Право гражданина на экологически благоприятные условия жизни — студенческий портал

Экологическое право представляет собой отрасль юриспруденции, содержащую в себе правовые предписания, регулирующие следующие виды деятельности:

  • — создание единого природоохранного экологического законодательства;
  • — использование человеком окружающей среды и природных ресурсов;
  • — охрана окружающей среды от разрушительного антропогенного и технологического вмешательства;
  • — установление видов ответственности за нарушение экологического законодательства, правил и норм природопользования;
  • — другие виды деятельности, имеющие отношение к человеческому взаимодействию с окружающей средой.

Особенности экологического права

  1. Экологическое право имеет сейчас уникальную возможность стать высокоразвитым правовой отрасль, исполнению норм которой будет уделяться большой общественный вес.

  2. В связи с возрастанием количества правонарушений в сфере экологии, касающихся не только разрушения самих природных комплексов, но и нарушением права каждого гражданина на благоприятную экологическую среду и утаивания информации про реальное положение дел по охране значимых природных объектов, каждый гражданин должен иметь четкое представление о следующих вопросах:
  3. — какие законы Российской Федерации регулируют основы природопользования в России;
  4. — что можно, а что нельзя делать на лоне природы, что означает понятие «экологическое преступление», а именно какие действия образуют состав экологических преступлений;
  5. — что входит в совокупность экологических прав человека и гражданина;
  6. — какие способы предусмотрены законом для восстановления нарушенных экологических прав человека и гражданина

Право граждан на благоприятную окружающую среду

Право граждан на благоприятную окружающую среду означает предусмотренную законом возможность каждого гражданина наслаждаться чистыми и незагрязненными природными ресурсами: водоемами, лесами, почвой, полями, и другими природными комплексами и одновременно с этим предусмотренную законом обязанность государства обеспечить эффективные условия для сохранения окружающей среды, чтобы права граждан на благоприятную окружающую среду не ущемлялись.

В настоящее время право граждан на благоприятную окружающую среду всячески ущемляется. В Уголовном Кодексе Российской Федерации предусмотрены целые составы экологических преступлений — то есть подробно описаны те действия/бездействия, совершенные в отношении природных ресурсов и животного мира, которые запрещены на территории РФ и являются противозаконными.

  • Вот некоторые из составов преступлений:
  • — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ);
  • — незаконная добыча водных животных и растений (статья 256 УК РФ);
  • — незаконная охота (ст. 258 УК РФ);
  • — незаконная порубка леса (ст. 260 УК РФ);

— Уничтожение популяций организмов, занесенных в Красную Книгу РФ (ст. 259 УК РФ).

Способы защиты экологически прав

  1. Чаще всего, граждане сами не в силах остановить тот или иной произвол со стороны государственных органов, совершающийся в ущерб окружающей среде.

  2. Государственные органы и должностные лица могут бездействовать, когда нужно проявить властные полномочия и запретить, например, незаконную вырубку леса вблизи озера (чтобы оно не обмелело) или наоборот, могут санкционировать охоту обеспеченных людей в опасных для природы количествах и заповедных местах.

  3. Но сознательным людям, для которых сохранение природного наследия- это вопрос активной жизненной позиции, следует помнить ,ч то на основании двух Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан» граждане имеют право обратиться с исковым заявлением в судебные инстанции и отстоять свое право на чистую и сохраненную окружающую среду.
  4. Статистика судебных дел по данному вопросу говорит о том, что не все потеряно — граждане выигрывают и отстаивают свое право на здоровую экологию!

Нужна помощь в учебе?

Право гражданина на экологически благоприятные условия жизни - Студенческий портал Предыдущая тема: Гражданство в РФ и воинская обязанность: альтернативная гражданская служба
Следующая тема:   Гражданское право и субъекты гражданского права: имущественные права и наследование

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/ekologicheskoe-pravo-pravo-grazhdan-na-blagoprijatnuju-okruzhajushchuju-sredu

Статья 42 Конституции РФ

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Комментарий к Статье 42 Конституции РФ

Провозглашение, осуществление и защита предусмотренных в комментируемой статье экологических прав физических и юридических лиц по поводу окружающей среды является одним из направлений развития конституционного права России.

К ним примыкают также права и свободы человека и гражданина, связанные с использованием, владением и распоряжением землей, иными объектами природы и окружающей среды.

Конституционно-правовое регулирование деятельности по предоставлению и обеспечению реализации указанных прав этого последнего поколения прав человека и гражданина в определенной мере осуществляется, но наталкивается на их необеспеченность материальными условиями жизни общества, состоянием правовой и экологической культуры, системой правоохранительных и природоохранных органов.

Само понятие «благоприятной среды» представляется размытым: в ст.

1 Закона об охране окружающей среды под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Некая виртуальность ряда экологических прав может быть объяснена некоторым несоответствием предоставленных прав и адекватных им обязанностей, в том числе обязанностей государства и его органов, должностных лиц (об экологических терминах см. комментарий к ст. 58), многовековыми традициями нашего государства.

Экологическая составляющая статуса личности играет немаловажную роль в его общем социальном статусе; государства, провозглашающие себя социальными, заявляющие о своей политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, не могут не заботиться о включении экологических прав и позиций в общечеловеческие обязательные ценности.

Экологические права и отношения «общество — природа» стали принципом номер один в Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.

, Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г., Декларации Конференции в Иоганнесбурге 2002 г.

, посвященной 10-летию Рио, на других международных встречах и в принятых на них актах, участником которых была Россия.

Наша страна одной из первых включила экологические права граждан в свое национальное законодательство путем принятия Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и приняла меры для их реализации, осуществления действенного государственного, муниципального, общественного и международного контроля за их соблюдением. Однако на этом пути предстоит немало сделать в части обеспечения провозглашенных Конституцией, но не реализованных на практике экологических прав каждого. Проблемы реализации прав и исполнения обязанностей гражданина и государства являются одними из самых актуальных для формирования правового демократического социального государства и имеют непосредственное отношение к сфере обеспечения рационального использования и охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей природной среды.*(565)

Группа предусмотренных в комментируемой статье экологических прав, тесно связанных друг с другом, состоит из трех подгрупп.

К первой относится конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, которое изначально возникло в Западной Европе, а в России появилось недавно и подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. Естественно, к этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества — компоненты окружающей среды.*(566)

Однако повсеместно гарантировать выполнение стандартов, направленных на реализацию права каждого на благоприятную среду, невозможно из-за экономических, управленческих и иных трудностей.

Часть территории России, пострадавшая от Чернобыльской катастрофы (Брянская, Тульская области, Республика Мордовия и другие регионы), от производственной деятельности ПО «Маяк» (Челябинская область), может считаться зоной чрезвычайной экологической ситуации либо в соответствии с Законом об охране окружающей среды — зоной экологического бедствия, где права на благоприятную среду не соблюдаются, но планомерно и медленно осуществляется восстановление пострадавших земель и иных природных ресурсов. Даже когда немногочисленные иски российских граждан и общественных объединений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, о закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они, как правило, не исполняются по причине отсутствия надлежащего жилья и материальных средств.

Согласно Постановлению КС РФ от 11.03.

1996 N 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в связи с жалобой гражданина В. С. Корнилова»*(567) положения указанного Закона в противоречие ч. 1 статьи 19 Конституции России о равенстве всех перед законом и ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду не защищают в равной мере всех лиц, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду.

Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической без опасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое вообще в начале ХХI в.

приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, на проведение единой государственной экологической политики.

В области реализации экологических прав действуют общие (вытекающие из законодательства об информации, о государственной тайне и т.п.) и специфические (природоохранные, природоресурсные) информационные требования.

Предусмотренные в природоохранном, природоресурсном, административном и ином законодательстве РФ предписания об информации развивают основные принципы российского законодательства и служат основательной правовой базой для реализации экологических прав, для формирования благоприятных природных условий жизни граждан.

Доктрина информационной безопасности РФ утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г.*(568) В многочисленных юридических работах последних десятилетий прослеживается связь результативности экологической деятельности исполнительных органов, общественности с открытостью экологической информации и реализацией прав граждан на участие в природоохранном управлении и благоприятную среду.*(569)

Информационные требования, предъявляемые к деятельности в области природопользования и обеспечения экологической безопасности, регулируются в ст. 19 о праве на информацию Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и соответствующей Декларации РФ 1991 г.

, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы», Всемирной хартии природы 1982 г., Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Орхусская конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию» 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не действует ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении (см. распоряжение Правительства РФ от 22.06.

1998 N 833). Не будучи для нашей страны обязательной, эта Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.

За последнее десятилетие создана разветвленная нормативно-правовая база информационного обеспечения экологических общественных отношений.

Согласно федеральному законодательству об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом, в частности, документы, содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом. Согласно ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии и др. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

Источник: http://ConstRF.ru/razdel-1/glava-2/st-42-krf

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции России)

  • Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды — землю, недра, почвы, поверхностные и подзем­ные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное косми­ческое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприят­ные условия существования жизни на Земле.
  • Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятель­ностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного ха­рактера.
  • В сфере охраны окружающей среды граждане вправе:
  • создавать общественные объединения, фонды и иные не­коммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей сре­ды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • выдвигать предложения о проведении общественной эколо­гической экспертизы и участвовать в ее проведении в уста­новленном порядке;
  • обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями к органам государственной власти и органам местного само­управления по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и по­лучать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Читайте также:  Философия образования - студенческий портал

При этом граждане должны нести и определенные обязанности в отношении природы и окружающей среды. В частности, граждане должны сохранять природу и окружающую среду, а также бережно от­носиться к природе и природным богатствам.

Граждане имеют право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация предоставляется ор­ганами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информа­ции или непосредственно гражданам.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создаю­щих угрозу жизни и здоровью, влечет за собой ответственность в соот­ветствии с федеральным законом.

Основныезаконодательные акты:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; 
  • Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Источник: https://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201372

Понятие и сущность экологических прав граждан

Действующая Конституция России впервые установила экологические права гражданина. Конституционные положения были конкретизированы и закреплены международными нормами и соглашениями, а также в законодательстве России.

Экологические права являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому жителю страны от рождения. Суть этих прав в том, что гражданин, осуществляя свою повседневную деятельность вправе находиться в благоприятной атмосфере и знать ее текущее состояние, чтобы избежать негативного ее влияния на состояние здоровья или жизни.

Также граждане могут использовать природные ресурсы для удовлетворения своих личных потребностей.

Право на благоприятную среду обитания

Жизнь человека напрямую зависит от того в какой среде он живет и осуществляет свою деятельность. Природная среда будет благоприятной, если она соответствует установленным нормативам качества и безопасности.

Так, загрязненный воздух является причиной различных заболеваний дыхательных путей человека и работы его важных органов. В той местности, где радиационный фон превышает допустимые пределы, влечет заболевание щитовидной железы, развитие онкологических заболеваний и напрямую влияет на рождаемость населения.

Важным является и то, какую питьевую воду и продукты питания человек употребляет в пищу. Поэтому праву гражданина на благоприятные условия жизни способствует в реализации – обязанность государства обеспечивать нормальный уровень качества природной среды и продуктов питания путем установления нормативов и технических регламентов.

В современном мире все сложнее и сложнее становится достигнуть благоприятной почвы для жизни и здоровья человека, в связи с этим гражданину остается лишь право обращаться в органы государственной власти для защиты или возмещения вреда, причиненного негативной окружающей средой и деятельностью человека.

Право на информированность о состоянии природной среды

Каждый из нас обладает правом на достоверную, объективную и полную информацию о текущем состоянии природной среды и достаточности природных ресурсов. Для этого желающий может обратиться с соответствующим запросом в местные органы власти, чтобы получить необходимую информацию.

Представители власти не имеют право отказать в приеме обращения, так как за это следует уголовная или административная ответственность. Другой вопрос в том насколько будет информация достоверной и полной.

В настоящее время большинство информации человек может подчеркнуть в среде интернет, где располагаются официальные сайты органов исполнительной власти, ведущих ежедневный мониторинг окружающей среды.

В режиме онлайн Вы можете ознакомиться с погодными условиями, радиационным фоном, уровнем загрязнения атмосферы вредными веществами. А также наряду с официальными органами власти действуют общественные организации, цель которых параллельно осуществлять мониторинг окружающей среды и предоставлять гражданам полученную информацию.

Поэтому каждый может обратиться за информацией в официальные источники и соотнести ее с источниками общественных организаций для получения наиболее полной и достоверной картины о загрязненности среды.

Право на возмещение ущерба, причиненного неблагоприятной средой обитания

К сожалению, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою экономическую деятельность, следят за тем вредом, который причиняется окружающей среде. В связи с чем, это отражается на нашем здоровье.

И когда мы сталкиваемся с различными заболеваниями, результат которых – это деятельность промышленных предприятий, то у нас имеет конституционное право на возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью.

Проблема в реализации данного права в том, что нам в суде нужно доказывать причинно-следственную связь того, что конкретное предприятие оказало вред на наше здоровье. Это может выражаться в проведении различных дорогостоящих экспертиз.

Кроме того, до сих пор в России еще не налажена практика взыскания многомиллионных сумм за вред полученный в результате экологического правонарушения, как это развито в западных странах.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/eko-pr/ponyatie-i-sushhnost-ekologicheskix-prav-grazhdan.html

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Чаплыгин И.А. 1
Рябина И.в. 1

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Природа — это дом, в котором день за днем,Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети,

И этот дом и смех один, один на всех,Другого дома нет на целом светеПрирода — это дом, украшенный трудом,Ты, знаешь ли, ответь, такому долгу цену?Что будет, если в нем крыша под огнем,Что будет, если в нем сломаем стены?Природа — это дом, в котором мы живем,И в нем шумят леса, текут и плещут реки,Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме этом жить во веки.

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека органически включает в себя особую заботу о подрастающем поколении, которая актуальна для нашего общества. «Уважай всякого человека, но во сто крат больше уважай ребенка», — писал Л. Н. Толстой.

В XX веке остро встала проблема взаимодействия природы и человека. Длительные воздействия на природу, нарушение законов ее существования, привели к необратимым экологическим явлениям на планете.

Сказанное обязывает всех граждан, все государственные политические структуры страны — активнее включаться в конкретное решение всех экологических вопросов, ведь право человека на безопасную окружающую среду относится к числу его фундаментальных прав.

  • В этих условиях всевозрастающее значение приобретает проблема знания каждым человеком своих экологических прав, становление активной гражданской позиции по защите окружающей среды и формирование экологического правосознания граждан.
  • Зная, что 2017 год объявлен Годом экологии, я решил познакомиться, как реализуются права граждан РФ, в том числе и детей на благоприятную окружающую среду.
  • Основная часть
  • Глава I Законы, закрепляющие право на благоприятную окружающую среду и их реализация гражданином России

Я решил узнать, когда мировое сообщество пришло к тому, что природу надо защищать. Выяснилось, что началом создания международного экологического сообщества можно считать 1913 год, когда в Швейцарии состоялась первая Международная конференция, посвящённая охране природы.

В ней приняли участие 18 стран, но встреча носила чисто научный характер, не предполагая никаких действий в защиту окружающей среды. Через 10 лет в Париже проходит первый Международный конгресс по защите природы. Затем в Бельгии открылось Международное бюро защиты природы.

Однако оно не пыталось хоть как-то повлиять на экологическую обстановку в мире, а просто собирало статистические данные о заповедниках и природоохранном законодательстве. Затем, в 1945 году, была создана Организация Объединённых Наций, которая перевела экологическое сотрудничество между государствами на совершенно новый уровень.

В 1948 году в ООН было создано специальное отделение — международный совет защиты природы. Именно он отвечал за международное партнёрство в деле защиты окружающей среды. Учёные вдруг начали понимать, что невозможно решить экологические проблемы на уровне одной страны, ведь экосистема — это тонкий механизм, полный неочевидных, затейливых взаимосвязей.

Далее я решил познакомиться с Конституцией РФ так, как право на благоприятную окружающую среду — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. Если рассмотреть вопрос о том, где впервые появилось это право, то оказывается, что первой стала Испания в 1978 г.

, а широкое распространение это право получило, лишь в конце 1980-х- начале 1990-х гг. Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также государственных органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42.

Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

Конституция устанавливает также право каждого на жизнь (ст. 20). Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться, и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане — до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления — из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, как я выяснил из источников, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

Читайте также:  Гидросфера - студенческий портал

В целом кроме конституционного закрепления нашего права на благоприятную окружающую среду, реализации этого права в той или иной степени способствуют следующие нормативно-правовые акты в области ООС, регулирующие природоохранную деятельность

— ФЗ от 10.01.2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Источник: https://school-science.ru/2/8/30878

5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Экологическое право — комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Основными источниками экологического права являются: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, законы РФ «О животном мире», «О мелиорации земель», «О недрах РФ», «ОБ охране окружающей природной среды», «О плате за землю» и другие.

Большой раздел, посвященный экологическим преступлениям, имеется в Уголовном кодексе РФ. 1

Благоприятная окружающая природная среда — это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические права граждан и иных физических лиц:

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
  • Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
  • Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.
  • Способы (механизмы) защиты права на благоприятную окружающую среду
  • Несудебные способы, используемые гражданами:
  • Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Обращение в органы государственной власти РФ, её субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам:

в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

с жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё.

  • Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях.
  • Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке.
  • Оказание содействия органам государственной власти РФ, её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.
  • Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действия (бездействия) органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Судебные способы, используемые гражданами:

  • Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путём вынесения решения, например:
  1. в возмещении вреда, причинённого здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;
  2. об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;
  3. об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;
  4. об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.
  • Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например:
  • отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование;
  • нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;
  • принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина- предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.
  • Экономические способы, используемые государством:
  • Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
  • Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Защита права на благоприятную окружающую среду станет эффективной, если граждане будут выполнять свои экологические обязанности. 2

Источник: https://oege.nnewer.ru/ege/pravo/512_pravo_na_blagopriyatnuyu_okruzhayushchuyu_sredu_i_sposoby_ego_zashchity.html

Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду — Успехи современного естествознания (научный журнал)

1

Алменов Б.А. 1
1 Университета им. Д.А. Кунаев

1. Абайдельдинов Е.М. Некоторые вопросы реализации норм международного экологического права в Республике Казахстан.
2. Электронный: www. zakon. kz.
3. Лавров С.Б., Глобальные проблемы современности. Ч.1, 2. – СПб., 1993.
4. Данилов-Данилян В.И.

, Экология охрана природы и экологическая безопасность. – М.: МНЭПУ, 1997.
5. Возняк В.Я., Файтельман Н.Г., Арбатов А.А. и др., Экологическое оздоровление экономики. – М.: Наука, 1994.

Осознание обществом необходимости юридического регулирования отношений, возникающих в сфере реализации естественного права человека на жизнь в благоприятной окружающей среде.

Право на благоприятную окружающую среду, стоящее в центре системы экологических прав, предметно и содержательно связано с правом на благоприятную среду обитания и правом на благоприятную среду жизнедеятельности, в связи с чем в юридической защите общественных экологических интересов широко применяются нормы санитарного и градостроительного законодательства.

Право человека на экологически чистую окружающую среду тесно связано с естественными правами человека на жизнь, отсюда ряд международно-правовых документов в сфере прав человека можно рассматривать как основополагающую часть экологического права.

Среди основных международно-правовых документов необходимо указать в первую очередь Всеобщую декларацию о правах человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., затем – Международные Пакты о правах человека 1966 г.

Всеобщая декларация всем своим содержанием закрепила права людей на благоприятные жизненные условия, которые позднее были закреплены и развиты в ряде международных документов, в том числе и в специальных, которые были посвящены правам человека на благоприятную окружающую среду [1].

Важное значение для сохранения окружающей среды имеет Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды ООН, проходившая в Орхусе – Дания, 25 июня 1998 года [2], в которой были подтверждены принципы ранее принятых международно-правовых документов по проблемам окружающей среды, подтверждена необходимость защищать и сохранять окружающую среду, улучшать ее состояние и обеспечивать устойчивое и экологически безопасное развитие. В целях содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, Орхусская конвенция гарантирует права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Природы – много не бывает, но не известно, что на этот счет думают все жители планеты, их влияние на природу ощущается практически везде. За годы сосуществования с природой, запасы природных ресурсов заметно сократились.

Одно в жизни человека осталось неизменным – положить продукты по полкам шкафов, холодильников, собрать в складах и базах, и все это взято из окружающей среды. Человек изменился до неузнаваемости и весь ритм жизни человечества, как в прошедшие эпохи, так и сегодня, определялся одним – возможностью доступа к тем или иным природным ресурсам.

Правда, сама природа позаботилась о том, чтобы обеспечить человека, в том числе и практически неисчерпаемой ресурсной базой.

Проблемы загрязнения окружающей среды, это относится в широком смысле все условия существования. В последние годы мы часто слышим и употребляем слово – экология. Экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем.

Экология – это понятие, первоначально было довольно узкое, в дальнейшем расширялось и это уже самостоятельная наука об окружающей среде, которые уже далеко вышло за рамки и ее взаимодействий с живыми организмами и, прежде всего с людьми. Ее питает не только биология, но и почти все науки о Земле.

Читайте также:  Понятие договора в гражданском праве - студенческий портал

Расширения содержания экологии и смещения в нем акцентов потребовал стремительный количественный рост человечества, которое начало осознавать опасности, угрожающие всей планете, а имена ядерная катастрофа, губительные побочные воздействия неразумной хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Одна из причин гибели экологии во многих регионах мира кислотные дожди, главными виновниками которых являются электростанции.

В последние годы люди начали осознавать единство и конечность биосферы и всей окружающей среды, ответственность человечества за свою собственную судьбу, судьбу биосферы, судьбу всей планеты.

Возрастающим экологическим проблемам люди продолжают создавать все новые трудности, которые неизбежно придется преодолевать, затрачивая большие усилия и средства.

Изменения климата, естественные или вызванные деятельностью человека, происходят сравнительно медленно, они охватывают огромные регионы и потому могут представлять серьезную проблему для человечества[3].

Появления человека на Земле, многие ученные называют одной из крупнейших экологических катастроф. Формирование и становление человека завершилось в течение считанных тысячелетий и это событие вызвало экологические последствия. Никогда – за миллионы, миллиарды лет – ни один вид не имел такого распространения.

Как известно, суша в настоящее время составляет ту часть планеты, на которой и обитает человек. Охрана почв от человека является одной из важнейших задач человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека.

За эти тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии.

Атмосферные осадки, солнечная радиация и выделение тепла в связи с поверхностными, подземными пожарами, возгораниями, способствуют протеканию на полигонах не предсказуемых физико-химических и биохимических процессов, продуктами которых являются многочисленные токсичные химические соединения в жидком, твердом и газообразном состояниях.

Природоохранное законодательство странах мира, различные международные соглашения или система Международная «Красная книга» список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – в настоящий момент включает множество томов материалов.

Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги».

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, малой безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов[4].

Основные экологические проблемы, это глобальный экологический кризис, которое зашел уже так далеко, что катастрофические последствия его практически неизбежны. Возможных путей решения проблемы можно отнести возникновение и деятельность разного рода – зеленых движений и организаций.

Несмотря на то, что обсуждавшихся глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды.

Необходима комплексная, по возможности исчерпывающая оценка всех параметров воздействия отходов на все жизнеобеспечивающие природные среды, позволяющая выяснить пути и механизмы проникновения загрязняющих веществ в пищевую цепь и организм человека.

Говоря о возможных вариантах развития экологической ситуации на планете, самым благодарным и, само собой, наиболее осмысленным, кажется разговор о некоторых из существующих сегодня направлениях природоохранной деятельности. За последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками [5].

Большая часть людей, не осознают, что человечеству грозит экологическая катастрофа. Как правило, люди отмахиваются – в процессе развития человечества, мол, неоднократно вставали серьезные проблемы, но когда приходило время, их успешно решали.

Планета земля должен стать чистой и зеленой, со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не должно проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей должный жить полноценной жизнью в здоровых условиях. Жить и дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть пищу без нитратов – это все зависит от нас самих, и все в наших руках.

Библиографическая ссылка

Алменов Б.А. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 3. – С. 133-134;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31465 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31465

Право человека на благоприятную окружающую среду

  • ПРАВО  ЧЕЛОВЕКА  НА  БЛАГОПРИЯТНУЮ  ОКРУЖАЮЩУЮ  СРЕДУ
  • Жаханова  Латифа  Зейнуллакызы
  • студент  3  курса  кафедры  правоведение  КГУ  имени  Коркыт-Ата,  Республика  Казахстан,  г.  Кызылорда
  • E-mail: 
  • Жусупбекова  Мадина  Койшибаевна

научный  руководитель,  канд.  юрид.наук,  доцент  КГУ  имени  Коркыт-Ата,  Республика  Казахстан,  г.  Кызылорда

Права  человека  присущи  каждому  индивиду  общества.  Права  человеку  не  наделяются  государством,  а  это  естественное  свойство  каждого  человека.  Государство  только  обеспечивает  его  реализацию.  Каждый  человек  с  рождения  наделяется  правами.

  Например,  правом  на  жизнь,  правом  на  личную  свободу,  правом  на  неприкосновенность  частной  жизни,  правом  на  личную  и  семейную  тайну,  правом  на  защиту  своей  чести  и  достоинства,  правом  на  свободу  совести,  правом  на  свободу  труда  и  т.

  д.

Республика  Казахстан  является  правовым  государством,  где  каждому  его  гражданину  гарантируется  обеспечение  реализации  прав  человека.

Права  человека  —  это  естественные  возможности  индивида,  обеспечивающие  его  жизнь,  человеческое  достоинство  и  свободу  деятельности  во  всех  сферах  общественной  жизни.

Основные  права  и  свободы  человека  и  гражданина  закреплены  в  международно-правовых  документах  и  в  конституциях  отдельных  государств.  Права  человека  и  гражданина  подразделяются  на  несколько  групп:  личные  или  гражданские,  экономические,  политические,  социальные,  экологические,  культурные  и  информационные. 

Особое  место  среди  этих  прав  занимают  экологические  права  человека.  Экологические  права  человека  происходят  из  основного  конституционного  права  каждого  человека,  которое  закреплено  в  части  1  статьи  15  Конституции  РК  —  право  на  жизнь. 

Статья  31  Конституции  РК  определяет,  что  государство  ставит  целью  охрану  окружающей  среды,  благоприятной  для  жизни  и  здоровья  человека  [1].  Значит,  государство  гарантирует  человеку  проживание  в  нормальных  условиях,  которые  соответствуют  требованиям  стандартов  и  требует,  чтобы  все  соблюдали  требования  по  охране  и  защите  окружающей  среды. 

Экологические  права  граждан  закреплены  в  статье  13  Экологического  кодекса  РК.

  Так,  основными  экологическими  правами  являются:  право  на  благоприятную  для  их  жизни  и  здоровья  окружающую  среду;  право  на  создание  общественных  объединений  и  фондов  охраны  окружающей  среды;  право  на  участие  в  процессе  принятия  государственными  органами  решений  по  вопросам,  касающимся  окружающей  среды;  право  на  участие  в  собраниях,  митингах,  пикетах,  шествиях  и  демонстрациях,  референдумах  в  области  охраны  окружающей  среды;  право  на  обращение  в  государственные  органы  с  письмами,  жалобами,  заявлениями  и  предложениями  по  вопросам  охраны  окружающей  среды  и  требовать  их  рассмотрения;  право  на  получение  от  государственных  органов  и  организаций  своевременную,  полную  и  достоверную  экологическую  информацию;  право  на  предъявление  в  суд  исков  о  возмещении  вреда,  причиненного  их  здоровью  и  имуществу  вследствие  нарушения  экологического  законодательства  [2].

Право  на  благоприятную  окружающую  среду  является  одним  из  главных  экологических  прав  человека.  Впервые  это  право  было  провозглашено  в  Конституции  Испании  в  1978  году.

  Законодательное  определение  благоприятной  окружающей  среды  в  Республике  Казахстан  было  дано  в  Экологическом  кодексе  РК  от  9  января  2007  года,  в  котором  благоприятной  окружающей  средой  признается  «окружающая  среда,  состояние  которой  обеспечивает  экологическую  безопасность  и  охрану  здоровья  населения,  сохранение  биоразнообразия,  предотвращение  загрязнения,  устойчивое  функционирование  экологических  систем,  воспроизводство  и  рациональное  использование  природных  ресурсов»  [2]. 

Право  на  благоприятную  окружающую  среду  означает  возможность  жить  в  благоприятных  условиях,  которые  не  наносят  вреда  здоровью  и  жизни  человека,  а  также  право  требовать  от  соответсвующих  должностных  лиц,  работающих  в  сфере  охраны  окружающей  среды  поддержания  надлежащего  состояния  окружающей  среды. 

От  природных  катаклизмов  и  экологических  бедствий  не  застрахован  никто.  К  примеру,  одной  из  актуальнейших  проблем  не  только  для  Казахстана,  но  и  всего  мирового  сообщества  можно  назвать  проблему  Арала.

  В  настоящее  время  продолжаются  процессы  опустынивания,  засоления  почв,  обеднения  растительного  и  животного  мира,  изменение  климата,  резко  возросла  заболеваемость  населения.  Экологическая  ситуация  Аральского  региона  привела  к  невозможности  традиционных  направлений  развития  экономики  и  вызвала  ряд  социальных  проблем.

  Именно  поэтому  к  возникновению  экологических  проблем  нужно  готовиться  загодя,  в  том  числе  разрабатывая  единые,  четкие  и  понятные  всем  правила  поведения  органов  власти  и  физических  лиц.

Пока  мы  живем  в  зонах  экологического  бедствия,  нельзя  говорить  о  праве  на  благоприятную  окружающую  среду.  Если  человечество  хочет  жить  в  благоприятной  окружающей  среде,  то  необходимо  бороться  за  это  право.  А  это  в  свою  очередь  во-первых,  требует  активного  вмешательства  со  стороны  народа.

  Например,  нужно,  чтобы  люди  по-больше  объединялись  в  экологические  общественные  объединения  и  организации,  которые  могли  бы  быстро  реагировать  на  экологические  проблемы.

  Во-вторых,  нужно  чтобы  люди  проявляли  активность  в  участии  в  подготовке,  обсуждений  и  принятий  решений  в  области  экологии  и  следили  за  реализацией  этих  экологических  программ.  Для  этого  необходимо,  чтобы  у  людей  было  высокое  экологическое  сознание  и  экологическая  культура.

  В  этой  связи,  чтобы  поднять  экологическую  культуру,  в-третьих,  необходимо  проводить  различные  мероприятия,  посвященные  охране  и  защите  окружающей  среды.

  Например  в  организациях  нужно  проводить  семинар-тренинги  по  защите  прав  человека  на  благоприятную  окружающую  среду,  акции  по  охране  атмосферного  воздуха  и  т.  д.

  В-четвертых,  мы  считаем,  что  нужно  в  высших  учебных  заведениях  готовить  специалистов  узкого  профиля,  как  правоведов-экологов,  которые  в  последующем  должны  работать  в  органах  исполнительной  власти,  в  органах  по  охране  окружающей  среды.

  Потому  что,  в  настоящее  время  работают  в  этих  органах  просто  экологи.  Или  необходимо  в  программе  подготовки  экологов  предусмотреть  по-больше  часов  для  правовых  предметов.  Например,  можно  ввести  такой  предмет  как:  «Земельное  право»,  «Охрана  окружающей  среды»,  «Экологические  права  граждан  и  их  защита»  и  т.  д.  В  целом,  высокая  экологическая  культура  и  правовая  грамотность  будущих  специалистов  окажет  большое  влияние  на  охрану  окружающей  среды  и  защиту  экологических  прав  человека,  в  том  числе  и  право  на  благоприятную  окружающую  среду. 

Таким  образом,  для  проживания  человека  необходимы  нормальные  условия,  которые  обеспечивали  бы  здоровую  окружающую  природную  среду,  где  чистым  мог  бы  быть  и  атмосферный  воздух,  и  вода,  и,  где  все  компоненты  экосистемы  не  подвергались  бы  бездушному  воздействию  со  стороны  физических  и  юридических  лиц.

  Право  на  благоприятную  окружающую  природную  среду  является  основным  правом  человека,  ибо  жизнедеятельность  любого  индивида  проходит  во  взаимосвязи  с  компонентами  экосистемы,  с  окружающей  средой.

  Человек  всю  свою  жизнь  взаимодействует  с  природой,  а  природа  в  свою  очередь  выполняет  ряд  функции  по  отношению  к  человеку  и  удовлетворяет  его  потребности.

  Природа  является  естественным  источником  удовлетворения  физиологических  потребностей  человека  и  обеспечивает  развитие  науки,  природные  русурсы  являются  источником  материальных  потребностей  человека.  Кроме  того,  природа  является  средой  обитания  человека,  где  он  живет,  отдыхает  и  гуляет,  значит,  человек,  находясь  во  взаимосвязи  с  природой  удовлетворяет  свои  духовные  и  эстетические  потребности. 

Помимо  этого,  нельзя  забывать,  что  человек,  обладая  определенными  правами  несет  и  определенные  обязанности.

  Например,  обязанность  уважать  права,  свободы,  честь  и  достоинство  других  лиц,  обязанность  сохранять  природу  и  бережно  относиться  к  природным  богатствам.

  Именно  при  бережном  отношении  к  природе  обеспечивается  ее  сохранность,  а  значит  и  благоприятные  условия  для  жизнедеятельности  человека  и  общества  в  целом.

Поэтому  каждый  человек  должен  осознавать  ценность  окружающей  природной  среды  и  тем  самым  не  нанося  вреда  окружающей  природной  среде,  создавать  для  себя  благоприятные  условия  проживания  и  уметь  защитить  свои  нарушенные  экологические  права.

Список  литературы:

1.Конституция  РК  от  30  августа  1995  года.  Алматы:  Юрист,  2013.

2.Экологический  кодекс  РК  от  9  января  2007  года.  Алматы:  Юрист,  2013.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xvi/36136

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector