Законодательство Клисфена: организация полисной демократии

Законы Драконта. В 621 г. до н. э. в Афинах архонтом Драконтом было письменно зафиксировано прежде устное законодательство. Это несколько ослабило власть родовой аристократии, которая через своих должностных лиц, носителей норм обычного, неписаного права, вершила суд в своих интересах.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Законы Драконта были весьма суровы. Бездеятельность граждан жестоко наказывалась. Это побуждало к каким-либо профессиональным занятиям. Сурово, вплоть до смертной казни, каралась кража. Последнее говорит о зарождении частнособственнических отношений и о защите труда собственников. Запрещалась кровная месть.Законодательство Клисфена. Организация полисной демократии - Студенческий портал

Реформы Солона. С 594 г. до н. э. афинский архонт Солон провёл серию реформ, которые коренным образом изменили ситуацию в Аттике. Самым важным законом стало освобождение всех афинян от обязательств, связанных с заложенной за долги землёй. Такие участки земли возвращались своим хозяевам. Вследствие этого число обезземеленных и малоземельных крестьян резко уменьшилось.

Законодательство Клисфена. Организация полисной демократии - Студенческий портал

Солон

По законам Солона должник отвечал перед своим кредитором только своим имуществом, а не своей свободной личностью. Таким образом, угроза долгового рабства была полностью ликвидирована.

Более того, афиняне, ранее попавшие в рабство за долги, освобождались. Те же из них, кто был продан на чужбину, выкупались за общественный счёт и возвращались на родину.

Дальнейшее развитие рабства шло исключительно за счёт рабов-иноплеменников.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Характерные черты многоклеточных животных - особенности внутреннего расположения органов

Оценим за полчаса!

Денежная реформа позволила афинской монете стать конкурентоспособной, а реформа мер и весов смогла облегчить деятельность афинских торговцев, которые становились привычными участниками в межполисной торговле.

Солон запретил вывоз из Аттики зерна, в котором она всегда нуждалась из-за скудности своих почв, и создал благоприятные условия для экспорта оливкового масла и вина.

Эти меры вели к ликвидации спекулятивных сделок на афинском рынке и поощряли деятельность местных сельскохозяйственных производителей.

Новый закон о свободе завещания наносил удар по родовым связям. Теперь появлялась возможность для экономического усиления отдельных семей. Законодательно был ограничен земельный максимум, определён ссудный процент.

Следующая серия реформ — это преобразования в социальной сфере. Всё свободное население Аттики Солон разделил на четыре разряда, принадлежность к которым определялась по объёму дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности.

Первый разряд населения составили пятисотмерники, т. е. те, чей ежегодный доход превышал 500 медимнов (1 медимн — около 52 л) урожая зерном, маслом или вином. Второй разряд — всадники (от 300 медимнов и выше), третий — зевгиты (от 200 мер и выше) и, наконец, четвёртый — феты (до 200 мер).

В зависимости от дохода устанавливались и политические права граждан Аттики. Пятисотмерники и всадники имели всю полноту как пассивных, так и активных прав. Зевгиты также обладали всей полнотой политических прав, за исключением возможности стать архонтами и, следовательно, попасть в ареопаг.

За фетами было сохранено право участия в работе народного собрания и в суде.

Преобразования в политическом устройстве Афин, осуществлённые Солоном, также были направлены против засилья аристократов.

В противовес аристократическому ареопагу был учреждён Совет 400, набиравшийся по 100 граждан от каждой из четырёх ещё сохранявшихся родовых фил.

Будучи постоянно действовавшим органом, Совет готовил дела для дальнейшего обсуждения и утверждения на народном собрании. Он разбирал все текущие вопросы жизни гражданского коллектива.

До Солона сходки соплеменников в форме народных собраний проводились редко, нерегулярно, по желанию знати, и были одним из инструментов господства и политического засилья знати. Сейчас же и особенно позже, уже в начале V в. до н. э.

, народное собрание становится полномочным и полновластным органом управления, в котором все граждане, включая и небогатых фетов, получили право голоса. Народное собрание стало собираться регулярно (в V в. до н. э.

40 раз в году, или через каждые 9 дней).

Ещё одним новым органом государственного устройства при Солоне стал суд присяжных. Коллегия судей избиралась из всех граждан, включая фетов. В основном её функции заключались в проверке отчётов должностных лиц, в контроле за их деятельностью, разбирательстве отдельных конфликтов. Гелиэя наряду с экклесией представляли наиболее демократические органы формирующегося афинского полиса.

Реформы Клисфена. Реформы Солона заложили основы демократической формы управления афинским полисом. Но в силу некоторой ограниченности и непоследовательности по отношению к знати так и не сумели окончательно ликвидировать её власть.

Понадобилось ещё почти столетие, включая десятилетия правления тирана Писистрата и его сыновей, период борьбы против этого тиранического режима и, наконец, годы преобразований другого афинского реформатора — Клисфена, чтобы власть родовой и аристократической знати в Афинах была окончательно сломлена и государственное устройство Афин стало демократическим.

Клисфен стал прямым продолжателем реформ своего знаменитого предшественника. После падения тиранического режима он в 509—507 гг. до н. э. провёл ряд преобразований. Его важнейшей реформой стала административно-территориальная.

На смену архаической родоплеменной организации общества по филам и фратриям он ввёл разделение населения Аттики на 10 новых территориальных фил.

Это привело к дроблению родовых организаций, разрыву родовых связей и смешению населения, которое отныне объединялось только благодаря территориальным связям по месту жительства, а родовые филы окончательно уничтожались.

В связи с этим был преобразован и солоновский Совет 400, который отныне включал в себя уже 500 граждан. Он набирался по 50 человек от каждой из 10 новых территориальных фил, причём состав Совета 500 ежегодно полностью менялся.

Выборы членов Совета по жребию, отсутствие всяких ограничений при выборах и запрет быть дважды в течение жизни членом Совета 500 — всё это превращало его в подлинного выразителя интересов всех слоёв гражданского коллектива.

Источник: https://trojden.com/books/world-history/world-history-10-class-profil-level-novikov-2011/8

Законы Солона и Клисфена — лекции на ПостНауке

ВИДЕО В VI веке до нашей эры Афины выходят на авансцену исторического развития. В начале VI века Афины пытаются преодолеть кризис, вызванный расколом в обществе и обеднением значительной части населения. Древние историки пишут о том, что многие афиняне попадали в долговую кабалу и продавались в рабство за долги: им не хватало урожая до следующего года. Это вызвало раскол в обществе и привело к законам Солона.

В 594 году афинский аристократ Солон был избран архонтом-примирителем с неограниченными полномочиями, для того чтобы как-то смягчить противоречия в обществе. Он принимает комплекс законов, главным из которых является сисахфия — стряхивание бремени, отмена долгов, лежавших на земле, то есть отмена долговой кабалы. Кроме этого, те афиняне, которые попали в долговое рабство, были освобождены, а те, кто был продан за пределы Аттики, возвращены на родину. С этого времени афинские граждане стали обладать неотъемлемым правом быть свободными, они не могли быть порабощены за долги. Это создавало основу для развития Аттики.

Солон привлек в Аттику много переселенцев (свободных неграждан), которых афиняне называли метеками. Это способствовало развитию ремесла и торговли, Афины становятся ремесленным центром.

Есть уникальный источник VI века до нашей эры — посвящение с афинского Акрополя, где афинские ремесленники, торговцы и даже прачки посвящали богам какие-то барельефы, скульптуры и писали о том, чего они желают. Это говорит о росте самосознания афинского демоса. Этот рост самосознания и борьба внутри аристократов привели, как и в других греческих городах, к тирании.

Афинский аристократ Писистрат, по одним сведениям, в 561 году, по другим — в 546 году до нашей эры захватывает тираническую власть, и после ожесточенной борьбы ему удалось сломить сопротивление своих врагов-аристократов. В Афинах устанавливается тирания, Писистрат передает власть своим сыновьям, Гиппию и Гиппарху.

Как и другие тираны, он принимает много законодательных мер в пользу демоса, в пользу основной массы населения. Он вводит разъясных судей, которые могли разрешать неимущественные споры крестьян, он уменьшает налоги, ведет активную колонизационную политику.

Писистрат очень активен в культурной сфере. При нем расцветает афинский фестиваль Панафинеи, и именно при нем происходит зарождение афинского театра, примерно в 536 году до нашей эры. Его сыновья, Гиппий и Гиппарх, продолжают его политику.

В 514 году до нашей эры аристократы-тираноубийцы Гармодий и Аристогитон осуществляют заговор, но им удается убить только среднего сына Писистрата, Гиппарха, и старший сын, Гиппий, расправляется с ними. В 510 веке до нашей эры афинскую тиранию свергают спартанцы, которые всегда позиционировали себя как μισοτύραννος — ненавистников тиранов.

Они ставят во главе Афин собственного ставленника — Исагора. По некоторым сведениям, Афины в это время даже входили в Пелопоннесский союз. Афинянам это не нравится, они требуют независимости своего города, и в 508–507 годах до нашей эры афиняне восстают, запирают на Акрополе спартанский гарнизон и изгоняют его.

Афины становятся независимыми, и под руководством аристократа Клисфена из рода Алкмеонидов с 508–507 до 500 года до нашей эры проводятся клисфеновские реформы, положившие начало демократии.

Клисфен был аристократом, но, как и многие другие аристократы, он решил не противостоять демосу, а возглавить его, понимая, что усиление демоса или выдвижение его на политическую арену совершенно неизбежно.

Прежде всего, реформы Клисфена заключались в усилении значения и организации деятельности народного собрания в Афинах — экклесии. Оно собиралось 40 раз в год, было регулярным.

Это был высший орган власти, и там могли присутствовать все афиняне.

Понятно, что прямая демократия, которая была в Древней Греции, отличается от современной, и представительство было не очень большим. В реальности кворум при принятии самых важных решений не превышал четверти граждан, потому что не все могли присутствовать.

Самое важное в реформах Клисфена — это, пожалуй, административно-избирательные изменения. Он делит Афины на десять фил. «Фила» — это по-гречески «племя», но для Клисфена это такой территориальный избирательный округ.

