Предмет юридической психологии — студенческий портал

Чему вы научитесь?

Юридические психологи проводят психологические экспертизы обвиняемых, исследуют психологию свидетельских показаний, разрабатывают рациональные методы взаимодействия с потерпевшими.

То есть делают все необходимое для того, чтобы юристы смогли разобраться в тонкостях поведения человека.

Кроме того эксперты в области исправительной психологии помогают сотрудникам тюрем, колоний и других учреждений справиться с психологическими нагрузками, неизбежными в работе с осужденными.

Юридическая психология изучает особенности поведения людей, столкнувшихся с правоохранительной системой в различных обстоятельствах.

С одной стороны  специалисты этого направления ищут ответы на самые сложные вопросы человеческой психологии — например, как формируется личность преступника? С другой стороны,  оказывают помощь при принятии  судебных решений и созданию эффективных систем профилактики правонарушений, сопровождая уголовные, административные, гражданские процессы.

  • Кто учит?
  • Преподаватели факультета – реальные опытные практики, многие из которых являются лидерами своих направлений и авторами множества учебников.
  • Сотрудники факультета организуют всероссийские и международные научные и научно-практические конференций, конгрессы, круглые столы, семинары и симпозиумы.
  • На факультете 3 выпускающих кафедры:                                                                       
  • кафедра юридической психологии и права                                                                             
  • кафедра клинической и судебной психологии                                                                       
  • кафедра медиации в социальной сфере                                                                                            
  • и учебно-производственная лаборатория
  • Что у нас уникального?
  • «Юридическая психология: судебно-экспертная практика» — единственная магистерская программа в России, которая выпускает психологов, обладающих специальными знаниями для проведения психолого-психиатрических экспертиз, реабилитации психических расстройств сотрудников силовых структур, научно-практического сопровождения оперативно-розыскных мероприятий и  научных исследований психологических аспектов судопроизводства.
  • Студенты 3-5 курсов принимают активное участие во всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях, конгрессах, семинарах и симпозиумах: представляют доклады по актуальным проблемам криминальной, судебной, ювенальной юридической психологии.
  • Студенты учатся работать с такими техническими средствами, как Mind Reader (программный комплекс компьютерного психосемантического анализа) и «Диана-Профи» (полиграф с полным комплектом дополнительных модулей).
  • Факультет дает возможность проходить практику в самых разных учреждениях. В Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России, в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний, подразделениях Следственного комитета, психолого-медико-социальных организациях Минобрнауки, Минтруда и соцразвития России.

Где работать?

— Научная карьера: научно-исследовательские организации, например,  ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского».

  1. — Государственная служба: психологические службы силовых структур и медицинских учреждений
  2. — Работа в международных и российских коммерческих структурах
  3. — Работа в неправительственных и некоммерческих организациях
  4. История факультета

Факультет был создан в 2004 году в сотрудничестве с Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

Большое внимание на факультете уделяется практике, непосредственно готовящей студентов к их профессиональной деятельности на базе конкретных учреждений системы образования, социальной сферы, здравоохранения,  МВД, ФСИН и других ведомств. Первый выпуск  состоялся в 2009 году.

Сотни выпускников факультета работают в школах, детских домах, социальных приютах, психологической службе МВД и МЧС, ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», МГППУ и других учреждениях.

Отзывы выпускников

Предмет юридической психологии - Студенческий портал Николай Викторович Дворянчиков

Факультет располагается по адресам (с телефонами):

127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 306, тел. +7 (495) 632-99-97 (деканат, кафедры)

123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 3, каб. 305, тел. +7 (499) 256-60-55 (учебно-производственная лаборатория)

123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 3, каб. 305, тел. +7 (499) 259-01-94 (деканат)

График работы: пн.-пт., 9.00-18.00.

E-mail факультета: fjurpsy@mail.ru

E-mail магистратуры: jp-magistr@mail.ru

Предмет юридической психологии - Студенческий портал
Предмет юридической психологии - Студенческий портал
Предмет юридической психологии - Студенческий портал

Источник: https://mgppu.ru/project/83

Юридическая психология: предмет, задачи, методы

Юридическая психология — это наука, в которой синтезированы различные области психологии и юриспруденции. Любая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности.

Но любая деятельность человека в сфере общественных отношений регулируется правилами. Правила, обязательные для определенной группы людей, называются нормами поведения.

Нормы поведения устанавливаются членами групп и служат, прежде всего, интересам этих групп, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с интересами общества в целом. Все нормы принято подразделять на технические и социальные.

Технические нормы регулируют отношения людей в использовании природных ресурсов (нормы расхода электроэнергии, топлива, воды и т.д.). Социальные нормы относятся к сфере социальных, межличностных отношений, и включают в себя обычаи, моральные и правовые нормы.

Мораль — это совокупность социальных норм, сложившихся в рамках большой социальной группы или всего общества. Они поддерживаются силой общественного мнения и требуют совершения определенных действий или воздержания от осуждаемых поступков.

Право — это возведенная в закон воля правящего класса. Право обеспечивает угодное действующей государственной власти поведение и гарантирует меры принуждения с помощью правоохранительного аппарата соблюдения гражданами норм права.

Предмет юридической психологии - Студенческий порталОбъектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Предмет юридической психологии — психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

Как подчеркивают многие исследователи, методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что здесь центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности.

И если право, в первую очередь, выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п.

В центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы. Предмет юридической психологии не является застывшим и неизменным.

Изменение жизни, ее социальных условий, общее развитие науки будут влиять и на эту отрасль психологии. Своеобразие этой науки заключается в том, что большинство психических закономерностей, которые она исследует, находятся за рамками общепринятых, социальных норм поведения, выраженных в праве.

Можно выделить три общих направления исследований в юридической психологии:

  1. психология преступника и преступного поведения;
  2. психология лиц, осуществляющих правосудие и ведущих борьбу с преступностью;
  3. психология ресоциализации (перевоспитания) преступника.

Приведенные выше определения объекта и предмета юридической психологии отражают суть данной отрасли психологии, которая не означает простого приложения к определенной сфере практики данных психологических исследований, а является системой получения психологических знаний об активности людей в правовой сфере.

Ю. В. Чуфаровский выделяет следующие задачи юридической психологии.

Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической процедуры и профилактики правонарушений.

  • Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических.
  • Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.
  • Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею спецкурсов.

Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т.д.

Прежде чем назвать основные методологические принципы юридической психологии, определим главное понятие. Принцип (от лат.

principium — основа) — центральное понятие, логическое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания.

Общими принципами построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.

Принцип историзма позволяет характеризовать социальные явления закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессивной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом данном этапе истории. В юридической психологии принцип историзма — основа исследования истории этой науки, развития ее предмета и системы, в частности, развития деформации психологии правонарушителя и т.д.

Принцип развития в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности. В юридической психологии этот принцип конкретизируется в исследовании возникновения противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств ресоциализации личности правонарушителя.

Принцип причинности проявляется в одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие).

Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так до бесконечности.

В юридической психологии принцип причинности означает, что психические явления, процессы и состояния человека, психология социальных групп в сфере права являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действительностью, и отражением этой действительности.

Для юридической психологии должен обязательно применяться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Метод — это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами еще и систему методов исследования. Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования.

Изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами.

Научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Добавим, что юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках (например, в юриспруденции).

Читайте также:  Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые австралии - студенческий портал

Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы.

Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью.

Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т.д. К основному методу воздействия, который может применяться в юридической психологии, можно отнести убеждение.

Убеждение — это воздействие на сознание посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения либо его недопустимости с целью заставить слушающего изменить свои взгляды, установки, позиции, отношения и оценки, либо разделить мысли или представления говорящего (например, убедить подследственного, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего дать правдивые показания). Убеждение является основным, наиболее универсальным методом руководства и воспитания. Механизм убеждения — аргументация, которая означает приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо суждения. Убеждение — это сложный метод, так как требует от личности, его применяющей, развитого интеллекта, знаний логики.

Среди других методов этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.

Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.).

При внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.

Метод внушения и его разновидность — самовнушение — оказался эффективным в психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении воспитательных задач.

Манипулятивное воздействие — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим.

Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес, пропаганда, деловые отношения вообще. Манипуляторы встречаются и в повседневной жизни.

Следует отметить, что диапазон применения этих методов в юридической психологии ограничен рамками законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами.

Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов.

Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ, определяется характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц).

Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность — поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

  1. определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;
  2. составить программу наблюдения;
  3. правильно фиксировать результаты исследования;
  4. определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью.

Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица.

А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах.

Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла.

В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода — его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии.

Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели — получению объективной и полной информации о событии преступления.

При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе.

Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс.

В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы.

К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

  1. правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;
  2. криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;
  3. психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;
  4. психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;
  5. исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы для социальной адаптации освобожденных.

Источник: https://psyera.ru/yuridicheskaya-psihologiya-predmet-zadachi-metody-2151.htm

Предмет и задачи юридической психологии | Студент-Сервис

Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворче­ства, правоприменительной, правоохранительной и пенитенци­арной деятельности на основе учета психологических факторов.
Задачи юридической психологии:

  • осуществить научный синтез психологических и юриди­ческих знаний;
  • раскрыть психолого-юридическую сущность базовых пра­вовых категорий;
  •  обеспечить глубокое понимание юристами поведения че­ловека как субъекта правоотношений;
  • раскрыть особенности психической деятельности различ­ных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
  • выработать рекомендации по усовершенствованию право­вого регулирования жизни общества.

Изучая юридическую психологию, юрист познает законо­мерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы кримина­лизации личности.

Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным под­ходом к организации следственной и судебной деятельности, деятельности органов правоприменения и правоохранения.

Психологические знания необходимы юристу и для глубоко­го понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких как вина, мотив, цель, личность преступника и др.), и для решения отдельных юридических вопросов — назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления по ст.

107 и 113 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), реализация ст. 61 УК РФ, требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного и др.

Ряд норм закона прямо или косвенно требует назначения судебно -психологической экспертизы с целью выявления воз­можной умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняе­мого, возможности правильно воспринимать свидетелями и потерпевшими существенные для установления истины по делу события и давать о них правильные показания, установления правозначимого состояния аффекта, способности потерпевшей от изнасилования осознавать значение совершаемых над нею действий.

Читайте также:  Методы педагогического исследования - студенческий портал

В следственно-поисковой деятельности в условиях малоин­формативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее зна­чение. (Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.)

В теории и практике расследования, стратегии и тактике след­ственных действий знание психических закономерностей имеет первостепенное значение.

Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправле­нии) осужденных.

Как пограничная между психологией и правоведением наука, юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной — она использует методы и методологи­ческие принципы общей и социальной психологии.

Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяются логикой правового регулирования. Практические рекомендации юридической психологии строго соотносятся с нормами материального и процессуального права.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/predmet-i-zadachi-yuridicheskoj-psihologii/

Юридическая психология, как учебная дисциплина

Юридическая психология – предмет для студентов юридических направлений образования.

В повседневной жизни мы часто слышим и сами нередко употребляем слово “психология”. Для большинства из нас оно не является чем-то абстрактным, непонятным, однако не наполнено конкретным содержанием. А для юриста важна именно конкретика. Поскольку любое судебное дело – уголовное, гражданское всегда затрагивает жизненно важные вопросы, которые иногда определяют последующую судьбу людей.

Еще в XIX веке. утверждалось, что “судить людей, не учитывая психологии, – значит судить не живые существа, а трупы”, а потому “каждый детектив должен не только знать закон, но и уметь наблюдать и разбираться в душах людей”.

Действительно, правосудие – деятельность, которая включает целый комплекс различных психологических аспектов. Без учета данной специфики она не может эффективно осуществляться, поскольку суд, прежде всего, призван решить проблемы человека, в том числе наиболее сложные, болезненные.

Однако в вопросах использования психологических знаний часто даже профессиональные юристы испытывают определенные трудности.

Конечно, есть немало квалифицированных следователей, прокуроров, судей, адвокатов, которые применяя эмпирические знания психологии, умело выполняют свою работу.

Но далеко не всегда тот или иной прием, образец действий, основанные на собственном опыте, знании жизни и людей, является для данных условий оптимальными, помогают успешно решить конкретные задачи. Усвоенные в течение лет практической работы приемы, правила и психологические сведения, кроме того, не могут исправить ошибки, допущенные в прошлом.

Знание психологических основ судопроизводства облегчают труд юристов, компенсируют различия в их опыте и навыках, позволяющих предотвратить многим неудачам в профессиональной деятельности.

Потребность психологически разбираться в людях и мотивации их поведения резко возросла в условиях демократических преобразований в Украине. Недопустимо только силовыми методами решать задачи охраны законности и правопорядка.

Необходимо сочетать уважение к правам человека с психологически тонким и гуманным подходом к людям.

Вот почему психологическая подготовка юриста сегодня – не желательная добавка к его профессиональному мастерству, а обязательный компонент.

Овладение знаниями юридической психологии расширяет кругозор юриста, облегчает его труд, помогает ему правильно строить взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы их поведения, благодаря чему он переходит от юридической догматики и правовых абстрактных форм к реальной жизни с психологическими сложностями и противоречиями.

Курс «Юридическая психология» рассчитан на чтение в течение одного семестра. Изучение курса осуществляется на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе.

Исходя из особенностей предмета юридической психологии, программа построена таким образом, что для лучшего усвоения студентами психологических закономерностей юрисдикционной деятельности, они должны овладеть и основами общепсихологических знаний (познавательные процессы, психические состояния и психические свойства личности). Данная программа также сориентирует студента и в тех источниках, которые необходимы для изучения курса юридической психологии.

  • Цель изучения дисциплины Юридическая психология: ознакомление с предметом, объектом, базовыми категориями, методологией юридической психологии, задачами, принципами, формами и методами социально – психологического воздействия на правовое сознание личности, психологическими особенностями деятельности правоведа, правовых взаимоотношений с людьми, углубленного понимания мотивов их поступков и поведения, правового познания объективной действительности, оценки ее и использования результатов в практической юридической деятельности.
  • Задачи дисциплины «Юридическая психология»: по результатам проведения занятий по курсу «Юридическая психология» студенты должны: усвоить объект, предмет, систему основных положений и понятий юридической психологии, основные направления и результаты современных исследований по юридической психологии; расширить представление о психологические возможности достижения эффективной профессиональной деятельности в современных условиях правовых отношений; приобрести умение использовать полученные в процессе усвоения данного курса знания в профессиональной деятельности будущих юристов; определить закономерности психологических отношений и поведения людей в условиях права; овладеть психологическими методами формирования правового сознания, культуры и поведения личности; поощрять личности к развитию самоконтроля и самодисциплины за требованиями права.

Свое внимание становлению курса «Юридическая психология» уделяли такие ученые: Ратинов А.Г. Ефремова Г.Х., Поздняков В.М.

Итак, «Юридическая психология» является дисциплиной психолого-правового цикла, поэтому задачи, стоящие перед ней имеют двойное значение.

Источник: https://kursoviks.com.ua/bd_pravo/yuridicheskaya-psikhologiya

Юридическая психология. ШпаргалкиТекст

Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг.

ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем вопросы, которые изучает эта наука, стали касаться не только следственной и судебной деятельности, но и тех областей знаний, которыми занимаются в более узком плане криминология (профилактика преступности), виктимология (изучение и типирование жертв преступлений) и т. п.

Сфера интересов юридической психологии направлена не только на пути и способы выявления преступников и психологическое обоснование мотивов их деяний, но и на выявление причин и условий, способствующих преступной деятельности, профилактике преступлений и правонарушений среди населения, что невозможно сделать без отличного знания и понимания психологии людей.

Юридическая психология основывается как на общих психологических и биологических знаниях, так и на узком спектре юридических наук, поскольку представляет собой тесное сплетение психологии и юриспруденции. Как психологическая наука юридическая психология рассматривает все изучаемые вопросы с точки зрения психологии, как юридическая наука она имеет предметом изучения правовые аспекты.

Можно дать определение: юридическая психология изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

Любому специалисту, работающему в области юриспруденции, знание психологии необходимо как для того, чтобы понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника, так и для того, чтобы работать с максимальной отдачей и пользой для общества. Структура юридической психологии определяется кругом изучаемых ею проблем, которые относятся к области правового регулирования.

Крупными разделами юридической психологии являются психология: правовая, криминальная, уголовного судопроизводства, судебной деятельности, исправительная, гражданско-правового регулирования.

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи

Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии.

В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой социальной регуляции поведения человека и психологией правосознания; криминальная психология, направленная на изучение всех психологических аспектов совершения преступления; психология уголовного судопроизводства, разрабатывающая вопросы психологии следственных действий и производства судебно-психологической экспертизы; психология судебной деятельности, рассматривающая аспекты психологии уголовного судопроизводства; исправительная психология, занятая вопросами психологии осужденных и психологическими аспектами реабилитации освобожденных лиц; психология гражданско-правового регулирования, рассматривающая аспекты психологии гражданского судопроизводства.

Основой предмета юридической психологии являются существующие взаимосвязи, явления и механизмы, характерные для преломления правовых норм в социуме в целом и в сознании каждого конкретного человека.

Предметом юридической психологии являются психологические аспекты деятельности юридических, государственных, хозяйственных органов и общественных организаций, а также правовые аспекты образа жизни и поведения граждан и социальных групп.

Важнейшая цель юридической психологии – построение правового общества и государства.

Основные задачи юридической психологии: осуществление научного синтеза психологических и юридических знаний и раскрытие психолого-юридической сущности базовых правовых категорий; обеспечение всех лиц, работающих в правоохранительной системе, достоверными психолого-юридическими знаниями для максимального и четкого понимания ими объекта своей профессиональной деятельности – поведения человека; повышение профессионального и психологического развития работников юридических органов; изучение криминальной деятельности субъектов правоотношений и их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения; разработка психологически обоснованных способов повышения эффективности решения профессиональных задач и выработка рекомендаций, направленных на улучшение правового регулирования в социуме.

3. Методы юридической психологии

Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.

); межгрупповые, межличностные, личностно-групповые взаимоотношения; личностные социально-психологические явления.

Для их адекватного понимания юридическая психология использует стандартные исследовательские методы: структурный анализ, структурно-генетический анализ, естественный эксперимент, беседу, изучение гражданских и уголовных дел, биографический метод, обобщение независимых характеристик, изучение отдельного случая.

  • Метод структурного анализа является общим методом, направленным на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом феномене; в юридической психологии он применяется для разработки личности преступника.
  • Метод структурно-генетического анализа предполагает доскональное исследование возникновения и развития изучаемого объекта; таковым объектом может быть как преступник, так и совершенное им преступление.
  • Метод естественного эксперимента предполагает погружение исследуемого лица в условия эксперимента, которые данное лицо воспринимает как реально происходящее событие; при расследовании уголовных дел для этого используется метод следственного эксперимента.
  • Метод беседы предполагает доверительное общение с изучаемым лицом путем косвенных вопросов; используется как для допросов участников судебного процесса, так и для опросов свидетелей на месте происшествия.
  • Метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок применяется для полного и скрупулезного изучения личности преступника, жертвы, свидетелей.
  • Биографический метод предполагает изучение личности исследуемого лица по его биографии и принадлежащим ему документам.
Читайте также:  Особенности проведения судебно-бухгалтерской экспертизы. ее отличия от аудита и ревизии - студенческий портал

Метод обобщения независимых характеристик предполагает изучение характеристик (служебных, творческих и т. п.) для психологически обоснованных выводов о личности изучаемого лица.

Метод изучения отдельного случая предполагает углубленное изучение какого-то социально-психологического явления на конкретном примере.

4. Правосознание и юридическая психология

Юридическая психология основывается на глубоком знании психологических процессов, происходящих в организме индивида, и процессов, происходящих в социуме, в котором действует и мыслит каждый индивид.

Юридическая психология изучает отражение в сознании людей правовой стороны общественных процессов и психологическое восприятие людьми применяемого права и законотворческих инициатив, т. е.

индивидуальное и социальное правопонимание.

Правопониманием принято называть представление о том, что представляет собой право как теоретически, так и практически. Поскольку в каждом обществе складывается определенный образ права, который зависит больше всего от практического применения, то и вариантов понимания права существует столько же, сколько типов цивилизации.

В социальном плане отношение человека к праву зависит от многих причин: от экономической, политической ситуации в стране, от качества законодательства, от должностных лиц, которые решают правовые вопросы.

Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Право существует как объективный факт, к которому люди применяют субъективную оценку.

Эта субъективная реакция на право называется правосознанием.

В юридической психологии право рассматривается как фактор уравновешивания личных и общественных интересов, который регулирует социальное поведение личности. Правосознание влияет на всю общественную жизнь.

Поэтому оно включено в механизм правового регулирования как одно из средств воздействия на общественные отношения. В этом регулировании его роль не ограничена какой-либо одной областью правового воздействия.

Оно присутствует во всех элементах правового регулирования – нормах права, правоотношениях, актах реализации права, и на всех стадиях этого процесса – как в правотворчестве, так и в реализации права.

Право является основным средством регулирования поведения личности в социуме и реализует общественные воззрения на справедливость и социальную целесообразность. Поведение индивида подвергается оценке с нравственной и правовой позиций, а реализация принципов права способствует прогрессу общества.

5. Правовая психология общностей

Юридическая психология рассматривает вопросы развития и существования больших социальных систем – общества в целом, основных общественных классов, а также широких этнических общностей (нация, народность). В больших социальных системах существуют свои законы отношений между людьми или между группами людей, которые необходимо знать, чтобы понимать сущность имеющих место правонарушений.

Отдельные общественные структуры могут болезненно относиться к своему положению в социуме.

Возникающее чувство несправедливости и неудовлетворенности этим положением могут приводить к росту социального недовольства и открытым взрывам, выражающимся в протестных действиях, нередко общественно опасных.

Общественно опасными являются народные бунты, военные мятежи, террористическая деятельность наиболее радикальных социальных групп и отдельных индивидов.

Юридическая психология скрупулезно рассматривает преломление общественных движений в сознании отдельного индивида, просчитывает возможности появления протестного поведения в той или иной социально значимой ситуации, ищет пути смягчения социального недовольства и меры профилактического воздействия на настроения людей для предотвращения антисоциального поведения.

В некоторых случаях юридической психологии приходится сталкиваться со случаями правового нигилизма со стороны больших социальных групп. Правовой нигилизм может проявляться в теоретической (идеологической) и практической формах.

В первом случае это теоретическое, т. е. умственное отрицание права как особой ценности, замена его другими важными для человека аспектами бытия или интересами.

Во втором случае происходит реализация таких взглядов и учений на практике, что приводит к массовому террору в государстве, строительству тоталитарного государства, многочисленным жертвам, превращению правящей элиты в преступную клику и появлению массового правового нигилизма.

Юридическая психология стоит на страже законности и ищет способы такой организации общества, когда подобные явления могут быть предотвращены.

6. Правовая психология личности

Основным предметом изучения юридической психологии является личность, поскольку хотя индивид является членом какой-то социальной группы, но прежде всего это живой человек со своими психологическими особенностями, социальным положением, биографией, склонностями и противоречиями.

С юридической точки зрения поведение людей может быть правомерным, неправомерным и юридически безразличным. Последнее никаких правовых последствий не порождает и никаким юридическим оценкам не подлежит. К правовому поведению относятся только два вида – правомерное и противоправное, и суть их состоит в следовании требованиям правовой нормы или же ее нарушении.

  1. Признаки правового поведения:
  2. 1) социальная значимость;
  3. 2) подконтрольность сознанию и свободной воле лица;
  4. 3) вхождение в правовую сферу;
  5. 4) подконтрольность юрисдикции государства;
  6. 5) порождение юридических последствий.

Правомерное поведение всегда является желательным и допускаемым, а потому гарантируемым и охраняемым государством. Подавляющий объем правового поведения приходится на долю правомерных поступков. Добросовестный труд, образование, участие в решении государственных дел и многие другие формы общественной активности реализуются в актах правомерного поведения.

С правомерным поведением связываются все многообразные юридические последствия, кроме неблагоприятных (возложение ответственности, применение других принудительных мер).

В зависимости от количества и качества вложенного труда, соблюдения государственной дисциплины, уровня выполнения должностных обязанностей, участия в общественной жизни лицо может претендовать на получение определенных материальных и идеальных благ.

Юридическая психология рассматривает аспекты правомерного и неправомерного поведения в определенном разрезе: неправомерное поведение изучается для понимания психологии преступника и поиска методов выявления преступных элементов, а также для профилактики неправомерного поведения в обществе; правомерное поведение рассматривается применительно к должностным обязанностям работников правоохранительных органов для повышения их профессиональной подготовки и соблюдения ими правовых норм при выполнении своей работы.

7. Правовая социализация

Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания.

Чем выше уровень развития правовой психологии общества, социальной группы, отдельного коллектива, тем более высоко соответствие социально-психологических явлений представлениям о правовом обществе, тем более широко распространено правомерное поведение всех членов общества, т. е. тем более стабильно само общество.

Правосознание как показатель развития включает в себя общественное правосознание (правовые явления, характерные для всего социума), групповое правосознание (правовые явления отдельных социальных групп и классов), индивидуальное правосознание (восприятие личностью норм применяемого права), которое разветвляется на элементарный уровень (согласование конкретного поведения с нормами правового поведения) и высший уровень (взгляды на правовую систему в целом).

Согласно осознанию правовых норм складывается модель общественного (социального) поведения, т. е. происходит правовая социализация – регулирование поведения группы лиц или индивида соответственно существующим в социуме законам.

В юридической психологии позитивное социальное поведение называют правоприменительным и оно может быть правоисполнительным (потребности индивида совпадают с нормами права), правопослушным (цели и средства достижения целей совпадают с общественными требованиями) и законопослушным (потребности, интересы, стремления индивида не совпадают с общественными требованиями, но индивид вынужденно соблюдает нормы права). Негативное социальное поведение выражается в нарушении норм права. Степень нарушения зависит от уровня правовой просвещенности личности.

Индивид с высоким уровнем правовой социализации (т. е. живущий согласно нормам общества) должен знать законы; понимать необходимость правомерного поведения; желать и уметь использовать правомерное поведение; постоянно соблюдать правовые нормы; не подпадать под влияние криминогенных соблазнов.

Правовая социализация личности начинается с момента рождения человека и напрямую зависит от воспитания. Чем выше моральные и правовые основы, заложенные воспитанием, тем правильнее происходит социализация личности, а нормы права становятся для индивида непререкаемым авторитетом.

Источник: https://www.litres.ru/m-a-soloveva/uridicheskaya-psihologiya-shpargalki/chitat-onlayn/

Факультет «Юридическая психология» — это… Что такое Факультет «Юридическая психология»?

Координаты: 55°46′18.8″ с. ш. 37°37′51.5″ в. д. / 55.771889° с. ш. 37.630972° в. д. (G) (O)55.771889, 37.630972

Факультет Юридическая психология МГППУ — факультет Московского городского психолого-педагогического университета, целью которого является подготовка психологов, специализирующихся в области юридической психологии.

В ходе обучения студенты овладевают знаниями и технологиями экспертной, консультативной, профилактической и психокоррекционной работы, необходимыми для решения психологических проблем в юридически значимых ситуациях. Декан факультета — Дворянчиков Николай Викторович(канд.психол.наук., доцент).

Первый и единственный в России факультет Юридической психологии создан на основе договора между МГППУ и Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского в 2004 году. На факультете открыты пять кафедр:

Факультет реализует следующие магистерские программы:

На факультете открыта аспирантура по научной специальности 19.00.06 «Юридическая психология».

  • Создан совместный с Академией управления МВД диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций.
  • С 2011 года действует Школа юридического психолога.
  • С 2011 года факультет выпускает международный научный электронный журнал «Психология и право» (Psychology & Law), (регистрационный номер Эл № ФС77-43255 от 24 декабря 2010 года).

В 2010 году факультет выступил со-разработчиком ФГОС «Педагогика и психология девиантного поведения» (утвержден 24 декабря 2010 года.) разработав в нем три специализации: «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»; «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска»; «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением».

Ссылки

  • http://jp.mgppu.ru — Официальный сайт факультета Юридическая психология Московского городского психолого-педагогического университета
  • http://jurpsy.ru — Интернет-портал для специалистов по юридической психологии.
Значимость предмета статьи поставлена под сомнение.
Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для предмета статьи отсутствуют, по общему критерию значимости. Подробности могут быть на странице обсуждения.

  • Дата постановки шаблона: 25 апреля 2012

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1660564

Ссылка на основную публикацию