Особый предмет работы психологов-ученых составляет социально-психологическое вмешательство, которое можно адресовать содержанию такой сферы социально-психологического знания как практическая социальная психология.
Замечание 1
Практическая социальная психология включает в себя основные виды деятельности психолога, связанные с содействием отдельным индивидам, группам и организациям в ходе решения их жизненно-профессиональных проблем.
Здесь психологи выступают в качестве активных агентов, которые осуществляют определенные действия. В их результате ожидаются предсказуемые и запланированные положительные изменения, что отличает практическую социальную психологию от фундаментальной или академической соц.
психологии, где задача состоит не в изменении, а изучении социальных и психологических явлений, процессов жизни общества.
С целью выяснения субординации в прикладной и фундаментальной социальной психологии рассмотрим схему на рис. 1.
, из которой можно увидеть, что фундаментальное и прикладное исследование исполняют также и похожие функции, которые заключаются в анализе соответствующих феноменов, ситуаций, включая обеспечение прогноза их развития. Для этого широко используются методы практической социальной психологии.
Рисунок 1. Отношения между фундаментальной, прикладной и практической социальной психологией
Состав методов социальной психологии
Практическая социальная психология исследуется с помощью большого числа методов. Так, методика, используемая в области социально-психологической практики, разнообразна и обладает уникальностью во всей своей полноте.
Методы социальной психологии могут быть не только теоретически описаны в деталях, всю методологию можно разделить в соответствии с критерием активности (вмешательством) в социально-психологическую реальность.
Здесь происходит их классификация на методы исследования и методы воздействия (рис. 2).
Рисунок 2. Методы практической социальной психологии
Методы исследования при решении задач на практике и в познании выступают в форме диагностики, которая представлена установлением причинно-следственных связей, выявлением соответствующих сторон конкретной проблемы (ситуаций в целом).
Диагностика способна ответить на вопрос «Что происходит?» или найти ответ на классический вопрос: «Кто виноват?». Способы коррекции в этом случае могут дать ответ на вопрос: «Что делать?».
Конкретная практическая задача в виде заказа предусматривает непременный ответ на оба вопроса.
Особенности методов социальной психологии
Одновременно с этим, практическое исследование в отличие от фундаментального не может быть востребованным без наличия основных рекомендаций. Даже в ситуации, когда психологи не осуществляют последующей коррекционной работы, рекомендации представляют собой обязательную часть отчета по диагностике.
Различие между фундаментальным и прикладным исследованием представлены уровнем рекомендаций.
Так, для фундаментальных исследований характерна выработка достаточно общих, глобальных рекомендаций, которые рассчитаны на отдаленную перспективу.
Прикладные же рекомендации практического характера, что характеризуется их конкретностью и интерпретацией в качестве прямых «указаний» или «советов» для тех, кто будет их реализовывать.
Область работы практического психолога принципиально другая, специалист сам производит вмешательство в определенный социально-психологический процесс. Если наука за основную задачу принимает взгляд на проблему или доказательство ее «нерешабельности», то психолог-практик ставит задачу в умении посмотреть на «нерентабельную» проблему так, чтобы она стала решаемой с помощью научных средств.
В собственных заключениях исследователь больше имеет целью анализ, а практик концентрируется на синтезе.
Исследователи в большей мере размышляют над тем, что интересно, а практик – над тем, что будет полезным. Помимо этого, исследователям в целом безразлично их взаимоотношение с заказчиком.
