Социализация личности — студенческий портал

Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Факторы успешной социализации личности студента в учреждениях СПО.

Социализация личности - Студенческий портал

Социализация личности - Студенческий портал

Социализация личности - Студенческий портал

Социализация личности - Студенческий портал

Социализация личности - Студенческий портал

Социализация личности - Студенческий портал

Социализация личности - Студенческий портал

Социализация личности - Студенческий портал

Социализация личности - Студенческий портал

Социализация личности - Студенческий портал

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ГБОУ СПО ЛО «Тихвинский медицинский колледж» Факторы успешной социализации личности студента в учреждениях СПО. Выполнила: Абдурахманова Ольга Сергеевна преподаватель истории и обществознания

2 слайд Описание слайда:

На сегодняшний день актуализируется потребность в создании механизма, разработке методов и средств для подготовки специалиста, способного быть востребованным профессиональной средой, успешно адаптированным в социальной жизни, быть полезным обществу и государству.

3 слайд Описание слайда:

Объект исследования — процесс социализации студента Предмет исследования — специфика и особенности процесса социализации студента Цель работы — на основе осмысления опыта социализации студентов, определить основы и условия повышения ее эффективности.

Гипотеза исследования: базируется на предположении о том, что социализация студентов будет отвечать вызовам времени, в том числе и перспективным, если: ведется на основе учета факторов, определяющих эффективность данного процесса и требований работодателей.

4 слайд Описание слайда:

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная, эффективная, оптимальная социализация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.

5 слайд Описание слайда:

ПРОЕКТ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

6 слайд Описание слайда:

Кружок «ПОИСК» В рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин создан кружок «Поиск». В рамках кружка по истории ведётся работа приобщения обучающихся к изучению природного и исторического наследия своей малой Родины – Тихвина.

7 слайд
8 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ВАМ, РОДНЫЕ, ЗА ПОБЕДУ!

9 слайд Описание слайда:

Уже давно закончилась война, Но не для Вас, седые ветераны, И в сердце Вашем не зажили раны, Так много унесла с собой она.  Вам не забыть потерянных друзей, Любви, что быть могла и не случилась, И жизнь совсем другою получилась, Не о такой мечтали средь смертей…

Уже давно закончилась война, Но не для Вас, седые ветераны, И в сердце Вашем не зажили раны, Так много унесла с собой она.  Вам не забыть потерянных друзей, Любви, что быть могла и не случилась, И жизнь совсем другою получилась, Не о такой мечтали средь смертей…

10 слайд Описание слайда:

Бессмертный полк опять в строю Участвует в торжественном параде Портреты победителей несут Бессмертие представлено к награде…

11 слайд Описание слайда:

Баранов Борис Александрович 1925г.р. рядовой Когда началась война Борису Александровичу было 16 лет. Прошёл всю войну, принимал участие в боях под Берлином.

12 слайд Описание слайда:

Цветков Алексей Петрович (1910 – 1943) рядовой Цветков Алексей Петрович родился в 1910 году в Калининской области. Погиб в 1943 году Белорусский фронт, деревня Крутые.

13 слайд Описание слайда:

Павлинов Степан Григорьевич (1896-1971) рядовой Уроженец деревни Козлово Устюженского района Вологодской области. Участник трёх войн: Первая мировая, Гражданская война, Великая Отечественная

14 слайд Описание слайда:

Петряков Александр Тихонович 1911 – 1942 г Родился в 1911 году в Бокситогорском р-не в деревне Павловские концы. Работал учителем в сельской школе. В июле 1941 его забрали воевать в Красную Армию. На тот момент моему деду было 1,5 года. 18 января 1942 году Александр был убит вражеским снарядом и похоронен в Карелии по тракту Кочкома- Реболы на 36 км

15 слайд Описание слайда:

Историко-краеведческий музей

16 слайд Описание слайда:

Зал боевой славы

17 слайд Описание слайда:

ПРОЕКТ «МиГ»

18 слайд
19 слайд Описание слайда:

Исследовательская деятельность студентов Студенты занимаются исследовательской деятельностью. Исследовательская работа состоит из социологического опроса, интервьюирования. Опрашивают знакомых, родственников, старожилов и просто интересных в познавательном плане людей.

Это даёт возможность обучающемуся, во-первых, получать возможность непосредственного общения с ветеранами войны и труда, участниками локальных конфликтов и др., во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, в-третьих, важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной практики.

Результаты исследований сопровождаются фотографиями, грамотами, газетами и журналами прошлых лет.

20 слайд Описание слайда:

Мордвиновские уездные чтения.

21 слайд Описание слайда:

Проект «Ориентир»

22 слайд Описание слайда:

Процесс социализации направлен на достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только «приспособиться» и достичь «устойчивости», но и будет способна раскрыть свой потенциал, осуществить позитивные преобразования среды.

