Амонашвили Шалва Александрович — факты биографии и изменения в мировоззрении

Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе. Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Шалва Александрович Амонашвили — автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. В настоящее время он возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д. Д. Зуевым издает 100-томную «Антологию гуманной педагогики».Амонашвили Шалва Александрович - Студенческий портал

Шалва Александрович Амонашвили — лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета им. Св.

Климента Охридского (Болгария); В 2008 году Шалва Александрович был награжден в составе группы авторов — создателей образовательной системы «Школа 2100» Премией Правительства РФ в области образования — за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».

Факты биографии

Амонашвили Шалва Александрович - Студенческий портал

Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. С 1983–91 гг. он возглавлял НИИ педагогики МП Грузинской ССР, с 1987 он — генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии.

Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии — в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики, руководил которой Барнаб Иосифович Хачапуридзе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Бюджетирование как инструмент управления - что это такое и описание процесса

Оценим за полчаса!

В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили.

Вот несколько слов Шалвы Александровича об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

В 60 — 70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием ««Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками.

Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.

В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение.

Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой.

Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

Амонашвили Шалва Александрович - Студенческий портал

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе — ВНИК «Школа». Перед содружеством учёных поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего.

К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены. С 1993 года Ш. А.Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа».

Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно  ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева становится одним из научных руководителей  этой образовательной системы.

Одновременно Шалва Александрович Амонашвили руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, он — глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

Область научных интересов

Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, идеи гуманной педагогики в истории человеческой мысли, оценочная основа педагогического процесса, жизнь ученика, личность учителя.

Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей.

У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить её».

Отношения «учитель — ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать её ребенку».

Основа основ в школе Амонашвили — «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? Первый принцип — это любить ребенка.

Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке.

Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.

Амонашвили Шалва Александрович - Студенческий портал

Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».

Клятва учителя (от Ш. А. Амонашвили)

Я — Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь:

любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.

Клянусь:

не вредить детям, не вредить Ребёнку.

Список основных трудов

  • «Обучение. Оценка. Отметка», 1980.
  • «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели»: Педагогическая трилогия, 1983–1986.
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», 1984.
  • «Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах», 1970.
  • «Созидая человека», 1982.
  • «В школу с шести лет», 1986.
  • «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
  • «Школа Жизни». Трактат о начальном образовании, 1996.
  • «Гуманно-личностный подход к детям», 1998.
  • «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», 2000.
  • «Улыбка моя, где ты?».
  • «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».
  • «Баллада о воспитании».
  • «Исповедь отца сыну».
  • «Спешите дети, будем учиться летать!».
  • «Без сердца что поймем?».
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа?».
  • «Тайна Альбрехта Дюрера III–IV классы».
  • «Школа жизни».
  • «Истина Школы».
  • «Рука Ведущая».

Источник: http://school2100.com/school2100/advisers/sa_amonashvili/

3 марта — Семинар Шалвы Амонашвили «Мысли и переживания», 4 марта — вечер-мистерия «Откровенно о чувствах…»

Амонашвили Шалва Александрович - Студенческий портал Амонашвили Шалва Александрович - Студенческий порталМы склонны придумывать события, которых нет в реальности. Эти мысли задерживаются в уме и вызывают такие же интенсивные переживания, что и внешний мир. Мысль – это все-начальная энергия, а любовь – все-творящая. Их единство создаёт индивидуальный внутренний мир и личную жизнь каждого из нас. Во своём мире человек творит огромное количество образов. Общаясь с этим миром, он чувствует, радуется, огорчается, обижается или сам радует кого-то, огорчает или обижает. Все внутренние события находят своё отражение во внешнем мире. Так, нам важно понять: как нам мыслить, какие чувства испытывать, чтобы во внешнем мире нам сопутствовали удача и радость, и как передать это настроение окружающим нас людям.

  1. На этой необычной встрече первые два часа вы будете слушать Шалву Александровича и задавать ему вопросы, затем начнется чудо, где соединится духовность, психология, искусство рисования на воде эбру, звучание музыки и практическая работа по познанию и преобразованию себя. Жизнь, словно ожерелье, создаётся нашими чувствами, которые мы когда-то испытали и чем ярче и разнообразнее их россыпь, тем богаче ожерелье. Шалва Александрович во время нашей встречи будет вести нас по россыпи наших чувств и мыслей, помогая нам переосмыслить, собрать и обогатить ожерелье нашей жизни. Мистерия на воде – это волшебное шоу в формате полного погружения, когда в темноте встречаются два искусства: живопись и музыка. Эти завораживающие узоры, этот неповторимый танец красок во время всего вечера создает мастер своего дела Татьяна Семенистая. Вместе с этим, Вас будет окутывать звучание песен в исполнении Ольги Неклюдовой. Совершенно новый формат позволит погрузиться в музыку и цвет, ощутить и услышать совершенно на другом уровне мудрость Шалвы Амонашвили. Этот вечер подарит Вам незабываемые впечатления! По окончании Вы сможете приобрести работы художника.

Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО), дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования, почётный президент «Международного Центра Гуманной Педагогики», Рыцарь Гуманной Педагогики, почётный профессор многих российских и зарубежных университетов. Шалва Александрович – автор оригинальной концепции гуманной педагогики, которая ориентирована на личность ребёнка и полностью отрицает авторитарную педагогику. Автор популярных книг, переведённых на многие языки мира. Шалва Александрович – одна из ярчайших личностей современности, не только педагог, но и настоящий мудрец, тонко чувствующий мир, гармоничный и счастливый человек, который с радостью делится своими знаниями с теми, кто вопрошает о смысле жизни, о счастье, о долге, о Пути, о Боге, о детях, о самих себе.

Читайте также:  Врожденный порок сердца - классификация заболеваний и признаки патологии

Источник: https://imedvedeva.ru/amonashvili

«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - Студенческий портал

Шалва Александрович Амонашвили – профессор и доктор психологии, автор собственной педагогической методики. Методика воспитания Шалвы Амонашвили пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Она получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.

Основы воспитания

По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания: стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.

Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:

  1. Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?
  2. Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.
  3. Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.
  4. Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.
  5. Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».

Основы методики

Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.

Амонашвили настаивает на том, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов. В школе всё зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.

Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:

  1. Детей нужно любить такими, какие они есть;
  2. Нужно уметь считаться с детьми. Не считать их заботы и проблемы чем-то мелким. Взрослый должен понимать ребенка, уметь поставить себя на его место;
  3. Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;
  4. Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.

Как работает методика Амонашвили

Один из важнейших принципов методики – отказ от оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Амонашвили также призывает педагогов отказаться от красных чернил и пользоваться зелеными, чтобы отмечать достижения воспитанников.

  • Ребенок должен соревноваться только со своими собственными достижениями.
  • Учитель должен научить ребенка радоваться не только своим успехам, но и чужим.
  • Детей нужно вовлекать как можно глубже в учебный процесс – дети могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники.

Уроки в школах Амонашвили проходят в форме беседы, обсуждения. В основной цикл школьной программы входят уроки общения, красоты, планирования деятельности. Есть уроки, посвященные природе, миру наук, иностранной речи и компьютерной грамотности.

Грузинский педагог также вводит уроки познавательного чтения. Шалва Александрович говорит, что «чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».

На уроках письменно-речевой деятельности школьники пишут маленькие рассказы о том, как они познают этот мир. На уроках математического воображения ученики осмысляют такие понятия, как беспредельность и вечность, мироздание, порядок, космос. Учитель должен научить своих подопечных методам сравнения, анализа и обобщения.

Воспитательная система Амонашвили построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Методика будет полезна родителям, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и согласны с гуманистическими мировоззрениями грузинского педагога и психолога.

Методика Амонашвили официально признана как система образования и рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/shkola-radosti-metodika-vospitaniya-shalvy-amonashvili/

Шалва Амонашвили: «Конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя»

Шалва Александрович Амонашвили — учитель, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского городского педагогического университета.

Шалву Александровича считают создателем гуманной педагогики, в основе которой лежит идея принятия ученика таким, какой он есть. Амонашвили не раз отмечал, что настоящий учитель относится к ученикам почти по-отечески: любит их, уважает и проявляет терпение к их слабостям, помогает преодолеть трудности взросления и тем самым готовит к жизни.

