Гидросфера и человек — студенческий портал

Гидросфера и человек - Студенческий портал Гидросфера и человек - Студенческий портал Гидросфера и человек - Студенческий портал Гидросфера и человек - Студенческий портал Гидросфера и человек - Студенческий портал Гидросфера и человек - Студенческий портал Гидросфера и человек - Студенческий портал Гидросфера и человек - Студенческий портал Гидросфера и человек - Студенческий портал Гидросфера и человек - Студенческий портал

Водный транспорт Кроме того, по океану проходят важнейшие транспортные магистрали, обслуживающие мировую торговлю. Реки — это не только объекты природы, но также очень удобные и по сравнению с другими дешевые пути транспортировки грузов. Морской транспорт очень важная составная часть мировой транспортной системы. Он соединяет страны и континенты, обслуживая около 4/5 всей международной торговли.

Морские льды и айсберги 12

Ледники 13

Мировой океан и климат Мировой океан представляет собой не только колоссальный резервуар воды, но и огромное хранилище запасов тепла, постоянно поступающего в атмосферу и тем самым определяющего условия погоды на Земле.

Накапливая и надежно сохраняя теплоту, океан управляет климатом планеты, выделяя в нем две основные зоны: континентальную и морскую. Морской климат характерен для всех районов суши, омываемых морями, континентальный — для глубинных массивов суши.

Холодные и теплые океанские течения также влияют на климат планеты, особенно ее прибрежных районов.

Кроме того, океанская вода — активнейший поглотитель углекислого газа, содержащегося в атмосферном воздухе, и место обитания бесчисленного количества микроскопических водорослей, вносящих большой вклад в снабжение земной атмосферы кислородом (путем фотосинтеза). Следовательно, Мировой океан выполняет функции легких нашей планеты, способствует сохранению постоянного состава воздуха.

Океанические течения 15

Воздействие природных процессов и явлений мирового океана на человека Движение атмосферных фронтов над океаном, циркуляция водных масс, наконец, тектоническая эволюция дна — все эти процессы прямо или косвенно влияют на среду, в которой живут люди.

На Земле вода играет важную роль, потому что она поглощает инфракрасную радиацию, а также вследствие механизма испарения и конденсации. Мировой океан играет важную роль в энергетическом балансе Земли. Океан играет большую роль в жизни нашей планеты.

Он аккумулирует большое количество тепла в экваториальной и умеренной зоне и течениями переносит это тепло в приполярные районы Земли, тем самым значительно смягчая климат полярных областей. Природные процессы, происходящие в Мировом океане являются неистощимыми энергетическими ресурсами.

Океан служит сферой мореплавания. Океаны и моря нашей планеты жизненно необходимы человеку.

Антропогенное воздействие человека на мировой океан Воды океана занимают две трети Нефть и нефтепродукты являются поверхности Земли. Но до чего же не на сегодняшний день самым разумно обходится человек с этим распространенным и опасным бесценным сокровищем — океаном. источником загрязнения.

Только за Для океана, как и для атмосферы, 10 лет прошлого века наибольшую угрозу сейчас зарегистрировано более 250 аварий представляет загрязнение отходами танкеров, в результате чего по человеческой деятельности или, поверхности океана разлилось 430 другими словами, его быстрое тысяч тонн нефти. отравление. Загрязнение блокирует деятельность этих механизмов, что приводит к резким климатическим колебаниям, которые нарушают естественные ритмы жизни водных и наземных организмов, приводят к гибели морских животных, растений и микроорганизмов и в конечном счете наносят вред самому человеку.

Основные пути загрязнения гидросферы Загрязнение нефтью Бактериальное и и нефтепродуктами Загрязнение биологическое сточными водами загрязнение Механическое Основные пути Загрязнение загрязнение загрязнения тяжелыми гидросферы металлами Тепловое Загрязнение кислотными загрязнение Радиоактивное дождями загрязнение 18

Основные пути загрязнения вод мирового океана 1. Загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Приводит к появлению нефтяных пятен, что затрудняет процессы фотосинтеза в воде из-за прекращения доступа солнечных лучей, а также вызывает гибель растений и животных.

Каждая тонна нефти создает нефтяную пленку на площади до 12 км квадратных. Восстановление пораженных экосистем занимает 10 – 15 лет; 2.

Загрязнение сточными водами в результате промышленного производства, минеральными и органическими удобрениями в результате сельскохозяйственного производства, а также коммунально – бытовыми стоками.

Ведет к эвтрофикации водоемов – обогащению их питательными веществами, приводящим к чрезмерному развитию водорослей и гибели других экосистем водоемов с непроточной водой (озер и прудов), а иногда к заболачиванию местности; 3. Загрязнение тяжелыми металлами. Нарушает жизнедеятельность водных организмов и человека;

4. Загрязнение кислотными дождями. Приводит к закислению водоемов и гибели экосистем; 5. Бактериальное и биологическое загрязнение. Связано с разными патогенными организмами, грибами и водорослями.

Мировое хозяйство сбрасывает в год 1500 км кубических сточных вод разной степени очистки, которые требуют 50 – 100 – кратного разбавления для придания им естественных свойств и дальнейшего очищения в биосфере. При этом не учитываются воды сельскохозяйственных производств. Мировой речной сток (37, 5 – 45 тыс.

км кубических в год) недостаточен для необходимого разбавления сточных вод. Таким образом, в результате промышленной деятельности пресная вода перестала быть возобновляемым ресурсом. 6. Радиоактивное загрязнение. Связано со сбросом радиоактивных отходов; 7. Тепловое загрязнение. Вызывается сбросом в водоемы подогретых вод ТЭС и АЭС.

Приводит к массовому развитию сине – зеленых водорослей, так называемому цветению воды, уменьшению количества кислорода и отрицательно влияет на флору и фауну водоемов;

Крупнейшие разливы нефти в истории человечества В ноябре 2002 года у побережья Испании В 1979 году произошла крупнейшая в разломился и затонул танкер Prestige. В море истории авария на мексиканской нефтяной попали 64 тыс. тонн мазута. платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти.

11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях — за один день затонули четыре В марте 1989 года нефтяной танкер «Экссон Валдез» американской судна, еще шесть сели на мель, получили компании Exxon сел на мель в заливе повреждения два танкера.

Из разломившегося Принц Уильямс у побережья Аляски. танкера «Волгонефть-139» в море вылилось Через образовавшуюся в судне более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших пробоину в океан вылилось свыше 48 сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. тысяч тонн нефти.

В результате пострадало свыше 2, 5 тысяч квадратных км морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных.

Экологическое загрязнение мирового океана До поры до времени человек относился к океанам с благоговением и страхом, а потом начал сбрасывать в воду всевозможные отходы — твердые, жидкие и газообразные. Пароходы и баржи увозят твердый мусор подальше в море.

Через борт корабля выбрасываются отходы из камбуза, прямо в море сливают воду из туалета. Реки выносят в прибрежные воды свой груз Несмотря на все сточных вод, биогенных веществ предупреждения, до мусора в и взвешенного твёрдого океане почти никому нет дела. материала.

Пестициды, Это происходит по многим соединения свинца и многие причинам. «Мусорный другие загрязняющие вещества, остров» находится не на виду: разносятся в атмосфере, оседают его нельзя увидеть со и выпадают вместе с дождём, спутника (т. к. пластиковые добавляя грязь в океан.

отходы прозрачны и находятся под поверхностью воды).

Антропогенное воздействие на мировой океан Кроме химического и нефтяного загрязнения, существует еще один вид загрязнений, особенно опасный для океана, — радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов.

Многие страны, имеющие выход к морю, Загрязнение морей и океанов производят морское захоронение различных радиоактивными отходами материалов и веществ, в частности является одной из важнейших грунта, отходов промышленности, проблем современности.

строительного мусора, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов Объем захоронений составляет около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан.

До 2 млн морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 3 тыс. тюленей, ежегодно погибают, поглотив какие- либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

Основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод Нефтехимическая целлюлозно-бумажная промышленность Основными источниками загрязнения и засорения водоемов является недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий, крупных животноводческих комплексов, отходы производства при разработке рудных ископаемых; воды шахт, рудников, обработке и сплаве лесоматериалов; сбросы водного и железнодорожного транспорта; отходы первичной обработки льна, пестициды и т. д. Загрязняющие вещества, попадая в природные водоемы, приводят к качественным изменениям воды, которые в основном проявляются в изменении физических свойств воды, в частности, появление неприятных запахов, привкусов и т. д. ); в изменении химического состава воды, в частности, появление в ней вредных веществ, в наличии плавающих веществ на поверхности воды и откладывании их на дне водоемов. Нефть и нефтепродукты на современном этапе являются основными загрязнителями внутренних водоемов, вод и морей. Попадая в водоемы, они создают разные формы загрязнения: плавающую на воде нефтяную пленку, растворенные в воде нефтепродукты и др. При этом изменяется запах, вкус, окраска, поверхностное натяжение, вязкость воды, уменьшается количество кислорода, появляются вредные органические вещества, вода приобретает токсические свойства и представляет угрозу не только для человека. На жизнь населения водоемов пагубно влияют сточные воды целлюлозно-бумажной промышленности. Окисление древесной массы сопровождается поглощением значительного количества кислорода, что приводит к гибели икры, мальков и взрослых рыб. Волокна и другие нерастворимые вещества засоряют воду и ухудшают ее физико-химические свойства.

Рост населения, расширение старых и возникновение новых городов значительно увеличили поступление бытовых стоков во внутренние водоемы. Эти стоки стали источником загрязнения рек и озер болезнетворными бактериями и гельминтами. В еще большей степени загрязняют водоемы моющие синтетические средства, широко используемые в быту.

Они находят широкое применение также в промышленности и сельском хозяйстве. Содержащиеся в них химические вещества, поступая со сточными водами в реки и озера, оказывают значительное влияние на биологический и физический режим водоемов.

В результате снижается способность вод к насыщению кислородом, парализуется деятельность бактерий, минерализующих органические вещества.

Сточные воды, содержащие растительные волокна, животные и растительные жиры, фекальную массу, остатки плодов и овощей, отходы кожевенной и целлюлозно-бумажной промышленности, сахарных и пивоваренных заводов, предприятий мясомолочной, консервной и кондитерской промышленности, являются причиной органических загрязнений водоемов.

Сокращение запасов водных ресурсов 27

Понижение уровня подземных вод 28

Пути решения экологических проблем Самоочищение водоемов Очистка сточных вод Охрана поверхностных вод и вод Мирового океана

Самоочищение водоемов Каждый водоем – это сложная система, где обитают бактерии, высшие водные растения, различные беспозвоночные животные. Совокупная их деятельность обеспечивает самоочищение водоемов.

Но этот процесс затруднен в связи с нарушением биологического равновесия, поэтому о дна из природоохранных задач поддержать способность самоочищения водоемов от примесей.

Факторы самоочищения водоемов физические химические биологические Среди физических факторов первостепенное значение имеет разбавление, растворение и перемешивание поступающих загрязнений. Хорошее перемешивание и снижение концентраций взвешенных частиц обеспечивается быстрым течением рек.

Способствует самоочищению водоемов оседание на дно нерастворимых осадков, а также отстаивание загрязненных вод. Обеззараживание воды происходит под влиянием ультрафиолетового излучения Солнца.

Эффект обеззараживания достигается прямым губительным воздействием ультрафиолетовых лучей на белковые коллоиды и ферменты протоплазмы микробных клеток, а также споровые организмы и вирусы. Из химических факторов самоочищения водоемов следует отметить окисление органических и неорганических веществ. Санитарный режим водоема характеризуется прежде всего количеством растворенного в нем кислорода

К биологическим факторам самоочищения водоема относятся водоросли, плесневые и дрожжевые грибки. Самоочищению водоемов от бактерий и вирусов могут способствовать и представители животного мира. Каждый моллюск отфильтровывает в сутки более 30 л воды.

Химическое загрязнение водоемов промышленными стокам и тормозит естественные окислительные процессы, убивает микроорганизмы. То же относится и к спуску термальных сточных вод тепловыми электростанциями.

Многостадийный процесс, иногда растягивающийся на длительное время – самоочищение от нефти.

Методы очистки сточных вод Очисткой сточных вод называется их обработка с целью разрушения или удаления из них вредных веществ. Методы очистки сточных вод механические химические физико – биологические химические Сущность механического метода очистки состоит в том, что из сточных вод путем отстаивания и фильтрации удаляются имеющиеся примеси.

Химический метод очистки заключается в том, что в сточные воды добавляют различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков. При физико – химическом методе очистки из сточных вод удаляются растворенные неорганические примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества.

