Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным. Об этом говорит такой пример.
Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это им предложили оплату, которая зависела от времени, в течение которого длится речь. Некоторые участники проговорили несколько дней подряд.
Почувствовав себя лучше, так как некоторым из них впервые представилась возможность выговориться, многие отказались от оплаты и решили, что магнитофон лучше всякого собеседника.
Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!).
Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:
– если собеседник хочет высказать свою точку зрения;
- – если собеседник говорит о своих проблемах;
- – в напряженных ситуациях;
- – при разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).
Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Особенно важно умение слушать для руководителей.
Исследования показывают, что в тех фирмах, в которых руководитель способен выслушать своих подчиненных, производительность труда намного выше, чем в фирмах, руководитель которых красиво говорит, но не умеет слушать.
Однако, как правило, при деловом общении одного нерефлексивного слушания недостаточно, поэтому нужно всегда помнить, что оно представляет собой лишь первый этап овладения техникой слушания. Второй этап – это рефлексивное слушание.
- Рефлексивное слушание – вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.
- Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника:
- – выяснение, уточнение:
- «я не понял»,
- «повторите еще раз…»,
- «что вы имеете в виду?»,
- «не могли бы Вы объяснить?»
- – парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли:
- «вы считаете, что…»,
- «другими словами…»;
- – отражение чувств:
- «Мне кажется, Вы чувствуете…»,
- «Понимаю, Вы сейчас разгневаны…»;
- – побуждение:
- «ну и….»,
- «что дальше…»;
- – продолжение, то есть вклинивание в фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;
- – оценки: «ваше предложение заманчиво», «мне не нравится»;
- – резюмирование:
- «Итак, Вы считаете…»,
- «Ваши слова означают…»,
- «Другими словами…».
- Этапы и правила эффективного слушания
- Процесс эффективного слушания состоит из трех этапов.
- Таблица 1
Название этапа | Цель этапа | Способы поддержки собеседника |
1. Информационный | Дать собеседнику высказать свою точку зрения | поддакивание, побуждение, невербальная поддержка |
2. Уяснение | Убедиться, что вы правильно его поняли | Выяснение, парафраз, отражение чувств |
3. Завершающий | Добиться совместного решения | Оценки, продолжение, резюмирование |
Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
Целью любого слушания является получение как можно более полной информации для возможности принятия верного решения. Качество любой беседы зависит не всегда только от умения говорить, но и от умения воспринимать информацию.
Когда субъекта интересует беседа, он старается слушать внимательно и непроизвольно поворачивается лицом к субъекту, который на данный момент говорит, или наклоняется в его сторону, т.е. устанавливается визуальный контакт.
Умение слушать как бы «всем телом» помогает лучше понять личность собеседника и демонстрирует собеседнику заинтересованность в нем. Необходимо слушать собеседника всегда внимательно, особенно при возникновении опасности появления любых недоразумений.
Образование недоразумений возможно тогда, когда сам разговор или его предмет чрезмерно сложен для понимания или совершенно незнаком. Также такое бывает, когда у говорящего наблюдаются какие-то дефекты речи или акцент.
В таких случаях и во многих других необходимо развивать навыки активного слушания.
Безусловное принятие – это, главным образом, демонстрирование другому индивиду, что человек существует и имеет свою значимость.
Достигнуть безусловного принятия одним индивидом другого можно при помощи множества факторов, например, задавая вопросы, которые демонстрируют индивиду, что его мнение для вас является важным, что вам бы хотелось его лучше узнать и понять. Но самое важное в вопросе – это ответ на него.
Именно в таких случаях и нужны техники активного слушания. Техника активного слушания заключается: в умении слушать и сопереживать собеседнику; в прояснении для себя информации, путем перефразирования высказываний собеседника; в умении задавать вопросы по теме беседы.
Благодаря методу активного слушания у человека повысится чувство собственного достоинства, улучшится взаимодействие с окружающими. Активное слушание помогает определить проблемы и возможные способы их разрешения.
Умение активно слушать представляет собой определенный алгоритм действий. Итак, первое, что следует делать при активном слушании – это смотреть на собеседника, так как зрительный контакт – это значимый элемент коммуникации.
Заинтересованность в информации, передаваемой собеседником, выражается смотрением в глаза собеседнику.
А если осматривать собеседника полностью («с головы до ног»), то это свидетельствует о том, что вам важнее сам собеседник, а не информация, передаваемая им. Если во время беседы рассматривать окружающие предметы, то это будет свидетельствовать о том, что человеку не важен ни собеседник, ни информация, передаваемая им, конкретно в данный момент.
Главным элементом активного слушания является умение показать собеседнику, что его внимательно и заинтересованно слушают. Это достигается путем сопровождения речи партнера киванием головы, произнесением таких слов, как: «да», «я вас понимаю» и др. Однако чрезмерное проявление может вызвать обратную реакцию.
Также не следует пытаться закончить предложение вместо собеседника, даже при условии, полного понимания того, что хочет сказать субъект коммуникации.
Нужно давать возможность индивиду самому понять и закончить мысль. В ситуациях, когда что-то в беседе непонятно, следует задавать вопросы.
Нужно обратиться к собеседнику за уточнением или разъяснением. Стремление получить уточняющую или дополнительную информацию является одним из важнейших показателей активного слушания.
В случаях, когда понятно о чем ведет речь собеседник, но он не может самостоятельно выразить свою мысль, можно помочь ему вопросом. Но так как, каждый вопрос подразумевает всего несколько вариантов ответов, то следует научиться задавать правильные вопросы.
Еще одним важным элементом активного восприятия является перефразирование высказываний партнера по коммуникации. Перефразирование заключает в себе попытку уточнения смысла высказывания посредством повторения партнеру его же информации, но другими словами.
Кроме правильности понимания, перефразирование дает еще и дополнительную возможность собеседнику заметить, что его слушают внимательно и стараются понять.
Немаловажным в активном восприятии является замечание чувств партнера. Для этого можно использовать фразу такого типа – «я понимаю, как вам нелегко об этом говорить» и др. Это показывает партнеру, что ему сопереживают. Акцент должен ставиться на отражение чувств, которые выражаются собеседником, его эмоционального состояния и установок.
Главная характерная особенность активного восприятия, которая повышает его эффективность, определяется тем, что в процессе вербальной коммуникации устраняются все возможные неверные толкования и сомнения. Т.е.
, когда партнер по коммуникации выступает с позиции активного слушания – он может быть всегда уверен, что правильно понимает собеседника.
Именно обратная вербальная связь, которая подтверждает правильность понимания партнера и отношение к нему без предубежденности, и делает активное восприятие (слушание) таким эффективным средством общения.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1064;
Источник: https://studopedia.net/2_57545_funktsii-vidi-i-sposobi-slushaniya-umenie-slushat—professionalno-znachimoe-umenie-zhurnalista.html
Инструкция для принимающих участие в публичных слушаниях
?
Categories:
- Архитектура
- Общество
- Город
- Cancel
Инструкцию решил написать, так как задают много вопросов, и оказывается, что многие не понимают, что такое публичные слушания и как в них участвовать.
Несколько важных замечаний, чтобы развеять заблуждения, распространённые очень широко:
- Публичные слушания — это не собрание, а период времени, когда каждый может подать свои замечания и предложения по проекту документа, вынесенному на публичные слушания.
- В ходе публичных слушаний проходят собрания (одно, или по районам города), но выступление на нём ничем не более значимо, чем письменное заявление. Письменное заявление даже предпочтительнее, так как устное выступление может быть не совсем точно занесено в протокол.
- Все полученные в ходе публичных слушаний замечания и предложения рассматриваются уполномоченным органом. В случае изменения Правил землепользования и застройки г.Перми рассмотрение происходит на Комиссии по землепользованию и застройке. В случае обсуждения Проекта планировки территории или Проекта межевания рассмотрение проводит Департамент градостроительства и архитектуры г.Перми (по-моему, уточню.) . В любом случае подача замечаний и предложений не бесполезна, есть примеры внесения изменений в проект по результатам публичных слушаний.
- Замечания и предложения в ходе публичных слушаний можно подавать только по предмету публичных слушаний. Предложения и замечания по другим вопросам на проект никак не влияют.
Теперь сама инструкция.
- Надо найти официальные документы о назначении публичных слушаний. Сделать это можно на сайте администрации города Перми в разделе «Публичные слушания». Раздел устроен крайне неудобно, доступ только через поиск, в котором дата публичных слушаний — это дата назначенного собрания (см. заблуждение № 1). Если не получается найти через сайт, то дату собрания и дату окончания срока приёма замечаний и предложений можно попытаться узнать по телефону, например, в call-центре Главы г.Перми или в Департаменте градостроительства и архитектуры. По дате собрания наверняка удастся найти информацию и на сайте.
- На сайте обычно выложены и вынесенные на публичные слушания проекты, что позволит детально с ними ознакомиться. Изменения в Правила землепользования и застройке публикуются всегда, однако Проекты планировки территории и Проекты межевания не публикуются. Однако все документы вывешиваются для ознакомления, обычно в администрациях районов. Уточнить адреса мест, где вывешены проекты, можно в постановлении о назначении публичных слушаний (см.п.1).
- Идти на собрание, проводимое в рамках публичных слушаний, стоит только в следующих случаях:
- задать уточняющие вопросы специалистам;
- узнать что-то относительно конкретного места (публикуемые карты крайне неудобны, выяснить по ним обычно трудно или невозможно)4
- познакомиться с другими недовольными проектом, чтобы согласовать свои протестные действия;
- отдать свои замечания и предложения, если собрание проводится ближе к вашему месту жительства, чем администрация г.Перми, где обычно их принимают.
- Замечания подаются в свободной форме, однако при написании следует соблюдать следующие правила:
- Указывайте на какие именно публичные слушания в подаются замечания, так как нередко проходит несколько слушаний параллельно. Можно указать название или краткое резюме проекта, внесенного на обсуждение, или указать номер постановления о назначении публичных слушаний.
- Максимально точно указывайте территорию, которой касается ваше замечание. Если вам известен кадастровый номер земельного участка — это лучший вариант. Можно указать адрес здания (приемлемо), можно даже просто описать меду какими ориентирами располагается участок (худший вариант).
- Указывайте своё отношении к территории, по которой вы подаёте замечание. Вы можете быть как собственником жилья или земельного участка, так и действовать в общественных интересах (защищать парк), но тогда этот общественный интерес следует детально описать.
- Указывайте свои фамилию имя отчество, адрес, телефон и желательно адрес эл.почты. ФИО и адрес требуются по закону, а телефон и адрес эл.почты поможет уточнять у вас, если что-то в вашем заявлении будет непонятно.
- Желательно детально и понятно указать своё предложение по изменению проекта. Простое немотивированное выражение несогласия с проектом возможно, но оно менее действенно.
- Замечания и предложения можно подать лично или письмом по адресу, указанному в постановлении о назначении публичных слушаний, обычно это Департамент градостроительства и архитектуры или Комиссия по землепользованию и застройке. Так как Комиссия не имеет своего аппарата, то приём всё равно ведёт Департамент. Закон позволяет направлять обращения граждан через интернет, поэтому можно пробовать использовать интернет для подать замечания и предложения на публичных слушаниях. Официальный адрес Департамента градостроительства и архитектуры не опубликован, поэтому следует пользоваться интернет-приёмной администрации города.
ПРИМЕР
На примере проходящих сейчас публичных слушаний по изменению Правил землепользования и застройке с введением ограничения по высотности.Информация о публичных слушаниях на сайте администрации г.Перми расположена здесь.
Публичные слушания назначены постановлением Главы г.Перми № 8 от 22.02.12.Собрания проводятся 3,4,10,11, 17, 18, 24, 25 апреля 2012 года.Информация для ознакомления вывешена в районных администрациях и администрации г.
Перми (департамент градостроительства и архитектуры).
Проект изменений есть на сайте: карта города Перми и карты по районам с указанными ограничениями по высоте.
Пользоваться этими картами крайне сложно из-за того, что высотность показана штриховками, причём очень похожими, к тому же всё это наложено на пёструю карту зонирования. Можно смотреть также сделанную по просьбе Комиссии карту (она почему-то не опубликована, хотя и вывешивается для ознакомления).
В ближайшие недели должна появиться интерактивная карта ограничений по высоте (вводишь адрес — показывает какая зона по высоте) — Комиссия дала такое поручение.
Если администрация города такую карту не сделает, то я её сам сделаю — пусть им будет стыдно!Замечания могут быть:- общими, т.е. против проекта в принципе (такая позиция обычно аргументируется тем, что возрастут цены на жильё)- частными, т.е.
указываете интересующую территорию и пишете какое ограничение по высоте вы хотите (или не хотите вообще ограничений).
Заявление и предлоежния по 01 июня включительно можно принести или послать почтой в администрацию г.Перми (614000, г.Пермь, ул.Сибирская,15-101, Комиссия по землепользованию и застройке) или подать через интернет-приёмную.
Шаблон замечаний и предложений опубликую чуть позже.
Источник: https://denis-galitsky.livejournal.com/70929.html
Как правильно участвовать в публичных слушаниях?
2016-12-06T16:36+0300
2020-03-02T08:36+0300
https://realty.ria.ru/20161206/408178961.html
Как правильно участвовать в публичных слушаниях?
https://cdn21.img.ria.ru/images/realty/40797/24/407972477_0:0:3076:1731_1036x0_80_0_0_cd2744836fdba56dec8bf7fcb680dcb2.jpg
Недвижимость РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png
Недвижимость РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png
6 декабря 2016, 16:45
6 декабря 2016, 16:44
6 декабря 2016, 16:43
6 декабря 2016, 16:42
Во вторник, 6 декабря, в Москве стартуют публичные обсуждения правил землепользования и застройки во всех округах, кроме ТиНАО (новая Москва).
Кроме того, в Подмосковье идет активное обсуждение муниципальных генпланов.
Сайт «РИА Недвижимость» совместно с экспертами разобрался, как правильно участвовать в публичных слушаниях, чтобы реально повлиять на градостроительную политику своего города.
Для начала нужно понимать, что именно вы собрались оспаривать. По итогам публичных слушаний принимаются протокол и заключение о результатах. Протокол публичных слушаний фиксирует количество и содержание предложений и замечаний по рассматриваемому проекту.
Это публичные документы – их опубликуют на официальных сайтах местных властей, а также их можно запросить непосредственно в местной администрации или управе.
Заключение о результатах публичных слушаний учитывается при принятии решения о необходимости доработки проекта, либо о направлении проекта на утверждение.
Оспаривать можно один из указанных документов, также процедуру прохождения слушаний если считаете, что в ней были допущены нарушения. Жалобы могут быть рассмотрены в досудебном порядке или в суде.
Для досудебного рассмотрения их подают в окружную или городскую комиссию, или непосредственно местным властям (городская администрация, правительство региона).
Поскольку часто предметом оспаривания становятся процедурные моменты слушаний, есть смысл фиксировать все их этапы, особенно общее собрание – его рекомендуется от начала до конца снимать на видео. Также можно пригласить на собрание журналистов.
Материал подготовлен при помощи пресс-служб Москомархитектуры, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области и депутата муниципального собрания района Москвы Гагаринский Елены Русаковой.
Да, такие примеры были, причем как в больших, так и в малых проектах. По закону результаты публичных слушаний должны быть рассмотрены и учтены, при этом одним из важнейших критериев оценки становится соотношение положительных и отрицательных отзывов.
Так, например, на публичных слушаниях был отклонен проект реконструкции Ленинского проспекта. Также через слушания удавалось вносить коррективы в проекты межевания территорий. Много раз в разных районах Москвы жители отклоняли проекты уплотнительной застройки. Как правило, во всех случаях потребовались массовые отзывы и жалобы.
Участвовать в публичных слушаниях могут жители территории, в отношении которой они проводятся, а также владельцы (в том числе и арендаторы) недвижимости, расположенной на указанной территории, включая юрлиц, депутаты местных парламентов и муниципальные депутаты. В Москве также допускаются к участию люди, у которых на указанной территории располагается место работы.
Участие в публичных слушаниях является бесплатным. Для регистрации в качестве участника необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность. Также зарегистрироваться в качестве участника можно на московском портале госуслуг, кроме того, оставить отзыв о проекте можно на портале «Активный гражданин».
На публичные слушания отводится много времени именно для того, чтобы была возможность ознакомиться и разобраться с документами. Для крупных проектов, как московские ПЗЗ, организуются специальные инфоцентры, а также работает горячая линия – ее номер (495) 926-36-40.
Кроме того, часто бывает, что обсуждаемый вопрос уже стал резонансным, и по нему сформировались инициативные группы, которые в силу заинтересованности хорошо владеют вопросом, поэтому есть смысл выйти на связь с такими группами активистов.
Найти их можно в сети – через местные форумы, группы в соцсетях или просто онлайн-поиском.
Важно знать несколько тонкостей участия в слушаниях. Во-первых, чтобы подавать замечания, необходимо зарегистрироваться в качестве участника.
Сейчас в Москве это можно сделать на всех площадках, где проходят экспозиции обсуждаемых проектов, а также непосредственно в день собрания, на которое по этой причине лучше приходить пораньше, чтобы успеть зарегистрироваться.
Без регистрации в качестве участника ваши замечания не будут приняты! Кстати, в некоторых случаях регистрация открывается заранее, так как организатору слушаний нужно знать, сколько ожидается людей и выбрать соответствующее помещение.
Также многие ошибочно думают, что учтены будут только те замечания, которые произнесены вслух в ходе собрания. Это не так. Замечания можно подавать и в письменном виде в ходе общего собрания, в журнале учета посетителей в ходе экспозиции проекта, а также в течение недели со дня общего собрания.
Обратите внимание, если вы недовольны проектом, в отзыве, предложении или замечании нужно указать, что требуете отклонить проект и отправить его на доработку, в противном случае, несмотря на критику, отзыв могут зачесть, как положительный. Отзыв желательно делать в двух экземплярах: один для подачи, а на второй нужно поставить отметку, что данный отзыв был принят к рассмотрению.
Процедура публичных слушаний занимает до четырех месяцев в зависимости от масштабов обсуждаемого проекта, и она вовсе не сводится к собранию участников, как многие думают.
Так, московские слушания по правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) будут проводиться в три этапа: с 6 по 19 декабря будут работать инфоцентры и экспозиции, где можно ознакомиться с предлагаемыми изменениями. 22-го декабря пройдет собрание участников, где можно будет обсудить представленные проекты, а с 23 по 29 декабря должны быть поданы все замечания от участников.
Однако по небольшим проектам – например, по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования участка, слушания проводятся в достаточно сжатые сроки – до месяца, так что нужно реагировать оперативнее.
На публичные слушания выносятся как масштабные проекты – например, генплан города или правила землепользования и застройки, так и более локальные – например, проекты планировок определенных территорий, в некоторых случаях – градостроительные планы отдельных земельных участков.
Так, в Подмосковье сейчас на слушаниях генпланы нескольких городов.
В Москве было решено Генплан оставить прежний, 2010 года, но по факту это не совсем так: в документ будут вноситься изменения по частям, например, сейчас на слушания вынесены изменения в Генплан, касающиеся района Некрасовка и Зеленограда.
О публичных слушаниях сообщается в нескольких источниках: официальные СМИ – печатные и электронные, официальные сайты местных органов власти, информационные стенды и так далее.
По факту же самый надежный способ вовремя узнавать о публичных слушаниях – следить за информацией на сайте местных властей (администрация города или городского округа для Подмосковья, сайты районной управы, префектуры округа и мэрии для Москвы).
Интересующие сведения будут располагаться в разделах «Окружная комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки» или «Публичные слушания». Если таких разделов нет – воспользуйтесь поиском по сайту.
РоссияПЗЗОбщественные (публичные) слушанияЖильеF.A.Q. — ПолезноеПолезное
Источник: https://realty.ria.ru/20161206/408178961.html
Право быть услышанным. Что такое публичные слушания
Продолжаем разбираться в существующих формах донесения мнений пермяков до городских властей. Сегодня поговорим о наиболее традиционной и часто используемой — публичных слушаниях. Большинство жителей точно слышали о публичных слушаниях, возможно даже получали приглашение принять участие, но мало кто понимает их предназначение и механизм реализации.
Публичные слушания — это сбор мнений граждан по значимым вопросам городской жизни. Задача слушаний — проинформировать горожан о предстоящих изменениях и/или отчитаться о проделанной работе, собрать обратную связь, чтобы учесть мнение населения в городской политике.
Слушания обязательно проводятся в случае внесения изменений в Устав Перми (поскольку это главный городской документ и касается всех жителей).
На публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития города,вопросы использования городских земель и строительства, изменений в генеральный план города.
Также обязательно проводятся слушания по отчету об исполнении бюджета и по проекту бюджета на следующий год и еще целому ряду важных вопросов. Кстати, ближайшие слушания состоятся 7 ноября 2018 года по «бюджету города Перми на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Приходите!
Публичные слушания относятся к тем механизмам, через которые граждане могут реализовать свое право на местное самоуправление. В данном случае высказать все, что они думают по вопросам городской жизни и власть должна на это отреагировать. Требования к публичным слушаниям установлены в следующих документах:
- Федеральный закон от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает обязанность муниципалитетов по проведению публичных слушаний для обсуждения проектов правовых актов по вопросам местного значения.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации также устанавливает ряд обязательных требований к публичным слушаниям по правилам землепользования и застройки.
- И наконец, есть решение Пермской городской Думы от 22 февраля 2005 года N 32 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городе Перми».
- Анонсы всех предстоящих публичных слушаний можно найти на сайте администрации Перми.
С одной стороны, публичные слушания — очень простая форма: увидел объявление, пришел, высказался, ушел. Что может быть проще? Но есть нюансы, давайте в них разберемся.
Как узнать о том, что будут проводиться важные для меня слушания? Согласно решению Пермской городской Думы о проводимых слушаниях жители Перми оповещаются оргкомитетом заблаговременно, не позднее, чем за семь дней до начала, через СМИ и официальный сайт.
Заходим на сайт gorodperm.ru и видим следующее приглашение на слушания, например, на 15 ноября: «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта документации по планировке территории 6 (в том числе в части СТН, часть В11, часть Г5, часть Ж5, часть Г7) в Индустриальном, Свердловском, Кировском районах города Перми».
Вам это о чем-то сказало? Это не информирование, а откровенное издевательство над здравым смыслом. Обычному горожанину совершенно невозможно понять, надо ему там быть или нет.
Что за тайная клинопись? Для кого предназначена эта информация? Исходя из этой логики, жители постоянно сидят на сайте города, читают все анонсы, при этом разбираются в градостроительных аббревиатурах.
Зачем нужны эти игры в имитацию, да еще на деньги налогоплательщиков? Ведь существует масса современных мобильных решений, позволяющих информировать людей с привязкой к конкретной территории.
Но допустим, вы всё же узнали и пришли на слушания, что дальше? Оргкомитет организует регистрацию участников.
Согласно последним правкам в Градостроительный кодекс участвовать в обсуждении изменений в Генплан смогут только жители и собственники тех территорий, в отношении которых планируются изменения.
Так что обязательно захватите паспорт, будут смотреть прописку. По другим видам слушаний (например, по бюджету) таких ограничений нет, но паспорт все равно возьмите.
Ведущий открывает собрание и оглашает тему встречи, инициаторов его проведения, представляет себя и секретаря заседания.
Далее он предоставляет слово участникам в порядке очередности, определенной по согласованию с организатором публичных слушаний.
В первую очередь это будут организаторы, докладчики, авторы проектов, приглашенные эксперты и только потом рядовые участники. Так что велик шанс, что очередь до вас может просто не дойти.
Что делать? Решение есть, участники слушаний вправе предоставлять в установленном порядке свои письменные предложения и замечания относительно рассматриваемых вопросов. Вы можете заранее направить в оргкомитет или передать на самих слушаниях свои соображения в письменной форме. И их обязаны принять. Во время слушаний ведется протокол, в котором фиксируются все заявления.
Одним из ключевых элементов слушаний является простое и доступное изложение нововведений, поэтому выступающие докладчики и эксперты должны специально говорить максимально понятно, не прячась за профессиональный жаргон, соблюдать регламент и «чувствовать аудиторию». А для слушаний по градостроительным вопросам дополнительно предусматривается проведение выставок и экспозиций с предлагаемыми проектами.
Слушания прошли, вам даже удалось высказаться, что будет происходить дальше? В течение семи дней оргкомитет рассматривает все поступившие устные и письменные заявления и включает их в итоговый документ.
По результатам слушаний оргкомитет готовит протокол публичных слушаний и итоговый документ (заключение, рекомендации, предложения и др.). Итоговый документ направляется в орган или должностному лицу, назначившему публичные слушания. Протокол обязательно должен содержать:
- указание даты и места проведения публичных слушаний;
- количество присутствующих;
- повестку дня;
- обсуждаемые вопросы;
- список выступающих и краткое содержание их выступлений, относящихся к предмету обсуждения.
К протоколу прилагаются поступившие к моменту проведения публичных слушаний замечания и предложения в письменной форме. С учетом этого протокола оргкомитет готовит заключение о результатах.
Документы публичных слушаний являются открытыми для всех заинтересованных граждан. Итоги обсуждения подлежат обязательному размещению на официальном сайте города, прилагаются к документации проекта решения и учитываются муниципалитетом.
Источник: https://zvzda.ru/articles/c6228532f10a
§4. Виды слушания
Американский
исследователь общения Келли выделяет
четыре вида
слушания.
НАПРАВЛЕННОЕ,
КРИТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ. При таком виде
слушания участник общения сначала
осуществляет критический
анализ сообщения (зачастую делая это
превентивно, то есть приходя с установкой
на критическое восприятие информации),
а потом
делает попытку его понимания.
Такое
слушание бывает полезно, когда
используется ситуативно, оно уместно,
например, на деловом
совещании, дискуссии, конференции, то
есть там, где обсуждаются
решения, проекты, идеи, новый опыт, точки
зрения и пр.
Там
же, где обсуждается новая информация,
сообщаются новые знания,
например на лекции, сообщении,
информационном докладе, семинаре,
критическое слушание малоперспективно.
Установка
на отторжение информации не позволяет
прислушиваться к ней, требует
акцентирования внимания только на том,
что подтверждает
нежелательность слушания. В результате
все ценное как
бы пролетает мимо, интерес к информации
отсутствует, человек просто
теряет время и остается неудовлетворенным.
ЭМПАТИЧЕСКОЕ
СЛУШАНИЕ. При эмпатическом слушании
участник делового взаимодействия
уделяет большее внимание «считыванию
» чувств, а не слов, пониманию того,
как человек относится
к тому, что говорит.
Эмпатическое слушание
бывает эффективным,
если говорящий вызывает у слушающего
положительные (стенические) эмоции
(радость, надежды на лучшее, уверенность
в себе, в завтрашнем дне, удовольствие,
удовлетворение и пр.
) и неэффективным,
если говорящий вызывает своими словами
отрицательные (астенические) эмоции
(страх, тревога, печаль, огорчение,
разочарование,
безысходность, чувство «тупика» и
т. п.).
НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ
СЛУШАНИЕ. Этот вид слушания предполагает
минимальное вмешательство в речь
собеседника при максимальной
сосредоточенности на ней.
Умение
внимательно молчать, не
вмешиваться в речь партнера своими
замечаниями, репликами, ми,
демонстрируя при этом доброжелательность
и поддержку,
облегчает для говорящего процесс
самовыражения и помогает слушающему
лучше понять смысл передаваемой
информации, уловить, что стоит за словами.
-
Такое слушание
целесообразно в следующих ситуациях: -
а) партнер
горит желанием выразить свою точку
зрения, отношение
к чему-нибудь; -
б) партнер
хочет обсудить наболевшие вопросы, он
испытывает отрицательные
эмоции: обеспокоен, обижен чем-то,
неудовлетворен; -
в) партнеру
трудно выразить словами то, что его
волнует, любое вмешательство
в разговор создает еще большие трудности; -
г) партнер
застенчив, неуверен в себе, ему легче
«общаться» с техникой,
вещами, чем с себе подобными;
д) партнер
просит: «Выслушайте меня до конца, а
потом посоветуйте, как мне быть».
В этой ситуации возможна временная»ловушка»,
поэтому необходимо сразу же оговорить
регламент длительности
высказывания и соотнести его с вашими
временными возможностями.
Если это не предусмотреть заранее, то
можно оказаться
в сложной ситуации, когда слушать уже
невозможно, а перебивать, после
обещания выслушать, некорректно.
При
нерефлексивном слушании целесообразно
подавать сигналы
партнеру, подтверждающие ваше понимание
и включенность, типа
«Хм-хм», «да-да», кивок головой,
«так-так», «продолжайте, я вас
слушаю», «понимаю», «правда?».
Иногда бывает достаточным просто
внимательно выслушать партнера, однако
если ваша точка зрения
отличается от мнения собеседника, тогда
необходимо вступить в беседу и
высказаться, то есть перейти к рефлексивному
слушанию.
АКТИВНОЕ
РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ. При этом виде
слушания
осуществляется такая организация
коммуникации, при которой
партнеры лучше понимают друг друга: все
более осмысленно высказываются,
проверяют и уточняют свое понимание,
совместно
выясняют степень его адекватности.
При таком
слушании с говорящим устанавливается
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ,
которая позволяет устранить преграды,
искажения информации,
продемонстрировать сопереживание,
сочувствие, желание помочь.
В
деловом общении как слова, так и жесты
имеют много значений и могут быть
раскодированы, как уже отмечалось,
слушателем по-разному.
Иногда говорящий, особенно взволнованный,
путается в
словах, дает слишком большую волю
чувствам, выражаемым путаной
жестикуляцией, — все это может исказить
смысл высказываний
настолько, что сам говорящий перестает
соображать, о чем же он,
собственно, ведет речь.
Нередко
людям трудно прямо и открыто высказать
свое мнение.
Боязнь
быть неправильно понятым, показаться
странным или глупым,
столкнуться с неодобрением, осуждением
заставляет «предпринимать
обходные маневры», нагромождать
слова, скрывая истинные
мотивы.
Мы часто ходим вокруг и около в
своих высказываниях и можем позволить
себе говорить о самом важном лишь тогда,
когда уверены, что это нам ничем не
грозит, что нас действительно
стремятся понять.
На
адекватность понимания влияют и такие
факторы, как зависимость
от групповых норм, недостаточная
психологическая и эмоциональная
культура, «фильтры», через которые
большинство людей
пропускают информацию (установки,
прошлый опыт, жизненные
ценности, убеждения, интересы, ожидания,
предрассудки, образы прошлого и
будущего, гипотезы и пр.).
Чтобы
обеспечить понимание, слушающий должен
дать говорящему
знать, чтб именно воспринято точно, а
что искажено, чтобы тот
мог скорректировать свое сообщение и
сделать его еще более
понятным.
Именно такой обмен сигналами прямой и
обратной связи и представляет собой
процесс активного рефлексивного
слушания.
Специалисты
в области общения выделяют четыре приема
установления
обратной связи: расспрашивание,
перефразирование, отражение
чувств и резюмирование.
Источник: https://studfile.net/preview/3911159/page:4/
Студенческий совет
В 2015 году в стенах ИФИ РГГУ организован и начал активно действовать и развиваться Студенческий совет.
Что такое студенческий совет
Кто мы?
Мы — организация студенческого самоуправления, которая главной своей задачей видит информирование студентов о тех возможностях, которые они могут использовать не только в рамках факультета, но и всего университета.
Чем мы занимаемся?
- Как и на факультете, так и в университете, проводится масса интересных мероприятий. Но о них не всегда все знают. Поэтому мы хотим анонсировать наиболее интересные, на наш взгляд, события, происходящие на ИФИ и в РГГУ, и всегда держать вас в курсе всех событий.
- Мы бы хотели, чтобы студенты с разных курсов общались между собой и помогали друг другу. Для учащихся младших курсов это хорошая возможность узнать, что ждет их впереди, а старшие могут поностальгировать, избавиться от старых конспектовбилетовшпаргалок и получить плюсы к карме (и почувствовать себя корифеями студенческой жизни, конечно).
- Если у вас есть какие-нибудь идеи, которые вы давно хотели реализовать (организовать студию, кружок, конференцию, клуб и тому подобное), но не знали как — обращайтесь, мы постараемся вам помочь.
- Мы и сами организуем клубы и собрания, в частности, два новых клуба должны начать свою работу в октябре. Мы всецело приветствуем и очень ждем заинтересовавшихся людей! Не бойтесь записываться и приходить – чем больше нас будет, тем веселее будут проходить наши вечера. Информация о клубах приведена ниже.
- Мы также помогаем и с решением бытовых вопросов. Так, вы всегда можете проконсультироваться с профоргом, ответственным по общежитию или с председателем совета. Мы помогаем с решением вопросов, связанных с проживанием в общежитии, выдачей стипендий (например, с ПГАС – повышенной государственной академической стипендией), материальной помощью – если вы знаете, что она вам положена, и все еще не получаете ее, то скорее обращайтесь к нам. Информация о материальной помощи приведена ниже.
Проекты
Помимо этого, в ближайшее время Студенческий совет планирует проведение и осуществление следующих инициатив, к участию в которых мы приглашаем всех желающих творить и вытворять!
Оформление и выпуск газеты ИФИ.
Газета планируется к выпуску раз в месяц, в электронном виде с допечаткой ряда экземпляров для инфодоски и для хранения в 269а кабинете.
Среди планируемых рубрик: творчество студентов, анонсы мероприятий (таких, как выступление, концерты, читки пьес и стихов), связанных с творчеством студентов, опросы по улучшению работы Студсовета, опросы по вопросам жизни ИФИ, рубрика «10 интересных фактов о преподавателе, которых никто не знал», и многие другие!
В связи с этим мы проводим набор людей в газету на постоянную основу, ведущих собственных рубрик и авторов интересных статей. Пожалуйста, предлагайте свои идеи на электронный адрес akikaterina@yandex.ru!
Напоминаем, однако, что рубрики и статьи должны иметь отношение к ИФИ, студенчеству ИФИ и направлениям подготовки (театру, кино, литературе, истории и т.п.).
Пример: рубрика кулинарных статей, посвященная рецептам и технологии приготовления различных блюд по мотивам знаменитых книг и повестей («Что ели герои Дж. Мартина «Песнь Льда и Пламени»»?)
Подробности о газете см. на странице Студенческая газета «8.45». Там же будут публиковаться выпуски газеты.
Студенческий альманах
В настоящее время Студенческий совет рассматривает возможность выпуска студенческого альманаха научных работ раз в год, в конце мая – начале июня. ИФИ полон студентами, которые проводят масштабные научные работы, пишут и выступают с докладами и работами на различных научных конференциях и круглых столах. Их труд должен быть структурирован и оценен по заслугам, их доклады достойны печати.
Однако это сложный, финансово трудный вопрос, и пока мы находимся в стадии прощупывания почвы и переговоров. Мы будем рады фидбеку по этому вопросу: считаете ли вы альманах хорошей идей или нет, может, у вас есть идеи по его изданию, структуре и т.п.
- А также мы просим всех-всех, у кого родители, родственники или друзья связанны с издательствами, и кто мог бы нам помочь издавать наш альманах ежегодно в количестве 50-60 штук (по экземпляру на кафедры, по экземпляру авторам работ, несколько штук в библиотеку).
- Киноклуб
- В октябре мы начали работу Киноклуба.
Предполагаются встречи раз в неделю во внеучебное, вечернее время, совместный просмотр фильмов в приятной обстановке с чаем и печеньем и последующее обсуждение.
Участники клуба будут знакомиться с историей создания фильма, интересными фактами о ленте, актерах и съемочной команде, фильм будет разбираться с точки зрения культурной ценности, отсылок к событиям в мировой истории, его месте в мировом кинематографе.
Куратор: студент второго курса ИФИ, направления подготовки «Искусство и гуманитарные науки: театроведение и киноведение», Исаева Софья.
Для записи, пожалуйста, пишите на электронный адрес Софьи с пометкой «Киноклуб»: isaeva.sonja@yandex.ru
- Оперативно обновляющиеся новости можно смотреть в нашей группе вКонтакте
- Языковой клуб
- Все вместе мы будем смотреть и обсуждать фильмы и сериалы, читать книги и разыскивать интереснейшие факты о писателях и истории создания произведений, разыгрывать небольшие (а может, и полномасштабные) театрализованные сценки, изучать увлекательнейшие акценты (такие как австралийский, ирландский, испанский, и, конечно же – американский).
Еще один старт в октябре, на этот раз – для любителей английского языка.
Наш клуб направлен, в первую очередь, на формирование языковой среды, на предоставлении возможности живого общения в кругу ваших сверстников. Нередко случается так, что человек, отлично умеющий читать и писать, абсолютно теряется, когда дело доходит до устного общения. Мы намерены сломать ваш языковой барьер в процессе обсуждения новой серии «Американской истории ужасов»!
- Организатор и информационный куратор: Акимова Катерина (запись на электронный адрес akikaterina@yandex.ru)
- Языковой куратор: студент четвертого курса ИФИ, направление подготовки «Компаративистика», английский язык и американистика, Москвичёва Елена.
- Оперативно обновляющиеся новости можно смотреть в нашей группе вКонтакте.
Объявления
- Консультации профорга
- Каждый понедельник на большой перемене (13:35 – 14:05) в 269а кабинете профорг ИФИ Исаева Софья проводит финансовые консультации для нуждающихся студентов по всем вопросам материальной помощи.
- Сироты, инвалиды и студенты, входящие в список наиболее нуждающихся обучающихся, имеют право на социальные выплаты.
- Если Вам положена социальная стипендия и Вы ее не получаете, то Софья ответит на все Ваши вопросы по поводу нужных документов, сориентирует, куда их подать, поможет с получением стипендии.
Источник: https://www.rsuh.ru/education/ifi/life/student-council/
Слушатель судебного заседания: миф или реальность?
Не так давно один мой преподаватель сказал, что в праве как науке гуманитарной, в отличие от наук естественных, невозможно провести эксперимент. Можно анализировать судебную практику, но к настоящему эксперименту это никакого отношения не имеет, ведь исследователь работает с готовым материалом и не может вмешаться в анализируемый процесс.
Не вдаваясь в высокие размышления о том, что внедрение новых правовых конструкций в общественную жизнь можно рассматривать как своего рода эксперимент, полагаю, что правовые опыты можно проводить как минимум над собой.
К примеру, примерить на себя роль слушателя судебного заседания и вступить в реальное, а не аналитическое, взаимодействие с судом, чтобы выяснить — легко ли на практике попасть на судебный процесс и какова на это реакция судей, судебных приставов и работников аппарата суда. Эксперимент начался в конце 2016 года.
В то время я училась на 3 курсе, проходила гражданский процесс и имела впечатления только о двух судебных заседаниях – Высшего земельного суда Саксонии в Дрездене (на незнакомом мне немецком языке) и Конституционного Суда Российской Федерации. Пониманию гражданского процесса это, разумеется, способствовало мало.
Желание проверить практическую реализацию права на публичное разбирательство стало сопутствующим более приземленному — узнать о работе судов общей юрисдикции. Зимой 2018 года я проходила практику в адвокатской консультации, а значит снова вернулась к походам в судебные залы и пополнила запас эмпирических данных.
Вооружившись положениями всевозможных норм национального и международного права, посвященных публичному разбирательству, и верой в успех, я отправилась на первый процесс. Изначально была выдвинута гипотеза — чем выше уровень суда в судебной системе, тем проще в таком суде попасть на заседание в качестве слушателя.
Именно поэтому решено было последовательно посетить сначала рассмотрение дела мировым судьей, затем отправиться в районные, а после – в суды уровня субъекта, благо таковых на территории Санкт-Петербурга целых два. Всего удалось посетить 6 судебных заседаний в судах общей юрисдикции Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Не так много, чтобы говорить об объективности полученной картины, но, возможно, достаточно, чтобы наметить ее очертания.
Итак, начала я с посещения заседания, проводимого мировым судьей. Оно касалось устранения недостатков товара. На интернет-сайте судебного участка я заранее узнала время, фамилию мирового судьи и номер интересующего меня дела, но не нашла номер зала заседания. После звонка в судебный участок информационный пробел был восполнен.
Публичное разбирательство начинается не в зале судебного заседания. Оно начинается с доступа в здание суда. Так, в намеченный день у меня возникли трудности с проходом на судебный участок. Приставы спросили о причинах, по которым я желаю присутствовать на заседании. Они позвонили секретарю, чтобы спросить разрешения на посещение.
Та ответила, что мне необходимо решить этот вопрос непосредственно с судьей перед разбирательством. После этого приставы меня пропустили.
Когда я вошла в зал вместе с участниками процесса, судья задала мне несколько вопросов: кто я, причины выбора этого судебного процесса и данного судебного участка, как была получена информация о времени и месте проведения заседания. Также она спросила стороны, не возражают ли они относительно моего присутствия. Стороны не возражали.
После этого меня попросили передать паспорт для занесения сведений в протокол. По окончании заседания мне его вернули. Для слушателей в зале был один свободный стул, который я и заняла. По ходу процесса проблем, в том числе по ведению письменных записей, у меня не возникло.
Начало эксперимента, таким образом, возвестило о том, что на практике могут возникнуть некоторые препятствия в осуществлении права на публичное разбирательство. Верховный Суд Российской Федерации в п. 19 Постановления Пленума от 13.12.
2012 N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» разъяснил, что «посетителям… должен быть обеспечен свободный вход в здание суда». Свободный вход в здание суда, как представляется, означает, что согласовывать свое посещение с кем-либо не нужно.
Следовательно, полагаю, что установление причин посещения процесса со стороны судебных приставов и мирового судьи было излишним, как и внесение моих паспортных данных в протокол. Выяснение у сторон согласия на присутствие слушателя также не вполне соответствует порядку проведения публичного разбирательства.
Часть 2 статьи 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ гласит, что лица, участвующие в деле, могут по своей инициативе заявить обоснованное ходатайство о проведении закрытого судебного разбирательства. В описанном случае инициатива исходила от судьи.
Наличие в зале только одного посадочного места для слушателей также создает практические трудности, как и неполная информация о месте проведения разбирательства. На это указывал и Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу Riepan v. Austria, 15 June 2000, no.
35115/97, отметив, что статья 6 Европейской конвенции по правам человека может соблюдаться только, если публике будет доступна информация о дате и месте судебного заседания, при том, что это место должно быть для нее доступно. Последнее требование будет фактически соблюдено, если слушание проходит в постоянном зале судебного заседания, достаточно большим по размеру, чтобы разместить слушателей[1].
Следует напомнить, что это был мой первый процесс в суде общей юрисдикции. После его посещения чувства мои были смешанные, но я решила продолжить намеченное исследование. Один случай явно не может быть показателем. Он может быть исключением из правила. Интуиция меня не подвела — в районных судах ситуация была иной.
Все необходимые сведения о судебном заседании были размещены на сайтах. Только один раз возникли трудности с поиском информации о номере зала, который в самом суде сообщили приставы. В одном из трех судов приставы также спросили о причинах моего желания попасть на заседание, а также – согласовано ли заранее с судьей мое присутствие.
Других вопросов не последовало, и я свободно проходила в здание. Проблем с посещением заседаний в двух судах не возникло. Не было просьбы представить паспорт, никто из участников процесса не задавал мне вопросов, сведения обо мне в протокол не заносились. В зале было несколько свободных мест для публики. На одном заседании судья запретила делать письменные записи.
Разбирательство было посвящено рассмотрению исковых требований гражданина об устранении недостатков результата работ по ремонту жилого дома.
Здесь, полагаю, усматривается несоответствие части 7 статьи 10 ГПК РФ, предусматривающей, что «…граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства.
Кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения суда». То есть, на осуществление письменных заметок и аудиозаписей получать разрешение суда не нужно.
Это, представляется, вытекает не только из конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, но и из возможности присутствия представителей СМИ на открытом процессе, а значит необходимости создания условий для его фиксации.
СМИ играют большую роль в реализации принципа гласности, так как с их помощью граждане, не присутствовавшие на заседании по каким-либо причинам, имеют возможность узнать о деятельности судов, что повышает уровень доверия в обществе к судебной системе.
Часть 1 статьи 6 Европейской конвенции о правах человека установила возможность присутствия прессы от противного — путем перечисления исключительных случаев, когда она может быть не допущена на заседание. Значит, во всех остальных случаях она может присутствовать на процессе, следовательно, и фиксировать его ход. То есть, ситуация не верна не только с точки зрения национального права, но и международного.
В одном из районных судов, что произошло единожды за весь эксперимент, мне не удалось посетить процесс. Судебные приставы свободно пропустили меня в здание, но в сам зал заседания попасть оказалось непросто. Перед началом разбирательства я вошла туда вместе с адвокатом по делу. На тот момент я проходила у нее практику.
Адвокат спросила у судьи разрешения на присутствие слушателя. Судья ответила устным отказом, и на этом мое присутствие в зале закончилось. Дело было об определении места жительства ребенка. Он не был усыновлен, других запретов для проведения открытого разбирательства, предусмотренных частью 2 статьи 10 ГПК РФ, не было, хотя их перечень законодателем не закрыт.
Часть 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ не содержит прямого указания на то, что спор между родителями по поводу места жительства детей должен рассматриваться закрыто.
Это не исключает того, что лица, участвующие в деле, могут заявить соответствующее ходатайство, сославшись «на необходимость сохранения иной охраняемой законом тайны», в данном случае – семейной, «на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина». ЕСПЧ высказывался о возможности проведения закрытого разбирательства по делу об определении места проживания детей в деле P and B v. The United Kingdom, (Apps. 36337/97 and 35974/97), 24 April 2001, (2002) 34 ECHR 529, ECHR 2001-III. Правилами судопроизводства по семейным делам Англии и Уэльса установлена презумпция проведения закрытого заседания по таким делам. В отличие от российского процесса, здесь суд, наоборот, может провести публичное разбирательство, если одна из сторон об этом ходатайствует, доказав, что для этого есть серьезные основания. Соединенное Королевство Великобритании в Европейском Суде по правам человека указывало на конвенционные условия, при которых открытое разбирательство не проводится — «когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия». Страсбургский Суд согласился, указав, что споры по определению места проживания детей – яркий пример дел, при рассмотрении которых недопуск прессы и публики может быть оправдан защитой частной жизни ребенка и сторон и предотвращением ситуации, при которой гласность нарушала бы интересы правосудия. Чтобы позволить судье получить полную картину достоинств и недостатков различных вариантов мест проживания ребенка и возможностей его общения с другим родителем, необходимо, чтобы родители и свидетели могли по таким крайне личным вопросам выражать свою позицию свободно и открыто без страха публичного обсуждения[2].
В рассматриваемом российским районным судом споре лица, участвующие в деле, ходатайства о проведении закрытого заседания не заявляли. Суд решил его провести по своему усмотрению, что не предусмотрено частью 2 статьи 10 ГПК РФ, однако возможно исходя из положения части 1 статьи 6 Европейской конвенции о правах человека.
ЕСПЧ, а ранее и Европейская комиссия по правам человека, самостоятельно в рассматриваемых ими делах оценивали необходимость применения норм об ограничениях публичного разбирательства дела, не устанавливая, была ли изначально у государства-ответчика возможность усмотрения по этому вопросу.
Слова в тексте части 1 статьи 6 Европейской конвенции — «когда гласность нарушала бы интересы правосудия» («по мнению суда») — как нельзя точно определяют возможность судейского усмотрения. При этом указание в тексте на строгую необходимость и особые обстоятельства говорит о его пределах[3].
Таким образом, можно говорить о том, что положения ГПК РФ в части, устанавливающей порядок принятия решения о проведении закрытого судебного разбирательства, не в полной мере соответствуют статье 6 Европейской конвенции по правам человека и практике Страсбургского суда.
При этом российский суд в такой ситуации должен руководствоваться конвенционной нормой, а не национальной, исходя из примата международного права.
А также учитывать правовые позиции ЕСПЧ, изложенные в постановлениях, которые приняты в отношении других государств-участников конвенции, если обстоятельства рассматриваемого российским судом дела аналогичны предмету анализа и выводов Европейского Суда. Так отметил Верховный суд Российской Федерации в абз. 2 п. 2 Постановления Пленума от 27.06.2013 N 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней».
Это говорит о том, что судья районного суда действовала правильно по существу, но не по форме. Возможности для проведения закрытого разбирательства строго ограничены, поэтому суд должен обосновать причины своего решения.
Судья в устной форме ответила отказом на вопрос о возможности присутствия слушателя. Хотя согласно части 4 статьи 10 ГПК РФ необходимо было вынести мотивированное определение.
Как отмечает Верховный Суд Российской Федерации в уже упомянутом Постановлении Пленума № 21, в этом определении должны быть указаны конкретные обстоятельства, препятствующие свободному доступу в зал судебного заседания лиц, не являющихся участниками процесса, журналистов.
Также о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании указывается в протоколе и во вводной части принятого по делу постановления. То есть, процедура перехода к закрытому судебному разбирательству не была соблюдена.
Любой эксперимент требует логического завершения. Для этого я отправилась в суды регионального уровня. С их посещением трудностей не возникло. Предварительно была найдена вся необходимая информация на официальных сайтах судов. При входе в Ленинградский областной суд со стороны приставов не было никаких вопросов, если не считать уточняющего – не журналист ли я.
В Санкт-Петербургском городском суде меня пропустили в здание без вопросов. Перед началом заседания секретарь, а в другом случае — председательствующий судья, задали единственный вопрос — слушатель ли я или участник процесса.
По ходу дела не было препятствий по ведению письменных записей, а в залах заседаний было десять свободных посадочных мест в одном случае и пятнадцать – в другом.
Так, моя гипотеза подтвердилась. А это значит не только то, что мой преподаватель ошибся и правовой эксперимент имеет право на существование (ведь должны же и у права быть какие-то права), но также и то, что чем выше уровень суда в судебной системе, тем проще в такой суд попасть в качестве слушателя.
Информация о заседании размещена в таких судах в полном объеме, в залах достаточно посадочных мест. Судьи, судебные приставы и сотрудники аппарата суда более высокого уровня полнее осведомлены о том, что граждане имеют право присутствовать на открытых заседаниях, а также делать при этом письменные заметки и аудиозаписи.
Они не требуют предварительного согласования посещения с судьей или секретарем, так как это не предусмотрено ни международным, ни национальным правом. То есть, право на публичное разбирательство в Российской Федерации в целом соблюдается. Я лично убедилась, что слушатель судебного заседания – не миф, а реальность.
Как и положено быть реальности, разумеется, далекая от идеала, но не абстрактная и выдуманная законодателем.
[1] Harris, O'Boyle, and Warbrick Law of the European Convention on Human Rights. Second edition. Oxford University Press, 2009. P. 273.
[2] Jacobs, White & Ovey: The European Convention on Human Rights. Six edition. Oxford University Press, 2014. P. 270.
[3] Harris, O'Boyle, and Warbrick Law of the European Convention on Human Rights. P. 272.
Источник: https://zakon.ru/Blogs/slushatel_sudebnogo_zasedaniya_mif_ili_realnost/74986