  • Идеи гуманной педагогики впервые отчётливо прозвучали в письмах, которые Шалва Александрович написал своим детям — сыну и дочери-подросткам — 37 лет назад.
  • Мы приводим самые важные отрывки из них, но советуем при случае познакомиться с полными версиями писем.
  • Об умениях слушать и слышать, которые воспитывают взаимоуважение взрослого и ребёнка
  • «В конце каждого дня мы обычно собираемся за ужином в нашей маленькой столовой и рассказываем друг другу, чем мы занимались днём, что нас порадовало и что огорчило, кого мы встретили и что узнали. Вот тут мы и обнаруживаем, каким длинным был день у каждого из нас и в то же время как незаметно он промелькнул…
  • По вечерам мы чувствуем, что, оказывается, тоже устали.

Но мы довольны, радуемся, что уже подошли к ступеньке завтрашнего дня. А каким будет наш завтрашний день — это зависит от нашей воли».

О том, как важно читать детям сказки, потому что через них они проигрывают сотни «взрослых» ролей

«Раньше я рассказывал тебе сказки, чтобы развивать твою фантазию и воображение, чтобы ты поняла, какая борьба идёт между добром и злом, как побеждает добро и как дорого обходится ему эта победа. И, конечно, рассказывал ещё, чтобы ты сладко засыпала и видела светлые сны.

Разве ты не догадалась, о ком эта сказка? О тебе, о ком же ещё!

Ты героиня этой сказки.

Так рассказывал мне сказки и отец: я был главным героем его сказок.

В сказках отца я прошёл через многие опасности и препятствия, семь раз переплывал семь морей, семь раз переходил семь гор и на седьмое небо поднимался семь раз, спасая красавицу, заточённую в замке за семью замками.

У семиглавого чудовища отрезал семь голов, семь раз освобождал прикованного к скале Амирана. И хотя я уже прожил более полувека, всё равно мечтаю, чтобы отец был жив и рассказывал мне сказки».

О том, как общение в семье взаимно обогащает и взрослого, и ребёнка

«По вечерам, перед сном, когда я захожу в твою комнатку и мы с тобой начинаем шушукаться, знаешь, как это меня обогащает? Я многое о тебе узнал и узнал самого себя тоже — какой я отец для своей дочери.

Хотя учил тебя своими письмами уму-разуму, но одновременно сам тоже учился тому, каким мне надо быть».

«Я уверен: путь к взаимопониманию и познанию друг друга проходит через понимание и познание в первую очередь самого себя. И чем глубже человек познает самого себя, свой характер, устремления, ценности, жизненные цели и т. д., тем легче ему будет понять других людей и окружающий мир в целом. А это очень важно — взаимопонимание, это источник вдохновения и творчества, духовных сил и надежд.

Ты силён десятикратно, когда тебя понимают, но становишься во сто раз сильнее, когда ты понимаешь других».

Шалва Амонашвили был сторонником гибкой педагогики. Он считал, что каждый ребёнок — уникальное явление, и каждая воспитательная среда — неповторимая действительность. Поэтому родителям и педагогам нужно постоянно искать подходы к детям и нельзя беспрекословно следовать воспитательной формуле

  1. «нарушил ребёнок что-то — наказывай, сделал что-то хорошее — поощряй».
  2. О том, что ребёнка необходимо постепенно, шаг за шагом знакомить со взрослой жизнью, а не прятать под родительским крылом
  3. «Гуманное воспитание, которое я отстаиваю, вовсе не означает, что надо ласкать и лелеять детей, пичкать их, как птенцов, тысячу раз пережёванным и стерильным умственным и физическим кормом.
  4. Гуманное воспитание не означает также, что из-за боязни, как бы наши птенцы не перепугались, мы станем прятать их под нашими крыльями, чтобы они не увидели, как пошёл град и уничтожил виноградники, как орёл схватил зайца и растерзал его на куски…

И, наконец, гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребёнка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра, убеждать, что в нашей общественной жизни ему, когда он вырастет, предстоит решить свою долю задач, что у него много дел впереди. Он и сам должен понять, какие тени нужно уничтожить, какое зло искоренить, прежде всего, какой свет усилить и какое добро упрочить.

  • Мы должны научить его, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей,
  • и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье».
  • Амонашвили считал, что «конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя — помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе».
  • Эти слова необходимо помнить каждому взрослому, который берёт под крыло маленького человека.
  • МИА «Россия сегодня»

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/39472425-shalva-amonashvili-konechnaya-tsel-vospitaniya-nauchit-cheloveka-preodolevat-samogo-sebya/

Шалва Александрович Амонашвили (Москва) — тренер — отзывы, контакты, расписание тренингов

  • Доктор психологических наук, профессор.
  • Академик Российской Академии Образования.
  • Иностранный член Украинской Академии педагогических наук.
  • Почётный доктор Софийского университета имени Святого Климента Охридского.
  • Заслуженный профессор ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».
  • Почётный профессор (доктор) Тюменского, Дагестанского, Новоуральского (Казахстан) государственных университетов, Самарского, Новосибирского, Челябинского, Нефтекамского и др. государственных педагогических университетов, а также Национального педагогического университета имени Драгоманова, Хмельницкого, Одесского (Украина) педагогических университетов.
  • Лауреат премии правительства РФ, отличник образования РФ, отличник образования Республики Башкортостан.
  • Почётный президент Международного Центра гуманной педагогики, организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.
  • Руководитель лаборатории гуманной педагогики при ГОУ ВПО МГПУ.
  • Глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили.
  • Научный руководитель школ.

Автор книг: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели» (трилогия «Педагогическая симфония»), «Гуманная педагогика», «Школа Жизни», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», «В школу с шести лет», «Исповедь отца сыну», «Баллада о воспитании», «Вера и любовь», «Истина школы», «Учитель, вдохнови меня на творчество», «Как любить детей» и др. Автор художественных произведений: «Амон-Ра», «Саломея», «Вся земля ждёт нас», «Свет во тьме», «Рука ведущая», «Учитель» и др. Издательство «Амрита-Русь» издаёт сочинения Ш.А. Амонашвили в 20 книгах (Рекомендовано Редакционно-издательским Советом РАО).

Один из педагогов-новаторов, провозгласивший педагогику сотрудничества.

Ведёт широкую деятельность по утверждению идей гуманной педагогики — проводит семинары с учителями (России, Стран СНГ, Балтики). Организовал более 200 лабораторий гуманной педагогики в этих странах.

Готовит студентов, аспирантов, магистрантов, проводит мастер-классы.

Совместно с академиком Д.Д. Зуевым издаёт 100-томную «Антологию гуманной педагогики» (издано 54 тома).

Родился в Тбилиси (Грузия). В 60–80-е годы возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик во всём мире в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием «гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе«.

Источник: https://samopoznanie.ru/trainers/shalva_aleksandrovich_amonashvili/

Ш.А.АМОНАШВИЛИ — ОСНОВАТЕЛЬ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • Родители — Амонашвили Александр Дмитриевич (1910-42) — погиб на фронте, Амонашвили Мария Ильинична (1915-90).

С мамой — педагогом они были коллегами, научные проблемы обсуждали вместе, спорили, обобщали.

В их маленькой квартире непрерывно звучали величественные мелодии Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена, Чайковского. Мама очень хотела, чтобы ее ребенок был наделен музыкальными способностями.

Ш.А.Амонашвили вспоминает: «Эти месячники классической музыки оказались высшей школой музыкального образования для меня: я вдруг начал проникать в глубины ее гармонии, вместе с мамой посещать концертные залы. Я пристрастился к классической музыке.» Музыка в доме Шалвы Алексадровича не стихает и по сей день.

  • Сестра — Амонашвили Натела Александровна, учитель Тбилисской I экспериментальной публичной школы №1, д.п.н., автор пособий и дидактических материалов для 1–4 классов.
  • Жена — Ниорадзе Валерия Гивиевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ. Ушла из жизни 24 октября 2012 года.
  • Дети — дочь Паата (1964) — психолог, социолог, писатель, издатель, Нино — филолог, ювелир.
  • Внуки — Мика (1990) — бизнесмен, строитель, Александр — финансист.

Амонашвили окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса.

В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, которую впоследствии отверг, поскольку она опровергается его последующими идеями. Это сильный поступок, поэтому Ш.А.Амонашвили относится к числу редких учёных, которые могли его совершить.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 70-80-е годы деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией. Новаторство во времена «руководящей и направляющей роли партии» было делом рискованным.

Несколько раз лабораторию Амонашвили в Грузии пытались закрыть, созданную им 1–ю экспериментальную школу города Тбилиси, известную во всем мире, — расформировать, его методики обвиняли в буржуазном уклоне. Педагога бесконечно таскали «на ковер» в партийные органы.

Читайте также:  Тип первичнополостные или круглые черви: общая характеристика и сегменты тела

По собственному признанию Шалвы Александровича, он страшно боялся этих вызовов. Каждый раз шел туда, как на Голгофу, ожидая очередного разноса и потери партбилета. «Как много отравил мне в жизни этот страх», — с горечью признался педагог. Но мужество заключается не в отсутствии страха, а в способности преодолеть его в себе.

Шалва Александрович не отступился от своих идей. И сегодня он во всем мире известен как основатель Гуманной педагогики.

В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР.

. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). У него масса степеней и званий и должностей:

— действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г.,

— действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.

— Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария). -Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

— Ректор Академии педагогического искусства и социализации.

— В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили.

— Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

Педагогические идеи

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, повелительной, приказной педагогики.

Основные установки

  • Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции.

Основные методические подходы

1.Технология обучения детей с шестилетнего возраста.

2.Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.

3.Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.

4.Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

  • Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
  • О КНИГАХ
  • Уникальный опыт Шалвы Амонашвили, результаты его многолетних исследований обобщены в книгах и пособиях, которые стали настольными для нескольких поколений учителей и родителей.

Амонашвили Ш. А. написал огромное количество книг о воспитании и обучении детей.

Его книги переведены на китайской, чешский, венгерский, болгарский , югославский, эстонский языки и др.

Стиль у Шалвы Амонашвили очень необычный (а особенно он необычен для педагогической литературы, которая, как правило, более педантично-строгая, последовательная… и почему-то безэмоциональная). Его книги звучат как песня или сказание, переданное старшим мудрым предком своим юным, ищущим, думающим потомкам.

В его книгах нет строгих схем, «как вести себя в случае…». Но есть такой мощный, пронизывающий ее дух любви к Ребенку, внимания к нему, искренней заботы, соучастия, устремленности к высшей цели воспитания благородного человека, что во время чтения книги подступает ком к горлу.

Поэтому я бы сказала, что у Амонашвили не книги- информация. Это книга-состояние. Книга-вдохновение. И читать их можно сколько угодно раз, открывая для себя все новые подтексты и становиться еще лучше как родитель или воспитатель.

3 заповеди Амонашвили, которые он дарит :

1. Верить в безграничность ребенка.

Ребенок как космос. Есть классик педагогики Ян Амос Коменский, который сказал : «Ребенок – микрокосмос, который в состоянии объять макрокосмос». Как бы ребенок не учился, нужно верить в то, что его возможности безграничны, что он талантлив, и у него все получится. Вера в ребенка и любовь к нему творит чудеса и делает возможным то, что на первый материалистичный взгляд, кажется невозможным.

2. Ни в коем случае нельзя обзывать, унижать ребенка. Ищите ласковые, мудрые слова, исходя из возвышенной Веры и Любви. Не «глупый», а «глупыш ты мой».

Верьте в свою искру божью, ибо любой родитель уже от Бога педагог. Берите систему воспитания ребенка из своего открытого сердца, где хранится Божественная мудрость.

3. Воспитывать ребенка не авторитарно, а гуманно.

Слова « не трогай», « не бери», «угомонись», «замолчи», сделают вас с вашим ребенком только врагами. Выстраивайте отношения на основе уважения, доброты, ласки, нежности, понимания и сострадания – это и есть гуманная педагогика.

  1. Система Амонашвили «Школа жизни» с новым научным направлением, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
  2. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.
  3. И девизом педагогов должны стать слова Шалвы Александровича Амонашвили «В ребенка нужно верить!»

Источник: https://infourok.ru/shaamonashvili-osnovatel-gumannoy-pedagogiki-1888189.html

Читать

Центральная тема, которой посвящен этот том собрания сочинений Ш. А. Амонашвили, – становление и педагогическая деятельность гуманного учителя. По сути, эта проблема – центральная и для всего творчества Шалвы Александровича. Мудрым размышлениям об учителе-гуманисте посвящено большинство его произведений.

Но собранные в томе две книги, «Рука ведущая» и «Учитель», объединяет не только общая тема, но и жанр. Это художественные произведения-повести. Они написаны стилем поэтичным, насыщенным метафорами, который в целом столь органичен для Ш. А. Амонашвили.

Эти книги продолжают традиции художественно-исповедальных произведений великих педагогов. В данной связи подчеркнем, что педагогическая теория не заключена только в научно-педагогических трудах и учебниках по педагогике.

В золотой фонд педагогической классики как раз вошли в основном произведения художественные или с ярко выраженной публицистической направленностью. Если даже ограничиться XX веком, то сразу вспоминаются «Годы исканий» С. Т. Шацкого, «Как любить ребенка» Я. Корчака, «Педагогическая поэма» А. С.

 Макаренко, «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинского, «Последняя книга» С. Л. Соловейчика.

Открывает том повесть «Рука ведущая» (2007), произведение во многом автобиографическое. Действительно, в жизни главного героя книги – Алексея Александровича – много общего с судьбой Шалвы Александровича.

Отчество, отец, погибший на войне, путь к педагогике.

Как и персонаж книги, Шалва Александрович по его воспоминаниям достаточно случайно оказался в школе студентом университета, что бы просто заработать на хлеб, а остался в педагогике на всю жизнь.

Есть в этой повести и прямые автобиографические отсылки – воспоминания героя об учительнице, оказавшей на него определяющее влияние. Вот как это описывается в книге: «…пришла к нам в седьмом классе. Я был тогда круглым двоечником. Учителя говорили мне, что не переведут в следующий класс.

После первого сочинения она сказала мне: „Мальчик, у тебя поэтический дар!“ И, понимаешь, я начал писать стихи и нести ей. Она ставила мне пятёрки за сочинения, и я был как окрылённый на её уроках.

А однажды, когда мы писали очередное сочинение, она подошла ко мне, наклонилась, я почувствовал запах её нежных духов, и шепнула мне на ухо: „Мальчик, мои пятёрки краснеют рядом с двойками. Как быть?“ И я нашёл, как быть: начал зубрить физику, химию, математику, английский язык.

Учителя были вынуждены ставить мне тройки, а то и четвёрки и пятёрки. Так я не дал пятёркам по литературе краснеть перед двойками». Каждый, кто знаком с творчеством Шалвы Амонашвили знает имя этой учительницы – Варвара Вардиашвили.

Но дело, конечно, не только в автобиографических сюжетах. Показателен сам дискурс Алексея Александровича. Человек, никогда не собиравшийся работать в школе, под влиянием ряда мистических событий, в результате овладения «Живой Этикой» и философией космического мышления, стал прекрасным учителем и остался в школе навсегда.

Решающим фактором в этом оказалась встреча героя с Ребенком, спустившимся с неба.

Как сказано в повести: «…в его зарождающейся философии выросла идея, в которую он поверил всем сердцем: каждый ребёнок есть рука ведущая для какого-то взрослого».

Этот Ребенок, уже изначально обладавший всеми рациональными и сверхъестественными знаниями и способностями, передал герою книги подлинную гуманную педагогику.

Подчеркнем, что в повесть органично включены стихи замечательного педагога-гуманиста, заслуженного учителя России Семена Рувимовича Богуславского (1926–2005), который несколько десятилетий работал директором московской школы № 1274 им. В. В. Маяковского. Член Союза писателей и Союза журналистов, он стал автором семи сборников стихов о школе и педагогике.

Напряженный разговор о миссии учителя в современном обществе получает своё продолжение, развертывание и возвышение в следующей книге, составляющей том, – «Учитель». Это новое произведение Ш. А.

Амонашвили, которое было создано летом 2012 года.

Книга стала последней, которую подготовила к изданию незабвенная Валерия Гивиевна Ниорадзе – жена и сподвижник Шалвы Александровича в отстаивании и развитии учения духовно-гуманной педагогики.

Внешне сюжет этой пронзительно обжигающей книги прост и благостен.

Молодого педагога Василия Александровича назначают директором в школу, насквозь пораженную метастазами авторитаризма, и в результате проведения через несколько месяцев педагогического совета по теме «Прошлое, настоящее и будущее школы» переворачивает сознание учителей.

Часть из них, неспособная работать на основе идей гуманной педагогики, которую исповедовал директор, покидает школу. А те педагоги, которые признают это Учение и составляющие его принципы, в едином ансамбле адептов гуманной педагогики начинают исполнять свою новую педагогическую симфонию.

Но как же далека притчевая фабула книги «Учитель» от этой лапидарной и упрощенной трактовки. По сути, новое произведение Шалвы Александровича – это открытый судебный процесс над авторитаризмом в целом и авторитарной педагогикой как его проявлением в частности.

Перед напряженным вниманием потрясенного читателя проходит не заседание педагогического совета школы, а разворачивается картина Нюрнбергского трибунала.

Авторитарная педагогика, как фашизм на Нюрнбергском процессе, обсуждается целостно, во всех ее страшных проявлениях, и осуждается беспощадно и навсегда.

Но вернемся собственно к повествованию. Итак, молодой учитель Василий Александрович назначается директором школы, откуда после очень неприятной истории был уволен прежний руководитель. Случай действительно вопиющий: бывший ученик этой школы убил на автобусной остановке свою первую учительницу.

Обратим сразу внимание на имя-отчество нового директора школы, которое повторяет имя-отчество выдающегося педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинский. Автор книги и не скрывает, что это совпадение не случайно, а глубоко символично.

Начальник окружного департамента, благословив молодого коллегу на осуществление идей гуманной педагогики, даже дарит ему, издав приказ о назначении, пятитомное собрание сочинений В. А. Сухомлинского. Да и завершается книга очень символично.

В письме юной учительницы школы гуманной педагогики своей маме звучит следующее: «…наш директор – настоящий воскресший Василий Александрович Сухомлинский».

Но путь к этой реинкарнации оказался очень тернист. Придя в школу, новый директор решает разобраться в том страшном преступлении, из-за которого был уволен его предшественник.

Он поручает двум своим сподвижникам – молодым учителям – провести своеобразное расследование в двух плоскостях: что же там произошло, и каковы причины этого преступления.

А затем доложить результаты своего педагогического расследования на педагогическом совете.

«Естественно, – пишет Шалва Александрович, – они должны были быть не просто рассказами о печальных происшествиях, в которых учителя выступали бы сторонними наблюдателями и судьями, а такими, которые задевали бы каждого и вовлекали внутрь событий, давали бы каждому возможность увидеть свою причастность к ним, подводили бы к преобразующим переживаниям, мыслям и решениям».

И дальше начинается магия художественного произведения, которое, в отличие от строгих научных трудов, позволяет соединять то, что в реальной жизни трудно совместить.

На автобусной остановке одновременно встречаются пять, казалось бы, случайно там оказавшихся людей: мальчик, девушка, молодой человек, пожилая женщина и старик. Картина произошедшего внешне проста.

Увидев молодого человека, женщина начинает ему что-то кричать – он в ответ бьет ее по лицу – она падает и умирает. Так решило и следствие.

Но как же далека такая внешняя картинка от всей глубины произошедшего на этой автобусной остановке.

Дело в том, что волею автора все эти люди оказались там не случайно, все они связаны между собой: трое из них – бывшие ученики этой самой школы; женщина до рокового дня там учительствовала; а старик с окладистой белой бородой в ней раньше преподавал, но был уволен, так как отказался как член избирательной комиссии подписать сфальсифицированный протокол в пользу «одной правящей партии».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=583479&p=1

Ссылка на основную публикацию