Кругосветные путешествия начала 19 века — студенческий портал

Благодаря им на карте Тихого океана появились русские названия, изучена Персия, а Эфиопия осталась независимой страной — одной из немногих в Африке того времени.

Мы продолжаем публиковать истории о русских первопроходцах, немало сделавших для мира, но незаслуженно забытых современниками и потомками. Первая часть — XVII век, вторая часть — XVIII век.

В XIX веке путешествия, даже кругосветные, стали относительно комфортными, но на карте мира все равно оставалось еще множество белых пятен, и наши герои, каждый по-своему, расширяли его географические границы.

Отто Коцебу. 399 островов в Тихом океане. 1815–1818

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал

За свою жизнь Отто Коцебу совершил три кругосветки. Первое — в 15-летнем возрасте. В качестве юнги он участвовал в первом российском кругосветном плавании (1803–1806) на шлюпе «Надежда» под командованием Крузенштерна. Третье — в 1823–1826 годах в качестве капитана шлюпа «Предприятие».

Однажды, когда Пашино заметил, что его подозревают, он поменялся одеждой со своим слугой-проводником и остался в одной чалме и набедренной повязке. Да еще и вымазался ослиным пометом, чтобы придать своей коже темный цвет

Но самым значимым в его биографии было командование бригом «Рюрик», который совершил кругосветное путешествие в 1815–1818 годах. Целью этой экспедиции было нахождение северного прохода из Тихого в Атлантический океан. Во время бури у мыса Горн Коцебу едва не смыло за борт. Он чудом успел ухватиться за натянутый трос.

А во время шторма в Тихом океане у судна сломало бушприт, которым покалечило нескольких матросов и самого Коцебу. Из-за этого конечная цель экспедиции не была достигнута. Но ее итоги все равно оказались блестящими.

Именно благодаря Коцебу на карте Тихого океана появились русские названия: атоллы Румянцева, Крузенштерна, Кутузова, Суворова и многие другие.

Егор Ковалевский. Героические похождения в Черногории, Средней Азии и Китае, открытия в Центральной Африке. Середина XIX века

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал

Егор Ковалевский — фигура хоть и не известная широким массам, но профессиональные географы и путешественники, конечно же, хорошо знают о нем и его заслугах перед наукой. Чтобы даже вкратце упомянуть о всех его приключениях, понадобится несколько страниц такого текста.

Он был участником обороны Севастополя, в Черногории нелегально воевал на стороне сербов против австрийцев, открыл новый путь в Китай, побывал в Кашмире и Афганистане, во время Хивинского похода Русской армии попал в плен, бежал и несколько недель с горсткой солдат оборонялся в небольшой крепости от преследователей… Добывал золото в Африке, первым из европейцев дошел до Лунных гор — Рувензори (на территории современной Уганды), пересек Нубийскую пустыню, открыл левый приток Нила, реку Абудом и указал, где надо искать исток Белого Нила… «Мы проникаем далее других внутрь Африки», — записал он в своем дневнике.

Ковалевский был талантливым литератором, писал и стихи, и прозу, но в историю вошел как автор четырех книг о своих приключениях.

Его книгами зачитывалась вся Россия, да и на официальном уровне он был тоже высоко оценен. В 1856 году Ковалевский стал помощником председателя Императорского географического общества, а также почетным членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

Александр Кашеваров. Первым описал северное побережье Аляски. 1838

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал

Уже само место рождения Александра Кашеварова заставляет трепетать сердце любого путешественника. Ведь родился он на Аляске! В 1810 году, когда она была еще русской.

После обучения в Кронштадтском штурманском училище он в качестве штурмана совершил два кругосветных путешествия, а затем вернулся на малую родину и во главе небольшой группы матросов совершил одно из самых удивительных плаваний в истории освоения Севера.

На кожаных алеутских байдарках, сшитых китовым усом, путешественники прошли среди плавучих льдов вдоль северного побережья Аляски от мыса Лисбурн до открытого ими мыса Врангеля, нанеся на карту Аляски заливы Прокофьева и Куприянова, берег Меньшикова и мыс Степового.

Петр Пашино. Первым из европейцев проник в отдаленные районы Индии и Афганистана. 1873–1876

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал

Первое свое путешествие в Персию 25-летний журналист Петр Пашино совершил в 1861 году в качестве секретаря российского посольства. Но бумажная работа ему скоро наскучила, он взял бессрочный отпуск и отправился в самостоятельное путешествие по Персии, а затем по Средней Азии.

В 1873–1876 годах он в одиночку совершил два путешествия в Индию, Бирму и Афганистан. Обыкновенно Пашино путешествовал в арабской или индийской одежде, с выбритой головой, выдавая себя то за турецкого доктора, то за странствующего дервиша, а иногда и за нищего бродягу.

В совершенстве знал множество восточных языков. Это позволило ему побывать в таких местах, куда вход немусульманину был запрещен под страхом смерти. Но несмотря на все предосторожности и ухищрения, он не раз оказывался на волосок от разоблачения и гибели.

Однажды, когда Пашино заметил, что его подозревают, он поменялся одеждой со своим слугой-проводником и остался в одной чалме и набедренной повязке. Да еще и вымазался ослиным пометом, чтобы придать своей коже темный цвет.

А когда однажды в одежде дервиша он зашел в буфет первого класса, чтобы выпить чаю, то был чуть ли не до полусмерти избит полицейским.

Возвращаясь в Петербург, Петр Пашино описывал свои приключения в многочисленных очерках и фельетонах. Позднее они были собраны в книги.

Совершил Пашино и кругосветное путешествие, но оно было вполне цивилизованным и комфортным, поэтому особенной научной ценности не представляло.

Александр Булатович. Первопроходец Африки, исследователь Эфиопии. 1896–1899

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал

В 1896 году 26-летний корнет лейб-гвардии Гусарского полка Александр Булатович был включен в состав российской миссии Красного Креста в Эфиопию, где стал военным советником императора Менелика II. С его помощью император реорганизовал свою армию, чтобы противостоять европейским колонизаторам. В итоге Эфиопия стала одной из немногих сохранивших независимость африканских стран.

С разрешения императора Булатович совершил несколько поездок во внутренние части этой страны, где никто из европейцев ранее не бывал.

В сопровождении всего трех спутников он совершил переход на верблюдах через кишащую разбойниками пустыню Данакиль, затем стал первым белым человеком, который пересек отдаленную провинцию Эфиопии, легендарную Каффу, откуда в Европу доставлялся лучший кофе.

Нанес на карту мира долину реки Баро, открыл горный хребет, названный в честь Николая II, который позднее по требованию Советского Союза был переименован.

Булатович стал военным советником императора Менелика II. С его помощью император реорганизовал свою армию, чтобы противостоять европейским колонизаторам. В итоге Эфиопия стала одной из немногих сохранивших независимость африканских стран

В Петербурге вышли подробные отчеты об этих экспедициях: «От Энтото до реки Баро.

Отчеты о путешествии в Юго-Западной области Эфиопской империи» (1897) и «Дневник похода из Эфиопии к озеру Рудольфа» (1900), в которых он описал не только свои географические открытия, но также эфиопскую культуру и веру, близкую к православной, законы, обычаи, устройство армии и государства, сделал подробный очерк истории Эфиопии.

За свои исследования Булатович получил серебряную медаль Русского географического общества. Его книги вдохновили на экспедиции множество новых исследователей Африки, в частности поэта Николая Гумилева. Уже в наше время приключения Булатовича описал Валентин Пикуль в рассказе «Гусар на верблюде».

В 1906 году Булатович вышел в отставку, уехал в Афонский монастырь в Греции и стал монахом, но во время Первой мировой войны вернулся в армию в качестве полкового священника. Был в австрийском плену, бежал… В 1919 году был убит грабителями в своем имении под Сумами.

Источник: https://moya-planeta.ru/travel/view/zabytye_russkie_puteshestvenniki_xix_veka_37379/

Краткий курс истории. Первое русское кругосветное плавание

22 июля 1806 года в Кронштадте бросил якорь шлюп «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Юрия Фёдоровича Лисянского.

Спустя 16 дней вернулся и второй шлюп – «Надежда» – вместе с капитан-лейтенантом Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Так спустя 3 года и 12 дней путешествий завершилось Первое русское кругосветное плавание, ставшее важным событием в истории Российской империи, развитии её флота и многих отраслей научного знания.

На Китай! На Японию!

Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года, имея перед собой основные задачи: доставить на Дальний Восток грузы Российско-американской компании (полугосударственная колониальная торговая компания), продать меха в Китае и установить дипломатические отношения с Японией. Мы уже писали о трудностях длительных морских путешествий в начале 19 века. Добавим только, что в плавании наших сегодняшних героев поджидали и штормы, и экстренный ремонт кораблей силами моряков-умельцев, и, конечно же, географические открытия.

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал

Конфликт, обиды, жалобы

На корабле «Надежда» Крузенштерну пришлось делить место в каюте (6 м²) с Николаем Петровичем Резановым (посол, дипломат и путешественник, реальный прототип героя рок-оперы «Юнона и Авось»). Накал страстей между ними достиг такой степени, что они общались только через записки.

Причины для недовольства у Крузенштерна действительно были. Во-первых, свита, которая полагалась послу, стесняла команду своим присутствием на небольшом корабле: «Надежда» длиной была всего 35 метров.

Во-вторых, Резанов без ведома Крузенштерна был назначен императором соруководителем экспедиции. Когда наконец корабли прибыли в Петропавловск-Камчатский и Резанов покинул палубу, он первым делом подал на Крузенштерна жалобу местному губернатору. С великим трудом их примирили.

При этом в своих мемуарах оба пишут, что противник принёс публичные извинения.

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал

Масса открытий и достижений

Шлюп «Нева» пробыл в открытых водах без захода в порты 142 дня – рекорд того времени. На шлюпе «Надежда» практически никто не болел и не было ни одного случая смерти – уникальное явление при длительных плаваниях в те времена.

С карты мира были стёрты несуществующие острова и уточнено расположение настоящих. Крузенштерн положил начало регулярным глубоководным исследованиям Мирового океана. Описать все открытия и собранные коллекции в нескольких строках просто невозможно.

В 1809 году в трёх томах с атласом, включавшим 104 карты и гравированные картины, вышло сочинение под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях “Надежда” и “Нева”, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна».

Вскоре мир смог прочитать его на английском, французском, немецком, голландском, шведском, итальянском и датском языках.

Читайте также:  Особенности экологического права - студенческий портал

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал

Пожалуйста, оцените материал:

Просмотры: 668

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-piervoie-russkoie-krughosvietnoie-plavaniie

Кругосветные путешествия в Российской империи — лекции на ПостНауке

ВИДЕО Очень большую роль в том, как воспринимал Петербург Дальний Восток и Аляску, сыграли кругосветные путешествия, которые Российская империя инициировала в начале XIX века. Первое путешествие было Крузенштерна и Лисянского с 1803 по 1807 год вокруг света. И эти путешествия начинались, как правило, из Кронштадта. Корабли плыли вокруг мира и оказывались потом на Аляске и Дальнем Востоке.

Во-первых, я хочу подчеркнуть, как до этого обстояли дела. Для того чтобы оказаться на Аляске, Беринг и Чириков — первые люди, которые туда отправлялись по воле Петра Великого, — должны были пройти всю Сибирь. Нужно было пройти все эти дороги, естественно. Экспедиция Беринга — много-много людей, которые шли через всю страну, их нужно было как-то содержать, кормить, все это пространство преодолевать. Это заняло, конечно, очень много месяцев и лет. Просто пересечь Сибирь…

Тогда еще дороги были в ужасном состоянии, а за Иркутском вообще было трудно. То есть нужно было добираться до Иркутска по реке Лене, потом нужно было из Иркутска переправляться через огромные горы в Охотск, и это занимало много усилий.

Корабли были построены прямо на побережье, и поэтому нужно было носить материалы, например гвозди, из Иркутска, то есть преодолеть огромную дистанцию.

Конечно, после этого не только сам Беринг, Чириков и их экспедиция, которые плавали, открыли побережье Аляски с 1740-х годов, но и за ними… После этого последовала лихорадка на калана, которого там открыли, и других морских зверей, и пошли туда русские промышленники.

И эти промышленники, которые там находились, часто это были русские сибиряки, а их жены часто были сибирячки из коренного сибирского населения. И кем бы они ни были, они должны были пройти всю эту территорию, что занимало долгое время. Либо родиться в Сибири, либо пройти эту Сибирь.

То есть они были очень отдалены, скажем так, от центра метрополии Российской империи, приобщены к обычаям сибирских народов, в среде которых они жили. Тогда там было довольно мало русских, особенно в таких местах, как Охотск и Петропавловск-Камчатский. И вот эти люди потом отважно добирались на Алеутские острова и по Алеутским островам постепенно к Аляске и Североамериканскому континенту.

Я хочу подчеркнуть, что для того, чтобы дойти туда, нужно было преодолеть огромную дистанцию. Если отправлялись люди, как те, которые работали в Российско-американской компании, из европейской России, из Петербурга, Москвы, они должны были пройти этот огромный путь.

Я обратил внимание, когда делал свою работу, на то, что, даже когда с Валаама шли монахи, как они писали письма из разных пунктов, все дальше и дальше отходя от Валаама, от своей родины, и как они удивлялись этим разным народам, обычаям, природе, которую они встречали.

И чем дальше они отходили от Европейской России, тем больше было такого удивления в их письмах, посланиях обратно на Валаам своим наставникам, друзьям, коллегам. Когда человек проходит это, у него накладывается очень много впечатлений.

Поэтому интересно, что, когда эти люди, которые прошли Евразию и оказались на Алеутских островах, они, можно сказать, сравнивали алеутов с камчадалами, якутами, с народами Сибири. Сравнивали и говорили, что вот они похожи так и не похожи так. Их понятия о людях, которых они встречали, были, как и все понятия в нашей жизни, связаны с тем, что они пережили до того, как попали на эти острова.

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал5 книг по истории доколумбовой Америки

Представьте себе, когда появились эти первые кругосветные путешествия, которые существовали во время Александра I. Первый корабль, второй корабль, третий корабль — особенно эти первые. Во-первых, это были совершенно другие люди — это были самые европеизированные люди в Российской империи. Это были очень престижные вояжи, престижные путешествия.

Поэтому попасть на корабль Крузенштерна, Лисянского, Головнина было очень трудно. Естественно, все боролись. Даже самые лучшие моряки были, особые юнги, будущие адмиралы, как Врангель, будущие серьезные люди в российском флоте — они были на этих кораблях. Ученые, художники тоже отправлялись.

«Нева» и «Надежда» (первые корабли, которые, кстати, купили из Англии — Крузенштерн и Лисянский служили тоже в английском флоте) пересекли экватор, и это был первый раз в истории России, что корабли под российским флагом пересекли экватор. Но они пошли гораздо дальше.

Они пошли через Южное полушарие, через Бразилию, через Гавайские острова, другие острова, потом были на Аляске, на Дальнем Востоке. Они пытались открыть дверь для российской коммерции в Японии и Китае. Но безрезультатно. Даже была война, можно сказать, в Японии из-за этого.

Много чего происходило во время этих кругосветных путешествий, но тем не менее эти кругосветные путешествия принесли совершенно другой контингент русских людей на Аляску. У этих людей, когда они увидели сибиряков, был культурный шок.

Это было потому, что самые европеизированные русские встретили — часто это были дворяне, снобы, можно сказать, из Петербурга — самых отдаленных людей от Европы, промышленников, которые там были.

Поэтому их взгляд на коренные народы Алеутских островов, Америки и Дальнего Востока очень отличался.

Этот новый путь, который они проложили и который потом существовал, в какой-то мере изменил отношения центра метрополии, то есть Петербурга, и этой окраины — Дальнего Востока и Аляски.

Это был новый океанский путь. И люди, которые приплывали часто уже тем путем, сравнивали людей, которых они встречали, скажем алеутов, с гавайскими жителями. Они сравнивали колониализм, который на Аляске устроили русские, Российско-американская компания, с Бразилией, Калифорнией.

Слова «креол», которым называли людей, которые были полурусскими-полукоренными жителями Аляски, не существовало в Сибири. В Сибири человек, у которого был русский отец и русская фамилия и которого крестили, уже считался русским, в документах считался русским.

У него мать или даже бабушка были нерусскими, из сибирских народов, но тем не менее у него было русское имя. И так обрусение Сибири происходило на самом деле частично. А на Аляске была создана такая категория креолов.

Частично это связано, конечно, с тем, что это происходило в XIX веке, уже были новые, более четкие понятия насчет расовых разделений, которые тоже были, кстати, привезены частично из кругосветных путешествий.

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий порталПиджины и креольские языки

Люди, которые плавали в кругосветных путешествиях, были образованы и публиковали потом свои впечатления — не только по поводу Аляски, но и обо всем мире, скажем о Китае, Японии, колонизаторском опыте других разных колонизаторов в Португальской Америке, в Испанской Америке, публиковали впечатления о Тихом океане, все эти открытия. Я работал с материалом Лисянского, он очень хорошо говорил по-английски, несколько лет служил в английском флоте, и его книга, которую он написал о кругосветном путешествии на его корабле, была напечатана в Англии до того, как она была напечатана в России. И в английском варианте есть много моментов, когда он хвастается, которых нет в русском варианте. Я не знаю, может быть, это была цензура флота или у него были какие-то другие проблемы с этим. К нему придирались, что он плохо пишет по-русски. На самом деле нормально пишет на русском языке. К чему я говорю? К тому, что эти кругосветники, как я их называю, были частью такой европейской культуры, общеевропейских ценностей. Они часто говорили на немецком языке, как Крузенштерн, который был немецкого происхождения, говорили, естественно, на французском, как все дворяне в России, говорили по-английски, потому что служили в английском флоте. На их кораблях были библиотеки таких путешественников, как Лаперуз, Кук. Они сравнивали себя с этими и другими путешественниками, пытались быть частью этой общей научной культуры, которая была по всему миру. И многие из них потом тоже участвовали в создании Русского географического общества уже в 1840-х годах — Врангель, например, который тоже был кругосветником.

Конечно, этот опыт кругосветного путешествия очень сильно изменил отношение к Аляске и в то же время практику, как она управлялась. Потому что после того, как купец Баранов, который был первым главным правителем Аляски, ушел в отставку к концу 1810-х годов, в 1818 году, все главные правители Аляски были морскими офицерами.

И флот использовал Новоархангельск. Новоархангельск (сейчас называется Ситка на Аляске) — это был лучший порт в Русской Америке и административная столица, до того как в состав России вошли Приморье и Амур, Находка и Владивосток. В те времена это был лучший российский порт в Тихом океане, и он был целью этих кругосветных путешествий.

Была очень престижная работа на Российско-американскую компанию, заведовать Аляской, а после этого они возвращались в Петербург, и у них шла карьера в Петербурге.

Кроме того, кругосветные путешествия привели не только европеизированных русских на Аляску напрямик, а не через Сибирь, но и очень много финнов с Аландских островов, некоторых балтийских немцев, особенно в более привилегированных слоях населения.

И, в конце концов, российское население Аляски, которое, кстати, было довольно маленьким всегда, потому что приезжали и уезжали, — там никогда не было больше 700 русских. Довольно большой процент этого населения состоял из лютеран финского и немецкого происхождения.

Источник: https://postnauka.ru/video/57318

Президентская библиотека раскрывает интересные факты о первом кругосветном путешествии | Информационный портал Hohlev.ru

Кругосветные путешествия начала 19 века - Студенческий портал

216 лет назад, 7 августа 1803 года, из Кронштадта стартовала первая русская кругосветная экспедиция (1803–1806) на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. В электронном фондеПрезидентской библиотеки размещено множество интересных материалов, посвящённых этой экспедиции.

К примеру, мало кто знает, что этого путешествия могло не состояться вовсе. Чем пришлось пожертвовать ради экспедиции её инициатору и руководителю, написал сам И. Ф. Крузенштерн в работе «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“».

«Более полугода прошло, как я разделял счастье с любимою супругою и ожидал скоро именоваться отцом. Никакие лестные виды уже не трогали сильно меня… Но адмирал Мордвинов объявил мне, что если я не соглашусь быть сам исполнителем по своему начертанию, то оно будет вовсе оставлено», – вспоминал Иван Фёдорович.

Ещё подробнее о предпосылках к первому русскому кругосветному путешествию и препятствиях, возникавших до отправления кораблей в путь, говорится в книге «Русские мореплаватели, арктические и кругосветные» (1898), доступной на портале Президентской библиотеки.

С юности находясь почти постоянно в плавании, Крузенштерн посетил Америку, Вест-Индию и многие другие земли. На родине его не было около шести лет.

«Однако не простым наблюдателем-туристом посещал Иван Фёдорович чужие страны; он изучал их экономические условия и собирал все данные для грандиозного проекта, который давно имел в виду… – говорится в упомянутом издании.

– По возвращении в Россию представил он в морское министерство обширный проект кругосветного плавания, заключавший в себе два предмета первостепенной важности.

Первое – возвышение русского флота посредством отдалённых плаваний до уровня лучших иностранных флотов; второе – широкое развитие колониальной торговли и выгоднейшее снабжение наших восточных окраин всем необходимым».

По проекту Крузенштерна предполагалось организовать на русских судах «правильное морское сообщение» между Россией и российскими американскими колониями. Всё в этом проекте было тщательно просчитано, но всё равно он был отклонён.

Глубокое разочарование постигло инициатора экспедиции. Однако спустя какое-то время его проект был рассмотрен снова и на этот раз утверждён. «Случись это назначение несколько ранее, Крузенштерн счёл бы себя счастливейшим из смертных. Теперь же обстоятельства изменились.

Потеряв всякую надежду на осуществление своего проекта, Крузенштерн стал искать утешения в семейной жизни. Встретив девушку по сердцу, он женился. И вдруг неожиданное назначение отрывало его от семейного очага на неопределённое время.

Читайте также:  Проблемы и задачи педагогической психологии - студенческий портал

Сознавая всю важность принятых на себя обязанностей как семьянина, Крузенштерн пробовал было отказаться от лестного поручения. Но адмирал Мордвинов объявил ему, что если он не согласится быть сам исполнителем своего проекта, то проект этот будет совсем оставлен.

И Крузенштерн решился принести себя в жертву…»

О том, какие невзгоды переживали участники экспедиции, можно узнать из книги «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до „Седова“». «Чем дольше длилось плавание, тем скуднее становилась пища, – пишут авторы. – Три раза в неделю ели одну солонину. Как-то один из матросов поймал дельфина длиной в 3,5 фута. Офицеры купили его, чтобы приготовить к столу».

Это было беспримерное для русских моряков путешествие – весь экипаж «Надежды» и «Невы» состоял из добровольцев, никогда не ходивших так далеко.

Случались забавные моменты, часть которых описана в книге«Русские мореплаватели, арктические и кругосветные»: «Русские матросы с удивительной лёгкостью переносили перемену температуры и под экватором спрашивали: „Когда же будет жарко?“ Ноября 26-го 1803 года русские суда впервые перешли экватор. У моряков всех стран принято в эту минуту совершать церемонию, известную под названием чествование Нептуна, но русские об этой церемонии знали только понаслышке. Потому они удовольствовались заздравной чашей за Государя Императора, а один из матросов, обладавший даром слова, прицепил себе бороду и, вооружившись трезубцем, сказал приличную случаю речь…»

Другой эпизод, заставляющий улыбнуться, произошёл на Маркизских островах, когда на борт «Надежды» поднялся местный король Тапега Кетанове со свитой: «Короля и его родственников Крузенштерн повёл в каюту, где дикари с большим любопытством всё рассматривали.

Особенно понравился им портрет жены Крузенштерна. Долгое время смотрели на него дикари, знаками выражая своё удовольствие. А увидев зеркало, начали внимательно осматривать позади его стену, отыскивая там человека.

Король долго на себя любовался и потом, при каждом посещении, тотчас же проходил в каюту и простаивал перед зеркалом по нескольку часов…»

Или такой случай: «К великому удивлению путешественников, между дикарями оказались два европейца: англичанин и француз, давно поселившиеся на острове.

О причине своего поселения они рассказывали много анекдотов, в которых трудно было отыскать истину. Эти два субъекта постоянно враждовали между собой и усердно друг на друга сплетничали.

Одеяние их было как у туземцев, и цвет кожи от влияния солнца и воздуха сделался почти так же тёмен».

Ожидания мореплавателей от своего путешествия подробно описаны в рукописном документе «Инструкция Главного правления Российско-Американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту И. Ф. Крузенштерну».

На портале Президентской библиотеки также можно найти альбом «Вокруг света с Крузенштерном» с уникальными иллюстрациями, сделанными участниками экспедиции, очерк «Адмирал И. Ф.

 Крузенштерн, первый русский плаватель вокруг света», книгу «Верь в надежду» о значении первой кругосветки для современной России, фотографии памятников Крузенштерну в разных городах нашей страны.

Эти и другие материалы легли в основу масштабной коллекции «Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века», представленной на портале Президентской библиотеки.

Добавим, что в прошлом году в Президентской библиотеке была организована выставка «„Путь, не испытанный до того россиянами“: к 215-летию начала первой русской кругосветной экспедиции», а также состоялся вебинар, посвящённый кругосветным путешествиям отечественных исследователей. Его видеозапись также доступна для ознакомления.

Денис Базанов,

ведущий редактор Пресс-службы Президентской библиотеки

Источник: https://hohlev.ru/obshhestvo/prezidentskaya-biblioteka-raskryvaet-interesnye-fakty-o-pervom-krugosvetnom-puteshestvii

Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века

Первое русское кругосветное путешествие под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского началось 7 августа (26 июля по старому стилю) 1803 г.

Их традиции вскоре будут продолжены О. Е. Коцебу, который был одним из учеников И. Ф. Крузенштерна и участвовал в первом плавании в качестве юнги-добровольца. О. Е. Коцебу при содействии своего учителя возглавит в 1815 г.

второе русское кругосветное путешествие на бриге «Рюрик», которое будет продолжаться до 1818 г. В 1823–1826 г. О. Е. Коцебу выступит руководителем очередного кругосветного плавания на шлюпе «Предприятие».

В ходе плаваний им будет открыто множество островов в Тихом океане, а также пролив к юго-востоку от Берингова пролива (впоследствии будет назван в честь мореплавателя).

Другой участник первого кругосветного плавания – Ф. Ф. Беллинсгаузен – возглавит новое путешествия в 1819 г. Совместно с М. П. Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный» будет совершена кругосветная антарктическая экспедиция в 1819–1821 гг.

28 (16) июля 1819 г. будет открыт новый материк – Антарктида и преодолено многолетнее заблуждение, что его нет или достичь его невозможно. Также будет открыто несколько десятков островов.

Это одно из самых сложных и значимых кругосветных путешествий.

В 1826–1829 гг. проходило кругосветное плавание под командованием М. Н. Станюковича и Ф. П. Литке на шлюпах «Моллер» и «Сенявин» соответственно. М. Н. Станюкович должен был описать побережье западной Америки (к востоку от Берингова пролива) и восточный сектор центральной части Тихого океана. Ф. П.

 Литке было поручено изучить западный сектор центральной части Тихого океана и побережье Азии (от Берингова пролива до Сахалина). Значимость открытий последнего была намного выше, хотя формально Ф. П. Литке подчинялся М. Н. Станюковичу.

Помимо географического значения эта экспедиция внесла большой вклад в изучение биологии, зоологии, этнографии.

В коллекции, приуроченной к 215-летию первого русского кругосветного плавания, представлены исследования, архивные документы из АВП РФ и РГИА, видеохроника и изобразительные материалы. Собрание включает общие исследования по географии о кругосветных плаваниях, сочинения участников как первой экспедиций: И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, Н. П. Резанова, Ф. И. Шемелина, так и других: О.

 Е. Коцебу, Ф. Ф. Беллинсгаузена, Ф. П. Литке. Особое внимание уделено архивным документам: инструкциям и грамотам участникам экспедиций, материалам по истории публикации исследований участников. Отдельный раздел составляют сведения о служебной и научной деятельности участников экспедиций после путешествия. Также в коллекцию включены изображения памятников И. Ф. Крузенштерну и М.П. Лазареву.

Для подготовки коллекции были использованы научные работы современных исследователей и участников экспедиции, архивные и изобразительные материалы из центральных и региональных российских библиотек (Президентская библиотека, Российская государственная библиотека, Государственная публичная историческая  библиотека, Центральная военно-морская библиотека, Московская областная государственная научная библиотека), архивов (Архив внешней политики Российской Федерации, Российский государственный исторический архив), высших учебных заведений (Уральский федеральный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), научных центров и музеев (Русское географическое общество, Детский музей открытки), а также из частных собраний.

Источник: https://www.prlib.ru/collections/1159783

Первые русские кругосветки | Мозгократия

215 лет назад Иван Крузенштерн «познакомил флот с океаном» и положил начало русским кругосветным путешествиям. Материалы о тех морских походахвошли в новую коллекцию Президентской библиотеки. 

Российское начало XIX века было ознаменовано бурным развитием мореплавания. 7 августа 1803 года шлюпы «Надежда» и «Нева» подняли паруса, и экспедиция стартовала в неведомое.

 Это первое русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.

 Лисянского было воистину беспримерным — и по мужеству, проявленному обоими морскими экипажами, и по научным результатам, которые были обобщены после возвращения. 

В последующие два десятилетия в путешествие вокруг Земли отправились ещё несколько российских экспедиций. Обширные материалы об этих плаваниях войдут  в новую масштабную коллекцию Президентской библиотеки «Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века». 

Фонд Президентской библиотеки содержит редчайшие книги и документы, в которых воздаётся должное первопроходцам, чьи пути всегда — самые трудные. В фундаментальном труде Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях „Надежда“ и „Нева“. Ч.

 1», изданном в 1809–1812 годах и теперь в электронном виде представленном на портале Президентской библиотеки, дано самое полное описание хода экспедиции и выпавших на долю её участников опасностей и лишений.

Помощником начальника экспедиции и командиром «Невы» был назначен сокурсник Крузенштерна по Морскому корпусу Юрий Фёдорович Лисянский, с радостью написавший ему: «…весьма был бы щастлив, чтобы с тобою вместе служить…». 

Подробные рекомендации, маршруты и ожидания мореплавателей описаны в рукописном документе «Инструкция Главного правления Российско-Американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту И. Ф. Крузенштерну», также доступном на портале Президентской библиотеки. 

За время экспедиции оба парусника претерпели жесточайшие испытания. Их испытывали на прочность не только океанские безжалостные штормы. «Чем дольше длилось плавание, — читаем в книге «Русские кругосветные путешествия.

От Крузенштерна до “Седова”», — тем скуднее становилась пища. Три раза в неделю ели солонину. Иногда хорошим дополнением к столу были пойманные тунцы или макрель. Как-то один из матросов поймал дельфина длиной в 3,5 фута.

Офицеры купили его, чтобы приготовить к столу…» 

В таких суровых условиях нужно было не просто выжить, но ещё и вести тригонометрическую съёмку, делать записи в личных дневниках наблюдений, помогать взятым на борт натуралистам.

Крузенштерн отвечал за весь корабль и экипаж, руководил навигационными и астрономическими наблюдениями, вёл большую научную работу. Обо всём этом можно прочитать в электронной копии издания «Адмирал И.Ф. Крузенштерн.

Первый русский плаватель вокруг света». 

В этой книге отмечается, что участникам первых русских кругосветок были поставлены конкретные коммерческие задачи, но не только они вели по волнам отважных моряков: 

«Экспедиция эта имела ближайшую цель указать более удобный путь, которым Россия могла бы снабжать свои колонии на Северо-Западном берегу Америки. Но не этот блестящий логистический план был главной задачей экспедиции.

Не с тем снаряжалась экспедиция, чтобы один раз показать мимоходом всему свету русский флаг и сделать несколько открытий, нет, Крузенштерн желал, чтобы предприятие его положило начало кругосветным русским плаваниям; он желал, чтобы русский флот достиг во всех отношениях права занять место в ряду флотов издревле знаменитых морских держав».  

Участник первой кругосветки Ф.Ф. Беллинсгаузен совместно с М.П. Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный» в дальнейшем осуществил собственную кругосветную антарктическую экспедицию (1819–1821).

«Он простирал изыскания за полярный круг, среди льдов, противоборствовал крепким ветрам, при туманах, снегах и морозах; прекратил изыскания тогда токмо, когда встретил непреодолимые ледяные громады, между коих продолжал действовать три месяца», — говорится в издании, включающем дневники Беллинсгаузена, — «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов».  

Многие иностранные экспедиции XVIII века стремились, плавая в этих водах, достичь берегов таинственного материка на Южном полюсе, споры о возможном существовании которого велись не одно десятилетие.

 28 (16 ст. ст.

) июля 1819 года участники русской экспедиции Беллинсгаузена открыли-таки новый материк — Антарктиду! Так было преодолено многолетнее заблуждение, что нет такой земли или что достичь её невозможно…  

Кроме всего прочего, в ходе одного из самых сложных и значимых кругосветных путешествий было нанесено на карту несколько десятков островов. 

В 1826–1829 годах проходило кругосветное плавание под командованием М.Н. Станюковича и Ф.П. Литке на шлюпах «Моллер» и «Сенявин», о нём рассказывается в книге «Путешествие вокруг света, совершенное по повелению императора Николая I на военном шлюпе Сенявине в 1826, 1827, 1828 и 1829 годах, флота капитаном Федором Литке».

Читайте также:  Почва и её значение для жизнедеятельности растений - основные виды и их характеристика

 Станюкович должен был описать западное побережье Америки и восточный сектор центральной части Тихого океана. Литке было поручено изучить западный сектор центральной части Тихого океана и побережье Азии.

Помимо географического значения и ценности привезённых из путешествия карт, эта экспедиция внесла большой вклад в изучение биологии, зоологии, этнографии. 

Немало интересного можно найти также в изданиях «Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1829 и 1821 годов»; «Путешествие вокруг света, совершённое по повелению государя императора Александра Первого, на военном шлюпе предприятии, в 1825, 24, 25 и 26 годах под начальством флота капитан-лейтенанта Котцебу»; «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до «Седова»» и других раритетах Президентской библиотеки. 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://Mozgokratia.ru/2018/08/pervye-russkie-krugosvetki/

Как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

215 лет назад началось первое в истории российского флота кругосветное путешествие. Экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева», которыми командовали Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, продлилась три года. Кругосветное плавание, по оценкам экспертов, стало маркером зрелости российского флота и открыло новую эпоху в его истории.

Экспедиция позволила сделать ряд географических открытий и дала путёвку в жизнь таким людям, как первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. О славной странице в истории российского флота — в материале RT.
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский подружились в стенах Морского кадетского корпуса, находившегося в то время в Кронштадте.

Иван был выходцем из обрусевшего немецкого дворянского рода, потомком германского дипломата Филиппа Крузенштерна. Он родился в 1770 году в семье судьи, юность провёл в Эстонии. Юрий был на три года младше своего друга. На учёбу в Кронштадт приехал из Малороссии — был сыном протоиерея церкви Иоанна Богослова в городе Нежин.

Молодые люди легко нашли общий язык и вместе мечтали о далёких странствиях. «Первая российская кругосветная экспедиция под руководством Григория Муловского должна была состояться ещё в 1788 году. Но её началу помешала война со Швецией», — рассказал RT профессор СПБГУ, доктор исторических наук Кирилл Назаренко.

Крузенштерн и Лисянский мечтали участвовать в путешествии под руководством Муловского, но судьба распорядилась по-другому. Из-за войны молодых людей досрочно выпустили из Морского корпуса и направили в действующий флот. 17-летний мичман Крузенштерн всё-таки попал под командование Муловского, но не в экспедицию, а на корабль «Мстислав», участвовавший в войне со шведами.

Иван отличился в боях и был отмечен командиром. Однако Муловский погиб в сражении у острова Эланд, и первое кругосветное путешествие российских моряков было перенесено на неопределённый срок.

После участия в сражениях 1790 года Крузенштерн был произведён в лейтенанты. В 1793-м он был командирован на учёбу в Королевский военно-морской флот Великобритании. Иван принял участие в боевых действиях против французских кораблей у берегов Северной Америки, а потом через Южную Африку добрался до Индии и Китая. Брать иностранцев на суда, идущие в Азию, британцы не желали, и Крузенштерну пришлось идти в Индию на фрегате, едва державшемся на воде, на который боялись наниматься английские моряки.
В Россию Крузенштерн вернулся только в 1799 году, имея репутацию настоящего морского волка. Дома он принялся продвигать идею организации российской кругосветной экспедиции. Павла I его замысел не заинтересовал, зато взошедший вместо него на престол Александр I с подачи руководства Российско-американской компании, искавшей альтернативные пути на Аляску, планы Крузенштерна одобрил. Экспедицию было решено снарядить на двух шлюпах — «Надежда» и «Нева». «Надежду» Крузенштерн решил вести сам, а командование вторым шлюпом предложил своему другу детства Лисянскому. Тот сразу же согласился.

В путь!

«Во второй половине XVIII столетия кругосветные экспедиции стали признаком состоятельности и зрелости морских держав. Особенно активны в этом смысле были Англия и Франция. В 1803 году пришла очередь и России», — отметил Кирилл Назаренко.
Помимо сугубо географической, на экспедицию Крузенштерна и Лисянского было возложено ещё несколько миссий: моряки должны были изучить вопрос рентабельности морских перевозок грузов из европейской части России на Аляску, попытаться наладить экономические связи между Российской Америкой и Китаем и доставить в Японию посланника Николая Резанова.

«С позиций XXI века географическая миссия нам, конечно, видится основной, однако в те времена всё было не так однозначно. Нельзя с уверенностью сказать, что тогда было важнее — наносить русские имена на карту или организовывать торговлю котиковыми шкурками с Китаем», — подчеркнул эксперт.

Перед началом плавания Александр I лично осмотрел корабли и остался ими доволен. Содержание одного из них взяла на себя императорская казна, а другого — Российско-американская компания. Оба шлюпа официально шли под военным флагом.

