Методы социальной психологии — студенческий портал

Особый предмет работы психологов-ученых составляет социально-психологическое вмешательство, которое можно адресовать содержанию такой сферы социально-психологического знания как практическая социальная психология.

Замечание 1

Практическая социальная психология включает в себя основные виды деятельности психолога, связанные с содействием отдельным индивидам, группам и организациям в ходе решения их жизненно-профессиональных проблем.

Здесь психологи выступают в качестве активных агентов, которые осуществляют определенные действия. В их результате ожидаются предсказуемые и запланированные положительные изменения, что отличает практическую социальную психологию от фундаментальной или академической соц.

психологии, где задача состоит не в изменении, а изучении социальных и психологических явлений, процессов жизни общества.

С целью выяснения субординации в прикладной и фундаментальной социальной психологии рассмотрим схему на рис. 1.

, из которой можно увидеть, что фундаментальное и прикладное исследование исполняют также и похожие функции, которые заключаются в анализе соответствующих феноменов, ситуаций, включая обеспечение прогноза их развития. Для этого широко используются методы практической социальной психологии.

Методы социальной психологии - Студенческий портал

Рисунок 1. Отношения между фундаментальной, прикладной и практической социальной психологией

Состав методов социальной психологии

Практическая социальная психология исследуется с помощью большого числа методов. Так, методика, используемая в области социально-психологической практики, разнообразна и обладает уникальностью во всей своей полноте.

Методы социальной психологии могут быть не только теоретически описаны в деталях, всю методологию можно разделить в соответствии с критерием активности (вмешательством) в социально-психологическую реальность.

Здесь происходит их классификация на методы исследования и методы воздействия (рис. 2).

Методы социальной психологии - Студенческий портал

Рисунок 2. Методы практической социальной психологии

Методы исследования при решении задач на практике и в познании выступают в форме диагностики, которая представлена установлением причинно-следственных связей, выявлением соответствующих сторон конкретной проблемы (ситуаций в целом).

Диагностика способна ответить на вопрос «Что происходит?» или найти ответ на классический вопрос: «Кто виноват?». Способы коррекции в этом случае могут дать ответ на вопрос: «Что делать?».

Конкретная практическая задача в виде заказа предусматривает непременный ответ на оба вопроса.

Особенности методов социальной психологии

Одновременно с этим, практическое исследование в отличие от фундаментального не может быть востребованным без наличия основных рекомендаций. Даже в ситуации, когда психологи не осуществляют последующей коррекционной работы, рекомендации представляют собой обязательную часть отчета по диагностике.

Различие между фундаментальным и прикладным исследованием представлены уровнем рекомендаций.

Так, для фундаментальных исследований характерна выработка достаточно общих, глобальных рекомендаций, которые рассчитаны на отдаленную перспективу.

Прикладные же рекомендации практического характера, что характеризуется их конкретностью и интерпретацией в качестве прямых «указаний» или «советов» для тех, кто будет их реализовывать.

Область работы практического психолога принципиально другая, специалист сам производит вмешательство в определенный социально-психологический процесс. Если наука за основную задачу принимает взгляд на проблему или доказательство ее «нерешабельности», то психолог-практик ставит задачу в умении посмотреть на «нерентабельную» проблему так, чтобы она стала решаемой с помощью научных средств.

В собственных заключениях исследователь больше имеет целью анализ, а практик концентрируется на синтезе.

Исследователи в большей мере размышляют над тем, что интересно, а практик – над тем, что будет полезным. Помимо этого, исследователям в целом безразлично их взаимоотношение с заказчиком.

Тогда как для практиков установление контактов с клиентами представляет собой непременное условие успешной работы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/prakticheskaja-sotsialnaja-psihologija/

Статьи о психологии, публикации

НазваниеРейтинг▼
ЛЮБОВЬ – ЧУВСТВО ИЛИ РАБОТА?Эмоции – помогают переживать и обрабатывать, поступающую из внешнего мира информацию. Механизм саморегуляции организма по поддержанию его целостности и стабильности. Длятся от нескольких минут, часов до нескольких дней. +2
Квантовое мышление и «ньютоновский невроз»Мы не выбирали мир, в котором нам жить и строить своё будущее, мы в нем родились. Он был создан таким, чтобы мы могли в нем родиться. Признавая окружающий мир таким, какой он есть, отказываясь от попыток сделать его другим, мы не только проявляем к нему уважение, но получаем широкий доступ для изучения его скрытых процессов, а значит, вовремя можем приспособиться к любым изменениям так, чтобы в полной мере соответствовать тому, что нас окружает. +1
Карты как направление эзотерики и психологииВ статье использованы материалы книг Хайо Банцхафа, крупнейшего в Европе таролога и философа-эзотерика +1
Психология смысла: смысл жизни в контексте логотерапии, смыслотерапииЖить для себя? Но ведь моя жизнь личная есть зло и бессмыслица. Жить для своей семьи? Для своей общины? Отечества, человечества даже? Но если жизнь моей личности бедственна и бессмысленна, то так же бессмысленна и жизнь всякой другой человеческой личности, и потому бесконечное количество собранных вместе бессмысленных и неразумных личностей не составят и одной блаженной и разумной жизни. Жить самому, не зная зачем, делая то, что делают другие? Да ведь я знаю, что другие, так же как и я, не знают сами, зачем они делают то, что делают. Л. Н. Толстого. «О жизни» +1
Отношение к успехуТак уж устроен наш российско-совковый менталитет, что большинству успешных наших сограждан стыдно признаться, что они зарабатывают своим трудом деньги. Парадокс, казалось бы, для современного человека, но это факт. Стыдятся люди зарабатывать своим трудом. +1
Почему мужчины боятся девственниц.Очень многие мужчины, причём любого возраста, с особой важностью и гордостью любят рассказать, или присочинить к своим любовным победам, одну-две девственницы. Может быть, в разговоре о победах на интимном фронте, это и кажется самым обычным и ярким поступком, но, на деле оказывается, что не каждый мужчина способен на дефлорацию. Больше того, некоторые откровенно отказываются от близости, узнав о невинном состоянии своей подруги. Почему же это происходит с мужчинами? +1
Полюбить себяМногие женщины в нашем обществе живут в семейной жизни по принципу – мужчина главный. Но мужчины бывают разные. Одни действительно являясь главой своей семьи: зарабатывают деньги на содержание дома, детей и жены, всячески оберегают своих близких, дорожат ими. +1
Душевный кризис — новый шаг к успехуСложные периоды случаются в жизни у каждого: неожиданно наваливается чувство безразличия, теряется смысл происходящего вокруг, нет сил на новые дела, не хочется никуда идти и с кем-то разговаривать… +1
Нелюбовь: когда в отношениях наступают заморозкиСегодня я проснулась и отчётливо поняла, что мой муж, с которым мы прожили двадцать лет, меня совершенно не любит. Нет, у него не появилась другая женщина. И я не строю планы счастливой жизни с его счастливым соперником. +1
Психология телаАнализ торговых сделок 70-80 годов показал, что язык телодвижений, по разным данным, является источником 60-80% получаемой, во время переговоров, информации. Известный антрополог Рей Бедрвистелл в свое время утверждал, что средний человек посвящает словесному общению не более получаса в день. При этом, он в состоянии различить 250000 выражений лица и тысячи комбинаций жестов, интонации голоса, положений тела и т.д. Для сравнения слов в Русском языке чуть больше 500 тыс. +1

Источник: https://www.psycheportal.ru/articles.php?action=show&id=58

Социальная психология

Начать обучение

Уважаемые слушатели! В нашем Институте регулярно проходят различные акции и действуют скидки, узнать о которых вы можете на сайте в разделе «Новости».

Читайте также:  Основные характеристики русской философии - студенческий портал

Документ: диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (высылается Почтой России).

Роль и значение программы:

1. Предоставление слушателю знаний об основных феноменах взаимодействия личности и группы, а также механизмах межгруппового взаимодействия; практических умений, связанных с урегулированием конфликтных ситуаций, формированием благоприятного психологического климата в коллективах и группах.

  • 2. Формирование компетенций в следующих областях:- урегулирование конфликтных ситуаций, медиация; — психологическая помощь в решении проблем личности, связанных с ее включением в социальные группы;- управление коллективом;- ведение переговоров;
  • — психология общения.

Актуальность программы:Как известно личность не существует изолированно от общества.

Непременным условием жизни человека является его включенность в различные социальные группы, исполнение разнообразных социальных ролей.

Принадлежность к различным общественным группам заметно меняет поведение человека, изменяя способы проявления его индивидуальности, подчиняя его своим законам.

Социальная психология изучает личность в контексте ее взаимодействия с группами, законы формирования и развития больших и малых групп, закономерности общения людей и групп между собой.

Именно социальный психолог способен помочь в решении внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.

Именно образование в области социальной психологии дает профессионалу необходимые знания и навыки для управления трудовым или иным коллективом, для умелого формирования нужного психологического климата внутри группы.

Социальный психолог умело строит переговоры и может обучить этому других людей. Социальный психолог знает закономерности общения и владеет приемами эффективного взаимодействия, умеет убеждать и использовать технологии влияния.

  1. Поэтому специалисты в области социальной психологии крайне востребованы в бизнесе, образовании, менеджменте и многих других отраслях.
  2. Целевая аудитория: психологи, менеджеры, руководители, сотрудники отделов по управлению персоналом, педагоги и организаторы мероприятий.
  3. Цель программы: обучение специалистов, компетентных в области взаимодействия людей и способных регулировать данное взаимодействие на основе современных научных знаний.
  4. Задачи программы:• изучить теоретические и методологические основы социальной психологии;• создать целостное представление о механизмах, закономерностях и феноменах взаимодействия личности и группы;• рассмотреть основные методы управления социально-психологическими процессами; • развить умение интерпретировать конкретные ситуации с точки зрения известных социально-психологических теорий и формулировать соответствующие практические рекомендации;
  5. • овладеть навыками проведения эмпирических социально-психологических исследований и анализа их результатов.

Требования к образованию слушателя: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаютсялица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Слушатели, имеющие диплом о неоконченном высшем образовании или удостоверение педагогического класса, на обучение не принимаются*. 

*в соответствии с разъяснениями Минобрнауки АК-2453/06 от 25.08.2015, «обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования».

Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.

Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале http://new.in-texno.ru

Форма итоговой аттестации по программе: итоговый междисциплинарный экзамен в форме тестирования

Содержание программы:

п/п Содержание курса Всего ауд. час. Контрольное мероприятие
1. Социальная психология как наука. История социальной психологии. Методология и методы социально-психологических исследований 18  Зачетное тестирование
2. Личность как объект социальной психологии. Социализация личности. Социально-психологические проблемы личности 22  Зачетное тестирование
3. Группа: типы, модели и этапы формирования. Структурные и динамические характеристики группы 28  Зачетное тестирование
4. Руководство и лидерство в группе. Совместная деятельность 30  Зачетное тестирование
5. Межгрупповые процессы 28  Зачетное тестирование
6. Психология общения 30  Зачетное тестирование
7. Психологические основы деловых отношений 20  Зачетное тестирование
8. Конфликтология 30  Зачетное тестирование
9. Методы активного социально-психологического обучения 14  Зачетное тестирование
10. Этническая и кросскультурная психология 14  Зачетное тестирование
11 Профессиональная деятельность психолога в системе социальных служб. 16  Зачетное тестирование
ИТОГО ЧАСОВ 250 Экзаменационное тестирование

Подробнее о программе и обучении по тел.:  +7 495 105 96 04. 

Источник: https://in-texno.ru/programm/professionalnaya-perepodgotovka/sotsialnaya-psikhologiya-2

Открытое образование: Онлайн-курс "Социальная психология"

  • 13 недель
  • от 2 до 3 часов в неделю
  • 4 зачётных единицы

В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы.

Рассмотрим, как он обрабатывает информацию, какие эмоции испытывает и как ведет себя. Проанализируем основные эффекты, проблемы и способы их решения.

Обсудим классические и современные социально-психологические модели, а также их практическое приложение.

Мы всю свою жизнь, от рождения до смерти, проводим в окружении других людей. Эти люди оказывают большое влияние на наше мышление, эмоции и поведение. В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы.

Рассмотрим, как люди анализируют информацию о себе и окружающих; когда испытывают позитивные и негативные эмоции друг к другу; при каких условиях ведут себя кооперативно и конкурентно, помогают и наносят ущерб.

Обсудим, что происходит с человеком при межличностном общении, в малых и больших группах, а также при межгрупповом взаимодействии. Поговорим об основных эффектах, трудностях и способах их решения.

Курс включает в себя лекции и дополнительные материалы: отрывки из художественных фильмов, интервью с экспертами, описание отдельных социально-психологических экспериментов. Эти материалы помогут понять, какую роль социально-психологические знания играют в разных областях жизни: от образования до организационного поведения.

Формат

Курс состоит из 19 видеолекций. Каждая видеолекция длится от 40 до 70 минут и делится на короткие видеофрагменты от 7 до 15 минут. Видеолекции идут на протяжении 14 недель. Для проверки знаний в курс включено 12 промежуточных тестов по 15 вопросов в каждом, а также итоговый тест из 50 вопросов.

Требования

  • Интерес к социальной психологии
  • Умение анализировать новую информацию
  • Готовность учиться

Результаты обучения

В результате освоения дисциплины слушатель сможет
1) перечислить:

  • закономерности и эффекты, возникающие при восприятии себя, других людей и социальных групп;
  • механизмы и факторы коммуникации в различных социальных ситуациях (личных, деловых и общественных отношениях);
  • механизмы и факторы социального взаимодействия в различных социальных ситуациях (личных, деловых и общественных отношениях).

2) выявить:

  • социально-психологические эффекты и закономерности в реальных ситуациях;

3) предложить:

  • отдельные социально-психологические процедуры воздействия на людей и социальные группы в личных, деловых и общественных отношениях.

Формируемые компетенции

Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций:

  • Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3)
  • Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4)
  • Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технология (ПК-3)
  • Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

Источник: https://openedu.ru/course/hse/SOCPSY/

Шпаргалка по социальной психологии

  • Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.
  • Уровни методологии социальной психологии
  • 1) общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;
  • 2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;
  • 3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
  • Особенности научного исследования в социальной психологии
  • 1) исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;
  • 2) исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач;
  • 3) для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез;
  • 4) целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.
  • Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
  • Специфика социально-психологических исследований:
  • 1) описывают психологические характеристики самой группы;
Читайте также:  Виды маркетинга в зависимости от спроса - студенческий портал

2) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

  1. 3) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
  2. 4) источником данных является сам человек;
  3. 5) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;
  4. 6) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;
  5. 7) работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).
  6. Источники информации в социальной психологии:
  7. 1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);

  • 3) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;
  • 4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.
  • Тенденции развития социально-психологических методов исследования:
  • 1) повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);
  • 2) разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;
  • Психология bookap

3) комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)

4) разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).

Источник: https://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl8.shtm

Социально-психологическая структура межпоколенческих отношений студенческой молодежи — Социальная психология и общество — 2019. Том. 10, № 2

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение социально-психологической структуры межпоколенческих отношений студенческой молодежи, проживающей в разных регионах России. В исследовании приняли участие 102 студента в возрасте 17—24 лет, проживающие в г. Санкт-Петербурге и г. Архангельске.

Теоретико-методологическую базу исследования составили социологический подход к пониманию феномена «поколение», а также социально-психологическая трактовка поколения как большой социальной группы. Результаты структурированы в соответствии с тремя исследовательскими вопросами: 1. Каково влияние гетерогенности социокультурных условий на становление системы межпоколенческих отношений? 2.

Каким образом взаимосвязаны между собой характеристики поколенческой идентификации и межпоколенческих отношений? 3.

Каким образом реальный опыт взаимодействия с представителями разных поколений опосредует характер межпоколенческих отношений? Результаты исследования показывают, что среди респондентов доминирует идентификация с постсоветским поколением (независимо от места жительства), структура социальных контактов также носит универсальный характер (более 50% составляют представители постсоветского поколения, по 17—20% — переходного и советского поколений, около 5% — послевоенного поколения). Регрессионный анализ свидетельствует о том, что большое количество внутрипоколенческих связей является предиктором размытой поколенческой идентичности, которая, в свою очередь, опосредует характер межпоколенческих отношений, прежде всего, с представителями «своего» поколения.

Ссылка для цитирования

Микляева А.В., Постникова М.И. Социально-психологическая структура межпоколенческих отношений студенческой молодежи // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 114–126. doi:10.17759/sps.2019100209

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-00910А).

Микляева А.В. Социально-психологическая структура межпоколенческих отношений студенческой молодежи

  1. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. 174 c.
  2. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42—48.
  3. Гулевич О.А., Онучин А.Н. Основные направления изучения эффектов межгруппового восприятия // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 53—67.
  4. Изотова Е.И., Голубева Н.А., Гребенникова О.В. Феномен межпоколенной трансмиссии в социокультурном и информационном пространствах современности // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 51—63.
  5. Казьмина О.Ю. Тест «Социальные сети подростка» // Школьный психолог. 1998. № 41. С. 2.
  6. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 c.
  7. Лезгина Д.В. Проблема преемственности поколений (в западноевропейской философии): Автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 2004. 20 c.
  8. Левада Ю.А. Сочинения. Избранное: социологические очерки, 2000—2005. М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. 507 c.
  9. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Изд-во «Наука», 1988. 429 c.
  10. Микляева А.В. Психология межвозрастных отношений. М.: Перо, 2014. 159 c.
  11. Пищик В.И. Типология ментальности советских и постсоветских поколений // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 3. С. 18—24.
  12. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. C. 80—88.
  13. Постникова М.И. Психология отношений между поколениями в современной России: Дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2011. 445 c.
  14. Рикель А.М., Доренская С.В. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 4. С. 205—227. doi: 10.21702/rpj.2017.4.10
  15. Сиврикова Н.В.

Источник: https://PsyJournals.ru/social_psy/2019/n2/Miklyaeva_Postnikova.shtml

Методологические основы и методы социальной психологии

Применительно к науке вообще и социальной психологии в частности различают: общую методологию, специально-научную методологию и методологию как совокупность конкретных методических приемов исследования.

Общая методология – общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. В качестве общей методологии могут выступать различные философские системы.

Наиболее широкое распространение среди зарубежных психологов получило такое философское направление, как позитивизм. Позитивизм отказывается от решения вопроса, что первично: сознание или материя.

Главное, с точки зрения позитивизма, – это опора на научно проверенные факты, установленные в научном исследовании, отказ от фактов, противоречащих друг другу в исследованиях.

Практика научного эксперимента возводится позитивизмом на особо высокую ступень.

В отечественной социальной психологии в качестве общей методологии выступает философия диалектического и исторического материализма Карла Маркса. В области исторического материализма Маркс разработал учение об общественно-экономических формациях.

Основой развития общества является материальное производство (производительные силы и производственные отношения). Изменения в сфере материального производства влекут изменения в идеологической надстройке (в сфере политики, философии, нравственности и т.д.). Положение философии К.

Маркса о том, что бытие и деятельность определяют сознание, обусловило тот факт, что советским психологом С. Л. Рубинштейном был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, суть которого состояла в следующем: «Формируясь в деятельности, психика и сознание в деятельности и проявляются.

Деятельность и сознание образуют органическое целое, не тождество, но единство«.

Специальная методология – это система принципов (основополагающих идей), применяемых в данной области знаний, это совокупность способов, правил организации, регуляции и построения теоретической и практической деятельности человека, а также учение об этой системе. Специальная методология социальной психологии адаптирует общефилософские принципы применительно к нуждам социально-психологических исследований.

Социальная психология, принимая методологический принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, рассматривает:

  • 1) деятельность как способ бытия человека и общества:
    • а) именно деятельность производит и изменяет конкретные условия существования общества и каждого человека;
    • б) в ходе деятельности человек удовлетворяет свои потребности, преобразуя предметный мир и изменяя самого себя;
    • в) в ходе деятельности развивается сама человеческая личность;
  • 2) совместная социальная деятельность людей порождает особые связи, группы, и уже группа выступает как субъект деятельности; имеются определенные потребности, мотивы, цели, действия группы.
Читайте также:  Высшая математика 1 курс - студенческий портал

Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик, техник исследования тех явлений, которые составляют предмет и объект анализа данной науки.

К методам исследования относятся: методы сбора информации и методы обработки полученной информации. К методам сбора информации относятся: наблюдение, изучение документов, анкетирование, интервью, тесты, эксперимент.

Наблюдение является наиболее распространенным методом, с помощью которого изучаются социально-психологические явления и процессы без вмешательства в их течение. Наблюдение предполагает систематичность, целенаправленность, фиксацию результатов.

Метод изучения документов. При помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы). Наиболее продуктивным данный метод становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа.

Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Для этого, соответственно целям исследования, выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, затем производится замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации.

Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы; стандартизированное, по форме близкое к анкете.

Тест (от англ. test – проверка, опыт) – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности.

В социальной психологии чаще всего используются личностные тесты или групповые. Наиболее широкое распространение среди групповых тестов получил социометрический тест.

Данный тест позволяет диагностировать уровень взаимных симпатий и антипатий и статусно-ролевые отношения в группе.

Эксперимент – один из основных методов социальной психологии. Основная масса эмпирических фактов получена с помощью эксперимента. По своим разновидностям эксперимент делится на лабораторный и естественный. В случае проведения лабораторного эксперимента действия испытуемых определяются инструкцией, а условия специально моделируются.

Естественный эксперимент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых. При этом они не знают, что участвуют в эксперименте. Естественный эксперимент является промежуточным между наблюдением и лабораторным экспериментом. Психолог может влиять на ситуацию, по в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых.

