Планирование и мотивация деятельности — студенческий портал

Человека по своей природе всегда интересует, что будет в его жизни в отдаленном будущем. Четко разработанная программа саморазвития студента очень уместна для молодого поколения. Она содержит конкретные задачи, позволяющие достичь успешных результатов при обучении в ВУЗе, построении карьеры в будущем и формировании гармонично развитой личности.

Люди учатся всю жизнь, овладевая определенными навыками на каждом из этапов развития. Но обучение в высшем учебном заведении отличается от схоластики приобретения жизненного опыта научной обоснованностью и систематическим использованием методов познания.

Утверждение о том, что умение учиться формируется за школьной партой — опрометчиво. Система обучения в школе существенно отличается от «ВУЗовской». Бывшим школьникам теперь уже необходимо быть готовыми к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.

Например, чтобы организовать учебный труд, учащимся в университетах нужно научиться ставить перед собой конкретные задачи, планировать ход выполнения заданий и находить рациональные способы их решений. Кроме того, программа саморазвития студента должна включать анализ и оценку работы.

От системы знаний, умений и навыков, отвечающей специальности человека, зависит развитие его как профессионала. Будущий специалист учится сочетать творческий подход с точными и безошибочными действиями.

Однако профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества человека. Поэтому учащимся важно уделить внимание как формированию знаний и навыков, так и личности в целом.

Саморазвитие студента — многогранный процесс, требующий осознанного подхода. В данной статье предложена схема саморазвития личности. Ее пункты послужат ориентиром для гармоничного развития, раскрытия потенциала и жизненной реализации.

Планирование и мотивация деятельности - Студенческий портал

Пошаговая программа саморазвития студента

Шаг 1. Мечта как ориентир: создание идеального образа желаемого будущего

Привычка «не загадывать наперед и действовать по ситуации» укоренилась в современном обществе. В результате молодые люди стали воспринимать мечты и построение планов как дело ненужное. У современного студента расширился выбор. Можно сказать, что он стал чрезмерным. А это, в свою очередь, порождает тревогу, и желание защитится от нее в форме инфантильности.

Студент понимает, что в любой ситуации, перед ним предстанет обоснованный выбор и это пугает его еще больше. Но как преодолеть проблему неопределенности? Именно понимание сути своей мечты помогает человеку в этом, оно становится основанием для дальнейшего выбора.

Мечтание помогает расставить приоритеты в своей деятельности, позволяет повысить эффективность профессионального развития студента. Человек, у которого есть мечта, имеет смысл жить сегодня, осознает потребности завтрашнего дня и видит связь между настоящим и будущим. Происходит создание образа желаемого Я и «подстройка» себя настоящего под этот образ.

Индивиду важно осознанно подходить к своим мечтам, использовать методы визуализации. Существует известная эффективная техника – создание коллажа мечты. Она позволяет увидеть наглядный яркий вдохновляющий образ, на который хочется ориентироваться.

Взрослые люди пропускают свои желания через «фильтр» здравого смысла. В некоторых ситуациях этот внутренний цензор предупреждает о чем-то важном, но иногда он заглушает робкий голос мечты. Поэтому важно научиться слушать и слышать себя.

Шаг 2. Определение жизненно важных задач. Правильная постановка и упорядочивание целей

Цель является важным инструментом управления собственной жизнью. Если мечты представляют собой образное представление о желаемом, то цели – это четко сформулированные стремления. Поиск и определение своих целей, их конкретная формулировка и осмысление – обязательный процесс на пути к успеху. Все успешные люди знают, куда они идут, отчетливо видят «точку назначения».

Саморазвития студента без постановки конкретных задач не бывает. Важно, чтобы установки были личными, а не навязанными обществом или отдельными людьми. Необходимо определить основную цель и подцели, а также средства их достижения.

Если человек живет бесцельно, он становится жертвой случая и обстоятельств. Поэтому нужно услышать внутренний позыв, чтобы определить истинные стремления, а затем корректно сформулировать задачу. При этом следует обратить внимание на реалистичность планов. Если хочется всего и сразу необходимо выделить главное, так как ресурсов на все может не хватить.

Планирование и мотивация деятельности - Студенческий портал

Шаг 3. Анализ сильных и слабых сторон собственной личности. Навыки управления ресурсами

Ресурсы – это ценности индивида и средства, которые помогают ему их сохранить и приумножить, для того чтобы достичь целей. Умение управлять ресурсами – неотъемлемая составляющая успеха. Саморазвитие студента включает формирование следующих навыков: концентрация ресурсов на жизненно важных целях и мечтах и их накапливание (используя свой опыт и заимствуя извне).

Другими словами, каждый человек обладает определенным потенциалом. Зная свои сильные стороны и используя их, студент способен эффективно выполнять поставленные задачи. Чтобы стать компетентным специалистом, индивиду необходимо научится управлять ресурсами, которые заложены в нем, и использовать внешние средства.

Можно выделить 5 групп ресурсов:

  • личностные (жизнестойкость, оптимизм и др.);
  • энергетические (правильно распределяя энергию, мы приобретаем время, знания и деньги);
  • объективные материальные (дом, машина, доходы, одежда);
  • объективные нематериальные (социальные связи, информация);
  • социальные ресурсы (имидж, должность, позиция в обществе).

Наши неудачи и успехи – это возможность получить урок, новые знания. Анализируя свои слабые и сильные стороны, личность понимает, какие ресурсы можно использовать, а какие нуно развить. Любой человек стремится сохранить и преумножить ресурсы. Это стремление может стать мощным личностным мотиватором.

Шаг 4. Профессиональное становление. Развитие индивидуально психических и личностных качеств

Получая высшее образование, студенты становятся компетентными в определенной сфере. С другой стороны, этот процесс получения новых навыков, знаний и «перестраивания» старых, продолжается и после окончания института. Чтобы достичь успеха в карьере, человеку необходимо обладать профессионально важными навыками и умениями.

Гармоничный личностный рост и созревание влияют на профессиональное становление. Студентам нужно стремиться подходить к своей деятельности осознанно, с заинтересованностью и энтузиазмом. В таком случае обучение и работа будут приносить ему удовлетворение, а обществу – пользу.

Шаг 5. Самовоспитание: схема саморазвития личности студента. Формирование эффективных привычек

Самосовершенствование – основная задача каждого человека. Внутренняя и внешняя трансформация и стремление к ней зависит от высших духовных потребностей, интересов и мировоззрения в целом.

Саморазвитие личности студента начинается с анализа достоинств и недостатков. Важно акцентировать внимание на сильных сторонах, сделать список своих способностей и талантов. Однако и «пробелы» тоже требуют объективной оценки.

Планирование и мотивация деятельности - Студенческий портал

Составление плана самосовершенствования – важный этап. Студенту нужно четкое пошаговое руководство. Программа саморазвития студента предполагает разработку текущего (на день, на неделю), оперативного (на 1 год) и перспективного (на 5 и более лет) планов.

Следует определить препятствия на пути к желаемому, и каким способом их можно устранить. Основными барьерами, с которыми сталкивается человек при личностном самосовершенствовании, являются: отсутствие ответственности за свою жизнь, неразвитая способность к самопознанию, влияние сформировавшихся установок и стереотипов и препятствия, создаваемые другими людьми.

Эффективная программа саморазвития студента должна включать: перечень нужных ресурсов и конкретные действия для их получения, список недостающих качеств и способы их развития.

Осознание того, что может дать образовательная программа и жизнь института для достижения цели, позволит по-другому относиться к учебе.

Поэтому студенту следует поразмыслить на эту тему и включить свои выводы в общий план самосовершенствования.

Мы есть то, что мы делаем каждый день, поэтому важно перевести полезные дела в привычки. Известный социолог Йен Дойчман в результате проведения исследований установил, что люди могут быстро изменить свои привычки под страхом выживания, но вскоре они все равно возвращаются к прежнему образу жизни.

Повышать эффективность своих действий необходимо постепенно и систематически, со временем увеличивая «дозу». При этом не стоит забывать о любви к себе, так как чрезмерная самокритика может подорвать веру в свои силы. Лучше заручиться поддержкой одного или нескольких союзников. Программа саморазвития студента должна содержать план развития эффективных привычек.

Шаг 6. Работа с помехами. Как предотвратить риски?

У китайцев, слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих «опасность» и «благоприятная возможность».

Любые помехи могут стать платформой для нового прыжка – как профессионального, так и личностного, если человек умеет работать с трудностями. Препятствия бывают внутренними и внешними.

Индивидуальная программа саморазвития студента должна включать способы управления возможными рисками.

После того как студент нарисовал мечту, определился с целями и составил план саморазвития, ему необходимо перейти к действиям. Но прежде нужно трезво оценить ситуацию и понять, что даже при составлении идеальной программы, все гладко бывает только на бумаге. Поэтому работа с помехами – не менее важный этап.

Основные инструменты преодоления препятствий – это планирование и управление рисками. Действовать нужно обдуманно, согласно своевременно составленному плану. Необходимо заранее предусмотреть возможное возникновение помех и найти способ снизить эту вероятность. Например, чтобы не опоздать на лекцию, лучше выйти из дома «с запасом времени».

Планирование и мотивация деятельности - Студенческий портал

Шаг 7. Сопоставление Я-реального и Я-идеального. Какие универсальные личностные качества помогут достичь успеха?

В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя отделенным от окружающих людей. Этот период является непростым для личности, так как обнаруженная отдаленность создает чувство одиночества и осознание того, что никто не может тебя так понять как ты сам. Часто за этим следует попытка сбалансировать тотальное «разделение» и отношения с близкими и важными людьми.

Студенческий возраст – более осознанный. Индивид растет, изучает свои способности, качества характера и со временем у него складывается представление о самом себе. Но, кроме представления человека о том, каким он является сейчас, существует желаемый образ. Если Я-реальное и Я-идеальное не совпадают, личность испытывает напряжение, которое называется когнитивным диссонансом.

Зачастую одна и та же черта характера может стать сильной или слабой стороной в зависимости от цели, которая преследуется. Однако существуют универсальные личностные качества, помогающие достичь успеха практически в любой сфере. Оптимизм и воспринимаемый уровень контроля над своей жизнью являются таковыми.

Оптимистом считают человека, который замечает и плохое и хорошее, но и то и другое не забирает его жизненную силу, а увеличивает ее. Он использует любую ситуацию для увеличения своего потенциала. Такому типу людей свойственно заряжаться от благоприятных событий, а неблагоприятные воспринимать как урок и стимул к совершенствованию.

Возникает вопрос: оптимистами рождаются или это качество можно в себе развить? По мнению известного психолога Мартина Селигмана, чтобы увеличить уровень оптимизма, нужно учиться пониманию того, что все обстоятельства временные и величина последствий относительна, а также не отождествлять свое поведение с личностью в целом.

Читайте также:  Реляционная модель - студенческий портал

Уровень воспринимаемого контроля над своей жизнью повышается тогда, когда у студента растет чувство ответственности за свои поступки. Он начинает видеть, как можно повлиять на ситуацию, чтобы добиться благоприятного исхода, работает с трудностями. Человек, который этих возможностей не видит, избегает решения сложных задач и в результате его потенциал снижается.

Шаг 8. Влияние группы (коллектива) на формирование личности

Общество оказывает влияние на формирование личности, выбор и достижение ее целей. Каждый стремится найти «свой» круг общения, где ему будет интересно и легко. Однако есть группы людей, с которыми индивидуум не может не взаимодействовать. Первичное влияние оказывают члены семьи, вторичное – одноклассники, сокурсники и другие.

Оценка окружающих влияет на самовосприятие и самооценку. Поэтому после того как студент разберется, что у него внутри, ему нужно посмотреть вокруг. «Заразными» могут быть как плохие привычки, так и полезные (например, самоконтроль). Важно окружить себя теми людьми, которые будут стимулировать его своим поведением к жизненному успеху, и вдохновлять на новые свершения.

Планирование и мотивация деятельности - Студенческий портал

Шаг 9. Мотивация и выработка силы воли. Как перейти от намерения к действиям?

Мотивация является внутренним побуждением к действию, расстоянием между «страшно» и «скучно». Человек следует изнутри наружу, переходит к конкретным действиям, не

останавливаясь на мыслях и решениях. Если программа саморазвития студента остается только схемой на бумаге, значит, он себя недостаточно мотивирует.

Уровень мотивации должен быть «нормальным» и соответствовать ситуации. Если он зашкаливает, личность может не приступать к действию от страха и важности, а при недостаточно высокой мотивации – относиться к делу несерьезно.

Студент должен стимулировать себя к переменам. Многие воспринимают перемены как опасность, потому что они могут нарушить психологический комфорт и налаженный образ жизни. Но чтобы повысить уровень благосостояния и удовлетворения жизнью нужно выходить за привычные границы.

Путь изменений – непростой, может возникнуть отчаяние и информированный пессимизм. Поэтому студенту важно развивать силу воли, чтобы иметь способность перейти от принятого решения к реальным действиям.

От саморазвития личности студента зависит его успех в учебе и будущей карьере. Он должен заниматься самообразованием, уметь контролировать и оценивать себя, знать о своих индивидуальных особенностях, быть способным правильно распределить свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Личностное и профессиональное самосовершенствование требует усилий, самоизучения и систематической работы над собой. Программа саморазвития студента в 9 шагов – это ориентир на пути к личному успеху.

Источник: https://salid.ru/stati/osobennosti-razvitiya-lichnosti-studenta

Анализ уровня учебной мотивации работающих студентов — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1 Закарлюка Д.С. 1 Галушка М.А. 1 1 Донской государственный технический университет
Рассмотрены особенности формирования мотивов учебной деятельности студентов, которые параллельно с обучением участвуют в трудовой деятельности, а также рассмотрены основные проблемы студентов очной формы обучения в условиях вторичной трудовой занятости.

Авторы дают анализ учебной мотивации, динамику, иерархию мотивов обучения работающих бакалавров в течение всех студенческих лет. Выделяется и описывается не только отечественный, но и зарубежный опыт в формировании мотивационных установок, способствующих улучшению качества образования.

Особое внимание обращается на разновидность наиболее значимых мотивационных аспектов. Обращается внимание на то, как положительно влияет правильная мотивация на личные установки обучающихся.

Структурированы системообразующие мотивы учебной мотивации студентов разных курсов обучения, установлены проблемные зоны в учебной деятельности студентов, обозначены пути перспективного развития учебной мотивации студентов, которые имеют вторичную занятость.

Также авторы раскрывают основные понятия мотивации, цели и задачи ее повышения, выделяют значимые изменения в ее формировании для изучаемой категории студентов. Сделан вывод о том, насколько важно серьезно отнестись к качественному определению преподавателями тенденций развития учебной мотивации работающих студентов.

педагогическое образование.
1.

Жданова С.Ю. Стиль учебной деятельности и его развитие: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Жданова Светлана Юрьевна. — Пермь, 1997. — 213 с.
2. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник — самый эффективный ресурс компании. Учеб. пособие. ИНФРА — М., 2007. – 282 с. 3. Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов / М.

Рогов // Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — С. 90-96.
4. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности — Казань: 1981. — С. 90-104.
5. Афанасенкова, Е. Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. Л. Афанасенкова. — Москва, 2005.

– 204 с.
6. Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся / Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 227-244.
7. Ефремова Н. Ф. Повышение мотивации за счет объективной оценки достижений обучающихся // The Unity of Science: International Scientific Pereodical Journal. – 2016. – № 4–1. – С. 27–30
8.

Чиркина С.Е. Мотивы учебной деятельности современного студента / С.Е. Чиркина // Образование и саморазвитие. — 2013. — № 4(38). — С. 63-89.

Сегодня в нашей стране в процессе перехода на двухуровневую систему высшего образования проблема подготовки специалистов становится все более значимой.

В свете новой парадигмы образования в ВУЗах данная проблема обретает новые обороты. Отметим, что профессиональное становление студентов – это сложный процесс, который обусловлен разными факторами психологического, социального, педагогического и личностно-значимого порядка. Среди основных факторов, обеспечивающих успешность освоения образовательных программ, назовем адекватность мотивационной сферы студентов их целям и задачам получения образования.

В течение многих лет периода СССР и начала эпохи после него, был сформирован классический образ студента очной формы обучения. Он направлялся не только на процесс образования, но и на личностное, профессиональное развитие.

Экономические, социальные реформы, которые случились в нашей стране за последние двадцать лет, внесли определенные изменения в систему высшего образования.

Такие факторы как маленькие стипендии, коммерциализация образовательной сферы заставили студентов вместе с обучением участвовать в производственной деятельности [1]. Сейчас в России феномен «работающего студента» — распространенное явление. Как отмечает В.И.

Герчиков (российский социолог, доктор социологических наук, профессор, сертифицированный консультант по управлению), в последнее время примерно 75% студентов дневной формы обучения совмещают обучение с регулярной работой, получая вторичную занятость.

Если сравнить студента работающего и неработающего, то четко прослеживаются их различия в успеваемости в ВУЗе, во взаимоотношениях с другими студентами и педагогами. Вторичная занятость студентов приводит к тому, что сильно меняются жизненные ценности и смысловые установки молодого поколения. Кроме того, существенно меняется учебная мотивация [2].

Если рассматривать степень изученности мотивов учебной деятельности студентов, то за последнее время мы наблюдаем множество интересных работ. Например, М.Г.

Рогов приходит к выводу о том, что в качестве главных мотивов учебной деятельности студентов выступают мотивы развития личности, мотивы достижения успеха.

Другие авторы считают, что учебную деятельность преимущественно характеризуют 3 вида мотивов: познавательный, профессиональный и мотив достижения успехов [3].

Общая тенденция многих исследований проблем оценивания успешности обучающихся состоит в том, что функция оценки является важнейшим фактором активизации деятельности при условии уровня знаний и приобретении умений [4].

В диссертационной работе Е.Л. Афанасенковой получены результаты, которые отражают отличия в доминирующих мотивах учебной деятельности у студентов разных специальностей.

Например, среди студентов инженеров главными мотивами учения выступают прагматические и профессиональные мотивы. Студенты гуманитарного направления на первый план ставят познавательные, профессиональные, социальные мотивы личностного престижа.

Кроме того, сильными являются тенденции к избеганию провалов, направленности на внешние стимулы в обучении.

При обучении в ВУЗе меняются психологические особенности учебной деятельности студентов, а значит, меняется иерархия образовательных мотивов на разных курсах. В некоторых педагогических работах поднимаются вопросы динамики изменения иерархии, мотивов учения у студентов в течение всего периода обучения в ВУЗе.

Исходя из собственного опыта и опыта исследователей данной проблемы, мы можем установить, что на первом курсе у студентов имеются высокие учебные и профессиональные мотивы.

На втором и третьем курсе снижается общая интенсивность мотивационных компонентов, разрушается иерархическая система. Четвертый – усиливается снижение мотивационной среды.

Особенность заключается в том, что на фоне понижения уровневых показателей растет уровень интеграции, осознания разных форм мотивации обучения. Итак, образуется единая, целостная система.

В работе Е.Л. Афанасенковой представлены такие особенности мотивации учения у студентов:

  • выраженность негативной мотивации учения почти на всех курсах;
  • тенденция к снижению познавательных, профессиональных мотивов на втором курсе, социальных мотивов — на третьем курсе;
  • наблюдается стратегия избегания неудач – как главная стратегия у подавляющей массы студентов [5].

Такие данные говорят о том, что имеет место полиморфная структура мотивации студентов, которые обучаются на той или иной специальности своего ВУЗа.

Чтобы реализовывать исследования по выявлению мотивационных особенностей, динамики, сферы изменения учебной мотивации у трудящихся студентов, на практике применяются следующие диагностические инструментарии:

  • методика «Определение мотивации учения студентов» (В.Г. Каташев), которая дает возможность установить уровни мотивации к образовательной деятельности студентов;
  • методика «Диагностика учебной мотивации студентов» (В.А. Якунин, А.А. Реан). Методика позволяет определить мотивы учебной активности (профессиональные, коммуникативные, познавательные, широкие социальные, мотивы творческой самореализации).

В нашем исследовании интернет-опросе приняло участие 1980 респондентов.

Распределение в процентном соотношении по работающим, а также неработающим студентам на каждом курсе обучения составляет: студенты первого курса – 7,1% работающих; студенты второго курса – 15,7% работающих; студенты третьего курса – 17% работающих; студенты четвертого курса – 27,8% работающих. Студенты, не совмещающие работу и учёбу – 32,4% (рис. 1).

Планирование и мотивация деятельности - Студенческий портал

Рисунок 1 – Процентное соотношение работающих студентов по курсам.

Зачастую, успеваемость у работающих студентов довольно высокая, продолжает повышаться до 3-го курса, а на четвертом курсе – несколько снижается. Причина тому – расширение круга личных и профессиональных интересов.

У студентов старших курсов проявляется достаточная мотивация к профессиональной, учебной деятельности, к самопознанию и саморазвитию.

В то же время у работающих студентов учебная мотивация ниже, нежели у студентов первого курса.

Такая ситуация прямо связана с определенным снижением успеваемости у студентов, объясняется изменением сути учения, усилением целостной неудовлетворенности образованием на старших курсах.

Необходимо сделать акцент на существующей классификации учебной мотивации студентов:

  • познавательные мотивы;
  • учебно-познавательные мотивы т.е. ориентация на способы добывания знаний;
  • традиционно-исторические мотивы, т.е. укрепившиеся стереотипы с течением времени;
  • утилитарно-практические мотивы т.е. стремление к самообразованию;
  • прагматические мотивы, т.е. стремление получать достойное вознаграждение за свой труд;
  • широкие социальные мотивы, т.е. стремление утвердить свой социальный статус через учение;
  • эстетические мотивы, т.е. получение удовольствия от обучения;
  • профессионально-ценностные мотивы;
  • мотивы социального и личностного престижа;
  • статусно-позиционные мотивы;
  • мотив избегания неудач;
  • коммуникативные мотивы;
  • неосознанные мотивы.
Читайте также:  Программное обеспечение и технологии программирования - студенческий портал

В иерархии мотивов образования у студентов занимают следующие мотивы:

  • мотивы коммуникативного плана, профессиональные мотивы, мотивы престижа – на первом курсе;
  • коммуникативные мотивы, учебно-познавательные мотивы – на втором курсе;
  • мотивы творческой самореализации, профессиональные и коммуникативные мотивы – на третьем курсе;
  • мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные мотивы – на четвертом курсе.

Наименее значимым учебным мотивом (занимает последнее место в иерархии мотивов) для работающих студентов является мотив избегания неудач, за исключением студентов-третьекурсников, у которых меньше всего выражен мотив престижа.

Полученные результаты нашего опроса частично подтверждают ранее опубликованные данные о состоянии учебных мотивах студентов, к которым отнесены профессиональный и познавательный мотивы (С.Ю. Жданова (1997), Ф.М. Рахматуллина (1981) и др.)., а также исследование авторов научной работы — А.Р. Дроздикова-Зарипова, Э.И. Муртазина, Р.Ш. Касимова на основе Казанского федерального университета.

Выбор конкретных мотивов студентами говорит нам о том, что студенты намерены овладевать профессиональными компетенциями.

Происходит ориентация на приобретение новых знаний и получение удовлетворения от самого процесса познания, проявляется интерес к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда, к методам научного познания. Способы добывания знаний становятся более самостоятельными и совершенными за счет стремления к самообразованию [6, 7].

Вместе с тем, у работающих студентов обнаруживаются следующие закономерности:

  • у первокурсников мотив престижа занимает важную роль в процессе получения знаний. В основном это связано с желанием получить или поддержать высокий социальный статус;
  • ведущим мотивом учебной деятельности является коммуникативный мотив. Он реализуется как профессионально значимый в любой профессии;
  • профессиональный мотив заметно утрачивает свою состоятельность к четвертому курсу обучения;
  • постепенное снижение степени значимости изучаемых мотивов прослеживается у студентов на протяжении всех лет обучения;
  • мотив творческой самореализации получает приоритет на последних курсах. Это связано с тем, что появляется потребность в практической реализации собственного потенциала на конкретном рабочем месте (творчески подходить к решению задач), которое зачастую не соответствует полученному образованию в вузе. Так же, связано с желанием более полно выявлять и развивать свои способности, творчески подходить к решению задач.

Мотивационный компонент творческой учебно-познавательной деятельности достоин пристального внимания и актуализации, особенно на первых курсах обучения.

Прежде всего характеризуется эмоционально-положительным отношением к содержанию и процессу деятельности, что проявляется в повышении интеллектуального уровня и характеризуется любопытством, чувствительностью к проблемам, удивлением в обнаружении противоречий, повышенной работоспособностью и самоотдачей, уверенностью, радостью познания, творческим интересом, чувством увлеченности, стремлением к творческим достижениям. Это находит свое выражение в выборе студентами работ творческого характера, в желании выполнять дополнительные задания, направленные на углубление знаний, в умении мобилизовать себя на преодоление трудностей, возникающих в процессе творческой, учебно-познавательной деятельности. Мотивация определяет эффективность последующей деятельности, так как является ее побудительной силой. Взаимосвязь мотивов и целей деятельности имеет важное значение для творческой самореализации студента. Превращение целей в мотив деятельности является значительной ценностью учебно-познавательного процесса, поскольку объективно значимая цель становится личностно-значимой, субъективно принятой студентами.

Интересен также и тот факт, что на протяжении всех лет обучения социальный мотив занимает низкие ранги в иерархии учебных мотивов студентов. Таким образом, необходимо отметить, что некоторые мотивы учения студентами не осознаются в полной мере, а, следовательно, преподавателям важно четко и правильно определять тенденции развития учебной мотивации студентов.

Следует подчеркнуть и такой важный аспект: мотивационная сфера у работающих испытуемых достаточно жестко структурирована. Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание при составлении формирующей программы, учитывая необходимость расширения выбора путей развития учебной мотивации студентов [8].

По полученным результатам из множества научных источников и по изученным данным сделаны следующие выводы:

  • были подтверждены данные исследователей о том, что имеет место возрастающее количество студентов на дневных отделениях, которые работают;
  • мотивы – это подвижная система, потому их можно усилить, ослабить и даже изменить при обучении, если учесть динамику, иерархию изменения на каждом курсе, система образования в современном мире должна стать более гибкой;
  • нельзя забывать, что успешность процесса профессиональной, учебной деятельности зависит от мотивов, которые определяют данные виды деятельности;
  • есть определенные моменты развития мотивации, которые формируют генезис мотивации учебной деятельности студентов, имеющий свои критические позиции. Например, ослабление учебной мотивации на втором курсе – связано с периодом «разочарования» в профессии;
  • студентам, которые имеют работу, нужно уделять больше времени со стороны профессорского, преподавательского состава – для создания условий, в которых будет развиваться учебная мотивация;
  • учет особенностей структуры в учебной мотивации работающих студентов ВУЗа дает возможность выявить новые направления разработок педагогических, психологических подходов при решении вопросов относительно оптимизации познавательной деятельности, организации самостоятельной работы студентов.

Невозможно без знания источников мотивации, их природы и структурных особенностей формировать эффективные способы практического управления мотивацией.

Мотивация является сложным процессом, объединяющим два крупных уровня: базовый, включающий глубинные причины и источники поведения, и опосредованный, включающий оценку взаимосвязи предстоящих усилий с их результатами.

Мотивация — важнейшая функция управления поведением человека, социально организованных систем.

В силу своей сложности и специфичности эта функция приобретает относительно обособленный характер, и ее реализация становится предметом мотивационного управления.

В его основе лежит изучение и практическое использование влияния мотивации на результативность деятельности работника (группы) организации. Это влияние весьма индивидуально и зависит от множества факторов внутренней и внешней среды развития.

Библиографическая ссылка

Закарлюка Д.С., Галушка М.А. АНАЛИЗ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18911 (дата обращения: 21.03.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18911

Планирование студентом самостоятельной учебной деятельности — Социальная педагогика — Богданова ИМ Библиотека русских учебников

. Самостоятельная учебная деятельность — это один из методов обучения и самообразования, в процессе которой студент выступает как активная творческая личность.

Ядром такой деятельности является учебная самосознание, то есть осознание студентом мотивов, целое ей, приемов учения, осознание себя самого как субъекта учебной деятельности, который организует, направляет и контролирует процесс обучения.

Активность личности студента проявляется в постановке целей самостоятельной работы, ее планировании, определении способов, самоконтроле, оценке результатов и т.д.. Самостоятельная учебная деятельность студентов имеет профессиональную направленность, при этом значительно усиливаются о профессиональные мотивы самообразования и самовоспитанияння.

  • . Планирование — когнитивный и интеллектуально-волевой процесс создания образа будущей деятельности (ее целей, последовательности, ожидаемых результатов)
  • Сущность планирования как исходного положения. НОТ состоит в реализации таких закономерностей:
  • 1) мыслительной прогнозирования процесса и результата деятельности;
  • 2) формирование системы деятельности составляет основу для разработки научно обоснованного плана

Сущность планирования самостоятельной учебной деятельности состоит в построении системы этой работы. Системный подход — это одновременно и планомерное, целостный подход, который требует не только внутренней, но и зов внишньои упорядоченности деятельности с учетом всех факторов и обстановкин.

На начальном этапе необходимо найти нужную совокупность элементов, выявить основные составляющие целостной деятельности. Количество элементов должна быть минимальной, но обеспечивать успешность функционирования я системы. Каждое задание (составляющая цели) целостной деятельности является узловым вопросом плана, элементом системми.

Второй этап формирования системы заключается в раскрытии функциональных свойств каждого элемента, который должен выполнять относительно самостоятельную функцию в системе. Этот этап также связан с определением цели, особенно с оптимизацией целоей.

Третий этап формирования системы учебной деятельности связан с установлением причинно-следственных связей и созданием их внутренней структуры (способа организации). Все лишнее отбрасывается прочность цнисть причинно-следственных связей является залогом логики построения элементов для системмі.

Эффективная организация самостоятельной учебной деятельности предполагает: постановку цели, продумывание образа труда, рациональное выполнение мыслительных операций (анализа, обобщения, сравнения, доказательства т т.п.), сопоставление цели работы и ее результатов. Активная позиция, которая необходима в процессе такой работы, требует высокого уровня сформированности организационных уменийь.

Под организационными умениями познавательной деятельности понимают умение, обеспечивающие наибольшую интенсивность познания. Выделяют следующие этапы формирования организационных умений

Первый этап связан с умением четко формулировать образовательное задачи, при этом также осознаются значимость организационных умений и зависимость выбора средств достижения результатов от характера осв. Уитни задачей.

Второй этап заключается в построении своей деятельности в зависимости от уровня имеющихся знаний. Анализ уровня усвоения материала и постановка новых познавательных задач требуют выдвижения гипотезы, определения плана в решение проблемы и проверки гипотезы на практике путем реализации предыдущего плану.

Третий этап заключается в формировании мотивационной сферы учебной деятельности. Особую значимость приобретают социальные мотивы, мотивы профессионального самосовершенствования и т.п.. В этом случае самостоятельной учебной на деятельность становится лично значимой и предопределяет активность студентов в познавательной деятельноститі.

  1. Процесс планирования самостоятельной учебной деятельности — процесс творческий, поскольку каждый учебный предмет, каждый вид учебной деятельности имеют свою специфику. Однако общая методика планирования имеет т такие составляющие:
  2. а) оценивания учебной или познавательной ситуации с позиции главной цели;
  3. б) обоснованное предвидение процесса и результатов учебной деятельности и связанное с ним определение непосредственных, конкретных целей и задач;
  4. в) разработка программы методов, средств их реализации;
  5. г) точный расчет учебной работы и познавательной деятельности в пространстве и времени;
  6. д) определение системы учета и контроля за процессом и результатом обучения

При планировании собственной учебной деятельности формирование общей цели прогнозирует самостоятельную учебную деятельность, позволяет видеть сам процесс и результаты труда. Отсутствие конечной цели может отвода воликаты от главного, препятствует установлению связей между частями целого т.д.. Все это делает сложным учебную деятельность, снижает ее результативностьь .

Система частных целей облегчает возможность сформулировать систему действий, найти целесообразные методы, средства. Если общую цель не уточнять, то это затрудняет умственную деятельность

Планирование позволяет определить последовательность учебных действий, а это, в свою очередь, способствует выявлению причинно-следственных связей между отдельными задачами, блоками материала

Система работы по времени — это определение необходимого времени на каждый вид учебной деятельности, при этом расчет учебной работы в пространстве и времени — взвешенность собственных знаний, умений, навыков, орга анизаторських способностей, степени подготовленности, умение рационально и эффективно учиться с учетом всех обстоятельств, планируемых. В процессе планирования также учитываются собственные способности, имеющиеся условия и средства труда, возможность их использования (учебная и научная литература,. ТСО, компьютерные обучающие программы и т.д.). При планировании самостоятельной учебной деятельности студенту также. Необхо дно не только учитывать все факторы и обстоятельства, которые могут положительно или отрицательно влиять на этот процесс, но и предусматривать формы самоконтроля и самопроверки (желательно на каждом этапе плана), что дает возможность своевременно вносить коррективы в собственную учебную деятельностьть.

Планирование самостоятельной учебной деятельности способствует развитию у студентов рефлексии — мыслительно-деятельностного процессу, посредством которого субъект образования осознанно и чувственно»переживает»свою действовали льнисть.

Читайте также:  Заболевания молочной железы - список болезней и причины онкологии

Рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания.

Она позволяет студенту осознать свою индивидуальность и подобрать средства для повышения эффективности своей учебной деятельности и в дальнейшем на основе рефлексии студент может не только планировать будущую деятельность, но и строить ее реальную структурную основктурну основу.

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/sotsialna_pedagogika_-_bogdanova_im/planuvannya_studentom_samostiynoyi_navchalnoyi_diyalnosti.htm

Моя педагогическая идея

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Эти силы находятся как внутри, так и вне человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки.

Развитие положительной учебной мотивации у студентов является одним из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки.

Поэтому необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование студентов, то есть необходимые для этого педагогические условия и средства.

Педагогическими условиями развития положительной учебной мотивации могут являться:

  1. Формирование учебно-познавательной активности студентов посредством применения активного и интерактивного обучения. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими обучающихся;

  2. Введение коммуникативно-развивающего процесса познания через умственную самостоятельность и инициативность.

    Большую роль в формировании интереса к обучению играет нестандартное нетрадиционное обучение, столкновение студентов с проблемными ситуациями (трудностями), которые они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с ними, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации;

  3. Использование интерактивного обучения с применением информационных технологий и электронных образовательных ресурсов;

  4. Интересна та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Также существенным условием является эмоциональная окраска учебного материала, живое слово преподавателя.

    Каждый преподаватель желает, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались в колледже. В этом заинтересованы и родители студентов. Но часто и преподавателям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».

    В этих случаях мы встречаемся с тем, что у обучающего не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению.

    В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у студентов мотивации к получению знаний? Преподаватели знают, что студента нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

    Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у студента положительной мотивации к учебной деятельности.

    Для того, чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Однако как показывает опыт, далеко не все преподаватели и не всегда уделяют должное внимание формированию мотивации студентов, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз студент поступил в колледж, то он должен делать все то, что рекомендует преподаватель.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

  1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

  2. Через саму деятельность обучения студента, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача преподавателя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания студента те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки.

Студентам необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.

Это, в свою очередь, должно осознаваться студентами, как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

Конкретные условия, вызывающие интерес обучающихся к учебной деятельности:

  1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед студентом как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений преподаватель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Студенту ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.

    Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, студент сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета.

    При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним.

  2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора студентов при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение.

    Если студентов с нейтральной мотивацией к предмету объединить со студентами, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету.

    Если же включить студентов с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется;

  3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная преподавателем, должна стать целью студента. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание студентом своих успехов, продвижения вперед;

  4. Проблемность обучения. На каждом из этапов занятия необходимо использовать проблемные мотивации и задания. Если преподаватель делает это, то обычно мотивации студентов находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, то есть внутренней.

    Формировать и развивать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову студента (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого студента. В возрасте 15-19 лет возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива, а также доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеаудиторных видах деятельности. Студент овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе — приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестандартные способы их решения. У студентов четвертого курса познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии и видением будущей профессиональной деятельности. В настоящее время исследователям уже не приходиться сомневаться в том, что успеваемость обучающихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей.

Рассмотрим возможные уровни мотивов учебной деятельности в профессиональной школе: 

Первый уровень мотивации.

Студент, понимая значение изучаемых наук, проявляет интерес к учебному предмету, особенно когда преподаватель устанавливает связи рассматриваемого материала с будущей профессией. В то же время решение задач, выполнение упражнений, написание рефератов не увлекает студента, он стремится избежать такой работы.

Его привлекает формальный, простой материал, несложные задания, с помощью которых можно получить зачет или даже сдать экзамен, достигнуть условных успехов без особых усилий и напряжений. Личностные профессионально значимые качества проявляются слабо и не всегда, их профессиональную значимость выявить сложно, скорее всего, мотив учения характеризуется через осознание «надо».

Характерная особенность мотивации данного уровня заключается в том, что профессиональное обучение выступает для студента в качестве средства для достижения личного благополучия.

На этом уровне можно констатировать зарождающееся профессиональное самосознание студента и использовать его для более мощного возбуждения мотивов учения и элементов профессиональной деятельности (через профессиональные студии, ассоциации, клубы и так далее).

Второй уровень мотивации учебной деятельности отличается достаточной сформированностью всех компонентов мотивации. Студент четко выделяет учебные предметы, которые кажутся ему наиболее важными и интересными.

На интересующих его занятиях он активен, самостоятелен, может с помощью преподавателя ставить цели предстоящей учебной деятельности, сознательно стремится овладевать знаниями и умениями, работать организованно, собрано и столько, сколько нужно.

Сам процесс учебной и профессиональной деятельности доставляет ему удовольствие, он не отказываются от спецкурсов, внеаудиторных занятий. Однако студент данного уровня мотивации еще нуждаются в руководстве.

Задачи обучения состоят в том, чтобы развить познавательный интерес, формировать интерес к деятельности, развивать познавательный интерес к профессии, потребность в труде, ответственное отношение к своим обязанностям, к учению, к труду. Для третьего уровня характерно глубокое осознание зависимости своего профессионального становления от всей программы, ярко проявляется познавательная активность, потребность в саморазвитии, динамика личностных качеств.

Факторы (условия), способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению:

  • Осознание ближайших и конечных целей обучения;
  • Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; эмоциональная форма изложения учебного материала; 
  • Показ «перспективных линий» в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности;
  • Выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности; наличие любознательности и «познавательного психологического климата в учебной группе.

Источник: https://hmtpk.ru/staff/teacher-podium/my-pedagogic-idea/309450/

Ссылка на основную публикацию