⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 12Следующая ⇒
В любом сложном явлении природы или общества наблюдаются объективно существующие устойчивые связи, которые называются закономерностями. Существуют такие и в воспитательном процессе. С одной стороны, они обусловлены особенностями воспитания как общественного явления, с другой − развитием личности.
Закономерности воспитательного процесса:
1 – Зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды. Воспитание зависит от способа производства материальных благ, социальной структуры общества, политического строя, идеологии.
Поэтому объективными факторами воспитания являются такие общественные процессы, которые составляют социально-экономическую и государственную основу данного общества, оказывая полное влияние на содержание и организацию воспитательного процесса.
К субъективным факторам относится деятельность вуза, семьи, общественных организаций, общественности, направленных на формирование мировоззрения и всестороннее развитие человека.
2 – единство и взаимосвязь воспитания с развитием личности. От качества воспитания зависит развитие личности. В свою очередь содержание, формы, методы, средства и приемы воспитания зависят от уровня развития личности.
Воспитательный процесс требует от воспитателя знания законов психического развития личности. Ему необходимо всесторонне изучать воспитанника.
В противном случае воспитательные воздействия будут односторонними, без учета индивидуальных особенностей воспитываемых, что приведет к рассогласованности с другими воспитательными воздействиями.
3 − признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности.
Воспитательный процесс протекает намного эффективнее тогда, когда деятельность воспитанников целесообразно организована и разумно построено общение. В деятельности возникают разного рода отношения между людьми.
В системе отношений особую роль играют воспитательные отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов и объектов воспитания. В сфере этих отношений реализуются цели воспитания.
4 – связана с воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.
Воздействие воспитания на воспитанника предполагает целеустремленную организацию его деятельности, общения, систематического и планомерного развития различных сфер личности. Социальные роли воспитателя и воспитанника не равноценны.
Последний для воспитателя всегда является объектом воспитательных усилий. Однако он участвует во взаимодействии с воспитателем сознательно, что придает воспитательным отношениям активный характер.
Принципы воспитания:
Связь воспитания с жизнью и трудом. Личность воспитанника формируется прежде всего в процессе общественной деятельности. Занимаясь общественно полезным трудом, общественной деятельностью, воспитываемый приобретает опыт нравственного поведения, развивается духовно и физически, закрепляет и совершенствует моральные качества.
Воспитание личности в коллективе и через коллектив. Сущность этого принципа заключается во взаимной ответственности каждого перед коллективом и коллектива за каждого своего члена.
Воспитатель не может не опираться на коллектив, на силу общественного мнения, поскольку оно расширяет возможности воспитательного воздействия.
Только в коллективе можно развить такие качества, как принципиальность, ответственность, чувство товарищества, взаимопомощи, умение подчинять личные интересы общественным.
Сочетание требовательности и уважения к личности.
Следуя этому принципу, воспитателю необходимо избирать такой стиль и тон отношений с воспитанником, который бы не подавлял, а раскрепощал его силы, побуждал к положительным действиям и поступкам, внушал чувство собственного достоинства и ответственности за свое поведение.
Благожелательность, чуткость и внимание к человеку, доверие, такт, да и требовательность, если она не имеет ничего общего с придирчивостью, предубежденностью, мелочностью, − все это относится к формам проявления уважения к личности.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.
Этот принцип означает, что воспитательный процесс должен строиться на основе данных систематического и всестороннего изучения возрастных, физиологических и психологических, индивидуальных особенностей, способностей, взглядов, вкусов, привычек личности воспитанника. Индивидуальный подход в воспитании требует знания условий жизни, характера специфики деятельности человека.
Последовательность, систематичность, единство и непрерывность воспитательных воздействий. Воспитательная работа должна строиться в определенной последовательности и систематичности и планироваться исходя из общих задач общественного воспитания, конкретных задач коллектива и уровня воспитанности его членов.
Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Основу методов воспитания составляют средства и приемы, которые связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве.
Средства воспитания – это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитанников. К средствам воспитания относится совокупность предметов и произведений (слово, факты, наглядные пособия, книги, фотографии, плакаты, видеоматериалы, радио, телевидение и т.д.), а также виды деятельности, в которые вовлекаются воспитанники (игровая, учебная, трудовая и т.п.).
Приемы воспитания – это частные (соответствующие конкретной педагогической ситуации) способы использования воспитателем средств (показ положительных примеров, иллюстрация фактов, сравнение и сопоставление результатов, создание поучительной обстановки).
По наиболее распространенной классификации И.Г. Щукиной методы воспитания разделяются на три группы.
Формы воспитания— это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Содержание воспиательного процесса реализуется посредством определенных форм. Форма – это внешний вид воспитательной работы, как бы ее обложка.
В условиях вуза используются массовые(тематические вечера, спортивные соревнования, воскресники по благоустройству), групповые (секции, кружки, студии, клубы), индивидуальные (беседы, индивидуальные задания) формы воспитательной работы со студентами.
Методика подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий имеет индивидуальный характер, который определяется уровнем методической культуры и интересами организаторов мероприятий.
В условиях высшей школы наибольшее распространение получили следующие формы внеаудиторной воспитательной работы: тематические вечера, дискотеки, спортивные соревнования, туристические походы, клубные занятия по интересам, диспуты, эскурсии, коллективы самодеятельности – хоровые, хореографические, театральные, воскресники по благоустройству, политические информации, строительные студенческие отряды, волонтерская деятельность, создание тематических музеев и др.
В вузе роль преподавателей, как организаторов внеаудиторной воспитательной работы, хотя и значительна, но все же не так велика как в школе. Это детерминировано уровнем социально-гражданской зрелости студентов.
В вузе студенты, особенно на старших курсах, становятся организаторами различных мероприятий и разнообразных видов деятельности: общественно-политической, художественной, трудовой, спортивной, волонтерской, туристической, экологической и т.д.
Каждый из видов деятельности студентов имеет свою цель, задачи, содержание, посредством и в процессе их реализации осуществляется воспитание студентов – участников деятельности.
Организаторам воспитания необходимо выдвигать не только цель дела (деятельности), но и цель воспитания, в противном случае участие в деятельности может быть либо нейтральным в воспитательном отношении процессом, либо менее значительным, чем ожидалось.
⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/7x1af4.html
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция завершена Эта статья набрала 0 голосов У данной статьи нет дипломов
- ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
- Канцедалова Татьяна Петровна
- магистрант 1 курса, кафедра всеобщей истории, философии и культурологии БГПУ г. Благовещенск
- E-mail:
- Буяров Дмитрий Владимирович
научный руководитель, к.ф.н., доцент БГПУ г. Благовещенск
В условиях трансформации сложившейся системы воспитания, которая затрагивает все социальные институты общества, гражданское воспитание занимает одно из ключевых положений. Формирование гражданской идентичности определяется социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране в условиях поликультурности современного общества.
Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества.
Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.
Обратимся к понятию гражданской идентичности. В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности в частности. А.Н. Иоффе определяет гражданскую идентичность, как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А.Г.
Асмолов за основу данного понятия берет осознание принадлежности на общекультурной основе, а также то, что понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, (как отмечает это в своих работах М.А. Юшин), а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Т.
Водолажская рассматривает данное понятие в рамках реализации личности, в ее базисных потребностях, в принадлежности к определенной группе.
Исходя из данных подходов, можно сделать вывод, что гражданскую идентичность понимают, как осознание принадлежности к сообществу граждан одного государства, основанного на осознании гражданской общности, как коллективного субъекта; или отождествление гражданской идентичности личности – статусу гражданина.
В данном случае гражданская российская идентичность – осознание личностью принадлежности к российскому государству, гражданином Российской Федерации; готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.
В современной концепции российского образования в гражданскую идентичность вкладывают такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.
Исходя из определения и содержания гражданской идентичности, выделяются ее структурные компоненты. А.Н.
Иоффе выделяет 4 структурных компонента гражданской идентичности: первый – когнитивный, под которым понимается гражданская информированность и грамотность; второй – ценностный – гражданская позиция; эмоциональный – патриотизм, любовь к Родине своему краю; деятельностный – гражданственность, действия по решению проблем и помощи окружающим [3].
По А. Г. Асмолову становление гражданской идентичности требует формирования четырех личностных компонентов: когнитивного – знания о принадлежности к общности граждан России, ценностного – наличия позитивного отношения к факту принадлежности, эмоционального – принятия гражданской идентичности, поведенческого – участие в общественной жизни.
К уже вышеперечисленным компонентам, опираясь на работу Л.В. Бычковой (Мостяевой), можно добавить такие компоненты, как коннотативный (эмоционально-оценочный) и аксиологический (ценностно-ориентированный) [2].
Исходя из выше предложенных концепций, разработано авторское представление структурных компонентов и их наполняемость:
- когнитивный (знаниевый) – знания, которыми обладает личность для идентификации себя, как гражданина, а также знания, позволяющие ему активно выражать свою гражданскую позицию (знания об историческом прошлом государства, политической культуре, государственной структуре и др.);
- ценностно-ориентировочный – определяется гражданской позицией личности, его отношением к таким понятиям, как Родина, Отечество; уважение другого субъекта, как гражданина и его гражданской позиции;
- эмоционально-оценочный – способность к рефлексивности собственного гражданского поведения, четкая и аргументированная гражданская позиция, умение оценить и сопоставить свои действия с гражданскими идеалами и ценностями государства;
- деятельностный (практический) – определяется поведением человека, как гражданина того или иного государства, участием в общественной и политической жизни страны, его правовая деятельность и гражданская активность.
Исходя из содержания гражданской идентичности, возможным становится выявление факторов, определяющих ее формирование. Следует выделять объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относим те, которые не зависят от деятельности и волевых решений человека.
К таким факторам можно отнести: общее историческое прошлое (обычно выражено в легендах, символах и др.
исторических источниках); самоназвание общности (другие различные этнонимы); общий язык, на котором говорят большинство граждан в государстве; общая культура (политическая, правовая, экономическая); эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране[1].
Россия – многонациональное, полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но в котором и религия играет немаловажную роль в процессе воспитании и самоидентификации личности.
Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать роль национальных традиций в воспитание и региональный фактор.
Поэтому задача школы состоит в формировании поликультурной среды для возможности развития гражданской идентичности личности.
Субъективные факторы, определяющие формирования идентичности относятся к конкретной ситуации, субъектам, содержанию. В данной ситуации школа будет рассматриваться, как средство формирования гражданской идентичности у школьников и в зависимости от этого, выделяются такие факторы:
- цели образования и воспитания школьников, установленные на государственном уровне, так, например, формирование гражданской идентичности определено государственным стандартом, как личностный результат в освоении основной программы общеобразовательной школы;
- содержание образования, получаемое школьником в рамках общеобразовательной программы школы, определяется конкретными требованиями в современном обществе к образованию. В данном случае, рассматривается содержание как основных предметов, изучаемых школьниками, так и во внеучебной деятельности по предметам, а также в воспитательной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях. Если содержание материала по предметам определяется стандартом и учебником, то в остальных сферах, содержание чаще определяется самой школой и конкретным учителем.
- эффективность формирования гражданской идентичности определяется методами, формами, технологиями, используемыми учителями в своей педагогической практике, механизмами, способами организации деятельности (индивидуальное, коллективное, самостоятельное, интерактивное и т.п.), что в совокупности является третьим фактором.
- возможность проявлять свою гражданскую позицию (возможность прикладного использований знаний в образовательной среде, развитие объединений, общественных организаций, самоуправления, для реализации деятельностного компонента гражданской идентичности, проявление гражданской активности).
Следующие факторы можно объединить в две больше группы и рассматривать их в зависимости от влияния педагога и школьника на процесс формирования гражданской идентичности.
Первая группа факторов выявлена на основе влияние на процесс формирования гражданской идентичности самого школьника:
- индивидуальные особенности (например, необходимость в инклюзивном образовании);
- уровень мотивации (будет высокой при условии совпадения персональных запросов с программой воспитания);
- семья и воспитание (отношение к государству, как институту власти, к гражданским правам в близком кругу школьника);
- возрастные особенности (способность самоидентификации и осознании существование идентичности в целом, в том числе гражданской).
Формирование идентичности это процесс, в первую очередь, имеющий возрастные детерминанты, и принадлежность личности к определенным общностям зависит от приоритетности той или иной общности в возрастной группе.
Включенность индивида идет от микросоциального к макросоциальному, проходя три стадии: этнонациональные, госудасрвенно-гражданские и региональные, формирующие общие представления у субъекта о его идентичности.
Освоение компонентов гражданской идентичности тоже имеет возрастное деление, например, младшему школьнику еще не удастся освоить деятельностный компонент в полной мере, а уровень когнитивного и ценностно-смыслового будет отличаться от уровня старшего школьника [4].
Следующая группа субъективных факторов определена в соответствии с влиянием педагога на формирование гражданской идентичности школьника:
- компетентность преподавательского состава в вопросах формирования гражданской идентичности школьника,
- готовность и желание уделять время и прилагать усилия для освоения данного личностного результата школьником, объем времени уделяемое воспитательной деятельности;
- создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу, (регулярность, систематичность выполнения требуемых действий).
Подводя итог, стоит отметить, что выделяя факторы определяющие формирование гражданской идентичности, появляется возможность выстраивать пути достижения поставленной цели, в данном случае, для эффективного формирования гражданской идентичности школьников.
Знание основных факторов, компонентов, содержания понятия процесса формирования гражданской идентичности, помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели педагогической деятельности, определять ее содержание, изучать возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы работы, объективно оценивать ее результаты, т.е. сформированность гражданской идентичности школьника.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 10.01.2016)
- Бычкова (Мостяева) Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 14–21.
- Иоффе А. Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 3–10.
- Шакурова В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 83-10.
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxviii/46424
Субъективные факторы воспитания
- Фактор воспитания
- Индивидуальное воспитание
Проводить анализ воспитания очень тяжело. Потому что сам обучающий процесс необыкновенно трудный, и всякий раз нет возможности предугадывать его исход. В течение времени появляются факторы, которые помогут наладить процедуру воспитания и сделать его высокопродуктивным.
Термин
Фактор – это причина, которая способствует влиянию на воспитание.
Существуют две разновидности — объективные и субъективные. Объективные факторы включают в себя положения, не зависящие от ученика.
Таких положений мало: место рождения, окружающие условия, экологическая обстановка, социальное окружение и статус в организованном обществе, а также нормы поведения и моральные устои уже сложенные в обществе.
Сюда входят и главные особенности индивида: этнос, нация, взгляды на религию. По большому счёту нельзя менять действия таких показателей объективного характера.
Субъективность воспитания
Во всех других случаях обучающая деятельность – субъективная направленность. Субъективные факторы содержат в себе действия, которые зависят напрямую от воспитываемого и преподавателя, общества и налаживании процесса в учебно-воспитательных учреждениях. К субъективным принадлежат:
- личный интерес;
- предрасположенность и восприимчивость к обучению;
- устремлённость обучающегося;
- целеустремлённость, наклонности, пожелания и замыслы ребёнка;
- порядок воспитательных действий;
- уникальность методов каждого воспитателя;
- выроботка методики;
- образовательная программа воспитания;
- установление духовных отношений ребёнка с учителем и налаживание взаимной поддержки друг с другом;
- настроение коллектива в моральном и психологическом плане.
Восприимчивость к обучению и наставлениям усиленно действует на воспитательную работу. Если у ребят большой уровень воспитуемости, то они начинают чаще позволять развивать свою личность и принимают наставления и рекомендации от педагога.
Таким образом, это приносит свои плоды — верное применение и реформирование изученных методов социального поведения в жизни и высоко поднимает продуктивность воспитательной работы. Если дети закрыты для того, чтобы формироваться и развиваться, не хотят идти навстречу воспитателю, то уровень их воспитуемости не велик.
Для таких детей будет очень трудно приспосабливаться и ориентироваться в новой социальной обстановке и принимать правила окружающего общества. Причиной продуктивного и непродуктивного воспитания — порядок организации воспитания.
Термин
Воспитательная система — соединение взаимосвязанных составляющих, которые вырабатываются и совершенствуются в пространстве и во времени. В её структуре содержатся стремления, коллективная работа, индивид как субъект педагогического действия, окружение, общение между людьми.
Личность педагога имеет огромную важность и влияет на плодотворность педагогической работы. Учитель воплощает в себе основной источник нравственности, но не сможет владеть монополией на воспитательное влияние. Лишь многозадачность и противопоставление действий учителя рождает вопрос эффективности. Когда воспитанник взрослеет, то эта задача значительно усложняется.
Вместе с этим нарастает рационально-критическое восприятие окружающей обстановки и то, как воспитуемый принимает учебную информацию. Коэффициент полезного действия от педагогического влияния не связан с его целями, а зависит от человека, который выполняет это влияние и как именно. Из этого следует, что личность преподавателя — главное звено продуктивного развития детей.
Примечание
Субъективные факторы склонны к изменениям и переменам. Но при всём этом могут добиваться значительной силы.
Такие факторы проявляются и работают преимущественно исходя из обстоятельств, на маленьком отрезке времени. При употреблении этих факторов в воспитании наставники должны обладать огромным профессионализмом. В каждой ситуации непростые сочетания объективного и субъективного факторов придаёт воспитанию свой неповторимый характер.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/subektivnie-faktori-vospitaniya/
Объективные и субъективные факторы воспитания
Воспитание трудно подвергается анализу. Причина тому кроется в огромной сложности механизмов образования воспитанности и невозможности предугадать результат. Тем не менее, можно выделить факторы, которые обуславливают течение и эффективность воспитательного процесса.
Факторы воспитания
Определение 1
Фактором называют причину, влияющую, тем или иным образом, на воспитание.
Факторы воспитания бывают 2-х видов: объективные и субъективные.
Определение 2
Объективные факторы – это такие причины, которые не зависят от воспитанника.
Примерами объективных факторов служит следующее:
- Место рождения;
- Среда обитания;
- Природа и климат;
- Традиции и господствующие нормы в обществе.
Данные факторы предопределяют стержневые черты человека такие, как национальность, раса, религиозная направленность. Поменять что-то в действии объективных факторов воспитания почти не представляется возможным.
Субъективность воспитания
В остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность.
Определение 3
Субъективные факторы – это причины, зависящие от самого воспитанника и его учителей, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений.
Субъективный фактор – это, в частности:
- Склонность ученика к воспитанию и его умения воспринимать воспитательные влияния;
- Направленность воспитанника;
- Стремления, желания и намерения воспитанника;
- Личностные интересы воспитанника;
- Духовная связь между воспитанником и учителем;
- Взаимодействие учителей и воспитанников;
- Воспитательная система;
- Непосредственная деятельность воспитателей;
- Организация процесса воспитания;
- Педагогические программы воспитания;
- Морально-психологический настрой в коллективе.
Сильно влияет на воспитательный процесс воспитуемость ученика. Дети с высоким показателем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, прислушиваются к советам воспитателя.
Все это сказывается на правильном использовании и преобразовании усвоенных способов социального поведения в жизни и существенно поднимает эффективность воспитания.
Низкий уровень воспитуемости у детей проявляется в их закрытости для развития, нежелании прислушиваться к рекомендациям педагога. У плохо воспитуемых детей затрудняется ориентировка в новых условиях среды.
Сама воспитательная система может быть причиной продуктивного и непродуктивного воспитания.
Определение 4
Воспитательная система – это комплекс связанных компонентов, который развивается в пространстве и во времени. Компонентами воспитательной системы являются: цели, общая деятельность людей, сами люди как субъекты воспитательной деятельности, среда, человеческие отношения.
В современных условиях повышается роль личности воспитателя и его влияния на продуктивность воспитательного процесса. Педагог, как главный генератор духовности, не может обладать монополией на воспитательное воздействие. Лишь многоплановость и даже полярность воспитательных воздействий рождает проблему эффективности.
Актуальность данной проблемы растет по мере взросления ученика, параллельно растет и его рационально-критическое отношение к окружающей среде и к воспринимаемой учебно-педагогической информации. На силу воспитательного воздействия влияет не его направленность, а то, кто и каким образом его осуществляет.
Вот почему, первостепенным фактором эффективности процесса воспитания становится личность педагога.
Субъективные факторы достаточно переменчивые, непостоянные. Причем их действие может достигать довольно большой силы. Субъективные факторы появляются и воздействуют зачастую ситуационно, за короткий промежуток времени.
Их применение в педагогической деятельности требует высокого педагогического профессионализма.
В каждой конкретной ситуации сложный характер воздействия объективных и субъективных факторов, цели воспитания накладывают на воспитательный процесс свой неповторимый отпечаток.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/faktory-vospitanija/
Субъективный фактор процесса воспитания
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
Сталкиваются
не просто отдельные личности, коллективы – сталкиваются поколения. Поколения воспитателей и воспитуемых. И даже поколения тех, кто претендует на лидерство в педагогических спорах.
Педагогика
никогда не может стать монополией ни узких специалистов, ни – тем
более – отдельных групп, кланов.
Современное воспитание – дело всенародное. Оно должно быть основано на народных традициях, и осуществляться в интересах народа, государства.
Современное воспитание – всегда сплав научных
знаний о человеке, опыта человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается, воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются педагогические ошибки, которые порождаются усложнением задач воспитания.
- Корни надо искать главным образом в
недостатках знаний детской психологии, особенностей ребенка, его развития, в педагогических заблуждениях и самоуверенности. - Если
учитель допустит промахи в своих
действиях, то может нормальный ребенок
превратиться в трудновоспитуемого. - И только тогда, когда воспитание будет
взаимодействовать в совокупности с самовоспитанием и перевоспитанием и будет обеспечено положительное психическое развитие подростка, трудновоспитуемость будет преодолена. - Объект
исследования: процесс воспитания. - Предмет исследования: процессы воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
- Цель исследования: выявить субъективные факторы процесса воспитания и
- самовоспитания
и их развитие на современном этапе. - Цель
определила следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
- Охарактеризовать сущность субъективных факторов воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
I. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:
- Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений.
- Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.
- Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.
- Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.
- Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.
- Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.
В целостном педагогическом процессе
важное место занимает процесс
воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место
этого процесса легче всего
обнаружить, рассматривая его в
структуре более общего процесса
формирования личности.
Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. В – процесс целенаправленного формирования личности.
Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.
Воспитательный процесс имеет
ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.
Современный воспитательный процесс
характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.
Особенность воспитательного процесса
проявляется в том, что деятельность
воспитателя, управление этим
процессом, обусловлена не только
объективными закономерностями.
Это
в значительной мере искусство,
в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. (с.м. Таблицу № 1 ).
Сложность воспитательного процесса:
- его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
- между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;
- воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив.
Воспитательный
процесс отличается:
- длительностью, по сути — длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: “Я продолжаю еще учиться, мое воспитание еще не закончено. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длительное воспитание.”
- непрерывностью. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании ученика, вместо того чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки;
- процесс комплексный. Единство целей, задач, соединения форм и методов воспитательного процесса подчинены идее целостного формирования личности. Эта способность требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками;
- вариативностью (неоднородностью) и неопределенностью результатов. Уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на его ход и результаты. Факторы неопределенности: большие индивидуальные различия воспитанников, их социальный опыт, отношение к воспитателю;
- двусторонним характером. Идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Управление
воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
1.2 Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном педагогическом процессе
Процесс воспитания — сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.
Необходимо
зафиксировать участие элементов
и систем в процессе, т. е. В непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается как динамичная система, где определяется как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.
Критерии
выделения и анализа систем в
воспитательном процессе:
- цель и задачи;
- содержание воспитательного процесса;
- условия протекания воспитательного процесса;
- взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- методы, применяемые в воспитательном процессе;
- формы воспитательной деятельности;
- этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:
- целостное воспитание личности с учетом цели всестороннего гармонического развития личности;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
- приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
- организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей образование, обусловленной целью воспитания качеств личности;
- развитие важнейшей социальной функции личности – общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышение социальной напряженности.
Критерий
– последовательность этапов, через
которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.
Эффективность воспитания зависит:
- От сложившихся воспитательных отношений.
- От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.
- От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.
Сам процесс воспитания динамичен. Это
выражается в его непрерывном
развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами.
Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях.
Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.
Диалектика
воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают
ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.
Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.
Назначение
воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это
возможно лишь на основе глубокого
знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса.
Отмечу сильно обострившееся противоречие содержание информации (исторической, литературной, политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы.
Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков воспитания также, как и преобладание словесных методов воспитания и относительно их обособленности от практического поведения личности.
Источник: https://www.turboreferat.ru/pedagogy/subektivnyj-faktor-processa-vospitaniya/63575-324589-page1.html
Читать
Теоретическая педагогика
ПРЕДИСЛОВИЕ
Профессиональная подготовка будущего учителя основывается на изучении целого ряда психолого-педагогических дисциплин.
Учебный курс «Теоретическая педагогика» занимает среди них одно из основных мест.
В процессе его освоения у студентов формируются базовые педагогические, общеметодические (дидактические) знания и знания, связанные с теорией и практикой осуществления воспитательного процесса.
- Данное учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, обучающихся по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика, по направлению 540600 Педагогика, а также для студентов и исследователей других духовных и светских высших учебных заведений, священнослужителей и родителей, интересующихся проблемами педагогики в контексте Православной культурной традиции.
- Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует авторской учебной программе данного курса, составленной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика и по направлению 540600 Педагогика; расширено и дополнено рассмотрением некоторых вопросов с точки зрения православной педагогической мысли.
- Цель данного издания — подготовить студентов к профессиональной педагогической деятельности через изучение теоретических основ общей педагогики в свете православного педагогического мышления.
Предлагаемое учебное пособие является одной из попыток систематизированного изложения общей педагогики в контексте Православной культурной традиции.
В нем нашли свое содержательное отражение такие задачи соответствующего курса, как: раскрытие духовного смысла профессии учителя; введение в круг основных понятий педагогики с позиций православного мышления; формирование православного понимания сущности педагогического процесса; ознакомление со структурой и состоянием современной секуляризованной педагогической науки.
Учебное пособие «Теоретическая педагогика» включает 4 основных раздела.
Первый раздел «Введение в педагогическую деятельность» посвящен общей характеристике педагогической профессии.
В содержании данного раздела анализируется сущность педагогической деятельности в свете православного мышления, раскрывается значение нравственных качеств и профессионализма педагога в учебно-воспитательном процессе, рассматривается вопрос о духовном смысле и ответственности педагогического служения.
Раздел выявляет предмет и функции педагогики как науки, обосновывает ее связь с другими науками, рассматривает современную систему педагогических наук. Здесь даны определения основным педагогическим категориям с позиций их православного понимания.
Необходимо отметить, что из данного раздела сознательно исключены традиционные для курса общих основ педагогики вопросы, связанные с методологией, методами педагогических исследований и развитием личности.
Указанные вопросы в настоящее время более подробно и основательно изложены в содержании таких учебных дисциплин как «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Возрастная психология», «Возрастная педагогика», «Педагогическая антропология», поэтому автор не видит оснований для краткого и менее профессионального их рассмотрения в одном из разделов своего учебного пособия.
Второй раздел «Теория и методика воспитания» раскрывает концептуальный взгляд автора на проблемы воспитания: рассматривается соотношение понятий свободы, воспитания и развития; определяются цель, задачи, сущность и структура воспитательного процесса; излагаются принципы его организации; анализируются методы, приемы и средства воспитания; выявляется содержание воспитательного процесса по различным направлениям. В данном разделе описываются методические основы организации воспитательного процесса, принципы его планирования, раскрывается роль семьи, классного руководителя в решении воспитательных задач.
Третий раздел «Теория обучения» рассматривает вопросы, связанные с выявлением структуры и содержания процесса обучения. Здесь излагаются известные принципы и правила обучения, его виды, формы, методы и средства. Раскрывается концептуальный взгляд православной педагогической мысли на сущность процессов обучения, учения, преподавания и образования.
- Четвертый раздел «Управление образовательными системами» посвящен выявлению сущности, основных принципов, функций и технологии управления педагогическими системами.
- В первую часть пособия вошли разделы «Введение в педагогическую деятельность» и «Теория и методика воспитания».
- Автор пособия будет признателен за любые замечания по содержанию и изложению материала и выражает глубокую благодарность руководству Православного Свято-Тихоновского Богословского Института за создание условий для подготовки этой книги.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки.
Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам.
В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь.
Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.
Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций.
Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения.
Однако не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.
На сегодняшний день изучение педагогики в высшей школе характеризуется вариативностью программ и существованием огромного разнообразия учебников, учебных пособий и практикумов. Одни из них ориентированы на технологизацию обучения, другие характеризуются своей приверженностью к гуманистическим основам образования и т. п.
Среди прочих, в современной педагогике существует направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее перспективным.
Это обусловлено сложившейся в российском обществе ситуацией, которая такова, что образование наше как никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества.
Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании.
Религиозное обоснование педагогики, обращение современного педагога к православной точке зрения на нее является, как отмечает заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, прот. Евгений Шестун, не проблемой разума, а выбором сердца [31, с. 26].
Сегодня этот процесс во многом затрудняется боязнью всякого насилия над личностью, порожденного со времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами. Особенность современной секуляризованной педагогики заключается в отрицании Бога при созревании ребенка.
Дело воспитания здесь сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. Это традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума.
Однако опыт духовной жизни людей говорит нам о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний.
Педагогу необходимо проявлять внимание к воспитанию души в целом, поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогический явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=284298&p=8