Становление логического позитивизма — студенческий портал

Становление логического позитивизма - Студенческий портал

Часто философские идеи, которые были актуальны в одно время, на следующем историческом отрезке развития общества становятся бесповоротно устаревшими, что требует появления новых, более развитых и современных философских идей и концепций. Таким образом, формируются более новые философские учения, некоторые из которых являются актуальными и применительно к реалиям современного мира.

Становление логического позитивизма - Студенческий порталСледует отметить и то, что некоторые философские концепции могут не иметь ярко выраженного общего сформировавшегося ядра. В этой статье речь пойдёт о постпозитивизме, который не имеет сформированного единого философского течения. Это направление в философии пришло на смену логическому позитивизму, признанного устаревшим, объединив несколько различных концепций. При этом следует подчеркнуть, что постпозитивистские концепции не только не являются схожими, но при этом могут и нещадно критиковать друг друга.

Что такое постпозитивизм?

Для начала стоит дать определение философскому течению позитивизма, после которого и возникли новые течения — неопозитивизм и постпозитивизм:

  • Позитивизм — научное и философское направление, главные идеи которого основываются на «позитивном», что означает ориентирование на фактическое, устойчивое и несомненное. Данными рамками ограничивается исследование и изложение с позитивистской точки зрения. При этом метафизические объяснения считаются неосуществимыми теоретически и бесполезными практически;
  • Логический позитивизм —философское течение, которое появилось позже, современная форма позитивизма;
  • Постпозитивизм —это множество различных философских концепций, которые пришли на смену логическому позитивизму, называемому также неопозитивизмом;

Рациональный метод познания признаётся представителями постпозитивизма в качестве основной идеи данного философского течения.

Концепции, относящиеся к постпозитивизму в философии

Как уже было указано выше, постпозитивизм объединяет множество различных философских концепций, которые имеют общие черты, но в то же время критикуют позиции друг друга. Далее будут приведены наиболее известные и распространённые концепции, относящиеся к этому направлению в философии и науке:

  • Становление логического позитивизма - Студенческий порталКонцепция научных революций Т. Куна;
  • Концепция неявного знания М. Полани;
  • Фальсификационизм К. Поппера;
  • Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и другие.

Вышеуказанные концепции являются самыми заметными и популярными среди других учений, относящихся к постпозитивисткому направлению. Своими позициями, которые являются более выигрышными на фоне других подобных концепций, они обязаны своей сформированной идеологии. Идеи данных концепций проявляются более чётко, они имеют свою форму и направленность.

Стоит также сказать о том, какие отличительные черты от предыдущих философских направлений имеются у постпозитивизма. Исследуя эти черты, можно лучше понять суть постпозитивизма, характер его направленности и акценты, которые расставляет данное направление в философии.

Логический позитивизм, который предшествовал постпозитивистской концепции в философии, ориентировался на знание, которое было уже получено и выражено в знаковой форме. В качестве образцов научности брались теории математической физики.

Представители постпозитивизма в философии обратились к динамике знания, то есть обратили внимание не на само знание, а на процесс его развития и становления.

Таким образом, они смогли получить возможность рассматривать знание с другого ракурса, с позиции его динамического изменения.

Становление логического позитивизма - Студенческий портал

Постпозитивизм утверждает, что история науки не является областью знаний, которые были накоплены на протяжении всё истории. Таким образом, следует отметить тот факт, что постпозитивисты отказываются от кумулятивизма.

Вся научная история формировалась гораздо более драматически, так как на её протяжении возникали научные революции, причём их возникновение неизбежно из-за периодически возникающей необходимости осуществлять пересмотр определённых частей ранее обоснованного и уже признанного знания.

Научная революция — это не только пересмотр теоретической основы знания, но и методов, фактов, методологических и мировоззренческих принципов.

Постпозитивизм отказывается от тех жёстких рамок и принципов, которых придерживались сторонники неопозитивизма. Также можно отметить и смягчение некоторых противопоставлений.

Речь идёт о противопоставлении фактов и теорий, эмпирического знания теоретическому, а также о противопоставлении контекста открытия контексту обоснования.

Если раньше существовало чёткое разделение на эмпирическое (обоснованное, надёжное, неизменное) и теоретическое (изменчивое, ненадёжное, необоснованное), то постпозитивизм вывел идею единства этих двух знаний.

Становление логического позитивизма - Студенческий порталМожно утверждать, что неопозитивизм представляет собой разновидность эпистемологического фундаментализма, где предполагается наличие разделения на факты, которые составляют устойчивый базис познания, и теорий, в свою очередь, подвергаемых изменению. В отличие от такой точки зрения, постпозитивистское учение в философии провозглашает следующий тезис: факты имеют определённую теоретическую нагруженность, что означает зависимость фактов от теории. Учение предполагает, что факты строятся на теоретическом фундаменте. Следует учесть, что факты, основой становления которых служила одна теория, могут отличаться от фактов с другой теоретической основой.

Довольно важным отличием постпозитивизма от неопозитивизма, которое также стоит отметить в этой статье, является отношение к проблеме демаркации. Как известно многим, неопозитивизм предполагал, что есть возможность, и даже потребность, в обязательном и жёстком разграничении науки и не науки, в частности, философии (метафизики).

Предлагаемый неопозитивизмом тезис имел под собой определённую основу, заключавшуюся в принципе верификации, тем самым требуя отделения метафизики от науки.

В свою очередь, постпозитивизм не видит чётких границ между философией и наукой, так как полностью признаёт факт осмысленности философских положений, а также то, что их просто невозможно устранить из науки.

Ориентация такого плана была заложена самым известным философом постпозитивизма — Поппером, обеспечившим переходный период между неопозитивизмом и рассматриваемым направлением.

Ярчайшие представители постпозитивисткой философской мысли

Нельзя не упомянуть самых видных идеологов постпозитивизма, которые довольно сильно повлияли на становление идей этого плана:

  • Карл Поппер;
  • Пол Фейерабенд;
  • Томас Кун;
  • Имре Лакатос.

Становление логического позитивизма - Студенческий порталХотя все указанные выше философы и не придерживались общей и чёткой концепции, касающейся постпозитивизма, они внесли существенный вклад в развитие данной философской мысли. Первоначально постпозитивистскими идеями увлёкся Карл Поппер, создавший впоследствии целый фундамент для идей такого рода. Далее, уже осуществляли свою деятельность и другие видны идеологи направления.

Читайте также:  Кризис 3 лет у ребенка - причины и характер течения

Становление логического позитивизма - Студенческий порталСтановление логического позитивизма - Студенческий порталСтановление логического позитивизма - Студенческий порталСтановление логического позитивизма - Студенческий портал

Источник: https://psiho.guru/filosofiya/postpozitivizm-v-filosofii-chto-eto.html

52. Позитивизм и неопозитивизм (общая характеристика и эволюция) — Philosophy Tips

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Основоположником позитивизма явился О. Конт, который провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Его последователями были Дж. Милль и Г. Спенсер.

Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного.

Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки.

Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Неопозитивизм – вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания.

Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма.

Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии: 

  • первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.; 
  • вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX — начале XX века; 
  • третья стадия — неопозитивизм, или логический позитивизм.

В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим.

Создаются проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий. Возникают попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, — этику, литературу, психологию.

Наконец, появляется потребность усилить эффективность науки, критически осмысливая ее инструментарий. Сложные отношения складываются к этому времени между специальными науками и философией.

Безграничное доверие к философии — «царице наук» — сменилось скептическим к ней отношением; стало явным стремление освободиться от ее диктата. Против философии выступали как те мыслители, которым претили претензии философии на якобы строго научное решение «человеческих» проблем (С.

Кьеркегор), так и сциентистски настроенные исследователи, считавшие традиционную «метафизику» далекой от подлинных запросов науки. Критическое отношение к философии со стороны различных философских школ было необходимым этапом в деле самоопределения философии, выявления ее подлинного места в культуре.

Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Претензии традиционной философии («метафизики») с ее поисками «начал и причин», сверхчувственных субстанций, стоящих за рамками возможностей опытного знания, признаются неосновательными.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена; по крайней мере лишена статуса «науки наук».

Философия может сохранить статус науки, если изменит свой предмет, станет особой деятельностью по обслуживанию науки либо в качестве обобщения научных знаний, либо в качестве логики науки.

Процесс познания становится единственным предметом философии как строгой науки; изучение процесса познания не должно оказаться в плену односторонних материалистических или идеалистических подходов, не должно поддаваться аргументации этих противоборствующих философских школ.

Процесс познания един, однороден, поэтому применение научных методов возможно не только при изучении природы, но и общества и человека. Наконец, наука — не только модель человеческого познания, но и основное средство переустройства и совершенствования жизни.

Сциентизм (лат. scientia — наука) — позиция, согласно которой научное знание — оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеалом научного знания является естественно-научное знание. Противоположностью этой позиции является антисциентизм, в рамках которого развиваются идеи о враждебности науки человеку, о невозможности построить человеческую жизнь на научной основе.

Источник: https://www.sites.google.com/site/philosophytips/home/pozitivizm-i-neopozitivizm-obsaa-harakteristika-i-evolucia

Основные идеи позднего логического позитивизма (Р.Карнап). Основные причины развала логического позитивизма

Подробности Категория: Ответы на экзамен по философии

Позитивизм – это течение западной философии II пол.

19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения.

А философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Однако они не предлагали совсем отказаться от философии, а предлагали «новую философию».

Позитивизм предназначен для критики ненаучного знания. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.

  • Позитивизм пережил несколько периодов:
  • I форма позитивизма – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук.
  • II форма позитивизма – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).
Читайте также:  Значение лишайников - жизненный цикл и морфологические особенности

Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таких понятий как материя, субстанция и других понятий. В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений.

III форма позитивизма – неопозитивизм или логический позитивизм (с середины 20х годов 20 века) – Шлик, Карнап, Витгенштейн  – попытались обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследований.

На кафедре Венского университета, которую после смерти Маха возглавил Шлик, собралась группа ученых, поставивших перед собой цель – реформировать науку и философию. Это «Венский кружок».

Неопозитивисты выдвинули новое понимание научного познания как логической конструкции на основе чувственных данных.

Особенности логического позитивизма:

1.                Описательный характер науки.

Основание научного познания – это фиксация фактов. Факты – это фиксация чистого чувственного опыта и нейтральность ко всему остальному знанию[6].

Утверждения о том, что роза, аромат которой я вдыхаю, материальна или нематериальна – одинаково бессмысленны. Буду ли я считать ее материальной или идеальной – это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат, и она не станет от этого пахнуть по-другому. Значит, в процессе верификации можно сравнить предложение только с данными ощущений.

Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа «все люди смертны» не может быть верифицированы. Отсюда формулируется принцип верификации – опытная проверка всех приобретенных знаний.

2.                Введение принципа верификации.

Значительное место в их исследованиях занимает логический анализ языка науки. Из научного языка изгоняются все псевдонаучные утверждения, к которым причислялись и двусмысленности обыденного языка, и философские суждения.

Верификация – процедура проверки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений несомненна, т.к. они представляют чистый чувственный опыт. Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Является ли предложение протокольным, определяет сам ученый.

Верификация истины положений науки стала субъективна, попав в зависимости от оценки ученого. Поэтому, было предложено, считать предложение верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны с этим. Т.е. критерий истины – согласие исследователей.

3.       Отождествление философии с логическим анализом языка.

Сведение философии к логическому анализу – это «заслуга» Рассела. Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.

4.       Формирование идеального языка.

Считается, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы неопределенностей.

Язык науки строится так: из первичных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания.

При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными. Для выявления бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки – им должны заниматься философы.

  1. С точки зрения логического позитивизма, деятельность ученого в основном должна сводиться к двум процедурам:
  2. 1) установление протокольных предложений;
  3. 2) изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.
  4. Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине которой находятся основные постулаты; вся пирамида опирается на совокупность протокольных предложений.

5.                В качестве метода философствования выступает современная формальная логика.

Философия, – утверждал Карнап, – это «логика науки».

Получается, что позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, которые сводимы к содержанию протоколов наблюдения. Итак, прежняя философия («метафизика») объявляется неопозитивистами бессмыслицей.

Каков же предмет позитивной философии с точки зрения неопозитивистов?

Философия, по неопозитивизму, – это аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий конкретных наук. Это направление – аналитическая философия. Она распадается на:

1.       логический анализ философии – где формальная логика является методом позитивной философии, способствуя созданию единого научного метаязыка для формализации науки;

2.        лингвистическая философия – исследование обыденного языка, оттенков значений и устранение двусмысленности. Это семантическая философия Карнапа.

«Языковый каркас» Карнапа – форма «языка», представляющая науку как язык.

Науку и реальность Карнап разводит, предлагая «различить два вида вопросов о существовании»:

– первый – вопросы о существовании объектов нового вида – это внутренние вопросы. Ответы можно найти логическими или эмпирическими методами: «Являются ли единороги и кентавры реальными или воображаемыми?» и т.п. Признать что-либо реальной вещью – значит включить эту вещь в имеющуюся систему вещей в соответствии с правилами.

– второй – вопросы о существовании системы объектов в целом – это внешние вопросы. Эти вопрос поднимаются не рядовым человеком и не учеными, а только философами. Этот вопрос нельзя разрешить, потому что он поставлен неправильно.

Качественное отличие теоретических законов заключается в том, что они используют теоретические термины, в то время как эмпирические законы включают лишь термины наблюдения. Ответ на вопросы о том, как могут быть получены теоретические законы, Карнап считает «одной из основных проблем методологии науки». Процесс их создания ему видится следующим образом.

Теоретические законы являются, более общими, чем эмпирические. Но нельзя прийти к теоретическим законам, если просто взять обобщить эмпирические законы. Теоретические законы отличаются от эмпирических тем, что содержат термины другого рода.

Мы наблюдаем камни, и деревья, замечаем разные регулярности и описываем их с помощью эмпирических законов. Но независимо от того, как долго мы наблюдаем вещи, мы никогда не достигнем пункта, когда мы увидим молекулу. Термин «молекула» никогда не возникнет как результат наблюдений. По этой причине никакое количество обобщений из наблюдений не может дать теории молекулярных процессов.

Читайте также:  Социально-политическая борьба в россии в годы смуты и расширение польской интервенции (1606-1610 гг.) - студенческий портал

Итак, логический позитивизм – это сложное явление. Основные его черты: метод верификации, опирающийся на чисто эмпирические протокольные предложения, простые эмпирические критерии истинности отдельных утверждений и простая кумулятивная модель развития науки.

Усложненный вариант типа «языковых каркасов» Карнапа оказывается при этом вытесненным на периферию, хотя он тоже предполагал «протокольные предложения» и прогрессивное накопление знаний.

Логический позитивизм ориентируется в основном на перепроверку знаний, не позволяя успешно их наращивать. Но реальный путь познания не таков. Неопозитивизм не смог разделить философию и науку, четко классифицировать знания. Это и вызвало его внутренний кризис.

Источник: https://studfilosed.ru/otvety-na-ekzamen-po-filosofii/178-osnovnye-idei-pozdnego-logicheskogo-pozitivizma-r-karnap.html

Логический позитивизм

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (логический эмпиризм, неопозитивизм) — одно из основных направлений философии 20 века. Сформировался в Австрии и Германии в 1920-е гг. в дискуссиях и работах членов Венского кружка (М. Шлик, ТР. Карнап, О. Нейрат, Ф. Вайсман, К. Гедель, Г. Ган и др.

) и берлинского Общества эмпирической философии (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.). Влияние л.п. быстро росло, к началу 1930-х годы установились тесные идейные и научно-организационные связи неопозитивистов с представителями Львовско-Варшавской школы, целым рядом британских, скандинавских и американских философов (А.

Айер, П.У. Бриджмен, Ч.У. Моррис, Э. Нагель, У.В.О. Куайн и др.) С приходом к власти национал-социализма большинство видных представителей л.п. эмигрировало в США.

Здесь их идеи нашли восприимчивую аудиторию, что способствовало росту в этой стране логико-методологических исследований и формированию философии науки как академической дисциплины.

Логический позитивизм продолжал в новых формах традиции эмпиризма и критики метафизики, характерные для классического позитивизма. Но в отличие от последнего неопозитивисты видели задачу философии не в описании методов науки и обобщении специально-научного знания в единую научную картину мира, а в деятельности по анализу языковых форм знания. От психологической формы позитивизма Э.

Маха логический позитивизм отличает широкое использование новых логических средств анализа, которые появились в результате революции в логике и математике на рубеже 19-20 веков.

На этой основе неопозитивисты претендовали на революционный поворот в философии, призванный очистить ее от бесконечных дискуссий традиционной метафизики, и на решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки.

Это вопросы о роли знаково-символических средств научного мышления, о границе между научным и псевдонаучным знанием, об отношении теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, о структуре теории, о природе и функциях математизации и формализации знания и др.

Противопоставляя науку метафизике, представители логического позитивизма считали, что единственно обоснованным и достоверным знанием является специально-научное знание. Традиционные философские вопросы объявлялись логическим позитивизмом бессмысленной метафизикой на том основании, что они формулируются с помощью терминов (например, «абсолют», «субстанция», «ничто», «дух народа» и т.п.

), которые являются псевдопонятиями, поскольку не поддаются верификации. Метафизика в этом плане предстает не просто как ложное учение, а как нечто лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Подлинно научная философия в своей критической функции должна быть направлена на устранение метафизики и псевдонауки, а в позитивной функции на анализ и экспликацию концептуальных средств науки.

Эмпиризм в логическом позитивизме представал как четкое разграничение аналитических и синтетических высказываний, как отстаивание принципа верифицируемости и сводимости всякого действительного осмысленного знания к «непосредственно данному». Конечной целью этой программы выступала реорганизация научного знания в систему «унифицированной науки», в которой стирались бы различия в концептуальных и методологических средствах между отдельными науками о мире — физикой, биологией, психологией, социологией.

Исходная концепция логического позитивизма была слишком жесткой и радикальной и вступала в противоречия с реальной природой научного знания. Со второй половины 1930-х годов, после распада Венского кружка и эмиграции его основных фигур, эволюция логического позитивизма представляет собой последовательность отступлений от исходных позиций, компромиссов и модификаций.

В результате внутренних дискуссий и критики извне неопозитивисты ослабили и модифицировали принцип верификации, тезисы о без условной достоверности базисных предложений наблюдения и сводимости теоретического языка науки к языку наблюдения.

Основополагающая установка неопозитивистов о том, что предложения логики и математики суть аналитические истины, была подвергнута обоснованной критике У.В.О. Куайном. Наряду с этим такие историки науки, как А. Койре, Л. Флек и др.

, показали неадекватность неопозитивистской модели знания, анализируя оригинальные работы выдающихся ученых, из которых следовало, что роль метафизических идей в создании научных теорий была весьма велика. Неспособность л. п.

реализовать исходную программу привела к тому, что в 1950-е годы он теряет статус ведущего направления логики и философии науки, а затем и перестает существовать как самостоятельное течение философии. Его поздние представители отошли от первоначальных принципов и стали отождествлять себя с общим движением  аналитической философии. В 1960- 1970-е годы под влиянием идей К. Поппера и Т. Куна сложился постпозитивизм, резко критиковавший неопозитивистскую теорию науки и реабилитировавший «метафизику».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 24-25.

Литература:

Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959; Франк Ф. Философия науки. М., 1960; Гемпелъ К. Логика объяснения. М., 1998; Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993; Крафт В. Венский кружок. М., 2003; Журнал «Erkenntnis» («Познание»).

Избранное. М., 2006; Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966; Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки. М., 1983; Ayer A. (Ed.) Logical Positivism. L., 1959; Haller R. Neopositivism.

Darmstadt, 1993.

Источник: http://ponjatija.ru/node/11451

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector