Национально-освободительная борьба русского народа и подъем земских учреждений в годы смутного времени — студенческий портал

Билет 19.Национально-освободительная война русского народа в годы Смутного времени. Роль русской и православной церкви в спасении г-ва от иноземного завоевания,1 и 2 земское ополчение.К.Минин и Д.Пожарский

Измена «семибоярщины», грабежи и насилия польско-литовской шляхты, претензии короля Сигизмунда III на русский престол вы­зывали возмущение всех сословий Российского государства, В стране поднималось национально-освободительное движение против интервентов.

Во главе первогоополчения стал думный дворянин Прокопий Ляпунов, который уже давно воевал против сторонников Тушинэского вора». Ядром ополчения стали рязанские дворяне, к кото­рым присоединялись служилые люди из других уездов страны, а также отряды казаков атамана Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого.Весной 1611 г. ополчение подошло к Москве.

В городе вспых­нуло народное восстание против интервентов. Все посады оказа­лись в руках восставших.

Польский гарнизон укрылся за стенами Китай-города и Кремля, Началась осада, Однако вскоре между руководителями ополчения начались разно­гласия и борьба за первенство, Иван Заруцкий и Дмитрий Тру­бецкой, воспользовавшись тем, что власть в ополчении все большепереходила в руки «дворян добрых», прибывавших из всех уез­дов страны, что вызывало недовольство казачьих атаманов, орга­низовали убийство Прокопия Ляпунова: он был вызван для объяснений на казачий «круги и зарублен. После этого дворяне начали покидать лагерь. Первое ополчение фактически распалось. Однако новый подъем национально-освободительной борьбы русского народа помешал ему это сделать; в Нижнем Новгороде началось форми­рование второго ополчения.

Организатором ополчения стал Кузьма Минин, Решающую роль сыграл Кузьма Минин и в выборе

военного руководителя ополчения: князя Дмитрия Пожарского. В августе 1612 г. ополчение подошло к Москве, Атаман Заруцкий с немногими сторонниками бежал из-под Москвы в Астрахань. а большинство его казаков присоединилось к «земской рати»,

Ополчение не пропустило гетмана Ходкевича в Москву. В упор­ном сражении возле Новодевичьего монастыря гетман потерпел поражение и отступил. Польский гарнизон, не получивший под­креплений, продовольствия и боеприпасов, был обречен,

22 октября «земской ратью» был взят штурмом Китай-город, а 26 октября капитулировал польский гарнизон Кремля. Москва была освобождена от интервентов.

Польский король Сигизмунд III пробовал организовать поход на Москву, но был остановлен под стенами Волоколамска. Защитники города отбили три приступа поляков и заставили их отступить.

Освобождением столицы не завершались военные заботы ру­ководителей «земской рати». По всей стране бродили отряды польских и литовских шляхтичей и «воровских» казачьих атама­нов, Они разбойничали на дорогах, грабили села и деревни, зах­ватывали даже города, нарушая нормальную жизнь страны,.

Важную роль в спасении государства сыграла Русская Православная Церковь и патриарх Гермоген. Гермоген не только отказался сотрудничать с интервентами, но и всячески побуждал русский народ к организации сопротивления. С декабря 1610 года он стал рассылать грамоты по городам с призывом подняться против «литовских людей», а также «разрешил» (т.е.

освободил) русских людей от присяги королевичу Владиславу. Таким образом, всенародная война против польских интервентов в глазах народа приобрела легитимный, законный характер. И не случайно, что поляки были уверены: восстание — дело рук патриарха. Об этом сообщали Маскевич, гетман Жолкевский, а также ряд русских источников.

И в дальнейшем народное движение по созданию ополчений совершалось «по благословению» патриарха Гермогена. Так, грамота Прокопия Ляпунова в Нижний Новгород от 31 января 1611 года прямо призывает идти к Москве «по благословению» патриарха Гермогена и совету всей земли.

Именно эта формулировка — «по благословению патриарха» — и прижилась в посланиях времени Первого ополчения — грамотах городов. А в некоторых случаях патриаршее «благословение» заменило «государев царев и великого князя указ» (В частности, по «благословению» патриарха стали выдаваться казенные подорожные).

Глава церкви служил примером в стоянии за православную веру, которому должны были последовать все православные христиане. А сам Гермоген стал знаменем восстания и духовным лидером ополчения.

В целом, во время Первого и Второго ополчений центральной властью на местах считались церковные иерархи с Освященными соборами: они выполняли функции глав местных правительств.

Именно им в первую очередь адресовались грамоты, содержащие отчеты о действиях Первого и Второго ополчений и положения в стране, просьбы о присылке денег для жалования и сбора ратных людей.

Большое влияние на организацию и действия ополчений сыграли воззвания братии Троицкого монастыря во главе с архимандритом Дионисием и келарем Авраамием Палицыным. Грамоты также призывали присылать ратных людей и денежную казну на помощь воеводам, соединившимся для освобождения Москвы от поляков.

И в этих условиях на спасение родной земли от иноземного завоевания поднялась сама «Земля» — по всей России стало складываться земское освободительное движение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_151839_bilet-.html

В.С.Никитин. Об уроках национально-освободительной борьбы 1612 года для современной России

 «Смутное время XVII века» — это драматический период русской истории с 1598 по 1618 год, характеризующийся безвластием, самозванством, междоусобной войной, иностранным вмешательством, народно-освободительным восстанием, восстановлением государственности и преодолением последствий Смуты. Это результат династического, социально-экономического, духовного и политического кризиса.

 Смута прошла три периода. Первый – борьба бояр за власть и престол. Второй – борьба казачества и крестьян против высших землевладельцев. Третий – национально-освободительная борьба русских людей с иноземными врагами и своими «ворами».

История развивается по спирали. В конце XX века в России вновь началась Смута, похожая на Смуту XVII века. Она продолжается и сейчас. Чтобы преодолеть её с меньшими потерями нужно извлечь уроки из опыта наших предков.

А  главное, мы должны понять каким образом народ взял судьбу страны в свои руки, сберег Отечество и заставил уважать своё мнение на выборах.

Поэтому сегодня в Государственной Думе фракция КПРФ по инициативе Движения «Русский Лад» вынесла на обсуждение вопрос «Об уроках национально-освободительной борьбы 1612 года  для современной России».

Национально-освободительная борьба народа в 1610 – 1613 годах

«Национально-освободительная борьба народа» — это борьба за мировоззренческую независимость, политическую самостоятельность и территориальную целостность страны. Это борьба против духовного и материального порабощения народа иноземцами. Поэтому ведется она «всем миром», всеми сословиями.

Патриарх Гермоген на Рождество 1610 года разослал по городам свои грамоты, призывая русских людей подняться против поляков. И города русские поднялись. С Севера шли городские ополчения. Из центральных областей прибывали дворянские отряды. С Юга и из Калуги приближались казачьи войска.

Из многих вождей первого земского ополчения особо выделялись трое: рязанский воевода Прокопий Ляпунов, возглавлявший дворянские отряды;  Тушинский боярин князь Дмитрий Трубецкой с боевыми холопами и казачий атаман  Иван Заруцкий, получивший боярский титул от Лжедмитрия II, которые были избраны «троеначальниками» ополчения земли русской.

 Однако в ополчении началась междуусобная борьба разных сословий. Ещё не освободив Москву от иноземцев и изменников, дворяне и казаки приступили к классовым разборкам.

Первое земское ополчение распалось и к осени 1611 года под Москвой остались одни казачьи «таборы», в которых сидело около десяти тысяч человек. Они продолжали осаду Москвы, но уже не имели сил взять город.

Заруцкий и Трубецкой называли себя правителями государства Московского, но поддержки от городов у них не стало. Так печально окончилось первое земское ополчение против поляков.

К осени 1611 года положение Московского государства стало отчаянным. Поляки взяли Смоленск и другие города по юго-западной границе. Шведы захватили Новгород и финское побережье.

Таким образом, вся западная часть Московского государства оказалась в руках врагов. Земское ополчение распалось, казаки грабили и своевольничали. Никакого правительства не существовало. Русские люди были предоставлены сами себе.

Казалось – всему приходит конец.

В эти ужасные дни вновь раздались голоса мужественных представителей духовенства. Не сдался врагам Троицко-Сергиевский монастырь.

Его настоятель архимандрит Дионисий направил в русские города грамоты, призывавшие идти на помощь русскому войску, осаждавшему Москву, всем объединиться в патриотическом движении.

Но патриарх Гермоген, угнетаемый в плену поляками и изменниками, тоже направил грамоты, предупреждавшие, что казаки, пригревшие в своих таборах Марину Мнишек – жену Лжедмитрия I, задумали воцарить на престол его сына Ивана, называемого в народе «воренком».

Гермоген призывал не верить казакам и бороться с ними, как с поляками. Такая грамота Гермогена пришла в Нижний Новгород и попала в руки земского старосты Козьми Минина – Сухорука, который отличался громадным умом, энергией и железной волей.

Минин начал дело народного объединения тем, что предложил своим согражданам собрать казну и на неё устроить войско.  Он  же предложил избрать воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Затем направили грамоты в другие города.

В них нижегородцы прямо говорили, что идут не только против поляков, но и против казаков и не дадут им делать никакого воровства. Казаки в свою очередь послали вперед отряды для противодействия нижегородцам и подготовили покушение на князя Пожарского.

Поэтому второе земское ополчение пошло сначала не на Москву, а в Ярославль – главный город среднего Поволжья, чтобы присоединить к себе северные города. И это им удалось.

В Ярославле по инициативе Минина и Пожарского был созван «Совет всей земли». Состав этого земского Собора по оценке современников был полон и правилен. В нем было духовенство во главе с митрополитом Кириллом, который замещал умершего к тому времени патриарха Гермогена.

В нем были бояре, избежавшие московской  осады и польского плена. В нем были выборные люди из многих городов от служивого и тяглового населения.

«Советом всей земли» были созданы чрезвычайные органы местного самоуправления в городах – «городовые советы» и в селах – «земские избы», которые подготовили благоприятные условия для возрождения государственности России. Возникла мысль — не спеша в Москву, избрать государя в Ярославле.

Но польский король Сигизмунд в это время послал в Москву войска гетмана Ходкевича. Нельзя было допустить их соединения с осажденными в Кремле и Китай-городе поляками.

Второе земское ополчение пошло на Москву, но остерегаясь поляков и казаков, встало отдельным лагерем. Гетман Ходкевич напал на земское ополчение Пожарского и начал теснить русских. Казаки бездействовали.

Тогда келарь Троицкой Лавры Авраамий Палицын убедил их вступить в бой с поляками. Особенную отвагу в бою  проявил Козьма Минин. Взяв три сотни ратников, он бросился с ними на поляков и смял их. В результате войска Ходкевича вынуждены были уйти от Москвы.

Оставалось очистить от поляков Китай-город и Кремль. Осада длилась около двух месяцев.

 Объединенная русская  рать 22 октября 1612 года выбила поляков из Китай-города и осадила Кремль. А 26 октября (или 8 ноября по новому стилю) польский гарнизон Кремля вместе с изменниками боярами капитулировал. Минин и Пожарский торжественно въехали в Кремль. Так Москва была очищена от поляков.

В январе 1613 года был собран  знаменитый        Земский Собор, избравший  нового царя и ставший началом  преодоления Смуты XVII века в Московском государстве.

Это был, говоря по-современному, съезд народных представителей, представлявших все сословия и 50 городов России.

В их числе были священники, дворяне, члены боярской Думы, казаки, посадские люди и крестьяне.

Это был яркий пример народоправства. Следует подчеркнуть, что именно по настоянию представителей дворянства, горожан и крестьян на Соборе было решено: «Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и не из каких неправославных государств на Московское государство не выбирать».

В результате споров члены Собора избрали православного царя, олицетворявшего связь времен и поколений.

Им стал двоюродный племянник последнего царя династии Рюриковичей – Федора Ивановича 16-летний Михаил Романов, которого спас ценой своей жизни от польских сабель староста села Домнина русский крестьянин Иван Сусанин.

                              Об итогах Смутного времени

1. Смута выявила державную роль народа в государстве и подняла самосознание народа на державную высоту. Историк Ключевский писал: «Из потрясения, пережитого в Смутное время, люди Московского государства вынесли обильный запас новых  политических понятий… В Смуту идея о государе, стала сливаться с понятием о народе». Изменилось мировосприятие русских людей.

Народ на деле показал, что державность — это самодержавие народа, а не государя. За Державу народ русский был готов стоять до конца. Это подтверждается беспримерной, почти двухлетней обороной Смоленска, защитой Троице-Сергиевой Лавры, подвигами Ивана Сусанина и других народных героев.

2.     Смута привела к новому способу управления страной и созданию сильного централизованного государства.

Россия встала на путь формирования сословно-представительной монархии. К управлению страной активно привлекались Боярская дума и земские соборы в широком составе. Впервые политически дееспособным становится население посада и крестьяне, не входившие в число избирателей. 

Ключевский О.В. подчеркивал, что «Земский собор, собранный  на основе Совета всей земли, как народное представительство, возник у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить государственную власть.

В этом его отличие от западно-европейского представительства».

  Для русского народа  централизованное сильное государство – это созданный им инструмент обеспечения державности, сбережения народа и территории, гарант защиты от внешних врагов и природных катаклизмов.

