Принцип природосообразности — студенческий портал

Принцип природосообразности представляет собой один из ключевых аспектов социальной педагогики. Идея заключается в том, что работник в рамках практической деятельности должен в первую очередь обращать внимание на естественные факторы развития ребенка.

Принцип природосообразности предлагает учитывать все аспекты окружающей среды, оказывающие влияние на маленького участника социума. Основные характеристики, посвященные такому подходу, в обилии встречаются в педагогических, философских, психологических работах.

В настоящее время издано довольно много трудов, рассматривающих разные аспекты принципа природосообразности.

Современный социальный педагог, заинтересованный в качественной практике и успешности работы, должен уделять внимание такому подходу для достижения оптимальных результатов.

Принцип природосообразности - Студенческий портал

Как все начиналось?

Впервые принцип природосообразности был отражен в работах Коменского. Именно этой идее посвящен самый знаковый труд автора – «Великая дидактика».

Принцип природосообразности Коменского предлагает рассматривать человека как составной элемент природы. Из этого следует, что всякая особь подчиняется всеобщим законам нашего мира, главенствующим над всеми видами.

Человек находится в подчинении у тех же правил, что и растения, животные.

Принцип природосообразности Коменского гласит, что рождение всегда ведет за собой воспитательную работу – это единственный способ возможное превратить в реальное.

Автор в своих трудах оперировал не только лишь общими закономерностями, которым подчинен наш мир, но также особенностями психологического развития ребенка. Коменский выдвинул идеи построения воспитательной, образовательной системы.

В качестве базы для принципа природосообразности обучения были использованы возрастные особенности, свойственные детству, подростковому периоду, юношеству.

Вперед шаг за шагом

Развитием этой идеи стал принцип природосообразности Руссо.

В своих работах известнейший французский автор рассматривал педагогические теории, социальные, воспитательные, а также предлагал системы построения наиболее эффективного подхода к образовательному процессу.

По мнению Руссо, необходимо подчинять образование, воспитание малолетних природным законам, и мыслитель подчеркивал, что природа требует от детей вести себя по-детски до момента взросления.

В работах Руссо принцип природосообразности обучения и воспитания сформулирован как идея, в основании которой – воспитание, которое человеку дает собственно природа. Эту линию необходимо продолжать внутренним образованием, развивая способности каждого. Задача взрослого – не только передавать ребёнку знания, но и помогать совершенствовать органы чувств.

Разум и чувства

Если обратиться к трудам Руссо, можно найти заключения относительно развития принципа природосообразности: процесс необходимо настроить таким образом, чтобы ребенок не только обучался, развивался, но и постепенно готовился к будущей взрослой жизни, в то же время сделать это так, чтобы не лишить его детства. Природа ребенка – вот то, что, как отмечал Руссо, должно быть на первом плане. Именно в подражании ей заключается принцип природосообразности в педагогике, которому должен подчиняться воспитательный процесс.

Принцип природосообразности - Студенческий портал

Особенность сформулированной французским мыслителем теории была не только в содержательных аспектах, но и в подходе к организационным вопросам обеспечения воспитания.

Руссо предлагал по возможности с самого рождения до достижения совершеннолетнего возраста дать ребенку шанс развиваться в природных условиях.

Его принципы природосообразности, культуросообразности были дополнены проработанной шкалой взросления, разбивающей человеческое детство на строго ограниченные периоды.

Идеи развиваются

Следующий значимый вклад был сделан Песталоцци. Принцип природосообразности, в его понимании, на практике был воплощен в детском приюте, открытом на средства и по инициативе этого педагога из Швейцарии.

В приют принимались беспризорники, дети, оставшиеся без семей. По мнению Песталоцци, принцип природосообразности воспитания заключался в гармоничности, разносторонности развития человеческих способностей, сил, данных ему природой.

Развитие должно реализовываться в полном согласии с природными явлениями, законами, логикой.

Принцип природосообразности воспитания Песталоцци в некоторой степени конфликтовал с идеями Руссо, поскольку швейцарский педагог не стремился идеализировать детство, ребяческую природу.

По мнению этого деятеля, ребенок может развивать свои способности только при условии наличия внешней помощи, то есть, как образно было отражено в его трудах, воспитание представляет собой здание, стоящее на крепком скалистом фундаменте природы.

По мнению Песталоцци, воспитание, несочетаемое с декларированными им принципами, ложно и неверно.

Немецкий подход

Следующим шагом развития идеи стал принцип природосообразности Дистервега.

Это педагог, научный работник, живший на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий, во многом придерживался сходных со своим швейцарским коллегой взглядов.

В частности, он утверждал, что принципы воспитания (природосообразность, культуросообразность) являются наиболее важными, значимыми при работе с детьми.

Принцип природосообразности - Студенческий портал

Исключительно ценные с точки зрения педагогики труды Дистервега содержат упоминание необходимости следования за человеческим развитием, протекающим естественным образом. Важно учитывать это в воспитательной, образовательной работе.

Задача педагога – не просто передавать знания, но еще и учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого, помогая ему развивать самые сильные стороны.

Дистервег считал, что декларированный им и его коллегами принцип вечен и не подвержен изменениям, равно как и сама человеческая природа.

Вклад русских мыслителей

Указанные теории в девятнадцатом столетии привлекли внимание российских деятелей науки, передовых умов в области разработки подходов к воспитанию нового поколения. В частности, особенный интерес представляют сохранившиеся до настоящего времени труды Ушинского, наиболее значимой работой которого принято считать «Человек как предмет творения».

Это сочинение, посвященное не только педагогике, но во многом – психологии, рассматривает правила, принципы, которым следует подчинять воспитательный процесс.

Одновременно Ушинский обращает внимание, что только лишь знание такой информации еще не может быть залогом успеха, и педагог должен учитывать в своей работе природные законы, применяя их в конкретном случае с учетом особенностей ребенка, доверенного ему на воспитание.

Ушинский стал автором довольно ценных педагогических программных наработок, где подробно обосновано, по каким причинам столь важно сперва исследовать физиологические, гигиенические, психологические основы, только после этого переходить к педагогике.

Ушинский призывал уделять внимание рассудку, волеизъявлению, чувствам, эмоциям, способности к воображению, памяти обучаемого.

Только проведя подготовительную работу, педагог, как указано в трудах русского мыслителя, мог переходить в воспитании ребёнка к более сложным темам – религия, эстетика, нравственность, дидактика, словесный дар.

Толстой: вклад в идеи воспитания

Это русский писатель, всемирно известный благодаря своим уникальным романам, немало работ посвятил воспитательному, образовательному процессу, работе с детьми. Он придерживался декларированных Руссо принципов, верил, что личность ребёнка сама по себе – совершенство.

По мнению Толстого, с момента рождения маленький человечек становится гармоничным прообразом правды и красоты, символом и воплощением добра.

Руссо призывал в воспитательном процессе максимально соответствовать тому развитию, которое в конкретных условиях было бы естественным, а Толстой предлагал формировать такие условия, в которых личность могла бы эффективно, успешно, разносторонне развиваться.

Теория движется вперед

Столь пристальное внимание значимого как среди писателей, так и в среде прочих интеллектуалов своего времени Толстого не могло не сказаться на актуальности темы. Русская интеллигенция посвятила много времени, сил рассмотрению вопроса, совершенствованию идей.

Смена власти не стала тому помехой, и в советские времена на территории страны было достаточно много мыслителей, педагогов, в своих работах рассматривавших описываемый принцип. Особенно нужно отметить труды Шацкого, Блонского, Крупской.

В настоящее время в рамках образовательной программы по подготовке педагогов обязательно изучают основные тезисы Макаренко, Щукиной, Ильиной, Сухомлинского.

Принцип природосообразности - Студенческий портал

Вклад Кащенко

В самом начале двадцатого столетия по инициативе этого деятеля был открыт санаторий, предназначенный для обслуживания детей с дефектами, пороками развития.

Здесь практиковалось не только лечение больных, но реализовывались воспитательные, образовательные программы. Одновременно санаторий стал исследовательским центром, позволившим Кащенко собрать достаточно объемный материал из наблюдения за работой с детьми.

В 1918 году на базе этого детского учреждения было открыто новое заведение, посвящённое изучению ребенка.

Кащенко особенное внимание уделял идеям природосообразности, в рамках чего изучал различные отклонения от нормального развития. В фокусе его внимания были не только физические отклонения, но и психические патологии.

Основной идеей было не просто предоставление детям возможностей и условий для развития и образования, но также привлечение внимания к тем аспектам, которые должны особенно учитываться в работе со специальной группой.

Труды, написанные Кащенко на базе собранной информации, и в наши дни считаются очень важными для подготовки педагогов, призванных воспитывать, обучать исключительную аудиторию.

С кем работать?

Природосообразность как принцип применима как подход, практикуемый социальным педагогом, работающим с определенной категорией младших. Это могут быть обычные дети, совершенно нормальные и не имеющие никаких отклонений, а могут быть особенные.

Аудитория многих социальных педагогов – это несовершеннолетние, имеющие сложности с физическим развитием, психические отклонения или проблематику социального характера. Ответственный педагог по-разному работает с каждой из категорий слушателей.

Это гласит и принцип природосообразности, обязующий следовать установленным правилам.

Принцип природосообразности - Студенческий портал

Следуя описываемой идее, педагог должен учитывать возрастную принадлежность обучаемого, половые особенности, индивидуальные, связанные с ненормируемыми аспектами развития.

Задача социального педагога – делать акцент на самых сильных чертах ребёнка, активно развивая все положительное, что наблюдается хотя бы в малой степени. При этом важно, чтобы аудитория обучалась самостоятельности, росла инициативной.

Задача поддержки и провоцирования таких аспектов личности полностью возложена на воспитателя.

Это интересно

Как видно из сохранившихся до наших дней тезисов древних мыслителей и философов, впервые идеи, которые со временем трансформируются в принцип природосообразности, были озвучены еще Демокритом. Определенный интерес такой подход к воспитанию вызывал у Платона, а некоторые постулаты, справедливые и для нашего времени, можно встретить в трудах Аристотеля.

Конечно, нельзя отрицать, что для принципа природосообразности наиболее значимым и важным было двадцатое столетие – именно тогда произошло становление и распространение идеи, которую в настоящее время применяют в работе воспитатели, педагоги всего мира. В то же время без фундамента, заложенного в древности, развитие основных аспектов декларированного позже принципа, вероятно, потребовало бы гораздо больше времени.

Терминология и особенности

Одно из ключевых понятий, тесно связанных с идеей и осознанием принципа природосообразности – ноосфера. Слово можно расшифровать как «сфера разума». Это понятие было разработано для обозначения стадии развития биологической сферы, для которой характерная особенность – сознательная активность человека, влияющая на глобальные проблемы, в некоторой степени решая их, но и провоцируя.

Принцип природосообразности - Студенческий портал

В наши дни принцип природосообразности предполагает взаимные связи социальных, естественных процессов. Речь идет не только о развитии как человеческом, так и природном, с учетом значимых факторов, но и об ответственности.

Задача социального педагога – научить детей осознавать, что в некоторой степени именно они провоцируют происходящие в мире события, а значит, обязаны принимать решения и меры, предотвращающие негативные последствия своей активности.

Или я, или никто

Человек должен с детства учиться осознавать, что самостоятельное развитие – это именно его и ничья другая сфера ответственности.

Воспитательный процесс направлен на то, чтобы каждый несовершеннолетний осознал себя гражданином этого мира, нашей Вселенной. Необходимо научить ребенка понимать процессы, проблемы, взаимосвязи.

Задача взрослых – позволить младшим осознать сопричастность как к природе, так и к социуму, являющемуся ее важным элементом.

Нужно научить ребенка брать на себя ответственность за ноосферу, осознавать ее продуктом собственной жизнедеятельности. Не менее важно уметь осознавать собственно себя, творящего ноосферу, потребляющего ресурсы разумно, экономно. С детства ребёнок должен привыкать к мысли о том, что все расходуемое им должно его же усилиями пополняться, развиваться, воспроизводиться.

Читайте также:  учет местных налогов и сборов - студенческий портал

Кризис общества и образовательной системы

В настоящее время многие придерживаются мысли, что не только экономика находится в глубоком кризисе, но и воспитательная, образовательная сфера вот уже не первый год переживает упадок.

Во многом это касается и школы, ситуация осложняется преступностью в среде малолетних и другими негативными социальными явлениями.

Как говорят методисты, дело не только в финансовой стороне вопроса (хотя, безусловно, низкий уровень жизни играет свою роль), но и в некорректности подхода к образовательному процессу.

В частности, в настоящее время далеко не все преподаватели действительно стремятся обучать своих слушателей в соответствии с их возрастными особенностями и специфическими индивидуальными факторами. По мнению ряда исследователей, коррекция подхода со стороны учителей могла бы ощутимо изменить ситуацию в положительную сторону.

Принцип природосообразности - Студенческий портал

Не все так однозначно

Еще в советские времена некоторые методисты активно критиковали принцип природосообразности, заверяя, что фактически при таком подходе подрываются основы марксизма-ленинизма. В настоящее время такой довод уже потерял свою актуальность, но многие шаблоны, внедренные в головы молодежи того времени, находят отражение в современной образовательной системе.

Источник: https://www.syl.ru/article/359120/chto-takoe-printsip-prirodosoobraznosti

Разработка принципа природосообразности в современной отечественной педагогике

1 Абдрахманова М.В. 1 Валеева Р.Р.

1 1 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
В статье рассматриваются такие основные направления разработки принципа природосообразности в современной отечественной педагогической науке, как природосообразность в развитии детей как психолого-педагогическое направление; природосообразность как фактор развития личности; природосообразность как гуманистическое направление в педагогике; проблема природосообразности и разнообразия культур в теории воспитания; природосообразность как этнопедагогическая закономерность; природосообразность в рамках глобализации мироустройства; природосообразность как экологическое направление и здоровьесберегающая технология воспитания; природосообразность как основа энергоинформационной педагогики; природосообразность как условие эффективной организации педагогической и исследовательской деятельности. Обосновывается необходимость анализа работ педагогов, затрагивающих в той или иной мере различные аспекты принципа природосообразности (природосообразность в биосоциальной педагогике, в теории «глубокой экологии», в антропоэкологии и др.). Природосообразное воспитание рассматривается как воспитание, которое во всех своих основных свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам природы. В работе отмечается, что философские, естественнонаучные, психолого-педагогические теории, рассматривающие проблемы восстановления естественной связи человека с природой, духовную и эстетическую ценность природы, вопросы расширения миропонимания до космического уровня, – представляют собой основу для современного понимания сущности принципа природосообразности.

принцип природосообразностиприродосообразное воспитаниедуховная ценность природы
1. Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. – 344 с.
2. Вернадский В.И. «Царство моих идей впереди…» // Природа. – 1990. – № 6. – С. 88–103.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 176 с.
4. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблема комплексного изучения. – Новосибирск: Наука, 1991. – 304 с.
5. Капра Ф. Дао физики. – Киев: София; М: Гелиос, 2002.
6. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: дис.… д-ра пед. наук. – Казань, 1998. – 362 с.
7. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: пособие для преподавателей. – М.: Интерпракс, 1994. – 208 с.
8. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. – 1995. – № 2.– С. 14–20.
9. Кушнир А. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование. – 1999. – № 1. – С. 86–89.
10. Лебедев С.В. Принцип природосообразности в экологическом воспитании (историко-педагогический аспект): дис… канд. пед. наук. – М., 1993.– 170 с.
11. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Биологическое разнообразие и принципы его сохранения: учебное пособие. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – 124 с.
12. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая Гвардия, 1990. – 351 с.
13. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
14. Никитина Л.Е. Принцип природосообразности в современной теории воспитания // Воспитание как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2003. – Ч. 2. – 162 с.
15. Новгородова А.И. Педагогическое обеспечение развития творческих способностей учащихся на основе принципа природосообразности (на примере изучения химии): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 2002. – 18 с.
16. Подласый И. Энергоинформационная педагогика. – М.: Дата Сквер, 2010. – 424 с.
17. Рахимов А.З. Природосообразная технология обучения и развития школьников: Монография. – Уфа, 2005. – 196 с.
18. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – 608 с.
19. Тарабрина Л.С. Педагогические условия реализации принципа природосообразности воспитания в образовательной практике северного города: дисс. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 155 с.
20. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. – 352 с.
21. Тюмасева З. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию? // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 50–57.

На современном этапе развития отечественной педагогики, когда идет активный поиск концептуальных основ российского образования, особую актуальность приобретает разработка сущности принципа природосообразности как методологического ориентира в рассмотрении важных вопросов воспитания и обучения с учетом новых достижений в различных областях знаний о человеке, обществе и природе.

В западноевропейской педагогической культуре на стыке средних веков и Нового времени в педагогической системе великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592–1670) идея природосообразности, раскрываясь через понятия «макрокосм» и «микрокосм», оформляется в педагогический принцип.

Подобный взгляд на природу и человека вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с глобальными изменениями в природе. Природное в человеке, считал Я.А. Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущей силой.

Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира.

В современной отечественной педагогической науке можно выделить следующие направления в разработке сущности принципа природосообразности.

Природосообразность развития детей как психолого-педагогическое направление рассматривают в своих работах Л.Е. Никитина, А.З. Рахимов и другие исследователи. По мнению представителей этого направления, природосообразность в обучении предполагает организацию данного процесса в «зоне ближайшего развития» ребенка. По мнению А.З.

Рахимова, «реализация принципа природосообразности в учебном процессе обеспечивает то, что основным содержанием учения является превращение любого обучаемого в субъект своей учебной деятельности, действующей по формуле «Я учусь, а не меня учат».

В природосообразный учебный процесс входит психологический полный цикл деятельности, включающей этапы: целеполагания, планирования, организации, реализации целей и анализа результатов» [17].

Согласно точке зрения Л.Е. Никитиной, возврат к принципу природосообразности воспитания в новом осмыслении означает следующую позицию: не ребенок «корректируется» в соответствии с требованиями реальной социальной и педагогической ситуации, а происходит «постоянная корректировка реальной социальной и педагогической ситуации ребенка и его семьи» [14, 57].

Изучению природосообразности в качестве фактора развития личности посвящены исследования В.В. Кумарина, Н.Д. Виноградовой. Так, В.В. Кумарин и Н.Д.

Виноградова полагают, что «принцип учета возрастных особенностей» в лучшем случае может рассматриваться как первый шаг на пути принципа природосообразности, который имеет совершенно другое содержание, а именно: врожденные качества человека, способности, инстинкты, которые в действительности определяют содержание и методику образования и, если возрастные особенности служат базой «уравнительной педагогики» (для всех одинаковые учебные планы и программы, сроки обучения, методы преподавания), то принцип природосообразности является незыблемой основой «педагогики дифференцированной» (адаптация учебных планов и программ, сроков обучения, методов преподавания применительно к врожденным качествам человека), которая только и может обеспечить высокие качества образования, успешно противоречить возникновению в школе любых негативных явлений» [8, 14].

Природосообразность как гуманистическое направление педагогики (З.Г. Нигматов, В.С. Безрукова, Н.Н. Палтышев). В.С. Безрукова природосообразность, наряду с принципами гуманизации педагогического процесса, относит к первой группе принципов, вытекающих из особенностей человека как главного объекта педагогики.

Природа учащегося, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами воспитательных отношений.

Этот принцип требует, чтобы любые воспитательные отношения, где бы они ни создавались, строились по определенным правилам» [1, 42].

Проблема природосообразности и разнообразия культур в теории воспитания является предметом исследования О.Н. Козловой, которая рассматривает природосообразность во взаимодействии различных культур.

Она полагает, что «все национальные системы воспитания, устанавливая разные приоритеты в целях и средствах воспитания, являются не равноценными, но одинаково необходимыми для развития всего социума через оптимизацию отношений личности и общества» [7, 26].

Природосообразность как этнопедагогическая закономерность (Г.Н. Волков, А.М. Кушнир, П.П. Козлова и др.).

Генезис рассматриваемого принципа показывает, что еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, что позволило выявить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип педагогики.

Так, по мнению академика Г.Н. Волкова, природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания [3, 129]. А.М.

Кушнир в своей статье «Принцип природосообразности и народная педагогика» ставит вопрос о создании природосообразных технологий обучения и воспитания в противовес развивающим и другим искусственным технологиям. По его мнению, «в этой области пока еще больше теоретизирования, нежели практических достижений, но отдельные частные технологии могут быть созданы в ближайшее время путем активного обращения к народной педагогике…» [9, 55].

Природосообразность в рамках глобализации мироустройства раскрывается в работах А.В.Мудрика, В.Г. Торосяна. Так, А.В. Мудрик полагает, что развитие наук о природе и человеке в XXI веке существенно обогатило содержание принципа природосообразности.

По мнению педагога, особую роль в этом сыграло создание выдающимся отечественным ученым В.И. Вернадским учения о ноосфере. А.В.

Мудрик считает, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение [13].

В.Г.

Торосян, рассматривая антропологический подход в условиях организации учебно-воспитательного процесса, пишет о том, что «идеи природосообразного образования, воспитания представляют такую базу, которая, подобно гибким технологиям промышленности, позволяет переключаться на новые задачи, изменившиеся условия, вплоть до безболезненной переквалификации, работу на стыке специальностей. Это образование по проблемам, а не по дисциплинам. Только получившее такое образование поколение сможет жить и выжить в непрерывно меняющемся мире» [20, 29].

Природосообразность как экологическое направление и здоровьесберегающая технология воспитания (З.И. Тюмасева, С.В. Лебедев).

Вышеуказанные исследователи считают, что современное образование все более удаляется от природосообразности, становясь здоровьезатратным и даже здоровьеразрушающим. З.И. Тюмасева подчеркивает, что «неприродосообразность образования имеет внутренние искусственные причины.

Только обращение теории и практики образования к внешним по отношению к нему, природным основаниям естественного процесса научения обеспечит ему природосообразность» [21, 57].

Понимание природосообразности, по мнению Л.С. Тарабриной, противоположно популярной сегодня традиции его интерпретации, основанной на абсолютизации и идеализации наследственно-детерминированных свойств и качеств индивида.

Реализация природосообразности в образовательной практике не может быть сведена к простому учету возрастных и индивидуально-типологических особенностей развития детей, но подразумевает, прежде всего, осуществление педагогического управления развитием индивидуальностей, формирующего предпосылки для максимально полного раскрытия их сущностных сил как природных существ и субъектов социальной жизнедеятельности [19].

Читайте также:  Философия в византии (iv—xv века) - студенческий портал

Природосообразность как организация педагогической и исследовательской деятельности (А.И. Новгородова, Л.С. Тарабрина). В соответствии с идеей «учиться у природы» А.И. Новгородова определяет инновационные подходы к организации исследовательской деятельности для развития творческого потенциала школьников в процессе сочетания самоподготовки и внеклассной работы по предмету [15].

Природосообразность как основа энергоинформационной педагогики рассматривается в исследованиях И.П. Подласого.

Он отмечает, что «в свете последних достижений науки человек предстает перед нами как существо, принадлежащее не только физическому миру, но и миру тонких энергий.

Энергетика, духовное состояние человека до сих пор оставались вне поля зрения педагогов, тем самым оставляя вне поля педагогического взаимодействия мощнейшие силы и возможности человека» [16].

Рассмотренные направления раскрывают разные грани принципа природосообразности, способствуя обогащению его сущностного значения и вместе с тем намечают пути решения актуальных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях.

На наш взгляд, особого внимания заслуживают также работы педагогов, не ставящих целью непосредственно изучить сущность принципа природосообразности, но затрагивающих те или иные его аспекты (Ф. Капра, Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова).

Более широкое, многоуровневое понимание принцип природосообразности находит в философии холизма или «глубокой экологии». «Глубокую экологию» связывают с духовным знанием, так как она не выделяет человека из природного окружения. Она представляет мир как переплетение взаимосвязанных элементов.

Здесь природосообразность понимается как осознание принадлежности к миру. Такой взгляд на сущность принципа природосообразности, по мнению П.П. Козловой, представляет его основным принципом формирования духовного мира человека, его духовной культуры [7, 12].

Новую, рождающуюся на основе этой философии, мировоззренческую парадигму физик и философ Ф.Капра предлагает назвать холистическим миропониманием – видением мира как единого целого, а не набора отдельных частей [5].

Философские воззрения, подчеркивающие важность сохранения видов и экосистем с точки зрения «глубинной экологии», рассматривают Б.М. Миркин и Л.Г. Наумова [11, 92–94].

Они говорят о том, что предписание различных культур, где бы человек жил в гармонии с природой и защищал свой мир, является «творением Божьим». «Если Бог создал мир, то и созданные Богом виды имеют ценность.

В соответствии с традициями иудаизма, христианства и ислама, человеческая ответственность за охрану видов является как бы статьей договора перед Богом. Еще более строго требуют сохранения жизни в окружающей природе индуизм и буддизм.

Вопросы этики сохранения природы разрабатываются так называемой «глубинной экологией», основной девиз которой «Как подскажет природа». В то же время, как отмечают авторы, идеи «глубинной экологии», особенно элементы теологии в ее составе, характеризуются отрывом от идей устойчивого развития.

В контексте изучаемой нами проблемы следует также выделить философское направление, которое в научной литературе получило название антропоэкологии. Философы этого направления (В.П. Казначеев, В.В. Казютинский, И.А. Сафонов) раскрывают особенности развития человека в его единстве с природой.

Так, они утверждают, что осознание перспектив развития человека невозможно вне понимания его с процессами космической эволюции [4, 52].

Данное философское направление позволяет расширить границы традиционного миропонимания, поскольку предполагает существование наряду с объективно-реальным миром, который человек ощущает органами чувств и с которым взаимодействует, и ненаблюдаемые миры (астральный мир и др.).

Таким образом, положение о единстве природы и человека выражает ту всеобщую закономерность, которая лежит в основе сущности принципа природосообразности.

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что философские, естественнонаучные, психолого-педагогические теории, раскрывающие восстановление естественной связи человека с природой, духовную и эстетическую ценность природы, расширение миропонимания до космического уровня, – представляют собой основу для современного понимания сущности принципа природосообразности.

Рецензенты:

Козлова П.П., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;

Маджуга А.Г., д.псх.н., профессор кафедры психологии и педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Работа поступила в редакцию 01.04.2015.

Библиографическая ссылка

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37592

Принцип природосообразности в современной системе образования детей

Образование 17 марта 2012

В настоящее время педагогика сделала достаточно большой шаг вперед, что проявляется во все большем применении новых методик и способов обучения, построенных на принципах демократии и свободы выбора.

Однако, как свидетельствует статистика, несмотря на высокий уровень развития цивилизации, качество современного образования является далеко не идеальным.

Оказывается, в педагогическом образовании  недостает такого важнейшего фактора, как природосообразность, то есть соответствии человека своей изначальной природе.

Несмотря на то, что принцип природосообразности был сформулирован еще несколько веков назад, сегодня к нему снова обращаются многие ведущие педагоги различных стран,  внедряя его элементы в современную систему воспитания молодого поколения.

Положительное влияние природосообразности было впервые подмечено еще древнегреческими философами Аристотелем, Демокритом и Платоном. В своих древних  трактатах о мироустройстве и значении человека в мире они подчеркивали неразрывную связь человека и его зависимость не только от земной природы, но и от космических явлений.

Более точно принцип природосообразности в педагогике сформулировал славянский ученый чешского происхождения Ян Амос Коменский в середине XVII века, положив в его основу важную роль воспитания ребенка и прививания ему осознанности своей божественной сути.

Знаменитые произведения  «Всеобщий Совет об исправлении человеческих дел» и «Мир чувственных вещей в картинках» получили широкое распространение по всей Европе.

Принцип природосообразности и современная его трактовка подразумевает научное понимание взаимосвязи социальных и естественных процессов, где воспитание согласовывается с основными законами развития человека и природы в комплексе.

При этом учитывается возраст, пол, интересы ребенка, а также его природные способности и таланты. Знаменитый наш соотечественник В.И.

Вернадский сформулировал в начале ХХ века понятие ноосферы, как энергоинформационной оболочки земли, на которую оказывают влияние как мысли людей, так и их действия, и образ жизни.

При гармоничном развитии человека и соответствии его духовной природе ноосфера обогащается положительной энергией.

Если же человек живет в противоречии с окружающим его миром, то здесь существует риск не только психо — эмоционального кризиса, но снижения его моральных установок и критериев.

Именно поэтому в настоящий момент принцип природосообразности воспитания должен являться важнейшей составной частью образования.

При воспитании природосообразно человек получает следующие преимущества:

  1. Понимание всех происходящих на земле процессов во взаимосвязи их с космическими явлениями и циклами;
  2. Осознание себя частью Вселенной и микрокосмом макрокосма;
  3. Понимание тонкой связи между человеческой жизнедеятельностью и ноосферой как главным фактором, влияющим на все мировые события;
  4. Формирование личной ответственности не только за все действия и поступки, которые совершает человек, но и за все, что с ним происходит или случается;
  5. Воспитание чувства сопричастности к социуму и природной среде, в которой человек растет и развивается.

 Таким образом, принцип природосообразности выполняет важнейшую роль в формировании человека, как целостной личности, которая при правильном воспитании человека позволяет расти ему настоящим гражданином Вселенной. Естественным процессом каждого здорового человека является постоянная тяга к знаниям, примером чему являются дети, которые стремятся ко всему новому и неизведанному.

Принцип природосообразности также гласит, что с годами этот интерес не должен пропадать, а, наоборот, должен все более возрастать.

Если человек потерял естественную тягу к знаниям, то это является плохим признаком, который свидетельствует об утрате человеком жизненного стержня.

Именно поэтому в системе современного образования с самого раннего этапа необходимо прививать принципы, которые будут способствовать не только правильному и всестороннему развитию человека, но и сделают его счастливым.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/195015/

Статья по теме: Принцип природосообразности на уроках в начальной школе. | Социальная сеть работников образования

  • Принцип природосообразности на уроках в начальной школе.
  • Котенева Надежда Николаевна, учитель начальных классов
  • Разделы: Начальная школа
  • « Ибо,  сколько на дереве ни появляется древесины,
  • Коры, листьев, цветов и плодов –
  • Всё это рождается только от корня…»
  • Ян Амо Коменский.

В  развитии человека огромную важность имеют наследственные (природные) факторы, было понято уже в далекой древности. Это положение, постоянно подтверждающееся на практике, со временем стало основополагающим принципом (т.е. фундаментальным, руководящим положением педагогики), который впоследствии стал называться принципом  природосообразности.

В самом общем виде он означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы. Античная наука даже мысли не допускала, что воспитание человека может быть оторвано от природных оснований.

Цицерон говорил: «Если будем следовать за природой, как за вождем, никогда не заблудимся». Великий Я.А. Коменский после ряда веков забвения возродил идею природосообразности, раскрыл ее значение в воспитании. В его «Великой дидактике» читаем следующие строки.

Точный порядок воспитания и притом такой, который не в состоянии были бы нарушить никакие препятствия, следует заимствовать у природы. Если мы намереваемся искать средства против недостатков природы, нам приходится искать их исключительно в самой природе. «Совершенно справедливо, что искусство (воспитания. – И.П.

) сильно не чем иным, как только подражанием природе»[2]. «Как только это будет точно осуществлено, созданное искусство (воспитания. – И.П.) будет протекать так же легко и свободно, как легко и свободно протекает все природное»[3].

Природные основания воспитания везде согласуются у него со здравым смыслом и научной логикой.

Природа ничего не предпринимает несвоевременно. Она тщательно приспосабливается к удобному времени.

Птица, намереваясь размножать свое поколение, приступает к этому делу не зимой, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизнеспособность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. И вместе с тем она поступает постепенно.

Садовник не сажает растений зимой (так как сок в это время остается в корне и не поднимается для питания саженца), и не летом (потому что сок уже распределен по ветвям), и не осенью (так как сок устремляется к корню), но весной, когда сок начинает распространяться из корня и оживляет верхние части дерева[4].

Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке. Например, когда природа создает птенца, то в одно время формирует кости, кровеносные сосуды, нервы, в другое – плотные мускулы, в третье – покрывает кожей и опять в особое время одевает перьями и, наконец, учит летать и пр.[5]

Всякое свое действие природа начинает изнутри. Например, у птицы природа формирует сперва не когти, перья или кожу, а внутренности. А наружные части после, в свое время. Так дерево, питающееся орошающим его небесным дождем или соком из земли, впитывает эту пищу не через внешний покров коры, а через поры внутренних частей. Поэтому садовник обыкновенно поливает не ветви, а корень.

Читайте также:  Информационная система управления персоналом - задачи и цели направления

И животное переваривает пищу не внешними органами, а желудком, который переваренное распространяет по всему телу. Поэтому если воспитатель юношества таким же образом больше всего будет занят корнем знания, т.е. интеллектом, то разумная жизненная сила легко перейдет в ствол, т.е. в память, и, наконец появляются цветы и плоды: свободное пользование языком и опытность в делах[6].

Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.

Например, намереваясь произвести из яйца птицу, природа не создает и не формирует сперва голову, глаз, перо или коготь, а согревает всю массу яйца и движением, вызванным теплотой во всей массе, образует кровеносные жилки, так что возникает уже общее очертание всей птицы (именно то, что должно превратиться в голову, крылья или ноги), и затем только постепенно развиваются отдельные члены, пока не завершится их полное развитие. Подражая этому, строитель сперва или в уме составляет себе общую идею всего здания, или вырисовывает на бумаге проект, или даже делает деревянную модель и согласно этому закладывает фундамент, затем выводит стены и, наконец, покрывает крышей. И только после этого он заботится о второстепенных вещах, которыми заканчивается постройка дома: о дверях, окнах, лестнице и др.; наконец, присоединяет украшения, картины, скульптуру, занавеси и пр. Подобным же образом садовник берет только образ дерева, т.е. черенок; сколько почек на нем, столько же может вырасти впоследствии главных ветвей. Он же с наибольшим успехом сажает молодые деревца; если же он сажает уже подросшие, то ему придется сперва освободить их от старых ветвей, чтобы устранить возможность распространения сока в другом направлении[7].

  1. Природа не делает скачков, идет вперед постепенно.
  2. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.
  3. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.
  4. Природа никогда не использует негодного.

Природа так располагает материю, чтобы она стремилась к форме. Так, садовник считает нужным позаботиться о том, чтобы растение, получив необходимую влагу и жизненную теплоту, благополучно росло.

Плохую поэтому заботу о детях проявляют те, кто насильно принуждает их учиться.

В самом деле, чего надеются этим достигнуть? Если едят без аппетита, вводя при этом все-таки в желудок пищу, то в результате это вызовет только тошноту и рвоту и, по меньшей мере, плохое пищеварение, нездоровье.

Напротив, если еда вводится в желудок под влиянием чувства голода, то он воспринимает ее с удовольствием, хорошо переваривает и успешно обращает в сок и кровь. Поэтому и говорит Сократ: «Если будешь любить знание, будешь много знать», и Квинтилиан: «Стремление к учению определяется волею, принудить которую нельзя»[8].

Природа переходит от более легкого к более трудному. Например, образование яйца начинается не с более твердой части, скорлупы, а с желтка; последний сначала покрывается кожицей и только впоследствии – скорлупой.

Так, птица, приготовляясь к полету, сперва приучается становиться на ноги, потом двигаясь крыльями, затем размахивать ими, наконец, при более сильных движениях, подниматься и уж тогда вверять себя воздушному простору[9].

Природа не обременяет себя излишне; она довольствуется немногим. Например, из одного яйца она не выводит двух птенцов, удовлетворяясь удачно выведенным одним. К одному стволу садовник прививает не несколько черенков, а один, и если считает ствол достаточно крепким, то два[10].

Природа не спешит, а подвигается вперед медленно.

Чтобы быстро высидеть птенцов, птица ведь не бросает яйца в огонь, а чрезвычайно медленно согревает их естественным теплом и впоследствии, чтобы птенцы быстрее подросли, не обкармливает их пищей (ведь она бы этим скорее их уморила), а кормит понемногу и осмотрительно, давая столько пищи, сколько может переварить неразвитая еще способность пищеварения.

Садовник не добивается от растения, чтобы оно в первый же месяц выросло или чтобы в первый же год приносило плод. Поэтому он не каждый день им занимается, не каждый день поливает его, не ускоряет его согревания, разводя возле него огонь или осыпая негашеной известью, а довольствуется тем, что растение орошается с неба и согревается солнцем[11].

Природа ничего не вызывает насильно наружу, кроме того, что, созрев внутри, само стремится выйти. Ведь природа не заставляет птенца покидать яйцо ранее, чем его члены правильно сформируются и укрепятся; не заставляет его летать ранее, чем он оперится; не выгоняет его из гнезда ранее, чем он научится летать, и пр.

Так, дерево не дает отростков ранее, чем сок, поднимаясь от корня, не заставляет их расти; не дает раскрываться почкам ранее, чем образовавшиеся из сока вместе с цветами листья стремятся развернуться свободнее; не сбрасывает цвета  ранее, чем  охваченный им плод не покрывается кожицей; не дает плоду падать ранее, чем он созреет[12].

Природа всячески себе помогает. Например, у яйца нет недостатка в своем жизненном тепле; однако отец природы, Бог, предусматривает, чтобы этому теплу помогли или теплота солнца, или перья сидящей на яйцах птицы. Когда птенец выйдет из яйца, мать, пока это необходимо, согревает и всячески развивает и укрепляет его для всего, что нужно ему в жизни[13].

Природа все соединяет постоянными связями. Например, когда она образует птенца, она все связывает: один член – с другим, одну кость – с другой, нерв – с нервом и пр.

Так, в дереве из корня вырастает ствол, из ствола – сучья, из сучьев – ветви, из ветвей – отростки, из отростков – почки, из почек – листья, цветы, плоды и, наконец, новые отростки и т.д.

Так что, хотя бы тысячи было суков, ветвей, листьев, плодов, – все-таки все это составляло бы одно и то же дерево[14].

Природа сохраняет пропорцию между корнем и ветвями в количественном и качественном отношениях.

Ибо как корень развивается под землей сильнее или слабее, так не в большей и не в меньшей степени развиваются на поверхности земли и ветви.

Так, у животного наружные органы развиваются в равном соотношении с внутренними. Если внутренние органы находятся в хорошем состоянии, то и наружные приобретают хороший вид[15].

Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. Как у трав, деревьев, животных есть различные природные особенности – с одними нужно обращаться так, с другими – иначе и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинаково, – так существуют подобные же природные способности и у людей.

Встречаются счастливцы, которые все постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определенных предметах удивительно непонятливы и тупы. Иной в спекулятивных науках – орел, а в практической мудрости – осел с лирой. Иной в музыке туп, а в остальном способен к обучению. У других подобное положение имеет место с математикой, или с поэзией, или с логикой и пр.

Что здесь делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело[16].

Учитель есть помощник природы, а не владыка, ее образователь, а не преобразователь, поэтому если он видит, что кто-либо из учеников принимается за что-либо без достаточных к тому способностей, то пусть не подгоняет его вперед в твердой уверенности, что этот недостаток в другой части дела будет восполнен, как это обыкновенно и бывает. Ведь если у дерева оторван или отрублен один сук, то остальные растут сильнее, так как к ним направляется вся жизненная сила. И если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый легко будет идти вперед в том, к чему его (по велению Высшего Провидения) влечет скрытый инстинкт, и затем на своем месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу[17]. Как для посева и насаждения требуется некоторое искусство и опытность, так и для воспитания требуется надлежащая подготовка воспитателя. У неопытного садовника, засевающего сад растениями, большая часть растений обыкновенно погибает, а если что вырастает счастливо, то это происходит скорее благодаря случаю, чем искусству. Предусмотрительный же садовник действует искусно, хорошо зная, что, где, когда и как нужно делать или не делать, так что у него ни в чем не бывает неудачи[18].

Принцип природосообразности Я.А.Коменского поддерживал и развивал Джон Локк: «Бог наложил определенную печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику, может быть немного исправлена, но вряд ли можно ее целиком изменить и превратить в противоположное.

Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности, при помощи частых испытаний (!) следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться».

И.Г. Песталоцци, проверив действие великого принципа, заявил: «Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени.

Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является… священной задачей.

Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с научными предметами, а научные предметы с человеческой природой».

Долгое время в педагогике принцип природосообразности был забыт. Чего достигает совеременная педагогика начального образования, возвращаясь к нему? Прежде всего ясного понимания возможностей учеников.

Этим устраняется противоречие между одинаковыми школьными программами, рассчитанными на мифическую равность учеников, и далеко не одинаковыми способностями детей к усвоению тех или иных учебных предметов.

Исследования подтвердили, что забвение принципа природосообразности стало причиной кризиса воспитания во многих странах. Обнаружив причину ослабления здоровья школьников, ухудшения нравственности и психической неуравновешенности, педагоги этих стран не побоялись признать свои ошибки и возвратились к испытанной классической педагогике.

Немецкий профессор Л. Гурлитт по этому поводу написал: «Культура, полученная ценой физического калечения, ничего не стоит и куда вреднее некультурности. Нельзя считать целью жизни – уродливого подготовления к ней – то, что делает непригодным к самой жизни.

Все наше воспитание, если оно выращивает нам столько физических калек, узкогрудых, близоруких, малокровных, нервных, а потому и безвольных и раздраженных людей, идет по ложной дороге, и все, что вынуждает ее идти по этому пути ошибок, должно быть немедленно и с корнем вырвано из жизни народов».

 Увеличение сроков начального образования в нашей стране, облегчение программ – прямое следствие возобновления испытанных путей правильного воспитания детей.

Итак, воспитание должно не исправлять природу, а помогать ей. Правильно организовать воспитательный процесс требует принцип природосообразности воспитания, раскрытый в «Великой дидактике» Я.А. Коменского. Если следовать всем его требованиям, ошибок в воспитании станет меньше, а его сила больше.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/06/13/printsip-prirodosoobraznosti-na-urokah-v-nachalnoy-shkole

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector