Музейная педагогика — студенческий портал

 Одним из основных направлений работы музея является обеспечение сохранности, учет и пополнение коллекций. Фонды Музея истории РГПУ им. А. И. Герцена, на 1 декабря 2010 года насчитывают более 35 тыс.

единиц хранения, которые отражают богатейшие научные, учебные и культурные традиции старейшего педагогического университета России, являющегося ее национальным достоянием; дают возможность проследить этапы возникновения, становления и развития РГПУ им. А. И.

Герцена, раскрыть его место и роль в системе отечественной и мировой высшей педагогической школы и науки.

             Как и в предыдущие годы, в  2010 году музей с благодарностью принял в дар от бывших выпускников,  преподавателей, их родных и  близких, гостей документы, фотоматериалы, предметы, имеющие историческую ценность для памяти поколений герценовцев.

Всего поступило 103 единицы хранения. Так например,  от выпускницы историко-филологического факультета Артоболевской В.В. из г. Мурманска в дар поступили альбомы  и папки с фотографиями и документами, рассказывающими о выпускниках факультета 1964 года.

          Племянником М.С. Натусом выпускницы Женского педагогического института 1913 года, профессора Санкт-Петербургского университета З.Н. Мелещенко подарены фотографии и документы, относящиеся к периоду обучения Зои Николаевны как в Сиротском, так и Женском институтах.

          Выпускница физико-математического факультета 1954 года А.В.Пушкина из г.Село Медведь преподнесла в дар свои учебники и методические пособия по математике 1950 —нач. 1960гг.

          Уникальные записи о спасении детей во время  блокады и подвиге наших студенток получены из г. Углич от выпускницы факультета иностранных языков 1959 года  М.П. Сусловой.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская деятельность музея велась как в области углубленного изучения истории университета, так и изучения проблемы эффективности работы самого музея.

Совместно с преподавателями кафедры педагогики приступили к подготовке издания третьего тома учебного пособия «Имя в истории петербургской школы», разрабатывали проект и участвовали в открытом конкурсе научных проектов МОиН РФ № НК-644П «Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «Историко-педагогическое краеведение в вузе(на базе РГПУ им.А.И. Герцена)».

По запросу Департамента профессионального образования МОиН РФ подготовлена справка обо всех имеющихся музеях в университете; по запросу Рособразования – справка для информационно-поисковой системы об уникальных объектах университета.

С целью создания программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский педагогический университет «Герценовский университет» подготовлена справка об истории университета.

Главным хранителем музея Н.В. Андреевой защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (биология, уровень общего образования) по теме «Методика развития мотивации к профильному обучению биологии у учащихся 9 класса», где одна из глав посвящена обобщению опыта работы музея со школьниками.

 Составлены и изданы календари «Выдающиеся ученые герценовского университета (2010-2011)», «Знаменательные даты 2011 года. Календарь герценовского университета».  Книга –фотоальбом «…неувядаемой славы пора…Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Фотодокументы музея».

Всего подготовлено 12 печатных работ, среди них: «Герценовцы — химики на фронтах Великой Отечественной войны/ Наука и техника: вопросы истории и теории. Выпуск XXYI.-СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2010; «Музей университета как фактор конструктивного диалога поколений/Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы.

Материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции/Под ред Козловой А.Г. и др. – СПб., ООО «Нестор-История», Из-во СПб. Института истории РАН, 2010»; «К проблеме работы университетского музея с абитуриентами»/ Материалы международной научно- практической конференции «Искусство и диалог культур». Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2010.

; «Стоит дом, временем храним/Журнал «Столицы и усадьбы», № 15. Ноябрь-декабрь, 2010».

4 статьи опубликовано в «Вестнике Герценовского университета». Продолжилось постоянное сотрудничество музея и редакции газеты и журнала «Педагогические вести», за 2010 год опубликовано 4 статьи.

По запросам различных учреждений, ректората и различных структур университета подготовлено 6 научных справок;  написано 4 рецензии на научные статьи и выпускные квалификационные работы. Оказано 181 консультация; даны ответы на письменные и Интернет запросы — 45.

Музей осуществляет учебно-просветительскую деятельность.

Продолжилась реализация образовательных программ, включенных в учебные планы курсов по выбору для студентов психолого-педагогического факультета «Основы музейного дела« и „Музейная педагогика“.

  • Музейная педагогика - Студенческий портал
  •          Занятие в музее по курсу «Музейная педагогика»
  •            Сотрудники музея принимают активное участие в подготовке и проведении общевузовских мероприятий — Дня университета, Герценовских чтений, Герценовских олимпиад, ежегодной выставки, посвященной достижениям вузовской науки, встреч с выпускниками, приемов иностранных делегаций.  

             Музей работает в тесном сотрудничестве со всеми подразделениями и структурами вуза. Большую помощь нам всегда оказывают архив и библиотека университета.

Музей принял участие в организации и проведении тематических выставок, посвященных: 65-летию Победы в Великой Отечественной войне: городская выставка в выставочном центре мемориального музея «Разночинный Петербург» — «Была судьба на всех одна»; в фундаментальной библиотеке им. Императрицы Марии Федоровны  — » Библиотека в годы войны. 1941-1945» ; в фойе Дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена — «Наука в годы войны».

На факультете географии организована выставка, посвященная 100-летию со дня рождения профессора А.В. Даринского. В музее проведена традиционная новогодняя выставка – «Праздники детства: ёлочный карнавал».

Сотрудники музея активно участвовали в работе и организации общеуниверситетских выставок посвященных Году учителя.

Музей принимал участие в общероссийских и международных конференциях, среди них: «Роль и ответственность учителя в формировании облика поколений» (к 100-летию со дня рождения профессора И.П.Глинской)» (Ассоциация женщин с университетским образованием Санкт-Петербурга «Вера», 25 января);

XXXI Всероссийская научно-практическая конференция «Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы (Петербургское отделение Ассоциации «Педагогика ненасилия», 8 апреля);

«История формирования медицинского центра на Петербургской стороне» (СПб. государственный медицинский университет им. ак. И.П.Павлова, 8апреля);

 «Дух и культура Ленинграда в тылу Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (Комитет по науке и высшей школе при Правительстве Санкт – Петербурга, 24 мая);

«12 международные научные чтения им. И.И. Сикорского»( Музей гражданской авиации в Санкт- Петербурге, 17-21 мая); «Искусство и диалог культур» (РГПУ им.А.И. Герцена, факультет ИЗО, 26 мая);

 «Уроки истории- уроки историка» (СПб. Государственный университет, музей истории, исторический факультет, 8-9 октября); «Иван Михайлович Гревс и Петербургское краеведение» (Санкт-Петербургский союз краеведов, городской дворец творчества юных. Фонд имени Д.С. Лихачева, 27 октября);

 «Научный Санкт-Петербург и Великая Отечественная война( к 65- летию Победы)( XXXI международная годичная конференция Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН, 22-26 ноября 2010г.);

Научно-практические семинары: «Менеджмент в музейно-педагогической деятельности» (Михайловский замок, 12 февраля); «В.Т. Шевяков (1859-1930).Ученый, Учитель и Организатор науки»(кафедра зоологии РГПУ им.А.И. Герцена.

3марта); «Рериховский век» (Музей-институт Рерихов, 12 мая); «Школьный музей: проблема экспонирования (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, 26 мая); «Проблема сохранения культурно — исторического наследия»(Манеж, 22 июня);

В 2010 году музей продолжил работу по подготовке проекта «От солдата до генерала», целью которого является подготовка сборника воспоминаний о Великой Отечественной войне ныне живущих ветеранов. Отрывки из воспоминаний были опубликованы в газете «Педагогические вести».

Гости музея

              Музеем проводятся индивидуальные беседы с выпускниками и гостями университета.  Сотрудники помогают в поиске родственников и знакомых, оказывают различные консультации, при этом изучая фонды государственных архивов и библиотек.

Встреча в музее с дочерью летчика В.П. Чкалова и выпускницы О.Э. Чкаловой (Ореховой), В.В. Чкаловой

  1.  Музейная педагогика - Студенческий портал
  2.             День снятия блокады Ленинграды.
  3. Музейная педагогика - Студенческий портал
  4.  Заседание членов Санкт-Петербургского научного общества историков и архивистов в музее
  5.              С целью совершенствования организации и деятельности музея истории, его сотрудники проходят дополнительное обучение, посещают семинары, конференции и выставки.
  6. Сотрудники музея ежемесячно повышали свою квалификацию в Общегородском центре по теории и практике музейного дела; ежемесячно занимаются в Государственном Эрмитаже по специальной программе «Эрмитаж со служебного подъезда».

Источник: https://www.herzen.spb.ru/main/activity/museum/directions

Педагогическая лаборатория «музейная педагогика»

17 апреля 2019 года в рамках Фестиваля лучших образовательных практик состоялась педагогическая лаборатория «Музейная педагогика».

Модератор мероприятия – Лариса Ивановна Осечкина, к.п.н., доцент, директор центра управления образовательными системами, заведующая кафедрой непрерывного образования МГОУ.

С основным докладом выступила Светлана Петровна Исенко, доктор культурологии, профессор кафедры непрерывного образования МГОУ. Она рассказала об актуальных проблемах, перспективных направлениях развития и точках роста современного школьного музея. Основная дискуссия развернулась по следующим вопросам:

  • — что такое музей;
  • — музейная культура;
  • — музейная коммуникация;
  • — концепция «понимающего» музееведения;
  • — что такое художественно-эстетический вкус?

Музейная педагогика - Студенческий портал

Светлана Петровна Исенко

Ольга Васильевна Алёшкина, заведующая отделом образовательных программ ФГБУК «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские», рассказала о перспективах реализации программ по предметным направлениям, проведении уроков в музеях, организации школы экскурсоводов для детей и подростков. Ольга Васильевна отметила, что основная задача социального партнёрства – интеграция образовательной и музейной систем, а также создание профессионального сообщества – ассоциации музейных педагогов.

Научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Нина Александровна Стрелкова познакомила участников с проектом «Идём в музей», площадками которого стали Музей-заповедник «Дмитровский кремль», Егорьевский историко-художественный музей, Мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского, «Клинское музейное объединение» Краеведческий музей, музей «Новый Иерусалим». Нина Александровна проинформировала участников мероприятия о взаимодействии педагогов и сотрудников музея в создании уроков для школьников.

Музейная педагогика - Студенческий портал

Участники педагогической лаборатории

Начальник отдела по организации деятельности клубных формирований военно-патриотического парка культуры и отдыха вооруженных сил Российской Федерации Парк «Патриот» Андрей Викторович Поединок рассказал о направлениях военно-патриотического воспитания детей и подростков, инициировал тему научно-исследовательских проектов для школьников.

С презентациями о деятельности музеев образовательных организаций выступили представители МАОУ СОШ №26 г. о. Балашиха, МАОУ СОШ № 7 с УИОП г. о. Домодедово, Губернского колледжа г. о. Серпухов, Люберецкого техникума имени Ю. А. Гагарина.

Читайте также:  Вероятность перехода: понятие о правилах отбора, разрешенные и запрещенные способы

Музейная педагогика - Студенческий портал

  1. Участники педагогической лаборатории
  2. В завершение работы педагогической лаборатории были определены перспективные направления взаимодействия и точки роста музея образовательной организации.
  3. Участники мероприятия вышли с инициативой проведения подобных встреч регулярно и на базах музейных комплексов и музеев образовательных организаций.

Источник: https://mgou.ru/72362

Курс повышения квалификации «Музейная педагогика»

Образование находится в центре разрешения проблем, которые связаны с развитием личности и общества в целом.

Задачи системы образования направлены на подготовку подрастающего поколения к жизни, на создание условий позволяющих каждому проявить свои способности, раскрыть свой творческий потенциал.

Это, в свою очередь, повышает требование к профессиональной подготовке педагогических кадров. 

Актуальность курса «Музейная педагогика» обусловлена широким признанием мощного образовательного потенциала современных музеев и их огромным значением в общекультурном и духовно-нравственном становлении подрастающего поколения.

Квалифицированный музейный работник должен обладать рядом профессионально-педагогических компетенций, обусловливающих его реальные возможности в осуществлении качественной работы в музее как самостоятельном культурно-просветительском и образовательном центре.

Тем курса рассматриваются как оптимальные, поскольку приводят процесс профессиональной подготовки слушателей в соответствие с требованиями времени, уровнем развития педагогической науки и практики. Они обеспечивают необходимую теоретическую базу и практическую готовность к эффективной педагогической деятельности в условиях музея. 

Количество часов 72 часа
Форма обучения заочная (дистанционная) в итоговом документе не указывается
Программа обучения Краткое описание Учебный план (72 ч.)
Расписание занятий в удобное для вас время
Начало обучения 24 марта новые группы формируются каждую неделю
Выдаваемый документ удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки отправляется почтой России бесплатно
Образовательная лицензия №5251 от 25.08.2017 г.
Срок обучения от 8 дней до 3 месяцев при необходимости может быть продлен
Контроль усвоения знаний промежуточное и итоговое тестирование
Требования к слушателям среднее профессиональное (педагогическое) или любое высшее образование

Главные причины записаться на этот курс прямо сейчас:

  • низкие цены и возможность оплаты в рассрочку,
  • качественные программы обучения,
  • удобное дистанционное обучение и аттестация,
  • бесплатная отправка итогового документа, учитываемого при аттестации,
  • возможность досрочного завершения обучения,
  • обучение в комфортное для вас время и краткие сроки.

Образец выдаваемого документа: по окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки.

Музейная педагогика - Студенческий портал

Преподаватель курса:

Музейная педагогика - Студенческий портал

Симченко Ольга Сергеевна

Магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики

  • Категория слушателей: педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования (учителя, имеющие или получающие высшее и (или) среднее профессиональное образование).
  • Цель курса: организовать усвоение слушателями базовых знаний по основам музейной педагогики, по истории её возникновения и развития; познакомить с основными направлениями и формами работы с различными категориями и возрастными группами в музеях различного профиля: художественных, исторических, музеях-заповедниках, этнографических, литературных, естественнонаучных, мемориальных, с новыми методами работы с музейной аудиторией.
  • Задачи курса:
  • Ознакомить с основными формами работы музея с посетителями разных возрастных категорий.
  • Обеспечить овладение методикой проведения экскурсионно-лекционной работы в соответствии с профилем музея.
  • Организовать изучение новых направлений научно-просветительской работы музеев – проведение экскурсий с элементами интерактива, развивающих программ с экскурсионным показом, с элементами театрализации и интерактивными занятиями. 
Название модулей, разделов, тем Количество часов Лекции Самостоятельная работа Выполнение теста
Модуль 1. Музейная педагогика как научная дисциплина. История становления и развития музейной педагогики
  1. Феномен музея и его образовательная сущность.
  2. Сущность понятия «музейная педагогика», ее объект, предмет и основные категории.
  3. Цель, задачи и теоретико-методологические подходы музейной педагогики.
  4. Зарождение и развитие музейной педагогики за рубежом (на примере Германии).
  5. Основные этапы культурно-образовательной деятельности отечественных музеев.
12 2 9,5 0,5
Модуль 2. Музейно-образовательная среда
  • Музей и музейные предметы, их особенности и роль в процессах образования и воспитания.
  • Характеристики музейно-образовательной среды.
  • Понятие о художественной экспозиции, принципы и методы экспонирования.
  • Музейная коммуникация.
12 2 9,5 0,5
Модуль 3. Музей как педагогическая система, его функции,содержательные смыслы и образы
  1. Расширение функций музея на современном этапе.
  2. Музей как педагогическая система и процесс: структура и содержательно-смысловые характеристики.
  3. Личность и задачи музейного педагога.
  4. Формы организации культурно-образовательной и воспитательной деятельности музеев.
  5. Экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности музея.
12 2 9,5 0,5
Модуль 4. Музейная аудитория и её изучение
  • Понятие музейной аудитории и параметры для ее описания.
  • Динамика музейной аудитории.
  • Исследования музейной аудитории отечественного музея.
  • Изучение музейной аудитории за рубежом.
12 2 9,5 0,5
Модуль 5. Музей и школа: проблемы и перспективы сотрудничества
Проблемы взаимодействия музея и школы. Особенности взаимодействия музея и школы на разных исторических этапах.