Эксперты подчёркивают, что личность руководителя экспедиции была результатом взвешенного решения российских властей. «Несмотря на изначальную инициативу Крузенштерна, у Санкт-Петербурга гипотетически были сотни других кандидатур. Начальник экспедиции должен был являться одновременно и хорошим морским офицером, и прекрасным организатором, и хозяйственником, и дипломатом. В итоге решили, что всё-таки именно Крузенштерн располагает оптимальным соотношением всех этих качеств», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

Офицеров в свои команды Крузенштерн и Лисянский подбирали под себя. В их числе оказались будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу.

Матросов набирали исключительно из числа добровольцев, предлагая им весьма значительное по тем временем жалование — 120 рублей в год.

Крузенштерну предлагали привлечь в состав команды британских моряков, но он эту идею отверг.

Кандидатуры части участников экспедиции оказались «спущены сверху» — речь идет, в частности, о посланнике Резанове со свитой, нескольких учёных и «благовоспитанных» молодых людях из числа представителей санкт-петербургского светского общества. И если с учёными Крузенштерн легко нашёл общий язык, то с остальными возникли серьёзные проблемы.

Во-первых, среди представителей «светского общества» оказался авантюрист и дуэлянт гвардии поручик граф Фёдор Толстой, который решил скрыться на время из России, чтобы избежать наказания за очередной проступок. На корабле Толстой вёл себя вызывающе. Однажды он показал своей ручной обезьяне, как мазать чернилами бумагу, и запустил её в каюту к Крузенштерну, в результате чего часть записей начальника экспедиции была полностью утрачена. В другой раз он напоил корабельного священника и приклеил его бороду к палубе. В тесном коллективе подобное поведение было чревато большими проблемами, поэтому на Камчатке Крузенштерн ссадил Толстого на берег.

Во-вторых, уже в ходе плавания из секретных инструкций выяснилось, что посланник Резанов, стеснявший моряков своей большой свитой, ещё и был наделён чрезвычайно широкими полномочиями. В результате Крузенштерн и Резанов постоянно ссорились и в конце концов перестали разговаривать, обмениваясь вместо этого записками.

Команда поддерживала своего начальника. Резанов был разъярён строптивостью военных и пообещал судить экипаж, а Крузенштерна лично — казнить.

Начальник экспедиции отреагировал на это хладнокровно и заявил, что пойдёт под суд прямо на Камчатке, ещё до отбытия в Японию, что автоматически сорвёт миссию посланника. Правитель Камчатской области Павел Кошелев с большим трудом их помирил.

При этом Резанов в своих воспоминаниях писал, что ему принёс извинения весь экипаж, а вот все остальные очевидцы утверждали, что это Резанову пришлось извиняться перед Крузенштерном.

Закрытая Япония

Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии. 18 декабря корабли подошли к берегам Южной Америки и сделали остановку в Бразилии. Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский — на Аляску.
В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.

26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в Нагасаки. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили.

После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета — он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви.

Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался.

Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено.

Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся.

Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову. Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре.

Пока Крузенштерн посещал Камчатку и Японию, Лисянский прибыл на Аляску.

В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов — с другой.

«Нева» в этой ситуации оказалась весьма грозной военной силой и способствовала победе русских, приведшей к перемирию. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин.

Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой. В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года.

Очередной качественный уровень русского флота

В ходе экспедиции были обследованы берега Японии, Сахалина и Аляски, открыт названный в честь Лисянского остров в составе Гавайского архипелага и получивший имя Крузенштерна риф к югу от атолла Мидуэй.

Кроме того, российские моряки опровергли мифы о существовании нескольких островов в северной части Тихого океана, придуманные европейскими мореплавателями. Все офицеры — участники экспедиции получили очередные чины, ордена и крупные денежные премии.

Нижние чины — медали, право на отставку и пенсион.

Крузенштерн занимался наукой и служил в Морском кадетском корпусе, который в итоге возглавил в 1827 году. Кроме того, он входил в руководящие советы целого ряда государственных органов и являлся почётным членом Императорской академии наук. Лисянский в 1809 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.

По мнению Константина Стрельбицкого, момент для отправки первой кругосветной экспедиции был выбран весьма удачно. «Как раз в это время флот не принимал участия в активных боевых действиях и находился в союзнических или нейтральных отношениях с большинством основных флотов мира.

Участники экспедиции прекрасно справились с задачей по освоению новых морских путей. Российский флот перешёл на очередной качественный уровень. Стало понятно, что российские моряки способны выдержать многолетнее плавание и успешно действовать в составе группы», — отметил он.

Важной вехой в истории российского флота экспедицию Крузенштерна и Лисянского считает и Кирилл Назаренко.

«Кругосветное плавание само по себе стало важным маркером изменения качественного состояния, зрелости российского флота. Но также оно стало и началом новой эпохи российских открытий.

До этого наши исследования были связаны с Севером, Сибирью, Аляской, а в 1803 году российская географическая наука вышла в Мировой океан», — подчеркнул эксперт.

По его словам, выбор Крузенштерна как руководителя экспедиции оказался удачен. «Его имя стоит сегодня в одном ряду с такими выдающими мореплавателями, как Кук и Лаперуз. Причём следует подчеркнуть, что Крузенштерн был значительно образованнее того же Кука», — отметил Назаренко.

По мнению Константина Стрельбицкого, первая кругосветная экспедиция принесла российскому флоту бесценный опыт, который необходимо было передать новым поколениям моряков. «Поэтому имя Крузенштерна стало настоящим брендом для Морского корпуса», — подвёл итог Стрельбицкий.

Источник: https://news.rambler.ru/other/40501830-kak-proshla-pervaya-krugosvetnaya-ekspeditsiya-kruzenshterna-i-lisyanskogo/

Ссылка на основную публикацию