Определение 1
Федерализм представляет собой такую форму правления, при которой суверенная власть конституционно разделена между правительством страны и полуавтономными, определенными географически уровнями правления.
Данное слово происходит из латыни и дословно означает «связан договором». Первое (подтвержденное документально) применение данного термина в английском языке относится еще к XVII столетию.
Это было время, когда пуритане говорили о так называемой «федеральной теологии», в контексте существования «соглашения» между Богом и переселенцами. К концу XVII — началу XVIII вв. данное слово обрело некоторый дополнительный смысл и уже использовалось для обозначения договоренностей между штатами.
Так, например, к 1721 г. термин «федерация» уже использовался в значении «союз», «объединенная лига» и т. д.
Юридические основы федерализма:
- закон федерации обладает более высоким приоритетом, нежели закон субъекта федерации
- выполнение законов обеспечивается исполнительной властью
- закон федерации является обязательным к исполнению для каждого из субъектов федерации и для каждого отдельно взятого гражданина, проживающего на территории страны
- для федерального закона не нужна ратификация парламентом субъекта федерации
- распределение юрисдикций между федерацией и субъектами федерации (которое закреплено в конституции)
- институты субъектов федерации, а также федеральные институты являются демократическими
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Главный вопрос федерализма
Основная проблема любой федерации состоит в нахождении и сохранении необходимого равновесия между обязанностями и полномочиями центральной власти и органами власти субъектов федерации.
Очень часто в федеративных системах политические силы противостоят друг другу за ту или иную степень централизации или децентрализации.
Другими словами, федерации необходим разумный компромисс между участниками данной борьбы (федерация довольно часто может характеризоваться нестабильностью или и вовсе, впоследствии развалиться).
Основные черты американского федерализма
Соединенные Штаты Америки – это, пожалуй, единственная сверхдержава, наиболее развитая страна мира. США является президентской республикой, у которой федеративная форма государственного устройства.
Конституция Соединенных Штатов Америки была принята 17.09.1787 года. Другими важными конституционными документами являются Декларация независимости (1776 г.), а также поправки к конституции, обозначаемые римскими цифрами.
Принятие конституции США оказало мощное влияние на конституции очень многих стран.
Так, в данном, весьма прогрессивном для своего времени документе было закреплено образование суверенного федеративного государства, провозглашен принцип народного суверенитета, определены демократические принципы организации государственности, а также установлен высший приоритет федерального права (по отношению к праву штатов).
В Соединенных Штатах Америки имеет место двухпартийная система. Главные партии – Республиканская и Демократическая.
Высшим законодательным органом государственной власти является Конгресс, состоящий из двух палат (сенат и палата представителей).
Административно Соединенные Штаты Америки подразделяются на пятьдесят штатов, а также округ Колумбия (Columbia County).
В подчинении США находятся также некоторые островные территории (наиболее крупные из которых – Пуэрто-Рико и Виргинские острова и т.д.).
У каждого из штатов есть своя конституция, а также законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Каждый из штатов делится на округа.
Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/amerikanskiy_federalizm/
Американский федерализм (2)
Американский федерализм
ВВЕДЕНИЕ
Одной отличительной, вполне очевидной особенностью американской правовой системы является тот факт, что она организована на федеральной основе.
Федеральная система — это такая форма организации правительственной и правовой систем, при которой центральное общенациональное правительство распределяет власть между штатами, областями или отдельными землями, каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах. В мире существует некоторое количество стран, организованных на федеральной основе.
В качестве наиболее типичного примера можно привести северного соседа США — Канаду. Австралию также можно отнести к федеральной республике. То же будет верно и для Швейцарии. Многие другие страны являются федеративными только на бумаге, формально: Советский Союз тоже являлся федерацией, состоящей из отдельных республик. Теоретически каждая советская республика даже имела право на отделение.
В действительности же заказывала музыку Москва, и республики практически ничего не решали в своей судьбе, в политике и даже в организации своих судов. На другом полюсе находятся такие свободные содружества, как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В этом случае права центрального правительства весьма ограничены, а отдельные страны (Франция, Италия.
Германия и все остальные) имеют практически не ограниченный контроль над своим законодательством и политикой. Но с течением времени ситуация может измениться; и действительно, центральное правительство ЕЭС уже стало обладать гораздо большими полномочиями, чем многие люди когда-либо могли предположить.
Соединенные Штаты являются одним из наиболее ярких примеров стран с реальной федеративной структурой.
Общенациональное правительство заседает в Вашингтоне, но правительства пятидесяти штатов, составляющих федерацию, отнюдь не являются его тенью.
Каждый штат имеет свое правительство, ответственное за свое население и территорию. Внутри своих сфер они являются вполне суверенными — то есть имеют возможность осуществлять полный контроль.
Во многом штаты повторяют структуру федерального управления. Все они имеют свои собственные конституции. Они имеют и законодательные собрания (хотя их и не называют Конгрессом), и главу исполнительной власти (хотя он и именуется губернатором, а не президентом).
Каждый штат имеет также и свою собственную судебную систему. Каждый имеет кабинет министров, персонал чиновников и массу административных учреждений. Конечно, суверенитет штатов имеет и свои, четко очерченные границы.
Общенациональное (федеральное) правительство более могущественно, на него работает гораздо большее количество людей, оно получает в свой бюджет большие суммы в виде налогов и большее количество этих денег тратит.
Только Вашингтон обладает правом посылать и принимать послов, чеканить деньги, только ему принадлежат ракеты и авианосцы, только он может заставить экономику «звучать нефальшиво».
С другой стороны, федеральное правительство не имеет права на арест за превышение скорости движения, не дает разводов, не заверяет завещаний; оно не принимает местные законы; оно не может лишить права выкупа закладных и не привлекает к судебной ответственности за ограбление бензоколонки. Оно не выполняет большую часть обычной, повседневной работы права.
Федерализм в США на нынешней ступени своей эволюции является достаточно сложной и интересной системой. Он представляет собой хороший пример взаимодействия между структурой и нашей правовой культурой.
2. ФЕДЕРАЛИЗМ: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
Основные моменты истории американской Конституции хорошо известны. После Гражданской войны бывшие колонии стали независимыми государствами. Согласно статьям Конфедерации, они учредили центральное правительство.
Это правительство было весьма слабым, ведь реальная власть оставалась в штатах.
У большинства людей возникло ощущение, что эксперимент не удался; появилась боязнь анархии, то есть того, что по любым пустякам между отдельными, никем не управляемыми штатами могут возникнуть весьма серьезные конфликты, не сдерживаемые сильной рукой центра.
Американский народ решил попробовать еще раз. Был созван Конвент и разработан новый план — Конституция 1787 года. Она передавала уже гораздо больше власти в руки центрального правительства. Очевидно, что разработчики имели в виду передать реальную власть центру, не умаляя властного суверенитета штатов.
Они предлагали четко разграничить властные полномочия обоих уровней управления путем однозначного определения того, что могло делать общенациональное правительство, а что оставалось на долю штатов. Некоторые властные полномочия, конечно, должны были быть поделены.
Но, несмотря на все приложенные усилия, часть демаркационных линий так и осталась весьма неопределенной.
Центр обладал властью решать вопросы о войне и мире, о внешней политике: имел возможность собирать налоги, управлять почтовой службой и чеканить деньги. Он также обладал и некоторой законодательной властью — правом выпускать «единообразные» законы по натурализации и «единообразные» законы по поводу банкротства, а также властью выдавать патенты и подтверждать авторские права.
Конституция также создавала и отдельную судебную систему для центрального правительства. Во главе ее стоял (федеральный) Верховный суд, затем низшие суды, которые Конгресс мог время от времени удостоверять и учреждать. Под юрисдикцию этих судов подпадали вопросы федерального права и дела адмиралтейства.
Дела адмиралтейства были связаны с морскими вопросами — о происшествиях на морских просторах или о морской торговле. В Англии эти дела рассматривались специальным судом — судом Адмиралтейства, но в Америке были переданы федеральным судам.
Общенациональные суды были обязаны разбираться в делах, возникших между гражданами различных штатов. Это была так называемая разнородная юрисдикция.
Основная идея такого распределения обязанностей заключалась в том, что федеральные суды представляли собой независимое, непредвзятое собрание, свободное от пристрастий, соперничества и местничества. В отличие от судов штатов федеральные суды не проявляли бы предубеждения против «чужаков» — людей из других штатов.
Конституция также содержала перечень некоторых бренных аспектов деятельности, запрещенных для штатов. Они не могли печатать свои деньги или устанавливать какие-либо пошлины на импорт или экспорт (за исключением налогов, которые могли бы быть абсолютно необходимы для выполнения лицензионных законов).
Торговля между штатами должна была осуществляться свободно, без каких-либо барьеров и пошлин. Штаты также не допускались к решению вопросов внешней политики: они не могли «…вступать в Договор, Союз или Конфедерацию…» или любое «…Соглашение… с иностранными властями». Они не могли вести войну, кроме как по решению Конгресса.
Иностранные дела полностью находились в ведении центрального правительства.
У Конституции в то время было много противников, но тем не менее она была ратифицирована.
Существовало мнение, что центральное правительство должно быть достаточно сильным, чтобы удержать страну от распада на мелкие противоборствующие княжества, но достаточно сильным только для этого, и не более.
На долю штатов оставался контроль над своими внутренними делами и всем тем, что не было отдано в распоряжение центрального правительства. Эта доля, как думали многие, составляла весьма обширную и важную область.
Конечно, в большей степени федерализм является достаточно условной схемой. Но он также является и традицией и важной чертой американской правовой культуры. В действительности федерализм как структура был бы пуст и бессмыслен, если его рассматривать без федерализма как части культуры.
Для того чтобы понять, что же такое федерализм в этой стране, как он рос и изменялся, недостаточно изучить историю создания и перемен конституционного плана. Практически все внесенные (на бумаге) изменения весьма невелики. Американцы все еще (в основном) продолжают жить по Конституции 1787 года. За 200 лет в нее было внесено 14 поправок.
На сегодняшний день это, несомненно, самая древняя из всех действующих конституций. Конечно, существуют и более старые страны, но большинство из них (как, например, Франция) время от времени подвержены конституционным переворотам. В истории же Америки не было ничего подобного Третьему рейху или Пятой республике.
Существует только первая и она же единственная, американская республика. Даже в годы Гражданской войны Конституция стояла, как скала.
Но стоит ли? Может ли схема, разработанная в незапамятные времена, когда люди носили напудренные парики, задолго до начала Промышленной революции, реально соответствовать требованиям сегодняшнего Дня? За это время драматически изменилась реальность федерализма, а вместе с ней и культура.
Этого следовало ожидать. За последние два века произошли огромные социальные и экономические изменения. Одна лишь технология потребовала бы изменения сути федерализма.
Телефон, телеграф, радио и телевидение, самолеты, компьютеры — все это впервые сделало возможным управление целым континентом из одного «мозгового центра. Власть Вашингтона в 20 веке была бы просто немыслима без этих нововведений.
Скоростные средства перемещения и связи способствовали созданию по всей стране огромных рынков и стимулировали развитие потребительной экономики. Американец 20 века стал весьма беспокойным и мобильным существом.
Люди безостановочно пересекают границы штатов на поездах, самолетах автомобилях в поисках работы, посещая родственников и так далее. Если и должен существовать контроль за средствами передвижения и национальной экономикой, то он должен исходить единого центра.
Изменения в обществе, культуре и в правовой структуре настолько взаимосвязаны, что вряд ли люди когда-нибудь будут в состоянии реально распутать этот клубок. Ни один из трех ocновных элементов, составляющих право — структура, сущность и культура — не может иметь значения в отрыве от других. Федерализм — это реально существующий структурный факт.
Он также порождает и сущность — правила о властных полномочиях штатов и государства в целом. Они в свою очередь влияют на правовую культуру. В то же самое время именно правовая культура (то, о чем люди думают и во что верят) наполняет федерализм живой частью права, структуру — смыслом. Но и сама правовая культура не статична.
Она изменяется вместе с обществом.
Федерализм первой половины 19 века был весьма далек от сегодняшнего. Общенациональное правительство было лишь крошечным пятнышком на правовой карте. Вашингтон представлял собой крошечное селение с грязными улицами, пугающей летней жарой и. малым количеством постоянных жителей. Федеральное правительство по нынешним меркам было весьма немногочисленным.
В 1801 году в министерстве финансов, возвышавшемся над всеми остальными учреждениями, работало более половины служащих, составлявших штат федерального правительства. В центральном учреждении насчитывалось 78 человек и 1615 на местах.
В 1829 году общее число федеральных служащих в Вашингтоне, от низшего клерка, посыльного и мальчика на побегушках до президента, включая конгрессменов и сенаторов, составляло 625 человек.
Короче говоря, центральное правительство играло вторую скрипку, тогда как правительство штатов — первую. В жизни людей штаты играли гораздо более важную роль, нежели федеральное правительство. В первую очередь люди ощущали себя гражданами Вирджинии или Пенсильвании, а отнюдь не Америки. Общенациональная правовая система напоминала маленький мозг гигантского динозавра.
Она не могла играть роль центральной нервной системы. И чем дальше на Запад, тем более явным становился этот недостаток. В начале 19 века жители штатов типа Кентукки, отделенные горами от Восточного побережья, видели мало пользы в существовании центрального правительства и даже проявляли негодование по поводу его налоговых законов (которые, кстати, они в основном игнорировали).
Но не стоит утрировать картину. Исследователь американского права Мэри Тэчо занималась изучением деятельности федеральных судов Кетукки того периода; ею был обнаружен удивительный уровень активности и авторитетности этих судов.
Однако в большинстве отношений сердцем общественной жизни являлось правительство штата, тогда как общенациональное правительство находилось довольно далеко и было весьма слабым.
Но в одном отношении в конце 19 века Запад был настроен по разным причинам более центристски. Прослойка местной культуры и местных традиций была значительно тоньше на Западе, чем на Востоке и на Юге. Население Запада в большинстве своем состояло из мигрантов.
Они здесь не имели исторических корней; не было здесь и патриотизма по отношению к своему штату по типу патриотизма Вирджинии. Американцы исторически всегда были склонны к перемену места жительства.
Что могла бы значить преданность Монтане или любовь к культуре Монтаны и ее традициям в 1890 году, когда большинстве людей, населявших этот штат, буквально только что сюда прибыло? Даже сегодня местный патриотизм весьма сильно меняется от штата к штату, завися от культурной традиции. В некоторых районах Новой Англии и Юга существует огромная местная гордость, почти национализм.
В Калифорнии же или Аризоне большинство населения составляют переселенцы, прибывшие сюда в поисках солнечного климата или работы, или в лучшем случае дети переселенцев. Понятие калифорнийского «патриотизма» абсурдно, в то время как существование фанатичного техасского не вызывает и тени сомнения.
Американская правовая культура является «местной» в другом смысле этого слова. Судьи и адвокаты являются местными жителями. Не существует общенационального пути для судейской карьеры. Судьи штата не могут пересечь границу этого штага: однажды ставший судьей Делавэра всегда будет судьей только Делавэра.
У него нет никаких возможностей для того, чтобы перевестись на такую же должность в Пенсильванию. Даже федеральные судьи, как правило, являются местными жителями: районный судья в Северной Дакоте является жителем Северной Дакоты. Нижний иерархический уровень в еще большей степени привержен местному выбору.
Адвокатов постигла та же участь. Адвокат, практикующий в Мемфисе (штат Теннесси), не возьмется вести дело в Луисвилле (штат Кентукки). Некоторые юридические конторы больших городов на сегодняшний день имеют свои филиалы — чаше всего в городе Вашингтоне, — но пока это все-таки скорее исключение, чем правило.
Практически все крупные правовые учебные заведения являются «общенациональными»: в них обучаются студенты со всей страны и учебная программа игнорирует особенности законодательства штатов, в которых они расположены.
Только горстка йельских студентов, проходивших обучение в Нью-Хэвене (штат Коннектикут), будет практиковать в самом Коннектикуте.
Йельские студенты не слишком много времени тратят на изучение в учебных классах права Коннектикута.
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/103597-1-23086-1.html
Американский федерализм (1) (стр. 1 из 5)
Американский федерализм
ВВЕДЕНИЕ
4 июля каждого года американская нация празднует свое рождение как независимой нации салютом и традиционными пикниками. Когда первое в истории празднование независимости закончилось, те, кто ее осуществил, встали перед проблемой сохранения этой независимости.
Они прошли через революционную войну и объединение тринадцати независимых государств в одну функционирующую единицу. Одиннадцать лет спустя, многие из тех, кто работал на независимость, собрались в Филадельфии, чтобы под именем Конституционного Конвента обсудить укрепление национальной системы правительства.
Делегаты Конвента решили устранить существовавшие статьи Конфедерации, первой конституции нации, и предложить совсем новую федеральную Конституцию.
Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье.
Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка.
В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других «отцов-основателей».
Имея столь солидную теоретическую базу, Конституция не явилась «сухим» документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует прежде всего для народа, а уже потом – для правительства, исполнителя воли последнего.
Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, без излишней детализацией. Она состоит из 7 статей, разделенных на части (разделы).
- Первые три статьи устанавливают формы власти: Законодательной (Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей), Исполнительной (Президент) и Судебной (Верховный Суд).
- Статья 4 определяет отношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством.
- Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль Конституции как « высшего закона страны».
Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в Конституцию, а Статья 7 – порядок вступления Конституции в силу после ее ратификации 9 штатами, т.е. ? от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в Конвенте Род-Айленда). В 1791 г. Конституцию дополнил «Билль о правах» (1-10 поправки), который гарантирует демократические права и свободы человека.
- Анализ содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы, определяющие политический строй и систему государственной власти США:
- — Верховенство власти народа и закона
- — Гарантии прав и свобод человека
- — Разделение властей, система сдержек и противовесов
- — Федерализм
- — Возможность изменения и дополнения Конституции – внесение поправок
- В данной работе нас в первую очередь будет интересовать американский федерализм.
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА
- Федерализм — это такая форма правления, при которой суверенная власть конституционно поделена между центральным правительством и географически определенными, полуавтономными уровнями правления.
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ФЕДЕРАЛИЗМ»
Это слово пришло из латыни, через французский. «Foederatus» означает «связан договором» и происходит от слов foedus — «договор» и fidere — «доверять».
Первое документально подтвержденное использование этого термина в английском языке относится к 17 веку, когда пуритане стали говорить о «федеральной теологии», в смысле существования соглашения между Господом Богом и американскими переселенцами.
К концу 17 — началу 18 веков слово приобрело дополнительный смысл и стало использоваться для обозначаения договоренностей между штатами. К 1721 году, например, термин «федерация» использовался в значении «объединенная лига, союз».
ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА
— Власть закона, исполнение которого гарантировано существованием общих институтов. Закон федерации стоит выше закона субъекта федерации, что закреплено конституцией.
— Исполнительная власть обеспечивает выполнение законов.
— Всеобщий охват законами: федеральный закон обязателен как для субъектов федерации, так и для всех отдельно взятых граждан, проживающим на её территории.
— Независимость федеральных законодательных институтов: федеральный законодательный процесс четко отделен от процесса законодательства в каждом субъекте федеарции. Федеральные законы не нуждаются в ратификации парламентами субъектов.
- — Демократия: Как федеральные законодаткльные институты, так и институты субъектов федерации, являются демократическими.
- — Чёткое распределение юрисдикций между федерацией и субъектами, закреплённое конституцией
- ДОСТОИНСТВА ФЕДЕРАЛИЗМА
— защита от внешних врагов. Федерализм облегчает организацию общей обороны.
— экономическая выгода за счет беспрепятственной внутренней торговли, единой валюты, свободы передвижения и единого юридического поля
— ограничение тирании, т. к федерализм не дает сконцентрировать государственную власть в одних руках и обеспечивает равновесие центров власти.
- — демократия «снизу» — вовлечение рядовых граждан в вопросы управления страной посредством местного самоуправления.
- — гибкость власти — возможность находить новые, нестандартные решения государственных проблем, поскольку на местном уровне больше возможностей экспериментировать и опробовать нововведения
- — разрешение конфликтов. Федерализм упрощает управления на фоне языковых, этнических, религиозных и культурных различий,
- — эффективность управления за счёт применения единого подхода в вопросах государственного значения, и права субъектов приспосабливать законодательство, налогообложение и бюджет к региональным и местным нуждам.
- НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛИЗМА
- — бюрократизация экономики, поскольку предприниматели вынуждены иметь дело с запутанной структурой правил и постановлений
- — соперничество субъектов федерации за ресурсы
- — уход от ответственности — субъекты стремятся возложить расходы, к примеру, на охрану окружающей среды, на федеральное правительство
- — повышение затрат на управление из-за чрезмерного количества чиновников
— нарушения прав, т. к. местные власти более склонны к нарушению личных прав и прав меньшинств, чем федеральное правительство,
— нестабильность, т. к. федерация либо может развалиться, либо требует вооруженного вмешательства для сохранения союза.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФЕДЕРАЛИЗМА
Главная проблема любой федеральной системы — найти и сохранить необходимое равновесие между полномочиями и обязанностями центральной власти и правительствами субъектов федерации.
Мало кто доволен существующим балансом власти, и политические силы постоянно ведут борьбу за большую централизацию или децентрализацию власти.
Успех федеративного государства — в разумном компромиссе между участниками этой борьбы.
2. ФЕДЕРАЛИЗМ И СУВЕРЕНИТЕТ В США
Проблема федерализма являлась, наверное, тем, что произвело наибольшие разногласия и во время борьбы за ратификацию, и во время раннего развития нации. Конфедерация, которая предшествовала Конституции, была основана на авторитете штатов.
Национальное правительство, исходя из Статей Конфедерации, было созданием штатов, и те сохраняли все суверенные полномочия, кроме специально данных нации (каковых было чрезвычайно мало).
Образование, называемое Соединенными Штатами, рассматривали как нечто похожее на лигу штатов.
Однако Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены Конвента, признавали, что национальное правительство нуждалось в расширенных полномочиях и должно быть основано на поддержке нации как единого целого, если США хочет стать нацией с реальной силой и единством.
Критики Конституции утверждали, что правительство не может работать эффективно на уровне такого большого государства — нации. Они опасались консолидации власти в национальном правительстве и думали, что концом экспансии национальной власти может стать только деспотизм и тирания.
Антифедералисты были уверены, что республиканское правительство, основанное на представительстве, может эффективно функционировать лишь на локальном или штатском уровне.
Однако федералисты сумели убедить политических противников, и таким образом США стали первым в истории федеративным государством, политическое устройство которого определено и закреплено в Конституции (статьи IV и VI; позже и X поправка).
Согласно Конституции, федерализм являет собой двойную форму государственного правительства, в которой присутствует функциональное и территориальное разделение власти. Федерализм представляет собой как бы компромисс между двумя другими формами политического устройства: унитарной и конфедеративной. В унитарном государстве вся полнота власти находится в руках центрального правительства.
В альтернативной форме – конфедерации – общий центральный орган – Совет Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей политики и играет больше рекомендательную роль по отношению к своим суверенным членам, а вся полнота власти находится у них. В федерализме между центральным и местными правительствами существует установленное Конституцией и законами разделение властных полномочий и функций.
В Конституции США (Билль о правах, ст. Х (1791 г.) действует единственная норма, устанавливающая принципы взаимоотношений федерального Центра и субъектов Федерации. Она сформулирована следующим образом:
“Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом”.
В то же время в тексте самой Конституции достаточно конкретно указаны пределы полномочий Центра, закрепленные за Конгрессом США (Раздел 8). Конгресс имеет право:
Источник: https://mirznanii.com/a/332161/amerikanskiy-federalizm-1
Американский федерализм. — Ответы на экзаменационные вопросы по конституционному праву зарубежных стран
По форме государственного устройства США являются федерацией, которая объединяет в настоящее время 50 штатов.
В состав государства входит федеральный округ Колумбия со столицей США городом Вашингтоном и несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющий статус «свободно присоединившегося государства».
Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой в соответствии с Конституцией вправе распоряжаться Конгресс США.
Американская федерация является договорной. Она была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Так в 1781 году штты приняли конституционный документ «Статьи о конфедерации», который был пересмотрен и заменен Конституцией США.
Разграничение полномочий федерации и штатовпроисходит следующим образом. Конституция США (раздел 8, ст. I) установила перечень предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса. Все остальные предметы ведения относятся к компетенции штатов.
В поправке 10 говорится, что «полномочия, не предоставленные Конституцией и пользование которыми не возбранено отдельным штатом, остаются за штатами или за народом».
К ведению штатов относятся принятие своей конституции и законов, в том числе уголовных, гражданских; проведение выборов (в том числе проведение выборов Президента и Конгресса США); регулирование внутриштатной торговли; организация здравоохранения, образования, дорожного строительства; установление местных налогов; установление системы местного и системы судебных органов штата; охрана общественного порядка и др.
Вместе с тем Конституция США содержит норму (раздел 10 ст. I), ограничивающие полномочия штатов. Так ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации; чеканить монету; выпускать кредитные билеты; принимать законы, нарушающие обязательства по договорам, а также жаловать дворянские титулы.
Ни один штат не может без согласия Конгресса облагать пошлинами или сборами импорт или экспорт товаров, устанавливать какие-либо тоннажные сборы; содержать в мирное время войска или военные корабли; входить в соглашения или заключать договоры с другим штатом или иностранным государством, а также вступать в войну, если только он не подвергнется насилию или не находится в такой непосредственной опасности, при которой промедление недопустимо.
Важным является положение, зафиксированное в разделе 4 ст. IV, о том, что Соединенные Штаты гарантируют каждому штату республиканскую форму правления и охрану каждому из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти – и от внутренних насилий. На основании этой нормы Конгресс США в 1795 г.
принял закон, которым предоставил Президенту право применять военную силу для подавления восстаний и беспорядков в любом из штатов. Причем решение Президента о введении войск на территорию штата не подлежит судебному пересмотру, что является своеобразным видом федеральной интервенции. Это право неоднократно использовалось Президентом.
Только после Второй мировой войны оно использовалось 9 раз.
Конституционно-правовой статус штатовопределяется Конституцией США и федеральными законами и конкретно регулируется в Конституции и законах самого штата. Каждый штат имеет систему своих органов государственной власти, которая действует в соответствии с принципом разделения властей. Каждый гражданин штата является одновременно гражданином США, каждый штат является равноправным.
Источник: https://students-library.com/library/read/72304-amerikanskij-federalizm
5. Американский федерализм
Создание США, как
федеративного государства, явилось
результатом компромисса, достигнутого
делегатами Филадельфийского конвента
в ходе разработки Конституции 1787 г. Этот
компромисс воплотился в тех принципах
государственного устройства, которые
в главном остаются незыблемыми и сегодня.
К таким традиционным принципам относятся:
- безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к правовым установлениям штатов;
- наличие двух уровней управления (Федерации и ее субъектов);
- равноправный конституционный статус субъектов Федерации;
- четкое разграничение полномочий между Федерацией и штатами;
- конституционные гарантии территориальной целостности Федерации.
Американская
федерация имеет договорную природу.
Объединение тринадцати «свободных и
независимых штатов» в государственных
рамках «более совершенного Союза» было
актом огромного исторического значения.
Впервые в мировой истории была учреждена
форма государственного устройства,
предполагавшая осуществление
демократической децентрализации власти,
приближение ее к народу.
Со временем
штаты по существу, утратили свой
суверенитет, понимаемый как право на
односторонний выход из Федерации, что
было подтверждено несколькими решениями
Верховного суда США. Сегодня общепризнано,
что суверенным является только
федеративное государство, т.е. США.
Правда для этого американскому народу
потребовалось пережить кровопролитную
Гражданскую войну 1861 – 65 гг.
Американская
Федерация носит открытый характер.
Конгресс вправе принимать в нее новые
штаты и другие территории.
На сегодняшний
день Федерация расширилась до 50 штатов,
включает федеральный округ Колумбию,
ряд зависимых территорий ( о чем шла
речь выше), для которых установлен особый
статус.
Согласно Конституции США не
допускается раздел территории штата
или слияния двух или более штатов для
образования нового штата без согласия
их легислатур и Конгресса.
Конституционно-правовое
положение штатов определяется
Конституцией США и федеральными законами,
а также конституциями штатов и их
законодательством. Каждый штат является
унитарным государственным образованием,
равноправным субъектом Федерации. Штаты
самостоятельно принимают собственные
Конституции во многом отличные друг от
друга.
В ряде штатов основные законы
действуют со времени войны за независимость,
в других – многократно сменялись.
Субъекты федерации обладают своей
системой права и судебной системой,
имеют свое гражданство (наряду с
гражданством США).
Каждый штат имеет
свою систему высших органов государственной
власти, которая строится на принципе
разделения властей и аналогична
федеральной.
Американская
концепция федерализма и практика исходят
из того, что Федерация и штаты выполняют
определенные обязанности по отношению
друг к другу. Эти обязанности рассматриваются
как политико-юридический механизм,
обеспечивающий сбалансированную
целостность союзного государства.
Союз в лице его
высших органов государственной власти
гарантирует территориальную целостность
и республиканскую форму правления
каждого штата; обеспечивает защиту их
территорий от внешнего вторжения и
внутренних беспорядков, сопровождающихся
насилием. Гарантией прав штатов является
процедура внесения поправок в Конституцию
США (необходимо согласие трех четвертей
штатов), порядок формирования Сената
США (каждый штат, независимо от численности
населения, представлен двумя
представителями).
Центральная
проблема любой федерации – разграничение
компетенции между союзом и составляющими
его субъектами. От этого зависит мера
децентрализации федерации, степень
относительной самостоятельности
составляющих ее подразделений.
Конституция
США установила систему дуалистического
федерализма, в основу которого положено
жесткое разграничение предметов ведения
Союза и штатов. В разд. 8 ст. I
Конституции установлен четкий перечень
самых существенных предметов ведения,
относящихся к исключительной компетенции
Конгресса.
Все остальные предметы
ведения, согласно 10 поправке, относятся
к компетенции штатов, т.е. за штатами
сохраняется «остаточная» компетенция.
Важнейшие
из них – принятие и изменение конституций
и законов штата; проведение выборов;
регулирование внутриштатной торговли;
установление и изменение системы органов
государственной власти, местного
самоуправления и судебной системы
штата; организация здравоохранения и
образования; поддержание общественного
порядка и публичной морали, создание
национальной гвардии, ратификация
поправок к федеральной Конституции.
Эти полномочия
дополняются относящимися к сфере
совпадающих полномочий Федерации и
штатов: налогообложение, социальное
обеспечение и др.
Конституция
содержит ряд запретов для Федерации и
штатов. В последнем случае это: запрещение
заключать международные договоры,
вступать в союзы, чеканить монету,
нарушать федеральную Конституцию и
законы, лишать граждан равной правовой
защиты и прав человека, содержать войска
в мирное время и др.
Со временем сфера
компетенции Федерации была расширена
толкованиями Верховного суда США на
основе доктрины «подразумеваемых» в
Конституции полномочий. Следовательно
юридически граница между сферами
компетенции Союза и штатов, даже с точки
зрения буквы Конституции отнюдь не
обладает абсолютной определенностью.
На практике она весьма подвижна и
фактические отношения между федеральной
администрацией и штатами развиваются
по линии постоянно возрастающего
централизма. По многим вопросам
федеральные власти вмешиваются в
компетенцию штатов, а X
поправка к Конституции превратилась в
«мертвую букву».
Основным средством
централизации служит финансовая помощь
федерального правительства штатам,
которые сами не могут выполнять свои
программы экономического и социального
развития.
Федеральное
правительство располагает рядом других
экономических и иных рычагов, с помощью
которых оно контролирует деятельность
штатов.
Падению роли штатов
способствовала доктрина «кооперативного
федерализма», определяющая развитие
федеративных отношений в США на протяжении
последних 50 лет.
Призванная обеспечить
равенство Федерации и ее субъектов,
сотрудничество и взаимодействие между
ними, на практике она способствовала
также экспансии федеральной власти,
концентрации власти в руках федерального
правительства.
Не следует, однако,
думать, что унитаристская тенденция в
развитии американского федерализма
означает попрание конституционных
прерогатив штатов.
Своеобразным
инструментом противодействия штатов
федеральному правительству стали
«резолюции об интерпозиции», принимаемые
законодательными органами штатов.
Обращая внимание на федеральное
вмешательство в прерогативы штата,
такая резолюция, как правило, декларирует
нежелание штата выполнять предписание
федеральных властей. На основании
резолюции может быть принят соответствующий
закон штата.
Однако за Федерацией
остается право признать такой закон
противоречащим Конституции и,
следовательно, не имеющим юридической
силы.
С конца 90-х гг. 20
в. все более значительную роль в
политической жизни США играет доктрина
«конкурирующего федерализма».
Новая
доктрина преследует цель воспрепятствовать
монополизации власти со стороны какой
либо ее ветви или партии на федеральном
и региональном уровне; создание механизма
«сдержек и противовесов», позволяющего
различным уровням власти контролировать
действия друг друга, обеспечить единство
Федерации при сохранении ее многообразия;
усиление органов государственной власти
как Федерации, так и отдельных штатов.
В США существует
ряд постоянных консультативных органов,
в задачу которых входит обеспечение
координации при решении внутри- и
междуштатных проблем. В их ряду следует
особо выделить Совет правительств
штатов, созданный в 1935 г.
Совет призван
способствовать общему улучшению
отношений между штатами, выступает
посредником при решении возникающих
между ними разногласий, оказывает помощь
штатам в деле улучшения законодательной,
административной и судебной практики.
Система органов
государственной власти в штатах.
Источник: https://studfile.net/preview/3858608/page:8/
Американский федерализм
Конституция 1787 г. преобразовала, как отмечалось, Соединенные Штаты из конфедерации в федерацию. Первоначально федеративный Союз насчитывал в своем составе 13 штатов, причем территория США охватывала тогда только восточное побережье центральной части Северной Америки площадью 1,1 млн. кв. км с населением 2,3 млн. человек.
Однако после образования США их территория расширялась достаточно быстро. В 1803 г. США купили у Франции Западную Луизиану, в результате чего территория государства сразу увеличилась приблизительно в два раза; впоследствии «Луизианская покупка» была территориально разделена на 13 штатов. В 1819 г. Соединенные Штаты вынудили Испанию уступить им Флориду. В 1845 г.
в Союз был принят Техас, за девять лет до этого вышедший из состава Мексики. В 1848 г. в результате войны с Мексикой от нее были отторгнуты и присоединены к США огромные территории, включающие нынешние Калифорнию, Аризону, Колорадо и Нью-Мексико. В 1867 г. у России были куплены Аляска (ныне самый большой по территории штат) и Алеутские острова. В 1893 г.
под предлогом «наведения порядка» Соединенными Штатами были захвачены Гавайские острова.
Параллельно шел процесс колонизации и присоединения западных земель. Увеличение числа штатов происходило также за счет разделения существовавших штатов и повышения до уровня штатов статуса территориальных владений. Так, в 1959 г.
в штаты были преобразованы Гавайи и Аляска, которые до этого имели статус территорий США. В результате число штатов увеличилось до 50, население — приблизительно до 250 млн. человек (т. е. более чем в 100 раз), а территория — примерно до 9,4 млн. кв.
км (почти в 9 раз).
В Конституции и законодательстве США отсутствуют подробные нормы о порядке образования новых штатов. Лишь в разд. 3 ст., IV Конституции США сказано, что Конгресс может принимать в Союз новые штаты. Согласно обычаю, решение об этом в каждом конкретном случае принимается в форме совместной резолюции палат Конгресса.
В то же время Конституция там же не допускает формирования или учреждения новых штатов в пределах юрисдикции любого другого штата, то есть гарантирует территориальную целостность штатов.
Также запрещено создание нового штата путем слияния двух или более штатов либо их частей без согласия легислатур (законодательных собраний) затрагиваемых штатов и Конгресса.
Вместе с тем американские штаты, как и субъекты федерации в других странах, являются лишь государствоподобными образованиями, не обладая статусом суверенного государства.
Это проявляется в том, что Конституция и законы Союза обладают верховенством в любом штате, территория штатов является составной частью территории США, штаты не вправе устанавливать таможенные и иные сборы и пошлины на своих границах, а также в одностороннем порядке выйти из состава США. Тем самым Конституция США гарантирует государственную целостность Союза.
Американский федерализм основан на принципе равноправия штатов. Все они обладают одинаковым набором государственно-правовых признаков и правомочий.
Союз не вправе устанавливать преимущества одним штатам в ущерб другим (разд. 9 ст. I Конституции США).
Штаты имеют одинаковое представительство в Сенате и пропорциональное численности населения в Палате представителей, участвуют в ратификации поправок к Конституции США и избрании Президента.
Однако в составе США, а также под их управлением имеются иные территориальные образования, статус которых существенно отличается от статуса штатов. Речь идет о федеральном округе Колумбия, а также о зависимых территориях, которые, впрочем, в Конституции США именуются просто территориями (разд. 3 ст. IV).
В американском государстве имеется территориальная единица, которая не входит в состав ни одного штата, но и сама статусом штата не обладает. Это федеральный округ Колумбия — местопребывание правительства США, столица государства.
«Отцы-основатели» полагали, что местонахождение федеральных органов государственной власти не должно находиться в пределах какого-либо штата, чтобы исключить вероятность их зависимости от властей штата (разд. 8 ст. I Конституции). С этой целью в 1790 г.
штаты Мэриленд и Виргиния уступили часть своей территории, на которой и образовался федеральный округ Колумбия. В его пределах специально как столица был построен город Вашингтон, куда в 1800 г. переехало правительство из Филадельфии.
Конституция предоставила Конгрессу исключительные законодательные полномочия в отношении федерального округа Колумбия. Жители Вашингтона наделены правом самоуправления. Они избирают городской совет и мэра города. Конгресс вправе отменить любое решение городского совета и мэра. В 1961 г.
XXIII поправка предоставила жителям столицы право избирать трех выборщиков на президентских выборах, однако в Конгрессе федеральный округ представительства так и не имеет. В 1970 г. специальным актом Конгресса избирателям федерального округа было дано право избирать одного делегата с правом совещательного голоса в Палату представителей.
О зависимых территориях см. ниже — п. 5.
Разграничение компетенции между Союзом и штатами проводится Конституцией США, исходя из концепции «дуалистического федерализма», предполагающей, что и Союз в целом, и его субъекты обладают собственными полномочиями, в рамках которых они полностью самостоятельны.
Разделение полномочий Союза и штатов Конституция проводит применительно к законодательной сфере (разд. 8 ст. I), т. е. компетенция Конгресса США очерчивает одновременно круг предметов ведения Союза, перечень которых является в принципе исчерпывающим и образует исключительную сферу союзного ведения.
Штатам же принадлежит остаточная сфера ведения, что вытекает из смысла X поправки к Конституции.
Большая часть исключительных прав Союза уже изложена выше в связи с характеристикой конституционного статуса Конгресса. Необходимо разве что добавить право «принимать в Союз новые штаты» (разд. 3 ст. IV).
Среди остаточных полномочий штатов наиболее важными являются регулирование и проведение выборов, в том числе в большой мере федеральных, регулирование внутриштатной торговли (коммерческих отношений), установление системы политико-административного деления и органов местного самоуправления, судебной системы штата, организация здравоохранения, охрана общественного порядка, принятие, изменение и отмена конституции и законов соответствующего штата.
Однако конституционное разграничение полномочий федерации и штатов посредством использования исключительной и остаточной компетенции — это лишь самая общая схема, корректируемая некоторыми положениями самой Конституции.
Во-первых, исчерпывающий характер перечня полномочий Союза серьезно колеблет концепция так называемых подразумеваемых полномочий.
Во-вторых, разграничение компетенции между Союзом и штатами с помощью исключительных и остаточных полномочий дополняется целой системой конституционных запретов, одни из которых адресованы только Союзу, другие — только штатам, третьи — как Союзу, так и штатам (разд. 9 и 10 ст. I).
Запреты, адресованные Союзу в лице Конгресса США, уже перечислялись.
Штаты же не могут заключать международные договоры, вступать в международные организации, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии, производить денежную эмиссию, содержать войска или военные суды в мирное время, а также вступать в военные действия, за исключением случаев вторжения в штат или существования неотвратимой опасности такого вторжения, облагать импорт и экспорт таможенными сборами и пошлинами. Кроме того, как Союз, так и штаты не вправе издавать билли об опале, законы ex post facto, жаловать дворянские титулы, приостанавливать действие хабеас корпус.
Необходимо отметить, что Верховный суд США многими своими решениями и доктринами способствовал существенному расширению компетенции Союза по сравнению с тем, что можно было бы вычитать из текста Конституции США и позднейших поправок к ней.
Так, в соответствии с сформулированной им доктриной «присущих» (inherent) центральной власти полномочий на федеральном уровне должны решаться все вопросы, которые «неотделимы от самого понятия суверенитета».
Особое значение для расширения дискреционной власти федерального правительства имеет доктрина междуштатной торговли, выработанная Верховным судом еще в 1824 г. в решении по делу Гиббсон против Огдена и развитая в целом ряде последующих решений.
Согласно этой доктрине компетенция федерации охватывает любые вопросы, связанные с движением товаров за пределы одного штата и требующие единого правового регулирования*.
* См.: Лафитский В. И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., 1993. С. 44—47.
Наряду с прямо указанными в Конституции ограничениями полномочий федерации и штатов существует еще одно, вытекающее из X поправки. Согласно ей остаточные полномочия принадлежат не только штатам, но и народу. Термин «народ» означает здесь совокупность людей, из чего следует признание естественного характера их прав и недопустимость нарушения этих прав федерацией или штатами*.
* См.: Black's Law Dictionary. 3rded. St. Paul, Minn, 1933. P. 1347.
С учетом указанных факторов в настоящее время сложилась следующая система размежевания «сфер влияния» в нормотворчестве Союза и штатов.
Федеральное законодательство и прецедентное право имеют особо важное значение для регулирования вопросов экономики, финансов, обороны, трудовых отношений, охраны природы, таможенных правил, торговли между штатами, авторских прав, патентных отношений и некоторых других.
В сферах же уголовного, судебного, избирательного, большей части гражданского права, регулирования систем здравоохранения, образования, социального обеспечения действуют по большей части нормы законодательства и судебных прецедентов штатов.
Помимо наличия собственной компетенции по вопросам правового регулирования, штаты обладают еще целым рядом признаков, характеризующих их как государствоподобные образования. Это наличие собственной территории, конституции и законодательства, гражданства, налогов, наконец, собственной системы органов государственной власти, включая судебную систему.
Органы власти штатов
Форма правления и государственный режим в штатах аналогичны союзным. США гарантируют каждому штату республиканскую форму правления и защищают их от внешних вторжений, а по просьбе легислатуры или исполнительной власти, если легислатура не может быть созвана, — и от внутренних насилий (разд. 4 ст. IV Конституции).
В каждом штате имеется парламент. В Конституции США парламенты штатов обобщенно именуются легислатурами, а в конституциях самих штатов их официальные названия различны: например, в Орегоне — Законодательное собрание, в Массачусетсе — Генеральное собрание и т. д.
Легислатуры всех штатов, кроме Небраски, — двухпалатные (в упомянутом штате — однопалатная). Палаты называются так же, как и на федеральном уровне. Они создаются на основе всеобщих, равных, прямых выборов на срок от двух до четырех лет. Законодательная процедура, как и в Конгрессе, весьма сложная.
Правом законодательной инициативы обладают члены легислатур и в 21 штате — также избиратели. Большими правами наделены спикеры нижних и председатели верхних палат. Практически судьба законопроекта решается в комитетах палат.
Закон принимается обеими палатами, после чего передается на подпись губернатору.
Главами штатов являются губернаторы, избираемые на основе всеобщих, равных, прямых выборов на два-четыре года (в Миссисипи губернатор избирается выборщиками). Полномочия губернаторов систематически расширяются.
Губернаторы непосредственно руководят всей исполнительно-распорядительной деятельностью органов штатов: издают нормативные акты и распоряжения, следят за исполнением законов, назначают и смещают невыборных чиновников, под их руководством составляются проекты бюджетов штатов.
Губернаторы являются главнокомандующими национальной гвардией, пользуются правом помилования. В 36 штатах при губернаторах действуют кабинеты.
Губернаторы обладают значительными полномочиями в отношении законодательных органов штатов: созывают легислатуры на специальные сессии, направляют им послания и доклады о положении дел в штатах, наделены правом отлагательного вето на законы, одобренные легислатурами (исключение — Северная Каролина), причем в большинстве штатов это может носить как тотальный, так и выборочный характер. Во всех штатах (кроме Орегона) конституции предусматривают возможность смещения губернаторов с должности в порядке импичмента, а в 12 штатах допускается досрочный отзыв
Источник: https://megaobuchalka.ru/7/10825.html