Каждая фила состояла из трех областей (тритий): одна из Афин, другая из богатой прибрежной части и третья из бедной гористой части. Это как если бы округ по выборам депутатов российской Государственной думы состоял из района Москвы, района Нечерноземья и промышленного уральского города.

Цель Клисфена — перемешать население, чтобы аристократы не могли оказывать влияние на своих крестьян-соседей.

Однако фила — это не только избирательный округ, но еще и полк, батальон, потому что граждане служили по филам. По реформам Клисфена высшие должностные лица — это уже не архонты (они остаются, но играют скорее церемониальную роль), а десять стратегов.

Стратег — полководец, который возглавлял и гражданские проекты.

Стратегов избирали на год по одному из каждой филы, после этого они должны были давать отчет народному собранию, по результатам которого их либо переизбирали, либо не переизбирали, а могли даже привлечь к суду по результатам этого отчета.

Создается Совет пятисот (по пятьдесят представителей от каждой филы), который действовал между заседаниями народных собраний и готовил повестку дня для этих собраний. В принципе на собрании мог выступить каждый гражданин, но, чтобы они были регулярными и не превратились в анархию, приходилось готовить повестку дня.

Этот Совет пятисот (по-гречески «буле») имел достаточно большую власть. Но демократия шла ниже и дальше.

Каждый месяц — а афинский гражданский год длился 10 месяцев — часть Совета пятисот, состоявшая из пятидесяти представителей, просто жила на горе и занималась текущим управлением Афинами, то есть демократия была совершенно непосредственной.

Такую систему создает Клисфен. Позже она получила название «демократия», то есть «власть демоса, власть народа».

Она базировалась, как считали греки, на трех основах: исономии (равенство перед законом), исополитии (равенство в осуществлении гражданских прав) и исегории (равные возможности выступить в народном собрании; иногда этот термин не вполне верно переводят как «свобода слова»). Само слово «демократия» появляется несколько позже.

Источник: https://postnauka.ru/video/65845

История Древней Греции

Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-ремесленных слоев Афин.

Солон отчетливо понимал, что косность и консерватизм афинских эвпатридов, цепляющихся за остатки родовых порядков, живущих в праздности за счет порабощения и самой жестокой эксплуатации рядовой массы земледельцев, мешают экономическому и культурному развитию, создают взрывоопасную обстановку внутри Афин.

Читайте также:  Карл Юнг - психологические типы и проблемы души нашего времени

Блестящее будущее Афин Солон видел в общем оживлении экономики, совершенствовании земледелия, распространении ремесленных производств, расширении торговых операций, в создании гарантий для хозяйственной деятельности средних прослоек афинского гражданства и торгово-ремесленных элементов, в установлении государственного порядка и привлечении к политической жизни широких слоев населения.

Избранный архонтом простатом с самыми широкими полномочиями, Солон приступил к реализации своей программы по реформированию общественного и государственного строя Афин. Реформы Солона затронули почти все стороны афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело и государственное управление.

В экономической области Солон преследовал цель активизировать хозяйственную жизнь Афин в целом. Были приняты меры для регулирования водоснабжения на территории Аттики, обычно страдавшей от засухи.

Особое внимание было обращено на развитие оливководства: был разрешен вывоз оливкового масла за пределы Аттики с целью наживы, в то время как вывоз зерна был законодательно запрещен, изданы предписания, регулирующие порядок посадки и обработки оливковых деревьев.

Благодаря принятым мерам маслиноводство в Аттике в последующее время превратилось в процветающую и высокодоходную отрасль сельского хозяйства, а афинское оливковое масло славилось во всем греческом мире.

В законодательстве Солона нашли место статьи, поощряющие занятия ремеслом. Одна из таких статей освобождала сына от обязанности содержать престарелого отца, не научившего его какому-нибудь ремеслу.

Солон способствовал активизации афинской торговли и не только общим повышением товарности оливководства и ремесленных мастерских.

Для создания более благоприятных условий для торговых операций Солон вместо архаической фидоновской системы мер и весов и громоздкой эгинской денежной системы ввел более удобную и распространенную в Эгейском бассейне эвбейскую весовую и денежную систему.

Уважая интересы тех кругов афинского общества, которые были заинтересованы в концентрации средств для экономического развития Афин, Солон повел активную борьбу против всяких излишеств и непроизводительных расходов: запрещались дорогостоящие погребения, бесцельное принесение в жертву огромного количества животных, строительство роскошных гробниц.

Многообразной и продуктивной была программа социальных преобразований, предложенная Солоном. Было проведено в жизнь несколько законов, которые отразили глубокие преобразования афинской общественной структуры.

Источник: https://itexts.net/avtor-yuriy-viktorovich-andreev/166459-istoriya-drevney-grecii-yuriy-andreev/read/page-15.html

Клисфен

Организация полисной демократии. Свержение тирании Гиппия вызвало вспышку внутренней борьбы, в результате которой к руководству Афинами пришел род Алкмеонидов.

Его представитель Клисфен выступил с программой реформ, которые должны были выкорчевать последние остатки родовых отношений и завершить оформление полисного строя в его демократическом варианте.

Реформы Клисфена проводились с 508 по 500 г. до н. э.

Важное значение имело введение нового административного деления Аттики. Дело в том, что сила родовой знати, ее наиболее глубокие корни находились в системе традиционного разделения Аттики на родовые филы, фратрии и роды.

В этих подразделениях были родовые поместья, родовые культы знати, вокруг которых собирались зависимые от нее бедняки- сородичи. Клисфен сделал попытку эти корни выкорчевать.

Территория всей Аттики была разделена на 10 областей, каждая из которых состояла из трех районов, а район включал несколько демов, низших административных единиц.

Каждая из 10 областей (фил) представляла собой не сплошную территорию, а состояла из трех районов (триттий), расположенных в разных местах Аттики (один район — в городской черте Афин, другой — в приморской полосе, третий — во внутренней части Аттики). Прежние родовые коллективы оказались разбросанными по разным демам, триттиям и филам. Тем самым они фактически были расформированы и потеряли политическое значение.

В конце VI в. до н. э. Афины превратились в крупный и многонаселенный городской центр. Здесь жил разнообразный люд, связанный с ремесленными производствами и торговлей, — от владельцев крупных рабских мастерских и кораблей до простых матросов и гребцов.

В этом круном центре обретали постоянное место жительства и выходцы из других греческих городов — Милета, Самоса, Сигея, Коринфа, Мегар и др.

Эти чужаки составили сословие метеков, они отличались от коренных афинян тем, что не имели гражданских прав (например, права участвовать в Народном собрании), земельных участков, но могли открыть мастерскую или купить корабль.

Стремясь противопоставить городской демос старой аристократии и усилить его политическое значение, Клисфен использовал благоприятную ситуацию, сложившуюся в связи с общей реорганизацией афинского управления, созданием новых фил, и включил в состав полноправных граждан значительное число метеков и вольноотпущенников.

Как и во времена Солона, довольно острой была в Афинах конца VI в. до н. э. аграрная проблема из-за наличия массы малоземельных граждан, с трудом сводящих концы с концами. К тому же Клисфен включил метеков и отпущенников в число тех, кто имел право владеть землей.

Для того чтобы наделить малоземельных или безземельных граждан участками, Клисфену надо было решиться на такую радикальную меру, как общий передел земли в Аттике. Им был найден другой выход. В 506 г. до н. э.

Афины разгромили напавших на них халкидян с соседнего острова Эвбеи и захватили часть территории города Халкиды. На конфискованной в пользу Афин территории были поселены 4 тыс. бедных афинян (поселенцев-клерухов), получивших земельные участки, которые обеспечили им приличный доход афинского зевгита.

Эта важная акция не только на время сгладила остроту аграрного вопроса в Афинах, но и способствовала укреплению слоя средних земледельцев — зевгитов.

Установив новый, территориальный принцип деления, Клисфен привел в соответствие с ним всю структуру полисных органов власти. Теперь все органы управления в Афинах комплектовались в строгом соответствии с новым представительством. Совет 400, состоящий из представителей старых родовых фил, был упразднен.

Вместо него учрежден Совет 500, в который входили 50 человек от каждой новой филы, внутри филы кандидаты в члены Совета 500 избирались по демам и триттиям. На выборные должности также назначали, учитывая число территориальных фил, по 10 членов от каждой.

Были введены новые должности аподектов (сборщиков различных взносов; их было 10) и стратегов (10 военных командиров).

Компетенции нового Совета 500 были расширены, он должен был заседать регулярно и не только готовил дела для Народных собраний, но и занимался текущим управлением. Функции аристократического Ареопага ограничивались, и он постепенно превратился в судебную инстанцию, его политическое значение упало.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/klisfen03.php

Институциональная структура полисной демократии

Впервые демократическое устройство зародилось на некоторых островах Эгейского моря и полисах Ионии в Малой Азии еще в VI в. до н. э. Однако подлинного расцвета эта форма правления получила в Афинах в V в. до н. э.

— городе-государстве с населением около 400 000 человек, где гражданскими правами обладали 30 000 — 45 000 жителей — взрослых свободных граждан мужского пола.

Демократическая революция произошла в Афинах вскоре после устранения тирании Писистратидов в 510 г. до н. э.

По иронии судьбы, освободиться от тирании афинянам помогли их заклятые враги спартанцы. Согласно легенде, Дельфийский оракул несколько раз внушал спартанскому царю Клеомену мысль о том, что он должен помочь афинянам избавиться от правившего в их городе сына Писистрата Гиппия.

Повинуясь пророчеству пифии, спартанское сухопутное войско, самое боеспособное в Элладе, двинулось в Аттику и вместе с афинскими повстанцами осадило акрополь. Два раза штурм заканчивался неудачей. Наконец, в третий раз, когда дети тирана попали в руки к осаждающим, они добились своей цели.

Гиппий бежал, а его враги Алкмеониды вернулись домой из долгой ссылки.

После изгнания тирана в Афинах было не просто восстановлено старое государственное устройство, существовавшее при Солоне, но и проведено его радикальное реформирование, что позволило в 507 г. до н. э перейти к прямому народному правлению — демократии.

Оно просуществовало почти два столетия, до тех пор, пока Афины не были покорены более могущественной Македонией. После 321 г. до н. э.

афинский полис на несколько поколений освободился от македонского господства, но затем город был покорен вновь — на сей раз римлянами.

Важнейшее значение для утверждения демократии имела административно-территориальная реформа Клисфена, положившая конец древнему делению Аттики на 4 филы, в которых доминировала родовая знать. Новое деление территории на 10 фил, в свою очередь состоящих из 10 демов, содействовало укреплению демократической партии.

Она получила перевес над приверженцами олигархии в Народном собрании, новом Совете и судебных органах. Было осуществлено и еще одно крупное нововведение: архонтов стали замещать не по выборам, а по жребию, между теми, кто добивался этого звания и имел на него право.

Чтобы пресечь даже малейшую угрозу реставрации тирании, было введено такое средство как суд остракизма.

Политическими правами в Древних Афинах обладали только граждане мужского пола по достижении ими 20-летнего возраста, в случае, если и мать и отец были уроженцами Аттики.

Граждане должны были платить подати и служить в войске. Внутри этого ограниченного круга политические права были равными. Каждый гражданин обладал исономией, т. е.

равенством прав перед законом и исегорией — равенством прав в Народном собрании.

Каждый гражданин обладал правом участвовать в работе Народного собрания — Экклесии — высшего органа самоуправления. На этом уровне не существовало никакого представительства и поэтому афинская демократия по праву считается прямой и непосредственной.

Сессии проводились четыре раза в месяц на агоре, в театре Диониса или в Пирее. Граждане сидели на скамьях под открытым небом. Заседания начинались на рассвете. Обычно в работе собрания принимало участие 2 — 3 тыс. человек.

Кворум для чрезвычайных сессий, на которых обсуждались очень важные вопросы, составлял 6 тыс. человек. Жители Афин или Пирея имели преимущество над другими жителями Аттики, потому что им было ближе и проще добираться до места проведения заседания.

Поэтому демократическая партия, состоящая из горожан, зачастую брала верх над олигархической, представленной сельскими поселенцами.

На каждой первой сессии нового месяца Народное собрание заслушивало новые законопроекты. Тот человек, который вносил их на рассмотрение, брал на себя ответственность за их эффективность.

В течение года против него могли возбудить дело о беззаконии. Провинившегося «законодателя» могли подвергнуть штрафу, лишить права голоса, или казнить.

Во времена Перикла законопроекты первоначально должен был рассмотреть Совет Пятисот или один из судов.

Желающим выступить на Народном собрании давали это право в порядке старшинства.

«Права обращаться к афинскому народу мог быть лишен всякий, относительно кого было доказано, что он не является собственником земли, не состоит в законном браке, пренебрегает сыновним долгом, нанес ущерб общественной нравственности, уклоняется от военных обязанностей, бросил в бою щит либо имеет налоговые или иные задолженности перед государством».

Как правило, правом выступать на Народном собрании пользовались только подготовленные ораторы — демагоги, потому что его участники представляли собой трудную аудиторию, которая смеялась над ошибками произношения, громко протестовала против уклонения от темы выступления, выражала свое одобрение или неодобрение криками, свистом и хлопаньем в ладоши. Каждому оратору отводилось определенное время для выступления, которое измерялось водяными часами.

Источник: https://studwood.ru/1231995/pravo/institutsionalnaya_struktura_polisnoy_demokratii

Местное самоуправление как форма демократии: Учебное пособие

Классический пример самоуправляющейся общины (полиса), разросшейся в государство, дали человечеству древние греки.

Именно античные рабовладельческие демократии, в большей степени афинская, в меньшей — римская, при всей своей ограниченности впервые в истории провозгласили народный суверенитет политической и идеологической основой государственного строя и обеспечили в периоды своего расцвета массовое участие свободных граждан в управлении государством.

К концу УП в. до н. э. царская власть в Афинах постепенно приходит в упадок и сосредоточивается в руках родо-племенной знати (аристократии).

К этому же времени в афинском обществе четко сложились три основных сословия: эвпатриды (благородные), демиурги (ремесленники) и геоморы (земледельцы).

Рабы ни в одно из сословий не входили, так как не имея личной свободы, вообще не считались гражданами.

Однако господство афинской родовой аристократии не могло продолжаться долго. Производительные силы афинского общества в УП-У вв. до н. э. быстро развивались. Особенно росли ремесло и морская торговля.

В результате разложения общины, наряду с обезземелением значительной части земледельцев, выделились зажиточные и средние слои.

На историческую сцену выступила новая социальная сила рабовладельческого общества — демос.

В социально-экономическом отношении демос не был однороден. В целом он был заинтересован в ликвидации экономического преобладания и политического господства родовой аристократии, однако отдельные его слои руководствовались при этом различными целями.

Безземельная беднота и мелкие земледельцы стремились отстоять свою личную свободу, а также свободу членов своей семьи от опасности долговой кабалы и выступали за передел земли и отмену долгов.

Наиболее состоятельная часть демоса — купцы, судовладельцы, хозяева ремесленных мастерских, землевладельцы незнатного происхождения — стремились лишить аристократию ее привилегий и утвердиться во власти.

В борьбу включились и афинские метеки, пришлое население города. Лично они были свободны, однако не являясь афинянами по происхождению, не обладали политическими правами и были стеснены в некоторых других отношениях. Поэтому свою главную задачу они видели в том, чтобы добиться уравнения в правах с афинскими гражданами.

В начавшемся противоборстве позиции афинских эвпатридов были ослаблены тем, что процессы имущественного расслоения затронули и их собственную среду. Одни аристократические роды разорялись, другие, приобщаясь к торговле и морскому делу, проникались новыми интересами и переходили на сторону состоятельной части демоса.

В конечном счете старые формы общественных отношений — пережитки родового строя, стеснявшие развитие новых способов самоорганизации афинского общества, были сломлены, сопротивление афинской родовой аристократии нейтрализовано, а ее господство сокрушено, для чего понадобилось более чем столетие напряженной борьбы.

С конца VII в. до н. э. в народном собрании древних греков (экклесии) оформляется ареопаг центральный коллегиальный орган полисного самоуправления. В его состав ежегодно избирались архонты (регенты, начальствующие), среди которых особую роль играли: главнокомандующий армией, первосвященник и судьи.

В 594 г. до н. э., когда архонтом был избран Солон, он принял ряд мер по преодолению кризиса, все более нараставшего в Афинах из-за имущественного расслоения граждан (ростовщичество, превращение свободных граждан в рабов за долги).

Аристотель так описывал время вступления на политическую арену Солона: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных.

Смута было сильная и долгое время одни боролись против других; наконец они выбрали сообща посредником и архонтом Солона, и поручили ему устройство государства.1

Читайте также:  Дизельный двигатель - как работает устройство и популярные производители

По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах тогдашней Греции. Главная цель его состояла в том, чтобы ценой известных уступок, удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путем поднять благосостояние и обороноспособность Афинского государства.

Первым делом он отменил долговое рабство: афинского гражданина было запрещено превращать в раба. Были освобождены все граждане, ранее попавшие в рабство по экономическим причинам и установлена свобода завещания.

Особые камни, которые устанавливались на земле должника были сброшены в знак освобождения его от долговой зависимости.

Эти меры утвердили в Афинах (впервые в истории демократии) принцип индивидуальной свободы гражданина, а полис, город- государство, стал выступать гарантом такой свободы.

Солоном была проведена также так называемая тимократическая, или цензовая реформа, согласно которой все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на 4 разряда.

Граждане первых двух разрядов пользовались всей полнотой политических прав, но несли обязанности, связанные с наибольшими расходами (1-й — постройка за свой счет судов для афинского флота, устройство общественных праздников и т. п.; 2-й — служба в дорогостоящей коннице).

Отнесенные к 3-му разряду были несколько ограничены в своих правах: они не могли избираться в архонты и, следовательно, попадать в ареопаг, в ополчении же составляли тяжеловооруженную пехоту и как прочие воины должны были экипироваться за свой счет.

Представители 4-го разряда (феты) обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании (сами не могли быть избранными), а в ополчении служили в качестве легковооруженных воинов.

Реформы Солона затронули также политическое устройство Афин: на основе древних 4-х фил был создан новый институт власти — «совет четырехсот», рабочий орган народного собрания (экклесии), выполнявший всю предварительную работу для рассмотрения дел на этом форуме.

Вновь созданный орган существовал параллельно с ареопагом, но отличался от него по своему составу: если в ареопаге были представлены только высшие имущественные разряды, то в совет четырехсот могли избираться все, кроме фетов, следовательно, состав его был более демократичным.

Что касается функций этих двух советов, то ареопаг сохранил свое значение, осуществляя общий контроль над государственными делами и являясь верховным судом, а совет четырехсот, помимо предварительной, в перерывах между народными собраниями выполнял так же за последнее и всю текущую работу по управлению городом-государством.

  • Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатри — дов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин, теперь вновь стало играть в ней видную роль.
  • Для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также для обжалования решений и действий должностных лиц был создан судебный орган — гелиэя, который обновлялся раз в год и формировался из представителей всех сословий, в том числе и низшего — фетов.
  • Таким образом, реформы Солона существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин и создали важные предпосылки для развития так называемой рабовладельческой (полисной, античной) демократии, а в ее недрах и предпосылки для формирования основ местного самоуправления.

В то же время становление Афинского демократического государства происходило не гладко.

В ходе перманентно обострявшейся политической борьбы к власти неоднократно приходили тираны, которые, однако, не были похожи на восточных деспотов: они, как правило, не отменяли действующее законодательство, а административные должности при них по — прежнему замещались традиционным для полиса порядком — в результате выборов или по жребию. Кроме того, в период расцвета античной демократии правление тиранов оказывалось, как правило, непродолжительным.

В 509-507 г. до н. э. после крушения тирана Писистрата в Афинах была предпринята еще одна реформа («реформа Клисфена»), практически завершившая процесс формирования демократической государственности.

Новым, что отличало ее от предшествующих преобразований было то, что на смену родоплеменному делению пришло территориальное. Все население распределялось по десяти филам.

Место «совета четырехсот» занял совет пятисот», состоявший из сменявшихся ежегодно представителей всех фил — по 50 от каждой. Фила делилась на 3 тритии, а тритии состояли из демов — около 100 в каждой тритии.