Читайте также:  Основные направления в области формирования ассортимента - студенческий портал

Сточные воды очищают также с использованием ультразвука, озона, ионообменных смол и высокого давления. Хорошо зарекомендовала себя очистка путем хлорирования. Среди методов очистки сточных вод большую роль должен сыграть биологический метод, основанный на использовании закономерностей биохимического самоочищения рек и других водоемов.

Используются различные типы биологических устройств: биофильтры, биологические пруды и др.

Охрана Мирового океана В 1983 году вошла в силу международная Конвенция по предотвращению загрязнения морской среды. В 1984 году государства Балтийского бассейна подписали в Хельсинки Конвенцию по защите морской среды Балтийского моря. Это было первое международное соглашение на региональном уровне.

В результате проведенной работы содержание нефтепродуктов в открытых водах Балтийского моря снизилось в 20 раз по сравнению с 1975 годом. В 1992 году министрами 12 – ти государств и представителем Европейского сообщества была подписана новая Конвенция по охране среды Балтийского моря.

В 1972 году была подписана Лондонская конвенция, запрещающая сброс на дно морей и океанов радиоактивных и ядовитых химических отходов. К этой конвенции присоединилась и Россия. Военные корабли в соответствии с международным правом в разрешении на сброс не нуждаются. В 1993 г. запрещен сброс жидких радиоактивных отходов в море. В 1982 г.

III Конференция ООН по морскому праву приняла Конвенцию по мирному использованию Мирового океана в интересах всех стран и народов, которая содержит около 1000 международно – правовых норм, регламентирующих все основные вопросы использования ресурсов океана.

Охрана поверхностных вод Запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты: — содержащие природные лечебные ресурсы; — отнесенные к особо охраняемым; — находящиеся в курортных зонах, местах отдыха населения; — находящиеся в местах нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб, в местах обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений.

Источник: https://present5.com/gidrosfera-i-chelovek/

Что такое гидросфера Земли: описание, схема, составные части и влияние человека

Гидросфера представляет собой водную оболочку Земли, включающую суммарную массу воды найденной на, под и над поверхностью планеты. Вода гидросферы может находится в трех агрегатных состояниях: в жидком (вода), твердом (лед) и газообразном (водяной пар). Уникальная в Солнечной системе гидросфера Земли играет одну из первостепенных ролей для поддержания жизни на нашей планете.

Общий объем вод гидросферы

Гидросфера и человек - Студенческий портал

Земля имеет площадь около 510 066 000 км²; почти 71 % поверхности планеты покрыто соленой водой с объемом около 1,4 млрд. км³ и средней температурой около 4° C, не намного выше точки замерзания воды. В Мировом океане содержится почти 94% объема всей воды Земли. Остальная часть встречается в виде пресной воды, три четверти из которой, заперты в виде льда в полярных регионах. Большая часть оставшейся пресной воды — это грунтовые воды, содержащиеся в почвах и горных породах; и менее 1% водных ресурсов находится в озерах и реках мира. В процентах атмосферный водяной пар является незначительным, но перенос воды, испарившейся из океанов на поверхность суши, является неотъемлемой частью гидрологического цикла, который обновляет и поддерживает жизнь на планете.

Объекты гидросферы

Гидросфера и человек - Студенческий порталСхема основных составных частей гидросферы планеты Земля

Объектами гидросферы выступают все жидкие и замерзшие поверхностные воды, грунтовые воды в почве и горных породах, а также атмосферный водяной пар. Всю гидросферу Земли, как показано на схеме выше можно разделить на следующие крупные объекты или части:

  • Мировой океан: содержит 1,37 млрд. км³ или 93,96% от объема всей гидросферы;
  • Подземные воды: содержат 64 млн. км³ или 4,38% от объема всей гидросферы;
  • Ледники: содержат 24 млн. км³ или 1,65% от объема всей гидросферы;
  • Озера и водохранилища: содержат 280 тыс. км³ или 0,02% от объема всей гидросферы;
  • Почвы: содержат 85 тыс. км³ или 0,01% от объема всей гидросферы;
  • Атмосферный пар: содержит 14 тыс. км³ или 0,001% объема всей гидросферы;
  • Реки: содержат немного больше 1 тыс. км³ или 0,0001% от объема всей гидросферы;
  • СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ГИДРОСФЕРЫ ЗЕМЛИ: около 1,458 млрд. км³.

Круговорот воды в природе

Гидросфера и человек - Студенческий порталСхема круговорота природы

Гидрологический цикл включает в себя перемещение воды из океанов через атмосферу на континенты, а затем обратно в океаны над, по и под поверхностью суши. Цикл включает такие процессы, как осаждение, испарение, транспирацию, инфильтрацию, перколяцию и сток. Эти процессы действуют во всей гидросфере, которая простирается примерно на 15 км в атмосферу и примерно до 5 км вглубь земной коры.

Около трети солнечной энергии, которая достигает поверхности Земли, расходуется на испарение океанической воды. Полученная атмосферная влажность конденсируются в облаках, дожде, снегу и росе. Влажность является решающим фактором в определении погоды.

Это движущая сила штормов и она отвечает за разделение электрического заряда, что является причиной молнии и, следовательно, естественных лесных пожаров, которые отрицательно воздействуют на некоторые экосистемы.

Осадки увлажняют почву, пополняют подземные водоносные горизонты, разрушают ландшафт, питают живые организмы и наполняет реки, которые переносят растворенные химические вещества, и отложения обратно в океаны.

Значение гидросферы

Гидросфера и человек - Студенческий портал

Вода играет важную роль в круговороте углерода. Под действием воды и растворенного углекислого газа кальций выветривается из континентальных пород и переносится в океаны, где образуется карбонат кальция (включая раковины морских организмов). В конечном итоге карбонаты осаждаются на морском дне и литифицируются образуя известняки. Некоторые из этих карбонатных пород позже погружаются в недра Земли благодаря глобальному процессу тектоники плит и расплавляются, что приводит к выделению двуокиси углерода (например, из вулканов) в атмосферу. Гидрологический цикл, круговорот углерода и кислорода через геологические и биологические системы Земли являются основой для поддержания жизни планеты, формирования эрозии и выветривания континентов, и они резко контрастируют с отсутствием таких процессов, к примеру, на Венере.

