Произвольное внимание — студенческий портал

Введение. Ведущим типом деятельности любого студента является учебная деятельность.  Эта деятельность связана с обработкой большого количества разного рода информации, переключением с одной деятельности на другую.

Успешность учебной деятельности определяется развитием свойств когнитивных функций организма, одним из которых является внимание.

Известно, что внимание происходит от образованных свойств личности и вместе с тем является опорным свойством, которое влияет на формирование других свойств личности, которые проявляются в деятельности и во взаимоотношениях людей [4].

Исследование закономерностей между когнитивными параметрами и личностными характеристиками актуально тем, что человек, получив сведения о личных особенностях, способен, на основе этих данных, улучшить свои возможности для последующего эффективного использования своего времени.

Целью нашей работы явилось исследование свойств внимания (объема, распределения, переключаемости) в зависимости от личностных параметров организма (экстраверсии, интраверсии) у студентов вуза в условиях Севера.

Объект и методы исследования. Объектом исследования выступили студенты 1-2 курсов Института психологии СВФУ из числа добровольцев в возрасте 17-25 лет (n=48).

Для определения свойств внимания использовали методику красно-черных таблиц Шульте-Платонова на АПК “НС-Психотест” (ООО “Нейрософт”, г. Иваново, Россия), определение личностных параметров (уровня экстра-интраверсии) проводили с помощью опросника Айзенка (EPI) [3].

Результаты. Полученные нами результаты показали, что среди студентов Института психологии большую часть составляют амбиверты (40%) и интроверты (32%), меньшую часть – экстраверты (28%).

Исследование свойств внимания в группах экстравертов, интровертов и амбивертов показало следующие результаты.

Наибольшее количество студентов с высоким и выше среднего объемом внимания отмечается среди экстравертов (76,8%), наименьшее среди амбивертов (57,9%) (см. рис.1).

Также среди амбивертов больше всего студентов с низким и ниже среднего уровнем объема внимания (15,78%), чем у студентов интровертов и экстравертов.

Произвольное внимание - Студенческий портал

Рисунок 1. Распределение студентов с разным уровнем объема внимания в зависимости от экстра-интраверсии (в %)

Полученные результаты подтверждают, что экстраверты в силу своей общительности и направленности энергии вовне, способности улавливать большее количество информации об объекте, могут с легкостью удерживать в центре внимания несколько объектов и оперировать ими без особых затруднений [1,5]. Амбиверты, напротив, при получении какой-либо информации не могут воспринимать ее в большем количестве.

Результаты исследования распределения внимания показало, что наибольшее количество студентов с высоким уровнем распределения внимания встречается среди интровертов (33,3%), лиц со средним уровнем распределения внимания больше всего среди экстравертов (53,8%), а лиц с наименьшим уровнем распределения внимания больше среди амбивертов (36,84%) (см. рис.2). 

Произвольное внимание - Студенческий портал

  • Рисунок 2. Распределение студентов с разным уровнем распределения внимания в зависимости от экстра-интраверсии (в %)
  • Такой результат можно объяснить тем, что возможно у интравертов внимание имеет большую направленность в ситуацию, чем у экстравертов [2], что позволяет лучше распределить внимание на выполнение нескольких действий для более успешной деятельности.
  • Представленные на рисунке 3 результаты исследования переключаемости внимания в трех группах показало что, как и ожидалось, наибольшей переключаемостью внимания обладают экстраверты (76,91%), наименьшей – амбиверты – 26,35% студентов имеют низкий и ниже среднего уровень переключаемости внимания.
  • Произвольное внимание - Студенческий портал
  • Рисунок 3. Распределение студентов с разным уровнем переключаемости внимания в зависимости от экстра-интраверсии (в %)

Вполне ожидаемо, что у экстравертов будет наивысший показатель переключаемости  внимания, ведь в силу того, что монотонная деятельность не для них, им свойственно быстро переходить от одного дела к другому в отличие от тех же интровертов.

Произвольное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Низкие показатели у амбивертов говорят о том, что им наоборот труднее быстро перестроиться, имеются некоторые сложности в приложении усилий во время выполнения каких-либо задач.

Таким образом, полученные нами результаты исследования, что внимание как когнитивный процесс зависит от личностных особенностей каждого человека. Студенты с экстраверсией отличаются  наиболее высокими показателями по таким свойствам внимания как объем и переключаемость, интроверты – по распределению внимания.

Амбиверты же, имея черты сразу двух типов личности, ориентируются в зависимости от той ситуации, в которой они находятся, что должно говорить об их гибкости и способности быстро находить решения.

Однако, по результатам нашего исследования среди амбивертов отмечаются низкие показатели по всем предоставленным параметрам внимания, в отличие от экстравертов и интравертов.

Список литературы:

  1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. – СПб.: Ювента, М.: КСП+, 1999. –  464 с.
  2. Башанаева Г.Г. Особенности направленности внимания интровертов и экстравертов в эмоционально значимой ситуации // Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2015. – том 17 [11]. – С.11-14.
  3. Практическая диагностика: методики и тесты. – Самара: Бахрат-М, 2007-672 с.
  4. Страхов И.В. Воспитание внимания школьников — М.: Учпедгиз, 1958. — 128 с.
  5. Юнг К.Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие. — СПб.: Азбука, 2001.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xii/67027

Тренировка произвольного внимания студентов высших учебных заведений

УДК 159.952.4

Педагогические науки

Кокова Елена Ивановна (Кандидат педагогических наук)

Копылов Юрий Анатольевич (Кандидат педагогических наук, Профессор Российской академии естествознания)

Ключевые слова: ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ; ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ; ТРЕНИРОВКА; ТЕКУЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ; VOLUNTARY ATTENTION; PHYSICAL EXERCISES; TRAINING; CURRENT ANXIETY. Аннотация: Исследовали уровень произвольного внимания студентов высших учебных заведений.

Использовали методы оценки произвольного внимания, работы нервной системы и нейромышечной координации, текущей тревожности.

Внимание человека определяется как концентрация разума на установленном предмете.

Это специальный познавательный процесс, разнящийся от всех прочих тем, что он не имеет своего содержания и наличествует как бы в прочих психических явлениях: памяти, мышлении, восприятии, движениях [5].

Внимание – крайне существенный процесс. Величина его развития воздействует и на качество мышления, и на запоминание информации, и на ее анализ, и на координацию двигательной деятельности.

От внимания зависит результативность любой деятельности человека.

Внимание избирательно выбирает из окружающего мира предметы, имеющие особенный смысл, интенсивные раздражители, резкие звуковые сигналы, насыщенные световые вспышки, болевые воздействия.

Например, в спорте внимание имеет ключевое значение. Как известно, в спорте присутствуют быстрые передвижения, неожиданные перемены обстоятельств, значительные психологические нагрузки, что предъявляет значительные запросы к главным особенностям внимания – объёмности, сосредоточению, постоянству, распределению и переключению.

Внимание необходимо спортсмену для реализации различных тактических задач, возникающих в соревновательной деятельности. Технические действия очень часто предъявляют к спортсмену требования по предельной концентрации внимания.

При этом необходимость концентрации внимания вызывает серьёзные изменения эмоционального состояния (тревожности), которые отражаются в различных системах организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной [2].

Физическая нагрузка, выполняемая спортсменом, негативно сказывается на возможности длительно концентрировать внимание на выполнении двигательного действия, особенно в процессе утомления.

Учитывая значение формирования произвольного внимания была сформулирована цель исследования – разработать комплекс физических упражнений для формирования устойчивого произвольного внимания студентов высших учебных заведений.

Методы и организация исследования. Исследование проведено при участии 30-ти студентов педагогических факультетов высших учебных заведений, отнесенных к основной медицинской группе.

Было сформировано 2 группы испытуемых – контрольная (15 человек), использовавшая игру в мини-футбол в условиях спортивного зала, и экспериментальная (15 человек), выполнявшая комплекс физических упражнений на повышенной узкой опоре (на гимнастической скамейке). Занятия проводились в течение двух месяцев, по три раза в неделю.

Длительность каждого занятия – 45 минут, которое включало 10 минут разминки, 30 минут – выполнение физических упражнений, 5 минут – отдых в положении лёжа.

Тренировочная программа для экспериментальной группы.

Использован комплекс физических упражнений, требующий постоянного внимания при его выполнении. Положение 1. Стать прямо, ноги вместе, ладони рук сложить вместе перед грудью. Смотреть прямо перед собой. Положение 2. Сцепить большие пальцы рук вместе. Вытянуть руки вверх над головой, чтобы они были на одной линии с ушами. Положение 3.

Наклониться вперёд к ногам и коснуться руками пальцев ног. Положение 4. Положить ладони на пол рядом со ступнями ног. Сгибая ноги, отставить назад вытянутую левую ногу, касаясь левым коленом гимнастической скамейки. Правая стопа находится между обеими кистями рук. Смотреть вверх. Положение 5. Отставить назад правую ногу, поместив её рядом с левой. Поднять область таза вверх.

