Принцип наглядности в педагогике — студенческий портал

Дидактика — отрасль педагогики, которая зародилась еще в XVII веке, но не утратила своего значения и по сей день. Социальные исторические изменения, конечно, вносят в содержание обучения и воспитания нового поколения свои дополнения и поправки. Однако к этой науке педагоги обращаются каждый раз, когда возникают вечные вопросы: чему, зачем, когда и как учить ребенка?

Когда обучение результативно

Высокую эффективность обучения обеспечивают такие факторы:

  1. Информация или учебный материал, доступные для понимания и усвоения по содержанию, количеству и качеству. Для этого разработаны (или разрабатываются инновационные) способы изложения — методы, приемы.
  2. Качественный уровень организации процесса обучения: а) на уроках он зависит от оснащенности и условий, правильного выбора организационной формы, профессионализма педагогов, контроля результатов и др.; б) во внеурочное время гарантируется своевременным контролем и достаточной помощью учащемуся со стороны взрослых и сверстников, использованием дополнительной литературы, организацией самостоятельной работы.
  3. Обучаемость учеников — групповая и индивидуальная на уроках и вне уроков, их способность усвоить определенный объем познавательного материала в установленное время. Зависит от существующего уровня подготовки, способности к обучению, наличия воли к учебному труду, работоспособности, мотивации.
  4. Затраты времени на уроках и на самоподготовку.

Принцип наглядности в педагогике - Студенческий портал

Результативность процесса обучения определяется по объему усвоенного учеником теоретического материала, по сформированности практических навыков и умений и по тому, как он использует их в соответствующих жизненных ситуациях.

Что такое дидактические правила и принципы

Цели обучения достижимы, если педагог владеет методикой и технологией преподавания дисциплины. Основоположник дидактики Я. А. Коменский (1592-1670, Чехия) разработал и пропагандировал научный подход к обучению и воспитанию детей. Его основные идеи реализуются и в современной системе образования.

Как и любой процесс, обучение имеет свои законы, правила и принципы.

Принцип наглядности в педагогике - Студенческий портал

Правила описывают необходимые действия педагога, которые способствуют реализации принципа. Например, принцип наглядности в обучении требует от учителя при подборе и использовании наглядного материала учитывать возраст детей, его соответствие целям обучения, размер, обеспечение достаточной освещенности и очередность доступа к материалу, если планируются практические действия.

Принципы указывают, как достичь цели, желаемого результата с учетом закономерностей обучения и через правильный выбор его методов, приемов, форм. Принципы наглядности, сознательности и активности, например, реализуются через контроль знаний, повторение пройденного материала, организацию использования теории на практических уроках.

Цели определяют пути их достижения

Главное в обучении — правильный выбор его задач с учетом особенностей обучающихся, а затем форм и средств осуществления учебного процесса.

Многовековой опыт, исследования корифеев науки доказали, что соблюдение классических принципов и правил организации воспитательно-образовательного процесса гарантирует достижение поставленных целей.

Принцип наглядности в педагогике - Студенческий портал

Принципы Правила и условия соблюдения
Принцип сознательности и активности в усвоении материала Обеспечение высокой мотивации обучения. Яркое, эмоциональное, доступное изложение материала, его значение для практического использования. Опора на личный опыт учащихся. Поощрение стремления делиться знаниями и опытом с другими.
Принцип наглядности К восприятию зрительных образов подключать другие органы чувств. Достаточное, обоснованное количество качественного наглядного материала. Привлечение учащихся к его подготовке и изготовлению.
Принцип систематичности и последовательности Раскрывать логическую связь нового материала с предыдущим, взаимовлияние раскрываемых процессов, избегать больших перерывов в изучении. Упражнять учащихся в рассуждениях, умозаключениях. Показывать им наглядные схемы развития научных изысканий, иллюстрировать примерами, фактами. Использовать различные способы закрепления пройденного материала в памяти.
Принцип доступности Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития учащихся, стимулировать их природное любопытство и потребность в познавательной деятельности. Использовать наглядные, практические методы обучения, примеры из литературных произведений, кино. Подталкивать к самостоятельным рассуждениям и выводам.
Принцип прочности Прочность запоминания обеспечивается логичным, конкретным, кратким, эмоциональным изложением нового с опорой на разные рецепторы и на интерес учащихся. Интенсивное закрепление материала сразу после изложения с использованием различных приемов стимулирует его припоминание и понимание. Избегать умственной и эмоциональной перегрузки, дозировать информацию с учетом особенностей аудитории, разнообразить задания и упражнения, вводить опытную работу.
Принцип научности Излагаемый материал должен быть научно достоверным. Предлагать учащимся освоить научные методы исследования, опыты, эксперименты, помогая затем сделать правильные обобщения и выводы. Знакомить с новыми направлениями и достижениями в различных областях науки.
Принцип связи теории с практикой Организация производительной деятельности учащихся, их профориентации. Обозначение связей науки с потребностями людей и возможностей научной рационализации труда. Обучение анализу и планированию учебной и трудовой деятельности, стимулирование самообразования.

Современная дидактика разрабатывает новые принципы и правила обучения с опорой на новейшие достижения науки и педагогической практики.

Принципы опережающего и развивающего обучения

Разработаны известным советским психологом и учеником Л. С. Выготского Занковым Л. В., опробованы в длительном массовом эксперименте, проведенном в различных школах, в различных регионах страны в 60-80 гг прошлого века.

Принцип наглядности в педагогике - Студенческий портал

Не отрицая необходимости учета актуального уровня развития ученика, Л. С. Выготский доказывал, что учение должно идти впереди сегодняшних его достижений и пробуждать пока не проснувшиеся способности, ориентировать на завтрашние знания, подготавливать к появлению новых навыков и умений. Этим у ученика стимулируется «зона ближайшего развития».

Л. В. Занков, опираясь на исследования своего учителя, разработал следующие дидактические принципы:

  • теория имеет преобладающее значение по сравнению с практикой;
  • быстрый темп обучения и опережающий, но посильный уровень его трудности активизируют мыслительную деятельность ученика;
  • воспитание осознанного отношения к учебе — это своего рода внутренний стимул к самоообразованию и стремлению к знаниям.

Кроме того, Занков Л. В. указывал на необходимость не только обучения, но и развития каждого — и сильного, и слабого — ученика. Оно подразумевает обогащение его нравственного мира способностями чувствовать, переживать, испытывать духовные потребности, стремиться к использованию знаний в нравственных целях.

Наиболее благоприятным периодом развития ребенка Занков Л.В. считал время обучения его в начальной школе, когда наиболее интенсивно формируется личность и ее основные качества. Педагогические ошибки в этом возрасте приводят к трудному, порой безуспешному, процессу перевоспитания.

Педагогическое творчество

Образовательная практика требует творческого использования принципов и правил дидактики, поскольку каждый учебный предмет специфичен, как и условия его преподавания.

Например, суть принципа наглядности состоит в демонстрации объектов. Предметы разнообразны: астрономические объекты, предметы искусства, живые и микроскопические объекты и т. п.

Поэтому и правила принципа наглядности будут в каждом отдельном случае особыми.

Как правило, необходимые условия успешного образовательного процесса реализуются комплексно, а не в отрыве друг от друга. Принципы научности и наглядности связаны необходимостью дать слушателям зрительные образы тех научных объектов, которые невозможно ощутить ни одним органом чувств.

Принцип наглядности в педагогике - Студенческий портал

Что такое атом, как он выглядит, какие функции выполняет? Рисунки, схемы и модели строения помогут детям найти ответы на эти вопросы.

Широкий кругозор педагога и творческий подход к работе помогут ему в выборе и рациональном комбинировании разнообразных способов и средств воздействия на сознание и воображение обучающихся. Знание фактов мировой, национальной науки и культуры, региональных достижений позволят сделать самую сухую теорию жизненной и запоминающейся.

Подведем итоги

Дидактические принципы и правила — это своего рода правила организации следования ребенка из пункта А (начальный уровень развития) до пункта Б (высокий уровень развития). Результаты их игнорирования педагогом не менее трагичны, чем нарушения правил дорожного движения, хотя имеют отдаленные последствия.

Низкий уровень знаний, умений и навыков, несформированность важных личностных качеств — любознательности, трудолюбия, культуры, отсутствие духовных потребностей закрывают перспективы социального благополучия и роста вчерашнего ученика.

Ответственность педагога за результаты работы должна стимулировать его стремление к мастерскому владению всеми тонкостями своего ремесла.

Источник: https://www.syl.ru/article/455326/nauchnyie-printsipyi-naglyadnosti-i-pravila-obucheniya

Принцип наглядности – основополагающий принцип обучения

  • ПРИНЦИП  НАГЛЯДНОСТИ  –  ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ  ПРИНЦИП  ОБУЧЕНИЯ
  • Дрозд  Ксения  Александровна
  • Живаева  Валерия  Сергеевна
  • студенты  3  курса,  кафедра  педагогики  начального  образования,
  • СФ  БашГУ,  РФ,  г.  Стерлитамак
  • E-mail:  lilia-1111@mail.ru
  • Жданова  Лилия  Ульфатовна
  • научный  руководитель,  старший  преподаватель,  СФ  БашГУ,
  • РФ,  г.  Стерлитамак

Закономерности  педагогической  деятельности  находят  свое  конкретное  выражение  в  основных  положениях,  которые  определят  ее  общую  организацию,  содержание,  форм  и  методов,  т.  е.

  в  принципах.

В  современной  науке  принципы  –  это  главные,  исходные  положения  определенной  теории,  руководящие  идеи,  основные  правила  поведения,  действий.

Дидактические  принципы  –  это  основные  положения,  которые  определяют  содержание,  организационных  форм  и  методов  учебного  процесса,  соответственно  с  его  общими  целями  и  закономерностями.

  Принципы  педагогического  процесса,  таким  образом,  отражают  основных  требований  к  организации  педагогической  деятельности,  указывают  ее  направление,  а  в  конечном  итоге  способствуют  творчески  подойти  к  построению  педагогического  процесса  [5,  с.  198].

Важнейшее  организующее  положение  в  процессе  обучения  и  всей  целостной  педагогической  деятельности  является  принцип  наглядности.  Это  один  из  самых  известных  и  понятных  принципов  учебной  деятельности,  который  используется  с  древнейших  времен.

В  последние  время  вновь  стала  актуальной  проблема  применения  наглядности  в  учебном  процессе.  Это  объясняется  рядом  причин.

Существенно  увеличилась  область  применения  средств  наглядности,  усложнился  их  инвентарь.

Условия  применения  наглядности  в  учебном  процессе  противоречивы.  Основной  задачей  наглядности  является  базирование  развития  мышления  обучающихся  на  чувственно-наглядных  впечатлениях,  связи  школу  с  жизнью.

Область  применения  наглядных  средств  в  процессе  обучения  никем  еще  точно  не  определена.  Как  показывает  практика,  что  наглядные  средства  применяются  как  при  комплексном,  так  и  при  аспектном  обучении,  расширяясь  и  углубляясь  [1,  c.  132].

Наглядность  в  учебно-воспитательном  процессе  обеспечивается  с  использованием  различных  наглядных  средств.  Наглядные  средства  используются  но  и  для  понимания  ими  отвле­ченных  связей  и  зависимостей  –  одно  из  главнейших  положений  дидактики,  которая  основана  на  методологии  диалектического  материализма.

Еще  Я.А.  Коменский  в  семнадцатом  веке  обосновал  принцип  наглядности  как  важнейший  принцип  преподавания,  вывел  «золотое  правило  дидактики».

  В  соответствии  этому  правилу  к  учебному  процессу  необходимо  привлечение  всех  органов  чувств.

  Он  писал:  «Если  мы  хотим  насаждать  в  обучающихся  истинных  и  достоверных  знаний,  то  мы  должны  стремиться  обучать  всему  с  помощью  личных  наблюдений  и  чувственной  наглядности».

Принцип  наглядности  был  значительно  обогащен  в  трудах  Г.  Песталоцци.  По  его  мнению,  органы  чувств  сами  по  себе  дают  нам  беспорядочные  сведения  об  окружаю­щем  мире.

Читайте также:  Лжедмитрий ii и его место в смуте - студенческий портал

  Обучение  должно  ликвидировать  беспорядоч­ность  в  наблюдениях,  разграничить  предметы,  а  одно­родные  и  сходные  предметы  снова  объединить,  т.  е.  сформировать  у  обучающихся  понятия.

  Песталоцци  говорил:  «Я  прочно  установил  высший,  главный  принцип  обучения,  признавая  наглядность  как  основой  любого  познания».

Позднее  известный  педагог  К.Д.  Ушинский  развил  принцип  наглядности  и  охарактеризовал  его  значение  в  процессе  приобретения  обучающимися  знаний.  Польза  наглядности  в  учебном  процессе,  как  утверждал  К.Д.

  Ушинский,  заключается  в  том,  что  обучающийся  приучается  находить  связей  между  словами  и  предметами.

  В  своих  классических  работах  о  значении  наглядности  в  обучении  он  утверждал,  что  использование  наглядных  материалов  приучает  детей  связывать  слово  с  восприятием  опыта,  при  этом  формируются  представления  о  форме,  окраске,  размерах,  звуках  и  т.  д.

  Очень  важно,  чтобы  пред­мет  непосредственно  воспринимался  учащимися  и  чтобы  под  руководством  педагога  «…ощущения  дитяти  превращались  в  понятий,  из  понятий  возникла  мысль,  и  мысль  облекалась  в  слово»  [3,  с.  137].

Закономерное  обоснование  принципа  наглядности  получено  сравнительно  недавно.  Его  основу  составляют  следующие  конкретно  обоснованные  научные  закономерности:  человеческие  органы  чувств  обладают  различной  чувствительностью  к  внешним  раздражителям,  у  подавляющего  большинства  людей  наиболее  чувствительны  —  органы  зрения.

  Исследования  показали,  что  органы  зрения  «дают»  пять  раз  больше  информаций,  чем  слуховые  органы,  и  в  13  раз  больше  чем  тактильные  органы;  информации,  поступающие  в  мозг  из  органов  зрения,  не  требует  значительных  перекодировании,  они  запечатлеваются  в  человеческой  памяти  легко,  быстро  и  основательно  [4,  с.  198].

В  современной  дидактике  понятие  наглядности  относится  к  разным  видам  восприятия  (зрительным,  слу­ховым,  осязательным  и  др.).  Ни  один  вид  наглядных  пособий  не  обладает  абсолютными  преимущест­вами  перед  другим.

  В  ходе  изучения  природы,  например,  наиболее  целесообразно  применение  натуральных  объектов  и  изображений,  близких  к  натуре,  а  на  уроках  грамматики  –  условных  изображений  отношения  между  словами  с  помощью  дуг  и  стрелок,  путем  выде­ления  частей  слова  различными  цветами.

  Часто  появляется  необходимость  использования  различных  видов  наглядных  средств  в  ходе  ознакомления  с  одними  и  теми  же  вопросами.

Является  важным  целе­направленное  использование  наглядных  материалов,  не  загромождать  уроки  их  избыточным  коли­чеством,  ибо  это  может  помешать  обучающимся,  сосредоточиться  и  обдумать  самые  главные,  существенные  вопросы.  Такое  использование  наглядности  в  учебном  процессе  не  приводит  к  успеху,  а  скорее  вредит  и  усвоению  новых  знаний,  и  развитию  обучающихся.

Когда  учащиеся  обладают  необходимыми  образными  пред­ставлениями,  следует  применять  их  для  формирования  понятий,  для  развития  отвлеченных  мышлений  учащихся.  Это  правило  относится  кроме  средних  и  старших  классов,  и  к  младшим  классам.

  Опираясь  на  восприятие  учащимися  младших  классов  множеств  и  взаимоотношений  между  ними,  необходимо  уже  в  первом  классе  последовательно  переходить  к  обоб­щению  наглядных  отношений,  при  этом  добиваться  их  понимания  в  отвлеченном  плане.

  Например,  выполнив  умножение  и  деле­ние  на  квадратиках  или  кружочках  в  пределах  двух  десятков,  нужно  перейти  к  выяснению  свя­зи  умножения  и  деления,  взаимно  обрат­ных  отношений  между  этими  математическими  действиями  [2,  c.  12].

В  практике  обучения  применение  наглядных  материалов  сочетается  со  словом  учителя.  Способы  сочетания  слова  и  наглядных  средств,  несмотря  на  их  многообразие,  имеют  несколько  основных  форм.

  Одна  из  форм  является  то,  что  при  посредстве  слова  педагог  руководит  наблюдениями,  которые  ведут  учащиеся,  а  знания  о  внешней  форме  объекта,  о  его  строении,  о  происходящих  процессах  обучающиеся  получают  из  объек­тов,  которые  они  наблюдают.

  К  примеру,  на  уроках  учитель  объясняет:  «В  этой  склян­ке  –  соль.  Рассмотрите  ее  внимательно.  Каких  физических  свойств  имеет  это  вещество?»  –  «Соль  –  белого  цвета,  соленая  на  вкус»,  –  отвечает  ученик.

  «Что  с  ней  происходит  в  воде?»,  –  обращается  к  классу  педагог,  проводя  опыт.  –  «Она  растворяется  в  воде»,  –  отвечают  учащиеся.

В  другой  форме  сочетания,  которая  резко  отличается  от  только,  что  описанной,  данные  о  предметах  и  про­цессах  обучающиеся  получают  из  устных  объяснений  педагога,  а  наглядные  средства  используются  для  того,  чтобы  подтвердить  и  конкретизировать  словесных  сообщений.  В  этом  случае,  на  уроке,  изучения  той  же  теме  (поваренная  соль),  учитель  сам  объясняет  ее  физические  свойства  и  на  опыте  показывает  эти  свойства.

Необходимо  отметить,  что  первая  из  описанных  форм  сочетания  наиболее  эффективна  не  только  для  усвоения  нового  материала,  но  и  для  развития  наблюдательности,  особенно  у  учащихся  младших  классов.

  Превосходство  первой  формы  проявляется  тогда,  когда  проводится  подробный  анализ  объекта,  например,  при  изучении  внутреннего  строения  листа.

  Поскольку  при  использовании  другой  формы  соче­тания  требуется  меньше  времени,  можно  использовать  эту  форму,  когда  осуществляется  сравнительно  «грубый»  анализ  объекта.

Знание  учителем  форм  сочетания  слова  и  наглядных  средств,  их  вариантов  и  сравнительной  эффективности  способствует  творчески  применять  на­глядные  средства  соответственно  данной  дидактической  задаче,  содержанию  учебного  материала  и  другим  конкрет­ным  условиям.  Дидактический  принцип  наглядности  является  главным  в  обуче­нии,  но  его,  как  и  в  познавательном  процессе,  следует  понимать  шире,  чем  возможности  зрительного  восприятия. 

Педагогу  следует  не  только  хорошо  знать  свой  предмет,  но  и  уметь  сделать  его  достоянием  своих  воспитанников.

  Умение  доступно  излагать  свой  предмет,  педагогический  талант  учителя  основаны  на  умении  строения  учебного  процесса  в  соответствии  с  закономерностями  данного  процесса,  с  главными  дидактическими  принципами.  Одним  из  таких  принципов  является  принцип  наглядности.

Список  литературы:

  1. Артемов  В.А.  Психология  наглядности  при  обучении.  –  М.:  Просвещение,  2008.  –  256  с.
  2. Баранов  С.П.  Чувственный  опыт  ребенка  в  начальном  обучении.  –  М.,  2003.  –  245  с.
  3. Давыдов  В.В.  Теория  развивающего  обучения.  –  М.,  2003.  –  425  с.
  4. Левитас  Г.Г.  Технология  учебных  циклов,  или  Как  улучшить  классно-урочную  систему  обучения:  Практическое  пособие.  –  М.:  АРКТИ,  2006.  –  72  с.  (Школьное  образование).
  5. Педагогика:  Учебное  пособие  для  студентов  педагогических  учебных  заведений/  В.А.  Сластенин,  И.Ф.  Исаев,  А.И.  Мищенко,  Е.Н.  Шиянов.  –  3е  изд.  –  М.:  Школа  –  Пресс,  2000.  –  512  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43757

Балалаева Е.Ю. Реализация принципа наглядности в электронных средствах обучения

Балалаева Елена ЮрьевнаНациональный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев

Balalajeva Olena YurievnaNational University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kyiv

Библиографическая ссылка на статью:
Балалаева Е.Ю. Реализация принципа наглядности в электронных средствах обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7351 (дата обращения: 26.03.2019).

Исследователями неоднократно обращалось внимание на то, что современные электронные средства обучения имеют расширенные возможности для реализации дидактического принципа наглядности на качественно новом уровне.

Целесообразность применения таких средств определяется, в основном, возможностью их использования для визуализации учебной информации, формализации знаний о предметном мире.

Однако в современных исследованиях внимание акцентируется, в основном, на преимуществах электронных учебников и пособий при реализации принципа наглядности по сравнению с традиционными, а недостатки описываются фрагментарно, спорадически.

В современной педагогике существуют различные подходы к толкованию принципа наглядности: C. Гончаренко определяет наглядность как один из принципов дидактики, согласно которому обучение строится на конкретных образах, которые непосредственно воспринимаются учащимися; В. Оконь рассматривает принцип наглядности как принцип заполнения пространства между конкретным и абстрактным; М.

Данилов – как принцип единства конкретного и абстрактного.

Наглядность интерпретируется как показатель простоты и понятности для субъекта психического образа, создаваемого в процессе восприятия и последующей умственной обработки реального объекта; наглядный материал рассматривается как внешняя опора внутренних действий, осуществляемых учащимися в процессе овладения соответствующими знаниями.

В. Попков, А. Коржуев, исследуя научные основы реализации принципа наглядности в высшей школе, отмечают необходимость включения в обучение деятельности, связанной с моделированием, идеализацией, мысленным экспериментированием.

Говоря о критериях соответствия содержания и методов обучения идее реализации сущностного подхода в связи с принципом наглядности, исследователи отмечают наличие в распоряжении преподавателя наглядных средств, которые давали бы возможность продемонстрировать и выявить именно сущностные взаимосвязи и отношения между исследуемыми объектами и явлениями и описывающими их величинами (а не частные малозначимые их проявления), а также степень влияния различных факторов и условий на характер протекания исследуемого явления [1].

Использование компьютерных технологий позволяют с большой степенью наглядности представить мысленные модели реальных процессов, обеспечивающих четкую фиксацию образа явления или процесса в сознании студента, позволяют варьировать скорость протекания процесса в соответствии со скоростью восприятия информации, повторять изучаемый процесс при различных начальных условиях и параметрах.

Если традиционная наглядность обучения предусматривала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.

Различные формы представления объекта позволяют использовать одновременно образное, аналитическое мышление.

Компьютер может моделировать различные по форме и содержанию процессы, благодаря чему наиболее четко раскрываются существенные связи объекта, т. е.

визуализируются те знания человека, для которых еще не найдено текстового описания, или те, которые требуют высших степеней абстракции [2, с. 126–132].

Сформулированное Я.А.

Коменским «золотое правило дидактики», согласно котрому при обучении, «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания», находит подтверждение во многих современных научных исследованиях. Пропускная способность каналов связи от рецепторов к ЦНС различна: оптического канала связи – 1,6х106 бит/с, акустического – 0,32х106 бит/с, тактильного – 0,13х106 бит/с. Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы [3, с. 242].

По данным ЮНЕСКО, при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном – около 25%, а при аудиовизуальном – до 65% воспринимаемой информации.

Применение аудиофрагментов в электронном пособии позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, активизируя не только зрительные, но и слуховые центры мозга [4, с. 89–92].

Читайте также:  Философия образования - студенческий портал

Современные программы, создающие виртуальную реальность, позволяют задействовать в процессе обучения не только зрение и слух, но и осязание, ощущение гравитации, магнитную ориентацию и т. п.

По мнению исследователей, такая мультимедиа-визуализация позволяет создавать более прогрессивную, природосоответствующую среду для отображения учебного контента, его наглядного интерактивного моделирования и исследования; гипермедиа-архитектуры обеспечивают личностно-ориентированный, развивающий характер обучения. Чрезвычайная выразительность, зрелищность мультимедиа важны при работе с новым видео-поколением, которое легко впитывает знания через произведения экранной компьютерной культуры. Последняя формирует у студентов готовность, предрасположенность воспринимать, познавать мир через образно-визуальное представление информации на основе информационно-коммуникационных технологий, готовность к деятельности в информационном обществе. Мультимедиа-визуализации присуща гораздо большая информативная плотность, сращивание понятийного и наглядного, что органично задействует и вербальное, и образное мышление [5, с. 173–182].

Кроме того, электронные средства учебного назначения предоставляют возможность выполнять преобразовательную деятельность с объектами изучения, наблюдать и анализировать ее результаты, чем достигается существенное повышение уровня гностичности моделей объектов изучения.

Таким образом, в исследованиях современных дидактов принцип наглядности интерпретируется не только с учетом доступности объекта изучения для восприятия посредством созерцания, но дополняется требованиями привлечения субъекта обучения к преобразовательной деятельности, что сопровождается наглядностью ее результатов [6; 7].

  • Итак, обобщая вышеизложенное, можно отметить четыре основных преимущества электронных средств обучения при реализации принципа наглядности:
  • — обеспечение полисенсорного восприятия учебной информации;
  • — повышение уровня визуализации учебного материала;
  • — возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств реальных объектов, научных закономерностей, теорий, понятий;
  • — возможность осуществлять преобразовательную деятельность с объектами изучения или их моделями.
  • Но возможности современных электронных средств обучения не только позволяют обеспечить осуществление принципа наглядности на качественно новом уровне, но и существенно увеличивают дидактические риски при его реализации.

Дидактические риски при реализации принципа наглядности наиболее предсказуемы и в той или иной форме упоминаются в трудах многих современных ученых.

При анализе существующих электронных пособий неоднократно обращалось внимание на типичное злоупотребление наглядностью в ущерб их содержанию, подмену содержательного плана иллюстративными материалами, эффектными техниками, анимацией.

Избыточность иллюстративного компонента рассеивает внимание студентов, отвлекает их от слежения за логикой развертывания содержания дисциплины.

Исследователи отмечают, что попытки добиться заинтересованности за счет чрезмерного использования средств мультипликации и игровых приемов не достигают желаемой цели прежде всего вследствие «эффекта контраста», когда студент, знакомый с динамичными компьютерными играми и тренажерами, ожидает такой же динамики от учебной программы [8].

Стремление сделать электронное пособие ярким и эффектным при незнании элементарных правил шрифтоведения, цветоведения, композиции, дизайна приводит к противоположному эффекту – затрудняет восприятие и понимание информации (иногда до полной нечитабельности).

Отметим также, что довольно часто в электронных изданиях используются готовые иллюстративные материалы из различных баз данных, в результате чего в пособии представлены разные по технике, качеству исполнения и назначению рисунки, фото, видеофрагменты с сомнительным дидактическим потенциалом.

  1. Поскольку электронные пособия нами рассматриваются как учебные издания, то при их разработке актуальными остаются некоторые общие рекомендации по иллюстрированию учебных книг для высшей школы:
  2. — иллюстрации должны использоваться только в тех случаях, когда раскрывают, объясняют или дополняют информацию, содержащуюся в учебнике (пособии);
  3. — вид иллюстраций должен соответствовать степени подготовленности студентов: в учебниках (пособиях) для студентов младших курсов иллюстрации должны отличаться большей образностью, чем иллюстрации для студентов старших курсов, которые могут свободно читать чертежи и сложные схемы;
  4. — иллюстрации в виде схем не должны повторять материал основного текста или содержать лишнюю информацию, отвлекает читателя от усвоения темы;
  5. — однотипные иллюстрации в учебнике (пособии) должны быть выполнены одной техникой;
  6. — при подаче статистических данных целесообразно использовать графики и диаграммы, которые являются эффективным средством передачи информации между величинами и изучаемыми явлениями;
  7. — целесообразно использовать цветные иллюстрации, которые не только обогащают информацию, но и акцентируют внимание читателей на основных идеях иллюстрированного материала [9].
  8. Кроме того, исследователями сформулированы и требования к программным средствам и компьютеризированным системам учебного назначения, дополняющие и расширяющие принцип наглядности:
  9. — в средствах должна использоваться только такая визуальная модель объекта изучения, которая максимально способствует достижению цели обучения, без чрезмерной детализации или упрощения общих планов изображения;

— модель следует подавать в форме, которая позволяет наиболее четко выделить и разграничить существенные признаки объекта изучения, связи и отношения между его составляющими, то есть существенные для анализа явления модели, этапы процессов и элементы модели объекта изучения должны быть выделены цветом, миганием, звуком и т. д.;

— когнитивность (стимулирование домысливания) подачи учебного материала средствами наглядности нового поколения должна быть реализована таким образом, чтобы предоставить возможность учителю (преподавателю) применять методы активного обучения, сделать процесс обучения действительно интерактивным;

— гностичность подачи учебных моделей не может быть самоцелью: необходимо использование моделей объектов изучения, которые не подают знания в готовом, законченном виде, а предусматривают исследования, самостоятельную познавательную деятельность учащихся (студентов), стимулируя в них навыки такой деятельности [6].

Ученые считают, что современное понимание принципа наглядности при использовании педагогических программных средств создает значительные дидактические предпосылки успехов в обучении через эмоциональное включение, гностичность, дозированную мультимодальность учебных воздействий,  индивидуализацию темпа подачи учебной информации.

Занимаясь созданием и анализом наглядных моделей, субъекты обучения вынуждены проходить этапы научного познания – выполнять декомпозицию системы, анализ ее составляющих, выделение существенных признаков объектов и существенных связей между ними – с последующим определением структуры модели или объекта и его синтезом [7, с. 70–82].

Другие исследователи считают, что вред от применения в образовании мультимедийных средств намного очевиднее пользы. По мнению Ю. Афанасьева, «вредным в образовании является любое использование наглядных материалов, замещающее собственную работу воображения и мысли учащихся.

Злоупотребление наглядностью вполне способно культивировать «комикс-мышление» – очень опасную форму манипуляции сознанием.

Вообще наглядность часто инициирует не интеллект, а эмоции и поэтому является удобным средством навязывания оценок извне, тогда как задача образования – предоставить эту работу самим учащимся.

Полезная наглядность должна не замещать, а, напротив, инициировать и воображение, и интеллект человека. Это значит, что она должна расширять и обогащать имеющийся опыт. Сказанное означает, что применять средства мультимедиа в образовании следует с осторожностью и обоснованно» [10].

Таким образом, возможности современных электронных средств обучения не только позволяют обеспечить осуществление принципа наглядности на качественно новом уровне, но в то же время существенно увеличивают дидактические риски при его реализации.

Для предотвращения таких рисков при проектировании электронного пособия следует руководствоваться требованием разумной достаточности наглядности: содержание обучения должно быть обеспечено необходимым оптимальным минимумом иллюстративного материала, который должен определяться конкретно для каждого пособия, в зависимости от его назначения, функций в учебном процессе, целевой аудитории и других факторов.

Библиографический список

  1. Попков В. А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Попков, А. В.  Коржуев. – М. : ИЦ «Академия», 2001. – 136 с.
  2. Верлань А.Ф. Дидактичні принципи в умовах традиційного і комп’ютерного навчання / А. Ф. Верлань, Н. Т. Тверезовська // Педагогіка і психологія. – 1998. – №3. – С. 126–132.
  3. Подласый И.П.. Педагогика : в 3 кн.: учеб. для студ. вузов / И. П. Подласый. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Владос, 2007. – кн. 2 : Теория и технология обучения. – 2007. – 575 c
  4. Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения – электронный учебник / О.Б. Тыщенко // Компьютеры в учебном процессе. – 1999. – №10. –  С. 89–92.
  5. Волошинов С.А. Реалізація дидактичного принципу наочності в алгоритмічній підготовці студентів засобами інформаційно-комунікаційного педагогічного середовища / С.А. Волошинов // Інформаційні технології в освіті. – 2011. – № 10. – С. 173–182.
  6. Лапінський В.В. Принцип наочності і створення електронних засобів навчального призначення [Електронний ресурс] / В. В. Лапінський // Народна освіта. – 2009. – Вип.3. – Режим доступу: http://www.narodnaosvita.kiev.ua/vupysku/9/statti/lapinskiy.htm.
  7. Мадзігон В. М. Педагогічні аспекти створення і використання електронних засобів навчання / В. М. Мадзігон, Ю. О. Дорошенко, В. В. Лапінський // Проблеми сучасного підручника : зб. наук. праць. – К. : Педагогічна думка, 2003. – Вип. 4. – С. 70–82.
  8. Агеев В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование : Учеб. пособие для вузов / В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс; [Под ред. Ю. Г. Древса]. – М. : МГУП, 2003. – 234.
  9. Наказ МОН України № 588 від 27.06.2008 «Щодо видання навчальної літератури для вищої школи» [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://www.osvita-ua.net/legislation/visha-osvita526.
  10. Через формы к смыслам: о новой университетской образовательной модели / под ред. Ю.Н. Афанасьева. – М. : РГГУ, 2006. – 224 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2014/07/7351

Педагогические основы использования принципа наглядности

Принцип — это основное исходное положение какой-либо научной системы, теории, политического устройства; основной закон какой-либо точной науки; внутренняя убежденность в чем-либо; норма или правило поведения основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора [25, 182].

Принцип (лат. principum — начало, основа, происхождение, первопричина) — основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям [25, 181].

Наглядность — принцип, восходящий к определенным фундаментальным отношениям, гносеологически связывающим человека и тот мир, в котором он живет, человека и людей, с которыми он общается [6, 58]. Как принцип, она нуждается в специальной инструментовке, позволяющей «обнаружиться» объективным законам, в соответствии с которыми процесс познания становится эффективным.

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.

Наглядность Я.А. Коменский считает основным правилом обучения. Исходя из сенсуалистических взглядов («нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении»), Я.А.

Читайте также:  Анализ налоговой отчетности - что учитывается в ходе налоговой проверки и зачем она нужна?

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и провозгласил «золотое правило дидактики»: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимость — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания…[2, 120].

Принцип наглядности Я.А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно — модели или копии предметов или явлений. Таким образом, Я.А. Коменский развивает очень ценную мысль о широком применении в школе различных наглядных пособий.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам.

Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлеченном плане.

Так, проделав умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, следует перейти к уяснению связи между умножением и делением, взаимно обратных отношений между этими арифметическими действиями.

  • Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
  • Принцип наглядности в обучение важен потому что:
  • — помогает человеку воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи.
  • — формирует визуальную и слуховую культуру человека;
  • — дает учителю обратную связь, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил.

Принцип наглядности не утверждает, что образ в процессе обучения создается мгновенно и непроизвольно. Необходима активная, умственна работа по его созданию человеком.

Изобразительные (рисунки, фотопортреты, фоторепродукции картин, живописи, архитектуры и другие фотоизображения окружающего мира) и условно-графические (таблицы, схемы, блок-схемы, чертежи графики, диаграммы, карты и картосхемы и т.д.

) средства наглядности, а также современные мультимедиа приложения (аудио- и видеофрагменты, анимация) являются одними из эффективных дидактических средств, как для печатных, так и для электронных учебников, которые, как было сказано выше, играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся.

Широкое использование того или иного вида наглядности в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования наглядности для «оживления» всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом.

Пособия такого рода помогают преподавателю: а) кратчайшим путем соотнести понятие с предметом и оставить более прочный след в памяти обучающихся; б) стимулировать высказывания учащихся на разных уровнях; в) создавать ситуацию живого общения; г) оживить педагогический процесс. От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

Еще, для того что бы привлечь особое внимание учеников на уроке, многие учителя используют наглядное обучение.

Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах…[6, 56].

Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания.

Принцип наглядности обучения в современной дидактике — это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации [10, 32].

Также в современной дидактике утверждается, что принцип наглядности — это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на их модели [5, 89].

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм.

Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, на уроке учитель говорит: «В этой склянке — серная кислота. Рассмотрите ее внимательно.

Каковы физические свойства этого вещества?» — «Серная кислота — прозрачная, бесцветная жидкость»,— отвечает ученик. «Смотрите, как льется серная кислота»,— обращается к классу учитель, проводя опыт.— «Она маслянистая»,— отмечают школьники.

Чтобы сделать средства обучения наглядными, необходимо выделить основные свойства изучаемого явления (то есть превратить его в модель), адекватно отразить эти свойства (то есть сделать модель изоморфной изучаемому явлению).

Проблема использования наглядности в обучении тесно связана с проблемой моделирования учебного материала. Модели позволяют отображать явления и объекты реального мира на множество абстрактных символов и понятий, а связи между ними — на связи между соответствующими абстракциями. Но начнём с самого понятия «модель», которое используется во многих областях науки.

Что же такое модель? В чем ее принципиальное отличие от традиционной наглядности? Модель — условный образ какого-либо объекта или системы объектов [5, 91].

Натуральные предметы и их изображения дают, прежде всего, представление о внешнем облике изучаемого объекта в целом.

Модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенные стороны явления или процесса, причем эти стороны должны быть отражены адекватно, то есть быть изоморфны изучаемому явлению.

Модель — это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [5, 91].

Принято условно подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Существуют и другие классификации: модели вещественные и мысленные (наглядно-образные и логико-символические).

А.Н. Кочергин в предложенной им классификации рассматривает следующие модели по видовому признаку: материальные, идеальные, предметные, символические [5, 63].

С.И. Архангельский делит существующие модели на три основных типа: материальные, абстрактные, модели суждения и аналогии [2, 48].

Л.М. Фридман выделяет два класса моделей: 1) материальные (вещественные, реальные), которые, в свою очередь, делятся на статические (неподвижные) и динамические (действующие); 2) идеальные, которые делятся на образные или иконические, знаковые (знаково-символические) и мысленные (умственные, воображаемые) [11, 56].

По его мнению, все выделяемые модели обладают свойством наглядности как для их создателей, так и для тех, кто их понимает. Материальные модели наглядны потому, что они представляют собой объективно существующие предметы и чувственно воспринимаемы.

Идеальные модели также чувственно воспринимаемы, и это восприятие вызывает образы моделируемых объектов, на основе которых эти модели были разработаны.

Метод моделирования сегодня широко используется в педагогике. Л.М. Фридман считает, что использование моделирования в обучении имеет два аспекта: 1) служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения; 2) является тем учебным действием и средством, с помощью которого достигаются цели обучения и без которого невозможно полноценное обучение.

Подавляющее большинство форм человеческой деятельности не может осуществляться без применения знаково-символических средств.

Считается, что знак представляет предмет и отражает посредством значения свойства и отношения предметов, т.к. неразрывно связан со значением.

Таким образом, функции знаково-символических средств — представлять предмет, вызывать образ предмета, сообщать знания о предмете.

Посредством знаковых систем возможно эффективное кодирование получаемой информации, чтобы максимально упростить и убыстрить процесс приведения получаемой информации к доступному для ее использования виду.

Психология различает разные виды знаково-символических средств (например, языковые и неязыковые). Специфика их использования зависит от вида деятельности и от цели употребления.

В реальной деятельности, в том числе и в обучении ИЯ, все виды знаково-символических средств используются не изолированно, а в комплексе, что очень хорошо просматривается в опорно-семантической схеме, которая включает разные виды графических символов, отображающих содержание учебного материала.

Также нельзя забывать и о современных технологиях.

Современные технологии тесно внедрились в нашу жизнь. В учебном процессе они помогают учителю решить различные педагогические задачи, облегчить процесс восприятия и его усвоения учениками.

Благодаря современным компьютерным технологиям можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении. Использование таких форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности учащихся.

От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний [7, 197].

Итак, одним из требований эффективной методики использования наглядных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.

Все это позволяет говорить о том, что средства наглядности обретают новую функцию — управления познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания.

Входить в мир новых технологий и упрощать учебную деятельность. Раскрывать полную картину мира не выходя из кабинета и преобразовывать уже сложившиеся в практике методы и принципы наглядности. Обогащать визуальную и слуховую культуру человека.

Развивать отвлеченное мышление, а также формировать представления, правильно отображающие объективную действительность и видеть наглядность не только в привычных образах в виде схем, картинок, но и в движении.

Что в итоге дает понятие учителю об обратной связи, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил.

Источник: https://studbooks.net/1271537/pedagogika/pedagogicheskie_osnovy_ispolzovaniya_printsipa_naglyadnosti

Ссылка на основную публикацию