Проблемы гидросферы

Гидросфера и человек - Студенческий порталПроцесс таяния ледников

Существует множество проблем, которые непосредственно связаны с гидросферой, однако наиболее глобальными являются следующие:

Повышение уровня моря

Повышение уровня моря является новой проблемой, которая может затронуть многих людей и экосистемы во всем мире.

Измерения уровня прилива показывают всемирное увеличение уровня моря на 15-20 см, и МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) предположила, что рост обусловлен расширением океанической воды из-за повышения температуры окружающей среды, таяния горных ледников, и ледяных шапок.

Большинство ледников Земли тают из-за глобального изменения климата, и многие научные исследования показали, что скорость этого процесса увеличивается, а также оказывает значительное влияние на глобальный уровень моря.

Уменьшение арктического морского льда

За последние несколько десятилетий арктический морской лед значительно уменьшился в размерах. Недавние исследования NASA показывают, что он сокращается со скоростью 9,6 % за десятилетие.

Такое истончение и отвод льда оказывает влияние на соленость океана, баланс тепла и места обитания животных. Например, популяции белых медведей снижаются из-за разрыва льда, который отделяет их от суши и многие особи в попытках переплыть, тонут.

Эта потеря морского льда также влияет на альбедо или отражательную способность поверхности Земли, в следствии чего, темные океаны поглощают больше тепла.

Изменение количества осадков

Увеличение количества осадков может привести к наводнениям и оползням, а снижение — к засухам и пожарам. События Эль-Ниньо, муссоны и ураганы также влияют на краткосрочное глобальное изменение климата.

Например, изменение океанических течений у берегов Перу, связанное с событием Эль-Ниньо, может привести к изменениям погодных условиях на всей территории Северной Америки. Изменения характера муссонов из-за повышения температуры способны вызвать засухи в районах по всему миру, которые зависят от сезонных ветров.

Ураганы, усиливающиеся с повышением температуры морской поверхности, в будущем станут более губительными для людей.

Таяние вечной мерзлоты

При повышении глобальной температуры вечная мерзлота тундры тает. Это больше всего влияет на людей живущих в этой природной зоне, поскольку почва на которой расположены дома становится нестабильной.

Мало того, что есть немедленный эффект, ученые опасаются, что таяние вечной мерзлоты высвободит огромное количество двуокиси углерода (CO2) и метана (CH4) в атмосферу, что в значительной степени повлияет на окружающую среду в долгосрочной перспективе.

Высвобожденные парниковые газы будут способствовать дальнейшему глобальному потеплению за счет выделения тепла в атмосферу.

Антропогенное влияние человека на гидросферу

Гидросфера и человек - Студенческий портал

Люди оказали значительное влияние на гидросферу нашей планеты, и это будет продолжаться поскольку население Земли и потребности человечества увеличиваются. Глобальное изменение климата, загрязнение водных ресурсов, затопление рек, дренаж водно-болотных угодий, сокращение потока и орошение оказали давление на существующие пресноводные системы гидросферы. Устойчивое состояние нарушается выбросом токсичных химических веществ, радиоактивных веществ и других промышленных отходов, а также утечкой минеральных удобрений, гербицидов и пестицидов в водные источники Земли.

Кислотный дождь, вызванный выбросом диоксида серы и оксидов азота от сжигания ископаемого топлива, стал всемирной проблемой. Считается, что подкисление пресноводных озер и повышенная концентрация алюминия в их водах, ответственны за значительные изменения в экосистемах озер. В частности, во многих озерах сегодня нет значительных популяций рыб.

Эвтрофикация, вызванная вмешательством человека, становится проблемой для пресноводных экосистем. По мере того, как избыточные питательные и органические вещества из сточных вод от сельского хозяйства и промышленности выпускаются в водные системы, они становятся искусственно обогащенными.

Это влияет на прибрежные морские экосистемы, а также на введение органического вещества в океаны, что в разы больше, чем в дочеловеческие времена. Это вызвало биотические изменения в некоторых областях, таких как Северное море, где лучше развиваются цианобактерии и хуже — диатомовые водоросли.

При увеличении численности населения потребность в питьевой воде также возрастет, и во многих районах мира из-за изменения температуры, пресная вода чрезвычайно труднодоступна. Поскольку люди безответственно изменяют направление рек и исчерпывают естественные запасы воды, это создает еще больше проблем.

Люди оказали большое влияние на гидросферу и будут продолжать это делать в дальнейшем. Важно понимать воздействие, которое мы оказываем на окружающую среду, и работать над тем, чтобы уменьшить негативные последствия.

Источник: https://NatWorld.info/raznoe-o-prirode/gidrosfera-zemli-opisanie-obem-shema-obekty-sostav-i-zagrjaznenie

Гидросфера Земли

Земной шар покрыт географической оболочкой, включающей в себя литосферу, биосферу, атмосферу и гидросферу. Без комплекса геосфер и их тесного взаимодействия не было бы жизни на планете. Рассмотрим подробнее, что представляет собой гидросфера Земли, и каково значение водной оболочки во всех жизненно-важных процессах.
Гидросфера и человек - Студенческий портал

Гидросфера – это непрерывная водная оболочка планеты, которая располагается между твердой земной оболочкой и атмосферой. Включает в себя абсолютно всю воду, которая, в зависимости от условий окружающей среды, может находиться в трех состояниях: твердом, газообразном и жидком.

Гидросфера является одной из древнейших оболочек планеты, которая существовала практически во все геологические эпохи. Ее возникновение стало возможным благодаря сложнейшим геофизическим процессам, результатом которых стало образование атмосферы и гидросферы, между которыми всегда существовала самая тесная связь.

Гидросфера, так или иначе, пронизывает все геосферы земного шара. До самой нижней границы земной коры просачиваются подземные воды. Основная масса водяного пара распределена в нижней части атмосферы – тропосфере.

На гидросферу приходится порядка 1390 млн. кв. км. Ее принято делить на три основные части:

  • Мировой океан – основная часть гидросферы, в состав которого входят все океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. Совокупность океанов не является цельной водной оболочкой: она разделена и ограничена материками и островами. Соленые океанические воды составляют 96% от всего объема гидросферы.

Основная характеристика Мирового океана – общий и не изменяемый солевой состав. В океанические воды вместе с речными стоками и атмосферными осадкам поступает и пресная вода, однако ее количество столь незначительно, что никак не влияет на концентрацию солей.