  1. Перспективные модели сотрудничества.
  2. Важнейшие тенденции развития сотрудничества музея и школы за рубежом.
  3. Работа музеев с учащимися.
12 2 9,5 0,5
Модуль 6. Музеи учреждений образования
  • Общая характеристика и особенности музеев учреждений образования.
  • Музеи учреждений высшего образования.
  • Школьные музеи, их особенности и образовательный потенциал.
  • Педагогические музеи: научно-исследовательская и образовательная деятельность.
  • Детские музеи: специфика, задачи, принципы и формы работы.
11 2 8,5 0,5
Итоговая аттестация 1
Итого 72

Источник: https://videouroki.net/course/muzieinaia-piedaghoghika.html

Музейная педагогика

Пропустить Навигация

  • В начало
    • Новости сайта
    • Обратная связь
    • Курсы
      • Бакалавры
        • Арт-педагогика
        • Библиотечно-информационная деятельность
          • Дневное отделение
            • 1 курс
            • 2 курс
            • 3 курс
            • 4 курс
            • Обще курсовые предметы
          • Заочное отделение

        • Документоведение и архивоведение

        • Музеология и охрана объектов культурного и природн…

        • Культурология

        • Народная художественная культура

        • Режиссура театрализованных представлений и праздников

        • Туризм

          • Историко-культурный туризм
        • Музыкально-инструментальное искусство

          • Музыкально-теоретические дисциплины
          • Фортепиано
        • Дирижирование

          • Музыкально-теоретические дисциплины
        • Вокальное искусство

          • Музыкально-теоретические дисициплины
        • Искусство народного пения

          • Сольное народное пение
          • Дисциплины цикла истории и теории музыкального иск…
          • Хоровое народное пение
        • Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

          • Музыковедение. Дисциплины цикла теории и истории м…
          • Музыковедение. Дисциплины педагогического цикла
          • Музыковедение. Учебные практики
          • Музыкальная педагогика
          • Этномузыкология
          • Музыковедение.Портфолио студентов
          • Менеджмент музыкального искусства
        • Музыкальное искусство эстрады

        • Хореографическое искусство

        • Социально-культурная деятельность

        • Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

        • Дизайн

        • Драматургия

        • Журналистика

        • Реклама и связи с общественностью

          • Организация работы структур по рекламе
          • УМК Организация работы структур по рекламе
        • Активный туризм

        • ЭиФ_1

        • Рецепции

        • Псих. Упр._1

        • ОПС

        • Конф- ия_1

        • НПОО

        • ЛС БИТ

        • Комплектование, учет и хранение музейных фондов_1

        • социология

        • традиционная култура_1

        • Арт, менеджмент

      • Ассистентура-стажировка

        • 52.09.04 Сценическая пластика и танец
        • 52.09.05 Искусство театральной режиссуры
        • 52.09.07 Драматургия
        • 55.09.01 Режиссура аудиовизуальных искусств
      • Специалисты

        • Звукорежиссура культурно-массовых представлений и …
        • Актерское искусство
        • Режиссура театра
        • Продюсерство
        • Режиссура кино и телевидения
        • Литературное творчество
        • Музыкально-театральное искусство
        • Искусство концертного исполнительства
      • Магистранты

        • Библиотечно-информационная деятельность
        • Социально-культурная деятельность
        • Дизайн
        • Народная художественная культура
        • Музыкально-инструментальное искусство
        • Вокальное искусство
        • Искусство народного пения
        • Дирижирование
        • Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
        • Журналистика
        • Музеология и охрана объектов культурного и природн…
        • Театральное искусство
        • Хореографическое искусство
        • Туризм
        • Реклама и связи с общественностью
          • Креативные технологии в коммуникациях
      • Аспиранты и докторанты

      • Дополнительное профессиональное образование

      • Нерегулярные специальности и направления

        • Экономика
          • Менеджмент организации
          • Маркетинг
          • Таможенное дело
          • Менеджмент (бакалавр)
          • Экономика
          • Государственное и муниципальное управление
          • Управление персоналом
          • Прикладная информатика (в менеджменте, в социально…
        • Юриспруденция (бакалавр)

        • Юриспруденция

        • Связи с общественностью

        • Реклама

        • Таможенное дело

      • Общеуниверситетские дисциплины

        • Иностранные языки
        • История
        • Педагогика и психология
      • Образовательные курсы УМУ

      • ФЦП «Русский язык»

Источник: http://portal.mgik.org/local/crw/course.php?id=737

Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея

Отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея был образован в 1990 году.

Его создание пришлось на время преобразования Русского музея в уникальный архитектурно-художественный комплекс, включающий в себя Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, Летний дворец и Домик Петра I, Инженерный (Михайловский) замок, Летний и Михайловский сады.

Став первой в России музейно-педагогической службой, отдел приступил к разработке научно-обоснованной системы взаимодействия культуры и образования. В течение пяти лет (1993–1997) сотрудниками отдела была осуществлена разработка и апробация первой отечественной музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!».

Существенную помощь в реализации этой уникальной программы, выстраивающей непрерывный образовательный процесс от детского сада до вуза, оказала Гимназия при Русском музее, которая в 1997 году получила статус Российской.

Она была создана на полгода раньше отдела на базе обычной средней школы как раз с целью объединения усилий педагогов и музейных сотрудников в решении вопросов художественно-эстетического воспитания школьников на основе коллекции одного из крупнейших музеев мира.

В 1996 году программа «Здравствуй, музей!» стала лауреатом премии Министерства культуры Российской Федерации «За научные исследования в области культуры и искусства». Деятельность отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» определяется следующими основными направлениями современной образовательной и социокультурной деятельности музея:

  • художественно-образовательное – изучение истории отечественного искусства в школьном и студенческом образовании средствами музейной среды и электронных технологий;
  • художественно-творческое – развитие художественного восприятия и творческих начал, исследование проблем детского творчества;
  • •выставочно-досуговое – конкурсы и выставки детского творчества, социокультурные, познавательные и досуговые проекты;
  • Успех деятельности отдела обусловлен профессионализмом его сотрудников (искусствоведов, педагогов, художников, психологов, преподавателей высшей школы, специалистов в области компьютерных технологий, театральных работников), их ориентацией на исторический опыт и современные исследования в области искусства и музейной педагогики, а также сотрудничеством с крупнейшими отечественными и зарубежными музеями, культурными, образовательными и научно-исследовательскими институтами, вузами, школами и дошкольными образовательными учреждениями.

Отдел занимает Восточный павильон Михайловского (Инженерного) замка. После его реконструкции, в 2010 году, здесь создана современная инфраструктура обслуживания посетителей. В новых комфортабельных условиях осуществляется работа с детьми, педагогами, родителями и специалистами, занимающимися проблемами художественного воспитания и образования.

Читайте также:  Философия в россии xviii века: а. радищев - студенческий портал

Заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» – Борис Андреевич Столяров, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, член Союза художников России.

Источник: http://www.MuzPed.net/

Музейная педагогика в естественнонаучном образовании младших школьников — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1 Тебиева А.Б. 1 Темираева Э.А. 1 Тимошкина Н.В. 1 1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
На современном этапе общественного развития музеи стали более адекватны потребностям социума.

Они способствуют решению многих социально-общественных проблем, в том числе тех, которые имеют глобальный характер: экологические проблемы, создание непрерывного экологического образования.

Очевидна и социально-педагогическая значимость музеев в современном российском обществе. Выражается она, прежде всего, в участии музеев в решении образовательных задач.

В образовательном процессе очень важную роль играют наглядные средства обучения. Они особенно актуальны при преподавании предметов естественного профиля, в частности окружающего мира, биологии, географии. В ряду таких средств особое положение занимают музеи природы.

Музеи, являясь социально-культурными учреждениями, играют заметную роль в современном обществе, эффективно интегрируя как с общеобразовательной системой, так и с системой дополнительного образования.

Музейный потенциал предлагает предметные знания, психолого-педагогическое и дидактическое сопровождение, образовательного процесса, практическую и профессиональную ориентацию.

Для обеспечения постоянного соответствия знаний уровню развития науки и образовательных технологий необходимо соблюдение принципа методического и функционального единства, направленного на формирование у учащихся интереса к окружающему миру.

В статье представлен опыт использования образовательного потенциала Музея зоологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

1. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 87-92.
2.

Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. Ю. Добротин [и др.]; под общ. ред. М. С. Смирновой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 153-157.
3. Музейная педагогика [Электронный ресурс]. — Электрон. текстовые данные.— Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2015. – 130 c.

– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56450.html (дата обращения 19.11.2018).
4. Рябцева С.В. Значение музеев в образовательном пространстве //География. Всё для учителя! – 2015. – № 3 (39)2 – С. 8-10.
5. Тимошкина Н.В., Молчанова И.А. Электронный ресурс «Зоологический музей СОГУ» /Педагогические достижения — 2017 /Сборник материалов, научных и образовательных концепций. Научные редакторы: Е.Ю. Бобкова, Т.А. Магсумов, Я.А. Максимов. – 2017. – С. 135-136.
6. Троянская C.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. Учебное пособие. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. – 139 с.

Образовательную сущность музея теоретически обосновали Н.Ф. Федоров, Е.Н. Медынский, М.В. Новорусский и др. Так, М.В. Новорусский называет музей «могучим образовательным орудием» и, хотя кое-кто считает слово «музей» синонимом чего-то мертвого, затхлого и консервативного, при желании легко это мертвое хранилище можно опять превратить в храм, где будут цвести науки и поучаться юноши и старцы» [6].

Отечественная музейная педагогика в теоретическом осмыслении образовательной деятельности музея использовала достижения музейных деятелей конца XIX – начала XX века, основоположников русской экскурсионной школы Н.А.Гейнике, И.М.

Гревса; сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев М.В. Новорусского, М.С. Страховой, Н.Д. Бартрама, А.У. Зеленко; создателя системы эстетического воспитания в художественных музеях А.В. Бакушинского.

В основу создания образовательной концепции музея была положена идея о его приоритете в чувственно-эмоциональном развитии личности, в выработке «чувственной грамотности» [6].

Первая современная отечественная концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования от детского сада до вуза была сформулирована Б.А. Столяровым, А.Г. Бойко.

Авторы концепции рассматривают музей как образовательную среду, способствующую целостному развитию личности, классифицируют направления и формы образовательной деятельности художественного музея, содержание которых определяется взаимодействием двух социокультурных институтов.

В рамках концепции выделены следующие направления образовательной деятельности: художественно-педагогическое – формирование и развитие художественного восприятия и творческой сферы личности; познавательное – изучение истории искусства как части мировой художественной культуры; гуманитарно-междисциплинарное – искусство по отношению к другим дисциплинам и технологиям. Применение технологий, основанных на видеокомпьютерных средствах, активизирует восприятие, понимание и использование музейных ценностей в широком историко-художественном и гуманитарном контексте; социально-ориентационное – искусство как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.

В образовательном процессе очень важную роль играет наглядные средства обучения. Они особенно актуальны при преподавании предметов естественного профиля, в частности окружающего мира, биологии, географии. В ряду таких средств особое положение занимают музеи природы.

Музеи, являясь социально-культурными учреждениями, играют заметную роль в современном обществе, эффективно интегрируя как с общеобразовательной системой, так и с системой дополнительного образования.

Музейный потенциал предлагает предметные знания, психолого-педагогическое и дидактическое сопровождение, образовательного процесса, практическую и профессиональную ориентацию.

Основными профессиональными функциями музеев природы являются следующие:

  • сбор материалов, относящихся к познанию природы;
  • определение, научная обработка и систематизация собранного материала;
  • хранение экспонатов;
  • демонстрация экспонатов в процессе экскурсий [1].

Любой природный музе стремится поднять престиж живых природных объектов, разъяснить сущность исследовательской работы по комплектованию музейных коллекций, преподнести по-новому знания о предмете, продемонстрировать свои уникальные экспонаты, художественно оформить свои экспозиции, организовать проведение экскурсии доступно и непринужденно, продемонстрировав высокое мастерство экскурсовода.

Вместе с тем, можно выделить и педагогические функции музеев, в том числе и природных:

  • образовательную (зрительно-слуховое восприятие и усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к предметам естественного цикла);
  • разиввающую (активизация мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса, коррекция лексики);
  • просветительская (формирование умений, навыков, адекватного отношения к получемой информации);
  • воспитательную (целенаправленная деятельность- формирование личностных качеств, взглядов, убеждений в результате целенаправленной деятельности; включение посетителя в систему отношений воспитания, приобретение не только знаний, но и и других элементов социального опыта, их интериоризации – преобразования внутренних структур психики человека благодаря усвоению элементов социальной деятельности и экстериоризации — преобразования внутренних структур психики в определенное поведение);
  • профориентационную (формирование мотивов, определяющих будущую профессию) [3].

Особенно следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания.

На современном этапе общественного развития музеи стали более адекватны потребностям социума.

Они способствуют решению многих социально-общественных проблем, в том числе тех, которые имеют глобальный характер: экологические проблемы, создание непрерывного экологического образования.

Очевидна и социально-педагогическая значимость музеев в современном российском обществе. Выражается она, прежде всего, в участии музеев в решении образовательных задач.

Для обеспечения постоянного соответствия знаний уровню развития науки и образовательных технологий необходимо соблюдение принципа методического и функционального единства, направленного на формирование у учащихся интереса к окружающему миру.

Образовательная система (школа и учреждения дополнительного образования) интенсивно работают по внедрению инновационных технологий, направленных не только на получение новых знаний и оптимизацию образовательного процесса, но и на развитие познавательной активности учащихся, формирование у них мотивационной деятельности, реализуемых в форме интенсификации приобретения и расширения сферы знаний.

Педагогическая система музеев научно обоснована и экспериментально проверена, музейные экспозиции имеют научно-методическое сопровождение, соответствующее современной трактовке той или иной биологической дисциплины и отвечающее требованиям существующих образовательных программ. Музейная педагогика располагает средствами наглядной демонстрации материала, методами овладения материалом через его визуальное восприятие, что позволяет разнообразить образовательный процесс.

Образовательный потенциал музеев имеет устойчивую тенденцию роста. Обучающая функция музеев признана обществом, в связи с чем, на них ложится социальная ответственность. Своей растущей популярностью музеи обязаны, прежде всего, неформальности обучения, для этого они располагают самыми различными возможностями, например, созданием экспозиций с условным названием «можно потрогать руками».

По данные анкетирования учащихся школ и студентов СОГУ, показано, что основными мотивациями для посещения Зоологического музея являются следующие:

  • желание получить новые знания;
  • понимание исключительности полученной информации (эксклюзивность некоторых экспонатов);
  • мастерство экскурсовода;
  • возможность неформального общения с экскурсоводом [2].

Педагогические возможности музеев природы в оптимизации процесса обучения дисциплинам естественного профиля и развитии познавательной активности учащихся могут использоваться в сочетании с различными педагогическим технологиями, образуя систему инновационных образовательных технологий. Оптимальным вариантом такого подхода является блочно-модульная обучающая технология.

Модульное обучение предполагает наличие в образовательной программе законченных самостоятельных информационных блоков (модулей), в которых учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Наиболее обосновано применение такой системы в рамках системы дополнительного образования.

Образовательные элементы внутри модуля, как и сами модули в рамках программы могут группироваться, что делает программу мобильной и вариабельной. Для каждого модуля может быть предложена тематическая музейная экскурсия, расширяющая, углубляющая и систематизирующая программные знания.

