«Мечта – категория возрастная. Ребенок еще не мечтает. Он просто чего-нибудь хочет, причем, здесь и сейчас. Мечтают юность и молодость. Потом на смену мечте приходят планы и проекты, повседневные заботы, радости и горести, а если повезет, – служение любимому делу. Наступает пора зрелости…»
Александр Чупров
продолжает свой цикл публикаций
Блажен, кто смолоду был молод,
И кто до старости созрел.
А.С. Пушкин
Рассказать об Августине Блаженном лучше, чем сделал он сам в своей «Исповеди» (400 г.), невозможно. Из 13 книг, десять посвящены тому, каким сложным и тяжелым (в духовно-психологическом отношении) был его путь к Богу.
- В этой «автобиографии» Августин интересен мне, в первую очередь, не как отец церкви или богослов и философ, а как сорокашестилетний мужчина, который с высоты своего житейского и духовного опыта, как бы оглядываясь назад, рассказывает о своем детстве, отрочестве, юности и молодости до своего крещения в возрасте 33 лет.
- И вот из памяти своей
извлекаю я сведения о четырех чувствах,
волнующих душу:
это страсть, радость, страх и печаль. - Августин Блаженный
Провинциальный мальчик, родившийся 13 ноября 354 года в нумидийском городе Тагаста (Северная Африка, ныне Алжир) в семье среднего достатка. Отец – член местного городского управления, язычник. Мать – христианка Моника, впоследствии причисленная к лику святых, крестившая сына в младенчестве.
Живой мальчишка, любивший бедокурить, вместе со сверстниками воровавший из озорства фрукты в чужом саду. Учеба в соседнем городке, ненавистный греческий, малопонятная математика и любимая литература.
В 16 лет был отправлен отцом учиться на ритора в Карфаген – столицу африканской провинции Римской империи и «столицу» разврата. Бурная «студенческая» жизнь с ее забавами, пирушками, многочисленными любовными приключениями. Первый «гражданский брак» (конкубинат).
В 18 лет Августин стал отцом, а в 19 лет начались духовные (философские и религиозные) искания, борьба плоти и духа, обольщения и разочарования, неистовая полемика со вчерашними кумирами, долгий путь к Богу, о котором лучше рассказывать словами самого Аврелия Августина…
Что же доставляло мне наслаждение, как не любить и быть любимым? Только душа моя, тянувшаяся к другой душе, не умела соблюсти меру, остановясь на светлом рубеже дружбы; туман поднимался из болота плотских желаний и бившей ключом возмужалости, затуманивал и помрачал сердце мое, и за мглою похоти уже не различался ясный свет привязанности (…)
Я прибыл в Карфаген; кругом меня котлом кипела позорная любовь (…) Любить и быть любимым мне сладостнее, если я мог овладеть возлюбленной (…)
Тянули меня к себе и те занятия, которые считались почтенными: я мечтал о форуме с его тяжбами, где бы я блистал, а меня осыпали бы похвалами тем больше, чем искуснее я лгал (…). [1]
На деньги, высланные матерью, Августин купил рукопись не дошедшего до нас сочинения Цицерона «Гортензий», в котором содержался пламенный призыв к философии как высшему благу, безмерно превосходящему все, что является благом в глазах толпы, – славу, богатство, почет, наслаждение.
Но, как пишет православный исследователь творчества Августина И.В. Попов, он «не встретил в нем спасительного имени Христа, которое всосал с молоком матери и хранил в глубине сердца».
Святой Августин, Юстус ван Гент, 1474
Это побудило его обратиться к чтению Святого Писания, но Библия не могла произвести большого впечатления на молодого ритора. Ему показалось, что «Св. Писание не может идти в сравнение с прекрасными сочинениями Туллия Цицерона: Цицерон так изящен, а Писание просто, детски наивно и даже грубо». [2]
В годы учебы Августин увлекся манихейством – дуалистическим учением о добре и зле. С этой религией его примиряло имя Христа. По окончании курса наук возвратился в Тагасту, где занялся преподаванием грамматики. Через год, не выдержав охватившей его тоски по поводу смерти любимого друга, вернулся в Карфаген.
В эти годы, когда я только что начал преподавать в своем родном городе, я завел себе друга, которого общность наших вкусов делала мне очень дорогим.
Был он мне ровесником и находился в том же цвету цветущей юности (…)
И вот Ты, по пятам настигающих тех, кто бежит от Тебя, Бог отмщения и источник милосердия (…) Ты взял его из этой жизни, когда едва исполнился год нашей дружбе, бывшей для меня сладостнее всего, что было сладостного в тогдашней моей жизни. (…)
Какою печалью омрачилось сердце мое! куда бы я ни посмотрел, всюду была смерть. Родной город стал для меня камерой пыток, отцовский дом – обителью беспросветного горя; всё, чем мы жили с ним сообща, без него превратилось в лютую муку. Повсюду искали его глаза мои, и его не было. (…)
Я удивлялся, что остальные люди живут, потому что тот, которого я любил так, словно он не мог умереть, был мертв: и еще больше удивлялся, что я, его второе «я», живу, когда он умер. Хорошо сказал кто-то о своем друге: «половина души моей». И я чувствовал, что моя душа и его душа были одной душой в двух телах, и жизнь внушала мне ужас: не хотел я ведь жить половинной жизнью. Потому, может быть, и боялся умереть, чтобы совсем не умер тот, которого я так любил. (…)
Вернувшись в Карфаген, Августин серьезно занялся эстетикой и естественными науками. По мере углубления в изучение астрономии и космологии космологические мифы манихеев стали казаться ему всё более нелепыми. В 382 году состоялась встреча Августина с манихейским авторитетом – епископом Фавстом. Встреча разочаровала Августина и, хотя они расстались друзьями, с манихейством было покончено…
Это была страшная сеть дьявольская, и многие запутывались в ней, прельщенные его сладкоречием.
Потом было увлечение скептицизмом академиков (последователей философов Платоновской академии). Скептицизм с его проповедью философской отстраненности от мирской суеты, добра и зла (атараксией) стал что-то вроде «перевалочной базы» перед следующим отрезком жизненного пути.
Весной 383 года Августин покинул Карфаген и отплыл в Рим. Благодаря старым связям в манихейских кругах получил в 384 году место преподавателя риторики в Милане. Сюда переехала и овдовевшая к тому времени мать Моника, сын, родственники и близкие друзья.
Здесь же состоялась судьбоносная для Августина встреча с Миланским епископом Амвросием. Из проповедей Амвросия он впервые узнал об аллегорическом истолковании Священного Писания.
С этого времени, однако, я стал предпочитать православное учение, поняв, что в его повелении верить в то, чего не докажешь (может быть, доказательство и существует, но, пожалуй, не для всякого, а может, его вовсе и нет).
Началось и сближение с Церковью.
«В лице Амвросия, щедрого благотворителя, руководителя царей и защитника правды, он почувствовал всю благость, правду и мощь вновь возникшей вселенской организации Церкви, ставшей на место разлагающейся империи и всех вообще древних союзов».[3]
В 413-427 годы такое понимание роли Церкви Августин обоснует в своем самом знаменитом сочинении «О граде Божьем».
Под влиянием матери он согласился вступить в законный брак.
На женитьбе настаивали: я посватался к девушке, бывшей на два года моложе брачного возраста, а так как она нравилась, то решено было ее ждать.
Тем временем грехи мои умножились. Оторвана была от меня, как препятствие к супружеству, та, с которой я уже давно жил. Сердце мое, приросшее к ней, разрезали, и оно кровоточило.
Она вернулась в Африку, дав Тебе обет не знать другого мужа и оставив со мной моего незаконного сына, прижитого с ней.
Я же, несчастный, не в силах был подражать этой женщине: не вынеся отсрочки – (девушку, за которую я сватался, я мог получить только через два года), – я, стремившийся не к брачной жизни, а раб похоти, добыл себе другую женщину, не в жены, разумеется.
Болезнь души у меня поддерживалась и длилась, не ослабевая, и даже усиливаясь этим угождением застарелой привычке, гнавшей меня под власть жены. Не заживала рана моя, нанесенная разрывом с первой сожительницей моей: жгучая и острая боль прошла, но рана загноилась и продолжала болеть тупо и безнадежно.
В эти годы Августин жил мечтой о философском созерцании в обществе друзей. Но мечта оставалась отвлеченным идеалом, осуществить который Августин еще не находил в себе сил.
Мы, круг друзей, давно уже составляли планы свободной жизни вдали от толпы: беседуя о ненавистных тревогах и тяготах человеческой жизни, мы почти укрепились в нашем решении.
Огромное значение в духовном развитии Августина имело его знакомство с неоплатонизмом египтянина Плотина (204/205 – 270), чье учение о Едином и его эманации (истечении блага) стало связующим звеном между языческим миропониманием и христианским мировоззрением. «В 386 году он впервые приступил к изучению этой философской доктрины. Неоплатонизм отвечал уже сложившемуся идеалу философского созерцания и потому не мог не произвести на Августина глубокого впечатления».[4]
«Грудная болезнь» вынудила Августина отказаться от преподавания риторики и посвятить себя созерцательной жизни философа. По окончании учебного года, Августин удалился вместе с матерью, братом Навигием, сыном Адеодатом и друзьями в небольшое поместье близ Милана, предоставленное в его распоряжение владельцем, одним из его друзей.
Тогда же Августин заявил епископу Амвросию о желании креститься. В Пасху 387 года Августин – в возрасте распятого Христа – принял крещение вместе с сыном Адеодатом и другом Алинием. К этому решению Августин, крещенный еще в младенчестве, шел долгие четырнадцать лет неустанного поиска. Так началась пора зрелости. Зрелости житейской и зрелости духовной.
После крещения Августин отправился на родину. На этом пути, в Остии, во время ожидания корабля, отходящего в Африку, скончалась мать Моника.
Итак, на девятый день болезни своей, на пятьдесят шестом году жизни своей и на тридцать третьем моей, эта верующая и благочестивая душа разрешилась от тела.
Я закрыл ей глаза, и великая печаль влилась в сердце мое и захотела излиться в слезах. Властным велением души заставил я глаза свои вобрать в себя этот источник и остаться совершенно сухими. И было мне в этой борьбе очень плохо.
Когда мать испустила дух, Адеодат, дитя, жалобно зарыдал, но все мы заставили его замолчать.
Осенью 388 года Августин возвратился в Тагасту и поселился с друзьями в своем имении. Мечта о философском общежитии, вдохновлявшая Августина и его друзей еще в Милане, казалось бы, стала превращаться в реальность. Но, как говорят, «нет ничего страшнее сбывшейся мечты»…
Уже умерла моя молодость, злая и преступная: я вступил в зрелый возраст, и чем больше был в годах, тем мерзостнее становился в своих пустых мечтах.
Так ожирел я сердцем, и сам не замечал себя, считая вовсе не существующим то, что не могло в каком-то отрезке пространства растянуться, разлиться, собраться вместе, раздуться, вообще, принять какую-либо форму или иметь возможность ее принять.
Внимание Августина все больше занимают вопросы религиозные, нежели философские. Для него – это было возвращением к истокам, к детству, к Богу.
Возвращением через любовь к матери, через ненасытное вожделение плоти и раннее отцовство, через манихейство, восхищение Цицероном и культ философии, через увлечение скептицизмом и неоплатонизмом, через горечь утраты любимых и обращение к Св. Писанию.
Почему душа больше радуется возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию? (…)
Итак, я с жадностью схватился за почтенные Книги, продиктованные Духом Твоим, и прежде всего за Послания апостола Павла.
Исчезли все вопросы по поводу тех текстов, где, как мне казалось когда-то, он противоречит сам себе, и не совпадает со свидетельствами Закона и пророков проповедь его: мне выяснилось единство этих святых изречений, и я выучился «ликовать в трепете».
Я начал читать и нашел, что всё истинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем Писании при посредстве благодати Твоей (…)
От неоплатонического аскетизма Августин постепенно переходит к идее христианского монашества. У него возникает мысль основать монастырь. Так мечта молодости, – созерцание Бога в кругу любимых и любящих друзей, – превратилась в проект зрелого человека.
Августин продает доставшуюся от отца собственность и вырученные деньги отдает в распоряжение церкви в Тагасте. В начале 391 года едет в город Гиппон, где он надеялся получить поддержку одного влиятельного человека, заинтересовавшегося его планом. Престарелый епископ Гиппона, Валерий, предложил Августину стать пресвитером. И он – не без колебаний – согласился.
В годы пресвитерства (391-395) Августин основал первый в нумидийской Африке монастырь. Известность Августина в Африке всё возрастала. В 395 году состоялось посвящение его в епископы.
В последний период жизни Августин вел неистовую полемику, бескомпромиссную борьбу с донатизмом и с 412 году с пелагианством, признанных официальной церковью ересями именно его усилиями.
Но это уже – чисто богословская и религиоведческая тема. Мы не будем ее касаться.
Скончался Аврелий Августин 28 августа 430 года в осажденном вандалами Гиппоне от лихорадки после десятидневной болезни.
Источник: http://bkjournal.org/mechta-avgustina-blazhennogo/
Блаженный Августин
28 июня Русская православная церковь чтит память Аврелия Августина, епископа Гиппонского, также именуемого Блаженным Августином.
Настоящее и будущее
Личность Блаженного Августина удивительна и уникальна. Впервые в истории философской мысли Августин в своей автобиографической «Исповеди» обратил внимание на индивидуальность, отдельного человека, отдельную личность в такой мере, в какой никто до него этого не делал. До Августина никто так глубоко не переживал движение жизни, никто так не чувствовал время.
Исповедуясь в себе перед Богом, он размышлял примерно так. Вот я сейчас исповедуюсь. Исповедуюсь в том, что было. А куда оно делось? Было ли оно? Ведь его нет. Прошлое прошло, исчезло. Будущего нет, оно не наступило. А что есть? Существует настоящее – точка, где сходится прошлое и будущее. Получается, что мы живем один миг. Проблему времени Августин решает любопытно.
Прошлого, конечно, нет, но оно и есть, потому что ничто в ничто не уходит, оно остается. Следовательно, прошлое есть настоящее. А будущее тоже есть, потому что оно происходит из настоящего и потому что творение из ничего было осуществлено Богом разово. В результате и прошлое, и будущее есть всегда в настоящем.
Будущее присутствует в настоящем в качестве семян, которые имеют при этом бытие.
Происхождение
Августин родился 13 ноября 354 года в небольшом городке Тагаст африканской провинции Нумидия. Отец-язычник, Патриций, крестившийся незадолго до смерти, был человеком жестоким и особенного влияния на Августина не оказывал, в отличие от матери-христианки, Моники.
Однако отцу удавалось нейтрализовывать христианское влияние матери на сына в детстве и юношестве. Августин позднее написал, что впитал имя Христа с молоком матери. С другой стороны, в юношестве он был человеком светским, абсолютно далеким от религии и его можно было бы назвать атеистом.
После учебы на малой родине Августин перебрался в Карфаген, где продолжил учебу, получил прекрасное риторическое образование и затем сам преподавал в риторической школе. Августин вспоминал, что немалое влияние на обращение его в христианство оказало знакомство с трудами Цицерона.
В античном мире у человека было две главные возможности себя реализовать: риторика и философия. Изучение риторики позволяло затем проявить себя в общественной жизни, построить карьеру.
А изучение философии, наоборот, означало открытие факта того, что существует некое внутреннее переживание, благо, которому стоит посвятить жизнь. Цицерон эти вещи как раз попытался сопоставить. И эта же проблема – «выражение невыразимого» – занимала Августина всю жизнь.
Блаженный Августин и Святая Моника
В поисках истины
Первое осознанное знакомство Августина с христианством вызвало в нем некоторое разочарование. Он испытывал определенные трудности с чтением Священного Писания. Да и сами христиане отнеслись к нему настороженно из-за той гигантской тяги к знанию, которую демонстрировал молодой философ-интеллектуал. И так получилось, что Августин оказался в секте манихеев.
Мать страшно переживала из-за этого, просила одного епископа поговорить с Августином, но тот твердо сказал, что это не ко времени, а он сам, изучая ересь, поймет, что к чему. Вообще, Августин в «Исповеди» прямо указывает, что молитвы и слезы матери о нем Господь слышал и не оставил без внимания.
Августин жил во времена, когда античный мир угасал, близилось падение Римской империи. Отражение этого Августин видел в манихейском учении о столкновении добра и зла. Манихеи обещали открыть истину, и это увлекало будущего епископа. Однако он обнаружил, что истину в понимании философии манихейство дать не может. Он разочаровался в этой ереси.
Более того, он стал задумываться о том, что истину вообще нельзя открыть и, следовательно, стоит отказаться от ее поисков.
После Карфагена Августину удалось открыть риторическую школу в Риме, а затем получить должность преподавателя риторики в Медиолане (современный Милан). Значительное влияние на Блаженного Августина оказал святой Амвросий Медиоланский, проповеди которого в итоге склонили его принять крещение в 387 году.
Августин переосмыслил свою бывшую жизнь, то, как он вел себя с женщинами, воровал. Беспощадное отношение к бывшей жизни нашло самое полное отражение в «Исповеди». В Медиолане Августин сделал важное открытие: вера – это не слепое следование учению авторитета, а поиск истины. И в христианстве он нашел эту свободу поиска.
То есть верующий знает, что он не знает, и стремится понять то, чего еще не понимает. Таким образом, Августин взглянул на христианство как на вполне осуществимый и желанный путь познания, о котором он мечтал после прочтения Цицерона.
После крещения Августин раздал имущество бедным и с матерью отправился в Африку, однако она скончалась по дороге в результате болезни.
Крещение блаженного Августина
Африка
Автобиографическая «Исповедь» Августина завершается его прощальным диалогом с умирающей матерью. Дальнейшие сведения о почти 40-летней жизни святого мы знаем из «Жития», составленного Поссидием, человеком, общавшимся на протяжении этих десятилетий с Августином.
В Африке, в родном Тагасте, Августин организовал монашескую общину. В Гиппоне Регийском (город, бывший на территории современного Алжира) был рукоположен в пресвитеры. Не позднее 395 года принял епископский сан.
В этот, африканский, период жизни Августин создал свои наиболее значимые произведения, такие как «Исповедь», «О граде Божьем» (посвящено вопросам о сотворении мира и конце света), «О свободной воле» и другие.
Августин был чрезвычайно плодовитым мыслителем, только в период с 388 по 396 год он создал около 20 работ (не считая писем) различного содержания. Блаженный Августин умер 28 августа 430 года в Гиппоне, осажденном германским союзом племен – вандалами.
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/blazhiennyi-avghustin
блаженный Аврелий Августин
Аврелий Августин появился на свет в 354 году, в нумидийском городе Тагасте (на севере Африки).
Отец Августина, язычник, входил в состав членов городского управления, имел во владении небольшое поместье.
Мать Августина, Моника, благочестивая женщина, в отличие от мужа, исповедовала веру во Христа (впоследствии она была причислена Церковью к лику святых).
Несмотря на традиционно второстепенное положение женщин того времени в обществе, влияние Моники на супруга и сына всё же имело успех (в конце концов муж, Патриций, крестился, пусть даже и незадолго до смерти).
Семья Августина хотя и не нищенствовала, но имела скромный достаток. Между тем, ограниченность средств не помешала родителям обеспечить сыну хорошее образование. Первоначально он проходил обучение в родном городе, затем, с 363 по 366 год, продолжил образование в Мадауре. Следующим местом учебы, куда он направился пятнадцатилетним юношей, стал Карфаген.
Здесь Августин обзавёлся знакомством со множеством сверстников. Причём, далеко не все из них вели целомудренную жизнь. Имея перед глазами негативные примеры, но не имея вполне сформировавшегося внутреннего нравственного стержня, Августин и сам приобщился к распутству.
В Карфагене он познакомился с одной женщиной, от которой впоследствии, в 372 году, у него родился ребенок. Сына назвали Адиодатом (в греческом варианте — Феодор). Впоследствии Августин не раз вспоминал о нём с отеческой любовью и нежностью.
Духовные искания
Некоторый перелом в мировоззрении и миросозерцании Августина произошёл, когда ему было девятнадцать лет.
Тогда, на средства, присланные матерью, он приобрёл себе рукопись произведения Цицерона «Гортензий», в котором тот со свойственной ему убедительностью раскрывал значимость любомудрия как высочайшего блага.
Это произведение оказало на Августина сильное психологическое воздействие, побудило всерьёз задуматься над смыслом жизни, в том числе собственной, сопоставить привычные ему мирские ценности с вечными.
В какой-то период Августин проникся симпатией к лжеучению манихеев, признававших два противоположных начала: доброе и злое. Чтение Священного Писания не вызывало в нём надлежащего благоговейного чувства. Да и уровень доверия Августина христианству был недостаточно высок (возможно, это было связано с языческими представлениями отца).
Зато сочувствию манихейству способствовал тот внутренний разлад, который был свойственен ему в виду нравственной распущенности и который он внутренне ощущал: с одной стороны — душевное стремление к чему-то светлому и возвышенному, а с другой стороны — низменные плотские порывы.
Чем не борьба двух начал, доброго и злого? Период увлечения Августина манихейством длился почти 10 лет, приблизительно с 373-го по 382 год.
Получив в Карфагене желаемое образование, Августин возвратился на малую родину, в Тагасту, и устроился там преподавателем грамматики. Однако некоторое время спустя он вновь перебрался в Карфаген.
Здесь, помимо преподавательской деятельности, он всерьёз нагрузил себя теоретическими исследованиями в области естественных наук. Между тем, постигая основы астрономии, он изучал, например, и астрологию.
Мать, искренне переживавшая за него, и переселившаяся в Карфаген, поближе к сыну, всё же надеялась, что однажды, с помощью Божьей, он обратится, отступит от вредных, греховных привычек и ложных идей.
Со временем у Августина стало возникать всё больше и больше вопросов, на которые манихейство не могло дать ему ясный утвердительный ответ.
Однажды, когда в Карфаген прибыл епископ Фавст, пользовавшийся у манихеев уважением и авторитетом, Августин приступил к нему и засыпал неудобными вопросами. Выслушав, Фавст признался, что не в силах удовлетворить его любопытству.
Тогда Августин испытал определенное разочарование в манихействе, хотя и оценил искренность манихействующего епископа.
В 383 году Августин отправился в Рим, а спустя некоторое время перебрался оттуда в Милан (Медиолан), где получил должность ритора. И как любознательному человеку, и как ритору, ему было интересно услышать проповеди знаменитого епископа Амвросия (Медиоланского). И он слушал. И это слушание не осталось бесплодным.
Обращение ко Христу
По мере того как Августин посещал воскресные богослужения, в чине оглашенного, он всё больше и больше увлекался красотой Православия.
Из проповедей епископа Амвросия он вынес для себя, что христианское вероучение представляет куда более богатое и возвышенное знание, чем он мог предположить.
И хотя прежняя развращённость давала о себе знать в виде греховных движений в душе, по Промыслу Божию он, шаг за шагом, приближался ко Христу.
Большое впечатление оказал на него таинственный случай. Однажды, размышляя о собственной греховности, пребывая в сокрушении духа, он, вдруг, услышал чей-то загадочный голос, словно бы детский, взывавший к нему нараспев: «Возьми и читай».
Осмотревшись и не найдя, кто бы это мог произнести, Августин интерпретировал это воззвание как обращение свыше. Он понял, что объектом чтения должно было стать Священное Писание.
В свою очередь это обращение напомнило ему о призвании Антония Великого, чьё житие, в своё время, произвело на него сильное впечатление. Августин тут же вернулся на место, где оставил Писание, и начал читать.
Его внимание сосредоточилось на фразе, предостерегавшей от различных опасностей (пиршеств, пьянства, сладострастия, распутства, зависти, ссор, похоти вообще) и призывавшей облечься во Христа (Рим.13:13-14).
В 388 или 389 году Августин, наконец, принял Крещение. Это событие не могло не обрадовать его мать, ревностную христианку. Вскоре она почила о Господе.
Священнослужение
По смерти матери Августин, пробыв какое-то время в Италии, отправился в родной город Тагасту. От отца ему досталось наследство, но он, уже твердо определив для себя направление будущего пути, продал всё и пожертвовал вырученные деньги на нужды Церкви.
Вскоре Августин переселился в Иппон. К тому времени он успел стяжать некоторую известность как защитник христианства и богослов.
В 391 году, епископ Валерий, по настоянию местной общины, рукоположил его во священника.
С тех пор отец Августин стал его верным помощником в деле распространения веры, много проповедовал, занимался толкованием Священного Писания и борьбой с еретическими заблуждениями.
В 395 году, отец Августин был возведен в епископское достоинство, а после преставления епископа Валерия возглавил Иппонскую епархию и руководил ею вплоть до своей смерти.
За несколько лет до кончины блаженный Августин избрал себе в преемника Ираклия. 28 августа 430 года сердце архиерея, измождённого лихорадкой, остановилось, и он предстал пред Лицом Высшего Судьи.
Творческое наследие
За годы пастырской деятельности из-под пера блаженного Августина вышли десятки сочинений различного характера. В качестве церковного писателя он хорошо известен и как проповедник, и как догматист, и как полемист.
К сожалению не всё, связанное с творчеством этого автора, можно принимать без оговорок. Одним из наиболее оспариваемых направлений его авторской мысли служит представленное им в полемике с пелагианами учение о роли Божественной благодати в деле спасения.
Возражая учению еретиков о возможности избавления человека от скверны греха практически собственными силами, блаженный отец справедливо отметил, что без содействия благодати это в принципе не выполнимо, однако, увлекшись жаром полемики, он настолько минимизировал роль самого человека, что в дальнейшем это дало почву и повод для формирования нового учения, представляющего крайность, противоположную пелагианству: учение о предопределении Божьем (согласно этому учению, спасается лишь тот, кого предопределил ко спасению Бог).
Другое спорное место в трудах Августина Иппонского связано с его воззрением о Святом Духе как о Духе Любви.
В дальнейшей интерпретации эта точка зрения легла в основу учения Западной Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (суть этого учения такова: Отец любит Сына и, значит, изводит Любовь, но и Сын любит Отца и, следовательно, тоже изводит Любовь; поскольку Любовь — это Святой Дух, постольку и получается, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына).
- Между тем, блаженный Августин по праву почитается как один из наиболее выдающихся церковных писателей вселенского масштаба.
- Из догматических трактатов до нас дошли такие его труды как О Троице, О граде Божьем, О Символе веры, Энхиридион, О 83-х различных вопросах в одной книге.
- В качестве полемических сочинений известны: О свободе воли, О природе блага против манихеев, О благодати и свободном решении, Об упреке и благодати, О предопределении святых.
- К числу пастырских поучений относят: Об обучении оглашаемых, Проповеди и поучения, Слово в день Петра и Павла, Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским и др.
Особая группа работ определяется экзегетической направленностью. Это: О книге Бытия буквально, О согласии евангелистов, Рассуждения на Евангелие от Иоанна, Толкование на Псалом 125-й, Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия и пр.
Канонизация
В русские Месяцесловы память блаженного (28 июня) была внесена в XIX в. из греч. «Синаксариста» Никодима Святогорца.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/
Блаженный Августин
А по северной Африке, на развалинах высокой и роскошной египетской цивилизации уже давно кочуют христианские берберийские племена, люди загадочного происхождения с красивыми полуарабскими-полуевропейскими лицами. Постепенно они богатеют, становятся оседлыми и все больше и больше сплетаются с европейцами, занявшими весь африканский север.
В такой богатой берберской семье родилась в 331 году женщина по имени Моника. Знакомство с достижениями римской цивилизации чуть не закончилось для нее трагедией — у юной девушки сложилась потребность в алкоголе. По-видимому, спасла ее старая служанка-христианка, которая привила ей настоящие христианские правила жизни.
Выдали замуж Монику за римского чиновника Патриция, человека неплохого. Но был он чиновником в разлагающемся римском государства, погрязшем в коррупции и разврате.
А с волками жить — по-волчьи выть! Много пришлось с терпением и кротостью перенести Монике побоев и оскорблений, пока супруг не опомнился и не научился уважать ее взгляды и образ жизни, а научившись, сам стал христианином.
А Моника, проявившая столько мудрости и терпения в семейной жизни, осталась в истории Святой Моникой.
13 ноября 354 года у супругов, христианки и язычника, родился сын Августин Аврелий. Латинская грамота далась ребенку легко. Окончив школу в родном городе Тагасте (на территории современного Алжира), он был отправлен сначала в крупный город Мадавру, а затем и в Карфаген, где несколько лет обучался риторике.
В своей «Исповеди» Августин не пытается приукрасить себя. Со всей откровенностью он рассказывает о своем молодом легкомыслии, с которым он сходился с женщинами, не помышляя о женитьбе, так как они были слишком низкого происхождения.
В 373 году у юноши проснулся интерес к философии, он изучает классические римские и греческие труды, увлекается манихейством и неоплатонизмом. В это время в его руки попадают и послания апостола Павла.
Существует легенда, что однажды в саду Августин услышал голос ребенка, который предложил ему развернуть свиток, который был в его руках. И это было Послание к римлянам.
Пораженный прочитанным, Августин вместе с матерью и двоюродными братьями удалился на виллу к одному из своих друзей-философов. И там в беседах и размышлениях начало складываться его новое вИдение мира. Там появляются его первые философские диалоги.
В 387 году Августин с братьями приняли христианство. Моника и Августин распродали все имущество и раздали бедным вырученные деньги, а сами отправились на родину в Тагаст. По пути умерла Моника, и добрался Августин до родного города один.
Там он основал монашеский орден и 40 лет провел в богослужении и богословских трудах.
Удивительным образом труды Блаженного Августина заложили основы всей христианской европейской культуры.
На его философских трактатах и диалогах воспитывались студенты средневековых университетов и продолжали изучаться в эпоху Ренессанса, когда средневековые нормы жизни ушли в прошлое.
Эпоха классицизма и Просвещения, казалось, должна была бы поставить крест на христианском философе-мистике, но его продолжали читать и изучать.
Имя его для христианской культуры стало тем же, что и имя Гомера для античной культуры
Источник: http://olgaveiga.ru/blazhennii_avgustin/
Августин: блаженны жаждущие Истины
28 августа 430 года от Рождества Христова в североафриканском городе Иппон перестало биться сердце его престарелого епископа, вошедшего в историю под именем Блаженного Августина.
Казалось бы — ну и что тут заметного? В той же Африке только близ Александрии в те времена местный патриарх мог собрать на собор до тысячи подчиненных ему архиереев.
А уж за больше, чем полторы тысячи лет, прошедших с тех пор, их количество, наверное, дошло до сотни тысяч.
Но на самом деле значение епископа, в общем-то, захолустного городишки Иппона трудно переоценить. Достаточно сказать, что даже в атеистические советские времена его творчество, пусть даже поверхностно и тенденциозно, но изучалось в курсе истории философии. А в католицизме блж. Августин считается одним из двух столпов богословия — наряду с св.
Фомой Аквинским, жившим в XIII веке, чье несколько модифицированное в последние времена учение, неотомизм, ныне является официальной доктриной Римской церкви. Блаженный Августин почитается отцом «августинизма» — хотя и несколько позабытого, но никоим образом не отвергнутого течения — ни Римом, ни Православными церквами.
Ведь творил святой ученый в эпоху неразделенной церкви, до Великого раскола 1054 года.
Его жизнь пришлась на трудный период. Одряхлевшая Римская империя буквально разваливалась под ударами набиравших силу варваров. И если ее восточная часть, получив новый импульс от принятого при св.
Константине Великом христианства, успешно развивалась еще добрую тысячу лет — то Рим фактически агонизировал. Однако собранная им многонациональная империя еще жила.
И вот в одной из ее провинций, на территории современного Алжира, в городе Тагаст в семье язычника и христианки в 354 году и родился мальчик, которому было суждено сыграть столь значительную роль в христианской Церкви.
Преображение Господне — праздник Истины
В отличие от «канонических» святых, которые с юных лет вели богоугодную жизнь, Августин особым благонравием не отличался. Во время обучения философии вместе с друзьями он, подобно большинству студентов всех времен и народов, пускался во все тяжкие, ведя жизнь, полную грехов и распутства.
Впрочем, к обличению последнего (и даже самообличению — из уст самого святого) надо подходить очень взвешено.
И правда — если юноша, у которого достаточно средств для самого изощренного разврата, больше 10 лет жил, как сказали бы сейчас, в гражданском браке с любимой девушкой, жениться на которой не мог из-за существенной разницы в социальном статусе — то можно ли назвать это блудом? Тем более, что и сын, рожденный от этого союза, был признан Августином за законного — хотя по тогдашним нормам это было необязательно. На фоне нынешней лавины разводов и безотцовщины так и хочется сказать — побольше бы нам таких блудников.
Да и о своей разгульной компании будущий святой вспоминал в своей «Исповеди», его самом известном труде, с исключительной теплотой. Не в отношении творимых грехов — но искренней дружеской любви между ее членами.
Вообще, юный студент в своем становлении прошел очень сложный путь. Так, пресытившись мирскими удовольствиями, он было бросился в другую крайность — сначала стал скептиком, сомневавшимся во всем, включая Бога. А потом почти 10 лет пребывал под сильным влиянием манихеев.
Учивших о том, что мир — это сплошное зло, а не благое творение Божье, лишь отягощенное злом, по причине грехопадения первых людей, нуждающееся в спасении. И лишь встреча с другим великим святым того времени, свт. Амвросием Медиоланским, возвратила Августина на правильный путь и дала ему цель и смысл жизни.
С тех пор вся она после крещения, принятого в 33-летнем возрасте, безраздельно была посвящена Христу.
Ему приходилось вести полемику с теми же манихеями и скептиками, и с внутрицерковными еретиками, такими как «донатисты», учившими, что «качество» благодати, подаваемой в Таинствах Церкви, зависит от личных качеств священнослужителей. Ну и, типа, если батюшка — не святой, то и причащаться и исповедоваться у него бессмысленно.
Совсем как сейчас — когда недовольные то архиерейскими «Мерседесами», то осуждением «пуссей» якобы православные верующие презрительно цедят сквозь зубы: «Да чтобы я в такую церковь пошел?!».
Одновременно, вместо поиска хотя бы «настоящей церкви», продолжая отлеживаться в воскресенье на мягком диванчике, проявляя «духовность» максимум в излитии желчи на интернет-форумах.
Манихейская ересь: Христос-искуситель
Однако и борьба с грехом велась сначала священником, а затем епископом Августином как-то непривычно. Не было в ней тяжелого надрыва, увы, столь характерного для многих борцов за веру что в прежние, что в нынешние времена.
Особенно — из числа неофитов, просто таки со сладострастным наслаждением выливающих ушаты грязи на свою прошлую жизнь, рассматривая ее исключительно, как сатанинское сотрудничество «мира, плоти и диавола» ради погубления их душ.
Видно, не зря святому было попущено Богом изучить изнутри манихейство — чтобы потом всю жизнь ощущать, как тонка грань между осуждением греха, болезни бытия — и самого бытия.
А еще всю оставшуюся жизнь блж. Августина не покидало радостное, ликующее счастье великой милости и любви Божьей. Вспоминая всю глубину своих падений, он, отчасти по смирению, отчасти по трезвому размышлению, понимал, что только благодаря Еиу избежал гибельной пропасти.
И потому в полемике с современным богослову Пелагием, учившим о возможности спасения фактически своими силами, резко выступал за то, что лишь Божья благодать способна спасти грешников.
Временами доходя даже до идеи «предопределения» Богом — одних ко спасению, других — к вечному осуждению.
Впрочем, во-первых, Августин учил не столько о предопределении, сколько о всеведении Богом того или иного окончательного выбора человека. А во-вторых, он никогда не придавал своим мыслям статус абсолютной истины — но лишь богословского мнения.
Что, в общем-то, и отличает указанное мнение, допустимое в Церкви, от претензий еретиков на общеобязательность своих заблуждений.
Так что, хотя и православная, и католическая церкви «исправила» иппонского епископа в части «сотериологических» воззрений — но обвинять его в ереси не было даже и в мысли как у современников, так и потомков.
Манихейская ересь: компот из религий
Справедливости ради стоит заметить, что фактическое возрождение учения о предопределении в современном протестантизме — это, по сути, возврат к классическому августинизму. Хотя, конечно же, сам Августин наверняка был бы не в восторге от прочих новшеств его непрошенных последователей.
Но с другой стороны, прочитав, скажем, книгу св. Папы Григория Двоеслова об италийских отцах, просто поражаешься царящему там духу пессимизма и «дрожи» в страхе практически неизбежной вечной гибели. И уже не удивляешься тому, что тот же Мартин Лютер предпочел предопределение (конечно же, к спасению), чтобы почувствовать себя «радостным и ликующим дитем Божьим».
Но Августину и не требовалось порывать с Церковью, телом Христовым, для того, чтобы чувствовать в своей жизни Божью Любовь и милосердие — он и так ими жил. Причем не только в любви, но и в свободе.
Во времена, когда лучшие умы Церкви составляли скрупулезные уставы и прочие рекомендации стяжания святости, спорили о преимуществах брачной жизни или монашества — блаженный старец изрек гениальную в своей простоте фразу: «Возлюби Бога — и делай, что хочешь».
Вообще главной заслугой богослова является создание стройной системы на основе воцерковленной философии платонизма. Точно также, как спустя 800 лет Фома Аквинский воцерковил аристотелизм. Разумеется, изложить суть этой системы в нескольких фразах невозможно. Но для иллюстрации можно привести несколько самых известных афоризмов блж. Августина, сохраняющих актуальность до сих пор.
Ересь Монтана — бунт «старших братьев»
«Не произносите бесповоротных суждений!» — об относительности нашего знания.
- «Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает», — о преимуществе убеждения с сохранением свободы воли над принуждением.
- А вот замечательный пример уважения женщины — вопреки ходульно-атеистическим представлениям о принижении христианством ее роли:
- «Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.»
- А это слова об иерархии ценностей, во главе которых должен стоять лишь Бог, Любовь которого — единственный источник истинного наслаждения. А все остальное, хотя и может приложиться, но не должно быть главным и самодостаточным:
- «Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться».
- Об истинной свободе в добре:
- «Тот, кто добр, — свободен, даже если он раб; тот, что зол, — раб, даже если он король».
- О том, что «духовная жизнь» не должна подменять собой деятельной любви.
- «Ни один человек не вправе вести столь созерцательную жизнь, чтобы забыть о своем долге служения ближнему».
«На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, — вот на что похожа любовь».
- А еще святому принадлежит фраза, которая, отчасти объясняет о мотивацию его поступков — и то, почему он был назван Церковью именно блаженным по преимушеству.
- «Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.»
- Гностицизм — ересь, не дающая миру шанса
И действительно, всю жизнь Августин алкал мудрости в Боге, с чем и неразрывно связано истинное счастье. Спустя 12 столетий один из его последователей, предтеча экзистенциализма, французский ученый, философ и мистик XVII века Блез Паскаль так описывал свой диалог с Богом.
— Господи, почему я так долго Тебя искал, и не мог найти?
— Ты нашел Меня сразу же после того, как начал искать — ибо если бы ты Меня не нашел, то не стал бы Меня так долго искать.
Что ж, как сказал Христос в Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды — ибо они насытятся». Даже если насыщение это в полной мере случится уже в будущем веке — но его сияние будет сопровождать искателя и в земной жизни. Такое блаженство поиска, без сомнения, в полной мере испытал и Августин — отчего и вошел в церковную историю с именем «блаженный».
Источник: https://www.pravda.ru/faith/1126350-augustinus/
Блаженный Августин — Исторический дискуссионный клуб — медиаплатформа МирТесен
Закончив школу, он едет в Карфаген, чтобы совершенствоваться в риторике. Знакомство с «Гортензией» Цицерона побудило его принять эллинистическую философию как форму мудрости и искусства жизни: «Эта книга изменила мои настроения и сделала даже другими мои молитвы, мои обеты, мои желания».Августин преподает риторику сначала в Тагасте (374), затем в Карфагене.
В 384 году он едет в Милан, где встречает поддержку манихеев, сторонником которых являлся. Однако в 386 году, благодаря епископу Амвросию, у него появляется интерес к христианству. В 387 году Августин принимает крещение от епископа Амвросия и возвращается в Африку.
В связи со смертью матери у него возникает стремление распространять на своей родине христианское учение.Вернувшись в Тагаст, он основывает религиозное братство, быстро прославившееся своей святостью. Августин становится священником в своем родном городе, а затем, в 395 году, епископом Гиппона (Северная Африка).
Его деятельность была направлена на распространение и разъяснение принципов веры, а также на борьбу с ересями, включая манихейство, донатизм и пелагианство. Умер Августин в 430 году.Основные работы»Монологи», «О Троице», «Исповедь», «Отречения», «О граде Божьем» и др.
Основные идеиФилософствование в вере Вера, по Августину, является необходимым условием для исследования, цель которого – познание Бога и души. Исследование налагает строгую дисциплину: не отчуждаться от веры, не уклоняться от проблем и трудностей и не стремиться избегать их, а принимать их во внимание и решать, стараясь понять их суть.
-
- Первичная вера является движущей силой, которая побуждает человека начать процесс исследования, чтобы в результате прийти к истинной вере. Познание и вера, накладываясь, образуют единое целое. Этим единством является Бог или Истина, что в принципе одно и то же.Искать Бога значит искать душу, которая находится внутри самого человека.
- Это он и называл «исповедью», составляющей постоянный процесс деятельности философа: «Не выходи из самого себя, возвратись к себе, внутри человека живет истина, и если поймешь, что твоя природа переменчива – поднимись над собой».
О Божественной Благодати По мере того, как человек занимается поиском истины, он приближается к Богу, то есть абсолютная истина – это Бог. Познание истины – это как бы обладание светом, который позволяет различать и понимать суть вещей.Этот свет открывается человеку как Слово, Логос, Бог-Сын, самое чистое выражение Светлого Разума.
Августин пишет: «Бог открывается как Истина тому, кто его ищет как Истину, и открывает себя как Любовь тому, кто любит». В человеке существует возможность прийти к Богу как через разум, так и через глубокое чувство любви, но эта способность ниспосылается Богом как Благодать.
Любая сила, любая человеческая добродетель происходит от Божественной Благодати, потому что Бог дал ее для того, чтобы человек пришел к Богу, сумел достичь его.О человеке В природе человека заложена способность искать и любить Бога: «Мы – люди, созданные по подобию нашего Творца и поэтому обладаем возможностью вернуться к Нему». Эта возможность возвратиться к Богу, к Святой Троице, основывается, по Августину, на том, что в человеке есть троица, похожая на божественную; это три характеристики человеческой души: Память, Разум и Воля.
-
- В человеке есть «ветхий человек» – внешний, плотский, который рождается, стареет и умирает. Но он может стать «новым человеком», духовным, у которого возраст определяется не течением времени, а степенью приближения к Богу. «Новый человек» – тот, кто обладает способностью к возрождению.
Божий Град и Град земной Человеку предоставляется возможность выбора: жить по плоти или жить по духу. Этот выбор относится не только к одному человеку, но и ко всему человечеству в целом.
Августин рассматривает проблему борьбы между плотским и духовным как борьбу между двумя царствами: Градом земным и Градом Небесным.
Два этих Града никогда не проявляются в чистом виде, так как в нашем мире нет абсолютно черного и абсолютно белого.
-
- Эгоизм и презрение к Богу порождают Град земной, а любовь к Богу – Град Небесный. В одной и той же цивилизации, в одном и том же месте были люди, жившие в земном Граде, и люди, жившие в Граде небесном, хотя физически они были жителями одного города.
- Только расспросив друг друга, можно выяснить, кто к какому Городу принадлежит. Блаженный Августин принадлежит Граду Небесному, он сам искал Истину, то есть Бога, и обладал беспокойным духом, стремившимся побудить к поиску Истины других.
Цитаты — Как же люди отправляются в путь, чтобы восхититься горными вершинами, грозными морскими волнами, океанскими просторами, блужданиями звезд, но при этом оставляют в небрежении самих себя?
— По-настоящему проблема всех проблем – это не космос, а человек. Не мир загадка, но мы сами.
— Я сам стал для меня самого ощутимой проблемой, я не осознаю всего, что я есть.
— Поскольку мы не равны с Богом, более того, бесконечно от Него удалены, посему Его стараниями… мы узнаем в самих себе образ Бога, образ, к коему следует всегда приближаться, совершенствуясь.
— Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.
— Необходимо заключить, что по ту сторону нашего ума есть некий Закон, который называется истиной, и нет сомнений, что эта неподверженная изменениям природа, превышающая душу человека, существует.
— Две разновидности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до самозабвения, рождает град небесный. Первая возносит самоё себя, вторая – Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога.
— Кому знакома истина, тот знает Свет, а кому знаком Свет, тот познает вечность. Любовь есть то, что тебе открыто.
— То, что мы надеемся узнать, нельзя увидеть очами, услышать ушами – это должно быть в сердце человеческом. Так что же такое вера, если не верить в невидимое? Вера – это верить в то, что незримо: истина – это узреть то, во что уверовал.
— Бог – умный свет, в Котором, от Которого и через Которого разумно сияет все, что сияет разумом.
— Что же такое время? Пока никто меня о том не спрашивает я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик.
— Самое врачевание души, совершаемое Божественным промыслом и неизреченным милосердием, по своей постепенности и раздельности в высшей степени прекрасно. Оно распадается на авторитет и разум. Авторитет требует веры и подготовляет человека к разуму, разум в свою очередь приводит его к пониманию и знанию.
- — Старайся дознать, что такое высшее согласие: вне себя не выходи, а сосредоточься в самом себе, ибо истина живет во внутреннем человеке; найдешь свою природу изменчивою – стань выше самого себя.
- — Отвернись от своей тени, возвратись в себя самого: для тебя нет другой погибели, кроме забвения, что ты погибнуть не можешь.
Источник: https://historicaldis.ru/blog/43860766026/Blazhennyiy-Avgustin