Городская реформа александра 2 — студенческий портал

Городская реформа Александра 2 была осуществлена 16 июня 1870 года принятием «Городового положения».

Реформа проводилась в 509 городах европейской части России (исключение территории Финляндии и Польши), создавая местные всесословные и выборные органы самоуправления.

Это была одна из либеральных реформ Александра 2, но воспринята населением она была неоднозначно. Причина в том, что права и свободы местного самоуправления были чисто иллюзорными.

Городская реформа Александра 2 - Студенческий портал

Подготовка к реформе

Подготовкой городской реформы занимался Министр внутренних дел России П.Валуев, которому соответствующее поручение дал Александр 2 в июле 1862 года. В общей сложности на создание «Городового положения» ушло 8 лет.

Уже в 1862 году в более чем 500 крупнейших городах европейской части России начали работу специальные комиссии. Зада каждой комиссии заключалась в создании материалов, которые бы описывали возможности изменения системы управления городов.

Все эти материалы были объединены в «Городовое положение», проект которого был передан Александру 2 уже в 1864 году. Император утвердил проект реформы, после чего проект прошел проверку Кодификационной комиссии, а в 1866 году Государственный Совет Российской Империи начал изучение проекта реформы. Здесь документ рассматривали без малого 4 года.

Только 16 июня 1870 года император подписал «Городовое положение», тем самым запусти городскую реформу.

Суть реформы и основные преобразования

Городская реформа 1870 года создавала в каждом городе 2 формально независимые инстанции:

  • Городская дума — распорядительный орган.
  • Городская управа — исполнительный орган.

Если же рассматривать общую концепцию городского управления по реформе Александра 2 выглядит следующим образом.

Городская реформа Александра 2 - Студенческий портал

Кто имел право голоса

Городская дума избиралась на 4 года путем проведения выборов по трем куриям, которые формировались по объемы уплачиваемых налогов горожанином. Первая курия —  крупные, 2 курия — средние, 3 курия — мелкие налогоплательщики.

Каждая курия избирала «гласных» (аналог современных депутатов), которые формировали Городскую Думу. Причем количество «гласных» для каждой курии было равным. Неравным было только количество избирателей.

Например, при проведении выборов в Петербурге в первую курию попали 275 избирателей, а во вторую — 850.

Правом голоса по реформе наделялись горожане, которые:

  • Были старше 25 лет
  • Были подданными Российской Империи
  • Не имели задолженностей по налоговым платежам
  • Имели в собственности недвижимость в городе

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/gorodskaya-reforma-aleksandr-2-1870.html

Реформы Александра II. Кратко

Городская реформа Александра 2 - Студенческий портал

Александр Второй, инициатор реформ

Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения

  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

Краткая биография Александра II

  • 1818, 17 апреля — рождение
  • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
  • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
  • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
  • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
  • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
  • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
  • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
  • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
  • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
  • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора Александра III (умер в 1894 году)
  • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
  • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
  • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
  • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
  • 1855, 18 февраля — смерть Николая I
  • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
  • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
  • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
  • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
  • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
  • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
  • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
  • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
  • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
  • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
  • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
  • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
  • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
  • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
  • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации «Народная воля»

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II

  • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
  • Поражение в Крымской войне
  • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

Реформы Александра Второго

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
  • Финансовые реформы (с 1863 года)
  • Реформа образования (1863 год)
  • Земская реформа
  • Городская реформа (1864 год)
  • Судебная реформа (1864 год)
  • Военная реформа (1874 год)

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    личную свободу,
    независимость от помещика;
    право переходить в другие сословия;
    право самостоятельного вступления в брак;
    свободу выбора рода занятий;
    право защиты своих дел в суде.
    самостоятельно совершать сделки
    приобретать и распоряжаться имуществом;
    заниматься торговлей и промыслами
    участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Реформа образования

  • Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
  • Принято положение о начальных училищах
  • Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
  • Создана система женского образования: закон о женских училищах
  • Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась

Земская реформа. Кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы.

Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Городская реформа

Преследовала те же цели, что земская.

В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести

В ходе реформы были созданы две ветви судов — мировые и общие. Они в свою очередь имел по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты). Общей третьей инстанцией были Кассационные департаменты Правительствующего Сената

  • Упразднены военные поселения
  • Отменены телесные наказания
  • Учреждены военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, куда принимались лица всех сословий
  • Провозглашена всесословная воинская повинность

В результате реформ, проведенных императором Александром Вторым, в России сложилась экономическая инфраструктура, обеспечивающая промышленный подъем, поставивший страну в один ряд с другими великими державами мира, а так же начало складываться гражданское общество

Династия Романовых

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html

Реформы александра ii

Реформы, проведенные в царствование Александра II, в 1860-е-1870-е годы, и охватившие многие области русской жизни .

Читайте также:  Данные и эвм - студенческий портал

Александр II вступил на престол в 1856 году, находясь под самым сильным впечатлением от проигранной Крымской войны 1853-1856 годов.

Весь ход ее и результаты убедили царя: Россия значительно отстала в своем промышленном развитии и, собственно, в военном отношении от передовых европейских государств.

Не менее ясным было и осознание того, что главная причина отсталости страны коренилась в крепостном праве. С его отмены Александр II и начал свое царствование.

Крестьянская реформа

Одной из главных и чрезвычайно сложных задач, вставших перед царским правительством, было добиться хотя бы формального согласия на реформу от тех, кто владел крепостными – от дворян-помещиков.

Эту задачу в какой-то степени удалось решить в конце 1857 года, когда под нажимом верховной власти на местах стали создаваться выборные дворянские комитеты, которые должны были составить проекты освобождения крестьян для своих губерний.

Эта работа растянулась более, чем на год, причем в ходе ее помещики стремились соблюсти, прежде всего, свои имущественные интересы: удержать за собой как можно большую часть земли, получив при этом максимальный денежный выкуп.

В 1859 году все местные проекты поступили в распоряжение Редакционной комиссии, которая должна была на их основании составить единый проект Положения об отмене крепостного права для всей страны. Эта комиссия под председательством Я.И.

Ростовцева состояла, в основном, из либерально настроенных чиновников, среди которых умом и характером выделялся Н.А. Милютин.

Члены Редакционной комиссии, подходившие к разработке проекта с общегосударственных позиций, склонны были в большей степени, чем помещики, учитывать интересы крестьянства – хотя бы потому, что опасались массовых волнений. Однако, в 1860 году подготовленный комиссией проект прошел еще раз через ряд правительственных инстанций, в которых преобладали сановники, настроенные крепостнически, продворянски. В результате, в итоговом документе – «Положении о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», — который 19 февраля 1861 года подписал царь, на первый план вышли все-таки «выгоды и преимущества дворянские».

Согласно Положению вотчинная власть помещика ликвидировалась – то есть с 19 февраля он не мог уже вмешиваться в личную и хозяйственную жизнь крестьянина. Однако до полного освобождения было еще далеко.

Бывшие крепостные попадали в переходное состояние, получив название временнообязанных.

Имелось ввиду, что в течение того времени, пока они не внесут выкуп за полагавшуюся им землю, крестьяне обязаны были по-прежнему работать у своего бывшего помещика на барщине и платить ему оброк.

Но и затем, развязавшись с помещиком, они не становились все-таки самостоятельными хозяевами. Дело в том, что крестьяне выходили на волю не персонально, а целыми обществами, то есть оставались во власти традиционных общинных порядков, как то: коллективное владение землей при постоянных переделах, круговая порука и тому подобное.

Совершенно очевидно было, что реформа многих крестьян обрекла на малоземелье. Согласно Положению, они должны были получить определенную норму земли, различную для разных губерний – в зависимости от качества почвы.

При этом более, что для 65% крестьян эта норма оказывалась меньше тех наделов, которые раньше они получали в пользование от помещиков.

Очевидно, что те своих крестьян не баловали, предоставляя им лишь самый минимум, необходимый для ведения хозяйства; таким образом, большинство российских земледельцев выходили на волю, получив земли меньше необходимого.  «Лишняя» земля в виде отрезков присоединялась к той, которая оставалась в собственности помещика.

Тяжелейшим испытанием для крестьянства стала выкупная операция. Сумма денег, которую крестьянин должен был  выплатить помещику, совершенно не соответствовала цене покупаемой им земли. По сути дела крестьянин выкупал самого себя – свои рабочие руки, свои заработки, с которых он платил оброк.

Выходя на волю, он должен был заплатить  помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк, ежегодно приносила бы помещику доход, равный прежнему годовому оброку крестьянина (в те времена годовые в банке составляли 6%; к этим 6% от выкупной суммы и приравнивался годовой крестьянский оброк).