Скамейки должны касаться только подошвы стоп и ладони рук. Взгляд направить на стопы. Пятки прижать к поверхности скамейки. Тело должно принять форму треугольника. Положение 6. Коленями, грудью и подбородком коснуться гимнастической скамейки. Область таза слегка оторвана от поверхности скамейки. Ладони рук лежат на полу под плечами. Ноги держать вместе. Положение 7.

Опустить на поверхность скамейки область таза и медленно поднять вверх голову и грудную клетку. Живот не отрывается от поверхности скамейки. Не опираться на руки, чтобы прогнуться назад. Ступни ног держать вместе. Положение 8. Поднять вверх область таза, выпрямляя руки и ноги. Скамейки должны касаться только подошвы стоп и ладони рук. Взгляд направлен на стопы.

Тело снова принимает форму треугольника. Положение 9. Продвинуть левую ногу вперёд, чтобы стопа оказалась между кистями рук. Колено правой ноги касается пола. Смотреть вверх. Положение 10. Приставить правую стопу к левой. Выпрямить ноги. Коснуться руками носков ног. Голова и руки опущены вниз. Положение 11. Сцепить большие пальцы рук.

Вытянуться вверх так, чтобы голова находилась между рук. Смотреть прямо перед собой. Положение 12. Сложить ладони рук вместе перед грудью. Расслабиться.

Проделать цикл, состоящий из 12 положений в течение 30-ти минут. Затем лечь на спину и расслабиться.

Методы исследования.

Оценка уровня внимания. Испытуемым предъявляли таблицу с расположенными в произвольном порядке числами от 1 до 25. Давалось задание отыскать в таблице по порядку все числа. Определяли время, затраченное на поиск, в секундах [3].

Проба Ромберга. Позволяет судить о эффективности работы нервной системы. В исследовании использовали усложненную пробу Ромберга: испытуемый стоял так, чтобы его ноги были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.

Оценка нейромышечной координации. Использовали тест Копылова [1]. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях, наклониться вперед, кисти рук на уровне середины голеней.

По команде мяч перемещают по часовой стрелке вокруг правой голени, когда мяч будет находиться в «точке передачи» (правая рука сзади правой голени), левая рука спереди перехватывает мяч и начинает перемещение вокруг левой голени против часовой стрелки.

Когда мяч вновь окажется в «точке передачи» между голенями, засчитывается выполнение одного круга, или «восьмерки». Замерялось время (в секундах) выполнения десяти полных «восьмерок».

Оценка уровня текущей тревожности.

Испытуемые самостоятельно оценивали уровень текущей тревожности в соответствии со следующей градацией: 5 – огромная тревожность, озабоченность, напуган неразрешимыми трудностями и проблемами (5 баллов); 4 – некоторая озабоченность, страх, беспокойство, волнуюсь, раздражен (4 балла); 3 – чувствую себя несколько скованно, немного встревожен (3 балла); 2 – в целом уверен в себе, свободен от беспокойства (2 балла); 1 – полное спокойствие, на редкость уверен в себе, абсолютно не волнуюсь (1 балл). Испытуемым нужно было выбрать один вариант из пяти предложенных [4].

Результаты исследования.

Исходный уровень исследованных показателей не имел статистически достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами (табл. 1).

Таблица 1

Показатели студентов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп в начале эксперимента (M + m)

Показатели Группа Различия Достоверность различия
К Э t p
Время выполнения теста на внимание, с 635,25
+ 40,27
612,68
+ 41,69
22,57 0,39 > 0,05
Время выполнения пробы Ромберга, с 28,14
+ 1,12
31,13
+ 1,22
2,99 1,80 > 0,05
Время выполнения теста Копылова, с 23,05
+ 0,99
25,06
+ 0,87
2,01 1,52 > 0,05
Тревожность, баллы 4,36
+0,55
4,19
+0,42
0,17 0,25 > 0,05
Читайте также:  Чувственный уровень познания - студенческий портал

После проведения педагогического эксперимента показатели студентов экспериментальной группы статистически достоверно (p < 0,05) превосходили аналогичные показатели, полученные в контрольной группе (табл. 2).

Таблица 2

Показатели студентов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп в конце эксперимента (M + m)

Показатели Группа Различия Достоверность различия
К Э t p
Время выполнения теста на внимание, с 435,25
+ 36,64
312,68
+ 31,91
122,57 2,52 < 0,05
Время выполнения пробы Ромберга, с 38,14
+ 1,06
42,13
+ 1,04
3,99 2,69 < 0,05
Время выполнения теста Копылова, с 13,05
+ 0,96
10,04
+ 0,77
3,01 2,45 < 0,05
Тревожность, баллы 4,03
+0,31
3,01
+0,28
1,02 2,43 < 0,05

Анализ полученных данных показал, что за время педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы статистически достоверно (p < 0,05) улучшили исследованные показатели по сравнению с показателями контрольной группы.

В ходе проведения исследования было выявлено, что показатели текущей тревожности в экспериментальной группе после проведённого педагогического эксперимента корреспондируют с показателями произвольного внимания, а также показателями пробы Ромберга и теста Копылова. Предполагается, что произвольное внимание, работа нервной системы, показатели нейромышечной координации и текущей тревожности составляют определённый симбиоз и могут влиять друг на друга в процессе тренировки.

Внимание не является автономным психологическим явлением, и возникает только на фоне других психических процессов [6]. Можно сделать вывод о том, что внимание проявляется в системе различных психологических процессов, и связано с волевыми усилиями для достижения поставленной цели.

Нередко в тренировочной работе возникают ситуации, когда физическая работа не представляет интерес для занимающегося, и он часто вынужден произвольно сосредоточиваться на отдельных тренировочных упражнениях в силу необходимости.

Непременным условием любой человеческой деятельности, в том числе и в области спорта, является проявление организованности, точности, мышечных напряжений, сосредоточенности внимания.

В этой связи внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности [7].

Таким образом, используя разработанный комплекс физических упражнений, выполняемых на узкой опоре (гимнастическая скамейка) в тренировочной деятельности студентов, нуждающихся в более интенсивном формировании произвольного внимания, открывается принципиальная возможность развивать не только различные направления круга интересов, но и волевые качества.

Список литературы

  1. Копылов, Ю.А. Развивать координацию работы рук /Ю.А. Копылов // Физическая культура в школе. – 1987. – № 10. – С. 51.
  2. Косинцев, В.С. Экспериментально-педагогическое исследование путей совершенствования внимания в гандболе.: Автореф. дис…канд. пед. наук /В.С. Косинцев. – ГЦОЛИФК. – М., 1969. –19 с.
  3. Методика «Таблицы Шульте» /Альманах психологических тестов. – М., 1995. – С.112-116.
  4. Мотков, О.И. Психология самопознания личности /Практическое пособие / О.И. Мотков. – М., 1993. – 97 с.
  5. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо // Хрестоматия по вниманию. – 1976. – 354 с.
  6. Романов, В.Я. Психология внимания /В.Я. Романов, Ю.Б. Дормашев. – М.: Тривола, 1995. – 347 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.

Источник: http://novaum.ru/public/p856

Приемы привлечения внимания студентов — современные наукоемкие технологии (научный журнал)

1 Пахомова Р.А. 1 Кочетова Т.Ф. 1 Маркелова Н.М. 1 Василеня Е.С. 1 Карапетян Г.Э. 1 Марцева А.П. 1 1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ
В статье представлен обзор литературы по привлечению внимания студентов.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. В статье отображены функции внимания.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека; от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья.

Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

1. Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005.
3. Вейн А.М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 1973. – 162 с.
4. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Просвещение, 1977.

– 222 с.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: «Высшая школа», 1980. – 336 с.
7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: «Логос», 2003. – 432 с.
8. Граудина Л.К. Культура русской речи. – М.: «Норма», 2000. – 560 с.
9. Занков Л.В. Внимание. – М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. – 198 с.
10. Истомина З.М.

Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.
11. Леонтьев А.Н. Развитие внимания. – М., 1931. – 278 с.
12. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. – М.: Владос, 1991. – 145 с.
13. Максимов В.Н. Русский язык и культура речи. – М.: «Гардарики». 2004. – 416 с.
14. Михайличенко Н.А. Риторика. – М., 1994.
15. Медведев А.В. Основы риторики. – М., 2000.
16.

Роговин М.С. Проблемы внимания. – М.: Высшая школа, 1966. – 186 с.
17. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания. – Абакан: АГПИ, 1991. – 37 с.
18. Экспериментально-психологические исследования особенностей внимания. – Киров: ГПИ, 1990. – 318 с.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [4, 10, 15, 20].

Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности [1, 3, 6, 8, 11, 13].

Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится действие, пока не будет достигнута цель [2, 5, 7, 9, 12, 14].

  • Основными функциями внимания являются:
  • активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
  • целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
  • удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • регуляция и контроль протекания деятельности.
  • Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
  • Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень осознания данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:
  • аналитический эффект внимания – данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;
  • фиксирующий эффект – представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;
  • усиливающий эффект – впечатление, по крайней мере, в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.
  • Свойства внимания
  • Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.

Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным – колебания и переключение внимания.

Объем внимания – это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.

С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно.

Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.

Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.

Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.

  1. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:
  2. усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
  3. активность личности;
  4. эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);
  5. отношение к деятельности;
  6. темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания.
  7. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
  8. первоначальное вхождение в работу;
  9. достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
  10. снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания.

Так, в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.

Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.

Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений.

В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания.

Так, например, тишина в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.

Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е.

это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.

Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.

  • Распределение внимания – это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещение) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
  • трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
  • легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
  • для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.
Читайте также:  Кризис 3 лет у ребенка - причины и характер течения

Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Студент должен одновременно слушать преподавателя и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.

Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другому, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.

  1. Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
  2. Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:
  3. от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
  4. от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
  5. от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);
  6. от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.);
  7. от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Студенту трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды.

Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.

Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.

Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва.

При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении.

Наступает их охранительное торможение, в результате которого в тех центрах, которые до этого были заторможены, внимание повышается и переключается на посторонние раздражители.

Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий.

При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы внимательно что-либо слушаем, наклоняем голову, чтобы лучше слышать.

Такое приспособительное движение облегчает восприятие [3, 11, 16, 17].

Направленность, или избирательность внимания проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира.

Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания.

Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность).

Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным») – контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему неинтересен, но нужен для достижения цели. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер – сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержании непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.

Основываясь на слабости произвольного внимания у студентов, ряд педагогов [14, 19, 19, 21, 22] рекомендовал целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием студентов и приковывать его.

Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы.

Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать студентов и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью.

Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у обучающихся, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания.

Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно.

Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь:

1) использовать непроизвольное внимание;

2) содействовать развитию произвольного.

Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

Библиографическая ссылка

Пахомова Р.А., Кочетова Т.Ф., Маркелова Н.М., Василеня Е.С., Карапетян Г.Э., Марцева А.П. ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 719-722;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35359 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35359

Активизация познавательной деятельности студентов

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • понятие психических процессов и их виды;
  • • основные характеристики и виды внимания, восприятия и воображения;
  • • основные виды и процессы памяти и мышления;
  • • характерные особенности сильной и слабой воли;

уметь

  • • активизировать, сохранять и развивать внимание учащихся;
  • • развивать память, мышление и речь учащихся;
  • • развивать волевые качества личности учащегося;

владеть

  • • навыками активизации и развития познавательной деятельности учащихся;
  • • пониманием значимости изучения психических процессов для преподавания социологии.

Активизация и развитие внимания студентов

В ходе обучения должны быть активизированы разнообразные психические процессы, позволяющие студентам лучше усваивать и закреплять пройденный материал: внимание, память, мышление, восприятие, воображение и т.д. Иными словами, от педагога требуется умение активизировать познавательную деятельность студентов. В первую очередь необходима активизация внимания. Вниманиеэто выделение объектов, на которых сосредоточивается деятельность человека. Характеристики внимания:

  • • направленность (выбор объекта, имеющего для личности определенную значимость);
  • • сосредоточенность (отвлечение от всего постороннего);
  • • устойчивость (сохранение сделанного выбора в течение необходимого для работы времени);
  • • распределение (удержание в сознании нескольких объектов одновременно или выполнение одновременно нескольких действий);
  • • объем (количество одновременно воспринимаемых объектов);
  • • переключаемость (способность быстро переходить к видам деятельности, связанным с другим содержанием).

Виды внимания:

  • • произвольное (когда объекты выбираются человеком целенаправленно);
  • • непроизвольное (когда деятельность захватывает человека в силу своей увлекательности или неожиданности, без заранее поставленной цели);
  • • послепроизвольное (например, когда студент осознанно начинает решать задачу, но постепенно увлекается и забывает о поставленной ранее цели).

Рекомендации для активизации, сохранения и развития внимания

  • 1. Людей непроизвольно привлекает все необычное, новое, важное и интересное. Поэтому для пробуждения непроизвольного внимания преподаватель должен либо подать учебный материал для всех интересно, либо постараться вызвать у учащихся легкое удивление каким-то приведенным им фактом или сменой интонации в голосе. Например, в ходе лекции по социологии семьи можно активизировать внимание, приведя свежие статистические данные о числе разводов в стране и напомнить, что основатель социологии Огюст Конт, живший в начале XIX в., 17 лет не мог развестись с женой. Можно показать портрет Конта. Внимание всегда привлекает шокирующая информация, вроде приведенных на лекции по истории социологии фактов о том, что и Конт, и Вебер страдали от психических заболеваний, жена Конта была в прошлом женщиной легкого поведения, а Парето симпатизировал фашистам. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться пересказом анекдотов из жизни гениев, потому что учащиеся должны вовремя суметь переключить свое внимание на изложение идей классиков.
  • 2. Для того чтобы развить устойчивость внимания, на младших курсах необходимо разнообразить учебный материал и приемы учебной работы. Студенты в ходе одного занятия должны и выслушать рассказ педагога, и посмотреть иллюстрацию к этому рассказу, и побеседовать с преподавателем на тему рассказа. Но постепенно следует повышать продолжительность однородной деятельности, стремясь к тому, чтобы на старших курсах произвольное внимание сохранялось на протяжении всей лекции.
  • 3. Для развития распределения внимания на младших курсах педагог должен сначала рассказать что-то, а потом предоставить студентам право сделать свой вывод. Таким образом, два вида деятельности осуществляются студентами последовательно: сначала прослушивание, а потом обобщение. На втором-третьем курсах разные виды деятельности должны осуществляться одновременно, но в замедленном темпе: сначала прослушивание и запись в тетради, затем сопоставление с уже изученным материалом и личным опытом, потом оценка и выводы. И наконец, на старших курсах можно требовать от студентов выполнения нескольких действий сразу.
  • 4. Переключаемостъ внимания у студентов младших курсов развита слабо. Поэтому при переходе к изложению нового материала, не способного с прежней силой привлечь внимание аудитории, целесообразны:
    • • пауза для эмоциональной разрядки и небольшого отдыха в ходе непривычно долгого для вчерашних школьников занятия;
    • • четкое указание на переход к новой теме и объяснение ее важности;
    • • постановка задач для самостоятельного решения.

Со временем студенты научатся переключать внимание с одного объекта на другой без помощи преподавателя.

 

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studme.org/41944/sotsiologiya/aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_studentov

Концентрация внимания студентов на занятиях: как повысить

С проблемой рассредоточенного внимания сталкивается большое количество преподавателей учебных заведений. С чем связаны трудности студентов? Почему молодые люди не могут или не хотят концентрироваться на воспринимаемой информации? Как сделать лекции более продуктивными?

Впервые столкнулись с этой проблемой ещё в советские времена. Уже тогда была разработана программа, направленная на развитие внимания. Главная задача заключалась в искоренение таких зол человеческой души, как бедность произвольного внимания, рассеянность и неравномерность наблюдения.

С тех пор утекло много воды, но ситуация не изменилась, и даже наоборот, ухудшилась.

Внимание, внимание

Сосредоточенность и направленность сознания, предполагающее повышение интеллектуальной, сенсорной и двигательной активности индивида называется вниманием.

Сосредоточенность или концентрация на одном объекте предполагает временное игнорирование всего происходящего, отвержение от постороннего. Благодаря высокой концентрации внимания, достигается более ясное и точное понимание происходящего. Мысли и представления целесообразно удерживаются в голове до тех пор, пока не будет достигнута цель или не завершится действие.

Направленность чётко проявляется в непроизвольном и произвольном выборе, изобретательности индивида.

Основные функции внимания:

  • Контроль и регуляция деятельности;
  • Обеспечение длительной активности и сосредоточенности на объекте;
  • Целенаправленный отбор поступающей информации, её дальнейшая организация;
  • Сохранение и удержание образов;
  • Торможение ненужных и активизация необходимых процессов

На бис

Для того чтобы Ваши студенты не отвлекались, делайте подачу своего материала более разнообразной. Существенным условием поддержания внимания аудитории является тонкая логическая цепочка, которая позволяет связать излагаемый материал и его последовательность. Вводите новые методы изложения, экспериментируйте.

Предлагается ввести новое содержание, заложить идею предмета в другие слова, связать факты и теоремы с современными представлениями. Подготовьте ответы на вопросы, которые могут задать студенты в процессе восприятия материала. Чем интереснее будет звучать решение задачи, тем больше внимания молодых людей получит преподаватель.

Ещё одним эффективным способом «воровства» внимания является искусственное заострение проблемы.

В начале лекции или занятия задайте студентам несколько важных вопросов, предложите найти решение задач самостоятельно, вызовите активное обсуждение, дискуссии.

Ближе к середине занятия начните давать наводящие ответы, подталкивая к правильному решению. В конце лекции можно обсудить с аудиторией решение проблемы или задачи.

Скукотища

Монотонное изложение материала активируют защитную функцию мозга. В такой ситуации человек просто не способен сконцентрироваться на учебном процессе.

Начинается поиск маленьких приключений: рисование в конспекте, обсуждение вчерашней пьянки в общаге или словесная перепалка с «ботанами». Если своевременно нащупать переключатель скуки, то удастся избежать подобных трудностей.

Главное, чаще изменяйте подход к одному и тому же вопросу, применяйте различные методы и средства методов обучения.

Используя такую методику обучения, Вы увидите положительные результаты уже на первых занятиях. Применяя данные методы и средства обучения, Вам удастся сконцентрировать внимание аудитории и поддерживать его до окончания занятий.

Совет студенту

Наверняка Вы заинтересованы в получении качественного образования, которое позволит в будущем иметь достойную зарплату. Рекомендуем не только концентрироваться на получаемой информации, но время от времени тренировать свои навыки. Для того чтобы повысить внимание, можно начать наблюдать за собой. Главная задача определить те моменты, когда Вам труднее всего сконцентрироваться.

Не хватайтесь за несколько дел одновременно. Мало того, что ни Вы только ничего не сделаете, но и станете рассредоточенным и невнимательным. Составьте чёткий перечень дел и приступайте к их поочерёдному выполнению.

Планируйте свою деятельность: составляйте графики, отмечайте дни в календаре, программируйте напоминания на мобильных устройствах.

Источник: http://www.experto24.ru/lichnostnii-rost/obrazovanie/koncentracija-vnimanija-studentov-na-zanjatijakh-kak-povysit.html

Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X

1 Мельник Н.С. 1 Декина Е.В. 1 1 ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Статья направлена на изучение особенностей произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте, составление рекомендаций воспитателям по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

Большое внимание уделено возможностям игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника. В работе проведен анализ апробации диагностической программы исследования и программы развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

Диагностическая программа направлена на изучение объема, концентрации, переключения, распределения внимания. Произвольное внимание является важным новообразованием дошкольного возраста. Возрастают объем, устойчивость, концентрация произвольного внимания, складываются элементы произвольности в управлении внимания.

Практической значимость работы является использованием игр и приемов, составленных авторами, которые могут быть использованы в работе психолога дошкольных учреждений. Игровая деятельность дошкольника отражает и развивает знания, умения, который получил ребенок, закрепляет правила поведения, развивает умственные способности, готовит к школе.

Развитие внимания зависит от условий и характера деятельности ребенка, которые создают воспитатели, родители, психолог. Исследование имеет теоретическое и практическое значение для развития дошкольного образования, использования в работе с дошкольниками игры как ведущего вида деятельности.

1. Башаева Т.В., Филатова О.В. Познавательные процессы.

Сущность, развитие, нарушения, диагностика. — Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2016. — 152 с. 2. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. — М., 2012. -32 с.
3. Выготский Л.С.

Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — № 6. – 2016. — С. 62-76.
4. Волкова Н. Внимание детей во время занятий // Дошкольное воспитание. — 2011.- №12.- С. 6-9.
5. Добрынин Н.Ф. Воспитание у учащихся внимания на уроке // Начальная школа.- 2015.- № 9. – С.34-37.

Важность внимания и его роль  в жизни человека очевидны.

Внимание характеризует динамику протекания психических процессов, является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. Внимание обладает рядом свойств: сосредоточенность, переключаемость, объем, устойчивость, распределение.

Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка [1].

Важным условием успеха в школьной деятельности – умение обратить внимание на то, что не привлекательно, не интересно, но необходимо для усвоения школьных знаний, поэтому воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребенка к обучению в школе.

В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, его объем увеличивается, внимание становится эффективным.

В дошкольном возрасте ребенок проходит большой пусть в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Именно этот возраст важен для развития внимания, памяти, мышления и др. Совершенствуются психофизиологические функции и возникают сложные личностные новообразования.

По мнению Г.В.Петуховой, произвольное внимание необходимо формировать с дошкольного возраста [2]. Важным условием формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Ведущее положение игры определяется тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в данном возрасте.

Чем старше дети становятся, тем более значимой является педагогическая направленность  игры на формирование поведения и взаимоотношения детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Ценность детской игры заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций (мышления, памяти, речи, воображения, внимания), некоторых видов деятельности (конструктивной, изобразительной, познавательной, общения).

Важным результатом игры является удовлетворенность самим процессом игры, которая в большей мере отвечает их потребностям и возможностям действенного познания мира и людей [3].

Исследование по изучению особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности проводилось в МБОУ ЦО № 42 г. Тула (структурное подразделение № 3). Выборку составили испытуемые в возрасте 6-7 лет, из них девочек 14 мальчиков 14.

Диагностическая программа исследования состояла из 5 методик («Корректурная проба» (тест Б. Бурдона, Анфимов-цифровой вариант), «Красно-черная таблица» (Ф.Д.Горбов), запомни и расставь точки, «Шифровка» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), «Продолжи узор» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Диагностическая программа направлена на изучение объема, концентрации, переключения, распределения внимания.

На констатирующем этапе исследования  по методике «Корректурная проба» (тест Б.

Бурдона, Анфимов-цифровой вариант) мы получили следующие результаты: у 36% опрошенных высокий уровень концентрации внимания, они просмотрели 400 и более знаков, сделав 10 или меньше 10 ошибок (данный показатель свидетельствует о возрастной норме развития концентрации внимания), у 39% респондентов средний уровень концентрации внимания (ими было просмотрено от 350 до 399 знаков включительно и сделано от 11 до 15 ошибок), у 25% опрошенных детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень концентрации внимания – просмотрено 349 и менее знаков и сделано 16 и более ошибок.

По методике «Красно-черная таблица» (методика Ф.Д.

Горбова) мы получили следующие результаты: у 25% опрошенных высокий уровень переключения внимания (показатель переключаемости меньше 20сек), у 46 % опрошенных средний уровень переключения внимания (показатель переключаемости от 20сек до 25сек включительно), у 26% респондентов низкий уровень переключения внимания (показатель переключаемости внимания больше 26сек).

По методике «Запомни и расставь точки» мы получили следующие результаты: у 4% респондентов очень высокий уровень объема внимания, у 14% респондентов высокий уровень объема внимания, у 54% опрошенных средний уровень объема внимания,  у 21% опрошенных низкий объем внимания и у 7% орошенных очень низкий объем внимания.

По методике «Шифровка» (Н.Я.Семаго, М.М.

Семаго) на констатирующем этапе исследования мы получили следующие результаты: у 36% респондентов очень высокий уровень распределения и переключения внимания, у 26% опрошенных детей старшего дошкольного возраста высокий уровень распределения и переключения внимания, у 25% опрошенных средний уровень распределения и переключения внимания, у 7% опрошенных низкий уровень переключения и распределения внимания и у 4% опрошенных очень низкий уровень переключения и распределения внимания.

По методике «Продолжи узор» (Н.Я.Семаго и М,М.

Семаго) мы получили следующие результаты: у 26% опрошенных очень высокий уровень произвольного внимания, у 32% опрошенных дошкольников уровень произвольного внимания высокий, у 32% опрошенных средний уровень произвольного внимания, у 4 % опрошенных низкий уровень произвольного внимания и  у 4% опрошенных очень низкий уровень произвольного внимания.

На основе полученных результатов исследования была разработана программа развития произвольного внимания, которая  включала следующие методы и техники: ролевые игры, обсуждение, моделирование образцов поведения, проигрывание различных ситуаций, арт-терапевтические технологии [4, 5]. Программа рассчитана на  16 занятий.

Сравнительный анализ результатов исследования старших дошкольников по методикам  на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что разработанная развивающая программа оказалась эффективной.

Она способствовала улучшению объема, концентрации, переключаемости внимания, увеличению уровня целенаправленности дошкольников.

Практической значимость исследования являются составленные рекомендации для воспитателей, психологов по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте для развития внимания нужно использовать на занятиях элементы игры и частую смену видов деятельности.

Для развития внимания необходимы игры с правилами, задачами и целями. С помощью таких обучающих игр ребенок учится контролировать свои действия, достигать определенных целей, решать поставленные задачи, переключает  внимание, тренирует устойчивость и  концентрацию внимания.

Для привлечения внимания воспитатель может использовать следующие приемы: менять силу голоса, темп речи, выразительность речи и силу эмоциональной окраски, жестикуляцию  и др.

В рамках занятий с детьми нужно чередовать умственную и практическую деятельность, постепенно включать задания, требующие более длительной сосредоточенности и т.д.  Работа с детьми должна носить систематический характер.

Важно использовать упражнения и задания на развитие произвольного внимания в различных видах деятельности дошкольника. При этом важно к данной работе подключать родителей при организации совместной деятельности, различных видов игр.

Предложенные и апробированные программы могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста. 

Библиографическая ссылка

Мельник Н.С., Декина Е.В. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18084 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18084

Ссылка на основную публикацию