Возникновение первых географических обществ — история и создание первых заведений

Кампус Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) напоминает небольшой европейский городок.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На пересечении двух уютных улиц удобно разместились центральный сквер с фонтаном, башня с часами, площадь, ботанический сад, музеи, учебные аудитории, библиотеки и дворец культуры.

Недаром кампус часто называют городом в городе и даже маленьким государством. Есть у него и своя, почти вековая история.

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

— Около сотни лет назад территория городка больше напоминала шотландские пейзажи, — восстанавливает хронику университета Александр Стабровский, директор музея истории ПГНИУ. — Практически в болотах стоял серый громоздкий комплекс, построенный шведскими архитекторами в стиле американский модерн. По своей архитектуре он созвучен зданию Национального музея в Нью-Йорке.

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

Комплекс был построен на средства мецената Николая Мешкова как благотворительно-воспитательное учреждение для неимущих. Несмотря на то, что руководство города поддерживало идею заботы о бедных, для ночлежного дома в центре Перми места не нашлось. Поэтому комплекс расположился на окраине, на Заимке.

Его строительство завершилось в 1914 году, но началась Первая мировая и эти здания передали военным: здесь расположился эвакопункт. После окончания войны комплекс пришлось ремонтировать. До сих пор здесь под слоями штукатурки находят солдатские записи.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Анри Бергсон и его философия - биография и основные работы

Оценим за полчаса!

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

3 октября 1916 года архиепископ Андроник освятил здание университета, переданное Николаем Мешковым в дар городу. Начались занятия. Облик университета не менялся – серый комплекс, похожий на замок, по-прежнему стоял на пустыре. Здесь профессор Александр Генкель проводил свои первые лекции в Пермском университете, показывая, где и какие растения растут в естественной среде.

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

Позже, в 1922 году он организует здесь же ботанический сад, который по праву называют жемчужиной университета.

Два гектара болот и песчаных грив со временем преобразились в настоящий оазис, на территории которого выращивают более 3,5 тысяч растений со всего света – от сирени до ананасов и кофе.

Без сомнения, с появлением ботанического сада Пермский университет заметно преобразился. И это касается не только бурного развития научной деятельности в сфере ботаники, но и, конечно, его внешнего вида.

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

Первый корпус, в котором сейчас располагается ректорат, был построен в конце 60-ых годов. Потом построили химический корпус, корпус поточных аудиторий (современный Студенческий дворец культуры).

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

В 70-ые к главному пристроили корпус экономического факультета, в 90-ые знаменитую башенку Естественнонаучного института, ставшую одним из неофициальных символов университета. Здания стали соединять переходами. А в 2004 году завершилось строительство семиэтажного нового корпуса, где сейчас учатся студенты географического и геологического факультетов.

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

Окончательно кампус, состоявший в начале XX века из серых величественных зданий на болотах, оформился к 90-летнему юбилею ПГНИУ, в 2006 году, когда был обустроен университетский сквер.

Появившийся перед новым корпусом, он стал для обитателей городка местом притяжения.

Здесь 1 сентября встречают очарованных кампусом и его особенной атмосферой первокурсников, празднуют день рождения университета.

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

Но все же, сердце студенческого городка не площадь, а фонтан, ласково прозванный студентами «одуванчик». Он фактически «собрал» вокруг себя вереницу корпусов разных стилей и фактур в единое целое.

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

Наш Урал — Путешествия по Уралу

Источник: https://nashural.ru/mesta/permskij-kraj/perm/stud-gorodok-pgu/

Как появились первые университеты в мире?

Где и когда появились первые университеты, какие дисциплины изучались изначально, на каком языке — и о чем же поется в известном студенческом гимне “Гаудеамус”?

Высшее образование отличается от школьного в первую очередь фундаментальностью — другая методология преподавания, другая схема оценки знаний учащегося — и, конечно же, совершенно другая жизнь самих студентов, которые давно перестали быть детьми, но и совсем уж взрослыми их назвать не получается. Так ли обстояли дела столетие-другое назад и как выглядели самые первые университеты? Где они возникли и что тогда было принято изучать?

Самый первый университет — Константинопольский

Традиционно историю университетов принято отсчитывать с XII века — и рассматривать в контексте западноевропейской традиции. Однако самое первое учебное заведение, которое полностью может соответствовать университетскому уровню, появилось в середине IX века — это Константинопольская, или Магнаврская школа, которая просуществовала до 1453 года.

Этот университет был основан на базе еще более ранней школы, и в нем преподавались философия, риторика, медицина и юриспруденция. К моменту его закрытия в Западной Европе уже существовало большинство университетов, которые действуют и в наши дни.

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

Первые университеты Западной Европы

В Западной Европе высшие учебные заведения были совсем не такими, как сейчас, в момент своего зарождения — который, кстати, невозможно точно установить, поскольку университеты изначально имели к образованию очень отдаленное отношение (скорее, это были коммуны, образованные по языковому или другому признаку) — куда больше эти общественные группы и поселения походили на религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии. Этот эволюционный процесс происходил естественным образом вокруг отдельных кафедральных и монастырских школ в конце XI — начале XII веков.

Принципы формирования первых университетов

Именно таким образом возникли, например, Парижский университет в 1200 году (он вырос из богословской школы, к которой далее присоединились медицинская и юридическая школы), Неапольский в 1224 году, Оксфордский в 1206-м, Кембриджский в 1231-м, Лиссабонский — в 1290 году.

Официальное рождение университета подтверждалось привилегиями — особыми документами, которые были подписаны римскими папами или вельможами высокого ранга. Эти документы определяли университетскую автономию — собственный суд, локальное управление, право дарования ученых степеней.

Студенты были освобождены от военной службы и некоторых других форм обязанностей. Университеты начали появляться очень быстро — если в XIII веке их было всего 19 по всей Европе, то уже через столетие к ним прибавилось еще 25.

Открыть университет было довольно просто: порой городская община просто обозначала минимум студентов, при наличии которых соглашалась оплачивать нанятого профессора, а затем — и последующих.

На скамьях Сорбонны в разное время можно было увидеть мужчин совершенно разных возрастов и сословий из разных стран, иногда аудитория для лекций была обычным амбаром, а слушатели вольготно располагались на соломе вместо скамей.

Церковь и университеты

Во времена средневековья церковь старалась удерживать университетское образование под своим покровительством, главным предметом очень долго оставалось богословие, а преподавателями были в основном представители монашеских орденов — тем не менее обстановка царила весьма демократичная, так что образование было скорее светским.

Университеты могли перемещаться — если в окрестностях возникали эпидемии опасной болезни, голод или вспыхивала война, весь университет просто перебирался в соседний город или даже страну.

Ваганты и “Гаудеамус”

Порядок записи в университеты был вполне условным, студенты снимали каморки поблизости, нищенствовали, странствовали — к XIV веку возникла особая категория постоянно кочующих с места на место (и из университета в университет) студентов, которые назывались вагантами, менестрелями, или голиардами. Многие из них превращались в настоящих разбойников и теряли моральный облик, но из них же выросло немало подвижников образования и науки.

Поскольку преподавание в первых университетах долго велось на латыни, бродячие студенты отлично владели этим языком и совершенно спокойно могли общаться между собой.

Ваганты зародили целую культуру стихов и песен — в частности, некоему анонимному перу одного из них принадлежит и знаменитый гимн “Гаудеамус”, который столетиями поют студенты всех университетов во всех странах мира.

Этот гимн прославляет молодость и торжество свободы: “Итак, будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас возьмет земля” — и далее семь куплетов в таком примерно духе. Гимн передавался устно в течение нескольких веков, поэтому насчитывает несколько вариантов.

Читайте также:  Как найти периметр квадрата, прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, эллипса, многоугольника?

Возникновение первых географических обществ - Студенческий портал

Возникновение факультетов или колледжей

Изначально и студенты, и преподаватели объединялись в национальные землячества — нации или коллегии, которые во второй половине XIII века трансформировались в факультеты или колледжи.

Представители факультетов — деканы — выбирали официального главу — ректора, часто эта должность давала годовые полномочия.

Позже демократия постепенно закончилась и главные должностные лица стали назначаться местными властями.

Факультеты присуждали ученые степени — иногда выпускников, подобно рыцарям, громко называли титулами наподобие “граф права”. Содержание обучения определялось семью свободными науками. Например, на факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике и метафизике — некоторые труды переводились на ходу с арабского и греческого языков и бурно обсуждались в процессе.

Специализация университетов

Постепенно усиливалась и специализация высших учебных заведений — например, парижский университет охотно выпускал знатоков теологии и философии, Оксфордский университет славился преподаванием канонического права, Орлеанский же — гражданского права. В университете Монпелье было очень сильно преподавание медицины, в университетах Испании существовали очень серьезные математическая и естественнонаучная школы, а в университетах Италии подробно и глубоко изучали римское право.

Первый университет в России

В Российской империи первый университет появился через 600 лет после открытия Болонского — в 1755 году.

По какой-то странной причине, хотя совсем рядом — в Праге, Львове, Кракове — университеты процветали, никому из царей в голову не приходило озаботиться высшим образованием.

Это удалось только самоучке Михайле Ломоносову, пришедшему пешком, в лаптях, бог весть откуда и убедившего императрицу Елизавету Петровну своим энтузиазмом и конкретными инициативой и планом.

Указ царствующей особы был подписан 25 января, в День Святой Татьяны, которая и стала покровительницей всех российских студентов. Предусматривалось создание трех факультетов, десяти кафедр и двух гимназий.

Источник: https://kto-chto-gde.ru/story/kak-poyavilis-pervye-universitety-v-mire/

История

Русское географическое общество было основано по Высочайшему повелению императора Николая I в 1845 году. 18 августа (6 августа по старому стилю) 1845 года император утвердил временный устав РГО.

Идея создания Общества принадлежала адмиралу Фёдору Петровичу Литке, воспитателю будущего первого Председателя Русского географического общества Великого князя Константина Николаевича. Главной задачей новой организации было собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли.

Среди учредителей Русского географического общества были знаменитые мореплаватели: адмиралы Фёдор Петрович Литке, Иван Фёдорович Крузенштерн, Фердинанд Петрович Врангель, Пётр Иванович Рикорд; члены Петербургской Академии наук: естествоиспытатель Карл Максимович Бэр, астроном Василий Яковлевич Струве, геолог Григорий Петрович Гельмерсен, статистик Пётр Иванович Кеппен; видные военные деятели (бывшие и действующие офицеры Генерального штаба): генерал-квартирмейстер Фёдор Фёдорович Берг, геодезист Михаил Павлович Вронченко, государственный деятель Михаил Николаевич Муравьев; представители русской интеллигенции: лингвист Владимир Иванович Даль и меценат князь Владимир Фёдорович Одоевский.

Вот как охарактеризовал сущность Русского географического общества знаменитый географ, путешественник и государственный деятель Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский: «Свободная и открытая для всех, кто проникнут любовью к родной земле и глубокой, несокрушимой верой в будущность Русского государства и русского народа, корпорация».

С момента основания Русское географическое общество не прекращало своей деятельности, однако название организации неоднократно изменялось: свое современное имя оно носило в 1845–1850, 1917–1926 и с 1992 года по настоящее время. Именовалось Императорским с 1850 по 1917 год. В советское время назвалось Государственным географическим обществом (1926–1938) и Географическом обществом Союза ССР (или Всесоюзным географическим обществом) (1938–1992).

В разные годы Русским географическим обществом руководили представители Императорского дома Романовых, знаменитые путешественники, исследователи и государственные деятели.

Председателями Русского географического общества были: Великие князья Константин Николаевич (1845–1892) и Николай Михайлович (1892–1917), а Вице-председателями являлись: Фёдор Петрович Литке (1845–1850, 1857–1872), Михаил Николаевич Муравьёв (1850–1856), Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (1873–1914), Юлий Михайлович Шокальский (1914–1917), с 1917 по 1931 год являющийся Председателем Общества. С 1931 года Обществом руководили Президенты: Николай Иванович Вавилов (1931–1940), Лев Семёнович Берг (1940–1950), Павловский Евгений Никанорович (1952–1964), Станислав Викентьевич Калесник (1964–1977), Алексей Фёдорович Трёшников (1977–1991), Сергей Борисович Лавров (1991–2000), Юрий Петрович Селиверстов (2000–2002), Анатолий Александрович Комарицын(2002–2009), Сергей Кужугетович Шойгу (2009 – по настоящее время).

Русское географическое общество внесло крупнейший вклад в изучение Европейской России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа, Ирана, Индии, Новой Гвинеи, полярных стран и других территорий.

Эти исследования связаны с именами известных путешественников, таких как Николай Алексеевич Северцов, Иван Васильевич Мушкетов, Николай Михайлович Пржевальский, Григорий Николаевич Потанин, Михаил Васильевич Певцов, Григорий Ефимович и Михаил Ефимович Грумм-Гржимайло, Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, Владимир Афанасьевич Обручев, Пётр Кузьмич Козлов, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Александр Иванович Воейков, Лев Семёнович Берг и многие другие.

Также важной традицией Русского географического общества является связь с русским флотом и морскими экспедициями.

В числе действительных членов Общества были знаменитые морские исследователи: Пётр Фёдорович Анжу, Василий Степанович Завойко, Загоскин Лаврентий Алексеевич, Платон Юрьевич Лисянский, Фёдор Фёдорович Матюшкин, Геннадий Иванович Невельской, Константин Николаевич Посьет, Степан Осипович Макаров.

В императорский период почётными членами Общества избирались члены иностранных королевских фамилий (например, личный друг Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского бельгийский король Леопольд Второй, турецкий султан Абдул Гамид, британский принц Альберт), известные иностранные исследователи и географы (барон Фердинанд Рихтгофен, Роальд Амудсен, Фритьоф Нансен и другие).

Крупнейшими благотворителями, направлявшими значительные средства на деятельность Общества, были: купец Платон Васильевич Голубков, табачный фабрикант Василий Григорьевич Жуков, именем которого была названа одна из престижнейших премий Императорского Русского географического общества – Жуковская. Особое место среди меценатов Русского географического общества занимают золотопромышленники Сибиряковы, финансировавшие целый ряд экспедиционных и просветительских проектов.

В 1851 году открылись два первых региональных отдела Русского географического общества: Кавказский в Тифлисе и Сибирский в Иркутске.

Затем создаются новые отделы: Оренбургский, Северо-Западный в Вильно, Юго-Западный в Киеве, Западно-Сибирский в Омске, Приамурский в Хабаровске, Туркестанский в Ташкенте. Они проводили обширные исследования своих регионов.

К 1917 году Императорское Русское географическое общество насчитывало 11 отделов (включая штаб-квартиру в Санкт-Петербурге), два подотдела и четыре отделения.

В советское время работа Общества изменилась. Русское географическое общество сосредоточилось на относительно небольших, но глубоких и всесторонних региональных исследованиях, а также крупных теоретических обобщениях.

Значительно расширилась география региональных отделений: по состоянию на 1989–1992 годы в Географическом Обществе СССР работало Центральное отделение (в Ленинграде) и 14 республиканских отделений.

В РСФСР насчитывалось 18 филиалов, два бюро и 78 отделов.

Русским географическим обществом были заложены и основы отечественного заповедного дела, идеи первых российских особо охраняемых природных территории  рождались в рамках Постоянной Природоохранительной комиссии Императорского Русского географического общества, создателем которой был академик Иван Парфеньевич Бородин.

Важнейшим событием стало создание Постоянной комиссии Императорского Русского географического общества по изучению Арктики. Итогом её работы стали всемирно известные Чукотская, Якутская и Кольская экспедиции. Отчёт об одной из арктических экспедиций общества заинтересовал великого учёного Дмитрия Ивановича Менделеева, разработавшего несколько проектов освоения и исследования Арктики.

Русское географическое общество стало одним из организаторов и участников первого Международного полярного года, в ходе которого были созданы автономные полярные станции в устье Лены и на Новой Земле.

При содействии Русского географического общества в 1918 году было создано первое в мире высшее учебное заведение географического профиля – Географический институт.

А в 1919 году одним из наиболее известных членов Общества Вениамином Петровичем Семеновым-Тян-Шанским был основан первый в России географический музей, в период расцвета его коллекции занимали третье место в России после Эрмитажа и Русского музея.

В советский период Общество активно развивало новые направления деятельности, связанные с пропагандой географических знаний. Начал свою работу знаменитый лекторий имени Юлия Михайловича Шокальского.

В ноябре 2009 года Президентом Русского географического общества был избран Сергей Кужугетович Шойгу, был сформирован представительный по составу участников Попечительский Совет, председательство в котором принял на себя Президент России Владимир Владимирович Путин.

Сегодня в Русском географическом обществе насчитывается более 25 000 членов в России и за рубежом. Региональные отделения открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Русского географического общества являются экспедиции и исследования, образование и просвещение, охрана природы, издание книг и работа с молодёжью.

Русское географическое общество является некоммерческой организацией, не получает государственного финансирования.

Источник: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya

Этот день в истории: 1845 год — создано Русское Географическое Общество

18 августа 1845 года российский император Николай I Высочайшим повелением утвердил создание в Санкт-Петербурге Русского Географического Общества (впоследствии Императорское Русское Географическое Общество).