Конечной целью процесса социализации является физически и психически здоровая личность, гармонично развитая, удовлетворенная жизнью в целом и различными ее аспектами, способная быстро и эффективно реагировать на любые изменения среды, а также оказывать влияние на окружающую среду.

23 слайд Описание слайда:

Литература 1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 2010. № 3. 2. Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, — А.: Человек и общество, 2014. С 79-81. 3.

Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. С.24-26. 4. Васильева С.А., Копеина Н.С.

Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. — СПб.: Изд-во Питер., 2012. С.104-111. 5. Габдрева Г.Ш.

Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. — М., 2009. — С.25-28.

24 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/faktori-uspeshnoy-socializacii-lichnosti-studenta-v-uchrezhdeniyah-spo-438244.html

Социализация: как стать человеком – ответы на главные вопросы

FAQ Социализация личности - Студенческий порталСоциальное развитие — краеугольный камень возникновения и становления личности. С определенной позиции мы можем говорить, что человек существует только в отношениях с другими людьми или личность может существовать только как отраженная субъектность в других людях [1 ]Петровский, 1996. Поэтому социализация — важнейший процесс психического развития человека. Это подтверждается последствиями, которые наблюдались при социальной депривации человека, и экспериментальными данными. Например, известны случаи с людьми и детьми-«маугли», которые остались без взаимодействия с другими людьми и выросли в весьма ограниченной среде. Известны негативные последствия для детей из детских домов. Проводились эксперименты с заменой человека на механизмы, когда изучалось развитие младенца и так далее.

Социализация может быть представлена как процесс освоения социального опыта, способов его получения и интеграции — сначала через взаимодействие с родителями, затем с другими близкими и обществом, различными общественными институтами, при постоянном расширении и увеличении разнообразия этих социальных связей. Социализация может быть представлена и как результат: формирование у человека определенных структур самосознания, становление социальной идентичности, включение в различные социальные общности, наличие личной зрелости, знаний культурных норм и способов удовлетворения своих потребностей в обществе.

Социализация личности - Студенческий портал

Опираясь на описание Елены Белинской и Ольги Тихомандрицкой (2013), процесс социализации личности можно представить так. Первый этап социального развития происходит благодаря постепенному расширению социальных связей ребенка, и в процессе этого расширения формируются персональные системы личностных смыслов.

Ребенок постепенно ориентируется в системе социальных ролей и способах освоения социального опыта. На втором этапе оформляются структура самосознания человека и ее элементы, связанные с социальным самоопределением. Благодаря взаимодействию с другими людьми, у ребенка развивается социальная идентичность.

Появление термина «социализация»

Есть история о том, что термин «социализация» был заимствован из имущественного контекста. Раньше так называли передачу земли из частного пользование в общественное. Затем термин «социализация» был перенесен сначала в социологию, а затем в социальную и общую психологию, психологию личности и развития.

Первым, по мнению Франклина Генри Гиддингса, одного из ключевых социологов [2 ]брошюра «Теория социализации», 1887, концептуальную позицию в отношении социализации занял другой известный немецкий социолог — Георг Зиммель. Под социализацией он понимал формирование социальных групп и развитие форм объединения.

Франклин Гиддингс, американский социолог, приблизил понимание социализации к современному представлению, но на его понимание серьезное влияние оказал индивидуализм, характерный для западной культуры.

Представление Гиддингса о социализации как социологическом понятии имеет более узкое значение по сравнению с современной интерпретацией: термин «социализация» означал установление человеком выгодных для него социальных связей с определенным кругом людей [3 ]Луков, Лукова, 2014.

С начала XIX века в философских, социологических и психологических научных школах социализации уделялось значительное внимание.

Елена Белинская и Ольга Тихомандрицкая в великолепной книге «Проблемы социализации: история и современность» (2013) обозначают различие взглядов на проблемы первичности детерминизма социализации и биологической первопричины развития, которые существовали и привели в последние годы к некому согласию.

Это биогенетические теории Чарльза Дарвина, Грэнвилла Холла и Арнолда Гезелла; социогенетические теории антропологов Руд Бенедикт, Маргарет Мид и Абрама Кардингера, атрибутирующие механизмы развития и социализацию человека обществу, культуре и социальной среде; интеракционистские теории Чарльза Кули и Джорджа Мида, которые опираются на идеи об основной движущей силе социального развития личности через социальное взаимодействие, в котором человек остается активным, разумным и действующим, а не детерминированным средой или своими внутренними биологическими процессами.

В психоаналитической теории Зигмунда Фрейда социализация понимается как процесс регуляции природных инстинктов с использованием защитных механизмов, в том числе через стыд и вины.

В эпигенетической теории развития личности Эрика Эриксона особенно выделяется роль идентичности человека в процессе социализации. В концепции Питера Блоса об индивидуализации как части процесса социализации акцентируется значение «Я-концепции».

Когнитивистский подход исследования нравственного развития человека [4 ]Л. Колберг и др. позволил описать механизмы усвоения ценностей и норм этики в контексте взросления. Большой вклад в развитие концепции социализации внесли теории оперантного и социального научения [5 ]Б. Скиннер, А.

Бандура, атрибутирующие развитие личности человека окружающей среде и раскрывшие важнейшие механизмы регуляции поведения через научение, подкрепление, подражание и самоподкрепление.

Значительный и признанный вклад в изучение социального развития человека был внесен идеями и исследованиями в русле культурно-исторической теории и развития социальной психологии Л. С. Выготским, Е. М. Дубовской, Г. А. Андреевой, А. Г. Асмоловым, Е. П. Белинской, И. С. Коном, Д. А. Леонтьевым и другими.

Теория экологических систем Ури Бронфенбреннера, которая применяется сейчас исследователями при изучении киберсоциализации, буллинга, кибербуллинга и других явлений [6 ]Г. В. Солдатова, К. Н. Поливанова, Д. Эспелейдж, Э. Дельвеккио и др., становится объединяющей и отчасти примиряющей для этих взглядов на природу социализации.

Каждая из концепций вносила и вносит свой вклад в изменение процесса социализации — через реформы в системе образования, изменение практик воспитания ребенка в семье, регуляцию поведения ребенка в обществе.

Например, идея, что «все существующие проблемы в поведении разрешатся сами собой — это просто этап естественного развития», соответствует биогенетической теории. Убеждение, что в «плохой среде формируются только плохие люди», отражает социогенетический подход.

Ситуация, когда дети в дошкольном возрасте подражают своим старшим братьям и сестрам в мимике, жестах и действиях, — отражение теории социального научения и так далее.

Социализация личности - Студенческий порталПроблемы социализации у детей

Психолог и политолог Надежда Радина предлагает отдельно выделить возрастную социализацию, которая включает в себя культурные нормы и представления о возрастных нормативах развития человека. Например, существует ожидание, что ребенок должен заговорить к году, или ожидание протестного поведения в подростковом возрасте.

  • Существуют типы социализации, которые различаются по основе принадлежности к различным социальным группам и критериям включения в эти группы:
  • — Гендерная социализация предполагает соотнесение и самоотношение с определенным поведением, характерным для того или иного гендера человека.
  • — Этническая социализация, задачей которой является формирование этнической идентичности.
  • — Политическая социализация определяет особенности власти и подчинения и ориентацию в системе социальных иерархий, доминирования и послушания.
  • — Профессиональная социализация связана с обретением и освоением своей профессиональной роли.

Принадлежность к группе может носить предопределенный или приобретенный характер. Во втором случае принадлежность реализуется в участии в деятельности избранной группы, то есть может быть определена как «деятельностная» социализация [7 ]Радина, 2005.

Институты социализации

Институты социализации — социальные группы, благодаря которым передается социальный опыт, осваиваются и конструируются нормы и ценности. Классификаций институтов социализации много.

Например, по отношению к трудовой деятельности: дотрудовые институты (семья, школа, институт), профессиональные (трудовой коллектив, организация) и посттрудовые (общественные организации). По источнику трансляции социальных норм можно выделить: язык, культуру, СМИ, интернет, социальные сети и религию.

По сферам жизни человека: политические институты (государственные органы, суд, пенитенциарная система, система защиты прав, общественные организации), экономические институты (банки, хозяйственные объединения, собственность, деньги, условия обмена), институты в сфере родства и неформального общения (семья, друзья), культурные институты социализации (образование, литература, театр, кино, религия, традиции).

Роль социальных институтов

Социальные институты обеспечивают человеку в процессе его развития нормативное функционирование, позволяют достигать определенного соответствия, называемого социальной адаптацией.

Они обеспечивают совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых внешние к человеку модели поведения и социальные установки усваиваются и становятся внутренними характеристиками личности.

В то же время важна активная роль самого человека, агентность — избирательность стратегии, выбор ролевого репертуара и способов разрешения конфликтов [8 ]Белинская, Тихомандрицкая, 2013.

Например, в семье ребенок через язык родителей узнает о категориях себя и других людей, воспринимает ценности, узнает о социальных классах. В школе усваиваются общественные нормы и правила, трудовые отношения, ролевая социализация, нормы сотрудничества и конкуренции.

Ребенок конструирует существующие социальные нормы собственности, справедливости и способы регуляции.

Через СМИ и социальные сети человек усваивает общие, обезличенные установки. Через язык люди усваивают первичный культурный код, с помощью которого образуются базовые образы, которыми позже оперирует человек.

Читайте также:  Акустика. физика звука - студенческий портал

Известно, что в условиях иммиграции одновременно с изучением другого языка и культуры формируется и новая идентичность. Когда человек усваивает культурный код, он оперирует несколькими идентичностями различной силы.

Семья как социальный институт

Семья является значимым институтом социализации на периоде всего развития и формирования личности человека. Впервые человек приходит в семью, в семейную систему, и с первых дней его развитие сопровождают члены его семьи.

