Афины и спарта v — iv вв. до н.э. афинская демократия и спартанская олигархия — студенческий портал

Афины и Спарта V - IV вв. до н.э. Афинская демократия и Спартанская олигархия - Студенческий портал

Глава XIII. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы

Афинская демократия как политическая система

1. Общие особенности. Понятие афинского гражданства

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением.

Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов.

Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.

Примером рабовладельческой демократии является государственный строй Афин, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э.

Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона.

«Наш государственный строй, — говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими данное общество.

В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину.

Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения.

Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина.

Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия «гражданин». В древневосточных деспотиях такого понятия практически не существовало. В древневосточных монархиях были «подданные», правоспособность которых слабо обеспечивалась законодательством и могла быть в любой момент ущемлена представителями государственной власти.

Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики.

В списки включались юноши и девушки по достижении 18–летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией.

Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян.

Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании, а эфебы в театре, по словам Аристотеля, «показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье.

После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах… По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами».

Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей.

О значимости воспитательной работы говорит не только факт отбора софронистов из числа наиболее уважаемых граждан, но и их высокая оплата: софронисту была положена на содержание I драхма в день, как и члену важнейшего органа афинской демократии — Совета 500.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей.

Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е.

участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

2. Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними.

На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы.

Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором — рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д.

Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

Источник: https://dom-knig.com/read_220525-58

Демократия в Афинах и олигархия в Спарте

Среди  множества  развитых  демократий античного мира самой совершенной  и стабильной  была демократия Афин. Период с середины 5 в. до середины 4 в. до н. э. называется апогеем развития демократии в Афинах. Еще со  времен  реформ  Соломона  началась демократизация политической структуры власти.

Античная община в виде сообщества граждан была базисом афинской политической иерархии. В это сообщество не входило абсолютно все население греческих городов. Большую часть общества все-таки составляли рабы и метеки в совокупности. Несмотря  на  это, вся  полисная система Афин  создавалась  исключительно  для гражданина Афин.

Само появление понятие «гражданин» говорило о небывалом расцвете культуры и мировоззрения греков.

Ведь люди  восточных деспотических государств даже ничего не слышали о таком понятии, для них обыденным словом было «подданный», положение  которого  было хуже, а права зачастую ущемлялись самим государством.

А гражданин Греции — это, прежде всего, индивидуальная  личность, имеющая все необходимые,  причем неотъемлемые  права, являющиеся базисом  его жизни. Народное собрание, Совет Ареопага и Совет «пятисот»  совместно осуществляло управление в Афинах.

Оно  состояло  исключительно  из граждан и имело всю полноту власти. Именно эта структура подписывала государственные законы, объявляла войну или заключала мир, вела переговоры с другими странами.

Народный Совет также выбирал магистратов Афин, которые являлись должностными лицами, ежегодно обсуждал отчеты, осуществлял продовольственную политику города, надзирал за законностью арендных сделок в отношении имущества, земли и рудничных месторождений  государства, составлял самые важные завещания. Помимо этого, магистраты следили за нравственным воспитанием подростков и их подготовкой к приобретению всех прав гражданина. Также собранием утверждался бюджет государства, решался вопрос о становлении иностранца гражданином Афин. В общем, народное  собрание имело функции как законодательного органа, так и надзирающего в управленческой сфере.

Кроме народного собрания, существовали такие властные структуры, как  Совет «пятисот» и Совет Ареопага.

В компетенцию Совета «пятисот» входил круг вопросов, касавшихся организации деятельности народного собрания и исполнения ими своих функций. Также это обсуждение и принятие решений по финансовым вопросам, проблеме обеспечения населения продуктами и военным инвентарем, борьба с коррупцией.

Строительство флота и гражданских объектов тоже входило в его поле зрения. Ввиду многообразия вопросов и проблем Совет «пятисот» заседал ежедневно.  В эту структуру власти могли попасть граждане любого разряда. Ежегодно Совет избирался заново, то  есть  все  члены имели право быть в составе этого  Совета  один год.

Повторно  переизбраться  можно  было  только  через  определенный  срок.

В  составе  же  Ареопага  были  только  аристократы. В период 5 и 4 столетий до н.э. он был судебной инстанцией, разбиравшей особо тяжкие дела, например, убийство, поджог, нарушение религиозных норм.

Кроме этого, Ареопаг  контролировал духовное состояние общества, его  нравов и обычаев.    Спартанское  общество  было  совсем  другим.

Безусловно, гражданские права были превыше всего, но в отличие от афинского демократического характера  государственного строя, у спартанцев  существовала  олигархия.

Спартанское народное собрание, или Апелла,  уже имело меньшую власть. Самое  главное  отличие  состояло  в том, что  оно не могло обсуждать проект закона. Апелла нерегулярно проводила заседания, происходило это по воле высших руководителей. Судебный надзор, контроль за магистратами, бюджетный вопрос – все это не входило в компетенцию Апеллы. 

Спартанский строй отличался и независимостью друг от друга органов власти. К примеру, коллегия Эфоров и Совет геронтов не обязаны были подчиняться народному собранию, но при этом в их состав входила олигархическая верхушка. 

Можно сделать вывод, что система государственности и все структуры власти  и  экономики  Афин и Спарты были отличными друг от друга. Именно  по  этой причине  результатом конфликта двух разных политических и экономических  систем стали  знаменитые  Пелопонесские войны. 

Источник: https://www.ilovegreece.ru/about-greece/heritage/history/democracy-in-athens-and-the-oligarchy-in-sparta

Афинская демократия и олигархия в Спарте

   На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией.

Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта и каждый из них развивался особым путем. Под знаком  антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции.

Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

   Общим у этих двух государств было существовании так называемой демократии для избранных, так как в этих государствах демократия существовала при наличии рабовладельческой формы общественного устройства.

Вместе с тем существовали определенные различия.

Читайте также:  Блаженный Августин - становление философской системы и краткое описание жизненного пути

Спартанскую демократию, говоря современным языком, можно назвать аристократической демократией, правлением верхушки общества, тогда   как   в    Афинах   сложилась   форма   правления    наиболее    близкая к современным демократическим государствам.

   История Афин в архаическую эпоху – это история становления демократического полиса. Афины были главным городом Аттики. Население постепенно объединялось вокруг Афин.

Эта область была богата полезными ископаемыми, но земледелием можно было заниматься  лишь в небольших и немногочисленных долинах. Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение.

Афиняне активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

   Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития. Этот процесс завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса, афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом.

   Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона. Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э.

, когда Клисфен усовершенствовал законы Солона: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления. Кроме граждан, в афинском обществе были метеки, многочисленные рабы.

Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права.

Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

   Народное собрание стало верховным органом власти и получило широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами. Большую роль в системе государственных органов имел Совет 500 и Совет Ареопага.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур: коллегии архонтов и стратегов. Одним их важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея.

В Афинах, как и в любом другом демократическом полисе, опасались чрезмерного усиления власти отдельного магистрата.

Соответственно подчеркивалась основополагающая роль таких принципов организации управления в Афинах, как коллегиальность, выборность (в большинстве случаев путем жеребьевки), подотчетность Совету и Народному собранию, кратковременность нахождения в должности (обычно, как правило, в течение года).

   Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.

   Древнегреческая, в частности афинская, демократия представляла собой выдающееся явление в истории человечества.

   Спарта располагалась на юге Пелопоннесского полуострова. Жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседскими общинами. Спартанцы захватывали их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов.

Сами спартанцы были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом.

В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться товарно-денежные отношения.

   В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. В полисе не допускалась частная собственность на землю. В полисе господствовал принцип уравнительности, что было гордостью спартанцев, называвших себя «общиной равных».

   Существовали три основных класса-сословия  спартанского общества: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. Каждый спартиат имел земельный надел (клер), с прикрепленными к нему рабами — илотами. Формально спартиаты были равны: они носили одинаковою одежду, вооружение.

Для поддержания единства организовывались общественные трапезы — сисситии. Также поддержанию единства способствовали правила против роскоши и правила, запрещающие торговлю. Однако эти ограничения не могли предотвратить имущественной дифференциации, подрывающей единство и «равенство» спартиатов.

Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы.