В то же время несколько музейных экскурсий могут быть объединены в самостоятельный модуль образовательной программы.

Ценность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (но с определенной долей помощи педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем что дает возможность педагогу индивидуализировать работу с учащимися.

Модуль является программой обучения, индивидуализированной по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, типу учебно-познавательной деятельности.

Он может использовать разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, в том числе и музейные экскурсии в различных вариантах и сочетаниях.

Таким образом, используя «узлы» современной педагогической (модульной) технологии, создаются психолого-педагогические условия оптимально использования коллекционного фонда музея, оказывается востребованным его педагогический потенциал.

Читайте также:  Экономические основы маркетинга - студенческий портал

Учитывая значимость экологического образования, особенно актуальным является разработка и реализация модулей по экологии. Дидактические возможности музеев природы в этой области весьма разнообразны и достаточно основательны.

Экологический акцент экспонируемых экспозиций, теоретические положения музейной работы, педагогический потенциал экскурсоводов позволяют организовать достаточно интересные образовательные блоки по различным экологическим проблемам.

Музейная экскурсия имеет свою структуру, разработанную на основе нормативных документов и опирающуюся на методическое обеспечение. она включает следующие элементы:

  • тему;
  • цель и направления ее раскрытия (содержание, связанное с заранее намеченным экспозиционным материалом);
  • методическую вариативность — форма сообщения фактического материала (беседа, рассказ, лекция, звуковые эффекты, привлечение эксклюзивного или раритетного материала);
  • ориентирование на возрастную категорию учащихся с учетом их подготовки (определяет уровень доступности, научности, информативности, наглядности) [4].

Экскурсии строятся с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Они воспринимают окружающий мир, прежде всего через свои эмоции, особенно это касается младшей возрастной группы.

Поэтому экскурсия строится так, чтобы информация, идущая от экскурсовода, воздействовала на чувства учащихся, воспитывая ощущение значимости красоты окружающего мира, необходимости бережного к нему отношения, сопереживание со всем живым, заботу о нем, ответственность за состояние природы, окружающей среды. В этом смысле наглядность музейных экспозиций приобретает решающее значение.

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19343

Музейная педагогика в аспекте регионального культурологического образования студентов (стр. 1 из 2)

И.К.Чиркова

Каждому из нас неоднократно приходилось бывать в местных и столичных музеях, знакомиться с их экспонатами, восхищаться их красотой и неповторимостью.

Однако далеко не всякий знает о том, что современный музей представляет собой многопрофильное учреждение, решающее наряду с экспонированием памятников культуры, целый ряд других важных задач, без которых нормальная деятельность музея просто невозможна, таких, как научно-исследовательская работа с хранящимися ценностями, их описание и датировка, установление подлинности авторов произведений, обновление и закупка новых экспонатов, реставрационная работа, издание печатных трудов, в которых представлены целые коллекции или произведения одного мастера. Наконец, музей ведет просветительскую деятельность среди населения, предоставляя свои экспонаты для всеобщего обозрения.

В нашей статье речь пойдет преимущественно об образовательных функциях художественного музея, который включает собрания изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства.

Этот тип музейного учреждения следует отличать от близкого ему по идейному замыслу историко-культурного музея, примерами которого могут служить архитектурные памятники и соборы, старинные усадьбы, заповедники, дома-музеи и т.п.

; в них хранятся главным образом вещественные элементы, представляющие определенную культурную и историческую ценность.

Хотя популярность музеев во всех странах мира год от года возрастает, особую значимость художественные музеи приобретают в нашей стране в связи с актуальностью изучения отечественной культуры, обращения к исторической памяти народа, обретения национального самосознания.

По нашему мнению, местные художественные музеи могут рассматриваться в качестве важнейшего элемента региональной культуры, а музейная педагогика — составной частью регионального компонента культурологического образования, в котором изучению местных художественных традиций и ценностей отводится решающая роль. В то же время любой крупный музей, как известно, содержит немало экспонатов, имеющих не только региональную, но и общенациональную значимость, является памятником национальной культуры. Это позволяет органически сочетать в образовании студентов благодаря использованию музейной педагогики региональный компонент с общенациональным.

Музейные экскурсии, беседы и лекции являются хорошо апробированным методом художественно-эстетического воспитания и образования, являющимся составной частью культурологического цикла образования. Мы активно использовали этот метод в процессе преподавания культурологии на факультетах русской филологии и культуры и на факультете иностранных языков ЯГПУ.

Наш педагогический опыт свидетельствует о том, что музейная педагогика оказывается высоко эффективным воспитательным средством в том случае, если она сочетается с традиционными формами обучения — лекциями и практическими занятиями, ориентированными на изучение истории отечественной культуры в органической связи с историей культуры Ярославского края.

  • Рассмотрим более подробно содержательные стороны музейной педагогики: ее цели, методы, задачи и функции.
  • 1. Цели музейной педагогики
  • По нашему мнению, музейные экскурсии, беседы и лекции имеют непреходящее значение для художественно-эстетического воспитания студентов на культурных традициях Ярославского края и призваны достичь следующих целей:
  • развивать у студентов эстетические потребности в изучении и понимании произведений искусства путем знакомства с творчеством крупнейших мастеров русского искусства XIX в., представленных в выставочных залах Ярославского художественного музея (прежде всего) и (частично) Музея истории города;
  • стимулировать эмоциональную сферу и воспитывать у студентов способность глубоко сопереживать произведениям искусства в процессе их восприятия;
  • формировать у студентов способность понимать подлинное содержание художественного произведения, проникать в его внутренний мир, постигать его историческую ценность;
  • развивать личную культуру художественного восприятия и накапливать эстетический опыт в ходе общения с подлинными произведениями искусства непосредственно в среде их бытования;
  • воспитывать у студентов элементы исторического сознания, понимания и исторической преемственности в развитии художественной культуры России на протяжении XIX в.;

формировать у студентов конкретные знания в области истории культуры Ярославского края XIX в., в процессе знакомства с произведениями ярославских художников, в том числе с картинами из коллекции Ярославского провинциального портрета XIX в.

воспитывать у студентов чувства национального самосознания и любви к истории Ярославского края, его художественным ценностям.

Не все перечисленные выше цели музейной педагогики имеют прямое отношение к региональному компоненту культурологического образования, в основном это первые и последние.

Однако мы считаем, что глубокое постижение и усвоение ценностей “малой родины” — художественных ценностей Ярославского края XIX в.

— в принципе не может состояться, если у студента хотя бы на элементарном уровне не сформировались способности понимать и переживать художественное произведение, проникать в его внутренний мир.

Стало быть, внедрение регионального компонента в культурологическое образование предполагает формирование у студента определенных навыков в сфере эстетической культуры. Отсюда особая значимость теоретического знания, получаемого в процессе изучения русской отечественной культуры и специальных курсов по истории культуры Ярославского края, которые изучают студенты перед посещением музея.

2. Методы музейной педагогики и ее задачи

При посещении музеев г.Ярославля, проведения в них лекций и бесед мы опираемся на методы музейной педагогики, разработанные в нашей стране известным ученом-искусствоведом А.Б.Бакушинским и получившие дальнейшее развитие в ряде специальных исследований [3,4].

Важно отметить, что основные принципы музейной педагогики, какими их видел сам А.Б.Бакушинский, очень тесно соприкасаются с современными задачами художественно-эстетического воспитания, призванного раскрыть духовный творческий потенциал личности студента.

Он выступал против поверхностного, иллюстративного подхода к рассмотрению произведений искусства в стенах музеев и полагал, что сопереживание зрителя художественному произведению способствует пробуждению в нем творческих начал.

Социальная ценность и значимость искусства, по его словам, заключается как раз в “творческом переживании”, а основная задача художественного воспитания, осуществляемого в ходе музейных экскурсий, бесед и лекций, заключается в том, чтобы “раскрыть произведение искусства до его предельной глубины, открыть непосредственную связь между ним и зрителем через историческое переживание его как части чего-то живого, как художественного организма” [1. С.68].

Особую роль он отводил методике работы с экскурсионными группами в музее, предъявляя к преподавателю — экскурсоводу следующие требования: уметь самому возможно глубже переживать произведения искусства, хорошо его знать, иметь психологический подход к группе, т.е. понимать психологию зрителей, уровень их художественных потребностей.

Исходя из нашего многолетнего опыта музейных экскурсий со студентами различных курсов, мы полагаем, что музейная педагогика играет уникальную роль в художественно-эстетическом воспитании и образовании молодежи, развивая у студентов культуру восприятия, понимания и оценивания произведений искусства, т.к.

здесь имеет место непосредственное общение зрителя с художественным произведением, возможность его непосредственного созерцания и переживания. Наши выводы подтверждаются результатами анкетных опросов студентов, регулярно проводимых нами после циклов музейных экскурсий и лекций. Предлагаемая студентам анкета “Мои впечатления о музее” содержит следующий набор вопросов.

1) Какие музеи г. Ярославля и других городов Вы посетили? 2) Существует ли у Вас интерес к посещению музеев? Предлагались альтернативные ответы: “да”, “нет”, “не знаю”) 3) Какие, на Ваш взгляд, личные качества, способности и умения формируются в процессе посещения музея и проведения там занятий с преподавателем? Предлагалось на выбор пять различных вариантов ответов.

4) Какие у Вас возникали трудности в понимании произведений искусства при посещении музея? 5) Какие работы русских художников XIX в. запомнились Вам больше всего при посещении музея? 6) Какие работы ярославских художников XIX в.

Вам запомнились больше всего при посещении музея? 7) Как вы считаете, способствует ли посещение музеев развитию потребности в изучении произведений мастеров русского искусства и художников Ярославского края?

Ответы студентов на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что у значительного большинства из них существует устойчивый интерес к посещению музеев. Около 90% опрашиваемых студентов положительно ответили на 2-й вопрос.

Примерно 70% студентов согласились с тем, что посещение музеев и проведение в них занятий с преподавателем “расширяют и обогащают знания о культуре и истории Ярославского края”, “развивают культуру восприятия художественных произведений, формируют эстетический вкус”.

Примерно половина опрашиваемых утвердительно ответили на вопросы о том, что музейные экскурсии развивают способность к пониманию внутреннего содержания художественного произведения, формируют способность переживать и сопереживать произведение искусства в процессе его непосредственного восприятия.

Отрадно отметить, что значительная часть студентов (95%) считает, что посещение музеев г. Ярославля развивает потребность в изучении произведений мастеров русского искусства, в том числе и произведений ярославских провинциальных живописцев.

Источник: https://mirznanii.com/a/207442/muzeynaya-pedagogika-v-aspekte-regionalnogo-kulturologicheskogo-obrazovaniya-studentov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector