Родовые институты и гомеровский полис, древняя греция — студенческий портал

Страница 2 из 6

§ 2. Гомеровская Греция

Представление о данном этапе в истории Древней Греции можно составить по поэмам известного поэта “Илиада” и “Одиссея”.

В это время население было объединено в довольно примитивные сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от соседских общин. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое городом.

Основная масса населения города — земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.

Родовые институты и гомеровский полис, Древняя Греция - Студенческий портал

В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако наделы представителей знатных и богатых отличаются по своим размерам и качеству, а базилевсы (родоплеменные вожди) получают еще особый надел — теменос.

В то же время источники называют и таких крестьян, у которых земли не было совсем. Возможно, что, не имея средств для ведения хозяйства, эти общинники отдавали свою землю богатым. Гомеровский, период—это период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов.

Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин — буле. Но это был совет не стариков, а наиболее видных представителей родовой знати. Первобытная демократия еще сохранялась, и Народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Организацию возглавлял базилевс — одновременно военачальник племени, верховный судья и верховный жрец.

Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Должность базилевса была выборной, но со временем при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и должность закрепилась как наследственная.

Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов; именно из них впоследствии образовались первые города-государства — полисы. Историческое развитие Древней Греции на рубеже IX—VIII вв. до н. э. характеризуется глубокими изменениями.

На смену родовому строю приходит рабовладельческий, что сопровождается развитием института частной собственности. Многие рядовые земледельцы лишаются своих наделов, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли ускоряло процесс социально-имущественного расслоения.

Древняя общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII—VI вв. до н. э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм).

Древние формы объединения родов — филы и фратрии — еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. Так, на базе родовых и сельских общин возникли новые социально-политические организмы — полисы. Образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.

В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: . Афины и Спарта. При этом государственный строй Афин можно назвать примером рабовладельческой демократии, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

Источник: http://uristinfo.net/istorija-gosudarstva-i-prava/196-istorija-gosudarstva-i-prava-zs-ki-batyr/4866-drevnjaja-gretsija.html?start=1

Устройство греческого полиса

Родовые институты и гомеровский полис, Древняя Греция - Студенческий портал

Древние родовые объединения гомеровского периода постепенно сменились рабовладельческими городами-государствами — полисами, создавшимися в течении IX-VI вв. до н.э. на западном побережье Малой Азии, островах Эгейского архипелага и в материковой Греции.

Как был устроен греческий полис

Центром каждого греческого полиса был город, окруженный стенами, а вокруг него проживало и трудилось сельское население.

Приморские города строились на высоких холмах, находившихся на небольшом расстоянии от берега. Вокруг акрополя распологались поселения граждан.

А у самого подножия акрополя, где находились храмы богов-покровителей, устраивалась рыночная площадь — агора, одновременно являвшаяся и местом народных собраний.

За пределами города были небольшие и ничем не защищенные поселения, жители которых были объединены в сельские общины. Когда к полису приближался враг, сельские жители искали защиту за стенами города. Сюда же, оно приходило для разрешения общественных дел, принимало решение о принятии или отмене законов, проведения праздников и судебных дел.

В древнегреческом полисе собственником земли мог быть только гражданин данного полиса. Правом контроля и распоряжения землей владели только члены гражданской общины. Только граждане, которые входили в состав полисной общины, являлись наиболее привилегированным слоем населения, по сравнению с неполноправными (переселенцами) и бесправными (рабами).

  • В устройстве греческого полиса не было место для регулярной армии, однако все его граждане являлись потенциальными воинами, членами ополчения, которое призывалось к оружию, когда появлялась военная угроза.
  • Таким образом, в устройстве греческого полиса существовало характерное триединство члена его гражданского коллектива: он был гражданином, собственником и воином.
  • Все члены полисной общины составляли весьма сплоченный и замкнутый коллектив, который строго хранил и контролировал соблюдение прав и привилегии для своих сочленов.

