Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Московское княжество в XIV – первой половине XV вв.
2 слайд Описание слайда:
Борьба за лидерство в политическом объединении Северо-восточной Руси. Возвышение Москвы. Роль православной церкви в объединении Руси. Куликовская битва. Объединение русских земель вокруг Москвы. Освобождение Руси от ордынского владычества. План темы:
3 слайд Описание слайда:
1325-1340 – правление Ивана I Калиты 1359 – 1389 – правление Дмитрия Ивановича Донского 1462 – 1505 – правление Ивана III Васильевича 1505 – 1533 – правление Василия III Ивановича 8 сентября 1380 г. – Куликовская битва 1480 г. – Стояние на р. Угре Важные даты:
4 слайд
5 слайд Описание слайда:
1. БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
6 слайд Описание слайда:
Иван I Данилович Калита Князь Московский (с 1325г.), Великий князь Владимирский, Князь Новгородский. Второй сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» получил за привычку носить при себе кошель с мелочью для нищих.
7 слайд Описание слайда:
В 1296—1297 годах наместник своего отца Даниила Александровича в Великом Новгороде. В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. В 1320 году Иван Данилович впервые ездил в Орду к Узбек-хану для утверждения в качестве наследника Московского княжества.
Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана. 1327 год – участвовал в подавлении тверского восстания. 1336 год — при посредничестве митрополита Феогноста Иван заключил мир с Новгородом, стал новгородским князем и получил причитающуюся дань.
Иван также хотел направить войска на Псков, но Новгород этому воспротивился. В 1337 году Александр Тверской покорился хану, тем самым вернув себе тверское княжение. В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом на Александра, после чего тот получил приказ явиться к хану. Приехавшие к хану Александр и его сын Фёдор были казнены.
Калита вернулся в Москву и приказал снять с тверской церкви святого Спаса колокол и привезти его в Москву.
8 слайд Описание слайда:
Иван I Данилович Калита Часто ездил к хану в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбек-хана «Великая тишина» Сбор дани после тверского восстания 1327 года «избавил Русскую землю от воров и разбойников» Обновление Московского Кремля (5 каменных храмов, среди них собор Успения Божьей Матери, Архангельский собор; новые деревянные стены и башни) Перевод в Москву из Владимира резиденции митрополита Петра. Москва стала духовной столицей Руси, повысило её авторитет. .
9 слайд Описание слайда:
Причины: Выгодное географическое положение, дававшее относительную безопасность, приток населения, торговые и политические преимущества. Поддержка со стороны Церкви и перенос центра русского православия из Владимира в Москву.
Личностные качества первых московских князей, их политическая дальновидность, ловкость, хозяйственность. Высшая цель – служение небесной покровительнице Русской земли. Содействие Орды (выдача ярлыков на княжение) 2.
Возвышение Москвы
10 слайд Описание слайда:
Василий II отказался признать союз между католической и православной церквями под главенством папы. Митрополитом был выбран рязанский епископ — начало независимости русской церкви от константинопольского патриарха. Православная церковь активно поддержала борьбу за единство русских земель.
11 слайд Описание слайда:
В 1326 г. митрополит Петр умер в Москве, и новый митрополит остался в Москве. Всякое начинание ее князей происходило теперь с благословения митрополита. Князь Василий II Темный
12 слайд Описание слайда:
Ход битвы: Поединок Пересвета и Челубея; лобовая схватка противоборствующих сторон; отступление русского полка левой руки; внезапный удар в тыл и фланг ордынцев; паническое бегство войск Мамая.
13 слайд
14 слайд
15 слайд Описание слайда:
Крах ордынско — литовских планов ослабления Руси. Импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы. Создание предпосылок для освобождения Руси от ордынской зависимости.
16 слайд Описание слайда:
Предпосылки объединения русских земель в единое государство Социально- экономические Духовные Политические
17 слайд Описание слайда:
Основные направления деятельности русских князей Иван I Калита (1325-1340) Дмитрий Донской (1359-1389) Иван III Васильевич (1462-1505) Василий III Иванович (1505-1533)
18 слайд
19 слайд Описание слайда:
Таблица. Основные направления деятельности русских князей Имя князя Годы правления Основные направления деятельности Какие территории были присоединены к Московскому княжеству Иван I Калита Дмитрий Донской Иван III Васильевич Василий III Иванович
20 слайд Описание слайда:
При Иване III в истории Руси произошло важнейшее событие — свержение ига монголо-татар. «События осени 1480 г. были названы Стоянием на реке Угре. Со стороны может показаться, что ничего особенного не произошло: постояли друг против друга, постреляли, помокли в осеннюю слякоть, а как ударили морозы — разошлись. Но так ли все просто было на самом деле?»
21 слайд Описание слайда:
Русская артиллерия впервые успешно использовалась в полевых боях в октябре 1480 года. Пушки XVI века
22 слайд Описание слайда:
И.Васнецов. Московский Кремль Ивана III Колокольня Ивана Великого Московского Кремля
23 слайд
24 слайд Описание слайда:
завершить таблицу «Основные направления деятельности русских князей»; знать материалы темы (даты, события, предпосылки, причины, последствия, значение).
25 слайд Описание слайда:
http://www.emc.komi.com http://www.decorbells.ru http://www.liveinternet.ru http://lesson-history.narod.ru/nh10.htm http://www.slavlib.ru/photogallery.php?photo_id=1217 http://www.stribogivnuci.ru http://manger.ru/ot/14/kul7.htm http://www.ote4estvo.ru http://www.swordmaster.org http://www.vokrugsveta.ru http://www.community.livejournal.com http://www.dic.academic.ru http://www.humanities.edu.ru
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/moskovskoe-knyazhestvo-v-iv-polovine-v-v-klass-1505274.html
Блоги / Diletant.media: Москва VS Тверь: борьба за лидерство в XIV веке
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru
В XIV веке раздробленное русское государство стало постепенно восстанавливаться после татаро-монгольского нашествия, вместе с тем демонстрируя стремление к централизации удельных княжеств. Если традиционные древнерусские центры – Суздаль, Владимир, Ростов, разрушенные полчищами Батыя, потеряли свое былое значение, то новые города северо-восточной Руси, благодаря выгодному расположению и природным богатствам, напротив, вступили в пору расцвета. Еще в середине XIII века Москва и Тверь оформились в самостоятельные владения, а в начале XIV столетия эти города выступали уже в качестве основной политической и хозяйственной силы раздробленного русского государства. Немаловажную роль в процессе конфронтации двух княжеств сыграла Золотая Орда, которая, стремясь обеспечить надежное и бесперебойное поступление доходов в свою казну, поддерживала то одну, то другую сторону конфликта.
Упорная и затяжная борьба между Москвой и Тверью началась в 1304 году со смертью великого князя Андрея Александровича. На освободившийся великокняжеский престол претендовало сразу два кандидата — тверской князь Михаил Ярославич и московский князь Юрий Данилович.
Московское и Тверское княжество имели выгодное геостратегическое положение, что уравнивало соперников в их шансах на лидирующий статус среди прочих русских земель. Правители противоборствующих сторон использовали все возможности для укрепления собственного положения и получения от монголов ярлыка на великое княжение.
Масштабный карательный набег 1293 года, известный как Дюденева рать, закончился разорением 14 городов Северо-Восточной Руси, в том числе Владимира и Москвы. Начиная с рубежа XIII и XIV веков борьба двух княжеств вступает в активную фазу, которая выражалась, прежде всего, в обладании великокняжеским ярлыком.
После подавления тверского восстания Калита получил шапку Мономаха
В 1305 году ярлык оказывается у тверского князя Михаила Ярославича, который пообещал хану выплачивать больший размер дани, чем предложил московский правитель Юрий Данилович.
Окрыленный успехом, Михаил III решается на осаду Москвы, правда, неудачную, что вскоре усугубляется присоединением к Москве Нижнего Новгорода, вследствие решения, принятого после смерти бездетного городецкого князя.
Первые два десятилетия XIV века тверской князь проводит в военных столкновениях с войсками Великого Новгорода за обладание Торжком, которые заканчиваются получением от новгородцев значительного откупа.
В это время московский князь Юрий Данилович женится на сестре хана Узбека Кончаке, которая вскоре принимает православие, — великое княжение переходит в его руки.
Стремясь воспользоваться преимуществом, московский князь отправляется в военный поход против Твери, заручившись поддержкой ордынского военачальника Кавгадыя и новгородцев. В 1317 году недалеко от деревни Бортенево тверской князь одерживает решительную победу, захватив в плен жену и брата московского правителя (Кончака вскоре умирает в тверской неволе). Недовольный своеволием тверского князя, хан вызывает его в Орду, где тот принимает смертную казнь.
Памятник Михаилу Ярославичу в Твери
Важной вехой в соперничестве двух княжеств стала проблема расположения митрополичьей кафедры — фактического центра православия в условиях раздробленного русского государства. Безусловно, присутствие и поддержка главы церкви немало способствовали росту авторитета государственной власти. В 1299 году тогдашний митрополит Максим покидает Киев и переселяется во Владимир.
Такое решение связано с потерей лидирующих позиций среди русских княжеств вследствие упадка торговли на Днепре, хотя формально Киев оставался «старействующим градом» и «матерью городов».
Поступок митрополита вызвал недовольство галицко-волынского князя Юрия Львовича, который, не желая мириться с подчиненным положением Владимирскому князю, отправил на посвящение в Константинополь своего представителя — иерарха Петра. Однако, митрополит Максим неожиданно умирает, а византийский патриарх Афанасий рукополагает Петра в митрополиты всея Руси.
С подачи тверского князя Михаила, обладавшего титулом великого князя Владимирского, была написана жалоба в Константинополь, где Петр обвинялся в симонии (раздаче церковных должностей) и пренебрежении церковными обязательствами — факты, достаточные для низложения митрополита. В качестве альтернативы предлагалась кандидатура тверского иерарха Геронтия.
Однако, вопросы церковной политики являлись прерогативой русского духовенства, а татаро-монгольские баскаки предоставили православной церкви особый статус, опиравшийся на использование ханами христианской идеи смирения.Тверские князья в союзе с Литовским княжеством боролись с Москвой
После смерти митрополита Петра его преемником становится грек Феогност, рукоположенный в 1327 году константинопольским патриархом Исайей. Новый митрополит начинает активно утверждать свою власть в надежде объединить в единую епархию всю северо-восточную Русь.
Он совершает путешествия по всей территории митрополии, занимается строительством белокаменных храмов и первого великокняжеского собора — Спасо-Преображенского монастыря в Москве.
Показателен тут конфликт, возникший в 1342 году между Феогностом и ханом Джанибеком: баскаки распространили слух, что православный митрополит взимает повышенную плату с духовенства, удерживая излишек доходов у себя.
Феогност подвергся в Орде пыткам, а в результате вынужден был раздать ханским чиновникам крупные суммы денег, однако, получил от татаро-монгол подтверждения всех прежних церковных льгот и преференций.
Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву
В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против находившегося в городе ордынского баскака Чолхана, двоюродного брата хана Узбека, который, по словам летописцев, «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание», пытаясь самому занять тверской престол, а местное население обратить в ислам.
В ходе бунта народ уничтожил всех татар, включая ордынских купцов — бесермен. Тогдашний знаменитый московский князь Иван Калита решил воспользоваться ослаблением положения Твери и укрепить свое политическое преимущество. За военную помощь в подавлении восстания Ивану был обещан не только вожделенный ярлык, но и значительное вознаграждение.
В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединенное русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова, в котором укрылся бежавший тверской правитель Александр Михайлович.
Митрополит Феогност открыто пользовался правом отлучения от церкви и проклятия неугодных — тверской князь и укрывавшие его жители Пскова были подвергнуты анафеме, а изгнанный соперник московского правителя вскоре сбежал в Литву.
Кстати, именно Великое княжество Литовское в следующее столетие окажется основным соперником Москвы, приняв эстафету потерявшего свой авторитет и военную мощь Тверского княжества.В 1360-х годах на Руси свирепствовала чума, унесшая жизни тверской знати
Взвешенная политика московского князя, в которой подавление антиордынского восстания сыграло существенную роль, привела к тому, что Иван Калита становится единоличным правителем Северо-Восточной Руси, которому удается выстроить централизованное государство и оттеснить Тверь на вторые роли.
Во второй половине XIV века тверские князья пытаются заручиться поддержкой литовских правителей, чтобы осуществить долгожданный реванш. Так, в 1368 году тверскому князю Михаилу Александровичу удается договориться с литовским Ольгердом Гедиминовичем, который, собрав войско, двинулся на Москву.
Осада города была затруднена построенным недавно белокаменным Кремлем, ставшим надежной защитой от нападений извне, к тому же немаловажную роль сыграло и вторжение в Литовское княжество крестоносцев, что грозило Ольгерду войной на два фронта.
Михаилу Александровичу, однако, удалось вернуть себе тверской престол и восстановить город, укрепив его деревянной стеной. Опираясь на поддержку литовского правителя, тверской князь в 1370 году получает из рук хана Мамая ярлык на великое Владимирское княжение, что приводит к ожесточенную противостоянию с московским князем Дмитрием Ивановичем.
Уже в следующем году Дмитрию удается заключить соглашение с Мамаем, что повлекло за собой очередной поход Ольгерда на Москву, который удалось остановить после сражения под городом Любутском, входившим тогда в состав Брянского княжества.
Портрет литовского князя Ольгерда Гедиминовича
К началу XV века Тверское княжество окончательно лишилось своего былого могущества, а в 1453 году местный князь Борис даже присягнул Москве на верность, отдав свою дочь за будущего наследника московского престола Ивана Васильевича.
Взойдя на престол, Иван III подтвердил свои права владения на тверское княжество, даже несмотря на смерть своей первой жены от распространившейся тогда по Руси эпидемии чумы. В 1483 году последний тверской князь Михаил Борисович овдовел и решил просить руки внучки великого князя литовского Казимира IV.
Через 2 года Иван III объявил Михаилу войну, которая заканчилась подписанием мирного договора, ограничивающего, прежде всего, дипломатическую свободу тверского правителя. Этот договор был последним юридическим документом независимой Твери.
21 августа 1485 года Иван III выступил из Москвы с войском и артиллерией во главе с Аристотелем Фиораванти, который знаменит не только строительством Успенского собора в Кремле, но и незаурядными навыками в фортификационных работах и учреждении московского Пушечного двора.
Спустя два дня из сожженной Твери бежали почти все князья и бояре. Михаил Борисович укрылся в Литве, и город сдался. Иван III запретил войску грабить Тверь и окрестности, а 15 сентября он сам въехал в город и передал княжение своему сыну Ивану Молодому, предполагаемому наследнику престола.
- Оригинал статьи
- Смог бы ты пережить правление Нерона?
Чей писательский стиль тебе ближе?
Садистская бомбардировка
Бой на подступах к «русской Трое»
Источник: https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/2058954-echo/
Борьба за внутреннюю централизацию
МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В КОНЦЕ XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV В. (БОРЬБА ЗА ВНУТРЕННЮЮ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ)
Как отмечалось ранее, в правление Дмитрия Донского Москва превратилась в центр национального сопротивления ордынской зависимости. Выросли и ее возможности по собиранию русских земель. Но прежде чем продвинуться вперед в этом направлении, возникла необходимость решить проблемы внутренней централизации.
Стремление подчинить удельных князей власти великого князя мы наблюдаем уже в действиях Дмитрия Донского.
Рассмотрите более детально мероприятия великокняжеской власти по укреплению внутренней централизации Московского княжества в период правления Дмитрия Донского.
А после его смерти вопрос внутренней централизации и упрочения великокняжеской власти становится, в сущности, определяющим моментом развития Московского княжества вплоть до середины XV столетия…
После смерти Дмитрия Донского Московский и Владимирский престолы поочередно занимали его старший сын Василий I (1389 – 1425) и внук Василий II, прозванный Темным (1425 – 1462).
Именно на период их правления выпадают основные проблемы, связанные с внутренней нестабильностью.
Ситуация к тому же осложнялась действиями Орды, которая была еще достаточно сильна и периодически демонстрировала эту силу, тормозя процесс усиления Московского княжества.
Особое внимание следует уделить периоду правления Василия Темного. Именно при нем практически происходит ликвидация удельщины внутри Московского княжества и укрепляется самостоятельность русской православной церкви.
Ликвидация удельной самостоятельности происходила в ожесточенной борьбе между великим князем Московским Василием II и первоначально его дядей удельным князем Галицким Юрием Дмитриевичем, а затем с сыновьями последнего (Василием Косым и Дмитрием Шемякой), острейшей внутренней усобице второй четверти XV века, которая в литературе нередко называется «феодальной войной».
Подробно рассмотрите «феодальную войну» второй четверти XV в. в Московском княжестве. Каков был ее повод? Укажите ее наиболее значимые события.
О чем свидетельствуют полученные в ее ходе князьями прозвища (Василий Косой, Василий Темный)? Обратите внимание, что значительную роль в завершении «феодальной войны» в пользу Василия II сыграло духовенство, отправившее Шемяке грозное послание с обвинением его в измене и восстании против законного государя и угрозой отучения от церкви, если он не покорится своему «брату старейшему». Подумайте, почему церковь в междоусобной борьбе поддержала именно московского князя?
В результате ожесточенной борьбы Василия II с удельными князьями и его окончательной победы над ними в его руках соединились все уделы Московского княжества (кроме Верейского).
Тенденция, мешавшая окончательному возвышению Москвы, была преодолена. Борьба за внутреннюю централизацию разрешилась в пользу великокняжеской власти. А это позволило Ивану III, старшему сыну Василия II, получить в наследство городов гораздо больше, чем все остальные князья, вместе взятые, и завершить процесс воссоединения разрозненных русских земель в единое русское государство.
Разобравшись с «феодальной войной», следует также обратить внимание на еще один момент, способствовавший укреплению позиций великокняжеской московской власти. На процессы, происходившие в церковной жизни.
После смерти митрополита Фотия в 1431 г. среди русского духовенства выявилось сильное желание сделать следующим митрополитом рязанского епископа Иону, то есть покончить с практикой когда митрополиты присылались «из греков». Вопреки этому желанию константинопольский патриарх прислал на русские земли Исидора, очередного митрополита «из греков», но, как оказалось, последнего.
Исидору не повезло в том плане, что в его времена Византия перед лицом надвигающейся турецкой опасности вынуждена была обратиться к Западной Европе и, в качестве платы за ее поддержку, подписала во Флоренции унию с католической церковью, признающую верховенство церковной власти римского папы.
Исидор, участвовавший в этой церемонии, по возвращении на Русь был крайне негативно встречен русским духовенством, которое, образно говоря, оказалось «православнее константинопольского патриарха». Этим тут же воспользовался Василий II, который сверг Исидора с митрополии.
А через несколько лет после этих событий рязанский епископ Иона независимо от Константинополя собором русских епископов был избран русским митрополитов. И с этого момента митрополиты были только из числа русского духовенства.
ИЗ ТВЕРСКОЙ ЛЕТОПИСИ «В год 6949 (1441). Приехал в Москву Исидор митрополит и сказал так: «Был у нас собор с папою римским, и веру соединили, нам служить в их церквах, а им в наших христианских, а священников ставить нам в их церквах, а им в наших церквах». И служил обедню в Москве, и поминал на обедне кесаря впереди великого князя Василия Московского, также и папу впереди нашего патриарха царьградского; а еще говорил так: «Просфора с опресноком одинакова с просфорой из хлеба пшеничного». И князь великий московский Василий велел его схватить и заковать, он же из Москвы убежал в одежде басурманской и приехал в Тверь к великому князю Борису Александровичу; князь, подержав его у себя, отпустил, он же поехал в Литву ко князю Казимиру, который владел тогда Литовской землею». (Тверские летописи. Древнерусские тексты и переводы. Тверь, 1999. http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/T.phtml?id=2059) ИЗ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЛЕТОПИСИ «Въ лето 6957, месяца декабря 15, поставленъ бысть на митрополию всей Руси епископы Русскими: Ефремом Ростовскимъ, Аврамиемъ Суздалскимъ, Варламомъ Коломенскимъ, Питиримомъ Пермьскимъ, а Новогородский архиепископъ Евфимий и епископъ Тверский грамоты свои прислаша, что съ ними единомыслении на поставление на митрополию Ионы владыки Рязанского». (Полн. собр. русских летописей. Т.VIII. СПб., 1859. С.121-122) |
Изменение порядка назначения русских митрополитов, тот факт, что на этом месте теперь оказывались исключительно представители русского духовенства, привело к усилению власти московского князя.
Рассмотрите более детально события, происходившие в жизни русской православной церкви. Покажите, как они способствовали усилению великокняжеской власти.
Таким образом, к середине XV столетия окончательно сложились условия для завершающего объединения земель вокруг Москвы…
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СКЛАДЫВАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XV – НАЧАЛО XVI В.)
Итак, при Василии II был создан фундамент для объединения всех северо-восточных русских земель в единое государство под властью Москвы.
И на этом фундаменте в годы правления его старшего сына Ивана III (1462 – 1505) начинает выстраиваться здание Московского государства, Московской Руси.
И совершенно не случайно Иван III первым стал называться «государем всея Руси», приобрел пышный титул «Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных».
- Обратим внимание на основные результаты деятельности Ивана III.
- • К концу его правления на территории Московско-Владимирского великого княжества не осталось более удельных княжеств (некоторые он приобрел после смерти владельцев, другие захватил силой).
- • Он осуществил объединение под своей властью разных областей Великороссии.
- • Иван III выступил как национальный лидер, ведя войны с Великим княжеством Литовским и Русским за возвращение исконно русских земель под власть Москвы.
- • При нем произошло окончательное освобождение от татарской зависимости.
• Иван III осуществил ряд мер (каких?) по централизации молодого Московского государства.
Характерно, что для объединения земель Ивану III практически не пришлось вести кровавые битвы. Население присоединяемых территорий не оказывало ему серьезного сопротивления. Охотно на службу к московскому князю переходили и бояре. (Какие факты вы можете привести в подтверждение?)
При рассмотрении вопроса территориального складывания Московского государства особое внимание рекомендуется уделить присоединению Новгородских земель.
Известно, что Новгород демонстрировал противоречивые тенденции (ориентацию как в сторону Литвы, так и Москвы). Какие факты вы можете привести в подтверждение? Раскройте причины данной противоречивой ситуации.
Присоединение Великого Новгорода сопровождалось ликвидацией Новгородской боярской республики – этого островка средневековой демократии. Даже вечевой колокол был вывезен в Москву. Тем самым, Московское государство формировалось как государство с сильной монархической княжеской властью.
ИЗ ТВЕРСКОЙ ЛЕТОПИСИ «В год 6986 (1478). Ходил князь великий Иван Васильевич к Новгороду Великому, и взял Новгород, и колокол вечевой снял, а владыку увел в Москву, и посадников правящих, и бояр новгородских жалованных, и других новгородцев многих увел с собою и заключил их в Новгороде Нижнем; а в Новгороде поставил епископом москвитина Геннадия, а наместником своим посадил в Новгороде Великом князя Василия Оболенского. А с великим князем были под Новгородом братья его князь Андрей Васильевич Меньшой да старший над ним боярин и воевода князь Иван Юрьевич; тверское же войско великого князя Михаила Борисовича было с великим князем, а воевода был князь Михайло Федорович Микулинский». (Тверские летописи. Древнерусские тексты и переводы. Тверь, 1999. http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/T.phtml?id=2059) ИЗ СОФИЙСКОЙ ПЕРВОЙ ЛЕТОПИСИ «Въ лето 6986. Князь великый Иванъ Васильевичь слышавъ отъ своихъ пословъ да отъ Новгородскыхъ посадниковъ бывший мятежъ въ Новгородцехъ и крестное ихъ преступленье, и поиде съ Москвы къ Новугороду казнити ихъ войною, за ихъ преступленье, месяца октября въ 9; а сына своего великого князя Ивана оставилъ на Москве. И пришолъ князь великый подъ Новгородъ ноября въ 27, и взя его и наместникы свои посажа, князя Ивана Васильевичя Стригу Оболеньского, и брата его князя Ярослава, и Василья Ивановичя Китая, и Ивана Зиновьевичя; а Марфу Исакову велелъ поимати съ внукомъ, Ивана Кузмина Савелкова, и Онкифа Тлъстого съ сыномъ Романомъ, и Юрья Репехова, и Григорья Арзубьева, и послалъ ихъ къ Москве по городомъ въ заточенье. Февраля 8, на Сборъ, въехалъ князь великый въ Новгородъ, и обедни слушалъ у святыя Софеи, и веле колоколъ вечный спустити и вече разорити; а Новгородцевъ, посадниковъ и бояръ и черныхъ людей, всехъ велелъ привести къ целованию». (Полн. собр. русских летописей. Т.VI. Спб., 1853. С.33) |
Рассмотрите, как отмеченные моменты продолжили дальнейшее развитие в политике Василия III (1505 – 1533). Какие новые земли были включены в состав Московского государства в период его правления?
ИЗ НОВГОРОДСКОЙ IV ЛЕТОПИСИ «В лето 7018. Приехалъ князь велики Василеи Ивановичь всеа Руси в Новгородъ за 3 недели до Филипова заговеина, а былъ в Новегороде до Крещения Господня, да и Псковичь поимал; да после Крещения ходилъ во Псковъ, да Псковъ взялъ, а вече порушалъ, и колоколы вечныя велел на Москву свести, и посадниковъ Псковскихъ и бояръ и купцевъ и лутчихъ дюдеи свелъ на Москву; а во Пскове былъ четыре недели и съ ездомъ, да опять былъ в Новегороде, а из Новагорода поехалъ к Москве во 5 неделю поста; а былъ в тридцати тысящахъ описныхъ головъ, опрочи боярскихъ людеи, в Новегороде, а подо Псковъ ходил не во мнозе, зане же противитися Псковичи не смели; и кроме ихъ велелъ разводити да дворъ собе тутъ велелъ поставить, и денги свои учинилъ…» (Полн. собр. русских летописей. Т.4. Ч.1. Л., 1929. Л.393 об.) ИЗ СОФИЙСКОЙ ЛЕТОПИСИ «Въ лето 7018, месяца сентебря 23, въ неделю, князь велики Василей Ивановичь всея Руси поехалъ съ Москвы въ вотчину свою въ Великий Новгородъ, а съ нимъ братъ его князь Андрей Ивановичь меншой, да Петръ царевичь, да владыка Коломеньской Митрофанъ, да архимандритъ Симановской Варламъ. Тоя же зимы приидоша въ новъгородъ къ великому князю Василью Ивановичю всея Руси мнози посадники Псковские, и купци, и житьи люди, отъ всего Пскова бити челомъ государю великому князю на его наместника на князя Ивана Михайловича Оболеньского на Репню. И князь великий Василей Ивановичь всея Руси обыскавъ, что Псковичи не по правде бьютъ челомъ на его наместника, да не честно его дръжаша, и за то опалу свою на нихъ положилъ, велелъ въ Новегороде Псковичь всех поимати; а во Псковъ послалъ Третьяка Долматова, а велелъ сказати Псковичемъ, что государь быти хочетъ самъ въ вотчине своей, Живоначалной Троици челомъ ударити, а вотчина своя поуправити и пожаловати, да и колоколъ бы вечной свесили. Псковичи же тако сотвориша всю волю государьскую. Князь великий Василей Ивановичь всея Руси поиде изъ Новагорода изъ Великого въ вотчину свою Псковъ велелъ привести къ целованью, а поиманыхъ Псковичь пожаловалъ изъ нятства выпустилъ, и лутчимъ людемъ велелъ къ Москве ехати жити, и колоколъ ихъ вечной къ Москве же отослалъ; а во Пскове оставилъ два наместника, Григорья Федоровича да Ивана Ондреевича Челяднина, и учини все какъ лепо быти государству его». (Полн. собр. русских летописей. Т.VI. СПб., 1853. С.250-251) |
В заключение можно отметить, что процесс территориального складывания Московского государства совпадает с началом процесса формирования самодержавной системы. Но это уже отдельная тема…
Источник: https://studizba.com/lectures/15-istoriya/469-istoriya-rossii-metodicheskaya-literatura/7116-borba-za-vnutrennyuyu-centralizaciyu.html
Борьба за Москву и митрополию в первой половине XV в
Золотая Орда с середины XIV века переживала глубокий кризисВажно сказать, что для Руси ослабление Орды значило возможность заявить о своем сопротивлении.
В 1374 году князь Дмитрий Иванович перестал платить дань, в результате чᴇᴦο последовали столкновения с войсками Орды, а 8 сентября 1380 года произошла битва на Куликовом поле.
Эᴛο была первая блистательная победа объединенных русских войск под командованием Дмитрия Ивановича Донского.
При ϶том в 1382 году новый хан Тохтамыш совершил нашествие на Москву, город подвергся страшному разгрому, было убито порядка 24 тысяч человек. После выплата дани до 1395 года была возобновлена.
Преемник Дмитрия Донского – ᴇᴦο старший сын Василий I продолжал укрепление позиций Москвы. Нашествие Тохтамыша показало, что старые противники Москвы вновь заявили о себе. В то время, положение самого Тохтамыша ухудшилось в связи с агрессией среднеазиатского правителя Тамерлана. Тохтамыш нуждался в деньгах и по϶тому легко продал Василию ярлык на Нижний Новгород. Впервые великий князь получал ярлык при живом удельном князе и ᴇᴦο наследниках.
В 1395 году Тохтамыш потерпел сокрушительное поражение от Тамерлана, который заᴛᴇᴍ пересек границу Руси и дошел до Днепра. Ожидалось новое нашествие на Москву, вместе с ᴛᴇᴍ Тамерлан разграбил Елец и вернулся восвояси.
Политика на Руси в первой половине XV века
В 1400 году бежавший в Литву Тохтамыш в союзе с князем Витовтом проиграл битву Тамерлану на реке Ворскле. Данный исход устраивал Москву, так как союз Тохтамыша с Витовтом беспокоил Василия в той степени, как и в целом, стремление Витовта прибрать к рукам власть на Руси.
Тем не менее, Смоленское княжество всœе было занято Витовтом в 1404 году. Дальнейшее продвижение Витовта привело к войне с Москвой в 1404-1406 годах, несмотря на Василий был женат на дочери Витовта Софье. Впрочем, конфликт вышел безрезультатным.
С 1395 Русь вновь перестала платить дань. В Орде от лица Тамерлана правил эмир Едигей. В 1408 году он вторгся на Русь; Переяславль, Ростов, Нижний Новгород, Серпухов и Дмитров были сожжены.
Боя с Василием не произошло, Едигей развернулся, узнав о новой смуте в Орде, к которой, считается, был причастен Василий I.
Тем не менее, выплату дани пришлось возобновить, а масштаб разрушений был очень велик.
Дополнительный материал 1
В конце правления Василий I вернул положение Москвы. Большая часть удельных князей признавала старшинство московского князя.
Были присоединены ряд городов, находившихся ранее в подчинении Новгорода. Но позиции Витовта, объединившᴇᴦο Южную и Центральную Русь, были очень сильны, рязанский и тверской князья фактически зависели от него. Составляя завещание, князь Василий I доверял судьбу сына и супруги своему тестю Витовту, осознавая ᴇᴦο силу.
В 1425 году Василий I умер. Сразу вскрылись противоречия: брат Василия Юрий Звенигородский отказался присягать племяннику Василию II, так как по завещанию Дмитрия Донского власть должна была перейти именно ему. Пока был жив Витовт, открытого столкновения удавалось избежать.
Но в 1430 году Витовт умер. Вновь спор о старшинстве перенесли в Орду, но там подтвердили права Василия II. Юрий с этим не смирился, и в 1433 году началась феодальная война.
Юрий дважды занимал Москву, но боярство сопротивлялось ему, а в 1434 году он скончался. Борьбу продолжили сыновья Юрия Василий и Дмитрий Шемяка. В 1446 году Дмитрий захватил власть в Москве и ослепил Василия II, которого стали называть Темным.
Благодаря поддержке церкви и боярства Василию II удалось вернуть власть, война окончилась в 1453 году.
Церковь в первой половине XV века
После смерти митрополита Фотия за кафедру боролись литовские и московские претенденты. В 1437 году ᴎɜ Византии прислали Исидора, но он поддержал Флорентийскую унию на VIII Вселенском соборе, ϶то было крайне негативно встречено на Руси. Митрополит был заключен в Чудовом монастыре, откуда бежал в Италию.
Дополнительный материал 2
Принятие унии, а заᴛᴇᴍ падение Константинополя в 1453 году привели к отделению Московской митрополии от Константинопольского патриархата. Первым митрополитом автокефальнои̌ русской церкви стал епископ Рязани Иона.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/17725_bor_ba_za_moskvu_i_mitropoliyu_v_pervoy_polovine_xv_v
Читать
О. В. Кузьмина
Республика Святой Софии
С благодарностью Василию Федоровичу Андрееву — замечательному историку и Учителю
Введение
Господин государь Великий Новгород — всем известно это гордое имя вечевого государства. Но было у него еще одно имя — Республика Святой Софии. В политической символике Великого Новгорода его сувереном, носителем верховной власти представлялась сама святая София.
Святая София была не только именем всей поместной новгородской церкви, как это выражалось в формуле: «Святая Соборная и апостольская церковь Святой Софии». Нет, это было имя самой республики, так же как Милан был городом св. Амвросия, а Флоренция — Иоанна Крестителя.
От священного имени Святой Софии в Новгороде писались договоры и торжественные грамоты, ей приносили присягу приглашенные князья и местные власти[1].
Замечательная история и культура этого средневекового государства еще до конца не изучена историками, несмотря на многочисленные находки археологов и дошедшие до нас письменные источники новгородского происхождения.
Что же это было за государство: демократическая республика, в которой все вопросы решались на вече, или «русский Ватикан», теократическое государство, во главе которого стоял архиепископ Новгородский? Почему Новгород называют столицей русских скоморохов и юродивых? Кем были средневековые новгородцы — хранителями древнего язычества или искренними православными христианами? На чем покоились величие и богатство крупнейшего города Древней Руси? Кем или чем была для новгородцев святая София Премудрость Божия — одним из имен Христа или ипостасью языческой богини-берегини города? Являлось ли прогрессивным явлением присоединение Новгорода к Москве в конце XV в.?
За ответом на эти и многие другие вопросы давайте обратимся к самим жителям Новгорода XIV–XV вв. — периода расцвета и падения республики. Ведь только разобравшись в особенностях мышления людей Средневековья, можно понять мотивы их действий и политических решений.
Средневековый человек — это человек глубоко религиозный (какую бы религию он ни исповедовал).
Поэтому в первую очередь в данной книге рассматриваются такие важные темы, как религиозное мировоззрение средневековых новгородцев, их отношение к православной религии в целом и к архиепископу, как главе православной церкви в Новгороде. Академик В. Л.
Янин отметил, что «вопрос о роли архиепископа в общей системе организации республиканской власти принадлежит к числу кардинальнейших проблем истории новгородской государственности»[2]. Однако проблема эта до настоящего времени не рассмотрена всесторонне.
Продолжаются споры о том, какое место занимал архиепископ в правящих кругах Новгородской республики. Признавая главенство владыки во властных структурах Новгорода, исследователи не пытались всесторонне разобраться в тех основах, на которых строилась эта власть.
Рассматривалась лишь экономическая база новгородской церкви, без учета человеческого фактора. В советский период идеология правящей партии, негативное отношение к религии препятствовали адекватному раскрытию данной темы. Между тем, как заметил В. Ф. Андреев, «без ясного представления о том, какую роль играла церковь в политике, экономике, искусстве, быту средневековых новгородцев, невозможно разобраться в сложных проблемах истории древнего Новгорода»[3].
В настоящее время, в связи с развитием археологии, применением в исторической науке новейших технологий, накоплена новая информация по истории средневекового Новгорода. Назрела необходимость изучения проблемы новгородской церкви в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования.
Данная работа представляет собой попытку проследить политическую линию архиепископской кафедры по отношению ко всем социальным слоям новгородского общества, а также по отношению к великим Владимирским князьям.
Краеугольным камнем, лежащим в основе исследования, является реконструкция религиозного мировоззрения новгородцев исследуемого периода.
История государства складывается из поступков людей, каждый из которых действует, руководствуясь политическими или личными интересами, но при этом опираясь на сложившиеся в обществе обычаи и традиции.
Следует отметить, что подробной, охватывающей все сферы деятельности, истории новгородской архиепископской кафедры еще не написано. Данная тема затрагивалась либо в монографиях, посвященных Русской православной церкви, либо в работах по истории древнего Новгорода.
Уже первый историк Новгорода Герард-Фридрих Миллер в 1782 г. обратился к церковной теме, высказав ряд интересных замечаний по происхождению отдельных новгородских святынь, в частности Магдебургских врат Софии. Продолжил новгородскую тему Н. М.
Карамзин, который опубликовал ряд ценных источников, в том числе и по истории новгородской церкви[4].
Для дореволюционной отечественной историографии характерны два основных направления в изучении рассматриваемой темы: 1) изучение церковных древностей Новгорода; 2) рассмотрение святительской деятельности новгородских архиепископов на фоне общей характеристики истории Русской православной церкви.
Яркими представителями первого направления являются М. В. Толстой, митрополит Евгений (Болховитинов) и архимандрит Макарий (Миролюбов)[5]. Благодаря их работам историческая литература располагает свидетельствами о целом ряде материальных и документальных памятников, не дошедших до современного историка.
Существенную роль в исследовании истории архиепископской кафедры сыграли представители второго направления, среди которых выделяются митрополит Макарий (Булгаков), Е. Е. Голубинский (Песков), М. Д. Приселков[6]. В 60-х гг. XIX в. проследить хитросплетения церковных и светских политических вопросов внутри Новгородской епархии попытались Н. И.
Костомаров[7] и И. Д. Беляев[8].
В целом в дореволюционной историографии обнаруживается единая оценка роли новгородского архиепископа, наиболее четко высказанная впоследствии Г. Е.
Кочиным: «Владыка — председатель Совета господ, сберегатель государственной казны; имя владыки стоит первым во всех важнейших государственных актах, безразлично исходят ли они от „совета господ“ или от веча… де Ланнуа, приезжий иностранец, человек наблюдательный, называет владыку сеньором города»[9].
Политическая история новгородской церкви в дореволюционной историографии рассматривалась недостаточно глубоко, зачастую в отрыве от экономической базы церковной организации.
Признавая факт тесной связи новгородского архиепископа с аристократической олигархией города, большинство исследователей все же считали, что главной ролью духовенства было своим влиянием успокаивать «бунтарей»-новгородцев. Поэтому заслуживает внимания попытка А. И.
Никитского связать политическую роль новгородской архиепископии с экономическим положением Дома Святой Софии[10]. Исследователь дал четкую схему владычного управления и указал на тесные связи новгородского духовенства с боярством. Выводы, сделанные им, не потеряли своей значимости до наших дней.
Подробно рассматривая различные аспекты деятельности новгородской церкви, дореволюционные историки в большинстве своем не затрагивали вопроса о месте новгородской церковной организации в общей социально-политической и экономической структуре Новгорода.
Идеи А. И. Никитского получили дальнейшее развитие в работе Б. Д. Грекова, который рассмотрел состояние владычного землевладения периода Новгородской республики[11]. Используя материалы поземельных грамот, Б. Д.
Греков показал, каким образом действовала феодальная вотчина новгородского архиепископа в социально-политической сфере, с кем сотрудничал владыка, кого стремился подчинить. По мнению Б. Д.
Грекова, архиепископ в Новгороде — прежде всего владыка политический и экономический, и лишь во вторую очередь — владыка духовный. Эту идею активно поддержали и развили впоследствии советские историки.
На самом же деле история Новгородской республики доказывает, что ни сам владыка, ни новгородцы, ни соседи Новгорода не разделяли эти три составляющих деятельности владыки. Более того, авторитет архиепископа во многом держался именно на том, что он был духовным отцом новгородцев. Б. Д.
Греков рассматривал историю церкви как историю церковного землевладения. Несомненно, землевладение играло весьма важную роль в жизнедеятельности новгородской церкви, но рассматривать ее историю только в связи с вопросами владения землей было бы неверно. Тем не менее работа Б. Д. Грекова послужила образцом для последующих исследователей истории новгородской церкви.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=174208&p=49
Глава xiii. борьба за москву и митрополиюв первой половине xvв
Глава xiii. борьба за москву и митрополиюв первой половине xvв.
Следующая глава
Глава XIII
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX
1.3. Русские земли в XII – первой половине XIII в
Причины феодальной раздробленностиСо второй трети XII в. древнерусское государство вступило в новый этап своего развития – в период феодальной раздробленности.Предпосылки распада Руси на отдельные земли и княжества вызревали
РУСЬ В XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV ВЕКА РУСЬ ДО И ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
К началу XIII столетия на Руси существовало двенадцать фактически самостоятельных крупных политических образований, именовавшихся «землями». В большинстве из них — Волынской и Галицкой,
РУСЬ В XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV века
Веселовский С.Б. Очерки по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV веках: пути политического развития. М., 1996.Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до
КОРЕЯ В XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV века
Ванин Ю.В. Феодальная Корея в XIII–XIV веках. М., 1962.Васильев Л. С. История Востока: в 2-х т. М., 1998.Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI века. СПб., 2009.Ли Г.Б. История Кореи: новая трактовка / Пер. с корейск. под ред. С.О. Курбанова. М.,
Глава XIII Болгаре в первой половине IX в. Крум и Омортаг Тридцатилетний мир В занимающий нас период1 обнаруживается значительный подъем в пограничной с Византией стране, воинственные правители которой своими опустошительными набегами на фракийские равнины и города
Экономическое развитие Англии в XIII — первой половине XIV в.
Города
Уже в X в. в Англии известен ряд крупных городов, ремесленных и торговых центров (таких, как Лондон, Йорк, Бостон, Ипсуич, Линн, портовые города на южном побережье) и много мелких городов и поселков, экономика
Крестоносное движение и католические миссии в первой половине XIII в. В XIII в., после того, как прошел пик крестовых походов за освобождение Святой земли, крестоносцы обратили взоры на обширные территории восточной части европейского континента, где доминировали Византия,
Глава XIII
Болгаре в первой половине IX в. Крум и Омортаг. Тридцатилетний мир
В занимающий нас период [438] обнаруживается значительный подъем в пограничной с Византией стране, воинственные правители которой своими опустошительными набегами на фракийские равнины и города
Глава 3
Архиепископы и политическая борьба в первой половине XV
Глава 7
Земельные владения Святославичей (потомков великого киевского князя Святослава Ярославича) в XII — первой половине XIII в
Сын Ярослава Мудрого Святослав стал родоначальником клана князей Святославичей. Владения Святославичей концентрировались в Черниговской и
Глава 8
Земельные владения Всеволодичей (потомков великого киевского князя Всеволода Ярославича) в XI — первой половине XIII в.
Как и его братья, пятый сын Ярослава Мудрого Всеволод стал родоначальником особой княжеской династии. Клан Всеволодичей выделялся своей
Глава 10
К вопросу о мобильности князей на Руси в XI — первой половине XIII в. и о порядке владения ими землями
Многие историки отмечали поразительную мобильность русских князей в XI–XIII вв. В своем широко известном «Курсе русской истории» В. О. Ключевский уделил этой
Глава XIII КЛАССОВАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 80-х — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 90-х ГОДОВ
Отразив вторую волну революционного подъема 1879–1881 гг., царское правительство взяло курс на усиление режима политической реакции, длившейся до середины 90-х годов XIX в. Главное
1. БОРЬБА ЗА ДОНБАСС В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1919 г
Военное положение Страны Советов. Наряду с попытками собственными силами, путем открытой военной интервенции свергнуть Советскую власть, империалисты США и стран Антанты в начале 1919 г. приступили к осуществлению своего
Источник: https://history.wikireading.ru/118698