Крещение Руси и его историческое значение — отправная точка становления российской государственности

В выходные прошло широкомасштабное празднование 1030-летия Крещения Руси, показавшее духовное единство православных верующих разных стран. Центральные события развернулись на Соборной площади Московского Кремля и у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицком холме.Крещение Руси и его историческое значение - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На Соборной площади Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший папа и патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II провели Божественную литургию. Затем состоялся крестный ход до Боровицкого холма, в котором принял участие президент России Владимир Путин.

После завершения крестного хода предстоятели Александрийской и Русской православных церквей возглавили молебное пение святому равноапостольному князю Владимиру у памятника крестителю Руси.

Божественная литургия под открытым небом — уникальное событие для Соборной площади Московского Кремля.

Для богослужения возле южной паперти Успенского собора возвели престол, а перед Архангельским собором соорудили клирос для объединенного хора Московской городской епархии.

Кроме того, на площади установили икону и ковчег с частицей мощей святого равноапостольного великого князя Владимира, принесенный из кафедрального соборного храма Христа Спасителя.

С раннего утра в Кремле стали собираться паломники и гости из Москвы, Подмосковья, других регионов страны (около 6 тыс. приглашений были переданы во многие приходы столичного и других регионов). День выдался солнечным. Июльскую жару помогал перенести поднявшийся к полудню легкий ветерок.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Виды выкладки товаров в торговом зале - основные правила и работы маркетолога

Оценим за полчаса!

— У меня семья всегда была верующая, не потеряла веру даже в советские годы, когда было нельзя ходить в церковь. Поэтому очень радостно, что сейчас такой праздник — для всего народа. Каждый может прийти поклониться, помолиться, — сказала Ирина Депутатова.

Пенсионерку из Ржева Галину Войталюк и других паломников из Тверской области доставили на праздник автобусом.

— Сейчас люди стараются прийти к Богу. Я сама это сделала всего лет восемь назад. Хожу молюсь, прошу прощения. Но мой путь к Богу еще только начался, — поделилась женщина.

Алишер Туйчиев и его жена Малика десять лет назад перебрались в Москву из Ташкента. Сейчас ожидают рождения первенца.

— Я недавно крестился, а жена моя еще некрещеная. Праздник интересен нам больше с культурной точки зрения. Крещение Руси — это наша общая историческая память, — отметил Алишер Туйчиев.

Пенсионерка из Москвы Татьяна Филиппова рассказала, что пришла к вере в 45 лет.

— Князь Владимир сделал великое дело — привел Русь к православию. Мне кажется, что для русского человека, доброго и отзывчивого по природе, оно подходит больше всего. Православие помогло нам стать более духовными, — считает Татьяна Филиппова.

По мнению Анатолия Пяткина из Подмосковья, этот праздник — возвращение к нашим корням.

— Праздник Крещения Руси после многих лет разрухи и разобщения ведет к объединению людей, которые корнями уходят в дореволюционную Россию. Православие — это наш стержень, — сказал мужчина.

  • Торжества, прошедшие по всей стране и в других государствах, показали, что Крещение Руси — это событие мирового масштаба, а Русская православная церковь объединяет народы, связанные Владимировым крещением, где бы они ни проживали.
  • Божественную литургию на Соборной площади Московского Кремля совершили два предстоятеля автокефальных церквей — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II, который специально для этого приехал в Москву.
  • Для участия в богослужении в Кремле в Россию также приехали представители поместных православных церквей: Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Албанской, Польской, а также православной церкви Чешских земель и Словакии.

— Для нас участие в любых торжествах является прежде всего возможностью свидетельствовать о единстве Святого православия, — сказал «Известиям» представитель Польской православной церкви архиепископ Вроцлавский и Щетинский Георгий.

— Празднуя 1030-летие Крещения Руси, мы тем самым показываем, что это не было просто историческим фактом. Оно является главной составляющей единства славянских и всех христианских народов, стало залогом формирования их цивилизации и культуры, внутреннего содержания людей.

Мы как преемники князя Владимира также просим Бога свидетельствовать о единстве православия.

Божественная литургия совершалась на церковнославянском языке с вкраплением греческого. Действо на Соборной площади длилось около двух с половиной часов и закончилось обращением патриарха Кирилла к патриарху Феодору II и собравшимся.

— Сегодня Русь, русская культура… Когда говорю «русская», имею в виду и Украину, и Беларусь, и Россию, потому что всё это и есть Святая Русь, и народ наш византийцы во времена святого князя Владимира называли россами — русскими, — сказал патриарх Кирилл.

— В этом смысле мы употребляем это слово.

И потому хотел бы сказать, что сегодня эта наша общая культура и наша вера являются не только решающим фактором в сохранении нашей национальной духовной подлинности, но и фактором, обеспечивающим влияние народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, на весь мир.

Крещение Руси и его историческое значение - Студенческий портал

В ответном слове патриарх Феодор II выразил благодарность патриарху Кириллу за любовь к древней Александрийской церкви.

— Вы держите свой жезл для того, чтобы пасти святую Русскую церковь. Мы молимся о вас. Мы молимся, чтобы мир пришел к украинскому народу, потому что вы — единый народ, который вышел из единой купели, откуда пришло на Русь православие, — сказал он.

  1. На торжестве в Кремле присутствовали министр культуры РФ Владимир Мединский, полпред президента РФ в ЦФО Игорь Щеголев, мэр Москвы Сергей Собянин, другие государственные деятели и политики.
  2. После Патриаршей литургии начался крестный ход, в котором принял участие президент Владимир Путин.
  3. Глава государства отметил, что Крещение Руси стало поворотным событием отечественной истории, которое определило дальнейший многовековой путь России и оказало влияние на всё мировое развитие.

— Крещение Руси неразрывно связано с именем святого равноапостольного князя Владимира. Он сделал этот решающий выбор, стал проводником веры, увидел в ней нравственную опору, красоту, свет истины и добродетели, основу для обновления жизни, укрепления сплоченности, общности народов, населявших Древнюю Русь.

Воин, прошедший жестокие битвы и испытания, Владимир стал созидателем, просветителем, творцом. Под его водительством строились церкви и монастыри, города, школы, библиотеки.

Крещение — это отправная точка становления и развития российской государственности, настоящего духовного рождения наших предков, определения их идентичности, самосознания, расцвета национальной культуры и образования, развития многоплановых связей с другими странами, — сказал Владимир Путин.

— Конечно, всё это было непросто, но православие сделало то, чего раньше не было, — обратилось к человеку, к его совести и его душе, обратилось с вечным призывом к милосердию, добру и любви. И этот призыв был услышан. Крещение Руси открыло ее народам подлинные нравственные, духовные ориентиры.

Глава государства процитировал философа Льва Гумилева, который отметил, что «крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между добром и злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Читайте также:  Русский позитивизм 19 века - основные идеи и первый роман в литературе

— Народы, принявшие христианские истины как свои, как родные, смогли достичь небывалых высот в политике, искусстве, литературе, в науках и хозяйственной деятельности, получили колоссальный опыт единения, который не один раз спасал, укреплял и поддерживал на самых суровых исторических переломах нашу Родину, — подчеркнул Владимир Путин. — Это величайшее духовное наследие неподвластно времени. Наш священный долг — сохранять и приумножать его для будущих поколений.

Праздничные богослужения состоялись во всех епархиях страны и за ее пределами, в том числе в Киеве. 27 июля от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры прошел крестный ход Украинской православной церкви (УПЦ). В нем приняли участие около 250 тыс. человек из разных областей страны, продемонстрировавших единение верующих.

А уже 28 июля на празднование Крещения Руси в украинской столице вышли всего около 30 тыс. человек. И это были не монолитные сторонники УПЦ, как накануне, а раскольники, униаты и националисты. И на улицы они вышли не под церковными хоругвями, а под украинскими и красными флагами, что говорит о политическом характере второго дня празднования в Киеве.

В этот же день в Киево-Печерской лавре приняли участие в молебне представители всех поместных церквей, прибывшие в Киев, за исключением представителей делегации Константинополя, что вызвало удивление у верующих.

Накануне празднования Крещения Руси на встрече в Москве с делегациями поместных православных церквей патриарх Кирилл подчеркнул, что для РПЦ Киев — это не обычный город.

— Это мать городов русских. Это место Крещения Руси и рождения русского православия. Для нашей церкви Киев — это такая же святыня, какими для православных христиан являются Царьград, или Иерусалим, или Косово и Метохия, — сказал патриарх.

Широкое празднование 1030-летия Крещения Руси на всей территории нашей страны и за ее пределами показало, что народы, вышедшие из Киевской крещальной купели, продолжают оставаться едиными, даже несмотря на попытки их насильственного разделения.

Источник: https://iz.ru/772052/valeriia-nodelman-egor-sozaev-gurev/kreshchenie-otpravnaia-tochka-stanovleniia-rossiiskoi-gosudarstvennosti

Значение крещения Руси

Крещение Руси оказало влияние на развитие не только нашей страны, но и всего мира. Языческая Древняя Русь превратилась в новое христианское государство, ставшее естественным союзником Византийской империи. Значение крещения Руси за прошедшее тысячелетие не ослабло.
Крещение Руси и его историческое значение - Студенческий портал

В эпоху раннего Средневековья принятие государственной религии оправдывало военные походы необходимостью обращения язычников в истинную веру. Люди охотнее шли на войну с “варварами” или “неверными”.

Главные противники Древней Руси раньше определились с выбором веры:

  • в VIII веке государственной религией Хазарского каганата стал иудаизм;
  • в 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византия) половины;
  • в начале X века Волжская Булгария принимает ислам.

Славяне оставались язычниками, поэтому война с ними считалась богоугодным делом. От выбора государственной религии на Руси зависело, кто из ближайших соседей станет союзником, а кто – непримиримым врагом.

Крещение Руси и его историческое значение заключается в том, что была проведена резкая граница между Русью и Западом. Но при этом Россия вошла в “семью” христианских государств, противостоящих Востоку или мусульманству.

Крещение Руси усилило влияние византийской культуры, которая значительно превосходила древнерусскую. Широкий поток византийских мастеров (архитекторов, иконописцев и т. д.) хлынул на Русь и дал мощный толчок в развитии культуры.

С деятельностью князя Владимира связывают начало русской письменности и литературы. Грамотность на Руси возникла еще до крещения, но только после него началось систематическое “учение книжное”. Первые летописцы были священниками или монахами.

Кратко о значении крещения Руси для культуры говорит появление следующих шедевров:

  • киевская церковь Пресвятой Богородицы (первая каменная церковь на Руси) (991-996 гг.);
  • Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке (время правления Ярослава Мудрого);
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове (заложен в 1030 г.).
  • Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.);
  • Повесть временных лет (Несторова летопись) (1110-1113 гг.);
  • Слово о полку Игореве (XII век).

Оригинал “Слова о полку Игореве” сгорел в Москве в 1812 г. По этой причине возникла масса слухов и теорий о возможной подделке.

Крещение Руси способствовало процессу формирования русской нации. Единая государственная религия постепенно стирала различия между многочисленными славянскими племенами.

В былинном фольклоре и национальном самосознании появилось понятие “Святой Руси”, противостоящей “поганым”, “бусурманам”, “немцам”. Идею единой Руси активно пропагандировали и защищали первые русские священники.

Идеологическое значение религии очень велико. Даже в середине XX века У. Черчилль призывал начать новый крестовый поход против Советской России.

Крещение Руси – важный этап в истории нашей страны. Оно оказало огромное влияние на все сферы государственной и общественной жизни. Основные события русской истории вплоть до революции 1917 г. неразрывно связаны с православием.

Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/znachenie-krescheniya-rusi-kratko.html

Крещение Руси — дата, причины, значение

Одно из самых значимых событий в истории Руси – это принятие христианства князем Владимиром в 988 году и последующее крещение его подданных. Это решение со стороны князя не было сиюминутным или навязанным, но взвешенным и обдуманным стратегическим шагом.

Князь Владимир понимал, что для сплочения разрозненных племен и для укрепления власти требовалось прийти к общей религии. Хотя все народности и являлись языческими, но это не обладали религией в полном смысле.

Это был набор верований, обрядов, почитания божеств, заметно отличающихся у различных племен. Развитые страны того времени были монотеистическими и относились к Руси как к варварам.

Для укрепления международного авторитета требовалось принять религию, в которой почитался бы один Бог.

Крещение Руси и его историческое значение - Студенческий порталПамятник князю Владимиру — крестителю Руси

Возникает вопрос: кто первый на Руси принял христианство? Еще в 955 году, за 30 лет до князя Владимира, христианство принимает его бабка – княгиня Ольга. Крестилась она в Константинополе в храме святой Софии.

Княгиня Ольга, впоследствии канонизированная Церковью как равноапостольная, была одним из выдающихся государственных деятелей того времени. Сложно переоценить ее вклад в развитие христианства на Руси.

Когда князь Владимир советовался со своей дружиной принимать ли ему крещение или нет, дружина ответила, что если бы христианство было бы плохой религией, ее бы не приняла твоя бабка Ольга.

Выбор князем Владимиром новой государственной религии

Как гласит легенда, история крещения Руси началась с принятия в Киеве представителей главных мировых религий. Прибыли мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи, христиане Латинского обряда (католики) и христиане Восточного обряда (православные).

Эти религии исповедовали соседи Руси, поэтому это был выбор стратегического союзника. Политический шаг, который менял историю государства на столетия вперед.

Иудеям из Хазарии Владимир ответил примерно следующее: «как же вы других учите, если Вы отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям или и нам того же хотите?».

Ответ представителям ислама, запрещающего употребление алкоголя, гласил: на Руси есть веселие – пить, не можем без того жить. Западные христиане обряда натолкнулись на ответ: «Уходите, ибо и отцы наши не приняли этого». Скорее всего, имелось ввиду, что во времена Ольги часть русской знати приняла именно православие.

Князь Владимир отправляет свои посольства в эти страны, чтобы “испытать их службу”. После возвращения из Византии послы рассказывали, что были поражены красотой и величием храмов. Во время богослужений они не могли понять, где они находятся: на земле или на небе.

Послы присутствовали на Литургии в храме Софии в Константинополе.

Принятие крещения князем Владимиром

Византия была самым могущественным соседом Руси. Князь Владимир, как мудрый тактик, захотел сделать византийского императора своим союзником. Для этого было решено жениться на сестре императора, принцессе Анне.

В качестве принуждения к браку Владимир осадил Корсунь (Херсонес), город в итоге был взят. Византийскому императору пришлось принять условия Владимира и выдать за него принцессу Анну. Но с условием: Владимир должен принять христианство, за язычника она выйти замуж не может.

Так оформилось окончательное решение о крещении Руси князем Владимиром.

Князь крестился в Херсонесе 26 апреля 988 года, в великую субботу. Сейчас на месте крещения располагается собор святого Владимира. Перед совершением таинства произошло чудо: князь Владимир сильно заболел перед крещением и практически ослеп.

Но после троекратного омовения в купели прозрел не только физически, но и духовно. До принятия христианства князь Владимир был темпераментным язычником, приносивший жертвы богам. Жестоким воином, который всегда брал то, что пожелает, любил пиры и имел много наложниц.

Его сложно было назвать добродетельным человеком в христианском понимании этого слова.

После крещения в личности князя Владимира произошел серьезный перелом. Он распускает своих многочисленных наложниц. Устраивает пиры для бедных, приказывает еженедельно развозить обозы с едой тем, кто сам не мог прийти на пир, подает щедрую милостыню.

Владимир до конца жизни строго выполняет христианские заповеди, отказываясь казнить людей, боясь нарушить заповедь: “Не убий”. Начинает строить в Киеве церкви, выделяя на эти цели десятину из своих доходов.

Благодаря своей деятельности Владимир остался в народной памяти под прозвищем “Красное солнышко”.

Вслед за князем Владимиром христианство принимает его дружина, а затем и жители Киева, Новгорода и других славянских земель. Лишь племена вятичей не приняли христианство, в их землях сильно укоренилось язычество. Почти 300 лет потребовалось для искоренения язычества в этих местах.

Историческое значение Крещения Руси

Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси среди европейскими странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями.

Христианство дало толчок к развитию образования на Руси, при монастырях открывались школы, иконописные мастерские, развивались ремесла. Развивалась архитектура, строились величественные храмы.

Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Запрещалось многоженство и позади оставались варварские обычаи и обряды.

Крещение Руси: самые распространенные мифы

От приверженцев неоязыческой идеологии в наше время можно услышать, что христианство навязывалось славянам силой и большую часть населения при этом убили. Это утверждение не имеет никаких объективных доказательств.

При массовом убийстве людей во время археологических раскопок были бы найдены их останки, но этого не произошло. Да и сложно представить, как малочисленная дружина князя Владимира расправляется с многотысячным населением страны.

Из всех земель лишь Новгород отказался креститься добровольно, но и там не было засвидетельствовано массовых убийств, а лишь единичные случаи.

Еще одним мифом считается утверждение, что после крещения погибла “высокая славянская культура”. Но если обратиться к археологии, то подтверждения этим словам найти сложно. Не найдено никаких подтверждений существования у славян собственной письменности. Только с принятием христианства появилась “кириллическая письменность”.

Так многие мифы и предположения о пагубном влиянии крещения Руси разбиваются о стену из исторических фактов и летописей, где находит подтверждение обратное.

День принятия христианства на Руси празднуется 28 июля, когда состоялось крещение населения Киева.

Источник: https://pravoslavium.ru/kreshhenie-rusi/

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Трудно переоценить значимость становления христианства на Руси. Принятие православия имело как свои предпосылки, так и свои последствия для формирования нашего государства.

Славяне в те времена были язычниками. Они возводили каменные и деревянные статуи в рощах, молились на них, приносили им жертвы и др. В момент совершения религиозных обрядов, они преподносили жертвы своим богам. Надо отметить, что эти жертвы далеко не всегда были безобидными, как например: грибы, ягоды и мед.

В жертву приносились как животные, так и люди… У восточных славян было множество богов. Они почитали богов природы, например – бог солнца был Даждьбог, бог грома и молнии — Перун и пр.

Еще они поклонялись Сварогу – богу огня, Семарглу, его имя связано с сакральностью числа 7 у восточных славян, Макоши – олицетворением женского начала.

В жизни древнерусского общества в X веке произошли большие изменения. Язычество не позволяло развиваться обществу, мешало великокняжеской власти, военным, дипломатическим и торговым отношениям. Многобожие было антиподом укрепления власти киевских князей и их авторитета.

Читайте также:  Информационная система управления персоналом - задачи и цели направления

Язычество стало в прямом смысле помехой внешнеполитических отношений, так как у соседей на западе, севере и юге религия уже давно утвердилась. Первые попытки что-то изменить заключались в реформировании язычества.

В 980 году князь Владимир предложил религиозную реформу, но в итоге она не имела никакого успеха. Суть заключалась в том, что князь учредил пантеон из 6 главных природных богов. Верховным богом был провозглашён бог Перун.

Идолы вышеуказанных богов возводили по близости княжеского терема. В итоге реформа серьезных последствий не имела.

Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. Первый правителем Руси, принявшим православие, была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в 957 году.

Она не завоевывала чужих территорий, а направила свои силы на изменение внутренней политики, и поэтому до сих пор народ сохранил о княгине Ольге добрую память.

Она провела административную и налоговую реформы, которые облегчили положение простого народа, и упорядочила жизнь в государстве.

На сегодняшний день достоверно считается первое августа 988 года, официальной датой, когда произошло Крещение всей Руси. Это время правления великого, киевского князя Владимира Святославовича. Несколько ранее до крещения Руси, князь Владимир Святославович первым окрестился и принял христианство. По приезду в Киев он сначала крестил своих детей, а потом и народ киевский.

Князь Киевской Руси был уверен, что появление и введение новой религии будет влиять на сплочение славянских племен. В достоверных источниках сказано, что Князь Владимир, желал взять в жены принцессу Анну, младшую сестру византийского императора. Но для этого император поставил условия – принятия Владимиром христианства.

Отвергнув иудаизм, ислам, западное христианство, сказано в летописях «Повести временных лет», великий и могучий князь Владимир предпочел византийский вариант христианства – «православию».

Сразу же после всеобщего принятия религии — христианства, начали отстраивать церкви в Киевской Руси. Князь на постройку самой большой церкви «Десятинная» выделил со своего владения десятую часть своего имущества. От чего она и получила название такое. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт.

Большое влияние на развитие государства оказало крещение Руси. Христианство объединило разно племенное население в единый народ.

Была укреплена власть правления, так как религия гласила, что она дана Богом. Массово развивалась культура. Повысился уровень торговли.

В строительстве развивалась каменная кладка, так как стоили церкви и монастыри. Киевская Русь вошла в список могущественных стран в Европе.

Также княжеская власть получила крепкую опору церкви. Единая вера в Бога давала населению, заселявшему, в то время, Киевскую Русь, ощущение единения и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

В общем, христианство, проповедуя монотеизм, который является источником порядка, внесло довольно серьезный вклад в феодальные отношения Киевской Руси. Крещение Руси усилило внешние политические отношения с другими государствами. По этой причине из Византии были доставлены множество книг на славянском языке. Многие овладели славянской письменностью. Повысился культурный уровень населения.

Люди стали более грамотными. Большой вклад в развитие Руси религия дала в направлении иконописи, живописи, системе образования.

Подводя итоги можно сказать, что православие стало одним из факторов, предупредившее особенности истории в социальной, религиозной, политической, культурной сфере в нашей стране до сегодняшнего дня.

Историческое значение Крещения Руси повлияло на все сферы деятельности и социального строя. Христианство – государственная религия Киевской Руси. Данная эпоха возникновения религии христианства послужила этапом развития культуры.

Древнерусская культура обрела новые черты и особенности. Совместно с возникновением и обучением письменности, религия усилила прямое значение и создание единства народа и славянской особенности.

Появились устойчивые модели этнического самосознания древнерусского народа.

Появлению литературы на Руси сопутствовало появлению письменности и грамотности. Хотя темпы развития были малы, но уже к XI веку возникает древнерусская литература.

Основным и важным последствием принятия религии христианства, явилось признание Руси, Византией, которая в это время считалась самым развитым и богатым государством.

Доходы Византии были намного больше доходов всех европейских государств вместе взятых. Также родство с сестрой Византийского правителя более сблизила наши государства.

Да и сама государственность у нас появилась с принятием христианства.

Не маловажным этапом стало крещение в области просвещения. Были произведены первые попытки организации школы. Учение было обязательным. Как правило, учениками становились дети князей и бояр.

Жизнь страны, а в частности развитие технических возможностей, развивалась прогрессирующими темпами. Общение с греческими христианами позволило, повысить уровень сбора урожая.

Русичи переняли у них новые предметы и технику для занятия сельских хозяйством.

Влияние Византийской архитектуры на Киевскую Русь дало нам большой скачок в строительстве. Здания стали строить больше из камня, чем из дерева, хотя деревянное зодчество русских мастеров и сейчас поражают нас своей красотой и добротностью.

Особым этапом в строительстве на Руси стало возведение каменных церквей по византийскому типу. Хорошими мастерами-строителями были греки.

Христианские архитекторы поделились техникой кладки камня с народом Руси, научили сводить и возводить купольные покрытия зданий.

По причине столь больших изменений и развитию всех отраслей, стороной не обошло и развитие ремесел. Развивалась мозаика, которой украшали внешние и внутренние поверхности зданий. Появилась резьба по камню.

Живопись русских художников древнерусской эпохи ярко выражено в произведениях, которые сохранились до наших дней. Эпоха расцвета повлияла на произведение лучших творений образцов византийского строительства. Художество и строительство тесно шагали в ногу.

Также до наших дней сохранились в разных местах тогдашней территории Киевской Руси поразительные образцы архитектурного искусства.

Христианская религия внесла славянские государства в систему христианских стран Европы и ее культурой и достижениями. Русская культура обогатилась глубокими историческими традициями и обычаями Византии и стран ближнего Востока.

Согласно русской летописи «Повесть временных лет», князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

Источник: https://school-science.ru/1/5/29153

Крещение Руси князем Владимиром 988 год, суть кратко

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному  оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических  ис­точ­ни­ков крещение Руси  пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн.

Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых  дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си  сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром.

Оно  по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу».

По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время  в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св.

Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.

); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в.

, ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.

) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту.

Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.

) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские  ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг.

в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром.

С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские  ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно  вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме.

След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча.

В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII  вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими  свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XI-XII вв

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси,  бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати.

О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да.

Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния.

По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти.

Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений.

Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Источник: https://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/krieshchieniie-rusi

Ссылка на основную публикацию