Основные характеристики русской философии — студенческий портал

Общая характеристика дисциплины: В содержании дисциплины отражены принципы философских учений от зарождения русской философии до начала XX века.

Цель курса — сформировать умение читать и конспектировать философские тексты разных эпох, самостоятельно анализировать содержание этих произведений, осмыслять процесс исторического развития русской философии, а также вникать в суть важнейших философских проблем и обсуждать их в ходе публичной дискуссии.

Выборгский филиал

Курс читается студентам, уже прослушавшим основные разделы истории западной философии — от античности до классической философии XVII-XIX веков.

Изучение русской философии должно не только дополнить знания студентов о философских школах и учениях прошлого, но и воспитать у них гражданское, патриотическое чувство причастности своей будущей профессии к культуре родины, к духовной жизни и заветам выдающихся творцов непреходящих национальных ценностей.

Вместе с историей западной философии курс истории русской философии завершает вест историко-философский цикл дисциплин, рассчитанный на все время обучения студентов на факультете.

Учитывается особенность русской философии ее близость художественно-эстетическим формам освоения действительности, ее нравственный пафос, пересечение философских проблем с проблемами научными, правовыми, религиозными и т.п. прослеживается связь идей русских философов с философской жизнью Запада.

Основные темы

Зарождение самобытной русской философии (Иларион Киевский). Историософия. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Философия русской икон. Истоки самобытничества (П.Я. Чаадаев. А.С. Хомяков). Революционный демократизм (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

«Почвенничество» (Ф.М. Достоевский). «Русский византизм» (К.Н. Леонтьев). «Новое религиозное сознание» (Вл. Соловьев, Н.А. Бердеяв, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков). С.Л. Франк. «Русский космизм»: Н.Ф. Федоров. Иерархический персонализм Н.О. Лосского.

Философия жизнетворного Эроса (В.В. Розанов).

Выборгский филиал

Древнекиевская эпоха и византийское духовное наследие. Древнерусские ереси. Идейно-религиозное содержание эпохи Московского царства. Раскол. Философия русского Просвещения. Философия русского радикализма.

Славянофильство и религиозное реформаторство второй половины 19в. Философия западничества. Философия В.С. Соловьева. Экзистенциально-религиозная философия. Софиология и философия всеединства. Философия интуитивизма. Марксизм в России.

Философия русского зарубежья. Советская философия.

Выборгский филиал:

Источник: https://atlas.herzen.spb.ru/disc_annotation.php?disc_id=626

Философия.Ру

СодержаниеСпецифика русской философии Западники и Славянофилы Русский космизм Краткие данные о философах и их основных идеяхЛомоносов Радищев Чаадаев Герцен Достоевский Чернышевский Толстой Федоров Соловьев Плеханов Ленин Булгаков Бердяев Флоренский Ильин ЛосевДаты…

Дело в том, что я уже не раз с подобным сталкивался, на своем собственном опыте, когда ко мне подходили и говорили, люди глубоко верующие в свою правоту (то есть в отсутствие или существование бога), что человек должен во что-то…

Иногда встретишь знакомого, которого не видел лет десять, вроде бы радостно от этого, а поговоришь и понимаешь, что человек ни капли не изменился. Те же шутки, те же слова, та же реакция на ситуации, и создается впечатление,…

МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ЭПИГРАФ Мы всегда активно отбирали элементы, принадлежащие различным эпохам. Этот отбор и создает время, а не время порождает его. Новое Время – лишь селекция, осуществленная малым количеством…

Общество как Предмет Разума, или Возможна ли социология как наука? Программирующий диалог 1. — Российскому обществу не хватает рациональности. Оно непредсказуемо и не прозрачно, в нём очень трудно расположить какую-либо…

Читать в этой категории

Как правильно устроить процесс генерирования идей и мыслей? Каким образом наладить процесс командной работы? В своей консультационной практике я всегда рекомендую организовывать процесс по такому рецепту. Собравшись…

Данной статьей попытаемся прийти к оптимальному и эффективному методу подготовки будущих лидеров. Наиболее подходящим является следующий путь, состоящий из пяти последовательных шагов.Шаг первый. Лидеров воспитывают…

Современные работодатели рассчитывают на то, что кандидат будет иметь десятки разнообразных умений. Способность креативно мыслить и управлять временем, навыки коммуникации, нетворкинга, управления проектами, командообразование,…

У каждого из нас есть свой уникальный талант и стремление проявить себя, принести что-то хорошее в этот мир. Однако часто нам приходится сталкиваться с трудностями, из-за которых мы не решаемся продолжить любимое дело. Так…

Мозг удивительно сложная система понять устройство, которой не так то просто, и из-за недостатка знаний появилось немало заблуждений.Например — Больше значит лучше, для ряда других органов это правило работает. Но вот…

Читать в этой категории

В бурный для России ХХ век Господь явил великое множество святых, которые поддерживали православную церковь в период гонений своими молитвами и крепостью духа. Одним из таких подвижником был святитель Лука (Войно-Ясенецкий)…

Наверное, не существует на свете человека, который бы не жаждал любви в самом возвышенном, светлом ее проявлении. К сожалению, сегодня понятие «любовь» часто подменяется внешними проявлениями – неразборчивыми интимными…

Святой Архангел Михаил почитается православной церковью как очень сильный защитник. Еще в Ветхом Завете он упоминается как верховный ангел, возглавивший борьбу светлых сил с темными, и низвергший дьявола в ад. За это и…

На православную молитву Матроне Московской о выздоровлении стекаются люди со всей России, ведь она одна из самых почитаемых новоявленных российских святых. Родилась Матронушка в 1881 году и была слепой от рождения. Несмотря…

Пасха – великий и важный праздник для христианского мира. Празднуют его каждый год, конкретной даты нет. Однако точно так же, как могут иметь отличия одинаковые блюда в разных странах, различны и пасхальные обычаи. У православных,…

Читать в этой категории

Прикоснуться к тайне созвездия Змееносца и одноименного с ним знака Зодиака Змееносца может лишь тот, кто в состоянии представить себе флюгер на крыше дома и дать отрицательный ответ на сакральный вопрос: должна ли крыша…

В русской истории о преданиях монах Авель известен под именем — Авель Вещий. На самом деле его крестьянская фамилия — Василий Васильев. Как повествует «Житие о страдание отца и монаха Авеля», впервые напечатанное в…

Практические советы помогут начинающим медиумам провести спиритический сеанс в домашних условиях. В последние годы исследователи посмертной жизни склоняются к тому, что загробный мир существует. Закономерно возникает…

Что нас ждет в 2020 году, какие глобальные перемены предстоят России и миру? И чем порадуют нас астрологи и экстрасенсы, дадут ли надежду на позитивные перемены и гармонию? Будущее нашей страны уже известно, и где-то записано….

Имя Евгений – это мужская ипостась женского имени Евгения, оно так же происходит от греческого слова «благородный». Однако на этом сходство тезок заканчивается. Более того, мужчина с именем Евгений – это полная противоположность…

Читать в этой категории

В современном мире среди «моря» людей, от нас внешне мало отличающихся, мы живем «отдельным островом». Наши личностные качества помогают или препятствуют в каких-то жизненных ситуациях. Плывем ли мы по течению реки бытия…

Ретрит — этим модным английским словом обозначают новую практику отдыха — отшельничество, затворничество, погружение в себя. Есть разные виды ретритов — индивидуальные, групповые, для самопознания или для духовной…

Звуки уменьшают напряжение и способны увеличить наше IQ. Швейцарские психологи определили феномен влияния музыки на мозг человека. Звуки не только уменьшают напряжение, а и специально повышают наше IQ. В экспериментах участвовали…

Яд скорпиона обладает болеутоляющими свойствами. Яд скорпиона, как известно, опасен для жизни, но вещества в его составе можно использовать в качестве альтернативного болеутоляющего средства, считают ученые Университета…

Хорошее образование, полученное в престижном учебном заведении, дает нам много преимуществ. Она позволяет претендовать на престижную работу, добавляет уверенности в собственных силах, позволяет почувствовать себя интеллектуально…

Читать в этой категории

Источник: https://filosofia.ru/

Аннотация рабочей программы дисциплины «История русской философии» (кафедра философии, № 51)

Формирование у студента представления о русской философии, её основных идеях и месте в российской и мировой культуре, дополняющего базовый курс философии.

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «История русской философии» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательной программы.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Проблема человека в современной философии» направлено на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способности использовать основы философских и социокультурных знаний для формирования научного мировоззрения;
  • способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и  гражданской позиции;
  • способности к самоорганизации и самообразованию;
  • способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать

  • основные течения и направления русской философии;
  • специфику русской философии, её место в мировой философии и русской культуре;
  • биографии и труды крупнейших русских философов, их идеи;
  • важнейшие, специфические для русской философии понятия (соборность, София, цельное знание, русская идея);
  • современные подходы и дискуссии о русской философии.
Читайте также:  Программа блокнот (notepad) - студенческий портал

уметь

  • анализировать философские, научные и художественные тексты;
  • ориентироваться в важнейших дискуссионных проблемах отечественной философии, сопоставляя различные течения и мысли;
  • последовательно и аргументированно отстаивать свои взгляды по значимым вопросам.

владеть

  • навыками самообразования и ориентации в современной культурной ситуации;
  • навыками чтения и осмысления философских и художественных текстов;
  • навыками использования философских, исторических и культурных знаний для формирования собственной мировоззренческой позиции.
  1. Общая трудоёмкость дисциплины:

В зависимости от учебного плана дисциплина может быть представлена в двух вариантах:

  • 2 зачётные единицы (72 часа)
  • 3 зачётные единицы  (108 часов)
  1. Семестр:  определяется учебным планом
  2. Основные разделы дисциплины:
  • Введение в русскую философию: её основные особенности, предыстория и место в российской культуре и мировой мысли;
  • Философские кружки и дискуссии 1820-х-1840-х годов («любомудры», кружок Станкевича, славянофилы, П.Я. Чаадаев);
  • Философия русского народничества (А.И. Герцен, М.А.Бакунин, Н.К. Михайловский);
  • Философские искания Ф.М. Достоевского и  Л.Н. Толстого;
  • Философия  русского космизма;
  • Философия В.С. Соловьёва и его последователей, Религиозно-философский Ренессанс в России начала ХХ века (персоналисты, братья Трубецкие и пр.);
  • Философия русского экзистенциализма (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов);
  • Философия «нового религиозного сознания» (З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов);
  •  Философия А.Ф. Лосева.

Контакты: filos@mpgu.edu

тел.:  8-495-438-17-26

Источник: http://mpgu.su/prepodavatelyam/kursyi-po-vyiboru/institut-sotsialno-gumanitarnogo-obrazovaniya/annotatsiya-rabochey-programmyi-distsiplinyi-istoriya-russkoy-filosofii-kafedra-filosofii-51/

Русская философия — это… Что такое Русская философия?

Ру́сская филосо́фия — собирательное название философских концепций русских мыслителей.

Характерные черты русской философии

По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

Основные школы русской философии

  1. Историческая философия П. Я. Чаадаева;
  2. Философия западников и славянофилов — А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;
  3. Ортодоксально-монархическая философия — Н. Ф. Фёдоров, К. Н. Леонтьев;
  4. Философия Ф. М.

     Достоевского;

  5. Философия Л. Н. Толстого;
  6. Революционно-демократическая философия — Н. Г. Чернышевский, народники Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, анархист П. А. Кропоткин, марксист Г. В. Плеханов.
  7. Философская антропология — Николай Николаевич Страхов
  8. Либеральная философия — Борис Николаевич Чичерин.

  9. Философия В. В. Розанова;
  10. Русская критическая философия — М.И.Каринский, А.И.Введенский
  11. Русская религиозная философия — В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский;
  12. Философия космизма — Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский;
  13. Философия «русского зарубежья» — Д. С. Мережковский, Л. Шестов, П.

    Сорокин, Н. А. Бердяев.

Философские идеи древнерусской книжности

В X веке на Русь вместе с христианством приходит письменность (кириллица), что приводит к появлению фиксирующей знания книжной культуры. Существование древнерусской философии дискуссионно. Одни исследователи (П.Д.

Лескин, 2006) признавали факт её существования[1], другие отрицали, утверждая лишь наличие философских идей и проблематики в древнерусской литературе[2]. Философские мысли «еллинских мудрецов» попадали в древнерусскую литературу из переводных источников.

В рамках религиозного мировоззрения решался вопрос о природе человека (Изборник Святослава[3], Кирилл Туровский, Нил Сорский), государственной власти (Иосиф Волоцкий) и общечеловеческих ценностях («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который иногда называется «первым древнерусским философом»[4]).

В послании инока Филофея рождается российская имперская идея Москва — Третий Рим[5]

Философия русского Просвещения

Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм, приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как Михаил Ломоносов и Александр Радищев.

Именно в этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм. Практически идеи деизма выражались в антиклерикализме и обоснованию подчинения духовной власти светской, за что ратовала ещё учёная дружина Петра I. Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства (Николай Новиков).

Григорий Теплов составляет один из первых русских философских словарей.

Оригинальная русская философия

Основные статьи: Петр Чаадаев, Славянофильство

Лишь в начале XIX века появляется оригинальная или самобытная русская философия. У её истоков стоял Петр Чаадаев, который задается вопросом о смысле России как отдельной цивилизации.

В остальном он повторяет старые идеи о механистическом устройстве мира и провиденциальном характере истории. Неудовлетворительное решение о смысле России провоцирует мысль славянофилов. Алексей Хомяков отстаивает идеи соборности.

Иван Киреевский отстаивает идеал допетровской патриархальной Руси. Константин Аксаков проводит различение между страной и государством.

Русская религиозная философия

Русская религиозная философия рубежа XIX и XX вв. стала своеобразным синтезом между славянофильством и западничеством.

Вслед за Чаадаевым сохранились проекты построения царства божьего на Земле, которые приобрели черты софиологии (Вл. Соловьев, С. Булгаков) и розы мира (Д. Андреев).

Важной частью построения справедливого общества мыслилась религия и духовно-нравственное перерождение. Отчасти идеи софиологии наследуют большевизм (коммунизм) и космизм (ноосфера).

Философия Л. Н. Толстого

Основная статья: Лев Николаевич Толстой

Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Николаевич Толстой (1828—1910). На его философию оказали влияние взгляды Канта, Руссо, А. Шопенгауэра. Взгляды Толстого разделяли многие современники («толстовцы») и последователи. Сам Ганди считал его своим учителем.

В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия.

Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства.

Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.

Философия всеединства В. С. Соловьёва

Основная статья: Владимир Сергеевич Соловьёв

Современники называли Владимира Сергеевича Соловьёва (1853—1900) центральной фигурой русской философии. Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм.

Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства.

Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту).

Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

Рассматривая вопросы «общества и человека», он говорит, что личность и общество в целом − суть одно и то же, отличие лишь в масштабе. Видит в духовности стержень существования стабильного общества.

Юридические законы этого обеспечить не в состоянии, они способны ограничить лишь самые явные проявления зла, в то время как для существования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра.

XX век

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 сентября 2011.

В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Часть философов была выслана заграницу, но часть осталась в советской России: Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев.

Через последнего традиции русской философии были возрождены в Советской России, поскольку от него духовное преемство получили С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин

Экзистенциализм Н. А. Бердяева

Основная статья: Николай Александрович Бердяев

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева (1874—1948), наиболее яркого представителя русского экзистенциализма.

В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя переписку с одним из лидеров германской социал-демократии Карлом Каутским.

Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошел от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.

Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой.

Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа — объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух.

Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверхрационально.

Развивая в своем учении тему творчества и духовности, Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком.

Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создается Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло.

Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром.

Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности. Личность — не субстанция, она — творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.

Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа. «Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей, » — считает мыслитель.

В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, искание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии.

Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчеркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен, открыт и коммунитарен.

Тем не менее, напоминает Бердяев, не стоит забывать о поляризованности природы русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству.

В числе главных трудов Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX—XX века» (1946).

Советская философия

Еще до начала Октябрьской революции в России получила развитие философия марксизма (Георгий Плеханов). Основным в ней считался вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом — диалектика, в которой выделялось три закона. Структурно философия делилась на диалектический и исторический материализм, т.е. философию природы и философию истории.

Природа, трактуемая как материя и объективная реальность, считалась вечной и бесконечной в пространстве и времени. Сознание интерпретировалось как «свойство высокоорганизованной материи». В рамках ленинградской онтологической школы предпринимались попытки разработки содержания понятия материи.

В теории познания господствовала ленинская теория отражения.

Исторический процесс воспринимался через призму соподчиненного отношения базиса (экономика) и надстройки (культура), который проходил через последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и социализм (как первой стадии коммунизма). Допускалась возможность «социализма в одной отдельно взятой стране» и «развитого социализма».

В советские годы приобрели популярность дискуссии о природе идеального (только «в голове» или нет? Давид Дубровский — Эвальд Ильенков), а также споры о природе информации.

В позднесоветский период получили распространение идеи тартуской семиотической школы

См. также

Список философов России

Примечания

  • Зеньковский В.В. История русской философии. — Л.: Эго, 1991. — 1030 с.
  • Исторiя Философiи Архимандрита Гаврiила. Часть VI. Казань, в Университетской Типографiи 1840. — Часть 6: Русская философии. (факсимильное издание на портале Руниверс)
  • Русская философия первой половины XIX века. — Свердловск: Издание Уральского университета, 1967. на сайте Руниверс
  • Гавриил, арх. Русская философия /Предисловие, подготовка текста, примечания — д.ф.н. В. В. Ванчугов/. — Москва. — Издательство Российского университета дружбы народов, 2005.
  • Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Высшая школа, 1991. — 480 с. — ISBN 5-265022554; То же: М.: Сварог и К, 2000. — 493 с. — ISBN 5-93070-028-1; То же: М.: Академический проект, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5-8291-0858-8
  • Сиземская И. Н. Русская «философия-поэзия» как форма историософского миросозерцания (начало) // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 127—133.
  • Soboleva M. E. Russische Philosophie im Kontexte der Interkulturalitaet. Traugott Bautz Verlag, 2007.
  • Ю. Семёнов. О русской религиозной философии конца XIX — начала XX века

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47000

Основные направления развития и типологические характеристики русской философии

Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она имеет свою специфику или от­личия от философии западных стран. Основная специфика со­стоит в том, что русская философия существовала не в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, а была растворена в политической, художественной, ре­лигиозной литературе.

Важнейшими для нее были нравствен­но-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы су­деб России.

1) Философия Древней Руси (Х-Х11 вв.).Становление философской мысли в это время происходит в условиях образования древ­нерусского государства — Киевской Руси, влиянием византий­ской культуры, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства.Эти факторы создали благо приятные условия для зарождения древнерусской философии.

Приняв христианство (988 г.), Киевская Русь вошла в мир византийской цивилизации,восприняв ее систему куль­турных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетичес­ких и духовных достижений. Духовные традиции русского народа восходят к восточной патристике.

Грековосточная философия Византии оказала огромное влияние на весь строй мышления восточных славян. Особая роль принадлежит Иоанну Дамаскину (ок. 675-750).

Подобно Фоме Аквинскому на Западе, Иоанн Дамаскин стал крупней­шим систематизатором религиозно-философской мысли на византийском Востоке.

Его главная задача — строгая систе­матизация богословского учения, выработка и шлифовка по­нятийного аппарата, синтез богословской мысли и античного философского наследия.

  • Начальный этап в развитии русской философской мыс­ли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. К наиболее значительным произведениям этого периода мож­но отнести
  • «Слово о Законе и Благодати» Илариона,
  • «Повесть временных лет» Нестора,
  • «Послание к Фоме» Климента Смолятича,
  • «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского,
  1. «Поучения» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора,
  2. «Моление» Даниила Заточника.
  3. 2) Следующий этап в развитии древнерусской филосо­фии охватывает XIII-XIV века — время жесточайших ис­пытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием.

Центрами развития русской мыс­ли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских про­изведений.

Среди памятников филосфской мысли этого перио­да наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик».

Важнейшими для русской мысли этого периода были темы ду­ховной стойкости и морального совершенствования.

3) Х1У-ХУ1 вв.— новый этап развития русской филосо­фии. Именно в этот период происходит подъем национального самосознания, образование русского централизованного госу­дарства.

Основные идеи:

формирование концепции «Москва — третий Рим», сформулированная монахом Филофеем (ок. 1465-1542). Московское православное царство — Святая Русь — преемница Византии, призвана выполнить особую ис­торическую миссию.

  • Проблемы власти и права — в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского.
  • Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения — в центре внимания Максима Грека.
  • Значительную роль в распространении философских зна­ний играли крупнейшие центры образования и культуры — Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.

4) Начало XVIII векастало завершающим периодом в ис­тории русской средневековой философии и временем зарож­дения предпосылок ее секуляризации и профессионализации.

Наиболее яркими представителями этого пе­риода философской мысли были М. В. Ломоносов (1711-1765), А. Я. Радищев (1749-1802), Я. Я, Новиков (1744-1818) и др. В 1755 г.

открылся Московский университет, в котором было три факультета, в том числе и философский. Появились перево­ды западных философских текстов.

Особенностью развития философии в России были условия ее су­ществования. В то время, когда в универси­тетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г.

Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим госу­дарственным контролем, не допускавшим никакого философс­кого свободомыслия по чисто политическим мотивам.

Вплоть до второй половины XIX в. философская пробле­матика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружкахвне образовательных учреждений.

Поэтому в истории русской философии нет мыслителя, который бы занимался чистым теоретизи­рованием. Все откликались на животрепещущие проблемы.

И учения оценивались, прежде всего, с точки зрения их «прогрессивности» или «реак­

ционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность.

Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К.Леонтьева, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н. Федороваи др.

, не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

5) Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.

1.В конце 30-40-х гг. 19 в. в России оформились славянофильство и западничествокак противоположные течения философской мысли. Лидеры славянофильства — А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817- 1860), Ю. Ф. Самарин (1819-1876) — выступили с обоснованием са­мобытного пути развития России.

  1. Исходные положения сла­вянофилов:
  2. православие— основа национальной жизни. Славянофи­лы ориентировались на православную веру и святоотеческую традицию в осмыслении судеб России и ее цивилизационных перспектив;
  3. соборность— единство верующих во Христе, свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению;

община— основа социальной жизни и орган самоуправ­ления.Общинное устройство основано на началах общей ответственности, выработке совместных решений в соответствии с голосом со­вести, чувстве справедливости, народных обычаях. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.

Основателем философии славянофилов и вдохновителем их оригинальных идей являлся А. С. Хомяков (1804-1860).

Славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны, поэтому европейские формы жизни для России неприемле­мы. Философия славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явить миру образец высокой духовности и свободы.

Среди западников были П. Я. Чаадаев (1794-1856), А. И. Герцен (1812-1870), В. Г Белинский (1811-1848), Т. Я. Грановский (1813-1855), Я. В. Станкевич (1813-1840) и др.

Их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы, прежде всего в области прав человека и свободы. Чаадаев в «Философических письмах»,написанных в 1829-1830 гг.

, сказал, что у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от народов Западной Европы, но все это составляет преиму­щество.

2. Представителями революционно-демократической идеологиибыли хорошо известные мыслители и общественные деятели В. Г Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877).

Они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования рос­сийской действительности на основе просвещения и развития науки, а также революционными методами.

Задача фило­софии — содействовать нуждам эпохи, целям развития народа.

3. В 60-е гг. на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанными лидерами российской интел­лигенции в этот период были Я. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А.

Добролюбов (1836-1861), Д. И. Писарев (1840-1868).Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революци­онно-демократический характер.

Они находились в резкой оп­позиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку.

Большое влияние на русскую интеллигенцию оказала и разработанная Чернышевским этика «разумного эгоизма»,утверждающей принцип самопожертво­вания как норму бытия для «разумной личности». В романе «Что делать?» Чернышевский рисует образы «новых людей», носителей своей философии. Его идеи оказали большое влияние на идеологию бу­дущих революционеров в России, русского марксизма.

4. Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX в. стало почвенничество, представленное трудами А. А. Григорьева (1822-1864), Я. Я. Страхова (1828-1896), Н.Я.Данилевского (1822-1885), Ф.М.Достоевского (1821-1881).

Почвенничествохарактеризовалось верой в народ, в раз­витие его на собственной почве, которое представляет собой спонтанный органический процесс, принципиально не под­дающийся рационализации. Оригинальная концепция исто­рического процесса, понимаемого таким образом, была пред­ставлена, прежде всего, в трудах Н. Я. Данилевского.

Он пришел к выводу, что подобно тому, как в природе существуют различные типы организаций животных и растений, в челове­ческой истории существуют различные типы культур. Теория культурно-исторических типов,сформулированная Данилевским, предлагает идею полицентризма типов культур, вместо линейности — многова­риантность развития.

6) Русская религиозная философия (середина и вторая половина XIX в.).

1. Наиболее полно представлена философией всеединстваоригинальной философской системой Владимира Соловьева (1853-1900).

  • Идеи:
  • — Идея единствакак единство творца и творения;
  • — Идея цельного знания(научного, философского и религиозного)
  • — идея истории как реализация идеи богочеловечества, осво­бождение человечества от внешней зависимости и приобщение к христианским ценностям (истины, добра и красоты);
  • — критика ортодоксально-традиционных положений христианства.

Представители метафизики всеединствасвященник П.А.Флоренский (1882-1937), философы С. Н. Трубецкой (1862-1905) и Е. Н. Трубецкой (1863-1920), С Л. Франк (1877-1950), Л. П. Карсавин (1882-1952) и др.

2. На рубеже XIX и XX столетий проявился кризис официального богословия и церкви.

Это побудило представителей либеральной ин­теллигенции заняться проблемами обновления исторического христианстваи путем философских наработок приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям раз­вития России.

Такую задачу взяли на себя Л. И. Шестов (1866-1938), Н. О. Лосский (1870-1965), Н. А. Бердяев (1874-1948), С Н. Булгаков, Д. С. Мережковский (1865-1941), В. В. Розанов (1865-1919).

Одним из видных представителей «нового религиозного со­знания» экзистенциалистского направления начала XX столе­тия был Н. А. Бердяев. В своих работах «Философия свободы», «Опыт эсхатологической метафизики», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», «Самопознание»и других он изложил систему своих философских взглядов.

Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека.

Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна.

Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия и всясовременная цивилизация, виделся мыслителю в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/53631.html

Открытое образование: Онлайн-курс "Философия"

  • 16 недель
  • 3 зачётных единицы

Изучение философии, богатого исторического зарубежного и отечественного опыта философской мысли является необходимостью для становления личности.

Информационные технологии, Интернет, мобильная связь создают условия для развития творческих способностей человека (памяти, пространственного мышления, творческого воображения), но в то же время возрастающие объемы информации индивид, порой, не в состоянии их переработать, усвоить.

Не в состоянии познать и понять мир в том смысле, в котором говорили о познании еще древние эллины. Ведь уже они решились противопоставить «многознанию» «знание сущности» и обозначили этот когнитивный и жизненно-практический идеал словом «философия»

Целью данного курса является формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Для достижения поставленной цели в курсе решаются следующие задачи:
• формирование навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
• формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
• развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

• развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.

Программа курса

В курсе «Философия» рассматриваются 18 тем, объединенных в 8 модулей:

  • Модуль 1. Философия как форма духовной культуры Тема 1.1. Введение в философию
  • Модуль 2. История философии Тема 2.1. Философия Древнего мира Тема 2.2. Философия Средневековья Тема 2.3. Философия Нового времени Тема 2.4. Немецкая классическая философия Тема 2.5. Неклассическая философия 19 века Тема 2.6. Основные направления и тенденции в философии 20 в.Тема 2.7. Русская философия
  • Модуль 3. Философская онтология Тема 3.1. Проблема бытия. Философское понимание материи Тема 3.2. Философия развитияТема 3.3. Философия сознания
  • Модуль 4 Философская теория познания Тема 4.1. Гносеологические проблемы
  • Модуль 5. Философия и методология науки Тема 5.1. Философия наукиТема 5.2. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки
  • Модуль 6. Социальная философия и философия истории Тема 6.1. Социальная философияТема 6.2. Динамика и типология исторического развития
  • Модуль 7. Философская антропология Тема 7.1. Философская антропология
  • Модуль 8. Философия языка и философия техники Тема 8.1. Философия языка и философия техники

Каждая тема включает лекционный материал, презентацию, тестовые задания позволяющие аттестовать слушателей. Каждый из разделов сопровожден видеолекциями.

Результаты обучения

  • знание базовых философских категорий, структуры, функций и основных направлений философии, а также репрезентативных для этих направлений учений;
  • умение различать специфику философских учений различных эпох и направлений; способность опознать и/или воспроизвести идеи наиболее значимых философов; умение ставить вопросы философского уровня;
  • владение навыком критического анализа теоретической мысли, построения системного знания, объединяющего онтологический, гносеологический и аксиологические срезы

Формируемые компетенции

  • способность использовать основы философских знаний в различных сферах деятельности;
  • способность к критическому и системному мышлению;
  • способность к формированию непротиворечивых мировоззренческих установок и ценностных ориентаций

Источник: https://openedu.ru/course/spbstu/PHYLOS/

Ссылка на основную публикацию