Тогда как для практиков установление контактов с клиентами представляет собой непременное условие успешной работы.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/prakticheskaja-sotsialnaja-psihologija/
Статьи о психологии, публикации
ЛЮБОВЬ – ЧУВСТВО ИЛИ РАБОТА?Эмоции – помогают переживать и обрабатывать, поступающую из внешнего мира информацию. Механизм саморегуляции организма по поддержанию его целостности и стабильности. Длятся от нескольких минут, часов до нескольких дней. | +2 |
Квантовое мышление и «ньютоновский невроз»Мы не выбирали мир, в котором нам жить и строить своё будущее, мы в нем родились. Он был создан таким, чтобы мы могли в нем родиться. Признавая окружающий мир таким, какой он есть, отказываясь от попыток сделать его другим, мы не только проявляем к нему уважение, но получаем широкий доступ для изучения его скрытых процессов, а значит, вовремя можем приспособиться к любым изменениям так, чтобы в полной мере соответствовать тому, что нас окружает. | +1 |
Карты как направление эзотерики и психологииВ статье использованы материалы книг Хайо Банцхафа, крупнейшего в Европе таролога и философа-эзотерика | +1 |
Психология смысла: смысл жизни в контексте логотерапии, смыслотерапииЖить для себя? Но ведь моя жизнь личная есть зло и бессмыслица. Жить для своей семьи? Для своей общины? Отечества, человечества даже? Но если жизнь моей личности бедственна и бессмысленна, то так же бессмысленна и жизнь всякой другой человеческой личности, и потому бесконечное количество собранных вместе бессмысленных и неразумных личностей не составят и одной блаженной и разумной жизни. Жить самому, не зная зачем, делая то, что делают другие? Да ведь я знаю, что другие, так же как и я, не знают сами, зачем они делают то, что делают. Л. Н. Толстого. «О жизни» | +1 |
Отношение к успехуТак уж устроен наш российско-совковый менталитет, что большинству успешных наших сограждан стыдно признаться, что они зарабатывают своим трудом деньги. Парадокс, казалось бы, для современного человека, но это факт. Стыдятся люди зарабатывать своим трудом. | +1 |
Почему мужчины боятся девственниц.Очень многие мужчины, причём любого возраста, с особой важностью и гордостью любят рассказать, или присочинить к своим любовным победам, одну-две девственницы. Может быть, в разговоре о победах на интимном фронте, это и кажется самым обычным и ярким поступком, но, на деле оказывается, что не каждый мужчина способен на дефлорацию. Больше того, некоторые откровенно отказываются от близости, узнав о невинном состоянии своей подруги. Почему же это происходит с мужчинами? | +1 |
Полюбить себяМногие женщины в нашем обществе живут в семейной жизни по принципу – мужчина главный. Но мужчины бывают разные. Одни действительно являясь главой своей семьи: зарабатывают деньги на содержание дома, детей и жены, всячески оберегают своих близких, дорожат ими. | +1 |
Душевный кризис — новый шаг к успехуСложные периоды случаются в жизни у каждого: неожиданно наваливается чувство безразличия, теряется смысл происходящего вокруг, нет сил на новые дела, не хочется никуда идти и с кем-то разговаривать… | +1 |
Нелюбовь: когда в отношениях наступают заморозкиСегодня я проснулась и отчётливо поняла, что мой муж, с которым мы прожили двадцать лет, меня совершенно не любит. Нет, у него не появилась другая женщина. И я не строю планы счастливой жизни с его счастливым соперником. | +1 |
Психология телаАнализ торговых сделок 70-80 годов показал, что язык телодвижений, по разным данным, является источником 60-80% получаемой, во время переговоров, информации. Известный антрополог Рей Бедрвистелл в свое время утверждал, что средний человек посвящает словесному общению не более получаса в день. При этом, он в состоянии различить 250000 выражений лица и тысячи комбинаций жестов, интонации голоса, положений тела и т.д. Для сравнения слов в Русском языке чуть больше 500 тыс. | +1 |
Источник: https://www.psycheportal.ru/articles.php?action=show&id=58
Социальная психология
Начать обучение
Уважаемые слушатели! В нашем Институте регулярно проходят различные акции и действуют скидки, узнать о которых вы можете на сайте в разделе «Новости».
Документ: диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (высылается Почтой России).
Роль и значение программы:
1. Предоставление слушателю знаний об основных феноменах взаимодействия личности и группы, а также механизмах межгруппового взаимодействия; практических умений, связанных с урегулированием конфликтных ситуаций, формированием благоприятного психологического климата в коллективах и группах.
- 2. Формирование компетенций в следующих областях:- урегулирование конфликтных ситуаций, медиация; — психологическая помощь в решении проблем личности, связанных с ее включением в социальные группы;- управление коллективом;- ведение переговоров;
- — психология общения.
Актуальность программы:Как известно личность не существует изолированно от общества.
Непременным условием жизни человека является его включенность в различные социальные группы, исполнение разнообразных социальных ролей.
Принадлежность к различным общественным группам заметно меняет поведение человека, изменяя способы проявления его индивидуальности, подчиняя его своим законам.
Социальная психология изучает личность в контексте ее взаимодействия с группами, законы формирования и развития больших и малых групп, закономерности общения людей и групп между собой.
Именно социальный психолог способен помочь в решении внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
Именно образование в области социальной психологии дает профессионалу необходимые знания и навыки для управления трудовым или иным коллективом, для умелого формирования нужного психологического климата внутри группы.
Социальный психолог умело строит переговоры и может обучить этому других людей. Социальный психолог знает закономерности общения и владеет приемами эффективного взаимодействия, умеет убеждать и использовать технологии влияния.
- Поэтому специалисты в области социальной психологии крайне востребованы в бизнесе, образовании, менеджменте и многих других отраслях.
- Целевая аудитория: психологи, менеджеры, руководители, сотрудники отделов по управлению персоналом, педагоги и организаторы мероприятий.
- Цель программы: обучение специалистов, компетентных в области взаимодействия людей и способных регулировать данное взаимодействие на основе современных научных знаний.
- Задачи программы:• изучить теоретические и методологические основы социальной психологии;• создать целостное представление о механизмах, закономерностях и феноменах взаимодействия личности и группы;• рассмотреть основные методы управления социально-психологическими процессами; • развить умение интерпретировать конкретные ситуации с точки зрения известных социально-психологических теорий и формулировать соответствующие практические рекомендации;
- • овладеть навыками проведения эмпирических социально-психологических исследований и анализа их результатов.
Требования к образованию слушателя: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаютсялица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Слушатели, имеющие диплом о неоконченном высшем образовании или удостоверение педагогического класса, на обучение не принимаются*.
*в соответствии с разъяснениями Минобрнауки АК-2453/06 от 25.08.2015, «обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования».
Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.
Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале http://new.in-texno.ru
Форма итоговой аттестации по программе: итоговый междисциплинарный экзамен в форме тестирования
Содержание программы:
п/п | Содержание курса | Всего ауд. час. | Контрольное мероприятие |
1. | Социальная психология как наука. История социальной психологии. Методология и методы социально-психологических исследований | 18 | Зачетное тестирование |
2. | Личность как объект социальной психологии. Социализация личности. Социально-психологические проблемы личности | 22 | Зачетное тестирование |
3. | Группа: типы, модели и этапы формирования. Структурные и динамические характеристики группы | 28 | Зачетное тестирование |
4. | Руководство и лидерство в группе. Совместная деятельность | 30 | Зачетное тестирование |
5. | Межгрупповые процессы | 28 | Зачетное тестирование |
6. | Психология общения | 30 | Зачетное тестирование |
7. | Психологические основы деловых отношений | 20 | Зачетное тестирование |
8. | Конфликтология | 30 | Зачетное тестирование |
9. | Методы активного социально-психологического обучения | 14 | Зачетное тестирование |
10. | Этническая и кросскультурная психология | 14 | Зачетное тестирование |
11 | Профессиональная деятельность психолога в системе социальных служб. | 16 | Зачетное тестирование |
ИТОГО ЧАСОВ | 250 | Экзаменационное тестирование |
Подробнее о программе и обучении по тел.: +7 495 105 96 04.
Источник: https://in-texno.ru/programm/professionalnaya-perepodgotovka/sotsialnaya-psikhologiya-2
Открытое образование: Онлайн-курс "Социальная психология"
- 13 недель
- от 2 до 3 часов в неделю
- 4 зачётных единицы
В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы.
Рассмотрим, как он обрабатывает информацию, какие эмоции испытывает и как ведет себя. Проанализируем основные эффекты, проблемы и способы их решения.
Обсудим классические и современные социально-психологические модели, а также их практическое приложение.
Мы всю свою жизнь, от рождения до смерти, проводим в окружении других людей. Эти люди оказывают большое влияние на наше мышление, эмоции и поведение. В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы.
Рассмотрим, как люди анализируют информацию о себе и окружающих; когда испытывают позитивные и негативные эмоции друг к другу; при каких условиях ведут себя кооперативно и конкурентно, помогают и наносят ущерб.
Обсудим, что происходит с человеком при межличностном общении, в малых и больших группах, а также при межгрупповом взаимодействии. Поговорим об основных эффектах, трудностях и способах их решения.