Источник: https://students-library.com/library/read/38436-afinskaa-demokratia-i-oligarhia-v-sparte

Афины и Спарта. Особенности и различия

Два крупнейших древнегреческих полиса Афины и Спарта, при сравнении которых, можно увидеть огромное число политических и культурных различий. Во многом это связано с особенностями зарождения этих городов-государств.

Почти всю историю Афинского полиса можно охарактеризовать, как борьбу народа (демоса) с родовой аристократией (эвпатридами). В которой, в конечном счёте, побеждает демос, сформировав особый политический строй, получивший название — «демократия».

Процесс демократизации Афин происходил постепенно, в основном благодаря реформаторам, которые представляли интересы народа. Одним из них был обедневший аристократ Солон, которому Афины обязаны ряду проведенных им реформ.

В первую очередь, закону о «стряхивании бремени», который освобождал обедневших граждан от долговых обязательств. Так же он предполагал запрет долгового рабства, а все граждане, проданные в качестве рабов на чужбину, были выкуплены за счёт государства, и возращены на родину.

Ещё одной важной реформой, стал закон о сословном делении, который предполагал разделения по принципу получаемого ежегодно дохода, а не общего количества имущества, как это было раньше. Такое деление стало хорошим стимулом к развитию экономики полиса, так как поощряло приумножения доходов.

Помимо всего прочего, Солон ввёл дополнительные властные структуры, а так же нормировал и увеличил частоту народных собраний. В конечном счёте, Салону удалось заложить основы демократии, которые в полной мере обретут свой вид при последующих реформаторах.

Древние Афины

Совсем другая ситуация была в Спарте. Там основополагающим политическим строем стала олигархия. Что бы понять причины установления именно того строя, нужно обратиться к истории зарождения Спартанского полиса.

Около XII-XI вв. до н.э. дорийские племена пришли в область Пелопоннеса. В X веке до н.э., в результате объединения пяти деревень, на этой территории образуется спартанский полис. Благодаря Мессенским войнам XIII-XII вв. до н.э.

, спартанцы захватывают территории Мессены, а местных жителей превращают в зависимый класс — илотов. Каждый полноправный спартанец принадлежал к «общине равных» и имел власть над частью земель Миссены и проживающими на ней илотами.

Считалось, что истинный гражданин Спарты, не должен заниматься земледелием, торговлей или другими ремеслами, не считая военного.

По сему, экономика Спарты была на достаточно низком уровне, на столько низком, что золотые и серебреные деньги почти вышли из оборота, а на их место пришли железные прутья, которые в большинстве полисов Греции считалась давно устаревшими.

Спартанцы

Подводя итог можно сказать, что Спарта представляла собой скорее военный лагерь, нежели город-государство, что во многом сказалось на нраве и культуре его обитателей.

Паразитический образ жизни спартанцев не предполагал внутреннего развития, а был направлен лишь на терроризирования подвластных им илотов и обогащения за счёт военных походов. Другое дело Афины, где каждый гражданин мог быть не только воином, но и заниматься хозяйством.

Помимо всего этого, за счёт последовательных и правильных реформ, экономическая, политическая и культурная жизнь Афинян, достигла небывалого расцвета, в сравнении с другими Греческими полисами.

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5bb69890049c1c00aa163567/afiny-i-sparta-osobennosti-i-razlichiia-5dbecc555d6c4b00acca489a?from=feed&rid=925402892.651.1574940311593.19432&integration=site_desktop&place=layout

Глава XIII. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы

Глава XIII. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы

Следующая глава

21. Партийно-политические системы
Общее понятие «политическая система» наполняется конкретным содержанием вследствие влияния множества факторов. На формирование конкретного облика политической системы влияли различные условия.Многое зависит от особенностей

XIII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОМИССАРЫ НАД ПРАВЫМИ
После осуждения платформы «правой оппозиции» в Политбюро Сталин сделал и соответствующие организационные выводы: взял всех трех лидеров под строгий контроль своих «политкомиссаров», которые должны были обеспечить проведение

Социальные и политические предпосылки возвышения папства в XII—XIII вв.
В XII—XIII вв. происходит дальнейшее усиление влияния католической церкви и папства. Этот процесс был связан с тем, что в это время большинство стран Западной Европы переживало состояние феодальной

Афинская демократия как политическая система 1. Общие особенности. Понятие афинского гражданства
По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим

Глава 1
Спартанская гегемония (404–386) 1. Политические проблемы периода
Одержав в двух войнах победу, Спарта крепко держала инициативу в своих руках. Теоретически она могла обратиться к политике бездействия и изоляционизма, на которую в прошлом ее уже обрекала афинская

ГЛАВА 14
Афинская демократия при Перикле РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ В V В. ДО Н.Э.
Политическое устройство любого государства в значительной мере зависит от положения и роли в обществе основных социальных групп. Это в полной мере относится и к афинскому полису. Афинская

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В IV В. ДО Н. Э.
Исследуя процесс кризиса классического полиса, не следует все происходившее в Греции в это время видеть только в мрачном свете. В IV в. до н. э., бесспорно, имели место и позитивные явления, одним из которых было совершенствование системы

Глава 5
Аристократическая олигархия в Лу
Должности командующего армией и премьера (важнейшие функции цина) постепенно стали передающимися по наследству среди представителей «Трех Хуань», или Трех семей (Мэнсунь, Шусунь и Цзисунь), происходивших от Хуань-гуна – правителя

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Разоренные персами Афины и их окрестности начали после греко-персидских войн довольно быстро восстанавливать и приумножать свое благосостояние. Правда, улицы были узкими и извилистыми, грязными и немощеными, дома почти все маленькие и скромные, зато

Глава IV
Спартанская илотия

Глава V
Спартанская гражданская община

ГЛАВА XIII. Демократия
Поколение, выросшее под впечатлением Персидских войн, всю жизнь лелеяло в душе идеал свободы. Заменивши в области мысли прежнюю веру в авторитет свободным ис­следованием, стараясь всюду провести разумное право вме­сто так называемого исторического

Глава V
Русские денежно-весовые системы второй половины X – первой половины XIII

XIII. Политические события в Финляндии в июне 1941 г.
1. Заключительная фаза внешнеполитических переговоров с Германией в июне 1941 г.Как следует из вышеизложенного, начавшиеся 17 мая 1941 г. переговоры о границе, к которым Финляндия 30 мая присовокупила вопрос о гарантиях на

Глава четвертая
««РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ» = РЕАКЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ»222
После свержения самодержавия к политике потянулось громадное количество обывателей, миллионы мелких хозяйчиков, стоявших между буржуазией и пролетариатом. В партию эсеров устремилась

Глава 12
Скрытые пружины хрущёвских «разоблачений»
Почему Хрущёв выступил с критикой Сталина?• Был ли Хрущёв заговорщиком?• Александр Щербаков • Влияние на советское общество • Политические последствия • Нерешённые проблемы советской социалистической

Источник: https://history.wikireading.ru/92684

Афины и Спарта

Афины

Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели.

Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах).

Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ — примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан.

Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными.

На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Читайте также:  Бюджетирование как инструмент управления - что это такое и описание процесса

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э.

, когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Источник: http://www.ug.ru/archive/7029

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: "Афинская демократия и спартанские нравы" | Социальная сеть работников образования

        Все необходимые факты мы будем заносить в таблицу, в соответствующую колонку.

Работа с картой (Приложение 2)

  1. —        Что изображено на карте?
  2. Расскажите, что вы знаете о Греции (географическое положение, природные условия).
  3. А что вы знаете о греческих городах? Были ли они такими же городами, как современные наши города?
  4. В какой части Греции находились Афины?
  5. В какой части Греции находилась Спарта?

Рассказ учителя

В Древней Греции шел  прогресс в развитии техники, определившийся в начале архаической эпохи. В связи с широким распространением железа ремесленное производство постепенно выходило на уровень серийного. Деньги, появившиеся в это время, стимулировали торговлю и ускоряли развитие греческого ремесла.

Это, в свою очередь, усиливало деградацию мелких и средних крестьянских хозяйств, увеличивало угрозу долгового рабства. При резком росте численности населения Греции в начале архаического времени очевиден процесс ужесточения борьбы за землю.

Крестьянские участки, с одной стороны, дробятся, а с другой — концентрируются в руках представителей прежней родовой знати. В результате этого зреет и набирает силу аграрный кризис. Именно он стал одной из причин, нарушавших стабильное состояние общества и стимулировавших появление тиранических режимов.

В новых условиях прогрессивного развития техники ремесленная деятельность оказывалась более независимой как с экономической, так и с социальной точки зрения. Постепенно ремесло приобретало тенденцию объединения с торговлей.

В недрах прежнего общества появилась прослойка знати, которая связывала свою хозяйственную деятельность исключительно с торговыми операциями. Именно представители этой знати в ремесле, которое они начинают контролировать, используют труд рабов.

Рабский труд — это новая форма богатства, приобретавшая со временем все большую и большую роль. Так как растущее ремесленное производство требовало все большего числа рабов, на фоне аграрного кризиса, приводившего к обезземеливанию и разорению значительной части крестьянства, угроза долгового рабства сородичей усиливалась.

Из выше сказанного запишите кратко в таблице основные занятия афинян.

  • Давайте узнаем, как была организована хозяйственная деятельность спартанцев и связано ли это было с природными условиями территории.
  • Прочитайте первое предложение из второго пункта на с. 148. На что указывают данные факты?

—        Что сказано в тексте о ремесле и торговле?

—        Запишите кратко в таблице, чемзанимались спартанцы.

—        Сравните хозяйственную деятельность Афин и Спарты. Какой можем сделать вывод?

2.        Общественное деление.

Афины: Рассказ учителя

Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью.

Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме — как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой.

Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению.

Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители — метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные — легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов).

Народное собрание — наиболее демократический орган управления — было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством.

В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины).

В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

С установлением рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства.

Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса.

Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5в. до н.э.) приходится на начало 4в. до н.э.

— По каким признакам делилось общество Афин?

Рассказ учителя. Социальные классы в спартанском обществе формировались в ходе территориальных захватов. Завоёванное население становилось рабами — илотами или же, сохраняя личную свободу, облагалось налогом и другими повинностями, становясь периэками. В Спарте, тем временем, формировалась «община равных».

Илоты были, скорее всего додорийским населением, которое в результате завоевания утратило основное средство производства — землю ставшую собственностью спартиатов. На этом основывалось порабощение.

Вся земля после завоевания Мессении была разделена на примерно равные наделы и каждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельный  участок — «клер» — размером около 25 — 30 га. «…

он [Ликург] разделил Лаконику между периэками, или, иначе говоря жители окрестных мест, на 30 000 участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте — на 9 000 участков, по числу семей спартиатов. Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцать на женщину и соразмерное количество жидких продуктов».

 До периода разложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры только наследовались, продавать или дарить их запрещалось.

Существование стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом полноправных граждан и числом наделов, способствовало оформлению «общины равных», существование которой стало одной из характерных отличительных черт спартанского государства. Изменение такой системы землепользования (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов) привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, что послужило выделению деклассированного элемента и разложению спартанского строя.

  • К участку прикреплялись илоты, местные жители – непосредственные сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести хозяйство на клере. Так как спартиатам длительное
  • пребывание на участке было запрещено — они находились постоянно в состоянии боевой готовности в Спарте — илоты продолжали вести своё хозяйство,
  • отдавая определенную часть продукции — апофору — государству, не считались
  • частной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственной

эксплуатации. Сначала размер подати составлял половину урожая. После второй Мессенской войны была установлена определенная норма. Ежегодная подать в виде масла, вина, плодов и сыра указывает, что часть клера была занята культурами, которые требовались государству.

Кроме того, илоты выпасали скот и иногда участвовали в военных действиях: охраняли провиант, строили лагеря, выносили мертвых и раненых с поля боя. В бою их выставляли в качестве заслона впереди войска, подставляя по первый удар врага.

Только государство обладало властью над жизнью и смертью илотов.

  1. Право собственности на землю и население было основано на завоевании.
  2. В целях подавления сопротивления илотов организовывались криптии — дни, в которые самые сильные из илотов умерщвлялись спаритатами. «Днем они [спартанская молодежь] отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью,
  3. покинув свои убежища, умерщвляли илотов, каких захватывали по дорогам.
  4. Нередко они обходили поля, убивая самых крепких и сильных илотов.» Цель

таких тайных убийств — подавление возможного сопротивления илотов. Ежегодно каждому из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, даже если он не совершил ни какой провинности. Более того, когда они переходили норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывали смертью и на их хозяев налагали штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов.

  • Спарта: граждане-воины, илоты.
  • —        Какой можем сделать вывод при сравнении?

3.        Управление.

https://www.youtube.com/watch?v=Tk5TGr1OH38

Для того чтобы подвести учеников к понятию «демократия», необходимо обсудить законы Солона, которые заложили основы демократического управления в Афинах.

—        Итак, из предварительного чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами.

—        Кто стал единоличным правителем  в 594 г. до н.э.- представитель демоса или аристократии?

  1. —        Как аристократ он должен был провести законы, выгодные аристократии.
  2. —        Что же известно о его законах?
  3. —        Почему первое, что сделал Солон, — приказал убрать с полей земледельцев долговые камни?
  • Как это могло повлиять на могущество Афинского государства?
  • Почему Солон приказал отпустить на волю должников и выкупить тех, кто был продан на чужбину?
  • Можем ли мы сказать, что Солон был патриотом своей страны?
  • Итак, Солон сыграл в конфликте аристократов и демоса роль третейского судьи, не заняв ни одну из крайних позиций. Это был первый опыт компромисса в управлении государством. Как вы понимаете смысл этого слова?

—        Можем ли мы сказать, что деление граждан по уровню дохода носило тоже компромиссный характер?

  • Что нового внес Солон в формирование армии?
  • Почему граждане несли военные обязанности в соответствии со своими — сходами?

—        Считаете ли вы это справедливым? Были ли все представители демоса бедняками?

—        Как вы думаете, почему Солон принял законы, выгодные демосу?

После выводов, сделанных учениками, можно сказать, что в реформах Солона речь не шла о наказании богатых, об отмене рабства вообще. Речь шла о равных правах и обязанностях для всех граждан.

Знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством, а в нем начали участвовать все граждане полиса. Вновь собирается народное собрание, более справедливым становится суд.

В Афинах появилась демократия, то есть власть народа.

—        По словарю прочитайте, что такое демократия.    Выделите    ключевые признаки этого понятия.

Используя текст на с. 148, докажите, что в Афинах была установлена демократия.

— Запишите кратко в таблице способ управления в Афинах.

  • Сравните с изначальной системой власти в полисе (с.137). Чем отличается афинская демократия?

Рассказ учителя

  • Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах?
  • В Афинах была демократия. Можно ли назвать Спарту демократическим государством?

—        Найдите в тексте (с. 149) доказательства того, что Спарту нельзя было назвать демократическим государством.

— Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов.

—        Обозначьте одним словом такой способ управления государством, в котором власть принадлежала аристократам.

  • Проверьте себя по словарю.
  • Запишите в таблице кратко способ управления в Спарте.

— Сравните способы управления государством в Афинах и Спарте. Какой можем сделать вывод?

—        Спарта, как известно, не имела крепостных стен. Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были ее граждане.

—        Используя текст (с. 149), составьте список личных качеств, которые воспитывались   у   спартанских   детей.Можно ли сказать, что все эти качества являлись положительными?

Читайте также:  Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг - студенческий портал

—        Какие порядки древней Спарты тебе, человеку XXI века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?

—        Сравните порядки Афин и Спарты.В каком городе и почему хотели бы жить вы и почему?

4. Культура.

  • Что было свойственно афинянам в культуре?

Обозначьте, одним словом особенности культурного развития афинян.

— Что ценили спартанцы?Запишите в таблице одним словом.

—        Сравните особенности культурного развития афинян и спартанцев. Какой можно сделать вывод?

  • Таким образом, на данном этапе урока у учителя на доске и в тетради у учеников появляется следующая «таблица.
  • Раздаются рабочие листы.
  • (Приложение 1)
  • По карте в Приложении 2 уточняют, что Афины находились в Аттике.

В Афинах лучше было развито гончарное ремесло, так как почва была богата глиной. Наличие морской бухты свидетельствует о развитии мореплавания и кораблестроения. Тот факт, что афиняне возили за море продавать вино и масло, говорит о наличии земледелия и развитии морской торговли.

Краткими ключевыми фразами заносят необходимые факты в таблицу.

— Наличие реки Эврот и пахотных земель говорит о развитии земледелия.

  • Мореплавание будет развито хуже, так как от моря спартанцев отделяют высокие горы.
  • Ремесло и торговля были позорным занятием.

Ключевыми фразами записывают в таблице необходимые факты.

— В Афинах и Спарте по-разному была организована хозяйственная деятельность.

Работают с текстом параграфа. Заполняют таблицу.

Делают вывод, что общественное устройство у афинян и спартанцев тоже было разное.

— Солон, аристократ.

Работают с текстом (с. 147—148) во фронтальном диалоге.

  1. — Это было необходимо для того, чтобы прекратить борьбу аристократов и демоса.
  2. Работают со словарем.
  3. Работают с текстом учебника.
  4. — Бедняки могли выбирать правителей, свободно обсуждать их действия  и избирать судей.
  5. —        Законы принимались всеми гражданами.

—        Свобода выбора, свобода слова.Записывают в таблице — «демократия».

Сравнивая схемы, находят отличия.

Работают с текстом учебника нас. 149.

— Совет старейшин, принимавший все решения и законы, состоял только  из представителей аристократических родов. Народное собрание собиралось редко, только для того, чтобы избрать Совет старейшин.

  • По словарю определяют признаки аристократии.
  • Записывают в таблице — «аристократия».
  • Делают вывод, что способы управления разные.
  • Аргументировано высказывают свое оценочное мнение.
  • — Умение правильно, красиво про износить свои речи.
  • Записывают в тетрадь — «ораторы».
  • — Краткие и точные высказывания.
  • Записывают в таблице — «лаконизм».
  • — Разное.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/04/21/afinskaya-demokratiya-i-spartanskie-nravy

Афины против Спарты — жестокая война за Грецию

Древние греки очень ценили суверенитет своих городов-государств. Несколько столетий даже экономические союзы в Элладе были редкостью. Объединиться греков мог заставить только очень сильный общий враг. Таким врагом в середине V в. до н.э. стала Персия, на борьбу с которой вышли практически все полисы.

После победы над восточными захватчиками в Элладе появились две силы: Спарта и Афины. Столица Аттики была торговой морской державой с развитой демократией. Аграрная Спарта же считалась олигархией с военизированным устройством.

Оба города были значительно могущественнее прочих. Афины были лидером Делосского морского союза, Спарта считалась старшей в Пелопонесском союзе.

Политика афинян и спартанцев в отношении своих союзников различалась. Контроль над судопроизводством, наместники, военные гарнизоны, налоговое бремя и карательные экспедиции – все это предложили своим партнерам Афины. Спарта, напротив, долгое время была скорее первой среди равных и не пыталась доминировать над своими союзниками.

Война между Делосским и Пелопонесским союзами начался в 431 г. до н.э., спустя почти полвека после совместной победы над Персией.

Поводом для конфликта послужила агрессивная внешняя политика Афин. Спартанцы долгое время закрывали глаза на расширение афинского влияния на севере и востоке, что, кстати, позволило Делосскому союзу получить контроль над всем побережьем Эгейского моря. Однако продвижение Афин на запад наносило ущерб жизненно важным интересам городов Пелопонесского союза.

Кроме того, Афины приняли к себе спартанских мятежников, бежавших из Лаконики на север. Также нередки были случаи нападений на колонии Коринфа, который был спартанским союзником.

Ясно, что война в таких условиях была неизбежна. Первой удар нанесла Спарта, вторгнувшись в Аттику и разорив афинские пригороды. Афины поначалу избрали оборонительную стратегию, но после смерти своего военачальника Перикла решили перейти в наступление.

Осознавая экономическую мощь Делосского союза, спартанцы обратились за помощью к персам, которые предоставили им деньги и флот. Афины же начали испытывать трудности со своими союзниками. Угнетенные города использовали каждую осечку афинских полководцев в своей борьбе за свободу.

Конфликт продолжался 27 лет. За это время было разорено множество городов и регионов. Греки еще никогда так жестоко не воевали друг с другом. В 404 г. до н.э. Афины пали. Спарта одержала победу и установила свою власть над Грецией.

Впрочем, довольно быстро власть победителей опротивела другим полисам. Спартанцы не отличались дипломатичностью и опирались в основном на свою военную мощь. Вскоре против спартанцев выступили несколько городов, в том числе и Афины.

Едва закончилась первая война, которая сейчас известна как Пелопонесская, как началась следующая, а за ней и еще одна. Целый век греки воевали друг с другом. Рядовой конфликт бывших союзников превратился в серию затяжных и кровопролитных войн, охвативших всю Грецию и ввергнувших ее в пучину разорения и нищеты.

Ни одна из воевавших сторон больше не достигла довоенного уровня развития. На короткое время возвышался то один город, то другой. В конце концов, Афины оказались разорены и никогда больше не смогли достичь могущества, которым обладали до войны, а территория контролировавшей всю Грецию Спарты в итоге сжалась до крошечной Лаконики.

Столетие гражданских войн не могло пройти бесследно. Последним великим греческим полисом были Фивы. Именно фиванскую армию разгромил пришедший с севера Филипп Македонский.

В 338 г. до н.э. закончилась эпоха Классической Древней Греции. Эллада оказалась под властью македонских царей. Греки сохранили свое культурное наследие и даже распространили его на множество земель, но о свободе им пришлось забыть на очень долгий срок.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b40cddeb4931400a8309876

Политический строй государства Спарта

Царская власть спарта пелопоннес государство эфорат.

В период завоевания дорийцы представляли собой военноплеменные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя.

Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в “музее исторических окаменелостей”, по выражению К.М. Колобовой.

  • Государственными институтами Спарты являлись:
  • апелла собрание граждан полиса.
  • герусия совет старейшин.
  • эфорат коллегия 5ти выборных лиц.
  • два архагета царя.

В Спарте классического периода (VII V вв до н.э.) сложилась своеобразная система управления государством.

Архит Тарентский в сочинении “О законе и справедливости” считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии. Андреев Ю.В. Спартанские “всадники” // ВДИ.

Монархический элемент царская власть. Ведущей роли в управлении государством она не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военной демократии являлись “верховными главнокомандующими” армией и исполняли жреческие функции: “…в походе царь не имеет других обязанностей, кроме обязанностей жреца и военачальника…” Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова

Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.

“Особые же почести и права спартиаты предоставляли своим царям вот какие: обе жреческие должности Зевса Лакедемонского и Зевса Урания (бога неба) и даже право вести войну с любой страной. Ни один спартиат не смеет им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию.

Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную часть мяса. Таковы были особые преимущества царей во время войны.(VI, 58) Плутарх.

Сравнительный жизнеописания: В 3х т.

В мирное время царям полагались особые преимущества. Во время жертвоприношений от имени царь восседал на 1ом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощения и в двойном количестве.

При возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. В 1ый и 7ой дни начала месяца община доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места.

Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вместе с царями на общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому.

А когда они приходят [на пир], то им подают все кушанья в 2ном количестве. Такой же почет оказывают им и частный гражданин, приглашая к обеду.

Посмертные же почести царей вот какие. О кончине царя всадники сообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в котлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2е свободных людей мужчина и женщина должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому приказу, ожидало суровая кара…

Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков.

Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами собирались [на погребение] они яростно били себя в лоб, поднимали громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей.

Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали изображение покойного на устланное [цветами] ложе, выносили [для погребения]. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни все лакедемоняне в трауре.

После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает спартиатам все долги царю или обещания. (VI, 5160) Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3х т.

Ксенофонт в “Лакедемонской политии” описывает примерно такие же взаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторые подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. “При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях.

Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь от своего имени… клянется править, сообразуясь с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте…

Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно.

Что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев.” Хрестоматия по истории Древней Греции / По ред. Каллистова.

В обязанности только царей входили решения по некоторым вопросам.

“Только одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о выборе мужа для дочеринаследницы и общинных дорогах (охрана безопасности)…

если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов… каждый имел 2 голоса”. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3х т.

Источник: https://studwood.ru/1198151/pravo/politicheskiy_stroy_gosudarstva_sparta

Ссылка на основную публикацию