Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, рассматривая в том числе варианты нестандартных и альтернативных подходов. К их числу относится вальдорфская педагогика – довольно спорная и широко обсуждаемая методика, которая имеет и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов. Предлагаем узнать о ней подробнее.
Что это такое?
Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора.
Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей. Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть.
История школы
Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру.
Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии.
Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.
Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад.
Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы.
Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.
Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.
Принципы и концепция
Вальдорфская концепция обучения и воспитания исходит из того, что любая рациональная деятельность ребенку вредна, мир он должен постигать не за партой, а в процессе трудовой или творческой деятельности. Поэтому младшие школьники вместо уроков нередко мастерили игрушки или занимались сельскохозяйственной работой.
Система опиралась на следующие принципы педагогики.
- Дети непременно должны быть окружены искренней любовью.
- Пример взрослого. Штайнер был уверен, что в хорошей работящей семье не может вырасти «плохой» ребенок, ведь взрослые будут подавать ему положительный пример.
- Активное использование игровой деятельности. В процессе игры ребенок получает удовольствие, и это очень хорошо, поскольку именно в атмосфере счастья формируется гармоничная личность.
- Применение игрушек, которые сделаны из природных материалов (желудей, ракушек) своими руками. Сам процесс изготовления помогает развивать фантазию и стимулировать творческие проявления учеников.
- Организация жизни группы подчинена определенному ритму. Присутствует режим дня, который составлен в ненавязчивой форме с возможностью выбора, периодически проводятся веселые праздники. День представляет собой чередование «вдохов» (обучение с воспитателем) и «выдохов» (свободной игры детей). Есть также ритм недели (в каждый день – свой вид деятельности), года (каждый сезон связан с определенным родом труда).
- Любой ребенок – индивидуальность, с этим необходимо считаться.
Говоря кратко, вся концепция необычной школы состоит в том, чтобы дать малышу возможность как можно дольше задержаться в детстве. Но одновременно – развиваться, получать полезные для дальнейшей жизни умения и навыки в веселой, ненавязчивой форме. Целью обучения является раскрытие природных способностей каждого ученика, обретение им веры в собственные силы.
Отношение к запретам и оценкам
Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:
- если идея малыша опасна для него самого;
- если задумка способна причинить вред другим детям;
- когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.
Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.
Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.
Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.
Методы реализации
Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников.
Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития».
Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.
Чаще всего использовались такие приемы:
- для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия;
- обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение;
- практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства.
Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.
Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.
Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.
Использование в современной педагогике
Многие идеи вальдорфской педагогики были взяты на вооружение иными течениями и направлениями. В частности это совмещение начального образования с профессиональной ориентацией. Поэтому в отдельных современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях.
Сейчас такие школы есть во многих странах мира:
- Голландии;
- Германии;
- США;
- России (здесь школ более 30, детских садов – около 60);
- Японии;
- Швейцарии;
- Великобритании.
Издается специализированная литература, позволяющая подготовить кадры к столь необычной работе. Все это говорит о том, что идеи продолжают жить.
Известно, что к числу выпускников подобных учебных заведений относятся люди, которые сумели завоевать свое место в мире: это Сандра Баллок, Рудгер Хауэр, обладатель Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие.
Всего в современном мире более 2000 школьных и дошкольных учебных заведений, основанных на вальдорских принципах.
Плюсы методики
Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.
Также к числу преимуществ относится:
- эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
- ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
- воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
- знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.
Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.
Минусы системы
Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.
Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.
- Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/valdorfskaya-shkola
Вальдорфская педагогика
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Основные принципы организации детских садов и школ
• Дети-дошкольники. В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп — до 20 человек.
• Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет.
Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.
), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.
• Воспитатель. В вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности.
А всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога.
Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.
• Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно — подражательным, а не рассудочным путем.
Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений.
Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.
• Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду.
При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности.
Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.
• Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока.
Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр.
С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.
• Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.
• Занятия.
При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).
• Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.
• Родители. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.
- Последователи Штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. У них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:
- — Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.
- — Если его действия могут повредить другим.
- — Если могут пострадать какие-либо вещи.
При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.
Будние дни
Как же проходит день в вальдорфском саду?
О приходе малышей воспитателя предупреждает колокольчик, подвешенный над дверь. Педагог встречает ребенка, здоровается с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».
День начинается общим приветствием — «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. С детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.
Затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки – матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.
После свободной игры – уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).
Затем «вдох» — интенсивная музыкально – ритмическая игра. После нее – снова расслабление — прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице.
А можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» — заняться огородничеством. После возвращения с улицы – у детей есть время снова на «вдох» — воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев Гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т.
п. Причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. Можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «Жил был зайчонок (которого слепила Катя).
Он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т.д. — разыгрывается целое театральное представление.
Потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. Еда подается в красивых глиняных мисочках.
После обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». Это может быть пение или игра воспитателя на блок – флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т.п. За «вдохом» следует «выдох» — подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»)
Праздники в вальдорфском саду
Праздники в вальдорфском саду занимают особое место. Ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Они проводятся в духе народных традиций. Детей не «муштруют» по заготовленному сценарию.
Это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно.
Поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.
В вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (Нового года, Женского дня), существуют и другие праздники. Например, День Урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами. А в ноябре — праздник Фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. На Рождество – спектакль о Чуде, свечи, яблоки и тихая музыка. После Нового года – Колядки, Масленица — с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела. На Иван – Купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.
Ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его День Рождения. Малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. Затем поздравления с Днем Рождения, подарки, хороводы, домашние угощения.
Отрицательные моменты вальдорфской системы
• Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.
• Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. Закончив школу, выпускники — «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п.
• Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.
• Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно — духовную сферу.
• Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте.
Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (Пушкина, Барто, Михалкова, Носова и т.д.
), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.
• Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.
Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.
Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/valdorfskaya_metodika/id/953/
Вальдорфская педагогика
Пожалуй, немаловажным является сам факт создания первой вальдорфской школы, которая началась не с инициативы просветителя Штайнера, а с вопроса простых родителей, окружавших его: Возможна ли школа, отвечающая реальным потребностям ребенка?..
В ответ на этот вопрос были прочитаны 3 лекции о педагогике, вдохновившие родителей на первый шаг.
Так, 6 сентября 1919 года начались занятия в первой вальдорфской школе, организованной при фабрике «Вальдорф-Астория», и получившей от нее свое название.
В начале ХХ века во всех областях стал продвигаться научный подход, научное мышление и научный взгляд на мир. В соответствии с этим строилась и школьная программа. Штайнер и его последователи, напротив, сделали попытку вернуть детям детство, построив воспитание и обучение на основе целостного взгляда на ребенка.
Это значит, что они выстраивали основные принципы воспитания, понимая, что у человека необходимо развивать не только мышление, но и волю, и чувства. Это движение, которое в начале ХХ века в общемировом масштабе получило название реформ-педагогики, в Россию пришло как гуманистическая педагогика.
Тогда, на заре века, все новаторские идеи оказались сметены революцией и кровавой диктатурой в России, но жажда педагогики свободы выжила.
В 80-е годы в нашей стране вновь появилась возможность для развития антиавторитарной педагогики.
И вальдорфская педагогика получила весьма позитивный и даже восторженный прием: статьи печатались в издания с миллионными тиражами, центральное телевидение давало объемные передачи, курсы западных педагогов безо всякой рекламы собирали большие аудитории, лекции о вальдорфской педагогике звучали в престижных российских залах (в библиотеках, институтах и университетах Москвы и Петербурга). Осенью 1991 года вальдорфской педагогике был дан прием в российском Белом Доме, а вальдорфский симпозиум осенью 1992 года собрал 700 человек в залах Академии общественных наук. Вальдорфская педагогика очаровывала и по сей день покоряет многих педагогов, студентов и родителей своей художественностью, духом свободы и философской глубиной.
Одна из идей вальдорфской педагогики заключается в том, что человек развивается ритмично: важные изменения происходят каждые 7 лет. И каждому семилетию присущ свой неповторимый характер, своя природа. В первые 7 лет идет закладка мироощущения на всю последующую жизнь, и поэтому очень важно дать детям понять, что мир добрый.
И пусть на самом деле мир не добрый и не злой, а всякий, но если ребенок разуверится в изначальной его доброте, то чему же тогда нам учить наших детей? Мир добр! За первые 7 лет ребенок должен вынести эту уверенность. Часто родители думают, что ребенок из-за этого не научится реально оценивать мир.
Научится… И наоборот, будет сильным и стойким, ведь он будет несмотря ни на что верить в добрые силы бытия.
Для дошкольной педагогики принципиальным является положение о том, что период дошкольного детства – это уникальный период жизни, перед которым стоят особые задачи.
Как отметил Жан Поль в своем педагогическом сочинении: «ребенок, который, став взрослым, будет совершать кругосветные путешествия, в раннем детстве успевает научиться от своей кормилицы большему, чем ему предстоит научиться за время всех своих путешествий»…
Объектом воспитания является не только становящийся ум ребенка, но и чувства, и воля. В детском саду не проводятся академические занятия, узконаправленные на интеллектуальное развитие — все воспитание строится как игра, художественная или трудовая деятельность, в которой дети участвуют по собственному желанию. Причем, истинными учителеми ребенка является пример взрослого.
В вальдорфском детском саду абсолютно не возможна ситуация, когда воспитатель кричит на ребенка, делает нечто несправедливое, обидное, злое. Также не используется и такой подход, когда взрослый говорит: «Иди-ка сделай то-то и то-то…». Если мы хотим, чтобы ребенок делал нечто, мы и сами должны этим заниматься, сами должны стараться. Совместная деятельность – это гениальный воспитатель…
Основное воспитательное средство – окружающий ребенка мир, традиции и обычаи конкретного народа и местности.
Ребенок получает возможность вживаться в гений культуры родного языка, народных праздников и обычаев, устоев своего народа.
Благодаря этому вальдорфские сады и школы нашей многонациональной родины так непохожи друг на друга: все они ищут исторические корни в каждой конкретной местности и народности.
- Как ни странно, но получается, что педагогика с неславянским именем «Вальдорф» соединяет русских людей не только непосредственно с близкими людьми через исполненное любовью внимание и совместное действие, с миром через воспитание и заботу о теле, душе и духе, но и с родом и народом через родное слово (сказки, песни, прибаутки), подготовку и участие детей в народных праздниках и забавах (масленица, Пасха, Троица, осенины, Рождество, ярмарки, хороводы, народные детские игры)…
- Светлана Смирнова,
кандидат педагогических наук, - мама двоих «вальдорфских» детей.
Источник: https://waldorfsad.spb.ru/valdorfskaya-pedagogika/