Курс включает в себя лекции и дополнительные материалы: отрывки из художественных фильмов, интервью с экспертами, описание отдельных социально-психологических экспериментов. Эти материалы помогут понять, какую роль социально-психологические знания играют в разных областях жизни: от образования до организационного поведения.
Формат
Курс состоит из 19 видеолекций. Каждая видеолекция длится от 40 до 70 минут и делится на короткие видеофрагменты от 7 до 15 минут. Видеолекции идут на протяжении 14 недель. Для проверки знаний в курс включено 12 промежуточных тестов по 15 вопросов в каждом, а также итоговый тест из 50 вопросов.
Требования
- Интерес к социальной психологии
- Умение анализировать новую информацию
- Готовность учиться
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины слушатель сможет
1) перечислить:
- закономерности и эффекты, возникающие при восприятии себя, других людей и социальных групп;
- механизмы и факторы коммуникации в различных социальных ситуациях (личных, деловых и общественных отношениях);
- механизмы и факторы социального взаимодействия в различных социальных ситуациях (личных, деловых и общественных отношениях).
2) выявить:
- социально-психологические эффекты и закономерности в реальных ситуациях;
3) предложить:
- отдельные социально-психологические процедуры воздействия на людей и социальные группы в личных, деловых и общественных отношениях.
Формируемые компетенции
Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций:
- Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3)
- Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4)
- Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технология (ПК-3)
- Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
Источник: https://openedu.ru/course/hse/SOCPSY/
Шпаргалка по социальной психологии
- Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.
- Уровни методологии социальной психологии
- 1) общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;
- 2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;
- 3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
- Особенности научного исследования в социальной психологии
- 1) исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;
- 2) исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач;
- 3) для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез;
- 4) целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.
- Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
- Специфика социально-психологических исследований:
- 1) описывают психологические характеристики самой группы;
2) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;
- 3) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
- 4) источником данных является сам человек;
- 5) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;
- 6) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;
- 7) работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).
- Источники информации в социальной психологии:
- 1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);
- 3) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;
- 4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.
- Тенденции развития социально-психологических методов исследования:
- 1) повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);
- 2) разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;
- Психология bookap
3) комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)
4) разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).
Источник: https://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl8.shtm
Социально-психологическая структура межпоколенческих отношений студенческой молодежи — Социальная психология и общество — 2019. Том. 10, № 2
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение социально-психологической структуры межпоколенческих отношений студенческой молодежи, проживающей в разных регионах России. В исследовании приняли участие 102 студента в возрасте 17—24 лет, проживающие в г. Санкт-Петербурге и г. Архангельске.
Теоретико-методологическую базу исследования составили социологический подход к пониманию феномена «поколение», а также социально-психологическая трактовка поколения как большой социальной группы. Результаты структурированы в соответствии с тремя исследовательскими вопросами: 1. Каково влияние гетерогенности социокультурных условий на становление системы межпоколенческих отношений? 2.
Каким образом взаимосвязаны между собой характеристики поколенческой идентификации и межпоколенческих отношений? 3.
Каким образом реальный опыт взаимодействия с представителями разных поколений опосредует характер межпоколенческих отношений? Результаты исследования показывают, что среди респондентов доминирует идентификация с постсоветским поколением (независимо от места жительства), структура социальных контактов также носит универсальный характер (более 50% составляют представители постсоветского поколения, по 17—20% — переходного и советского поколений, около 5% — послевоенного поколения). Регрессионный анализ свидетельствует о том, что большое количество внутрипоколенческих связей является предиктором размытой поколенческой идентичности, которая, в свою очередь, опосредует характер межпоколенческих отношений, прежде всего, с представителями «своего» поколения.
Ссылка для цитирования
Микляева А.В., Постникова М.И. Социально-психологическая структура межпоколенческих отношений студенческой молодежи // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 114–126. doi:10.17759/sps.2019100209
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-00910А).
Микляева А.В. Социально-психологическая структура межпоколенческих отношений студенческой молодежи
- Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. 174 c.
- Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42—48.
- Гулевич О.А., Онучин А.Н. Основные направления изучения эффектов межгруппового восприятия // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 53—67.
- Изотова Е.И., Голубева Н.А., Гребенникова О.В. Феномен межпоколенной трансмиссии в социокультурном и информационном пространствах современности // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 51—63.
- Казьмина О.Ю. Тест «Социальные сети подростка» // Школьный психолог. 1998. № 41. С. 2.
- Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 c.
- Лезгина Д.В. Проблема преемственности поколений (в западноевропейской философии): Автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 2004. 20 c.
- Левада Ю.А. Сочинения. Избранное: социологические очерки, 2000—2005. М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. 507 c.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Изд-во «Наука», 1988. 429 c.
- Микляева А.В. Психология межвозрастных отношений. М.: Перо, 2014. 159 c.
- Пищик В.И. Типология ментальности советских и постсоветских поколений // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 3. С. 18—24.
- Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. C. 80—88.
- Постникова М.И. Психология отношений между поколениями в современной России: Дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2011. 445 c.
- Рикель А.М., Доренская С.В. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 4. С. 205—227. doi: 10.21702/rpj.2017.4.10
- Сиврикова Н.В.
Источник: https://PsyJournals.ru/social_psy/2019/n2/Miklyaeva_Postnikova.shtml
Методологические основы и методы социальной психологии
Применительно к науке вообще и социальной психологии в частности различают: общую методологию, специально-научную методологию и методологию как совокупность конкретных методических приемов исследования.
Общая методология – общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. В качестве общей методологии могут выступать различные философские системы.
Наиболее широкое распространение среди зарубежных психологов получило такое философское направление, как позитивизм. Позитивизм отказывается от решения вопроса, что первично: сознание или материя.
Главное, с точки зрения позитивизма, – это опора на научно проверенные факты, установленные в научном исследовании, отказ от фактов, противоречащих друг другу в исследованиях.
Практика научного эксперимента возводится позитивизмом на особо высокую ступень.
В отечественной социальной психологии в качестве общей методологии выступает философия диалектического и исторического материализма Карла Маркса. В области исторического материализма Маркс разработал учение об общественно-экономических формациях.
Основой развития общества является материальное производство (производительные силы и производственные отношения). Изменения в сфере материального производства влекут изменения в идеологической надстройке (в сфере политики, философии, нравственности и т.д.). Положение философии К.
Маркса о том, что бытие и деятельность определяют сознание, обусловило тот факт, что советским психологом С. Л. Рубинштейном был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, суть которого состояла в следующем: «Формируясь в деятельности, психика и сознание в деятельности и проявляются.
Деятельность и сознание образуют органическое целое, не тождество, но единство«.
Специальная методология – это система принципов (основополагающих идей), применяемых в данной области знаний, это совокупность способов, правил организации, регуляции и построения теоретической и практической деятельности человека, а также учение об этой системе. Специальная методология социальной психологии адаптирует общефилософские принципы применительно к нуждам социально-психологических исследований.
Социальная психология, принимая методологический принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, рассматривает:
- 1) деятельность как способ бытия человека и общества:
- а) именно деятельность производит и изменяет конкретные условия существования общества и каждого человека;
- б) в ходе деятельности человек удовлетворяет свои потребности, преобразуя предметный мир и изменяя самого себя;
- в) в ходе деятельности развивается сама человеческая личность;
- 2) совместная социальная деятельность людей порождает особые связи, группы, и уже группа выступает как субъект деятельности; имеются определенные потребности, мотивы, цели, действия группы.
Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик, техник исследования тех явлений, которые составляют предмет и объект анализа данной науки.
К методам исследования относятся: методы сбора информации и методы обработки полученной информации. К методам сбора информации относятся: наблюдение, изучение документов, анкетирование, интервью, тесты, эксперимент.
Наблюдение является наиболее распространенным методом, с помощью которого изучаются социально-психологические явления и процессы без вмешательства в их течение. Наблюдение предполагает систематичность, целенаправленность, фиксацию результатов.
Метод изучения документов. При помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы). Наиболее продуктивным данный метод становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа.
Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Для этого, соответственно целям исследования, выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, затем производится замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации.
Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы; стандартизированное, по форме близкое к анкете.
Тест (от англ. test – проверка, опыт) – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности.
В социальной психологии чаще всего используются личностные тесты или групповые. Наиболее широкое распространение среди групповых тестов получил социометрический тест.
Данный тест позволяет диагностировать уровень взаимных симпатий и антипатий и статусно-ролевые отношения в группе.
Эксперимент – один из основных методов социальной психологии. Основная масса эмпирических фактов получена с помощью эксперимента. По своим разновидностям эксперимент делится на лабораторный и естественный. В случае проведения лабораторного эксперимента действия испытуемых определяются инструкцией, а условия специально моделируются.
Естественный эксперимент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых. При этом они не знают, что участвуют в эксперименте. Естественный эксперимент является промежуточным между наблюдением и лабораторным экспериментом. Психолог может влиять на ситуацию, по в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых.
Общим требованием, предъявляемым для естественного и лабораторного экспериментов, является наличие контрольной и экспериментальной групп, чтобы было возможным сравнение полученных данных.
Поскольку социальная психология стремится изучать реальные социальные группы, реальную деятельность личности в них, то естественный эксперимент является более перспективным методом.
К методам обработки полученной информации относятся: факторный и корреляционный анализ, методы моделирования, техники компьютерной обработки полученных данных и др.
Источник: https://studme.org/77382/psihologiya/metodologicheskie_osnovy_metody_sotsialnoy_psihologii
Социальная психология
Основная цель освоения дисциплины «Социальная психология» состоит в изучении теоретических, методических и практических основ социальной психологии в традициях зарубежных и отечественных школ и направлений. Предметом курса «Социальная психология» выступают закономерности мышления и поведения людей в социальных группах.
В рамках курса рассматриваются основные теоретические подходы и методы исследования в социальной психологии, анализируются разные формы мышления и поведения человека в социальной группе.
Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки личности, межличностное общение, малые социальные группы, большие социальные группы, межгрупповые отношения, социализация.
Основные задачи изучения дисциплины «Социальная психология» формулируются следующим образом:
- раскрыть социально-психологическую проблематику изучения личности, показать отличие социально-психологического подхода к личности от социологического и общепсихологического, преемственности различных психологических и социологических подходов в определении предмета социальной психологии личности;
- дать основные психологические и социально-психологические понятия и принципы;
- ознакомить студентов с методами, методиками и приемами работы социального психолога;
- ознакомить студентов с зарубежными и отечественными социально-психологическими теориями личности, теориями социализации личности, экспериментальными исследованиями аттитюдов, с классическими социально-психологическими экспериментами в области социального влияния, с социально-психологическими исследованиями отношений личности;
- сформировать у студентов социально-психологическую компетентность в анализе и понимании личности и ее социального поведения.
Предлагаемая программа дисциплины «Социальная психология» составлена на основе действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 39.03.01 – «Социология». Учебная дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть Блока 1, является обязательной дисциплиной (Б1.Б.19)
Изучение курса предполагает предварительное знакомство студентов с основами философии и социологии в рамках дисциплин «Основы социологии», «Философия». Обязательный минимум требований, необходимый для освоения данной дисциплины и приобретенный в результате освоения указанных предшествующих дисциплин сводится к следующему. Бакалавр должен:
- иметь представление о структуре философского и социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных взаимосвязях на разных уровнях;
- знать основные составляющие структуры личности, понятия социального статуса и социальной роли;
- иметь представление об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий;
- знать основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования.
Предлагаемый курс является обобщающим современные представления о социальной психологии, современных социально-психологических методах работы и, несомненно, послужит дальнейшему углублению знаний студентов.
Курс подготавливает студентов к овладению такими дисциплинами ОПП бакалавриата 39.03.
01 — «Социология» как «Психология и педагогика», «Социальная педагогика», «Социология личности», «Социология управления и организаций», «Социология конфликта», «Социология коммуникаций», «Этносоциология», «Социальная антропология».
Настоящий курс предполагает овладение студентами такими общекультурными и общепрофессиональными компетенциями как:
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способность к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОПК-2).
В результате освоения дисциплины «Социальная психология» студенты должны:
|
|
|
Файл рабочей программы (очная форма): Социальная психология очнаяФайл рабочей программы (заочная форма): Социальная психология заочная
Источник: https://www.sgu.ru/structure/sociological/courses/bachelor-sociologiya-0/socialnaya-psihologiya