В древней Греции сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Сами греки называли его словом «полис» и с помощью этого специфического образования четко отделяли себя от варваров, полиса не имевших. Concepture публикует статью об устройстве античного полиса.
Полис состоял из акрополя, стен, агоры и общественных зданий. При этом античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов.
И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью. Однако сущность полиса сами греки видели не в стенах, а прежде всего в самих людях – гражданах.
Поэтому слово «полис» можно переводить как гражданская община. Полис представлял собой трехчастное единство: государство-город-община.
Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер.
Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена.
Поэтому существовала целая система взаимных обязанностей и прав между обществом и гражданином. В числе первых обязанностей было: а) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом; б) участие в защите родных рубежей.
Выполнение этих обязанностей давало свободнорожденному жителю полиса право на земельную собственность. Человек, выполнявший эти обязанности и получавший право на частную собственность, считался гражданином.
Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав.
Права гражданина определялись его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с ущемлением в правах.
Гражданский статус— одно из высочайших достижений античной цивилизации. В других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением.
В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалось общностью обязанностей и прав, совокупной политическо-социальной практикой. Небольшие размеры полисов позволяли осуществлять соблюдение обязанностей и прав внутри гражданского коллектива достаточно эффективно. В античном гражданском обществе отсутствовало сословно-классовое деление.
Численность населения античных городов-государств была невелика. Большинство из них насчитывали по 1000 – 5000 граждан, и лишь некоторые были значительно большими. По подсчетам современных ученых, в Афинах около 400г. до н.э.
было 60 – 100 тысяч граждан, 15 – 25 тысяч метеков и 40—60 тысяч рабов. В Спарте около 371г. до н.э. предполагается другое соотношение: 7 – 9 тысяч спартиатов, 40 – 60 тысяч периэков и 140 – 200 тысяч илотов.
В эпоху кризиса полисного строя, создавая проект идеального полиса, Платон в качестве оптимального числа граждан принял цифру в 5040 человек.
В экономической сфере античное общество было ориентировано на самодостаточность, поддержание устойчивости общественного и личного благосостояния. Такой идеал сформировался на основе изначально связанной с общинным бытом натуральности хозяйства.
В классическом полисе товарное хозяйство было вторичным, побочным следствием привходящих внешних обстоятельств: близости моря и торговых путей, скудости почв неспособных прокормить население полиса, политического или военного возвышения, делавшего полис центром притяжения других городов и народов, и т.п.
Вероятно, поэтому в качестве типичной ячейки античного гражданского общества выступала патриархальная семья как более или менее крупная домовая община, которую представляли перед гражданским сообществом ее взрослое мужское население, а в экономической сфере— домовладыка. Следствием такой социально-экономической структуры было то, что всякое производство, в каком бы значительном объеме оно не выступало, являлось дополнением и продолжением организации труда в домовой семейной общине . Поэтому, несмотря на значительное число рабов, в некоторых полисах существенно превосходивших численность свободных граждан, ведущей силой в хозяйстве и, следовательно, экономической основой античного общества был труд свободных. Самообеспечение (автаркия) рассматривалось как высшая экономическая ценность.
Целью производства было создание комфорта на уровне существовавших потребностей. Производительный труд был важной составной частью общественного бытия, но не единственной. Кроме участия в политической жизни, существовала еще обширная сфера культурно-религиозной практики, которая была естественной и обязательной для всех античных граждан.
Производство в расширенных масштабах, ориентация на техническое творчество были чужды грекам и римлянам. Выдающиеся открытия и изобретения античных ученых и инженеров почти не находили применения, у общества не было на них спроса.
Общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина.
Ее составными частями были: автономия – жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только в стремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных граждан жить своим умом; автаркия – самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданской общины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и стимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве; патриотизм – любовь к своему отечеству, в роли которого выступали не Греция или Италия, а родная гражданская община, поскольку именно она была гарантом благополучия граждан; свобода – выражавшаяся в независимости гражданина в его частной жизни и самостоятельности в суждениях по поводу общественного блага, поскольку оно было производным от усилий каждого; равенство – ориентация на умеренность в быту, формировавшая привычку соотносить свои интересы с чужими, а чужие со своими, считаться с суждениями и интересами коллектива; коллективизм – социально-практическая слитность с коллективом своих сограждан, своего рода братства, поскольку участие в общественной жизни считалось обязательным; уважение к личности – выражавшаяся в правовом отношении к гражданам полиса; трудолюбие – как ориентация на общественно полезный труд, в качестве которого выступала любая деятельность, прямо или косвенно (через личное благо) приносившая пользу обществу.
Таким образом, можно сделать вывод, что полисная форма социальной организации в античности по существу своему являлась гражданским обществом, реализуемом, как особого рода образ жизни, принципиально отличающийся от жизни животных и варваров. Главное отличие состояло в критериях социальной деятельности граждан.
Греки в основу жизни полиса поставили закон, а тот в свою очередь возвели на фундаменте разума. Примечательны в этом отношении высказывания греческих философов, утверждающих высшую ценность закона и в то же время настаивающих на пренебрежении им, если закон противоречит разумной справедливости.
Так Гераклит говорит: «Народу надобно биться за закон, как за земляной вал. Те, кто речи с умом ведут, должны укрепляться во всеобщем, как город в законе».
Эпикур же замечает: «Если кто издаст закон, но он не окажется идущим па пользу взаимного общения людей, то он уже не имеет природы справедливости, и его не следует исполнять».
- Э.Д.Фролов – «Рождение греческого полиса».
- А.Фестьюжер – «Личная религия греков».
Источник: https://concepture.club/post/obrazovanie/grecheskij-polis
Глава IX. Греческий полис как социально-политический организм
Глава IX. Греческий полис как социально-политический организм
Архаический период VIII–VI вв. до н. э. был временем формирования социально — расчлененного общества и государства в форме полисного строя.
Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в свое время древневосточные общества и древнейшие греческие государственные образования II тысячелетия до н. э. (общества древнего Крита и Ахейской Греции).
Каковы же особенности этого нового пути и государства в Греции I тысячелетия до н. э.?
Формирование основ греческой цивилизации в VIII–VI вв. до н. э. осуществлялось не путем уничтожения «чистых» родовых отношений, как в громадном большинстве предшествующих обществ, а на более сложной культурной основе, включающей богатое крито-микенское наследство. Исторический опыт II тысячелетия до н. э. не пропал даром, был учтен, он обогатил общий исторический процесс.
Социальные отношения в VIII–VI вв. до н. э. строились на более высоком уровне развития производительных сил, чем во II тысячелетии до н. э. В частности, огромное влияние оказывало производственное освоение нового металла — железа.
С помощью железных орудий можно было вспахивать каменистые земли, вырубать лесистые пространства и обращать их в пашню, обрабатывать твердые породы камня.
Естественно, это расширяло материальные возможности греков, создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственному и общественному развитию, чем консервативное натуральное хозяйство.
Природные условия в Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения.
Тем самым создавались благоприятные условия для его развития, а основной производственной ячейкой стали не громоздкие царские и храмовые хозяйства или общинное производство с его мелочной регламентацией, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на продуманной эксплуатации рабского труда и с относительно высокой доходностью.
Процесс исторического развития греческого общества в VIII–VI вв. до н. э. протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев.
В таких мелких общественных и государственных образованиях появлялись более благоприятные возможности для создания рациональной и динамичной экономики, более сложной социальной структуры, разнообразных политических учреждений и высокой культуры.
Общим результатом этого процесса было появление на территории Балканской Греции, Великой Греции и в Причерноморье нескольких сотен мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей.
Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.
Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами.
Каковы эти общие черты, сущность и наиболее характерные основы греческого полиса в его обобщенном виде? Внутреннее содержание полиса нельзя сводить только к определенному государственному устройству и системе духовных ценностей. Независимо от размеров каждый греческий полис представлял собой общество во всем многообразии его сторон, с определенной экономической системой, социальной структурой, политической организацией и сложным комплексом культуры.
По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 кв. км (1/5 Московской области), а население — около 150–200 тыс. человек.
Полис афинян имел общую территорию около 2500 тыс. кв. км с населением в 120–150 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30–40 кв.
км и с населением в несколько сотен человек, как, например, фокидский полис Панопей (на границе с Беотией).
Однако наиболее распространенный тип греческого полиса имел территорию порядка 100–200 кв. км, т. е. 10х10 или 10х20 км с населением в 5–10 тыс. человек, включая женщин, детей, иностранцев и рабов, полноправных мужчин — воинов могло быть от 1 до 2 тыс. человек.
«Население полиса, — писал Аристотель, — должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать». В центре полиса находился город. «Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь.
Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки… Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым». Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности.
Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт (гавань Фалеры была расположена в 5 км от Афин). Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город — государство.
Северная и средняя Греция
Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество — садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов.
Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья. Поэтому возникала необходимость их приобретения в других местах. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса.
Сельские жители везли на рынок вино, масло, зерно, шерсть, чтобы купить там орудия труда, ткани, одежду, кожу и другие необходимые для жизни изделия.
Полисная экономика открывала большие, чем на Востоке, возможности для развития товарных отношений, а стало быть, накопления богатств, появления крупных поместий в сельской местности и больших ремесленных мастерских в городе, использующих рабов.
Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий.
К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост.
Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом.
Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой. Однако по мере усложнения полисной экономики, развития товарноденежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций численность рабов в полисах возрастает.
Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е.
тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов.
Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива.
Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта.
При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса.
Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены.
Гражданский коллектив полиса был неоднородным. Укрепление товарных отношений усиливало имущественную и социальную дифференциацию гражданского коллектива, приводило к его расслоению и ослаблению. Для поддержания некоторого единства граждан полисные власти принимали ряд мер.
Этими мерами были наделение участками потерявших землю граждан, введение земельного максимума, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е.
обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни.
Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах.
С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан.
Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало.
Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами.
Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.
В полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде всего своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека.
Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем и осуждение накопительства богатства.
Мифологическая боевая колесница
В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага.
Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город — и он превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим полисом.
Их маленький город — государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.
Описанные выше наиболее общие черты свойственны в той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии.
Образцом такого типа является Лакедемон, или Спарта (кроме указанных выше особенностей аграрного полиса для Спарты важнейшее значение имел фактор завоевания дорийцами местного населения и превращение его в зависимых илотов.
Завоевание объясняет военизированную организацию господствующего класса спартиатов, консерватизм общей структуры и жизни спартанского общества).
Другой тип представлял собой общество и государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины.
Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для развития экономики, общественных отношений, политических учреждений, блестящей греческой культуры, открывшей одну из самых ярких страниц в истории мировой цивилизации.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/92666
�стория Древней Греции. Глава IX. Греческий полис как социально-политический организм
отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство.
Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов.
Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья.
Поэтому возникала необходимость их приобретения в других местах. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса.
Сельские жители везли на рынок вино, масло, зерно, шерсть, чтобы купить там орудия труда, ткани, одежду, кожу и другие необходимые для жизни изделия.
Полисная экономика открывала большие, чем на Востоке, возможности для развития товарных отношений, а стало быть, накопления богатств, появления крупных поместий в сельской местности и больших ремесленных мастерских в городе, использующих рабов.
Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий.
К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост.
Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом.
Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой.
Однако по мере усложнения полисной экономики, развития товарноденежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций численность рабов в полисах возрастает.
Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е.
тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы,
Источник: http://www.sno.pro1.ru/all_for/kuzishchin/liberIX.htm
Греческий полис
После дорийского нашествия земли Эллады на многие десятилетия пришли в упадок. Однако постепенно люди возвращались на некогда обжитые места. Возникали и новые поселения, которые с течением времени разрастались в города — полисы.
Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода олицетворением полисной Греции, центром Эллады классического времени.
Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития, и в отличие от многих областей Пелопоннеса роль военных завоеваний (порабощения местных племен и связанных с этим конфискаций, других насильственных действий) в становлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса, знаменитой афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом.
- Цель работы – показать греческий полис, формирование гражданского общества. Для достижения поставленной цели нам надо ответить на следующие вопросы:
- — возникновение полиса, его государственное устройство;
- — греческий полис, как социально-политический организм;
- — территориальное устройство полиса;
- — экономика и социальная структура полиса;
- — духовная культура полиса.
В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого.
Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно.
Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, – консолидация и развитие полиса, особенно демократического.
Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э.
и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.
Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода.
Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них – землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса1.
Однако и у полисной демократии существовали свои недостатки. Во-первых, полисная демократия была рабовладельческой, т.е.
рабы, которые не только не обладали личной свободой, но и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.
Во-вторых, свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства – иммигранты и женщины – гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста.
К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином.
Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год.
При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения».
Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.
Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.
В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная с IV в.
до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/107270-1-57069.html
Греческий полис как общественно-политическая система. Типы полисов
Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной точкой их возникновения является появление полиса.
Если в начале периода архаики Греция была страной первобытных, слабо развитых в экономическом, политическом и культурном отношениях крохотных сельских общин, то к концу этого периода она создала государственность и стала страной полисов.
Цивилизация Древней Греции – это прежде всего полисная цивилизация.
В исторической литературе полис чаще всего определяют как «город-государство». Это толкование можно признать верным с одной существенной оговоркой: в связи с полисом и понятие «город», и понятие «государство» следует трактовать исключительно в «античном» смысле.
Слово «полис» по-древнегречески действительно означает «город», но не как «комплекс зданий, улиц, оборонительных сооружений и т. п.», а как «совокупность его свободных полноправных жителей – граждан». Античные авторы под словом «полис» прежде всего подразумевали городскую гражданскую общину.
В то же время слово «полис» означает также и государство, но опять же не в смысле некой территории, находящейся под управлением определенной суверенной власти, а в том же смысле гражданского коллектива, осуществляющего своими силами управление принадлежащей ему территорией.
Для древних греков полис, покинутый своими гражданами, уже не мог считаться таковым: это поселение не было больше ни городом, ни государством.
Но в то же время, скажем, войско в походе могло в некоторых ситуациях конституировать себя в качестве полиса, поскольку оно являлось коллективом граждан, хотя и не располагало в данный момент какой-либо территорией, не говоря уже о городских постройках.
Таким образом, понятие «полис» нельзя безоговорочно приравнивать ни к понятию «город», ни к понятию «государство». Так, существовали полисы, в которых имелись два или более городских центра (хотя один из них обязательно выделялся, играя роль столицы).
Встречались (но достаточно редко) и полисы, вообще не имевшие городского центра; именно таким был, в частности, полис Спарта или фокидийский полис Понопий, который никто не называл городом.
И все же, несмотря на отдельные недостатки, определение полиса как городской гражданской общины, конституирующей себя в качестве государства, представляется наиболее предпочтительным перед термином «город-государство», поскольку роль гражданского коллектива была основополагающей для полисного типа государственности.
Впрочем, кроме граждан, на территории полиса жили и лица, не пользовавшиеся гражданскими правами (рабы, переселившиеся в полис чужеземцы, женщины и т. п.). Они были членами общества, но в состав гражданской общины, в состав полиса как такового не входили.
Категория «гражданин» (в противовес категории «подданный», издавна существовавшей на Древнем Востоке) имела ключевое значение для всего бытия полиса.
Гражданин был наделен совокупностью неотъемлемых прав и обязанностей, причем фактически каждое из его прав являлось одновременно и обязанностью. Для того чтобы быть гражданином, человек должен был обладать определенной совокупностью необходимых характеристик.
Прежде всего он должен был быть лично свободным. После того как полисный тип социально-политического устройства сформировался в своем окончательном виде, понятия «гражданин» и «раб» стали несовместимы.
Далее, гражданином греческого полиса мог стать только мужчина: полисная цивилизация была построена на главенстве мужской части населения. Женщины не имели не только политических, но и вообще никаких (в том числе имущественных) гражданских прав.
Статус человека в докапиталистических обществах прежде всего определялся отношением к земельной собственности. Не являлась исключением и античная Греция. Человек считался полноправным гражданином постольку, поскольку он обладал земельной собственностью.
Эти два статуса были, как правило, неотъемлемы друг от друга: только гражданин является землевладельцем и только землевладелец может быть гражданином.
Земельная собственность в полисе существовала одновременно в двух формах – государственной и частной, причем государственная собственность выступала первичной по отношению к частной.
Гражданина, т. е. коллективного собственника государственной земли, гражданская община наделяла индивидуальным земельным участком на правах частной собственности, которым мужчина имел право распоряжаться по своему усмотрению.
Он оставался землевладельцем, даже если по какой-либо причине терял свой надел, так как статус гражданина обеспечивал ему право на общественную, государственную землю, на которой располагались сдававшиеся в аренду леса, пастбища, рудники и т. д.
и от эксплуатации которой каждый гражданин получал свою долю дохода. В античном полисе политический коллектив граждан являлся в то же время коллективом земельных собственников.
Лично свободный, но не являвшийся гражданином житель полиса никогда не мог получить в собственность земельный надел, а вместе с этим и права гражданина.
Таким образом, именно община, т. е. коллектив граждан полиса, была владельцем всей земли в государстве.
Такая форма собственности, при которой право собственности на основное средство производства (а именно таковым была земля в античную эпоху) в его государственной (общественной) и частной формах обусловливалось статусом гражданина и контролировалось гражданской общиной, называется античной формой собственности. Следует сказать, что этой двуединой форме собственности присуща некоторая противоречивость. Ведь гражданин полиса являлся хозяином своей земли, и его частное право на землю было неотъемлемым лишь до тех пор, пока он оставался гражданином. Коль скоро частный собственник утрачивал гражданские права (например, по приговору суда за определенные преступления), полис на вполне законном основании лишал члена общины принадлежавшего ему надела.
Источник: https://students-library.com/library/read/38322-greceskij-polis-kak-obsestvenno-politiceskaa-sistema-tipy-polisov
Презентация на тему: "Греческий полис как социально-политический организм.". Скачать бесплатно и без регистрации
Греческий полис как социально-политический организм
VIII-VIвв.до н.э. Новый путь развития Греции Формирование полисного строя Отличался от пути развития Древневосточной и Крито-микенской цивилизаций
- Особенности формирования полисного строя «Да» Включение в себя исторического опыта предшествующих цивилизаций «Нет» Уничтожение родовых отношений Было характерно для Древневосточных и Крито-микенских обществ
- Социальные отношения Более высокий уровень развития производительных сил Производственное освоение железа Расширение материальных возможностей Предпосылки для создания Сложной экономики Товарного производства Быстрого хозяйственного и общественного развития
- Природные условия Греции Отличались от древневосточных Нет необходимости в ирригационной системе Основа производства – небольшие частные хозяйства Высокая доходность Продуманная эксплуатация Рабского труда
Процесс исторического развития Греции в VIII-VI вв.до н.э.
Мелкие, внутренне сплоченные республики Мелкие, внутренне сплоченные республики Опора на гражданский коллектив среднезажиточных землевладельцев Опора на гражданский коллектив среднезажиточных землевладельцев Появление возможностей для создания Рациональной и динамичной экономики Сложной социальной структуры Разнообразных политических учреждений Высокой культуры
Результат процесса исторического развития Греции в VIII-VI вв.до н.э. Государственные образования со сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей Появление Балканской Греции Великой Греции Причерноморья
Общие черты греческого полиса Определенный строй государственного устройства Определенный строй государственного устройства Система ценностей Система ценностей Определенная экономическая система Определенная экономическая система Сложный культурный комплекс Сложный культурный комплекс Определенная политическая организация Определенная политическая организация Своеобразная социальная структура Своеобразная социальная структура
Размеры и население полиса крупные Лакедемон 8400 км Тыс.чел. Афины 2500 км Тыс. чел. средние км2 5-10тыс.чел. 1-2тыс.воинов малые Панопей 30-40км2
- Аристотель «Население полиса должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать» «Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки»
- Типичный план греческого полиса Территорию можно обойти за один день Территорию можно обойти за один день Небольшое число жителей Небольшое число жителей Наличие одного городского центра Наличие одного городского центра город ГаваньАгора Акрополь Крепостные стены Кладбище «жилые кварталы»
- Древнее городище Аматус
- Виды полисов «Аграрный» Земледелие – основа экономики хлебопашествоскотоводство виноградарство Огородничество- садоводство оливководство «Торговый» Товарные отношение – основа экономики Малые размеры территории Недостаточное количество металлов
- Полисная экономика Открывала возможности для Накопления богатств Появления крупных поместий Появления больших ремесленных мастерских
- Социальная структура полисов Основные классы Господствующий класс Крупные землевладельцы Собственники больших мастерских Собственники торговых кораблей Собственники солидных денежных сумм Свободные мелкие производители Рядовые земледельцы ремесленники торговцы Рабы и зависимые работники
- Население греческого полиса Гражданский коллектив «Полноправные» граждане «Неполноправные» граждане Потерявшие Свой надел земли Всеобщее осуждение Обладали всеми политическими и экономическими правами Метеки Свободные, но не жители данного полиса
- Ager publicus «общественное поле». Резервный земельный фонд, из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан Ager publicus болотакарьеры Речные поймылеса неудобья Общественные земли
- Земля в греческом полисе ۩۩۩ Находилась в полной правовой собственности Находилась в полной правовой собственности۩۩۩ Рассматривалась как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом Рассматривалась как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом ۩۩۩ Могла быть продана и куплена Могла быть продана и куплена۩۩۩ Возможности продажи и покупки ограничены Возможности продажи и покупки ограничены
- Полисная экономика Укрепление имущественной и социальной дифференциации Расслоение коллектива Внутренние противоречия Ослабление коллектива Ослабление полиса
- Меры для поддержания единства граждан и гражданского коллектива Наделение участками граждан, потерявших землю Наделение участками граждан, потерявших землю Введение земельного максимума Введение земельного максимума Введение литургий Введение литургий Осуждение накопительства и праздного образа жизни Осуждение накопительства и праздного образа жизни
- Достойный гражданин: Среднезажиточный земледелец Среднезажиточный земледелец Выполняет все гражданские обязанности Выполняет все гражданские обязанности Несет службу в гоплитах Несет службу в гоплитах
Политическое устройство греческого общества 1)Верховная власть полиса. Состояло из всех полноправных граждан 2)Высший законодательный орган управления. Избирался членами Народного собрания 3)Избирались на один год, переизбрания не допускались. Отчитывались перед Народным собранием и Советом 1)Народное собрание 2)Совет 3)Должност ные лица
Главный принцип политического мышления древних греков Право участия в управлении полисом всего гражданского коллектива. Право на решение любых дел своего полиса.
- Духовные ценности греков Полис Полис Личная свобода Личная свобода гражданство гражданство Только в полисе можно вести не только физическую, но и полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека Только в полисе можно вести не только физическую, но и полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека Отсутствие всякой зависимости от лица или коллектива, право выбора занятий, хозяйственной деятельности, право на земельный участок, право на материальное обеспечение Отсутствие всякой зависимости от лица или коллектива, право выбора занятий, хозяйственной деятельности, право на земельный участок, право на материальное обеспечение Наличие не только экономических, но и политических прав Наличие не только экономических, но и политических прав
- Типы древнегреческих полисов полис Аграрный Слабое развитие торговли Слабое развитие ремесла Господство олигархии Большой вес Рабского труда Спарта СмешанныйТорговый Ремесленное производство Торговые операции Товарно- денежные отношения Демократическое устройство Афины
- Полисная Система Права-обязанности Владение землей Владение землей۩۩۩ Управление (Народное собрание) Управление (Народное собрание)۩۩۩ Воинская служба Воинская служба Первобытность Город — Полис — Древний Восток Город + Полис — Эллада Город + Полис + Спарта Город — Полис +
Источник: http://www.myshared.ru/amp/444629/