- — личность студента должна рассматриваться как целостная система, образование в этой системе занимает только часть жизненных целей, т.к. наряду с ней появляются другие: создать семью, иметь детей, занять определенное положение в обществе;
- — необходимо учитывать большую потребность взрослого учащегося в психосоциальном образовании, которое предполагает осознание собственной гражданской позиции, социального статуса, личностной и профессиональной компетенции и этнической и культурной идентичности;
- — важным принципом работы со студентами является ориентация на осознании жизненных целей, образовательных смыслов в их контексте, собственного поведения и соответствия его уже сформировавшемуся представлению о собственной поведенческой модели;
- — необходимы формы, предполагающие проживание и интеграцию чувств в процессе обучения, такие, например, как групповая дискуссия по актуальным проблемам возраста и жизненных целей, психодраматическая проработка ценностных ориентаций и жизненных смыслов;
- — важно учитывать, что взрослый учится в конкретных ситуациях и ориентирован в результате обучения не на знания, а на целостный личностный и профессиональный опыт.
Усиление воспитательных функций высших учебных заведений с целью повышения культуры поведения студентов возможно при следующих условиях:
- — если учитываются потребности студентов, как взрослых обучающихся;
- — если учитываются личностные особенности студентов как взрослых обучающихся;
- — если к личности студента подходить как к целостной системе и рассматривать образование как важную, но не единственную составляющую этой системы;
- — если учитывать необходимость психосоциального образования.
Важнейшей целью высшего образования является воспитание полноценной, всесторонне развивающейся личности, где вопрос о жизненных ценностях составляет значимую и неотъемлемую часть мировоззрения будущего специалиста. Существует понятие «жизненные ценности» и рассматривать эту проблему можно с нескольких позиций:
- · отношение человека к жизненным ценностям и области их проявления;
- · сущность и происхождение жизненных ценностей;
- · факторы, оказывающие влияния на формирование жизненных ценностей.
Так, Н.И. Непомнящая, разделяет жизненные ценности в зависимости от обобщенного плана функционирования человека в социальной среде и в будущей профессиональной деятельности. К основным типам ценностей она относит следующие: деятельность, познания и отношения [5]. А.М. Осетрова выделяет следующие области жизненных ценностей: физические, социальные и духовные.
Под физическими ценностями понимаются те, которые направлены на физическое здоровье студента, а также: красота, материальный достаток, безопасность от вредных факторов, гармония. Ко второй группе относятся те, которые связаны с социумом: общение, культура, уважение, дружба.
Социум обязательно влияет на систему ценностей человека, создавая иерархию ценностей, по которой оценивает действия и поступки студента. В то же время происходит определенное влияние социума на физические ценности.
К духовным жизненным ценностям можно отнести общечеловеческие: любовь, мир, добро, счастье.
Психологам более свойственная трактовка ценности, как элемента структуры сознания личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.М.Мясищев). Некоторые авторы рассматривают ценность как отношение субъективно-объективное, что связывает человека с содержанием явлений [2].
Как известно, деятельность в сфере физической культуры можно представить как одно из средств реализации профессионально-педагогических ценностей.
Она совмещает то или другое содержание, характер, направленность в зависимости от сознательной деятельности преподавателей, которые организуют и используют ее с определенной целью в зависимости от степени овладения ими педагогическими ценностями. В данном случае речь идет о личностной системе ценностных ориентаций.
Их можно представить как средство дифференциации человеком объектов окружающего среды, объективно существующих ценностей, за их субъективной значимости и привлекательности.
Гуманистический характер деятельности будущих специалистов физической культуры требует установления взаимосвязи и взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей в структуру ее ценностных ориентаций.
В связи с этим используется понятие «профессионально ценностные ориентации», характеризующееся как совокупность отношения личности к профессиональной деятельности, к самому себе как профессионалу. Они являются основным звеном в сложном синтезе структур, образующих профессиональную готовность будущего специалиста.
Все это есть производное от уровня развития профессионально ценностных ориентаций личности.
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей.
Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах и мотивах. В них отражены представления студентов о желаемом.
В формировании определенных ценностных мотивов, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и духовного развития личности.
Ценностные ориентации и ценностные мотивы студентов рассматриваются как условия, с помощью которых дифференцируют объекты их профессиональной деятельности и их значимость.
В структуре природоохранной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности.
Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется.
Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную) активность, другие -познавательную, третьи — поведенческую. Нормы отношения к миру, то есть эмоционально волевая воспитанность, не в знаниях и умениях, а в ценностном отношении к миру и деятельности [2, 7].
Главной задачей педагогической деятельности в высшем учебном заведении является формирование у студентов целого комплекса материальных ценностей, прежде всего ценности самого человека, его здоровья и социально значимых норм поведения.
Очень важным является формирование установки — сохранить здоровье, активизировать и ориентировать на здоровый способ жизни, на любовь к природе, труду.
Преподавателям необходимо формировать у студентов систему базовых знаний и умений по проблеме обеспечения безопасных условий существования человека в естественной, социальной и техногенной среде.
Необходимо стимулировать у студентов эту жизненную позицию, научить их приемам самоконтроля и необходимости реализации защитных мероприятий, основанных на понимании механизмов возникновения опасности и направленного на их предупреждение. Следует формировать у них мышление, направленное на осуществление максимальной безопасности, как в настоящей повседневной жизни, так и в будущей производственной и преподавательский деятельности.
Источник: https://studwood.ru/1814632/pedagogika/printsipy_vospitaniya_kultury_povedeniya_studentov
Содержание и функции воспитания студентов вузов
С о д е р ж а н и е | Ф у н к ц и и |
— профессиональное — патриотическое — нравственное — правовое — экономическое — интернациональное — экологическое — эстетическое — физическое — половое и др. | — формирующе-развивающая; — мобилизации; — побуждения к самовоспитанию; — профилактическая; — перевоспитания. |
СИСТЕМА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ (ВЛИЯНИЯ)
Методы и средства изучения объекта воспитания | Методы непосредственного воздействия и опосредованного влияния | Методы организации воспитательных воздействий (влияния) |
|
Методы преимущественного воздействия (влияния) на сознание и подсознание: — убеждение; — внушение; — пример. |
|
Методы преимущественного формирования привычек поведения: — упражнения; и опосредованного влияния — поручения (задания); — включения в различные виды деятельности | ||
Методы преимущественно стимулирующего воздействия (влияния): — поощрение; — принуждение; — наказание; — критика. |
ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Наиболее общие законы развития и изменения природы, общества и мышления (законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания) |
Закономерности социального плана, которые определяют детерминированность процесса воспитания социально-экономическими условиями жизни общества, господствующими в нем идеологией, политикой, правом, моралью, факторами жизнедеятельности, состоянием науки и т.д. |
Психологические закономерности формирования, развития личности (единство деятельности и личности, целостное формирование личности, единство воспитания и самовоспитания и др.) |
Закономерности социальной психологии, которые проявляются в реальных и конкретных явлениях коллективной жизни студентов. Как устойчивые тенденции они проявляются в системе взаимоотношений, общественном мнении, настроениях, в системе устоявшихся традиций и авторитетов. |
Специфические педагогические закономерности |
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, модели специалиста-профессионала, идеалам духовно-нравственного человека |
Соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам |
Соответствие воспитательных воздействий (влияний) личному примеру воспитателя (преподавателя, руководителя, начальника), уровню его культурно-нравственного развития |
Соответствие результата воспитания поставленным целям и задачам |
Соответствие воспитательного воздействия (влияния) индивидуальным и коллективным особенностям студентов, уровню их развития |
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
сложившиеся на основе закономерностей и педагогической практики руководящие положения, определяющие требования к организации, методике воспитательной работы со студентами учебных заведений.
Целеустремленность всех воспитательных воздействий и влияний | Гражданско-патриотическая и профессиональная направленность воспитания |
Гуманизм и демократизм в решении задач всестороннего и гармоничного развития каждого участника воспитательного процесса | Воспитание субъектов и объектов воспитательного процесса в различных видах деятельности (учебно-познавательной, служебной, др.) |
Проявление в процессе воспитания единства требовательности и уважительного отношения к личности, постоянное внимание к ее нуждам и запросам, разумным потребностям | Воспитание в коллективе и через коллектив путем создания в нем атмосферы взаимопонимания, дружбы, товарищества, социальной справедливости, высокой культуры взаимоотношений |
Индивидуальный и дифференцированный подход к личности, группе, коллективу кафедры | Обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики |
Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий | Обеспеченность единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания |
Целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности | Комплексный подход к воспитанию с учетом функционирования всех его элементов |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
процесс реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, который представляет собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 320;
Источник: https://studopedia.net/5_53406_soderzhanie-i-funktsii-vospitaniya-studentov-vuzov.html
Понятие принципа воспитания, система принципов воспитания
Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.
Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике.
Ряд ученых рассматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно.
При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.
Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса.
- Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении. Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.
- Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
- Принцип педагогического руководства и само стоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания.
Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран.
- Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных. Образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
- Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
- Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.
Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.
Принцип личностного подхода в воспитании. Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.
Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные, особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания.
Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.
Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе.
Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований.
Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.
Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании.
Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.
Источник: https://magref.ru/ponyatie-printsipa-vospitaniya-sistema-printsipov-vospitaniya/
Методическая разработка ( группа) на тему: Педагогические принципы воспитания и обучения. | Социальная сеть работников образования
- Методическая статья: Педагогические принципы воспитания и обучения.
- Закономерности и принципы воспитания.
- Принципы воспитания.
- Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Выделяют следующие основные принципы (Пидкасистый П.И., 1996):
- ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;
- принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я » в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе… будет другим… Ты этого хочешь? Это будет правильно?»;
- принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» -«нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» — эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.
Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
Закономерности воспитания
Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):
- воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения; нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;
- содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;
- соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;
- только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
- организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.
Закономерности и принципы обучения.
Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества. Определение закономерностей обучения во многом зависит от уровня развития гуманитарных и антропологических наук.
Закономерность обучения – это система общих, существенных, объективных, необходимых и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие.
Выделяют внутренние и внешние закономерности.
Внутренние закономерности – это: подчинение результата обучение активности ученика и способом управления обучением, зависимость обучения от способа нахождения противоречия между познавательными (практичными) задачами и уровнем необходимых для их решения умений, знаний и навыков учащихся, их умственного развития.
Внешние закономерности – это: развивающий и воспитывающий характер обучения, социальная обусловленность методов, целей и содержания обучения, зависимость полученных результатов обучения от особенностей контакта обучающего с элементами окружающего мира, осуществлении обучения в общении и на основе вебрально-деятельного подхода.
к внешним закономерностям относится зависимость процесса обучения от общественных условий и процессов (уровня культуры, политической и экономической ситуации и т.д.).
Под внутренними закономерностями подразумеваются связи между компонентами процесса обучения, например, между учеником, учителем и учебным материалом, между содержанием образования, целями, средствами, методами и формами обучения. Все эти закономерности можно считать точно установленными, так как они множество раз проверялись, подтверждались и объяснялись.
Так как на процесс обучения всегда оказывают воздействия экономические, социальные, культурологические и др. явления, то по ходу дальнейшего развития гуманитарных наук будут устанавливаться новые закономерности процесса обучения.
Закономерности и принципы обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. А все по той причину, что на основе закономерностей как раз таки и происходит формирование принципов. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения.
В педагогической науке в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие.
Понимание принципов обучения дает возможность организовывать обучение в зависимости от его закономерностей, а также обоснованной определять цель, выбирать адекватные формы и методы обучения.
- Принципы обучения можно разделить на общедидактические и методические.
- Общедидактические принципы обучения включают в себя принципы сознательности, доступности, посильности, прочности, наглядности, активности, воспитывающего обучения, индивидуализации.
- Методические принципы обучения – это принцип учета родного языка, принцип коммуникативной направленности и принцип интеграции и дифференциации.
Таким образом, закономерности и принципы обучения находятся в непосредственной связи друг с другом. Сначала возникают закономерности, а уже потом, ввиду их развития возникают принципы, развитие которых во многом связано также с разработкой новых концепций обучения и теорий.
Подборка педагогических статей по теме: Принципы как педагогическая категория.
- http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко Педагогика Пособие для сдачи экзамена 2-е издание, переработанное и дополненное МОСКВА ■ ЮРАЙТ ■ 2005 Тема 6. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫОБУЧЕНИЯ
- Понятие закона, закономерности и принципа обучения
- Обзор основных законов и закономерностей обучения
- Принципы и правила обучения
6-4. Взаимосвязь принципов обучения.
2. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html АЙСМОНТАС БРОНЮС БРОНЕВИЧ
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Педагогическая психология — одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.
Цель курса: — помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации.
3. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004491_0.html Руденко М.С. Реферат по педагогическому мастерству. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-471827.html?page=21 Под ред. П. И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Научная картина воспитательного процесса предполагает описание закономерностей, управляющих ходом воспитания ребенка. Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
5. http://fb.ru/article/4333/zakonomernosti-i-printsipyi-obucheniya Н.А.Карпова Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/10/pedagogicheskie-printsipy-vospitaniya-i-obucheniya