Гуманистическая психология — студенческий портал

Гуманистическая психология – это особое направление, которое зародилось в 1960х годах в США. Она противопоставлялась безличному подходу к человеку, авторитарно-административному стилю воздействия. В качестве философской основы был выбран экзистенциализм.

Гуманистическая психология - Студенческий портал

В направлении высшими ценностями считаются человек и его самосовершенствование

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

Важно! Наличие смысла и системы ценностей отличает людей от животных.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.

Гуманистическая психология - Студенческий портал

В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

Принципы

Психоанализ З. Фрейда — кратко и понятно

Основатели гуманистической психологии разрабатывали собственные теории, которые имели некие общие точки. Именно эти соприкосновения позволили выделить несколько принципов:

  1. Человек всегда стремится к развитию. У него есть врожденная потребность в самоактуализации, самореализации, самосовершенствованию.
  2. Целостность – личность сложная открытая система.
  3. Гуманность – каждый индивид от природы свободный и добрый.
  4. Целевого детерминизма – особенности личности нужно изучать с учетом ее будущих стремлений.
  5. Активность – другой человек является отдельным живым существом, которое вправе выбирать, как поступать. Ни один психотерапевт не может сделать это за него, только помочь.
  6. Не экспериментальное исследование личности – человек должен рассматриваться как единая система, нельзя изучать отдельную часть его психики.
  7. Репрезентативность – исследовать можно только здоровых и полноценных индивидов.

Основоположниками гуманистического направления в психологии являются разные люди: Маслоу, Роджерс, Райх, Перзл и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие новой школы. Например, Райх разработал представления о том, что невысказанные эмоции приводят к появлению мышечных зажимов.

Мотивационная теория Маслоу получила широкое распространение в маркетинге. Ее основные идеи нашли практическое применение.

Сильные стороны

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.

Гуманистическая психология - Студенческий портал

Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.

Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром. Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида. Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать  защитные механизмы психики.

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность  в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться.

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.

Гуманистическая психология - Студенческий портал

Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Практическое применение

Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.

Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.

Гуманистическая психология - Студенческий портал

Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах

Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах. Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса.

Видео

Источник: https://srazu.pro/teoriya/gumanisticheskaya-psixologiya.html

Гуманистическая психология Archives — Журнал "Психология"

Гуманистическая психология - Студенческий портал

Эти выражения довольно точно описывают состояние выключенности интеллекта или довольно явного сбоя его работы в условиях острого стресса.

Интеллект можно определить как механизм, принимающий, обрабатывающий поступающую информацию и принимающий решение о том, как поступить.

В вышеописанных ситуациях острых переживаний этот механизм давал сбой. Когда человек испытывает острый стресс, он перестает понимать, осмысливать, дифференцировать чувства и ощущения. Большая часть резерва психики направляется на обеспечение выживания и обретение равновесия. И способ переработки информации в таких острых ситуациях кардинальным образом меняется.

Информация из окружающего мира продолжает поступать, и человек продолжает ее воспринимать, но захваченность собственными переживаниями не позволяет поступающую информацию адекватно обрабатывать, «раскладывать по полочкам», «разжевывать». Информация поступает в виде «информационного кома».

Ситуация перестает быть тем материалом, из которого человек способен извлечь выводы и найти адекватный способ решения проблемы.

В таком состоянии весь непереваренный ком информации, со всеми событиями, неприятными ощущениями и тягостными чувствами (со всем комплексом внутренних переживаний) воспринимается без обработки, как будто записывается на пластинку.

И информация поглощается человеком, остается в его пользовании в таком вот недифференцированном виде и сложна к осознаванию. А жизнь движется дальше.

Запутанный клубок мыслей, действий, ощущений и чувств остается запутанным клубком не разлепленного комплекса внутренних переживаний и картины внешней действительности.

И следующее столкновение с похожей по каким-то параметрам ситуацией происходит по уже воспринятому сценарию – пластинка проигрывается вновь и человек вновь испытывает весь комплекс отрицательных переживаний, хотя ситуация может быть иной, она всего лишь похожа, но несмотря на это она снова становится травматичной для человека. И теперь уже эта, по сути новая ситуация вкладывается в уже имеющийся ком, клубок запутывается еще больше.

Эти ситуации внеинтеллектуальны, так как когда человек целиком поддается переживаниям, захвачен ими, у него не работает механизм переработки информации и решения проблем – интеллект. А ком становится больше благодаря способности мозга образовывать ассоциативные связи.

К не пережитой и не переработанной до конца ситуации добавляется похожая, к ней еще похожая и так далее. Что-то смутное внутреннее выбирает за человека, решает его проблемы.

И такое положение дел не добавляет уверенности, еще больше увеличивает тревогу, а тревога подавляется, ведь человеку нужно жить дальше, функционировать, решать проблемы, несмотря на наличие стрессов – жизнь требует этого.

Таким образом в интеллектуальной деятельности человека возникают своеобразные ямы и выбоины, такие части внутренней картины мира, которые человеку не известны доподлинно, не разъяснены, не пережиты, не прочувствованы, не осмыслены.

Это и есть своеобразные ловушки для интеллекта – такая реакция человека на события внешнего мира, когда включается внеинтеллектуальный способ решения проблем.

И способ этот стереотипен, не гибок, похож на своеобразный костыль, при помощи которого человек преодолевает сложный для себя участок жизненного пути.

Но неужели это так серьезно мешает интеллектуальной деятельности?

Читайте также:  Команды создания индексов - студенческий портал

По оценкам американских психологов, среднестатистический взрослый человек, добившийся в жизни успеха, использует всего 10% исходных ресурсов своего интеллекта. Остальные 90% расходуются на поддержание и воспроизведение стереотипов поведения и чувствования, сложившихся благодаря не переработанной интеллектом информации о прошлых неприятностях и перегрузках.

Испытав стресс, человек создает модель поведения не столько решающую проблему как таковую, сколько избавляющую от тягостных переживания и мыслей. Модель при столкновении с реальностью со временем становится стереотипом.

Человек перестает чувствовать стресс, включая созданный стереотип, автоматически защищающий от перегрузок и привычно решающий проблему.

И таким образом человек раз за разом воспроизводит прошлый опыт, контактируя с ситуацией не как с новой, а как со старой.

Причем большая часть готовности к стереотипному действию скрыта, пластинка ждет своего часа, чтобы включиться. А запутанный ком пребывает внутри, принося привычный и уже не ощущаемый дискомфорт, но еще больше запутываясь год от года.

Стереотипные действия блокируют потенциал человека, снижают его интеллектуальную активность, но не определяют его поведение, пока ситуация не напомнит предыдущие (и изначальную) стрессовые.

Например, запись «страх перед публикой» или «боязнь близких отношений» включаются лишь локально – в присутствии стрессогена. Только тогда, когда нечто внутри нас опознает ситуацию как похожую.

И пластинка определяет поведение в сходной ситуации.

Признаки такого состояния интеллекта можно косвенно определить как:

  • От решения проблемы человек не получает удовольствия
  • Не испытывает интереса к проблеме
  • Не возникает состояние творческой активности и желания решать проблему
  • Мысли, чувства, ощущения и другие проявления интеллекта замораживаются, какое-то из них или несколько отключаются, реакции теряют живость.

Состояние нетворческой реактивности в противовес творческой активности с присущей ей инициативой в поиске решения и обработке информации до обретения ясности, к счастью, не является фатальным. Хотя от стрессов уберечься невозможно.

Но подчиняют стереотипам свою жизнь, свое поведение далеко не все люди.

У всех нас есть свои стереотипы, свои погружения в туман, но у кого-то их больше, у кого-то меньше; у кого-то они лишь мешают интеллекту совершенно свободно творить или закрывают часть информации (не давая возможности получать целостную картину происходящего), а у кого-то серьезно блокируют весь интеллект (человек воспринимает информацию искаженной, соответствующей набору собственных стереотипов).

Процесс наращивания кома не переваренных событий и упрочения стереотипного, непроизвольного поведения (Ф.Перлз) может быть обратим. Интеллект и способность к творчеству могут быть восстановлены, если человек проделает определенную работу.

Если он научится распознавать те пластинки, о которых было рассказано выше; если захочет научиться переживать до конца свои чувства и ощущения, отделять их от мыслей, а мысли от действий. Если создаст благоприятные условия для работы своего интеллекта.

Отнесется к себе с вниманием и заботой, поверит, что жить можно с удовольствием, воспринимать проблемы как интересные задачи, искать свои способы их решения. Если обнаружит те ситуации, которые служат выключателями для интеллектуальной активности.

И взглянет на них по-новому, создав себе для этого подходящие условия.

Отдельно хотелось бы сказать о внешних факторах, способствующих формированию активной интеллектуальной жизненной позиции. А так же о тех факторах, которые эту активность способны заблокировать.

Первый из могущественных факторов, влияющих на способность человека пользоваться собственным интеллектом – переживание эмоций до конца.

Социальные стереотипы воспитания послушных, управляемых детей не позволяют детям спонтанно выражать эмоции и познавать их.

Родители тут же бросаются или утешать, или ругать, или каким-то образом вмешиваться в процесс эмоционального реагирования, прерывая его, лишая ребенка возможности увидеть и почувствовать конец этого процесса. Узнать, что чувства имеют не только начало, но и конец.

Научиться опираться на чувства как на необходимую часть информации, поступающую для работы интеллекта. Научиться использовать чувства для оценки ситуации и выбора решения.

Взрослые люди не менее настойчиво не позволяют друг другу выплакаться или рассердиться. И это одна из причин, по которой мы, цивилизованные культурные люди, не находимся в контакте с чувствами. Мы постоянно вынуждены их прерывать.

Что приводит к необходимости давиться эмоциями, проглатывать их, заталкивать внутрь себя как нечто грешное, запрещенное, неприятное окружающим. Но подавленные чувства не исчезают бесследно, освобождают человека только лишь чувства пережитые до конца.

Естественно закончившиеся и столь же естественно регулируемые (перерабатываемые и используемые) человеком. Принимаемые окружающими. Людей, не боящихся собственных эмоций и позволяющих другим открыто выражать чувства, к сожалению, довольно мало.

И практически в каждом из нас есть ком, частично состоящий из не пережитых чувств, накрепко соединенный с недодуманными мыслями, не пережитыми ощущениями и недоделанными делами.

Ну а если мы не научаемся чувствовать, тогда стресс для нас – слишком серьезное испытание. Ведь мы сталкиваемся не только с неприятной ситуаций, но и с неизвестным собой. Чувства захватывают, страшат и мы стремимся подавить их.

Не научившись с детства взаимодействовать со своими чувствами, мы спешим чувства подавлять, не дожидаясь обретения внутреннего равновесия, комфорта, и избегать ситуации, способные принести чувственный дискомфорт. А ведь это именно те ситуации, которые развивают интеллект.

Но вместо этого привычнее включить старую заезженную пластинку, сведя новую ситуацию к травматично окрашенной старой.

Восстановительная процедура здесь заключается в обретении контакта с чувствами, обретении умения различать собственные чувства и лояльно к ним относиться. Чувства способны возродить взрослого человека, придать интерес его интеллектуальным занятиям, оживить творческую активность.

Второй важный фактор, способствующий активности интеллекта, — контакт со своими телесными проявлениями.

В этот аспект человеческого бытия культура так же привнесла свои запреты и ограничения. Современный человек лишен возможности испытывать весь спектр ощущений, который был доступен нашему не столь отдаленному предку. Например, ощущения холода до дрожи или сколько-нибудь продолжительного чувства голода практически исчезли из опыта повседневной жизни. Нам не хватает движений.

Приучение к гигиене отторгает нас от естественных запахов человеческого тела, а так же от естественных физиологических ритмов. Мы с самого раннего детства вынуждены приспосабливаться под общий режим, следовать моде, нося не слишком удобные вещи, дышать загрязненным воздухом и глотать таблетки при малейшем телесном дискомфорте.

И все эти приметы цивилизации, с одной стороны, дают нам стабильность и ощущение безопасности, защищенности, но с другой, — не додают нам ощущений такого количества и качества, которые могли бы научить нас ориентироваться в мире и слышать себя. И благодаря такой своеобразной недостаче впечатлений многие из нас совершенно беспомощны перед стрессом.

А большинство из нас не знакомы со своими телесными реакциями на отличающиеся от привычных внешние и внутренние раздражители.

Психологическая напряженность, возникающая от вынужденной работы над поддержанием общественно заданных стереотипов, настолько высока, что встреча с немного изменившимися внешними условиями, вызывает тревогу, повышенный уровень которой выключает, а не включает интеллект.

И поэтому в интересах живой и активной деятельности интеллекта – не удовлетворяться тем стереотипным набором ощущений, который предоставляет цивилизация.

И если вам удастся познакомиться ближе с ощущениями и состояниями телесного комфорта и дискомфорта, научиться отличать одно от другого, научиться выбирать свое: свой режим, свою пищу, удобную вам одежду, необходимые вам (а не только социально приемлемые) ощущения — количество стрессогенных факторов уменьшится. И тот барьер, за которым наступает выключение интеллекта, для вас будет существенно более высоким. Устойчивость к стрессу увеличится. И одна из ниточек, составляющих ком не переваренных событий станет нитью, указывающей путь и помогающей выбирать поведение. Ощущения принесут свою часть информации интеллекту и помогут обработать ее, не прерывая контакта с телесной жизнью. Пять чувств будут работать на обеспечение гибкости и активности вашего интеллекта.

И последний фактор, на который хотелось бы обратить внимание – это фактор сугубо социальный. Он связан с тем способом, которым мы обучаемся интеллектуально функционировать.

В этом отношении у нас тоже образуется своеобразный стереотип. Начиная со школы, интеллект работает в основном на поглощение информации. Мы привыкаем глотать куски информации. Которые всего лишь необходимы.

И это глотание порой связано и с сопровождающими негативными эмоциями, с неприятными ощущениями, со стрессами, обусловленными вынесением и проставлением оценок. Все это присуще процессу обучения, является социальной нормой, оправдано существующей системой образования и привычно.

Но часть интеллектуального процесса остается без применения и, следовательно, с ней большинство из нас тоже мало знакомо. Речь идет о самостоятельном «пережевывании», т.е. переработке информации и принятии решения как с ней поступить, нужна она или не нужна.

Учащиеся запоминают информацию, мыслят, решают задачи, но им эта информация предоставляется в виде заданий, выполнение которых затем оценивается. Свободный, произвольный контакт с информацией остается малодоступен, время загружено заданным. Информационные события стандартизированы, стереотипны.

Интеллекту не на чем развернуться произвольно. Основная задача — не переваривать, а поглощать. Нет возможности выбирать и отказываться. Приходится заставлять себя изучать все предметы без выбора, без разбора.

И несмотря на то, что стрессы при обучении чаще всего не являются острыми, но их постоянный характер способствует формированию привычки к фиксированию стереотипа.

Удовольствия от живой интеллектуальной деятельности маловато, желания решать задаваемые проблемы еще меньше, возможности к самостоятельной активной интеллектуальной работе учащийся практически не имеет (если учится в обычном учебном заведении системы среднего и высшего образования).

И с таким багажом многолетней привычки человек выходит в жизнь, туда, где ему предстоит столкновение с ситуациями острого стресса. А способ интеллектуальной обработки поступающей информации в таких условиях не освоен.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство людей мыслят стереотипно, не пользуясь всем потенциалом своих интеллектуальных способностей и избегают ответственности за выбор решения.

Зная о механизме формирования стереотипов поведения, чувствования и мышления, можно изменить привычный подход к получению и переработке информации. И сделать это можно в любом возрасте, при любом уровне образования, независимо от того, как долго действовали стереотипные подходы.

Познакомившись с только вам присущими чувствами, ощущениями, научившись отделять их от мыслей, освобождая мысль для творческого поиска, подключив эти резервы, можно обнаружить живейший интерес к проблемам вместо привычной необходимости.

Читайте также:  Основные события опричнины - студенческий портал

Можно получать большое удовольствие от растущих проявлений собственной творческой активности и в конечном итоге решать проблемы не только интеллектуальные, но и житейские — эффективнее, с минимум попаданий в ловушки для интеллекта.

Радоваться новому, незнакомому и уверенно чувствовать себя в процессе творческой интеллектуальной деятельности.

АвторЕлена Заманская

Обсудить статью на Социофоруме

Источник: https://www.psychology.su/category/napravleniya-psixologii/gumanisticheskaya-psixologiya-2/

Гуманистическая психологическая практика как условие личностного роста студентов

Статья опубликована в рамках:
Международной заочной научно-практической конференции Выходные данные сборника:

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПРАКТИКА  КАК  УСЛОВИЕ  ЛИЧНОСТНОГО  РОСТА  СТУДЕНТОВ

Зиновьева  Эльвира  Халиловна

канд.  психол.  наук,  доцент  Российского  государственного  социального  университета,  филиал  в  г.  Анапе

E-mail:  elleonor@mail.ru

В  период  глобальных  перемен  общественной  жизни  обостряется  особое  чувство  —  чувство  ценности  «личности».  Возрождение  гуманистической  психологической  практики  в  образовании,  переориентация  на  личностный  рост  и  развитие  всех  участников  образовательного  процесса,  является  важнейшей  задачей  вызванной  самой  жизнью.

Сущность  гуманистического  мировоззрения  составляет  концепция  взаимозависимого  и  взаимодействующего  мира.  Образование  как  неотъемлемый  компонент  культуры,  в  этой  связи,  приобретает  особую  значимость,  так  как  является  основным  средством  развития  гуманистической  сущности  человека. 

Обновленная  многоуровневая  система  образования,  выводящая  вузы  на  мировые  аналоги,  не  имеет  решающего  значения  в  развитии  личности,  хотя  и  создает  определенные  предпосылки.

  Определяющим  же  в  развитии  личности  будущего  специалиста  является  нахождение  его  в  системе,  которая  не  отторгает  личность,  а  напротив,  включает  ее  в  процесс  взаимного  обогащения.

Особенностью  психологической  практики  российского  образования  является  ее  смещение  с  научно-методической  деятельности,  сосредоточенной  на  структуре  образовательной  системы,  на  проблемы  конкретной  личности.

В  России  с  80-х  годов  сложилось  общее  представление  о  необходимости  обеспечения  нового  качества  образования,  характеризующегося  фундаментальностью,  гуманитарной  направленностью,  универсальностью  не  только  в  освоении  культуры,  но  и  ее  трансляции.

  В  этот  период  на  приоритетные  позиции  стал  выходить  личностно-ориетированный  подход,  основные  идеи  которого  нашли  отражение  в  психолого-педагогической  литературе  (Б.Г.  Ананьев,  Е.В.  Бондаревская,  А.В.  Мудрик,  А.В.  Петровский,  В.А.  Сластенин,  Е.Н.  Шиянов,  И.Б.  Котова  и  др.).

  Шло  становление  научных  школ:  известная  в  России  и  за  рубежом  научная  школа  академика  В.А.  Сластенина  «Теория  и  инновационные  технологии  педагогического  образования»;  школа  его  ученика  и  последователя  Е.Н.  Шиянова  «Гуманизация  и  личностноразвивающие  технологии  образования»  и  др.  Шиянов  Е.Н.

  отмечал:  «По  своим  целевым  функциям  гуманизация  образования  является  условием  (фактором)  гармоничного  развития  личности,  обогащения  ее  творческого  потенциала,  роста  сущностных  сил  и  способностей;  она  составляет  важнейшую  характеристику  образа  жизни  педагогов  и  воспитанников,  предполагающую  установление  подлинно  человеческих  (гуманных)  отношений  между  ними  в  образовательном  процессе  [3,  с.  2003].

В  качестве  особо  важного  критерия  современного  образования  профессионала  он  называет  персонализацию:  «Персонализация  профессиональной  подготовки  обусловлена  установкой  на  восприятие  каждого  человека  как  заведомо  интересного,  на  признание  права  каждого  быть  непохожим  на  других.  Персонализация  педагогического  взаимодействия  требует  адекватного  включения  личностного  опыта  (чувств,  переживаний,  эмоций  и  соответствующих  им  действий  и  поступков)  во  взаимодействии  обучаемых  и  обучающих,  т.  е.  полисубъектного  (диалогического)  подхода»  [3,  с.  215].

В  качестве  теоретико-методологического  основания  этих  преобразований,  широко  и  масштабно  развернувшихся  в  России,  начиная  с  80-х  годов  XX  столетия,  выступает  гуманистическое  направление  в  психологии.

  Личностноразвивающая  (гуманистическая)  практика  заняла  ведущее  положение  в  иерархии  психологических  школ  и  направлений,  работающих  с  личностью.  Взяв  в  качестве  значимого  влечения  и  потребности  стремление  к  самоактуализации,  обеспечивающий  личностный  рост,  это  направление  берущее  начало  в  работах  А.

  Маслоу,  Г.  Олпорта,  В.  Франкла,  К.  Роджерса  и  др.  имели  в  отечественной  психологии  не  только  сторонников,  но  и  явных  последователей,  обогативших  это  направление  новыми  идеями  и  технологиями.  Среди  них  идеи  диалогичности  М.М.

  Бахтина;  личностного  смысла  и  иерархии  мотивов  как  оснований  личности  А.Н.  Леонтьева;  персонализации  А.В.  Петровского,  В.А.  Петровского;  неадаптивной  активности  В.А.  Петровского,  реализуемые  им  в  личностно-центрированных  тренингах  (коммуникативной  компетентности,  трансактной  саморефлексии  и  др.

);  идея  развития  субъективной  реальности  в  онтогенезе  В.И.  Слободчикова;  «стратегии  жизни»  как  высшего  уровня  организации  личностью  своего  жизненного  пути  К.А.  Абульхановой-Славской  и  др.

Работы  отечественных  психологов  последних  лет  (Б.С.  Братусь,  В.П.  Зинченко,  И.Б.  Котова,  А.В.  Мудрик,  А.Б.  Орлов,  В.А.  Петровский,  З.И.  Рябикина,  В.А.  Сластенин  и  др.)  показали,  что  развитие  личности  невозможно  не  только  без  «значимого  другого»,  но  и  «значимого  себя  для  других».

  Выявлено,  что  каждый  из  субъектов  образования  не  просто  содействует  развитию  другого,  а  находит  в  этом  условие  для  собственного  личностного  роста.  В  основе  такого  взгляда  лежит  концепция  рассмотрения  личности  как  субъекта  идеальной  представленности  и  продолженности  человека  в  другом  человеке,  разработанная  А.В.

  Петровским  и  В.А.  Петровским  [1]. 

Исходя  из  этой  концепции,  педагоги  несут  ответственность  за  систему  взглядов,  ценностей,  личностных  смыслов  студентов.  Функция  педагога  раскрывается  в  принятии  на  себя  ответственности  за  характер  и  перспективы  развития  личности  студента.

  Выявлено,  что  в  процессе  образования  происходит  трансляция  не  только  элементов  культуры,  профессиональных  знаний,  но  и  субъектных  параметров  педагога.

  Это  становиться  возможным,  если  педагог  владеет  развивающими,  личностно-ориентированными  образовательными  технологиями,  заботится  о  повышении  педагогического  мастерства,  имеет  развитую  педагогическую  рефлексию,  которая  позволяет  ему  осознать  мотивы  профессиональной  деятельности,  последствия  своего  влияния  на  студентов,  дает  возможность  увидеть  себя  их  глазами,  оценить  применяемые  стратегии  и  тактики  и  отследить  темпы  личностного  и  профессионального  становления  и  развития  студентов  [3,  с.  282].

  • Задачи  психологической  практики:  психологический  анализ  социальной  ситуации  развития;  выявление  основных  проблем  и  определение  причин  их  возникновения,  путей  и  средств  их  разрешения;  содействие  развитию  личности  обучающихся;  формирование  способности  к  самоопределению  и  саморазвитию;  содействие  педагогическому  коллективу  в  гармонизации  социально-психологического  климата;  профилактика  и  преодоление  отклонений  в  социальном  и  психологическом  здоровье  личности,  а  также  ее  развитии  и  др.
  • Таким  образом,  условиями,  обеспечивающими  успешность  самоактуализации,  профессионального  и  личностного  роста  студентов  являются:  опора  преподавателя  на  субъективный  опыт  студентов,  включение  рефлексии,  в  том  числе  групповой;  возможности  свободной  коммуникации  для  информационного  и  проблемного  обмена;  фасилитирование  в  установлении  разрывов  между  «Я-реальным»  и  «Я-идеальным»,  «Я  хочу»  и  «Я  могу».
  • Другим  не  менее  важным  компонентом  является  необходимость  поставить  акцент  (учитывая  возрастные  и  социальные  особенности)  на  саморазвитии  студента,  подкрепленном  развитием  самостоятельности  в  стратегических  видах  жизнедеятельности,  включая  целеполагание  и  планирование.
  • Без  совершенствования  профессионально-психологической  культуры  преподавателя,  перестройки  установок  преподавателей,  желающих  работать  в  гуманистической  парадигме,  знаний  закономерностей  психического  и  личностного  развития  студента,  гуманизация  образования,  личностный  рост  студента  невозможны. 

В  качестве  одного  из  возможных  способов  реализации  гуманизации  образования,  содействия  профессионально-личностному  росту  студентов  может  быть  предложена  внутривузовская  рефлексивная  программа  формирования  профессионально-психологической  культуры  преподавателей.  Она  может  предусматривать  работу  на  разных  уровнях  (кафедра,  факультет,  университет)  в  определенной  логике  содержания,  форм  и  методов  работы.

К  стабильным  организационным  формам  повышения  профессионально  психологической  культуры  преподавателей  на  кафедральном  уровне  относятся:  теоретический  семинар;  на  факультетском  —  научно-практический  семинар;  на  уровне  университета  —  школа  молодого  преподавателя,  мастер-классы,  проблемные  семинары,  тренинги  на  актуальные  темы.  В  частности:  «Коммуникативная  культура  преподавателя»,  «Дистанция  и  личностное  пространство  —  условие  эффективного  взаимодействия  в  диаде  «преподаватель-студент»,  «Барьеры  в  педагогическом  взаимодействии,  общении  и  учебно-педагогической  деятельности»,  «Моделирование  профессиональной  деятельности  в  контексте  гуманизации»,  «Саморегуляция  как  компонент  психологической  культуры  преподавателя»  и  др. 

Создание  в  вузах  психологической  службы,  выполняющей  функции  психолого-педагогической,  психолого-гигиенической  и  общей  консультационной  поддержки  студентов  и  преподавателей  могло  бы  способствовать  реализации  способности  к  личностному  росту.

  Способность  к  личностному  росту  является  основой  адекватного  поведения  в  жизненных  ситуациях  и  служит  оптимальной  предпосылкой  для  выполнения  человеком  намеченных  жизненных  целей,  что  в  конечном  итоге  ведет  к  пониманию,  поиску  и  реализации  смысла  жизни.

Список  литературы:

  1. Кондратьев  М.Ю.  О  научной  психологической  школе  А.В.  Петровского  в  Московском  городском  психолого-педагогическом  университете  //  Социальная  психология  и  общество.  —  2011.  —  №  3.  —  C.  14—31.
  2. Петровский  В.А.  Психология  неадаптивной  активности.  /  Российский  открытый  университет.  —  М.:  ТОО  «Горбунок»,  1992.  —  224  с.
  3. Шиянов  Е.Н.,  Недбаева  С.В.  Личностно-развивающая  психологическая  практика  в  российском  образовании.  Ростов-н/Д.:  ООО  «Росиздат»,  2002.  —  432  с.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xxvi/32261

Основные походы и психокоррекция в гуманистической психологии

Гуманистическая психология. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.

Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности.

Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е.

описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Согласно Г.П., устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Олпорт), в особенности творческих (Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального Я (Роджерс).

Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала чел-го Я, целостность и силу переживания к-го призвана поддержать особая форма психотерапии.

Роджерс назвал ее терапией, центрированной на клиенте, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, к-й сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем.

Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в к-й клиенту легче организовать свой внутренний «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности. Понять смысл ее существования (экзистенции). Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически чел-ое в личности, Г.П., неадекватно и односторонне представляет последнюю, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Терапия – это обретение клиентом свободы расти и развиваться. Опора на чувства, в меньшей степени – на интеллектуальное осознание ситуации; занимается непосредственно ситуацией, а не прошлым человека. Предпочтение отдается термину “клиент”, а не “пациент”, так как пациент – больной человек.

Здесь есть равенство клиента и терапевта, которое исключается в случае пациент – врач. Психотерапия – реализация существующих у потенциального клиента способностей, а не искусная манипуляция более или мене пассивной личностью. Клиент здесь способен понимать свои собственные трудности и проблемы, продолжает направлять процесс.

Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка - характерные возрастные черты и советы родителям

Формировать цели терапии, инициирует изменение поведения, которые хочет.

Ключи к исцелению находятся у клиента, терапевт должен обладать определенными личными качествами, чтобы оказать клиенту помощь в том, как научиться использовать эти ключи. Терапевт сам должен обрести личность, а не играть роль. Он предлагает клиенту отношения, в которых можно проверить и испытать собственную реальность.

Для этого терапевт должен быть в состоянии все время видеть самоактуализирующуюся сущность клиента, а не его деструктивное, агрессивное или оскорбительное поведение. Необусловленное позитивное внимание должно включать “эмпатическое понимание”.

Необходимо, чтобы клиент воспринимал терапевта поверх своих искажений, защит и предчувствий угрозы.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/clinical-psychology/308-2008-09-05-17-44-06.html

Гуманистическая психология

  • Гуманистическая
    психология — направление современной
    психологии, изучающее здоровую творческую
    личность, раскрывающую свои потенциальные
    возможности в процессе самоактуализации
    (или самореализации).
  • Гуманистическая
    психология возникла в 50-е годы нашего
    века, а оформилась как научное течение
    в начале 60-х годов
  • Причины появления:
  • 1) 50-60-е гг. – изменение
    массового Сознания
  • — Неудовлетворенность
    механистическим и материалистическим
    характером западной культуры 
    КОНТР-КУЛЬТУРА ХИППИ.
  • — Изменение базовых
    ценностей: ориентация на реализацию
    личности, вера в возможность
    совершенствования человека.
  • 2) Разочарование в
    традиционных психологических направлениях

1) бихевиоризм –
узкий, искусственно созданный, предельно
обедненный взгляд на человека
(сопоставление с животными). Как следствие
дегуманизация
– отсутствие человеческого в человеке.

2) психоанализ –
акцент на патологии, недостаточное
внимание к сознанию.

Гуманистическая
психология — попытка открыть новый
взгляд на проблему ч-ка.

По
мнению Ш. Бюлер, гуманизм, с психологической
точки зрения,
предполагает
изучение человека как целостность, а
не как совокупность его качеств и
поступков.

С этической
же точки зрения,
гуманизм
— это установление таких правил
жизнедеятельности, которые основаны
на потребностях человека, а не на
потребностях низших животных, заветах
Бога или законах неживой природы.
Гуманистическая психология противопоставляет
себя психоанализу и бихевиоризму.

Объектом ее изучения стали любовь,
творчество, «Я», развитие и реализация
человеком своих возможностей, высшие
ценности бытия, психическое здоровье,
опыт и др.

Принципы:

1- Человек – особая
сущность, сознание выделяет его из окр.
мира и определяет его уникальность
(исследования на животных непригодны
для понимания человека).

2- Природа
человека никогда не может быть определена
полностью, т.к. она всегда стремится к
беспрерывному развитию.

3- Убежденность в
целостном характере природы человека.
Человек
един и целостен. В его психике невозможно
разделить органическое и психическое,
осознаваемое и неосознаваемое, чувство
и мысль.

4- Изначальный
позитивизм челловеческих. качеств.
Человек изначально добр, в крайнем
случае – нейтрален (негативные проявления
– это рез-т воздействия окружения).
Человек
устремлен в будущее, это активное
творческое существо. Самореализация —
это неотъемлемая часть природы человека.

5- Хотя
человеческое бытие имеет предел, человек
всегда обладает свободой и необходимой
для реализации этой свободы независимостью.
Следует
сделать акцент на свободе воли,
спонтанности и творческой силе индивида.

6- Самым
важным источником информации является
экзистенциальное состояние человека,
его субъективно переживаемый опыт.

Необходимо
изучать все факторы и обстоятельства
жизни индивида в непосредственном
взаимодействии с ним – Гумм. психология
– это антиэкспериментальная
психология
(нельзя экспериментировать над человеком).

Каждый
человек уникален, поэтому анализ
отдельных случаев не менее оправдан,
чем статистические обобщения.

Из этих
принципов гуманистической психологии
вытекают нравственные
жизненные принципы
:

— ответственность
человека за свои поступки. Он не орудие
бессознательного, не раб сформировавшихся
привычек.

  1. — отношения между
    людьми должны основываться на взаимном
    признании и уважении опыта переживаний
    друг друга.
  2. — каждый человек
    должен ощущать себя в настоящем, «здесь
    и теперь».
  3. Абрахам
    Маслоу

    (1908-1970) Под влиянием Вертхеймера стал
    изучать псих. здоровых людей, которым
    удалось достичь САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (СА)
    – наиболее полное раскрытие способностей
    и реализация потенциала ч-ка

 вывод: человек
обладает врожденным стремлением к СА
– это наивысшая чел. потребность,
потребность в самосовершенствовании.
Инертность и бюрократия об-ва подавляют
индивидуальность, как следствие —
переживание страха неизвестности и
ответственности, поэтому не все достигают
СА.

  • Основные взгляды
  • 1) Человек
    – единое, уникальное, организованное
    целое.
  • 2) Природа человека
    хороша или, по крайней мере, нейтральна.
  • 3) Разрушительные
    силы в человеке являются результатом
    фрустрации или неудовлетворения основных
    потребностей, а не обусловлены влиянием
    врожденных пороков человечества.
  • 4) Природой в человеке
    заложены потенциальные возможности
    для позитивного развития и
    самосовершенствования.

5) Наиболее
отличительной и универсальной
характеристикой людей является
творчество. Творчество проявляется в
разных формах. Врожденная способность
человека к творчеству может утратиться
в результате «окультуривания» или
подчинения человека нормам, господствующим
в обществе.

6) Самосовершенствование
является основной темой жизни человека,
а изучение самоактуализирующихся
здоровых людей позволит создать
универсальную психологическую науку.

7) Маслоу
описал человека как «желающее
существо»,
потребности
которого требуют постоянного
удовлетворения. Потребности человека
носят врожденный характер и организованы
в иерархическую систему.

  1. 1. В основании этой
    иерархической пирамиды — физиологические
    потребности
  2. 2. выше — потребности
    безопасности и защиты
  3. 3. еще выше —
    потребности принадлежности и любви
  4. 4. далее — потребности
    самоуважения;

5. а завершают
пирамиду потребности самоактуализации
или личного самоусовершенствования.

Удовлетворение
потребностей, расположенных на самом
низком уровне (то есть физиологических),
делает возможным осознание потребностей
вышележащего уровня. Чем выше человек
поднимается в этой иерархии потребностей,
тем большую индивидуальность, человеческие
качества и психическое здоровье он
демонстрирует.

Маслоу
признавал возможность реализации более
высших потребностей при неудовлетворении
более низших (творческие люди, герои и
т.д.). Степени удовлетворения потребностей
различаются: физиологические —
удовлетворяются у американцев на 85 %,
безопасности и защиты — на 70 %,
любви
и принадлежности — на 50 %, самоуважения

40%, самоактуализации — 10%.

8)
Позднее Маслоу выделяет две глобальные
категории мотивов человека: дефицитарные
(мотивы нужды)
ироста
(мотивы развития,
или
метапотребности).

Метапотребности
направлены на реализацию нашего
потенциала, который проявляется в
достижении: целостности, совершенства,
активности, доброты, красоты, уникальности
и др. Неудовлетворение метапотребностей
приводит к метапатологии, которая
проявляется в отчуждении, депрессии,
цинизме и др.

Этим двум глобальным
мотивам человека соответствуют два
образа жизни.

Первый
— это Д
(дефицитарная)
жизнь,или
образ жизни, ориентированный на
удовлетворение нужды (дефицита)
и
выполнение
требований общества.

Второй
— это Б
(бытийная)
жизнь,или
образ
жизни
,
направленный
на полную реализацию своих возможностей.
Вершинными переживаниями Б-образа
являются великий экстаз, благоговение,
восторг.

9)
Наиболее полно воплощают человеческую
сущность самоактуализирующиеся личности
(1 % человечества). Самоактуализирующихся
мало, потому что большинство людей не
осознают своего творческого потенциала
или бояться его (комплекс
Ионы

страх успеха).

  • Основные характеристики
    самоактуализирующейся личности, по
    Маслоу
  • — более
    адекватное восприятие реальности;
  • — принятие себя,
    других и природы;
  • — непосредственность,
    простота и естественность;
  • — центрированность
    на проблеме (то есть поглощенность
    деятельностью);
  • — независимость,
    которая проявляется, в том числе, в
    потребности в уединении;
  • — автономия, то
    есть относительная независимость от
    культуры и окружения;
  • — свежесть восприятия
    окружающих явлений;
  • — вершинные или
    мистические переживания;
  • — общественный
    интерес, проявляющийся, в том числе в
    стремлении помочь другим людям;
  • — глубокие
    межличностные отношения;
  • — демократический
    характер;
  • — разграничение
    целей и средств их достижения, которое
    основано на сложившейся иерархии
    ценностей;
  • — философское
    чувство юмора;
  • — креативность;

— сопротивление
окультуриванию (то есть определенной
устойчивостью к давлению социальных
норм). Самоактуализирующаяся личность,
по Маслоу, — это образец психического
здоровья, хотя она и не лишена недостатков.

Карл
Роджерс

(1902-1987, ам.
психолог, президент Американской
психологической ассоциации в 1946—1947
годах)

С 1931 г. работал с
малолетними правонарушителями.

Человек
по природе — существо доброе,
конструктивное, стремящееся жить в
гармонии с собой и с другими. Все поведение
человека вдохновляется объединяющим
мотивом — тенденцией самоактуализации.
Ч. не
нуждается в контроле со стороны об-ва.
Контроль заставляет чка поступать
плохо. Жестокость, антисоциальность –
рез-т страха и 
защиты.

У реб-ка имеется
врожденное стремление к СА, но ему могут
препятствовать детские переживания и
научения – особое значение имеет МАТЬ:

С ее стороны и со
стороны окружающих м.б. 2 вида внимания:

1)
Безусловно позитивное внимание

(то
есть без оговорок) –
проявление любви вне зависимости от
проявления индивидуальности — способствует
развитию личности,
как следствие — Развитие
полноценно.

Безусловное
позитивное внимание не исключает
критики, смысл которой выражается
формулой: «Мы очень любим тебя, но то,
что ты делаешь, огорчает нас, и потому
лучше бы ты этого не делал».

Безусловное
позитивное внимание со стороны окружающих
и внимание человека к себе самому — это
условие самоактуализации.

2)
Обусловленное позитивное внимание

– проявление любви в зависимости от
Поведения ребенка. Оно выражается
формулой: «Если сделаешь это, то получишь
то». Обусловленное позитивное внимание
вызывает избегание неодобрения, как
следствие Может принести ущерб
становлению личности. Развитие неполное,
не может проявить те аспекты своего Я,
которые отвергались матерью.

Весь опыт Реб
оценивается через призму СА, удовлетворение
приносят только те переживания, которые
соотв. СА. С формированием собственного
Я возникает потребность в положительном
отношении к себе со стороны окружающих,
как следствие, усвоение таких норм
поведения, которые вызывают положительное
отношение других

  1. В результате часто
    Ребенок руководствуется не тенденцией
    к СА, а вероятностью получить одобрение
    Как следствие развивается НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ
    – отказ от собственных оценок в пользу
    чьих-то

    создает отчуждение между опытом человека
    и его представлением о себе , формируется
    несоответствие поведения личностным
    устремлениям, как следствие развивается
    НЕВРОЗ.
  2. Хорошая жизнь, по
    Роджерсу, не проявляется только в
    получении удовольствия и редукции
    напряжения, а подразумевает такое
    направление жизни человека, которое
    соответствует его истинной природе.
  3. Полноценно
    функционирующий человек — это человек,
    максимально реализующий свои способности
    и таланты. Ему свойственны пять основных
    личностных характеристик:
  4. 1) открытость
    переживанию;
  5. 2) экзистенциальный
    образ жизни, то есть полноценный и
    насыщенный переживаниями, с открытой
    и гибкой структурой «Я»;
  6. 3) организмическое
    доверие, то есть ориентация при выборе
    поведения на свои внутренние ощущения,
    а не на давление социальных норм;
  7. 4) эмпирическая
    свобода, то есть способность жить в
    соответствии с собственной волей (отсюда
    — ответственность за свои поступки);
  8. 5) креативность, то
    есть творческий образ жизни.

Источник: https://studfile.net/preview/6359810/page:8/

Ссылка на основную публикацию