Язык, первичные нормы, выбор образовательного учреждения, определение высшего образования или другой траектории и во многом профессиональной деятельности человек осуществляет под влиянием семьи или во взаимодействии с ней.

Но это не означает, что человек полностью подчинен семье. Как было показано в различных экспериментах в социальной психологии, ситуация, в которой находится человек, так же сильно влияет на его выбор, как и его ценности.

Например, эксперимент Джона Дарли и Дэниела Бэтсона, в котором студентам, выделяющим отзывчивость как наиболее важную ценность, было предложено подготовить и прочитать импровизированную лекцию для других студентов. По дороге на лекцию они видели человека, которому стало плохо.

Две трети студентов помогали ему, если думали, что у них есть на это время, но только 10% из них помогали, если считали, что опаздывают на лекцию.

Таким образом, общие социальные условия и конкретные ситуации, в которых происходит развитие ребенка, могут иметь иногда большее значение, чем идеи, которыми руководствуются родители при воспитании детей.

Ребенок быстрее и лучше усваивает социальные нормы и ценности благодаря непосредственному опыту, чем посредством получения информации извне.

То есть непосредственный опыт помощи, эмпатии, сочувствия или, наоборот, жестокости и насилия, полученный в семье, может иметь большее значение, чем присутствие на лекциях в школе или чтение книг.

Проблемы социализации подростков

Проблема социализации в подростковом возрасте остро стоит по нескольким причинам. Во-первых, подросток является практически взрослым человек по физическим и социальным возможностям.

Но с ним сложно управиться, он нуждается в заботе и контроле со стороны взрослых, поскольку может нанести вред как себе, так и окружающим.

Социальные риски, такие как самоубийство, массовые расстрелы в школах, драки, вовлечение в противоправную деятельность, могут привести к катастрофическим последствиям. Действия человека в подростковом возрасте требуют понимания и внимательного изучения.

Во-вторых, в подростковом возрасте человек оказывается восприимчив ко всему новому. Через подростковый возраст становится возможно заметить обновление общества, старые способы социализации перестают работать. На подростках становятся очевидны кризисы и несоответствия в отношениях между человеком и обществом, которые позже приведут к изменениям.

Важные возрастные задачи, которые характерны для подросткового периода, напрямую связаны с социализацией. Формирование самосознания и приобретение я-концепции. Поддержание и развитие своих личных интересов и определение персональных норм, ценностей.

Формирование избирательности в общении и работе с информацией. Построение ориентировочной траектории своего жизненного пути в обществе.

Способность к анализу в диалоге и причин поступков других людей, освоение социальных ролей в группах и развитие ответственных и близких отношений с разными людьми.

Современные исследования социализации и ее институтов

Распространение интернета и социальных сетей привело к изменению социализации ребенка, облегчило возможности взаимодействия ученых с респондентами и проведения кросс-культурных исследований. Новые технологии позволяют проверить и теоретические концепции о развитии человека, механизмах социализации, роли и причинах отдельных социальных процессов, которые были получены ранее.

Так, благодаря данным, полученным в исследованиях психолога Галины Солдатовой, мы знаем, что дети включаются в киберсоциализацию в семье, а матери способствуют киберсоциализации, ведь теперь человек знакомится с интернетом в возрасте от года до двух лет.

Галина Солдатова обозначает оптимум включения в гаджеты и интернет, обнаруженный в исследованиях.

Таким образом, использование современных технологий становится важным инструментом социализации, но до конца не известно, как и каким образом это будет влиять на социальное развитие человека.

В том же исследовании было обнаружено, что социальная дистанция собеседников при очном и виртуальном общении для подростков неодинакова. Если в реальном общении семья оказывается очень близка, то в общении в интернете и социальных сетях она оказывается на одной из самых дальних позиций. Изменяются и другие параметры, связанные с развитием.

В более ранних исследованиях [9 ]Холмогорова, 2016; Жилинская, 2014; Бочавер, 2015; Королева, Поливанова, 2014; Солдатова, 2018, 2019 показано, что общение в интернете имеет сейчас большое значение для развития личности подростков, образа Я и так далее. Дискуссионным вопросом становится роль идентичности и социальной идентификации — важной основы социализации.

В какой форме сейчас в изменяющемся обществе реализуется становление идентичности?

Важными и труднодоступными для исследования остаются проблемы социализации ребенка в современной семье, роль, формы и функции которой в обществе изменились. Сейчас меняются возрастные нормы и ожидания общества от зрелой личности.

Все острее ставится вопрос: какую личность общество готово признавать зрелой, созревшей или взрослой? Как в легализованном многообразии норм определить новые возрастные нормы развития личности? Эти темы остаются острыми не только для психологии личности и возрастной психологии, но и для психологической практики.

Родители подростков, учителя и психологи в тревоге ищут ответ на вопрос о том, чего ожидать и требовать от подростков.

Источник: https://postnauka.ru/faq/99114

Социализации личности студента

Личность – единственный социальный субъект по уровню функциональной сложности сопоставим с обществом в целом. Именно личность рассматривается как социальный «микрокосм». Человек и очень ограничен, и бесконечен – одновременно. Сегодня, на изломе веков идет объективный процесс возрастания роли личности в общественной жизни.

Личность – «социальный» — или — социализированный человек. В классической социологии чаще всего анализируется личность как объект социального воздействия (социализации).

При всем разнообразии подходов к определению сущности личности общим и бесспорным остается представление о том, что личностью человек не рождается, а становится под воздействием определенных социальных условий.

Общество с момента рождения человека социализирует его, т.е. окружает, включает, приобщает к культуре, к социальному опыту во всех его формах – знания, эмоции, этические и эстетические нормы.

Социализация, таким образом, — это процесс передачи индивиду опыта человека как вида.

Процесс социализации охватывает жизнь человека, но по-разному организован на разных ее этапах. Первоначально в нем доминирует спонтанная социализация, в которой мощно нарастает организующая роль института образования. Затем формирующаяся личность все яснее ощущает свою особость и необходимость самоорганизации – из него и вырастает самовоспитание.

И хотя, по мере взросления человека роль педагогического взаимодействия на него сокращается, однако, роль авторитета родителей на каждом этапе очень велика, и нельзя ею пренебрегать. Если на этапе первичной социализации авторитет родителей непререкаем, то на более поздних этапах его надо завоевывать.

Каждый из нас знает, какими трудными бывают вхождение в коллектив, профессиональное становление, переход из состояния учащегося школы в состояние студента. Не каждый молодой человек способен преодолеть эту «полосу препятствий», выстоять, не спасовать перед трудностями, перед соблазнами нашего общества.

И именно родители должны поставить перед собой цель – помочь молодежи адаптироваться к новой социальной среде, не теряя себя при этом, свои моральные и нравственные ценности.

В словарях терминов для среды образования ЮНЕСКО и других международных организаций отсутствуют аналоги наших понятий «воспитание», «воспитательное влияние», «формирование взглядов» и пр.

В развитых демократических странах воспитание студенчества поддерживается особыми принципами, которые еще не приобрели широкого распространения в наших странах.

Речь прежде всего идет о принципах личностной автономии и высокого уважения к правам человека, а также о выполнении всех положений мировой конвенции о правах человека.

Стандартная продолжительность среднего образования в развитых странах мира не меньше 12 лет, а довольно часть – 13. Это означает, что завершение программ среднего общего или профессионального образования и получение права поступления в вузы приходится на возраст 18-19 лет.

Но с 18 лет молодые люди обладают полными правами граждан демократической страны, в том числе и правом на личное мнение и защиту от воспитательного или любого другого вмешательства взрослых. Отметим и тот факт, что в университетах Запада не найти подростков или лиц в возрасте 17-18 лет.

Там, как правило, учатся молодые люди, которые небезосновательно считают себя взрослыми (в некоторых странах свыше половины студентов имеют возраст 25 лет и больше).

У нас же в университетах совершенно другая ситуация. Молодые люди 17 лет составляют большинство на первых курсах высших учебных заведений. Учатся они чаще всего за счет родителей, а порой и не хотят становиться взрослыми, боятся самостоятельности, не уверены в будущем. Этот инфантилизм является симптомом незащищенности детей в семье и в обществе.

Что делать родителям взрослых детей?

У каждого художника есть индивидуальный стиль написания картины, секрет растворения красок, личная техника держания кисти. Все это отходит на второй план, когда мы восторгаемся произведением, оценивая его как искусство. Но последнее стало возможным через технику и технологию выполнения работы, через индивидуально-творческий подход в осуществлении задуманного проекта.

Родительское взаимодействие тоже технологично и требует от родителей не только интуиции и импровизации, но и глубоких знаний и умений.

Моделирование предстоящего взаимодействия с юношеством может продуктивно выполнить лишь родитель-аналитик, прогнозист, способный учесть различные факторы и условия совместной деятельности, способный не только создать модель, но и качественно использовать на практике свои собственные творческие резервы.

Творчество родителей заложено в сути его деятельности, которая сама по себе стимулирует у него потребность в самосовершенствовании. Воспитать по старинке уже нельзя. Знания работают на родительский авторитет. Малыша нельзя воспитать без знания Б.Спока, А.Студеникина, опыта Никитиных, а уже взрослых детей нельзя воспитать без знания психологии, педагогики, основ психоанализа и аутотренинга.

Чем больше родители самосовершенствуются, тем интереснее они становятся как личности, тем больший авторитет приобретают в глазах детей.

Чтобы воспитать личность, необходимо быть личностью.

При анкетированном опросе среди 150 юношей и девушек, студентов высшего учебного заведения, выяснилось, что авторитетом являются родители для 65%.

Если сравнивать эти данные с данными по младшему и среднему школьному возрасту, где авторитет родителей намного выше 100-95%, то можно сделать своеобразный вывод. Авторитет родителей падает, когда взрослеют дети.

Они начинают понимать, что родители не так много знают, как им казалось в более младшем возрасте, не всегда правы в своих поступках, не всегда объективны по отношении к детям, не всегда идеалы для подражания.

И авторитет основан больше на личных качествах родителей. Молодежь идет на контакт с эмоционально богатым, психологически гибким и мобильным человеком, принимающим смелые самостоятельные решения в жизненных ситуациях, способным видеть в своих повзрослевших детях полноправных партнеров.

Необходимо передать детям внутренний оптимизм, жизнелюбие. Труднее сделать, чем сказать, т.к. они видят нас и в будни, и в праздники, дома, в быту, и везде надо оставаться личностью, Человеком с большой буквы.

Наша гражданская позиция, наши взгляды, наши поступки, яркие выпускные примеры прочно запечатлеваются в памяти молодого человека, и никакие лобовые нравоучения не подействуют если они идут в разрез с нашей жизнью.

  • Чтобы помочь своему ребенку-студенту стать личностью необходимо в первую очередь:
  • — посмотреть на себя;
  • — попытаться создать положительный образ «взрослой жизни»;
  • — помочь преодолеть боязнь самостоятельных действий.

Ограждение от мельчайших забот не поможет, а только навредит взрослеющему человеку. Чем больше родители вовлекают во взрослый мир своего ребенка, тем скорее он станет полноценным членом общества, состоится его социализация.

Растущая личность – это изменяющаяся личность, способная осознавать собственный опыт и находить решение жизненных проблем. В процессе роста личности расширяются ее возможности, углубляются понимание жизни, духовность и открываются новые перспективы.

Воспитать гражданина может только гражданин. Родители должны поднять «планку» требований к себе. Ясно, что наиболее плодотворный способ воспитания – это личный пример. Если родители склонны к безнравственным, бесчестным поступкам, могут ли они воспитывать юношество?

В наше время нравственный пример стал особенно ценен, т.к. после 1991г. воспитательная сторона деятельности вузов была искусственно урезана. «Деидеологизация» уничтожила существенную составляющую вузовской общественной работы, студенты оказались лишены молодежных структур. Среди студентов господствуют разочарование и недовольство, ощущение ненужности, пустоты и невостребованности.

Отсутствие достойной идеи, дегероизация и опошление жизни, просто выживают все лучшее в нашей молодежи. Это тревожная и горестная тенденция нынешнего времени.

Переломить ее способна высокая идеальная цель, обращенная к юношескому альтруизму. В молодом возрасте сама природа подпитывает инстинктивное стремление к благородству и силы делать добро. Надо опереться на эти лучшие свойства юных душ.

Какая же цель, какая перспектива может зажечь нашу учащуюся молодежь?

Когда юный человек придет в вуз, чтобы стать полноправным наследником великой культуры, великой науки великого Отечества, когда его осознанной целью станет одушевление мира людей, тогда он обретет реальные шансы вырасти выдающимся профессионалом и настоящим человеком. А задача родителей помочь ему в этом.

Читайте также:  Цели, принципы и функции маркетинга - студенческий портал

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_146556_rol-avtoriteta-roditeley-v-protsesse.html

Социализация личности в период обучения в вузе

Каждый человек должен стать субъектом своего жизненного пути, поэтому время обучения в вузе следует рассматривать как период, который определяет последующую линию жизни.

Выбор учебного заведения – важный момент в социальном и профессиональном самоопределении личности.

На социализацию личности в период обучения в вузе оказывают влияние различные факторы: учебный процесс, общение в студенческой группе, общественно-полезная деятельность, включение в профессионально-трудовую деятельность и др.

Учебный процесс в вузе имеет существенные отличия от учебного процесса в общеобразовательной школе. Меняются режим учебной деятельности, формы организации обучения.

Лекционно-семинарская система требует от студента новых навыков организации учебной деятельности и повышения интеллектуальной дисциплины.

Важным фактором социализации является увеличение доли ответственности самого студента за результат обучения.

На учебный процесс в современных вузах (содержание, формы организации деятельности, методы) существенное влияние оказывают рыночные отношения.

Введение системы платного образования, конкурентная борьба между вузами за контингент, расширение рынка образовательных услуг сформировали новый стереотип получения образования в высшей школе: обучение как услуга.

При закреплении такого подхода значительно снижается качество обучения, в то время как учебный процесс должен ориентировать современных молодых людей на максимальное использование своих возможностей.

Новые возможности для социализации личности открывает вступление России в Болонский процесс, что существенно расширяет рынок образовательных услуг за счет возможности получить образование в европейских вузах и трудоустроиться на европейском рынке труда.

Современная система образования ориентируется на формирование у студентов профессиональных и социальноличностных компетенций. Выпускник вуза должен не только усвоить фиксированный объем знаний, умений и навыков, но и выйти на уровень компетентности. Это значит быть готовым решать задачи определенного класса и уровня.

У современного выпускника вуза должна быть сформирована готовность видеть проблемы (глобальные, государственно- региональные, профессиональные и личностные) и ставить задачи, направленные на решение данных проблем. Особое внимание следует уделять способам решения проблем.

Личность должна находить нравственные пути решения проблем: должна быть ориентирована на созидание, а не на разрушение окружающего жизненного пространства.

Успешная социализация связана с использованием возможностей, предоставленных учебным процессом для самореализации и самоутверждения. Несмотря на то что в каждом заложена возможность развития, личностный и социальный рост требует значительных усилий, поэтому необходимы стимулы и поддержка.

Следует продумывать систему педагогического сопровождения личности в образовательной среде. Высокий смысл педагогического сопровождения заключается в раскрытии жизненных сил личности. Педагог, следуя рядом, оказывая педагогическую поддержку должен помочь личности увидеть и реализовать свои возможности.

Продуктивные отношения с преподавателями способствуют самореализации личности в условиях образовательной среды.

Непродуктивные отношения в условиях учебного процесса могут привести к десоциализации, которая будет проявляться в утрате веры в свои силы и возможности, отсутствии стремления к развитию и совершенствованию личности, а также в различных формах деструктивного поведения (прогулы, списывания, подлоги, демонстрация неуважения и др.).

Источник: https://studme.org/47293/pedagogika/sotsializatsiya_lichnosti_period_obucheniya_vuze

Что такое социализация, её виды и стадии

Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители.

И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться.

Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах.

Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

  • Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.
  • Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
  • Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
  • Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
  • Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
  • Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Этапы социализации

Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего.

Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному.

Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы.

Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы.

Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим.

Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу.

Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется.

В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира.

В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления.

Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние.

В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее.

Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать.

Читайте также:  Крещение Руси и его историческое значение - отправная точка становления российской государственности

В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков.

Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах.

Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих.

Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое.

А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами.

Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой.

В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело.

Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы.

К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе.

Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/47-chto-takoe-socializacija.html

Социализация личности

  1. Этапы социализации
  2. Факторы, воздействующие на социализацию

В текущих условиях социальной жизни проблема включения всех людей в общественную структуру и достижения единой социальной целостности является весьма актуальной. Социализация личности является ключевым термином данного процесса, позволяя людям становиться полноценными членами общества.

Определение

Социализация личности это процесс вхождения индивидуума в социальную структуру, вследствие чего в структуре общества и в каждом человеке протекают различные преобразования, обусловленные социальной активностью.

Как итог процесса социализации личности:

  • постигаются нормы жизнедеятельности групп;
  • проявляется уникальность данных норм;
  • усваиваются социальные нормы, образцы поведения, а также ценности.

Все это нужно для того, чтобы успешного существовать в любом социуме.

Социализация индивида происходит на протяжении всего жизненного пути, поскольку окружающая действительность постоянно движется и трансформируется. При этом ему нужно подстраиваться под новые условия для более комфортного существования.

Человеческая жизнь является непрерывным адаптивным процессом, требующим регулярных обновлений и изменений, поскольку все люди являются социальными существами.

Процесс интеграции в общество довольно сложный и продолжительный, так как он подразумевает определение ролей, усвоение ценностей и норм общественной жизни.

Этапы социализации

Процесс социализации личности человека в своем развитии проходит через следующие основные фазы:

  • освоение ценностей и норм общества;
  • стремление индивида к самоактуализации, персонализацию и к конкретному воздействию на остальных членов социума;
  • интеграция в конкретную социальную группу, где человек может раскрыть свои возможности и навыки.

Замечание

Процесс социализации может быть благополучно завершен только благодаря последовательности.

Социализация личности как непрерывный процесс включает в себя конкретные этапы, среди которых основными считаются следующие:

  • первичный этап, протекающий с момента рождения вплоть до полного становления личности;
  • вторичный этап, подразумевающий перестройку сформировавшейся личности при нахождении в обществе.

Если углубленно рассуждать о том, что такое социализация личности, то её лучше разделить на несколько этапов, среди которых:

Детство. Социализация человека начинается в течение именно данного этапа. В этот промежуток формируется подавляющая часть личности индивидуума. Если наблюдается запаздывание в данном процессе, то это становится причиной необратимых последствий. В первые семь лет понимание собственного «Я» проходит куда естественнее, если сравнивать со старшим возрастом.

Подростковый возраст, имеющий особое значение для жизненного цикла каждого индивида. На этот этап припадают ключевые изменения в физиологии и становление личности. С началом этапа детям свойственно брать на себя обязанностей больше прежнего.

Период молодости. Возраст 16-ти лет является самым опасным и напряженным. Это обусловлено необходимостью самостоятельно и сознательно решать, какой социум индивид считает подходящим для своей дальнейшей жизни.

Период от 18 до 30 лет. В это время основные инстинкты и социализация переориентируются на личные отношения и работу. Их несоответствующее восприятие или освоение может стать причиной серьезных и необратимых последствий, вследствие чего индивид будет бессознательно жить вплоть до наступающего в тридцать лет кризиса.

Период зрелости, который может длиться вплоть до шестидесяти лет. На первый план воздействие со стороны окружающих людей, подтверждение своей необходимости. На этом этапе люди вкладывают свои ресурсы в заботу о детях, труд, удовлетворение общественных и личных потребностей.

Период старости. Здесь протекает завершение формы эгоидентичности, люди начинают переосмысливать свой жизненный путь, пытаются осмыслить свое «Я» в размышлениях о прожитых годах.

Факторы, воздействующие на социализацию

На протяжении всех этапов социализации индивид поддаётся влиянию различных факторов, а их соотношение варьируется в зависимости от этапа.

Можно отметить такие основные факторы, оказывающие воздействие на социализацию индивидуума:

  • физическое окружение;
  • генетическая наследственность;
  • социальное окружение и культура;
  • личный опыт;
  • групповой опыт.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/socializaciya-lichnosti/

Решу егэ

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами.

Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации.

Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация.

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной.

Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=5132

Социализация личности в высшей школе

В
наше время становление личности в
системе групп и институтов происходит
посредством социализации, в процессе
обучения в высшей школе, поэтому студенты
являются объектом широких
философско-социологических исследований.

Студент
ВУЗа определяет то, каким общество будет
завтра. И от его успешной социализации
зависит личное и профессиональное
развитие. В связи с этим актуализируется
проблема влияния адаптационных механизмов
социализации на успешную образовательную
деятельность, как выпускников, так и
первокурсников.

Проблема
социализации личности в высшей школе
находится в центре внимания таких
ученых, как М.В. Левченко, Т.И. Резник
(исследования социальной адаптации в
процессе обучения), В.Т. Лисовский, Л.М.
Грановская (исследование студенчества
как особой возрастной категории), Л.П.
Кузнецова, Н.П.

Осипова (исследование
понятия «социализация»), В.В.
Павловский, В.В. Богданова (исследования
механизмов развития личности как
результата процесса социализации), и
ряда других.

В данной статье мы ставим
цель кратко обрисовать роль социализации
в высшей школе как необходимого компонента
качественного развития личности.

Для начала стоит
определить само понятие социализации,
под которым в большинстве исследований
понимают процессусвоенияиндивидомобразцов поведения, психологических
установок,социальных
норми ценностей,знаний,навыков,
позволяющих ему успешно функционировать
как в системе групп, так и вобществе
в целом.

Адаптационные
механизмы социализации личности в
период обучения в ВУЗе связаны с усвоением
социальной роли студента как в момент
вхождения в студенческий коллектив,
так и в период обучения.

Процесс
социализации студенческой молодежи
проходит в сложных, нестабильных и
неопределенных условиях.

Самостоятельное
формирование способов корректных
механизмов адаптации не всегда возможно,
тогда ситуация развивается стихийно и
может иметь различные последствия.

Во-первых, четкие
и полные механизмы адаптации организма
к любым факторам могут так и не
сформироваться у личности, и такой
студент в большинстве случаев будет
неуспешным, а если продолжит вузовское
обучение, то не в силах будет учиться в
полной мере. Отказ от осознания важности
социализации может привести к появлению
малоэффективного специалиста.

Во-вторых, может
появиться частичная адаптированность
– например, адаптация как случайное
открытие или подражание.

В данном случае,
это положительное явление, ведь
невнимательность к обучению и
дезадаптационные переживания уменьшаются,
но хочется обратить внимание на то, что
частичная адаптированность возникают
без осознания и вне активного саморазвития
индивида.

В этом случае студент обязательно
встретится с подобными проблемами в
будущем. Следовательно, частичная
адаптированность лишь временно помогает
решению проблемы.

На сегодняшний
день в Украине целенаправленной практики
мониторинга адаптационных механизмов
социализации личности на уровне учебных
заведений нет.

Поэтому хотелось бы
отметить решающее значение введения
спецкурсов по формированию адаптационных
механизмов социализации студенческой
молодежи.

Данные технологии и стратегии
помогут молодежи жить и работать на
полную силу с чувством удовлетворения
от самореализации, а это, в свою очередь,
порождает чувство эмоционального
насыщения от межличностных отношений
в системе групп.

Таким образом,
социальная среда в высшей школе в своем
многообразии выступает как основа
социализации студента, а значит, и его
успешной жизнедеятельности, профессиональной
реализации. Формирование адаптационных
механизмов социализации личности
является первоочередной задачей каждого
ВУЗа.

  • Василий Келеберда
  • Украинский
    католический университет
  • (Украина, г. Львов)

Источник: https://studfile.net/preview/5857426/page:34/

Ссылка на основную публикацию