По своему устройству греческий полис был наиболее совершенной формой организации господствующего класса. Такая полисная гражданская община объединяла всех собственников, как рабовладельцев так и простых земледельцев. При этом и те, и другие получали от общины гарантии их собственности и широкий выбор политических прав.

Метрополии. Афины

Главная

 

Источник: http://grekoline.ru/drevnyaya-greciya/ustrojstvo-grecheskogo-polisa.html

Родовые институты и гомеровский полис, Древняя Греция

Дополнительный материал 1

Исходя ᴎɜ содержания поэм Гомера, мы можем говорить о том, что в эпоху, получившую отражение в литературных произведениях, в Греции существовал политический строй, который принято именовать ʼʼвоеннои̌ демократиейʼʼ.

Понятие 1

Военная демократия – термин, которым обозначается переходная стадия от первобытнообщинных к классовым отношениям, от родового строя к государству.

Родовые институты

В общественнои̌ жизни гомеровского времени заметную роль сохраняли традиции родового строяСтоит отметить, основой политической и военнои̌ организации общины были объединения родов:

Они были основой формирования ополчения, проведения сходов. Человек, который не принадлежал ни к одному объединению родов, в представлениях того времени находился вне общества и вне закона. Прочные связи между отдельными родовыми союзами в то время отсутствовали, единственное, что могло заставить их объединить свои усилия и держаться друг друга – ϶то внешняя угроза. В остальном их существование было автономным. Нередко происходила вражда между родами, усугублявшаяся обычаем кровнои̌ мести. Человек, который запятнал себя убийством, должен был скрываться в чужих землях от родственников убитого. В числе героев поэм упоминаются и такие изгнанники, вынужденные покинуть родину из-за кровнои̌ мести и получившие приют у какого-нибудь чужеземного царя.

Развитие греческого общества гомеровского времени, образовавшегося на руинах раннеклассового микенского общества, ещё не достигло стадии государственности.

Но каждая ᴎɜ тех многочисленных общин, которая упоминается в поэмах, обладала элементами общественного устройства, которые, с однои̌ стороны, восходили к глубокой древности, с другой — у представляли собой зачатки государственных органов. В ϶тот период только зарождается полисная организация, и важнейшими политическими институтами гомеровского полиса являлись институт царской власти, совет старейшин и народное собрание.

Власть царя в ту эпоху имела главным образом военное значение, царь – ϶то в первую очередь военный вождь, в мирное время ᴇᴦο функции, вероятно, были незначительны.

Его власть была ограничена Советом старейшин, без которого он не мог принимать решений, при ϶том Совет старейшин, вопреки своему названию, состоял не столько ᴎɜ лиц преклонного возраста, пользующихся в силу своᴇᴦο опыта и мудрости большим авторитетом, сколько ᴎɜ представителей знати, о влиянии которых свидетельствует тот факт, что так именовались ʼʼбасилевсамиʼʼ, то есть царь, был всœᴇᴦο лишь первым среди равных.

В общественном и политическом устройстве гомеровской Греции сохранялось народное собрание. Обычно оно созывалось царем, причем поводы могли быть различными.

Так, в ʼʼОдиссееʼʼ народное собрание было созвано в связи с жалобой Телемаха на самоуправство женихов в ᴇᴦο доме, в ʼʼИлиадеʼʼ — решения вопроса о продолжении войны и о причинах моровой язвы, постигшей войско под Троей. Но к тому времени оно у утрачивало свое значение, превращаясь в формальность и видимость народовластия.

Вместе с тем, всœе три института были тесно связаны между собой, что говорит о существовании в гомеровской Греции формального народовластия при фактическом господстве верхушки родовой знати.

Читайте также:  Основные виды рынков в маркетинге - студенческий портал

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/17529_rodovye_instituty_i_gomerovskiy_polis_drevnyaya_greciya

Гомеровский период в истории Древней Греции (XI — IX вв. до н.э.). Греческое общество по «Илиаде» и «Одиссее»

Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшим источником информации об этом времени.

На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.

В экономике гомеровского времени безраздельно господствует натуральное сельское хозяйство, основными отраслями которого остаются, как и в микенскую эпоху, земледелие и скотоводство. Сам Гомер, несомненно, хорошо разбирался в различных видах крестьянского труда.

Хозяйство общины носит по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем лишь самую ничтожную роль. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее жизни: продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия труда, возможно, даже оружие. Специалисты-ремесленники, живущие своим трудом, в поэмах встречаются крайне редко.

Несмотря на появление в гомеровском обществе достаточно ясно выраженных признаков имущественного неравенства, жизнь даже самых высших его слоев поражает своей простотой и патриархальностью. Гомеровские герои, а они все как один цари и аристократы, живут в грубо сколоченных деревянных домах с двором, окруженным частоколом.

Родовые институты и гомеровский полис. Среди других важнейших достижений микенской цивилизации в смутное время племенных вторжений и миграций было забыто и линейное слоговое письмо.

Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным.

До сих пор археологам не удалось найти на территории Греции ни одной надписи, которую можно было бы отнести к промежутку с XI по IX в. до н. э.

Полагаясь на свидетельство Гомера, можно сказать, что это была достаточно примитивная сельская община — демос, занимавшая, как правило, очень небольшую территорию и почти полностью изолированная от других, соседних с нею общин. Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис.

В греческом языке классической эпохи это слово выражает одновременно два тесно связанных между собой в сознании каждого грека понятия: «город» и «государство». Интересно, однако, что в гомеровском лексиконе, в котором слово «полис» (город) встречается достаточно часто, отсутствует слово, которое можно было бы перевести как «деревня».

Это означает, что реальной противоположности между городом и деревней в то время в Греции еще не существовало. Сам гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С городом его сближает, во-первых, компактная, расположенная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений.

Такие гомеровские полисы, как Троя в «Илиаде» или город феаков в «Одиссее», уже имеют стены, хотя по описанию трудно определить, были это настоящие городские стены из камня или кирпича или же всего лишь земляной вал с частоколом.

И все же полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы, отнюдь не торговцы и ремесленники, которых в те времена было еще очень мало. Полис окружают безлюдные поля и горы, среди которых глаз поэта различает лишь одиночные пастушьи хижины да загоны для скота.

В общественной жизни гомеровского полиса немалую роль играют все еще сильные традиции родового строя. Объединения родов — так называемые филы и фратрии — составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения.

По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. У него нет очага, т. е. дома и семьи. Его не защищает закон. Поэтому он легко может стать жертвой насилия и произвола.

Имущественное и социальное расслоение. Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую эпоху. Основной вид богатства, каким была в глазах греков гомеровского времени земля, считался собственностью всей общины.

Свои претензии на особое, привилегированное положение в обществе аристократы пытались обосновать ссылками на якобы божественное происхождение. Поэтому Гомер нередко называет их «божественными» или «богоподобными».

Разумеется, реальной основой могущества родовой знати было вовсе не родство с богами, а богатство, резко выделявшее представителей этого сословия из среды рядовых членов общины. Знатность и богатство для Гомера — понятия почти нерасторжимые.

Знатный человек не может не быть богатым, и, наоборот, богач обязательно должен быть знатен.

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах.

На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем (в некоторых районах Греции это произошло, по — видимому, уже в конце IX или начале VIII в. до н. э.) из таких общин выросли первые города-государства, или полисы.

В отличие от предшествующей (микенской) и последующей (архаической) эпохи гомеровский период не был ознаменован сколько-нибудь выдающимися успехами в области культуры и искусства.

В недрах греческого общества происходит в этот период упорная борьба нового со старым, идет интенсивная ломка традиционных норм и обычаев родового строя и не менее интенсивный процесс образования классов и государства.

Огромное значение для последующего развития греческого общества имело произошедшее в течение гомеровского периода коренное обновление его технической базы, что нашло свое выражение прежде всего в широком распространении железа и его внедрении в производство. Все эти важные сдвиги подготовили переход греческих полисов на совершенно новый путь исторического развития, вступив на который они смогли в течение трех или четырех ближайших столетий достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса.

Источник: https://cyberpedia.su/3x5a16.html

Древнегреческая государственность: Афины, Спарта

Древняя Греция (па греческом — Эллада) была горной страной, расположенной на Балканском полуострове. Первые государственные образования на этой территории появились во II тысячелетии до н.э.

Греция занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, западную береговую полосу Малой Азии. Греческие колонии находились и на побережье Черного и Средиземного морей.

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) в конце II тысячелетия до н.э. населяло четыре племени.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией груда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, реже на полевых работах, занимались ремеслом. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд начал преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестали участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начала стремиться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных граждан[1].

Географические условия, требовавшие приспособления способов ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен региона под единой властью.

Читайте также:  Как найти периметр треугольника - студенческий портал

Формирование общественного и государственного строя Греции проходило в рамках античного полиса (города-государства) — феномена Древнего мира. Полисная система складывалась постепенно, в течение многих столетий, которые можно подразделить на три периода: гомеровский (XI— IX вв. до н.э.

) характеризовавшийся господством родоплеменных отношений; архаический (VIII—VI вв. до н.э.), в рамках которого происходило создание классового общества и государства, и классический (V—IV вв. до н.э.), ознаменовавшийся расцветом древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя.

В гомеровской Греции население было объединено в сельские общины, располагавшиеся на небольших территориях и почти изолированные от соседских общин. Центром общины было поселение.

Основную массу се жителей составляли земледельцы, скотоводы, ремесленники и торговцы. Земля являлась родовой собственностью и предоставлялась общинникам в пользование на условиях ее периодического перераспределения.

Однако из-за уже складывавшегося в то время социального неравенства земля распределялась неравномерно.

В этот период государство еще не было образовано, управление обществом осуществлялось в форме военной демократии. Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин (буле) — совет наиболее видных представителей родовой знати. Значительную роль играли народные собрания, которые возглавлял родоплеменной вождь (базилевс).

Таким образом, в период возникновения государства греки использовали три древнейших института государственности, имевших общее для многих стран Древнего мира происхождение и типичных для родового общества: царя, совет старейшин и народное собрание.

Царь олицетворял собой высшую военную власть и выступал в качестве полководца, был верховным судьей и жрецом. Совет старейшин состоял из вождей родовых обществ, а народное собрание формировалось из мужчин, способных держать в руках оружие.

По мере дальнейшего развития этих институтов они постепенно становились доминирующей силой в политической жизни общества.

На рубеже IX—VIII вв. до н.э. в развитии Древней Греции произошли глубокие изменения: родовой строй начал преобразовываться в рабовладельческий. Шел процесс развития частной собственности, социального расслоения.

Общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестала отвечать потребностям времени. Произошло слияние ранее обособленных мелких общин.

Древние формы объединения родов — филы и фратрии — уступили место новым, основанным на имущественных и территориальных признаках.

На базе общин возникли новые социально-политические организмы, получившие название полисов (городов-государств). Образование рабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составило содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.

Для того чтобы обеспечить городу-государству возможность эффективного функционирования в качестве самостоятельной политической общины, необходимо было создать достаточно цельную во всех отношениях структуру.

В классический период греки проявили в этом отношении большую изобретательность как в области теоретических философских размышлений о наилучших формах государственного правления, так и в практических экспериментах.

Достаточно вспомнить имена Аристотеля и Платона.

Источник: https://studme.org/250820/pravo/drevnegrecheskaya_gosudarstvennost_afiny_sparta

История Древней Греции Цивилизация минойского Крита

^

Особенности развития гомеровского общества. Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшим источником информации об этом времени.

Так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков ее прежнего населения.

Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. За их стенами никто уже больше не селился.

Даже в Афинах, очевидно, не пострадавших oт дорийского нашествия, акрополь был покинут своими обитателями уже в XII в. до н. э. и после этого долгое время оставался незаселенным. Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху.

Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами.

Весь их инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел в мужских могилах, дешевые украшения в женских. В них почти совсем нет красивых ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях.

Все это говорит о резком упадке ремесла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров-ремесленников из разоренной войной и нашествиями страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем остальным Средиземноморьем.

^ Рабство.

Уже давно замечено, что «Илиада» и «Одиссея» в целом изображают общество, стоящее гораздо ближе к варварству, культуру гораздо более отсталую и примитивную, нежели та, которую мы можем представить себе, читая таблички линейного письма Б или рассматривая произведения крито-микенского искусства.

В экономике гомеровского времени безраздельно господствует натуральное сельское хозяйство, основными отраслями которого остаются, как и в микенскую эпоху, земледелие и скотоводство. Сам Гомер, несомненно, хорошо разбирался в различных видах крестьянского труда.

Он с большим знанием дела судит о нелегкой работе землепашца и пастуха и нередко вводит в свое повествование о Троянской войне и о приключениях Одиссея сцены из современной ему сельской жизни. Особенно часто такие эпизоды используются в сравнениях, которыми поэт обильно уснащает свой рассказ. Так, в «Илиаде» идущие в бой герои Аяксы сравниваются с двумя быками, пашущими землю. Сближающиеся вражеские рати уподобляются жнецам, идущим по полю навстречу друг другу. Погибший юрой напоминает поэту масличное дерево, выращенное заботливым хозяином, которое с корнем вырвал неистовый ветер. Встречаются в эпосе и развернутые описания полевого труда.

Хозяйство общины носит по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем лишь самую ничтожную роль. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее жизни: продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия труда, возможно, даже оружие.

Специалисты-ремесленники, живущие своим трудом, в поэмах встречаются крайне редко. Несмотря на появление в гомеровском обществе достаточно ясно выраженных признаков имущественного неравенства, жизнь даже самых высших его слоев поражает своей простотой и патриархальностью.

Гомеровские герои, а они все как один цари и аристократы, живут в грубо сколоченных деревянных домах с двором, окруженным частоколом.

^ Среди других важнейших достижений микенской цивилизации в смутное время племенных вторжений и миграций было забыто и линейное слоговое письмо.

Читайте также:  Философия в россии xviii века: а. радищев - студенческий портал

Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным. До сих пор археологам не удалось найти на территории Греции ни одной надписи, которую можно было бы отнести к промежутку с XI по IX в. до н. э.

Какой же тип общества возник на развалинах микенской бюрократической монархии? Полагаясь на свидетельство все того же Гомера, мы можем сказать, что это была достаточно примитивная сельская община — демос, занимавшая, как правило, очень небольшую территорию и почти полностью изолированная от других, соседних с нею общин.

Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис. В греческом языке классической эпохи это слово выражает одновременно два тесно связанных между собой в сознании каждого грека понятия: «город» и «государство».

Интересно, однако, что в гомеровском лексиконе, в котором слово «полис» (город) встречается достаточно часто, отсутствует слово, которое можно было бы перевести как «деревня». Это означает, что реальной противоположности между городом и деревней в то время в Греции еще не существовало. Сам гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней.

С городом его сближает, во-первых, компактная, расположенная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. Такие гомеровские полисы, как Троя в «Илиаде» или город феаков в «Одиссее», уже имеют стены, хотя по описанию трудно определить, были это настоящие городские стены из камня или кирпича или же всего лишь земляной вал с частоколом.

И все же полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы, отнюдь не торговцы и ремесленники, которых в те времена было еще очень мало. Полис окружают безлюдные поля и горы, среди которых глаз поэта различает лишь одиночные пастушьи хижины да загоны для скота.

В общественной жизни гомеровского полиса немалую роль играют все еще сильные традиции родового строя. Объединения родов — так называемые филы и фратрии — составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения.

По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. У него нет очага, т. е. дома и семьи. Его не защищает закон. Поэтому он легко может стать жертвой насилия и произвола.

^ Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую эпоху. Основной вид богатства, каким была в глазах греков гомеровского времени земля, считался собственностью всей общины.

Время от времени в общине устраивались переделы принадлежащей ей земли. Теоретически каждый свободный общинник имел право на получение надела (эти наделы назывались по-гречески клерами, т. е, «жребиями», так как их распределение производилось при помощи жеребьевки).

Однако на практике эта система землепользования не препятствовала обогащению одних членов общины и разорению других. Гомер уже знает, что рядом с богатыми «многонадельными» людьми (поликлерой) в общине есть и такие, у которых совсем не было земли (аклерой). Очевидно, это были крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств для того, чтобы вести хозяйство на своем небольшом наделе. Доведенные до отчаяния, они уступали свою землю богатым соседям и таким образом превращались в безнадельных батраков-фетов.

Феты, положение которых лишь немногим отличалось от положения рабов, стоят в самом низу той общественной лестницы, на вершине которой мы видим господствующее сословие родовой знати, т. е.

тех людей, которых Гомер постоянно именует «лучшими» (аристой — отсюда наше «аристократия») или «добрыми», «благородными» (агатой), противопоставляя их «скверным» и «низким» (какой), т. е. рядовым общинникам. В понимании поэта, природный аристократ стоит на голову выше любого простолюдина как в умственном, так и в физическом отношении.

Свои претензии на особое, привилегированное положение в обществе аристократы пытались обосновать ссылками на якобы божественное происхождение. Поэтому Гомер нередко называет их «божественными» или «богоподобными».

Разумеется, реальной основой могущества родовой знати было вовсе не родство с богами, а богатство, резко выделявшее представителей этого сословия из среды рядовых членов общины. Знатность и богатство для Гомера — понятия почти нерасторжимые. Знатный человек не может не быть богатым, и, наоборот, богач обязательно должен быть знатен.

Аристократы кичатся перед простонародьем и друг перед другом своими обширными полями, несметными стадами скота, богатыми запасами железа, бронзы и драгоценных металлов.Экономическое могущество знати обеспечивало ей командные позиции во всех делах общины как во время войны, так и в мирное время.

Решающая роль на полях сражений принадлежала аристократии уже в силу того, что только богатый человек мог в те времена приобрести полный комплект тяжелого вооружения (бронзовый шлем с гребнем, панцирь, поножи, тяжелый кожаный щит, обитый медью), так как оружие было очень дорого. Лишь самые состоятельные люди общины имели возможность содержать боевого коня.

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах.

На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем (в некоторых районах Греции это произошло, по- видимому, уже в конце IX или начале VIII в. до н. э.) из таких общин выросли первые города-государства, или полисы.

В отличие от предшествующей (микенской) и последующей (архаической) эпохи гомеровский период не был ознаменован сколько-нибудь выдающимися успехами в области культуры и искусства.

От этого времени не дошло до нас ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения литературы или изобразительного искусства (сам гомеровский эпос, являющийся нашим основным источником по истории этого периода, хронологически уже находится за его пределами). Во многом это было время упадка и культурного застоя.

Но вместе с тем это было и время накопления сил перед новым стремительным подъемом. В недрах греческого общества происходит в этот период упорная борьба нового со старым, идет интенсивная ломка традиционных норм и обычаев родового строя .и не менее интенсивный процесс образования классов и государства. Огромное значение для последующего развития греческого общества имело произошедшее в течение гомеровского периода коренное обновление его технической базы, что нашло свое выражение прежде всего в широком распространении железа и его внедрении в производство. Все эти важные сдвиги подготовили переход греческих полисов на совершенно новый путь исторического развития, вступив на который они смогли в течение трех или четырех ближайших столетий достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса.

^

Источник: http://lit-yaz.ru/kultura/6464/index.html?page=3

Ссылка на основную публикацию