Гендерные различия — студенческий портал

Память имеет очень большое значение в учебной деятельности студента. Благодаря памяти студент способен запоминать, сохранять и воспроизводить учебный материал, а также с легкостью его забывать. Работа памяти зависит не только от работы всего организма, но и от гендерных различий.

Высокий жизненный ритм и постоянное увеличение требований к высшему образованию требуют от студента мобильности и гибкости. Но при этом, с приходом информационных технологий, современные студенты стали хуже усваивать информацию, отмечается снижение концентрации и способности воспринимать информационное сообщение целостно [3].

Мы заинтересовались, в чем же причина. Но прежде определим основные понятия.

Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими (от греч. память). Мнемическая деятельность — деятельность по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Это сложное свойство психики, в основе которого лежат бесчисленные процессы, происходящие в мозге ‒ память.

Памятью называют способность накапливать, хранить и воспроизводить в сознании пережитый опыт, а также саму совокупность сохраненных в сознании впечатлений [6].

Гендерные различия ‒ это совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин [2]. В своих работах, Г. Гейманс [4] утверждает, что женщины обладают лучшей памятью, но только в отношении того, что у них вызывает эмоциональный отклик или интерес.

Именно поэтому у женщин возникает трудность в запоминании математических формул, чертежей, исторических дат и т. д. Интересен тот факт, который описали Н. М. Гнедова и С. М.

Елинова [5], что процесс запоминание материала в присутствии противоположного пола, гораздо выше, чем в присутствии своего пола.

Нас заинтересовало, наблюдается ли гендерные отличия кратковременной памяти в студенческом возрасте. Студенческий возраст — «это период профессионального самоопределения и развития личности…» [1].

Кратковременная память представляет собой способность сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме [7].

Совместно со студентами 2 курса факультета экономики и управления, мы провели исследование по изучению кратковременной памяти у студентов 2 курса ВолгГТУ. В исследовании приняли участие 62 студента, из них ‑ 30 юношей и 32 девушки.

Исследование включало в себя два этапа. Первый этап подготовительный: испытуемым зачитывалась инструкция для понимания хода работы. Второй этап это непосредственно проведение исследования.

Содержание второго этапа было представлено следующей работой: студентам предъявлялся стимульный материал в виде геометрических фигур в количестве 10 элементов. Время запечатления составляло 1,5 минуты.

После предъявления материала, фигуры регистрировались испытуемыми в специальных бланках с учётом порядка предъявления.

В обработке подсчитывалось количество правильно воспроизведенных элементов. Полученные данные исследования переводились в проценты. То есть число правильных ответов делилось на количество представленных элементов и умножалось на 100. Результаты анализа представлены ниже на Рис. 1 и 2.

Гендерные различия - Студенческий порталРисунок 1. Результаты исследования кратковременной памяти у юношейГендерные различия - Студенческий порталРисунок 2. Результаты исследования кратковременной памяти у девушек

Нормативы исследования представляются разбросом процентных соотношений в определенном диапазоне:

  1. % — высокий показатель;
  2. % — средний показатель;
  3. % — низкий показатель.

Полученные результаты представлены на Рис. 3.

Гендерные различия - Студенческий порталРисунок 3. Сравнительная статистика ответов юношей и девушек

Как видно из рис. 3 различия незначительны.

Однако, мы попробуем обосновать причины данных результатов.

Первая причина заключается в том, что девушки-студентки изначально были предрасположены к кратковременному запоминанию, т.е. им было интереснее участвовать в этом эксперименте, чем юношам.

Об этом свидетельствует то, что девушки больше задавали вопросов об исследовании и конечном результате. Отсюда и более высокие показатели. Вторая причина, это мастерское умение девушек запоминать.

В пример можно привести то, что для лучшего запоминания они использовали мнемотехнику путем проговаривания названий геометрических фигур или ассоциаций. Юноши здесь оказались менее оригинальны.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что кратковременное запоминание девушек незначительно, но выше, чем у юношей.

Источник: https://novainfo.ru/article/14103

Все, что необходимо знать о гендерных исследованиях

Гендерные различия - Студенческий портал

Гендерные исследования (gender studies) – это сравнительно молодая междисциплинарная программа, нацеленная на изучение гендерной идентичности. Если в российских вузах данную дисциплину можно встретить как профильную или как предмет по выбору на факультетах социологии, психологии или политологии, то в североамериканских или европейских высших учебных заведениях она все чаще стала встречаться как отдельная магистерская или PhD-программа. Чем же так привлекательно данное направление и что именно здесь можно исследовать?

Что такое gender studies?

На сегодняшний день большинство ученых считает, что понятие «гендер» (gender) отлично от понятия «пола» (sex).

Впервые об этом заговорил американский психоаналитик Роберт Столлер, который утверждал, что изучение пола является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера должен быть рассмотрен как предметная область исследований в психологии, социологии и других гуманитарных направлениях. Так как гендерные роли не определяются генами, т.е.

не являются врожденными, к 70-80-м годам прошлого века, одновременно с нарастанием «второй волны» феминизма в США и странах Западной Европы, назрела необходимость исследовать этот социально-культурный феномен отдельно и более детально. Многие считают гендерные исследования феминистским проектом, однако, это не совсем так.

В целом, гендерные исследования включают в себя не только женские, но и мужские исследования (women’s/men’s studies), а также исследования, связанные с половой и гендерной принадлежностью.

Да, здесь предлагается изучить историю и развитие феминистского движения, но еще узнать все о маскулинности и фемининности, равенстве и равноправиии даже проанализировать женские образы в фильмах Хичкока. Специалисты в области гендерных исследований активно дебатируют об эксплуатации женской сексуальности в рекламе, о навязывании гендерных ролей обществом, о дискриминации по половому признаку, а также поднимают другие не менее актуальные вопросы.

Недавно на сайте ЮНИСЕФ была опубликована довольно интересная статья Кортни Янг «10 things women’s studies taught me», в которой девушка, получившая две степени в области женских исследований, делится десятью важными суждениями, к которым она пришла благодаря этой программе. Например, она утверждает, что обучение на данном направлении помогло ей понять важность собственного мнения и умения его отстаивать. «Женские исследования открыли для меня множество способовдостижения равноправия в современном обществе», — пишет Кортни.

О стереотипах

На программах или курсах по гендерным исследованиям наблюдается сильная диспропорция: на них обучается подавляющее количество девушек и совсем небольшое количество парней (или они отсутствуют вовсе).

В 2012 году в Лондонской школе экономики (LSE) из 85 студентов, поступивших на магистерскую программу «гендерные исследования», было только 8 парней. В независимой американской студенческой газете The GW Hatchetтакже сообщается, что совсем немного парней решаются посещать курсы женских исследований. Обычно в классе присутствует 1-2 смельчака.

Однако как пишет TheGuardian, парни не выбирают для обучения данную программу не из-за отсутствия интереса к ней. Часть студентов полагает, что практически все представители мужского пола, посещающие курсы по гендерным исследованиям, являются членами ЛГБТ-сообщества, другие испытывают определенный страх перед феминизмом.

Есть также такие студенты, которые считают гендерные исследования несерьезными, говоря о том, что нужно бороться за права женщин, но совсем не обязательно углубляться в эту тему. 

К сожалению, как мы видим, эта научная область не лишена стереотипов.  Но стоит отметить, что многие курсы по гендерным исследованиям читают именно мужчины, и любой новый специалист-мужчина в этой сфере особо ценен. Студенты мужского пола не испытывают давления во время обучения со стороны девушек и не воспринимаются как типичные представители патриархального мира.

Перспективы трудоустройства

Возможности обладателей степени в сфере гендерных исследований практически безграничны. Как правило, эти специалисты знакомы с информацией о современных социальных проблемах, обладают развитым критическим мышлением и имеют широкий взгляд на мир.

По статистике, около половины всех европейских студентов, завершивших обучение на магистерской программе «гендерные исследования», в течение 6 месяцев находят работу. Примерно 20% решают продолжить свое обучение, чтобы получить степень PhD.

Остальные студенты начинают заниматься волонтерством, устраиваются на работу на неполный рабочий день или же находят для себя иные занятия.

Недавние выпускники активно занимаются исследовательской деятельностью, т.к. потребность в изучении гендерных вопросов существенно растет.

Зачастую недавние магистры или аспиранты строят карьеру в неправительственных организациях, политических партиях и фондах.

Выпускникиоказывают помощь жертвам домашнего или сексуального насилия, борются за права меньшинств и занимаются преподаванием различных гуманитарных дисциплин. Безусловно, это далеко не весь перечень возможностей.

Где изучать gender studies?

В целом, на сегодняшний день можно найти массу магистерских и PhD-программ по гендерным исследованиям в университетах США, Канады и Великобритании. Здесь они представлены практически в каждом крупном вузе. В этих странах изучением гендера занимаются давно и достаточно успешно. Для примера:

San Francisco State University (США, Сан-Франциско)

  • Master of Arts in Women and Gender Studies

Факультет, выпускающий магистров в области женских и гендерных исследований, существует с 1976 года и фактически является одним из самых первых подобныхцентров в этой области в США. Студенты могут пройти стажировку в таких организациях как Amnesty International, LGBT Community Center, Global Fund for Women, California Women Lead и многих других.

University of Toronto (Канада, Торонто)

Основной упор в этих программах делается на феминистские исследования. Однако исследования отличаются обязательным междисциплинарным подходом в изучении. Институт по изучению женских и гендерных исследований Торонтского университета гарантирует финансовую поддержку своим магистрантам и аспирантам (как канадцам, так и иностранцам).

University of Sussex (Великобритания, Брайтон)

Университет Сассекса входит в 4-ку лучших исследовательских университетов Великобритании и отличается целым спектром программ по гендерным исследованиям.

Первые три программы, представленные выше, нацелены на исследование взаимосвязи между гендером и средствами массовой информации, гендером и насилием, гендером и окружающей средой и здоровьем.

Gender Studies является классической программой, где изучается феминизм, гендерные и половые вопросы в современном мире. Докторские программы отличаются в подходах к изучению дисциплин: Humanities – аналитический подход, Social Sciences – научный.

Помимо вышеуказанных стран, некоторые европейские высшие учебные заведения стали открывать англоязычные программы по гендерным исследованиям. Например:

Central European University (Венгрия, Будапешт)

Центрально-Европейский университет организован по образцу американских университетов и аккредитован в США и Евросоюзе.

Факультет гендерных исследований университета также отличается широким разнообразием предложенных магистерских программ, а также предлагает получить степень PhDв этой области.

Более того, ЦЕУ предоставляет стипендии. Узнать подробнее о факультете и программах можно из специального видеоролика.

Utrecht University (Нидерланды, Утрехт)

  • Master of Arts & Culture in Gender Studies

Образование в Утрехтском университетев области гендерных исследований – это сочетание теоретических знаний и практики (стажировка занимает 25% образовательного процесса). Здесь читаются такие интересные курсы как «феминистские подходы к искусству», «постколониальные трансформации в обществе» или «власть в эпоху цифровых технологий».  Есть возможность получить стипендию.

University of Oslo (Норвегия, Осло)

  • Master of Arts in Gender Studies

Университет Осло является одним из ведущих университетов Скандинавии и всей Европы.

Структура программы состоит из теоретических курсов о феминизме, равноправии и самостоятельной работы над своим проектом.

Двухгодичная программа по гендерным исследованиям в этом университете предполагает обучение в течение семестра в вузе-партнере. Иностранные студенты могут выбрать элективный курс норвежского языка.

University College Dublin (Ирландия, Дублин)

  • Master of Arts in Women, Gender & Society

Университетский колледж Дублина – это крупнейшее высшее учебное заведение Ирландии. Магистерская программа предполагает изучение общества с позиции гендерной теории, а также знакомит с методами достижение социальной и экономической справедливости в мире. В рамках данной программы можно выбрать курсы о маскулинности и об истории феминистского движения.

Гендерные исследования стали неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук.

Помимо соответствующих факультетов в университетах, открываются научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики.

Если в России данная дисциплина еще находится на стадии становления, то на Западе она уже бурно развивается и с каждым годом привлекает большое количество абитуриентов, несмотря на преследующие ее стереотипы.

Источник: https://studyqa.com/articles/611

Гендерные особенности психофизиологических функций студентов вуза

Попова Т.В.1, Парская Н.В.2, Меньшенин А.С.3, Плачков В.А.4

  • 1доктор биологических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет; 2 кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой профессиональной педагогики и психологии, 3студент, 4студент, Челябинская государственная агроинженерная академия
  • Гендерные особенности психофизиологических функций студентов вуза
  • Аннотация
Читайте также:  Возникновение первых географических обществ - история и создание первых заведений

Обследовали студентов 1-2 курсов, обучающихся по различным направлениям бакалавриата: 1 группа – юноши, 2 группа – девушки.

Выявлены выраженные гендерные различия между показателями работы сердца и психоэмоционального состояния.

Показано, что индивидуальные свойства оказывают влияние на характер этих различий, выявлено напряжение адаптации у всех испытуемых. Рекомендована разработка средств профилактики психосоматических нарушений у студентов вуза.

Ключевые слова: студенты, гендерные особенности, психоэмоциональное состояние, адаптация

Popovа T.V.1, Parskаyа N.V.2, Menshenin A.S.3, Plachkov V.A.4

1Doctor of Biology, Professor, South Ural State University; 2Ph.D. in Pedagogy, head. Department of professional Pedagogy and Psychology, 3student, 4student, Chelyabinsk State Academy of Agricultural Engineering

GENDER FEATURES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS OF UNIVERSITY STUDENTS

Abstract

A total of 1-2 courses of students enrolled in the various areas of undergraduate: Group 1 – boys, Group 2 – Girls. There was a substantial gender differences between the indices of the heart and the psycho-emotional state.

It is shown that the properties of the individual influence on the nature of these differences, revealed the voltage adaptation in all subjects.

It recommended the development of prevention of psychosomatic disorders in college students.

Keywords: students, gender-peculiar properties, emotional state, adaptation

Студенчество является группой повышенного риска. Это связано с физиологическими и психоэмоциональными особенностями возраста, ограниченной двигательной активностью, с нарушением режима питания, сна, отдыха, высокой степенью умственного напряжения в процессе учёбы [4].

Напряжённый режим дня, значительный объём учебных программ, хронический и пролонгированный дефицит времени, необходимого для усвоения огромного объема информации, характерные для учащихся в современном обществе, выступают в качестве стрессоров и могут привести к различным нервным срывам и расстройствам адаптации [1,3]. Показано, что первичным фактором в патогенезе многих заболеваний является биологическая предрасположенность к дефектным психологическим реакциям на воздействие стрессоров [5, 6].

Биологическая предрасположенность определяется индивидуальными различиями, которые связаны со свойством темперамента, с особенностями функциональной асимметрии мозга, и являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоционального переживания. Стрессорное воздействие на человеческий организм, определяется степенью выраженности различных типов компенсаторных реакций, то есть индивидуальными особенностями адаптационного синдрома [7].

Поэтому изучение индивидуальных психофизиологических особенностей необходимо для разработки профилактических мероприятий психосоматических нарушений у студентов университета.

Цель работы заключалась в изучении гендерных особенностей психофизиологических функций у студентов 1-2 курсов университета.

Обследовали студентов двух групп в возрасте 18-20 лет: 1- юноши 1 курса, направление «профессиональное обучение» (15 человек) и 2 – девушки 2 курса, направления «социальная работа» (17 человек).

Использовали методики измерения показателей ЧСС и АД, определение показателей тревожности по Спилбергеру, подвижности и утомляемости нервных процессов по теппинг-тесту, психогеометрического теста [2].Анализировали такие индивидуальные показатели, как вес, рост, принадлежность к знакам зодиака, цвет глаз.

Результаты исследования выявили, что по показателям веса и роста испытуемые каждой группы принадлежали к однородной выборке. Так у юношей в среднем по группе эти показатели составили 179,0±4,5см и 70,5±3,4 кг; у девушек – 166,0±3,8 см и 56,3±2,7 кг, соответственно. Различия между показателями двух групп были достоверными.

Особенности психофизиологических показателей студентов представлены в таблице.   Между показателями юношей и девушек выявлены достоверные различия, за исключением показателей подвижности и утомляемости нервных процессов. Так, показатели ЧСС были выше у девушек, а АД – у юношей, а показатели тревожности, напротив, у юношей были выше, чем у девушек (таблица).

Можно объяснить эти различия развитием лучшей адаптированности к учебному процессу у девушек 2 курса, по сравнению с юношами 1 курса. У юношей показатели подвижности и утомляемости нервных процессов были несколько выше, чем у девушек (на уровне тенденции).

Таким образом, можно говорить о наличии той или иной степени напряжения адаптации к учебному процессу у студентов младших курсов университета.

  1. Таблица 1 – Психофизиологические особенности студентов
  2. Гендерные различия - Студенческий портал
  3. Примечание: ЛТ – личностная тревожность, СТ – ситуационная тревожность;
  4. П – подвижность; У – утомляемость.

Представляют интерес данные об индивидуальных различиях у студентов разных направлений обучения и разного пола. Так, у юношей преобладали знаки стихий огня и земли, а у девушек – земли и воды; Преобладающий цвет глаз в группе девушек социальных работников был карий, а у юношей будущих педагогов – голубой.

В тесте на предпочтение геометрических фигур у девушек подавляющее большинство (80 %) выбирали круг, у юношей отмечалось равномерное распределение выбора всех фигур (круг, треугольник, квадрат, зигзаг).

Характерно, что у представителей знаков огня и земли показатели тревожности были выше среднегрупповых значений.

Таким образом, результаты исследования показали, что индивидуальные особенности влияют на характер гендерных различий психофизиологических функций испытуемых. Эти особенности необходимо учитывать при разработке оздоровительных и профилактических мероприятий для студентов университетов.

Литература

  1. Авилов, О.В. Оценка воздействия ароматов на физиологические показатели школьников, находящиеся в состоянии стресса / О.В. Авилов // Альманах новые исследования. – 2004. – №1-2. – С. 48–49.
  2. Алексеев, А.А. Психогеометрия для менеджеров/ А.А. Алексеев, Л.А. Громова.Л.: общество «Знание», 1991. –163 с.
  3. Андрианов, В.В. Вариабельность сердечного ритма при выполнении различных результативных задач / В.В. Андрианов, Н.А. Василюк // Физиология человека. – 2001. – Т.27. – №4. – С.50.
  4. Кабанов, С.А. Физиологические и психологические проблемы оценочной деятельности, адаптации, стресса и поведения человека (социально-физиологические, психолого-педагогические и поведенческие аспекты) / С.А. Кабанов, С.А. Личагина, А.С. Аминов; под ред. А.П. Исаева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 183с.
  5. Engel, G., 1967. Цит по кн.: Геллер Л.И. Желудочная секреция и механизмы её регуляции у здорового человека / G. Engel, 1975. – Ленинград: Из-во «Наука».– 132c.
  6. Fava, G.A. Large bowel disorders II – psychopathology and alexithymia / G.A. Fava, L. Pavan // Psychoter. Psychosom. – 1976. – V.27. – P.100–105.
  7. Fauvel, J.P. Stress mental et systeme cardiovasculaire / J.P. Fauvel // Ann. cardiol. et angeiol. – 2002. – 51 . – №2. – P.76–80.

References

  1. Avilov, O.V. Ocenka vozdejstvija aromatov na fiziologicheskie pokazateli shkol’nikov, nahodjashhiesja v sostojanii stressa / O.V. Avilov // Al’manah novye issledovanija. – 2004. – №1-2. – S. 48–49.
  2. Alekseev, A.A. Psihogeometrija dlja menedzherov/ A.A. Alekseev, L.A. Gromova.L.: obshhestvo «Znanie», 1991.-163 s.
  3. Andrianov, V.V. Variabel’nost’ serdechnogo ritma pri vypolnenii razlichnyh rezul’tativnyh zadach / V.V. Andrianov, N.A. Vasiljuk // Fiziologija cheloveka. – 2001. – T.27. – №4. – S.50.
  4. Kabanov, S.A. Fiziologicheskie i psihologicheskie problemy ocenochnoj dejatel’nosti, adaptacii, stressa i povedenija cheloveka (social’no-fiziologicheskie, psihologo-pedagogicheskie i povedencheskie aspekty) / S.A. Kabanov, S.A. Lichagina, A.S. Aminov; pod red. A.P. Isaeva. – Cheljabinsk: Izd-vo JuUrGU, 2005. – 183s.
  5. Engel, G., 1967. Cit po kn.: Geller L.I. Zheludochnaja sekrecija i mehanizmy ejo reguljacii u zdorovogo cheloveka / G. Engel, 1975. – Leningrad: Izd-vo «Nauka». – 132 s.
  6. Fava, G.A. Large bowel disorders II – psychopathology and alexithymia / G.A. Fava, L. Pavan // Psychoter. Psychosom. – 1976. – V.27. – S.100–105.
  7. Fauvel, J.P. Stress mental et systeme cardiovasculaire / J.P. Fauvel // Ann. cardiol. et angeiol. – 2002. – 51 . – №2. – S.76–80.

Источник: https://research-journal.org/psycology/gendernye-osobennosti-psixofiziologicheskix-funkcij-studentov-vuza/

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов

Любое общество имеет неповторимую структуру ценностных ориентаций, в которой отражается обыденность данной культуры. В процессе социализации каждый индивид усваивает уникальный набор ценностей, который представляет ему общество.

Исследование ценностных ориентаций студенчества весьма актуально, так как это даёт возможность определить уровень приспособления студентов к изменяющимся социальным условиям.

Процессы, овладевающие сознанием молодого поколения, таят в себе исключительную важность, ибо они знаменуют собою ближайшее будущее нашего общества, неотъемлемым компонентом которого является студенчество.

Процессы качественных изменений в массовом сознании всегда привлекали множество исследователей. Такие учёные как Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, Б.Ф. Ломов, В.А.

Ядов, рассматривали аспект ценностей человека в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности – мотивами и факторами управления данной активностью. Огромное значение в исследовании ценностных ориентаций оказали труды А.В. Мудрик, И.С.

Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова. Ольшанский В.Б. представлял ценностные ориентации как тяготение личности или группы к различным формам социальной важности. Но В.А. Ядов вместе с А.Г.

Здравомысловым объединили ценностные ориентации с психологическим определением установки на уровне общества, но не в контексте отдельного субъекта [3,4,5].

Понятие «ценность» в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, отмечаются разными дефинициями, но семантически однополярны: Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями».

Студенческие годы являются этапом усиленного формирования системы ценностных ориентаций, которая влияет на укрепление личностных характеристик в целом.

Индивиды в данном периоде развития стараются сформулировать важнейшие цели, установки, мировоззренческие позиции, опираясь на которые пытаются планировать свою деятельность и выбирают необходимые средства для осуществления своих целей. В наше время молодые люди поставлены в условия индивидуального выбора системы ценностей и их осознания.

Отсюда следует, что процесс интериоризации ценностей подвержен случайным и массовым влияниям. В работах Ш.А. Амонашвили, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной делается акцент на целенаправленность формирования ценностных ориентаций в годы студенчества, формирование условий для укрепления культурных и нравственных ценностей у молодёжи [1;25].

Система ценностных ориентаций формирует содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Данная система укрепляет платформу мировоззрения, в которой заложена сердцевина мотивации жизнедеятельности.

В конечном счете, она определяет «философию жизни» и является посредником для становления «Я-концепции» личности [2;62]. Как показывает обзор литературы, ученые уделяют больше внимания исследованию ценностных ориентаций в юношеском возрасте, но в то же время гендерный аспект ценностных ориентаций студенчества изучен недостаточно.

Целью нашего исследования является выявление психологических особенностей ценностных ориентаций студентов. Мы предполагаем, что существуют гендерные отличия в ценностных ориентация студентов.

В исследовании приняли участие 30 студентов первого и второго курсов факультета психологии в возрасте от 17 до 19 лет, среди них 15 юношей и 15 девушек.

Для диагностики особенностей ценностных ориентаций была использована методика М. Рокича. Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического метода углового преобразования Фишера.

Математическая обработка данных проведена на основе пакета MS Exel.

Все ценности, мы разбили на две категории: доминирующие это те ценности, которые часто выбирались испытуемыми, т.е. они являются основополагающими в их жизни; ценности, которые не получили должных баллов, для того, чтобы считаться ведущими, мы их назвали периферийными, то есть находящимися далеко от главных, но имеющих с ними непосредственную связь.

После статистической обработки данных наметились определённые тенденции, характеризующие различия ценностных ориентаций у юношей и у девушек. Обнаружены различия в терминальных (доминирующих) ценностях, обозначающихся как ценности — цели.

Ведущую роль в обеих выборках, заняла такая ценность как «здоровье», в группе девушек в дополнение кроме здоровья присутствуют еще «любовь» и «семейная жизнь». Ценности «здоровье», студенты уделяют высокую позицию.

На данном этапе своего индивидуального развития, когда молодые люди постепенно проникают своими интересами и мировоззрением во взрослую жизнь, особо важное место занимает здоровье как физическое, так и психическое.

Дело в том, что когда здоровье человека находится в норме, то ему не нужно использовать резервные силы для того, чтобы утвердить своё социальное положение, так как оно является показателем успешности в обществе.

Балансируя только в состоянии нормы, он облагораживает свой социальный статус, завоевывает определённое отношение к себе как личности, зарекомендовывает себя среди других людей. Его внимание полностью сосредоточено на проблемах своего положения в обществе, отношениях к нему, иными словами на самом социуме. Для студентов 17 — 19 лет, приобретение социального статуса во взрослой жизни через получение образования имеет значимость, так как принятие на себя определённой социальной роли (в нашем случае это студенческая скамья и успеваемость) будет внешне характеризовать данную личность.

Определённо важную ценность наряду со здоровьем, в выборке девушек, играют такие категории как любовь и счастливая семейная жизнь. Необходимо отметить, что девушки более чувствительны к социальным переменам, это относится к любви, и вытекающей из неё как необходимое следствие семейная жизнь.

Читайте также:  Царство животные - систематика и наиболее известные представители

Дело в том, что девушки физиологически имеют более раннее созревание по сравнению с представителями противоположного пола. В этой возрастной периодизации имеется и своя психологическая действительная, но скрытая причина. Созревание девушек складывается по общепринятому принципу феминности.

Мягкость, готовность помочь, формирует у девушек высшие духовные чувства, переживание которых приводит к становлению в таком контексте и мировоззрения. Любовь, воспринимается как высший идеал, к которому необходимо стремится, чтобы реализовать жизненные цели.

В возрасте 17-19 лет, любовь, прежде всего как плотское чувство, имеет воплощение в подходящем «идеале» противоположного пола. От того, как будет происходить созревание этого чувства и его раскрытие, будет зависеть дальнейшие притязания девушек к юношам и к жизни в целом. Рубежом успешности будет являться семейное положение.

Брачные отношения, могут являться для девушек индикатором состоятельности девушки в обществе как успешной личности. По сравнению с юношами, которые отвели семейной жизни далеко не первое место, девушки могут полагаться на известные социальные стереотипы о жизни в обществе, для них скорая семейная счастливая жизнь является мыслью приятной.

Анализируя результаты, которым участники исследования доверили наименьшие баллы, названные нами периферийными ценностями, то есть находящимися далеко от центральных, ведущих ценностей жизни, на которых базируется мировоззренческие позиции личности. Наши испытуемые в единогласно констатировали, что одной из самых малозначимых ценностей — целей, является красота природы и искусства.

Выбор данной ценности как самой не значительной, исходит из того, что возраст наших испытуемых, слишком молод для переживания прекрасного в природе и искусстве, так как это ценность второго, а может быть и третьего порядка, осознание которой приходит к людям гораздо старшего возраста по многим причинам.

Во-первых, можно привести аналогию с пирамидой потребностей знаменитого психолога-гуманиста Абрахама Маслоу, в которой, для того чтобы достичь высшей ступени пирамиды, то есть самоактуализации, необходимо удовлетворить ниже лежащие потребности.

Так и в случае с красотой природы и искусства, чтобы наслаждаться переживанием прекрасного, необходимо обрести и сохранить те базовые ценности, опираясь на которые, индивид будет способен воплощать в реальность все оставшиеся ценности, включая и ту, которой отдал самый низкий бал.

Во-вторых, осознание данной ценности присуще не всем людям, так как более глубинно её понять и найти в ней огромный смыл, может только тот человек, который способен это почувствовать, то есть у которого должны быть определённые способности к пониманию этого феномена. Это относится к людям творческих специальностей, в которых без вдохновения нет никакого смысла работы.

Проведя всесторонний обзор терминальных ценностей, ценностей-целей, мы приступаем к всеобщему обозрению результатов, получившихся при статистическом анализе ценностей-средств, инструментальных ценностей.

Если брать во внимание группу доминирующих ценностей юношей и девушек, то тут, как и у терминальных ценностей, высокий результат наблюдается у такой категории ценностей как воспитанность.

Что касательно этого понятия, то в этом нет ничего удивительного, так как, прежде всего воспитанность и хорошие манеры, всегда и во все времена являлись высоким показателем достойного происхождения, респектабельности и важности самого рода и человека из него в частности.

Но стоит отметить и то, что выбор этой ценности в двух выборках не случаен, так как мы уже упоминали самые важные терминальные ценности, их плюсы и минусы, эта ценность, косвенно апеллирует к социальному положению в обществе, выбор наиболее выгодной позиции в нём. Воспитанность является одним из тех качеств, на которые смотрят собеседники.

Девушке, чтобы понравиться почтенному и приличному молодому человеку, необходимо частично знать светский этикет, исполнение норм и правил которого, обеспечит ей приятные мгновения пусть хотя бы на короткий вечер романтического знакомства.

Парню, которому нужно закрепиться в обществе, хотя бы из-за чувства самоутверждения, доказать себе свою состоятельность, непременно необходимо иметь при себе пару тройку дельных вариантов расположения к себе людей. Итак, воспитанность, как наиболее значимая ценность-средство, полностью оправдало свой выбор.

Тенденция, которая незримо развивалась ещё при анализе ценностей-целей, дала о себе явно знать в ценностях-средствах, и получается, что она имеет в себе достаточно основания, чтобы быть закономерной. Нужно уделить внимание ещё одной ценности, которую представительности слабого пола посчитали сравнимой с первой ценностью.

Честность, как необходимая характеристика установления контакта между людьми. Важно отметить то, что девушки являются более чувствительными к различного рода мелочам в общении. Именно лишь когда партнёр по общению максимально честен, с ним можно поговорить на откровенные темы, установить интимный контакт. Иначе не получится никак. Что касается молодых людей, то они не особо уделили внимание такой ценности, и в общении с противоположным полом своего возраста, им необходимо хотя бы иметь иллюзию честности, для того, чтобы войти в доверие к девушке. Честность характеризуется ещё как взгляд на мир, желание созерцать в нём только правду и ничего кроме её.

Говоря о периферийных ценностях-средствах, мы можем констатировать сходство между выбором у двух, различающихся по гендерным признакам групп. Две выборки испытуемых, остановились на выборе непримиримости в недостатках в себе и других.

Такой выбор, можно комментировать следующим образом: так как выборки исследования составляли студенты 17-19 лет, индивиды, которые вступают во взрослую жизнь, у которых множество различных занятий, (главным из которых является учеба, конечно же), не думают о том, чтобы лишить себя какого-нибудь удовольствия, иной раз не прийти на первую пару, убедив себя в явном недосыпании, либо не сходить в тренажёрный зал, чтобы поддержать форму на должном уровне. Все эти мелкие недочёты, где-то ошибки, где-то провалы, являются хорошим подспорьем для развития множества негативных привычек, главной из которых является лень. Именно она расслабляет личность, не давая заниматься должным образом, подготавливать семинары, выполнять работу по дому, самосовершенствоваться. Непримиримость к недостаткам порождает множество пороков, избавиться от которых бывает очень трудно, к примеру, во время стрессовой ситуации, индивид, вместо того, чтобы критически осмысливать ситуацию, давать ей разумную оценку, он попадается на ту самую ловушку, в которую угодили множество людей, и приобщается к курению. Необдуманность и лёгкость выбора зачастую играет злую шутку со многими людьми, которые мириться с недостатками в себе и других. В заключении необходимо отметить, что статистически значимых различий в гендерных особенностях ценностных ориентаций студентов факультета психологии в возрасте 17-19 лет выявлено не было. Результаты данного исследования необходимо проверить на выборке большего объема, что будет являться предметом нашего следующего исследования.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни М.:998.

  2. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.1998.

  3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение 1989.

  4. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М.1983.

  5. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М.1975.

Источник: https://moluch.ru/archive/46/5577/

Гендерные различия в использовании услуг социальной сети — Gender differences in social network service use

Слова, фраза и темы наиболее различая говорящие по-английски самка и самец в социальной медиа в 2013 году

Мужчины и женщины используют службы социальной сети (ГСНБ) по- разному и с разными частотами. В общем, некоторые исследователи обнаружили , что женщины , как правило, используют ГСНБ больше , чем мужчины , и для различных и более социальных целей.

Исторические связи

Технологии, в том числе коммуникационных технологий, имеют долгую историю формирования и формируются по признаку пола их пользователей.

Хотя технологии , используемые для выполнения домашней работы имеет кажущуюся историческую связь с полом во многих культурах, более готовое подключение к ГСНБУ может быть обращено с телефонами , как коммуникационные технологии охотно и широко доступны в домашних условиях .

Использование телефона уже давно тендерные связи , начиная от широко распространенного предположения , что женщины просто больше говорить , чем у мужчин, а также занятости женщин в качестве телефонных операторов . В частности, молодые женщины , которые были тесно связаны с обширным и тривиальным использованием телефона для чисто социальных целей.

Кроме того , использование женщин из и влияние на развитие компьютеров было тривиальным в то время как значительные изменения в компьютерах были маскулинизированы. Таким образом, идея , что может быть как реальные и ощутимые различия в том , как мужчины и женщины используют ГСНБ — и что эти виды использования могут формировать ГСНБ — не является ни новым , ни удивительно , и имеет исторических аналогов.

Существуют исторические и современные свидетельства того, что нынешние опасения по поводу безопасности в Интернете молодых девушек имеют исторические предшественник , такие как телеграфы и телефоны.

Кроме того, во многих случаях эти исторические реакции привели к ограничению использования девочек технологии , чтобы защитить их от хищников, растлителей и других преступников , угрожающих их невиновность.

Как текущих страхов , ориентированных на использование компьютера, в частности , ГСНБ и других средств связи, эти опасения являются наиболее интенсивными , когда среда входит в дом.

Эти опасения имеют потенциал — по крайней мере , временно — подавить положительные и расширение прав и возможностей использования этих технологий. Эти исторические опасения нашли свое отражение в современных СМИ счетов использования юношеского из ГСНБА.

Наконец, истории самих какой ГСНБ имеют связи с полом. Например, гомосексуалисты были один из самых ранних групп , чтобы присоединиться и использовать раннюю SNS Friendster .

Различия

Склонность к использованию

Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/Gender_differences_in_social_network_service_use

Гендерные различия — это… Что такое Гендерные различия?

Гендерные различия —- совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.

Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и количественно измеряет эти различия и пытается найти им объяснения.

Сегодня сформировались два полярных подхода к объяснению гендерных различий.

Социальная психология рассматривает в качестве их основной причины социальные факторы (социальное научение), воспитание, в то время как биологический подход рассматривает эти различия как эволюционно сформировавшиеся и закрепившиеся биологически. В пользу обоих подходов есть свои аргументы.

Гендерная идентичность

Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации индивида (гендерной идентичности).

Социальные психологи находят, что ребенок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом.

Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

Соответственно, согласно этой теории, девочки психологически становятся фемининными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности.

В реальности же каждый человек сочетает в себе как маскулинные, так и фемининные качества, и общество представляет собой характерологический континуум личностей, причем мужчина или женщина может соответствовать любой точке этой характерологической шкалы, и можно встретить как маскулинизированную женщину, так и феминизированного мужчину.

Сложно оказалось однозначно определить и свойства характера, которые следует относить к типично мужским или типично женским, так как зачастую в одних этносах они считаются свойственными одному полу, а в другом — другому.

Эта концепция послужила основой для теоретического обоснования операций по конверсии (изменению) пола у младенцев с невыраженными половыми органами или поврежденными при рождении или неудачных хирургических операциях.

Однако это встречало активное сопротивление со стороны представителей нейронаук.

Споры вокруг конвертирующих операций достигли внимания общественности в 1997 году, когда был опубликован рассказ о жизни человека по имени «John/Joan», получивший Национальную премию по журналистике.

«John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом.

Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью — потере пениса, после чего ребенок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

Читайте также:  Движение тел в инерциальных системах отсчета - студенческий портал

Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своем разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку.

Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом.

В итоге Дэвид женился, принял детей жены и сегодня он уже дедушка.

Медицинское сообщество также узнало правду о случае Дэвида и пришло в неизбежное замешательство: возможно тысячи проделанных хирургических конверсий привели к страданию людей.

В своем докладе профессор анатомии и репродуктивной биологии Гавайского университета Milton Diamond, и психиатр Keith Sigmundson поведали миру об ужасающем прошлом Дэвида. Оба исследователя не случайно занялись данной проблемой: Даймонд был одним из команды ученых Канзасского университета, выявивших в 1959 г.

маскулинизирующий эффект тестостерона на внутриутробное развитие морских свинок, а Сигмундсон был психиатром несчастного Реймера в его родном городе Уиннипег.

Данный случай послужил импульсом для начала широких ретроспективных исследований случаев конверсии пола у младенцев, которые выявили множество аналогичных историй и тем самым нанесли серьезнейший удар по социальной теории половой самоидентификации у детей. К сожалению, даже в современных учебных пособиях эти клинические данные не всегда находят отражения (например, Шон Берн. Гендерная психология; Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006).

Также объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область деятельности человека в зависимости от пола. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины.

Большой материал принесли и кросс-культурные исследования (например, Маргарет Мид), из которых следовало, что деятельность по признаку пола определяется культурными установками, могущими быть разными в разных этносах.

Соответственно, и деятельность не может однозначно определяться как природно предопределенная для какого-то одного из полов.

Однако все же существуют определенные корреляции между мужскими и женскими традициями в различных культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать в пользу существования каких-то биологических детерминант.

Это прежде всего — разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своем большинстве намного сильнее женщин, а потому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства.

Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин.

Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

И опять серьезнейшие факты преподнесли клиническая эндокринология и этология.

Случаи пациентов с эндокринными нарушениями говорят о том, что в период раннего развития человека чрезвычайно влиятельны биологические факторы (например, уровни андрогенов — мужских половых гормонов — у матери в период вынашивания плода, оказывающих маскулинизирующее влияние на половую дифференцировку мозга у ребенка).

Эксперимент с приматами

Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек (с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределенной концентрацией в организме мужских половых гормонов). Уникальная возможность получения доказательств в пользу последней точки зрения имеется при изучении детей с таким генетическим нарушением, как врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН). Из-за ферментативного дефекта у индивидов с САН обнаруживается высокий уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Вследствие этого у девочек с ВГН наблюдается поведение, характерное для мальчиков: интенсивный расход энергии, склонность к шумным уличным играм и традиционно маскулинным игрушкам и занятиям (Ehrhard, Baker, 1974; Ehrhard, Epstein, Money, 1968; S. Berenbaum, M. Hines, 1992). Они лучше ориентируются в пространстве (что характерно для мальчиков), чем девочки без ВГН (Resnick et al., 1986). Поэтому существует точка зрения, что не родители навязывают ребенку те или иные игрушки и игры, а ребенок, проявляя склонность к тем или иным играм и игрушкам, заставляет реагировать родителей на его склонность (S. Scarr, K. McCartney, 1983). Авторы рассматривают эту зависимость как вызывающий генотип — реакция среды. В пользу этого свидетельствует и наблюдение М. Сноу и его коллег (M. Snow et al., 1983), что мальчики, получившие от отца куклу, играют с ней меньше, чем девочки. На биологическую основу различий в играх мальчиков и девочек указывают и наблюдения над юными макаками-резус: самцы играют в борьбу, а самки ухаживают за более молодыми детенышами. Вряд ли эти различия можно приписать социальному фактору или подражанию родителям. Скорее борьба юных самцов отражает их большую склонность к проявлению агрессии, обусловленную большой концентрацией мужского полового гормона. (цитата по Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины, 2003)

Значительный в данном спорном вопросе вклад внес эксперимент с приматами — обезъянами vervet из семейства негоминид (Gerianne M Alexander and Melissa Hines. Evolution and Human Behavior (official Journal) — см. ссылки).

Оказалось, что самцы из всех предложенных им игрушек предпочитали машинки и мячи, а самки — куклы и горшки, то есть те же самые, которые обычно соответственно предпочитают мальчики и девочки.

Игрушками же, которые одинаково свойственны мальчикам и девочкам (иллюстрированная книга или матерчатая собака), самцы и самки интересовались в одинаковой степени. Это подразумевает, что данные предпочтения сформировались в процессе эволюции и основаны на различных поведенческих ролях самцов и самок.

По-видимому, в выборе типа игрушек играли ассоциативную роль свойства этих предметов, привлекательные в контексте типичного для самцов и самок полоролевого поведения. Таким образом, и в этом отношении мнение социальных психологов было опровергнуто.

Математические способности

Считается, что мужчины больше способны к абстрактному мышлению и математике. В школьном возрасте большинство девочек усидчивее мальчиков. Проведение стандартных математических тестов у школьников выявило отличия, зависящие от возраста.

Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление: это относительно легкие стереотипные задачи, и не удивительно, что девочки, которые опережают мальчиков в развитии, выполняют их либо лучше мальчиков, либо, по крайней мере, не уступают им. Но гораздо чаще обнаруживалось превосходство мальчиков и мужчин.

Оно проявляется начиная с 12 лет и вплоть до 21 года (более поздних исследований не было), в разнообразных параметрах (рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях и при прямом определении математических способностей по специальным тестам), сохраняется и на выборке одаренных (когда одаренные девочки сравниваются с одаренными мальчиками), а их развитие совпадает с развитием невербального интеллекта в целом. Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям (цитата по Бендас. Т. В. Гендерная психология, 2006). Это подтверждается и результатами проведения математических олимпиад. Кроме того мальчики гораздо чаще предлагали нетривиальное решение нестандартных задач. Социальные психологи склонны объяснять это тем, что девочек традиционно не стараются развивать в математическом отношении, однако мальчиков также никто не побуждает заниматься математикой, и если эта склонность обнаруживается у девочки или у мальчика, то совершенно самопроизвольно, причем у мальчиков обычно в пубертатный период.

Различия в речевых способностях

Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Причина явного превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006). Однако этология продемонстрировала, что самки приматов (макаки резус) издают в 13 раз больше «коммуникационных» звуков по сравнению с самцами.

При этом они в основном предпочитают общаться с другими самками. Самцы же примерно равное количество времени проводили в «беседах» с макаками обоего пола («Sex differences in vocal communication among adult rhesus macaques» — Evolution and Human Behavior).

Таким образом превосходство женщин в речевой способности также обусловлено эволюционно — общение с «соседками» необходимо самкам макак для выживания. Всю свою жизнь они обычно проводят в одной группе и часто помогают друг другу ухаживать за потомством.

Самцы, наоборот, часто мигрируют между разными группами макак. (см. ссылки).

Эмоциональные отличия

«Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство.

Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации.

Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям . Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми.

Таким образом, плач мальчиков можно назвать „исследовательским“, а девочек — „коммуникативным“ (эти условные термины придуманы мною. — Т. Б.). Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов.

Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте». (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

Различия во внимании

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин — на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин — со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).(цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

Качественные показатели интеллекта

Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован. (цитата по Бендас Т. В.

 Гендерная психология) Исследование интеллектуальных способностей по тестам не дает достоверной и адекватной оценки и противоречивы, а кроме того зависимы от возраста.

Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8— 11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов») — в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет.

Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.

Другие различия

Сегодня нейробиология информирует о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д. (см. ссылки ниже).

Это, однако не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте.

Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, во многом зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.

Смотри также

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1292181

Ссылка на основную публикацию