В середине XIX века бурно развивавшаяся экономика России остро нуждалась в достоверных географических сведениях о России и сопредельных с ней территориях.

В связи с этим возникла потребность по аналогии с зарубежным опытом создать Географическое общество, действенную организацию, способную решить накопившиеся проблемы.

Раньше всех таковое возникло в Париже (1821), затем в Берлине (1828) и Лондоне (1830).

Идея создания Общества принадлежала воспитателю будущему президенту Академии наук Федору Литке. Изначально оно задумывалось как географо-статистическое, при Министерстве внутренних дел, однако повелением императора было названо Географическим.

Первоначальное финансирование Общества было государственным и составляло 10 тысяч рублей в год, впоследствии значительный вклад в финансирование предприятий Русского географического общества внесли меценаты.

Основной целью создания Общества было изучение «родной земли и людей её обитающих», т. е. собирание и распространение географических, статистических и этнографических сведений о самой России.

Среди учредителей общества были выдающиеся российские ученые, в частности, Федор Литке, Карл Бэра, Фердинанд Врангель и другие. С первых лет своего существования Географическое общество развернуло обширную экспедиционную, издательскую и просветительную деятельность.

Русское Географическое общество внесло крупнейший научный вклад в изучение Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа, Ирана, Новой Гвинеи, Индии, полярных районов и других стран. Эти исследования связаны с именами Петра Кропоткина, Петра Семенова-Тянь-Шанского, Николая Пржевальского, Николая Миклухо-Маклая, Владимира Обручева, Льва Берга и многих других.

И сегодня Общество объединяет специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиастов-путешественников, экологов, общественных деятелей и всех, кто стремится узнавать новое о России, кто готов помогать сохранению её природных богатств. Региональные отделения Общества действуют в каждом субъекте нашей страны.

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2018/08/18/etot-den-v-istorii-1845-god-sozdano-russkoe-geograficheskoe-obshchestvo

Лекция 2. Историческая география городов

Теме «Историческая география городов» посвящен 2-й раздел учебника «Геоурбанистика» Е.Н. Перцика. Автором дан подробный и обстоятельный анализ всех исторических типов городов и соответствующих этапов формирования и существования городов.

Первый исторический тип «Древний город» и этап формирования и функционирования датируется периодом до V в. н. э.

«Возникновение городов относится к эпохе перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому и связано с углублением общественного разделения труда, в процессе которого из массы населения, занятого сельскохозяйственным трудом, выделяются представители государственной власти, крупные землевладельцы, жрецы, торговцы, а также многочисленное ремесленное население… Время возникновения первых городов – 4–2 тысячелетия до н.э. Наибольшее развитие города в Древнем мире получили в 1-м тысячелетии до н. э. и в начале 1 тысячелетия н.э.

История Древнего мира охватывает несколько тысячелетий, примерно до V в. н. э. (до падения Римской империи), и включает ряд цивилизаций, среди которых особое значение имели цивилизации Древнего Востока (Египта, Двуречья, Индии, Китая) и Античного мира (Древней Греции, Древнего Рима)…

При бесконечно большом количестве вариаций эти два подтипа древних городов – древневосточный и античный – существенно различаются: первый основан на «поголовном рабстве» крестьян в восточных деспотиях, второй – на рабстве в его «классическом» виде в античных государствах. Уже в Древнем мире происходит отделение земледельческого труда от ремесла и образование городов.

Общественное разделение труда, в том числе географическое, еще крайне слабое ввиду преобладания натурального хозяйства.

Лишь в отдельных пунктах большого стратегического значения, господствующих над окружающей территорией, где к экономическим функциям добавляется (и часто становится определяющей) административная, город оказывается средоточием могущественной государственной власти, стягивающей к себе все другие функции (правительственный аппарат, армия, ремесла, торговля), что создает предпосылки для возникновения крупнейших городов. Численность населения мира на рубеже новый эры – 230 млн человек. В странах Древнего Востока доля городского населения незначительна, но в отдельных городах она достигает огромных размеров (Вавилон, Патна, Александрия – до 500 тыс., Мемфис, Ниневия – 100–250 тыс. человек). В греческих городах-«полисах» сосредотачивается преобладающая часть населения, но сами города невелики, стабильность обеспечения их продовольствием поддерживается оттоком избыточного населения в города-колонии. Некоторые города – политические и экономические центры античных государств – достигают очень большой численности населения (Рим – 1 млн человек, Афины и Карфаген – по 150–200 тыс.)» [1, с. 72–73].

Рост городов, крайне слабый в раннем и более интенсивный в позднем Средневековье, по мере формирования в недрах феодализма капиталистических отношений в целом ограничен. В городах проживает не более 3–5% населения. Даже большие по тому времени города насчитывают 10–20 тыс. жителей.

Численность населения лишь немногих столичных и крупнейших торговых городов достигает больших размеров (в Европе – Париж, Москва, Венеция, Лондон, Севилья, Мадрид, Лиссабон и др. – до 200–500 тыс. человек, в Азии – Чаньян, Кайфин, Гаунчжоу, Дели – до 0,5–2 млн человек)» [1, с. 73].

Читайте также:  Метод калькулирования сокращенной себестоимости продукции: способ директ-костинга

«Средние века – сложный и противоречивый период человеческой истории, наследие которого в формировании сети, планировки и облика городов на всех континентах огромно… В Европе в Средние века была создана сеть городов, сохранившая основные черты и поныне.

Экономическим источником роста европейских городов было общественное разделение труда – отделение ремесла от сельского хозяйства… Ремесленное производство дает толчок развитию товарно-денежных отношений и формированию купечества.

Теперь не только защита от нападения, но и выгодное географическое положение (на пересечении важных торговых путей, у моста, брода через реку и т.п.) начинает играть определяющую роль в развитии города…

Существенное влияние на развитие средневековых городов оказала сеть поселений, унаследованная от времен Римской империи.

На месте римских городов выросли Париж, Лондон, Вена, Страсбург, Будапешт, Неаполь, Труа, Марсель, Кёльн и многие другие города, особенно итальянские, французские, испанские.

Однако преемственность не была прямой: из римских городов получили развитие лишь те, местоположение которых отвечало новым условиям…

Торговые пути, постепенно связавшие главные районы Европы между собой и, что особенно важно, с Востоком, очень сильно влияли на развитие сети средневековых городов» [1, с. 106–108].

«С XII в., а особенно в XIII–XIV веках большое значение для роста городов приобрели университеты, близ которых возникали жилые кварталы (например Латинский в Париже).

Важнейшим фактором, влиявшим на формирование, планировку и облик средневековых городов, были войны, длившиеся почти непрерывно, и постоянная угроза нападений со стороны чужеземных и собственных королей… князей, феодалов помельче, в то и просто грабителей и разбойников…

Большое влияние на рост городов оказало расположение феодальных замков и монастырей…

Два ядра – замок феодала или монастырь и выраставшее рядом торгово-ремесленное поселение – формировали структуру средневекового города.

Очень часто они четко различались зрительно: замок, монастырь сооружались на неприступной возвышенности, город внизу постепенно обзаводился собственным поясом стен.

Между этими двумя частями средневекового города поддерживались сложные отношения соперничества, враждебной настороженности и непрочного союза перед внешним врагом…

Средневековые города характеризовались крайне низким благоустройством: не было, как правило, водопровода, канализации, плохое мощение улиц вызывало непролазную грязь. Неудовлетворительное санитарное состояние городов способствовало частым эпидемиям» [1, с. 108–111].

«В XIII–XV вв., накануне Великих географических открытий, крупнейшими в Европе были города Италии, сложившиеся на главных путях восточной торговли: Венеция, значение которой для Европы в это время, по оценке К.

Маркса, было больше, чем всей Германии; Флоренция – промышленный и финансовый центр, средоточие учености и искусств, названная Афинами Европы; Милан, Неаполь, Рим. Все эти города насчитывали по 100–200 тыс.

Города нового и новейшего времени

Эпоха, важнейшим содержанием которой стало развитие и утверждение капитализма, зародившегося в недрах феодализма, известна как Новое время.

Ускоряющийся рост городов сопровождает становление и развитие капитализма и начинается происходит «урбанизация мира в точном смысле этого слова. Возрастает демографический потенциал человечества: население мира увеличивается с 952 млн человек в 1800 г. до 1656 млн в 1900 г.»

Именно машинная индустрия, во многом замещая ремесленное производства и мануфактуры, становится основой градообразования. Происходит углубление общественного, в том числе географического, разделение труда.

Именно при капитализме происходит концентрация производительные силы, с целью увеличения скорости оборота капитала, что в территориальном плане приводит к росту доли городского населения [1, с. 143, 73].

Становление капитализма изменило условие развития городов, определив «глубокие преобразования в размещении, структуре и застройке городов».

Территориальное расширение и углубление торговли, укрепление национальных рынков, формирование и усиление национальных государств привело к росту социально-экономической и управленческой значимости городов-столиц.

Концентрируя, как правило, значимую долю населения страны и выполняя многообразные функции, столичные города «приобретали невиданные ранее размеры».

Эпоха Великих географических открытий и последовавшие затем колониальные захваты стимулировали быстрый рост городов – форпостов «проникновения европейского капитала в колонии и опорные пункты освоения новых земель в странах переселенческого капитализма».

Новые социально-экономические условия привели к тому, что важную роль стали играть «международные портово-промышленные и торгово-финансовые центры, формировавшиеся на путях новых мирохозяйственных связей» [1, с. 143].

В начале XX века в большинстве стран доля городского населения еще не превышает 10–20%, «лишь в немногих наиболее урбанизированных странах составляет около 40–70% (Англия – 70%, США, Франция, Германия – 40%); урбанизационный, как и демографический, взрыв еще впереди.

Появляются миллионные города, но на принципиально новой, чем в Древнем мире и в Средневековье, основе: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Петербург, Москва, Вена, Чикаго.

Быстро расширяющиеся города обрастают поясом промышленных предместий, возникают богатые и бедные кварталы в разных частях и поясах города, усиливается загрязнение среды.

По мере роста городов и автоматизации производства возникает транспортный паралич городов, растут безработица, преступность, наркомания, другие спутники урбанизации. Проблемы и противоречия городов уже в середине ХХ в. достигают большой остроты, хотя это лишь пролог к кризису городов во второй половине ХХ в., пути выхода из которого человечество пытается найти» [1, с. 73–74].

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/14958.html

Чем можно объяснить столь возросшую популярность современных лекториев в проведении публичных лекций почти по всем отраслям знаний?

В Москве мода на образование пришла практически одновременно с так называемыми хипстерами, которые ходили в очках-нулевках с томиком «Улисса», а если были попроще с Бегбедером, коротко говоря — появилась мода на получение новых знаний, информации и последующей трансляции оных, условно, за завтраком в четыре часа вечера в Солянке.

Места менялись, книжки тоже, и в 2008 году появился, тогда ещё, Центр современной культуры, а ныне Музей Гараж, а в 2009 появилась Стрелка со своей публичной программой. Я бы назвал это отправными точками Московского просвещения. Параллельно был ещё и винзавод, ещё какие-то мелкие истории с образованием, мелкие, но очень важные.

Шло время и люди изначально отдававшие дань моде на посещение таких мероприятий, попросту привыкли к получению знаний. Осмелюсь предположить, что осталось в лучшем случае 60% от тех, кто начинал ходить, остальные 40% — это уже те, кому от 15 до 20.

В 2011 году появился наш общий друг Сергей Капков, и жизнь, как говорится, «перестала быть прежний навсегда». Под его чутким надзором в городе стали формироваться, а чаще — меняться уже и муниципальные институции, в которых молодые, но уже привыкшие к определённому качеству жизни люди получили возможность ходить на лекции, проводящихся в приятных глазу общественных пространствах.

Нужно понимать, что с появлением таких частных инициатив, как Стрелка и Гараж, с формированием новой — капковской Москвы, изменилось настроение горожан, они стали смотреть на вещи совершенно иначе. Эксперимент сработал, люди поверили в новую жизнь, частью которой стал культурно-образовательный досуг.

А когда лучшие из лучших становятся адептами того или иного образа жизни, масса, как известно, подтягивается, ориентируясь на этих самых лидеров мнений.

У меня около тысячи друзей в фейсбуке, я совершенно четко понимаю, что примерно половина из тех, кто ходит на лекции — ходят искренне, треть людей ходят, чтобы выложить фото в инстаграм или сделать чекин в фб, остальные — это те, кто как раз эти лекции и мероприятия придумывают и готовят.

Мода на образование в Москве — это история про развитие от формы к содержанию, и это очень важный этап в формировании нового постсоветского сознания. Хочется верить, что вопреки всему происходящему, этот тренд, мода, необходимость, называйте как угодно, останется.

Ведь в конечном счёте человечество должно развиваться, а современной России ох как нужны ребята, которые не ленились и ходили слушать лекции по авангарду в Еврейский музей и лекции по современному искусству в Гараж.

Одним словом — «Бобо в раю», именно так и появляется новая элита.

Как руководитель лектория, прямо или косвенно относящегося к теме, могу сказать, что популярность связана с набором факторов, но среди них есть один главенствующий, и связан он с процессами происходящими в государстве. Эти процессы, которых накопились тысячи за последние годы, можно объединить вместе под общим словом «деградация».

Деградация органов государственной власти, законов, телевидения, общества, церкви, морали, и как совокупность, деградация всей страны. Что делать человеку, который видит это? Некоторые люди, которых немного, отвечают тем, что начинают просвещать окружающих, потому что видят науку и знания единственной альтернативой.

Активность таких людей создаёт рынок, которого несколько лет назад не существовало. Появляются образовательные проекты на любой вкус и цвет, для любой возрастной категории, для любой области знаний.

Одни люди открывают их в интернете, другие в оффлайне, и вслед за появлением предложения появляется спрос, который огромен, и формируется в первую очередь нежеланием многих людей углубляться в средневековое мышление. Далее, каждый проект строит свою стратегию развития (привлечения аудитории).

Кто-то ставит на авторитет специалистов, кто-то привязывает смешные картинки к научным новостям, кто-то ставит на доступность для посетителей. Все вместе они формируют тренд, которого не существовало несколько лет назад, и он заключается в том, что крут сейчас не тот, кто начал курить в 15 лет, водит папин Мерседес, пьёт, лезет в драки и ругается матом, а тот, чьим достоинством является интеллект. Быть образованным теперь модно.

Во-первых, подтверждаю данное наблюдение, как человек, часто читающий публичные лекции. Во-вторых, это не чисто российский, это общемировой феномен.

Это можно утверждать, сравнивая реакцию на старые выдающиеся космические миссии («Галилео» в системе Юпитера, «Кассини» в системе Сатурна) с новыми, не столь яркими (Новые горизонты, Плутон), реакция на которые гораздо сильней.

Как часто бывает, у нас эта общемировая тенденция выражена резче и ярче.

Общемировая причина, думаю, достаточно глубока: происходят смены эпох: эпоха просвещения, эпоха НТР, эпоха потребления. И вот, похоже, наелись до тошноты, и эпоха потребления вместе с постмодернизмом отчаливают в Лету. В том, что придет на смену, наука и знания, возможно, будут более высокими ценностями, чем сейчас, но это лишь гипотеза.

Что касается наших реалий, то здесь скорее всего добавился еще один мощный фактор: протест против мракобесия, насаждаемого сверху. Может быть, даже некая сублимация протеста вообще против крепнущего маразма. Протест выражается в том, что человек принимает ценности, противоположные насаждаемым. В конце советской эпохи такую роль играла рок-музыка и прочий андерграунд.

Кстати, насчет аудитории. Там нет никакого засилья хипстеров или какой-то иной социальной группы. Там все возраста, причем люди всех возрастов задают все более грамотные вопросы. Так что попытки объяснить феномен модой или конъюнктурой — не более, чем глупость, взятая с потолка. Поверьте.

Одна из причин активации интереса к открытым доступным формам получения знаний и навыков — кризис. Возрастает тревога и желание получить дополнительную устойчивость личного положения и личной рыночной ценности.

Актуализируется потребность в понимании и прогнозировании окружающего угрожающего мира. На фоне разочарований в государственных институтах и гражданском обществе укрепляется ценность индивидуальности и духовных поисков.

Это тренд замены системного и трудоемкого знания псевдознанием — фрагментированным, легким и приятным во всех отношениях. Это мода, за которой стоит идея превращения знания в предмет ПОТРЕБЛЕНИЯ (наподобие туризма, еды, одежды и пр.). В чем-то напоминает фаст фуд и макдональдизацию.

Физиологическое «переживание» процесса сопричастности якобы «высокому» доминирует над внутренним ценностным содержанием. Преобладает имитационность. Часть современной поп-культуры. Бессмысленно этот тренд осуждать. Он есть и, возможно, будет существовать в виде инварианта современной поп-культуры.

Но не стоит заблуждаться относительно подлинности и аутентичности данного явления по отношению к подлинному знанию.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/48081/chem_mozhno_obiasnit_stol_vozrosshuiu_v_b3892414

Ссылка на основную публикацию