Читайте также:  Основные характеристики русской философии - студенческий портал

3. Смута показала, что в период общего кризиса избежать тяжелых потерь и потрясений, обрести прочный социальный мир можно только путем сотрудничества всех слоев общества на основе отечественных духовных ценностей и традиций.

Русская земля и её народы, собравшись с духом и с силами, восстановили разрушенное государство, и это показало, что государство Московское не было созданием и «вотчиной» своего царя, а было общим домом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей великого Российского царствия». Для достижения социального мира в Отечестве за период с 1613 по 1619 годы 34 тысячи героев освободительной войны были награждены золотыми монетами с изображением Георгия Победоносца, а сражавшимся на другой стороне объявлена амнистия. Так Россия преодолевала Смуту.

Об исторических параллелях

Смутное время XVII века и нынешнее смутное время во многом похожи, и в причинах и в следствиях. В основе их лежит все тот же «династический», социально-экономический и духовно-политический кризисы.

Нынешнее смутное время началось в 1987 году и продолжается по настоящее время. Смута началась в информационном пространстве с так называемого «нового мышления», навязанного Западом генеральному секретарю ЦК КПСС Горбачеву М.С.

, и с «перестройки» СССР под убийственным для него лозунгом  «больше демократии — больше социализма».

Вступив на путь мировоззренческого предательства, горбачевцы породили смуту в головах людей и разрушили моральные и материальные устои многовековой российской державы. 

В результате, к власти пришел  активный борец с привилегиями партноменклатуры, а на деле ставленник западного капитала Борис Ельцин. По своему характеру он был похож на царя Бориса Годунова. О Годунове историк Н.И.

Костомаров писал следующее: «Все цели его деятельности сводились к собственным интересам, к своему обогащению, к усилению своей власти, к возвышению своего рода…».   Ельцин тоже ради власти  был готов на любое преступление.

Вопреки воле народа, высказанной на референдуме, Ельцин вместе с предателями Шушкевичем и Кравчуком, по указке Запада, разрушили нашу державу -СССР.

Затем Ельцин ликвидировал «Совет всей земли», расстреляв в 1993 году здание Верховного Совета РСФСР из танковых орудий и разогнав народных депутатов, он сдал Российскую Федерацию во внешнее управление Западу, что закреплено соглашением со Всемирным банком. 

В 1996 году Ельцин вновь обманул народное волеизъявление. Он, украв власть у избранного народом Зюганова Г.А., фактически сдал её ставленникам мирового финансового капитала – «семибанкирам».

Эта «семибанкирщина», как и «семибоярщина» в XVII веке, убедившись, что здоровье Ельцина пошатнулось, отправила его в отставку, подготовив ему замену в виде малоизвестного тогда Путина В.В.

  Затем уже Путин по указке Запада представил России мало известного преемника в лице Медведева Д.А., поклонника западного либерализма.

 Таким образом, в России начался период  самозванства и лжеправителей.

Лжеправителей, потому что ни президент, ни председатель Правительства РФ, по мнению ряда политологов,  на самом деле ими фактически не являются, а лишь играют отведенную им роль, имитируя государственную деятельность.

А самозванство проявляется в том, что они избраны на эти посты путем массовой фальсификации выборов и превращения этой процедуры в целом в фарс.

Вся реальная власть по управлению Россией находится сейчас  за её пределами. Ярким доказательством наличия внешнего управления Россией является федеральный бюджет на 2013-2015 годы.

В нем все сверхплановые доходы от нефтегазового комплекса до 2017 года будут изыматься из экономики России, переводится в Резервный фонд, а от туда прямиком в западные банки под 2 процента годовых.

Затем наши же деньги российские банки будут брать под 5-7 процентов годовых, а гражданам России выдавать под 18-20 процентов.

Вот так «нынешние правители» выплачивают «оброк» своим хозяевам – мировым ростовщикам, предавая Россию и её народы.

Они демонстрируютполный отказ от   мировоззрения, завещанного предками, разрыв связи времен и поколений, искоренение русского духа в науке, образовании и культуре, фальсификация отечественной истории, разобщение людей, организация в обществе войны всех против всех.

Даже установление праздника Дня народного единства на самом деле было нацелено на раскол общества. Ведь в 1995 году Указом Ельцина «О днях воинской славы (победных днях) России» празднование народной победы в 1612 году было определено отмечать 7 ноября – в день, когда поляки прекратили сопротивление в Кремле.

Этот праздник был объявлен не рабочим днем. Но, поскольку он совпадал с праздником Великой октябрьской социалистической революции, Путин своим Указом в 2004 году, вопреки историческим фактам, перенес этот нерабочий день на 4 ноября, чем внес раздор, а не согласие в общество.

 Уроки национально-освободительной борьбы 1612 года

Первый урок. Смута начинается не на поле брани, а в информационном пространстве – в духовной среде с замены родного мировоззрения на чужое, с искажения понятий и фальсификации истории.

Поэтому, главная задача патриотов России в XXI веке сохранить цивилизационный код России, связь времен и поколений, историческую память народа. Не позволить искоренить русский дух в науке, образовании и культуре.

Одержать мировоззренческую победу.

         Второй урок. Русский народ и другие коренные народы России поднимаются на освободительную борьбу против иноземных захватчиков и изменников Родины в период агрессии и оккупации русской земли. Надо показать народу, что Россия уже оккупирована мировыми ростовщиками.

Их банковский спрут, благодаря стараниям изменников Родины, скрывающихся под масками правителей России, уже охватил своими грабительскими щупальцами всю страну в целом и каждый регион, город, село, предприятие и семью в отдельности.

Банковский спрут лишил государствообразующий народ России право на власть, собственность, на имя и даже на жизнь.  

Надо показать народу, что ярким доказательством наличия внешнего управления Россией является федеральный бюджет на 2013-2015 годы. На это уже указывает не только фракция КПРФ в Госдуме, но и Счетная палата РФ и Общественная палата РФ.

Третий урок. Национально-освободительная борьба принесла успех нашим предкам в 1612 году только тогда, когда общее благо России классы и сословия поставили выше своего сословного и личного блага.

Первое народное ополчение распалось и не выполнило своей освободительной роли, потому что дворяне и казаки свои сословные классовые интересы поставили выше главной цели – освобождение России от иноземного ига.

Второе ополчение Минина и Пожарского с помощью духовенства сумело соединить воедино дворян, посадских людей, боевых боярских холопов и крестьян.

И только после того, когда все сословия поставили общий интерес освобождения Родины выше личных интересов,  была достигнута победа над захватчиками и изменниками России. Важно отметить огромную роль органов местного самоуправления городов и сел, которые стали политической основой для государственности и державности России, что актуально и сегодня.

Таким образом, национально-освободительный этап борьбы против иноземных захватчиков – это самостоятельный этап.

На борьбу против иностранного спекулятивного капитала и изменников России, против банковского гнета и долгового рабства надо подниматься всем миром, всеми сословиями и органами местного самоуправления под лозунгами: «Долой мировых ростовщиков и их наемников!», «Нет банковскому гнету и долговому рабству!», «Нет уничтожению малых городов и сёл России!», «Даешь Правительство народного доверия – Всероссийский народный совет!», «Вернем России Русский дух и Русский Лад!».

Источник: https://kprf.ru/rusk/112316.html

История россии с древнейших времен до 1618 г.учебник для вузов. в двух книгах. книга вторая (92 стр.)

Положение, однако, оставалось сложным. В марте 1610 г. в Москву торжественно вступил Михаил Скопин-Шуйский, с которым Москва и Россия связывали много надежд.

У ряда дворян во главе с Прокопием и Захарием Ляпуновыми появилась идея заменить непопулярного Василия Шуйского его молодым и подававшим большие надежды племянником. Но в конце апреля предполагаемый претендент на царский трон неожиданно скончался. Утверждали, что М.В.

Скопина-Шуйского отравили, причем молва приписывала смерть полководца либо крайне неудачливому и трусливому брату царя Дмитрию Шуйскому, либо его супруге.

В мае — июне 1610 г. московские воеводы предприняли активные действия против польских войск в западных районах Подмосковья. Но 24 июня Дмитрий Шуйский потерпел сокрушительное поражение от Жолкевского и, как всегда, с небольшими остатками войска бежал в Москву.

Одной из причин разгрома явилось предательство шведов во главе с Делагарди, которые помогли полякам. Но и этот факт не оправдывает Дмитрия Шуйского: Делагарди вполне уживался со Скопиным-Шуйским, но явно неприязненно относился к его предполагаемому убийце.

Так или иначе измена шведов лишь усугубляла положение Василия Шуйского. Даже «Тушинский вор» из Калуги перебрался в Коломенское, рассчитывая найти в Москве сторонников. 17 июля 1610 г. восставшие во главе с Захарием Ляпуновым ворвались в царский дворец и заставили Василия Шуйского отречься от престола.

Затем он был насильно пострижен в монахи, чем ему окончательно закрывался путь к трону.

Ляпунову не удалось возвести на трон своего кандидата — В.В. Голицына. Поскольку же пока не нашли достойного преемника, решили передать власть Боярской думе, фактическое управление сосредоточилось в руках семи бояр. Это были князья Ф.И. Мстиславский, И.М. Воротынский, A.B. Трубецкой, A.B. Голицын, Б.М. Лыков, а также родовитые бояре — брат патриарха Филарета H.H. Романов и Ф.

И. Шереметев. В пересудах скептиков этот период боярского правления получил название «Семибоярщины». Большинство бояр были в думе и при Василии Шуйском, а потому авторитетом «Семибоярщина» не пользовалась. Уже через неделю после переворота под Москвой оказались отряды Жолкевского, требовавшего признания царем польского королевича Владислава, вновь заявил о себе и Лжедмитрий II.

С Владиславом первый договор заключили еще тушинцы в феврале 1610 г., а в июне 1610 г. с поляками подписали договор московские бояре.

В первом договоре были статьи, как бы выражающие стремление сохранить русские национальные традиции и обычаи: король должен был венчаться православным патриархом, полякам в Москве оставляли единственный костел, вносился принцип выслуги для худородных, существенно ограничивалась возможность занятия высоких должностей иностранцами. Второй договор был чисто боярским: вводился пункт о сохранении «отечества и чести» княжеских и боярских родов.

Для укрепления своей власти в России и в Москве Сигизмунд посоветовал Жолкевскому по-своему «очистить» Москву от «ненадежных элементов».

Сделано это было довольно оригинально: к польскому королю под Смоленск из Москвы собрали посольство в составе 1246 человек, в котором были и дворяне, и посадские люди (включили в состав «посольства» и свергнутого царя).

После этой операции легче было провести и вторую: в ночь с 20 на 21 сентября войска Жолкевского вошли в Москву. Бояре боялись и москвичей, и России, над которой они все более утрачивали власть, и передали власть полякам в надежде, что поляки защитят их от собственного народа.

После отъезда Жолкевского в октябре 1610 г. власть в Москве перешла к Александру Гонсевско-му. В окружении Сигизмунда Гонсевский отличался особой ненавистью к Москве и России. С его приходом в Москве стали полностью распоряжаться поляки и русские изменники.

Осенью 1610 г. одной из проблем для польских интервентов была борьба с остатками казачьих и частью польских же отрядов самозванца. Лжедмитрий II тоже не скупился на резкие фразы в адрес поляков.

Но правы те авторы, которые считают, что самозванец был выгоден полякам, поскольку под предлогом борьбы с ним можно было легко грабить страну. К тому же в это время основной опорой самозванца были те самые социальные слои, которые пугали боярство больше поляков. Юдекабря 1610г.

Лжедмитрий II был убит по личным мотивам касимовским царевичем. Лагерь его распался, но задействованные в нем силы уже не знали другого образа жизни.

И показательно, что после гибели самозванца Марина Мнишек «устроилась» при Иване Заруцком, а Заруцкий потом окажется в числе организаторов Первого земского ополчения и будет предлагать в качестве претендента на царский трон годовалого сына Марины от Лжедмитрия II.

Сигизмунд III и сам стремился стать русским царем, но не успел осуществить свой замысел: буквально за два дня до того, когда он собирался объявить об этом своем желании, Боярская дума объявила царем Владислава. Но Сигизмунд не отпускал сына в Москву. Переговоры короля с «Великим московским посольством» продолжались с Юоктября 1610до 12апреля 1611 г.

«Послы» настаивали на переходе Владислава в православную веру, отступлении короля от Смоленска, но главное — на прибытии в Москву Владислава. Сигизмунд тянул время и не соглашался с настояниями русских «послов», требовал, чтобы царем признали его самого. Жесткую позицию в этом случае занял патриарх Гер-моген.

Московские бояре и поляки требовали от него согласия на признание царем Сигизмунда без всяких условий. Но патриарх отказался поставить свою подпись под таким соглашением. Все же из Москвы к послам в Смоленск направили текст соглашения. Однако послы, ссылаясь на отсутствие подписи Гермо-гена, не стали подписывать этот документ.

Читайте также:  Подключение mysql с помощью клиента heidisql - студенческий портал

И в конце концов непокорные послы были в апреле 1611г. под конвоем отправлены в Польшу.

Оборона Смоленска, как и защита Троицкого монастыря, имела большое психологическое значение: именно такие акты самопожертвования пробуждают национальный дух и человеческое достоинство. Смоленск пал 3(13) июня 1611 г.

Никто из защитников не пожелал сдаться в плен или перейти на службу к Сигизмунду. Последние защитники закрылись в соборе, подожгли в подвале порох и погибли под его руинами. Воевода Шеин был ранен и потому попал в плен.

Был еще один город, который являлся укором власти, торгующей своими землями и своим народом. Соглашение со Швецией, которое практически ничего не дало (шведы постарались расположиться вблизи от морских побережий), оплачивалось, как было сказано, городом Корелой и его округой.

Но и русские, и карелы, проживавшие в городе и окрестностях, отказались принять шведскую администрацию — и оборона Корелы продолжалась с лета 1610 г. по март 1611г. Остатки же защитников: и русские, и карелы ушли в Россию.

Хотя московское боярство, по существу, отдавало Россию иностранным интервентам, в самых разных слоях населения нарастало стремление к объединению во имя сохранения ее самостоятельности, и «Земля» все жестче заявляла о несогласии с такой «Властью».

Литература

Зимин A.A. Вопросы истории крестьянской войны в России в начале XVII в. // Вопросы истории. 1958. №3.

Кушева E.H. К истории холопства в конце XVI — начале XVII в. // Исторические записки. Т. 15. 1945.

Маковский Д.П. Первая крестьянская война в России. Смоленск, 1967.

О крестьянской войне в Русском государстве в начале XVII в. Обзор дискуссии // Вопросы истории. 1961. №5.

Смирнов И.И. Восстание Болотникова. 1606 — 1607. Л., 1951.

Смирнов Н.И. Краткий очерк истории восстания Болотникова. М., 1953.

Смирнов И.И., Маньков А.Г., Подъяполъская Е.П. Мавродин В.В. Крестьянские войны в России XVII — XVIII вв. М; Л., 1966.

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990.

Тихомиров М.Н. Новый источник по истории восстания Болотникова // Исторический архив. Т. VI. М.; Л., 1951.

Шепелев И.С. Освободительная и классовая борьба в Русском государстве в 1608 — 1610 гг. Пятигорск, 1957.

Глава xxi. национально-освободительная борьба русского народа и подъем земских учреждений в годы смутного времени*

* Глава написана В.А. Волковым.

§1. ЗЕМСКОЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Московское боярское правительство предало собственную страну, пригласив на трон польского королевича и впустив в столицу государства польские войска.

Источник: https://dom-knig.com/read_222399-92

«Смута». Борьба русского народа за независимость

Причины и начало социально-политического кризиса связаны с событиями конца XVI — начала XVII вв., затронувшими все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины кризиса заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его приемниках.

Когда трон перешел к царю Федору Ивановичу, началось крушение былого всевластия. Новый царь отличался слабоумием, и даже исполнение внешних ритуалов двора давалось ему с трудом. Поскольку царь был болен, при нем функционировал регентский опекунский совет, куда входили Б.

Я. Бельский, И.П. Шуйский и Б.Ф. Годунов. Последний, пользуясь близостью к царю, сосредоточил значительную власть в своих руках. 15 мая 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий.

После смерти Нагие сознательно распространили слух о том, что царевича зарезали посланные Годуновым люди. Со смертью Федора в 1598 г. прекратилась династия Рюриковичей, правившая Русью 700 лет. Руси предстояло избрать нового царя.

Борьба за власть в правительственной верхушке еще более обострилась.

17 февраля истекло время траура по Федору, и Москва тотчас же приступила к выборам нового царя. Выждав момент, Борис сообщил о своем согласии принять корону. 30 апреля Годунов окончательно вернулся в столицу. Переезд Бориса в царские апартаменты положил конец разногласиям в стане оппозиции. В сентябре Годунов венчался на царство в Успенском соборе Кремля.

Патриарх Иов возложил на его голову «шапку Мономаха». Борис Годунов (1598-1605) – энергичный, честолюбивый государственный деятель. В тяжелых условиях экономической разрухи, сложной международной обстановка он продолжил политику И. Грозного, но менее жесткими мерами. Годунов вел успешную внешнюю политику.

При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Значительно укрепились русские позиции на Северном Кавказе, в Закавказье, Заволжье. В 1595 г. после продолжительной борьбы со Швецией был заключен Тявзинский мир, по которому России были возвращены утерянные земли на берегу Балтики – Ивангород, Ям, Копорье, Корела.

Крупным успехом было учреждение в 1589 г. патриаршества в России, повысился ранг и престиж русской церкви.

Правитель провел в жизнь крупнейшие социальные реформы, сплотившие дворянское сословие. Вывод страны из запустения Борис Годунов видел в закрепощении крестьян. Важным законодательным актом правительства Бориса Годунова по крестьянскому вопросу явился указ 1597 г. о сыске беглых крестьян.

Наметившийся в 90-х годах XYI в. экономический подъем был прерван неурожаем 1601 года. В стране начался голод, продолжавшийся около трех лет. Население быстро исчерпало имеющиеся у него запасы зерна. Царь Борис приказал открыть царские житницы и стал раздавать голодающим хлеб. В годы голода царь издал указ о временном возобновлении Юрьева дня. Так он хотел разрядить недовольство народа.

Чтобы заглушить муки голода, люди ели лебеду и липовую кору. Современники считали, что за это время «вымерла треть царства Московского». Голод привел к восстаниям. В 1603 г. началось крупное восстание холопов, ставшее прологом крестьянской войны.

Социальная ломка, связанная с утверждением крепостного права, болезненно отозвалась на положении народа и стала одной из существенных причин событий Смуты.

С начала XVII столетия Россия втягивалась в гражданскую войну, осложненную вмешательством извне.  Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.П.

Карамзин видели в Смуте «безумную распрю знатных шляхецких родов», «буйство народное», «бунт безумный и беспощадный», которые были порождены законами Годунова и происками иноземцев, «подбросивших» в страну самозванцев. Историки второй половины XIX в.

пришли к выводу, что Смута возникла из-за глубокого кризиса русского общества рубежа XVI-XVII вв. С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и «противообщественных» (родовых) начал русского общества. В.О. Ключевский и С.Ф.

Платонов выделили в истории Смуты три периода: династический (когда конфликт охватил лишь верхи русского общества), социальный (когда в Смуту оказались втянуты все сословия России) и национальный (когда сословия были вынуждены объединиться, чтобы спасти страну от иноземных вторжений).

В Речи Посполитой объявился «царевич Дмитрий», якобы, чудом спавшийся от гибели в Угличе. Наиболее вероятно, что самозванцем выступил беглый монах Чудова монастыря Гр. Отрепьев, родом из детей боярских Галичского уезда. Появление самозванца было выгодно польско-литовской шляхте.

Король Зигмунд III вынашивал планы отторжения от России ряда земель по ее западной границе, прежде всего, Смоленска. Поэтому Лжедмитрий встретил поддержку в правящих кругах Речи Посполитой и у католической церкви. “Царевич” щедро сулил своим покровителям, в том числе воеводе Ю.

Мнишеку, всевозможные блага после занятия московского престола. Речь Посполитая в то время, как и Россия, стояла на пороге социальных потрясений. Магнаты и шляхта были заинтересованы в сохранении перемирия с Россией.

Именно поэтому высший орган власти в стране – сейм категорически запретил королю Сигизмунду III Вазе, канцлеру Л. Сапеге и их окружению помогать самозванцу.

Тем не менее, вокруг авантюриста быстро собрались искатели легкой наживы и приключений. Немало сторонников “царевича” нашлось на Руси, в среди донского казачества. В октябре 1604 г. Лжедмитрий 1-й вступил в южную Россию, охваченную восстаниями. К самозванцу перешел ряд городов, он получил пополнение отрядами запорожцев и донцев (более 20 тыс.

чел.). 21 января 1605 г. у села Добрыничи Комарицкой волости произошло сражение отрядов самозванца с царским войском во главе с князем Ф. И. Мстиславским. Разгром был полный: Лжедмитрий спасся бегством в Путивль. В этот критический для самозванца период 13 апреля 1605 г. умер царь Борис и на престол вступил его 16-летний сын Федор.

Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народные выступления.

Царь Федор был свергнут с престола и задушен, а его сестру сделали наложницей нового «царя».

Русские люди искренне верили, что с воцарением «прирожденного» царя беды прекратятся, наступит мир и благополучие. Они забыли о своей клятве Годуновым и принесли присягу самозванцу. Отрепьев торжественно въехал в Москву 20 июня 1605 года. Впервые в истории России самозванец сел на царский престол и правил около года. Он начал с того, что щедро наградил своих приверженцев.

Податное население юго-западных и южных уездов страны было освобождено от налогов на 10 лет. Воины повстанческой армии получили богатые пожалования. Члены «воровской» думы заняли места родни Годунова среди московских бояр. Р. Г.

Скрынников установил, что в целом политика самозванца носила ярко выраженный продворянский характер, он ратовал за веротерпимость, понял нужность завоевания Азова (из-за набегов крымцев).

Но бояре взяли инициативу в свои руки. Они заставили самозванца удалить из Москвы приверженцев силовых методов борьбы с оппозицией – Б. Бельского и его товарищей, добились роспуска повстанческой армии и приступили к подготовке заговора.

Почувствовав, что земля начинает уходить из под ног, самозванец обратился к своей невесте Марине Мнишек и ее отцу. На свадьбу будущий тесть привел значительный отряд иноземный наемников. Отрепьев полагал, что с их помощью легко справится с боярским заговором, но допустил ошибку.

Иноземные солдаты вели себя в Москве как в завоеванном городе. Москвичи, с симпатией относившиеся к Дмитрию, не выдержали бесчинств наемников и 17 мая 1606 г. восстали против иноземцев. Заговорщики воспользовались беспорядками, проникли в кремль и убили самозванца.

Через три дня труп его был сожжен, прах заложен в пушку, и которой выстрелили в ту сторону, откуда пришел самозванец.

Погубив самозванца, бояре после борьбы за власть возвели «без земского совету» на царский престол главу заговора В. И. Шуйского (1606 — 1610). Он обратился к народу с обличениями самозванца и призывами к миру. Власти надеялись, что воцарение «законного царя» быстро успокоит народ, но они заблуждались.

На юго-западе страны вновь вспыхнуло восстание под руководством атамана И. И. Болотникова. Войско Болотникова состояло из отрядов повстанцев первого самозванца. Движущими силами восстания, как и прежде, были дворяне, служилые люди по прибору, холопы, казаки и крестьяне южных уездов страны. Во главе большого повстанческого войска Болотников подошел к Москве.

С ним были и дворянские отряды И. Пашкова и П. Ляпунова из Рязанской земли. Болотников выдвигал опасные для вотчинников и помещиков требования, что грозило лишением привилегий господ. В конце 1606 г. развернулось сражение у стен Москвы. Переход дворянских отрядов в лагерь Шуйского позволил правительственной армии взять верх над восставшими.

Им пришлось отступить к Калуге, а затем засесть в Туле. Огромное царское войско блокировало Тулу. Несмотря на голод, повстанцы стойко оборонялись. Осаждавшие перекрыли р. Упу плотиной и город был затоплен. Шуйский обещал Болотникову и его сподвижникам сохранить жизнь. Но царь не сдержал свое слово.

Болотникова схватили и сослали в далекий Каргополь, где его затем тайно умертвили (1607). Однако праздновать победу Шуйскому не пришлось.

12 июля 1607 г. в городе Стародубе-Северском появился Лжедмитрий II («Тушинский Вор»). Здесь при «царе Дмитрии» сразу же образовалась «воровская» боярская дума. В конце лета 1607 года отряды самозванца двинулись на помощь армии Болотникова к Туле.

Жители городов и уездов юго-запада России встретили Лжедмитрия II и его воинов хлебом-солью. Капитуляция повстанческой армии в Туле породила разброд и шатания в войске самозванца. Но уже в ноябре 1607 г. к лже-царю присоединились остатки войска Болотникова с атаманом Заруцким.

Войско Лжедмитрия насчитывало всего 15-20 тыс. воинов. Разбив в нескольких боях войска Шуйского, к июню Лжедмитрий II дошел до села Тушина (у Москвы), где обосновался лагерем. Тут возникла многочисленная «боярская дума». В этот период в стране установился фактически режим двоевластия.

Отряды тушинцев контролировали значительную территорию Российского государства, грабя и разоряя население. В самом Тушинском лагере управляли предводители польских отрядов. Их разбойные действия вызывали вооруженный отпор окрестных крестьян и горожан. 16 месяцев (с сентября 1608 по январь 1610 г.

) польско-литовские отряды Яна Сапеги осаждали Троице-Сергиев монастырь. Но его защитники отбили все приступы врага.

В тот же период польские войска осадили Смоленск. Тем временем «воровские» бояре вступили в переговоры с жителями столицы и предложили им одновременно низложить Лжедмитрия ii и В. Шуйского.

Читайте также:  Какие типы компьютерных сетей образуют интернет - студенческий портал

Власть в стране оказалась в руках «семибоярщины» – особой комиссии московской боярской думы во главе с князем Ф.И. Мстиславским.

Семибоярщина смогла убедить избрать царем польского королевича Владислава.

На призыв дворянина Прокопия Ляпунова освободить родную землю откликнулись многие русские люди, стекавшиеся под знамена народного ополчения. В начале марта 1611 г. ополчение двинулось на освобождение Москвы.

Из посланцев разных местностей (дворян, других служилых людей, посадских верхов, церковников) был образован своеобразный орган, напоминающий Земский собор, – «Совет всей земли». Разнородный социальный состав ополчения стал источником его слабости. Возник конфликт между дворянами и казаками, П.

Ляпунов был убит, ополчение лишилось энергичного руководителя. Вступление русский ратников в столицу не достигло цели.

Потрясением для современников стало падение Смоленска, гарнизон и жители которого в течение 20 месяцев мужественно держали оборону от превосходящих сил Сигизмунда. Воспользовавшись российской смутой, шведские войска оккупировали Новгород с его обширной округой.

Таким образом, Россия оказалась на грани утраты своей государственной независимости и территориальной целостности. Страна в значительной мере была деморализована, дезориентирована. Однако нашлись новые патриотические силы, выступившие на защиту Русской земли. Их центром с осени 1611 г.

стал Нижний Новгород. Местные посадские люди выбрали своим земским старостой купца К.А. Минина. Минин призвал сограждан собрать средства, создать ополчение и пойти освобождать Москву. Патриотический порыв охватил массы. В Нижний Новгород стали стекаться ратные люди.

Аналогичные призывы исходили от игумена Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына. Возглавил ополчение князь Д. М. Пожарского, одного из предводителей 1-го ополчения. Действия этих выдающихся патриотов России обеспечили успех.

Кроме того, надлежало сформировать авторитетное правительство – новый «Совет всей земли». Недаром К. Минин воспринимался как человек «выборный всей землею».

Рать Минина и Пожарского в августе 1612 г. подступила к Москве. К городу на выручку гарнизона интервентов спешила армия гетмана Хоткевича, встретившее отпор на рубеже Арбатских и Чертольских ворот. Русские сумели устоять и провели ответное наступление.

Последующие совместные действия обоих ополчений привели к поражению воинства Хоткевича и его отступлению от Москвы. Судьба окруженного в центре города гарнизона интервентов была предрешена. Взятие ополченцами Китай-города означало капитуляцию, которая и состоялась 26 октября 1612 г. Москва была освобождена.

В жестокой и суровой борьбе русский народ отстоял независимость своей родины.

Источник: https://students-library.com/library/read/16420-smuta-borba-russkogo-naroda-za-nezavisimost

Подъем народного освободительного движения. Освобождение Москвы. Конец интервенции — Российская Империя — история государства Российского

Подъем освободительного движения

В этой тяжелой обстановке в стране поднимались патриотические силы, бравшие в свои руки дело освобождения ее от иностранных интервентов и замены правительства бояр-изменников другим правительством. Продолжал героически обороняться Смоленск. В Зарайске успешно отбивал нападения интервентов воевода князь Д. М. Пожарский.

До последнего человека сопротивлялись шведам жители Корелы. Из Москвы в начале 1611 г. стали рассылаться по городам грамоты с призывом создавать ополчения для борьбы с интервентами.

Ярким патриотическим произведением была разбрасывавшаяся по столице анонимная «Новая повесть о преславном Российском царстве», содержавшая горячий призыв к вооруженной борьбе с врагами и указывавшая на пример «крепкостоятельного града Смоленска».

Подъем освободительного движения был подготовлен предшествующими событиями антифеодальной борьбы и являлся непосредственным ее продолжением и развитием.

Как и во времена монголо-татарского ига, народный гнев справедливо обрушивался и на иноземных захватчиков, и на русских феодалов, искавших путей соглашения с завоевателями и предававших интересы национальной независимости страны. Антифеодальная и национально-освободительная борьба, естественно, органически переплетались, хотя, состав социальных сил,  участвовавших в движениях, был пестрым и соотношение их интересов было сложным и противоречивым.

Первое ополчение

Одним из центров организации сил стала в этот период Рязанская земля, где начало создаваться ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым — энергичным деятелем, склонным, однако, к политической авантюре. Ляпунов не раз менял свою ориентацию, то поддерживая Болотникова против Шуйского, то служа Шуйскому против Болотникова, то пытался завязать связи с Лжедмитрием II.

Все эти колебания отражали изменчивую позицию служилого дворянства, стремившегося максимально упрочить свои позиции в сложной политической обстановке начала XVII в. Состав первого ополчения был сложным. В него вошли ополчения дворян и горожан Нижнего Новгорода, Мурома, Суздаля, Владимира, Вологды, Ярославля, Галича, Костромы и др.

Пришли в первое ополчение казаки-тушинцы во главе с Заруцким и Трубецким, добившимися руководящего положения в ополчении наряду с Ляпуновым. В ополчение влились также остатки отрядов Скопина-Шуйского. Эта значительная военная сила стала двигаться к Москве для освобождения ее от интервентов. В самой Москве обстановка накалялась с каждым днем.

Интервенты пытались предотвратить стихийные выступления. Они запретили населению носить ножи, продавать топоры и даже дрова, которые могли быть использованы в уличных столкновениях. 18 марта 1611 г. передовые отряды ополчения во главе с Д. М. Пожарским подошли к Москве, освободили Замоскворечье и проникли в Белый город.

Наутро, когда интервенты пытались насильно заставить москвичей участвовать в укреплении стен Кремля и Китай-города, вспыхнуло восстание. Завязались ожесточенные бои и на городских улицах. Тогда по совету русских изменников Салтыкова и других интервенты подожгли Москву. Пожарский со своим отрядом продолжал сражаться, не давая сжечь город, но силы были неравными.

Израненного Пожарского с трудом удалось вывезти из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Москва была сожжена полностью. Тысячи людей покинули пепелище родного города. Первому ополчению не удалось освободить Москву. В ополчении разгорались внутренние противоречия.

Руководители казацких отрядов Заруцкий и Трубецкой противились попыткам Ляпунова наладить военную организацию ополчения, формулировавший политическую программу ополчения так называемый «Земский приговор» 30 июня 1611 г.

предусматривал укрепление дворянского землевладения, ведущую роль дворянства в государственном аппарате и возвращение дворянам беглых крестьян, среди которых было немало казаков. Недовольством казаков воспользовались Заруцкий и Трубецкой, которые одновременно с участием в ополчении нащупывали связи с польскими интервентами.

При помощи Гонсевского была сфабрикована фальшивка — поддельная грамота Ляпунова с призывом истреблять казаков. Ляпунов был вызван в казачий «круг» и там убит. После убийства Ляпунова дворяне покинули ополчение. Под Москвой остались лишь отряды казаков, руководители которых заняли выжидательную позицию.

Тем временем шведским интервентам помогли новгородские бояре, которые летом 1611 г.

впустили шведов в Новгород и дали королю согласие на отторжение Новгородской земли от России и на вступление Новгорода в войну против Польши на стороне Швеции. Там снова ожили старинные сепаратистские тенденции, уцелевшие и после учиненного Иваном Грозным разгрома Новгорода.

Псков отбился от польских интервентов, а затем, не желая признавать изменнического боярского правительства, присягнул новому самозванцу — Сидорке, выдававшему себя за «чудесно спасшегося царевича Димитрия» (точнее — Лжедмитрия II). Новый «Димитрий», однако, не оправдал надежд, он арестовал руководителей «меньших людей» и обложил население города тяжелыми налогами. Лишь в 1612 г. «псковский вор» был схвачен. В Смоленске один из дворян перешел на сторону врага и указал ему слабое место в укреплениях, через которые интервентам удалось, наконец, ворваться в город. Но и на улицах его обессиленные длительной осадой защитники сражались до конца. Последние из них заперлись в каменном соборе, служившем хранилищем пороха, и взорвали сами себя.

Второе ополчение

Вопреки колебаниям и изменам значительной части феодалов народные массы все упорнее боролись за освобождение страны от интервентов. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде начало формироваться второе народное ополчение, во главе которого стали посадский староста Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский.

По городам рассылались грамоты с призывом поддержать ополчение, цель которого была сформулирована отчетливо и категорично: освобождение Москвы от интервентов и создание нового русского правительства. В ополчение вошли дворяне, посадские люди, крестьяне, в том, числе многие из числа нерусских народов Поволжья. Был проведен сбор средств. Весной 1612 г.

ополчение начало движение из Нижнего Новгорода. Первоначально оно остановилось в Ярославле и, опираясь на местное движение, очистило от интервентов поволжский север страны. Руководители ополчения в созданном ими «Совете всей Земли», нечто вроде Земского собора, обсудили и приняли программу действий.

Главную роль в «Совете» играли представители посадского населения и служилого дворянства. Действия ополчения постепенно расширялись, охватывая не только Поволжье, но и другие районы. В конце июля 1612 г. ополчение подошло к Москве.

22 — 24 августа произошли решающие бои с интервентами, в которых проявились героизм ополченцев, мужество и полководческий талант Минина и Пожарского. В октябре не выдержавшие длительной осады сдались остатки интервентов в Китай-городе и Кремле.

Народное ополчение выполнило свои задачи — Москва была освобождена, русский народ отстоял государственную независимость страны. Навеки сохранились в народ-

ной памяти имена мужественных патриотов — Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Сохранился рассказ о замечательном подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, который обрек на гибель в лесах большой отряд интервентов, пожертвовав своей жизнью.

Восстановление государственной власти

После освобождения Москвы по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового государя. Собор собрался в январе 1613 г. Это был самый представительный Земский собор за всю историю средневековой России, отразивший в немалой степени соотношение сил, сложившихся в ходе освободительной борьбы.

На Соборе не были представлены зависимые крестьяне, но от черносошных крестьян представители были, так же как и от казаков. Преобладали на Соборе представители дворянства и посадских людей — тех выросших теперь социальных сил, которые давали более надежную опору самодержавной власти. Участвовали в Соборе, как обычно, также бояре и высшее духовенство.

Вокруг кандидатуры будущего царя разгорелась борьба. Бояре предлагали польского королевича Владислава или шведского Карла-Филиппа. Казацкие руководители предложили сына Лжедмитрия I I и Марины Мнишек, которого в народе называли «воренком». Боярские группировки выдвигали кандидатов из старых княжеско-боярских родов — Мстиславских и Голицыных.

Все эти кандидатуры были отвергнуты. Сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Федоровича Романова, родственника первой жены Ивана Грозного, как бы по боковой линии продолжавшего прежнюю династию. Но это было лишь благовидным обоснованием выбора, который в действительности был определен соотношением сил на Соборе.

Дворяне считали возможным избрать Михаила, поскольку Романовы были противниками Шуйского, хотя и оказались в числе «тушинцев». Боярство же согласилось на Романова потому, что, как выразился один из представителей знати, «умом Миша молод, не дошел».

С малоумием и неопытностью молодого царя знать связывала свои надежды на фактическое главенство в государстве. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Что же касается героев освободительной борьбы, то они были оттеснены на задний план.

Пожарского, правда, возвели в боярский чин, но вскоре отправили из Москвы воеводой в Можайск. А Минин получил сравнительно небольшой чин думного дворянина.

Имеются сведения, правда не вполне достоверные, что уже при избрании на царство Михаила этой аристократии удалось взять с молодого царя подкрестную запись, ограничивающую его права в пользу крупной знати.

Результатами героической борьбы народа воспользовались высшие представители господствующего класса, захватившие власть в стране. Близкие родственники Романовых образовали фактическое правительство, выступавшее от имени царя, который принимал незначительное участие в государственных делах.

Завершение борьбы с интервентами

Положение в стране оставалось тяжелым. После поражения под Воронежем в 1613 г. Заруцкий с Мариной Мнишек бежал в Астрахань, где пытался создать особое государство под защитой персидского шаха, предлагая ему свою службу. Но в результате народного восстания в Астрахани в 1614 г. Заруцкий вынужден был бежать на Яик, где местные казаки выдали его правительству.

Заруцкий и «воренок» были казнены, а Марина заточена в Коломне и вскоре умерла. Опираясь на договор 1610 г., королевич Владислав продолжал настаивать на своих правах в отношении русского престола и в 1617 — 1618 гг. пытался даже военной силой взять Москву. С большим трудом нападения Владислава были отбиты. В 1618 г.

в деревне Деулине, близ Троице-Сергиева монастыря, было заключено перемирие с Речью Посполитой сроком на 14 с половиной лет. Оно было достигнуто тяжелой ценой: Россия отдавала Речи Посполитой смоленские (кроме Вязьмы), черниговские и новгород-северские земли с 29 городами, в том числе Смоленском.

Владислав по-прежнему считал себя претендентом на русский престол, поэтому польская сторона не признавала Михаила Романова   законным   русским государем.

Более успешно завершились переговоры со Швецией. В 1617 г. в деревне Столбово, близ Тихвина, был заключен «вечный» мирный договор.

Швеция возвратила Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Гдов с уездами, но все же сохранила за собой Ижорскую землю с Иван-городом, Копорьем, Ямом, Орешком, город Корелу с уездом. Тем самым Россия оказывалась отрезанной от Балтийского побережья.

Б.А. Рыбаков — «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». — М., «Высшая школа», 1975.

Источник: https://www.rusempire.ru/rossijskoe-gosudarstvo/istoriya-rossijskogo-gosudarstva/1169-pod-em-narodnogo-osvoboditelnogo-dvizheniya-osvobozhdenie-moskvy-konets-interventsii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector