолого-педагогические науки). – С. 288-292.
- Дресвянина А.В. Понятие «Гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы / А.В. Дресвянина // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2009. – № 4. – С.154–157.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/liv/78547
Дипломная работа по гендерной психологии
Узнай стоимость
Это не займет и 60 секунд 🙂
Личный помощник (менеджер)
01.
- Подберет лучшего эксперта по вашей задаче
- Проконтролирует выполнение услуги
- Ответит головой за сроки
- Сделает всё, чтобы решить вашу проблему
Универсальный солдат (сотрудник колл-центра)
02.
- Поможет описать вашу задачу
- Обучит работе с личным кабинетом
- Просто послушает, как у вас дела
Персональный «Пушкин» (Эксперт)
03.
- Откликнется на вашу проблему
- Проанализирует пути решения
- Объяснит материал
- Убедится, что вы все поняли
Шерлок Холмс (сотрудник отдела Контроля Качества)
04.
- Придирчивый и внимательный: не даст расслабиться экспертам
- Проверит текст на уникальность сотней специальных программ
- Просканирует каждый миллиметр оформления на соответствие нормам и ГОСТу
В условиях современного мира гендерная психология с каждым годом приобретает всё большую актуальность. Данный раздел психологии специализируется на изучении людей, взаимоотношениях между полами, социализации мужчин и женщин в обществе.
В данный период времени эта тема набирает популярность, так как в последнее время всё меньше биологический пол влияет на то, к какому гендеру будет относиться человек.
У девушек могут проявляться сильные «мужские» черты характера и, наоборот, у мужчин – женские.
Выполнить работу по гендерной психологии студенту самостоятельно будет непросто, т.к. потребуется потратить много времени на проведение исследования. Именно практическая часть является ключевым моментом при оценке всей работы. Помимо этого не стоит забывать о следующих важных аспектах:
- подготовить полный список методической литературы;
- составить план, основанный на исследовании;
- грамотно сформулировать выводы.
Как оформить и заказать дипломный проект
Заказывать данную работу необходимо у специалиста. Только профессиональный психолог или преподаватель сумеет оказать помощь и подготовиться к сдаче в срок.
Покупая диплом по психологии, обратите внимание и на то, что исследование занимает много времени. Если же до защиты осталось всего пара недель, то не стоит впадать в панику.
Опыт в написании дипломных работ позволит нашим авторам срочно справиться с таким заказом. От вас потребуется:
- оформить заявку на сайте и описать все нюансы;
- согласовать с менеджером полную стоимость работы;
- внести предоплату в размере 25% от стоимости;
- получить, проверить работу и полностью оплатить заказ.
Из чего складывается стоимость дипломной работы по гендерной психологии
Дипломный проект должен быть написан гармонично, а теоретическая и практическая часть дополнять друг друга. Купить такой диплом у наших специалистов можно недорого. Цены начинаются от 8000 рублей, а далее на стоимость влияют особенности работы, такие как:
- имеющийся срок на выполнение задания;
- сложность темы и исследования;
- объём будущей работы.
Источник: https://Zaochnik.com/diplomnye-raboty/gendernaya-psihologiya/
Психология взаимоотношений мужчины и женщины. Гендерный аспект
Ведущий: Карнацкая Лариса Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент факультета практической психологии (специализация – психология управления и кадрового менеджмента) института психологии и педагогики (г. Москва), сертифицированный специалист в области психотерапии. Стажировки: Бизнес школа при Наварском университете (г. Барселона, Испания). Университет Дж. Вашингтона (г. Вашингтон, США).
- Цель курса:
- Создать у студентов мотивацию к овладению знаниями по психологии гендера, унаследованных из разных эпох, культур и традиций, которые способствуют процессу профессионального роста и знаний в области психологии семейных отношений и использования данных знаний в будущей деятельности психологов.
- Программа включает в себя:
1 модуль (2 дня, 20 ак.ч.):
Тема 1. Понятие гендерного стереотипа как сформировавшихся в культуре обобщенных представлениях о роли и поведении мужчины и женщины, сложившихся в исторических и культуральных контекстах.
- Гендерные стереотипы, отраженные в филосовских и культурных текстах.
- Аристотель и Платон о гендерных различиях.
- Взгдяды Н.А. Бердяева, В.Ф.Эрна, В.И.Иванова о гендерных стереотипах в разных временных эпохах.
Тема 2. Бинарные оппозиции, приписываемые мужчине и женщине в русской философии.
- Гендерный стереотип «Логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность».
- Гендерный стереотип «Власть-подчинение».
- Гендерный стереотип, противопоставляющий «Порядок и хаос» в гендерной дифференциации Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др.
- Гендерный стереотип «Независимость – индивидуальность, близость – коллективность».
- Взгляд П.А. Флоренского на мужчину и женщину через стереотип «Сила-Я, Слабость-Я».
- От Аристотеля до Гегеля взгляд на мужчину и женщину через стереотип «Импульсивность, активность – статичность, пассивность».
- Гендерный стереотип «Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм».
Данный модуль предполагает:
- Расширение представлений в области социально-психологического знания, сформированного в разных культурах и эпохах о мужчине и женщине;
- Ознакомление со способами эмпирического решения ключевых вопросов познания человеком гендерных сообществ, закономерностей, процессов, происходящих в них с позиций уходящих времен.
2 модуль (2 дня, 20 ак.ч.):
Тема 3. Представления о мужчине и женщине в разных этносах, традициях, цивилизациях.
- Основные факторы, оказывающие влияние на разделение полов в разных культурах и эпохах: гендерное разделение труда, образование, собственность, обладание властью, отношение власти и религии, сексуальное поведение.
- Гендерная идеология в разных традициях, этносах, цивилизациях, как представления о качествах, желательных для мужчин и женщин.
- Египетская мифология о гендерных различиях. Система архитипов личности в философии мифов Древнего Египта. Особенности взаимодействия мужских и женских архетипов друг с другом. Определение ведущего архетипа личности.
Данный модуль предполагает:
Формирование навыков использования знаний в области гендерных различий у студентов- психологов в их практической деятельности.
3 Модуль (1 день, 10 ак.ч.)
Тема 4. Древне-славянские представления о роли мужчины и женщины в социо-культурном взаимодействии.
- Представления древних славян о функциях и стилях поведения мужчины и женщины в семье.
- Данный модуль предполагает:
- Ознакомление студентов с основными процессами группового гендерного функционирования в разных культурных и исторических контекстах.
4 модуль (прорабатывается участниками самостоятельно), 22 ак.ч., и включает следующие положения:самостоятельное изучение специальной литературы и контрольное тестирование.
Объем курса: 72 ак.ч. Аудиторные занятия проводятся с 10 до 18 часов. Каждый слушатель получает индивидуальный пакет печатных материалов по программе курса.
По окончании выдается удостоверение о повышении квалификации (72 ак.ч) или сертификат (для участников, прошедших курс менее 72 ак.ч.).
Источник: http://psymspi.ru/news/psy-vzaim-m-zh/
Тенденции развития гендерной психологии
- Раскрывая специфику любой области научного знания, предлагая обоснования для утверждения ее статуса в системе науки, важно дать ответ на следующие вопросы.
- • Как определяется предмет этой области знания, и какова ее структура?
- • Каков статус рассматриваемой сферы знания среди существующих научных дисциплин и их отраслей.
- • Каковы методологические основания и инструментальный аппарат этой области знания.
- • Каковы основные направления, тенденции и задачи развития анализируемой области научного знания.
- Теперь, используя данный перечень вопросов, попытаемся прояснить некоторые закономерности развития гендерной психологии как специальной отрасли научного знания в психологии.
- Предмет и структура гендерной психологии
Определить предмет гендерной психологии на данном этапе ее развития — это довольно сложная задача, поскольку эта отрасль психологии в настоящее время делает лишь первые шаги на пути своего развития.
Гендерная психология— отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.
В отличие от психологии пола в гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, в фокусе ее внимания, прежде всего, те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.
В психологии пола женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию.
Исходным основанием служит имплицитное принятие биологического детерминизма ролей, опирающегося на представление о врожденности мужского или женского начала в человеке.
При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, однако роль социокультурного влияния сводится к оформлению тех черт и характеристик человека, которые предопределены природой.
В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискриминации, сексизма. В детерминации социального поведения личности приоритет отдан социокультурным факторам.
- В структуре гендерной психологии выделяются следующие разделы:
- • психология гендерных различий;
- • гендерная социализация;
- • гендерные характеристики личности;
- • психология гендерных отношений.
- При изучении гендерных различийрассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации.
- Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализацииявляются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах ее жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный исоциальный контексты.
При рассмотрении гендерных характеристикизучается идентичность мужчин иженщин и ее составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.
Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин иженщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.
Раздел психология гендерных отношенийвключает изучение вопросов общения ивзаимодействия между представителями разного пола.
Традиционные гендерные стереотипы ипредставления побуждают мужчин иженщин как субъектов межполового взаимодействия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющейся в доминировании изависимости.
С позиций гендерного анализа важно понять необходимость изакономерности формирования иных моделей межполового взаимодействия.
Статус гендерной психологии
Гендерная психология как отрасль психологической науки, переживающая период своего становления, тесно взаимодействует с традиционными психологическими дисциплинами, эта связь осуществляется через опору на их понятийный аппарат ииспользование инструментария. Психология гендерных различий наиболее тесно связана с дифференциальной психологией, гендерная социализация — с психологией развития, изучение гендерных характеристик личности базируется на психологии личности, а психология гендерных отношений — на социальной психологии.
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/26125.html