Огюст Конт и его философия — первые труды и проблемы со здоровьем

Полное имя ученого — Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт. Он 19 января 1798 года в южном городе Монпелье во Франции в католической семье. Его отец работал сборщиком податей, о матери и других родственниках информации о биографии не сохранилось.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В лицее Огюст особенно хорошо успевал в математике. Неудивительно, что по окончании он поступил в Политехническую школу — высшую школу для подготовки инженеров, которая выпустила многих известных физиков, химиков и математиков. Многие преподаватели и студенты тогда отмечали выдающиеся умственные способности Конта.Огюст Конт и его философия - Студенческий портал

Политехническая школа всегда была тесно связана с историей Франции, в особенности с Революцией и Наполеоном.

Большинство студентов поддерживали Бонапарта и его возвращение в 1815 году, протестовали против Реставрации.

Власти пытались усмирить молодых людей и уволили преподавателя математики Монжа, верного приверженца Наполеона. Это вызвало всплеск недовольства: студенты открыто освистывали правительство и хулиганили в городе.

Огюст Конт и его философия - Студенческий портал

В 1816 году возмущенные одним из репетиторов Школы молодые люди послали ему требование уйти в отставку. Бумагу написал Огюст Конт. Разозленное правительство закрыло всю Политехническую школу и уволило ряд преподавателей и учеников. В числе последних оказался Конт — его выслали в Монпелье.

Впрочем, уже на следующий год 19-летний Огюст вернулся в Париж, пойдя против воли родителей. Он с трудом добывал деньги, давая уроки математики. Попытки найти более устойчивое и оплачиваемое место окончились неудачно: например, юноша пытался устроиться секретарем к банкиру Казимиру Перье, но почти сразу же поссорился с ним.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Философия духа Гегеля - развитие, эволюция абсолютной идеи, некоторые аспекты жизни

Оценим за полчаса!

Первые труды

Через некоторое время Огюст познакомился с философом и социологом Сен-Симоном. Несколько следующих лет он был учеником и сотрудником философа. В то время Конт написал «Проспект научных работ, необходимых для реорганизации общества» (издан в 1822 году) — первую часть «Катехизиса промышленников» Сен-Симона.

Этот проект выявил значительное разногласие между учителем и учеником:

  • Сен-Симон считал, что Конт принимает во внимание исключительно научную точку зрения (аристотелевскую), а религиозная часть системы остается неохваченной.
  • Для Конта предмет разногласия был иным: он утверждал, что новые религиозные идеи Сен-Симона противоречат убеждениям его, Огюста.

Примечательно, что под конец жизни Конт все же пришел к некоторым религиозным и сентиментальным взглядам, которые во многом были схожи с идеями Сен-Симона и его последователей. С последними философ поддерживал связь и после смерти их учителя в 1825 году, в частности, он размещал их статьи в журнале.

Огюст Конт и его философия - Студенческий портал

Несмотря на вызванные разногласия между авторами, публика положительно приняла первую публикацию философа: отзывы оставили критик (в дальнейшем министр) Гизо, философ Гегель, математик Карно и многие другие научные деятели. Успех поощрил Огюста Конта продолжить работу.

Проблемы со здоровьем

Огюст Конт и его философия - Студенческий портал

В 1826 году философ начал читать курс позитивной философии в своей квартире. Его слушателями были зоолог Блэнвиль, математик Пуансо, географ Гумбольдт и врач Бруссе. Но уже после 3 лекции Конт в припадке помешательства бежал из Парижа в Монморанси. Причинами могли стать излишнее умственной напряжение и домашние неприятности.

Философ был помещен в психиатрическую лечебницу, откуда его вскоре выпустили на попечение матери и жены. Домашняя обстановка способствовала быстрому выздоровлению, хотя приступы временами возвращались к нему. Во время одного приступа Конт даже бросился в реку Сену, но его вытащили.

Но все же в августе 1828 года он полностью выздоровел, и через полгода смог возобновить прерванный курс позитивной философии. Через некоторое время курс был повторен для более широкой публики.

В 1830 Огюст отказался вступать в национальную гвардию при короле Луи-Филиппе I из-за своих республиканских убеждений. Это привело к нескольким дням ареста.

В 1832—1833 годах философ пытался добиться учреждения для себя кафедры истории математических и естественных наук. Для этого он неоднократно обращался к Гизо, министру народного просвещения, но встречал лишь отказ. Сам Гизо, несмотря на оставленный положительный отзыв о первой публикации Конта, считал его добросовестным, но ограниченным фанатиком.

Дальнейшая работа

В 1830 году Конт и ряд ученых основали Политехническую ассоциацию, которая должна была просвещать рабочих при помощи бесплатных курсов точных наук. Сам Конт читал курс астрономии. В это же время он давал частные уроки и получил место в Политехнической школе: сперва репетитора, затем — экзаменатора. В Академию наук его так и не приняли.

Огюст Конт и его философия - Студенческий портал

В 1830—1842 годах Конт издал 6 томов «Курса позитивной философии». Интересный факт: в это время Конт старался не читать газеты или журналы, а также книги, относившиеся к его теме.

Вместо этого он читал в подлиннике латинских, итальянских, английских и испанских поэтов, часто посещал оперу. По определению ученого, такая «мозговая гигиена» должна была помочь мыслить самостоятельно.

После окончания философского труда Огюст Конт сосредоточился на религиозно-политических вопросах. Это привело к созданию «позитивной религии» и притязаниям на достоинство первосвященника.

В это же время он открыто выступил против коллег из Политехнической школы, которые были недовольны размещенной в последнем томе «Курса» бранью знаменитого физика и астронома, члена Академии наук Араго.

Из-за противостояния Конт был вынужден покинуть место в Политехе, что привело к финансовым затруднениям и необходимости воспользоваться частной благотворительностью.

Огюст Конт и его философия - Студенческий портал

Вторым значимым трудом Конта стала «Система позитивной политики» в 4 томах. Она была написана в 1851—1854 годах. Сам автор считал «Систему» своим главным трудом.

В нем он развивал мысль о том, что преобразования в политике и обществе должны быть тесно связаны с новой религией, первосвященником которой выступал сам Огюст Конт.

Он старался привлечь на свою сторону императора Николая I, визиря Решид-пашу и орден иезуитов, последний особенно тщательно.

Впрочем, его усилия не оправдались: иезуиты отказались иметь дело с политикой и в особенности с человеком, отрицающем Христа. Отказ не остановил философа: тот лишь огорчился отсталости монахов. При этом открытия в точных науках, сделанные при его жизни, были либо чужды ему, либо противоречили мнению.

Последние годы

В 1852 году Конт разошелся со своим учеником Литре. Последний принимал позитивизм Конта, но отказался от мистической составляющей. Это событие ускорило смерть ученого.

В 1855 Конт включил в завещание некоторые пункты, оскорбляющие жену. Литре вступился за женщину, из-за чего отношения между ними обострились еще сильнее.

Огюст Конт и его философия - Студенческий портал

В мае 1857 Конт сильно заболел. Литре решился вновь обсудить с учителем завещание, но тот отказался менять документ. Из-за расстройства через несколько дней с Огюстом случился удар. 5 сентября наступило некоторое улучшение, но, когда ученого пришли проведать, то нашли без сознания перед «алтарем Клотильды» — креслом покойной любовницы Конта.

Вечером 5 сентября 1857 Огюст Конт скончался.

После смерти его супруга завладела имуществом и жильем мужа, выбросила реликвии и пыталась через суд оспорить завещание, ссылаясь на то, что философ последние годы был сумасшедшим. Суд не согласился с ней и оставил завещание в силе, вычеркнув только пункты, задевающие ее честь.

Учение и этапы в творчестве

Конт посвятил всю жизнь науке: сперва математике, после философии. Он считается основателем позитивизма — направления, желавшего придать философии научную основу. Само слово «позитивизм» означает «наука» — именно на ней должна основываться философия, отказавшись от идеализма и материализма.

Философия, согласно мнению Конта, базировалась на следующих платформах:

  • Знания должны быть точными и достоверными, выделить его можно только научным методом, с опорой на другие науки.
  • Основной способ получения знаний — эмпирическое наблюдение.
  • Необходимо отказаться от оценочного характера исследования и статуса «царицы наук».

Философия Огюста Конта кратко выразилась в законе двойной эволюции — технической и интеллектуальной. Ученый считал, что умственное, социальное и государственное развитие проходит три этапа. Они кратко сформированы в позитивистском «Законе трех стадий».Его иерархия и краткое содержание:

Огюст Конт и его философия - Студенческий портал

  1. Теологическая: младенчество, потребности людей примитивны и удовлетворяются самым простым способом. Происходящее вокруг объясняется преимущественно богами и сверхъестественными силами и духами. Научные знания отсутствуют, но создается иллюзия постижимости всего мира. В обществе соответствует военному господству.
  2. Метафизическая (абстрактная): отличается стремлением человека к абсолютному знанию о первопричинах. В отличие от теологической стадии на метафизической сверхъестественные силы заменяются на абстрактные, но ученые больше внимания уделяют умозаключениям, чем научным фактам и наблюдениям. Задача стадии: обозначить переход мышления от теологии к науке. Стадия соответствует феодализму.
  3. Позитивная (научная): новая стадия. На первый план выходят научная деятельность, знания и наблюдения за действительностью. Развитие общества связано исключительно с наукой и прогрессом. Соответствует промышленной цивилизации.

Социологию Конт считал универсальной наукой, он же впервые назвал ее. Первоначальное название социологии в работах О. Конта — социальная физика. Это подчеркивало необходимость изучения социологии как точной науки, выявления универсальных для природы и общества законов.

По мнению Огюста, позитивная философия и социология должны изучаться всеми учеными, вне зависимости от специализации, на вводном курсе. Это позволит им понять принцип разделения труда. При этом философ подчеркивал, что формирование позитивизма не завершено. После его смерти течение прошло большую эволюцию: махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и другие.

Читайте также:  Августин: доказательство того, что нам известно о существовании Бога

Личная жизнь

В молодость Огюст Конт не отличался разборчивостью или верностью в любви. В 1818 году в 20 лет он сошелся с дамой, которая была намного старше него, вскоре у них родилась дочь.

В 1821 году Огюст познакомился с Каролиной Массен, девушкой легкого поведения. По замечанию самого Конта, Массен обладала сильным характером и была довольно умна, но ей не хватало нравственности и женственности.

Семейная жизнь с Каролиной оказалось непростой. Некоторые исследователи считают, что одной из причин помешательства Огюста в 1826 году стала его ревность к постоянно кокетничающей женщине. Когда же Каролина приехала за ним, Конт в припадке бросил ее в озеро и едва не утопил. После выписки из лечебницы по настоянию матери Огюст и Каролина обвенчались, но в 1842 году супруги разошлись.

В 1845 году Огюст познакомился с 30-летней Клотильдой де Во, женой лишенного прав преступника. Характеры Клотильды и Каролины сильно различались в пользу первой.

Отношения Конта и де Во носили исключительно платонический, идеальный характер. Когда через год женщина умерла, любовь превратилась в мистический культ, а после стала основой «позитивной религии».

Мысли философа перешли из научной сферы в религиозную.

Французский философ Огюст Конт прожил трудную и необычную жизнь, но в основном запомнился как создатель теории позитивизма и концепции трехступенчатой модели развития науки и общества.

Также ученый внес большой вклад в развитие социологических доктрины и пирамиды.

Среди наиболее известных его трудов: «Курс позитивной философии» и «Трактат по социологии, устанавливающей религию Человечества».

Источник: https://nauka.club/biografii/ogyust-kont.html

Конт Огюст

Несущную задачу своего времени Конт видит в восстановлении согласия на новых основаниях.

Переход социологии на позитивную стадию должен положить конец разногласиям: позитивная наука найдёт подлинные законы существования общества и откроет новые принципы общественного устройства, которые не вызовут уже никаких споров.

Это будут не спекулятивные измышления, а научно установленные факты. Никому не придёт в голову их отрицать, как ныне никто не отрицает законы, установленные естественными науками. Таким образом, развитие социологии сулит человечеству эру всеобщего мира и процветания.

Социология должна стать не только наукой, но и религией, которую Конт называет «позитивной».

Учёные-социологи, к которым все граждане будут испытывать то же доверие, какое испытывали в Средние века к церковной иерархии, станут новым священством. На них будет возложено руководство обществом. Конт даже приступил к разработке катехизиса позитивной религии, а себя провозгласил первосвященником».

Гутнер Г.В., Конт (Comte) Огюст, Новая философская энциклопедия в 4-х томах, Том 2, Е-М, М., «Мысль», 2001 г., с. 296.

«После появления контовского «Курса позитивной философии» во французских университетских кругах социология всячески третировалась. Философы с презрением относились к ней как к «выскочке», считая её уделом математиков, врачей, инженеров и т. п.

С течением времени эта враждебность несколько уменьшилась. Контовская идея социологии как самостоятельной науки, способной стать основой научной реорганизации общества, постепенно завоевывала республиканцев, стремящихся к общественному обновлению».

Осипова Е.В., Социология Эмиля Дюркгейма. Критический анализ теоретико-методологических концепций, М., «Наука», 1977 г., с. 22-23.

Огюст Конт придумал и ввёл в оборот термин «альтруизм» — от латинского термина «alter» – другой.

«В 1835 году знаменитый французский философ Огюст Конт писал о звёздах: «Мы никогда и никоим способом не сможем изучить их химический состав и минералогическую структуру».

Однако ещё до того, как Конт высказал своё сожаление, Фраунгофер уже начал при помощи спектроскопа анализировать химический состав Солнца.

В наше время спектрологи ежедневно опровергают убеждение Конта, выявляя точный химический состав самых далёких звёзд»

  • О влиянии генетической наследственности на успех личности по Максуэллу Мольцу «Аргумент о генетической наследственности можно считать совершенно несостоятельным. Чепуха. В своей выдающейся книге «Очертания власти и успеха» доктор Джин Ландрум приводит исчерпывающие аналитические и психологические исследования четырнадцати чрезвычайно удачливых и успешных предпринимателей и приходит к однозначному выводу, что в их карьере главную роль сыграла не природная наследственность, а воспитание. «Основываясь на тщательном изучении семейных историй этих удачливых предпринимателей,…

Источник: https://vikent.ru/author/9/

Материалы по философии

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей.

Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции.

После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

Юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством.

Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование.

Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.

В 1817 г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г.

г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии».

Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 г.

он провозглашает Религию Человечества, в 1848 – создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников.

Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому, особенности его личности. Он отличается растянутостью изложения, длиннотами, громоздкими фразами, частыми повторами. Конта совершенно не волнует красота стиля, но он всячески стремится к полноте и точности в изложении своих мыслей.

Эти особенности парадоксальным образом сочетаются с любовью к сочинению афоризмов и девизов, нередко весьма эффектных и запоминающихся.

Вот некоторые из них: «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать», «Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем только то, что заменяем» и т.п.

В творчестве Конта принято различать три периода.

Первый период (1819-1828), почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений, «опускулов».

Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей «Системы позитивной политики» (1854) с целью показать преемственность своих воззрений.

В «опускулах» он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии «анархии» человечество. В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта.

Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества: критической и органической; понятие и принципы «позитивной политики»; и, наконец, знаменитый «закон трех стадий».

Второй период (1830-1842) – это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный «Курс позитивной философии» (тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 г.г.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.

Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851-1854), «Позитивистский катехизис» (1852) и «Субъективный синтез» (1856).

В это время Конт обосновывает преимущественно «субъективную» точку зрения и «субъективный» метод. На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии «сердце». Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека: мораль и религия.

Если на предыдущем этапе Конт предпочитал использовать понятия «позитивная философия», «позитивный дух», «рациональная позитивность», то в это время он уже чаще говорит о «позитивизме» как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим.

Теоретическая перспектива меняется: если в «Курсе» Конт подчеркивает «естественный» характер социальных законов, необходимость познания их и подчиненияим, то теперь, наоборот, он, в соответствии с «субъективной» точкой зрения, рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека.

В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях: моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора философских и социально-политических проектов.

Существуют две точки зрения на соотношение отмеченных периодов в творчестве французского мыслителя. Одни аналитики считали, что третий период противостоит первым двум и означает решительный отказ от исходных научно-теоретических позиций.

Иными словами, Конт как создатель новой религии и утопических проектов не имеет ничего общего с Контом – создателем позитивистского научного мировоззрения. Такой точки зрения придерживались, в частности, известные приверженцы контовского позитивизма француз Эм.Литтре и англичанин Дж.Ст.Милль.

Они вдохновлялись идеями «Курса позитивной философии». Когда же, по их мнению, автор порвал с этими идеями, они порвали с их автором.

Другие, в том числе сам Конт, рассматривали третий период как естественное и логичное завершение первых двух.

С этой точки зрения три периода выражают не эволюцию и, тем более, не коренное изменение взглядов, а различные этапы реализации одного и того же замысла, того, который был сформулирован еще в «опускулах».

Тех своих сторонников, которые признавали и «Курс» (II период) и «Систему позитивной политики» (III период), он считал «полными» позитивистами; тех же, кто был сторонником только «Курса» – «неполными».

Тем не менее, отрицая поворот в содержании своих воззрений, Конт в то же время признавал изменение своей социально-интеллектуальной роли (от ученого – к проповеднику новой религии), говоря, что «променял карьеру Аристотеля на карьеру святого Павла…».

Независимо от того, как оценивать соотношение между различными периодами и частями контовского учения, несомненно, что в нем переплетались и проникали друг в друга научные и вненаучные элементы.

Но задача истории социологии – изучить прежде всего научные элементы, исходя из тех критериев, которые были выделены в первой лекции.

Это те стороны доктрины Конта, которые в дальнейшем получили продолжение не в морали или религии, не в политике или социальных движениях, а в социологии и философии как науке.

2.1 Идейные истоки

Позитивизм является одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Понятие «позитивизм» обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания.

Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к материализму.

Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки.

Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной теории.

Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь, требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии, которые характерны для нового времени.

Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить.

Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли, «метафизической», проблематики1.

Читайте также:  Что такое почва, её виды - какие особенности являются основной характеристикой?

2.2 Первая историческая форма позитивизма

В 30 – 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О.Контом (19.01.1798-5.09.1857).

По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика – астрономия – физика – химия- биология – социология.

Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин «социология»; благодаря – нему социология впервые была разработана в определенную научную систему.

Основные принципы:

  • от простого к сложному
  • от абстрактного к конкретному
  • временной

Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии – минимизировать число этих законов.

Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.

Социальная концепция: Конт придумал социологию – наука об обществе. Человек в процессе своей жизни приспосабливается к условиям среды.

Социологическая концепция включает три раздела:

  • Социальная статика.
  • Социальная динамика.
  • Политика.
  • Социальная статика  государственные институты: семья, государство, церковь.
  • Функции семьи: преодоление природы эгоизма, воспитание.
  • Функции государства: порождение общественного духа.
  • Идеальная структура правления – соединение церкви и государства.

Социальная политика. Совмещение государства с церковью (нетрадиционные религии должны уйти в сторону). Философы и ученые – позитивные священники.

Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому направлению.

Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей действительности строгим объективным законам, и в характере многих из включенных Контом в «синтетическую философскую науку» обобщений, которые часто качественно не отличаются от обобщений частных наук.

А так как бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма.

При этом позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что у последних находилось па втором плане, у Конта превращается в ядро философии.

Последовательное развитие этого тезиса О. Конта ведет к «феноменализму» и это означало бы не только «изгнание» из науки причинности, но и отрицание возможности раскрытия объективных, закономерных связей, т.о. признание точки зрения субъективного идеализма Юма. Желая сохранить связь с современной научной практикой, Конт делает это ценой явной непоследовательности.

Он сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человека: теологической (до 1300 г.), метафизической (до 1800 г.) и позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняется на основе религиозных представлений, вторая – метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами.

Вторая стадия подготавливает третью – позитивную, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы.

«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать»- эти слова являются девизом позитивной науки.

.2.3 Вторая историческая форма позитивизма

Все эти обстоятельства снова поставили вопрос о месте философии в системе наук и отвергли тот ответ на него, который предлагался представителями первого направления позитивизма.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/13977-1-1-ogyust-kont.html

Идея конденсации образования в философии Огюста Конта

Одним из первых, кто понял необходимость реформирования системы образования, с тем чтобы придать ей импульс, сделать ее динамичной, отвечающей потребностям общественного и научного прогресса, был Огюст Конт.

Огюст Конт (1798-1857) — выдающийся французский философ — основоположник позитивизма. После окончания лицея в 1814 г. он поступил в Политехническую школу в Париже.

С этого времени вся его жизнь была связана с этим учебным и исследовательским учреждением. Он преподавал здесь математику. Самым известным его учеником был Дж. С. Милль, а самый значимый труд — 6-томный «Курс позитивной философии».

Свои идеи реформирования образования он изложил именно в этой работе в 1842 г.

Как известно, содержанием философии О. Конга служит, во-первых, закон трех стадий исторического развития, согласно которому теологическая и метафизическая фазы сменяются позитивной.

В связи с этим он доказывает, что истолкование природных сущностей мы имеем в опыте, а не в каких-либо причинах, лежащих вне или по ту сторону опыта (например, неких трансцендентных или умозрительных построениях). Во-вторых, Конт дает классификацию наук, которая выступает краеугольным камнем его философии.

(Конечно, такая классификация встречается уже у Д. Дидро, но он на ее основе развивает еще и методологию отдельных наук.)

Все это в значительной степени предопределило и легло в обоснование выдвигаемого им круга идей педагогического реформирования. Конт считает необходимым придать образованию универсальный и систематический характер. В этой связи он предлагает подразделить весь процесс образования людей на два периода.

Первый период — это этап, который он называет самопроизвольным, или спонтанным воспитанием детей от рождения до 14 лет. В этот период все время жизни ребенка должно быть сконцентрировано на воспитании культуры его сердца (чувства).

Второй период — это уже систематическое воспитание, как он называет этот период, который проходит от 14 лет до 21 года, и здесь все время и усилия должны быть направлены на формирование культуры ума.

В течение первого периода, особенно в раннем детстве, ребенок под руководством матери должен получить основы гуманитарного образования, связанные с начатками эстетико-литературных представлений. Именно в этом периоде необходимо развить нравственные свойства, считает Конт, привить альтруистические чувства и влечения. (О.

Конт даже составил рекомендательный список всего ценного во всемирной литературе, что необходимо знать всякому образованному человеку.)

Во втором периоде, после 14 лет, литературно-эстетическое образование продолжается, но на первый план здесь уже выдвигается систематическое прохождение курса положительных наук в строго определенном, согласно его классификации, порядке.

В течение этих 7 лет — до 21 года — необходимо последовательно пройти весь курс положительных наук: математика, механика, астрономия, физика, химия, биология и, наконец, завершить его изучением науки социологии (название которой, как известно, было предложено самим Контом).

Учащиеся должны были, согласно предложению Конта, изучать каждый год только одну определенную науку. (В первый год изучается только математика, во второй — только механика и т.д.

) При этом никакие другие интересы учащихся, кроме того предмета, который находится в спектре изучения, более не удовлетворяются.

Естественно, прохождение подобного курса по замыслу Конта должно сопровождаться чтением классических сочинений по соответствующим областям знания.

Как видим, в данном случае налицо стремление Конта к философской, логической концентрации знания. Конт прозорливо увидел, что интеллектуальный процесс развития человека заключается не только в накоплении знания, но и в его конденсации.

Он показал, как непроизводительна узкая специализация в науке и как важно «экономить» духовные силы человечества конденсацией высших и основных положений науки. (Ведь позитивный курс, по Конту, и есть «высшие основоположения» научной картины мира, которыми должны овладеть все учащиеся.

) Правда, он полностью абстрагируется от психологических особенностей человека — множественности его интересов. Трудно представить себе подростка и поверить в то, что такой подросток целый год будет «погружен» в изучение какой-либо одной научной дисциплины, а все его другие познавательные интересы совсем не будут удовлетворяться.

Кроме того, отрицая метафизику, Конт отрицает и все то, что не может быть выведено (получено) из непосредственного опыта. Так, например, Конт предлагает изучать астрономию, ограничиваясь лишь нашей солнечной системой, поскольку, он считает, что все, что находится вне ее пределов, недоступно нашему познанию.

Следовательно, заключает он, попытки проникнуть туда не нужны, они бессмысленны, ибо они метафизичны, т.к. удалены от наших органов чувств. Соответственно все, что недоступно нашим органам чувств — это метафизика и все это должно быть изъято из программ обучения.

Отстаивая всеобщее право людей на образование, Конт предлагал повсюду учредить общедоступные учебные заведения (что-то наподобие народных университетов). Иначе говоря, он ратует за демократизацию системы образования: обязательность, бесплатность, светский характер обучения.

Такая демократическая реформа (правда, с очень большими ограничениями) была проведена во Франции, но уже после смерти Кон га в 80-х гг. XIX в. его верными последователями.

Источник: https://studme.org/194174/filosofiya/ideya_kondensatsii_obrazovaniya_filosofii_ogyusta_konta

КОНТ, ОГЮСТ

КОНТ, ИСИДОР ОГЮСТ МАРИЯ ФРАНСУА КСАВЬЕ (Komte, Auguste) (1798–1857) – французский социальный философ, создатель философии позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки.

Родился 19 января 1798 в Монпелье в семье мелкого сборщика податей. Первоначальное образование получил в лицее родного города, после чего продолжил обучение в Политехнической школе в Париже.

Усердное изучение математики и других точных наук не помешало юноше принимать активное участие в конфликтах студентов с руководством института.

Один из таких конфликтов закончился временным закрытием Политехнической школы (1816), а для самого Конта – высылкой в родной город под надзор полиции и незаконченным образованием.

С 1817 по 1824 Конт работал секретарем у знаменитого французского мыслителя Анри Сен-Симона, но их сотрудничество закончилось расхождениями во взглядах и взаимными обвинениями в плагиате. Несмотря на многократные заявления О.Конта, будто он ничем не обязан Сен-Симону, современные ученые признают, что многие из важнейших контовских идей на самом деле принадлежали Сен-Симону.

В 1826 Конт попытался начать зарабатывать на жизнь чтением платных лекций по философии. Вскоре, однако, ему пришлось прервать лекционный курс из-за психического расстройства, во время которого он даже пытался покончить самоубийством. Возобновить свои лекции ему удалось только в 1829.

Его последующая жизнь складывалась довольно тяжело. Несмотря на многочисленные попытки стать академическим преподавателем Конту так и не удалось; самое большее, что было ему позволено – это скромная роль ассистента в Политехнической школе (1832–1844).

Основным доходом оставались частные уроки и помощь учеников (например, Джона Стюарта Милля). В науке он остался аутсайдером.

Личная жизнь философа также не сложилась: женившись на бедной женщине простого происхождения, он обрек себя на частые семейные скандалы и приступы умопомрачения; горячая любовь к другой женщине, которая лучше понимала философа, была оборвана ее смертью всего через год после их знакомства.

Отличаясь и в юности не очень приятным характером, в зрелые годы Конт стал подозрительным и несправедливым к самым близким ему людям. Его политические взгляды также эволюционировали от юношеского республиканизма до крайнего консерватизма.

Главной работой Конта, в которой изложены основы его учения, стал 6-томный Курс позитивной философии (1830–1842) В нем разработаны принципы классификации наук, позитивной философии и социологии.

В основу Курса позитивной философии положен «закон трех стадий», которые переживает общество. Первая (теологическая) стадия характеризуется господством религиозно-мифологического сознания, объяснением причин и сущности вещей посредством сверхъестественных факторов.

На второй (метафизической) стадии, наступившей в 14 в., люди по-прежнему стремятся постичь первопричины и сущности, но теперь объясняют их при помощи абстрактных понятий, оторванных от реальности. Третья стадия (позитивная), начавшаяся в 19 в.

, кардинально отличается от первых двух: ученые, наконец, отказываются от бесплодного поиска причин и сущности вещей (эти вопросы являются неразрешимыми, так как их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть), а вместо этого изучают объективные законы, которые выявляются на основе наблюдений, сравнений и экспериментов.

Позитивная философия, по мнению Конта, является вершиной развития наук, выступая своего рода «наукой о науках». Согласно критерию перехода от абстрактного к конкретному, науки располагались Контом в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.

Именно Конт впервые в 1832 употребил сам термин «социология» в 47-ой лекции своего Курса (до этого он называл новую науку, вслед за Сен-Симоном, «социальной физикой»), став, таким образом, ее «крестным отцом».

О значении социологии как принципиально новой науки в концепции Конта можно судить по тому, что именно ей были посвящены три последних тома Курса позитивной философии.

По мнению Конта, социология изучает наиболее общие законы, по которым живет человеческое общество как единое целое.

Эта наука состоит из двух частей – социальной статики и социальной динамики: первая раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, а вторая – процессы социальных изменений.

В своих работах Конт впервые попытался систематизировать методы и задачи социологических исследований. Хотя в 19 в. Эмиль Дюркгейм и Герберт Спенсер оспаривали у Конта роль основоположника социологии, современные ученые называют «первым социологом» именно его.

На заключительном этапе жизни Конт увлекся утопическими идеями с религиозно-мистическим оттенком, претендуя на роль пророка-реформатора.

В идеальном обществе, описанном им в четырехтомной Системе позитивной политики (1851–1854), место бога должно было занять само общество как «высшее существо» для индивида, а ученые и деятели искусств обязаны проповедовать новый культ.

Сама позитивистская философия стала истолковываться Контом как религия человечества, которая проповедует полное растворение индивида в обществе, всеобщую любовь и братство. С предложением о реализации своего проекта он обращался ко многим современникам (в том числе к царю Николаю I), но, конечно, не нашел отклика.

В историю Конт вошел, прежде всего, как основоположник новой общественной науки, социологии. Предложенную им концепцию трех стадий рассматривают как подход к формационным теориям. Что касается религиозно-утопических исканий Конта, то они оказались быстро забытыми.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/sociologiya/kont-ogyust

Ссылка на основную публикацию