Воспитательная роль коллектива.
В настоящее время роль собственного коллектива в воспитании студентов и регулировании их деятельности значительно возрастает. Создание коллективов, обладающих высоким уровнем сплочённости и самоуправления — важная задача воспитательной и организаторской работы преподавателей и актива учебных групп.
Большое влияние на воспитательные возможности студенческого коллектива может оказать разъяснение целей профессиональной подготовки, престижа и этики избранной студентами профессии, обоснование в учебно-воспитательном процессе ответственности будущих выпускников за успехи в труде, роли товарищества, дружбы, взаимопомощи, принципиальности, доброжелательности.
В целом для повышения воспитательных возможностей студенческого коллектива требуются:
- 1. комплектование учебных групп с учётом социально-психологических и других особенностей студентов;
- 2. создание целостно-ориентационного единства путём разъяснения значения профессии, учёбы в вузе, её целей и задач, стимулирования работы актива по сплочению коллектива;
- 3. развитие сознательности, товарищества и дружбы, понимания взаимоотношений в студенческом коллективе;
- 4. профессиональное ориентирование учебной деятельности студентов;
- 5. укрепление авторитета активистов, повышение их примерности, предупреждение и психологически оправданное разрешение конфликтов;
- 6. забота о студентах, учёт их запросов, интересов, нужд, желаний;
- 7. расширение студенческого самоуправления и непрерывное движение (рост) коллектива.
В развитом коллективе академической группы складываются благоприятные условия для воспитания студентов, раскрыть которые помогают основные функции. В современных условиях коллектив академической группы выполняет пять основных функций:
- 1. организаторская — студенческий коллектив есть саморазвивающийся «организм», он является организатором своей жизни и деятельности, студенты сами планируют, осуществляют свои планы, подводят итоги, анализируют собственную деятельность и руководят ею;
- 2. коммуникативную — одним из важных факторов жизнедеятельности коллектива является постоянное общение его членов, которое возникает в процессе и посредством организации разнообразных видов деятельности. При этом между судентами складываются избирательные личностные и деловые отношения, временные или более длительные, отношения ответственной зависимости;
- 3. воспитывающую — начинает проявляться уже на первом этапе становления коллектива, но наиболее отчётливо заявляет о себе в развитом коллективе, который создаёт свой нравственный микроклимат, становится носителем и пропагандистом политических, эстетических, нравственных ценностей и убеждений, благодаря чему оказывает воспитательное воздействие на студентов;
- 4. профессиональную — поскольку студенческий коллектив создаётся и действует в профессиональном учебном заведении, он не может не включаться в решение вопросов подготовки будущих специалистов. Профессиональная направленность деятельности академической группы проявляется в формировании у студентов интереса к будущей педагогической деятельности, в тематике групповых собраний, в шефской и волонтёрской работе с детьми и т.д.;
- 5. стимулирующую — обеспечивает формирование значимых для студентов стимулов к участию в деятельности, регулируют взаимоотношения и поведение студентов, стимулирует развитие их активной позиции.
Реализация названных функций даёт возможность коллективу оказывать воспитательное влияние на студентов. Этому помогает прежде всего атмосфера взаимопонимания, взаимного уважения и ответственнной зависимости.
На основе совместной деятельности и общения складываются деловые отношения между членами коллектива, на основе личных симпатий и привязанностей — личные.
Уже на 1 и 2 курсах обнаруживаются довольно устойчивые деловые и личные отношения между студентами, они являются стержнем коллектива.
Деятельность, общение и отношения способствуют формированию у студентов академической группы многих ценных качеств: коллективизма, гуманности, общественной активности, креативности, ответственности, организаторских качеств. Однако не у всех студентов академической группы складываются ровные благоприятные отношения с коллективом.
Возникновение межличностных конфликтов является важной проблемой для коллективов. В том числе и студенческих. Одной из важнейших задач анализа конфликтов является определение причин их возникновения. Субъективные причины в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.
) особенностей личностей, не имеющих порой прямого отношения к их действительным мотивам и потребностям. С точки зрения других людей они являются ничтожными, но в силу особенностей характера становятся непреодолимыми препятствиями для нормальных взаимоотношений.
Причиной конфликта может послужить чья-то раздражительность или дурное расположение духа, оборачивающееся пустыми придирками к другому человеку.
Как показывает практика, конфликты между людьми неизбежны. Вот почему важно использовать их как источники жизненного опыта, самовоспитания и психологического обогащения.
Воспоминание о каком-либо памятном конфликте, его причинах, способах разрешения и других моментах должны обеспечить лучшее познание самого себя, вовлечённых в конфликт людей (по-настоящему они проявляются именно в конфликтных ситуациях).
Это знание может помочь принять правильное решение в будущем, избежать повторного недоразумения, подумать о необходимости перемен в жизни, поступках.
Наиболее часто встречающиеся причины конфликта — неадекватность оценок и самооценок; конфликты, связанные с учебной деятельностью; подшучивание друг над другом; различия в ценностных ориентациях, взглядах, мнениях; несоответствие норм студента нормам группы, «неуживчивость» характера; бестактность в общении. Наиболее часто используемый стиль поведения в конфликте — стиль конкуренции, реже — стиль сотрудничества.
Те студенты, которые обладают коллективистскими наклонностями, находятся с коллективом в оптимальных отношениях, хорошо проявляют себя в коллективе. Студенты индивидуалистического склада малообщительны, предпочитают обособленный образ жизни.
У них взаимоотношения с коллективом не являются стабильно положительными. Если система ценностных ориентаций студентов соответствует суждениям, ценностям, традициям, сложившимся в коллективе, то включение их в эти отношения значительно облегчается.
Источник: https://studwood.ru/1846104/pedagogika/vliyanie_kollektiva_lichnost_studenta
Влияние студенческого коллектива на формирование личности
Несомненно, период обучения в вузе — важнейший период социализации человека.
Социальные процессы формируют личность в определенных социальных условиях, также человек усваивает социальный опыт, в ходе которого преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.
При социализации индивид играет активную роль, сам выбирает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, — широк и очерчивается неопределенно.
Традиционный подход к воспитанию студентов базируется на том, что воспитание студентов происходи при воздействии на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.
Свойства и качества являются целостным выражением личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения.
Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом.
Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идут усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности.
Затем происходит непосредственное образование качеств.
Необходимо подчеркнуть, что было бы неправильно сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но недостаточно.
Иногда требуется гибкость в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умение помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам.
Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
Общение и складывающиеся межличностные отношения в процессе практического разрешения острейших проблем коллективной жизнедеятельности являются действенным средством воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление может выступать как мощный фактор воспитательного процесса.
Социально-политические условия, легли в основу взаимодействия нового органа студенческого самоуправления со службами вуза, а также конкретного функционирования подразделений самого органа.
Следует придерживаться принципа, что службы вуза и педагоги ни в коем случае не должны предпринимать попытки навязывать свое мнение органам студенческого самоуправления по тем вопросам, которые решением ректора были отнесены к ведению самоуправления.
Этого не следует допускать даже в том случае, когда решение вопроса руководством вуза, деканатов было бы, очевидно, более правильным и оперативным. Следует пристально следить за тем, чтобы каждое решение самоуправления было выполнено без волокиты и о результатах докладывалось на совете самоуправления.
Другое принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности. Идея равенства лежит в основе, так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении.
Преподаватель не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.
Самый главный прием воспитания — принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса.
Отношение же педагога к студенту как к социально зрелой личности, напротив, как бы повышает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой.
Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, — это собственно способность учиться. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний. Еще важнее способность самостоятельно добывать знания, основанная на творческом мышлении.
Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании «образа Я», включающем три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.
Потребность в достижении, если она не находит своего удовлетворения в основной для студента учебной деятельности, закономерно смещается на другие сферы жизни — в спорт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу интимных отношений. Но человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, в противном случае ему грозят уход в болезнь, невротизация или перемещение в криминальную жизнь.
Благоприятное положение студента в окружающей его среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой, получаемой студентом от значимых для него людей (референтной группы), к которым обязательно должен относиться и преподаватель.
В этом случае он может помочь студенту в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы.
Это можно сделать целенаправленно, организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы студент предстал перед значимыми для него «другими» в выгодном свете и получил положительную оценку, что приведет к повышению ожидаемой оценки, улучшит его психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию в целом.
Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп.
Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям, а так же рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу.
В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п.
Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.
Такие индивидуальные особенности преподавателя, как его психосоциотип, характер, стиль руководства, может существенно влиять на характер взаимоотношений куратора со студенческой группой и на самофункционирование студенческого коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности.
Такие особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы.
Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе.
Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора.
В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как «коллективные переживания и настроения», «коллективные мнения», явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования. Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».
Ассоциацией называют группу, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперацией называют группу людей отличающихся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
А группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма, называют корпорация.
Коллективом называется устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д. ); во-вторых, учебный коллектив — относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода.
Позиция педагога, куратора в студенческой группе специфична: с одной стороны, он проводит с ребятами достаточно много времени и как бы является членом их коллектива, их руководителем, но, с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует и развивается независимо от педагога, выдвигая своих лидеров и «заводил». Педагогу мешают стать полноправным членом студенческого коллектива разница в возрасте, различия в социальном статусе, жизненный опыт, наконец, педагог не может быть полностью равным студенту. Но, может быть, к этому и не надо стремиться, студенты чутко реагируют на фальшь заявлений о «полном равенстве». Такое положение педагога затрудняет его оценку ситуации внутри группы, поэтому куратору, нелегко быть экспертом в вопросах взаимоотношений студентов его группы.
Источник: http://www.ornatus.ru/ready_works/psikhologiya/vliyanie-studencheskogo-kollektiva-na-formirovanie-lichnosti/
Взаимодействие личности и группы
Рождение, становление и развитие личности происходит в процессе взаимодействия индивида и социальной группы, в ходе социализации.
Это путь формирования способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ее социальных ценностей и способов социально-положительного поведения.
В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.
Источниками личностного развития в процессе социализации являются:
- первый опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм общественного поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом периоде);
- социальные институты – система воспитания, обучения, образования;
- взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности
В целом развитие личности – это психологический механизм самопостроения, саморазвития, самосовершенствования на основе активной социальной жизнедеятельности, во взаимодействии с другими.
Результат социализации личности в процессе межличностного и внутригруппового общения проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценностные качества – качества ума, манер, стиля поведения воспитанности, образованности, социальной адаптированности индивида.
Ведущими способами развития личности являются специально организованные воспитание и образование. Взаимодействие индивида в коллективе сверстников (ученической, студенческой группе) становится наиболее решающим фактором развития личности.
В процессе данного взаимодействия формируется жизненная позиция личности – принципы поведения, основанные на устойчивых взглядах личности на ее место и роль в жизнедеятельности общества, данной социальной группы.
В процессе формирования личности выделяют три стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. В зависимости от этих стадий можно говорить о тех или иных социальных предпочтениях индивида.
Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействие асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на развитие личности оказывает первичный социализирующий коллектив – семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.
Качество и характер личности во многом определяется социальным устройством данного общества, данной социальной группы. Так, в условиях тоталитаризма формируется авторитарно зависимый тип личности, для которого характерно некритическое принятие догматических норм и правил.
При тоталитарном стиле взаимодействия в группе возникает авторитарная зависимость, авторитарная агрессивность, этноцентризм (непринятие других, инакомыслящих, принадлежащих к другой социальной группе), ригидность (косность мышления) и пр. В сети тоталитарного психологического воздействия попадают люди, склонные к конформизму (приспособленцы).
Они не противостоят мифологизации своего сознания, легко поддаются идеологическому заражению.
Механизм воздействия личности и группы заключается единстве идентификации и обособления; в умении личности преобразовать трудную ситуацию, использовать механизм психологической защиты, переоценить ценности, переориентироваться в ценностных приоритетах, увидеть новые жизненные перспективы, смягчить психотравмирующую ситуацию. В результате появляется способность перехода на новую схему психической саморегуляции.. В любой трудной ситуации такой человек сможет увидеть свой спасательный шанс, новую жизненную опору. Неспособность к стратегической переориентации может привести к разрушению и оказаться губительной. Люди, психологически подготовленные к ударам судьбы, проявляют большую жизнестойкость. Те же, кто ориентирован только на «радости жизни» нередко оказываются сломанными, Сильные личности способны перестраивать себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.
Различают личности: социализированные и десоциализированные, а также психические аномальные (психопаты, невротики, личности с задержкой психического развития и с акцентуациями характера).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, позиции и ценностные ориентации (цельная личность). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и пр.).
Личность в норме находится в состоянии постоянного развития, самоусовершенствования, открывает для себя новые горизонты, изыскивает возможности самореализации своих способностей. В трудных условиях толерантна, способна к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость их потребностям и интересам.
Такая личность способна соразмерить свои возможности, способности и уровень притязаний, проявляет высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скептицизма.
- Психология: личность и бизнес
- личность
- Социальная психология
- Социальные группы
Оцените публикацию
Источник: https://hr-portal.ru/article/vzaimodeystvie-lichnosti-i-gruppy
Влияние студенческого коллектива на формирование личности
Психологическое развитие личности студента — диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Б.Г.Ананьев
представлял развитие личности как
возрастающую по масштабам и уровню интеграцию — образование подструктур
и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств).
Высшее
образование влияет на психику человека, на формирование его личности. В этом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с избранной ими профессией. Вся совокупность современных студентов довольно явно разделяется на три группы:
- В первой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней — самое главное. В этой группе около трети студентов.
- Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Для них образование выступает в качестве возможной стартовой ступени для того, чтобы в дальнейшем попытаться достичь своих целей. К своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.
- Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой — задавленными разными проблемами личного плана. На первый план у них выходят личные, проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению».
Контингент
«коммерческих» студентов в большинстве своем представлен выпускниками средних школ, хотя среди них несколько больше лиц, имеющих опыт трудовой (производственной) деятельности в отраслях народного хозяйства, чем среди «бюджетников». Достаток в этих семьях значительно выше.
Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере
обучения и познания:
- Первый тип интересов студента сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза.
- Второй тип поведения также как и первый, присущ преодоление рамок программы, так сказать, вширь, но в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».
- Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы.
Разработанная В.Т.Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:
1. «Гармоничный» студент выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.
2. «Профессионал» выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность.
Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него — хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен.
Пользуется уважением в коллективе.
3. «Академик» выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.
4. «Общественник» ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.
5. «Любитель искусств» учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.
6. «Старательный» выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет.
Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках.
Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.
7. «Середняк» учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.
8. «Разочарованный» человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.
9. «Лентяй» учится, как правило, слабо, по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез.
В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к «балласту». Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться.
Круг интересов в основном в сфере досуга.
10. «Творческому» студенту свойствен творческий подход к любому делу — будь то учеба или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают.
Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.
11. «Богемный» как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям.
Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. «Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется главным образом «модными» течениями.
Всегда имеет «свое мнение», отличное от мнения «массы». Завсегдатай кафе, модных дискоклубов.
Преобразование
мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Вывод по 1 разделу
В результате анализа литературы было выявлено, что на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе.
Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Следовательно, факторы формирования личности, это те институты, с которыми человек непосредственно взаимодействует и в которых происходит социализация личности (семья, школа, общество сверстников).
Наибольшее влияние и значение на развитие личности оказывают общество сверстников. В старшем юношеском возрасте таким обществом является студенческий коллектив.
Условием
успешного формирования личности студента является его положительное отношение
к учебе, установленным порядкам в вузе, научно оправданная организация
его деятельности, выполнение задач, упражнений, создание обстановки для наиболее интенсивного проявления и совершенствования профессионально важных знаний, навыков, умений, психических процессов, личных качеств. Студента как личность формирует вся сумма влияний, которым он подвергается: организация учебы, занятия по различным предметам, личный пример преподавателя, руководителя, отношение товарищей. Будучи взаимно связанными, все качества формируются в органическом единстве.
Таким образом, высшее образование влияет на психику человека, на развитие его личности. Чертой нравственного развития в вузе является усиление сознательных мотивов поведения.
Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
РАЗДЕЛ 2.СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1.Характерные черты студенческого коллектива
Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы.
Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно- значимой работы.
Студенческие группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность.
Основным
источником и условием образования коллектива является социально обусловленная совместная предметная деятельность людей; в условиях вуза — это совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Поэтому основным путем формирования студенческих групп как коллективов является воздействие на них, прежде всего через организацию совместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этом осуществлять субъект-субъектные взаимоотношения.
Одним из важнейших факторов формирования личности специалиста через коллективную деятельность являются личность педагога вуза и характер педагогического общения.
Педагогическое общение является одним из видов профессионального общения, осуществляющего определенные функции: регуляции отношений между педагогом и учащимися, оптимизации учебной деятельности, создания благоприятного психологического климата в коллективе и др. А.А.Леонтьев проанализировал этот вид общения и выделил его три основных вида:
- социально-ориентированное общение, в котором непосредственно реализуются общественные отношения, педагог побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы, убеждения и установки;
- групповое предметно-ориентированное общение, направленное на организацию коллективного взаимодействия, включенное в совместную деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи;
- личностно-ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент»;
Одним из путей воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена
группы, учет их в организации учебной работы, может являться мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.
А.С.Макаренко считал, что одним из путей развития групповой жизни молодежи является поддержание в ней жизнерадостного доминирующего тона настроения.
Поддержание этого тона, прежде всего, связано с характером внутригрупповых отношений и положением каждого члена группы в системе этих отношений.
Управление взаимоотношениями требует преодоления личных антипатий, вражды между членами группы.
Советский психолог А. В. Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития:
- низший, на котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в группе останутся на данном уровне, то они будут сводится к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи;
- средний уровень развития характеризуется системой межличностных и личных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план;
- высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.
Источник: https://www.stud24.ru/psychology/vliyanie-studencheskogo-kollektiva-na-formirovanie/97052-290651-page4.html
Развитие студенческой группы — Онлайн библиотека
Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм — диффузной или номинальной к высшей — коллектива. В каждой студенческой группе такое развитие проходит свой неповторимый путь. Но, к сожалению, не каждая из них достигает при этом уровня сплоченного коллектива.
Поскольку каждая студенческая группа в тот или иной момент находится на определенном уровне своего развития, рассмотрим критерии, по которым определяют уровень его социальной зрелости. А. Лутошкін и Л. Уманский предлагают для этого использовать такие показатели, как организационное единство, психологическая единство, подготовленность группы, нравственная направленность.
Организационная единство группы заключается в ее способности к делового объединения для решения общегрупповых практических задач. Признаками организационного единства является согласованное взаимодействие и взаимопомощь членов группы, их стремление к сотрудничеству как внутри группы, так и с другими объединениями в высшем учебном заведении или вне его.
Психологическая единство — это общее настроение, тон группы, который создает эффект защищенности для каждого ее члена. Тремя сторонами психологического единства академической группы выступают интеллектуальная, эмоциональная и волевая.
Интеллектуальная сторона проявляется в способности находить общий язык, приходить к одинаковых суждений и выводов из важнейших вопросов групповой и позагрупової деятельности, понимать общую ответственность за нее.
Эмоциональная сторона характеризует общую атмосферу взаимоотношений, уровень дружелюбия, взаимной толерантности к недостаткам других.
Волевая сторона психологического единства группы отражает способность ее членов преодолевать препятствия, настойчиво продвигаться к цели, мобилизовать силы в трудные моменты, сдерживать в интересах группы свои чувства.
Подготовленность группы включает в себя опыт совместной деятельности, который накопила группа, приобретенные ею умение действовать всем вместе.
Понятно, что подготовленность группы как интегральное образование органично сочетает личный опыт, знания и умения всех ее членов.
Но это вовсе не означает, что подготовленность членов всегда свидетельствует о подготовленности групповую: одновременное пребывание студентов на занятиях хотя и создает условия для совместной деятельности, но еще не является показателем подготовленности группы.
Нравственная направленность групповой деятельности является одной из важнейших характеристик уровня социальной зрелости группы.
Студенческая группа может быть сплоченной, подготовленной к совместной деятельности, сосредоточивать усилия на преодолении трудностей, но назвать ее коллективом можно будет лишь тогда, когда ее направленность будет совпадать с моральными нормами высшего учебного заведения и общества в целом. Следовательно, для анализа моральной направленности группы следует проанализировать ее моральные ценности и ведущие мотивы деятельности.
Когда группа незнакомых абитуриентов образует студенческую группу, то сначала она является диффузной.
В процессе совместной учебной деятельности студенческая группа начинает развиваться. И в зависимости от того, как и в какой степени представлены в студенческой группе описанные выше показатели, можно сделать вывод об уровне, которого она достигла в своем развитии.
Номинальная группа. Она уже имеет определенное название, но существует лишь формально, поскольку ее члены еще не вступили в совместную деятельность, которая способна опосередковувати отношения между ними.
Группа-ассоциация. На этой стадии начинается совместная жизнедеятельность группы, возникают первые признаки образования коллектива. В такой группе уже существует официальная структура, общая цель деятельности, но деятельность отдельных студентов имеет преимущественно индивидуальный характер, в них еще отсутствует потребность работать сообща решать групповые задания.
Группа-корпорация. Характеризуется более четко очерченной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения, подготовленность в определенном виде деятельности, однако психологического единства еще нет.
Важно отметить, что группа-корпорация может иметь как просоциальную так и антисоциальную направленность. Традиционно в отечественной социально-психологической литературе группы-корпорации просоциального направления определяют термином «группа-кооперация».
Студенческая группа, которая находится на этом уровне развития отличается сложившейся организационной структурой, достаточно высоким уровнем сотрудничества студентов, межличностные отношения в ней имеют деловой характер.
А термин «группа-корпорация» употребляется преимущественно для обозначения групп с антисоциальной направленностью, которые хотя и отличаются организационной и психологической единством, но проявляют при этом явные признаки группового эгоизма, отчуждены от других групп, противопоставляют себя им. Как видим, такая трактовка не совсем совпадает с общепринятой международной терминологии.
Отметим, что относительная автономизация группы является одним из условий ее самопродвижения к единству, к коллективу. Именно на этом этапе студенты группы идентифицируют себя с ней («моя группа»). Но чрезмерная автономизация часто выступает проявлением антисоциального направления совместной деятельности.
Коллектив — следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосередковуватимуться общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности.
Інтергрупова активность, что возникает в коллективе, имеет значительное влияние как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы высшего учебного заведения.
Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.
По мере того, как студенческая группа проходит путь своего развития, в ней появляются формальные и неформальные лидеры. Роли формальных лидеров выполняют избраны или назначены старосты, профорги и другие должностные лица группы, на которых возложено исполнение обязанностей, установленных в данном высшем учебном заведении.
Сегодня, к сожалению, нет единства в определении ролевых функций формальных лидеров студенческих групп. В роли неформальных лидеров выступают студенты, пользующиеся в группе особым авторитетом. От них в значительной мере зависит психологический климат в группе, самочувствие ее членов, а также признанные в ней моральные нормы.
В академической группе с высоким уровнем развития повышаются требования к каждого отдельного ее члена и особенно к лидерам.
Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий.
Первая стадия — адаптация субъекта как члена новой группы. Прежде чем реализовать свою потребность проявить себя как личность, он должен усвоить действующие в группе нормы (моральные, учебные и др.
) и освоить приемы и средства деятельности, которыми обладают все другие ее члены.
Через это у него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет субъективно пережитой потери тех или иных индивидуальных черт.
Вторая стадия — индивидуализация.
Она заключается в обострении противоречий между достигнутым результатом адаптации (тем, что студент стал «таким, как все») и потребностью студента в максимальном проявлении себя как неповторимой личности, которая имеет свою индивидуальность, которая при этом не удовлетворяется. Студент начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для демонстрации ее в группе.
Третья стадия — интеграция личности в группе: студент сохраняет только те индивидуальные черты, соответствующие необходимости и потребностям группового развития, а также собственную потребность осуществить значимый вклад в жизнь группы. Группа при этом в определенной степени меняет свои групповые нормы, впитывая те черты студента, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития. Так происходят взаимные превращения личности и группы.
Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как конформность, безынициативность, может появиться невпевність в себе, что приводит к занижению самооценки.
Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки.
В студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое колективістичне самоопределение. Если же группа, в которую входит индивид, имеет асоциальное направленность, то в него могут развиться соответствующие асоциальные черты.
Действенным средством развития личности отдельных студентов, а также академических групп в целом выступает студенческое самоуправление.
Действительно, в условиях самоуправления цели деятельности и личности, и группы, выходя за их пределы, делают их открытыми системами, обеспечивая тем самым их развитие.
Совместная деятельность, направленная на разрешение противоречий между личностью (академической группой) и администрацией вуза (общественными организациями) приводит к формированию новых свойств и качеств личности будущего специалиста.
