Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое.
В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании.
В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Понятие системно-деятельностного подхода и его цели
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни.
Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.
Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Основа ФГОС
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.
- Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
- Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
- Индивидуальный подход к ученикам.
- Развитие коммуникативных навыков у учащихся.
- Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи.
Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
Основные принципы
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже. Это методы:
- деятельности;
- системности;
- минимакса;
- психологического комфорта;
- творчества.
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Принцип деятельности
Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.
Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
Принцип системности
Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук.
В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.
Принцип минимакса
Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Принципы психологического комфорта и творчества
Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию
Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.
Основные технологии
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.
- Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
- Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
- Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.
Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Реализация системно-деятельностного подхода на практике
Применение данного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов.
Во время первого этапа учитель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко обозначить, чему именно научится школьник на том или ином уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять ученик для получения и усвоения новых знаний.
Следующий этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально.
После этого следует этап, на котором учитель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока. Совместно с учениками проектирует способ, схему и алгоритм решения задачи, поставленной на уроке.
На следующем этапе педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между детьми, а также индивидуальную работу каждого ученика.
На этапе отбора методов обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает ученикам, как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и нетрадиционные формы уроков.
Последний этап – рефлексия. В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.
Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением.
Если на уроках перед школьниками будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее.
Также ученики лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами.
Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:
- дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
- у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
- дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации.
При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации.
Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя.
Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.
Системно-деятельностный подход в школьных предметах
Дети усваивают школьную программу с различной степенью интенсивности. Некоторые более склонны к предметам гуманитарного профиля. Этим детям легче усваивать такие предметы, как литература, история, обществознание и т. д. Другим легче даются точные дисциплины.
Сгладить эти различия помогает системно-деятельностный подход. Математика, физика, химия и другие точные науки будут более понятны детям-гуманитариям, если они будут сами находить нужный материал, систематизировать его, обсуждать проблемные вопросы во время учебных дискуссий.
Именно при использовании активных методов осуществляется интеграция различных областей знаний. Также системно-деятельностный подход и его методы помогут освоить гуманитарные предметы тем ученикам, которые имеют математический склад ума и предпочитают точные науки.
Таким образом, новые методы и технологии позволяют каждому школьнику осваивать тот обязательный минимум знаний, который предусмотрен ФГОС.
Результаты применения
- Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.
- К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
- К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов.
В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.
Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.
Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html
Реализация деятельностного подхода в профессиональной подготовке студента вуза — современные проблемы науки и образования (научный журнал)
1
Пак Л.Г. 1
Яблонских Ю.П.
1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье обоснованы возможности деятельностного подхода, значимые для профессиональной подготовки студента: вариативность организации содержания деятельности студента в вузе; многообразие сфер включения в разнообразные виды деятельности; усиление связи образовательного процесса с практикой; открытость содержания образования. Раскрыт педагогический аспект уточнения концептуальных положений деятельностного подхода, выражающийся в определении векторной направленности педагогических средств, технологий, условий образовательного процесса вуза на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности студента (образовательной, социальной, досуговой, практической), обеспечивающей перевод студента в позицию субъекта, инициирующей его активное отношение к окружающей действительности, определяющей оптимальное освоение и интериоризацию норм, свойственных будущей профессиональной среде.
содержание деятельности студента вузаобразовательный процесс вузапрофессиональная подготовка в вузесистема высшего профессионального образования
1. Емельянова М.А. Становление профессиональной зрелости социального педагога в образовательном процессе вуза : автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Оренбург, 2005. — 38 с. 2. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2003. — 456 с.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. — М.: Эгвес, 2008. — 136 с. 4. Пак Л.Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента вуза: дис. … докт. пед. наук. — Оренбург, 2011. — 434 с.
5. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. — М.: Спутник, 2010. — 178 с.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. — Изд. 2-е, стер. — М.: Академия, 2008. — 365 с.
7. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям. — М.: Логос, 2002. — 304 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 576 с.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
Повышение темпов экономического, научно-технического развития и гуманизации общества привело к существенному обновлению парадигмы высшего образования в контексте разработки новых подходов к системе профессиональной подготовки студента, ориентированных в соответствии с современными требованиями общества на овладение обучающимся не только системой знаний, но и системой инновационно-творческих умений, позволяющих успешно творить экосоциальную действительность. Понимание значимости образования как процесса расширения возможностей компетентного выбора студентом его личностного, профессионального и жизненного пути позволяет рассматривать деятельностный подход в качестве интегрирующей, централизующей, координирующей «инстанции», обеспечивающей достаточно мощную теоретическую основу знаний, качественную общеобразовательную подготовку студента, широту общего и профессионального кругозора в мировом и отечественном информационном пространстве.
Деятельностный подход рассматривается нами как актуальный ориентир современного высшего профессионального образования, который обусловливает организацию образовательного процесса в вузе в контексте вариативности его содержания, усиления связи с практикой, поиска и самоопределения личности в деятельностной активности, направленной на раскрытие сущностных сил, удовлетворение духовных, умственных и физических потребностей обучающегося путем включения в разнообразные виды деятельности (образовательную, общественную, практическую).
Правомерность использования деятельностного подхода в профессиональной подготовке студента подтверждается тем, что данный подход является лидирующим в современном образовании.
Его суть выражается в направленности всех педагогических средств, технологий, условий на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, содержащей новые для развивающейся личности элементы, обеспечивающие решение определенных жизненно важных задач.
Сущностные характеристики деятельности обеспечивают перевод студента в позицию субъекта, инициируют его активное отношение к окружающей действительности, посредством которого обучаемый осваивает мир, науку и культуру, способы познания и преобразования социума, формирует и совершенствует личностные качества.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей, становится фактором развития духовного мира, формой и условием реализации его культурных потребностей; является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов; служит источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития; создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов; обеспечивает познание и преобразование окружающего мира [7].
Научные представления, составляющие теорию деятельности, позволяют констатировать, что интенсивность, динамика профессиональной подготовки во многом определяются мерой активности студента. Поэтому особый смысл приобретают гносеологический и праксеологический аспекты категории «деятельность».
Гносеологическое значение этой категории состоит в том, что она позволяет проанализировать динамику профессиональной подготовки как процесса самопроизводства студента, в котором он самостоятельно разрешает и преодолевает противоречия индивидуального и социального бытия.
Принцип деятельности позволяет преодолеть взгляд на личность как на пассивный объект манипулирования, качества которого однозначно заданы внешними требованиями и являются результатом воздействия извне (среды, идеологии, воспитательных институтов и т.д.).
Деятельность одновременно является средством вхождения в социум, культуру и способом самореализации субъекта [2].
Принимая во внимание специфику деятельностного подхода, мы рассматриваем профессиональную подготовку студента с полифункциональных позиций, выделяя многообразие видов деятельности, «определяющих уровень развития личности студента как субъекта образования: специально организованную педагогическую и исследовательскую деятельность; учебную и общественную, практическую (все виды практик) деятельности обучающегося, осваивающего интегративное содержание высшего профессионального образования, реализующего свой личностный, академический и социальный потенциал; управленческую деятельность преподавателей (кафедры, факультета, вуза); другие виды деятельности, связанные с обеспечением и усовершенствованием процесса профессиональной подготовки обучающегося [1],что в свою очередь предполагает возникновение новых научных, профессиональных и практических интересов студента как самодеятельного, самосознающего, предельно индивидуализированного субъекта, активно осваивающего и созидающего собственное пространство бытия. Именно в этом мы усматриваем собственно педагогический аспект проблемы, суть которого заключается в поиске содержания, механизмов, способов освоения разносодержательных культурных полей социоприродного окружения на микро-, мезо-, макроуровнях, предполагающих проявление разноплановых и различных по интенсивности видов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, возможностями, установкой, отношением субъекта к задаче, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной и социальной деятельности, формирование индивидуального своеобразия профессионально-субъектной позиции обучающегося. Посредством погружения в богатую палитру многообразия форм, методов, содержания деятельности происходит формирование социального и профессионального мышления обучающегося, развитие инициативы, умения направлять деятельность, ведущую к успеху, способности самостоятельно, в пределах выполняемых в социуме функций прогнозировать возможные последствия принимаемых решений [5].
- В соответствии с вышеизложенным с позиций деятельностного подхода необходимо уточнить следующие положения, значимые для профессиональной подготовки студента [4]:
- 1) в контексте реализации деятельностного подхода в образовательном процессе студент предстает как субъект многообразной деятельности, который способен активно познавать мир, самого себя и свое место в мире, оптимизируя отношения в системе «общество — индивид», ориентируясь на внутренний духовный мир, всю систему своих индивидных, психофизических, психических, личностных возможностей, включенных в более широкое социальное окружение поликультурного пространства;
- 2) оптимальная профессиональная подготовка студента строится на основе реализации основных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной, эстетической), духовно-информационных взаимодействий, социальных отношений, взаимосвязи членов института образования, обусловливает всесторонний процесс преобразования студентом микро- и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и взаимодетерминируют друг друга, включая его самого в соответствии с его потребностями, целями и формами жизнедеятельности;
- 3) деятельностно-преобразовательный способ жизнедеятельности студента обеспечивает сознательное освоение многообразия социальных статусов и ролей в системе социальной структуры общества, среди которых базовыми выступают: профессионал (профессиональная или трудовая социализация), брачно-семейно-родственный статус (семейная социализация), гражданин (политическая социализация), мужчина-женщина (полоролевая социализация), религиозный статус (религиозная социализация) и др.;
4) самопреобразование социальных и внутренних условий собственного развития студента гармонизирует процессы социальной интеграции, индивидуации и индивидуализации личности в образовательном процессе вуза, т.е.
от совместно-разделенной деятельности к индивидуализированной деятельности субъекта, от витального уровня до самовыражения и самоутверждения на уровне социальных потребностей, в связи с чем происходит осознание собственной значимости, ответственности за результаты деятельности, формирование содержательных субъектных характеристик личности.
Значимыми для нашего исследования являются взгляды Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, связанные с деятельностным подходом в образовании и модифицированные в рамках задач проводимого исследования [6]:
1) оптимальная профессиональная подготовка выпускника предполагает движение «снаружи» «внутрь», от внешних, практических действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным, для того чтобы обеспечить самостоятельную творческую деятельность каждого студента. Причем внешние воздействия носят лишь инициирующий, но не формообразующий характер. Источник развития личности находится в ней самой;
2) деятельностный подход предполагает открытие перед студентом всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и так или иначе обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение новых возможностей, не предусмотренных опытом обучаемого и его социальной среды). Для этого необходимо сделать процесс профессиональной подготовки мотивированным, учить студента самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать обучаемому сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Инновационные знания, умения, приемы должны быть для него осмысленными, взаимосвязанными, он должен уметь самостоятельно выбрать наиболее подходящий прием решения задачи, а в идеале — найти собственные, не встречавшиеся в его опыте решения [6].
Следовательно, оптимальная подготовка студента вуза с позиций деятельностного подхода дает возможность перейти к «открытому содержанию» познания, рассчитанному на варьирование видов деятельности в зависимости от целей и задач личности, субъекта деятельности и формирование у него социально востребованного отношения к окружающему миру, к себе, своей собственной деятельности [8].
Мы считаем, что в контексте деятельностного подхода актуальна идея А.М.
Новикова об опережающем образовании, предполагающем такой уровень творческого владения фундаментальными знаниями, который позволил бы человеку «опережать и формировать уровень развития производства, его техники и технологии»; о непрерывном образовании, когда у индивида формируется идея «перехода от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь»» [3]. Для этого необходимо, по мнению А.В. Хуторского, реализовать принцип открытого содержания образования, предполагающий не усвоение студентом образовательной среды во всей ее необъятности и «великом многообразии», а умение действовать в ней продуктивно, опираясь на собственную позицию и выстраивая индивидуальную образовательную траекторию [9].
Таким образом, деятельностный подход в образовании исходным пунктом содержит идею о том, что организация образовательного процесса в вузе должна включать разнообразные значимые для студента виды деятельности, что обусловливает включение студента в разносторонние общественные отношения, создающие общий фон, на котором происходит его личностное, социальное и профессиональное становление. Реализация деятельностного подхода в профессиональной подготовке выпускника в контексте выявленных возможностей (вариативность организации содержания деятельности студента в вузе; многообразие сфер включения в разнообразные виды деятельности; усиление связи образовательного процесса с практикой; открытость содержания образования) определяет оптимальное овладение студентом инновационными знаниями, общечеловеческой и профессиональной культурой, развитие познавательных сил и творческого потенциала, усвоение образцов социоориентированного мышления в соответствии с требованиями современного постиндустриального общества.
Рецензенты:
Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Пак Л.Г., Яблонских Ю.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21556 (дата обращения: 20.03.2020).
Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21556
Структура и реализация деятельностного подхода в педагогике
Определение 1
Деятельность представляет собой одну из базовых основ, средство и самое важное условие развития человеческой личности. Этот факт формирует нужду в осуществлении в процессе педагогической практики деятельностного подхода.
Деятельность является способом преобразования окружающей действительности силами человека, а деятельный подход — это особый метод в педагогике, который использует деятельность для достижения поставленной цели.
Изначальной формой такого способа можно назвать труд.
Любая материальная или же духовная деятельность, совершаемая человеком, является производной от труда, что можно заметить по наличию его характерной черты – творческому изменению окружающей реальности.
В процессе преобразования своего окружения человек тем самым меняет и самого себя, становясь в процессе субъектом своего развития. В условиях деятельностного подхода подверженный исследованиям объект рассматривается в границах системы деятельности: ее зарождения, эволюции и развития.
Деятельность как форма человеческой активности представляет собой главный аспект деятельностного подхода. А. Н.Леонтьев достаточно убедительно аргументировал важность деятельностного подхода в своих трудах.
В них он писал о том, что для овладения достижениями культуры новому поколению необходимо осуществить деятельность, похожую на ту, при которой эти достижения появились.
По этой причине с целью подготовки детей к самостоятельной жизни и деятельности, не лишним будет вовлечь их в такие виды деятельности, организовав полноценную в нравственном и социальном плане жизнедеятельность.
Структура и реализация деятельностного подхода
Деятельность имеет свою психологическую структуру, которую можно разобрать на следующие элементы:
- цель;
- мотив;
- непосредственные действия;
- условия и средства реализации действия;
- результат.
Не стоит забывать о том, что деятельностный подход в педагогике – это исключительно системный метод и ни в коем случае нельзя пропускать ни один из структурных элементов.
Если поступить обратным образом, то воспитанник перестает являться субъектом деятельности, системность деятельности будет нарушена.
Ученик может усвоить полученную в результате образования информацию только тогда, когда он имеет активно-положительную мотивацию и внутреннюю нужду в таком освоения.
Замечание 1
Деятельностный подход в педагогике требует особой тяжелой работы по организации деятельности ребенка, по переводу ребенка в позицию субъекта общения, познания и труда. Для реализации этого нужно научить его целеполаганию, планированию и организации деятельности, самоанализу и методам оценивания продуктов своей деятельности.
Деятельностный подход применительно к исследованию становления личности ребенка означает, что общение, игра, учение представляют собой главные факторы его формирования и развития. Также стоит отметить, что основные педагогические требования по отношению к организации процесса воспитания можно записать следующим образом:
- определение содержания деятельности;
- перевод ребенка в позицию субъекта познания, общения и труда.
С целью осуществления преобразования человеку необходимо подвергнуть изменению идеализированный образ собственных действий и замысел самой деятельности.
Для решения данной задачи он применяет мышление, от уровня развития которого зависит степень свободы и благополучия человека.
Осознанное отношение к окружающей действительности позволяет индивиду осуществлять функцию субъекта деятельности, который активно подвергает изменениям мир и себя самого путем овладения общечеловеческой культурой и самоанализа продуктов деятельности.
Определение 2
Преобразовательная деятельность подразумевает под собой не только идеализацию, но также и реализацию замысла. Это может быть определено в качестве фактора развития рефлексивных способностей у личности, которые нацелены на самоанализ и самооценку, коррекцию деятельности и взаимоотношений с социумом.
Замечание 2
Деятельностный подход находится в противостоянии с неактивному и вербальному учениям, догматической передаче уже готовой информации, а такдже монологичности словесного преподавания.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/dejatelnostnyj-podhod-v-pedagogike/
Деятельностный подход в образовании
«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!»
(А.А.Леонтьев).
Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.
Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
- учёт интересов учащихся;
- учение через обучение мысли и действию;
- познание и знание как следствие преодоления трудностей;
- свободная творческая работа и сотрудничество.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» (А. Дистервег)
Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В. В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей. И только сейчас наша страна осознала значимость данного подхода не только в начальной школе, но и в средней и старшей.
Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.
«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!» (Леонтьев).
- Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
- Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты
- Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
- Реализация деятельностного подхода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности– заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений. Об этом принципе мы поговорим подробно.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
- Принцип целостности– предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
- Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности– предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
- Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Еще Л.С. Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология», опередившей свое время как минимум лет на 60 (она была опубликована в 1926 г.), говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества… Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному».
Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
- Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.
- Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.
- «Деятельность– такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».
Едва ли не самым распространенным и часто употребительным словосочетанием в педагогической практике является «учебная деятельность». Но если мы употребляем понятие «учебная деятельность», то должны вкладывать в него определенный смысл.
Выше уже говорилось о том, что основная масса учителей воспринимает это понятие на наивно-бытовом уровне, а не как научную категорию.
В то же время ясно, что о научном подходе в обучении можно говорить только тогда, учебная деятельность понимается именно как научная категория.
Для того чтобы цель и продукт учебной деятельности совпадали, т.е. в результате получалось то, что наметил обучаемый, необходимо управление учебной деятельностью.
Значит, обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая учебные действия:
- целеполагания,
- программирования,
- планирования,
- контроля и самоконтроля,
- оценивания и самооценивания
Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:
- на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;
- на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;
- на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;
- на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.
Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать».
Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий:
- Проектной деятельности.
- Интерактивных методов обучения
- Проблемно – диалогового обучения
- Витагенного подхода в преподавании
- Интегрированного обучения на основе межпредметных связей.
Оригинал работы:
Деятельностный подход в образовании
Источник: https://www.informio.ru/publications/id3555/Dejatelnostnyi-podhod-v-obrazovanii
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Сидоренко Оксана Михайловна
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового федерального государственного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Еще в XIX веке немецкий педагог А.Дистервег говорил о том, что «сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»
Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия.
Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. А сама человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».
Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
Итак, системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию ее субъекта.
В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь».
В традиционном же обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, ученик же ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».
Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения, результатом которого должно стать развитие на основе универсальных учебных действий личности ребенка, способной к самостоятельной творческой деятельности. Ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». В учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. Главная же задача для учителя создание и организация условий, инициирующих действие ученика.
- Система дидактических принципов.
- Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- 1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
- 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
- Представленная система принципов:
- · обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.);
- · не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей;
- · является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории.
- Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:
1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, проекта. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории и обществознантя:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся.
Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:
Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.
Изучая данную тему, я наткнулась на статью И.В. Крутовой, Л.П. Разбегаевой, Р.В. Пазина «Системно деятельностный подход: методический аспект (на примере изучения истории)», опубликованную в журнале Преподавание истории в школе в июне 2015 г. Прочитав данную статью, вынуждена была во многом согласиться с ее авторами.
Они отмечают, что «в практике обучения истории иногда встречается упрощенная конкретизация в понимании системно-деятельностного подхода» (пример с картиной: если ее описывает ученик – деятельностный подход, если говорит – учитель недеятельностный.
В форме аналогии на такое утверждение возникает вопрос: значит ли это, что в театре у зрителей при просмотре постановки нет никакой деятельности? Ни творческой, ни мыслительной?..). Согласна и с тем, что «текстовый компонент многих учебников беден на исторические образы, довольно схематичен, недостаточно эмоционален, не всегда четко структурирован.
Поэтому, к сожалению, самостоятельная работа школьников с учебником зачастую неэффективна в плане создания у них исторических образов и требует иных методических приемов». А «отказ от репродуктивного уровня обучения, который предлагается в качестве панацеи от многих проблем в современном образовании, не является выходом для достижения цели научить учиться.
Ведь яркое и образное слово учителя на уроке истории в V–VI кл. может пробудить воображение ученика, способствовать формированию в его сознании определенных образов, что соответствует его возрастным особенностям и является оправданным приемом работы для на данном этапе.
Согласна, что «в условиях действующих программ и принятого Историко-культурного стандарта встает вопрос о возможности системного использования деятельностного подхода в условиях дефицита учебного времени».
Совершенно очевидны проблемы деятельностного подхода на современном этапе и практическом уровне. Хотелось бы обратить внимание на возможное решение этих проблем.
Во-первых, на мой взгляд, «деятельностный» и «традиционный» подходы не должны противопоставляться друг другу. Это методы, которые направлены на решение определенных задач, и они призваны сосуществовать и дополнять друг друга с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся, а также поставленных образовательных задач.
Во-вторых, для реализации деятельностного подхода требуется решение как минимум трех задач: увеличение количества часов на преподавание истории, которое сейчас недостаточно даже для бойкого пересказа учителем всего объема материала; реализация новых подходов к предъявлению содержания на новых принципах (системность, образность, ориентированность на ученика) и разработка соответствующего методического контента.
В-третьих, правы наши коллеги, когда пишут, что «может возникать и иная ситуация, когда конспектирование учебника, заполнение таблиц и схем, игры на уроках, групповые формы работы не вызывают активной внутренней деятельности школьника».
Поэтому вырисовывается еще одна задача которую нужно решать практическим путем – это разработка и апробация интересного контента заданий к конкретному содержанию, конкретным темам и конкретным урокам, позволяющих пробудить эту активную внутреннюю деятельность (хотя роль личности учителя в достижении этой цели является превалирующей). В этом направлении ориентированы разработки интерактивных исторических карт и заданий к ним, заданий по иллюстративному ряду и условно-графической наглядности. К примеру, в том же номере ПИШ №6 2015 г. Учителя Э.Н.Абдулаев и А.Ю.Морозов опубликовали два практико-ориентированных весьма интересных материала: вариант курса истории Отечества как системы учебных задач и разработку темы «Дворцовые перевороты» в формате реализации деятельностного подхода. Кроме того, могу поделиться ссылками на интерактивные карты по истории России и мира, которые можно использовать как в готовом варианте, так и в отредактированном. Как отредактировать историческую карту и основные правила работы с картой прилагаются.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия.
Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/realizatsiya-sistemno-deyatelnostnog-2/