Общим требованием, предъявляемым для естественного и лабораторного экспериментов, является наличие контрольной и экспериментальной групп, чтобы было возможным сравнение полученных данных.

Поскольку социальная психология стремится изучать реальные социальные группы, реальную деятельность личности в них, то естественный эксперимент является более перспективным методом.

К методам обработки полученной информации относятся: факторный и корреляционный анализ, методы моделирования, техники компьютерной обработки полученных данных и др.

Источник: https://studme.org/77382/psihologiya/metodologicheskie_osnovy_metody_sotsialnoy_psihologii

Социальная психология

Основная цель освоения дисциплины «Социальная психология» состоит в изучении теоретических, методических и практических основ социальной психологии в традициях зарубежных и отечественных школ и направлений. Предметом курса «Социальная психология» выступают закономерности мышления и поведения людей в социальных группах.

В рамках курса рассматриваются основные теоретические подходы и методы исследования в социальной психологии, анализируются разные формы мышления и поведения человека в социальной группе.

Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки личности, межличностное общение, малые социальные группы, большие социальные группы, межгрупповые отношения, социализация.

Основные задачи изучения дисциплины «Социальная психология» формулируются следующим образом:

  1. раскрыть социально-психологическую проблематику изучения личности, показать отличие социально-психологического подхода к личности от социологического и общепсихологического, преемственности различных психологических и социологических подходов в определении предмета социальной психологии личности;
  2. дать основные психологические и социально-психологические понятия и принципы;
  3. ознакомить студентов с методами, методиками и приемами  работы социального психолога;
  4. ознакомить студентов с зарубежными и отечественными социально-психологическими теориями личности, теориями социализации личности, экспериментальными исследованиями аттитюдов, с классическими социально-психологическими экспериментами в области социального влияния, с социально-психологическими исследованиями отношений личности;
  5. сформировать у студентов социально-психологическую компетентность в анализе и понимании личности и ее социального поведения.

Предлагаемая программа дисциплины «Социальная психология» составлена на основе действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 39.03.01 – «Социология». Учебная дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть Блока 1, является обязательной дисциплиной (Б1.Б.19)

Изучение курса предполагает предварительное знакомство студентов с основами философии и социологии в рамках дисциплин «Основы социологии», «Философия». Обязательный минимум требований, необходимый для освоения данной дисциплины и приобретенный в результате освоения указанных предшествующих дисциплин сводится к следующему. Бакалавр должен:

  • иметь представление о структуре философского и социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных взаимосвязях на разных уровнях;
  • знать основные составляющие структуры личности, понятия социального статуса и социальной роли;
  • иметь представление об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий;
  • знать основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования.

Предлагаемый курс является обобщающим современные представления о социальной психологии, современных социально-психологических методах работы и, несомненно, послужит дальнейшему углублению знаний студентов.

Курс подготавливает студентов к овладению такими дисциплинами ОПП бакалавриата 39.03.

01 — «Социология» как «Психология и педагогика», «Социальная педагогика», «Социология личности», «Социология управления и организаций», «Социология конфликта», «Социология коммуникаций», «Этносоциология», «Социальная антропология».

Настоящий курс предполагает овладение студентами такими общекультурными и общепрофессиональными компетенциями как:

  • способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
  • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
  • способность к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОПК-2).

В результате освоения дисциплины «Социальная психология» студенты должны:

  • ключевые понятия и принципы социальной психологии;
  • предметные области социальной психологии;
  • методы, методики и технологии  работы социального психолога;
  • основные вехи в развитии социальной психологии, как в России, так и за рубежом, а также классические и современные социально-психологические теории и школы;
  • механизмы мышления и поведения людей в социальных группах.
  • использовать положения и категории социальной психологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
  • активно участвовать в обсуждении вынесенных на семинарское занятие вопросов, делать сообщение, выступать с докладом;
  • формировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам социальной психологии.
  • навыками восприятия и анализа текстов, имеющих социально-психологическое содержание;
  • навыками получения необходимой информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;
  • приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
  • практическими навыками для анализа конкретных социально-психологических ситуаций.

Файл рабочей программы (очная форма):  Социальная психология очнаяФайл рабочей программы (заочная форма):  Социальная психология заочная

Источник: https://www.sgu.ru/structure/sociological/courses/bachelor-sociologiya-0/socialnaya-psihologiya

Ссылка на основную публикацию