Почва и её значение для жизнедеятельности растений — основные виды и их характеристика

Что такое почва? Каков ее состав, какова ее роль и свойства?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Как образуется слов земли, содержащий в себе минералы, жидкости и газы, органические вещества?
  • Обо всем, что касается темы «Почва» пойдет речь в данной статье.Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Что такое почва

Почва — сложное соединение органических и неорганических веществ, верхний слой земной коры.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Продукт бесчисленных поколений живых организмов, основа биосферы планеты – вот, что такое почва. Её строение, химический состав, свойства – изучает наука почвоведение.

Состав почвы

Слагается из двух частей — минеральной и органической. Неорганический субстрат составляют глинистые, пылевые и песчаные компоненты, образованные в результате эрозии горных пород. Органическая часть представлена животными и растительными остатками и гумусом.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Гумус представляет собой органический материал, разложившийся до последней степени и остающийся в стабильном состоянии многие годы. Он является источником питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности растений.

В зависимости от концентрации почвенных элементов меняются физические свойства почвы:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  С. Кьеркегор и его философия - теория существования человека и биография

Оценим за полчаса!
  • плотность – отношение твёрдого вещества к эквивалентному объёму воды;
  • объёмная масса – масса кубического сантиметра почвенного вещества, без учёта воды;
  • пористость – содержание пустот в почве относительно её объёма в целом.

В прямом соответствии этим факторам колеблется насыщенность почвы влагой, воздухом и живыми организмами.

Вода в поверхностном слое земли образует почвенный раствор, являющийся питательной средой для растений. Пустоты, заполненные воздухом, обеспечивают дыхательные процессы жителей плодородного слоя.

Особую часть почвенной системы составляют её непосредственные обитатели – насекомые, черви, микробы. Они играют ключевую роль в сохранении и наращивании своей жизненной среды.

Главное свойство почвы

Плодородие – основное свойство почвы.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Определение плодородной земли возможно, когда:

  • она способна обеспечить растения питательными веществами и водой в количествах, достаточных для роста и воспроизводства;
  • в ней отсутствуют вредные примеси, препятствующие жизнедеятельности растений.

Разные виды растений могут существенно отличаться по терпимости к условиям среды. Тип земли плодородный для одного вида сельскохозяйственных культур подходит, для жизни другого бывает непригоден.

Однако в большинстве ситуаций почва является плодородной, если:

  • её толщина достаточна для роста корней и поглощения ими воды;
  • проницаемость земли способствует отводу излишков влаги и доступу воздуха к корням;
  • содержание органических веществ обеспечивает сохранение структуры почвы и образование почвенного раствора;
  • кислотность почвы (pH) находится в пределах 5,5 – 7;
  • достигается необходимая концентрация питательных элементов растений в доступной для поглощения форме;
  • наличествует спектр микроорганизмов, поддерживающих развитие растений.

Возделываемые земли нуждаются в постоянной поддержке их плодородия. Процессы истощения и эрозии здесь проявляются острее, чем на земле, не затронутой человеком.

Основные виды почв и их характеристика

Различаются почвы как по их механической составляющей, так и по преобладанию органической части.

Неорганическое описание видов включает:

  • глинозём;
  • суглинок;
  • песчаник;
  • супесь.

Глинозём. Отличается плотностью из-за высокого содержания глинистых частиц. Вследствие этого вода застаивается на поверхности глинозёма, количество пор невелико. Такая субстанция легко слипается, отличается тяжестью по сравнению с другими типами почв. Слепленный из глинозёма комок держит форму и с усилием поддаётся разрушению. Окультуривается сложно.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Суглинок. Преобладание глинистых частиц разбавлено значительной долей песка. Более рыхлый тип, чем глинозём, суглинок отличается оптимальной водопроницаемостью, содержит приемлемое количество пор. Хорошо подходит для огородничества. Землю легко слепить в комок, но при внешнем воздействии ком рассыпается.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Песчаник. Концентрация песчаных частиц подразумевает увеличенную сыпучесть и проницаемость. Структура предоставляет слабую поддержку корням и не способствует поддержанию стабильной питательной среды. Сжатая в горсти земля не может сформировать комок и распадается.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Супесь. Преимущество песчаных частиц снижено с увеличением присутствия глинистых. За счёт более вязкой структуры проницаемость супеси ниже, чем у песчаника – питательные вещества и влага удерживаются лучше. Комок земли после сжатия может некоторое время удерживать форму. Пригодность для земледелия – хорошая.

Классификация органическая состоит из:

  • бурых и красных почв;
  • серозёмов;
  • чернозёмов.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Бурая почва. Также называется лесной, образуется в районах преимущественного произрастания лиственных пород деревьев – дубов, буков, ясеней. Основным источником органики здесь выступает палая листва.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Серозём. Земля степных полупустынных зон. Формирование гумусового слоя осуществляется за счёт отмёрших стеблей травянистых растений – осоки, мятлика, ячменя.

Чернозём. Образуется как результат многолетнего накопления органики на богатых травянистой растительностью луговых равнинах. Погодные условия, в которых происходит формирование чернозёма, и сама земля представляют превосходные предпосылки к окультуриванию.

Для кого подходит почвенная среда обитания

По величине жители почвы классифицируются на:

  1. Отличающуюся наибольшей величиной мегафауну. Организмы, чья длина превышает 8 см. К таковым относятся кроты, змеи, некоторые виды насекомых, норные животные.
  2. Стоящую ступенью ниже макрофауну. Их длина колеблется от 0,4 см до 8 см. Представители – улитки, черви, насекомые.
  3. Идущую следующей в сторону уменьшения группу мезофауны. Сюда входят некоторые членистоногие, отдельные виды червей. Величина – меньше 4, но больше 0,2 мм.
  4. Невидимую невооружённым взглядом микрофауну. По большей части это одноклеточные организмы, но сюда относятся и некоторые многоклеточные, меньше 0,2 мм.

Разнообразие видов не уступает по численности животным поверхности. В числе тех, кто живёт в земле, по биомассе абсолютно доминируют беспозвоночные.

По степени адаптации различают:

  1. Геобионтов – чья жизнь полностью проводится в земляной среде. Как, например, дождевые черви.
  2. Геофилов – проводящих в земле только часть жизни. В основном это остающиеся под землёй в личиночной стадии насекомые.
  3. Геоксенов – к ним относятся животные, укрывающиеся в земле при устройстве логова. В основном это обитатели нор – лисы, кролики, барсуки.

Вклад фауны в формирование и поддержку почвенной экосистемы сравним с вкладом растений.

Животным отведены две ключевые функции:

  1. Переработка. До того как органическая часть почвы становится пригодной для усвоения растениями, она должна быть разложена до определённой степени. Процесс проходит в несколько ступеней, от поедания остатков растений более крупными животными, до разложения продуктов их жизнедеятельности микроорганизмами.
  2. Перемешивание. Двигаясь в толще земли, осуществляя свою жизнедеятельность, почвенные организмы способствуют равномерному распределению органики. При этом улучшается пористость земли, необходимая для нормального развития растений.

Как образуется почва

Формирование почвы начинается как геология процессов выветривания, когда каменная горная порода разрушаются до уровня осадочной. С достаточным насыщением водой и элементами питания эта минеральная основа становится приемлемой средой для поселения автотрофных бактерий.

Со сменой поколений автотрофов они извлекают из субстрата связанные элементы, фиксируют атмосферный азот, который изначально не входит в состав породы. В результате воспроизводятся условия для роста неприхотливых растений. Их жизненный цикл вносит в среду органические остатки.

Накопление органики стимулирует размножение перерабатывающих её микроорганизмов. Возникают условия формирования гумуса. Полная минерализация части органической массы доходит до стадии воды, углекислого газа, ионов, повышая потенциальное плодородие.

С достижением возможности для поселения сложных растений, их корневые системы, а также локальный водный цикл способствуют разграничению слоёв грунта. Зарождается и стабилизируется схема горизонтов почвы. После их окончательного формирования, состав и свойства земли уже не переживают кардинальных изменений, оставаясь постоянными в течение многих лет.

Понятие скорости почвообразования зависит от климатических особенностей регионов. В тропическом поясе процесс проходит в разы быстрее, чем в зонах умеренного климата.

Знаете ли Вы, что: на наращивание 1 см земли уходит от 50 до 200 лет. Возникновение толщи пригодной для вспашки, а это порядка 20 см и больше, занимает 2-9 тысяч лет.

Существование жизни в её современном состоянии возможно только за счёт возникновения почвы на Земле. Главный вклад почвы в поддержание биосферы планеты – она является прямым источником питания для растений и опосредованным для животных и человека.

Наличие или отсутствие почвы оказывает критическое воздействие на окружающую среду. Впитывая и задерживая дождевую воду, земля предотвращает сначала наводнения, а в дальнейшем засуху. Ещё одна особенность земли – функция фильтра, очищающего воду от посторонних примесей.

Земля влияет на стабилизацию климата, связывая в своём составе углерод. Даже в пустынных районах цианобактерии, лишайники и мхи поглощают существенное количество углерода в процессе фотосинтеза. Деградация почвенного слоя способствует переходу углерода из связанного состояния в свободное. Это увеличивает парниковый эффект, одну из причин глобального потепления.

Поверхность и толща земли являются средой обитания огромного количества видов, включая человека. Без почвы существование значительной части биосферы планеты станет невозможным.

Именно поэтому растёт количество мер, предпринимаемых для охраны почвы. Только повышение качества защиты почвы от естественных и антропогенных разрушительных процессов позволит продолжить жизнь на Земле будущим поколениям.

Источник: https://1001student.ru/biologiya/pochva.html

Роль микроорганизмов в жизнедеятельности растений

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Почвенный состав, включающий не только химические соединения, но и находящиеся в нем микроорганизмы, оказывает важнейшее влияние на рост и развитие сельскохозяйственных культур. В прилегающей к корням растений микрозоне (ризосфере), где вместе с продуктами корневых выделений находятся также и многочисленные представители микробиоты, постоянно происходят непрерывные процессы: синтез биологически активных веществ, преобразование недоступных для растительных организмов соединений в легкоусваиваемые формы, нитрификация почвы, выделение токсичных продуктов и т. п. Поэтому жизнедеятельность растений тесно связана и напрямую зависит от состава и количества присутствующих в почвенной среде микроорганизмов.

Читайте также:  Русский позитивизм 19 века - основные идеи и первый роман в литературе

Взаимодействие различных типов микроорганизмов с растениями может иметь положительный, нейтральный или отрицательный результат.

Последний возможен в том случае, если растения служат источником пищи для паразитирующих на них микроорганизмов, что в конечном итоге приводит к заболеванию и даже гибели культур.

Но функции многих представителей почвенной микрофауны все же имеют прогрессивное направление: они непосредственно участвуют в трансформациях находящихся в грунте азота, фосфора, серы, формируя соединения, необходимые для питания растений, в доступной для них форме, что активизирует процессы роста культур и позитивно отражается на их развитии. Именно благодаря деятельности почвенных микроорганизмов происходит разложение и минерализация растительных остатков, за счет чего в почве увеличивается количество органических и минеральных соединений, а освободившийся углерод выделяется в атмосферу.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Ярким примером успешного «сотрудничества» некоторых культур с ризосферными микроорганизмами является симбиоз корневой системы растений с арбускулярными микоризными грибами.

Гифы таких грибов проникают в межклеточные пространства или внутрь клеток растительного организма и поставляют необходимые питательные вещества, которые транспортируются от внекорневого мицелия гриба, непосредственно к клеткам самого растения.

Кроме того, микоризные грибы оказывают влияние на уровень рН ризосферы, изменяя подвижность питательных элементов так, чтобы повысить их доступность для растений.

В то же время для собственного питания микоризные грибы используют необходимые им органические соединения, которые выделяются корневой системой растений. Способность образовывать такие взаимовыгодные симбиотические связи наблюдается у 85% видов растений.

Те культуры, у которых эволюционно выработалась способность к взаимодействию с арбускулярными микоризными грибами, обладают преимуществом перед остальными растениями, утратившими такую особенность.

Согласно статистическим научным данным, количество растительных организмов, сосуществующих с микоризными грибами, в среднем в 11,8 раз превосходит численность видов остальных представителей высших растений. К тому же наличие (или отсутствие) микоризы оказывает влияние и на распределение азота и фосфора между этими группами.

Таким образом, арбускулярные микоризные грибы могут перераспределять питательные ресурсы между растениями различных видов.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Положительное воздействие на культуры оказывает группа ризосферных бактерий рода Pseudomonas (PGPR). Начиная с конца ХХ века их применяют для ограничения жизнедеятельности растительных патогенов (добавляют в почву или к семенам зерновых культур).

Некоторые представители бактерий PGPR способны стимулировать производительность растений разными способами.

Так, исследования показали, что инокуляция растений отдельными видами PGPR содействует увеличению содержания в них питательных веществ, повышает устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов, а некоторые бактерии способны даже вырабатывать фитогормоны, увеличивая тем самым количество полезных микроорганизмов и ограничивая содержание в ризосфере патогенов. Таким образом, те виды культур, которые могут привлекать и удерживать в своей ризосфере популяции бактерий PGPR, отличаются большей выживаемостью, интенсивным ростом и высокой урожайностью, а следовательно, они более конкурентноспособны.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Кроме вышеперечисленных микроорганизмов, в почве также присутствуют фосфатные солюбилизирующие бактерии (PSB) или микробы (PSM). Их положительная роль состоит в повышении плодородия почвы путем преобразования нерастворимых фосфатных соединений (с железом, алюминием и кальцием) в доступные для растений, растворимые формы.

Практические наблюдения подтвердили более высокий уровень роста культур, находящихся в зоне деятельности солюбилизирующих микроорганизмов, который происходит в связи с увеличением количества поглощаемого растениями фосфора.

Но вместе с тем, влияние этих бактерий довольно относительное, так как они не участвуют в самом процессе транспортировки растворимого фосфора к корневой системе растений.

Наблюдения микробиологов за взаимодействием растений и почвенных биоорганизмов в ризосфере помогают изучить их влияние друг на друга, а также выявить закономерности, позволяющие регулировать с помощью микрофлоры и микрофауны (бактерий, грибов, вирусов, нематод, водорослей и пр.

) скорость роста культур, их устойчивость к неблагоприятным факторам, а также уровень урожайности.

В результате таких исследований разрабатываются биологические препараты, способные частично или полностью заменить широко применяемые в сельском хозяйстве агрохимикаты, что может значительно снизить риск загрязнения окружающей среды, улучшить экологическую ситуацию, повысить качество почвенных и водных ресурсов.

Источник: https://agrostory.com/info-centre/knowledge-lab/rol-mikroorganizmov-v-zhiznedeyatelnosti-rasteniy/

Значение почвы в жизни человека

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Каково значение почвы в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение почвы в жизни человека и в природе

Почва является незаменимым  элементом земной поверхности. Благодаря ей обеспечивается существование животных и растительных организмов, микроорганизмов. Интересно, что не только почва обеспечивает жизнедеятельность живым существам, но и сама она является результатом их жизнедеятельности.

Почва – это одна из планетарных оболочек, которая называется педосферой. В ней имеется специфическая смесь воды, почвенных элементов, органических компонентов и воздуха, что обеспечивает процессы разложения, переработки и трансформации химических соединений. А это обуславливает значение почвы для жизни природы и человека.

Значение почвы в природе

  • Так как в ней сконцентрировались энергетические запасы, то значение почвы для растений в том, что она обеспечивает процессы их жизнедеятельности и осуществления ими фотосинтеза. Результатом этого является образование полезных ископаемых.
  • Почва способствует взаимодействию между большим и малым круговоротами веществ, геологическим и биологическим.
  • Значение почвы для животных – она осуществляет регулирование основных биосферных процессов, а именно регуляцию продуктивности животных и плотности заселения их на планете.
  • Регулирует гидросферный и атмосферный состав.
  • Обеспечивает нормальные процессы жизнедеятельности всех земных организмов.
  • Почва имеет значение экологического характера: в качестве части биогеоценоза она берет активное участие в функциональности экосистемы.
  • Принимает участие в механизмах регулирования и функционирования гидросферы, атмосферы, биосферы, этносферы, литосферы.

Каково значение почвы в жизни человека?

Своим самим существованием она обеспечивает жизнедеятельность человеку и всем остальным живым организмам. Жизнь человека неразрывно связано с почвой, стоит только вспомнить, что первыми технологиями людской цивилизации были животноводство и земледелие – наиболее эффективные способы использования ресурсов земли.

Почва создает благотворные условия для жизни растений, которые постепенно превращаются в органические остатки. Благодаря им человечество может пользоваться нефтью, углем, торфом, газом. То есть почва создает огромные резервуары энергии.

В ее состав входят необходимые минеральные элементы для функционирования организма человека. В ходе круговорота геологических и органических компонентов, они высвобождаются в атмосферу и гидросферу, становясь источником органического синтеза.

Хозяйственное значение почв в том, что она является средством для производства животноводческой и сельскохозяйственной продукции. От нее зависит наше будущее. Также грунты необходимы для создания дорог и жилищ.

Кроме того, почва  обезвреживает опасные радиоактивные вещества, химические соединения, вирусные и бактериальные возбудители, которые вредны для человечества и животных.

Источник: https://kratkoe.com/znachenie-pochvyi-v-zhizni-cheloveka/

Виды почвенной кислотности и ее влияние на развитие растений. Актуальная кислотность

Виды поглотительной способности почв. Механическая и физико-химическая, и биологическая поглотительная способности почвы, их роль во взаимодействии почвы с удобрениями и в питании растений

Большую роль в питании растений и в превращении внесенных в почву удобрений играет ее поглотительная способность. Под поглотительной способностью понимается способность почвы поглощать различные вещества из раствора, проходящего через нее, и удерживать их. Различают следующие виды поглотительной способности почв:

  • — биологическая поглотительная способность;
  • — механическая поглотительная способность;
  • — физическая поглотительная способность;
  • — физико-химическая, или обменная, поглотительная способность
  • — химическая поглотительная способность.

Механическая поглотительная способность обусловлена свойством почвы, как всякого пористого тела, задерживать мелкие частицы из фильтрующихся суспензий.

Механическим поглощением объясняется сохранение и характер распределения в почве илистых частиц и вносимых нерастворимых удобрений (фосфоритной муки, извести).

Благодаря механической поглотительной способности они не вымываются из верхнего слоя почвы.

Физико-химическая, или обменная, поглотительная способность имеет особенно важное значение при взаимодействии удобрений с почвой.

Физико-химическое поглощение — это способность мелкодисперсных (от 0, 2 до 0, 001 мкм) коллоидных частиц почвы поглощать из раствора различные катионы.

Поглощение одних катионов сопровождается вытеснением в раствор эквивалентного количества других, ранее связанных твердой фазой почвы.

Биологическая поглотительная способность связана с жизнедеятельностью растений и почвенных микроорганизмов, которые избирательно поглощают из почвы необходимые элементы минерального питания, переводят их в органическую форму и предохраняют тем самым от выщелачивания.

После отмирания корней, растительных остатков и тел микроорганизмов происходят их разложение и постепенная гумификация.

Минерализация и последующее использование растениями ранее закрепленного в почве в органической форме азота, фосфора и серы протекают довольно медленными темпами.

Физическая и химическая поглотительная способность почвы, ее роль во взаимодействии почвы с удобрениями и в питании растений

Химическая поглотительная способность связана с образованием нерастворимых и труднорастворимых в воде соединений в результате химических реакций между отдельными растворимыми солями в почве (ионами в почвенном растворе).

Особую роль химическое поглощение играет в превращении фосфора в почве. При внесении водорастворимых фосфорных удобрений — суперфосфата, содержащего фосфор в виде монокальцийфосфата Са(H2PO4)2, аммофоса NH4H2PO4 и др.- в почвах происходит интенсивное химическое связывание фосфора.

В кислых почвах (в подзолистых и красноземах), содержащих много полуторных окислов, химическое поглощение фосфора идет с образованием труднорастворимых фосфатов железа и алюминия.

В почвах, насыщенных основаниями и содержащих бикарбонат кальция в почвенном растворе (черноземы, сероземы), химическое связывание фосфора происходит в результате образования слаборастворимых фосфатов кальция.

Виды почвенной кислотности и ее влияние на развитие растений. Актуальная кислотность

Кислотность почвы всегда была потенциальным ограничивающим фактором урожая, где почва в своем естественном состоянии кислая.

Однако это явление стало проблемой и для многих регионов, в которых почва подкислялась азотными удобрениями.

Применение извести для повышения рН почвы в регионах, где оно упало на две единицы, а также для снижения алюминиевой токсичности и повышения доступности питательных веществ стало нормальным явлением.

Различают два вида почвенной кислотности: актуальную и потенциальную, которая в свою очередь подразделяется на обменную и гидролитическую.

Почва и её значение для жизнедеятельности растений - Студенческий портал

Актуальная кислотность обусловлена наличием и концентрацией ионов водорода в почвенном растворе (суспензии) при обработке почвы водой.

Разложение органического вещества почвы и органических удобрений приводит к постоянному образованию органических и аминокислот, диоксида углерода и воды.

Органические и аминокислоты являются продуктами корневых выделений растений и почвенных микроорганизмов, а при дыхании все живые организмы выделяют СО2. Диоксид углерода, взаимодействуя с водой, образует угольную кислоту.

Угольная, органические и аминокислоты, да еще гидролитически кислые удобрения (NH4C1; (NH4)2 SO4) и азотная кислота, образующаяся в процессе нитрификации аммиачного азота удобрений и почвы, являются основными источниками ионов водорода почвенного раствора, обусловливающими актуальную кислотность почв.

Обменная кислотность почвы

Кислотность, обусловленная ионами водорода и алюминия, находящимися в поглощенном состоянии и способными вытесняться в раствор при действии на почву какой-либо нейтральной соли, называется обменной кислотностью.

Определяется она обработкой почвы раствором 1 н. KCl (солевая вытяжка) и выражается в мэкв на 100 г почвы, или величиной рН.

В солевой вытяжке определяются актуальная и обменная кислотность, поэтому рН солевой вытяжки обычно ниже, чем рН водной вытяжки.

Обменная кислотность характерна для дерново-подзолистых и серых лесных почв, оподзоленных и выщелоченных черноземов, а также красноземов. Это скрытая кислотность, но при действии на почву нейтральных солей она переходит в актуальную и оказывает отрицательное влияние на развитие растений.

Особенно вредно действует переходящий в раствор алюминий. Результаты определения рН солевой вытяжки служат для характеристики степени кислотности почвы. При рН до 4,5 кислотность сильная, рН 4,6-5 — средняя, рН 5,1-5,5 — слабая, рН 5,6-6,0 — реакция, близкая к нейтральной, >6,0 — нейтральная.

На основании определения рН солевой вытяжки в образцах почвы, взятых с различных частей поля (или разных полей), оформляются картограммы кислотности (рис. 1). Для обозначения контуров почв с различными величинами рН используют следующие цвета: 6,0 — синий.

По величине рН солевой вытяжки устанавливают степень нуждаемости почв в известковании и ориентировочную норму извести.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 311;

Источник: https://studopedia.net/7_9280_vidi-pochvennoy-kislotnosti-i-ee-vliyanie-na-razvitie-rasteniy-aktualnaya-kislotnost.html

Почва и её значение для жизнедеятельности растений

Почва (грунт) — ϶то поверхностный слой земнои̌ коры, возникающий в результате влияния организмов, воздуха, влаги и солнечного света на литосферу и имеет свойство плодородия, то есть годный жизни растений.

Почва материнской (грунтотворнои̌) породой, на которую совместно влияют климат, растительные и животные организмы, а на окультуренных территориях и деятельность человека.

Образование и развитие почвы

Основой образования почвы являются продукты выветривания горных пород верхних слоёв земнои̌ коры.

Поверхностные слои породы под влиянием различных факторов поддаются влиянию, постепенно превращаясь на почву, которая не остаётся неизменнои̌, а постоянно развивается.

Понятие 1

Совокупность химических, физических и биологических процессов и явлений, вызывающих возникновение и превращение почв, называется почвообразованием.

Проводящую роль в образовании и развитии почвы играют живые организмы. Растения и некоторые автотрофные микроорганизмы синтезируют и содействуют накоплению в грунте органических веществ, под влиянием которых верхние слои приобретают особенную структуру, хорошо удерживают влагу и лучше аэрируются.

Почвенные бактерии и грибы содействуют синтезу и разложению органических веществ, превращению минеральных соединений, накоплению биологически активных элементов.

Пример 1

Клубеньковые бактерии на протяжении года аккумулируют в почве в среднем 180 — 300 кг/га азота.

Почвенные животные беспрерывно роют и разрыхляют почву, затаскивают в неё остатки растений, перегрызают и измельчают их, ᴛᴇᴍ самым содействуя разложению и накоплению органических соединений.

Характеристики почвы

Существенным качеством, качественным признаком почвы её плодородие — методность обеспечивать растения необходимым количеством элементов питания, воды, воздуха, тепла нормальнои̌ жизнедеятельности их и выращивания урожая.

Читайте также:  Врожденный порок сердца - классификация заболеваний и признаки патологии

Плодородие почвы определяется наличием в ней гумуса, или перегноя и структуры почвы.

Дополнительный материал 1

Гумус — ϶то сложный комплекс органических соединений, свойственных только почвам.

По своему составу перегнои̌ неоднороденВажно сказать, что для каждого типа почвы характерен определённый состав гумуса. Он играет важную роль в процессах склеивания агрегатов почвы.

  • Медленно разлагаясь в почве, гумус служит источником зольных элементов питания растений, впитывая растворимые элементы питания (калий, фосфор), гумус предотвращает их вымывание.
  • Чем больше гумуса в почве, ᴛᴇᴍ она плодороднее.
  • Среднее содержание перегноя в верхних слоях почв колеблется от 1 — 2% (в серозёмах, подзолистых, глинистых и песчаных почвах, не имеющих комковатой структуры) до 6 — 10% (в чернозёмах, тёмных луговых почвах пойм и травянистых прерий).

Считают, что наиболее лучшие условия роста культурных растений образуются тогда, когда комочки почвы имеют размер от 0,25 до 10 мм в диаметре и стойки против размывания.

Структурные почвы хорошо впитывают и сохраняют воду, содержат больше воздуха, благодаря чему в них создаётся благоприятный водный, воздушный и питательный режимы.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/nat/view/13571_pochva_i_ee_znachenie_dlya_zhiznedeyatel_nosti_rasteniy

Исследовательский проект по биологии «Для чего растениям почва?» 6 класс

В окружающем нас мире много замечательных явлений. Некоторые из них привлекают наше внимание своей необычностью. Другие кажутся нам настолько обычными, что не вызывают ни удивления, ни особого интереса. А между тем стоит лишь внимательно присмотреться к ним, как они поразят наше воображение и заставят глубоко задуматься.

Вот к таким обычным, но замечательным природным образованиям и относится почва. В самом деле, разве не удивительно, что именно этот, невзрачный на первый взгляд, сероватый поверхностный слой земли, каким обычно кажется почва, является важнейшим и незаменимым условием жизни всех растений, животных и микроорганизмов, обитающих на суше земного шара.

Разве не удивительно, что именно этот очень тонкий поверхностный слой земной суши является главным источником и основой производства почти всех продуктов питания и сырья для многих отраслей промышленности?[2]Почва — незаменимое достояние и источник богатства человечества. Только при поверхностном взгляде она кажется однообразным малоинтересным объектом.

В действительности ее мир не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений, животных, минералов и горных пород[1].

  • С древних времен человеческая мысль пыталась познать развитие почвенного покрова, найти объяснить законы плодородия почвы.
  • Не осталась в стороне и я.
  • Цель работы: выяснить, зачем растениям почва?
  • Задачи работы:
  1. Используя литературные и интернет-ресурсы изучить информацию и определить понятие «почва»
  2. Экспериментальным путем выявить состав почвы.
  3. Установить пути образования и значение почвы для растений.
  4. Зафиксировать результаты исследований и сформулировать выводы.
  1. Тип проекта: познавательно-исследовательский
  2. По времени проведения: краткосрочный.
  3. Актуальность работы

Почвенный покров нашей страны представлен множеством разных типов почв.

При правильном севообороте, почвы приобретают лучшие свойства, исправляют свои природные недостатки и из года в год повышают свое плодородие.

Но в последнее время приходиться говорить о том, что большинство почв уходят из севооборота. Лишь небольшая часть почв России (60 млн.га из 186 млн.га.) находятся в удовлетворительном состоянии [9].

  • Проблема эта очень актуальна в наши дни, так как сохранение почв и окультуривание позволяет получать стабильно высокие урожаи, обеспечивать полноценное питание человеку.
  • Предмет исследования: почва
  • Гипотеза исследования: Нужна ли растениям почва?
  • Практическое значение: познакомиться с технологией проведения экспериментов с почвой, обратить внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

Глава I. Что такое почва?

Впрочем, давайте перейдем к делу и для начала разберемся, что же это такое — почва.

В народе очень уважительно относятся к почве и с почтением о ней говорят: «Труд – отец богатства, земля – его мать», «Мать-кормилица».

Многие ученые занимались изучением почвы и давали свои понятия. Первое научное определение почвы принадлежит Василию Васильевичу Докучаеву: «Это такое естественно-историческое, вполне самостоятельное тело, которое, одевая, зеленую поверхность сплошной пеленой, является продуктом совокупной деятельности сложных почвообразований» [1].

Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!

Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть. [2, 3].

Более поэтичное понятие дал Михаил Иванович Афонин: «Почва – это особое царство природы» [1].

А с этим понятием мы познакомились на уроке биологии:

«Почва – верхний слой земной коры, обладающий плодородием. Она способна обеспечивать растения водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами» [6].

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, я экспериментальным путем изучила состав почвы.

Глава II.Экспериментальная часть. Изучение состава почвы

Проведу ряд экспериментов по изучению образца почвы взятой с территории пришкольной лесополосы.

Эксперимент № 1. Определение содержания воды в образце почвы.

  1. Цель: определить содержит ли почва воду.
  2. Оборудование: образец почвы, целофановый пакет.
  3. Ход работы:
  1. Беру образец почвы.
  2. Накрываю образец целофановой пленкой.
  3. Ставлю на подоконник.

Вывод: Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

  • Эксперимент № 2 Определение содержания воздуха в образце.
  • Цель: определить содержит ли образец воздух.
  • Оборудование: стакан с водой, комочек почвы.
  • Ход работы:
  1. Беру стакан с водой.
  2. Кладу в стакан образец почвы.
  3. Размешиваю.
  1. Вывод: в состав почвы входит воздух, это подтверждают пузырьки воздуха, выходящие из воды.
  2. Эксперимент № 3
  3. Определение содержания состава почвы в образце из пришкольной лесополосы.
  4. Оборудование: стакан с водой, почва.
  5. Ход работы:
  1. Беру стакан с водой.
  2. Кладу в стакан образец почвы.
  3. Размешиваю и даю время отстояться.

Вывод: через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Эксперимент № 4 .Влияние состава почвы на жизнь растений.

Оборудование: посуда с песком, посуда с почвой.

Ход работы:

  1. Посадка растений в посуду с песком и в посуду с почвой.
  2. Наблюдение за ростом растений в течение 1 недели

Вывод: в почве растение растет быстрее, т.к. в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества[4].

Глава III. Чем питаются растения?

Как растения создают плоды питания для человека и чем питаются сами — эти вопросы занимали умы людей с древнейших времен.

Одни философы говорили, что для жизни растений нужна земля, другие — вода, третьи — воздух.

И только к шестидесятым годам XIX века было установлено, что растениям абсолютно необходимы такие химические элементы, как углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и железо.

А позже было доказано, что кроме них нужны, правда в незначительных количествах, еще и бор, марганец, молибден, медь, цинк, кобальт, ванадий. Но питательные вещества — это лишь один из факторов жизни растений.

Кроме них, нужны еще свет, тепло, вода и воздух. Солнечный свет дает растениям энергию, необходимую для образования органических веществ — продуктов для питания человека и кормления животных.

Тепло необходимо для нормального хода биохимических процессов.

Воздух дает растению углекислый газ— источник углерода для образования органического вещества — и кислород, необходимый для дыхания и других биохимических процессов.

Вода нужна растению для транспирации и как среда для растворения минеральных веществ, которые растения поглощают с помощью корней.

Недостаток того или иного фактора вызывает недобор урожая, а полное исключение хотя бы одного из них — гибель растения.

Преобладающее количество воды и питательных элементов растения в естественных условиях получают из почвы. Известный русский ученый-почвовед П. А. Костычев (1845-1895) подчеркивал тесную связь образования почв с жизнью растений и определял почву как «верхний слой земли до той глубины, до которой доходит главная масса растительных корней».

А другой русский ученый — создатель науки о почве В. В. Докучаев (1846-1903) дал первое научное определение почвы: «Почвой следует называть «дневные» или наружные горизонты горных пород (все равно каких), естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых».

Основным свойством почвы является плодородие — способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла для нормальной деятельности и создания урожая.

Именно это качество почвы, отличающее ее от горной породы, подчеркивал крупнейший ученый-почвовед и агроном В. Р. Вильяме (1863-1939), определяя почву как «поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений» [7-9].

IV. Как питаются растения?

Поступление минеральных питательных веществ в растение во многом зависит от внешних условий (состава и концентрации солей в почвенном растворе, его реакции — рН и др.

), а также от биологических особенностей того или иного растения, его химического состава, характера развития корневой системы и ее способности усваивать элементы питания.

Этот сложный процесс в упрощенном виде можно представить следующим образом [8].

Вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям, где происходит образование органических соединений в процессе фотосинтеза, а затем эти соединения перемещаются с нисходящим током воды до корневой системы растения. Таким образом, осуществляется обмен веществ между надземной и подземной (корневой) частями растений, как и в любом другом едином организме.

Питательный раствор должен содержать все необходимые для растений питательные вещества в благоприятных соотношениях.

Недостаток или избыток в почве любого питательного элемента нарушает нормальный ход биохимических процессов в растениях, что отрицательно сказывается как на их внешнем облике, так и на урожае.

Первое достаточно легко восполняется внесением в почву удобрений, второе устраняется различными агрохимическими методами, в том числе мелиорацией (комплекс мер для повышения плодородия или оздоровления почвы).

Почвенный раствор, или жидкая фаза почвы, — наиболее подвижная и активная часть почвы — является для растений источником воды и питательных веществ, значительная часть которых находится в виде солей. Слишком высокая концентрация солей (засоленные почвы) оказывается вредной для сельскохозяйственных растений, так как затрудняет поступление воды в клетки растительных корней.

Почва состоит из смеси органических и неорганических микроэлементов. Органические вещества – это живые организмы, а неорганические – это минералы, частички горных пород. Каждое растение нуждается в почве.

Почва растений содержит гумус (верхний плодородный слой земли), который стимулирует развитие и рост растения. Он насыщает пищей полезные микроорганизмы и бактерии, также гумус расщепляет мелкие комочки и снабжает почву кислородом, что немаловажно для растений. Почва также содержит полезные микроорганизмы, которые рыхлят землю.

Но, все же, в первую очередь, почва служит опорой для растения. Закрепляясь корнями в почве, растение получает необходимые минералы, удобрения, воду, воздух. Большинство сухопутных растений не выживет, если его корни не будут «дышать». Находясь в почве корни растения, защищены от резких перепадов температуры [5,6, 9].

  • Растениям нужны четыре фактора жизни: свет, вода, воздух, почва.
  • Отвечая на поставленный вопрос можно сказать, что почва нужна растениям для того, чтобы удерживаться в ней корнями и доставать из неё элементы питания.
  • V. Роль почвы в природе

Главная из функций почвы – обеспечение жизни на Земле. Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений.

Таким образом, почва – условие существования жизни, но одновременно почва — следствие жизни на Земле [3].

Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Прежде всего, потому, что почва – основное средство сельскохозяйственного производства, относящееся к категории невозобновимых природных ресурсов. Поэтому почва является всеобщим достоянием человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли [5].

Выводы и заключения

В результате выполнения исследовательской работы выяснила, что:

1. Почва – это верхний плодородный слой земли.

2. Экспериментальным путем доказала, что почва состоит из песка, глины и перегноя.

3. В почве имеются: вода, воздух и питательные вещества.

4. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.

5. Почва удерживает растение и обеспечивает его питательными веществами и водой.

6. Вода и воздух обеспечивают жизнь растениям.

Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают. Так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ. Этот круговорот веществ осуществляется в течение всей жизни растения.

Источник: https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-po-biologii-dlya-chego-rasteniyam-pochva-klass-2116271.html

Ссылка на основную публикацию