Для большинства крестьян заплатить такой выкуп полностью в сколько-нибудь обозримый срок было делом совершенно непосильным. Стремясь ускорить выкупную операцию и максимально ублаготворить помещиков, государство выплачивало им сразу 80% выкупа, остальное они получали с крестьян по договоренности: сразу или в рассрочку, деньгами или отработками.

По отношению же к государству крестьяне оказывались в долговой кабале: в течение 49 лет они должны были выплачивать  государству 6% от суммы, затраченной им на всю эту операцию.

Эти «выкупные платежи» стали тяжелым бременем для крестьян и источником дополнительного дохода для государства (6%Х49 = 294%, то есть государство как злостный ростовщик заведомо собиралось получить с крестьян почти в три раза больше того, что было затрачено на их выкуп).

В целом, признавая огромное значение крестьянской реформы, освободившей основную массу  трудового населения от крепостной зависимости, необходимо иметь ввиду, что государство в ходе этой реформы предоставило крестьянам слишком мало земли за непомерно большой выкуп, поставив их тем самым в экономическую зависимость от их прежних  хозяев-помещиков.

Большинство крестьян не могло прожить без того, чтобы не взять в долг у помещика хлеба, в пользование – тот или иной кусок земли. Помещик, как правило, шел навстречу, но взамен требовал отработать на своей земле.

  Таким образом, у поместных хозяев появлялась возможность компенсировать потерю даровой рабочей силы, которую он имел при крепостном праве; развитие же крепостного хозяйства было предельно затруднено.

Крестьянская реформа, резко изменившая базовые социально-экономические отношения в стране, предопределила целый ряд других преобразований: в сфере управления, судопроизводства, комплектования армии и т.д.

Земская реформа

В 1864 году Александр II подписал «Земские положения», в соответствии с которыми в России вводилась система местных органов самоуправления. Они создавались на двух уровнях: в уездах и губерниях. Уездные земские собрания выбирались населением уезда раз в три года; губернские формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях.

Выборы в уездные земские собрания были организованы таким образом, чтобы обеспечить заметное преимущество дворян-помещиков.

Характерно, что в губерниях, где поместное дворянство отсутствовало, например, на Русском Севере или в Сибири, а также там, где оно было, с точки зрения  правительства, ненадежно, как в западных губерниях – ополячено, окатоличено – земство вообще не вводилось.

Все население уезда делилось на три группы (курии): 1) землевладельцев; 2) городских избирателей; 3) выборных от сельских обществ (крестьян). Для первой и второй курий определялся имущественный ценз: в них ходили лица, имевшие годовой доход свыше 6 тысяч рублей.

Равный для этих курий ценз отнюдь не означал равных возможностей, ведь поместное дворянство в целом было несравнимо  богаче городского населения.

Что же касалось крестьян, то для них были организованы не прямые, а многоступенчатые выборы: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались «выборщики», а затем уже составленный из них уездный съезд избирал депутатов в земское собрание.

В результате всех этих ухищрений малочисленное поместное дворянство выбирало в уездное земское собрание  столько же депутатов-гласных (от слова «голос»), сколько обе другие курии вместе взятые. В губернских же земствах дворянские депутаты составляли, как правило, более 70% гласных.

Земские собрания представляли собой распорядительные органы. Они определяли общее направление деятельности земства и, собираясь раз в год, в конце декабря на сессии, контролировали деятельность земских управ, которые создавались соответствующими земскими собраниями из своих членов сразу же после выборов. Именно земские управы и осуществляли реальную работу земств в уездах и губерниях.

Функции земств были довольно многообразны: местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами  они могли заниматься только в пределах  своего уезда или губернии.  Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но и обсуждать.

Более того, разным губернским земствам не разрешалось налаживать контакты и согласовывать друг с другом свою деятельность. Однако  работа на местах требовала и больших расходов.

  Основная часть средств (до 80%) шла от поземельного сбора, который обеспечивали все те же изнуренные разнообразными платежами крестьяне.

Недостатки российского земства были очевидны: урезанная структура – отсутствие волостных земств на низшем уровне и  общероссийского земского собрания наверху (земство называли «зданием без фундамента и крыши»); решительное преобладание дворянства во всех земских органах; скудость средств. И все же реформа поначалу казалась весьма значительной.

Выборность земств, их независимость от местной администрации – все это  позволяло рассчитывать на то, что земство в своей деятельности будет исходить из интересов местного населения  и приносить ему реальную пользу.

Действительно, земству удалось добиться определенных успехов, особенно в сфере просвещения и медицины – земские школы и больницы стали совершенно новым и очень позитивным явлением российской пореформенной действительности.

Но земствам так и не удалось стать полноценными органами самоуправления: вместо того, чтобы развивать эту систему, самодержавно-бюрократическая власть стала беспощадно гнуть ее под себя, позволяя своим функционерам – губернаторам, прежде всего, — самые разнообразные возможности для вмешательства в деятельность земств и подчинения их административному контролю.

Городская реформа

В 1870 году в России вводится «Городовое положение». В соответствии с ним, в более чем 500 городах создавались органы городского самоуправления – городские думы, избираемые сроком на 4 года. Из своей среды думы выбирали городские управы – постоянно действующие исполнительные органы.

В отличие от земств выборы в городские думы были бессословными: в них принимали участие все те, кто платил городские налоги. Однако и здесь избиратели делились на три курии – по имущественному достатку.

В конечном результате городское управление оказывалось в руках представителей немногочисленной первой курии, состоявшей из предпринимателей и богатых домовладельцев.

Функции городского самоуправления были сродни с земскими: думы и управы занимались делами, связанными с благоустройством города, попечением о местной торговле и промышленности, здравоохранением и народным образованием. Основные средства городские думы получали от торговых и промышленных заведений в размере 1% от их доходов.

Но только 40% от этих, как правило, не очень значительных сумм, использовались городскими думами по назначению. Остальные 60% шли на содержание полиции, городских тюрем, казарм для солдат, пожарных.

И все же при весьма скромных  возможностях новые органы заметно оживили городскую жизнь и немало способствовали развитию городов в хозяйственном и культурном отношениях.

Судебная реформа

В 1864 году были утверждены «Судебные уставы», в соответствии с которыми старый канцелярский чиновничий суд упразднялся безоговорочно. Вместо него создавались две судебные системы, практически  независимые друг от друга: мировая и государственная.

Мировой суд  был создан для того, чтобы разгрузить государственный от массы дел, связанных с мелкими правонарушениями и незначительными исками.

Читайте также:  Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые австралии - студенческий портал

Мировой судья выбирался местным населением из своей среды; он должен был иметь образование не ниже среднего.

Сама судебная процедура  носила предельно упрощенный характер: мировой судья заслушивал дело и  тут же выносил приговор. Суд был открыт для посетителей.

Государственный или коронный суд обустраивался сложнее. Вся Россия делилась на судебные округа, и окружной  суд становился основным органом новой системы.  Характерно, что границы судебных округов не совпадали с границами губерний.

Это делалось для того, чтобы затруднить влияние местной администрации на новый суд. С этой же целью судьи и следователи становились несменяемыми; уволить их по желанию начальства было невозможно – только по приговору суда.

Окружные суды контролировались  судебными палатами – по несколько смежных округов на палату. В судебную палату можно было подать апелляцию, то есть жалобу на несправедливое решение суда, и попытаться  добиться пересмотра дела.

Общий контроль над системой осуществлял Сенат, принимавший кассации – тоже жалобы, но, в отличие от апелляций, на нарушение законности в ходе судебного процесса.

Принципиально новый характер носил и весь судебный процесс. В отличие от старого, в ходе которого несколько чиновников за закрытыми дверями  подгоняли материалы следствия под определенную карательную формулу, новый процесс был не только открытым и гласным, но и состязательным.

Обвинение, которое вел прокурор, состязалось здесь с защитой, находившейся в руках адвоката (в русской традиции – присяжного поверенного). Судья всего лишь вел процесс, стремясь максимально соблюсти порядок и законность.

Исход судебного процесса определялся присяжными заседателями – представителями общества, которые должны были, просмотрев дело, ответить на вопросы, поставленные перед ними судьей – ответить не формально, а по совести. На основании их ответов судья выносил приговор.

Судебную реформу  справедливо считали наиболее последовательной. Однако введенною ею система со временем так же стала подвергаться искажениям. Наиболее значительные из них были связаны с политическими процессами, которые с конца 1860-х годов стали обыденными явлениями русской жизни.

Будучи не удовлетворено  слишком мягкими,  с его точки зрения, приговорами, и не имея надежных рычагов давления на суд присяжных,  правительство постепенно передает политические дела  военным судам – как правило, без всяких на то законных оснований.

Зато военные суды, в которых роль присяжных заседателей играли офицеры-строевики, всегда выносили те приговоры, которые требовала от них власть.

Военные реформы

Военные реформы представляли собой целый комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить боеспособность  российских армии и флота, устранить те недостатки, которые стали очевидными в ходе Крымской войны. Подготовка и проведение этих реформ были связаны, прежде всего, с именем военного министра Д.А. Милютина  (брата Н.А. Милютина, деятеля крестьянской реформы).

Прежде всего, здесь следует отметить  «Устав о воинской повинности», подписанный Александром II в 1874 году, согласно которому в России вводилась всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на всех годных  по состоянию здоровья мужчин, достигших 20 лет, без различия сословий.

Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота – 7 лет и 3 года соответственно. При этом Устав предусматривал различные льготы: по семейному положению, сокращение срока службы в зависимости от уровня полученного образования.

В результате в мирное время на действительной службе находилось не более 25-30% от общего числа призывников.

Много внимания Д.А. Милютин уделял совершенствованию управления армией. С этой целью еще в 1864 году он добился  создания системы военных округов – 15 на всю Россию. Во главе войск, расквартированных на территории каждого округа, стоял командующий, подчинявшийся непосредственно министру.

Серьезным достижением Милютина стала система военного образования.  Он ликвидировал закрытые военные учебные заведения – кадетские корпуса.

Вместо них учреждались военные гимназии с хорошо продуманной учебной программой; окончив их, можно было поступать  в самые различные учебные заведения.

Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в юнкерские училища – пехотные, кавалерийские, военно-инженерные, артиллерийские. Высшее военное образование давали академии – Генерального штаба, артиллерийские  и пр.

Важной составляющей военных реформ стало перевооружение армии и флота.

  На флоте, которым управлял энергичный и умный брат царя великий князь Константин Николаевич, перевооружение началось еще в годы Крымской войны. Место парусных деревянных кораблей заняли паровые металлические суда.

Сухопутные войска получили скорострельные винтовки, новую артиллерию и т.п. Во имя модернизации армии государство шло на огромные расходы.

Литература

  • Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Юбилейное издание. В 6-ти т. М., 1911.
  • Тараканова Н.Г. Реализация судебной реформы Александра II (к историографии проблемы)//Человек и общество: социально-экономические аспекты развития в интерпретациях историков: Сборник научных статей по исторической демографии, экономической и социальной истории, посвящ. памяти проф. А.В. Клеянкина. Саранск. 2002.
  • Титов А.А. Реформы Александра II и их судьба. М.. 1910.
  • Толмачев Е.П. Военная политика и реформы Александра II. М.. 2007.
  • Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II: [Сборник]. М.. 1998.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/rieformy_alieksandra_ii

Городская реформа Александра 2 — причины и суть

Городская реформа (реформа городского самоуправления 1870 года) — одна из основных реформ Александра 2 , призванная дать население городов самостоятельно заниматься ведением своего хозяйства и меньше зависеть от директив, идущих из центра.

Подготовка к реформе началась в 1862 году, однако официально она была приведена в действие лишь в 1870, когда было выпущено «Городовое положение».

Предпосылки городской реформы

После проведения крестьянской реформы и отмены крепостного права образовался новый тип общества и экономики, которые требовали более быстрого и грамотного управления страной.

Раньше жизнь в городах полностью подчинялась решениям, пришедшим из центра, что затрудняло их развитие и сильно тормозило его – директивы долго шли до местного управления и не всегда соответствовали экономическим реалиям.

Чтобы изменить ситуацию и сделать жизнь города более эффективной, было принято решение передать им ряд полномочий в управлении.

История реформы городского самоуправления Александра 2

Подготовка проведения городской реформы началась в 1862 году с создания проекта. Для этого были созданы более 500 специальных комиссий в губернских и уездных городах, которые должны были выработать ряд предложений по улучшению ситуации.

Многие из созданных комиссий выдвинули предложение о выдаче избирательных прав представителям всех сословий – по мнению комиссий это помогло бы учитывать интересы всех слоев населения и создать более комплексный подход к развитию городов.

К сожалению, такое предложение не устраивало правящий класс, поэтому разработка реформы застопорилась.

В 1864 году все же было выпущено «Городовое положение», которое содержало ряд положений, выработанных созданными комиссиями. Руководил проектом П.А. Валуев.

Положение было направлено на рассмотрение в Государственный совет, где пролежало два года, так как чиновники не очень хотели проводить реформу. Однако вскоре выбора уже не было, так как ситуация усложнялась.

Александр 2 вынужден был принять принцип равных выборных прав для всех сословий, и измененный законопроект был принят 16 июня 1870 года.

Содержание городской реформы

Новый законопроект создавал городские общественные управления, которые должны были заниматься рассмотрением различных хозяйственных вопросов: благоустройство улиц и зданий, обеспечение граждан продовольствием, устройство праздников, развитие городской инфраструктуры (создание дорожных сетей, портов, рынков), безопасность, устройство финансовой системы города и многое другое.

Учреждениями городского самоуправления стали избирательное собрание, дума и городская управа. Избирательное собрание занималось выбором членов городского собрания, которые имели решающий голос в спорах.

Остальные же члены избирались на открытых выборах раз в 4 года. Членом думы мог стать любой гражданин, который имеет избирательные права, однако были и исключения.

В частности, доля нехристиан не должна была превышать одной трети от общего числа. Возглавлял избранную думу глава.

Дума занималась назначением выборных должностных лиц, а также осуществляла прочие дела общественного устройства и городского управления. Проще говоря, члены думы выбирали управленцем и занимались сбором налогов на различные городские нужды. Дума подчинялась непосредственно губернатору, который мог отменить ее решение при необходимости.

В свою очередь дума выбирала членов городской управы (также раз в 4 года). Городская управа занималась сбором сведений для думы, составление различных городских смет, взиманием денежных средств с населения (дума только создавала постановления для сбора налогов) и другими мелкими городскими делами.

Как и предлагалось ранее, в думу мог быть избран гражданин из любого сословия, который не имел бы долгов по налогам, был старше 25 лет, не имел судимости и обладал рядом других качеств.

Итоги и значение городской реформы Александра 2

Как и земская реформа, городская реформа послужила значительным толком для развития региональной экономики.

Город, который теперь сам управлял своим хозяйством, мог более эффективно вкладывать средства и своевременно реагировать на нужды граждан. Начала развиваться городская промышленность и торговля.

Кроме того, возросла гражданская активность простых горожан, которые теперь имели право участвовать в советах и думе.

Однако не обошлось и без минусов. В связи с введением нового порядка, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Некоторые города не могли с этим справиться.

В целом реформа оказала положительное влияние на экономическую ситуацию в России и сделала экономику менее централизованной.

Источник: https://historykratko.com/gorodskaya-reforma-aleksandra-2

Городская реформа Александра 2 (1870)

Городская реформа 1870

Городская реформа Александра 2 (реформа городского самоуправления 1870 года) – комплексные меры, призванные дать городскому населению право на самостоятельное управление городскими территориями и своим хозяйством.

Реформа была одной из главных в списке Великих реформ Александра 2 и делала города независимыми от воли центра, который не всегда мог построить грамотное управление.

Реформа была направлена на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образования, установление санитарных норм и т. д. Подготовку к реформе начали еще в 1862 г., но официально изменения вступили в силу только 16 июня 1870 года, когда был выпущен документ – «Городовое положение».

Предпосылки проведения реформы

После того как было отменено крепостное право и проведена крестьянская реформа, в России образовался абсолютно новый тип общества и новая экономическая система, которая не имела возможности развиваться в старых условиях – надо было создавать совершенно новый управленческий аппарат, который отвечал бы современным требованиям. Для скорейшего развития экономики на местах, надо было дать городам больше прав.

Ранее городское управление было полностью подчинено воле центра (Петербурга). Директивы и указы могли довольно долго идти до регионов, кроме того, они не всегда отвечали реальной ситуации в том или ином провинциальном городе, потому, по сути, были бесполезными. Для изменения ситуации, Александром 2 было принято решение создать местные органы самоуправления в городах.

Читайте также:  Жизнь и учение г. сковороды - студенческий портал

История проведения реформы

Подготовка городской реформы Александра 2 началась с подготовки соответствующего законопроекта. В губернских и уездных городах было создано 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений, для нового закона, ориентируясь на реальную ситуацию.

Особой популярностью пользовалось предложение о выдаче избирательных прав для всех слоев населения, в том числе представителям низших сословий. Это должно было помочь в проведении мер, затрагивающих интересы всех городских жителей, а не только отдельных слоев.

Но, такого рода инициатива очень не нравилась правящему классу, потому разработка реформы застопорилась на несколько лет.

1864 год – властями все же был выпущен первый вариант проекта городской реформы, содержащий некоторые из выработанных ранее предложений. Проектом заведовал П. А. Валуев.

Проект отправили на рассмотрение в Государственный совет, но распространения он не получил. Только через 2 года император был вынужден дать ход новому законопроекту и все же дать крестьянам и другим низшим сословиям избирательные права.

Так реформа городского управления Александра 2, в конце концов, вышла в свет.

Содержание реформы

Основной целью нового законопроекта было, создание на местах органов местного городского самоуправления, занимающимися разными хозяйственными делами – благоустройством зданий, созданием инфраструктуры (строительство школ, больниц), постройкой путей сообщения, устройствами праздников, вопросами безопасности, финансирования и многим другим.

Источник: https://shtorm777.ru/gorodskaya-reforma-aleksandra-2-1870.html

Земская и городская реформы Александра II

1)Земская реформа 1 января 1864 г-состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям уездным и губернским земским управам.

Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года.

Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).

2) Городская реформа 1870 г. — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов.

Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей.

Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Предпосылки судебной реформы: разработка и издание судебных уставов 1864 г.

Прежнее судопроизводство характеризовалось инквизиционной формой процесса, теорией формальных доказательств, множественностью органов, обладающих судебными полномочиями, закрытостью судебного процесса, сословностью.

Правовую основуреформы составили следующие акты: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.Реформа провозгласила следующие принципы:независимость суда; всесословность суда; устность и гласность судебного процесса; равенство всех перед судом; несменяемость судей и следователей..

Суды делились на:общие(окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные палаты по Г и У делам),местные(волостные суды, мировые судьи… В результате реформы была создана адвокатурадля защиты в уголовном процессе и представительства по гражданским делам, и нотариат— для оформления и удостоверения сделок. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры.

Мировые судьиизбирались органами местного управления на основе имущественного ценза, санкционировались губернатором и утверждались Сенатом.Окружным судамбыли подсудны все уголовные дела, не входившие в компетенцию мировых судей.

Судебные палатыявлялись апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей.

Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета

Система судебных учреждений по Уставам 1864 г.

В ноябре 1864 г. было принято Учреждение судебных установлений, которое ознаменовало собой переход к новой судебной системе в России.

В состав судебной системы согласно Учреждениям судебных установлений 1864 г.

входили:1) общие суды:а) окружной судья;б) судебная палата;в) мировые суды (мировой судья и съезд мировых судей); 2) специальные суды (например, волостные суды, которые создавались для крестьян и были сугубо сословными, в их компетенцию входило рассмотрение исков до 100 руб);3) конституционная и высшая судебная инстанция – Сенат.

Мировой суд являлся первой и низшей судебной инстанцией по уголовным и гражданским делам. Мировой округ включал уезд и входящие в него города и делился на мировые участки. Институт присяжных заседателей действовал только в окружных судах в XIX в. в России.

Судебная реформа 1864 г.: реорганизация прокуратуры и создание адвокатуры.

Название судебной реформы предполагает реорганизацию судебных органов, но на самом деле в ходе этой реформы реорганизация коснулась и взаимодействующих с судами органов, а именно — прокуратуры и следственного аппарата.

были учреждены, хотя и несколько запоздало институты адвокатуры. В мае 1860г. был издан Закон о судебных следователях — это был первый шаг на пути осуществления этой реформы.

В апреле 1862 года были опубликованы «Основные положения преобразования судебной власти в России» — этот документ включал в себя концепцию проведения реформы.

 В адвокатуру потянулись видные юристы-профессора, прокуроры, лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах.Сюда и вошел друг М.Е.Салтыкова-Щедрина известный деятель движения крестьянского освобождения А.М.Унковский. После судебной реформы

  • прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность
  • ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор
  • должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем
  • защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзора
  • дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Таким образом, судебная реформа создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, 
  • (48.) Реформы Александра III

На престол Александр III вступил в возрасте 36 лет после событий 1 МР 1881. Новый император был решительным противником реформ и не признавал преобразований своего отца. Трагическая гибель Александра II в его глазах означала пагубность либеральной политики.

Такое заключение предопределило переход к реакционной политике. Злым гением царствования Александра III стал Победоносцев К. П., обер-прокурор Святейшего синода. Обладая острым аналитическим умом, Победоносцев К.П.

вырабатывает позицию, отрицающую демократию и современную ему западноевропейскую культуру.

Он не признавал европейский рационализм, не верил в добрую природу человека, был яростным противником парламентаризма, называя его «великой ложью нашего времени», считая, что парламентские деятели в большинстве принадлежат к самым безнравственным представителям общества. Победоносцев К.П.

ненавидел печать, которая, по его убеждению, вторгается с собственным мнением во все уголки жизни; навязывает читателю свои идеи и воздействует на поступки людей самым вредным образом. По мнению Победоносцева К.П., общество держится на «натуральной силе инерции», основанной не на знании, а на опыте.

В политическом отношении это означало уважение к старым государственным учреждениям. Противопоставление рациональной мысли и традиционного быта было очень желанным для консерваторов выводом, но опасным для общественного прогресса.

На практике реализация этих сложных правовых идей осуществлялась при помощи насаждения псевдонародных взглядов, идеализации старины, поддержки национализма. Александр III одевался в одежды народного покроя; даже в архитектуре официальных зданий господствовал псевдорусский стиль. Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.

В пореформенные годы дворянство с чувством ностальгии вспоминало «добрые старые времена» крепостнической эпохи. Вернуться к прежним порядкам правительство уже не могло, поддержать такое настроение пыталось. В год двадцатилетия крестьянской реформы было запрещено даже простое упоминание об отмене крепостного права.

Попыткой воскресить дореформенные порядки стало и принятие некоторых законодательных актов. 12 ИЛ 1889 появился закон о земских участковых начальниках. В губерниях создавались 2200 земских участков.

Во главе участков ставились земские начальники с широким кругом полномочий: контроль за общинным самоуправлением крестьян, рассмотрение судебных дел, ранее совершавшееся мировым судом, решение земельных вопросов и т.д.

Должности земских начальников могли занимать лица только дворянского происхождения, обладавшие высоким земельным цензом. Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянства.

В 1892 появилось новое положение о городах. Городское самоуправление уже не могло действовать самостоятельно. Правительство получило право не утверждать законно избранных городских голов. Для избирателей повышался имущественный ценз.

В результате число избирателей сократилось в 3-4 раза. Так, в Москве количество избирателей уменьшилось с 23 тыс. до 7 тыс.человек. Фактически от городского управления были отстранены служащие и трудовая интеллигенция.

Управление всецело оказалось в руках домовладельцев, промышленников, торговцев и трактирщиков.

В 1890 права земств были ещё более ограничены. По новому закону за дворянами в земствах сохранялось 57% гласных. Председатели земских управ подлежали утверждению администрацией, а в случаях их неутверждения они назначались начальством.

Сокращалось число гласных от крестьян, вводился новый порядок выборов гласных от них. Сельские сходы выбирали только кандидатов, причём на каждое место не менее двух-трёх, из которых губернатор назначал гласного. Разногласия м.

земствами и местной администрацией решались последней.

В 1884 был введён новый университетский устав, отменявший внутреннюю автономию университетов. Преподаватели, избранные на свои должности учёными советами, д.б. пройти процедуру утверждения министра просвещения. Повысилась плата за обучение. Ограничивались льготы по призыву в армию лиц с образованием.

Применительно к средней школе был издан печально известный циркуляр о «кухаркиных детях», рекомендовавший ограничить поступление в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необычайными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

Вместе с тем, в сфере финансов в этот период работали выдающиеся люди, занимавшие последовательно др.за другом пост министра финансов: Бунге Н.X., Вышнеградский И. А. и Витте С. Ю. В России было достигнуто финансовое оздоровление: рубль стал устойчив, а финансовый дефицит преодолён.

Это произошло за счёт улучшения налоговой системы, развития железнодорожного и промышленного строительства, привлечения иностранного капитала и резкого увеличения экспорта хлеба. За границу стали продавать хлеба больше, чем это мог позволить спрос.

Однако на плечах голодающей деревни Россия смогла захватить продовольственные рынки Европы, и государство достигло финансового расцвета.

Александр III, не имея пристрастия к размышлениям, не знал сомнений. Как у любого ограниченного человека, у него была полная определённость в мыслях, чувствах и поступках. Историю он понимал как занятные рассказы и не считал нужным делать из неё выводы. Ставка на поддержку поместного дворянства к к.XIX в.

была по меньшей мере политической ошибкой. В России сформировались новые силы. Окрепшая буржуазия настойчиво требовала своего участия в политической жизни.

Тринадцать лет царствования Александра III были относительно спокойным периодом, но это спокойствие сопровождалось глубоким политическим застоем, не менее опасным, чем бурные события.

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1010;

Источник: https://studopedia.net/6_80725_zemskaya-i-gorodskaya-reformi-aleksandra-II.html

Ссылка на основную публикацию