Общая психология — это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
Содержание статьи:
- Психические процессы
- Психические свойства
- Психические состояния
Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.
Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.
- Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
- Психические процессы
- Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее.
Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг.
Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.
Виды психических процессов:
- Познавательные психические процессы:
- — ощущение;
- — восприятие;
- — память;
- — внимание;
- — мышление;
- — воображение;
- — речь.
- 2) Эмоционально-волевые психические процессы:
- — эмоции;
- — воля.
Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.
Психические свойства
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.
К психическим свойствам относятся:
- Темперамент;
- Характер;
- Способности;
- Направленность.
Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.
Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой.
Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых.
Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.
- Психические состояния
- Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
- Классификация психических состояний
- — желания;
- — интересы;
- — влечения и др.
- 2) Эмоциональные состояния:
- — настроение;
- — депрессия;
- — эйфория;
- — стресс и др.
- 3) Волевые состояния:
- — решительность;
- — инициативность и др.
- 4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):
- — сон;
- — дремота;
- — гипноз и др.
Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.
Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.
Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.
Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.
Источник: https://impsi.ru/general-psychology/predmet-obshhej-psihologii-psihicheskie-yavleniya-protsessy-svojstva-sostoyaniya/
Общая и социальная психология. Еникеев М.И
М.: 1999 — 624 с.
Учебник написан в соответствии с вузовской программой курса «Общая и социальная психология», отвечает современным дидактическим и методическим требованиям. В нем последовательно, доступно и на современной научной основе раскрывается система общепсихологических и социально-психологических понятий.
В книге подробно освещаются сущность психики, психического образа, дается классификация психических явлений, раскрываются закономерности познавательных процессов и психических состояний, анализируется психология личности, ее поведенческие особенности в социальной среде. Специальный раздел посвящен историческому развитию психологии.
Изложение учебного курса завершает терминологический словарь по общей и социальной психологии.
- Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
- Формат: doc / zip
- Размер: 3,1 Мб
- Скачать / Download файл
Содержание Часть I. Общая психология 5 Раздел I. Предмет, задачи, принципы и методы психологии. Общее понятие о психике человека. Развитие психики в эволюционном и историческом процессах. Психика и мозг – нейрофизиологические основы психики человека 5 Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии 6§ 1. Предмет, задачи и принципы психологии 6 § 2. Методы психологии 8
Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений 9 § 1. Понятие о психике человека 9
§ 2. Классификация психических явлений 11
Глава 3. Развитие психики в процессе эволюции. Сознание как высшая форма развития психики 13 § 1. Развитие психики в процессе эволюции 13
§ 2. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики 17 § 3. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного 24 § 4. Текущая организация сознания – внимание 27
Глава 4. Психика и мозг. Нейрофизиологические основы психики человека 30 § 1. Строение и функциональная организация нервной системы человека 30
§ 2. Принципы и законы высшей нервной деятельности 36 § 3. Типологические особенности высшей нервной деятельности 40 § 4. Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического 42
Раздел II. Психические процессы 43 I. Познавательные процессы 43 Глава 1. Ощущение 43§ 1. Общее понятие об ощущениях 43
§ 2. Нейрофизиологические основы ощущений 43 § 3. Классификация ощущений 45 § 4. Общие психофизиологические закономерности ощущений 46 § 5. Особенности отдельных видов ощущений 49
Глава 2. Восприятие 62 § 1. Общее понятие о восприятии 62
§ 2. Нейрофизиологические основы восприятия 63 § 3. Классификация восприятия 65 § 4. Общие закономерности восприятия 65 § 5. Особенности восприятия пространства и времени 77 § 6. Индивидуальные различия в восприятии 83 § 7. Восприятие человека человеком 83 § 8. Восприятие человеком окружающей его предметной среды 85
Глава 3. Мышление 88 § 1. Понятие о мышлении 88
§ 2. Классификация явлений мышления 89 § 3. Закономерности мышления 92 § 4. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач 93 Типы проблемно-поисковых следственных ситуаций 100 § 5. Творческое мышление 107 § 6. Интеллект человека 108
Глава 4. Воображение 112 § 1. Понятие о воображении 112
§ 2. Нейрофизиологические основы воображения 112 § 3. Виды воображения 112
Глава 5. Память 114 § 1. Понятие памяти 114
§ 2. Нейрофизиологические основы памяти 115 § 3. Классификация явлений памяти 117 § 4. Закономерности памяти 119 § 5. Нарушения памяти 123
II. Эмоционально-волевая регуляция поведения 126 Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения 126§ 1. Понятие об эмоциях 126
§ 2. Эмоциональные качества личности 128 § 3. Физиологические основы эмоций и чувств 129 § 4. Свойства и виды эмоций 131 § 5. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 132 § 6. Высшие эмоции – чувства 137 § 7. Общие закономерности эмоций и чувств 140
Глава 7. Волевая регуляция поведения 143 § 1. Понятие о воле 143
§ 2. Нейрофизиологические основы воли 145 § 3. Структура волевой регуляции деятельности 145 § 4. Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий 146 § 5. Сложные волевые действия 149 § 6. Волевые качества личности 158 Проявление волевых качеств личности на разных этапах сложного волевого действия 159
Раздел III. Психические состояния 159 Глава 1. Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний 159§ 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний 159
§ 2. Общефункциональные состояния психической активности 160 § 3. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях 161 § 4. Кризисные состояния личности 168 § 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика 169 § 6. Реактивные состояния 171 § 7. Невротические состояния – неврозы 171 § 8. Психопатия 172 § 9. Умственная отсталость 174 § 10. Агрессивное состояние 175 § 11. Гипнотическое и постгипнотическое состояние. Аутосуггестия (самовнушение) 176
Раздел IV. Психология личности 178 Глава 1. Личность и структура ее психических свойств 178§ 1. Понятие личности. Личность и общество 178
§ 2. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности 180 § 3. Социализация личности 182 § 4. Структура психических свойств личности 186
Глава 2. Темперамент 187 § 1. Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов 187
Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека 189 § 2. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции 190
Глава 3. Направленность личности 192 § 1. Понятие направленности личности 192
§ 2. Потребности личности 193 § 3. Мотивация поведения личности 195
Глава 4. Способности 198 § 1. Понятие способности. Виды способностей 198
§ 2. Способности и задатки. Развитие способностей 199
Глава 5. Характер 200 § 1. Понятие о характере 200
§ 2. Классификация черт характера 203 § 3. Типы характера 207 § 4. Акцентуации характера 209 § 5. Полоролевые различия характера 211 § 6. Национально-психологические особенности характера 212 § 7. Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека 213
Глава 6. Диагностика психических свойств личности 216 Часть II. Социальная психология 222 Раздел V. Сущность и основные понятия социальной психологии 222 Глава 1. Краткий очерк развития социальной психологии 222 Глава 2. Понятие и виды социальных общностей. Социум как фактор организации индивидуального поведения 227§ 1. Понятие социальной общности, общества и социума 227
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности 228 § 3. Социально организованные общности. Их классификация 229
Глава 3. Социально-психологическая организация социальных групп 230 § 1. Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп 230
§ 2. Классификация малых социальных групп 231 § 3. Социально-психологическая организация малой социальной группы 232
Глава 4. Психология общения и межличностных отношений 237 § 1. Общение как социальная связь. Средства и техника общения 238
§ 2. Паралингвистические средства общения 239 § 3. Психология межличностных отношений 240 § 5. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении 247 § 6. Психология конфликта 248 § 7. Психология делового общения 250 § 8. Психология маркетинга 258 § 9. Психология менеджмента 266
Глава 5. Большие социальные группы. Психология массовидных явлений, массовой коммуникации и социального управления 277 § 1. Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции 277
§ 2. Социально-психологические феномены больших социальных общностей 278 § 3. Психология массовой коммуникации 279 § 4. Психология социального управления 282 § 5. Гражданское общество и психология гражданского самосознания 285 § 6. Право как фактор социальной регуляции 286
Раздел VI. Историческое развитие психологии 289 Глава 1. Античные и древневосточные психологические воззрения 289
Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья 290 Глава 3. Психологические воззрения эпохи Возрождения 291 Глава 4. Формирование психологических концепций в XVII–XVIII вв. 291 Глава 5. Развитие нейрофизиологии и психологии в XIX в. 293 Глава 6. Зарубежные психологические школы первой половины XX в. 297 Глава 7. Развитие нейрофизиологии и психологии в России в дореволюционный период 305 Глава 8. Развитие психологии в России в послереволюционный период 307 Терминологический словарь 312 Литература 329
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»
-
- Астрономия
- Биология
- География
- Естествознание
.
Иностр. языки.
- Информатика
- Искусствоведение
- История
- Культурология
- Литература
- Математика
- Менеджмент
- ОБЖ
- Обществознание
- Психология:
- Сайты
- Книги
- Рефераты
- Религиоведение
- Русский язык
- Физика
- Философия
- Химия
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
- Школа — и др.
- Студентам — и др.
- Экзамены школа
- Абитуриентам
- Библиотеки
- Справочники
- Рефераты
- Прочее
Copyright © 2006-2007 Alexander Vasiliev , St. Petersburg, Russia, info@alleng.ru |
Источник: https://alleng1.org/d/psy/psy134.htm
Классификация психическийх явлений | Студент-Сервис
Все психические явления неразрывно связаны; традиционно они подразделяются на три группы:
- психические процессы;
- психические состояния;
- психические свойства личности.
Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности — как временную и типологическую модификации психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.
Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.
Психические процессы — отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности. Психические процессы — базовая группа психических явлений: на их основе формируются психические образы.
Психические процессы — активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.
Психические процессы подразделяются на:
- познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память),
- волевые,
- эмоциональные.
Психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние — текущая модификация психической деятельности человека, представляющая собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.
Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.
Психические состояния подразделяются на:
- отивационные (основаны на потребностях установки — желания, интересы, влечения, страсти);
- состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
- эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация);
- волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
- Различаются также пограничные психические состояния личности — реактивные (шоковые и ступорные) состояния, психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанное психического развития.
- Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики, реализации его психических процессов.
- К психическим свойствам личности относятся:
- темперамент;
- направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);
- способности;
- характер.
Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии.
Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы — не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния — текущее своеобразие этих возможностей.
Все психические явления системно организованы: они образуют единую структуру психики человека.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/klassifikatsiya-psihicheskijh-yavlenij/
Классификация психических явлений
Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.
Ковалев выдвинул гипотезу о том, что психическое развитие идет от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому. Наиболее динамичными и исходными в психической жизни являются процессы.
Сеченов рассматривает психический процесс как течение психического явления, имеющего определенное начало, динамику и конец.
Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические процессы. Главная функция познавательных процессов — отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма.
Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную и логическую.
Образные познавательные процессы — ощущение, восприятие, представление. К процессам логического познания относится мышление.
В эмоциональных психических процессах отражаются отношения человека. Они окрашивают жизнь человека различными оттенками переживаний (положительных или отрицательных). Гамма человеческих эмоций многообразна, это, например, — счастье, радость, удивление, горе, страдание и т. д.
Основным назначением регуляторных процессов является регуляция поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакций. К регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.
Кроме этого, выделяются так называемые интегративные или сквозные психические процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве 2-й сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание и память, которая может быть образной, логической, эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.
Психические состояния — относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресса, аффекта и др.
Психические свойства личности — это устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.
Структурная схема психических явлений (по Ананьеву).
Помимо этого, в сложных феноменах психической деятельности выделяют три основных компонента: функциональный, операциональный и мотивационный. Соотношение этих трех компонентов претерпевает существенные изменения в процессе индивидуального развития.
Функциональные механизмы связаны с определенными мозговыми структурами и являются эффектом их деятельности, они детерминированы онтогенетической эволюцией и природной организацией человека. К психофизиологическим функциям относятся сенсорные, моторные, логические, мнемические, вербальные.
Тренировка психофизиологических функций в процессе деятельности, образование систем временных связей служит основой для развития операциональных механизмов, их образование опосредуется социальными, техническими и культурными компонентами деятельности.
Операциональные механизмы не содержатся в самом мозге, они усваиваются индивидом в процессе его социализации и носят конкретно-исторический характер. Примером операциональных механизмов могут быть операции различения, опознания, идентификации в процессах восприятия; операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. в мышлении.
Мотивационные механизмы включают все уровни мотивации от органических потребностей до ценностных ориентаций.
Функциональные и мотивационные механизмы выступают как базисные образования, пронизывающие все психические явления человека и оказывающие на них влияние.
Источник: https://www.eurolab.ua/balance-and-stress/2850/3765/31179/
Читать
Шпаргалка по психологии
1. Психология как наука
Психология – научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Ее история как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.
Термин «психология» появился в научном употреблении лишь в середине XVI в. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Со второй половины ХIХ в.
произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце ХIХ в., после того как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу. Впоследствии, уже в начале ХХ в., сфера исследований психологов значительно расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека.
Научный путь формирования психологии был заложен в середине XIX в., когда начали развиваться экспериментально обоснованные концепции, опирающиеся на данные биологии, физики, химии и математики. К настоящему времени образовалась многомерная и дифференцированная область различных разделов психологии.
Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализмом, содержит и попытки интеграции психологического сознания. Это связано с использованием общей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психологию как науку знают в основном только те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы.
Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все.
Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Помимо слова «житейская», употребляются также термины «повседневная психология», или «обыденная психология».
Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу. Знания житейской психологии закреплены в народных пословицах и поговорках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.
Житейские психологические знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.
2. Зарождение психологии как науки
Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять, распознать, изучить и описать психику человека.
Одним из первых направлений был анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру.
Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось – все они рассматривались как порождения единой живой материи.
Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. софия – «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей».
В трудах древнегреческих мыслителей имеются попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной – человеческой души.
Первым направлением стало объяснение психики, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.
Только после того как была осмыслена произвольность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым – и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.
Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических.
Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед.
Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей.
Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.
3. Психологические теории и направления. Психоанализ и бихевиоризм. Психоаналитическая теория
Концепция взаимоотношений младенцев с родителями Фрейда основана на предположении, что младенцам от рождения присущи биологические инстинкты, требующие удовлетворения. Потребность ребенка в еде, в тепле, в облегчении боли рассматривалась им как стремление к сенсорному удовольствию.
По мнению Фрейда, с развитием ребенка его деятельность, люди и предметы, которым ребенок передает энергию либидо, предсказуемо меняются. Фрейд утверждал, что поскольку в младенчестве самые важные потребности связаны с питанием, внимание ребенка сосредоточивается на том, кто удовлетворяет эти потребности.
По мнению Фрейда, избыточное или недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с раздражением оральной области, способно затормозить развитие ребенка на следующих стадиях, так как может возникнуть фиксация или внутреннее сопротивление передаче либидо новым объектам и видам деятельности.
Фрейд выдвинул гипотезу о том, что фиксация в оральной стадии может способствовать предрасположенности человека к психическим отклонениям в будущем.
Например, люди, потребности которых в младенчестве удовлетворялись недостаточно, могут быть предрасположены к депрессии и шизофрении, а те, чьи потребности удовлетворялись избыточно, могут проявлять излишнюю зависимость от окружающих.
Теория социального учения. Бихевиористы полагали, что голод, жажда, боль являются основными стимулами, побуждающими младенца к действию, но отрицали понятие либидо, так как его нельзя измерить. Все, что удовлетворяет физиологические потребности ребенка, например пища, было названо ими первичным подкреплением.
Все, что сопутствует удовлетворению этих потребностей, называется вторичным подкреплением. Мать для младенца является вторичным подкреплением, потому что с ней постоянно связаны питание и комфорт ребенка.
Поэтому малыш ощущает в ней необходимость не только когда он голоден или ему больно, но и в других ситуациях, тем самым проявляя общую зависимость от нее.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=130591&p=3
Психические явления — что это такое
Выделяют обычно три основные категории:
- Психические процессы.
- Психические свойства.
- Психические состояния.
Чтобы детально понять, что же представляет собой психическое явление, нужно рассмотреть каждую из выделенных групп более подробно.
Коротко о главном
Под психическим процессом в психологии принято понимать подвижное протекание психического явления. У него обязательно имеется три основных стадии: начало, развитие и окончание. Стоит обратить внимание на то, что как только заканчивается одно психическое явление, то обязательно тут же следом начинается второе.
Получается, что когда человек не спит, у него отмечается непрерывная психическая активность. Все психические процессы можно разделить на три вида: эмоциональные, познавательные и волевые. Каждая категория играет в жизни индивида определенную роль, оказывая при этом весьма серьезное влияние на все его существование.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое подражание в психологии?
Под психическими состояниями понимается конкретный уровень психической деятельности, при этом он может проявляться в понижении или повышении личностной активности. Любой индивид в течение дня может испытывать разные психические явления, в зависимости от этого его деятельность может быть более или менее продуктивной.
- А теперь стоит более подробно рассмотреть каждую из описанных выше групп психических явлений.
Процессы
Для людей любой познавательный психический процесс – это канал для общения с окружающим миром. Любая информация, которая попадает к нам, преобразовывается мозгом именно с помощью познавательных процессов. В психологии к ним относят несколько явлений.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Самым простейшим является ощущение. Через него люди могут познавать свойства окружающего пространства, а также устанавливать связи между предметами и явлениями. Принято также считать, что ощущение – это источник наших знаний как о себе самих, так и об окружающем мире. Стоит отметить, что ощущения могут осознавать только те живые организмы, которые имеют головной мозг.
Ощущения в организм «попадают» посредством органов чувств, и они весьма разнообразны. Бывают актуальные и неактуальные ощущения, экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. У любого ощущения имеют три основных характеристики – качество, интенсивность и продолжительность.
Рекомендуем: Понятие психического отражения
Психическим явлением является также восприятие. Оно представляет собой целостное отражение процессов, происходящих в мире, в то время как они воздействуют на органы чувств человека. Восприятие присуще только человеку и еще некоторым высшим видам животных.
Основными свойствами восприятия являются целостность, обобщенность, предметность, осмысленность, константность и избирательность. Развитие этого психического явления играет важную роль в процессе обучения.
- Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Немаловажным психологическим процессом можно назвать представление. Оно заключается в своего рода отражении какого-то объекта, который в настоящее время не видишь, но понимаешь на основе предыдущих знаний, как он выглядит. Представление обладает рядом свойств: неустойчивость, изменчивость, фрагментарность.
Нельзя обойти вниманием такое свойство психики, как воображение. Оно представляет собой процесс создания в голове человека новых образов, которые не всегда могут соответствовать действительности. Воображение очень важно для представителей творческих профессий. Кстати, одной из разновидностей воображения в психологии считается мечта.
Высшим познавательным процессом принято называть мышление. Его суть состоит в том, что человек на основе преобразования окружающей действительности может порождать новые знания.
Основной функцией этого явления выступает индивидуальность, а главный источник мышления – практический опыт.
Кстати, мышление неразрывно связано с речью, потому что человек мыслит не картинками или образами, а именно словами.
Рекомендуем: Что такое аггравация?
Отдельные виды психических явлений – мнемические процессы, которые по-другому принято называть памятью. Они изучаются, кстати, не только в психологии, но и в других науках.
Память представляет собой закрепление и сохранение, а при необходимости – воспроизведение накопленного в процессе жизни опыта.
К мнемическим процессам относят способность человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать.
- Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Классификация психических явлений содержит еще и такое понятие, как внимание. Под ним принято понимать сосредоточенность психики на каком-либо объекте или явлении. Основные формы внимания – сознательная и бессознательная.
Кстати, относительно этого психического явления точного мнения у ученых нет. Одни его считают отдельным процессом, а ряд исследователей рассматривают его только в совокупности с какими-то другими психическими явлениями.
Эмоции и чувства
Человек отличается от других живых существ тем, что он умеет переживать, т.е. имеет чувства и эмоции. Структура психических явлений такого плана весьма сложна и неоднозначна. Под эмоцией принято понимать переживание человека, которое связано с тем, удовлетворил или нет он свои потребности.
Стоит отметить, что как эмоции, так и чувства очень тесно связаны с состоянием человеческого организма. В том или ином состоянии индивид может чувствовать по-разному. Из простейших чувств можно назвать удовольствие от удовлетворения органических потребностей, а из сложнейших – любовь, патриотизм и т.д.
Рекомендуем: Высшие психические функции
Кстати, явления психики могут человеком осознаваться или быть неосознанными. Неосознаваемые психические явления встречаются не так уж и часто, но все же они существуют. Например, человек может испытывать внезапное и непонятно откуда появившееся чувство тревоги. Бессознательные психические явления, кстати, присущи только человеку и ни одному другому живому существу, кроме него.
Отдельно стоит поговорить о таком феномене, как массовые психические явления. Они характерны только для какой-либо социальной группы. Причем это может быть как огромная толпа, так и относительно небольшая группа людей. Массовое настроение проявляется в жизни каждого человека, и тому есть не один пример.
Еще одно массовое явление – паника. Под ней принято понимать эмоциональное состояние людей в какой-либо опасной ситуации.
Самым простым примером можно считать пожар в здании – в большинстве случае люди, даже зная о правилах эвакуации, начинают паниковать и бегут к выходу в произвольном порядке.
Если в это время у толпы появится лидер, то он сможет быстро уладить ситуацию и предотвратить неблагоприятные последствия. Елена Рагозина
Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/psixicheskie-yavleniya.html
Общее понятие психики. Классификация психических явлений. Прикладные отрасли психологии
1.
§ 4. Классификация психических явлений |
Как сложилось в юридической практике, все психические явления имеют между собой особую связь, в основе построения традиционной классификации психических явлений лежит классификация И. Канта, которая делит данные явления на три группы:
Психические процессы являются базовыми явлениями, когда психические состояния и свойства личности в свою очередь, являются временными, и имеют определенную типологию. — как временную и типологическую модификации психических процессов. Если говорить о совокупности данных психических явлений, то в общем виде они образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.1 Разберем каждый элемент психических явлений: 1) Стоит начать с определения, психических процессов, которые представляют собой — отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс индивидуален, так как имеет свой объект отражения, регуляционную специфику и закономерности. Психические процессы выступают базовой группой психических явлений, как говорит профессор М. Еникеев, — на их основе формируются психические образы. Так что , чтобы к примеру, определить психический процесс который происходит применительно к работнику следственного органа, необходимо выявить его отношение к объекту отражения ( к тому или иному противоправному деянию), специфику действий выработанных для достижения полезного результата, а так же закономерности возникающие в процессе выработки таких действий.
Профессор Еникеев, так же различает пограничные психические состояния личности — реактивные (шоковые и ступорные) состояния, психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанного психического развития.2 К психическим процессам так же можно отнести следующие явления:
Юрист М.Ю. Горбунова, представляет психическое состояние также как общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности следователя и его личностных особенностей, и определяет, что психические состояния могут быть:
|
7. Классификация психических явлений
Психические процессы, состояния и свойства человека – это единое проявление его психики. Исходным психическим образованием, которое проявляется в свойствах личности, являются психические процессы.
ППсихический процесс – это акт психической деятельности, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся и имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром.
Психические процессы являются ориентировочными компонентами деятельности.
Так же М.Ю.
Горбунова подразделяет все психические состояния на четыре вида: 1) мотивационные – желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные – эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния – состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимания или внимательности личности).
- 5
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Высшего профессионального образования
- Уральская государственная юридическая академия
- (ГБОУ ВПО УрГЮА)
- Контрольная работа по дисциплине «Юридическая психология»
Общее понятие психики. Классификация психических явлений. Прикладные отрасли психологии
- Выполнила: Студентка ФСОП группы №311,
- Поданёва Наталья Викторовна.
- Проверил: Преподаватель дисциплины
- «Юридическая психология»
- Екатеринбург 2012год.
- Введение.
В постоянном развитии науки то одна, то другая ее отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология. В обращении к ней заинтересованы педагоги, врачи, менеджеры, инженеры, юристы, политики.
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие.
Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений.
Психология (psyche-душа, logos -учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию душевных (психических) явлений, т. е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта, необычной) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия, контроля за его ходом.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента.
Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья.
Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией.
Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.
Общее понятие о психике
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.
Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных.
Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью.
Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.
Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.
Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика -это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Итак, психика -это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты -общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх?Я”).
Развитие психики
В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая человеком, — это смена усложняющихся форм взаимодействия.
Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, отмечал И.М. Сеченов.
Без понимания изменений среды и ее влияния на организм не могут быть поняты ни развитие психики человека в ее филогенезе (развитие человека из животного мира), ни в ее онтогенезе (формирование личности человека).
Известно, что Чарльз Дарвин открыл законы эволюции животных существ и происхождения человека на основе изменчивости всего живого и наследственности, закрепляющей и удерживающей приобретенные признаки путем естественного отбора.
В самом начале развития жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии организмов и среды. Они и определили уже у одноклеточных организмов разделение всех живых существ на две основные ветви: растений и животных.
Одна, пассивная форма проявлялась в основном в изменении физико-химических процессов и строения организма под влиянием неоднородной среды.
Другая, активная форма изменчивости, определившая развитие животных, проявлялась в основном в изменении форм поведения организма, то есть в изменении способов и форм его активного реагирования на воздействие изменяющейся среды.
Взаимодействие организма и среды в его любой форме возможно потому, что даже самому простейшему организму свойственна физиологическая форма отражения среды -раздражимость.
Раздражимость представляет собой способность живого существа отвечать на непосредственные воздействия среды процессами, поддерживающими жизнь организма. Раздражимость вызывает приспособительные процессы, уравновешивающие организм со средой и способствует возникновению высших форм отражения.
Растения остановились на физиологической форме отражения.
Животные в процессе эволюции на основе раздражимости выработали свойство отвечать на воздействия среды, не только непосредственно влияющие на жизненные функции организма, но и на сигнальные воздействия, которые подготавливают, ориентируют организм в среде. Другими словами, у животных в процессе их эволюции возникает новый вид раздражимости, выполняющий сигнальную функцию, — чувствительность.
Чувствительность — это свойство, приобретенное животными на определенных этапах эволюции, отражать воздействие среды. С помощью чувствительности организм всегда субъективно отражает воздействие среды. С ее появлением начинается эволюция психического отражения, высшей формой которого является сознание.
Отметим, что ранее всего психическое отражение возникло в форме смутных положительных или отрицательных переживаний, сигнализирующих о динамике состояния организма и его равновесии со средой.
В дальнейшем на этой основе возникла более сложная форма отражения — ощущение как субъективный образ объективного мира.
Такое понимание психики позволяет рассматривать ее как свойство самой жизни, необходимое на определенной ступени эволюции животных.
Эволюция раздражимости у растений изменялась очень мало. У животных же изменчивость их активного взаимодействия с изменяющейся средой привела к образованию нервной системы — органа, специализированного на возникновении и передаче раздражения, вызываемого воздействиями внешней среды.
Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты. Инстинктами называют врожденные, сложные, биологически целесообразные и потому наследственно закрепленные формы поведения.
Являясь целостной реакцией всего организма на комплексные раздражители внешней и внутренней среды, инстинкты по своим механизмам представляют цепные безусловные рефлексы. Это могут быть очень длинные цепи рефлексов, в которых конец одного рефлекса служит раздражителем для следующего звена цепи.
У животных в их обеих ветвях врожденные инстинктивные формы поведения являются основными. У человека же инстинкты играют важную роль только в первые месяцы его жизни, а затем становятся такими рудиментами, как волосяной покров кожи или червеобразный отросток прямой кишки.
Рудимент — это функция или орган, оставшийся в наследство от животных предков. Многие западные психологи переоценивают роль инстинктов в психике человека. Фактически же у взрослого человека инстинктивные проявления подчинены сознательной деятельности и контролируются ею.
Только в исключительных случаях инстинкты могут определять поведение человека.
Источник: https://student.zoomru.ru/psih/obshhee-ponyatie-psihiki-klassifikaciya-psihicheskih/276609.3184782.s1.html