Так, отношения ответственной зависимости, которые складываются между членами студенческого коллектива в условиях самоорганизации, способствуют становлению таких личностных качеств, как чувство долга, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении поставленной цели.
В процессе самостоятельной постановки и решения жизненно важных задач у членов студенческого коллектива формируются инициативность и самостоятельность, развиваются творческие и интеллектуальные способности.
Расширение деловых контактов с представителями администрации высшего учебного заведения и общественных организаций благоприятно отражается на формировании навыков делового общения и организаторской деятельности. При этом в коллективе создается особый социально-психологический климат, что стимулирует активность личности в области эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции.
Изложенное свидетельствует, что становление личности студента происходит в академической группе, которая находится на определенном этапе своего развития.
Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, к которой личность включена и в которую она интегрирована.
В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту.
Источник: https://banauka.ru/3056.html
Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»
- ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
- КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- РЕФЕРАТ
на тему «Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика. (Влияние коллектива на личность студента.
академическая группа как первичный студенческий коллектив.)»
- по дисциплине
- «Введение в учебную деятельность студента»
- Исполнитель: Гатовкина Екатерина Анатольевна
- группа: 100
- Руководитель: старший преподаватель
- кафедры социальной педагогики
- Куницкая Оксана Сергеевна
- МИНСК, 2013
- Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
- Студенческий коллектив ……………………………………………… 4
- Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы ………… 4
- Типы развития студенческой группы. Её признаки ………………. 5
- Академическая группа как первичный студенческий коллектив.. 6
- Этапы становления студенческого коллектива в академической группе…………………………………….…………………………… 6
- Становление студенческого коллектива. Особенности студенческого коллектива ……………………………………………………………. 8
- Формирование и развитие студенческого коллекива……………… 10
- Влияние коллектива на личность студента …………………………. 13
- Воспитательная роль коллектива …………………………………. 13
Заключение ………………………………………………………………… 16
Список использованных источников …………………………………. 17
Введение
Все коллективы (трудовые, учебно-воспитательные, спортивные и др.) независимо от вида деятельности являются частицами нашего общества, участвующими в решении социально-экономических, экологических, политических и других проблем. Однако каждый из них занимается специфической деятельностью, имеет определённую организационную структуру, характер взаимоотношений и т.д.
Коллектив первоначально состоит из малых групп. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.
Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях.
Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.
Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.
Социально-экономические изменения в стране предполагают развитие инициативы и самодеятельности коллективов обучаемых, общественных организаций вузов в решении всех вопросов студенческой жизни, студенческого самоуправления.
Усилились тенденции передачи в компетенцию студенческих коллективов вопросов организации общественно полезного труда и отдыха студентов, поддержания порядка в общежитиях и столовых, учебных помещениях и библиотеках.
Творческое овладение профессией, улучшение воспитания в процессе учёбы – предмет внимания отделов воспитательной работы, общественных организаций учебных заведений, органов студенческого самоуправления и др.
Одна из задач студенческих коллективов – организация рационального использования свободного времени в целях всестороннего развития личности, утверждения в студенческой среде здорового, культурного образа жизни.
В студенческой среде действуют общественные организации: профсоюзная, БРСМ, БСМ, ЛКСМБ.
Студентами создаются объединения по интересам: клубы, секции, кружки, студии, коллективы художественной самодеятельности, строительные отряды, волонтерские отряды и другие объединения и формирования.
Все они имеют собственную структуру, цели и задачи, специфический вид деятельности студентов, органы самоуправления, отличаются друг от друга массовостью, регулярностью и продолжительностью функционирования, продуктами деятельности.
- Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы
Обратимся к этимологии слова «коллектив». Оно латинского происхождения (collectivus), означает «собирательный», т.е. говорит об объединении людей. В психолого-педагогической литературе слово «коллектив» имеет два значения.
В первом случае под коллективом понимается любое объединение, организация людей (студенческая группа, коллектив факультета и т.д.) – это хотя и распространённое, но всё же условное понимание коллектива.
Во втором случае имеется в виду высокий уровень развития и организации группы людей, обладающих сплочённостью, духовным единством, взаимным влиянием друг на друга.
Коллектив студенческой группы – ближайшая среда студента, в которой он впервые реализует свои профессиональные способности, учавствует в различных видах учебно-профессиональной деятельности, усваивает общественные критерии отношения к себе как к субъекту будущей деятельности, вырабатывает установки, связанные с профессией. Студенческий коллектив – это объединение студентов на основе общественно значимых целей, общих интересов и ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, ответственной зависимости, самоуправления.
В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.
Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора.
В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как «коллективные переживания и настроения» (эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности), «коллективные мнения» (сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы), явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования (форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха).
Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается.
1.2 Типы развития студенческой группы. Её признаки
- Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».
- Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
- Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
- Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.
- Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Студенческий коллектив в вузе представляет собой сложное социальное образование, имеющее определенную структуру. Основой этой структуры является академическая группа, затем идут коллективы курса, факультета, вуза.
Все типы коллективов с учетом своей специфики принимают участие в решении вопросов воспитания студентов посредством организации тех или иных видов их деятельности: научной, трудовой, спортивной, туристической, экологической и т.д.
Признаками студенческого коллектива являются:
- наличие общественно значимой цели;
- общие интересы и ценностные ориентации;
- духовное единство;
- совместная деятельность и общение;
- сплочённость, взаимная требовательность и ответственная зависимость;
- наличие дееспособных органов студенческого самоуправления.
- Академическая группа как первичный студенческий коллектив
- Этапы становления студенческого коллектива в академической группе
- Основным, наиболее значимыми по влиянию на студентов является коллектив академической группы.
- Студенческая
академическая группа – разновидность
малых социальных групп, социальный организм,коллектив, обладающий особенностями и закономерностями, обусловленными спецификой учебной деятельности в вузе и этапами развития группы от первого к последнему курсу. - Возможности этого коллектива предопределяются тем, что:
- Все студенты вуза являются членами определённых академических групп в течении длительного времени;
- Здесь образуются наиболее разветвлённые устойчивые отношения студентов друг с другом и с преподавателями;
- В академической группе ежедневно происходит общение студентов, обмен различной информации, формируются и развиваются их интересы, духовные потребности. Ценности;
- Наиболее отчётливо видно движение, рост каждого студента по всем направлениям.
Становление
коллектива не следует понимать
как простой процесс, идущий лишь по восходящей линии. На этом пути могут быть подъёмы, временные остановки, могут возникнуть противоречия между его членами по различным причинам, иногда доходящие до конфликтов.
Выделяют 4 этапа становления студенческого
коллектива в академической группе:
Этап 1. Формирование коллектива (1 курс). Сплочение студентов в социально-психологическую общность является основной целью организаторов этого процесса.
В качестве организаторов формирования коллектива выступают кураторы, преподаватели, деканаты, старосты, студенческий актив.
Ими выдвигается цель, определяется совместная деятельность, разрабатывается план работы, студенты изучают и познают друг друга, вступают в личностные и деловые отношения, проходят процесс адаптации к вузу и новой социальной роли.
Этот
этап обычно завершается к
концу первого года учёбы, ведь
студенты уже приобрели ранее
опыт коллективной жизнедеятельности.
Этап 2. Становление и укрепление коллектива (2-3 курсы). Студенты адаптировались к своему вузу, чувствуют себя полноправными его членами. Они уважают свою академическую группу и друг друга, выдвигают самостоятельно цели, стремятся вместе проводить свободное время. В группе формируются определённые нормы коллективной жизни, общественное мнение, появляются ценности и традиции.
Студенческий коллектив активнее проявляет свою воспитательную функцию, чётче действует студенческое самоуправление.
Этап 3. Совершенствование коллектива (3-4 курсы). На даном этапе организатором и инициатором коллективной жизнедеятельности становится весь коллектив группы. Существенную роль играет общественное мнение, не подчиниться которому невозможно.
Сложившаяся система ценносте разнообразна, но каждый уважает позицию товарища, даже если не разделяет её. У студентов сформировано чувство защищённости, уверенности в себе и в своём коллективе. Развито студенческое самоуправление.
Преподаватели являются консультантами при решении сложных, проблемных вопросов жизни группы. Активно выражена воспитательная функция коллектива.
Источник: https://student.zoomru.ru/psih/studencheskij-kollektiv-priznaki-sushhnost-i/279541.3290629.s1.html