Методы педагогического исследования — студенческий портал

Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной ПостановлениемПравительства РФ. 

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п.

 Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования.

В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

 Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения по своим организационно — правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям.

В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений

  • -дошкольные;
  • — образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • — начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
  • — дополнительного образования взрослых;
  • — дополнительного образования детей;
  • — специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
  • — для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • — другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
  • Органы управления образованием.

Методы педагогического исследования - Студенческий портал

Система методов и методика педагогического исследования

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется рад работка методики исследования.

Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание, которое дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать т кой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.     

Методы педагогического исследования в отличие от методологии — это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.

Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Можно выделить следующие этапы наблюдения: определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное — «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы 1 вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопрос (вопросник).

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контроль» работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений, навыков в той или иной области.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.

Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействие.

  1. Выделяют следующие этапы эксперимента:
  2. теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
  3. методический (разработка методики исследования и его на, программы, методов обработки полученных результатов);
  4. собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление от том и измерение реакций испытуемых);
  5. аналитический — количественный и качественный анализ интерпретация полученных фактов, формулирование выводов практических рекомендаций.
  6. Различают эксперимент естественный (в условиях обычно образовательного процесса) и лабораторный — создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода бучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных.
  7. Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

  • Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.
  • Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам.
  • Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса  эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, даю основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям.

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

Источник: https://students-library.com/library/read/58332-sistema-metodov-i-metodika-pedagogiceskogo-issledovania

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования - Студенческий порталМетоды педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных.

Эти методы тесно связаны с изучением текстов: трудов классиков в области человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических документов; периодики педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность определить, какие проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой), реферирование (краткое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике), конспектирование (выделение главных идей и положений изучаемой работы), аннотирование (краткая запись общего содержания книги или статьи), цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике).

Читайте также:  Древнегреческая культура - студенческий портал

Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагогических явлений.

Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, появляется возможность выявить в них общее и особенное.

Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность видеть их целостность и системность.

Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.

Данные методы позволяют обнаружить реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Наблюдение проводится по заранее намеченному плану и имеет следующие этапы: определение цели и задач наблюдения (для чего ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения (как наблюдать); выбор способов регистрации (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Наблюдение может быть включенным (когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выборочным; лонгитюдным (продольным) и ретроспективным (обращенным к прошлому). Основной недостаток этого метода заключается в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии.

В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последовательности, а ответы открыто фиксирует. Анкетирование — метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов.

Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа.

Результативность методов опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования) во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов, а при очной форме — и от возникшего контакта между участниками.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование, которое осуществляется по отобранным стандартизированным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.

Наиболее часто в педагогических исследованиях применяют тесты для выявления успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональной предрасположенности людей, а также используют результаты психодиагностических исследований, проведенных психологами (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, личностные тесты и т.п.).

  • Среди методов педагогических исследований большое распространение получили социометрические методы, которые позволяют изучать скрытые межличностные отношения в коллективе.
  • Метод изучения продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, контрольных и творческих работ) может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.
  • Метод изучения педагогической документации (классных журналов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт) дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и возможностей воздействия исследователя на педагогическое явление. В эксперименте обычно выделяют следующие этапы: теоретический (формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования — его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция); аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций).

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или преобразующим (когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффективного воздействия на развитие личности или учебного коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп, которые необходимы для сравнения с экспериментальными.

В педагогических исследованиях для обработки полученных данных применяются математические и статистические методы. Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование и шкалирование. С помощью статистических методов определяются тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффициенты вариаций и др. Эти методы позволяют установить количественные зависимости между изучаемыми явлениями.

Вспомогательными в сборе эмпирического педагогического материала могут выступать психофизиологические методы и методики. Например, фиксация протекания физиологических процессов: давление крови, частота пульса, устойчивость реакций в определенных ситуациях. Это дает возможность судить о глубине переживаний ребенка, эффективности оказываемых на него педагогических воздействий.

Источник: https://psyera.ru/4988/metody-pedagogicheskogo-issledovaniya

Организация педагогического исследования. Разработки

Любое исследование в области педагогики считает своей целью получение новых представлений о совершенствовании и эффективности учебного и воспитательного процесса в различных областях, а также усовершенствование тех средств и методов педагогического воздействия, которые уже существуют.

Педагогика находится на стыке многих наук: общественных, гуманитарных, медицинских, биологических и даже технических. Примером тому – теория и методика профессионального обучения в области компьютерных технологий.

Однако организация педагогического исследования по своей структуре, направленности и методологической основе имеет ряд особенностей.

Прежде всего, следует отметить, что педагогические исследования по своей сути неоднородны: их условно можно подразделить на три группы:

  • Фундаментальные,
  • Прикладные,
  • Методические разработки.

Фундаментальные педагогические исследования

Фундаментальные педагогические исследования в своей первооснове имеют теоретические положения, обобщения о сути, характере и взаимосвязи педагогических явлений, теоретические концепции, которые могут послужить отправной точкой развития педагогических систем на основе научно-обоснованного прогнозирования и выявления закономерностей. К результатам таких исследований можно отнести, например, концепцию В.Ф. Шаталова, новые направления в педагогической науке, — в частности, энвайронментальную педагогику или педагогику сотрудничества.

Прикладные педагогические исследования

Прикладные педагогические исследования направлены на более детальное изучение отдельных (частных) сторон педагогики и ученного процесса. К ним также можно отнести многие методические концепции и системы с той лишь разницей, что они, в отличие от фундаментальных педагогических исследований, не затрагивают весь характер и строй педагогической науки в целом.

В качестве примера таких исследований и созданных на их основе разработок можно отнести систему подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, новаторские методики обучения иностранным языкам (например, получившую широкое распространение и признанную практически во всем мире одной из самых эффективных коммуникативную методику), различные концепции инклюзивного образования и воспитания.

Методические разработки

Методические разработки являются частью как общей педагогики, так и методики обучения и воспитания по областям знаний и представляют собой разработку конкретных методических положений и рекомендаций, состоятельность которых подтверждается экспериментальным путем.

При этом основами подобных разработок всегда являются уже известные теоретические положения.

Именно последняя группа исследований получила наиболее широкое распространение в практике исследовательской деятельности вузов и научно-исследовательских институтов как в России (где многие из них существуют на базе Российской Академии Образования), так и за рубежом.

Особенности организации педагогического исследования

Особенности организации педагогического исследования состоят, прежде всего, в том, что в их основе лежит актуальность для той или иной области педагогической науки, которая в немалой степени формируется социальным заказом, который задает проблему, требующую не только изучения, но и эффективного исследования.

В качестве примера приведем тему одной из диссертаций в области методики преподавания английского языка: «Обогащение лексического запаса у студентов-медиков в процессе овладения современным английским языком».

Здесь даже из названия четко следует важность владения медицинской терминологией теми будущими специалистами, которым предстоит работать врачами, и без которого их профессиональное становление вряд ли следует считать завершенным.

Из понятия «актуальность» вытекает иное понятие – «научная проблема», которая требует решения, а такое решение на данном этапе отсутствует: с ним, например, нельзя ознакомиться в процессе изучения научной литературы до тех пор, пока оно не будет найдено и опубликовано.

Решение подобной проблемы является целью исследования, то есть тем, ради чего оно проводится. Но для того, чтобы эта цель была достигнута, необходимо определиться с выбором объекта, предмета и задач исследования, а впоследствии с его ходом.

Следует отметить, что цели и задачи исследования – понятия не синонимичные: достижение одной цели может потребовать решения нескольких (и даже многих) задач.

Например: провести анализ научной литературы по проблеме исследования, выявить уровень сформированности навыков и умений на момент начала исследования, разработать методическую технологию и проверить на практике ее методическую состоятельность.

Выявленная методическая состоятельность и эффективность разработанной методической технологии, концепции или системы является критерием научной новизны. Это действительно по праву можно считать новшеством в науке, ранее не известным.

Большинство исследований, посвященных теории и методике обучения и воспитания, предполагает наличие экспериментальной фазы, которая, как правило, включает в себя три этапа:

  • Констатирующий – когда педагогом-исследователем путем изучения сформированности навыков и умений в избранной части учебного процесса на момент начала исследования констатируется их уровень;
  • Обучающий – когда разработанная исследователем методическая технология или система внедряется в учебный процесс и ведется наблюдение в течение длительного периода времени за тем, насколько эта технология или система эффективна, и не влечет ли ее использование снижение качества учебного процесса в целом;
  • Контрольный – когда проводится в масштабе определенной выборки сравнительный анализ результатов уровня сформированности тех или иных навыков и умений среди тех участников выборки, в работе с которыми данная технология была использована, и среди тех, в процессе обучения которых она не была задействована. На основании обработки результатов контрольного этапа эксперимента можно делать выводы об эффективности данного нововведения.
Читайте также:  Политическая психология - студенческий портал

Современные педагогические исследования часто публикуются в виде монографий, диссертационных работ, учебных пособий и методических рекомендаций.

Источник: https://www.TakeUp.ru/obrazovanie/organizatsiya-pedagogicheskogo-issledovaniya/

Подготовка к экзамену по педагогике

  • Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
  • Классификации методов педагогического исследования
  • Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:
  • эмпирические и теоретические;
  • констатирующие и преобразующие;
  • качественные и количественные;
  • частные и общие;
  • содержательные и формальные;
  • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
  • методы описания, объяснения и прогноза;
  • специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;
  • методы обработки результатов исследования и др.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

  • общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);
  • социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);
  • социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);
  • математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла — фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.

), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми  в педагогике, являются:

  • регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных);
  • ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или  нарастания каких-то показателей)  и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников);
  • шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок (например, в вопросе о занятии какой-либо деятельностью в свободное время выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь).

Статистические методы применяются при обработке массового   материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы – показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др.

Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе.

Для этого  он изучает труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы; современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы; периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу; учебники и методические пособия и т. д. При этом, исследователь осуществляет методы сравнительно-исторического и причинно-следственного анализа. Может применяться также метод моделирования

Метод моделирования – наглядно-образная характе-ристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.

  1. Изучение литературы и умение работать с ней:
  2. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию — список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.
  3. Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску).
  4. Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов — кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника.

Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных  идей источника с выделением его главных положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т. д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

Наблюдениеорганизованное целенаправленное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса либо его явлений.

         Цель наблюдения— накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении.

Оно может быть включенным (наблюдатель сам является непосредственным  участником процесса воспитания или обучения) и невключенным (опосредованным, наблюдением «со стороны).

Объектами наблюдения могут быть: деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации; деятельность учителя на уроке и т. д.

  •          Этапы наблюдения:
  • а) определение цели и задач наблюдения («Для чего наблюдать?»);
  • б) выбор объекта, предмета  наблюдения («Что наблюдать?»);
  • в) выбор способа наблюдения («Как наблюдать?»);
  • г) выбор способов регистрации наблюдаемого («Как вести записи?»);

д) обработка и интерпретация полученной информации («Каков результат?»).

Анкетирование — письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет).

Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. При составлении анкет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны, они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, но должны быть взаимопроверяемыми.

Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью математических и  статистических методов с использованием вычислительной техники. Количественные данные, полученные путем анкетирования, затем дополняются качественным анализом.

Исследовательская беседа — диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану.

Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний опрашиваемого. До беседы необходимо сформулировать конкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Вместе с тем в процессе беседы желательно не заглядывать в опросник.

Для эффективного применения этого метода важно установить дружеские, доверительные отношения с собеседником, проявлять к нему уважение, тактичность. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда непосредственное общение исследователя с изучаемым.

Вместе с тем собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания и ввести исследователя в заблуждение.

Интервьюирование –

Источник: https://i-educator.ru/vopros9

Методы педагогического исследования

Педагогические исследования проводятся с использованием общенаучных положений их организации и методов (диалектического, системного, моделирования, формализации, вероятного, системного, структурно-функционального, статистического и др.).

Однако основной методический инструментарий их специфичен[1]. По названию методы педагогики сходны с общими методами и методами других наук (анкетирование, опрос, наблюдение, эксперимент и др.

), но по целям, содержанию, организации и методике применения они адаптированы к специфике предмета именно педагогического исследования и конкретной проблемы.

Методы педагогического исследования удобно классифицировать по его этапам.

Организационные методы — методы планирования, подготовки и построения исследования:

  • изучения состояния проблемы — любое исследование начинается с тщательного изучения исследованности и освещенности проблемы в научных публикаций, т.е. ничего нельзя ничего усовершенствовать, не зная, что уже сделано; каждый исследователь обязан «стать на плечи» тех, кто работал до него, и пытаться «поднять планку» положительного решения проблемы выше; ошибочно полагать, что начинаешь с пустого места; если даже нет специальных публикаций по проблеме, то всегда есть фундаментальные, значительные работы по общей педагогике, освещающие дальние подступы и путь к ее решению;
  • разработки научной гипотезы (исходного педагогического моделирования) — общенаучный метод, заключающийся в разработке теоретического, априорного видения проблемы исследователем, ее собственного понимания и путей решения; гипотеза имеет стратегическое значение, предопределяя планирование, подбор методов, сбор фактического материала, его анализ, оценку, выводы и предложения; она может подтвердиться или нет, но свою направляющую функцию она выполнит;
  • организационно-методического замысла — системный подход предполагает охват исследованием всех составляющих и зависимостей педагогической системности проблемы; сравнительный подход строится на получение данных о разных группах испытуемых (например, контрольной и экспериментальной), в разных условиях и в разное время (с интервалом).

Методы сбора данных призваны точно выявить, измерить и зафиксировать исследуемые явления. В педагогике для этого особо часто используются:

  • • хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись;
  • • педагогическое наблюдение;
  • • педагогический анализ биографий («биографический метод» — данных биографии, автобиографии, сведений от других, выявление факторов, влиявших на него в истории его жизни, и др.);
  • • педагогический анализ ситуаций, фактов;
  • • педагогическая беседа и интервьюирование;
  • • анализ педагогической документации;
  • • анализ и оценка результатов деятельности (выполнения заданий, контрольных, графических и творческих работ, контрольных опросов, лабораторных работ, результатов труда и пр.);
  • • анализ, обобщение педагогического опыта;
  • • анкетирование;
  • • самонаблюдение, самоотчет, самоанализ, самооценка;
  • • экспертный анализ и оценка;
  • • педагогическое тестирование[2] (интеллекта, памяти, обучаемости, способностей, контрольный опрос, контрольная работа, сочинение, замер времени выполнения действий, определение особенностей и развитости и др.);
  • • социально-педагогический метод (изучение группы как коллектива, настроений, взаимоотношений, микрогрупп в ней, лидерства, средовых факторов, круга общения личности, условий жизни, досуга и др.);
  • • сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта и сравнение его с нашим);
  • • педагогический эксперимент, опытная работа. Если наблюдатель вынужден ждать, когда возникнут исследуемые педагогические ситуации, то экспериментатор воссоздает (моделирует) их столько раз, сколько надо путем моделирования нового в педагогической работе и сравнения достигаемых при этом результатов с имеющимися, получаемыми традиционными способами. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, могущие нанести вред здоровью их участников, не проводятся. Для достоверности оценки результатов сравнения имеет первостепенное значение уравнивание всех условий в обоих случаях, кроме одного — экспериментально проверяемого. Для этого работа по целям, задачам и обычно по содержанию должна быть одинаковой и проводиться одним и тем же экспериментатором. Важно, чтобы составы групп были максимально схожими (не только по социально-демографическим данным, но и по показателям учебы, труда, а еще лучше — по данным специального педагогического и психологического тестирования). При последовательном варианте в экспериментальной группе сначала фиксируются результаты, достигаемые традиционной работой, а затем те, которые получены экспериментально проверяемыми способами. При параллельном варианте фиксируются результаты работы, проводимой одновременно в двух группах — экспериментальной и контрольной (в которой соблюдаются обычные способы педагогической работы). Учитывая сложность обеспечения абсолютного равенства групп, используется третий вариант — перекрестный[3]. В двух группах способы работы по-разному чередуются: в одной экспериментальная работа предваряет традиционную, во второй — традиционная экспериментальную. Есть другие виды эксперимента. Естественный проводится в реальных условиях педагогической деятельности и испытуемые, как правило, не осведомляются о том, что он проводится, а лабораторный — напротив, в искусственно создаваемых условиях, в лабораториях. При констатирующем эксперименте исследуемая ситуация воспроизводится многократно для детальной фиксации ее особенностей. Формирующим эксперимент становится тогда, когда в ходе его практически решается определенная педагогическая задача, причем проверяемыми на эффективность педагогическими средствами или методами (результаты такого эксперимента, подтвержденные многократно, особенно убедительны и достоверны). Возможен и контрольный эксперимент для проверки эффективности чужих рекомендаций и опыта, примененных в своих условиях.
Читайте также:  Предмет юридической психологии - студенческий портал

При сборе фактического материала педагогика пользуется методами и смежных наук, особенно психологии, социологии и физиологии, рассматривая, однако, полученные данные в их педагогической значимости.

Методы обработки данных:

  • количественные (обсчета полученных данных, ранжирования, шкалирования, процентирования, корреляционного и факторного анализов, статистической оценки, составления таблиц и графиков и др.);
  • качественные (систематизации, группировки, типологизации, синтеза, оценки, педагогического анализа собранных обобщенных данных и др.).

Интерпретационные методы не менее важны, чем все предшествующие, ибо на основе даже хорошо собранного фактического материала могут быть сделаны неверные выводы. Совпадая по названию с общенаучными, они имеют содержательную педагогическую специфику. Среди них можно назвать следующие методы:

  • каузальный — констатации и объяснения обнаруженных причинно-следственных связей и зависимостей;
  • системный — оценки исследуемого явления как целостной педагогической системы (подсистемы), состоящей из элементов, внутренняя динамика которых порождает системообразующие свойства ее; оценки этой целостности как подсистемы (или системного элемента) более крупной педагогической системы и ее взаимоотношения с ней (ее влияний на нее, взаимодействия с другими подсистемами или элементами этой крупной системы);
  • 89
  • структурный выявления составных частей — элементов исследованного явления, их вертикальных и горизонтальных соотношений по уровням его структуры;
  • функциональный изучения динамики, функций исследуемого явления в системе отношений с более крупной системой, в целостности которой оно функционирует, а также функций ее собственных структурных элементов (подсистем) и внутренней динамики происходящих в ней процессов;
  • генетический обнаружения развития, изменений, их тенденций, этапов;
  • дедукции и индукции заключений и выводов, построенных по логике от общего к частному и от частного к общему; осмысления полученного в исследовании фактического материала в соотношении с методологическими и теоретическими позициями педагогики, данными и выводами других исследователей;
  • педагогический консилиум (групповой экспертный анализ и оценка). Методика исследования совокупность методов, избранных исследователем для изучения определенной педагогической проблемы, их содержательная доработка и адаптация к специфике проблемы (например, соответствующих вопросов для анкеты и бесед), определение условий, последовательности применения, комплексирования, фиксации, обсчета и анализа получаемых данных, работы с обследуемыми лицами и группами.

При применении любых методов и методик результаты исследования могут оказаться обманчивыми, если не принимаются меры по исключению влияния субъективности самого исследователя, стремления что-то доказать, а не беспристрастно исследовать (это могут быть: предубеждение, корпоративные интересы, недостаточно осознаваемые субъективные предпочтения, соблазн искать подтверждения исходной гипотезы и считать малозначимыми данные, противоречащие ей).

Существует и феномен, который можно назвать «сопутствующим эффектом эксперимента».

Бывали и бывают случаи, когда одна и та же педагогическая задача экспериментально решалась разными исследователями (не знакомыми друг с другом, в разных городах) чуть ли не диаметрально противоположными способами, средствами и приемами работы, причем порой теоретически и методически явно некорректно, но обнародованные результаты оказывались тем не менее равно высокими. Если исключить случаи намеренной научной недобросовестности, то при экспертизе этих исследований устанавливалось, что повышение результатов достигалось действием неучтенных влияний: а) эффектом новизны, необычности экспериментальных занятий, самопроизвольно повышающих интерес и увлеченность обучающихся; когда же опыт затягивался, превращался в обыденную практику, результат возвращался к прежней норме и бывал даже ниже ее (так было, например, с программированным обучением в 1960—1970-х гг.); б) влиянием настроя экспериментатора, который с особой страстностью, подъемом и энтузиазмом воплощал в эксперименте свои задумки и психологически заражал активностью обучающихся; когда же рекомендациями исследователя пользовались другие педагоги, высокий результат не достигался.

Общенаучный принцип объективности обязывает исследователя принимать все меры для исключения влияния на выводы и рекомендации личных пристрастий, взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и недостаточной личной научно- педагогической подготовленности. Необходимо также:

  • 1) сочетать экспертные методы с экспериментальными;
  • 2) изучение одного и того же явления, свойства, элемента дублировать несколькими методами (если данные, полученные с их помощью, позволяют делать совпадающие оценки и выводы, то достоверность возрастает);
  • 3) использовать надежные (валидные — точно выявляющие и фиксирующие в педагогической реальности именно то, на что рассчитывает исследователь) методы;
  • 4) выводы и оценки строить не на единичных или нескольких фактах и данных, а на их статистически достаточном множестве;
  • 5) применять методы математической статистики;
  • 6) проводить педагогические консилиумы с привлечением многих экспертов;
  • 7) завершать исследование практической апробацией — методом контрольной экспериментальной проверки их правильности и эффективности в других учреждениях, местах, регионах, другими практиками.

Главное же — социальная ответственность и научная добросовестность исследователя, стремление не к эффектности, а к эффективности, истине, деловому результату. Не всякое новое — лучшее, не всякое подмеченное первый раз — заслуга. Истинному ученому чуждо подлаживание и угодничество.

Его не могут смущать и сдерживать какие-то «сложившиеся взгляды», «опыт Запада», указания «сверху», если добытые им и неопровержимо доказанные факты, выводы и оценки противоречат им.

Наука — это демократия ума, свободомыслие в границах научной картины мира и жизни людей; она нацелена на совершенствование их жизни и ее условий в обществе, и в этом главное ее достоинство, которое недопустимо утратить.

Источник: https://studref.com/483402/pedagogika/metody_pedagogicheskogo_issledovaniya

Методы и организация педагогического исследования

Педагогическое исследование — процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения и воспитания, их структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.

К общепринятым методологическим параметрам педагогического исследования относятся: проблема исследования, тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методологические основы (философские, общенаучные, конкретнонаучные теории, концепции, на которые опирается исследователь), методы, теоретически и практически значимые результаты исследования.

Методы исследования (от греч. methodos — способ, путь познания) — способы научной деятельности, с помощью которых осуществляется построение, доказательство и проверка научных гипотез.

Методика исследования — система методов, обеспечивающая достаточно полное решение проблемы исследования.

Методика исследования должна удовлетворять следующим условиям: надежности и валидности. Надежность означает, что с помощью другой аналогичной методики исследователь получает сходные данные. Валидность — это соответствие методики исследования изучаемым показателям.

Педагогическое исследование должно быть организовано в соответствии с определенной логикой и включать следующие этапы:

  • 1. На основе изучения нужд и затруднений педагогической практики фиксируется проблема исследования, формулируется его цель и задачи.
  • 2. Сбор информации, необходимой для решения проблемы, из различных источников.
  • 3. Выдвижение гипотезы — научного предположения о возможном способе решения противоречия, усовершенствования исследуемого педагогического процесса.
  • 4. Разработка методики проверки истинности гипотезы.
  • 5. Педагогический эксперимент в соответствии с разработанной методикой.
  • 6. Обработка результатов эксперимента, их сопоставление с теорией.
  • 7. Окончательная формулировка полученных результатов.
  • 8. Внедрение результатов исследований в практику образования.
  • 1. Методы теоретического исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, классификация, идеализация, моделирование педагогических процессов и явлений и др.).
  • 2. Методы эмпирического исследования: метод наблюдения (скрытое-открытое; включенное-невключенное); метод беседы (индивидуальная, коллективная); социологические методы (анкетирование, интервьюирование, социометрия); биографический метод; изучение школьной документации; изучение продуктов деятельности учащихся и педагогов; изучение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); опытная работа; математические методы (метод регистрации, метод шкалирования, метод ранжирования, методы математической статистики).

Педагог-исследователь в своей работе должен неуклонно соблюдать требование единства методики исследования и педагогического воздействия. Это значит, что методика исследования не может вносить чего-либо противоречащего разумному педагогическому руководству деятельностью коллектива и отдельных учащихся.

Процедура педагогического исследования (из лекций Якубеля Г.И.)

  • 1. Определение проблемы исследования.
  • 2. Определение темы, цели, задач исследования.
  • 3. Формулирование предварительной гипотезы.
  • 4. Сбор разнообразной информации по теме исследования с помощью различных методов.
  • 5. Построение теоретических концепций (моделей) исследуемого педагогического процесса.
  • 6. Разработка методики обучения и воспитания, с помощью которой реализуется данная концепция.
  • 7. Педагогический эксперимент с целью проверки эффективности данной методики.
  • 8. Обработка результатов эксперимента и формулирование выводов.
  • 9. Внедрение результатов педагогического исследования в практику.

Источник: https://studwood.ru/1661811/pedagogika/metody_organizatsiya_pedagogicheskogo_issledovaniya

Ссылка на основную публикацию