С появлением полноценного государства в Афинах появилось и местное самоуправление. Оно было организовано на уровне демов, низовых территориальных структур, где руководящим органом было ежегодно сменяемое лицо — демарх, который вел учет граждан, регистрацию призывников, решал другие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Пика своего развития афинская демократия достигла в годы правления Перикла, наиболее крупного и яркого исторического деятеля древней Греции. По своему происхождению Перикл принадлежал к самым знатным родам в Афинах.

Его мать была родственницей реформатора Клис — фена, а одним из воспитателей — известный философ Анаксагор. В своей деятельности Перикл проявил себя как осторожный и дальновидный политики, блестящий оратор, разносторонне образованный для своего времени человек.

Он был исключительно популярен в широких кругах граждан и, начиная с 443 г. до н. э., в течение 15 лет ежегодно избирался на должность стратега.

Афинское государство в годы Перикла управлялось народным собранием (экклесией), юридически обладавшим всей полнотой верховной власти. Экклесия никому не передоверяла своих верховных прав и пользовалась ими непосредственно. В античной Греции и, в частности, в Афинах это было возможно, поскольку все граждане могли свободно уместиться на площади своего города.

Для решения государственных дел афинские граждане собирались, примерно, через каждые 10 дней. К наиболее важным из дел принадлежали избрание стратегов и других должностных лиц; объявление войны и заключение мира; решение всех внешнеполитических вопросов, в том числе и заключение договоров о союзе; принятие отчетов у высших должностных лиц; издание различных постановлений.

Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. В число этих органов входили: совет пятисот, гелиэя (суд присяжных), ареопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и еще ряд должностных лиц, в большинстве своем избираемых по жребию.1

Из выборных афинских государственных органов наибольшим политическим весом обладала коллегия десяти стратегов. Это была оплачиваемая должность, поэтому претендовать на нее могли только состоятельные граждане.

В руках стратегов сосредоточивались наиболее важные государственные функции: командование армией и флотом, осуществление внешней политики, распоряжение государственными финансами. Располагая такими обширными полномочиями, стратеги в то же время были подотчетны народному собранию и постоянно им контролировались.

Своеобразное право контроля было предоставлено и каждому афинскому гражданину в виде особого права заявлять жалобу на беззаконие. Он мог обжаловать любое из поступивших в народное собрание предложений или уже принятые постановления и законы.

Если после рассмотрения жалобы в суде присяжных (гелиэе) она признавалась справедливой, обжалованные закон или постановление отменялись, а лица, виновные в их проведении, привлекались к судебной ответственности.

Если же жалоба на противозаконие признавалась несостоятельной, то жалобщик подвергался крупному штрафу.

Таков был в общих чертах установившийся в середине V в. до н. э. в Афинах государственно-политический строй — своеобразно демократический, с элементами общественного самоуправления, оказавший огромное влияние на последующее развитие политической жизни не только в самой Греции, но и во всем мире.

В дальнейшем, после установления в 338 г. до н. э. македонского владычества, греческие полисы утратили государственную независимость, однако сохранили собственную систему управления и самоуправления и довольно широкую автономию.

Во II в. до н. э. римляне разгромили Македонию, и Греция попала в зависимость от Рима. Через 100 лет она была превращена в римскую провинцию, после чего полисная организация власти переросла постепенно в городское самоуправление, просуществовавшее несколько столетий.

Таким образом, греческий полис из догосударственной самоуправляющейся общины превратился сначала в государство, а затем — в городское самоуправление в рамках Римской империи, сохранив при этом большинство существовавших ранее властных органов, функции которых теперь сводились главным образом к решению местных дел и вопросов в городе и его округе.

Источник: http://politics.ellib.org.ua/pages-7520.html

Лекция 1. Античная демократия

Во время правления Перикла сложилась политическая система афинской демократии, главными органами которой выступали народное собрание (экклесия), совет пятисот (буле) и народный суд (гелиэя).

Следует подчеркнуть, что античный мир не признавал такого принципа демократии, как разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Поэтому все главные учреждения афинской демократии, может быть кроме гелиэи, которая выполняла чисто судебные функции, вели и законодательные, и исполнительные, и судебные дела.

  • Кроме того, в отличие от современных представительных демократий, греческая демократия была прямой, то есть все граждане полиса имели право и даже были обязаны непосредственно участвовать в работе народного собрания.
  • Гражданство. В древнегреческих полисах были две разновидности гражданства (политеи):
  • 1) граждане по рождению (геносы) и
  • 2) граждане, получившие гражданство за особые заслуги перед полисом по решению Народного собрания – демопойеты.

Демопойеты не имели полных прав и приобретали их только в третьем поколении. Например, они не могли занимать должности жреца и архонта.

Чтобы стать гражданином по рождению – геносом, надо было быть рожденным в законном браке от отца и матери геносов, далее следовало сразу быть занесенным в список отцовского рода (геноса), а по достижении 18-ти летнего возраста – в список дема. Занесение в список дема и завершало процесс становления геноса, получавшего все права гражданина полиса.

Важнейшими политическими правами афинских граждан были: право посещения экклесии, равное право голоса (исегория) и свобода слова (парресия). К наиболее значимым социально-экономическим правам граждан относились:

  1. — освобождение от постоянных налогов;
  2. — право владеть земельной собственностью;
  3. — право на получение материальной помощи от государства (теорикон).
  4. В главные обязанности граждан входила военная служба с 18 до 60 лет и материальный вклад в развитие полиса, а именно:
  5. — чрезвычайный военный налог (эйсфора);

— налог, собираемый только с состоятельных граждан, для удовлетворения самых разнообразных нужд полиса (литургия): оснащение кораблей, подготовки хора, организации праздничных игр и шествий и т.д.

В отношении граждан запрещалось применять пытки. Насилие, примененное по отношению к какому-либо гражданину, считалось преступлением против всего полиса, а поэтому всячески пресекалось.

Публичное оскорбление афинского гражданина каралось довольно значительным штрафом в 500 драхм. Афинского гражданина нельзя было арестовать без решения суда.

Будучи привлеченным к суду, если не было шансов на оправдательный приговор, гражданин до рассмотрения дела мог покинуть полис.

Гражданская состоятельность после занесения жителя полиса в списки дема в дальнейшем неоднократно проверялась.

Проверка гражданства (докимасия) проводилась каждый раз, когда гражданин избирался на какую-либо государственную должность. Особой проверке – докимасии ораторов — подвергались выступавшие в Народном собрании вожди.

Афинские ораторы, как и все высшие магистраты, например стратеги, должны были иметь только законных детей и собственность только на территории Аттики.

Другой социально-политический статус имели метеки – свободные люди, но не граждане полиса, в котором они проживали. Кроме налогов, которые платили граждане, метеки облагались особым налогом – метекионом, а также налогом за право торговли на рынке. Метеки не пользовались политическими правами и не имели прямой правоспособности.

Чтобы защитить свои права в суде метеки должны были заручиться покровительством гражданина данного полиса, то есть иметь простата, который и представлял интересы данного метека в суде и вообще перед полисом. Метеки обязаны были нести военную службу в пехоте и на флоте; к службе в кавалерии они не допускались. К V в. до н.э.

число метеков в афинском войске достигало 25%.

Самый низший статус имели рабы («говорящие орудия» — Аристотель), которые фактически не пользовались никакими правами. Их социальной функцией было обеспечение всех материальных нужд граждан и создание для них возможности беспрепятственно заниматься общественными делами.

Понятие полисного гражданства было неотделимо от понятия свободы слова (парресии) – важнейшего права гражданина. Свобода слова в Народном собрании не означала вседозволенность или возможность выступать на любую тему. Свобода слова подразумевала ответственность за обещания и обвинения, высказанные публично.

Граждане, нарушившие свои обещания или выдвинувшие клеветнические обвинения, могли подвергнуться осуждению Народным собранием или привлечены к суду по иску какого-либо лица.

За различные проступки (неуважение к родителям, бегство с поля боя, растрата семейного имущества, занятие проституцией) граждане могли быть лишены парресии.

Понятие полисного гражданства, гражданских прав и вообще гражданской политической культуры очень важно для становления демократической политической системы. Такое понятие, например, отсутствовало на Востоке.

Социально-политический статус греческого гражданина в этом смысле был несопоставимым с положением общинника в империях Древнего Востока.

Это явилось одной из самых значительных причин того, почему демократия не зародилась в деспотиях.

Ведущая роль среди политических институтов политической системы Афин принадлежала Народному собранию – Экклесии. Экклесия во времена Перикла была не только высшим законодательным, но и исполнительным и судебным органом.

В народном собрании имели право участвовать только граждане.

Собрания экклесии проходили 4 раза в пританию — месяц древнегреческого календаря. Всего в году было 10 пританий. Итак, ординарные экклесии собирались в Афинах 40 раз в году. Экстраординарные собрания проводились по мере необходимости для решения неотложных дел.

Особый статус имели первые Народные собрания каждой притании.

Именно на таких собраниях заслушивались сообщения о проверке должностных лиц, рассматривались дела о наследствах и конфискациях имущества, обсуждались вопросы обороны и обеспечения продовольствием.

На вторых Народных собраниях каждой притании рассматривались ходатайства и просьбы граждан. Третьи и четвертые были посвящены рассмотрению прочих вопросов и решению текущих проблем.

Участие в Народном собрании трактовалось не только как право, но и как обязанность гражданина полиса, ибо прямая демократия предполагала не только регулярную работу Народного собрания, но и участие в его работе всех граждан.

Тем не менее, проблема политического участия стояла довольно остро. В Афинах, например, экклесию посещало обычно 2-3 тысячи граждан из 15-20 тысяч. Для решения наиболее важных вопросов существовал кворум в 6 тыс. граждан.

Чтобы решить проблему политического участия в IV в. до н.э.

была введена плата за посещение народного собрания (экклесиастикон) в размере одного обола, которая затем была увеличена до трех оболов, а потом доведена до полторы драхмы (прожиточного дневного минимума для семьи из трех человек).

Источник: https://www.nicbar.ru/politology/study/kurs-demokratiya-istoriya-i-sovremennost/325-lektsiya-1-antichnaya-demokratiya

Ссылка на основную публикацию