Рис. 1. Воды Мирового океана

  • Континентальные поверхностные воды – это все водные бассейны, расположенные на поверхности земного шара: болота, водохранилища, моря, озера, реки. Поверхностные воды могут быть как солеными, так и пресными, искусственными и естественными.

Моря гидросферы бывают окраинными и внутренними, которые, в свою очередь, делятся на внутриматериковые, межматериковые и межостровные.

Читайте также:  Венский кружок - студенческий портал

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

  • 1. Что входит в состав гидросферы
  • Подземные воды – это все воды, расположенные под землей. Иногда концентрация солей в них может достигать очень большого уровня, в них могут присутствовать газы и различные элементы.

В основе классификации подземных вод лежит глубина их залегания. Они бывают минеральными, артезианскими, грунтовыми, межпластовыми и почвенными.

Большое значение в обменных процессах имеет пресная вода, которая в общей сложности составляет лишь 4% от общих запасов воды на планете. Основная часть пресных вод содержится в снежных покровах и ледниках.

Рис. 2. Ледники – основные источники пресной воды

Несмотря на различие в составе, состояниях и местах расположения, все части гидросферы связаны между собой и представляют единое целое. Все ее части принимают активное участие в глобальном круговороте воды.

Круговорот воды – непрерывный процесс перемещения водных массивов под воздействием энергии солнца. Это связующее звено всей земной оболочки, обязательно условие существования жизни на планете.

Кроме того, вода выполняет ряд важнейших функций:

  • Накопление большого количества тепла, благодаря чему на планете поддерживается стабильная средняя температура.
  • Производство кислорода. В водной оболочке обитает большое количество микроорганизмов, продуцирующих ценный газ, необходимый для существования всего живого на Земле.
  • Ресурсная база. Воды Мирового океана и поверхностные воды представляют большую ценность в качестве ресурсов для обеспечения жизнедеятельности человека. Отлов промысловой рыбы, добыча полезных ископаемых, использование воды в промышленных целях – и это лишь неполный список использования воды человеком.

Влияние гидросферы на человеческую деятельность может быть и негативной. Природные явления в виде половодий и наводнений представляют большую угрозу, и могут настигнуть практически в любом регионе планеты.

С развитием научно-технического прогресса антропогенное воздействие на гидросферу стало набирать большие обороты. Человеческая деятельность стала причиной появления геоэкологических проблем, в результате которых водная оболочка Земли начала испытывать следующие негативные влияния:

  • загрязнение вод химическими и физическими загрязнителями, которые существенно ухудшают качество воды и условия жизни населяющих животных и растений;
  • резкое уменьшение или истощение водного ресурса, при котором невозможно его дальнейшее восстановление;
  • утрата водным объектом своих природных качеств.

Рис. 3. Основная проблемы гидросферы – загрязнение

Для решения данной проблемы на производствах необходимо применять новейшие технологии защиты, благодаря которым водные бассейны не будут страдать от всевозможных видов загрязнений.

При изучении важнейшей темы по географии 5 класса мы узнали, что из себя представляет гидросфера, и из чего состоит водная оболочка. Также мы выяснили, какова классификация объектов гидросферы, в чем их отличие и сходство, как влияет гидросфера на жизнь нашей планеты.

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 898.

Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/gidrosfera-zemli.html

Гидросфера и человек

  • Море, как составляющая часть жизнедеятельности людей
  • Использование рек и озер природного происхождения в качестве важной составляющей жизнедеятельности людей
  • Роль болот
  • На что нацелено применение подземных водных ресурсов
  • Чем грозит многолетняя мерзлота
  • Что означает термин «искусственные водоемы»
  • С какими экологическими проблемами сегодня сталкивается мировое сообщество

Море, как составляющая часть жизнедеятельности людей

Деятельность человека, так же как и его жизнь, тесно связана с морем. Океан стал местом зарождения жизни. Люди благодаря покорению морских просторов обеспечили себя рыбой и иными ресурсами. Водоросли и разные виды морских животных (ракообразных, моллюск, китообразных) население планеты использует в качестве полезных и вкусных продуктов питания.

Древние племена превратили моря в транспортные артерии, по которым проходил их торговый путь. Ничего не изменилось и сегодня. Если государство имеет собственный морской порт, то этот показатель положительно характеризует его географическое положение. Огромные усилия Петром І І были потрачены на борьбу за морской выход российского государства в Европу.

Российская держава современного образца выступает в роли могучего морского государства, территория которой омывается водами 3 океанами и 13 морями. Такое географическое положение способствует созданию идеальных условий для укрепления сотрудничества с иными государствами мирового сообщества.

Можно также смело говорить о море, как об источнике полезных ископаемых (нефти, газа, янтаря). Они добываются со дна. Море вполне пригодно для осуществления деятельности, связанной с рыборазведением. Морские побережья служат местом для сооружения лечебных заведений (Балтийское, Черное).

Однако стоит учитывать тот факт, что из-за вмешательства в природную среду слаженное функционирование экосистем может нарушиться. Примером подобного сбоя стало изменение прибрежных течений в Сочи по причине сооружения там молов.

Благодаря такому необдуманному вмешательству сильно помутнела вода, и как следствие, сократилась численность некоторых видов ракообразных.

К загрязнению акватории Каспийского моря приводит занятие на его просторах нефтяными промыслами.

По причине неочищенных стоков, наличием которых грешат промышленные города, происходит снижение ценности курортов, превратившихся в места распространения инфекционных заболеваний.

Базовым инструментом для осуществления хозяйственной деятельности людей должен стать научный анализ и прогнозирование последствий, так как море представляет собой экосистему, которая чутко реагирует на любое вмешательство.

Использование рек и озер природного происхождения в качестве важной составляющей жизнедеятельности людей

Рекам в природе отведено три ключевые функции, соответственно, они:

  • разрушают (способствуют появлению эрозии);
  • переносят (транспортируют) вымытый материал;
  • откладывают (аккумулируют) материал.

Человечество посредством энергии речной воды решает свои бытовые задачи. Ещё в древности по рекам проходили торговые пути. Люди питались речными рыбопродуктами. Во все уголки планеты Россия поставляла осетрину и икру. Казна страны пополнялась огромными доходами благодаря ведению бобрового промысла.

Берега рек служили местом для строительства мельниц, мануфактур и заводов, пользующихся энергией водных течений. Несколько позже реки стали применять для сооружения на них гидроэлектростанций с целью получения дешевой электроэнергии.

С помощью водных речных ресурсов производилось орошение почвы на территории южных районов России. Однако результатом жизнедеятельности людей стало загрязнение водоёмов отходами, обмеление и исчезновение рек.

В середине прошлого века политика нашей страны была направлена на преобразование природы: изменение русл рек, создание прудов и водохранилищ. Часть стоков сибирских рек согласно разработанному проекту была переброшена в Каспий.

При этом никто не занимался глубоким научным исследованием последствий, что повлекло за собой экономические и экологические убытки. Все действия приводили к затоплению плодородных почв, заболоченности местности, повышению уровня грунтовых вод и оскудению животного мира рек.

Функционирование лесопромышленных комбинатов, расположенных на территории Архангельской области, привело к тому, что северные реки страны были загрязнены, а запас их ресурсов снижен.

Роль болот

Болота представляют собой экосистему, которая заполнена всеми составляющими географической оболочки. По причине изменения какого-либо компонента меняется весь комплекс. В прошлом люди прибегали к повсеместному осушению болот, что иногда было оправдано. Данная экосистема служила ещё и источником топлива – торфа.

Сегодня население страны получили возможность пользоваться более калорийными видами топлива, а благодаря мелиорации оно может работать на давно разработанных грунтах, а не заниматься освоением новых. Хотя ключевым моментом здесь является осознание того, что на болотистой местности обитают живые организмы и формируется микроклимат.

Следовательно, факт уничтожения болот может спровоцировать экологическую катастрофу.

На что нацелено применение подземных водных ресурсов

Благодаря наличию подземных вод удовлетворяется потребность населения европейского центра нашего государства в чистой воде. В составе подземных вод Камчатки содержатся минеральные соли. Они применяются с целью лечения и профилактики заболеваний.

Подземные воды считаются источником питания множественного числа российских рек. Деятельность людей, нацеленная на разработку ископаемых, чревата снижением объема подземных вод, а иногда и ликвидацией водоносных жил.

Внедрение в области сельского хозяйства химии способствует загрязнению вод.

Чем грозит многолетняя мерзлота

Ведение хозяйственной деятельности усложняется из-за наличия такого явления, как ледники. Важно считаться со всеми особенностями оледенения в процессе возведения сооружений, при проведении транспортных магистралей и коммуникаций. Если это территория горного района, то важнее помнить о вероятности схода ледников.

Что означает термин «искусственные водоемы»

Территория России стала местом сооружения, как минимум, 1200 масштабных водохранилищ, применяемых для орошения, работы ГЭС, и снабжения чистой водой населенных пунктов.

К тому же мелкие водоемы выполняют декоративные функции и применяются в хозяйственных целях. Разработка планов водохранилищ подразумевает учёт особенностей, свойственных строению местности с точки зрения геологии.

Важно и то, как расположены пласты подземных вод.

С какими экологическими проблемами сегодня сталкивается мировое сообщество

Ключевая проблема экологии состоит в загрязнении вод. Создавая новые очистные сооружения на территории населенных пунктов можно добиться положительного решения данной проблемы.

Стоит отказаться от сброса в водоёмы неочищенных сточных вод, и начать вести контроль над хозяйственной деятельностью людей в прибрежной местности. Из-за непродуманного возведения гидротехнических объектов может пострадать экосистема.

Детальное изучение географии поможет избежать человечеству экологической катастрофы.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/gidrosfera-i-chelovek/

Открытый урок по географии "Человек и гидросфера"

  • — сформировать у учащихся представление о взаимозависимости человека и гидросферы;
  • — продолжить развитие у учащихся УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами;
  • — создать условия для воспитания у учащихся ответственного экологического поведения.
  • — смогут рассчитать необходимую для человека ежедневную норму воды.
  • — примут участие в планировании собственной деятельности на уроке.
  • — смогут найти информацию в тексте;
  • — смогут вести самостоятельный отбор информации, её преобразование;
  • — примут участие в обсуждении,
  • — смогут задуматься о важности для себя лично ответственного экологического поведения;
  • — смогут задуматься о значимости глобальных проблем человечества.
  • Ресурсы урока: презентация, раздаточный материал (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4).

Деятельность учащихся

1 этап.

Орг. момент.

  1. Добрый день!
  2. Улыбнитесь друг другу,
  3. И пусть улыбки сопровождают нас весь день!
  4. (Проверка готовности к уроку).
  5. Здороваются, улыбаются друг другу.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации).

Загадки на слайдах (Сл. 1-8).

К какой составной части географической оболочки относятся названные вами природные объекты? (Гидросфере.)

Посмотрите на слайд (Сл.9) и подумайте, чему будет посвящен предпоследний урок по разделу «Гидросфера»?

Проверьте себя. Запишите в тетради тему урока: «Гидросфера и человек» (Сл.10).

  • Значит, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
  • Отгадывают загадки.
  • Отвечают на вопрос: названные природные объекты относятся к гидросфере – водной оболочке Земли.
  • Высказывают свои предположения

Проверяют себя по слайду. Записывают тему урока.

  1. Приводят обобщение: о связи человека и гидросферы.
  2. 3 этап.
  3. Целеполагание
  4. и планирование
  5. Нам предстоит решить следующую проблему: (на доске): «Почему, несмотря на то, что на земле так много воды, её нужно беречь?»

Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? Можете воспользоваться п. 38.

План урока (на доске):

  1. Потребление воды.

  2. Загрязнение воды.

  3. Вода и её охрана.

  • Запишите план в тетрадь.
  • Чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке?
  • Участвуют в планировании деятельности на уроке (высказывают версии).
  • Записывают план в тетрадь.
  • Участвуют в постановке целей (высказывают версии).
  • В ходе урока мы познакомимся с потреблением и загрязнением воды, а так же с тем, как охранять воду.
  • 4 этап. Актуализация знаний

На нашей планете вода есть повсюду: это безбрежные просторы морей, синева озёр, сверкающие ленты рек, топи болот, облака и туманы, серебристый иней и капли росы. Водой покрыто более 2/3 поверхности Земли. Это более 70%.

По этой причине нашу Землю называют «Планета Воды» или «Планета Океана». Об этом мы уже с вами говорили на предыдущих уроках, так давайте вспомним то, что нам уже известно по теме «Гидросфера» в игре «Географическое лото».

На доске карточки с ответами, на вопросы, которые я буду задавать. Ваша задача, если вы знаете ответ на вопрос (ответ обязательно есть на карточке — другого быть не может), то поднимаете руку, отвечаете, при правильном ответе я убираю карточку. Наша цель убрать все карточки.

«Географическое лото»

река

  1. Северный Ледовитый океан
  2. айсберг
  3. течения
  4. Каспийское
  5. болото
  6. гейзер
  7. водохранилища
  8. устье
  9. Мировой океан
  10. Тихий океан
  11. Байкал
  12. Чаны
  13. канал
  14. море
  15. исток
  16. Вопросы для учащихся:
  1. Постоянный водный поток, который течёт в выработанном им углублении – русле, созданном под действием текучей воды (река).

  2. Избыточно увлажнённый участок суши, имеющий слой торфа и поросший влаголюбивой растительностью (Болото).

  3. Самый большой океан (Тихий).

  4. Место, где река впадает в море (Устье).

  5. Самый маленький океан (Северный Ледовитый океан).

  6. Самое глубокое озеро мира (Байкал).

  7. Начало реки (исток).

  8. Источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара (Гейзер).

  9. Гигантские глыбы льда, которые, оторвавшись от ледяного купола, «путешествуют» в океане благодаря течениям и ветрам (Айсберг).

  10. Искусственные озёра, созданные человеком (Водохранилища).

  11. Всё непрерывное водное пространство Земли (Мировой океан).

  12. Самое крупное озеро-море (Каспийское).

  13. Искусственный пролив, созданный людьми (Канал).

  14. Мощные водные потоки в океанах (Течения).

  15. Самое крупное солёное озеро в России (Чаны).

  16. Часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него (Море).

Читайте также:  Администрация президента рф: структура и функции - студенческий портал

Итак, мы уже знаем, что воды на Земле много. Но всю ли воду мы употребляем? (отвечают).

  • На долю пресной воды приходится 3 %, а на солёную – 97%.
  • Слушают.
  • Отвечают на вопросы.
  • Ответ детей: нет, только пресную.
  • 5 этап.
  • «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
  • Работа по 1 пункту плана «Потребление воды»:

Право на воду – одно из основных прав человека, однако оно становится всё менее доступным для жителей многих стран Азии (показывает на карте слайда 11) и Африки (показывает на карте слайда 11). Здесь ежегодно из-за недостатка питьевой воды умирают 3, 5 млн. человек. За годы существования человечества воды на Земле не стало меньше, почему же тогда возник дефицит воды? (Отвечают).

Основной причиной является возросшее потребление: если обратиться, к цифрам можно увидеть, что, например один Москвич в 1890 г расходовал в сутки 11 л воды. В  1944 г – 66 л, в настоящее время жителю нашей страны требуется около 700 л воды!

Самостоятельная работа: Рассчитайте, используя слайд презентации, сколько в среднем нужно ежедневно выпивать воды шестикласснику? А в год (365-366)? Для вычисления можно пользоваться калькулятором. Вычисления запишите в тетрадь.

  1. (Самостоятельная работа)
  2. Назовите полученные результаты.
  3. (Отвечают)

Человеческое тело на 50-70 процентов состоит из воды. Более точные показатели зависят от веса и возраста человека. Для нормального физического состояния всех человеческих органов, необходимо в день выпивать в среднем 1,5-2 литра воды, это не считая выпитых в течение дня соков и прочих жидкостей. Куда же мы тогда тратим остальные 698 литров?

(Примерные ответы детей)

В первую очередь человек воду употребляет в пищу: утоляет ею жажду, готовит на ней блюда. Личную гигиену тоже не совершить без воды. На умывание требуется на одного человека до 10 литров воды, при использовании туалета в доме с канализацией – до 45 литров ежедневно, на 

Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-geografii-chelovek-i-gidrosfera-3331100.html

Человек и гидросфера

  • План
  • 1) Что такое гидросфера?
  • 2) Сколько воды и для чего расходуется на Земле; сколько нужно каждому из нас?
  • 3) Загрязнение вод и борьба с ним.
  • 4) Вывод о значении воды в жизни человека.
  • Гидросфера (от “гидро”- вода и “сфера”- среда, оболочка) — совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова.

Мнения ученых о происхождении гидросферы расходятся.

Наиболее распространенное из них сводится к тому, что вещества, составляющие недра нашей планеты, в процессе разделения прежде всего теряют воду (и газы). Выделившиеся при этом воды скапливались в океанах, положив начало образованию гидросферы.

Россия занимает второе место в мире по богатству водных ресурсов (она уступает лишь Бразилии). На каждого жителя России приходится в четыре раза больше воды, чем в среднем по миру.

Пресная вода, пригодная для снабжения населения и промышленности, а также для орошения, постоянно возобновляется в процессе круговорота. Ресурсы ее велики и вечны. Однако оценить их можно лишь сопоставив с потребностью человечества в воде.

Итак, в среднем для каждого человека необходимо выпивать и получать с пищей 3,5 литра воды.(Эта цифра может изменяться в зависимости от климата в котором живет человек: например для людей проживающих в засушливых районах эта цифра удваивается). Вода нужна человеку для приготовления пищи, стирки, умывания, уборки и т.

п. Чем выше уровень комфорта, тем больше воды расходуется в быту. В сельском доме “без удобств” человек тратит в сутки обычно не более 50 л, а в городских благоустроенных квартирах 200-300л и более. Например, в Москве на одного жителя тратится около 500 л воды в сутки, причем 20-30% “выливается” совершенно в пустую.

Разумеется только бытом потребности в воде не ограничиваются. Нужно обеспечить еще многообразные нужды хозяйства. Ежегодно люди безвозвратно забирают из рек и озер приблизительно 2000 куб.км. пресной воды, что составляет около 5% стока рек земного шара. Больше всего воды (приблизительно 1750 куб.км.) расходуется на орошаемое земледелие — самую водоемкую отрасль хозяйства.

Для всех видов водоснабжения — промышленного и бытового на земном шаре из рек безвозвратно забирается приблизительно 150 куб.км. воды в год. Это всего лишь 1% ресурсов стока.

Вода применяется, также для производства других необходимых человеку вещей: продуктов(сахар, пшеница, рис и др.), одежды (синтетическое волокно).

Казалось бы нет оснований опасаться водного голода, о котором часто стали говорить в последнее время. Но современная система водоснабжения таит в себе опасность истощения водных ресурсов.

Угроза водного кризиса заключается не столько в нехватке количества воды для удовлетворения всех потребностей, сколько в загрязнении основных источников водных ресурсов, особенно речных и озерных вод в ряде районов нашей планеты.

В последние годы все больше дает о себе знать проблема загрязнения воды. Вредные вещества попадают в реки и озера с талыми и дождевыми водами, текущими с территорий городов и с полей (также большое влияние на загрязнение вод оказывают фабрики и заводы сбрасывающие свои отходы в водоёмы).

Загрязненная вода становится “мертвой” — непригодной для питья и использования в хозяйстве. В ней заболевают и гибнут рыбы и другие водные обитатели.

В воде с обилием фосфора и азота начинается бурное развитие некоторых бактерий или растений, например синезеленых водорослей. Говорят, что вода “цветет”.

Это совсем не безобидное явление, так как в результате в ней резко снижается содержание кислорода и страдает большинство водных организмов. Пить воду или есть рыбу из таких водоемов человеку категорически запрещено.

Решить проблему можно с помощью специальных очистных сооружений различных типов. Наиболее перспективна биологическая очистка, правда, и при ней 20% воды остается загрязненной.

Поэтому ученые видят выход не только в совершенствовании очистных систем, но и в коренном изменении самого производства: ему предстоит переходить на менее водоемкие и даже безводные, а главное, на экологически безопасные технологии.

Также для эффективной борьбы с истощением водных ресурсов необходимо прекратить сброс сточных вод в реки и водоемы. На первый взгляд это кажется нереальным. Куда же девать десятки, даже сотни миллиардов куб. метров сточной воды? Однако решение этой задачи вполне осуществимо с помощью целого комплекса мер, основные из которых заключаются в следующем.

  1. 1) Снизить расходы воды на нужды промышленности.
  2. 2) Снижение загрязненности сточных вод; для этого необходимо перестроить сами технологические процессы, чтобы они давали мало сточных вод и обеспечивали минимальное загрязнение.
  3. 3) Осуществить переход на технологические схемы, почти не требующие воды.
  4. 4) Повторное использование отработанной воды (достигнуть замкнутого водоснабжения с помощью очистки воды).
  5. Гораздо большее внимание стоит уделять защите рек, причем не только крупных, но и малых, которых в нашей стране огромное множество.

Главный вопрос состоит не в том, можно ли заменить одни источники воды другими, а в том, необходима ли такая замена. Может ли человечество позволить себе испортить речные и озерные воды, а затем искать источники для их замены?

На эти вопросы должен быть дан отрицательный ответ. Ведь природные воды — не только источники водных ресурсов. Вода необходима для водоснабжения, орошения, судоходства, гидроэнергетических целей, она важнейший компонент природы, среди которой живут люди, и никакие проблемы использования и охраны водных ресурсов нельзя решать без учета этого обстоятельства.

В грязной воде рек, озер, водохранилищ гибнет все живое, и она становится источником заболевания людей. Теряют свою прелесть прогулка, туристическое путешествие по реке, все большее место занимающее в жизни людей.

ВЫВОД: жизнь людей была бы среди грязных рек и водоемов нездоровой и безрадостной. Человек может и должен сберечь их чистыми, тем самым сохранив и продлив жизнь себе и своим потомкам.

Список литературы:

1) Детская энциклопедия (Издательство “ПЕДАГОГИКА”) Москва 1971г.; Том1: Земля; Главный редактор: А.И. Маркушевич.

2) Энциклопедия для детей (Издательство “АВАНТА+”) Москва 2000г.;Том 12 Россия: Физическая и экономическая география;Главный редактор: Мария Аксенова.

3) Советский Энциклопедический Словарь;Издание четвертое;Главный редактор: А.М. Прохоров.

Источник: https://mirznanii.com/a/305467/chelovek-i-gidrosfera

Урок 6. гидросфера и человек — География — 6 класс — Российская электронная школа

  • География, 6 класс
  • Урок 06. Гидросфера и человек
  • Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
  1. Урок посвящён изучению вопроса о значении гидросферы для человека и всего живого на Земле.
  2. В ходе урока школьники узнают всем ли сегодня хватает пресной воды.

  3. Какое влияние на гидросферу оказывает человек.
  4. Какие виды загрязнения гидросферы сегодня особенно опасны.
  1. Тезаурус
  2. Загрязнение воды – изменение состава и свойств воды при использовании человеком в быту и производственной деятельности, превращение воды в непригодное состояние.

  3. Охрана вод – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод.
  4. Основная и дополнительная литература по теме
  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.

  2. Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
  3. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  4. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  5. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  6. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  7. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  8. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  9. Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
  10. Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что вода – источник всего живого на нашей планете. Вся история человечества непрерывно связана с водой. Человек использует воду в хозяйственных нуждах и в быту.

Сегодня, водные ресурсы имеют огромное значение, но к сожалению, не все государства имеют доступ к чистой питьевой воде. Особенно это актуально для жителей стран Азии и Африки.

Ежегодно до трёх с половиной миллионов человек в этих странах умирает от нехватки чистой питьевой воды. А какими причинами может быть вызвана нехватка воды? Тема нашего урока «Гидросфера и человек».

Человек использует колоссальное количество воды для своих различных нужд. Большое количество воды потребляют фабрики и заводы по всему миру, вода орошает тысячи гектаров полей.

Вся эта использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и включается в Мировой круговорот. Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека. Это создаёт опасность для жизни на Земле.

Речная воды – важнейший водный ресурс планеты. Поэтому охрана гидросферы общая забота всех людей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Каким способом добывают пресную воду в засушливых районах Земли?

  • Варианты ответов:
  • Опресняют солёную.
  • Воду привозят из других районов.
  • Добывают с большой глубины.
  • Правильный вариант ответа:
  • Опресняют солёную воду.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Для ________ запасов воды и ___________ уровня воды в реках, создаются _________. Они способны накапливать талые и _____________воды, которые потом могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.

  1. Варианты ответов:
  2. водохранилища
  3. углубления
  4. уменьшения
  5. определения
  6. расхода
  7. дождевые
  8. регулирования
  9. ураганные
  10. отсчёта
  11. бассейны
  12. накопления
  13. Правильный вариант:

Для накопления запасов воды и регулирования уровня воды в реках, создаются бассейны. Они способны накапливать талые и дождевые воды, которые потом могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7188/conspect/

Ссылка на основную публикацию